Популярный у туристов японский театр
Японцы считают Кабуки сложнейшим из искусств. Долгая подготовка к представлению, тщательный подбор деталей, каждый из которых раскрывает персонажа, неповторимый грим: все это позволяет получить зрителю незабываемый опыт.
Виды постановок
В Кабуки можно увидеть три разновидности постановок:
- Дзидай-моно. Эти пьесы освещают период с 15 по 17 века и обычно посвящены каким-либо историческим событиям, произошедшим в реальности. Дзидай-моно повествуют о подвигах великих воинов и носят трагическую окраску;
- Сэва-моно. В основе постановок сюжет о благородном герое, куртизанке, которая борется за его любовь, и ее сопернице;
- Сесагото. Представления, в которых на первый план выходит музыкальное сопровождение. Сюжет их обычно прост. Он повествует о двух влюбленных, которые волей обстоятельств не могут быть вместе. В конце представления герои совершают самоубийство. Долгое время в Японии были запрещены пьесы Сесагото, так как некоторые молодые люди брали пример с главных героев.
Немного истории
Страна, раздираемая междоусобными войнами на протяжении всего своего существования, едва ли сохранит точные упоминания о зарождении отдельно взятого искусства. Но примерно можно сказать, что театральная деятельность её началась около седьмого столетия нашей эры. Как и сам японский народ, это направление пришло на острова через ближайшие к «большой земле» границы с Китая, Кореи и с берегов России, тогда ещё принадлежавших айну.
Айны – один из первых народов, заселивших японские острова. Сначала обитали у реки Амур и в южной части Камчатского полуострова. По последним данным переписи населения, основное место пребывания народа на нынешний момент – остров Хоккайдо.
Самыми древними направлениями японского театра считаются пантомимы(гигаку) и танцы(бугаку). Изначально их проводили при религиозных обрядах и национальных праздниках. Бугаку существует и по сей день, а вот гигаку утратил свои значимость и постепенно выместился новыми видами пантомим.
Традиционный японский театр Но
Важная роль отводилась музыке в традиционных видах японского театра, который возник в эпоху раннего средневековья и является интереснейшим проявлением национальной японской культуры. Театральные преставления в Японии – это синтез музыки, текста, актёрского мастерства и танца.
Традиция японского сценического искусства насчитывает пять основных театральных жанров: но, кёгэн, бунраку, дзёрури и кабуки . Все они существуют по настоящий день. Несмотря на значительные различия, их объединяют общие эстетические принципы, лежащие в основе традиционного японского искусства. В этой статье я остановлюсь на одном из классических видов японского театра – Но (иногда произносят Ноо ). Это понятие переводится как «мастерство, умение, талант».
Рождение театра Но ( ногаку ) происходит в Японии примерно в XIII веке. А XIV веке он обрёл свой классический вид .
Кстати, широкому распространению этого вида театрального действа во много способствовал тот самый сёгун Асикага Ёсимицу, который построил Золотой павильон - Кинкакудзи в Киото.
Он покровительствовал драматургу К анъами Киёцугу (1333-1384) и его сыну Дэзами Мотокиё, которым приписывают создание этого театра в классическом виде. Роль последнего особенного велика - он создал первое учение в Японии о сценическом искусстве, что зафиксировал в трактатах.
Считается, что театр Но возник из более древних представлений религиозного характера, посвященных богине Солнца, проводимых когда-то под священной сосной синтоистского храма в городе Нара. Связь театра Но с этими ритуальными мистериями прослеживается в традиционных декорациях, на которых изображается сосна (символ вечности и неизменности).
Кроме этой декорации на сценической площадке ничего нет. Пол её отполирован до зеркального блеска, что вынуждает актёров, выступающих в белых носках, весьма своеобразно двигаться – скользящим, плавным шагом. Под помостом установлены пустые кувшины, которые, выполняя роль своеобразных резонаторов, многократно усиливают звучание каждого слова и движения, совершающихся на сцене.
Очень важна в таком театре музыка. Музыканты присутствуют на сцене вместе с актёрами. Сопровождаются спектакли Но игрой флейт и барабанов, которые задают своеобразный ритм сценическому действию. Стиль исполняемой музыки - гагаку . Текст не произносится актёрами, а пропевается. Кроме основных главных действующих лиц, обязательным участником спектакля является хор, что несколько напоминает древнегреческий театр .
Все роли исполняют только мужчины. (Интересно, что зрителей Но нисколько не смущает, что у героини спектакля низкий мужской голос).
Участниками действия обычно являются четыре актёра, составляющие смысловые пары на сцене: главный герой – ситэ , его спутник (может быть по роли мужчиной или женщиной) – цурэ , а также «слушатель» рассказа ситэ – ваки («боковой») и его спутник – ваки-дзурэ .
В состав актёров в некоторых спектаклях вводится ребёнок, который играет роль императора. Эта традиция появилась в Японии в XIV веке, в связи с запретом изображать на сцене особ царского дома.
Что касается содержания пьес, то они всегда основывались на древних легендах, известных романах и других сюжетах, уже существовавших, и известных заранее зрителю. Это обусловило специфику развития действия в театральных постановках Но. Вся история на сцене не показывалась, разыгрывалась лишь та её часть, которая была ключевой в жизни главного героя.
Обычно, это происходило в два этапа. Сначала некий странник (очень часто буддйский монах) встречает главного героя (обычно это легендарная личность) и задаёт ему некие наводящие вопросы, о том, кто он, какова его история. А вот во второй части перед нами появляется иной вариант сущности главного героя (призрак, божество, дух, демон и т.п.) и рассказывает, что же с ним некогда произошло.
Пьеса имеет пять сюжетных линий, которые называются даны - каждый из них сопровождается специальной мелодией. Здесь действует принцип, некогда зафиксированный в трактате Дэзами Мотокиё, ставший классическим не только для этого вида театра, но и для любого сценического действа в Японии. Этот принцип развития действия называется дзё-ха-кю ( дзё "завязка" — медленное вступление, ха "взрыв", "перелом" — нарастание темпа и драматизация происходящего на сцене, кю "стремительность" — быстрая развязка).
Википедия предоставила наглядную таблицу соотношения этапов действия и их содержания. Приведу её здесь.
Все элементы сценического действия в театре Но – реквизит, костюмы, маски, жесты, движения и интонации строго регламентированы, поскольку эти представления изначально были связаны с ритуальными действиями.
Движения, которые применяются актерами во время спектакля, носят название ката , всего их 250, и они включают технику походки, хореографии, поз и т.д.
Хочется отметить, что всё происходящее на сцене театра Но - скользящая походка, нарочито медленные фиксированные движения, музыка в стиле гагаку (довольно однообразная, с точки зрения европейца), отсутствие декораций - всё это создаёт ощущение своеобразной отвлечённости, отстранённости, для того чтобы зритель фокусировал своё внимание не на внешних атрибутах, а на сущности явлений, их потаённом смысле, философско-созерцательном аспекте.
То есть эстетика театра Но является концентрированным выражением категории "югэн" , что обычно переводят, как "ускользающая, скрытая красота". Однако у этого термина есть иная интерпретация, больше подходящая в этом случае - "тайный", "мистический". Это понятие несёт в себе ощущение невыразимой таинственности, глубокой сокровенности, сокрытости смыслов, которые зритель театра Но должен если не понять, то ощутить на глубинном уровне.
Такому впечатлению, в немалой степени способствует и то, что актёры театра Но выступают в масках, которые условно можно разделить на четыре большие группы: старцы, воины, демоны и женщины (они, в свою очередь, подразделяются на многочисленные подгруппы).
Важным навыком актёра является умение так использовать эффекты освещения на сценической площадке (игру света и тени), чтобы при определённых поворотах и наклонах головы изменялось выражение «лица» маски (гнев, грусть, радость, удивление, хитрость и т.д.). По этому умению артиста, зрители судят о его мастерстве, которое заключается в достижении югэн – «красоты сокровенного».
Три фотографии женской театральной маски Но, где видно, как в зависимости от угла наклона маски меняется её выражение. Три фотографии женской театральной маски Но, где видно, как в зависимости от угла наклона маски меняется её выражение.Практически все элементы театральных постановок Но имеют символическое значение. Так, особую роль играют цвета костюмов актёров и париков, в которых они выступают. Красный и белые цвета - принадлежность смелых героев и божеств, спокойные коричневые и голубые предназначены хорошим людям незнатного происхождения, женские образы наделяются чёрными париками, благородные старцы носят белые парики, демонов отличают красные ниспадающие до пола волосы и т.д.
Определённую символическую нагрузку несут жесты и передвижения по сцене. При отсутствии декораций перемещение актёра с одной точки сценического пространства на другую может обозначать изменение места действия.
Также важен, во время спектакля, и реквизит, которым располагают артисты. Особая роль здесь принадлежит вееру. Он может, в зависимости от сюжета и момента спектакля, «исполнять роль» кнута, подгоняющего «виртуальную» лошадь, кисти в руках пишущего письмо героя, меча, необходимого в битве самураю, кувшина, наполненного вином и многое другое.
Прикосновение раскрытого веера к своему плечу актёром, который в это время обратил лицо вправо вверх, искушённому зрителю говорит о том, что сейчас – лунная ночь. Если рука артиста с веером медленно подносится к опущенному лицу, то это значит, что персонаж пьесы роняет слёзы.
Поскольку театр Но считается классикой и очень жёстко регламентирован, в нём строго соблюдаются традиции, которые распространяются и на выбор пьес. Классический репертуар состоит из официально признанных (разрешённых) 258 пьес, большинство из которых были созданы в XIV-XVI веках. Это известные легенды, религиозные (в основном буддийские) притчи и инсценировки средневековых самурайских повестей – гунки , среди которых наибольшей популярностью пользуется история соперничества родов Тайра и Минамото.
Театр Но - это удивительной мир, где нет ничего лишнего, где каждое движение и деталь несут в себе глубокий смысл, где сочетание всех элементов, подобно гипнозу, завораживает зрителя, а каждый жест, звук и даже шорох исполняет, как и актёр на сцене, свою значимую роль.
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:
Грим театра Кабуки
Цвета грима в театре Кабуки наполнены символическим значением. Например, если актер исполняет роль молодого человека, он покрывает лицо белой краской. Чем старше персонаж, тем более темным должно выглядеть его лицо. Мужественность отражают полосы на щеках и на лбу.
Нюансы характера персонажа помогают передать каноны Кумадори. В каноны включены несколько оттенков красного и синего, а также черный. Красный олицетворяет смелость и преданность своему делу, черный — возвышенность и наличие сверхъестественных способностей. Синий же оттенок отражает приверженность злу.
Женские роли в Кабуки все еще доверяют исполнять актерам-мужчинам. Однако благодаря тщательному гриму и актерскому искусству зрители могут не догадываться об этом.
Наносится грим в несколько этапов:
- волосы собираются в тугой пучок на затылке;
- на лицо и шею наносятся белила. В качестве белил применяется рисовая мука. Иногда в театре использовались белила из цинка, однако после нескольких случаев отравления актеров эта практика сошла на нет;
- тонкой кистью краска наносится на губы и глаза. Если актер по ходу действия показывает язык, краска может наноситься и на него;
- белилами покрывают все открытые части тела актера;
- на голову надевается парик;
- на лицо наносят полосы традиционных оттенков. Эти полосы показывают характер героя, опытные зрители по узору на лице могут даже «считать» историю жизни персонажа. Иногда актеры незаметно наносят эти полосы на лицо во время пьесы, что подчеркивает смену характера персонажа.
Театр Кабуки - экстракт японского национального духа
В XVII веке в Японии появляется ещё один вид представлений (о классическом театре Но, читайте здесь ), которому будет суждено стать поистине национальным японским театром – Кабу́ки .
Происхождение этого слова от японского глагола "кабуку" - "отклонятся", было связано с тем, что такой вид представлений очень отличался от классического регламентированного придворного театра Но. Затем название стало писаться китайскими иероглифами " кабу " - " песня и танец " и " ки " - " мастерство ".
Вершины своей популярности его представления достигли в XVIII-XIX веках и, с тех пор, они остаются любимым зрелищем у знатоков и ценителей японских культурных традиций.
Изначально от аристократического театра Но (о нём в этой статье ), Кабуки отличался большей демократической направленностью и являлся порождением городской народной культуры. В нём отражалась популярная, в период Эдо, эстетика укиё («изменчивый, бренный мир»), которая в это время имела выражение практически во всех видах искусства (укиё-дзоси – в литературе , укиё-э – в живописи, икэбана - в цветочной композиции, нэцке – в скульптуре ).
Японский писатель Сосэки говорил так: «Люди с крайне ограниченным умственным развитием и обладавшие, в то же время, сравнительно, богатым артистизмом, создали кабуки для того, чтобы удовлетворить потребности людей такого же уровня».
Однако, со временем, спектакли театра Кабуки приняли определённую форму, которая закрепилась традициями и сделала эти представления такой же классикой, как и театр Но.
Театр кабуки представляет собой музыкально-танцевальное зрелище, где мало разговорных реплик, но в изобилии используются акробатика и боевые искусства.
В отличие от театра Но, сцена кабуки снабжена яркими декорациями, которые часто меняются. С XVIII века, на площадке для выступлений актёров, появляется вращающаяся сцена, что позволило создавать дополнительные сценические эффекты. От левого края сцены, в зал, тянется помост - ханамити («дорога цветов»), где зрители вручали любимым актёрам цветы и подарки.
Сценическая площадка была окружена зрителями, которые чувствовали себя соучастниками происходящего на сцене. Поэтому, до сих пор, представления кабуки сопровождаются подбадривающими выкриками из зала ( какэгоэ ) и хвалебными словами ( хомоэкотоба ).
С другой стороны, актёры тоже чувствовали это живое присутствие зала, поэтому они никогда не воспроизводили текст пьесы дословно. В спектаклях кабуки обязательно присутствует живая актёрская импровизация.
Кстати, поэтому пьесы Кабуки нужно смотреть, но нельзя прочитать, также, как, например, пьесы Шекспира.
За специальной ширмой располагаются певцы и музыканты, сопровождающие своей игрой весь спектакль. Главная роль здесь принадлежит сямисэну , задающему определённое настроение всему действию. Важное место в музыкальном сопровождении действа отводится хёсиги – деревянным брускам, которыми музыкант ударяет друг о друга. (О классических музыкальных инструментах Японии читайте здесь ).
Актёры Кабуки не носят масок – их заменяет традиционный грим, который называется кумадо́ри . Он наносится на лицо чаще всего полосами, где каждый цвет имеет свою символику. Основные цвета сценического грима – красный (символизирует страсть, справедливость и доблесть), синий (обозначает зло, страх, представителей потустороннего мира) и чёрный (отличительный признак божественной или колдовской силы).
Отсутствие у артиста маски позволяет ему активно использовать собственную мимику, которая тоже «читается» искушённым зрителем, как проявление определённых черт в характере персонажа. Так сведённые к переносице зрачки глаз обозначают предельную устремлённость к какой-либо цели, а приподнятые внешние уголки бровей – истовый гнев.
Тосюсай Сяраку. Портрет актёра Кабуки. Тосюсай Сяраку. Портрет актёра Кабуки.Театр Кабуки впитал в себя основные принципы мышления японцев, которые отразились практически во всех сферах художественной деятельности. В традиционной японской поэзии или живописи суми-э важно не только то, что мы видим (читаем) – исходным (а значит главным) элементом этих видов искусств является пустота (молчание) .
Так же основным состоянием актёра на сцене театра Кабуки является неподвижность. Сценическое движение состоит из перехода от одной статичной позы – миэ , к другой. Особый восторг зрителя вызывает момент, когда все герои спектакля одновременно замирают в миэ и сцена становится подобна живописному полотну. Как говорят знатоки японской культуры, для драматурга и режиссера театра Кабуки важнее талант художника, чем талант писателя!
Примечательно, что и актёрское мастерство здесь связано больше не с талантом достижения эффекта достоверности и убедительности, во время произнесения текстов, а, как раз, вне сценической речи. Опять-таки, как говорят специалисты, настоящая игра мастера театра Кабуки начинается тогда, когда заканчиваются слова - взглядом, выражением лица, позой он утрированно демонстрирует состояние, которое переживает его герой.
Разновидности японского театра
Учитывая, что этот театр чтит традиции, его структура на протяжении многих поколений практически не подверглась изменениям. Можно выделить всего несколько жанров спектакля:
Японский театр Ногаку
Изначально им могли насладиться только высшие чины феодального общества, однако до наших дней он дожил, претерпев некоторые изменения. В нём объединились два направления: Но и кёген, который преимущественно игрался для простой толпы. Если в классическом театре Но присутствует сложный сюжет и дорогие декорации, то в кёген обычно комедийные сцены, что призваны смешить крестьян. Они не такие проработанные и длятся значительно меньше.
Временем основания театра Но считается 14 век нашей эры, когда правил сёгунат Асикага. Прародителем жанра считается Канъами Киёцугу со своим сыном Дзэами Мотокиё. Постепенно отойдя от саругаку, у них получилось создать новый жанр, который популярен спустя сотни лет. Оба актёра посвятили жизнь популяризации собственного искусства.
Саругаку – вид фарса в японском театре, состоящих преимущественно из акробатических элементов. Отдалённо напоминает современный цирк.
Стоит уделить внимание способу выражения эмоций. Актёры прошлого решили не развивать актёрскую игру мимики, а заменили её на маски – у актёра был на вооружении целый арсенал масок, которые он менял по ходу сюжета, быстро меняя эмоцию на другую. Для упрощения процесса были созданы особые маски, которые меняли выражение лица в зависимости от угла – если смотреть снизу, то можно было увидеть грустное лицо, а сверху – радостное. И наоборот. Для работы с подобными масками приходилось работать с определёнными углами при игре, что доступно только опытному актёру.
Сюжет пьесы чаще всего идёт из уст главного героя. Он рассказывает о событиях, подводящих к основному действу, а уже после присоединяются второстепенные персонажи.
Кёген
Изначально служил интермедией для ногаку. В последнем зачастую присутствовало слишком много драмы. И чтобы не портить настроение зрителям, иногда в выступлении делались небольшие юмористические перерывы.
Эти сценки не имели влияния на общий сюжет. И по большей сути были небольшими отступлениями из жизни главных героев. Здесь было множество знакомых зрителю бытовых ситуаций, простых шуток и несуразиц.
После Второй мировой войны интерес к Японии чуть возрос. Кёген стал популярен на западе и ему стало уделяться больше сценического времени. Со временем он образовал отдельный жанр, который теперь функционирует без поддержки “старшего брата”.
Бункару
Театр, не ограниченный ни полом, ни возрастом зрителей и исполнителей. Актёры рассказывают народные истории и легенды о героях прошлого в виде больших кукол. Сюжеты этого жанра чаще состояли из мистических и легендарных событий. Из кукол проще создать немыслимые образы, коих в фольклоре страны восходящего Солнца более, чем достаточно. Постепенно изменившись структурно – в действо стали вклиниваться живые актёры – бункару превратился в невероятное шоу с красочными образами и обилием разной музыки.
Японский театр теней
Самое популярное искусство средневековой Японии. Пришёл он, правда, из Китая, но прекрасно ассимилировался и стал часть другой культуры. Изначально принципиальным отличием было использование одних только бумажным кукол, которыми управляли актёры, что двигали их бамбуковыми палочками снизу. Но спустя некоторое время и тут стали участвовать люди в качестве главных героев.
Действо происходило на большом полотне из бумажной ткани. На некотором расстоянии от него располагался источник света, который отбрасывал тени кукол на само полотно. «Герои» же танцевали и исполняли песни о своих приключениях, битвах с противниками и злыми духами Они.
Они – в синтоизме – огромные антропоморфные демоны с рогами и клыками. Кожа обычно красного, чёрного или голубого цвета. Обитают в японском подобие ада – дзигоку. Свирепые воины, что обладают хитростью и коварством, отчего часто принимают человеческий облик.
Кабуки
Принципиально мужской японский театр. Именно он вышел дальше всех за пределы страны и стал популярен среди иностранцев. Примечательно, что, если в сцене и присутствует женский персонаж, играет его всё равно мужчина. Возможно, это пошло от военных походов самураев, когда на много месяцев приходилось покидать дом, но тяга к искусству остаться не могла. Он состоит из танцевальной и вокальных частей. Они идут неразрывно друг от друга, гармонично дополняя каждый аспект исполнения.
Японский театр Занимайте места и наслаждайтесь представлением
Традиционный японский театр — красочное и завораживающее сочетание драмы, музыки и танца. Его корни уходят в глубь веков, а ЮНЕСКО признала его нематериальным культурным наследием человечества. По всей стране дают представления сотни театров.
В 2008 году в список ЮНЕСКО были внесены первые виды японского исполнительского искусства — Кабуки, Но, кёгэн и бунраку. Это подчёркивает их важность для японской истории и национального театрального искусства.
Что такое Кабуки?
Кабуки — пожалуй, самая известная разновидность японского театрального искусства. Она зародилась в начале XVII века в Киото. По легенде, исполнение драматических танцев в новом стиле начала прислужница Великого храма Идзумо. Её представления привлекли внимание, и танцовщицу пригласили выступить при императорском дворе.
Высочайшее одобрение новаторского представления привело к появлению конкурирующих трупп. Кабуки стал женским исполнительским искусством, в котором сочетаются драматизм и танцевальное мастерство. Вскоре он добрался до Эдо (современного Токио), и посещение театров Кабуки вошло в обычай: здесь давали представления и демонстрировали последние новинки моды и стиля.
Тем не менее, к концу века женщинам запретили выступать на сцене. Все роли в представлениях были отданы мужчинам. Актёров, которые играли женщин, называли «оннагата».
Расцвет Кабуки
Золотой век Кабуки продлился свыше 160 лет, начиная с 1673 года. В это время были определены структура и стиль его представлений, закрепились основные типажи персонажей.
Сюжеты Кабуки во многом навеяны историческими событиями и этическими конфликтами. Актёры — некоторые из них не менее популярны, чем западные поп-звёзды — монотонно произносят текст под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Внутри театра «Минамидза», Киото ©SHOCHIKU
В крупных японских городах немало специализирующихся на Кабуки театральных площадок — «Кабукидза» и Национальный театр в Токио, театр «Минамидза» в Киото, прежней столице Японии, и другие. На главных площадках установлены мониторы или информационные устройства: на экраны выводятся сюжетные пояснения и комментарии на английском языке.
Представления марионеток — продвинутая форма японского театрального искусства
Кукольные спектакли
Японский кукольный театр бунраку признан одной из самых сложных форм исполнительского искусства в мире. Одним персонажем могут управлять до трёх актёров.
Точность движений марионетки, правдоподобная походка, идеальная согласованность действий персонажей, искусство рассказчика и музыкальное сопровождение — всё это совершенствовалось на протяжении поколений.
Представление бунраку было впервые дано в Осаке в 1684 году. В этих спектаклях один кукловод управлял ногами главного персонажа, другой — левой рукой, а третий — головой, лицом и правой рукой. Актёру бунраку требуется около десяти лет постоянной практики, чтобы марионетка под его управлением начала ходить как человек, и ещё десять лет — чтобы научиться двигать её левой рукой. Только после этого можно переходить к лицу и голове. Кукловоды часто появляются на сцене в чёрных масках. Им помогает таю — актёр, который озвучивает всех персонажей и выступает рассказчиком.
Последний, но не менее важный компонент представления — музыкальное сопровождение. Обычно это сямисэн с аккомпанементом полного оркестра флейт сякухати, струнный инструмент кото и иногда барабаны тайко.
Иностранные туристы обычно посещают Национальный театр бунраку в Осаке и Национальный театр в Токио. Отдельные представления здесь можно смотреть с помощью аудиогида, который переводит стихи и диалоги на несколько языков.
Живая музыка — важная часть театрального представления
Но и кёгэн
Жанры Но и кёгэн дополняют друг друга.
Но — самая старая, более серьёзная форма японского театра. Её название происходит от слова, означающего «мастерство, талант». В спектаклях Но значительную роль играет музыка. Главный актёр во время представления носит маску, которая помогает раскрыть детали его истории. Представления кёгэн изначально давались в перерывах между актами, они строятся на диалогах и комических элементах. Вместе Но и кёгэн были известны как театр ногаку.
История театра Но началась в VIII веке, однако современную форму обрела в XIV веке благодаря актёру и сценаристу Каннами и его сыну Дзэами. Многие из написанных ими пьес сегодня составляют важную часть репертуара Но, который включает около 250 сюжетов.
Театр Но процветал на протяжении эпохи Эдо (1603–1867) и даже ещё раньше. Феодальные правители по всей стране поддерживали собственные труппы и сами изучали театральное искусство. В эпоху Мэйдзи (1868–1912) Но впал в немилость и сохранился благодаря тому, что многие актёры пользовались поддержкой частных покровителей. Сегодня он вновь популярен и признан важной составляющей национального наследия Японии.
Пьесы Но делятся на пять категорий: о богах, воителях, прекрасных женщинах, сверхъестественных существах и персонажах нашего времени. Традиционно программа представлений Но, занимающая целый день, начиналась с ритуального выступления Окина-Самбасо. Затем следовали пьесы всех названных видов, а между ними разыгрывались сценки кёгэн.
Спектакли Но обычно продолжаются очень долго. Летом в провинциальных городах нередко проводят сокращённые представления на открытом воздухе. Национальный театр Но в Токио и аналогичные учреждения в Осаке и Нагое регулярно дают спектакли, причём многие из них идут с переводом. У различных школ Но есть собственные постоянные площадки, в том числе в Киото и Наре. По всей стране проходят представления муниципальных театров и театров префектур, хотя лишь немногие из них предлагают перевод для иностранных зрителей.
Зрительный зал
Сцена в театре Кабуки для европейского зрителя выглядит непривычно. Она представляет собой длинный помост из дерева, тянущийся через весь зал.
Декорации, которые называют одогу, достаточно сложны. Это могут быть платформы со ступенями, люки и крутящиеся стены и ширмы. Благодаря этому удается создавать всевозможные эффекты, например, внезапные исчезновения или появления персонажей.
Все предметы на сцене должны быть меньше своих размеров в реальной жизни. Они выступают в качестве символов и не должны отвлекать внимание зрителя.
Актеры появляются из ханамити — специального строения, расположенного с левой стороны от помоста. Ханамити используется для достижения драматического эффекта, например, для передачи трагизма расставания персонажей. В переводе с японского «ханамити» обозначает «тропа цветов».
Особенности Кабуки
Изначально актеры Кабуки представляли зрителям замысловатые танцы с музыкальным сопровождением. Сюжет в представлениях появился позже. В настоящее время искусство Кабуки предполагает очень сложный макияж актеров, замысловатые костюмы и диковинные парики.
Актеры на сцене совершают преувеличенные, утрированные действия, что является одной из главных особенностей жанра. Это связано не только с традицией театре, но и с тем, что в пьесах герои говорят на одной из старинных форм японского языка. Понять их порой не могут даже жители Японии.
Специфические движения помогают зрителям понять происходящее на сцене.
Японский мужской театр
Как и в китайском классическом театре, это амплуа в театре Кабуки имеет свою длинную историю и относится к высокому сценическому мастерству.
Советский зритель познакомился с высоким сценическим искусством одной из самых известных в Японии театральных трупп Кабуки, возглавляемой наиболее талантливыми актерами Итикава Энноскэ и Накамура Утаэмон, за которыми заслуженно установилась слава классиков Кабуки.
Вместе с тем Кабуки также непрерывно впитывал в себя положительные стороны пения и декламирования из других форм народного искусства.
Набатчиков, с лицом белым, как у актеров театра Кабуки, уже стоял на ногах и деловито отряхивался.
Лицо у Гортензии было совершенно белым, словно у напудренных актеров театра Кабуки, и вообще, несмотря на светлые глаза, из-за выступающих скул и пухлых губок, подведенных темно-красной помадой, она напоминала японку.
Японский театр
Как и в китайском классическом театре, это амплуа в театре Кабуки имеет свою длинную историю и относится к высокому сценическому мастерству.
Советский зритель познакомился с высоким сценическим искусством одной из самых известных в Японии театральных трупп Кабуки, возглавляемой наиболее талантливыми актерами Итикава Энноскэ и Накамура Утаэмон, за которыми заслуженно установилась слава классиков Кабуки.
Вместе с тем Кабуки также непрерывно впитывал в себя положительные стороны пения и декламирования из других форм народного искусства.
Набатчиков, с лицом белым, как у актеров театра Кабуки, уже стоял на ногах и деловито отряхивался.
Лицо у Гортензии было совершенно белым, словно у напудренных актеров театра Кабуки, и вообще, несмотря на светлые глаза, из-за выступающих скул и пухлых губок, подведенных темно-красной помадой, она напоминала японку.
Японский театр
Как и в китайском классическом театре, это амплуа в театре Кабуки имеет свою длинную историю и относится к высокому сценическому мастерству.
Советский зритель познакомился с высоким сценическим искусством одной из самых известных в Японии театральных трупп Кабуки, возглавляемой наиболее талантливыми актерами Итикава Энноскэ и Накамура Утаэмон, за которыми заслуженно установилась слава классиков Кабуки.
Вместе с тем Кабуки также непрерывно впитывал в себя положительные стороны пения и декламирования из других форм народного искусства.
Набатчиков, с лицом белым, как у актеров театра Кабуки, уже стоял на ногах и деловито отряхивался.
Лицо у Гортензии было совершенно белым, словно у напудренных актеров театра Кабуки, и вообще, несмотря на светлые глаза, из-за выступающих скул и пухлых губок, подведенных темно-красной помадой, она напоминала японку.
Персонажи Кабуки
Героев представлений можно разделит на несколько категорий:
- «Татияку» – смелый, благородный молодой мужчина, который может быть либо воином, либо влюбленным в прекрасную даму героем;
- «Катакияку» – антагонист пьесы. Противостоит главному герою, отличается хитростью и коварством. Иногда Катакияку раскрывают как положительного персонажа, который в силу обстоятельств вынужден совершить нелицеприятный поступок;
- «Докэката» – комик, который вносит в действие юмор и смешит зрителей;
- «Кояку» – персонаж, роль которого исполняет ребенок;
- «Оннагата» – собирательное название для всех женских образов. Это может быть пожилая мудрая дама или юная девушка, воительница или супруга одного из персонажей.
Появление каждого персонажа имеет символическое значение. Зритель по позам, оттенкам, использованным в макияже, а также по положению рук должен сразу угадать характер героя и его место в предстоящей пьесе.
История
Кабуки зародился в XVII веке. Основой нового театра стали ритуальные танцы, совершаемые жрецами культа Идзумо Тайся. Иероглифы, которыми записывается название Кабуки, переводятся как «пение, танец и мастерство». Однако есть и другая трактовка название — в буквальном переводе оно обозначает «нетрадиционный».
Основоположником жанра стала служительница храма Идзумо по имени Окуни. Однажды Окуни, уже прославившаяся своими танцами-молитвами, отправилась в Киото, чтобы собрать денег на нужды храма. Девушка не только танцевала, но и показывала забавные сценки, которые пришлись по нраву зрителям. Окуни решила не возвращаться к жизни храмовой служительницы, а вместо этого собрала вокруг себя женщин, которых отвергало общество, и научила их своему искусству.
Сперва в театре имели право играть только женщины. В качестве основы для представлений брались подчас неприличные, фривольные сцены из повседневной жизни. Связано это с тем, что театр Кабуки создавался как альтернатива театру Но, предназначавшегося только для элиты и высокопоставленных чиновников. Кабуки так быстро обрел популярность у простых людей и прославился, что уже первый состав театра получил право показать свое искусство самому императору.
Из-за двусмысленных сцен в 1629 году женщинам было запрещено участвовать в постановках. Поэтому главные роли начали исполнять актеры-юноши. Представления были дополнены акробатическими номерами, а вместо комических пьес начали ставиться драматические. Правда, всего через 23 года участие юношей в постановках также запретили и роли стали играть зрелые мужчины. Тогда же драматические сюжеты окончательно вытеснили комедийный жанр.
Эпоха Мэйдзи стала для Кабуки серьезным испытанием. Европейское влияние на японскую культуру не прошло даром, и традиционные постановки, пропитанные восточным колоритом, сменились привычными для европейцев спектаклями.
К счастью, традиции Кабуки не были утрачены. В начале прошлого века театр пережил второе рождение.
В XXI веке Кабуки популярен не только в Стране Восходящего Солнца, но и во всем мире. В 2005 году театр был включен в «декларацию шедевров наследия» Юнеско.
Японский мужской театр
Как и в китайском классическом театре, это амплуа в театре Кабуки имеет свою длинную историю и относится к высокому сценическому мастерству.
Советский зритель познакомился с высоким сценическим искусством одной из самых известных в Японии театральных трупп Кабуки, возглавляемой наиболее талантливыми актерами Итикава Энноскэ и Накамура Утаэмон, за которыми заслуженно установилась слава классиков Кабуки.
Вместе с тем Кабуки также непрерывно впитывал в себя положительные стороны пения и декламирования из других форм народного искусства.
Набатчиков, с лицом белым, как у актеров театра Кабуки, уже стоял на ногах и деловито отряхивался.
Лицо у Гортензии было совершенно белым, словно у напудренных актеров театра Кабуки, и вообще, несмотря на светлые глаза, из-за выступающих скул и пухлых губок, подведенных темно-красной помадой, она напоминала японку.
Разновидности и особенности национальных Японских театров
Для европейского человека японские острова являются кладезем уникальных культурных направлений. Они привлекают своей простотой и одновременно необычностью. Японский театр раскрывает большую часть тех культурных особенностей, вызывающих восторг и изумление при знакомстве с этой страной. Восточные острова открылись всему миру относительно недавно, потому узнавать о них новую информацию приходится даже сейчас.
Кабуки в наши дни
В большинстве современных трупп Кабуки играют мужчины. Имеются несколько женских трупп, однако им не удалось достигнуть мастерства, которое актеры мужского пола оттачивали на протяжении четырех веков.
Интересно, что в театре обычно играют представители династий Кабуки. Это искусство достаточно закрытое, и людям, которые не состоят в династии, стать актером непросто. Дети начинают участвовать в пьесах с раннего возраста, постепенно перенимаю опыт родителей. Это позволяет открыть актерские таланты и изучить все тонкости театра, которые не преподаются ни в одном учебном заведении.
Актеры Кабуки знамениты в Японии: они часто приглашаются на телешоу и исполняют роли в игровом кино.
А 1975 году зрителям в театре стали предлагать наушники, позволяющие понять происходящее на сцене. Благодаря этому быстро вырос интерес иностранцев к традиционному японскому театру. В 2005 году в Японии сняли первый фильм в жанре Кабуки. А в 2002 году основательнице театре, танцовщице и актрисе Окуни, в Киото поставлен памятник.
Кабуки — один из самых ярких образцов японской культуры. Самобытный и необычный, загадочный и наполненный многочисленными символами, он словно отражает саму душу Страны Восходящего Солнца.
Читайте также: