Почему наши евреи эмигрировали в израиль
Иногда бывает, что не еврей желает стать евреем. По традиции, раввины должны его всячески отговаривать от этого, аргументировано доказывая, что ему сейчас гораздо лучше живется, чем будет, если он примет иудаизм. Я думаю, что подобный ликбез нужно проводить и в отношении тех, у кого возникло желание уехать в Израиль на постоянное место жительства.
Причина первая. Национальность
Для начала я раскрою страшную тайну: никаких «евреев» и «еврейского народа» в принципе не существует. Нигде, кроме методичек «Сохнута» и примерно двух сотен стран мира, в число которых не входит, увы, Государство Израиль. В Израиле живут следующие народы: ультрарелигиозные, просто религиозные, соблюдающие традиции, светские, ашкеназы, сефарды, «русские», русские (да, это две разные категории, вторых можно еще назвать русскими русскими, и это не будет тавтологией), «эфиопы», эфиопы, арабы-мусульмане, арабы-христиане, друзы, бедуины, бахаи, бней менаше.
Список неполный и весьма примерный, нигде четко не сформулированный, так как некоторые множества пересекаются самым причудливым образом. Например, хороших программистов можно выделить в одну социальную категорию, наплевав на мелкие религиозно-этнически-языковые отличия. Но программисты с их стиранием граней — скорее исключение, чем правило.
Среднестатистический представитель одной категории с представителями других категорий обычно общается крайне мало или не общается совсем (да и не очень горит желанием это делать). Зато в кругу «своих» радостно повторяет расовые, этнические и религиозные стереотипы, ругая «чужих» во всех бедах Израиля. Русский аргоновый сварщик шестого разряда Вася может отмечать православную Пасху, но при этом ненавидеть эфиопских бабулек с вытатуированными на лбу крестами как «понаехавших тут», не замечая никакого противоречия в своей логике. Самого Васю первый встречный «марокканец»-сефард посчитает «мафией», а его жену «русской проституткой», чье отличите от фалафеля лишь в том, что она дешевле.
Светские не любят религиозных за то, что те бездельники, напрягающие систему соцобеспечения и не желающие служить в армии. Религиозные недовольны тем, что любимые светскими айфоны, гей-парады и прочие телепрограммы «Голос» ведут страну к катастрофе. Про арабов и евреев, думаю, все и без меня в курсе.
Причина вторая. Террор
Не буду обозначать его национальную и религиозную принадлежность. Только не говорите, что ее нет — эту хохмочку мы в Израиле уже слышали. Не буду обозначать, потому что все ее знают.
Итак, террор. Видимо, из-за падения цен на энергоносители в некоторых соседних странах, которые я тоже не буду называть, террористов перестали снабжать дорогостоящими поясами смертников и учат пользоваться низкобюджетными ножами. То, что в любом советском райцентре при незабвенном Леониде Ильиче ножиками пыряли чаще, чем это делают террористы новой волны в Израиле, — какое-то слабое утешение. Получить перо в бок ни за что — совсем не забавно. Может, кто-то из ностальгирующих по СССР будет этому рад, но я — нет. Когда «ножевой террор» только начинался, еще можно было себя успокаивать тем, что террористы атакуют жителей еврейских поселений на территориях, военнослужащих и религиозных, которых видно по одежке. И совершались атаки на тех же территориях или в Иерусалиме с его непростым статусом и статусом кво. Да, цинично, но для кого-то было успокоительно не попадать в целевую аудиторию террора. Но после того, как на набережной Тель-Авива порезали преподавателя Высшей школы экономики из Москвы, на котором точно не было кипы и формы Армии обороны Израиля, утешения закончились.
Причина третья. Климат
Годовой погодный цикл в Израиле устроен примерно так. Примерно в сентябре, в районе еврейского нового года случается неделя хорошей погоды. Небывало хорошей погоды. Гулять по улицам или сидеть на балконе за бокальчиком вина приятно в любое время суток. Но счастье быстротечно. После хорошей погоды на Израиль обрушиваются небывалые холода или небывалые дожди. +10 по Цельсию — для израильтян холодно. +5 — ужас-ужас! Минусовая температура воспринимается серьезнее, чем очередная военная операция в секторе Газа. Сидя в теплой российской квартире в тулупе на батарее парового отопления с бутылкой водкой в руке, когда за двухкамерным стеклопакетом окна на улице -20, этого можно не понять. Но хайфские -2 градуса по Цельсию — они не только на улице, но и в помещении. Центральное отопление в Израиле отсутствует как класс. Водка? Смотри «пункт пять».
Дожди в Израиле лучше всего описывает старый библейский штамп: «разверзлись хляби небесные». Запарковал машину на ночь, а утром выясняешь, что она утонула (прошу прощения за злоупотребление штампами). А если не утонула, то побита градом. Мокрые зимы переходят в лето, которое весной еще местами можно терпеть, а летом — совсем нельзя. Но деваться некуда, ибо жара длится бесконечно. Фокусы с температурными колебаниями приводят к тому, что заметную часть семейного бюджета приходится тратить на прожорливого зверя по имени «мазган» (слово «кондиционер» в израильском диалекте русского языка отсутствует). Три зимних месяца в году он работает на обогрев, девять летних – на охлаждение.
Фото: скриншот YoutubeПричина четвертая. Работа
Вы хотите уехать в Израиль и работать там по специальности? У вас есть водительские права с открытой категорией на вождение автопоездов, перевозящих танки? Если есть, то вам нужно просто пересдать на израильские права, и вы получите работу по специальности. Нет? Еще вариант. Вы талантливый программист: лично Цукерберг предложил вам работать у него. Но в знак уважения национальных традиций вам хочется получать за ту же работу втрое меньшие деньги в Израиле. Так и быть — получите. И это не ваш случай? Тогда мальчики налево — охранником в супермаркет, девочки направо — ухаживать за коренными израильскими старушками, свято блюдущими наказ праотцов жить до 120. Или на завод. Неважно. 25 шекелей в час вам всегда гарантированы. При правильных нефтяных ценах сдача в аренду однокомнатной квартиры в Москве давала возможность не проверять сумки на входе в магазин. При нынешних ее хватит разве что на недельный запас продуктов, на которые была скидка в родном магазине.
Причина пятая. Цены
25 шекелей – это 500 рублей, верно на нынешний момент. Для Мухославска, наверное, неплохие деньги. Но в Израиле не мухославские цены. Про цены в Израиле можно написать увлекательный роман, по мотивам которого снять потом фильм. Фильм ужасов. Вероятнее всего, даже сериал. И не один сезон.
Причина шестая. «Свои»
Мало того, что приехавшего в Израиль из России не будут сильно уважать многие, приехавшие из других стран или родившиеся в Израиле. В конце концов, это можно не замечать, так как они не будут гореть желанием с вами общаться. Но и приехавших из бывшего СССР или России заметно раньше вы тоже будете раздражать. Это такая своеобразная эмигрантская «дедовщина». А уж если вы будете нагло заявлять, что не хотите чистить сортиры зубной щеткой и жрать дерьмо ложками, как «деды» в свое время… И не вздумайте усомниться в том, что Владимир Путин — гений всех времен и народов, и мог бы стать идеальным премьер-министром Израиля. Или в том, что Крым — наш. Или в величии Первого канала российского телевидения, который в Израиле через спутник и интернет смотрит едва ли не больше народа, чем в России. Лучше промолчите.
Причина седьмая. Социальный статус
Гарантированно он не упадет разве что у бомжа, если предположить, что в России есть бомжи-евреи, желающие уехать в Израиль. Редким счастливчикам удастся сохранить его при переезде. Кому-то удастся со временем его вернуть. Например, был врачом, приехал, поработал посудомойкой, подтвердил квалификацию — ты снова врач. Но почему-то это в основном касается профессий, представители которых могут в принципе найти работу по специальности не только в Израиле, да еще и за большие деньги. Бизнес? Вы думаете, без вас в Израиле наблюдается острый дефицит бизнесменов?
Причина восьмая. Язык
Хотя в Израиле очень многие говорят по-английски, а по-русски — так и вовсе любой идиот, тем не менее, иврит для жизни в Израиле нужен. Язык этот — не самый простой. Возьмем, к примеру, букву «а». Во-первых, буквы «а» три. Во-вторых, на самом деле не три, а ни одной, так как это не буквы, а огласовки. В-третьих, да и наплевать, все равно их никто не пишет. Иврит стоит выучить ради того, чтобы прочесть Библию в оригинале (первую часть, конечно: с сиквелом все не таки однозначно). В общем-то, и все. Это не язык межнационального общения как английский или испанский, не средство снятия стресса как русский. В Израиле это язык бытового и делового общения. Знаете игру в три наперстка? Тот, для кого язык родной, крутит наперстки. Ваша задача — угадать, под каким из наперстков находится шарик. Удачи!
Причина девятая. Шаббат и праздники
В Израиле есть субботние и праздничные дни. Если субботу, несмотря на то, что закрыты большинство магазинов и почти не работает общественный транспорт, пережить все-таки можно: с опытом это приходит… то в сезоны праздников (это российские майские праздники плюс Новый год (который 31 декабря), взятые вместе и доведенные до экстремума) опять же ничто не работает, дети не учатся, и куда бы ты ни поехал отдохнуть с семьей, выясняется, что половине Израиля пришла в голову мысль отдохнуть в том же месте и в то же время.
Причина десятая. Размеры и провинциальность
Посмотрите на Израиль на политической карте мира. На моей, например, он обозначен цифрой 32. Если на вашей карте каким-то образом уместилось полное название страны, то у вас очень большая карта. На маленьком пятнышке с цифрой 32 еще поместилась буква «м» из слова «Иерусалим». «Иерусали», «Тель-Авив» и «Хайфа» составителям карты пришлось поместить в Средиземном море.
В Израиле нет понятия «междугородный роуминг»: все телефонные звонки из любой точки страны в любую — местные. Какая-нибудь Братислава — тоже не центр цивилизации, но из нее можно за несколько часов попасть на автобусе в нормальную Европу. Из Израиля на автобусе не попадешь никуда: посмотрите на карту еще раз и на названия соседних стран. Размеры и отдаленность в сумме дают некую провинциальность.
Мне очень нравилась в свое время группа «Машина времени». Одно из лучших воспоминаний моей юности — ее полуподпольный концерт в каком-то подмосковном ДК в 1980 году. 36 лет спустя «Машина» добралась до Хайфы: я видел на днях афишу. Весь репертуар концертных залов Израиля — сплошная машина времени. Герои хит-парадов 1980 года. Криса Нормана из «Смоки» не желаете?
«А оно не пошло»
Валентина Оберемко, «АиФ»: Максим, согласно примерным оценкам посольства Израиля, сегодня в России живут 100 тыс. израильтян. Многие из них вернулись в страну после 2000-х гг. и продолжают возвращаться. Почему?
Максим Леонидов: Начнём с того, что из СССР и из России в Израиль уезжали по-разному. Да, в 1990-е, когда уехал я, многие были уверены, что прощаются с Россией навсегда. Но когда дипотношения между странами наладились и уже можно было свободно передвигаться по миру, многие начали приезжать обратно.
Человеку свойственно искать лёгкой доли, лёгкой жизни, поэтому люди мигрируют. Это нормально. Просто в нашей стране к этому процессу повышенный и болезненный интерес. В других местах никого особенно не удивляет, когда человек куда-то ещё поехал жить. Поехал, попробовал, не получилось — вернулся. А у нас сразу: «Ага! Уехал за сладкой долей, за длинным долларом! Сбежал!» Почему сбежал? Какая-то тюремная терминология получается! Мы до сих пор почему-то говорим с отголоском этой лагерной жизни, боимся выйти за пределы барака. На тех, кто не побоялся, смотрим с недоверием и завистью. На тех, кто вернулся, — со злорадством. Но то, что не у всех получается, — это нормально.
— Почему уезжают обратно из Израиля? Кто-то думал, что всё там само пойдёт в руки, а оно не пошло. Кому-то там очень жарко. Кто-то выяснил: чтобы работать по специальности, нужно ещё поучиться, потому что нашего диплома недостаточно, а сил на учёбу уже нет. Плюс конкуренция высока — страна-то маленькая, не то что с СССР — с Россией не сравнить!
Кто-то попробовал учить язык, а это тяжело — возраст не тот, язык сложный. А без знания языка получить хорошую работу вряд ли удастся. Так что причин множество.
Почему наши евреи мигрировали в Израиль
Новым объектом нашего внимания стало явление эмиграции в Израиль. Каждый из нас имеет представление об этом, кто уехал, когда уехал, есть даже понимание почему уехали. Но давайте посмотрим на это явление с другой стороны, услышим точку зрения на эмиграцию из России непосредственно из страны, которая для многих стала "Землёй Обетованной".
Наш собеседник: Михаил Финкель. Специалист по международному праву, выпускник Рочестерского института, Мористаунского колледжа, доктор права Питтсбургского университета, автор ряда книг, раввин.
- Эмиграция евреев из России в Израиль представляет собой несколько этапов. Начнем с первых?
- Государство Израиль было создано евреями, выходцами из Российской Империи. Это и Давид Бен-Гурион, и Голда Меир, Леви Школьник, и многие другие деятели сионистского движения. Кого ни возьмем – все выходцы из России, которые завоевали свободу и независимость Израиля. Потом имеют место разные волны репатриации, далее уже из Советского Союза.
уроженка Киева Голда Меир и Джон Кеннеди уроженка Киева Голда Меир и Джон КеннедиНе секрет, что когда Израиль избрал путь не коммунизма, не сталинский путь, а путь свободы и демократии и поставил на альянс с США, тогда СССР разорвал отношения с Израилем. После этого в СССР евреи были не выездные, изучение иврита было запрещено, иудаизм был на полуосадном положении. Коммунисты, как и храмы, закрывали, взрывали синагоги, а то и перепрофилировали в склады с картошкой или клубы. Раввинов очень много пересажали, перестреляли, как и священников, здесь судьбы одинаковы.
В конце 40-х годов был закрыт государственный еврейский театр (ГОСЕТ), Сталин убил известнейшего Соломона Михоэлса. Но эмиграция была запрещена. Лишь с приходом Брежнева появляется первое окошко эмиграции в Израиль в конце 60-х годов. Далее были волны в 70-х, 80-х годов, ну и далее уже эмиграция из России. Все эти волны совершенно разные, и ментальные, и культурно.
- В чем особенность мигрантов 60-х-70-х?
- Эмиграция этого периода, включая начало 80-х годов – эмиграция идеологическая, это были люди идейные, верящие в то, что еврей должен жить в своей стране. Они устали от антисемитизма и преследования в СССР, да и в других странах мира. Эти люди хотели быть самостоятельным и гордым народом на своей земле, земле своих предков, а не просить ни у кого, и не заискивать. Хотели быть народом-воином, народом-изобретателем, а не «подхрюкивать» на территории Советского Союза, где был традиционный антисемитизм, где евреев не пускали во многие институты, где нужно было всю жизнь преодолевать пресловутую «пятую графу», презрение к себе, унаследованное еще со времен царской России. Душок черносотенцев, к сожалению, никуда не ушел.
- Новая волны - это уже 90-е?
- В конце 80-х, в 90-х годах начинается репатриация, вызванная распадом Советского Союха и экономическими причинами. Огромные очереди, талоны на еду, на соль, на сахар. Пустые полки, на которых была только синюшняя рыбка непонятной свежести. Рухнул Союз, возникли новые Республики. Был страх новой волны антисемитизма. В конце 80-х возникло общество «Память» под управлением Васильева, марширующих в черных рубашках и выкрикивая антисемитские лозунги. На Украине тоже появляется «Рух». В воздухе пахнет погромом, как им пахнет всегда, когда нечего есть и плохая экономика.
Поэтому, в основном, люди ехали, спасая своих детей, желая жить в обществе, в котором в магазинах есть еда, нормальная медицина, хорошее образование, достойная жизнь стариков.
- Легко обрели новую жизнь они?
- Эта волна столкнулась со сложностями, приехав сюда. Было презрение к Советскому Союзу и выходцам из него. Израиль многие годы был в хвосте американской кометы, 51-м штатом. Поэтому риторика и философия Холодной войны, в которой Россия и всё русское были врагами Америки, не могла не повлиять на Израиль.
Над русскими евреями подсмеивались, издевались, это происходит постоянно. В начале 90-х ситуация была катастрофически тяжелой, люди выехали из нищей страны с несколькими сотнями долларов в карманах. Профессора, академики, скрипачи, зарабатывали тем, что мыли туалеты, подъезды.
- С началом нового века тип эмигрантов изменился?
- Потом уже пошла «шоколадная» репатриация из России, в 2000-х, 2010-х годах. Приезжали люди богатые. Они ехали, чтобы получить гражданство. Им Израиль был не нужен, а паспорт позволял без виз посещать Европу, Канаду, Австралию, легко получить американскую визу.
Им нужна была еще хорошая медицина для себя и пожилых родителей. Деньги можно было хорошо вложить в недвижимость, в элитные дома Тель-Авива. Прикольно и престижно. Это совершенно другая репатриация. Люди потом, возвращались в Россию, делать бизнес там, или частично жили то в России, то в Израили. Привозили сюда учиться своих детей, а дальше отправляли их либо назад в Россию, либо на Запад.
О том, как живут "русские евреи" в Израиле мы поговорим в продолжении материала.
Пока же, можете почитать наш материал о первом президенте Израиля.
Тут появилась надежда
— И почему эти мысли пришли? Вы же выучили иврит, даже писали песни, но всё-таки вернулись в Россию.
— Одно дело — знать язык, другое дело — писать на нём стихи. Чтобы язык стал родным, нужно уезжать, когда тебе не больше 10 лет. Пока молодой, ничего не сложно. Всё манит новыми горизонтами, всё обещает приключения, новые страницы в жизни. Но переехавшему в зрелом возрасте серьёзно конкурировать с людьми, родившимися в Израиле, получившими израильское образование, имеющими общее израильское прошлое — школу, армейскую службу, — конечно, невозможно.
Когда в России начались перемены, я сначала просто стал сюда наведываться. И почувствовал, что у общества появилась надежда, общество задышало иначе. И к этой оптимистической, устремлённой в будущее волне, пропитанной светлыми надеждами на то, что теперь всё будет как у людей, конечно, хотелось прикоснуться. И я этой волной тоже был подхвачен.
По мере того, как в России стали появляться студии звукозаписи, независимые актёрские агентства, антрепризы, театральные труппы, мне становилось всё интереснее. И в какой-то момент я понял, что надо определяться, потому что я не могу челночить туда-сюда. И поскольку вся моя работа так или иначе уже была связана с Россией, я остался здесь.
— Сейчас какую страну вы считаете больше своей родиной и почему?
— Родина у меня одна — Петербург. Я патриот своего города. Я его люблю, я в нём родился, я его очень хорошо знаю, он для меня живой, он меня питает, и мне без него тяжело. Я по нему скучаю, когда в отъезде. Безусловно, такие же чувства не могу испытывать к Челябинску или Новокузнецку, тут уж меня не в чем винить.
Другое дело, если вы меня спросите, считаю ли я Израиль родной своей страной. Да, считаю, потому что полученный во время жизни там бесценный опыт никуда не делся. Здесь остались друзья, обретённые мною в иммиграции, духовные знания, эмоции. Всё это мне дорого.
Засунуть гордость поглубже
— Может, кому-то просто сам Израиль не понравился? Страна-то специфичная.
— Израиль — удивительная мешанина культур, обычаев, менталитетов. Это и не ближневосточная в полном смысле этого слова страна, и не европейская. В ней вы можете встретить вещи, свойственные только Европе и несвойственные другим восточным странам. Но это всё равно Ближний Восток со всеми вытекающими. Потому те, кто нетолерантен по своей природе, не готов принимать обычаи, менталитет другого общества, просто не создан для эмиграции и жизни в другой стране. Им в принципе не нужно уезжать. Такие возвращаются очень быстро. Общество или страна всегда чувствуют исходящее от тебя желание или нежелание принять её культуру, обычаи. Если ты изначально настроен ничего этого не принимать — ты уедешь обратно. Или будешь скрежетать зубами от злобы и жить в русском гетто.
А кто-то возвращается, потому что его замучила тоска по Родине. Могу сказать, почему возвращаются многие деятели культуры. Меня, может быть, многое в России не устраивает — в каждом обществе свои недостатки. Но человек, который имеет дело с русской культурой, который дитя этой самой культуры, воспитан на ней, да ещё и профессионально ею занимающийся — театром, музыкой, песней, — в России найдёт гораздо большее применение. Мне здесь интереснее, я здесь наиболее полно раскрываюсь, самовыражаюсь, реализуюсь.
— А из России в своё время почему уехали?
— Многое тогда сложилось вместе. Кто-то уверен, что Леонидов уехал в Израиль и потому ушёл из «Секрета». Но это не так. Я сначала ушёл из «Секрета», а потом уже решил: если начинать всё сначала, то почему бы не на новом месте? Причиной было ещё и то, что в конце 1980-х — начале 1990-х над страной висели чудовищные тоска и безысходность.
— В Израиле сложно было интегрироваться? И что оказалось сложнее всего?
— Всё было сложно. Это сейчас мы живём примерно одинаково с точки зрения технического прогресса. А в конце 1980-х это были абсолютно по-разному устроенные общества. В Союзе не было ни чековых книжек, ни банковских карточек, ни банковских счетов, ни собственности. Так что всему надо было учиться. Когда ты юноша, это всё легко даётся. Но когда тебе 30 лет, а ты не умеешь делать элементарных вещей, которые в стране, куда ты приехал, знает даже ребёнок, это вызывает неловкость. Приходится свою гордость засовывать поглубже и учиться.
— А то состояние непрекращающегося военного конфликта, в котором живёт Израиль, подталкивает к отъезду? Вам лично было страшно?
— Да, мне было страшно, потому что я приехал прямо во время войны в Персидском заливе. Под Новый год американцы стали бомбить Ирак. Мы ходили с противогазами, в каждой квартире были наглухо заперты окна. Мы ждали газовых атак, под окном у меня стояла американская установка «Пэтриот», натовские солдаты сбивали иракские ракеты. Но как-то обошлось. Да и мыслей, что я из-за этого из Израиля уеду, не возникало, они пришли позже.
Израиль моими глазами, или То, что о евреях не напишут в путеводителе
Пишет бывшая наша соотечественница. Я жила в Израиле в течение двух лет. И послезавтра возвращаюсь на Родину. Это результат моих впечатлений об этой стране, которые я «копила» и хранила в голове всё это время и теперь хочу ими поделиться. Особенности Израиля, перевернувшие мой мир.
ЛЮДИ
Я до сих пор слабо могу себе представить кто они такие – евреи. Потому что к ним относятся:
Евреи-европейцы – выходцы из Европы, культурные, цивилизованные, часто совсем не религиозные.
Евреи-марроканцы – выходцы из Марокко. Почти всегда слышала нелестные отзывы о них: ведут себя хамовато, девушки одеваются вызывающе, парни ездят с громко орущей музыкой из открытых окон машины, в автобусах слушают музыку из телефона без наушников и ты ды. в общем, ничего хорошего.
Русские евреи – русские, нашедшие у себя еврейские корни, и решившие использовать этот факт для иммиграции в Израиль. Чаще всего это украинцы, русские и белорусы. Почему-то всегда со 100%-ной вероятностью можно сказать, что вот эта тётенька – русская, и лицо, и одежда всегда их выдают.
Религиозные евреи – датишные евреи, досы. Они всегда одеты в черное, со шляпами на голове, с пейсами и так далее. О них напишу отдельно.
Но единственные евреи, так и оставшиеся для меня непонятным недоумением – это евреи-эфиопы иногда даже религиозные, с кипами на голове. Иногда нет: эфиопская «церковь» – христианская.
Кроме того, в Израиле живут арабы. Их тоже можно разделить на большие группы по происхождению, но я, честно говоря, об этом так до конца и не знаю. Если ты живёшь в Израиле, то ты либо представитель одной из групп, либо его жена, либо принял иудаизм (прошёл т.н. «гиюр» – не менее года изучал Тору и сдал экзамен).
Арабы
Чаще всего живут в городах/посёлках, въехать в которые с израильским паспортом или израильскими автомобильными номерами равносильно смерти (были случаи закидывания автомобиля камнями и пр.). Такие территории называются «палестинскими», они огорожены высоченными бетонными заборами с колючей проволокой. На въезде стоит КПП с еврейскими солдатами.
Арабки носят кофты, блузки, джинсы. Главное – своеобразный платок на голове, оставляющий открытым только лицо.
Датишные евреи
Шабат – «суббота» — время с середины для пятницы (специальным образом точное время высчитывается по Лунным фазам) до вечера субботы (появления первой звезды).
Когда наступает шабат, запрещается использовать электричество (включать телевизор, радио, свет(!) и т.д.), разжигать огонь, передвигаться транспортом/автомобилем. Поэтому еду готовят заранее, и оставляют зажжённым газ, чтобы она оставалась тёплой. Некоторые включают свет в ванной/туалете заранее и он горит у них весь шабат.
Все организации и магазины закрыты. Общественный транспорт не ездит, на улицах очень пустынно.
В Тель-Авиве («городе тусовок») повально и в других городах частично – продолжают ездить маршрутки, работают бары, клубы, рестораны.
При наступлении шабата религиозные евреи молятся в синагоге, затем ужин, потом «Толкование Торы» – читают какую–то главу и обсуждают («Что хотел сказать автор» =))
Нерелигиозным евреям срать на всё это
Жизнь
Датишные евреи живут как среди остальных евреев, так и в специальных датишных районах:
Во время шабата в таких районах перекрывают улицы от транспорта, заехавшие автомобили нередко закидываются камнями.
По ним нельзя передвигаться в «неприличной» одежде: были случаи, когда датишный еврей орал и плевался в девушку, одетую в шорты.
Слышала историю о еврее, плюнувшем в женщину, потому что у неё на груди было христианское распятие.
Недавно они умудрились принять закон, запрещающий мужчинам и женщинам идти по одной стороне улицы. Закон действовал всего два дня, однако какой-то девушке крепко досталось за его несоблюдение.
В Торе есть отдельная молитва на каждый день года.
Обычно евреи молятся в синагоге три раза в день. Первая молитва около 5 часов утра.
Датишные евреи ждут прихода мессии – Мошиаха (Моше). В одном городе есть даже улочка (невероятно узкая) по которой, судя по преданию, он должен прийти
Датишные евреи всегда одеты в чёрное, потому что они скорбят о разрушении Второго Храма. Когда он вновь будет построен, они снимут чёрные одежды и будут ходить как обычные люди.
Многие датишные евреи не работают, только молятся и «изучают Тору», живя на пожертвования.
Ничто не должно отвлекать еврея от изучения Торы, поэтому женщины одеваются в длинные юбки, на ногах обязательно колготки, закрыты руки по кисти, тело до шеи.
Замужние женщины обязаны либо покрывать голову убором, либо одевать парик(!).
Женщинам нельзя красить ногти.
Секс только для продолжения рода. Мало того, особо религиозным запрещается получать удовольствие от секса, поэтому они занимаются им через дырку в простыне(!!).
Женщинам нельзя здороваться за руку с мужчиной, особо религиозным – брать что–либо у женщины из рук (следует положить на стол).
У всех датишных евреев есть пейсы – накрученные пряди на висках. Их специально каждый день наматывают на палец, т.к. не у всех от природы вьются волосы.
Белые верёвочки, свисающие из-под одежды – напоминание о заповедях.
Обрезание мальчику делается на 7-ой день жизни.
На автомобильных номерах есть две буквы – IL – означающие Израиль. Некоторые датишные евреи замазывают их у машин, т.к. они против существующего государства Израиль в том виде, в котором оно есть сейчас.
Кашрут
Это особые правила для жизни, написанные в Танахе (касаются не только еды!) Некоторые из них:
Нельзя есть животное, которое, во-первых – не жуёт «жвачку», во-вторых – не имеет разделённое копыто.
Поэтому нельзя есть свинину («не жуёт»), кроме того, она считается «грязным» животным. Её нет в магазинах.
На скотобойнях животные убиваются особым образом с полным кровопусканием в присутствии раввина.
Нельзя есть молочные продукты одновременно с мясом (например бутерброд с колбасой и сыром, курицу в сливках и пр.)
Должна существовать раздельная посуда для приготовления молочного и мясного. В холодильнике для таких продуктов – раздельные полки.
Рестораны имеют удостоверение кашрута, то есть, например, в Макдоналдсе гамбургеры без сыра. А в пиццериях пиццы без мяса.
сли у морепродукта нет чешуи и плавников, его нельзя есть. Например, моллюски, креветки и пр. – некошерны.
В магазинах все продукты, даже импортные имеют надпись «кошер», что означает, что они кошерны.
Разжигать огонь (плиту) для приготовления пищи еврею может только еврей.
СТРАНА
В Израиле действительно соблюдаются законы. Если вы захотите дать ГАИшнику взятку – он посмотрит на вас как на идиота, если не заявит в полицию.
У всех обязательно есть счёт в банке. Туда заходит зарплата, снимаются счета за квартиру, свет и газ, интернет, мобильную связь.
Все и всюду расплачиваются кредитками, даже в маленьких ларьках.
Почта работает как часы, уведомления, платёжные квитанции и т.д. – всё приходит по почте. Однажды нам даже высылали по ней паспорт, отданный на продление.
Такие фирмы как сотовая связь, интернет, телевидение при подключении к ним обязательно заключают с тобой договор на год минимум. Прерывание договора чревато большими штрафами. (Вроде как сейчас этот ужас отменили).
Единственный врач, которого нет в больницах – это стоматолог. Все стоматологи – частные.
Вызов скорой стоит 700 шекелей (195$). Эта сумма возвращается только в том случае, если человеку было так плохо, что потребовалась госпитализация.
После приезда пожарной (тут я не уверена, то ли только на ложный вызов, то ли всегда) человеку приходит квитанция следующего содержания: сколько стоил вызов, сколько км проехала машина, сколько пожарных было задействовано и т.д. много пунктов – в итоге выписан конечный счёт.
Интернет обеспечивают две фирмы: та, что продаёт пользователю модем, и вторая, которая проводит интернет. Соответственно, если интернет не работает – надо разбираться с одной фирмой, а затем с другой.
В Израиле ужасно тормозной интернет. Зато по внутренней сети Армии файлы передаются со скоростью 600 Мегабайт в секунду.
В Израиле очень грязные улицы, можно пройти полквартала и не встретить ни одну урну. Прессы и контейнеры для мусора могут стоять прямо на тротуарах, запах соответствующий.
Но при этом все израильтяне ходят по дому в уличной обуви.
В Израиле нет бездомных собак, зато полчища бездомных кошек.
Женщины намного дольше сохраняют свою молодость: в возрасте 50+ ярко красятся и открыто одеваются, а за рулём автомобилей часто сидят бабули 60+.
В Израиле страшный дефицит пресной воды – по телевизору, на радио и улицах идёт реклама с просьбой экономить воду. У многих людей есть привычка мылиться мочалкой и тереть губкой посуду, выключив воду.
В Израиле есть три моря: Средиземное, Мёртвое и Красное.
Мёртвое море ниже уровня Мирового Океана на 500м, в нём ужасно солёная вода, которая всегда держит тело на поверхности, поэтому невозможно утонуть. Но кто–то умудряется.
В Израиле не страшно ходить ночью по улицам.
Транспорт
В Израиле один вид транспорта – автобусы. Между городами также курсируют поезда и маршрутки.
В Иерусалиме уже больше пяти лет пытаются запустить трамваи.
Однажды хотели осуществить первый пробный запуск трамвая на готовом участке, но вдруг увидели, что забыли провести электричество
Автобусы по городу передвигаются с невероятной скоростью!
Автобусы по городу ходят чётко по-расписанию.
Чтобы водитель остановился на следующей остановке, нужно нажать специальную кнопку «Стоп», расположенную на каждом поручне. Если её никто не нажал, и на остановке нет людей – автобус проедет её мимо.
У людей есть привычка в автобусе ставить ноги на противоположное сидение, поэтому рядом с ними приклеены стикеры с напоминанием, что это плохо.
Некоторые улицы настолько узкие, что можно увидеть припаркованные автомобили со сбитыми зеркалами заднего вида, болтающимися на проводках.
Магазины
Существует странная монополия на продукты: есть орбит, но нет дирола; есть сникерс, твикс, баунти, но нет марса; есть фанта, кола и спрайт, но нет пепси; есть колгейт, но нет бленд–а–меда и т.д.
«Золь» на иврите – «дешёвый». В Израиле огромное количество магазинов называются «МистерЗоль», «СуперЗоль», «ПростоЗоль» и так далее.
На прилавках, витринах и вывесках написано «Скидка!», хотя товар стоит столько же, если не в два раза дороже обычной цены.
На праздник Песах из магазинов полностью исчезает хлеб. Продают только мацу.
Кроме того, на Песах полностью отдраивают все магазины/офисы/рестораны/квартиры. Во всех магазинах выкидывается товар и заменяется на абсолютно новый.
Армия
Армия называется – «Армия Обороны Израиля», потому что ни одну войну Израиль не начинал первым.
Служба в армии считается обязательной как для девушек, так и для парней.
Мало того, никто не хочет от неё косить, потому что человека, не служившего в армии, всегда и везде будут воспринимать с опаской, особенно при устройстве на работу.
Есть два типа войск – «боевые» и обычные. Боевых натаскивают на совершение опасных операций (десант, разведка и т.д.), обычных учат служить в тылу (собаководы, охрана, повара и т.д.).
Девушки, как правило, не служат в боевых войсках.
Курс молодого бойца почти всегда проводят девушки.
Существуют различные «графики» службы: неделя через неделю, отпуск каждые выходные, отпуск домой каждый вечер и пр. Поэтому на улицах всегда полно солдат – кто-то куда-то едет. В форме, с автоматами.
У каждого вида войск свой цвет формы. На плече висит значок базы (у каждой базы свой), а также полоски и верёвочки, обозначающее звание.
Все солдаты получают ежемесячную зарплату. Если солдат один в стране (например, репатриировавшийся русский), зарплата у него в два раза выше. Если он служит в боевых войсках или рядом с палестинскими территориями – тоже.
Солдатам категорически запрещается ловить попутки из-за высокого риска быть похищенными террористами.
Каждый год проводится «милуим» – отслуживших солдат собирают на одну-две недели для повторения изученных навыков.
Интересные штуки
На иврите слова «деньги» и «серебро» произносятся и пишутся абсолютно одинаково. Напомню, что Иуда продал Иисуса за 30 серебряников.
Дословный перевод слов «муж» и «жена» с иврита – «хозяин» и «женщина».
Слова, которые произносит фокусник, «колдуя» над предметом – «Абра кадабра!», пришли с арамейского языка и переводятся как «Будет так, как я скажу».
Множество слов звучат на иврите как на русском, например: петрушка – «петрузилия», маргарин – «маргарина», пенсия – «пенсия» и пр., но экономика почему–то «калькала», а вот «экономика» – это хлорка.
Нееврей на иврите – «гой».
На Песах особо «бережливые» евреи не выкидывают продукты, чтобы заменить их новыми, как положено. А договариваются «продать» их какому-нибудь гою за баснословную сумму. Когда праздник заканчивается, еврей приходит к гою за деньгами, тот, естественно, их выплатить не может, и еврей забирает продукты обратно.
Евреям не только нельзя использовать электроприборы в шабат, им нельзя просить кого-то их включить. Поэтому они ходят и пытаются намекнуть гою, например, про кондиционер: «Ой, так жарко», «Тебе не кажется, что тут ужасно жарко?», «Ох, фуу как ты не запарился?» и т.д.
Эмиграция и репатриация. Израильские мифы.
Государство Израиль постоянно зазывает евреев всего мира, постоянно проживающих в своих странах, к эмиграции из своих стран в Израиль. При этом слово, иногда имеющее отрицательную окраску, отрицательную коннотацию – «эмиграция», стыдливо и одновременно хитро заменяется израильскими властями словом «репатриация». Дословный перевод слова репатриация – «Возвращение на родину». В прямом смысле это слово должно относиться к тем, кто ненадолго уехал из своей страны и снова в неё возвращается.
Сионисты заменили словом «репатриация» слова «эмиграция в Израиль», подразумевая этим свою легенду о том, что евреи не заселяют заново британскую колонию Палестину, а «возвращаются» туда, где они жили раньше 2000 лет назад. Второй термин, который сионисты ввели в употреблением связи со своей идеологией – это словосочетание «Историческая родина», под которой для всех евреев всего мира, проживающих в других странах, должно согласно доктрине сионизма подразумеваться государство Израиль. Кстати, в российских дореволюционных книгах начала 20 века о Палестине процесс массовой эмиграции в Палестину назывался «колонизацией» – это слово тогда имело положительную эмоциональную окраску.
Слово «Родина» – слово в русском языке и в других языках слово очень важное. Под словом «Родина» подразумевается что-то родное, заботящееся о каждом человеке. Люди, приглашающие евреев всего мира «вернуться» на свою историческую родину, обычно работают в еврейском агентстве «Сохнут», цель которого – пропаганда эмиграции евреев всего мира в Израиль.
Как встретила «историческая родина» евреев из бывшего СССР? Даже хуже, чем обычных эмигрантов в другие страны и хуже, чем эмигрантов из других стран. Сейчас, спустя 25 лет, наглядно видны результаты этой политики властей государства Израиль. Понижение в социальном статусе, низкооплачиваемая работа, дискриминация, отсутствие собственного жилья, ощущение себя людьми второго сорта, климат, страх перед старостью, — это так или иначе испытывает значительное число русскоязычных израильтян, эмигрировавших в Израиль 25 лет назад. Сейчас они в предпенсионном возрасте, с нарушенным на тяжёлой «черной» работе здоровьем, без своего жилья и со страхом ожидают наступления пенсионного возраста, когда они будут получать нищенское пособие по старости.
У эмигрантов из других стран в Израиль есть несколько различных преимуществ перед эмигрантами из стран бывшего СССР. При дефиците врачей в Израиле дипломы врачей из стран бывшего СССР не признаются, в отличие от дипломов врачей из США, Англии, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Эфиопы в Израиле имеют гарантированные государством квоты на хорошую работу в государственных учреждениях, государственных службах и государственных компаниях. Государство Израиль при покупке эфиопом квартиры оплачивает 80 % (прописью: восемьдесят процентов) её стоимости. Для американских евреев государство Израиль имеет отдельную программу по их приёму. Сейчас приняты небольшие дополнительные льготы для эмигрантов из Украины.
Многие местные израильтяне ненавидят «русских» за льготы, которые те не имеют. В 1970-е годы, когда приезжающих из СССР было мало, они почти все в Израиле получали бесплатные квартиры от государства Израиль и скидки в размере около 50 % при покупке первой машины. За эти льготы, которых не было у обычных израильтян, многие из них «русских» просто ненавидели. Это чувство переносится местными израильтянами и на нынешних израильских «русских». Эмигрировавшие из стран бывшего СССР в Израиль в 1990-х годах люди не имели никаких льгот и скидок. Они сразу, без языка, были вынуждены пойти работать на первую подвернувшуюся работу – «черную» и не по специальности. Профессора, учителя, врачи, инженеры, работали здесь. в Израиле, грузчиками, уборщиками улиц и квартир, сиделками у пожилых израильтян. Израильтяне этого не понимают. На одной из последних конференциях о вкладе «Большой алии» – массовой эмиграции евреев из стран бывшего СССР в 1990-х годах одна израильская профессорша рассказала трогательную личную историю про то, что благодаря няне из России, которая работала чуть ли не главнык конструктором крупного авиапредприятия, сын этой профессорши теперь хорошо знает русский язык. Эта израильская профессорша даже не понимает, какую личную трагедию перенесли эти люди, соглашавшиеся в Израиле на любую работу.
То, что произошло с этими людьми, то, что с ними происходит сейчас – жизнь без крыши над головой на пособие по старости из расчёта 1,5 пособия по старости на семью из двух пенсионеров, — это результат израильской политики зазывания к себе, результат сионистской агитации и пропаганды. Сионисты и Еврейское агентство «Сохнут» продолжают зазывать к себе новых рабов и новое пушечное мясо, называя эмиграцию красивым словом «репатриация».
Иногда они возвращаются. Почему евреи, уехавшие в Израиль, едут обратно?
После перестройки и падения пресловутого железного занавеса начался массовый исход евреев из СССР в Израиль (в большей степени), США, Европу.
Однако в последние годы обозначилась обратная тенденция — уехавшие возвращаются. Почему? Об этом «АиФ» поговорил с певцом Максимом Леонидовым, у которого есть опыт и отъезда, и возвращения.
Читайте также: