Почему чеченцев депортировали в казахстан
В 2 часа утра 23 февраля 1944 года началась самая известная операция по этнической депортации - переселение жителей Чечено-Ингушской АССР, образованной за десять лет до этого путем объединения Чеченской и Ингушской автономных областей.
Сложные отношения этих двух народов с властями были еще до войны. До 1938 года не было даже систематического призыва чеченцев и ингушей в Красную Армию - ежегодно призывалось не более 300-400 человек.
Затем призыв был значительно увеличен, а в 1940-1941 годах проводился в полном соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности.
По его данным, в республике было 38 сект, насчитывающих свыше 20 тысяч человек. Это были в основном иерархические организованные мусульманские религиозные братства мюридов.
Из-за массового дезертирства и уклонения от службы весной 1942 года приказом НКО СССР призыв в армию чеченцев и ингушей был отменен.
Из-за этого не удалось сформировать 114-й Чечено-Ингушскую кавалерийскую дивизию - ее пришлось переформировать в полк, однако и после этого дезертирство носило массовый характер.
По данным на 20 ноября 1942 года, в Северной группе Закавказского фронта было все 90 чеченцев и ингушей - 0,04%.
Герои войны
При этом многие попавшие на фронт вайнахи проявили себя с лучшей стороны и внесли вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годы.
Имена трёх чеченцев и одного ингуша увековечены в Мемориальном комплексе защитников Брестской крепости. Но в героической обороне Брестской крепости, ставшей символом стойкости и мужества, участвовали, по разным данным, от 250 до 400 выходцев из Чечено-Ингушетии. Вместе с другими частями Красной армии в Бресте воевали 255-й Чечено-ингушский полк и отдельный кавалерийский дивизион.
Одним из последних и стойких защитников Брестской крепости был Магомед Узуев, но лишь в 1996 году Указом президента РФ ему посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Бресте воевал и брат Магомеда Виса Узуев.
До сих пор в Чечне здравствуют два защитника Брестской крепости - Ахмед Хасиев и Адам Малаев
Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистов - целый батальон. Сержант Идрисов был награжден орденами Красного знамени и Красной Звезды, ему было присвоено звание Герой Советского Союза.
Ханпаша Нурадилов на фронтах уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулеметов противника и лично взял в плен 12 фашистов. За боевые подвиги Нурадилов был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени. В апреле 1943 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
За годы войны 10 вайнахов стали Героями Советского Союза. На войне погибли 2300 чеченцев и ингушей.
Антисоветские выступления
По мере приближения в 1942 году линии фронта к границе республике антисоветские силы стали выступать активнее. В августе-сентябре 1942 года почти во всех горных районах Чечни были распущены колхозы, к восстанию Исраилова и Шерипова примкнули несколько тысяч человек, в том числе десятки советских функционеров.
В сброшенных на территорию республики восьми командах фашистских парашютистов общей численностью 77 человек большую часть составляли завербованные чеченцы и ингуши. Но поголовного участия чеченцев и ингушей в антисоветских бандах не было. На учете НКВД на территории Чечено-Ингушетии состояло 150-200 банд в 2-3 тысячи бандитов. Это примерно 0,5% населения Чечни. С начала войны до января 1944 года в республике было ликвидировано 55 банд и 973 бандита, арестованы 1901 бандит, фашист и их пособники.
21 февраля Берия издал приказ по НКВД о депортации чеченцев и ингушей.
Влияние мулл было огромным. Их проповедь, писал в середине 1950-х годов министр внутренних дел СССР Н.П.Дундоров, могла улучшать трудовую дисциплину и даже повышать в два раза производительность труда.
Операция, по его оценке, началась успешно - за сутки из населенных пунктов было вывезено 333 739 человек, из этого числа погружено в эшелоны 176 950. Более быстрому выселению помешал обильный снег, выпавший днем 23 февраля.
Жителям республики разрешили взять с собой по 500 килограммов груза на семью. Спецпереселенцы должны были сдать скот и зерно - в обмен они получали скот и зерно от местных властей на новом месте жительства.
В каждом вагоне находилось по 45 человек (для сравнения - немцам при депортации разрешали брать по тонне имущества, а в вагоне было по 40 человек без личных вещей). Партийная номенклатура и мусульманская элита ехала последним эшелоном, который состоял из нормальных вагонов.
А всего через месяцев, летом 1944 года, нескольких духовных лидеров чеченцев вызвали в республику для того, чтобы они помогли уговорить бандформирования и уклонившихся от депортации чеченцев прекратить сопротивление.
Происшествия
Топонимические репрессии
7 марта 1944 года была ликвидирована и сама Чечено-Ингушская АССР. На месте районов, населенных чеченцами, был создан Грозненский округ в составе Ставропольского края.
Часть территории республики была поделена между Грузией и Северной Осетией. Были репрессированы все ингушские топонимы - их заменили русскими и осетинскими названиями.
Мнение историков
Несмотря на ряд происшествий, в целом выселение целого прошло спокойно и не толкнуло чеченцев и ингушей на террористическую войну, хотя все возможности для этого, по мнению историков, были.
Однако большинство историков считает недопустимым наказывать весь народ за преступление части его представителей. Депортации народов как репрессии носили внесудебный характер и были направлены не на конкретное лицо, а на целую группу лиц, причем весьма многочисленную. Массы людей были вырваны из привычной среды обитания, лишены родины, и помещены в новую среду, в тысячах километрах от прежней. Представителей этих народов выселяли не только с их исторической родины, но и из всех других городов и районов, демобилизовывали из армии.
Реабилитация и возвращение
Запрет на возвращение на родину для чеченцев и ингушей был отменен 9 января 1957 года указом Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР. Эти указы восстанавливали чечено-ингушскую автономию, а для организации репатриации создавался Оргкомитет.
Сразу после указа десятки тысяч чеченцев и ингушей в Казахстане и Киргизии уволились с работы, распродали имущество и стали добиваться выезда к прежнему месту жительства. Власти были вынуждены летом 1957 года временно приостановить возвращение чеченцев и ингушей на родину.
Одной из причин была складывающаяся на Северном Кавказе напряженная ситуация - местные власти оказались не готовы к массовому возвращению и конфликтам между вайнахами и занявшими в 1944 году их дома и земли поселенцами из Центральной России и малоземельных районов Северного Кавказа.
Восстановление автономии предусматривало новую сложную перекройку административно-территориального деления региона. За пределами ЧИАССР оказался Пригородный район, оставшийся в составе Северо-Осетинской АССР и в конце 1980- годов превратившийся в очаг осетино-ингушского конфликта.
Власти планировали возвращение в 1957 году в ЧИАССР 17 тысяч семей, но их вернулось вдвое больше, и многие добивались размещения именно в тех селениях и домах, в которых проживали до депортации. Это приводило к этническому противостоянию. В частности, в августе 1958 года после убийства на бытовой почве вспыхнули беспорядки, около тысячи человек захватили обком партии в Грозном и устроили там погром. Пострадали 32 человека, в том числе четыре работника МВД, умерли двое гражданских и 10 были госпитализированы, арестованы почти 60 человек.
Большинство чеченцев и ингушей вернулось на родину только к весне 1959 года.
В то же время закон предусматривал, что процесс реабилитации не должен ущемлять права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на данных территориях.
Восстания
Политика советской власти, прежде всего коллективизация сельского хозяйства, вызывала массовое недовольство на Северном Кавказе, которое неоднократно выливалось в вооруженные восстания.
С момента установления советской власти на Северном Кавказе и до начала Великой отечественной войны только на территории Чечено-Ингушетии произошло 12 крупных антисоветских вооруженных выступлений, в которых участвовало от 500 до 5000 человек.
Но говорить, как это многие годы делалось в партийных и чекистских документах, о "почти поголовном участии" чеченцев и ингушей в антисоветских бандах, конечно, абсолютно безосновательно.
Герои
Явный перегиб сталинских мер сегодня очевиден. Тысячи чеченцев и ингушей отдали свои жизни на фронте, были отмечены за воинские подвиги орденами и медалями. Пулеметчик Ханпаша Нурадилов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. До Эльбы дошел чечено-ингушский кавалерийский полк под командой майора Висаитова. Звание Героя, к которому он был представлен, ему было присвоено только в 1989 году.
Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистовсержант Идрисов был награжден орденами Красного знамени и Красной Звезды, ему было присвоено звание Герой Советского Союза.
Снайпер-чеченец Ахмат Магомадов прославился в боях под Ленинградом, где его называли «истребителем немецких оккупантов». На его счету более 90 немцев.
Ханпаша Нурадилов на фронтах уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулеметов противника и лично взял в плен 12 фашистов. За боевые подвиги Нурадилов был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени. В апреле 1943 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За годы войны 10 вайнахов стали Героями Советского Союза. На войне погибли 2300 чеченцев и ингушей. Следует заметить: военнослужащие - чеченцы и ингуши, представители других репрессированных в 1944 году народов - отзывались с фронта в трудовые армии, а по окончании войны они, "солдаты-победители", отправлялись в ссылку.
За что депортировали чеченцев и ингушей в 1944 году?
23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица», которой руководил Лаврентий Берия, естественно, с одобрения Сталина.
Суть её была в следующем: всех чеченцев и ингушей заставили собрать своё имущество, сдать скот и зерно, погрузиться в вагоны поездов, которые направлялись в Азию. Преимущественно – в Казахстан.
Немного о переселении
Районы депортации чеченцев и ингушей Районы депортации чеченцев и ингушейДобровольно уезжать мало кто хотел. Берия и Сталин это предвидели, поэтому активно работали отряды НКВД. Тех, кто пытался протестовать против депортации или сбегал – расстреливали без разговоров. На сборы давали всего несколько часов. Разрешалось брать до 500 кг вещей на семью. Интересно, что депортировали и русских женщин, которые были замужем за кавказцами. Но не трогали, например, чеченок, которые были женами русских.
По разным данным, всего было депортировано около 400-550 тыс. человек. Чечено-Ингушетия перестала существовать. На карте появилась Грозненская область.
Причины депортации
Погрузка чеченцев в товарные вагоны, снимок 1944 г. Погрузка чеченцев в товарные вагоны, снимок 1944 г.На первый взгляд, они очевидны. Вернёмся к 20-м годам прошлого века. Что можно понять? Вайнахи не признавали советскую власть. Если точнее, было так: Республика была в составе СССР, но там регулярно происходили восстания и действовали антисоветские группировки. Некоторые из них насчитывали до 5 тыс. человек.
Восстания происходили и в годы войны. Их осуществляли всё те же местные организации, сформированные по этническому принципу. Известные руководители: Хасан Терлоев, Майрбек Шерипов. Понятно, что Сталин не мог доверять чеченцам и ингушам.
Вторая причина – проблемы с призывом представителей народов в армию. До 1938 года вайнахов не трогали. Более-менее серьёзный призыв попытались провести 1940-1941 годах. Из почти 4,5 тыс. призывников по повесткам не явилось около 400 человек. Дальше – больше. Была объявлена мобилизация. На фронт должно было быть отправлено почти 15 тыс. чеченцев и ингушей. Удалось призвать в ряды армии только 5,5 тыс. человек.
Между тем, были среди чеченцев и ингушей настоящие герои:
• Ханпаша Нурадилов – пулемётчик, уничтоживший лично около 900 фашистов;
• Абухаджи Идрисов – снайпер, на счету которого 349 воинов Рейха.
Правда, известно, что на стороне немцев воевали подразделения, сформированные из чеченцев и ингушей. Стоит упомянуть батальон специального назначения «Бергман».
Наконец, ещё одна причина депортации: Кавказ – регион, который богат нефтью, учитывая, что вайнахи не горели желанием сражаться за СССР, понятно, почему Сталин решил изгнать их с этой территории.
Запоздалая реакция или месть?
Чеченцы-аккинцы возле памятника жертвам сталинизма в селе Чаравали Новолакского района Дагестана Чеченцы-аккинцы возле памятника жертвам сталинизма в селе Чаравали Новолакского района Дагестана1944 год, февраль – время, когда переломные сражения уже выиграны, война идёт на Запад. По сути, опасности, что немцы придут на Кавказ, нет. Как представляется, нет необходимости предпринимать какие-то радикальные меры. Даже те национальные организации, о которых речь шла выше, не проявляют активности. Их лидерам понятно, что момент упущен. Но Сталин утверждает «Чечевицу». И это выглядит немного странно. Видимо Иосиф Виссарионович понял, что с чеченцами и ингушами «каши не сваришь». И, как это часто бывало, немного переборщил с методами.
Гагиев: операция "Чечевица" по депортации чеченцев и ингушей стала самой крупной в истории Советского Союза
Мероприятие прошло 21 февраля в Москве по инициативе ингушского отделения общества "Мемориал".
Операция под кодовым названием "Чечевица", во время которой чеченцы и ингуши были массово выселены в Казахстан и Среднюю Азию с территории Чечено-Ингушской АССР, проходила с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Причинами подобных репрессий были объявлены массовое дезертирство, уклонение от призыва в военное время и подготовка вооружённого восстания в советском тылу. По данным международного общества "Мемориал", в 1943-44 годах из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 000 человек, из Калмыкии - 101 000 человек, из Карачаево-Черкесии в 1943 году - 70 000, из Кабардино-Балкарии - 37 000 человек. Число жертв депортации среди турок-месхетинцев и других народностей Закавказья составило 100 000.Калмыков: ингушская община дотошно изучает все документы, касающиеся выселения народа
В годы сталинских репрессий пострадали практически все народы - два миллиона человек были раскулачены, шесть миллионов погибли от голода, отметил научный сотрудник государственного музея ГУЛАГа Олег Калмыков.
"Два миллиона 706 тысяч 950 человек были спецпереселенцами, а 2 миллиона 500 тысяч человек попали в лагеря. Такой народ, как греки, были репрессированы трижды", - говорит Калмыков.
По его словам, нужно помнить уроки истории, какими бы горькими они ни были. "И в этом плане я хочу сказать, что ингушская община – единственная, которая занимается своей историей, дотошно изучая все документы, касающиеся их народа", - заявил Олег Калмыков.
Операция по выселению чеченцев и ингушей стала самой крупной, заявил президент Ингушской национально-культурной автономии Москвы Висингирей Гагиев.
"Первыми подверглись депортации в 1928 году финны, затем немцы, калмыки, греки, турки-месхетинцы, корейцы, китайцы, но операция "Чечевица" в 1944 году по выселению чеченцев и ингушей стала самой крупной", - указывает Гагиев.
"Я учился во втором классе и очень хорошо помню, как все это происходило, какие трудности выпали на долю нашего народа в ссылке. Об этом нельзя забывать хотя бы потому, что появляются люди, ностальгирующие по тем временам, по "крепкой сталинской руке", а авторы публикаций в некоторых СМИ оправдывают эти акты злодеяния, которые творились по отношению к малым народам", - отметил Висингирей Гагиев.
Яндиева: масштабы демографических потерь не установлены до сих пор
Предпосылки депортации малых народов, в том числе чеченцев и ингушей, существовали еще в 20-е годы XX века и были впервые озвучены Лениным на одном из съездов партии, заявила председатель ингушского отделения общества "Мемориал" Марьям Яндиева.
По ее словам, до сих пор нет полной статистики выселения. "По данным на 1939 год, население Чечено-Ингушетии составляло 697 тысяч человек. Согласно рассекреченным официальным документам из сталинских архивов, в феврале-марте 1944 года было насильно вывезено более 496 тысяч чеченцев и ингушей, в том числе 411 тысяча человек - в Казахстан, 85,5 тысячи - в Киргизию. По иным сведениям, число депортированных вайнахов составило 650 тысяч человек. Эти цифры приводит историк Николай Бугай", - рассказала Яндиева.
"134 тысячи 178 человек ингушской национальности в вагонах для скота отправили в ссылку. Эшелоны находились в пути от 12 до 32 суток, треть ингушей в дороге погибла от болезней, голода и холода. На 1 января 1953 года "учетчики" НКВД насчитали 85 тысяч 513 лиц ингушской национальности, стоящих на спецучете", - продолжила Марьям Яндиева.
По ее словам, до сих пор истинные масштабы демографических потерь за годы депортации не установлены.
"Большую работу по поиску и обнародованию документов, проливающих свет на масштабы этой трагедии, оказали и оказывают кандидат исторических наук Сергей Белозерцев, научный сотрудник государственного музея ГУЛАГа Олег Калмыков, профессор Федор Боков, журналистка Ирина Дементьева", - отметила Яндиева.
Она сообщила, что преподаватель Грозненского нефтяного института Божедомов в 1992 году получил доступ к архивам КГБ и подготовил ряд статей с уникальными документами, в которых рассказывалось, как и кем готовилась депортация чеченцев и ингушей.
"Эти статьи были опубликованы в грозненской газете "Импульс". К сожалению, во время чеченской войны большая часть архива газеты сгорела. Сейчас историк-архивист Адам Мальсагов по крупицам собирает все, что было опубликовано Божедомовым", - добавила Яндиева.
По ее словам, большую работу о депортированных народах проделала Светлана Алиева. В ее трехтомнике "Так это было" собраны документы, рассказы очевидцев, представителей всех депортированных народов в Казахстан и Среднюю Азию.
Оздоев: осетино-ингушский конфликт – прямое следствие сталинской депортации
В истории не должно быть "белых пятен", считает уполномоченный по правам человека при главе республики Ингушетия Джамбулат Оздоев.
"Как это ни прискорбно говорить, но синдром переселенца жив до сих пор. Ингуши, которые в результате (осетино-ингушского) конфликта 1992 года вот уже 20 лет не могут вернуться на свои земли, в свои дома, не чувствуют себя полноправными гражданами в своей стране. События 1992 года – это прямые последствия сталинской депортации. Это реальность, о которой мы должны напоминать руководству страны постоянно", - заявил Джамблат Оздоев.
Мы должны помнить свое прошлое, но не зацикливаться на нем, отмечает председатель исполкома Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов.
"Это позорная страница в истории России и трагическая для депортированных народов. В Европе отрицание Холокоста карается законом. У нас же такого закона нет. Поэтому все чаще можно слышать мнение, что депортация народов была оправданна. Говорят, что нужно перевернуть эту страницу истории. Я согласен, перевернуть надо, но только лишь после того, как будет поставлена точка", - сказал Тоторкулов.
В 1973 году в Грозном спецназовцы разогнали мирный митинг ингушей, требовавших возвращения в свои дома в Пригородном районе, из которых они были депортированы в 1944 году, напомнил участник того митинга, руководитель Координационного совета ингушей Москвы Салман Наурбиев .
"Тогда в Грозный разбираться с митингующими приехал член политбюро ЦК КПСС Михаил Соломенцев. Собрав инициативную группу ингушей, он сказал: "Вы не реабилитированы, а помилованы. Помните это". К сожалению, такая точка зрения бытует среди определенной части населения. В одиночку нам ничего не добиться. И ничего не решить. Нужно объединиться всем народам, которые были депортированы. И конституционным, мирным путем решать наши проблемы. А они есть у каждого народа", - подчеркнул он.
Националистические разговоры в наше время продолжаются и ведутся даже кандидатами в президенты России, констатировал профессор, руководитель отдела Кавказа института этнологии и антропологии Сергей Арутюнов.
"Владимир Жириновский встречался с коллективом нашего института и заявил, что, по его мнению, нужно ликвидировать все национальные республики. И он не одинок. Самое печальное, что таким вот заявлениям ничего не противопоставляется. Никто не хочет вспоминать те сталинские годы массовых репрессий, депортаций. Немецкий народ нашел в себе мужество извиниться перед евреями за Холокост. Русскому народу сегодня не хватает покаяния", - уверен профессор.
Известный режиссер Сулумбек Мамилов, автор фильма "Ночевала тучка золотая", на своем опыте познал, что такое быть врагом народа в трехлетнем возрасте.
"Комплекс "без вины виноватые" никак не уходит из памяти. Когда стучат в дверь, вспоминается тот удар в дверь ранним утром 23 февраля (1944 года). Это забыть невозможно. До сих пор многие в России считают, что чеченцы и ингуши вообще не воевали, что выслали нас за то, что все на Кавказе ждали прихода немцев", - отмечает Мамилов.
Он указывает, что до недавнего времени мало кто знал, что в защите Брестской крепости принимали участие чеченцы и ингуши. "Об этих людях я рассказываю в своем фильме "Забытые герои Бреста". Нам нужно больше рассказывать о наших знаменитых земляках. Тут скромность неуместна. Мы должны поднимать имидж своего народа на конкретных примерах. У нас много людей, которыми нужно и должно гордиться", - говорит режиссер.
Соглашаясь с выступающими, заслуженный тренер СССР по вольной борьбе Дэги Багаев, заявил, что то, как относятся к ингушам, зависит во многом от них самих.
"Я родился в 1942 году в семье директора сельской школы. В Казахстане мы жили в селе, где были только русские и чеченцы. И никогда ни в одном доме двери на запор не закрывались. Бедно жили, голодали, но помогали друг другу. Я рос без матери, был беспризорником, по вагонам бегал – всего хватало. Благодаря людям, которые меня окружали, я стал таким, какой есть. Когда я уже со своей семьей приехал в Москву, своим детям – трем сыновьям и дочери - наказал здороваться со всеми, старшим помогать. То есть вести себя здесь так же как и дома, в Грозном. И сейчас в нашем доме у нас со всеми прекрасные отношения", - рассказал Багаев.
В первые дни депортации люди умирали не от болезней, а от холода, свидетельствуют очевидцы
Рассказывая о депортации, уроженцы Чечено-Ингушетии вспоминают о лишениях, которые им пришлось пережить и о страхе, который преследовал их, бывших тогда детьми.
"Мама слегла. Помню, у нас было красное одеяло, и по нему ползало много вшей. Я легла рядом, пыталась к ней прижаться, она была такая горячая. Потом мама послала меня попросить у кого-нибудь сыворотки и сделать из кукурузной муки лепешки и испечь. Я пошла, но в тех домах, в которых мне открыли двери, так и не поняли, что я хочу: ни русского, ни казахского языка я не знала", - рассказывает пенсионерка Лидия Арсангиреева.
Я не понимала, что мама уже мертва. Два дня лежала рядом, прижималась к ней, пытаясь согреться
По ее словам, ей все же удалось слепить пышку. "Зажгла солому, положила туда кусочек теста. Как он там спекся, можно представить. Но все-таки отколупнула кусочек. Смотрю, мама лежит с открытым ртом. Я положила ей туда этот кусочек теста и легла рядом. Я не понимала, что мама уже мертва. Два дня лежала рядом, прижималась к ней, пытаясь согреться", - вспоминает Лидия Арсангиреева.
Холод, по ее словам, заставил ее выйти на улицу. "Раздетая, голодная, я стояла на жутком морозе и плакала. Проходящая мимо казашка всплеснула руками и куда-то убежала. Через некоторое время с ней пришла еще одна женщина, немка. Она дала мне чашку горячего молока, закутала в одеяло, посадила на печку, а сама стала хлопотать, чтобы похоронить мою маму. Мне было в то время четыре года", - отмечает женщина. Впервые беседа Лидии Арсангиреевой и корреспондента "Кавказского узла" опубликована в специальном выпуске газеты "Северный Кавказ", февраль 2012.
Пенсионер Адлоп Мальсагов рассказал о том, как стал свидетелем смерти целой семьи: "Нас выгрузили в поле. Пошли искать, где можно спрятаться от мороза. Нашли заброшенную кошару. Вернулись, а на месте, где осталась семья соседей – мать и пятеро детей – снежный сугроб. Раскопали, но все уже были мертвыми. Только годовалая девочка еще была жива, но и она через два дня умерла".
Актер Дагун Омаев также вспоминает, что в первые дни депортации люди умирали не от болезней, а замерзали насмерть.
Первое чувство, которое я испытал тогда, в первые дни ссылки, и которое меня сопровождало довольно длительное время - это страх
"Где-то мы нашли то ли жаровню, то ли большую чугунную сковородку, в ней тлели угли. А вокруг, закутавшись в какое-то тряпье, сидели дети и женщины. Мужчины начали рыть землянки, что в 30-градусные морозы делать было непросто. Я сидел с мамой, накрывшись тулупом, который она чудом вывезла из дома. Первое чувство, которое я испытал тогда, в первые дни ссылки, и которое меня сопровождало довольно длительное время - это страх", - рассказывает мужчина.
Он вспоминает, что очень боялся одного казаха: "Маленького роста, худой, с жиденькой бороденкой, в тулупе и с кнутом в руке, он заходил в барак каждый день, ходил вокруг нас, кружком усевшихся вокруг жаровни, качал головой и цокал. А потом тыкал в нас кнутом. Кто падал, того он уносил с собой. И так каждый день. Это потом я узнал, что он уносил замерзших детей. А тогда мне казалось, что он колдун, и кого он касался своим кнутом, тот падал замертво". Впервые беседа Дагуна Омаева и корреспондента "Кавказского узла" опубликована в специальном выпуске газеты "Северный Кавказ", февраль 2012.
"В ту первую зиму от тифа, голода и холода умерла почти треть спецпереселенцев. Погибло много и наших близких родственников. Но никогда мы, дети, не видели, чтобы плакала наша мать. И только однажды, когда умер отец Оман, мы увидели через щелку в сарае, как мама, запершись там, сдерживая рыдания, била себя палкой, чтобы болью физической заглушить боль душевную", - рассказывает пенсионерка Губати Галаева. Впервые беседа Губати Галаевой и корреспондента "Кавказского узла" опубликована в специальном выпуске газеты "Северный Кавказ", февраль 2012.
Вайнахи всегда очень уважительно относились к казахам, заявил профессор Александр Кадырбиев , представлявший на мероприятии казахскую диаспору. "В те годы в Казахстане жилось голодно, но мои соплеменники как могли смягчили удар судьбы, пришедший на долю вайнахов", - сказал он.
Напомним, 21 февраля, в Москве прошел "круглый стол" "Депортация: как не стереть память истории", посвященный очередной годовщине выселения чеченцев, ингушей, крымских татар, карачаевцев и других народов, подвергшихся депортации в сталинские времена. Участники обсуждения отметили, что корни многих проблем современного Северного Кавказа лежат именно в трагической истории народов, перенесших сталинскую депортацию .
Примечание:Автор: Татьяна Гантимурова источник: корреспондент "Кавказского узла"
Почему чеченцев депортировали в казахстан
Татары стремились выслужиться перед оккупантами, показать свою лояльность, поскорее занять денежные места в новом оккупированном Крыме. Самыми бесправными на полуострове стали русские (49,6 % от населения Крыма), а хозяевами крымские татары (19,8 %). Последним отдавались лучшие дома, колхозные участки и инвентарь, для них были открыты спецмагазины, налаживалась религиозная жизнь, было разрешено некоторое самоуправление. Постоянно подчёркивалось, что они избранные. Правда, после войны Крым должен был быть полностью германизирован (фюрер об этом провозгласил уже 16 июля 1941 года), вот об этом татар не известили.
Но пока Крым оставался в качестве близкого тылового района действующей армии, а после зоной боевых действий, немцам временно нужен был порядок на данной территории и опора на часть местного населения. С переселением решили обождать.
Крымские татары с лёгкостью шли на контакт с немцами, и уже в октябре-ноябре 1941 года немцы сформировали первые отряды коллаборационистов из крымских татар. И это были не только татары – хиви из военнопленных в действующей армии, коих насчитывалось 9 тыс. человек. Это были полицейские отряды самообороны для охраны деревень от партизан, проведения немецкой политики и поддержания порядка на местах. Такие отряды насчитывали 50 – 170 бойцов и руководились немецкими офицерами. Личный состав был из татар-дезертиров из Красной Армии и из крестьян. О том, что татары пользовались особым расположением, говорит то, что 1/3 полицейских самообороны носила немецкую военную форму (правда, без знаков различия) и даже каски. В тоже время белорусские полицейские части самообороны (статус славян был самым низким) ходили во рванье – гражданской разномастной одежде или советской форме, прошедшей лагеря.
Крымский татары приняли деятельное участие в антисоветской борьбе. По немецким данным в германских вооруженных силах и полиции прошло службу от 15 до 20 тысяч крымских татар, что составляет около 6-9 % от общего количества крымских татар (за 1939 год). В тоже время в РККА на 1941 год было лишь 10 тыс. татар, многие из которых дезертировали и позднее служили немцам. Также около 1,2 тыс. крымских татар были красными партизанами и подпольщиками (177 дезертировали из партизанских отрядов)
Рвение татар служить новым хозяевам отметил сам фюрер. Татарам были оказаны мелкие приятные услуги – бесплатное питание в спецстоловых для семей, ежемесячные или единовременные пособия и др. Надо сказать, что в татарских полицейских подразделениях велась активная национальная антирусская пропаганда.
Крымские татары-пособники немцев не просто воевали и служили немцам – они, почему-то были особенно жестоки к своим противникам. Возможно, плохое отношение к врагу у большинства татар и чрезвычайная жестокость.
Так, в Судакском районе в 1942 году татары уничтожили разведывательный десант Красной армии. Они захватили двенадцать наших парашютистов и сожгли их живьём.
4 февраля 1943 года татарские добровольцы из селений Бешуй и Коуш взяли в плен четырёх партизан. Все они были зверски убиты: исколоты штыками, а затем ещё живые уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп партизана Хасана Киямова, казанского татарина, которого каратели, видимо, приняли за своего земляка.
Не менее зверским было отношение и к мирному населению. На протяжении всей оккупации на территории совхоза Красный, где проживали крымские татары, действовал концентрационный лагерь смерти, в котором было зверски замучено и убито не менее восьми тысяч граждан Крыма, заподозренных в сочувствии к партизанам. Лагерь охранялся татарами из 152-го батальона вспомогательной полиции. По воспоминаниям очевидцев, начальник лагеря обершарфюрер СС Шпекман привлекал охранников для выполнения самой грязной работы.
Дело доходило до того, что, спасаясь от татарской расправы, местное русское и украинские население вынуждено было обращаться за защитой… к немецким властям! И нередко германские солдаты и офицеры, потрясённые действиями своих «союзников», оказывали русским такую помощь…
Опьянённые властью пронемецки настроенные руководители Бахчисарайского и Алуштинского мусульманских комитетов (создание таких органов – очередная немецкая поблажка) в порядке личной инициативы предложили немцам попросту уничтожить всех русских в Крыму (до войны русских было 49,6% от всех жителей Крыма). Такие этнические чистки были проведены в двух деревнях Бахчисарайского района силами татарской самообороны. Однако немцы не поддержали инициативу – война ещё не окончилась, да и русских было слишком много.
Из-за своего отношения к советской власти крымские татары были выселены из Крыма. Конечно, сегодня легко осуждать Сталина, который по-военному радикально решил вопрос с крымско-татарскими предателями. Но давайте посмотрим на эту историю не с позиций сегодняшнего дня, а с точки зрения того времени.
Многие каратели не успели уйти с фашистами, укрывшись у многочисленных родственников, которые не собирались выдавать своих родичей-палачей. Кроме того, оказалось, что созданные немцами «мусульманские комитеты» в татарских деревнях никуда не исчезли, а ушли в подполье.
К тому же на руках у татарского населения находилось много оружия. Только 7 мая 1944 года в результате специального рейда войск НКВД было изъято 5395 винтовок, 337 пулемётов, 250 автоматов, 31 миномёт, огромное количество гранат и патронов.
В руководстве страны поняли, что в лице крымских татар столкнулись с «пятой колонной», спаянной крепкими родственными связями… и весьма опасной для тыла Красной армии.
ГЕНОЦИД?
Можно найти много историй, как солдаты фронтовики – крымские татары и кавказцы имеющие много советских наград, оказались репрессированными вместе со всеми. Такова была расплата для одних за предательство других.
Выселение эти народы заслужили полностью. Тем не менее, невзирая на факты, нынешние радетели «репрессированных народов» продолжают твердить о том, как бесчеловечно было карать всю нацию за преступления её «отдельных представителей». Один из излюбленных аргументов этой публики — ссылка на незаконность подобного коллективного наказания.
Строго говоря, это действительно так: никакими советскими законами массовое выселение чеченцев,ингушей и татар не предусматривалось. Однако давайте посмотрим, что бы вышло, вздумай власти действовать в 1944 году по закону.
Как мы уже выяснили, большинство чеченцев ,ингушей и кр. татар призывного возраста уклонились от воинской службы или дезертировали. Что полагается в условиях военного времени за дезертирство? Расстрел или штрафная рота. Применялись ли эти меры к дезертирам других национальностей? Да, применялись. Бандитизм, организация восстаний, сотрудничество с противником во время войны также наказывались по всей строгости. Как и менее тяжкие преступления, вроде членства в антисоветской подпольной организации или хранения оружия. Пособничество в совершении преступлений, укрывательство преступников, наконец, недонесение, также карались Уголовным кодексом. А уж в этом были замешаны практически все взрослые чеченцы, ингуши и кр.татары.
Получается, что обличители сталинского произвола, по сути, сожалеют о том, что несколько десятков тысяч мужчин не были на законных основаниях поставлены к стенке! Впрочем, скорее всего, они просто полагают, что закон писан только для русских и прочих граждан «низшего сорта», а на гордых жителей Кавказа и Крыма он не распространяется. Судя по нынешним амнистиям для чеченских боевиков, так оно и есть.
Может, стоило «простить» народы-предатели? Только вот что бы при этом подумали миллионы семей погибших солдат, глядя на отсидевшихся в тылу ?
На новом месте
Отношение к спецпереселенцам в 1944-1945 годах в местах поселения и на работе было непростым и характеризовалось несправедливостью и многочисленными нарушениями их прав со стороны местных властей. Эти нарушения выражались в отношении начисления заработной платы, в отказе выдачи премий за труд. Работа по улучшению хозяйственного устройства тормозилась бюрократическими проволочками. По данным Северо-Казахстанского областного отдела хозустройства на 1 января 1946 года в области числилось спецпереселенцев из Северного Кавказа: «семей чеченцев 3637, или 14766 человек, семей ингушей 1234, или 5366 человек, всего семей спецпереселенцев в области было 4871, или 20132 человека.
Почему чеченцев депортировали в казахстан
В ночь на 24 февраля 1944 года началась операция "Чечевица" - массовая высылка чеченцев и ингушей с Северного Кавказа, которая стала одним из самых тяжелых преступлений сталинского режима.
Дезертирство
До 1938 года чеченцев в армию систематически не призывали, ежегодный призыв был не более 300-400 человек. С 1938 года призыв был значительно увеличен. В 1940-41 годах он проводился в полном соответствии с законом "О всеобщей воинской обязанности", но результаты были неутешительными. Во время дополнительной мобилизации в октябре 1941 года лиц 1922 года рождения из 4733 призывников уклонилось от явки на призывные пункты 362 человека. По решению ГКО в период с декабря 1941 по январь 1942 в ЧИ АССР из коренного населения была сформирована 114-я национальная дивизия. По данным на конец марта 1942 года из нее успели дезертировать 850 человек. Вторая массовая мобилизация по Чечено-Ингушетии началась 17 марта 1942-го и должна была завершиться 25-го. Количество лиц, подлежащих мобилизации, составляло 14577 человек. Однако к назначенному сроку было мобилизовано только 4887, из них направлено в войсковые части лишь 4395, то есть 30% от положенного по разнарядке. В связи с этим срок мобилизации был продлен до 5 апреля, но число мобилизованных увеличилось только до 5543 человек.
ОПКБ и ЧГНСПО
В январе 1942 года была создана "Особая партия кавказских братьев" (ОПКБ), объединявшая представителей 11 народов Кавказа (но действовавшая преимущественно в Чечено-Ингушетии).
В программных документах ОПКБ ставилась цель борьбы "с большевистским варварством и русским деспотизмом". На гербе партии были изображены борцы за освобождение Кавказа, один из которых поражал ядовитую змею, а другой – шашкой перерезал горло свинье.
Позднее Исраилов переименовал свою организацию в "Национал-социалистическую партию кавказских братьев" (НСПКБ).
По данным НКВД, численность данной организации достигала пяти тысяч человек. Другой крупной антисоветской группировкой на территории Чечено-Ингушетии была созданная в ноябре 1941 года Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация (ЧГНСПО) под руководством Майрбека Шерипова. До войны Шерипов был председателем Леспромсовета ЧИ АССР, осенью 1941 года он выступил против Советской власти и сумел объединить под своим командованием отряды, действовавшие на территории Шатоевского, Чеберлоевского и части Итум-Калинского районов.
В первом полугодии 1942 года Шерипов написал программу ЧГНСПО, в которой изложил свою идеологическую платформу, цели и задачи. Майрбек Шерипов, подобно Исраилову, провозглашал себя идейным борцом против советской власти и русского деспотизма. Но в кругу своих близких он не скрывал, что им движет прагматический расчет, а идеалы борьбы за свободу Кавказа имеют лишь декларативный характер. Перед своим уходом в горы Шарипов откровенно заявил своим сторонникам: "Мой брат, Шерипов Асланбек, в 1917 году предвидел свержение царя, поэтому стал бороться на стороне большевиков. Я тоже знаю, что Советской власти пришел конец, поэтому хочу идти навстречу Германии".
Возвращение
В 1957 году народы Северного Кавказа смогли вернуться на родину. Возвращение проходило в непростых условиях, отдавать дома и хозяйство "старожилам" хотели не все. То и дело возникали вооруженные столкновения. Принудительное переселение чеченцев и ингушей нанесло им не только огромные человеческие потери и материальный ущерб, но и оказало негативные последствия на национальное сознание этих народов. Можно говорить о том, что депортация 1944 года стала одной из причин чеченских войн.
"Чечевица"
В ночь на 24 февраля 1944 года войска НКВД окружили танками и грузовиками населенные пункты, перекрывая все выходы. Берия доложил Сталину о начале операции "Чечевица".
Переселение началось на рассвете 23 февраля. Уже к обеду более 90 тысяч человек были посажены в грузовые вагоны. Как сообщал Берия, сопротивления почти не было, а если оно все-таки возникало, зачинщики расстреливались на месте.
25 февраля Берия прислал новое донесение: "Депортация проходит нормально". 352 тысячи 647 человек погрузились в 86 поездов и были отправлены к месту назначения. Чеченцы, бежавшие в лес или в горы, отлавливались войсками НКВД и подвергались расстрелу. В ходе этой операции происходили чудовищные сцены. Жителей аула Хайбах чекисты загнали в конюшню и подожгли. Более 700 человек сгорели заживо. Переселенцам разрешили взять с собой по 500 килограммов груза на семью.
Спецпереселенцы должны были сдать скот и зерно - в обмен они получали скот и зерно от местных властей на новом месте жительства. В каждом вагоне находилось по 45 человек (для сравнения - немцам при депортации разрешали брать по тонне имущества, а в вагоне было по 40 человек без личных вещей). Партийная номенклатура и мусульманская элита ехала последним эшелоном, который состоял из нормальных вагонов.
Читайте также: