Помещик на отдыхе картина
Как я уже говорил, в нашумевшем (и всё ещё очень даже шумящем) сериале «Крепостная» показаны отношения в помещичьих усадьбах, не имеющие ничего общего с исторической реальностью. Которая была самым натуральным кошмаром. Адом для крепостных крестьян. Пожизненной каторгой – и это в самом лучшем случае.
Это известно и по воспоминаниям современников. и по донесениям тайной полиции (после мятежа декабристов императоры по понятным причинам за помещиками присматривали).
Как известно, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Это сказал британский католический историк лорд Эктон, но это в полной мере относится к российским помещикам эпохи крепостного права. Которая длилась несколько столетий (!).
Из этого психологического факта и из вышеупомянутых донесений и воспоминаний можно сделать весьма неутешительный для «квасных патриотов» вывод. В каждом помещичьем имении помещики не только покупали и продавали крепостных (таких же людей, как они сами) как скот, не только избивали по поводу и без, не только издевались как хотели и когда хотели (де-факто помещики были неподсудны).
Но и содержали целые гаремы крепостных девушек и женщин, которых насиловали как хотели, когда хотели и сколько хотели. Причём начиная чуть ли не с 10-летнего возраста (педофилия и в те годы цвела буйным цветом).
Это к вопросу об «особой русской духовности, морали и нравственности» и «бездуховном и безнравственном Западе». Понятно, что западная элита не из ангелов состоит, но там такие «развлечения» были, мягко говоря, не приняты – в силу отсутствия крепостного права (сиречь рабства). А там где оно было (в США) уже тогда де-факто существовавшие «расовые законы», мягко говоря, не поощряли сексуальные отношения хозяев и рабынь.
Поэтому в реальности уровень и духовности, и морали, и нравственности на Западе просто несопоставимо выше, чем в России. Ибо не было там традиции повального изнасилования девочек, девушек и женщин практический всеми представителями элиты общества в течение столетий.
Исключения, наверное, были, но они лишь подтверждают кошмарное правило – изнасилование крепостных было настолько распространено, что считалось. отдельным и общепринятым видом барщины. Причём насилию подвергались даже. дочери помещиков, рождённые изнасилованными ими крестьянками. И российская элита считала это вполне нормальным.
Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Вообще весь строй крепостного хозяйства, вся система хозяйственных и бытовых взаимоотношений господ с крестьянами и дворовыми слугами были подчинены цели обеспечения помещика и его семьи средствами для комфортной и удобной жизни.
В том числе, и сексуальной, конечно. Кстати, помещицы тоже де-факто насиловали своих крепостных (зачастую обоего пола), принуждая их к половым отношениям. Когда хотели, сколько хотели и как хотели.
Мало кому известно, что насиловали не только крепостных. Но и дочерей, жён и сестёр более мелких дворян (тоже вполне себе стандартная практика, которую российская элита считала нормальной).
Случаев, когда в наложницах у крупного помещика оказывалась насильно увезенная от мужа идворянская жена (или сестра, или дочь) в эпоху крепостного права было немало. Причину самой возможности такого положения дел точно объясняет в своих записках некая Е. Водовозова.
По ее словам, в России главное и почти единственное значение имело богатство — «богатым все было можно». Ничего не напоминает? Впрочем, в советские времена «всё можно» было крупных партийным, советским и хозяйственным чиновникам, силовикам и так далее. Так что даже после Октябрьской революции некоторые кошмарные российские традиции никуда не делись.
Так что положение жён, дочерей и сестёр мелких дворян не сильно отличалось от положения крепостных баб и девок. Только жены незначительных дворян подвергались грубому насилию со стороны более влиятельного соседа, а крестьянские девушки и женщины со стороны «своих» помещиков. И в том, и в другом случае полиция не реагировала на жалобы никак. Опять – ничего не напоминает?
А.П. Заблоцкий-Десятовский, собиравший по поручению министра государственных имуществ (ну, и императора, ессно) подробные сведения о положении крепостных крестьян (и деяниях помещиков, что было несколько более интересно), отмечал в своем отчете:
«Вообще предосудительные [половые] связи помещиков со своими крестьянками вовсе не редкость. В каждой губернии, в каждом почти уезде укажут вам примеры… Сущность всех этих дел одинакова: разврат, соединенный с большим или меньшим насилием.
Подробности чрезвычайно разнообразны. Иной помещик заставляет удовлетворять свои скотские побуждения просто силой власти, и не видя предела, доходит до неистовства, насилуя малолетних детей… другой приезжает в деревню временно повеселиться с приятелями, и предварительно поит крестьянок и потом заставляет удовлетворять и собственные скотские страсти, и своих приятелей»
Принцип, который оправдывал господское насилие над крепостными женщинами, звучал так:
«Должна идти, коли раба!»
Учитывая, что и в современной России рабство чрезвычайно распространено (многим женщинам просто элементарно некуда бежать от начальника, сожителя, полиции, местных богатеев, бандитов и т.д.), неудивительно, что этот кошмар продолжается и поныне. Особенно в провинции, где российские женщины практически беззащитны перед насильниками (и не только нелегальные иммигрантки).
Насилие в помещичьих усадьбах носило систематически упорядоченный характер. После окончания работ в поле господский слуга (из особо доверенных), отправляется ко двору того или иного крестьянина, в зависимости от заведенной «очереди», и уводит девушку — дочь или сноху, к барину на ночь. Причем по дороге заходит в соседнюю избу и объявляет там хозяину:
«Завтра ступай пшеницу веять, а Арину (жену) посылай к барину»…
Это продолжалось столетиями. После чего очень странно, что кто-то удивляется просто чудовищной жестокости, с которой восставшие крестьяне в Гражданскую войну расправлялись с помещиками и их семьями. А также со священниками, которые оправдывали весь этот ужас и требовали от крестьян смирения и покорности.
В.И. Семевский писал, что нередко все женское население (!!) усадьбы использовалось для удовлетворения господской похоти. Всё – от мала до велика. Некоторые помещики, не жившие у себя в имениях, а проводившие жизнь за границей или в столице, специально приезжали в свои владения на короткое время только для гнусных целей.
В день приезда управляющий имением должен был предоставить помещику полный список всех подросших за время отсутствия господина крестьянских девушек, и тот забирал себе каждую из них на несколько дней. Когда список истощался, он уезжал в другие деревни, и вновь приезжал на следующий год – с теми же мерзкими целями.
А.И. Кошелев писал о своем соседе:
«Поселился в селе Смыкове молодой помещик С., страстный охотник до женского пола и особенно до свеженьких девушек. Он иначе не позволял свадьбы, как по личном фактическом испытании достоинств невесты. Родители одной девушки не согласились на это условие.
Тогда он приказал привести к себе и девушку и ее родителей; приковал последних к стене и при них изнасильничал их дочь. Об этом много говорили в уезде, но предводитель дворянства не вышел из своего олимпийского спокойствия, и дело сошло с рук преблагополучно».
Историки до сих пор спорят, существовало ли «право первой ночи» в западных странах. а вот в России оно сущестовало очень даже. И не только первой – помещик мог насиловать жён своих крестьян когда угодно, как угодно и сколько угодно. И после этого кто-то считает, что в России выше уровень духовности, морали и нравственности?
Тех крестьян, кто пытался сопротивляться, безжалостно пороли, сдавали в рекруты, ссылали в Сибирь, отправляли на тяжёлые работы (выписывая билет в один конец). а то и просто убивали. Формально непослушный крестьянин исчезал бесследно, но все прекрасно понимали, куда.
Эта практика нашла отражение даже в оригинальной авторской версии повести «Дубровский», по понятным причинам не пропущенной императорской цензурой и до сих пор малоизвестной. В ней Пушкин писал о повадках своего антигероя Кириллы Петровича Троекурова:
«Редкая девушка из дворовых избегала сластолюбивых покушений пятидесятилетнего старика. Сверх того, в одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных… Окна во флигель были загорожены решеткой, двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирилла Петровича.
Молодыя затворницы в положенные часы ходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. От времени до времени Кирилла Петрович выдавал некоторых из них замуж [стандартная помещичья практика], и новые поступали на их место…»
Большие и маленькие Троекуровы населяли российские дворянские усадьбы, кутили, насильничали и спешили удовлетворить любые свои прихоти, нимало не задумываясь о тех, чьи судьбы они ломали (и снова – ничего не напоминает?). Один из таких бесчисленных типов — рязанский помещик князь (!) Гагарин. Довольно типичный представитель российской элиты.
«В его доме находятся две цыганки и семь девок; последних он растлил без их согласия [сиречь изнасиловал], и живет с ними; первые обязаны были учить девок пляске и песням. При посещении гостей они составляют хор и забавляют присутствующих.
Обходится с девками князь Гагарин так же жестоко, как и с другими, часто наказывает их арапником. Из ревности, чтобы они никого не видали, запирает их в особую комнату; раз отпорол одну девку за то, что она смотрела в окно».
Другой помещик – генерал (!!) Лев Измайлов устраивал колоссальные попойки для дворян всей округи, на которые свозили для развлечения гостей принадлежащих ему крестьянских девушек и женщин.
Генеральские слуги объезжали деревни и насильно забирали женщин прямо из домов. Однажды, затеяв такое «игрище» в своем сельце Жмурове, Измайлову показалось, что «девок» свезено недостаточно, и он отправил подводы за пополнением в соседнюю деревню.
Но тамошние крестьяне неожиданно оказали сопротивление — своих баб не выдали и, кроме того, в темноте избили Измайловского «опричника». Взбешенный генерал, не откладывая мести до утра, ночью во главе своей дворни и приживалов налетел на мятежную деревню.
Раскидав по бревнам крестьянские избы и устроив пожар, помещик отправился на дальний покос, где ночевала большая часть населения деревни. Там ничего не подозревающих людей повязали и жестоко избили.
Встречая гостей у себя в усадьбе, генерал, по-своему понимая обязанности гостеприимного хозяина, непременно каждому на ночь предоставлял дворовую девушку для «прихотливых связей», как деликатно сказано в материалах следствия (которое предсказуемо закончилось ничем). Наиболее значительным посетителям генеральского дома по приказу помещика отдавались на растление совсем молодые девочки двенадцати-тринадцати лет.
Число наложниц Измайлова было постоянным и по его капризу всегда равнялось тридцати, хотя сам состав постоянно обновлялся. В гарем набирались нередко девочки 10–12 лет и некоторое время подрастали на глазах господина. Впоследствии участь их всех была более или менее одинакова — Любовь Каменская стала наложницей в 13 лет, Акулина Горохова в 14, Авдотья Чернышова на 16-м году.
Одна из затворниц генерала, Афросинья Хомякова, взятая в господский дом тринадцати лет от роду, рассказывала, как двое лакеев среди белого дня забрали ее из комнат, где она прислуживала дочерям Измайлова, и притащили едва не волоком к генералу, зажав рот и избивая по дороге, чтобы не сопротивлялась.
С этого времени девушка была наложницей Измайлова несколько лет. Но когда она посмела просить разрешения повидаться с родственниками, за такую «дерзость» ее наказали пятидесятью ударами плети.
Нимфодору Хорошевскую, или, как Измайлов звал ее, Нимфу, он растлил, когда ей было менее 14 лет. Причем разгневавшись за что-то, он подверг девушку целому ряду жестоких наказаний.
Сначала высекли ее плетью, потом арапником и в продолжение двух дней семь раз ее секли (настоящее чудо, что она вообще выжила). После этих наказаний три месяца находилась она по прежнему в запертом гареме усадьбы, и во все это время была наложницей барина. После этого, ей обрили половину головы и сослали на поташный завод, где она провела в каторжной работе семь лет.
Кстати, о телесных наказаниях. Все крепостное право держалось на порке. Так, за укрывательство в деревне кого-либо из беглых крепостных подвергался наказанию плетьми старший член семьи с каждого двора.
Помещик времен Екатерины Болотов рассказывал в своих воспоминаниях о помещице, отдавшей приказание перепороть сразу 80 женщин за то, что они. не набрали нужного количества земляники.
О случаях же жестокой порки без смертельного исхода, конечно, никто никому не доносил; наказание такого рода было обыденным и ежедневным явлением. Впрочем, предание суду в отдельных случаях помещиков, запоровших крепостных насмерть, еще не означало их осуждения.
Неизвестно, чем закончилось, например, предание суду помещицы Белоруковой, которая запорола насмерть розгами и просмоленною веревкою. девятилетнюю девочку. Вероятнее всего, ничем (типа церковным покаянием).
Ещё одним примером такого «правосудия» является приговор по делу вдовы генерал-майора Елизаветы Эттингер в 1771 году. Было доказано, что по приказанию помещицы «таловыми длинными прутьями» был засечен насмерть ее крепостной. Наказание? Месяц тюрьмы. Крестьянин за убийство – даже менее жестокое – загремел бы на фактически пожизненную каторгу.
Поэтому у тех, кто знаком с реальной историей крепостного права в России, сериал «Крепостная» и ему подобные лживые сказки вызывают лишь отвращение.
© Copyright: Артур Клодт, 2020Свидетельство о публикации №220012001881
Отличная работа, а то всё нам пестни поют о "России, которую мы потеряли". А правосудие в нашу смутную эпоху примерно такое же. "Задавленный мальчик 6 лет был пьян". Украиди, бабушка, сырок в супермаркете - срок дадут, укради миллиард из казны - 9 лет условно.
Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого
На этой картине художник изобразил двух помещиков, которые ведут беседу, похожую даже на спор. Рядом с ними стоит красивая, но грустная крестьянка со смиренным лицом. В дверях столпились такие же крестьяне, которые чего-то ждут. Что же происходит в барском доме?
Николай Васильевич Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», 1866 год Николай Васильевич Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», 1866 годХудожник назвал картину «Торг», а значит, по сюжету, в этом доме торгуют живыми людьми, а именно крепостными крестьянами. В данном случае помещики не могут договориться о цене за девушку.
Мужчина в чёрном пиджаке явно знает, что красивая молодая женщина стоит дорого, но желает немного сбавить цену. Он расхваливает красавицу, но в то же время желает получить максимальную выгоду от этой сделки. Хозяин дома, видимо, считает эту цену заниженной и всем своим видом показывает, что не будет продавать так дёшево.
«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», фрагмент «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», фрагментХудожник намеренно изобразил помещиков неприятными. Они лысые, высокомерные, надменные. Обсуждают торговлю людьми так, словно это скот. Для них это всё довольно обыденно.
Крестьяне, видимо, тоже привыкли к такой ситуации, поэтому не удивляются и не нервничают, а просто смиренно стоят в ожидании своей участи.
«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», фрагмент «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», фрагментСтароста, который привёл девушек, так же спокойно стоит и наблюдает за сделкой. Он никак не может помочь юным крепостным, потому как находится в том же статусе, что и они.
Немного из биографии художника-горбуна
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в 1870 году в семье железнодорожного служащего Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Мальчик унаследовал от отца, редкое отчество. А имя деда по отцовской линии - Бориса Александровича будущий художник впоследствии присоединил сам в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
И так уж случилось, что в возрасте трёх лет маленький Витя очень неудачно упал с высокой скамьи и получил тяжелую травму позвоночника. Этот ушиб вызвал хронический воспалительный процесс, вследствие которого у мальчугана начал расти горб. Родители болезненно переживали постигшее несчастье и старались сделать все от них зависящее, чтобы вылечить сына. Но, ни в Москве, ни в Петербурге, куда отец возил мальчика, ничем не смогли помочь, и Виктор остался на всю жизнь «с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем», — по словам одного из его биографов.
Судьба зло подшутила над ним, и проблемы со здоровьем преследовали художника в течение всей его жизни. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о Борисове-Мусатове саратовский литератор Александр Федоров. Да, он мог быть. а стал «болезненным, маленьким, горбатеньким человеком с острой бородкой. - писал М. Добужинский, - Всегда очень изысканно одетым и элегантным. ». «Он был трогателен, мил и сердечен» , - вспоминал близко друживший с саратовским художником Игорь Грабарь.
И кто знает, как бы сложилась жизнь Виктора Эльпидифоровича после несчастного случая, если бы не любовь к художественному творчеству - он с шести лет настолько увлекся рисованием, что к четырнадцати годам занимался только живописью.
Первоначальные знания и навыки рисования Виктор получил от приходящего учителя рисования. Пытливо вглядываясь в окружающий его мир, он с большим воодушевлением изучал азы живописи. Это позволило юному таланту поступить в студию Саратовского общества изящных искусств, затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а позже, созревшим юношей, перевестись в Петербургскую Академию художеств. При поступлении в академию начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: с того времени он так и подписывал свои работы.
В Петербурге его учителем был известнейший педагог и художник своего времени Павел Петрович Чистяков. Обучался Борисов-Мусатов и в мастерской не менее знаменитого живописца Василия Поленова. Учился также три года в студии Фернана Кормона в Париже, где осваивал классические приемы рисования. В музеях и галереях французской столицы он изучал произведения искусства маститых художников мира. Был близок с художниками «Мира искусства». В 1895 году Борисов-Мусатов вступил в Союз русских художников.
Как жили в русских усадьбах летом
Русская усадьба, жизнь и быт ее, стали активно развиваться c тех пор, как отменили обязательную дворянскую службу, в 1762 году. До этого времени загородные дома частенько пустовали, а в деревню ехали лишь на склоне лет. Но все изменилось, и уже в апреле-мае шли обозы и кареты, перевозя городских жителей на природу, в родимые имения.
Художник Богданов Николай Григорьевич. В усадьбе летом. Художник Богданов Николай Григорьевич. В усадьбе летом.Свидетели описывали, как после указа, дороги из Москвы и Петербурга были заполнены экипажами и повозками, стремящимися уехать в сельскую глушь дворянскими семьями, с их челядью, прислугой, крепостными. В то время имения и усадьбы росли, как грибы: богатые и помпезные, скромные и невеликие. Пожившие в городах хозяева, разбивали модные парки, строили теплицы и оранжереи, оформляли живописные пруды, заказывали из-за границы мебель и музыкальные инструменты.
Потихоньку формировался быт русской усадьбы, привычки и распорядок дня. Готовиться к переезду начинали чуть ли не за месяц. Экономка и служанки чистили и собирали одежду, считали и укладывали бельё, упаковывали необходимую посуду и утварь. Богатые дворяне везли с собой множество людей, иногда от двухсот до восьмисот человек. А следовательно, необходимо было позаботиться и о продуктах в дорогу, лошадях, повозках.
Внутри дворянской усадьбы
Приехавших хозяев встречал просторный двор, украшенный клумбами и цветниками, парадная лестница, просторный вестибюль. Встречать барина выстраивалась вся домашняя челядь, а иногда и любопытные жители окрестных деревушек. Народу во двор набивалось множество, потому они до сих пор поражают размерами современников. И не мудрено: гостей в усадьбах принимали много, а кареты могли быть запряжены четверкой или шестеркой коней.
Усадьба в Архангельском. Художник: Акжигитов Ильдар Усадьба в Архангельском. Художник: Акжигитов Ильдар«Пустынный широкий двор, не засаженный во всю ширь ни кустом, ни деревом и лишь местами обнесенный перильчатой решеткой, принял нас на свою зеленую мураву». Из воспоминаний Н.М. Павлова об усадьбе Абрамцево
Дома строились от одного до трех этажей, обычно сбоку пристраивали флигели, украшали просторными верандами. За домом часто сажали сад, где проводили время по вечерам за чаем. Поэт Афанасий Фет вспоминал, что у его дядюшки был «светлый и высокий дом, обращенный передним фасадом на широкий двор, а задним в прекрасный плодовый сад, примыкавший к роще».
Вид на сады усадьбы Влахернского, кузьминки. Художник: Раух Иоганн Непомук Вид на сады усадьбы Влахернского, кузьминки. Художник: Раух Иоганн НепомукНа первом этаже комнаты шли анфиладами, открывая поочередно парадную столовую, гостиную, курительную, танцевальный зал, диванную, кабинеты, библиотеку. Количество комнат зависело от зажиточности и желания хозяев.
💕Я буду признательна за лайки 👍 и доброжелательные комментарии!
Вторые этажи отводились под спальни, комнаты для гостей, маленькие гостиные. Это была интимная часть дома. Тут же жили гувернантки, секретари, няньки, учителя, если таковые имелись. Экономки, ключники, повара могли жить на антресолях — этаже под крышей. Но иногда для них существовало отдельное строение. Отдельно строилась и баня — обычный атрибут усадеб. Ее старались разместить на берегу реки или озера, рядом возводили домики для отдыха или чайные беседки.
«передняя была полна лакеями. Тут был и Логин, с серьгою в ухе, бывший парикмахер, и Федька-сапожник, и высокий рябой Матвей, и камердинер дяди моего, Павел. Девичья вся. была разделена на углы; почти что в каждом угле были образа и лампадки, сундуки, складные войлоки и подушки. Кушанья к столу носили через двор. Там жили дворецкий с женой, жена Логина с дочерьми, жена Павла с дочерьми, повар, кучер, форейтор, садовник, птичница и другие. Сколько было всех дворовых у моей бабушки — не помню, но полагаю, что вместе с девчонками. Пастухом и костцами, которые приходили из деревень, не менее шестидесяти человек» Из воспоминаний поэта Я.П. Полонского об имении в Рязани его бабушки.Неизвестный художник. Гостиная в усадьбе. Неизвестный художник. Гостиная в усадьбе.
На территории имения располагались подсобные помещения, склады, конюшни, псарни. В XIX веке нередко создавались различные мастерские: суконные, гончарные, плотницкие. С отменой крепостного права появились и целые производства. Так, например, в имении Юсуповых открыли прядильную фабрику. Многие дворяне увлекались выращиванием овощей и фруктов, приглашали агрономов-французов.
Неизвестный художник. Кабинет Т. Н. Грановского. 1855. Неизвестный художник. Кабинет Т. Н. Грановского. 1855.Распорядок дня в имении, развлечения
Хозяин или хозяйка обычно вставали рано. Лакеи приносили утренний чай или кофе. Затем молитва, а после нее, рачительный хозяин выслушивал отчеты камердинера, ключника, управляющего, в зависимости от того, каким людям доверяли вести хозяйство. Хозяйка тоже занималась своими делами: определяла объем работ, давала указание экономке, поварам, служанкам, кастелянше, нянькам.
Потом завтракали молоком, свежим хлебом, маслом, крутыми яйцами, пирогами и разной выпечкой. Обязательно пили чай с вареньями, сливками, лимоном и сахаром. Подавали сдобу. Детей за взрослый стол не сажали, они завтракали часом раньше, а затем приступали у занятиям.
Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в имении Тригорском. Художник Дмитрий Белюкин. Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в имении Тригорском. Художник Дмитрий Белюкин.Обедали часа в два-три, подолгу, с разнообразными переменами блюд. Если были гости, трапезу накрывали в парадной столовой, прислуживали лакеи в белых перчатках, подавали наливки, водку и разные настойки.
Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
Так, вдохновленный саратовскими окрестностями и заброшенными дворянскими усадьбами Борисов-Мусатов с упоением писал одну за другой свои картины, где девушки со старомодными прическами и в старинных платьях гуляли по пустынным усадебным парковым аллеям. При этом художник изображал не просто ушедшую эпоху, а искренне ностальгировал по прошлому.
Картина «Водоём» была написана летом 1902 года в Зубриловке в старинном имении князей Голицыных-Прозоровских под Саратовым. Это был самый счастливый период в жизни художника: его живопись пользовалась успехом, и девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж. Именно свою невесту, также художницу, Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на этом полотне. Они позировали художнику для подготовительных эскизов картины. И, как видим, автор совершенно не стремился передать портретное сходство с моделями, а лишь хотел показать образы двух молодых девушек, их гармоничное единство с безмятежным состоянием природы, а также покой и умиротворение.
Картина поразила современников своей новизной красок и поэтичностью. Впервые увидев готовую работу мастера, возлюбленная художника не сдержалась от искреннего восхищения. Ее похвала для него, была сильнее, чем какие-либо хвалебные статьи. А к слову сказать, в то время столичные художники и критики признали «Водоем» шедевром русской живописной школы.
Вскоре Виктор Эльпидифорович и Елена Владимировна обвенчались, а в декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна. Но, к сожалению, радость отцовства художнику испытать в полной мере не пришлось. Не прошло и года, как 35-летний Борисов-Мусатов скоропостижно скончался на руках своей жены в Тарусе, где провел последние дни жизни. Перенесенные операции кардинально ухудшили состояние его здоровья, к туберкулезу позвоночника добавилась болезнь почек и сердца. Все вместе взятое и привело к летальному исходу.
Похоронен художник на окраине города, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева. На постамент из красного гранита скульптор возложил фигуру мальчика – подростка. Тема спящего мальчика по его мнению, была созвучна жизненной трагедии Борисова-Мусатова. В наши дни в память о художнике место его захоронения называют "Мусатовским косогором".
«Он умер, оставив нам тихие образы. И хотя над его величавыми созданиями тихо несется время, они остаются. У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребни», — сказал позднее писатель и друг художника Владимир Станюкович.
Преодолевать жизненные трудности и болезнь помогала живопись не только Борисову-Мусатову. Как со своими неизлечимыми недугами боролись некоторые знаменитые живописцы, читайте в нашей публикации: Недуги великих художников, как испытание силы духа: От чего страдали Кустодиев, Ренуар и другие.
Картины Виктора Борисова-Мусатова на мировых аукционных торгах
Рассказывая о творчестве Борисова-Мусатова, невозможно не отметить, что при жизни художника его картины в России мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств.
Прошел век, и произведения русского живописца приобрели немалую ценность. За последние десятилетия его картины хотя и редко, но стали появляться на мировых аукционных арт-торгах. И их появление - это всегда событие в художественном мире и коллекционеров, и любителей. Так, в 2004 году была продана с молотка картина художника «Пастухи со стадом ночью» (1895год) за 245 тыс. долларов при стартовой - 150.
А в 2014 году на аукционе MacDougall`s появился этюд «Кавказские горы» (1895), созданный мастером, как и первое полотно, после поездки по Кавказу и Крыму. Это произведение после смерти живописца перешло к его супруге Е.В. Александровой, затем к художнику Я. Милкину, а позже оказалась в Великобритании в руках частного коллекционера. На торги картина поступила с эстимейтом 85 тысяч, а продана была за 102 тысяч долларов.
Однако самая значимая продажа относится к картине «Последний день», которая была выставлена на аукционе Sotheby`s в 2006 году. Эта пастельная работа является одной из лучших последних творений художника, проживавшего в последние годы жизни в подмосковной усадьбе Введенское. Именно там Борисов-Мусатов находил покой и умиротворение и там создал ряд своих лучших пастелей. Картину, где мастеру отлично удалось передать настроение дня и спокойствие и неторопливость, с которыми женщины совершают прогулку, художник продал В.Э. Направнику, сыну главного дирижера Мариинского театра Э.Ф. Направника. На аукционе в 2006-м она была выставлена с эстимейтом 500 тыс, а с молотка ушла за 1,3 млн долларов.
Трутовский, Константин Александрович (Россия, 1826-1893).
Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обoжали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова
Отписаться можно в любой момент.Творчество Виктора Борисова-Мусатова - одна из самых светлых и в то же время коротких страниц в истории отечественного искусства конца XIX и начала ХХ века, пропитанных болью и страданием, жизнелюбием и тихой радостью самого художника. Такими как он, а в России их было немало, даже по прошествии веков продолжают искренне восхищаться потомки, отдавая дань уважения умению, - невзирая ни на что, любить жизнь, людей, искусство, которое помогало выживать в сложнейших жизненных условиях.
Многие сейчас скажут, что людей со сложной судьбой хватает во всех профессиях. Однако именно творческие люди, в силу своей тонкой душевной организации, больше всех подвержены стрессам, нервным срывам, депрессии. Именно поэтому каждый истинный художник загадочен и самобытен по природе своего дарования, и именно поэтому к их судьбам проявляется особый интерес.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 — 1905)— русский художник, живописец, мастер символической живописи, отражающий на своих полотнах размеренную тихую жизнь «дворянских гнёзд».
Его самобытные работы в свое время вдохновляли художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи. Умиротворение, тихая грусть и радость - вот основные аспекты символизма в творчестве мастера, прожившего довольно трудную короткую жизнь и оставившего после себя хотя и скудное художественное наследие, но довольно ценное.
Наведите курсор, чтобы увидеть название и музей, в котором находится данная картина.
Помещик на отдыхе картина
Репутация: 16
"Помещик на отдыхе", жанровая русская картина
Нач. 20 века. Холст, масло. 105 см. - 55 см. МПЦ - 10 000 Вопросы в личку.
Репутация: 16
Нач. 20 века. Холст, масло. 105 см. - 55 см. МПЦ - 10 000 Вопросы в личку.
Цена снижена. Распродажа. МПЦ - 8 000 р. Жанровая русская картина по стоимости месячной квартплаты.
Адрес: UKRAINE
Спасибо: 5,979
Репутация: 12455
Цена снижена. Распродажа. МПЦ - 8 000 р. Жанровая русская картина по стоимости месячной квартплаты.
Забыли написать что работа художника-любителя.
Репутация: 16
Забыли написать что работа художника-любителя.
Судя по холсту и подрамнику, картины 20 - 30 х годов. НЭП. Тогда такая живопись имела место быть. Примитивизм, но и цена пустяковая!
Спасибо: 389
Репутация: 780
denis123, а как Вы определили что работа русская? в районе крючка находится что-то похожее на подпись. Попробуйте установить автора.
__________________
А значит нам нужна одна Победа.
Репутация: 16
denis123, а как Вы определили что работа русская? в районе крючка находится что-то похожее на подпись. Попробуйте установить автора.
Добрый день! Вероятно, мазок. Никаких букв не обнаружил. У меня как то не возникло сомнений по поводу "русскости" картины.
Репутация: 16
Цена снижена. Распродажа. МПЦ - 8 000 р. Жанровая русская картина по стоимости месячной квартплаты.
"Сколько неразработанных материалов представляет Малороссия художнику, как изображающему сцены, так и видописцу" Константин Трутовский
"Это был талант не "репинский", но истинный, он был поэт, он был Шевченко в живописи". Михаил Васильевич Нестеров, русский художник
"Иллюстрации Трутовского - это фельетоны на злободневные темы. Они настолько верно отразили эпоху 50-70-х годов XIX века, что являются своего рода историческим документом. " К. С. Кузьминский
К. А. Трутовский был женат на племяннице жены известного критика и общественного деятеля С. Т. Аксакова Софии Алексеевне Самбурской. Сын художника — Владимир Константинович (1862-1930) — искусствовед, нумизмат, секретарь Московского археологического общества. Женат на Александре Владимировне Мошниной, племяннице святого Серафима Саровского. От этого брака у Владимира Константиновича были две дочери — Надин и Наташа.
Скончавшегося в родовом имении Яковлевка художника, похоронили в Обоянском Богородицко-Знаменском мужском монастыре, полностью уничтоженном большевиками в 1924 году.
Крестьянская жизнь на картинах великих русских живописцев (11 репродукций)
Масленица — праздник широкий, красочный, разгульный и вкусный. Таким его и изобразил Кустодиев в картине. Балаган — непременный атрибут русских народных гуляний.
Балаганы. Б. М. Кустодиев.1917 год.
Картина «Сельская бесплатная школа» рассказывает о том, как интеллигентные русские девушки, водушевленные идеей народного образования, занимаются обучением деревенских ребят. Дело происходит в просторной чистой избе. Здесь «отличные барыньки», как их называл Стасов, «пришедшие из своих барских домов», учат «всяких мальчуганов и девчоночек».
Сельская бесплатная школа. А. И. Морозов. 1865 год.
После грозы. Ф. А. Васильев. 1868 г.
Картина Ивана Богданова «За расчетом» представляет собой реальную жанровую сцену, в которой художник затрагивает тему социальных неравенств, запечатлев зажиточного крестьянина по одну сторону стола, его жену – по другую и пришедшего за расчетом бедного работника.
За расчетом. И. П. Богданов. 1890 год.
Картина невероятно интригует задумчивым видом главного героя – извозчика, который, попивая чай, рассматривает мир сквозь прозрачное стекло, которое как бы огораживает его от внешнего вида, проводя невидимую, но острую грань между миром духовного и миром сознательного.
Извозчик в трактире. Б. М. Кустодиев. 1920 год.
Сюжетом для картины послужило известное описание продажи крепостных с аукциона в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (с. Медное), где изображена им участь крестьянской семьи, распродаваемой с молотка за долги промотавшегося господина.
Продажа крепостных с аукциона. К. В. Лебедев. 1910 год.
Центральным образом является статная фигура нарядно одетой матери-крестьянки, которая ведет двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребенком.
На пашне. Весна. А. Г. Венецианов. 1-я половина 1820-х годов.
В 1878 году живописец с семьёй переезжает в Москву, а уже через год Репин заканчивает картину «Проводы новобранца». В этой картине автор запечатлел примечательное действо – семья и соседи провожают молодого парня на службу в армию.
Проводы новобранца. И. Е. Репин. 1879 год.
Художник запечатлел особенность трудолюбивого казахского народа – всю свою жизнь казахи проводят с песнями и плясками, даже похороны близких не обходятся без танца. Достаточно одной домбры, чтобы они пустились в пляс. Казахские народные танцы никогда не имели четких хореографических правил, они исполнялись в форме свободной импровизации, демонстрируя богатый внутренний мир. Мужчины в танце решительны и безудержны, женщины - сдержанны и спокойны, их эмоции передают в танце глаза и руки.
Пляска. К. В. Лебедев. 1900 год.
Классический интерьер дома зажиточного крестьянина.
Интерьер с печью, сундуками и самоварами. Неизвестный художник. 1833 год.
На полотне изображены крестьянские представители уездного земского собрания: их обед составляет простой хлеб с луком и солью, в то время как не показанная на картине дворянская часть земства обедает в помещении.
Появление «мусатовской девушки»
Живя за границей и познакомившись с творчеством мастеров разных стран, разнообразных стилей и направлений, живописец более всего увлекся символизмом и импрессионизмом - полученные впечатления помогли мастеру найти свой живописный стиль.
Однако сложное финансовое положение вынудило Виктора Борисова-Мусатова вернуться из Парижа в Россию, где к тому времени в художественной среде также произошли значительные перемены. В искусстве свои позиции твердо занял символизм, а на место передвижников пришли Исаак Левитан, Михаил Врубель и Валентин Серов, которые кардинально обновили русскую живопись. И на фоне происходящего Виктору Эльпидифоровичу просто было невозможно не поддаться настроению перемен.
В 1898 году художник обосновался в Саратове, на своей малой родине, и в это время начался его самый плодотворный период — все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ. Любимой его темой стало изображение барышень в старинных платьях на фоне старых поместий. Все критики того времени признавали, что по цветовой гамме и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов.
На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Присмотритесь, себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов.
Читайте также: