Почему шопен уехал из польши
Польский композитор и пианист. Музыкальная одаренность Шопена проявилась очень рано. Уже в 6-летнем возрасте он начал играть на фортепьяно, сочинять музыку и систематически заниматься с чехом В. Живным - серьезным музыкантом-педагогом. В 1818 году в Варшаве состоялось первое публичное выступление Шопена. К этому времени он уже был автором нескольких фортепьянных пьес - полонезов и марша. В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей. В начале 1820-х годов он начал заниматься по композиции у Ю. Эльснера. В июле 1826 года Шопен окончил Варшавский лицей. Осенью того же года он поступил в Варшавскую Высшую школу музыки, где обучался почти три года.
Под руководством Эльснера, превосходного музыканта и педагога, сразу разгадавшего гениальную одаренность своего ученика, Шопен сделал огромные успехи. За время обучения Шопеном было написано много фортепьянных произведений, среди которых выделяются вариации на тему Моцарта, рондо, рондо для двух фортепьяно, 1-я соната, краковяк, ноктюрн ми минор и др. Уже тогда сильнейшее влияние на Шопена оказала польская народная музыка, а также польская литература и поэзия (Мицкевич, Словацкий, Витвицкий и др.). По окончании Высшей школы Шопен в 1829 году предпринял поездку в Вену, где выступил с исполнением своих произведений. В 1830 году состоялся его первый самостоятельный концерт в Варшаве, за которым последовал ряд других выступлений.
Портрет композитора работы Марии Водзинской(1836)
11 октября 1830 Шопен в последний раз играл в Варшаве и вскоре покинул родину. Конец 1830 года и первую половину 1831 года прожил в Вене. Концерты, новые музыкальные знакомства, посещение театров, поездки в живописные окрестности города - все это благоприятно отразилось на развитии его дарования. Летом 1830 года Шопен уехал из Вены. Начало сентября провел в Штутгарте; здесь узнал о неудаче польского восстания и падении Варшавы. Под сильным впечатлением от этого известия Шопен пишет этюд до минор (соч. 10, № 12), часто называемый "революционным", и две глубоко трагические прелюдии - ля минор, ре минор. В числе его новых сочинений - концерты для фортепьяно с оркестром, полонез ми-бемоль мажор, полонез для фортепьяно и виолончели, ноктюрны (соч. 9), польские песни на слова Витвицкого и Мицкевича и др. Шопен полностью подчиняет виртуозно-технические элементы своих произведений музыкально-поэтическим образам.
Осенью 1831 года Шопен приехал в Париж. С тех пор его жизнь связана с этим городом. Здесь Шопен сблизился с Листом, Берлиозом, Беллини, Гиллером, Мендельсоном, познакомился с писателями и художниками - Гюго, Ламартином, Ж. Санд, Бальзаком, Мюссе, Гейне, Делакруа. 26 февраля 1832 года Шопен дал первый концерт в Париже, в котором исполнил 2-й фортепьянный концерт и вариации на тему из "Дон-Жуана" Моцарта.
Лист, присутствовавший на этом концерте, отмечал, что необыкновенный талант Шопена "наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства открыл новую фазу в развитии человеческого чувства". В 1833-1835 годах Шопен сравнительно много концертирует, нередко выступая вместе с такими музыкантами, как Лист, Гиллер, братья Герц. Годы 1836-1837 были решающими в личной жизни Шопена: была расторгнута помолвка с Марией Водзинской, и он сблизился с Ж. Санд.
Дом в Желязовой-Воле, в котором родился Фредерик Шопен
В мае 1844 года умер отец Шопена; смерть отца Шопен пережил крайне тяжело. Здоровье его стало внушать серьезные опасения. Разрыв с Жорж Санд в 1847 году окончательно подорвал его силы. Последние два года жизни Шопена проходят в мучительных страданиях. Он почти не в состоянии сочинять, с трудом выступает в концертах (последнее его выступление состоялось 16 ноября 1848 года на польском вечере в Лондоне), прекращает занятия с учениками. Зимой 1849 года в его здоровье наступает резкое ухудшение. Ни заботы друзей, ни приезд в Париж любимой сестры Людовики не приносят облегчения, и после тяжелой агонии он умирает. Тело Шопена погребено на кладбище Пер-Лашез в Париже. Сердце Шопена, согласно его воле, было позднее перевезено в Варшаву и помещено в костеле Святого Креста.
Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Влюбленный в польскую народную музыку, он блестяще использовал ее богатства. В наследии Шопена значительное место занимают танцевальные жанры; танцевальность - одно из неотъемленных свойств народно-музыкальной культуры Польши.
Дворец Острожских — местонахождение варшавского музея Шопена.
Полонезы, вальсы, мазурки (в которых претворены особенности трех родственных по характеру народных танцев - мазура, куявяка и оберека) раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии. Шопен проявил смелое новаторство в их трактовке и преобразовании. Его полонезы, например, заметно демократизуют и расширяют этот некогда торжественно-церемониальный жанр; его мазурки углубляют и поэтизируют народный танец, его вальсы содержат многие черты славянской народно-танцевальной мелодии.
По-новому трактует Шопен и нетанцевальные жанры: его этюды - высокохудожественные творения, в которых глубокое идейно-эмоциональное содержание сочетается с оригинальными средствами воплощения; его скерцо - весьма своеобразные сочинения, отличающиеся по своему типу от скерцо в классической симфонии и сонаты; его баллады - сюжетные драматические повествования, навеянные образами поэзии, полные жизненного разнообразия, контрастов, романтической свободы.
Жанровое новаторство органично сочетается у Шопена с решительным новаторством в сфере музыкального языка. Шопен создал новый тип мелодии - предельно выразительной, гибкой, непрерывно развертывающейся, сочетающей в себе черты вокальные и инструментальные, песенные и танцевальные. Шопен раскрыл также новые возможности в области гармонии; сплавил воедино элементы польской народной музыки с элементами романтической гармонии, усилил роль динамических и красочных элементов. Чрезвычайно интересны находки Шопена в области полифонии (насыщение мелодической выразительностью всех голосов) и музыкальной формы (применение весьма характерного для польской народной музыки приема вариационного развития).
Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена
Шопен в 1849 — единственная сохранившаяся фотография композитора.
Новаторство Шопена сказалось в полной мере на его исполнительском искусстве. Подобно Листу, он произвел коренной переворот в искусстве фортепьянной игры, наполнив его новым содержанием.
В целом творчеству Шопена свойственна гармоничность и ясность мышления. Его музыка далека как от романтических преувеличений, так и от академически холодной замкнутости. Она чужда всякой неискренности, непосредственна, народна в своей основе, свободолюбива. Она уже давно стала символом душевной красоты человека.
История жизни Фредерика Шопена
Шопен был великим композитором и музыкантом. Свой первый концерт он дал в 8 лет и вскоре стал знаменитостью. Варшава, где жил Шопен, была тогда глубокой музыкальной провинцией, а у его отца, школьного учителя, родившегося во Франции, было очень мало денег. В 1830 году Шопен навсегда покинул Польшу, зарабатывая деньги виртуозным исполнением собственных музыкальных сочинений, хотя здоровье не всегда позволяло ему давать продолжительные концерты. Он поселился в Париже, где стал давать уроки музыки и выступать с концертами. Вскоре у него начался туберкулез. Французская революция 1848 года лишила его возможности зарабатывать на жизнь, и он уехал в Англию. В Париж он вернулся практически полным инвалидом и вскоре умер после нескольких месяцев тяжелых страданий.
Начало «Ноктюрна» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, Op.62 № 2. Слушайте звуковой пример в формате MIDI: Первые такты.
Романтическая внешность Шопена привлекала женщин не меньше, чем его музыка. Его самого тоже манили женщины, но не всегда с точки зрения секса. Их обожание часто напоминало ему любовь, молодости Шопен ощущал неодолимое влечение к своему другу Титусу Войцеховскому. Он забрасывал его любовными записками и очень любил целовать его в губы. С девушками он вел себя значительно сдержаннее. Одно время он был влюблен в Констанцию Гладковску, с которой вместе учился музыке, однако, он так и не смог рассказать или написать ей о своем чувстве. Лишь много лет спустя Констанция с удивлением узнала о том, как много она когда-то значила для Шопена.
Соблазны Парижа не привлекли Шопена. Он, однако, перенес легкое венерическое заболевание, которым заразился от женщины по имени Тереза. Это, похоже, еще больше отбило у него охоту заниматься сексом.
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838
Шопен всегда мечтал иметь свою семью. В 1836 году он сделал предложение Марии Водзинской, хорошенькой и музыкально одаренной дочери польского графа. Она приняла его предложение, но ее родители были весьма обеспокоены плохим состоянием его здоровья. Через некоторое время Шопен перестал получать от Марии письма и отбросил все мысли о женитьбе.
Позже он познакомился с романисткой Жорж Санд, которая восхищалась его музыкой и им самим и преследовала его всюду. Шопену она сначала не понравилась, и он сказал однажды своему другу: "Что за отвратительная женщина эта Санд. Да и женщина ли она вообще? Я что-то в этом смысле сомневаюсь. "Шопен все-таки пошел навстречу притязаниям Санд, и их связь продолжалась 9 лет. Их интимные отношения прекратились уже через пару лет, поскольку Санд объявила, что в постели Шопен очень напоминает труп. Санд воспитывала двоих детей и попыталась превратить Шопена в третьего. Она порвала все отношения с Шопеном, когда он выступил против нее в каком-то споре, который она вела с мужем своей дочери.
Последней женщиной, которая всерьез пыталась привлечь его внимание, оказалась его богатая ученица и финансовая покровительница Джейн Стерлинг, о которой он сказал: "Уж лучше я выберу своей женой смерть".
Кто такой Фредерик Шопен
Поляк по рождению, француз по происхождению, франко-польский композитор и пианист первой половины XIX века.
В его жилах польской и французской крови было поровну: отец, выходец из простой французской семьи, когда-то переселившийся в Польшу, а мать – представительница старинного польского дворянского рода.
Польский композитор Фредерик Шопен
Гений, гений и ещё раз гений. И, как всякий настоящий гений, глубоко несчастный человек. Фредерик Шопен.
Шопен глубоко переживал разлуку с родиной
В 1829 году в Варшаве прошла коронация русского императора Николая I. Это привело к гражданским волнениям, и 2 ноября 1830 года Шопен покидает Варшаву. Его друзья устроили ему пышные проводы и подарили сосуд с польской землей. Принимая его, композитор заявил, что уже никогда не сможет вернуться на родину. Эти слова оказались пророческими.
Как известно, восстание не увенчалось успехом. Приняв эти события близко к сердцу, Шопен написал свой знаменитый "Революционный этюд".
Композитор написал более пяти десятков мазурок — польских народных танцев. Тяжело переживая разлуку с родиной, он создал свою последнюю, пожалуй, самую проникновенную и печальную, Мазурку №4, f-moll (Оp. post. 68).
В 1848 году, незадолго до смерти, композитор отправился в свое последнее турне — по Англии и Шотландии. Климат этих стран, как и переживание разрыва с Жорж Санд, пагубно сказались на его и без того хрупком здоровье. Вернувшись в Париж, великий композитор скончался в октябре 1849 года. Сердце Фредерика Шопена, согласно его желанию, было возвращено на родину, в Польшу. Оно хранится в церкви Святого Креста, где его замуровали в одну из колонн.
Шопен придумал специальное приспособление для растяжки пальцев
У Шопена была небольшая ладонь. Возможно, поэтому у него так много красивых филигранных произведений, как говорят пианисты, на мелкую технику. Послушайте его "Фантазию-экспромт" (Оp. post. 66) с такими пассажами.
Но чтобы быть настоящим виртуозом, нужно уметь совладать с любой техникой. Поэтому он придумал некий прибор, который носил с самой юности, даже во сне. Хотя он, конечно, приносил нестирпимую боль, но был, безусловно, очень эффективным. С помощью растяжки композитор и пианист мог работать со своей давней проблемой — сложными большими аккордами.
Похожий способ был и у его современника — композитора Роберта Шумана. Тот фиксировал свои пальцы в растянутом положении, это закончилось довольно серьезной травмой, из-за чего Шуману пришлось закончить карьеру пианиста.
Наиболее известные произведения
Самым известным музыкальным произведением Фредерика Шопена является третья часть его 2-й сонаты для фортепьяно – «Траурный марш».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Краткая биография
Будущий композитор родился в небольшой деревеньке в нескольких десятках километрах от Варшавы на территории так называемого Варшавского герцогства, вассального наполеоновской Франции. Через пять лет после рождения Шопена постнаполеоновская Польша вошла в состав Российской Империи на правах Царства Польского.
Музыкальные способности Шопена–младшего были отмечены ещё в раннем детстве, а его «одержимость» музыкой, постоянное стремление к сочинительству, музыкальным импровизациям и прочее из всего того, что так или иначе касалось музыки, позволяли окружающим сравнивать его с великим Моцартом, тем более, что многие из них были его современниками и видели знаменитого австрийца воочию.
На восьмом году жизни Фредерика одна из польских газет восторженно оповестила сограждан о существовании в Царстве Польском юного гения, посвятив ему и его первой самостоятельной музыкальной пьесе несколько строк. А уже к 12 годам Шопен ни в чём не уступал самым именитым польским композиторам того времени, в чём также можно усмотреть прямую аналогию со знаменитым австрийцем.
На пороге юности находившийся к тому времени под покровительством одного из самых состоятельных магнатов царской Польши князя Радзивилла Фредерик был введён в высшее общество. И уже в это время его описывали как человека с утончёнными манерами, полных истинного аристократизма.
О музыкальных дарованиях польского юноши прекрасно знали и в Петербурге – Император Александр Первый наградил молодого гения бриллиантовым перстнем.
Самостоятельная артистическая деятельность Фредерика Шопена началась 1829 году с сольных фортепьянных концертов в Кракове и Вене. А в 1830 году он неожиданно для всех покинул Польшу. И, как выяснилось впоследствии, навсегда.
Остаток своей короткой жизни прославленный композитор и пианист провёл в Париже, где его музыкальное творчество было чрезвычайно востребовано, слава его неуклонно росла, а число его поклонников в тогдашней Европе исчислялось тысячами. Здесь же, на музыкальных подмостках Европы, его талант был признан ещё одним гениальным современником – немецким композитором и критиком Робертом Шуманом, с которым Шопен познакомился в Лейпциге.
Во французской столице началась преподавательская деятельность Шопена по классу фортепьяно, ничуть не менее талантливая, чем само его творчество на музыкальной ниве. Одним из учеников Шопена был Адольф Гутман, впоследствии также известный музыкальный редактор и пианист.
1837 год в жизни Шопена был ознаменован первыми приступами некой болезни, которую некоторые его биографы Новейшего времени считают туберкулёзом лёгких.
Свой последний концерт Шопен дал в 1849 году, незадолго до своей смерти в том же году.
Годы жизни
Фредерик Шопен родился в 1810 году в эпоху наполеоновских войн, а умер в 1849 году, на закате европейских гражданских революций.
Личная жизнь и семья
Женат Шопен никогда не был, да и вообще личная жизнь его была скорее несчастливой. Первой избранницей гения была некая Мария Водзиньская, с которой он был даже помолвлен, но свадьба молодых людей так и не случилась – за очевидной финансовой несостоятельностью жениха.
Данное обстоятельство некоторое время угнетало Шопена и, на фоне разрыва едва-едва наметившегося брачного союза с соотечественницей, в 1839 году он завершил знаменитую 2-ю сонату для фортепьяно, наиболее цитируемой теперь во всём мире частью которой является третья – «Траурный марш».
Впрочем, уже через год после вынужденного расставания с Водзинской, в 1837 году в Париже он по-настоящему увлёкся тогдашней суперзвездой полусвета Авророй Дюпен, баронессой Дюдеван, куда более известной в современном литературном мире под мужским, мимоходом заметим, псевдонимом Жорж Санд. Знаменитая француженка-эмансипе была старше Шопена на целых шесть лет, она стояла у истоков международного феминизма, носила мужские костюмы, более или менее сносно владела пером, и несмотря на замужество и наличие детей, вела вполне себе вольную жизнь, а её главным увлечением была так называемая свободная любовь.
Кстати, в некоторых источниках утверждается, что отношения Шопена с Авророй стали складываться уже тогда, когда он был ещё официально помолвлен с Водзинской.
Трудно сказать, как эти самые отношения с Авророй, испытывавшей к нему скорее материнские чувства, в конечном счёте отразились на и без того сложном, неоднозначном характере Фредерика, но его пребывание вместе с ней на Майорке отрицательно сказались на его здоровье. Справедливости ради, впрочем, скажем, что все значимые произведения были написаны Шопеном именно на этом испанском острове.
Итогом нескольких лет бурного романа Фредерика и Авроры стал их окончательный разрыв, которому в немалой степени способствовала дочь Авроры Соланж.
Почему Шопен покинул Родину
В качестве одной из наиболее вероятных причин отъезда Шопена из Варшавы в 1830 году следует рассматривать его юношеский максимализм, а ещё простое понимание того факта, что в одной только Польше он не сможет реализовать себя в качестве музыкального сочинителя и пианиста в полной мере, «на полную катушку»: до этого он успел познакомиться с Веной, а в Париже того времени, настоящем средоточии музыкальной и вообще творческой интеллигенции со всей Европы, такая самореализация была ему практически гарантирована – что и показало потом само время.
Где похоронен
Последним пристанищем Шопена известное парижское кладбище Пер-Лашез, а местом его вечного упокоения – захоронение между могилами двух великих итальянцев Луиджи Керубини и Беллини.
Согласно последней воле композитора, в скором времени сердце его было отправлено в Варшаву, где его затем замуровали в колонну церкви Святого Креста, в настоящее время имеющей статус малой базилики.
Творчество Фредерика Шопена
В творческом «анамнезе» Шопена конца 1820-х – 1840-х годов насчитывается два концерта, три сонаты, некая музыкальная фантазия, четыре баллады, столько же скерцо, а также целый ворох экспромтов, ноктюрнов, этюдов, различных вальсов, мазурок (всего более полусотни), полонезов, прелюдий и других произведений для фортепиано; у него есть даже песни.
Первое произведение
Первым музыкальным произведением Шопена стал некий полонез или небольшая музыкальная пьеса, в связи с которой в январе 1818 года Шопен был упомянут в одной из польских газет, о чём мы уже говорили выше.
Шедевральный "Собачий вальс" Шопен написал по просьбе любимой
Они познакомились в Париже, в 1837 году. Аврору Дюпен знали под именем Жорж Санд, она была довольно знаменитой писательницей и эпатажной личностью — носила брюки, курила трубку, но, несмотря на это, была натурой чрезвычайно тонкой, нежной и влюбчивой (она была любовницей Проспера Мериме, Альфреда Мюссе и многих других).
Однажды в салоне у композитора и пианиста Ференца Листа собралась литературная и музыкальная аристократия. В тот вечер Шопен впервые увидел свою будущую возлюбленную. "Какая малоприятная женщина", — сказал он, влюбился в нее и прожил с ней девять лет своей жизни.
Их отношения были очень нежными, Аврора всегда заботилась о своем возлюбленном, проявляя к нему чуткость и трепетность, ведь у Шопена было довольно слабое здоровье. Тот всегда отвечал ей взаимностью. Однажды, когда женщина играла со своей собачкой, она сказала, что если бы сама была композитором, то обязательно бы сочинила для своей собачки что-то шедевральное. Ну, Шопен и написал вальс, который впоследствии назовут "Собачьим вальсом", или "Вальсом маленькой собачки" (не тот, который из "Джентльменов удачи", а другой).
В 1847 году их отношения закончились — композитор, который в тот момент уже страдал от туберкулеза, собрав все вещи, покинул поместье Жорж Санд в Париже. Это для столь хрупкой натуры, как Фредерик Шопен, стало очередным ударом, который он с трудом мог перенести.
Композитор, которому жаль. Пять необычных фактов о Фредерике Шопене
Однажды кто-то спросил у Фредерика Шопена, каким словом он мог бы описать настроение всех своих произведений. Композитор подумал и сказал, что в его родном польском языке есть слово "жаль" (zal). И в нем для Шопена заключалась целая радуга чувств: скорбь, ненависть, печать, предчувствие угрозы. Такую окраску он приписывал своему творчеству.
Станислав Рихтер, прославленный русский пианист, говорил про него: "Таинственный, дьявольский, женственный, непонятный, всем понятный трагический Шопен". Такой же разной была и его жизнь, но, пожалуй, в большей степени она была трагичной.
Родившись в 1810 году в музыкальной семье, он был с детства будто окутан каким-то неземным флером — у него были голубые глаза, белая, почти прозрачная кожа, а сам он проявлял удивительные интеллектуальные способности. Маленький Фредерик буквально проглатывает книгу за книгой, сочиняет стихи, концертирует с восьми лет, даже рисует. Его привлекают народное творчество и музыка, потому особое место в его жизни займут мазурки — польские танцы. А многие шопеновские мелодии появятся из простых песен, будут написаны в народных ладах, содержать народную ритмику, а иногда даже имитировать звучание разных национальных инструментов. Например, как в Балладе №2, F-dur (Оp. 38).
Великий русский композитор и пианист Антон Рубинштейн сказал про Шопена легендарную фразу, которая есть во всех учебниках по музыкальной литературе: "Шопен — это бард, рапсод, дух, душа фортепиано". Поляк всего себя посвятил музыке, а именно — этому инструменту, действительно заставив его петь.
Шопен писал исключительно для фортепиано
Как бы странно это ни звучало, но такой большой композитор не писал больших произведений для оркестра или ансамбля. Ну, в целом не писал. Он, скажем так, пробовал — у него есть, например, два концерта для фортепиано с оркестром, и их даже исполняют на больших конкурсах или на концертах. Но все это были ранние опусы, когда он еще только искал себя. А нашел, как известно, в миниатюрах для фортепиано.
Возможно, это было связано с тем, что сам Шопен предпочитал играть не на большую аудиторию, а в маленьких салонах. Он вообще не любил публичные выступления — за всю свою карьеру дал от силы три десятка живых концертов. Он был таким странным исключением из правил, учитывая то, что многие музыканты зарабатывали (и до сих пор зарабатывают) в основном именно этим.
Между тем Шопен был превосходным пианистом. О нем писали: "Совершенно не верится, что эта музыка создана человеком", "Он играл так самозабвенно, как никакой другой музыкант…" Про него говорили: "Единственный в своем роде, непохожий ни на одного музыканта". А многие исполнители-современники признавались, что исполнить его музыку так же, как это делал он, — невозможно. Послушайте, как Шопена играет другой великий композитор — Сергей Рахманинов.
Шопен музицировал в темноте
Еще будучи ребенком, Фредерик страдал от ночных кошмаров и эпилепсии, но, несмотря на это, прямо посреди ночи он мог вскочить с кровати и побежать к фортепиано что-нибудь наигрывать.
Позже он понял, что темнота дает ему настроиться на нужную волну. Поэтому, музицируя, он просил погасить все свечи, даже если был в гостях, при огромном количестве людей. Эта привычка сохранилась у него до конца жизни.
В этом есть смысл, особенно если обратиться к его популярным ноктюрнам (в переводе с французского "ночной"). Их еще иногда называют песнями при луне. Как правило, это небольшая пьеса лирического характера — его ранние работы в этом жанре именно такие. Послушайте один из самых знаменитых — Ноктюрн №2, Es-dur (Оp. 9), написанный 1829–1830 годах.
Всего Шопен написал более двух десятков ноктюрнов, и более поздние миниатюры не похожи на ранние — они мрачные, со сложной гармонией и драматическим сюжетом. Один из таких примеров — Ноктюрн №1, c-moll (Оp. 48), который он написал за семь лет до смерти, в 1841 году.
Читайте также: