Почему крамаров уехал в сша
Выйдя один раз на сцену самодеятельного театра, Крамаров сразу понял, что его призвание - быть артистом. "Я играю хулиганов и дураков, начиная с полудурков, заканчивая полными, и вы меня за это любите!" - говорил Крамаров. Портретная галерея известна - простак, жулик, вор, "джентльмен удачи". Как говорят коллеги, в жизни он сильно отличался от своего экранного образа: актер любил провести время с книгой, с людьми сходился нелегко, всегда держал дистанцию.
Перед отъездом из СССР Крамаров написал открытое письмо президенту США Рейгану, в котором пожаловался на отсутствие ролей: "Уважаемый господин президент! Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. Помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности. Моя нынешняя великая страна, видимо, помочь мне в этом вопросе не может". А 31 октября 1981 года покинул родину навсегда.
Он всегда искал лучшей жизни. Но Голливуд к Крамарову не был дружелюбен и в отличие от советского кино предлагал сыграть в маловнятных эпизодах в тени больших звезд.
В 1984 году вышло сразу два фильма с участием Крамарова - "Москва на Гудзоне", где актеру досталась роль сотрудника КГБ, преследующего советского музыканта-диссидента, а второй - "Космическая одиссея-2010" Стенли Кубрика, где Крамаров сыграл советского ученого в компании таких голливудских звезд, как Рой Шайдер, Джон Литгоу и Хелен Миррен.
В 1986-м в Америке вышел фильм "Вооружены и опасны", где Савелий Крамаров получил роль охранника, кстати, почти без слов. 1988 год: на экранах - боевик "Красная жара". Арнольд Шварценеггер играет капитана советской милиции Ивана Данко, а Крамаров - небольшую роль, связного Григория Мазурского.
В следующем году выходит картина "Танго и Кэш", снятая Андреем Кончаловским. У актера снова проходная, безымянная роль. Лейтенант Кэш (Курт Рассел) забирает у героя Крамарова машину. Тот протестует и называет себя "дитя перестройки". Герой Рассела изрекает: "Подрастешь в Америке".
Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года. На мемориальном кладбище под Сан-Франциско Михаил Шемякин установил необычный памятник своему другу: гримерный столик с масками так никогда и не сыгранных им трагических ролей и книгой с названиями его лучших работ ("Джентльмены удачи", "Неуловимые мстители", "Друг мой, Колька", "Двенадцать стульев", "Большая перемена"). С одной стороны - театральный занавес, с другой - фотография Крамарова, которую никто не видел прежде, - грустные глаза и добрая улыбка человека, вечно ищущего себя.
Отъезд в Америку
Перед тем, как эмигрировать, Савелий Крамаров обратился с открытым письмом к тогдашнему президенту США Рейгану следующего содержания:
«Уважаемый господин президент! Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. Помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности. Моя нынешняя великая страна, видимо, помочь мне в этом вопросе не может»
Его письмо было несколько раз передано по «Голосу Америки». Если бы такой поступок совершил любой другой советский гражданин, его бы не простили, в случае же с Крамаровым они решили – пусть лучше поскорее уезжает. После чего 31 октября 1981 года он уехал из родины навсегда.
В Вене Виктор Шульман организовал для него гастроли, которые прошли с большим успехом. Он предполагал, что в Америке его жизнь станет лучше, он будет больше сниматься, но Голливуд не оправдал его ожиданий. В основном ему предлагали эпизодические роли в тени крупных звезд.
Почему он решил уехать?
Савелий Крамаров рано стал сиротой, и единственной его поддержкой был дядя. После отъезда дяди в Израиль к Савелию резко поменялось отношение у Советской власти. Ему предлагали все меньше ролей. А после того, как он стал стал правоверным иудеем (отказывался от съемок по субботам, посещал синагогу), он и вовсе стал неугоден.
Несмотря на то, что у него было все, что только могла пожелать творческая интеллигенция, и его как артиста ценили наверху, все же он оставался социально выключенным человеком. Он мог играть только пьяниц, дураков и ничего другого. Имеющаяся слава со временем перестала приносить удовольствие, он решил, что больших успехов достигнет именно в Америке. Неизвестно, откуда он взял информацию о том, что в Америке есть всего 44 комедианта, и говорил, что будет 45. Но, к сожалению, его планам не удалось сбыться.
В 1984 году мир увидел два фильма с участием знаменитого советского актера: «Москва на Гудзоне», в котором он сыграл роль сотрудника КГБ, и «Космическая одиссея-2010» – здесь ему досталась роль советского ученого. В этом фильме он сыграл с такими звездами кино, как Джон Литгоу, Рой Шнайдер, Хелен Мирен.
Умер актер 6 июня 1995 года. На кладбище в Сан-Франциско скульптор и художник Михаил Шемякин поставил для своего друга необычный памятник: столик для гримирования с масками трагических ролей, которые ему так и не довелось сыграть, и книгой, где указаны его лучшие роли в таких картинах, как: «Джентльмены удачи», «Неуловимые мстители», «Друг мой, Колька», «Двенадцать стульев», «Большая перемена». По бокам — с одной стороны — фотография Крамарова, а с другой – театральный занавес.
Почему Савелий Крамаров эмигрировал в США
Савелий Крамаров — выдающийся актер СССР, который за свою жизнь сыграл в 70 фильмах, но свою главную роль ему сыграть так и не довелось. Начав играть в театре, Крамаров понял, что главное его призвание – быть артистом.
Фото: Кириллица Кириллица«Я играю хулиганов и дураков, начиная с полудурков, заканчивая полными, и вы меня за это любите!»
Но, по словам коллег, его экранный образ очень отличался от реального Савелия. Его любимое занятие было чтение книг, с людьми он ладил не очень и всегда старался держать дистанцию.
Крамаров в Голливуде: почему он не мог там сниматься
Начав играть в театре, Крамаров понял, что главное его призвание – быть артистом. «Я играю хулиганов и дураков, начиная с полудурков, заканчивая полными, и вы меня за это любите!» — говорил Крамаров. Но, по словам коллег, его экранный образ очень отличался от реального Савелия. Его любимое занятие было чтение книг, с людьми он ладил не очень и всегда старался держать дистанцию.
«Косой» в голливуде
Приехав в США, Савелий сначала поселился у друга-актера, а позже купил домик в Сан-Франциско. Как и положено голливудскому актеру, он обзавелся личным агентом, который выбил для него эпизодические роли в нескольких фильмах, в том числе «Красной жаре» (1988 г.) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.
Голливудская карьера сожилась бы намного удачнее, если бы актер лучше знал английский язык. Знакомая Савлеия, Пиасательница Виктория Токарева, говорила в интервью: «Все понимали, что Луи де Фюнеса из него там не выйдет. Я думаю, Саве нельзя было уезжать в Голливуд — тут его очень любили, а там он был никем. Ни ролей, ни самореализации. Может это его и сгубило. » Краморов действительно изнывал от тоски по родине. Но эти патриотические чувства быстро приглушались американским комфортом. За один съемочный день в США платили столько, сколько Савелий не мог заработать в Союзе и за год. Он купил себе «мерседес», дорого оставил коттедж, построенный недалеко от океана: бронзовая статуя Шекспира в полный рост, мебель в стиле ампир, антикварные часы и статуэтки, картины русских художников в тяжелых золотых рамках, роскошные люстры. Все это доставляло ему огромное удовольствие. Когда звонил телефон, актер снимал трубку: «Помещик Краморов слушает!». Наконец-то он смог позволить себе курсы по индийской йоге, о которых мечтал, а также операцию по исправлению косоглазия.
Однажды его фамилию забыли указать в титрах. Профсоюз американских актеров выбил ему такую компенсацию, что Крамаров мог бы не работать года три. И все же сытая жизнь не могла компенсировать нарастающей ностальгии. Друзья и коллеги постоянно звали обратно — если не вернуться, то хотя бы поработать. Актер решился на это лишь спустя 10 лет, став почетным гостем кинофестиваля «Кинотавр».
Лететь в Россию было страшно — а друг обратно не выпустят? Савелий постоянно звонил друзьям: «Опасно у вас там? А очень голодно?» С собой в самолет он взял целый чемодан «здоровых» продуктов — яблоки, орехи, изюм, мед. На фестивале зрители встретили любимого актера бурными овациями, как будто тот никуда и не уезжал.
На самом деле в этой поездке у Крамарова была тайная цель. Он пришел к своему московскому другу и попросил пойти с ним на Донское кладбище, где покоился прах его матери. «Я очень скучаю по маме и хочу отвезти ее в Америку, пусть она всегда будет рядом со мной!» - эти слова актера звучали безумно. Однако приятель знал, насколько Крамаров боготворил свою мать, которую потерял в 16-летнем возрасте. На получение официального перезахоронения ушли бы годы и тонны бумаг. Он помог Саве н айти урну с прахом, выкрасть ее из некрополя и тайно пронести на борт самолета.
Почему сбежал в США и что погубило в 60. Непростая судьба короля эпизода Савелия Крамарова
«Зрители в СССР до сих пор смеются над моими героями, но лично мне самому сейчас не до смеха», — писал Крамаров Рейгану.
К/ф «Иван Васильевич меняет профессию» / Мосфильм
Вот уже четверть века прошло, как нет с нами актера Савелия Крамарова. Всю жизнь он мечтал о больших и серьезных ролях, но чаще играл дурачков и недотеп, да и то лишь в эпизодах.
Тем не менее, именно за эти роли — Косого в «Джентльменах удачи», Феофана в «Иван Васильевич меняет профессию», Тимохина в «Большой перемене», Илюхи в «Неуловимых мстителях» и еще полсотни других — мы помним и любим Савелия Крамарова.
Расскажем, как актер, родившийся в благополучной семье, к 16-ти годам стал сиротой, почему решил покинуть СССР и как сложилась его жизнь в эмиграции.
«С такой внешностью в артисты не идут»
Савелий Крамаров родился 13 октября 1934 года в благополучной московской семье. Однако уже в 16 лет он остался круглым сиротой.
Отец будущего артиста, известный столичный адвокат Виктор Савельевич Крамаров, был дважды арестован — первый раз в 1938 году, а второй — в 1950. Отбыв наказание, он домой уже не вернулся, связав свою жизнь с другой женщиной.
Мама Савелия, Бенедикта (Бася) Соломоновна, скончалась в 40 лет от онкологического заболевания. После ее смерти опеку над осиротевшим парнем взял его дядя по материнской линии Леопольд Соломонович Волчек.
Со школьных лет Крамаров мечтал быть артистом. Он по полдня просиживал в кинотеатре, куда его проводила соседка, работавшая контролером.
Но дядя Леопольд считал, что актер — это не профессия для парня из их семьи и уговаривал Савелия выбрать себе более достойную специальность.
Тем не менее, закончив школу, Крамаров сделал попытку поступить в театральный вуз, но уже на первом туре провалился. Члены приемной комиссии единогласно вынесли вердикт: с такой внешностью в артисты не идут.
Тогда огорченный Савелий подал документы в лесотехнический институт (один из немногих, куда мог поступить сын врага народа). В 1958 году, получив диплом специалиста по озеленению, он устроился на работу в Московский зелентрест.
Но любовь к актерству у Крамарова не проходила. Поэтому еще во время учебы в институте он начал посещать театральную студию «Первый шаг» при Центральном доме работников искусств.
«У вас отличная фактура! Знайте об этом»
Все решил случай. Однажды, возвращаясь с работы, Савелий увидел, что часть улицы загорожена, а вокруг толпятся люди. Подойдя поближе, Крамаров понял, что здесь снимают кино.
В этот момент режиссер, находившийся в центре, обвел глазами толпу и неожиданно обратился к Савелию:
«Молодой человек, вы можете сыграть удивление, испуг?»
«Не пробовал, но думаю, что смогу»
«Ну вот сейчас и попробуете!»
Когда оператор навел на Савелия объектив, тот сделал испуганные глаза и широко раскрыл рот.
После окончания съемок режиссер снова подошел к Савелию и, вручая заработанные три рубля, сказал:
«Не всякому артисту удается так удачно сыграть в эпизоде. У вас отличная фактура! Знайте об этом».
Крамарова стали время от времени приглашать на небольшие роли
Слова кинорежиссера окрылили Крамарова. Буквально на следующий день он разослал свои фотографии по всем киностудиям страны в надежде, что хоть кто-то обратит на него внимание.
Спустя несколько месяцев Савелию позвонили, правда, не с киностудии, а из ВГИКа. Студенты режиссерского факультета Алексей Салтыков и Арсений Ястребов позвали Крамарова в свой дипломный фильм — короткометражку «Ребята с нашего двора», причем на главную роль.
После этого Крамарова стали время от времени приглашать на небольшие роли в разные картины. Он сыграл новобранца Петькина в киноповести «Им было девятнадцать…», Ваську в молодежном фильме «Летите, голуби», Ивашкина в «Приключениях Кроша», великовозрастного балбеса Сову в детской картине «Без страха и упрека» и другие роли.
«А вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина. »
В 1962 году Алексей Салтыков, ставший к тому времени режиссером, пригласил Крамарова в свой фильм «Друг мой, Колька». Роль хулигана Вовки Пименова по прозвищу Пимен стала для Савелия первой заметной работой. Именно ее Крамаров всегда считал отправной точкой своей более чем удачной кинокарьеры.
Но настоящая слава к Савелию пришла только спустя 5 лет, в 1967 году, когда на экраны всех кинотеатров Советского Союза вышла первая часть знаменитого фильма про неуловимых мстителей.
Бандит Илюха, которого мастерски сыграл Крамаров, запомнился и полюбился зрителям ничуть не меньше, чем главные герои фильма. А его знаменитую фразу многие цитируют и по сей день:
«Глянул в стороны: гроб с покойничком летает над крестами, а вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина. »
«Для народа Савелий Крамаров был великим артистом»
К 1970 году фильмография Крамарова насчитывала уже более 40 картин, среди которых были такие известные ленты, как «Сказка о потерянном времени», «Город мастеров», «Трембита», «Тайна железной двери», гайдаевские «12 стульев» и многие другие.
Самое интересное, что диплома артиста у Савелия по-прежнему не было. Правда работу в зеленстрое он давно уже оставил. Да и какая может быть работа, если режиссеры просто разрывали его на части, пытаясь заполучить в свои картины.
13 декабря 1971 года состоялась премьера знаменитой кинокомедии «Джентльмены удачи», после которой на Савелия Крамарова обрушилась даже не волна, а настоящий шквал всенародной славы.
«Любят у нас люди простачков и дурачков, но Савва не был дураком. Звездной болезнью не болел, но с удовольствием поедал ту сумасшедшую, чудовищную популярность, которая у него была. Для народа Савелий Крамаров был великим артистом! Ему поклонялись, люди ждали фильмы с его участием», — вспоминал Борис Грачевский.
«Когда ведущий произнес: „Артист кино Савелий Крамаров“, весь зал встал»
В 1972 году Крамаров наконец-то поступил в ГИТИС на актерский факультет. После окончания института его приглашали на работу сразу несколько московских театров. Но Крамаров не мог принять эти приглашения: на театр у него просто не было времени — он активно снимался в кино, а в промежутках встречался со зрителями.
О том, насколько огромной была популярность Крамарова, можно судить по рассказу актрисы Нины Масловой, снимавшейся с Савелием в картинах «Большая перемена» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Однажды они вместе оказались в составе делегации на Всесоюзном кинофестивале в Баку. Церемония открытия проходила в здании Академии наук Азербайджана, поэтому в первых рядах кроме руководства республики также сидели академики и профессора.
«Стали приглашать участников: «Народный артист СССР Николай Крючков». Хлопки. «Народная артистка СССР Нонна Мордюкова». Хлопки. И так далее. Но когда ведущий произнес: «Артист кино Савелий Крамаров», весь зал, включая ученых мужей с седыми бородами, встал», — рассказывала Маслова.
«Он был уверен, что может гораздо больше»
Поклонение публики перед обычным актером (Заслуженным артистом РСФСР Крамаров стал только в 1974 году) было не по душе некоторым мэтрам советского кино. В результате, во многие инстанции были направлены послания, где говорилось, что образ дурачка, который с таким блеском воплощал Крамаров, не что иное, как пародия на советского человека.
Кроме того, Савелию в вину ставилась его повышенная религиозность. Мало того, что дядя артиста вместе с семьей выехал в Израиль, так и сам Крамаров вдруг начал регулярно посещать синагогу.
И, действительно, строго соблюдая шаббат, Савелий категорически отказывался от съемок в субботу.
Как-то в Тамбове он по этой причине почти на два часа задержал субботний концерт — вместе с залом, полным зрителей, ждал захода солнца, когда шаббат заканчивается, и можно работать снова.
Все это привело к тому, что к концу 70-х Крамарова стали все реже приглашать в кино, а его роли от фильма к фильму становились все меньше и меньше.
Возможно это и стало последней каплей, благодаря которой Крамаров твердо решил уехать за рубеж.
«Он был уверен, что может гораздо больше. Ему всегда не хватало славы, говорил, что если бы жил на Западе, был бы новым Луи де Фюнесом», — вспоминала писательница Виктория Токарева.
«Лично мне самому сейчас не до смеха»
Но когда Крамаров стал подавать прошения о выезде в Израиль для воссоединения с семьей дяди (конечно, на самом деле его манил Голливуд, но говорить об этом было нельзя), он получал неизменные отказы.
Причина была простая: по негласному закону фильмы, в которых снимались актеры, уехавшие из страны, запрещено было показывать в кинотеатрах и по телевидению. А как можно положить на полку такие сверхпопулярные ленты, как «Иван Васильевич», «Афоня», «Мимино», «Неуловимые», «Не может быть!», «Мама», «Эта веселая планета» и еще полсотни картин?
В конце концов, отчаявшись получить разрешение, Крамаров написал письмо президенту США Рональду Рейгану.
«Зрители в СССР до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. И хотя хлеб у нас с вами разный и питаемся мы по-разному, но мы оба любим творчество и не можем жить без него. Поэтому помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности…», — писал Савелий.
Дошло ли послание артиста до Рейгана, неизвестно. Но оно несколько раз было прочитано в эфире «Голоса Америки».
31 октября 1981 года Крамаров наконец-то смог покинуть Советский Союз. В Вене Савелия встретил импрессарио Виктор Шульман, который сходу организовал его гастроли по Европе, Японии, Австралии и США.
Крамаров звал Марию с собой
Уезжая из СССР Крамаров, оставлял не только некогда любимую работу, море поклонников и немногих преданных друзей, но и любимую женщину.
Первый раз Савелий женился еще в молодости на Людмиле, работавшей инженером в конструкторском бюро. Но буквально следом на Крамарова свалилась слава, а вместе с ней и толпы поклонниц. И любвеобильный артист просто не смог устоять — практически на каждых съемках у него был новый роман.
Многочисленные измены мужа не устраивали Людмилу, и она подала на развод. Через несколько лет Крамаров познакомился с Марией Шатинской — высокой голубоглазой блондинкой, тоже инженером по специальности. В гражданском браке они прожили 13 лет. Правда, детей так и не завели. Первый их ребенок, девочка, умерла в младенчестве.
Крамаров звал Марию с собой в США, но она не не верила, что его там ждет успех и не согласилась. Кстати, после отъезда Крамарова Шатинская больше не вышла замуж и провела остаток дней в одиночестве.
«В фильме мелькает бывший советский комик. На родине его звали Савелием»
Через некоторое время после эмиграции Крамарова в советских газетах стали появляться фельетоны о нем.
«В фильме мелькает, например, бывший советский комик. На родине его звали Савелием. С безумным видом он мечется по экрану, отпуская трехэтажные непечатности, довольствуясь воссозданием отнюдь не гамлетовского образа — уличного продавца сосисок. Не удивлюсь, если завтра действительно встречу Савелия на улице с тележкой. Это еще будет для него большой удачей», — говорилось в фельетоне под названием «Савелий в джинсах».
Речь шла о картине «Москва на Гудзоне», в которой Крамаров действительно сыграл продавца хот-догов. Это была одна из первых, почти пробных его работ в Голливуде. Поэтому актер был рад даже такой небольшой роли.
К/ф «Вооружены и опасны» /Columbia Pictures CorporationКрамаров объяснял, что космонавты в СССР не могут быть идиотами
Между тем, говорить о том, что карьера Крамарова в США сложилась неудачно, будет большой ошибкой. Да, главных ролей ему и вправду не предлагали (а много ли их было у него в СССР?), но сниматься приглашали часто, причем в хорошие фильмы.
Так он принимал участие в «Красной жаре» с Арнольдом Шварценеггером, в «Танго и Кэше» с Сильвестром Сталлоне, в «Любовной истории» с Уорреном Битти, Аннет Бенинг и Кэтрин Хепберн, в боевике «Вооружены и опасны» с Мэг Райан.
В фильме «2010» (продолжении легендарной «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика) Крамарову досталась роль советского космонавта Владимира Руденко.
Интересно, что авторы фильма видели Руденко этаким недотепой и требовали от Савелия большей шаржированности образа. Но Крамаров сопротивлялся и объяснял, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.
В США Крамаров наконец-то избавился от косоглазия
Через некоторое время Крамаров вступил в Гильдию киноактеров США, что для эмигранта было большой удачей. После этого у него появился свой агент.
И хотя гонорары у Савелия по голливудским меркам были не слишком большими, он смог купить дом в Санта-Монике на берегу Тихого океана. Кроме того, он осуществил свою давнюю мечту — сделал операцию и наконец-то избавился от своего «фирменного» косоглазия.
В 1986 году Крамаров официально женился во второй раз на эмигрантке Фаине Зборовской. В 1988 году у них родилась дочь, которую назвали Басей, в честь матери артиста. А спустя год Фаина с девочкой перебралась в Лас-Вегас, и семья распалась.
Бася (Basika Kramarov) одно время была занята в модельном бизнесе. Впоследствии она вышла замуж и стала бухгалтером. Дочь Крамарова никогда не дает интервью и ничего не рассказывает о своем отце.
С последней женой, Натальей Сирадзе, которая была моложе на 21 год, Крамаров познакомился в 1993 году. Через несколько месяцев они сыграли свадьбу, но прожили вместе всего полгода.
«Мог целый день заниматься только собой»
В 1992 году Крамаров впервые после долгого отсутствия смог приехать в Россию — по приглашению Станислава Говорухина он посетил сочинский фестиваль «Кинотавр». Тогда же он снялся в небольшой роли у Георгий Данелии в фильме Настя».
Второй и последний раз Савелий побывал на родине в 1994 году. На это раз принял участие в картине Михаила Кокшенова «Русский бизнес». А спустя всего год знаменитого артиста не стало.
По воспоминаниям всех, кто близко знал Крамарова, рано потеряв мать, он очень боялся заболеть, в особенности раком. Поэтому всю жизнь артист тщательно следил за своим здоровьем — не употреблял спиртного, не курил, соблюдал диету, занимался спортом.
Переехав в США, Савелий стал поклонником Пола Брэгга, автора популярной книги «Чудо голодания». После этого он устраивал себе регулярные голодовки. Кроме того, Крамаров увлекался йогой, совершал ежедневные пробежки и много плавал.
«Мог целый день заниматься только собой — утро у него начиналось с того, что он стоял на голове, потом играл в теннис», — рассказывала Наталья, последняя жена артиста.
Кстати, Крамаров еще в СССР часто говорил, что надеется прожить до 120 лет. А дожил, к сожалению, всего до 60-ти.
Спасти жизнь артиста врачам не удалось
В январе 1995 года Савелий почувствовал сильную боль в левой стороне живота. Несколько дней он терпел, а потом все же отправился к врачу. Диагноз его просто огорошил — рак прямой кишки.
Крамарову сделали операцию, после чего он прошел курс химиотерапии. Страшный недуг удалось остановить, но начались другие проблемы. Интенсивный прием лекарств спровоцировал воспаление внутренней оболочки сердца — эндокардит, за которым последовал тромбоз и инсульт.
Врачи всеми силами старались спасти жизнь артиста, но это им не удалось.
6 июня 1995 года Савелий Крамаров скончался на 61- году жизни. Похоронили его на еврейском мемориальном кладбище «Холмы Вечности» в городке Колма близ Сан-Франциско.
Через два года скульпторы Михаил Шемякин и Вячеслав Бухаев установили на могиле актера памятник. Он представляет собой гримерный столик, на котором лежит раскрытая книга с названиями фильмов, где снимался Крамаров. Слева — занавес, справа — портрет знаменитого артиста. А посередине разбросаны маски несыгранных трагических ролей.
Действительно, Крамарову так и не пришлось сыграть ни Гамлета, ни Чацкого, ни Короля Лира. Но и без этих ролей он будет вечно жить в памяти поклонников, как талантливый артист.
«Если в Америке он будет торговать сосисками, это будет для него большой удачей!»: Малоизвестные факты из жизни Савелия Крамарова
Юность одного из самых смешных актеров советского кино была печальной: он еще школьником потерял обоих родителей (отец провел много лет в лагерях и покончил с собой, мать умерла, по одним сведениям, от рака, по другим - от болезни сердца). Жить ему пришлось у дяди. Институт, если верить биографам, он выбрал почти наобум - поступил в Лесотехнический (в более престижные вузы сына «врага народа» вряд ли приняли бы).
Ну, а в кино Крамаров впервые попал совершенно случайно: на улице глазел на съемки какого-то фильма, где по сюжету автомобиль сбивал женщину. Режиссер выцепил его взглядом из толпы и попросил изобразить испуг. За съемки десятисекундного эпизода Крамарову заплатили три рубля, а еще сказали, что у него «отличная фактура». Он и заинтересовался актерской игрой, и в итоге поступил в студию при Центральном доме работников искусств.
Во второй раз, уже по-настоящему, Крамарова в кино привел режиссер Алексей Салтыков, снявший короткометражку «Ребята с нашего двора». Крамаров сыграл и в его полнометражном дебюте «Друг мой, Колька. », снятом совместно с Александром Миттой. Как вспоминал Митта, уже по «Ребятам…» было ясно, что Савелий - человек кино, что он веселый, остроумный, свой парень. «Но когда началась работа над картиной, оказалось, что он очень собранный, сосредоточенный, не любит отвлекаться, шутить, не любит, чтобы его воспринимали как шута и клоуна». В другом интервью Митта говорил: «Он был в конфликте со своим талантом. Он совсем был другой: любил сидеть и читать книжки, хотел поумнеть. Он с недоверием относился к своему уму».
Впрочем, впоследствии и зрители видели в нем того дурачка, которого он раз за разом виртуозно изображал на экране - хоть в «Неуловимых мстителях», хоть в «Иване Васильевиче», хоть в «Мимино», хоть в «Не может быть!» Это не мешало оглушительной народной любви: с одной стороны, перед Крамаровым открывались все двери, с другой - он не мог спокойно пройти по улице. Говорят, однажды он решил купить иномарку, отправился к человеку, распределявшему автомобили, оставшиеся от иностранных дипломатов - и моментально получил белый «фольксваген»: чиновник заулыбался и сам предложил ему любую машину на выбор.
«ЧЕГО В ТЕБЕ ЕВРЕЙСКОГО?»
Как рассказывает автор самой известной книги о Крамарове Варлен Стронгин, по паспорту Крамаров числился русским, несмотря на то, что его мать и отец были евреями. Когда он в 16 лет получал документ, паспортистка заявила: «Ты — типично русский парень. Я оставила свободным место для твоей национальности… Ты ничем не отличаешься от наших ребят из Рязани. Чего в тебе еврейского?» И вписала в «пятую графу» национальность, которая, по ее мнению, оградила 16-летнего Крамарова от всех проблем с антисемитизмом.
Впоследствии Крамаров регулярно посещал синагогу и соблюдал шаббат - то есть не работал в субботу, когда, по иудейскому вероучению, работать запрещено (из-за этого он запросто мог отказаться от огромных гонораров, которые сулили за выступление в выходные). Как-то в Тамбове он по этой причине задержал субботний концерт на полтора часа - вместе с залом, полным зрителей, ждал заката. С заходом солнца шаббат заканчивается, и можно работать снова.
Религиозность Крамарова стала одной из причин, по которой на него стали нехорошо посматривать киночиновники. Кроме того, по словам Стронгина, у него возникли большие проблемы из-за того, что его невзлюбили два знаменитых актера - Борис Андреев и Владимир Дружников: на различных заседаниях они его резко критиковали. Рассказывают, что образ «придурка», который с таким блеском воплощал Крамаров, начал казаться руководству пародией на советского человека. К тому же его дядя эмигрировал в Израиль - а «родственники за границей», да еще и в стране победившего сионизма, в глазах советских чиновников никого не красили…
В общем, Крамарова практически перестали снимать. За три последних года, прожитых в СССР, он провел перед камерой всего 12 дней. Он решил уехать из страны - по еврейской линии, к дяде (на самом деле его манил не Израиль, а Америка, но выехать можно было только так). Его упорно не выпускали, и в конце концов он написал письмо лично Рейгану. Непонятно, дошло ли оно до президента США, но по «вражеским голосам» его неоднократно зачитывали. И Крамарова отпустили. Своих друзей он попросил не приезжать в «Шереметьево-2» на проводы - опасался, что их увидят кагэбисты и «возьмут на заметку».
ОБРАЗ ПРОДАВЦА СОСИСОК
«В фильме мелькает, например, бывший советский комик. На родине его звали Савелием. С безумным видом он мечется по экрану, отпуская трехэтажные непечатности. (…) Ничего другого по части творческой свободы Савелий не получил. К главной роли его не подпустили… Савелий довольствуется воссозданием отнюдь не гамлетовского образа - уличного продавца сосисок. Не удивлюсь, если завтра действительно встречу Савелия на улице с тележкой. Это еще будет для него большой удачей».
Так писал в апреле 1984 года в фельетоне «Савелий в джинсах» корреспондент «Литературной газеты» Владимир Симонов, посмотревший в Нью-Йорке фильм «Москва на Гудзоне». На другие рецензии в СССР Крамаров после эмиграции рассчитывать, конечно, не мог. И действительно, к главной роли его не подпустили - она досталась Робину Уильямсу, сыгравшему советского саксофониста, оставшегося в США во время гастролей («удрал в Америку, променял родину на чужбину. Гнусненькая история» - припечатывал персонажа Симонов). А Крамаров сыграл агента КГБ (об этом «Литературная газета» побоялась упоминать), который убеждал героя вернуться обратно, но в итоге оставался в Нью-Йорке - и да, в финале торговал хот-догами.
Крамаров был рад получить эту роль. Он тогда плохо говорил по-английски, очень переживал, и уж точно не рассчитывал увидеть упоминание о себе в советской газете: не думал, что на родине о нем вообще когда-нибудь будут писать. Его фамилия вырезалась из титров фильмов (хотя сами роли оставались) - выглядело совершенно безумно, но чиновники явно считали это достойной карой «удравшему». Даже в «Литературке» его фамилию не назвали. Неужели правда надеялись стереть ее из памяти зрителей.
А в Голливуде Крамарова по-прежнему звали на небольшие роли русских. Он сыграл советского космонавта в фильме «2010» (продолжении легендарной «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика), появился в «Красной жаре» с Арнольдом Шварценеггером, в «Танго и Кэше» с Сильвестром Сталлоне, в «Любовной истории» с Уорреном Битти, Аннет Бенинг и Кэтрин Хепберн. Платили ему не очень много: его типаж в США оказался не понят и не востребован.
Вот только это счастье было недолгим: вскоре после того, как Крамаров отметил 60-летие, у него обнаружили рак прямой кишки. Это казалось чудовищно несправедливым: он придерживался здорового образа жизни, не курил, не употреблял алкоголь, избегал соленого, острого, мучного, молочного, мясного, всерьез увлекался йогой, занимался спортом… Был поклонником Пола Брэгга, автора популярной книги «Чудо голодания» - и действительно устраивал себе регулярные голодовки. Шутил (или не шутил?) что доживет до 120 лет.
Ничего не помогло: ни ЗОЖ, ни срочно сделанная операция, ни химиотерапия. Крамаров перенес два инсульта, ослеп, и скончался через полгода после того, как был поставлен диагноз. Скорее всего, это просто была судьба: от рака умерли его мать, бабушка и сестры, скорее всего, и ему достались гены, ответственные за развитие болезни.
Интересно, если бы он прожил еще 10 или 20 лет, какой была бы его судьба? В каких фильмах он бы снялся - в «Брате-2», в «Ночном дозоре», в «9 роте»? Вообще-то российский кинематограф мог ему предложить очень мало фильмов и ролей, сравнимых с тем, что он играл в молодости, в советском кино. В истории которого навсегда остался как один из самых блистательных характерных актеров.
Возрастная категория сайта 18 +
Случилось то, чего боялся
Поклонники часто хватались, что выпивали с любимым актером на брудершафт, но близке знали: Савелий никогда не брал в рот и капли спиртного, не выкурил ни одной сигареты - берег здоровье. Его утро начиналось с травяного чая, который он заваривал на особой очищенной воде. Затем он молился и отправлялся на пробежку по берегу океана. Даже в поездках Савелий возил с собой кипятильник и термос, в ктором заваривал овсянку. Спать ложился всегда в одно и то же время, отключив телефон, даже если ждла важного звонка по работе.
Всю свою жизнь Крамаров вел внутреннюю войну: переболев туберкулезом в детстве, он панически боялся рака легких, от которого умерла его мать и все рдственники по материнской линии. Но не зря говорят: от судьбы не уйдешь.
В свои 60 лет Савелий Крамаров выглядел прекрасно, а чувствовал себя еще лучше - был энергичным, веселым, пышущим здоровьем. Он наконец-то встретил свою половинку, рассчитывал устроить пышную еврейскую свадьбу, строитл грандиозные планы на будущее. Поэтому к боли в животе, которую он почувствовал в яндваре 1995 года, отнесся пренебрежительно. И все же супруга заставила его обратиться в клинику.
Страшный диагноз - рак кишечника - прозвучал как гром среди ясного неба. Врачи уверяли, что болезнь находится в начальной стадии, и уговаривали на хирургическое вмешательство. Но актеру не повезло: в ходед операции у него случилось осложнение, повлекшее образование тромба и два инсульта подряд.
Супруга разыскала его первую "американскую" жену и дочь Басю. Маленькая девочка сидела рядом с больничной койкой, держала его за р уку и пела песенки, стараясь не плакать: "Папа, ты обязательно выздоровеешь. " По лицу Савелия текли слезы.
Заботливая супруга была рядом все время. Почти каждый день заходил его друг актер Олег Видов. Он зачитывал Савелию телеграммы поддержки, которые мешками присылали поклонники из России.
6 июня 1995 года Савелий Крамаров тихо умер во сне. Да дня супустя заслуженного артиста РСФСР похоронили на мемориальном еврейском кладбище под Сан-Франциско. Наверное, он хотел бы покоиться рядом со своей матерью, но так никому и не сказал, где захоронил урну с ее прахом.
Незадолго до смерти Савелий обнимал высокую ель на своем участке и говорил: "Все суетимся, бежим куда-то. А надо жить по-другому. Проснулся, увидел солнце - и радуся. Как бы плохо ни было здеь, это все равно лучше, чем там." Словно не выдержав разлуки, после го ухода дерево засохло.
Увидеть Америку и умереть
Гастрольная история впечатлила Краморова. Он ударился в религию своих предков — стал посещать синагогу, отказывался работать по субботам. Это создало массу проблем: известного актера-комика, мастера эпизода объявили «странным» и стали реже приглашать на съемки, а потом и вовсе три года продержали на голодном актерском пайке, отказывая в ролях.
Вслед за дядей Савелий хотел уехать в Израиль, однако в эмиграции ему отказали. Тогда актер решился на крайний шаг. Он написал открытое письмо президенту США Рональду Рейгану с просьбой поддержать его «как актер актера», жалуясь на то, что родина лишила его возможности работать. Такой вольности не простили бы никому, но Краморов был кумиром миллионов советских зрителей. Ему дали зеленый свет на выезд из СССР.
31 октября 1981 г ода, раздав все свое имущество, знакомым и бывшей жене, Савелий приехал в аэропорт абсолютно один — в своей «Счастливой» кепке и с небольшим чемоданчиком в руках. С друзьями он простился по телефону и не держал на них зла за то, что они не рискнули провожать «изменника родины».
Русская диаспора в Вене встретила эмигранта как родного, тут же были организованы гастроли Краморова по Европе, Америке, Австралии, Японии.
Отъезд в Америку
Перед тем, как эмигрировать, Савелий Крамаров обратился с открытым письмом к тогдашнему президенту США Рейгану следующего содержания: «Уважаемый господин президент! Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. Помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности. Моя нынешняя великая страна, видимо, помочь мне в этом вопросе не может» Его письмо было несколько раз передано по «Голосу Америки». Если бы такой поступок совершил любой другой советский гражданин, его бы не простили, в случае же с Крамаровым они решили – пусть лучше поскорее уезжает. После чего 31 октября 1981 года он уехал из родины навсегда.
В Вене Виктор Шульман организовал для него гастроли, которые прошли с большим успехом. Он предполагал, что в Америке его жизнь станет лучше, он будет больше сниматься, но Голливуд не оправдал его ожиданий. В основном ему предлагали эпизодические роли в тени крупных звезд.
Почему он решил уехать?
Савелий Крамаров рано стал сиротой, и единственной его поддержкой был дядя. После отъезда дяди в Израиль к Савелию резко поменялось отношение у Советской власти. Ему предлагали все меньше ролей. А после того, как он стал стал правоверным иудеем (отказывался от съемок по субботам, посещал синагогу), он и вовсе стал неугоден.
Несмотря на то, что у него было все, что только могла пожелать творческая интеллигенция, и его как артиста ценили наверху, все же он оставался социально выключенным человеком. Он мог играть только пьяниц, дураков и ничего другого. Имеющаяся слава со временем перестала приносить удовольствие, он решил, что больших успехов достигнет именно в Америке. Неизвестно, откуда он взял информацию о том, что в Америке есть всего 44 комедианта, и говорил, что будет 45. Но, к сожалению, его планам не удалось сбыться.
В 1984 году мир увидел два фильма с участием знаменитого советского актера: «Москва на Гудзоне», в котором он сыграл роль сотрудника КГБ, и «Космическая одиссея-2010» – здесь ему досталась роль советского ученого. В этом фильме он сыграл с такими звездами кино, как Джон Литгоу, Рой Шнайдер, Хелен Мирен.
Умер актер 6 июня 1995 года. На кладбище в Сан-Франциско скульптор и художник Михаил Шемякин поставил для своего друга необычный памятник: столик для гримирования с масками трагических ролей, которые ему так и не довелось сыграть, и книгой, где указаны его лучшие роли в таких картинах, как: «Джентльмены удачи», «Неуловимые мстители», «Друг мой, Колька», «Двенадцать стульев», «Большая перемена». По бокам — с одной стороны — фотография Крамарова, а с другой – театральный занавес.
Читайте также: