После переезда в сша занимает пост заместителя директора чикагского психоаналитического института
Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге, 16 сентября 1885 г., и скончалась 4 декабря 1952 г. в Нью-Йорке. Медицинскую подготовку она получила в Берлинском университете, с 1918 по 1932 г. Сотрудничала с Берлинским психоаналитическим институтом. Она проходила анализ у Карла Абрахама и Ганса Сакса (Sachs, Н.), двух выдающихся психоаналитиков того времени. По приглашению Франца Александера (Alexander, F.) она переехала в Соединенные Штаты и в течение двух лет была заместителем директора Чикагского психоаналитического института. В 1934 г. она переехала в Нью-Йорк, где практиковала как психоаналитик и преподавала в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Разочаровавшись в ортодоксальном психоанализе, она вместе с группой единомышленников основала "Ассоциацию за прогресс психоанализа" и Американский институт психоанализа, который возглавляла до самой смерти.
В своих идеях Хорни видит не абсолютно новый подход к пониманию личности, а развитие фрейдистской психологической системы. Она стремится устранить заблуждения Фрейда – корень которых, как она считает, в его биологической, механистической ориентации – с тем, чтобы мог полностью осуществиться потенциал психоанализа как науки о человеке. "Мое убеждение, говоря коротко, заключается в том, что психоанализ должен перерасти собственные границы инстинктивной и генетической психологии" (1939, с. 8).
Хорни решительно возражает против представлений Фрейда о том, что решающим фактором женской психологии является зависть к пенису. Напомним, Фрейд отмечал, что характерные отношения и переживания женщины и глубочайший их конфликт возникают в связи с чувством генитальной неполноценности и зависти к мужчине. Хорни полагает, что женская психология основана на недостатке доверия и сверхзначимости отношений любви, что мало связано с анатомией половых органов. (Взгляды Хорни на женскую психологию были собраны и посмертно изданы в 1967 г.).
Эдипов комплекс Хорни связывает не с сексуально-агрессивным конфликтом между ребенком и родителями, а с тревогой, возникающей в связи с базовыми нарушениями в отношениях ребенка с матерью и отцом, например, отвержением, гиперпротекцией, наказаниями. Агрессия, вопреки мнению Фрейда, не врождена, а представляет средство защиты своей безопасности. Нарциссизм в реальности – не самовлюбленность, а самовозвеличивание и завышенная самооценка, возникающая в связи с чувством небезопасности. Хорни также подвергает сомнению представления Фрейда о вынуждении повторения, Оно, Я и Сверх-Я, тревоге и мазохизме (1939). Положительно Хорни относится к фундаментальным, по ее мнению, разработкам Фрейда в области психического детерминизма, бессознательной мотивации и эмоциональных, нерациональных мотивах.
Карен Хорни Биография, теория и работа
Карен Хорни (1885-1952) был предшественником феминистского движения в области психоанализа. Она была первым психотерапевтом, разработавшим психологическую теорию, адаптированную к биологическим характеристикам женщин, оставив мужчину в качестве центра психоанализа. Ваши сочинения собраны в публикации Женская психология (1967) развязал большой спор среди психоаналитиков того времени.
Из-за его противоречивой природы, идеи и вклады Карен Хорни были оставлены в течение долгого времени психологами и психиатрами того времени. Однако через несколько лет они использовались для продвижения гендерного равенства в разгар феминистского движения..
Хорни родился и учился в Германии. Он был одним из основателей Института психоанализа Берлина (Berlin Psychoanalytic Institute).
Годы спустя она эмигрировала в Соединенные Штаты, где она сформировала Американский институт психоанализа (Американский институт психоанализа) и была одним из редакторов-основателей Американский журнал психоанализа. Карен Хорни считается одним из источников психоанализа в 20 веке.
После переезда в сша занимает пост заместителя директора чикагского психоаналитического института
Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в Гамбурге в протестантской семье. Берндт Даниельсен, ее отец, был капитаном нор- | вежского флота и очень религиозным человеком. Мать, Клотильда Ронзелен, датчанка, напротив, отличалась свободомыслием, что, без сомнения, унаследовала ее дочь. В юности Карен иногда сопровождала отца в его путешествиях.
Решение заняться медициной, достаточно необычное для женщин того времени, Карен приняла под влиянием матери. Образование она получала в Берлинском университете. Там она познакомилась с берлинским юристом Оскаром Хорни и в 1909 г. вышла за него замуж. В университете Карен занималась психиатрией и психоанализом и в 1913 г. окончила его лучшей студенткой в группе. В том же 1913 г. Карен Хорни получила степень доктора медицины и к тридцати годам стала одним из самых признанных преподавателей в Берлинском институте психоанализа. За основу своих взглядов она взяла теории Зигмунда Фрейда, хотя и смотрела на них критически.
Разработку собственных теорий Карен Хорни начинает с утверждения, что универсальных психических норм просто не существует: поведение, расцениваемое как невротическое в одной культуре, может быть совершенно нормальным для другой, и наоборот. По мнению Карен Хорни, о том, что является нормой, а что нет, мы можем судить только рассматривая индивида в контексте тех конкретных культурных условий, в которых он находится.
Персональный анализ Карен Хорни прошла у Ганса Закса, сподвижника Зигмунда Фрейда и основателя первого психоаналитического комитета, а квалификацию обучающего аналитика получила у Карла Абрахама, одного из учеников Фрейда.
Уже в первых своих работах Хорни вступила в полемику с Фрейдом. Ортодоксальный психоанализ (психоанализ фрейдовского типа), по мнению Хорни, носит отпечаток маскулинности современного общества, в которой функция женщины строго определенна. Именно поэтому фрейдизм — это учение прежде всего о мужской психологии. Кроме того, психоанализ — творение мужчины и развивали его тоже мужчины, положив в основу именно мужскую психику, не уделяя особого внимания особенностям женской. Поэтому только дифференциальный подход к женской и мужской психологии может открыть путь к разработке целостной концепции личности. Эти идеи она, в частности, изложила в работе «Новые пути в психоанализе».
Работая в Берлине, Карен Хорни продолжала развивать свои теории невроза. Сам невроз она определяла как психическое расстройство, вызываемое страхами и защитами против этих страхов, а также попытками найти компромисс между конфликтующими тенденциями в психике. Преследуя цель определить четкие признаки невротического поведения, она выделяет два момента, которыми характеризуются, по ее мнению, все невротики: ригидность реакций и несоответствие между потенциями и достижениями. Под «ригидностью реакций» она понимает склонность невротика поступать предсказуемо, так как его действия предопределены идеей, на которой он зафиксирован. Здоровый же человек проявляет гибкость и адаптируется к требованиям объективной ситуации, то есть относится к ситуации так, как она того заслуживает. Разумеется, данная ригидность может рассматриваться как невротическая, только если она отклоняется от культурной нормы той группы, к которой принадлежит индивид.
Второй момент также представляется не абсолютным критерием невротичности. Несоответствие между потенциями и достижениями может объясняться объективными причинами, и индивид может оказаться жертвой обстоятельств, однако невротик зачастую сам является причиной всех своих неудач. Причиной фрустрации (бессознательного чувства тревожности) является внутренний конфликт.
Основой всех неврозов Хорни считала «базальную тревогу», которую определяла как «чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире». Все эти чувства, по ее мнению, появляются в детстве, когда родители обделяют ребенка теплом и вниманием (обычно по причине зацик-ленности на своих личных неврозах). Безусловная любовь чрезвычайно существенна для нормального развития ребенка, и если ее нет, внешняя среда становится для него враждебной. Ребенок растет, чувствуя, что мир вокруг него опасен и враждебен, что он не в состоянии отстоять свои права, что он «плохой» и что одиночество здесь в порядке вещей. Он слаб и хочет, чтобы его защищали, заботились о нем, чтобы другие приняли на себя всю ответственность за него.
С другой стороны, его естественная подозрительность к окружающим делает доверие к ним практически невозможным. Возникает противоречие, пытаясь избавиться от которого, ребенок развивает в себе невротические защиты: привязанность, власть, уход и подчинение или зависимость В дальнейшем Карен Хорни более подробно рассматривала каждую из невротических защит.
Как один из видов невротической защиты, привязанность основывается на стремлении к безопасности, тогда как нормальная любовь — на чувстве «Если ты меня любишь, ты никогда не сделаешь мне больно» — вот своего рода «девиз» невротического влечения Однако будучи неспособным по описанным выше причинам по-настоящему доверять людям, невротик чувствует себя недостойным быть любимым. Эта ситуация несет в себе следующий конфликт: невротик постоянно стремится к любви, но не в состоянии отдавать ее, страшась эмоциональной зависимости
Невротическое влечение к власти также рассматривалось Карен Хорни в сравнении с нормальным проявлением этого чувства. Само по себе желание обладать большей властью не является невротическим и может быть, например, следствием выдающихся способностей. А вот его невротическая разновидность возникает под влиянием страха, тревожности и чувства неполноценности. Стремящийся к власти невротик хочет быть всегда правым, контролировать всех и всегда поступать по-своему. Отсюда Карен Хорни определяет три основные характеристики, присущие ему:
— Он желает быть первым во всем и соперничает даже с теми, чьи цели не имеют к его целям никакого отношения.
— Его влечение к власти основывается на враждебности к окружающим, и он старается унизить, нанести им поражение.
— Он боится расплаты и хочет быть любимым ими — возникает неразрешимая дилемма.
Так же как и в первом случае, К. Хорни приводит своеобразный девиз невротического стремления к власти: «Если я сильнее тебя, ты для меня безвреден». Невротический «уход» основывается на вере индивида в то, что, однажды став самодостаточным, он окажется в безопасности. Таким образом, он стремится быть независимым от людей: «Если я тебя избегаю, ты не причинишь мне вреда».
Постоянно ощущая собственную беспомощность, невротик склонен принимать традиционные точки зрения или те из них, которые наиболее весомы и влиятельны. Он может подавить все свои личные требования, позволить другим оскорблять себя, избегать критики и всем подряд предлагать свою помощь: «Если я подчинюсь воле других или помогу им, я смогу обезопасить себя». Так Карен Хорни определяла возникновение последней из невротических защит — зависимости.
В 1932 г Франц Александер пригласил Карен Хорни в Чикаго в качестве заместителя директора Чикагского психоаналитического института, и около двух лет они работали в сотрудничестве. В 1941 г. К. Хорни организовала в Нью-Йорке Американский институт психоанализа. В это время она продолжала дальше развивать свою теорию неврозов.
В работе «Невротическая личность нашего времени» Хорни рассматривала дополнительные невротические тенденции, отмечая, что она представляет себе невротическую структуру в виде микрокосма, ядром которого является одна из описанных ею невротических черт. Карен Хорни считала, что все они основываются на трех важнейших установках по отношению к окружающим: на движении к людям, движении против людей и движении от людей.
После переезда в сша занимает пост заместителя директора чикагского психоаналитического института
Значительную роль в жизни Карен Хорни сыграл Франц Александер, который, декларировав свой отход от психоанализа и покинув из-за этого Берлин, на самом деле талантливо имплицировал аналитические подходы в американскую социальную психологию. Во многом сходным путем шла к созданию науки о женской психологии К. Хорни.
Именно Ф. Александер в 1932 году пригласил Карен Хорни в Чикаго в качестве заместителя директора Чикагского Психоаналитического Института. Это был уже второй психоаналитический институт в США. Первый был открыт в 1930 году в Нью-Йорке. Для руководства им был приглашен из Берлина доктор Шандор Радо (1890–1972), который принес с собой дух ортодоксальности и традиций, существовавший в Берлинском Институте Психоанализа.
Ф. Александер придерживался более широких взглядов и во многом способствовал преодолению изоляции психоанализа и приходу его в университеты и колледжи США.
Проработав вместе около двух лет, Александер и Хорни признали, что их дальнейшее сотрудничество невозможно, так как у каждого был свой собственный путь. К. Хорни уезжает в Нью-Йорк, где в 1941 году организует Американский Институт Психоанализа, а позднее становится редактором-основателем «Американского Психоаналитического Журнала». Ей принадлежат десятки исследований, статей и книг, среди которых наиболее известны «Невротическая личность нашего времени» и «Женская психология», которое составят две первые книги издаваемой нами серии «Библиотека психоаналитической литературы».
О причине такого долгого пути к российскому читателю мной уже говорилось, здесь же я считаю уместным отметить, что Российский Психоаналитический Институт был создан на двадцать лет раньше американского, но к тому периоду времени, когда появились эти книги, и Институт, и издание Психологической и психоаналитической библиотеки под редакцией директора Института профессора И. Д. Ермакова были уже ликвидированы, естественно, как «оплот буржуазной идеологии», а многие выдающиеся, получившие мировое признание ученые-аналитики, были репрессированы, в том числе — уничтожены физически. В 1942 году в Бутырской тюрьме умер и профессор Иван Дмитриевич Ермаков, безусловно — талантливый клиницист, ученый и организатор, заслуги которого перед российской наукой и культурой еще не получили должной оценки.
Повторное открытие нашего Института, возобновление систематической подготовки специалистов-аналитиков, исследовательской и издательской деятельности стало возможным лишь в 1991 году.
Я не стану следовать достаточно распространенной традиции и пересказывать во вступлении содержание конкретных глав, а тем более — давать им оценку, предоставив это читателю. Хотя, должен признаться, не во всем согласен с автором. Но, думаю, было бы нечестно вступать с ним в полемику: книга была написана слишком давно, и слишком многое за это время переменилось и в нас самих, и в культуре, и в психоанализе.
Вначале я делал достаточно много сносок, но затем, осознав, что нельзя вложить все основы психоаналитических знаний в примечания, отказался от излишних комментариев, сосредоточившись исключительно на попытке сохранения самобытности языка автора и поиске адекватных ему русских эквивалентов. Здесь же, уже после завершения работы над русским текстом книги, я хотел бы сделать только еще одно, но, как мне представляется, чрезвычайно важное примечание. Приступая к чтению книги, нужно постоянно помнить, что, также как и Фрейд, при изложении психопатологических комплексов, описании состояний и влечений, которые пока еще не имеют определенных языковых эквивалентов, автор достаточно часто прибегает к метафоре. Я сейчас попытаюсь еще раз объяснить и проиллюстрировать это. Когда Вы говорите собеседнику: «И тут я просто взорвался», — ни одному нормальному человеку не придет в голову идентифицировать сказанное с реальным физическим процессом.
Точно также психоаналитические термины в абсолютном большинстве случаев не могут быть непосредственно соотнесены с обыденными значениями образующих их слов или сочетаний, а лишь обобщенно и конвенционально характеризует те «соматические переживания», психические эквиваленты которых чрезвычайно разнообразны. Восприятие Эдипова комплекса только как инцестуозного стремления — удел дикого психоанализа и горе-аналитиков. И здесь я хотел бы еще раз подчеркнуть, что наполовину понятые идеи психоанализа куда опасней полного непонимания.
К работе над этой книгой было причастно очень много людей — художников, корректоров, редакторов, наборщиков и печатников, каждый из которых заслуживает благодарности. Но я хотел бы выразить свою особую признательность переводчику — студентке нашего Института Елене Ивановне Замфир, которая не только взяла на себя труд по подготовке русского варианта книги (первоначально-в качестве курсовой работы), но и реально способствовала ее изданию, проявляя искреннюю заинтересованность, настойчивость и завидное терпение в контактах с научными редакторами.
Эволюция теории
Мысль Хорни основана на неофрейдизме, психологическом и социологическом течении двадцатого века..
Неофрейдисты экстраполируют теории Зигмунда Фрейда на реальность, окружающую человека. Они принимают во внимание такие аспекты, как культура или пол. Исходя из своей эволюции, теоретическую работу Карен Хорни можно разделить на три разных этапа.
Первый этап: 1920-1930 гг. Женская психология
Хотя книга Женская психология Он был опубликован посмертно в 1967 году, сочинения, которые он собирал, имели место в период с 1920 по 1930 годы..
Идеи, собранные в этой работе, были очень спорными, когда психоаналитик Карен Хорни впервые обнародовал их..
Немецкий психотерапевт, который до сих пор был великим последователем фрейдовских теорий, начинает опровергать некоторые изложения учения отца психоанализа.
Зигмунд Фрейд в своей теории психоанализа устанавливает концепцию «зависти к пенису» (зависти к пенису) во время психосексуального развития девочки, особенно в так называемой фаллической стадии, которая обычно дается среди детей 3, 5 и 6 лет. лет.
Это явление происходит из позднего Эдипова комплекса. Согласно Хорни, согласно этой теории, женский клитор воспринимается как пенис..
Согласно немецкому психоаналитику, эта теория психосексуального развития, основанная на человеке и более поздние, которые следовали за шагами, установленными Фрейдом, андроцентрична, потому что они развиты людьми.
Напротив, немецкий психоаналитик утверждает, что женщины имеют биологические характеристики, отличные от таковых у мужчин. В этом смысле он развивает концепцию зависти чрева (зависти чрева)
Зависть к матке связывает социальную подчиненность женщин с беспокойством, которое испытывают мужчины, потому что они не могут выполнять определенные внутренние биологические функции женщин, как в случае с материнством, отраженным в таких аспектах, как роды или кормление грудью..
Здесь отражено, как, хотя Карен Хорни говорит о биологическом элементе, таком как матка, она связывает его с культурными и социальными аспектами, такими как социальное доминирование мужчины над женщиной. Человек должен выделяться в других аспектах на социальном уровне, поскольку на биологическом уровне они не могут победить женщин.
Сама Карен Хорни объясняет это социальное превосходство мужчины над женщиной следующей фразой: «мужчины должны презирать женщин больше, чем женщин, мужчин» («мужчины должны унижать женщин больше, чем женщины должны унижать мужчин»).
Второй этап: о неврозе
В середине 30-х вы можете увидеть эволюцию мышления Карен Хорни.
Этот второй этап обычно отождествляется с публикацией его работы Невротическая личность нашего времени в 1937 году. Эта работа имела большое значение в его дни. Также примечательно в эти годы публикация Новые пути в психоанализе в 1939 году.
На этом этапе Хорни оставляет в стороне теории, ориентированные на женщин, и продолжает изучать психологические аспекты, которые вызывают кризис у обоих полов..
С другой стороны, в нем все больше внимания уделяется культурным и социологическим аспектам биологических характеристик, что противоречит принципам теории Фрейда..
Мы должны помнить, что в эти годы Карен становится частью «культурной школы» (культурной школы) с другими специалистами, такими как Эрих Фромм, Гарри Стэк Салливан, Клара Томпсон и Абрам Кардинер.
По словам психоаналитика, именно социальные обстоятельства провоцируют неврозы. Эти культурные и социальные факторы, особенно семья, препятствуют свободному развитию ребенка. Эти аспекты вызывают беспокойство в малых.
Это беспокойство было определено Карен Хорни как страх чувствовать себя одиноким и беспомощным перед враждебным миром. Этот страх, вместо того, чтобы помочь улучшить отношения с другими людьми в окружении ребенка, заставляет их развивать защитное поведение, усложняя социальные отношения.
Вся эта теория собрана в первой книге, Невротическая личность нашего времени. Эта публикация выдвинула фигуру Карен Хорни среди кругов психоаналитиков.
Вторая самая важная книга этого этапа, Новые пути в психоанализе, это критика теории психоанализа Фрейда, так как Хорни думал, что он не предлагал решения некоторых методов лечения пациентов. Этот пересмотр теорий отца психоанализа заставил его уйти в отставку перед Нью-Йоркским психоаналитическим институтом.
Новым аспектом, который эти две книги предлагают в отношении видения Фрейда, является концепция, которую каждый психоаналитик имеет в отношении времени и его важности в сознании человека. Карен Хорни больше внимания уделяет настоящему, в то время как Фрейд уделяет больше внимания прошлому.
Хотя прошлое отмечает способ существования индивида и некоторые его травмы, немецкий психоаналитик не уделяет столько внимания возвращению к этому прошлому при проведении терапии, но больше внимания уделяет тому, чем сейчас является индивид. в настоящее время, придавая большее значение нынешним конфликтам.
Третий этап: этап зрелости
Психоаналитическая теория Карен Хорни объединена с 40-х годов.
Хорни продолжает свою теорию о неврозе. На этом этапе основное внимание уделяется реакциям, которые человек воспринимает по отношению к другим, когда он чувствует страх остаться один перед миром в своих отношениях с другими. В зависимости от способа действия или решения, принятого для разрешения конфликта, это влечет за собой личность или другие характеристики.
Эти стратегии защиты личности разработаны в двух работах; Наши внутренние конфликты (Наши внутренние конфликты), опубликованная в 1945 году и Невроз и рост человека (Невроз и рост человека) который появился на свет в 1950 году.
В этих работах Карен Хорни утверждает, что люди могут действовать по-разному в своих межличностных отношениях из-за невроза или страха перед беспомощными стихами. Они могут приближаться к другим, уходить или сталкиваться друг с другом. Основываясь на этом принципе, он устанавливает три типа решений, которые принимает индивидуум:
- Скромная или покорная стратегия (самоуничижительное решение): Этот защитный механизм начинается с следующих рассуждений: если я подчиняюсь другим и не стремлюсь к собственному успеху, никто не может причинить мне вред. Они сталкиваются с беспокойством через стратегии, чтобы получить одобрение и привязанность других. Установите отношения зависимости с окружающими. Что касается убеждений, они склонны быть верующими в более высоком порядке, как Бог, который отмечает ход или судьбу жизни.
- самовлюбленный человек. Это люди, которые восхищаются собой и верят, что никто не может победить их. Их беспокойство или отсутствие безопасности проявляется, когда им нужны другие, чтобы подтвердить свои способности и хорошие качества. Что касается убеждений этих людей, они верят, что если они будут упорны в своих мечтах и сосредоточатся на себе, они достигнут своих целей. Когда этого не происходит, они впадают в своего рода коллапс, который мешает им смотреть в реальность.
- перфекционист. Эти люди развивают ценности и формы поведения, которые определяют, как стать хорошим человеком. Они считают себя выше других в этом аспекте и считают, что каждый должен вести себя как они. Они верят, что если они будут относиться к людям так, как они думают, с ними нужно обращаться, то к ним будут относиться так же. Когда ошибка ставит под сомнение их принципы, они создают ситуацию беспомощности и ненависти к себе..
- высокомерный. Лица, входящие в эту подгруппу, применяют закон Дарвина сильнее всего. Обычно это люди, с которыми несправедливо обращались в детстве, и в настоящее время они пытаются устранить этот ущерб. Они пытаются достичь своих достижений, манипулируя другими. Они не верят в традиционную мораль. Если они рухнут, они могут начать принимать покорные стратегии.
- Отказался от стратегии: Люди, которые принимают эту стратегию, любят свободу, мир и являются самодостаточными. Они исходят из того, что, если им ничего не нужно от других или они пытаются добиться успеха, они не потерпят неудачу или будут бояться чего-либо. Если вы ничего не ожидаете, ничто вас не разочарует.
В книге Невроз и рост человека, Карен Хорни фокусируется на внутренней или внутрифизической защите, а не на межличностной защите. В этом смысле определяет новую концепцию, система гордости (система гордости), с помощью которой люди скрывают свои чувства слабости, идеализируя собственный образ.
Масштаб успеха связан с тем идеализированным изображением, которое люди намерены обновить. Этот образ не приносит благополучия человеку, но в большинстве случаев усиливает внутренние конфликты и презрение к личности.
После переезда в сша занимает пост заместителя директора чикагского психоаналитического института
Карен Хорни (1885–1952) принадлежит к плеяде выдающихся деятелей мирового психоанализа и, наряду с Хелен Дейч, является общепризнанным основателем науки о женской психологии.
По вполне понятным причинам работы этих авторов вообще неизвестны отечественному читателю, в том числе специалистам — психологам и врачам, которые, как и все мы, до недавнего времени жили в бесполом обществе «товарищей» и «товарищей», где из трех основных сфер самореализации личности (труд, общение и секс) вторая была существенно ограничена идеологией, а третья — как социальная и научная категория, фактически запрещена, а следовательно — низведена до примитивного физиологического акта. Я позволю себе высказать предположение, что именно отсутствие научно обоснованных взглядов на полоролевую и психосексуальную дифференциацию личности в раннем детстве, десексуализация школьного и семейного воспитания и, как следствие — создание целой генерации граждан неопределенного пола, не в последнюю очередь привели к той моральной деградации семьи и общества в целом, свидетелями которой мы сейчас являемся.
Трудно поверить, но на сегодняшний день наш Институт единственный на всей территории бывшего СССР, где читается курс женской психологии. Есть психология личности (также бесполой), преступности, торговли, политической борьбы и т. д., а женской — нет, хотя женщин у нас, надеюсь, все же больше, чем, например, преступников и политических деятелей. И лишь сейчас мы вновь возвращаемся к практически полностью забытому пониманию того, что мир состоит не из классов и сословий, не из богатых и бедных, не из начальников и подчиненных, которые всегда вторичны, а — из мужчин и женщин. Заслуга научной постановки этой проблемы в значительной степени принадлежит Зигмунду Фрейду (1856–1939) и его (не во всем согласной со своим учителем) последовательнице Карен Хорни.
Карен Хорни родилась в Гамбурге в протестантской семье. Ее отец, Берндт Даниэльсен, был капитаном норвежского флота и глубоко религиозным человеком. Мать Карен — Клотильда Ронзелен, датчанка по происхождению, наоборот, отличалась свободомыслием, которое, безусловно, унаследовала дочь. В юности Карен случалось сопровождать отца в долгих морских походах, где она приобрела страсть к путешествиям и дальним странам.
Ее решение заняться медициной — не совсем обычный выбор для женщины начала двадцатого века — было принято под влиянием матери. Окончив Берлинский университет (1913) лучшей студенткой в группе, Хорни специализируется в области психиатрии и психоанализа.
В двадцать четыре года она вышла замуж за берлинского юриста Оскара Хорни. Прожив с мужем двадцать восемь лет и воспитав трех дочерей, в 1937 году из-за различия интересов Карен разводится с мужем, и с этого времени полностью посвящает себя психоаналитическому движению.
Безусловно талантливый врач и исследователь, Хорни стала доктором медицины в двадцать восемь лет, а к тридцати была уже одним из признанных преподавателей только что открывшегося Берлинского Института Психоанализа. Уже одна из первых ее статей «О происхождении комплекса кастрации у женщин» принесла ей европейскую известность.
Персональный анализ К. Хорни прошла у Ханса Сакса — одного из ближайших сподвижников 3. Фрейда и основателя первого Психоаналитического Комитета (1913), а квалификацию обучающего аналитика она получила у Карла Абрахама, которого 3. Фрейд считал своим способнейшим учеником.
Обучение у таких верных последователей Фрейда, казалось бы, должно было способствовать безусловной приверженности идеям классического психоанализа. Однако Хорни, практически с первых ее работ, начинает активно полемизировать с создателем психоаналитической теории, и, нельзя не признать, что в ряде случаев эта полемика была достаточно продуктивной, Причина этой неожиданной «конфронтации» яснее всего раскрывается самой Хорни. В 1926 году в работе «Уход от женственности» она писала: «Психоанализ — творение мужского гения, и почти все, кто развивал его идеи, тоже были мужчинами. Естественно и закономерно, что они были ориентированы на изучение сущности мужской психологии и понимали больше в развитии мужчины, чем женщины». С этим упреком трудно не согласиться, также как и с тем, что лишь дифференцированный подход к мужской и женской психологии открывает путь к разработке философии целостной личности. Холизм или «философия целостности», где объединяются объективное и субъективное, материальное и идеальное — составлял основу всех концептуальных подходов Хорни.
Значительную роль в жизни Карен Хорни сыграл Франц Александер, который, декларировав свой отход от психоанализа и покинув из-за этого Берлин, на самом деле талантливо имплицировал аналитические подходы в американскую социальную психологию. Во многом сходным путем шла к созданию науки о женской психологии К. Хорни.
Именно Ф. Александер в 1932 году пригласил Карен Хорни в Чикаго в качестве заместителя директора Чикагского Психоаналитического Института. Это был уже второй психоаналитический институт в США. Первый был открыт в 1930 году в Нью-Йорке. Для руководства им был приглашен из Берлина доктор Шандор Радо (1890–1972), который принес с собой дух ортодоксальности и традиций, существовавший в Берлинском Институте Психоанализа.
Ф. Александер придерживался более широких взглядов и во многом способствовал преодолению изоляции психоанализа и приходу его в университеты и колледжи США.
Проработав вместе около двух лет, Александер и Хорни признали, что их дальнейшее сотрудничество невозможно, так как у каждого был свой собственный путь. К. Хорни уезжает в Нью-Йорк, где в 1941 году организует Американский Институт Психоанализа, а позднее становится редактором-основателем «Американского Психоаналитического Журнала». Ей принадлежат десятки исследований, статей и книг, среди которых наиболее известны «Невротическая личность нашего времени» и «Женская психология», которое составят две первые книги издаваемой нами серии «Библиотека психоаналитической литературы».
О причине такого долгого пути к российскому читателю мной уже говорилось, здесь же я считаю уместным отметить, что Российский Психоаналитический Институт был создан на двадцать лет раньше американского, но к тому периоду времени, когда появились эти книги, и Институт, и издание Психологической и психоаналитической библиотеки под редакцией директора Института профессора И. Д. Ермакова были уже ликвидированы, естественно, как «оплот буржуазной идеологии», а многие выдающиеся, получившие мировое признание ученые-аналитики, были репрессированы, в том числе — уничтожены физически. В 1942 году в Бутырской тюрьме умер и профессор Иван Дмитриевич Ермаков, безусловно — талантливый клиницист, ученый и организатор, заслуги которого перед российской наукой и культурой еще не получили должной оценки.
Повторное открытие нашего Института, возобновление систематической подготовки специалистов-аналитиков, исследовательской и издательской деятельности стало возможным лишь в 1991 году.
Я не стану следовать достаточно распространенной традиции и пересказывать во вступлении содержание конкретных глав, а тем более — давать им оценку, предоставив это читателю. Хотя, должен признаться, не во всем согласен с автором. Но, думаю, было бы нечестно вступать с ним в полемику: книга была написана слишком давно, и слишком многое за это время переменилось и в нас самих, и в культуре, и в психоанализе.
Вначале я делал достаточно много сносок, но затем, осознав, что нельзя вложить все основы психоаналитических знаний в примечания, отказался от излишних комментариев, сосредоточившись исключительно на попытке сохранения самобытности языка автора и поиске адекватных ему русских эквивалентов. Здесь же, уже после завершения работы над русским текстом книги, я хотел бы сделать только еще одно, но, как мне представляется, чрезвычайно важное примечание. Приступая к чтению книги, нужно постоянно помнить, что, также как и Фрейд, при изложении психопатологических комплексов, описании состояний и влечений, которые пока еще не имеют определенных языковых эквивалентов, автор достаточно часто прибегает к метафоре. Я сейчас попытаюсь еще раз объяснить и проиллюстрировать это. Когда Вы говорите собеседнику: «И тут я просто взорвался», — ни одному нормальному человеку не придет в голову идентифицировать сказанное с реальным физическим процессом.
Точно также психоаналитические термины в абсолютном большинстве случаев не могут быть непосредственно соотнесены с обыденными значениями образующих их слов или сочетаний, а лишь обобщенно и конвенционально характеризует те «соматические переживания», психические эквиваленты которых чрезвычайно разнообразны. Восприятие Эдипова комплекса только как инцестуозного стремления — удел дикого психоанализа и горе-аналитиков. И здесь я хотел бы еще раз подчеркнуть, что наполовину понятые идеи психоанализа куда опасней полного непонимания.
К работе над этой книгой было причастно очень много людей — художников, корректоров, редакторов, наборщиков и печатников, каждый из которых заслуживает благодарности. Но я хотел бы выразить свою особую признательность переводчику — студентке нашего Института Елене Ивановне Замфир, которая не только взяла на себя труд по подготовке русского варианта книги (первоначально-в качестве курсовой работы), но и реально способствовала ее изданию, проявляя искреннюю заинтересованность, настойчивость и завидное терпение в контактах с научными редакторами.
Я надеюсь также, что публикация этой книги даст дополнительный импульс не только новым подходам к терапии функциональных расстройств, но реально будет способствовать формированию нового самосознания современной российской женщины.
Эта книга, названная автором «Женская психология», конечно же, и о мужчинах тоже. И я уверен, что ее прочтение не останется незамеченным для обоих полов, а, следовательно, позволит им лучше понять друг друга или, вернее — сделать хотя бы еще полшага на пути к недостижимому идеалу взаимопонимания.
Биография Хорни
Карен Даниэльсен родилась в пригороде Гамбурга (Германия) 16 сентября 1885 года. Ее отец Берндт Вакельс Даниэльсен, норвежского происхождения, был капитаном корабля, а ее мать Клотильда Ван Ронзелен, известная как Сонни, немецкая женщина из признанной семьи.
Берндт Вакельс Даниэльсен женился во втором браке с Клотильдой Ван Ронзеленом, на девятнадцать лет моложе его. От этого брака родились двое детей, Карен - самая младшая.
Первенец Берндт был милым и приятным мальчиком, на четыре года старше Карен. Кроме того, у Карен было еще четыре брата старше ее, плод предыдущих отношений его отца.
Будущий психоаналитик унаследовал ум и любопытство своей матери, которая всегда поддерживала ее в учебе.
В то время девушке было нелегко стать врачом. К этому добавилось препятствие, создаваемое религиозными убеждениями его отца, человека, которого всегда отличало жестокость.
Наряду с поддержкой его матери, он также имел поддержку своего старшего брата Берндта. Благодаря помощи двух из них он начал готовить вступительные экзамены в университет.
В 1906 году он поступил во Фрайбургский университет, чтобы изучать то, что он всегда хотел, медицину. Это формирование завершит его в Берлине в 1911 году.
Прежде чем закончить свою карьеру, в 1909 году он женился на социологе и экономисте Оскаре Хорни, у которого он брал фамилию. С ним у него было три дочери, среди них актриса и певица Бриджит Хорни.
Именно немецкий психоаналитик Карл Абрахам, один из самых опытных учеников Зигмунда Фрейда, представил Карен Хорни в захватывающем мире психоанализа. Карен прошла курс лечения Авраама по поводу депрессивных эпизодов.
Они были усугублены смертью его отца и матери в 1910 и 1911 годах соответственно. В год смерти его матери он начал посещать беседы и лекции по психоанализу, которые Карл Абрахам иногда читал в Психоаналитическом обществе Берлина (Берлинское психоаналитическое общество)..
В 1920 году он стал одним из основателей Берлинского психоаналитического института, созданного тем же Психоаналитическим обществом Берлина. Через шесть лет она развелась со своим мужем Оскаром Хорни.
В 1932 году антисемитское и нацистское течение, разоряющее Европу, становится все более важным. С другой стороны, его теории о психологии, адаптированные к женским чертам, начинают пробуждать подозрение о Зигмунде Фрейде, который изначально поддерживал его..
Затем психотерапевт решает принять предложение венгерского Франца Александра и эмигрирует в Соединенные Штаты, чтобы занять должность заместителя директора недавно созданного Психоаналитического института Чикаго (Chicago Psychoanalytic Institute).
Два года спустя он переехал в Нью-Йорк, чтобы стать частью Нью-Йоркского психоаналитического института (New York Psychoanalytic Institute).
Его годы в Большом яблоке были очень плодотворными на профессиональном уровне. Там он читал курсы по клиническим методам и сотрудничал в качестве добровольного психиатра в Объединенном еврейском обществе помощи, объединении солидарности, помогающем еврейским беженцам..
Именно в 1941 году Карен Хорни основала свою собственную организацию психоанализа с идеалами, отличными от идеалов существующих обществ; Американский институт психоанализа, где она была деканом до года своей смерти в 1952 году.
Как указано в декларации принципов этой организации, Американский институт психоанализа стремится избежать жесткости концепций и придать большее значение идеям, чем источникам, из которых они происходят..
Таким образом, целью этой организации является установление демократии в научном и академическом сообществе. Карен Хорни скончалась 4 декабря 1952 года, в возрасте 67 лет, после непродолжительной болезни.
Хорхе Канестри: «В теории психоанализа есть неделимое ядро — Фрейд»
Итальянский психоаналитик объяснил, как не запутаться в разнообразии психоаналитических теорий.
На примере понятия «конфликт» он продемонстрировал всю широту его толкования в разных психоаналитических школах. «В теории психоанализа есть неделимое центральное ядро — Фрейд, — сказал психоаналитик. — В остальном — плюрализм». По мнению Хорхе Канестри, психоаналитик должен хорошо знать историческую и концептуальную базу психоаналитических понятий, чтобы понимать их обусловленность и предпосылки.
Также Хорхе Канестри обратил внимание слушателей на необходимость корректного употребления понятий, а именно — в рамках той или иной теории, а не изолированно. Например, важно иметь в виду, что понятие аффекта в теории Фрейда, означает не то, что в теории Мелани Кляйн, а термин «проективная идентификация» в разных странах толкуется по-разному. Аналогично рассматривать эмпирическую базу, которой не существует в чистом виде, лишь в рамках той или иной методологии.
«Теории можно сравнивать, находя в них точки соприкосновений и точки противоречия. Однко сравнивать их нужно на высшем теоретическом — метапсихологическом — уровне», — резюмировал профессор.
В ходе семинара Хорхе Канестри также привел два случая из собственной практики и подробно разобрал несколько аналитических сессий, сопровождая свое повествование важными и глубокими теоретическими комментариями.
Хорхе Канестри – президент Европейской психоаналитической Федерации (FEP), бывший президент Итальянской психоаналитической ассоциации, обучающий аналитик и супервизор Итальянской психоаналитической ассоциации и Аргентинской психоаналитической ассоциации. Он также является Европейским редактором Международного Журнала Психоанализа и председателем Международного комитета по новым группам в Международной психоаналитической ассоциации (IPA).
Доктор Канестри занимал также должности директора Института психоанализа Итальянской психоаналитической ассоциации, председателя этического комитета Международной психоаналитической ассоциации, председателя рабочей группы по теоретическим проблемам Европейской психоаналитической федерации, председателя секции по образованию Международного журнала, являлся членом комитета по концептуальным и эмпирическим исследованиям в IPA.
Кроме того, доктор Канестри занимает должность профессора психологии университета Рима и является автором многочисленных статей, а также coавтором и издателем ряда книг, включая, «Вавилон Бессознательного: материнский язык и иностранные языки», «Плюрализм и Единство? Методы исследования в психоанализе», «Язык, Символизация и Психоз», и «Психоанализ: От практики к теории». В сферу его интересов, кроме психоанализа, и психиатрии входят также лингвистика, эпистемология и нейронауки. В 2004 году за вклад в психоанализ был награжден премией Мэри С. Сигурни.
Читайте также: