Письма русского путешественника франция
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Песни странствующего подмастерьяРусские путешественники в Париже. Николай Карамзин.
Много кто до нас езживал в Париж, с давних лет он манил и тянул своими прелестями. Было ли пребывание русского путешественника похожим на пребывание нынешнего русского туриста ? Об этом можно прочесть у писателей, не поленившихся оставить записки о своих парижских впечатлениях. Из самых интересных - "Письма русского путешественника" Николая Карамзина, опубликованные в журнале в 1791-92 годах и "За рубежом" Салтыкова- Щедрина, написанное почти через сто лет в 1880-81 годах. Ездили тогда на подольше, но, вчитываясь, убеждаешься, что во многом быт и времяпрепровождение в Париже было похожим. Те же рестораны с непривычной кухней. Тот же Лувр и Версаль. Тоже гостиницы.
И Карамзин и Салтыков-Щедрин ездили в длительное путешествие через Германию, Швейцарию. Париж был на сладкое после Германии, где не было таких увеселений.
Карамзин побывал в Париже молодым еще человеком, двадцати трех лет, он был любознателен, легок на язык и его книга сразу привлекла к нему внимание читателей.
Карамзин въезжал в Париж не на поезде, как Салтыков-Щедрин, а по дороге, причем со стороны Версаля. У всех, побывавших в Париже, есть первое впечатление от города, иногда это крышеснос от того, что ты наконец здесь и город хорош, он даже лучше, чем ты воображал.Само предвкушение от посещения Парижа - одно из самых приятных предвкушений.
"Вот он, - думал я, - вот город, который в течение многих веков был образцом всей Европы, источником вкуса, мод, - которого имя произносится с благоговением учеными и неучеными, философами и щеголями, художниками и невеждами, в Европе и в Азии, в Америке и в Африке, - которого имя стало мне известно почти вместе с моим именем; о котором так много читал я в романах, так много слыхал от путешественников, так много мечтал и думал. Вот он. Я его вижу и буду в нем. "
Я представляла себе Париж, сравнивая с Петербургом, первым впечатлением был размер его старой части, когда улицы, полные красивых домов не заканчиваются и ты понимаешь, что красивого здесь будет много, очень много.
" Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне - река Сена с картинными домиками и садами; на левой, за пространною зеленою равниною, - гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами, которые, размахивая своими крыльями, представляют глазам нашим летящую станицу каких-нибудь пернатых великанов, строусов или альпийских орлов. Дорога широкая, ровная, гладка, как стол, и ночью бывает освещена фонарями. Застава есть небольшой домик, который пленяет вас красотою архитектуры своей. Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские. "
Мельницы на Монмартре еще писал Ван-Гог, теперь их осталось только две : Мулен Руж и Мулен ля Галетт.
Париж начинался у Елисейских полей, всей части в сторону Дефанса и дальше еще не существовало.
Размеры города можно примерно оценить по карте Антонио Галиньяни, книгоиздателя, которая соответствует рубежу 19 века.
Во времена Карамзина Париж был более средневековым, он еще не пережил реконструкции Османа. Во время своего первого посещения Парижа я была поражена обилием запахов, которые сопровождают тебя целый день. В метро утром пахло моющим средством, пробегающий по эскалатору молодой человек, приговаривая "пардон, пардон. ", овевал своим дезодорантом. В вагоне было как в парфюмерной лавке. На улицах постоянно доносились запахи то свежих багетов и кондитерских, то жареного мяса.
Запахи сопровождали и Карамзина :
. тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетою; подле блестящей лавки ювелира - кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов, - зажмете нос и закроете глаза. Картина пышного города затмится в ваших мыслях, и вам покажется, что из всех городов на свете через подземельные трубы сливается в Париж нечистота и гадость. Ступите еще шаг, и вдруг повеет на вас благоухание счастливой Аравии или по крайней мере цветущих лугов прованских: значит, что вы подошли к одной из тех лавок, в которых продаются духи и помада и которых здесь множество. Одним словом, что шаг, то новая атмосфера, то новые предметы роскоши или самой отвратительной нечистоты - так, что вы должны будете назвать Париж самым великолепным и самым гадким, самым благовонным и самым вонючим городом."
Теперь еще примешались запахи от бензина.
Карамзин остановился в гостинице на третьем этаже за два луидора, за полчаса успел отобедать, причесаться и одеться, и пошел гулять по Парижу.
И пять дней проскочили в приятных прогулках то по Елисейским полям, то по Пале-Ройяль. Карамзин делает за пять дней вывод: "Теперь замечу одно то, что кажется мне главною чертою в характере Парижа: отменную живость народных движений, удивительную скорость в словах и делах. " Конечно, в северном Петербурге жители не столь подвижны уже в силу климата, а в провинциальной Твери была жизнь еще тише.
Из того, что теперь не увидеть, видел Карамзин дом Бомарше, явно позавидовав оборотистости хозяина.
"Целый день употребил я на то, чтобы обойти эту шумную часть булеваров
Дом Бомарше с богатым садом теперь не существует. Карамзин зря завидовал, во время революции Бомарше с домочадцами прямо с балкона наблюдал за взятием Бастилии, а не прошло и года, как сам убежал через заднюю калитку своего сада, чтобы не попасть на гильотину.
Видел Карамзин и дворец Тюильри, теперь не существующий.
А площадь с торговым центром рядом со станцией метро Сhatelet выглядела вот так.
Карамзин, как начинающий историк , излагает историю Парижа, что нам менее интересно, поскольку она известна теперь более подробно, но для историка и просто читателя описание города, людей и многого другого - важные свидетельства жизни того времени.
Почти каждый вечер он ходит в театр и в оперу, которая тогда еще не располагалась в прекрасном новом здании. Это было очень популярным развлечением в то время. Карамзин отмечает, что парижская жизнь не очень дорога. Это вечный вопрос туриста, сколько нужно денег, чтобы прожить в Париже. Для русского человека эта жизнь в разное время казалась и посильной и очень дорогой.
Спустя месяц с лишним, Карамзин формулирует "обычный счастливый день" путешественника в Париже, прижившегося, для которого уже схлынула новизна впечатлений и появилось удобство от налаженной без проблем жизни:
" Иметь хорошую комнату в лучшей отели , поутру читать разные журналы, газеты, где всегда найдешь что-нибудь занимательное, жалкое, смешное, и между тем пить кофе, какого не умеют варить ни в Германии, ни в Швейцарии; потом кликнуть парикмахера, говоруна, враля, который наскажет вам множество забавного вздору о Мирабо и Мори, о Бальи и Лафаете, намажет вашу голову прованскими духами и напудрит самою белою, легкого пудрою; а там, надев чистый простой фрак, бродить по городу, зайти в "Пале-Рояль", в Тюльери, в Елисейские поля, к известному писателю, к художнику, в лавки, где продаются эстампы и картины, - к Дидоту, любоваться его прекрасными изданиями классических авторов, обедать у ресторатёра , где подадут вам за рубль пять или шесть хорошо приготовленных блюд с десертом; посмотреть на часы и расположить время свое до шести, чтобы, осмотрев какую-нибудь церковь, украшенную монументами или галерею картинную, или библиотеку, или кабинет редкостей, явиться с первым движением смычка в опере, в комедии, в трагедии, пленяться гармоннею, балетом, смеяться, плакать - и с томною, но приятных чувств исполненною душою отдыхать в Пале-Рояль, в "Cafe de Valois" , do "Caveau"
Блаженное ничегонеделание в Париже - одно из самых приятных. Тут совсем отчего-то не терзают муки совести за него.
Резюмируя свои парижские впечатления, он пишет :" Наконец скажу вам, что, выключая мои обыкновенные меланхолические минуты, я не знал в Париже ничего, кроме удовольствий. Провести так около четырех месяцев есть, по словам одного английского доктора, выманить у скупой волшебницы судьбы очень богатый подарок. " Другой писатель сформулировал:"Праздник, который всегда с тобой".
Возможно, что книга Карамзина для многих позже была своего рода путеводителем, поскольку он подробно перечислил те места, где побывал, включая окрестные Фонтенбло, Шантийи и Версаль. И еще Эрменонвиль, который нынче мало что говорит путешественнику, а для литератора тех лет был священным местом, где жил Жан-Жак Руссо. И как мечтал, наверно, Пушкин, читая про путешествия Карамзина, побывать там же.
Карамзин отплыл из Кале в Англию в июне,сорвав на память два синеньких цветочка на французском берегу, а в
Париже продолжалась революция.
3 Швейцария
6 августа Карамзин прибыл в Базель. Он остановился в отеле на площади Рыбного рынка, знаменитой своим готическим фонтаном, украшенном 24 цветными фигурами — одним из самых известных фонтанов Европы. 10 августа Карамзин приехал в Цюрих, где он неоднократно встречался с Лафатером и присутствовал на его публичных выступлениях.
14 августа Карамзин побывал у знаменитого Рейнского водопада. «Представьте себе большую реку, которая, преодолевая в течении своем все препоны, полагаемые ей огромными камнями, мчится с ужасною яростно и наконец, достигнув до высочайшей гранитной преграды и не находя себе пути под сею твердою стеною, с неописанным шумом и ревом свергается вниз и в падении своем превращается в белую, кипящую пену. Тончайшие брызги разновидных волн, с беспримерною скоростию летящих одна за другою, мириадами подымаются вверх и составляют млечные облака влажной, для глаз непроницаемой пыли. Доски, на которых мы стояли, тряслись беспрестанно. Я весь облит был водяными частицами, молчал, смотрел и слушал разные звуки ниспадающих волн: ревущий концерт, оглушающий душу! Феномен действительно величественный! Воображение мое одушевляло хладную стихию, давало ей чувство и голос: она вещала мне о чем-то неизглаголанном!», — писал он.
28 августа Карамзин прибыл в Берн: «Берн есть хотя старинный, однако ж красивый город. Улицы прямы, широки и хорошо вымощены, а в средине проведены глубокие каналы, в которых с шумом течет вода, уносящая с собою всю нечистоту из города и, сверх того, весьма полезная в случае пожара. Домы почти все одинакие: из белого камня, в три этажа, и представляют глазам образ равенства в состоянии жителей, не так, как в иных больших городах Европы, где часто низкая хижина преклоняется к земле под тенью колоссальных палат. Всего более полюбились мне в Берне аркады под домами, столь удобные для пешеходцев, которые в сих покрытых галереях никакого ненастья не боятся».
29 августа Карамзин, оставив вещи в Берне, отправился в «альпийский поход». Проходя долиной Лаутербруннена, путешественник увидел самый высокий в Швейцарии водопад Штауббах: «Скорыми шагами приблизился я к этому феномену и рассматривал его со всех сторон. Вода прямо летит вниз, почти не дотрагиваясь до утеса горы, и, разбиваясь, так сказать, в воздушном пространстве, падает на землю в виде пыли или тончайшего серебряного дождя. Шагов на сто вокруг разносятся влажные брызги, которые в несколько минут промочили насквозь мое платье». Продвигаясь далее, Карамзин наблюдал еще одно природное чудо — водопад Трюммельбах. На следующий день путешественник совершил восхождение на высокогорное плато Венгернальп (около двух тысяч метров). С высоты Венгернальпа Карамзин спустился к Гринденвальду. Проведя ночь в Гринденвальде, утром он начал новое восхождение и поднялся на перевал Гроссе Шайдек, осмотрел ледник Розенлауи и спустился в долину Гасли, где любовался знаменитым Рейхенбахским водопадом. Выйдя затем на берег Бриенцского озера, Карамзин возвратился в Тун и далее в Берн.
Карамзин посетил и Ферней, где жил Вольтер: «Положение Фернейского замка так прекрасно, что я позавидовал Вольтеру. Он мог из окон своих видеть Белую Савойскую гору, высочайшую в Европе, и прочие снежные громады, вместе с зелеными равнинами, садами и другими приятными предметами. Фернейский сад разведен им самим и показывает его вкус. Всего более полюбилась мне длинная аллея; при входе в нее кажется, что она примыкает к самым горам».
2 Германия
18 июня Карамзин прибыл в Кенигсберг. В первый же день он отправился на встречу с Кантом. «Я не имел к нему писем, но смелость города берет, — и мне отворились двери в кабинет его. Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный. Он тотчас попросил меня сесть, говоря: «Я писал такое, что не может нравиться всем; не многие любят метафизические тонкости»», — рассказывал Карамзин об этой встрече в своих «Письмах…». Беседа их продолжалась около трех часов.
Из Кенигсберга через Данциг Карамзин отправился в Берлин, куда прибыл 29 июня. В первый же день молодой человек посетил Королевскую библиотеку и берлинский зверинец. 3 июля Карамзин побывал в Сан-Суси. «Сей увеселительный замок лежит на горе, откуда можно видеть город со всеми окрестностями, что составляет весьма приятную картину. Здесь жил не король, а философ Фридрих — не стоический и не циник, но философ, любивший удовольствия и находивший их в изящных искусствах и науках. Он хотел соединить здесь простоту с великолепием. Дом низок и мал, но, взглянув на него, всякий назовет его прекрасным», — писал он. В Берлине Карамзин пробыл до 9 июля, после чего отправился в Дрезден.
Прибыв в Дрезден, путешественник отправился осматривать картинную галерею. «Я был там три часа, но на многие картины не успел и глаз оборотить; не три часа, а несколько месяцев надобно, чтобы хорошенько осмотреть сию галерею», — отмечал Карамзин.
Из Дрездена Карамзин отправился в Лейпциг и прибыл туда 14 июля. Лейпциг поразил его обилием книжных магазинов, что естественно для города, где трижды в год устраиваются книжные ярмарки. Затем Карамзин побывал в Веймаре и Франкфурте-на-Майне.
Далее путь Карамзина лежал через французский Страсбург в Швейцарию. Во Франции начиналась революция: «Везде в Эльзасе приметно волнение. Целые деревни вооружаются, и поселяне пришивают кокарды к шляпам. Почтмейстеры, постиллионы, бабы говорят о революции. А в Страсбурге начинается новый бунт. Весь здешний гарнизон взволновался. Солдаты не слушаются офицеров, пьют в трактирах даром, бегают с шумом по улицам, ругают своих начальников».
Карамзин в Европе
Николай Михайлович Карамзин в 1789 году отправился в путешествие по Европе, известное главным образом по его «Письмам русского путешественника». Продлилось оно около четырнадцати месяцев: с мая 1789 по июль 1790 года. На момент начала этого путешествия Карамзину было 22 года. Публикация же «Писем…», написанных в результате поездки, сделала его известным литератором.
17 мая 1789 года Карамзин покинул Москву. Пять дней он провел в Петербурге, затем отправился в Ригу, а оттуда — в Кенигсберг.
4 Франция
В начале марта 1790 года Николай Карамзин покинул Швейцарию и отправился во Францию. Первым французским городом на его пути был Лион. Карамзин посещал там театры, особенно его впечатлили гастрольные выступления танцора Вестриса: «Правду сказать, искусство сего танцовщика удивительно. Душа сидит у него в ногах, вопреки всем теориям испытателей естества человеческого, которые ищут ее в мозговых фибрах. Какая фигура! Какая гибкость! Какое равновесие! Никогда не думал я, чтобы танцовщик мог доставить мне столько удовольствия!"
Также сильное впечатление произвели на Карамзина остатки римского водопровода. «Римляне хотели жить в памяти потомства и сооружали такие здания, которых не могли разрушать целые веки. В нынешние философские времена не так думают; мы исчисляем дни свои, и предел их есть предел всех наших желаний и намерений; далее не простираем взора, и никто не хочет садить дуба без надежды отдыхать в тени его. Древние покачали бы головою, если бы они теперь воскресли и услышали мудрые наши рассуждения; а мы, мы смеемся над мечтами древних и над странным их славолюбием!», — писал он.
Из Лиона Карамзин сначала отправился водным путем — по реке Соне — до города Шалон, а оттуда уже поехал в Париж. 27 марта он прибыл во французскую столицу. «"Я в Париже!» Эта мысль производит в душе моей какое-то особливое, быстрое, неизъяснимое, приятное движение… «Я в Париже!» — говорю сам себе и бегу из улицы в улицу, из Тюльери в поля Елисейские, вдруг останавливаюсь, на все смотрю с отменным любопытством: на домы, на кареты, на людей», — описывал он свои впечатления.
Конечно, главным во Франции было грандиозное событие: проходившая на глазах путешественника революция. Она вызывала интерес и пугала, привлекала внимание и ужасала его. «Говорить ли о французской революции? Вы читаете газеты: следственно, происшествия вам известны. Не думайте, однако ж, чтобы вся нация участвовала в трагедии, которая играется ныне во Франции. Едва ли сотая часть действует; все другие смотрят, судят, спорят, плачут или смеются, бьют в ладоши или освистывают, как в театре! Те, которым потерять нечего, дерзки, как хищные волки; те, которые всего могут лишиться, робки, как зайцы; одни хотят все отнять, другие хотят спасти что-нибудь. Оборонительная война с наглым неприятелем редко бывает счастлива. История не кончилась, но по сие время французское дворянство и духовенство кажутся худыми защитниками трона», — писал Карамзин в «Письмах русского путешественника».
Находясь в Париже, Карамзин каждый вечер бывал в театрах, пересмотрел множество спектаклей, посмотрел на всех парижских звезд. Он осмотрел все парижские достопримечательности, исходил все улицы, побывал везде, где только можно.
Впечатлил Карамзина и Версальский дворец: «Ничто не может сравняться с великолепным видом дворца из саду; фасада его, вместе с флигелями, простирается на 300 сажен. Тут рассеяны все красоты, все богатства архитектуры и ваяния. Никто из царей земных, ни самый роскошный Соломон, не имел такого жилища. Надобно видеть: описать невозможно. Исчислять колонны, статуи, вазы, трофеи не есть описывать. Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и самому живописцу нельзя изобразить кистию!» Но посещение королевской резиденции оставило и грустные мысли: «Версалия без двора — как тело без души: осиротела, уныла. Где прежде всякую минуту стучали кареты, теснился народ, там ныне едва встретится человек: мертвая тишина и скука! Всякий житель казался мне печальным».
Во Франции Карамзин провел несколько месяцев, а затем отправился в Англию.
5 Англия
Лондон был для Карамзина одной из главных целей поездки. «Париж и Лондон, два первых города в Европе, были двумя Фаросами моего путешествия, когда я сочинял план его», — писал он. В Лондоне Карамзина восхищал повсеместный порядок и «вид довольства, хотя не роскоши, но изобилия».
«Кто скажет вам: «Шумный Лондон!», тот, будьте уверены, никогда не видал его. Многолюден, правда, но тих удивительным образом, не только в сравнении с Парижем, но даже и с Москвою. Кажется, будто здесь люди или со сна не разгулялись, или чрезмерно устали от деятельности и спешат отдыхать. Если бы от времени до времени стук карет не потрясал нерв вашего слуха, то вы, ходя по здешним улицам, могли бы вообразить, что у вас залегли уши. Мудрено ли, что англичане славятся глубокомыслием в философии? Они имеют время думать. Мудрено ли, что ораторы их в парламенте, заговорив, не умеют кончить? Им наскучило молчать дома и в публике», — отмечал Карамзин с своих «Письмах…».
Первое знакомство Карамзина с лучшей английской публикой состоялось в Вестминстерском аббатстве на ежегодном исполнении оратории Генделя «Мессия», где присутствовала и королевская семья. «Вообразите действие 600 инструментов и 300 голосов, наилучшим образом соглашенных, — в огромной зале, при бесчисленном множестве слушателей, наблюдающих глубокое молчание! Какая величественная гармония! Какие трогательные арии! Гремящие хоры! Быстрые перемены чувств!», — восхищался путешественник.
Карамзин посетил лондонские суды и тюрьмы, вникая во все обстоятельства судопроизводства и содержания преступников. Отметил пользу суда присяжных, при котором жизнь человека зависит только от закона, а не от других людей. Затем он посетил больницу для умалишенных — Бедлам, которая заставила его задуматься о причинах безумия в нынешний век, безумия, которого не знали предшествующие эпохи.
Лондонский Тауэр, госпиталь в Гринвиче для престарелых моряков, собрания квакеров или других христианских сект, собор Святого Павла, Виндзорский парк, Биржа и Королевское общество, Британский музей, Вестминстер — ничего не осталось без внимания Карамзина. Хотя, по его собственному замечанию, «Лондон не имеет столько примечания достойных вещей, как Париж».
Если судить по «Письмам русского путешественника», то путешественник покинул Лондон в сентябре (конкретной даты Карамзин не приводит). Но по бесспорным документальным свидетельствам, Николай Карамзин вернулся в Петербург 15 июля 1790 года.
ОБРАЗ ФРАНЦУЗА В «ПИСЬМАХ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н.М. КАРАМЗИНА
Влияние французской культуры в XVIII–XIX веках на мировую культуру было преобладающим, не избежала этого влияние и русская культура, которая вплоть до Отечественной войны 1812 года была подвержена галломании. Упоминание об этом хранит художественная литература, например в произведении А.С. Пушкина «Рославлев» отмечено, что «Подражание французскому тону времен Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами» [4, с.432].
Николай Михайлович Карамзин путешествовал по Европе с 1789 по 1790 годы и составил дневник этих путешествий, что имеет особую ценность как для его современников, так и потомков. Сам автор объясняет важность своего труда следующим образом: «Наши соотечественники давно путешествуют по чужим странам, но до сих пор никто из них не делал этого с пером в руке» [3, с.15]. Для последующих поколений это бесценный исторический и культурный материал. В кратком предисловии к «Письмам русского путешественника» автор указывает на особый стиль и слог, свойственный путешественнику:
«Пестрота, неровность в слоге есть следствие различных предметов, которые действовали на душу молодого, неопытного русского путешественника: он сказывал…что он видел, слышал, чувствовал, думал, - не в тишине кабинета, а где и как случалось, дорогою, на лоскутках, карандашом» [2, с.27]. В Письмах встречается описание Германии, Швейцарии, Франции, Англии. Их государственное устройство, история городов, материальные памятники культуры. «Письма русского путешественника» - явление важное в русской литературной традиции XVIII века. Поскольку они написаны в просветительской традиции. Историк сообщает множество сведений, фактов, знакомит широкий круг русского читателя и обывателя с Западом.
Особо ценные описания с точки зрения культурологии – это описания характерных черт европейцев: «…если одни словом надлежало означить народное свойство англичан – я назвал бы их угрюмыми, как французов – легкомысленными, итальянцев – коварными…» [2, с. 523]. Особое место на страницах сочинения занимает Франция и происходившая на глазах путешественника революция. Мы полагаем, что образ француза представляет особый интерес в русской культуре, с одной стороны – это идеализированный образ просвещенного француза, это галломания в русской культуре, с другой стороны – это разочарование во Франции, связанное с французской революцией 1789 года и Отечественной войной 1812 года. Впечатления русского путешественника о французах всегда будут вызывать научный и обывательский интерес.
Список литературы
2. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Повести. М.: Правда, 1980. С.25 - 531
3 .Макагоненко Г.П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Повести. М.: Правда, 1980. С. 3-25
4 .Пушкин А.С. Рославлев // А.С. Пушкин Избранные сочинения. М.: «Художественная литература», 1978. С. 429 -438
Читайте также: