Почему солон уехал из афин кратко
Происходил из знатного, но обедневшего аристократического рода, ведущего свое происхождение от легендарного афинского царя Кодра. Стесненное материальное положение побудило Солона заняться торговлей. Он много путешествовал, на досуге писал стихи. Во время войны между Афинами и Мегарами за о-в Саламин Солон не только поднимал патриотический дух своими стихами, но и, будучи избранным командующим, успешно завершил кампанию (ок. 595 г. до н.э.).
В начале VI в. до н.э. в Аттике обострилась политическая ситуация: народ был недоволен усиливающимся неравенством и долговой кабалой. В силу своего авторитета, происхождения (принадлежность к эвпатридам), занятий (контакты с торгово-ремесленными кругами), карьеры (продемонстрировал свою компетентность в разнообразных сферах) и интеллекта (репутация мудреца) Солон был идеальной фигурой для эсимнета – посредника, примирителя в назревающей смуте, которую можно было избежать с помощью реформы существующего общественного строя. И стихи Солона, и вся его деятельность указывают на его главный мировоззренческий принцип: мера и норма, эвномия (благозаконие), социальный компромисс, неприязнь к единовластию, тираническому правлению. Будучи избранным архонтом на 594 г. до н.э., Солон провел ряд важнейших реформ. Не исключено, что на время архонтата приходится лишь часть его преобразований, которые могли растянуться на годы.
По-видимому, первой стала сисахфия, «стряхивание бремени», т.е. снятие закладных «камней» с участков должников – отмена долгового рабства. Впредь должник должен был расплачиваться имуществом, но не личной свободой – своей или близких. Те, кто были проданы в рабство за пределы Аттики, выкупались за счет казны.
Тимократическая реформа (введение имущественного ценза) подразумевала деление населения Афин на имущественные разряды (классы): пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты. Предполагается, что какое-то цензовое деление, относящееся к военной службе, было и до Солона (за исключением пентакосиомедимнов), но Солон облегчил доступ к исполнению должностей для иных, кроме эвпатридов, категорий населения. Должность архонта была доступной для первых двух классов.
По инициативе Солона появляются новые политические институты. Это Совет Четырехсот (буле), куда входят по 100 человек от каждой из четырех родовых фил. Совет готовит повестку народного собрания, принимает предварительные решения по выносимым на экклесию вопросам (пробулевтическая функция).
Большой потенциал имел еще один новый орган, созданный Солоном, – гелиэя, народный суд. Развитие данного института напрямую связано с развитием афинской прямой демократии, а рост политического значения народного суда был и следствием, и катализатором процессов по её радикализации. В работе солоновской гелиэи могли принимать участие феты, это был единственный орган помимо народного собрания, куда допускались беднейшие граждане Афин. Гелиэя во времена Солона, по-видимому, являлась апелляционным судом, в котором рассматривались жалобы на приговоры, выносимые должностными лицами.
Среди трех наиболее демократических преобразований Солона (наряду с отменой долговой кабалы и введением гелиэи) Аристотель называет также предоставление любому желающему гражданину возможности выступать истцом – прежде инициатором обвинения мог быть только сам потерпевший или его родственник. Правда, в классическую эпоху «желающий» (βουλόμενος) мог выступать инициатором только исков по государственным преступлениям; частные иски подавались потерпевшей стороной.
О какой-либо Солоновой реформе экклесии неизвестно; народное собрание, очевидно, существовало и ранее, но влачило жалкое существование при гегемонии аристократов-эвпатридов. Совокупность разнообразных мер и законов, предложенных Солоном, не могли не привести к увеличению роли более широких слоев граждан и автоматически – народного собрания – в жизни Афинского государства.
Традиция приписывает афинскому реформатору ряд мер экономического характера: защита афинских товаропроизводителей (запрет вывоза зерна, поощрение вывоза оливок); покровительство ремесленникам (поощрялся их переезд из других полисов); введение новой системы мер и весов (легкий эвбейский талант); упорядочивание имущественных отношений – не имеющие прямых наследников могли составлять завещание. Своеобразной мерой борьбы с тунеядством стало солоновское постановление о том, что сын был вправе отказать престарелому отцу в поддержке, если тот не обучил его когда-то каком-нибудь ремеслу. И закон, несмотря на свою парадоксальность, вполне соответствующий полисной морали, которая стремится избавить граждан от равнодушия, безучастности к общественным делам: «Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишению гражданских прав» (цитата из Аристотеля, «Афинская полития», перевод С.И. Радцига).
Значение личности и деятельности Солона для Афинского государства трудно переоценить. Фактически рождение афинского полиса как гражданской общины, где граждане отличаются по имущественному положению, но свободны, активно участвуют в политической жизни и никто не может лишить их гражданского статуса за долги, – заслуга Солона. Многие античные авторы были уверены в том, что именно он заложил основы афинской демократии. Большинство современных исследователей более сдержанны в своих оценках: Солона едва ли можно назвать отцом-основателем афинской демократии, так как он сохранил многие прежние политические органы аристократического государства, однако ряд его преобразований, прежде всего гелиэя, имели т.с. определенный демократический потенциал: задали определенный вектор движения в сторону демократии, создали условия для её последующего развития.
Сочинения:
Iambi et elegi Graeci ante Alexandrum cantati. Vol. 2: Callinus. Mimnermus. Semonides. Solon. Tyrtaeus. Minora adespota / Ed. M. L. West. Oxford, 1992.
Солон. Фрагменты // Античная лирика. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 4. М., 1968.
Почему Солон был избран правителем Афин?
Во времена Солона Афины раздирала борьба между богатыми и бедными, необходимо было поднять хозяйственное и экономическое положение Афин.
Солон же, в глазах современников, представлялся человеком, которому было под силу разрешить накопившиеся проблемы. Он был известен победоносными войнами, которые провел.
Считается, что Солон не отдавал особого предпочтения какому-либо сословию и мог беспристрастно разбираться с делами и проводить реформы.
Он сумел провести реформы, которые не являлись радикальными, и на некоторое время примирил Афины и дал толчок к дальнейшему развитию Афин.
Солон родился в 640 году до н. э. его отцом был Эксекстид из рода Метонтидов. По своему состоянию и положению Солон принадлежал к среднему классу, но по происхождению - был из знатного рода.
Философские взгляды
Вся деятельность Солона говорит о том, что ведущим принципом его жизни была справедливость. Он придерживался фаталистических взглядов, верил, что боги определяют судьбу человека. За все то, что люди делают вопреки их воле, они или их потомки будут неизбежно наказаны. Справедливость понималась Солоном как порядок, установленный свыше, посягать на который опасно.
Статуя Солона в библиотеке Конгресса США Статуя Солона в библиотеке Конгресса СШАПроводимые им реформы имели целью поддержать справедливое устройство общества. В конечном итоге это значило сохранение гармонии, данной богами. Отстаивание сисархии — отмены долгов и освобождение должников из рабства, реформатор считал своей главной заслугой. Согласно принципу гармоничного воздаяния был проведен закон, запретивший родителям, не давшим своим детям никакого образования и ремесла, требовать от них поддержки в старости. Большое значение имело разделение граждан на 4 категории по имущественному принципу. Даже самые бедные получали право участвовать в работе народного собрания и суда присяжных.
Благодаря деятельности Солона афинская государственность укрепилась и получила дальнейшее развитие.
Почему Солон покинул Афины?
После введения законов к Солону каждый день приходили люди: то хвалили, то бранили, то советовали вставить что-либо в текст или выбросить. Но больше всего было таких, которые обращались с вопросами, осведомлялись о чем-нибудь, просили дополнительных объяснений о смысле каждой статьи и об ее назначении. Солон нашел, что исполнять эти желания нет смысла, а не исполнять значит возбуждать ненависть к себе, и вообще хотел выйти из этого затруднительного положения и избежать недовольства и страсти сограждан к критике. По его собственному выражению,
Трудно в великих делах сразу же всем угодить.
Поэтому под тем предлогом, что ему как владельцу корабля надо странствовать по свету, он попросил у афинян позволения уехать за границу на десять лет, и отплыл из Афин: он надеялся, что за это время они и к законам привыкнут.
Жизненный путь
Мыслитель родился в Афинах около 635 г. до н. э. До наших дней дошли некоторые его стихи, что дает возможность говорить о поэтическом даре, но видно, что политические вопросы уже волновали юношу. Участие в военных действиях было тогда обязательной ступенью политической карьеры, для Солона таким событием стала война с Мегарами. Его авторитет и известность особенно выросли после успешной экспедиции на Саламин.
Г. Хонтхорст. «Солон и Крёз» (1624) Г. Хонтхорст. «Солон и Крёз» (1624)Афинский полис существовал тогда как аристократическая республика во главе с советом архонтов. Одним из них был избран Солон. За короткое время по его инициативе были проведены важные реформы, среди которых введение суда присяжных, имущественного ценза и т.д. Отойдя от дел, Солон много путешествовал. Говорят об его встречах с царем Крезом, но это исторически невозможно. Свои последние годы жизни мудрец провел в родных Афинах, продолжал интересоваться общественной жизнью города. Смерть пришла примерно в 559 г. до н.э.
Солон — один из «семи мудрецов» Древней Греции, законодатель и политик, поэт, мыслитель
Имя Солона звучит в ряду знаменитых «семи мудрецов» Древней Греции. Уважение к нему было велико, об этом человеке упоминают многие античные источники — Аристофан, Геродот, Лисий, Демосфен, Аристотель, Диоген Лаэртский, Плутарх и другие.
Реформы Солона (кратко)
Экономическая реформа
2) Для ускорения развития экономики Солон провел политику защиты местных производителей. К примеру, запретили вывозить за пределы Греции хлеб, которого и так катастрофически не хватало. И в то-же время правитель добивался экспорта изделий из оливок, потому как их было в достатке. Что бы ремесленник трудился больше и качественней ему в награду предоставлялись большие права. Упорядочили имущественные отношения между людьми, к примеру, в Афинах начали практиковать составление специального документа, согласно которого имущество умершего переходило наследникам.
Политическая реформа
Судебная система
Судебная система тоже была реформирована. Суд присяжных, выносивший решение по делам, стал в большей степени совершенен и беспристрастен, так как теперь практически любой житель мог стать его членом, их заносили в специальные списки и с помощью жребия выбирали на должность.
Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии
Около 600 — 605 гг. до н.э. в Афинах произошел, как бы это сейчас назвали, стихийный митинг, на котором афинянин по-имени Солон — потомок древнего рода афинских царей, владеющий средним состоянием, поскольку его отец все свое богатство истратил на помощь бедным соплеменникам, произнес речь . Вернее, стихи: слушание стихов в Древней Греции было столь же популярным, как сегодня просмотр телевизионных передач или посещение концертов.
В своих стихах Солон призвал тех, кто не желает, чтобы быть афинянином стало позором, отвоевать Саламин у Мегары. По преданию, перед тем, как выйти с такими стихами на площадь, он надел головной убор, который носили сумасшедшие: сумасшедшего нельзя было арестовать и казнить. Притворялся на самом деле Солон сумасшедшим или нет — доподлинно неизвестно, так как греки были большими любителями сочинять веселые истории, однако то, что речь его произвела колоссальное впечатление на афинян — это факт. Она спровоцировала народные волнения, под давлением которых власти вынуждены были уступить и пойти на очередную войну с Мегарой. Более того, предводителем в ней был избран Солон . На этот раз поражение потерпели мегаряне, и Саламин перешел в руки Афин. Угроза захвата города перестала существовать, и это небывало подняло авторитет Солона в обществе.
руины древнего порта Саламин в наши дни руины древнего порта Саламин в наши дниВ военной дипломатии он, однако, не брезговал никакими средствами для достижения политической цели. Чтобы доказать исконную принадлежность острова Саламин Афинам, Солон приказал вскрыть на нем несколько старых могил, и отметил, что умершие в них погребены по афинскому образцу. А также составил подложный экземпляр стихотворения Гомера — легендарного поэта, чьи стихи пользовались у древних греков непререкаемым авторитетом. В это стихотворение он сам вписал строку, в которой говорилось о якобы существовавшей древней связи Саламина и Афин . А после того как Солон выступил в защиту храма древнегреческого бога Аполлона в городе Дельфы, где храмовые земли захватили жители города Кирры, популярность его распространилась по всей Греции. Столь широкая известность, ну, и конечно, благородное происхождение вынудили серьезно считаться с ним афинских олигархов, хотя он и не принадлежал к их числу.
римский бюст Солона римский бюст СолонаИ в 594 г. до н.э. Солон был избран первым архонтом — высшим государственным должностным лицом в Афинах . Поскольку его одинаково уважали и знатные, богатые люди, и простой народ, он смог быть посредником (эсементом) в разрешении крайне обострившихся тогда противоречиях между правящим классом и простолюдинами.
Пережитые годы тяжелой войны с Мегарой заставили большинство из всех слоев населения искать пути выхода из сложившегося социального кризиса, сохранения единства в государстве. И знать из аристократов и олигархов, и простой народ — демос, обратились к Солону с просьбой провести в полисе необходимые реформы, которые смогли бы сгладить внутренние противоречия. Демос просил наделения его всеми политическими правами и полномочиями, а также уравнительного передела имущества, знатные люди — сохранить за ними основные правящие позиции.
Солон повел себя как типичный центрист, заявив, что он категорически против как диктатуры узкой группы лиц, так и предоставления власти малоимущим . Он считал, что каждый свободный мужчина-афинянин должен иметь право голоса в народном собрании и возможность публично защищать свои права и интересы. Но управлять государством, по мнению Солона, успешно могут только зажиточные люди, у которых достаточно для этого средств и влияния. Эти его взгляды нашли отражение в изданном им своде законов. Согласно законодательству Солона, все свободные мужчины, независимо от имущественного положения, могли принимать участие в народном собрании и высказывать свою точку зрения на общественные и государственные вопросы.
Был учрежден законодательный орган — Совет четырехсот (Буле), который разрабатывал законопроекты, вступавшие в силу после обсуждения и утверждения в народном собрании . Подвластная Афинам территория была разделена на четыре филы — административно-территориальные единицы, каждая из которых была населена объединением родов, направлявшим в Совет четырехсот по сто человек. Филы находились под управлением родоплеменной знати. Исполнительная власть находилась в руках Ареопага — совета высших должностных лиц. В Совет четырехсот и на другие высшие государственные области избирались только афиняне, обладавшие имуществом не менее определенного размера. Помимо народного собрания, бедняки получали также право участия в учрежденном Солоном суде присяжных .
Почему Солона признают выдающимся законодателем Древней Греции?
Видеть Солона правителем соглашались и бедные, и богатые. Бедняки считали его справедливым человеком и надеялись, что он проведёт нужные реформы с отменой долгов и возвращением земли. Богатые знали, что он человек осторожный, состоятельный и порядочный. В своих стихах он написал про себя:
«Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю. Этим богатствам позже час для расплаты придет».
Солона избрали архонтом (одним из девяти влиятельных должностных лиц, управлявших делами государства) и поручили быть посредником между разными партиями, наделив правом создавать новые законы и отменять или сохранять старые. Солон решительно провёл реформы, сочетая, по его словам, «силу со справедливостью» и сохраняя по возможности старые учреждения:
«Если в государстве перевернуть всё вверх дном, то потом не хватит сил поставить всё на место».
Когда его позже спросили, действительно ли сочинил лучшие законы для афинян, он ответил:
«Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».
Прежде всего Солон отменил все долговые обязательства и этим предотвратил восстание бедняков, на землях которых стояли столбы с указанием суммы долга и срока уплаты. Солон распорядился убрать эти столбы, чтобы крестьяне могли сами распоряжаться своим урожаем. Он не только запретил в будущем обращать афинских граждан в рабство за долги, но и приказал разыскать проданных за долги за границу, а потом выкупить их за счёт государства.
Солон был ещё и поэтом, обращаясь зачастую в стихах к гражданам Афин:
«Земля, с которой снял тогда столбов я много долговых, рабыня прежде, ныне же свободная…».
Не все бедняки радовались новому закону — были и такие, кто считал его недостаточным, ждал раздела земли поровну, но Солону верили. Вскоре он оправдал доверие народа, отменив старинные законы Драконта (Драконовские законы), по которым даже самое незначительное преступление каралось смертью.
Затем Солон разделил всех граждан Афин на четыре разряда по их доходу. Первые три разряда несли службу в сухопутных войсках и могли занимать государственные должности. Бедняки имели право участвовать в судах и в народном собрании. У них не было денег, чтобы приобрести оружие, поэтому они служили, в основном, гребцами на кораблях. Солон вменил в обязанность наблюдательному совету (Ареопагу) определять, на какие средства живет каждый гражданин, и наказывать бездельников.
Высшей законодательной властью в Афинах Солон сделал народное собрание. Одному из старых государственных учреждений он поручил наблюдать за выполнением законов. Чтобы в государстве не было нищих, он придумал закон, по которому сын не мог кормить престарелого отца, если тот не выучил его ремеслу.
Его законы должны были действовать сто лет. Они были написаны на деревянных таблицах, заключенных в четырехугольники и могли для удобства поворачиваться. Солон решил уехать из Афин на десять лет, чтобы граждане привыкли к новым законам. Он заставил их поклясться, что они ничего не будут менять в законодательстве до его возвращения.
Солон отправился путешествовать: он побывал в Египте, на острове Кипр и в других странах. Его пригласил к себе в гости в столицу Сарды в Малой Азии лидийский царь Крез. Он был очень богат и решил удивить гостя, открыв свою сокровищницу, но Солон остался равнодушен.
Удивлённый царь спросил его: «Знал ли ты кого-нибудь счастливее меня?» «Да, знал, — ответил Солон. — Моего земляка Телла. Он был честным, порядочным человеком и умер, сражаясь за родину. Детей своих он воспитал так, что они стали хорошими и уважаемыми гражданами».
Он привёл ещё примеры счастливых людей и удивил царя тем, что ничего не говорил о богатстве. Тогда Крез спросил Солона: «А меня ты не считаешь счастливым?» «Не знаю, — ответил тот. — Боги наделили нас таким умом, что не позволяет предвидеть будущее. Счастливцем можно назвать только того, кто, прожив жизнь до конца, не познал горя и несчастья. Считать счастливым человека, ещё живущего, — всё равно, что провозглашать победителем воина, ещё не окончившего поединка».
Вскоре персидский царь Кир захватил Лидию, Крез попал в плен, и его должны были сжечь на костре. Когда лидийского царя возвели на костёр, он стал громко кричать: «О, Солон…». Кир удивился, велел погасить пламя и спросил: «Почему ты зовёшь в последние минуты какого-то Солона?» Крез рассказал персидскому царю, что только на костре он понял, как глупо было хвастать перед греческим мудрецом своими сокровищами, считая их равными счастью. Мудрые слова Солона спасли жизнь лидийскому царю.
Его враги бежали из Афин, но Солона возмутил поступок родственника. Он пошёл на рыночную площадь и стал стыдить граждан, подчинившихся тирану: «Ещё вчера было так легко помешать возникновению тирании. Теперь же, когда она выросла и окрепла, искоренить её будет намного труднее».
Друзья уговаривали Солона бежать, но он отказался. И когда его спросили, на что он надеется, ответил: «На свою старость». Писистрат относился с уважением к мудрецу и оставил в силе большинство его законов, подчиняясь им и подавая пример повиновения, как хотел того Солон: «Закон — один для всех!»
Под конец жизни Солон писал только стихи, славя спокойную, мирную жизнь, каждый возраст которой имеет свою радость.
Реформы Солона
Солон разделил общество на четыре категории:
- Наивысший слой - пентакосиомедимны (те, кто получали до 500 мер годового дохода сухих и жидких продуктов);
- Второй слой - всадники (те, кто получали до 300 мер годового дохода и могли содержать коня);
- Третий слой - зевгиты (те, кто получали до 200 мер годового дохода);
- Четвёртый слой - феты (рабы).
Законы Солона заложили фундамент для дальнейшего демократического расцвета в Афинах. Сами афиняне не понимания всей важности реформ Солона были им не устроены, даже не смотря на запрет займов под залог тела. После того, как время его правительства подошло к концу - он отправился в десятилетнее путешествие.
Приход к власти
Приход Солона к власти описывается в одном из источников: чтобы обратить на себя внимание Солон одел белую шапку (такие шапки одевали на сумасшедших) и выбежал на площадь, после того как люди стали собираться вокруг него он начал читать стихотворение про Саламин. Таким образом, он смог воодушевить народ на войну и в 600 году до н.э. возглавив войско вернул остров. После этого его авторитет значительно возрос. Поэтому в 594 году до н.э. Солон был назначен первым архонтом, "примирителем и третейским судьёй" - его задача у власти заключалась не в реформировании, а в законодательном разрешении конфликта.
Реформы Солона
Солон разделил общество на четыре категории:
Наивысший слой - пентакосиомедимны (те, кто получали до 500 мер годового дохода сухих и жидких продуктов);
Второй слой - всадники (те, кто получали до 300 мер годового дохода и могли содержать коня);
Третий слой - зевгиты (те, кто получали до 200 мер годового дохода);
Четвёртый слой - феты (рабы).
Законы Солона заложили фундамент для дальнейшего демократического расцвета в Афинах. Сами афиняне не понимания всей важности реформ Солона были им не устроены, даже не смотря на запрет займов под залог тела. После того, как время его правительства подошло к концу - он отправился в десятилетнее путешествие.
Причины избрания Солона
Почему солон уехал из афин кратко
Соло́н (др.-греч. Σόλων; между 640 и 635 до н. э., Афины — около 559 до н. э., Афины) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.
В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали какие-то чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем»[45], а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство». По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья»[46]. Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны[46]. В то время архонтов назначал Ареопаг, но Солона, вероятно, избрало народное собрание ввиду особой ситуации[48].
Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой[50][51]. Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство[17][52][53]. Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства[54].
Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства[55]. Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе[56]. По другому закону родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать, чтобы он их поддерживал в старости[56]. Он запретил вывоз зерна из Афин и поощрял оливководство[57]. Благодаря мерам Солона оливководство впоследствии превратилось в процветающую отрасль сельского хозяйства[58]. Денежная реформа Солона предполагала замену прежней эгинской монетной единицы эвбейской. Эта мера облегчила торговлю между Афинами, Эвбеей, Коринфом, Халкидикой и Малой Азией и способствовала развитию внешней торговли Афин[56][59].
Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда[60][61]. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.
•Пентакосиомедимны ◦имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла[62]
◦могут избираться архонтами и казначеями
•Гиппеи ◦имеют доход свыше 300 медимнов зерна
◦могут содержать боевого коня
•Зевгиты ◦имеют доход свыше 200 медимнов зерна
◦служат гоплитами
•Феты ◦имеют доход менее 200 медимнов зерна[62]
◦могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных[63]
Самые бедные (феты), в отличие от афинян, входивших в первые три имущественных класса, не имели права занимать государственные должности и принимали участие только в работе народного собрания и суда присяжных (гелиеи). По наиболее распространённой версии, Солон провёл эту реформу в интересах богатых (прежде всего незнатных богачей из ремесленников и торговцев). Однако выгоду получили и бедные: теперь они могли участвовать в политической жизни[63].
Солон, по-видимому, и учредил гелиею[64]. Это нововведение имело наиболее демократический характер[65]. Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся[66]. Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы[67].
Также Солон учредил ещё один новый государственный орган — Совет Четырёхсот[68][69]. Его членами были представители четырёх аттических фил, по 100 человек от каждой филы[69][70]. Совет Четырёхсот был альтернативой Ареопагу. Распределение функций между ними не было точно определено[71]. Согласно Плутарху, Совет Четырёхсот готовил и предварительно обсуждал проекты постановлений для народного собрания, а Ареопаг осуществлял «надзор за всем и охрану законов»[69].
Солон издал закон о завещаниях[72][73]. Содержание закона Плутарх передаёт так: раньше «не было позволено делать завещания; деньги и дом умершего должны были оставаться в его роде; а Солон разрешил тем, кто не имел детей, отказывать своё состояние, кому кто хочет»[73]. Солон впервые в афинской истории ввёл институт завещаний[74]. Кроме того, был введён земельный максимум (запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы)[75].
Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение[17][76][77]. Этот свод должен был заменить драконтовский свод; лишь драконтовские законы об убийствах по-прежнему действовали. Новый свод законов должен был оставаться в силе в течение 100 лет, но фактически действовал и после этого[78].
Было:
Роль была небольшой, собирались по желанию знати и являлась инструментам ее политического господства. Ранее голосовали да или нет.
Стало:
Стали обсуждать важные государственные дела, принимать законы, которые были направлены против знати. Серия реформ Солона была утверждена на Народных собраниях. Рост численности.
Для лучшей организации работы Народных собраний Солон учреждает новый Совет из 400 человек (они избирались по 100 человек от каждой филы (единственный орган, где остался родовой принцип)), который руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании, разбирал некоторые текущие дела управления. Обладали правом законодательной инициативы.
За ареопагом сохранилось значение главного судилища по уголовным делам, а также общий контроль над всеми другими афинскими органами. Был главным политическим органом в полисе
Стало:
Перестал принимать участие в управленческих делах. Часть его функций перешла к Народному Собранию и Совету 400. Остались разбираться уголовные дела.
Новым государственным органом стала гелиея, многочисленная коллегия судей, избранных из всех граждан, включая и фетов. Гелиея должна была проверять отчёты должностных лиц, вести разбирательства различных конфликтов между гражданами. Право расторжения государственных и частных договоров. Решения гелиэи имело окончательную силу.
В компетенцию суда присяжных входило, с одной стороны, принятие отчётов от должностных лиц по окончании срока их службы, с другой – разбирательство (по апелляции) судебных решений должностных лиц, касающихся как физических насилий и нанесения материального ущерба, так и различного рода обязательств.
Для руководства усложнившейся финансовой деятельностью полиса были образованы новые должности казначеев, полетов (сдавали в аренду государственное имущество), коллакретов (следили за финансовым обеспечением жертвоприношений). Все
должностные лица были представлены только имущими. Высшие должности были по жребию.
Ранее не было. Полицейские функции исполняла коллегия, состоявшая из 11 человек.
Орган надзора, который следил за политическим настроем общества.
Итог реформ государственных структур:
1) Политическое право практически не зависело от происхождения
2) Большая часть должностей осталась за новой знатью (в том числе и судебные)
3) Полиция должна была сдерживать народный всплеск
4) Демократии в том виде, в котором хотелось бы, не было
5) Проведенные реформы неоднозначны и половинчаты
6) Впоследствии была тирания и гражданские войны
Солон считал, что он нашел компромисс и золотую середину. Очень «половинчатый» человек - и тем, и тем.
Экономические реформы:
Отмена долгового рабства, списание долгов
Обмен валюты на более удобную, что должно было способствовать развитию торговли
Ряд законов поощрявших ремесло, так как хозяйство находилось в упадке. Разрешил свободный вывоз ремесленной продукции, расширил круг лиц, которые стали гражданами, что расширило их права. Сын мог отказать отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу.
Поддержка среднего класса производителей, совместное пользование колодцами и оросительными системами, дорогами, кредитные займы
введение земельного максимума на частные земли (этот максимум и сравнить с реформами Гракхов)
Наследственная передача имущества (для экономического уравнивания)
Кассация долгов ударила по знати значительно больнее, чем это ожидалось из-за не стыковки в курс валют.
В экономическом плане ничего не изменилось, деньги были у одних, а стали у других.
Рабство становится классическим, появляется широкий класс рабовладельцев.
Развитие рабовладельческих отношений и появление новой аристократии.
Ненадолго облегчилось положение свободных производителей, они начинаю конкурировать с рабами и рабовладельцами. Мелкие производители проигрывают.
Социальные реформы:
Новое социальное деление в основе которого лежал имущественный ценз:
Пятисотники, всадники ( обладали полным набором гражданских прав), зевгиты (все право, кроме вхождения в ареопаг), феты (обладали только активным избирательным правом и участием в суд).
Изменение социальных слоев и структуры общества, расширение гражданской прослойки
Появление возможности перехода из одного соц слоя в другой
Запрет на роскошные пиршества и в целом на роскошь
Фетов было больше всех, а они в свою очередь обладали только активным избирательным правом; пятисотников тоже стало значительно больше
Уменьшение политических прав от класса к классу, феты обладали только активным избирательным правом и участием в суде.
Изменение социальной структуры общества их отличие заключается в имуществе и политических правах.
В целом деление сводилось к перетасовке классов.
Небольшой вывод:
Дал возможность всем, кому хочется войти в народное собрание.
Политическое право практически не зависело от происхождения.
Большая часть функционала осталась за новой знатью.
Введен отдельный орган полицейского надзора, который был призван для сдерживания каких либо возмущений и волнений.
По большому счёту демократии не было, да и цели такой не преследовалось.
Солон в отечественной историографии:
Позитивная оценка реформ. Особо отмечается отмена долговой кабалы.
Авдиев: более мягок в своих оценках, говорит, что есть только зачатки демократии
Фролов: способствовали оформлению в демократический полис
Лурье: Нет ничего великого в реформах, и нет никаких революций
Сергеев: реформы были революционными
Солон в зарубежной историографии:
Мягко относятся к реформам, называя их преобразованиями. Никакой речи не идет о революции. Реформы оцениваются достаточно здраво, демократические функции граждан расширились, однако демократии не было.
Эринберг: Солон изменил властные функции аристократии.
Бонар: Солон заложил основы демократии, правильно сделал, что не допускал бедняков к высшей власти, для народа он сделал максимум.
Роутс: уравновешенная реформаторская деятельность Солона.
Непознанное
Считается отцом афинской демократии.
Предыстория
Социально-экономическое и политическое положение в Аттике продолжало ухудшаться практически весь VII век до н. э. Социальная дифференциация населения довела до того, что уже множество всех афинян влачили жалкое существование. Бедное крестьянство жило в долг, выплачивая громадные проценты, закладывая землю, отдавая своим состоятельным согражданам до 5/6 урожая, продавая своих детей в рабство, закладывая самих себя. Рабов активно вывозили и за пределы полиса. Напряженность в обществе грозила социальными потрясениями.
Старый родовой уклад был тормозом дальнейшего развития, решать на его основе возникающие конфликты было нельзя. Недовольство выражалось не только лишенными, по сути, политических прав и закабаленными малоимущими слоями населения, но и разбогатевшими, но недостаточно знатными гражданами. Осложнялась ситуация неудачей в войне за остров Саламин с Мегарами в конце VII века. В Афинах даже запрещалось упоминание названия этого острова. Запрет был нарушен поэтом Солоном.
Происхождение. Ранние годы
Притворяясь сумасшедшим, Солон публично в стихах призывал афинян к реваншу. Стихи поэта пользовались большой популярностью, что спасло его от наказания. Солону поручили собрать и возглавить флот и армию. В новой войне Афины смогли победить Мегары, а Солон становится наиболее популярным человеком в городе. 594 год до н. э. - он избирается первым архонтом-эпонимом. Солону также поручается выполнение функций айсимнета, т. е. он становился посредником при улаживании социальных вопросов.
Солон решительно взялся за реформы.
Приход к власти
Приход Солона к власти описывается в одном из источников: чтобы обратить на себя внимание Солон одел белую шапку (такие шапки одевали на сумасшедших) и выбежал на площадь, после того как люди стали собираться вокруг него он начал читать стихотворение про Саламин. Таким образом, он смог воодушевить народ на войну и в 600 году до н.э. возглавив войско вернул остров. После этого его авторитет значительно возрос. Поэтому в 594 году до н.э. Солон был назначен первым архонтом, "примирителем и третейским судьёй" - его задача у власти заключалась не в реформировании, а в законодательном разрешении конфликта.
Реформы Солона - итоги
Простому человеку правитель не дал земли, в которой он так нуждался, у богатого отнял возможность собирать долги и превращать людей в рабство, тем самым вызвав недовольство как низов, таи верхов. Потому в конце он даже был вынужден покинуть любимые Афины на долгие 10 лет, а вернувшись занимать пост он не пожелал, оставаясь сторонним наблюдателем новой жизни.
Читайте также: