Побывать в святая святых
21 Сентябрь 2021
27 Август 2021
C 19 сентября 2021 года возобновляется работа Воскресной школы нашего Прихода. В программе занятия для взрослой и детской групп. Уроки будут проводиться по воскресным дням: взрослые - после еженедельной беседы с настоятелем, дети - с 11.00. Прошения о принятии в Воскресную школу необходимо подавать на имя директора школы иерея Сергия Зверева (через церковную лавку). В программу взрослой группы вводится новый предмет: «Введение в Литургическое Богословие».
Хранитель уральской земли
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан. 14:12).
Эти евангельские слова первыми приходят на ум, когда думаешь о тех многочисленных чудесах и исцелениях, которые происходили и продолжают происходить у раки с мощами святого праведного Симеона Верхотурского. Скольким слепым, хромым, увечным помог Господь во время Своей земной жизни! Чудеса не прекращаются и по сей день. Теперь их творят именем Иисуса Христа и Его святые угодники.
Симеоновы дни. Фото: Сестры.ру
Верующие едут в Верхотурье отовсюду: кто для того, чтобы попросить исцеления, кто с благодарностью за полученную помощь. Известно много случаев, когда исцеление происходило на расстоянии: человек с верой помазывал больное место масличком от мощей святого Симеона и получал полное выздоровление. Некоторые отправляются после этого в Верхотурье, чтобы поблагодарить сибирского чудотворца за его милость.
Но немало и таких, которые едут к любимому святому просто для того, чтобы еще раз увидеться с ним, помолиться, постоять в благоговейной тишине под громадными сводами величественного Крестовоздвиженского собора, в котором покоятся мощи. Обычно верующие стоят подолгу – уходить никому не хочется…
Святой праведный Симеон преставился ко Господу более трехсот лет назад, но он не покинул уральской земли, она вверена ему на хранение, как верному рабу Христову, до тех времен, пока не придет Владыка дома.
Плещеево озеро
Существует поверье, что это озеро обладает чудодейственными силами. Тот, кто искупается в водах этого озера, получит силы на дальнейшие достижения и в целом научится жить по-новому. Это озеро образовалось более 40 тысяч лет назад, когда отступили континентальные ледники.
Чудотворный источник села Алешня
В Брянской области есть село под названием Алешня. В этой местности есть чудотворный источник, который собирает вокруг себя толпы туристов. Каждый человек хочет попробовать целебную воду. Говорят, что воды в этой местности способны решить проблемы с такими недугами:
- Опорно-двигательной системы.
- Сердечно – сосудистыми заболеваниями.
- Ранами, полученными во время аварий или же путешествий.
Этот источник называют Громовым колодезем. Своё название он получил из легенды: в старину на этом месте часто останавливались странники, так как здесь росло дивной красоты дерево. Но однажды в него попала молния, после чего открылся чудодейственный источник. Недавно этот колодец освятили, и он находится под присмотром церкви.
Путь блаженного Косьмы
Вскоре после того, как мощи святого праведного Симеона Верхотурского были обретены, их решили перенести в Верхотурье, в мужской монастырь, дабы облегчить доступ к ним многочисленных паломников. В резном гробе, выложенном лебяжьим пухом, мощи праведника с торжественными песнопениями и молитвословиями понесли из Меркушино в Свято-Николаевский верхотурский монастырь.
Перенесение мощей св. Симеона в 1704 г.
Вслед за Крестным ходом на коленях полз юродивый Косьма, он был увечный и не мог передвигаться иначе. Когда Косьма выбивался из сил, то обращался к святому Симеону, как к живому, с простыми словами: «Брате, Симеоне, давай отдохнем!» После этого гроб с мощами никто не мог сдвинуть с места, процессия останавливалась, а блаженный Косьма (также прославленный ныне в лике святых) отдыхал, славя Бога и благодаря своего брата во Христе – Симеона. Позже на местах этих остановок верующие воздвигли храмы и часовни.
Дорога петляет то влево, то вправо, оставляя позади леса и холмы. Но вот, за очередным поворотом на небе вновь засияли два солнца – так ярко сверкает, отражая солнечный свет, Крест Христов на луковичной головке белокаменной церкви. Это показалась во всей своей красе Свято-Косьминская мужская пустынь. В XIX веке в память об очередной остановке крестного хода, переносившего мощи праведного Симеона Верхотурского, здесь была построена церковь.
Теперь на этом месте – целый монастырь. Братия в нем живет по строгому афонскому уставу, согласно которому проход на территорию пустыни мирским лицам запрещен. Иногда братья выносят в архондарик (комнатку для гостей) ковчежец с частицей мощей самого блаженного Косьмы. Еще только переступая порог архондарика, чувствуешь необычайную духовную радость, которая усиливается при соприкосновении с самой святыней – мощами святого Косьмы. Кто знает, может, блаженный утешает таким образом тех, кто следует его дорогой и благословляет их в дальнейший путь? Хочется верить, что это так. Тем более что радость эта долго еще потом не покидает окрыленную душу.
К сожалению, другие святыни на пути блаженного Косьмы не сохранились: были разрушены в прошлом столетии, их восстановление идет медленно.
И небо становится ближе… Святой праведный Симеон Верхотурский
Большинство людей любят путешествовать, бывать в интересных местах, видеть нечто необычное, знакомиться с новыми людьми. Ради свежих впечатлений некоторые преодолевают огромные расстояния, забираются в такие уголки планеты, куда редко ступает нога человека.
Но сколько бы человек не гонялся за впечатлениями, все рано или поздно приедается, радости с каждым разом становится все меньше и меньше и, в конце концов, наступает момент, когда этот удивительный и разнообразный мир кажется скучным, серым и неинтересным.
Однако совсем иначе смотрят на окружающую действительность те, кто, полюбив дорогу, выбрали целью своих поездок места, где можно отдохнуть душой, – святые места. Эти мудрые путешественники никогда не пресыщаются, потому что невозможно пресытиться благодатью.
Я решила последовать их разумному примеру и дать своей душе единственную потребную ей пищу, напоить ее из чистого источника отеческой веры: поехать в место дивное, святое. Помолившись, я отправилась в гости к праведному Симеону Верхотурскому.
Нужно ли делать земной поклон на «Святая Святым»?
Добрый день! Постоянно наблюдаю такую картину в храме на литургии, при возгласе священника «Святая Святым» чуть ли не все прихожане бахаются на колени и бьют заменой поклон. Я раньше тоже так делал, пока не озадачился и все не выяснил! Это же призыв христиан к причастию и земной поклон тут неуместен, он уместен совершенно в другом месте Божественной литургии! Однако, батюшки никогда это пастве не объясняют, а хорошо бы!
Отвечает иерей Сергий Савенков:
Уважаемый Александр, возможно это прозвучит необычно, но в православной церкви нет единого правила о поклонах. В различных книгах и брошюрах часто печатают рекомендации, на которые можно ориентироваться, но не нужно возводить их в ранг непререкаемого авторитета.
Самые авторитетные источники по данной теме — Вселенские соборы и правила святых отец: 20 правило Первого Вселенского Собора, 91 правило Василия Великого, 90 правило Шестого Вселенского Собора, 15 правило Петра Александрийского, 1 правило Феофила Александрийского. Все эти каноны говорят о том, что на Пасху, или шире, в любой воскресный день, верующие не преклоняют колена. Объясняя причину такого поведения святитель Василий Великий пишет: «При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, что через грех низпали на землю, и то, что через человеколюбие создавшаго нас, мы снова воззваны на небо» (К блаженному Амфилохию из 27 главы книги святого Василия о Святом Духе Правило 91 Василия Великого [священноисповедник Никодим (Милаш), Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями. «Отчий дом». Москва, 2001 г.])
Вторая группа источников — это типиконы, книги в которых содержаться правила совершения богослужения и монастырского обихода. Указания о совершении поклонов в этих книгах отражают практику древних храмов и монастырей, а особенно монастыря святого Саввы Освященного в Иерусалиме. Кроме типикона о совершении поклонов говорится в служебнике и в других богослужебных книгах. Разные редакции этих книг, а тем более богослужебные книги разных поместных православных церквей содержат разные указания о том, когда и какие поклоны нужно совершать. Кроме того, есть поклоны, не прописанные нигде, но неукоснительно соблюдаемые. К последней категории можно отнести и поклон на «Святая святым». Целесообразность его совершения может быть оправдана тем, что в это время священник возносит Святые Дары, и именно им кланяются люди. По аналогии мы преклоняем главу, когда священник осеняет нас Святым Евангелием или осеняет нас крестным знамением.
Такое разнообразие сведений говорит о том, что поклоны — это дело благочестия и церковной дисциплины. Кроме того, устав поклонов в каждом храме определяет священник, поэтому я бы советовал вам ориентироваться именно на вашего настоятеля.
Киккский монастырь: обитель главной святыни Кипра
Главную святыню Кипра, чудотворную Киккскую икону Богородицы, по преданию, написал апостол и евангелист Лука. На Кипр она попала в XI веке при императоре Алексее Комнине. По преданию, византийский губернатор Кипра архонт Мануил Вутомитис отправился на охоту в горы Троодоса, заблудился и встретил отшельника по имени Исаия. Что было дальше, не очень понятно — видимо, гордый князь обошелся с подвижником невежливо и по возвращении в Никосию тяжело заболел. Решив, что болезнь послана ему в наказание за грубость, он отправил слуг разыскать Исайю и попросил у него прощения. Тот, ничего не сказав, стал молиться, и вскоре болезнь отступила. Вутомитис обещал Исаие дать все, что тот у него попросит, но святой не пожелал ни денег, ни титулов, попросив лишь привезти ему из Константинополя икону Божией Матери — одну из тех, что написал евангелист Лука. Тотчас же оба отплыли в имперскую столицу.
Правителя они застали в огромной скорби — его единственная дочь была больна той же болезнью, что ранее поразила архонта. И снова молитвами Исайи произошло чудо, и недуг отступил. Но расстаться с иконой Алексею Комнину было непросто. В итоге заболел и он. Образ Богородицы отправился на Кипр. Ее встречали не только люди: как гласит один из текстов, деревья, встречавшиеся на пути шествия, низко склонялись, а из моря чудесным образом выходили раковины и следовали за крестным ходом. Поразительно, но сегодня в лесных районах Тиллирии действительно можно увидеть склоненные сосны и морские раковины.
Собственно, для хранения драгоценного образа и был основан Киккский монастырь. Первоначально он был деревянным, как и все монастырские постройки. После нескольких пожаров в XVI веке обитель была отстроена в камне. Правда, это не сильно помогло. Как и в знаменитом романе медиевиста Умберто Эко "Имя розы", в 1751 и 1813 годах огонь уничтожил тысячи книг, рукописей и исторических документов. Погибли люди, рухнули строения. Но икона Богородицы уцелела.
С первого дня ее лик закрыт и никогда не открывается — может быть, так пожелал Алексей Комнин, а может, так образ внушает еще большее уважение. Русский монах Василий (Барский), посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что монахи открывают лик иконы только в период бездождия — и то только после того, как сначала перенесут ее на вершину соседней горы и споют молебен. Но и они не видят икону, так как она в этот момент обращена к небу.
Открытая копия чудотворного образа висит здесь же, рядом на иконостасе. Она мироточит — по лику Божией Матери явственно текут струйки. А масло от лампады, горящей у той, знаменитой иконы, раздают всем паломникам.
Святая Святых
Сейчас выражение «Святая Святых» мы употребляем в переносном значении. Так мы говорим о месте, недоступном для непосвященных, о самом сокровенном, самом важном месте в доме или в учреждении.
Но изначально так называлось самое сокровенное место в Иерусалимском храме, куда не мог входить ни один человек, кроме первосвященника.
Первоначально в Святая Святых был установлен Ковчег завета – специальный ящик, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями. После того, как Иерусалимский храм разрушили вавилоняне, Ковчег завета оказался утерян. Однако, несмотря на потерю, через пятьдесят два года, храм все равно восстановили и Святая Святых сохранила в нем свое значение.
Так как вход в нее был закрыт для всех кроме первосвященника, то о содержимом этого помещения у соседних народов ходили различные слухи. Одни говорили, что в Святая Святых Храма стоит огромная золотая статуя осла или тельца, другие, что там обитает священник, принявший на себя обет никогда не покидать святилища во славу Бога и ради охраны бесчисленных сокровищ. В 63 году до Рождества Христова римские войска захватили Иерусалим. Некоторые жители укрылись в храме и в течении девяноста двух дней держали оборону. Наконец римлянам удалось разрушить одну из башен, и они ворвались внутрь. Полководец Помпей направился к завесе, закрывающей Святая Святых. Он много слышал об этом таинственном месте, и ему не терпелось раскрыть эту тайну. Помпей ожидал увидеть нечто особенное. То, что так тщательно скрывали иудейские священники. И он действительно был удивлен, обнаружив за завесой абсолютно пустое помещение. Ни статуй, ни сокровищ, ни жертвенников, ни светильников. Язычнику Помпею было совершенно непонятно, кому же поклоняется этот народ.
Слушать на мобильномСмотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Вместо заключения
Люди долго могут скитаться по свету, заниматься разными важными делами, к чему-то стремиться, чего-то искать… Но стоит лишь попасть в святое место, как душу посещает ощущение, что все вокруг «суета сует». Душа замирает и, прильнув к святыне, кротко, но твердо возвещает: «Я нашла то, что искала, больше ничего не надо». И она долго не будет отпускать вас отсюда и потом станет всегда проситься назад, в то место, где коснулась ее Божия благодать. Моя душа полюбила Верхотурье и все те места, которые связаны с именем великого святого земли сибирской – праведного Симеона. Приезжайте и вы сюда, и кто знает, быть может, именно здесь Небо для вас станет ближе…
Текст подготовлен сестрами Ново-Тихвинскогомонастыря и интернет-издания Сестры.ру специально для портала «Православие и мир»
10 святых мест России, где происходят настоящие чудеса по исцелению души и тела
Святые места, по моему глубокому убеждению, обладают потрясающей энергетикой и способны напитать человека, поддержать и придать сил как духовных, так и физических.
Однажды я побывала на экскурсии в действующем женском монастыре. Честно говоря, ни на что особо не рассчитывала. Вернулась из поездки с непередаваемым ощущением очищения.
А у моей подруги с мужем долго не получался малыш. Они ездили к Матроне, в Храм Христа спасителя были, в Дивеево ездили. Спустя какое-то время они родили свою малышку. Они думают, что святые им помогли. И таких чудесных историй очень и очень много.
Иногда так бывает, что человек опускает руки. Врачи расписываются в своей беспомощности и сообщают, что поможет только чудо. Жизненные силы на исходе, но в сердце теплится маленькая надежда на Божью благодать. Вот тогда человек отправляется в святое место – туда, где есть место надежде, где каждое слово ложится бальзамом на душу.
Кто-то считает это самовнушением, а кто-то действительно верит в чудодейственную силу святых мест. Редакция журнала Colady решила мысленно заглянуть в самые святые места России, способные помогать, успокаивать и лечить от нервного недуга или болезни.
Дивеевский монастырь и «деевские воды»
Именно здесь жил известный Серафим Саровский, а в одной из церквей села покоится его прах.
Батюшка Серафим стал земным ангелом-хранителем дивеевского женского монастыря. И говорил так: «В обитель-то мою до тысячи человек соберётся и все …все спасутся, я упросил, убогий, Матерь Божию …и, кроме трёх, всех обещала Милосердая Владычица спасти».
Здесь же находится ещё один источник, который известен своими чудодейственными силами называется «Деевские воды». Находится он в селе Дивеево.
Эти воды известны тем, что из некоторых источников можно только пить, а некоторые оборудованы под купальни. Здесь излечиваются люди с разными заболеваниями и получают как физическое, так и психическое здоровье.
Синь – камень
Этот камень располагается прямо на Плещеевом озере. В нём, по преданию, живёт дух, который дарит силы и здоровье. Каждый турист хочет отколоть от этого известного валуна кусочек, чтобы перенять его энергию. Однако за этим строго следят и разрешают только посидеть рядом с камнем, выразить ему все свои боли. Верят, что камень возьмёт все печали на себя.
Россия – безграничная страна. У нас много святых мест, пропитанных чудодейственной силой. Главное – верить в силу природы, молитву и Божью помощь. А также благодарить за то, что имеете, и за то, что хотите иметь, как будто это у вас уже есть!
Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине
«Сенькой звали его»
Это было очень давно – в XVI веке. В сибирском селе Меркушино в Верхотурском уезде поселился странный человек. Его манеры выдавали в нем благородное происхождение, однако жил он, как крестьянин: ел простую пищу, спал, как и все деревенские жители, на полу, своим трудом добывал себе пропитание. Собственного угла не имел, но зато знал ремесло – шубы шил. По тогдашней традиции, кого обшивал, у того в избе и жил, и питался тем, что дадут. Для сибирской стороны портняжничество – дело прибыльное, но этот чудак зачастую, немного не закончив работу у одних хозяев, переходил на постой к другим.
Сибирь тогда была дикая, полуязыческая, нравы у людей простые. Ох, и доставалось Симеону от разгневанных хозяев! И били его, и ругали, и денег за работу вовсе не давали. Ведь большинство людей думали, что им двигало корыстолюбие: в другом доме пообещали больше – вот он и ушел. Кому могло прийти в голову, что портной поступает так именно для того, чтобы избежать земного вознаграждения за свой труд и еще больше смириться? Симеон молча переносил оскорбления и побои, без ропота, без обид.
На местных девчат он не заглядывался: хоть и молод был годами, а семьи не заводил. Однако часто беседовал с детьми, рассказывал им о Христе, наставлял в истинной вере, и чистые души с детской простотой впитывали в себя слова праведника.
Когда в селе построили деревянный Михаило-Архангельский храм, многие часы Симеон стал проводить там, в доме Божием. Нередко видели Симеона на берегу реки Туры, где он подолгу просиживал с удочкой. И никто не мог даже помыслить, глядя на одинокую фигуру Симеона, что сердце его непрестанно беседует с возлюбленным Господом…
Он умер молодым, прожив чуть больше тридцати лет. Местные жители похоронили его и забыли, что был такой. А через пятьдесят лет земля сама вдруг вынесла из своих недр на поверхность гроб. Сквозь щели дощатой крышки сельчане увидели нетленные мощи праведника…
Кинулись вспоминать, кто такой, как звали – никто не знает. Слишком потаенную жизнь вел этот человек. Стали всем миром молиться, чтобы Господь, явивший Своим людям нового святого, открыл и его имя. Через некоторое время митрополиту Тобольскому Игнатию, проводившему освидетельствование новоявленных мощей, был голос во сне: «Сенькой звали его». Прославленного на Небе, Симеона, наконец, прославили и на земле.
Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона происходили бесчисленные, и в те далекие времена, и в наши дни. Глухое сибирское село наводнилось богомольцами, с той поры и до наших дней не прекращается в эти места паломничество: едут и едут верующие к святому – кто за помощью в житейских нуждах, кто за исцелением, кто за утешением в скорбях, а кто, как я, желая прикоснуться душой к святыне и обрести покой.
Оптина пустынь
Это один из самых старых и известных монастырей всей России. Людей лечит и само место, и молитвы, которые там звучат. Туристы покидают это место с чувством лёгкости, эмоции захватывают их полностью.
Сюда может приехать человек с надеждой на последний шанс. После посещения Оптиной пустыни одна знакомая женщина, которая никак не могла забеременеть, смогла это сделать, при этом родить здоровую тройню.
Остров друга Христа: 5 святынь Кипра
В каждом городе Кипра есть пляж Афродиты. Везде, куда бы вы не поехали на Кипре, вас будут убеждать, что греческая богиня любви вышла на берег из пены морской именно в их поселении — так ревностно здесь относятся к античной мифологии. Это при том, что большинство киприотов православные, и к христианству здесь относятся не менее ревностно: в каждой деревеньке обязательно стоит как минимум один храм, а все жители по воскресеньям дружно идут на литургию. О том, куда пойти русскому паломнику на одном из самых популярных курортов Средиземноморья — в материале корреспондентов Фомы.
Храм Иоанна Богослова: православие в разрезанном городе
Прямо у резиденции архиепископа Кипра в островной столице Никосии стоит небольшой храм в честь любимого ученика Иисуса Христа — Иоанна Богослова. Именно ему Христос поручил заботу о Богородице.
Небольшой храм снаружи выглядит весьма аскетично. Все дело в том, что построен он был в XVII веке, во времена турецкого господства. В Оттоманской империи ни одна христианская церковь не имела права соперничать с мечетью ни высотой, ни внешним видом, да и вообще строить их особенно не позволялось. "Чудо Господне, что так вообще произошло!", — разводит руками епископ Месалорйиский Григорий, "правая рука" предстоятеля Кипрской Церкви. Он сам проводит нам экскурсию по храму и звучным баритоном под аплодисменты верующих и немецких туристов поет "Христос анести эт некрон».
Сейчас это кафедральный собор Православной Церкви Кипра. Его росписи — предмет особой гордости островитян. Здесь и моменты Вселенских соборов, и картины Страшного суда, и уверение апостола Фомы. Над иконостасом -"небесная литургия", сияющий во славе Христос в образе Великого Архиерея, окруженный небесными силами и благословляющий все живое.
В храме категорически запрещено снимать: ни видео, ни фото — никому. Но фотографу «Фомы» было сделано исключение.
А за храмом находится небольшой музей с уникальной коллекцией византийских икон. Некоторые из которых датируются IX веком. В одном из его залов можно увидеть фотографии православных святынь, находящихся на северной, турецкой части острова. Их участь незавидна — почти все храмы были разграблены, старинные мозаики и иконы вывезены в Европу и Америку. Церковь и власти Кипра много лет пытаются вернуть хотя бы небольшую часть утраченного обратно из той части острова, куда в 1970-х вторглись турецкие войска.
В здании музея также размещается художественная галерея западноевропейского искусства. Некоторые из экспонатов — точные копии утраченных шедевров, например, двухуровневый иконостас из церкви cвятого Николая в Какопетрии.
Кипр разделен до сих пор. Через старый центр Никосии и ее главную торговую улицу проходит так называемая "Зеленая линия", охраняемая контингентом Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на острове. В северной части острова на сегодняшний не осталось ни одного действующего православного храма.
Молитва Святому праведному Симеону Верхотурскому
Храм святого Лазаря: гробница друга Христа
Его киприоты считают одним из самых красивых строений на острове. В древности паломники, путешествующие на Святую землю, обязательно делали здесь остановку для того, чтобы поклониться единственному человеку, который в Евангелиях назван другом Христа. Вскоре после своего чудесного воскрешения Лазарь был вынужден бежать на остров, спасаясь от преследований. Позже он стал первым епископом города Китиона (старое название Ларнаки) и прожил здесь 30 лет.
После кончины Лазарь был похоронен в мраморной гробнице. В период правления арабов в середине VII века она была потеряна, и только в 890 году ее нашли вновь. Как и прежде, над ней было написано "Лазарь Четверодневный, друг Христов". Византийский император Лев IV Мудрый распорядился возвести над гробницей каменную церковь. С тех пор каждый день сюда приходят люди.
К гробнице друга Христа, брата Марфы и Марии, ведет каменная лестница справа от алтаря. Рядом с ней — маленький источник воды. Лазарю молятся об исцелении больных, и здесь можно познакомиться со своеобразной местной традицией — приносить к его захоронению восковые изображения исцеленных. Такие куклы мастера делают по всему острову.
В главный праздник cвятого Лазаря — Лазареву субботу, за 8 дней до Пасхи, икону святого выносят на улицы города. Киприоты очень гордятся тем, что он жил на их земле, и слагают о нем легенды. Одна из них повествует о том, как около Ларнаки появилось соленое озеро. Когда-то на его месте находился прекрасный виноградник, который принадлежал пожилой женщине. Когда проходящий мимо него Лазарь, измученный жаждой и уставший, попросил у нее маленькую гроздь винограда, старуха отказала ему. Святой Лазарь спросил, указав на полную корзину ароматных ягод: "Что это?" и в ответ услышал: «Соль». Огорченный обманом, Лазарь сказал: "Отныне пусть все здесь превратится в соль". Озеро можно увидеть и сейчас. Соль здесь прекратили добывать совсем недавно.
Лазарь очень мечтал встретиться с Божией Матерью, и однажды его желание сбылось. А четыре века спустя у его гробницы была обретена Ее Кипрская икона. На ней Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне с младенцем Христом, а по сторонам стоят два ангела с ветвями. Копия образа хранилась даже в Успенском соборе Московского Кремля. Об этой истории — в продолжении материала.
ЧТО ЗНАЧИТ ВОЗГЛАС СВЯЩЕННИКА «СВЯТАЯ — СВЯТЫМ»?
После того как диакон громко и торжественно возглашает: «Вонмем» (т.е. «Будем внимательны»), священник, взяв Святой Агнец, слегка воздвигает Его над дискосом. При этом во всеуслышание произносятся слова: «Святая святым». К кому они обращены? Нужно ли делать земной поклон при этих словах?
Таинство Евхаристии или Причащения занимает особое место среди церковных таинств. Оно совершается на самой главной церковной службе — за Божественной литургией. Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.
Самая главная часть Литургии — это Литургия верных , на которой во время евхаристического канона Святые Дары — хлеб и вино — приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, после чего подаются верующим для причащения.
Возношение Святых Даров происходит в алтаре при задернутой завесе (катапитасме). Подняв над дискосом Святой Агнец, священник возглашает: «Святая – святым», то есть свидетельствует, что Святые Дары могут быть поданы только святым. В ответ на это с чувством собственной греховности молящиеся отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».
Слова «Святая – святым» направляют мысли верующих осознать себя недостойными перед святостью Святых Даров.
Святая – это предлежащие Дары, принявшие наитие Святого Духа. Святой Николай Кавасила также пишет: «Священник возглашает “Святая – святым”, как бы говоря: “Вот Хлеб Жизни, который вы видите; спешите же причаститься, но не все, а только те, кто свят, потому что святое дозволяется только святым. Святыми же называет здесь не только совершенных в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще не достигли его». Святая Церковь через свои молитвословия называет нас — ее членов — святыми , призывает стремиться к этой святости, которая может осуществиться только внутри Церкви, только в Теле Христовом. Таким образом, к святости возможность приобщиться только через участие в евхаристической жизни Церкви, т.к. верующие соединяются в Евхаристии со своим главою Христом в одно тело, Святую Церковь. И как глава свята, так свято и тело, и оно освящает и все члены этого тела.
Эта же мысль далее слышится в следующем за возгласом «Святая – святым» песнопении: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». В нем христиане исповедуют, что действительно никто из людей не свят , т.е., по крайней мере, не может стать святым сам собою , а истинно Свят лишь один Господь, Который и может сделать нас причастниками Своей Святости. Святой Кирилл Иерусалимский так пишет об этом месте литургии: «Поистине свят един, Кто по естеству свят. И мы святы, но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве».
Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают.
Существует также практика земного поклона при словах «Святая – святым» , и об этом нам говорит архиепископ Аверкий (Таушев): «Есть еще обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале Евхаристического Канона – тотчас по возгласе “Благодарим Господа” и при возгласе “Святая Святым”».
Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Все эти правила даны нам святыми отцами в постановлениях Вселенских Соборов: 20-е правило первого Вселенского Собора и 90-е правило шестого Вселенского Собора.
Хорошо это или плохо, но некоторые правила и постановления Вселенских соборов в современной жизни почему-то игнорируются (иногда понятно почему - они в общем-то устарели просто напросто, но в то же время, их никто не отменил, значит они продолжают действовать). Поэтому, наверное, как в какой-то момент в некоторых храмах возникла, видимо, локальная традиция земных поклонов в некоторые моменты Евхаристии, так она и продолжается в этих храмах. Поэтому, если Вы ходите в какой-то один храм, то наверное, правильнее соблюдать местные традиции, а, если это уместно и возможно, саму коллизию с постановлениями Соборов обсудить со священником. Ну, а если Вы окажетесь в храме другого прихода, то, лучше, наверное придерживаться их местной традиции.
Соловки
Соловецкий архипелаг – так называют это место, находящееся в Архангельской области. Там есть Святое озеро и гора Голгофа – это самая высокая гора всех Соловков. Люди приезжают сюда больше для того, чтобы отдохнуть душой. На территории острова имеется множество старинных построек и просто красивых природных мест.
Здесь открывается прекрасный вид, который может исцелить человека от любых душевных терзаний, дурных напастей. Это мистическое и одновременно загадочное место, которое обладает особой энергетикой: здесь можно увидеть такие загадочные древние сооружения, как дольмены, курганы и лабиринты из камней.
Здесь находится огромное количество храмов с уникальной архитектурой и чудодейственными силами. Туристы приезжают попросить здоровья и семейного благополучия. А ещё здесь можно встретить целителей, ясновидящих и других интересных людей.
Благословенное Меркушино
Дорога вдоль реки Туры величественно-прекрасна: зеленые луга, холмы, ширь долин и темная зелень непроходимых лесов… Но вот, после очередного изгиба голубой ленты, взору предстает зрелище, от которого захватывает дух: ярче солнца горят на фоне лазурного осеннего неба золоченые кресты на куполах меркушинских храмов. На том месте, где были обретены нетленные мощи, возвышается Свято-Симеоновский храм, а рядом, соединенный с ним светлой галереей, храм в честь Архистратига Михаила. В середине прошлого столетия этот исторический храмовый комплекс был разрушен, но в 90-х годах его восстановили во всем его былом величии.
Самый большой храм – в честь Архистратига Михаила – столь просторный, и своды его так высоки, что кажется, будто он соткан из света. Купол уходит далеко ввысь, так что, когда смотришь вверх, даже кружится голова. Но самое удивительное впечатление производят бывающие в этих стенах Богослужения: необычайная акустика храма придает голосам певчих особое звучание. Сложно понять, где рождается звук, потому что он заполняет все пространство, долетает до самого купола и льется откуда-то с небес.
В цокольном этаже храма Архангела Михаила находится храм-баптистерий – необычайной красоты! Дневной свет туда не проникает, поэтому там всегда царит полумрак. В отблеске лампад таинственно мерцает позолоченный иконостас. Внушительных размеров купель для крещения выложена мозаичным орнаментом в византийском стиле.
Престол этого храма освящен в честь священномученика Константина, расстрелянного в Меркушино во времена богоборческой власти. Удивительно, что мощи этого новомученика пролежали все в той же топкой сибирской земле даже дольше, чем мощи праведного Симеона – восемьдесят лет, – но при обретении их также оказались нетленны. Нетронутой временем была даже одежда убитого священника, тело его не закоченело и сгибалось. Поистине благословенна меркушинская земля, во все времена являющая миру святых угодников Божиих!
мощи священномученика Константина Богоявленского
Сколько бываю здесь, никогда не могу налюбоваться на эти места, глаза желают, но никогда не могут удержать в первозданной красоте величие храмового комплекса, сердце щемит при взгляде на трогательно-прекрасную природу здешних мест.
Первым делом иду поклониться гробнице святого праведного Симеона, испить воды из целебного источника, бьющего в том месте, где явился на поверхность земли его гроб. Симеоновский храм построен прямо над источником. Есть места, из которых не хочется уходить, одно из них – гробница святого праведного Симеона Верхотурского: под ласковым взглядом святого, взирающего на тебя с иконы, чувствуешь себя хорошо и уютно, как дома. Сейчас гробница праведного Симеона – это выложенная мраморными плитами маленькая комнатка с источником посередине, расположена она прямо под алтарем Симеоновского храма. Время здесь движется совсем незаметно, а иногда кажется, будто оно вовсе останавливается, замирает и превращается в вечность.
Самих мощей в гробнице нет. Они в Верхотурье, в Свято-Николаевском мужском монастыре, куда их торжественно перенесли почти сразу же после обретения – в 1704 году. Налюбовавшись милыми сердцу местами, я попрощалась с Меркушино и отправилась в дальнейший путь, поклониться мощам праведника. Ведь если не увидел хозяина, то как можно считать, что побывал в гостях.
По дороге мне предстояло сделать несколько остановок. Первая – в месте уединенных молитв праведного Симеона, это совсем близко, километров десять от Меркушино. Здесь сохранился камень, сидя на котором святой молился и удил рыбу. В XIX веке на этом пустынном берегу стояла часовня в честь святого, которую в советские годы разобрали, теперь на ее месте поклонный крест, а рядом – деревянный храм в честь Всех Сибирских Святых, в котором регулярно совершаются Богослужения. Когда бываю в этом месте, то всегда почему-то кажется, будто святой и теперь пребывает незримо здесь. Хочется, как он, сесть на камень близ реки и долго-долго сидеть неподвижно, размышляя о вечности и благодаря Творца за непостижимую Его милость к нам, людям. В душе возникает живая вера, что по молитвам Своего угодника Бог слышит тебя и все тебе прощает.
Следующая моя остановка связана с именем другого святого – блаженного Косьмы Верхотурского.
Свято – Троицка Сергиева Лавра
Это один из самых крупных и знаменитых мужских монастырей, в котором происходят многочисленные чудеса исцеления. Так крестьянка Фомичева смогла исцелиться: после свадьбы у неё будто отнялись ноги. Она на четвереньках приползла к монастырю, после чего смогла встать.
Это один из 1000 примеров, который доказывает чудодейственную силу монастыря. Этот святое место излечивает от многих болезней.
Святая святых
Место, где хранится что-либо чрезвычайно важное, и куда доступ посторонним строго-настрого запрещён, с иронией, а иногда и всерьёз, называют святая святых. Как правильно пишется это словосочетание и кому мы обязаны его появлением?
Нередки случаи, когда данное выражение пишут как «святое святых» — это стилистическая ошибка, здесь происходит замена в фразеологизме устаревшей формы слова на современную. Дело в том, что святая — это вовсе не женский род прилагательного «святой», а его средний род в вышедшей из употребления форме множественного числа. Несмотря на это, современный академический орфографический словарь допускает употребление нашего выражения как в среднем, так и женском роде. При этом по падежам оно не склоняется. Ведь в какую святая святых всего моего существования вторглись вы! (И. Бунин).
Святая святых — калька с латинского выражения sanctum sanctorum, скопированного в свою очередь с аналогичного греческого выражения, которое происходит и вовсе от еврейского Kodesh Hakodashim. В Храме Соломона — главной иудейской святыне — наряду со Святилищем (просто святым местом) располагалось ещё одно небольшое помещение, Святая Святых (самое святое место), куда имел право входить лишь первосвященник, причём всего один раз в году — в Судный день для принесения жертвы Богу и произнесения его настоящего имени. Название наисокровеннейшего места иудеев было позаимствовано многими народами и сейчас используется преимущественно в переносном смысле, что обусловливает его написание с маленькой буквы.
Значение словосочетания «святая святых»
- Святая святых, также устар. святое святых или святое-святых (др.-греч. ἅγιος αγίων, лат. sancta sanctorum) — калька с еврейского Кодеш ха-Кодашим (ивр. קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים) — самое сокровенное место Скинии собрания, а затем и Иерусалимского храма, где хранились Скрижали Завета.
Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой (парохет), в которой находился Ковчег Завета. Святость места определялась ещё и тем, что именно там, над ковчегом, Господь являлся первосвященнику для провозглашения своей воли и заветов еврейскому народу. В Иерусалимском храме, Святая святых называлась также двир (ивр. דְּבִיר, в русском Синодальном переводе — давир) и в ней располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманский Купол Скалы. Согласно Талмуду, с него Господь начал Сотворение мира.
Святая святых нескл., ж. (книжн. ритор.) — что-н. особенно дорогое, заветное, недоступное для непосвященных. Трудно проникнуть в святая святых человека. Лесков. [ Первонач. часть иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник.]Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
святая святых
1. церк. главная часть иудейского храма, где помещались «скрижали завета» ◆ Пользуясь правом победителя, Помпей захотел осмотреть знаменитый Храм, в том числе и Дебир, Святая Святых, место, куда мог входить, да и то раз в году, только первосвященник. Александр Мень, «Сын Человеческий», 1969 г.
2. сокровенное место, мало или совсем недоступное для непосвященных ◆ Тут, совсем рядом, за стеклом, зона, где возникают молнии, где-то поблизости ― центр грозы ― святая святых и тайное тайных. Даниил Гранин, «Иду на грозу», 1962 г.
3. самое дорогое, самое заветное, что есть у человека или народа. ◆ Они благословенны, эти чувства! Они ― святая святых нашего несовершенного мира! К. Г. Паустовский, «Золотая роза», 1955 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шествие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Псково – Печерский монастырь
Это ещё одно место силы, находящееся в городе Печоры. Это мужской монастырь, который прославился своими архитектурными шедеврами и рассказами приезжающих об их лечении. Кто-то приезжал с простой зубной болью, а кто-то с жуткими головными болями.
Исцеление происходит в обители у батюшки Сименона. Он прочитает молитву, выслушает. После его посещения всем становится легче на душе и в теле.
Нилова пустынь
Нило – Столобенская пустынь – православный храм мужского типа в Тверской области на озере Селигер. Многие туристы приезжают сюда, чтобы вылечиться. Всё дело в том, что в нём установлены специальные родановые ванны. Они способны вылечить сложные заболевания, такие как воспалительный артрит или даже перелом.
Храм Панагии Ангелокисты: «церковь Богородицы, построенная ангелами»
Именно для этой иконы была выстроен Храм Панагии Ангелокисты. По преданию, Дева Мария снизошла в эти места, чтобы попросить построить здесь церковь. Но, к сожалению, никого рядом не оказалось в тот момент, чтобы услышать её просьбу. В это время на помощь пришли ангелы. Они пообещали Марии возвести здесь церковь самостоятельно без чьей-либо помощи. И действительно, когда Мария на следующий день вновь посетила это место, церковь уже стояла. С тех пор и повелось называть эту церковь «построенной ангелами».
По другому преданию, строительство церкви все же начали жители Китиона (древний город-государство в южной части Кипра), но наутро не нашли его. Строительство за ночь было перенесено в другое место. Следующей ночью заинтригованные жители решили проследить за церковью. Небеса разверзлись, и сонм ангелов опустился на землю. Храм был достроен в одну ночь.
Внутреннее убранство Ангелокисти — великолепный пример византийского искусства. Мозаика в алтаре, изображающая Деву Марию с младенцем и архангелами Михаилом и Гавриилом, датируется VI веком. Подобная ей сохранилась только на горе Синай. Уже в конце XIX века в искусствоведческой среде эта мозаика ставилась на одном уровне с древними мозаиками Равенны и Рима, а так же знаменитыми росписями церкви святого Димитрия в греческих Салониках.
В храме каждый день совершаются молебны, а по выходным служится литургия, на которую собираются все жители деревни Кити. А на идеальной зеленой лужайке у алтарной стены храма растут старинные мастиковые фисташковые деревья — одни из самых старых в этой части острова. Их смола считается целебной и продается по всему Кипру.
Читайте также: