Помпеи путешествие в древний мир
Помпеи – один из самых популярных археологических сайтов в Южной Италии. Ежегодно посмотреть на античный город, полностью засыпанный пеплом при извержении Везувия, приезжают миллионы туристов со всего мира. Из этой статьи Вы узнаете историю города и его трагедии, чем Помпеи так примечательны, а также о том, как сюда добраться общественным транспортом и с помощью регулярных экскурсий.
В VI в. до н.э. сюда пришло племя осков. На месте 5 небольших поселений и появились Помпеи (от оскского pompe – «пять»).
Впрочем, есть и другая версия происхождения этого названия, которая связана с именем Геракла.
Многие жилые дома в Помпеях были украшены на высочайшем художественном уровне
По легенде, величайший античный герой устроил в этих местах свой триумф после победы над великаном Герионом. Затем он основал Помпеи (от древнегреческого pompe – торжественное шествие) и Геркуланум («город Геракла»).
Билеты и часы работы
С 1 апреля по 31 октября прогуляться по античным городам можно с 9:00 до 19:00 (вход открыт до 17:30), с 1 ноября по 31 марта – с 8:30 до 17:00 (вход открыт до 15:30).
Другие города
Не только несчастные Помпеи оказались уничтожены извержением. Оно также затронуло такие города, как Геркуланум, Оплонтис и Стабию. Город Геркуланум был братом Помпей, младшим и более богатым. В первые часы извержения он оказался нетронутым: ветер унес ядовитые облака пепла и газа в другую сторону. Это дало жителям бесценное время, чтобы бежать.
Интересно, что в Геркулануме пепел, покрывший поверхности, впоследствии карбонизировался. Это позволило сохранить дерево крыш, кроватей и дверей, а также органику, например, пищу.
Место, застывшее во времени: судьба города Помпеи
Древний город Помпеи – одна из самых интересных археологических достопримечательностей мира. Он расположен у подножия вулкана Везувий, рядом с Неаполем, на юге Италии.
В Помпеях отлично сохранилась застройка, характерная для процветающего римского города. По иронии судьбы, именно вулканический пепел, накрывший город слоем в несколько метров после извержения, позволил старинным постройкам уцелеть до наших дней. Под этим «одеялом» из пепла Помпеи сохранялись до XVIII в. На протяжении 17 столетий никто не видел этих улиц, домов и человеческих останков.
Город Помпеи – климат и особенности передвижения
Планируя поездку, следует понимать, что знойным летом температура на Юге Италии часто поднимается до +35 °С. Чтобы прогулка по комплексу не превратилось в утомительное занятие, рекомендуется прихватить с собой побольше питьевой воды и тюбик с солнцезащитным кремом.
К слову, кроме классических пешеходных экскурсий, на территории Помпеи разрешена езда на арендованных велосипедах. Правда, комфорт передвижения последним способом несколько сомнителен, поскольку на территории встречается очень много булыжников, а дороги испещрены широкими бороздами, оставленными на каменной кладке железными колесами повозок.
Появление каменных глыб легко объясняется специфическим устройством античного торгового города, условно разделенного на верхнюю и нижнюю часть. По мостовым последней бежали сточные воды, вперемешку с мусором, не позволяя перейти на другую сторону улицы. Для решения проблемы и были установлены высокие камни – древний прототип современного пешеходного перехода («зебры»).
Помпеи
Как Сибарис не стал Римом
Интересный факт: формальным поводом для войны стал отказ властей Кротона выдать беглых сибаритских оппозиционеров, бежавших от правившего в Сибарисе тирана Телия. И человеком, настоявшим на отказе в выдаче, был. философ и математик Пифагор, как раз живший в Кротоне в те годы. Среди его учеников были влиятельные городские политики, которые поддержали учителя и не выдали беглецов. Вот вам и "пифагоровы штаны".
К слову, как утверждают источники, в указанное время население Сибариса и его окрестностей составляло 300 000 человек, в то время как в Риме жило порядка 80 000. Кто знает, случись иначе – и средиземноморским гегемоном вполне мог стать Сибарис, а не Рим.
Еще больше интересного - в telegram-канале автора! Подпишись!
Показать полностью 1 1 месяц назад«Современные» Помпеи
Невероятно, но внезапная и быстрая гибель «спасла» Помпеи от медленного разрушения – нет другого античного города, который бы настолько хорошо сохранился.
Маршрут прогулки по Помпеям
Как я уже писала, рекомендую входить в парк со стороны Порта Марина (Porta Marina) и выходить через Площадь Амфитеатра (Piazza Anfiteatro). Это самый простой способ посмотреть весь парк.
В самом начале парка
Серия скульптур об Икаре
В апреле в Помпеях цветут маки
Остатки пекарни или таверны в Помпеях
Древние улицы Помпей
Остатки храма в Помпеях
Прогулка по Помпеям заняла у нас часа 3. И можно было гулять еще несколько часов, но мы спешили еще взобраться на вершину Везувия. А ведь впереди был еще и поезд на Рим с железнодорожного вокзала Неаполя. Поэтому мы отправились дальше! Увидимся на склонах вулкана.
Находки археологов
И уже во время работ археологи поняли, что город сохранился в удивительно хорошем состоянии. Уцелели дома и крупные объекты, а также, что совсем удивительно, некоторые продукты питания и предметы искусства, в частности настенные росписи. Большинство помпейских фресок представляют собой натюрморты и портреты, изображения религиозной тематики и пикантные сценки.
Не менее примечательные открытия ждали впереди. В 1863-м археолог Джузеппе Фиорелли обнаружил пустоты, или полости, в пепле, соответствующие телам жертв. За много столетий органические вещества разложились, от тел остались только кости. А масса, окружавшая тела, приобрела плотную структуру, которая как бы «облегала» пустоты, повторявшие форму тела.
Позже эти полости исследователи начали заливать гипсом, получая слепки человеческих тел в момент гибели. Сейчас для этих целей также используют смолу. Помимо людей, были обнаружены пустоты, соответствующие животным, например, свиньям и домашним псам.
Древний город Помпеи
Город Помпеи – прекрасный образец древнеримской архитектуры, овеянный легендами. Восставший из пепла, он превратился в популярный итальянский музей под открытым небом, причисленный ЮНЕСКО к объектам всемирного наследия.
Все еще не до конца изученный, город-музей расположился в Кампании (недалеко от Неаполя) в тени Везувия – печально известного вулкана, извержение которого принесло Помпеям гибель, но не забвение…
Лучший портрет из Древнего Рима
Помпеи. Фреска. Портрет молодой семьи. (Предполагают,что это портрет Теренция Нео с женой.)
В доме, принадлежавшем пекарю Теренцию Прокуллу, археологи обнаружили комнату, стену которой украшала фреска с изображением мужчины и женщины. Сегодня эта фреска считается вершиной искусства поздней античности.
Сначала историки предположили, что это портрет самого пекаря и его жены. Однако, изучив фреску внимательнее, изменили свое мнение: вероятнее всего, неизвестный художник изобразил семью брата пекаря, мирового судьи Теренция Нео.
В отличие от египтян и греков, римляне считали, что искусство нужно не для выражения возвышенных чувств, а скорее, для демонстрации богатства, престижа и статуса. Так, свиток папируса с красной печатью в руке мужчины означает, что он - государственный служащий. Его супруга прижимает к изящному подбородку стило, палочку для письма на вощеной доске - вполне возможно, она увлекалась стихосложением. А может, просто привыкла вести хозяйственные расчеты. На портрете она слегка закрывает мужа плечом, возможно, намекая на свое превосходство или более благородное происхождение.
Но в любом случае - перед нами весьма образованные и состоятельные люди. Молодой человек одет в тогу, на его жене красная мантия. Изысканная простота их дорогой одежды и прически по моде того времени показывают, что они богаты.
Портрет выставлен в Национальном археологическом музее Неаполя.
Показать полностью 1 2 месяца назадИзвержение Везувия и гибель города
Середина I века новой эры. На протяжении полутора тысяч лет Везувий не проявлял чрезмерной активности. Небольшие извержения, конечно, случались, но им не придавали значения даже дотошные римские хронисты.
Первым мощным «звоночком» стало землетрясение 5 февраля 62 года. Большинство зданий было разрушено, уцелевшие жители в панике разбежались по окрестным селениям, многие патриции полностью разорились, попав в зависимость к своим бывшим рабам, ставшим ростовщиками.
24 августа 79 г. извержение Везувия полностью уничтожило Помпеи
Город внезапно пришел в упадок. Восстановление шло медленно: городская казна была пуста. Но вскоре разбогатевшие ремесленники, устроившие в полуразрушенных зданиях сукновальни, начали исправно платить налоги, и в Помпеях снова закипела жизнь.
С начала 79 года окрестности города опять стали сотрясать подземные толчки. К 20 августу из лесов исчезли звери и птицы, забеспокоились и домашние животные. Проницательные горожане начали покидать свои дома.
Ранним утром 24 августа над жерлом Везувия появилось темное облако, город стало засыпать пеплом, а около часа дня из кратера вулкана на высоту 20 км вырвался огненный столп, разрушив вершину горы. Ветер резко переменился – темная туча из пепла и камня накрыла Помпеи…
Под грудами камней и пепла разрушались здания, навеки погребая тех, кто не успел вовремя покинуть город
«Черный дождь» сыпал над городом до ночи. Под грудами камней и пепла разрушались здания, навеки погребая тех, кто пытался укрыться в подвалах и тех, кто так и не смог добежать до призрачного убежища.
Уже после полуночи Везувий принес новую беду. Из его жерла изверглись лавовые потоки и двинулись в сторону Геркуланума, а раскаленное облако смрадного вулканического газа удушило и испепелило все немногое живое в округе.
К 8 утра 25 августа 79 года все было кончено, а что не сжег огонь, то полностью смыло ливнем и грязевыми потоками.
История Помпей
До того как разразилось роковое извержение Везувия, Помпеи были развитым и процветающим римским городом. Считается, что основали его италийские племена оски между VII и VI в. до н. э. Несмотря на недолгое существование, история Помпей была полна ярких событий.
Город долгое время находился под контролем захватчиков: греков, этрусков и самнитов – противников Римской империи. В подчинение Рима Помпеи перешли в 80 году до н. э. и стали романской колонией. Под влиянием римплян город стал преуспевающим торговым центром. Сказалось и его выгодное расположение: он имел выход к Средиземному морю и при этом был близок к ключевым торговым путям, проложенным римлянами.
Было и другое преимущество, касавшееся земледелия. Вулканический пепел, осевший на полях после предыдущих извержений Везувия, был насыщен полезными минералами. Это сделало почву весьма плодородной, пригодной для сельского хозяйства. Не зря, несмотря на угрозу извержения, люди и за пределами Италии нередко селились близ вулканов.
Все это способствовало процветанию Помпей. Жители были не чужды и искусству. Например, во многих домах сохранились удивительные фрески – росписи красками по сырой штукатурке. В архитектуре жители древнего города тоже разбирались превосходно, о чем свидетельствуют сооружения, от амфитеатра до акведука.
К моменту катастрофы население Помпей составляло 15 тыс. человек. Город полнился храмами, продуктовыми рынками, заведениями питания и банями.
О чем «молчат» древние стены
Путнику, впервые ступившему на легендарные земли, открываются превосходно выполненные статуи, мозаики, фрески, что свидетельствует о высоком уровне мастерства их исполнителей.
Следующее, что бросается в глаза, так это различие архитектурных стилей – хаотичная застройка старых кварталов, возведенных во времена осков, сменяется новыми «стройными» прямоугольными кварталами с прямыми улицами, храмами, рынками и амфитеатрами.
К другим преимуществам римского градостроительства можно отнести наличие:
- мощеных мостовых, забота о которых ложилась на плечи горожан, ремонтировавших и убирающих участок, прилегающий к его дому;
- покатый профиль тротуаров и дорог, направляющих сточные воды к так называемой городской клоаке.
При этом торговые улицы обрамлялись фасадами зданий, нижние этажи которых были отданы под лавки, а верхние – под личные покои (жилье).
Жилые же кварталы выглядели далеко не так презентабельно. Благодаря теплому климату, частные дома здесь строились в основном без окон, что позволяло существенно сэкономить на дорогостоящем стекле. Лишь иногда в глухих торцах, выходящих на улицу, пробивались узкие щели.
Стараниями выдающихся археологов (Алькубьерре, Ф. ле Вега, Каролина Бонапарт, Джузеппе Фиорелли) были открыты:
- некрополи и форумы;
- театры и храмы;
- ворота, амфитеатр и оборонительные стены;
- «останки» животных и людей – в толще лавы учеными обнаружились многочисленные пустоты. Заполненные гипсом, они помогли воссоздать позы и даже мимику погибших;
- целые жилые кварталы, заполненные прекрасно сохранившейся домашней утварью, фресками, мозаиками, скульптурами.
Слой застывшей лавы защитил внутреннее убранство домов от беспощадного влияния времени, не коснувшегося значимых культурных ценностей – важного источника, повествующего о городском укладе, быте, искусстве римлян, живших здесь в I столетии. И хотя расчищено уже больше половины (около 3/5 античной территории), город Помпеи продолжает трепетно хранить свои тайны, разгадка которых ложится на плечи будущих поколений.
Табличка "Мы закрыты". Италия, II в. до н.э
Помпеи приглашают на виртуальную экскурсию
Журнал "Вокруг света"
Дубликаты не найдены
Древний Рим
225 постов 2.7K подписчика
Подписаться Добавить постПравила сообщества
1 год назад Так то хорошо. Жаль перевода нет. Через прогу как то уныло) 1 год назаднекогда залитой лавой
Инфа сотка? Мы ведь о Помпеях и извержении Везувия говорим?
1 год назадПо-моему, "виртуальная экскурсия" – это слишком громкое название для 7-минутного ролика.
показать ещё 0 комментариев Похожие посты 1 месяц назадПомпеи сегодня
Исследования древнего города продолжается и сегодня. Археологи и ученые разгадывают новые загадки. Например, сейчас их цель – узнать больше о жертвах извержения в Помпеях. Исследователей интересует их возраст, род занятий, болезни, от которых они страдали, их классовая принадлежность. Достичь этой цели позволяет компьютерное сканирование.
Не менее известны Помпеи и в культуре. Одно из знаменитых произведений – картина Брюллова «Последний день Помпеи», дающая наглядное и живое представление о произошедшем событии. Свою картинку художник написал после посещения мест раскопок в Помпеях. Фигурирует город и в стихах, документальных и художественных фильмах.
фильм "Помпеи" с Китом Харингтоном фильм "Помпеи" с Китом ХарингтономПомпеи остаются популярными и среди простых людей. Место раскопок входит в список объектов ЮНЕСКО. Ежегодно сюда приезжают 2,5 млн человек, чтобы полюбоваться на древний город, постоять в тени монументального и по-прежнему опасного вулкана Везувия.
Гибель Помпеи, часть вторая. Раскопки
Итак, в 1716 году служба графа закончилась. Он плюнул в плодородную землю Геркуланума и отбыл. А чтоб в дороге было на что хряпнуть винца, да трахнуть юнца съесть шаурмы и выпить коки, он продал всё что смог нарыть местному итальянскому графу. И тогда этот местный перехватил эстафету в разворовывании древнеримского театра.
Через какое-то время на посту Геркуланума испанское лицо сменило французское. И тут случилось чудо! Французское лицо - Пьер Барде де Вильнёв - приступило к делу ответственно и с остервенелым интересом. С тех пор раскопки перестали быть тупо грабежом, и стали грабежом умным. Начался научный подход.
Одолеваемое скрупулёзностью, французское лицо стало рисовать планы и подробно отмечать, где и чего было нарыто. Так же Вильнёв стал расчерчивать обнаруженные улицы, чтоб без нужды не портить здания. Вместе с уровнем выкопанного грунта стал расти уровень документации.
Пьер Барде де Вильнёв.
И тут ВНЕЗАПНО вернулось испанское лицо. Увидев кучу писанины, испанское лицо побагровело. Оно пришло, чтоб красть, а не морщить лоб! И с тех пор вокруг раскопок Геркуланума началась вялотекущая битва двух лиц. Одно хотело выкопать и продать, а другое – вырисовывать план улиц и зданий, чтоб… выкопать и продать.
К 1747-ому году, путём подковёрной возни и интриг, испанское лицо выдавило французское, и продолжило долбить траншеи в стенах. Всё, что оставалось после похождений Барде, это только инвентарные списки находок с указанием материала, из которого вещь была изготовлена, её размеров и краткой ремаркой о месте нахождения.
Но, так или иначе, работа велась.
Со временем, короля утомило в одну каску пялиться на выкопанные сокровища, и он замутил музей, отведя под это дело целый этаж.
Да только, видно, чёрт за нос водил наших чернокопателей. Конечно, они что-то находили, но сплошь какую-то мелочь. Сплетни донесли до Алькубьерре, что рядом, в Усть-Помойкинске местном колхозе под названием Чивита что-то нашли. И тогда, в день дураков, испанское лицо ткнуло испанским пальцем в карту, и начал раскапывать Помпеи.
Раскопки Помпеи.
Продолжая проламывать стены, чернокопатели брезговали повреждёнными предметами, отбрасывая их в сторону, как мусор, и заваливали грунтом от новых тоннелей. Когда они выходили к огромным расписанным стенам вилл, перед ними вставал трудный вопрос: что принести королю? Стену-то не вытащишь! И тогда они выковыривали красочный слой стен самих картин. Норм открыточка, чо!
Исключительная забота о наследии древних цивилизаций!
Стены Помпей в музее.
30 лет похороненные под толщей вулканического пепла и пемзы города варварски разворовывались практически без какого-либо учёта.
Карбонизированный папирусный свиток из Геркуланума.
Карта Виллы Папирусов, сделанная Карлом Вебером.
Пьетро Фабрис. Раскопки храма Исиды в Помпеях в 1760-х годах.
В 1764 году умирает Вебер. На его место приходит очередной военный инженер Франческо де ла Вега. В 1780-ом – Алькубьерре. Вега занимает должность испанца. К счастью, Франческо оказался не только военным инженером, но и архитектором. Именно благодаря Карлу Веберу и Франческо де ла Вега, археология получает самые первые планы Геркуланума и Помпеи. Причём, в отличие от своих предшественников, Вега фиксирует и описывает не только те находки, которыми стоит набивать музей короля, но поломанные, битые, гнутые мелочи домашнего обихода. Так же, при нахождении фресок, он старается описать запечатлённый на них сюжет. Но и этого мало! На раскопки приглашается художник, который детально зарисовывает места находок и скидывает их в Инсту.
Очевидно, грабёж древних ценностей был настолько вероломен и кощунственен, что подгорело даже у Везувия. Тряхнув земелькой в 1794 году, он-таки выкурил алчного наглеца из прорытых шахт бывшего театра. Но не надолго.
В 1804 году Франческо де ла Вега умирает. Теперь на его место встаёт его брат Пьетро ла Вега, который работал с ним в последние несколько лет, и берёт на себя раскопки Помпеи. Он тоже картограф. Так как жмот король щимит бабло, брат занят тем, что приводит в порядок чертежи предыдущих начальников. Теперь зная, что он не колодец ковыряет, и не серию беспорядочных вилл, а целый город, братец начинает выяснять границы Помпеи. Хотя бы чтоб не копать лишнего.
В это время конфликт Неаполитанского королевства с Францией продолжался, и поэтому раскопки велись вяленько. В какой-то момент король снова струхнул, подхватил подмышку свой музей и в срочном порядке свалил в Палермо. Тогда в Неаполитанское королевство вломилась французская армия, и Наполеон поставил во главе Неспании своего братца Жозефа Бонопарта.
Жозеф Бонапарт.
Это стало ещё одним добрым поворотом в судьбе раскопок.
В отличие от своего предшественника, Жозеф реально пропёрся раскопками, и не только восстановил их финансирование, но ещё и увеличил.
Тут я хз почему, но в этот благоприятный момент Пьетро сваливает. Назначается новый директор по раскопкам Помпеи.
Можно сказать, что выбор стал весьма логичный. Новым начальником становится директор музея бывшего короля Неаполитанского королевства Ферденанда Микеле Ардити. На смену картографам приходит юрист. Однако Ферденанди тоже прикололся с раскопок.
И не только по тем, что выкопали в Помпеи и Геркуланоме.
Он продолжает компенсировать косяки испанского лица и совершенствует дело своих прежних коллег. Ардити разработал план, благодаря которому им теперь не нужно было слепо бегать от виллы к вилле, но даже и не комплексное раскапывание Помпеи. Ферденанд охватывает весь регион. Более того, он полностью отказывается от ковыряния стен и переходит на бережное раскапывание древнеримских городов.
Но на этом его достоинства не заканчивается.
Карта Помпей, сделанная в 1832 году (перевёрнутая. Не я её переворачивал!).
Приехав в Неаполь, Каролина Мюрат не стала долго расшаркиваться, а тут же ринулась на место раскопок Помпеи. Увиденное так её восхитило, что она отправила всех добродетелей древнеримского города нервно курить в сторонке.
Во-первых, Каролина лично вникала во все дела. С её подачи финансирование раскопок снова увеличилось. И если до этого все короли Неаполитанского королевства хер клали на раскопки, то Каролина встречала чуть ли не каждый раскопанный дом. Если при Ферденанде количество землекопов в лучшие времена с трудом дотягивало до сотни, а при Жозефе Бонопарте увеличилось аж в пятеро, то с появлением Каролины Мюрат количество землекопов выросло до полутора тысяч.
Теперь Ардити не нужно было отбивать пороги в бесконечных бюрократических коридорах, чтоб пробиться к королю и выразить свои идеи по поводу раскопок Помпеи. Он мог напрямую обращаться к Каролине. И если прочим королям по большому счёту было пофиг на сами раскопки – лишь бы поскорее ништяки выставить в музее, да перед кентами понты проколотить, - то супруга Жозефе всячески поддерживала Ферденанда.
Именно в эти годы бывший экс-директор музея смог воплотить свою идею по популяризации Помпеи. Жозефина поддержала Ардити, и древний город великой империи стали посещать бодычи туристы. Конечно, не банальные бомжи из засанных подворотен, но и не самый узкий круг приближённых к королю жополизов. Кроме того, Жозефина Бонопарт так же сняла запрет рисовать места раскопок. Эта возможность была открыта всем, кроме исключительных рукожопов. Благодаря этому весть о раскопках древнего города стала вирусной.
Жозефина Бонапарт.
В 1815 году Неаполь рвёт очко Австрии, французы рвут когти из королевства, а Ферденанд IV снова, как перекати-поле со всей своей свитой и частью музея перекатывается в Неаполь.
На Помпеи ему, конечно, похер. Но так как об этом уже пронюхала вся Европа, то раскопки продолжаются в том же объёме. За одним маленьким исключением: теперь эта алчная мразь хочет впарить землю над городом. И, кажется, даже успел втюхать какие-то участки.
Но пока Ферденанд IV ещё очковал в отъезде, Наполеон бахнул в Неаполе свой музей с блекджеком и шлюхами, куда пристроил брошенные остатки музея Ферденанда. После археологической раскрутки Ферденанду становится заподло хранить у себя на вилле хлам с Помпеи, и он сбагривает их в этот новый музей в Неаполе. Кроме того, спам-атака восторженные письма Жозефины своим друзьям и знакомым, а так же экскурсии и селфи рисунки с раскопок делают своё вирусное дело: выкапывание древнего римского города Помпеи вместе со всеми его ништяками перестают быть игрушкой одного засранца. Теперь к этой истории прикованы взгляды всей Европы. Кроме того, хорошо промасленный маховик полевой археологии, раскрученный за десятки лет, теперь херачит в полную силу, и остановить его уже не так-то просто. Да, Федя, теперь забить на сам процесс уже не получится.
Раскопки Помпеи 19 век.
С 1848 года на раскопки открывается абсолютно свободный доступ.
В дальнейшем должность руководителя испытывает текучку кадров. Кто-то отпахал два года и махнул рукой. Кто-то пять лет, кто-то десять, но, пожалуй, это уже не имеет большого значения: механизм исправен и его уже не остановишь.
Стоит отметить лишь нескольких руководителей, который внесли существенный вклад в это дело.
Деление на инсуллы. Фиорелли.
Эмммм. Тут, следовало бы продолжить раскопками 20-ого и 21-ого века, но мне лень. Потом допишу ))
Экскурсии в Помпеи из Неаполя и Амальфи
С детальным описанием, ценами и отзывами о наиболее популярных экскурсиях можно ознакомиться по ссылкам ниже.
Как проехать в Помпеи
К прославленному археологическому комплексу можно недорого (за 2-4 евро) добраться на следующих видах транспорта:
Прогулка на собственном автомобиле окажется гораздо затратнее – за один только час парковке придется отдать около 5 евро. При том, что стоимость входного билета для взрослых составляет 12 евро.
Немного о самом парке и древних Помпеях
Всего существует 3 основных ворот с кассами, где можно войти в парк и выйти из него: Порта Марина (Porta Marina), Площадь Эседра (Piazza Esedra), Площадь Амфитеатра (Piazza Anfiteatro). Мы входили через Порта Марина, а вышли на Площади Амфитеатра (там же потом купили трансфер-экскурсию до вершины Везувия).
Парк не работает 3 дня в году: 1 января, 1 мая и 25 декабря! Будьте внимательны, планируя поездку в Помпеи на майские или новогодние/рождественские праздники.
Говорят, что в этом стеклянном саркофаге лежит одна из жертв катастрофы в 79 году н.э.
Обратите внимание, что в парк пускают бесплатно первое воскресенье каждого месяца!
Путеводители по Помпеям и экскурсии
После покупки билета в Пункте Информации (за кассами) можно получить бесплатные карты по Помпеям и небольшие путеводители!
Мы воспользовались именно этим путеводителем и сами пошли гулять по парку.
Если же вы хотите прогуляться по Помпеям с гидом, то возле касс у Порта Марина и Площадь Эседра по утрам можно заказать экскурсию, но проводить ее будут не собственные гиды парка, а сертифицированные во всем регионе Кампания (Campania). Узнать их можно по специальным значкам.
На кассах у Порта Марина можно взять аудиогид с экскурсией по парку. Стоимость:
Про доступные языки уточнять придется на месте, ведь на официальном сайте парка этой информации нет.
Извержение Везувия
Роковое событие произошло предположительно 24 октября 79 года н. э. (прежде считалось, что двумя месяцами ранее, в августе). Незадолго до извержения, уничтожившего Помпеи, горожане уже испытали серию небольших подземных толчков. Однако подобное в этом сейсмически активном регионе происходило постоянно, так что жители не испытывали особого беспокойства.
Спустя несколько дней наконец произошло извержение, причем необычайно мощное. Из жерла Везувия вырывались пирокластические потоки – смесь пепла, вулканических газов и обломков горной породы. На огромной скорости эта чудовищная раскаленная масса покатилась к городу. Через несколько часов Помпеи оказались накрыты слоем пепла и так называемой лапилли – породы, напоминающей по структуре пемзу.
Одним из очевидцев страшного события стал Плиний Младший, древнеримский писатель и государственный деятель. Благодаря сделанным им записям мы можем представить, как выглядел город в этот страшный час. Плиний писал:
«Широкие столпы пламени вырывались из жерла Везувия, они казались еще ярче и ослепительнее во мраке. Во всем мире был разгар дня, но там [в Помпеях] тьма была темнее и гуще любой ночи».
Массивное облако пепла накрыло собой все и всех. Точное число жертв извержения неизвестно, но примерное число погибших в Помпеях – 2 тыс. человек.
Город Помпеи и его достопримечательности
Выделив на экскурсию целый день, турист позволяет себе спокойно прогуливаться по улицам в поисках очередного «лакомого кусочка».
Но, что же делать людям, ограниченным во времени?
Существует целый ряд достопримечательностей, рекомендуемых к обязательному посещению в ходе экскурсии по городу Помпеи:
- храм Аполлона – считается самым старым храмом, воздвигнутым в честь греческого бога в XVIII веке до н.э. От его величественной колоннады, состоящей из 28 стройных колонн, сохранилось всего две. Предполагается, что главное здание, лежащее сегодня в руинах, покоится на старинном алтаре. Единственное, чему удалось уцелеть, так это фрескам, украшающим внутренние ниши храма (посвящены троянской войне);
- храмы Юпитера (святилище, возвышающееся на трехметровом подиуме в центре форума), Фортуны Августы и Лавров;
- храм Исиды, возведенный еще во II веке до н.э. – его фасад был с трех сторон окружен портиками, украшенными коринфскими колоннами. В былые времена здесь хранилась емкость с водами Нила, а в нишах стояли статуи Гарпократа и Анубиса;
- Большую Палестру – площадь, предназначенная для проведения спортивных мероприятий;
- древний публичный дом, известным под названием «лупанарий» – двухэтажное строение, стены которого покрыты специфическими фресками, носящими порнографический характер;
- термополии – система харчевен, предлагающая посетителям горячую пищу, совсем недавно готовящуюся только дома;
- сад Беженцев и улицу Изобилия;
- старейший римский амфитеатр – возведенный намного раньше Колизея, он видел немало гладиаторских боев;
- театр комедии и драмы, в котором играли исключительно мужчины;
- базилику с двумя ярусами полуколонн;
- облицованные мрамором муниципальные здания;
- рынок (он же Мацеллум), окруженный магазинами;
- городские укрепления, виллы и красивейшие панорамы.
Прогулка по архитектурному комплексу Помпеи – это прекрасная возможность стать частью чего-то большего, прикоснувшись к тайнам античного мира.
Как добраться до Помпей
Решить вопрос, как добраться до Помпей, можно еще дома, а можно и по прибытии в Рим или Неаполь, от которого до древнего города всего 28 км.
Удобнее и быстрее всего передвигаться железной дорогой. Поезда от Рима до Неаполя ходят 1-2 раза в час, а поездка займет всего 1-2 часа в зависимости от выбранного поезда.
Поскольку маршрут Рим-Неаполь пользуется повышенным спросом круглогодично, билеты на поезд имеет смысл выкупать заранее – онлайн. Сделать это проще всего на сайте Omio.
Для этого Вам потребуется лишь знать точную дату поездки и иметь под рукой банковскую карту. Сам билет после оплаты придет Вам на e-mail. Более подробно о всех способах, как совершить эту поездку, BlogoItaliano писал в статье Как добраться из Рима в Неаполь и из Неаполя в Рим.
Посмотреть на античный город ежегодно приезжают миллионы туристов
Оказавшись в Неаполе, нужно пересесть на электричку Circumvesuviana, следующую до Сорренто от центрального вокзала, что на площади Гарибальди (станция «Napoli Garibaldi»). Электрички ходят каждые полчаса с раннего утра до позднего вечера.
Выйти следует на станции Pompei Scavi/Villa Misteri. Время в пути – от 20 до 35 минут (зависит от того, идет ли поезд со всеми остановками или нет). От станции до раскопок и входа Порта Марина – всего несколько сот метров. Подробнее о маршруте мы писали здесь: Как Самостоятельно посетить Помпеи и Геркуланум из Неаполя за 1 день.
Дело в том, что все поезда из Рима в Неаполь приходят на центральный жд вокзал Неаполя, а электрички на Помпеи отправляются с жд вокзала на площади Гарибальди, куда еще нужно добраться, потратив драгоценное время.
При поездке через Салерно менять вокзал не нужно. Придется сделать всего лишь 1 пересадку. Посмотреть все возможные варианты проезда можно здесь. Достаточно лишь ввести начальную и конечную точки маршрута, а также указать удобную дату и количество путешественников.
Самостоятельно по раскопкам Помпей | Отзыв путешественника с фото
Мечтаете побывать в Помпеях и прогуляться по каменным улочкам некогда затопленного лавой и вулканическим пеплом города? Обнаружился свободный день в Неаполе? Сегодня я расскажу вам о наших приключениях в Помпеях, знакомстве с самым знаменитым национальным археологическом музеем Италии. Будет много фотографий, держитесь!
В этой же статье я подробно остановлюсь на прогулке по археологическому парку Помпее, расскажу о стоимости посещения, вариантах экскурсий и т.д.
Помпеи в эпоху расцвета
К VI веку до н.э. относится и строительство первой крепостной стены, и самого древнего святилища – храма Аполлона. В V в. до н.э. территория перешла к самнитам – одному из народов античной Италии, постоянно воевавшему с Римом.
В 310 г. до н.э. Помпеи стали союзниками Рима в качестве свободного города, однако, выступив против него в 89 г. до н.э., потеряли свою независимость, став одной из колоний.
Богатые земли и удивительно мягкий климат очень скоро привлекли внимание патрицианских семей: виллы за крепостными стенами стали появляться, как грибы после дождя.
Вилла Мистерий получила свое название из-за фресок, изображающих дионисийские ритуалы.
Город, через который к тому же проходила и Аппиева дорога, соединявшая Рим и южную часть полуострова, стал влиятельным провинциальным центром.
Огромный форум (157×38 м) мог вместить практически всех жителей (около 20 000 человек). Как, впрочем, и амфитеатр, где устраивались зрелищные бои и травли диких зверей. Город располагал и 2-мя театрами: Большим на 5 000 зрителей и Одеоном, вмещавшим 1 500 человек.
Общественные здания, многочисленные храмы (Юпитера, Аполлона, Исиды, Фортуны Августа) и жилые дома были украшены статуями, фресками, мозаиками, созданными на высочайшем художественном уровне.
Даже довольно зажиточные горожане легко обходились без кухни в доме
На подъеме было и ремесло: Помпеи славились производством шерстяных тканей. Горожане, даже довольно зажиточные, свободно обходились без кухни в доме: горячую пищу доставляли прямо на дом из термополиев (харчевен).
Улицы были вымощены плиткой и булыжником, работали канализация и водопровод, Стабиевы термы (для всех желающих), термы форума (для почетных гостей города) и пригородные термы. Помпеи вступили в пору экономического и культурного расцвета…
Помпеи после извержения
Следственная комиссия из Рима пришла к выводу, что город полностью уничтожен, и о том, как добраться до Помпей по Аппиевой дороге, вскоре уже никто не говорил.
На многие века окрестности Везувия обратились в безжизненные серые равнины с застывшими кусками лавы. Через тысячу лет эти равнины снова зазеленели, и на склоны вулкана вернулись люди, ничего не знавшие о древней трагедии.
В конце XVI в. при рытье каналов были обнаружены фрагменты стены, век спустя – останки мозаик и несколько надписей. Полноценные раскопки начались еще через сто лет – в 1748 году.
В подвале виллы Диомеда археологи обнаружили останки 20 погибших при извержении Везувия
Предполагалось, что найденные развалины имеют отношение к городу Стабии. И только в 1763 году был найден пограничный столб, надписи на котором свидетельствовали о том, что этот город – Помпеи.
К настоящему времени на экскурсии в Помпеи можно увидеть до ¾ древнего города. Остальные участки из-за участившихся землетрясений пока не исследуются. Лучше всего сохранились арена, большая палестра, театры, термы, загородный лупанарий со знаменитыми фресками на фривольные темы, а также часть жилых домов и вилл.
Из того, на что посмотреть в Помпеях и окрестностях непременно стоит – вилла Мистерий, расположенная за развалинами Геркуланских ворот, названная так из-за фресок, изображающих дионисийские ритуалы, и вилла Диомеда. Именно в ее подвале были обнаружены останки 20 погибших при извержении Везувия.
Внутренние стены зданий в Помпеях украшены фресками и мозаиками
Внутренние стены зданий украшены фресками и мозаиками, иллюстрирующими как легенды и ритуальные действа, так и жизнь простых горожан.
Очень много и изображений животных, рыб и птиц. Когда-то эти «картинки» заменяли жителям Помпей обои и гобелены, поэтому и встречаются чуть ли не в каждом доме.
Большинство из них заменено копиями. Подлинники перемещены в Национальный археологический музей Неаполя. Самые известные мозаики – «Помпейский кот», «Битва Александра при Иссе», «Академия Платона», «Комедианты».
Начало конца
Город, восставший из пепла
Столетиями преданный забвению, город Помпеи был случайно обнаружен в средине XVI столетия итальянским архитектором Доменико Фонтана.
Кто знает, были бы когда-нибудь обнаружены древние стены, если бы граф Туттавиллы не пожелал провести подземный тоннель от своей виллы к реке Сарно? Но, видимо, Помпеям суждено было «возродиться»…
Между 1592 и 1600 годами Фонтана посчастливилось обнаружить несколько фрагменты настенных росписей и старинных надписей, в одной из которых говорилось о «decurio pompeis». Однако, неверное толкование фразы (упоминание городской должности в Помпеях, было ошибочно принято за имя хозяина виллы Помпея Великого) не позволило связать находку с «потерянным» римским городищем.
Находка, прямо указывающая на местонахождение древней Помпеи, была найдена лишь в конце XVII века. Так надпись, в которой в очередной раз фигурировало название города, положила конец дискуссии, длившейся в научном мире с 1637 года.
Впрочем, раскопки оказались весьма непростым занятием – твердый и толстый слой вулканического материала надежно оберегал доверенную ему тайну. Пограничный столб, точно указывающий на принадлежность руин, удалось раскопать только в августе 1763 года.
Гибель Помпеи
Жители Помпеи даже не могли предположить, что природа готовит им поистине жестокий удар. Они продолжали выполнять восстановительные работы, даже начали строительство Центральные термы, не восприняв всерьез новые толчки (семидесятые годы). Ведь в те времена сейсмическая активность в Кампании считалась нормой.
В августе 79 года Везувий пробудился, обрушив на невинных горожан хлопья пепла и камни, падающие прямо с небес. Лишь через сутки завершилось извержение, принесшее гибель не только Помпеям, но и двум крупным городам – Стабии и Геркуланум, не говоря уже о небольших селения и виллах. Шутка ли, пепел Везувия достиг границ Сирии и Египта!
Существует версия, согласно которой извержение длилось не один, а целых два дня. Первый из них ознаменовался стремительным выбросом ядовитого дыма, вдохнув который люди тот час же сжигали себе легкие и умирали. Тем, же кому удалось спастись, вернулись на следующий день когда дым уже рассеялся.
Как только дым рассеялся, вереницы спасшихся жителей потянулись в сторону города, что стало их роковой ошибкой.
В тот страшный день мирный город превратился в земной «филиал ада». Смерть как будто витала в воздухе, застигая горожан в храмах, домах, на рынках. Преследовала она и за чертой города, забрав по разным источникам от двух до тридцати тысяч человеческих жизней.
Следует отметить, что большинству жителей (на тот момент население Помпеи составляло 20 тыс. человек) все же удалось избежать гибели. Вот только возвращаться им уже было не куда. Многометровый шар лапилли и пепла – все, что осталось от процветающего дома.
Следственная комиссия, отправленная к Везувию, пришла к выводу, что восстанавливать погибшие города не имеет смысла. Еще долго по развалинам мертвого города бродили люди, стремясь разыскать утерянное имущество. Но, и они ушли, осознав всю тщетность подобных поисков.
Почта для Лелы
Удачной Вам поездки!
Экскурсии в Помпеи из Рима
Благодаря тому, что поездов до Флоренции много, а сама дорога занимает всего полтора часа, многие туристы предпочитают совершить этот вояж самостоятельно – без турагентств. Более детально об этом BlogoItaliano писал тут: Как добраться от Рима до Флоренции и из Флоренции в Рим.
К настоящему времени на экскурсии в Помпеи можно увидеть до ¾ древнего города
Но мы немного отвлеклись. Большинство регулярных экскурсий из Рима в Неаполь и Помпеи рассчитаны на англоговорящего туриста. Русскоязычных экскурсий гораздо меньше, но они тоже имеются.
Единственное, что писать Леле лучше заблаговременно. Поскольку экскурсионные группы на русскоязычные экскурсии в Помпеи формируется заранее, то в пик сезона при бронировании в последний момент в них просто может не оказаться места.
Становление Помпеи
Считается, что Помпеи были основаны в VI столетии до н.э. древним народом – осками, обитавшими в южной Италии. В переводе с оскского «pumpe» переводится как «пять», что может символизировать слияние пяти небольших поселений, существовавших в этой местности с незапамятных времен. По другой же версии название города произошло от древнегреческого «pompe», что означает «триумфальное шествие». В одной из легенд рассказывается об основании города Гераклом, торжественно прошествовавшим по улицам Помпей после победы над трехтелым чудовищем Герионом (десятый подвиг).
О ранней истории Помпей известно лишь то, что им поочередно владели греки, этруски, кумы, самниты. В состав Римской республики Помпеи вошли лишь в 310 г. до н.э., сохранив при этом собственную автономность. Самоуправляемым он оставался до 89 года до н.э., когда консул Сула присвоил ему статус очередной колонии Рима (расплата за антиримское восстание).
Следует отметить, что Помпеи соединяли Южную Италию и Рим, являясь одной из важных точек торгового пути «Via Appia».
Здесь усиленными темпами:
- строили рынки и прочие торговые помещения;
- возводили мосты, амфитеатр, термы, многоэтажные дома;
- проводили водопроводы и мостили камнем улицы.
При этом большая часть города была отдана под роскошные виллы знатных римлян.
Читайте также: