Первоначально неделей называли день отдыха
В Древней Руси, с момента Крещения в 988 году, использовался Византийский календарь. Он совпадал с Юлианским календарём, отличаясь лишь названиями месяцев, переведёнными с латыни на греческий язык.
Название месяцев в Византийском календаре:
- Януариус (от имени Януса — бога открытых дверей; месяц открывающий год)
- Фебруариус (от слова februm — очищение; месяц покаяния, очищения, поклонения мертвым)
- Мартиус (от имени бога войны — Марса)
- Априлис (от слова «aperire» — раскрывать; месяц (раскрывающихся на деревьях почек)
- Маиус (от имени богини Майи)
- Июниус (от имени богини Юноны)
- Июлиус (в честь Юлия Цезаря)
- Аугустус (в честь императора Августа)
- Септембер (седьмой то порядку, считая началом года не январь, а март)
- Октобер (восьмой)
- Новембер (девятый)
- Децембер (десятый)
На Руси латинские имена приобрели русифицированную форму, но в некоторых, наиболее ранних источниках они встречаются и в форме, приближающейся к латинскому прообразу:
Январь: Енуар, Генуар,Генварь; Февраль: Фебруар, Февруар; Апрель: Априль; Июнь: Иуний; Июль: Иулий; Август: Аугуст; Сентябрь: Сепптеврий, Сентямбрь, Септябрь; Октябрь: Октомбрий, Охтоврий; Ноябрь: Новембрий; Декабрь: Декембрий.
Срочно.
Отметьте верные объяснения происхождения слов: А) Солдат - происходит от слова "соль", так как в старину за военную службу платили солью. Б) Неделя - происходит от слов "не делать", так как первоначально "неделей" называли день отдыха. В) Копыто - происходит от глагола "копать", то есть первоначально копыто - "то, чем копают, роют землю". Г) Шевелюра - происходит от глагола "шевелить", так как волосы на голове - "то, что шевелится". Д) Салат - происходит от слова "сало", поскольку в прежние времена в салаты часто добавлялось сало. Пожалуйста, очень нужно.
Реформа Ивана III
В 1492 году Ивана III официально перенес начало года на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет.
Для перевода даты Нашей эры в дату Византийской эры необходимо с января по август к текущему году добавлять 5508 лет, а с сентября по декабрь — 5509 лет. 14 сентября 2019 года по григорианскому календарю наступил новый 7528 год «от сотворения мира».
Когда появилась семидневная неделя?
Об интересном-
ИЗ ИНТЕРНЕТА
.
Когда появилась семидневная неделя?
Произошло это в Древнем Вавилоне около двух тысяч лет до н.э. Вавилоняне называли число «семь» священным. Связано это с тем, что им были известны только семь небесных светил, т. е. планет, в чью честь как раз и были названы все дни недели. Однако имена им давали не просто так, был особый способ. Сутки в Древнем Вавилоне, как и сейчас, делились на 24 часа, при этом каждый час принадлежал одной из планет. Дни получали свои имена в зависимости от того, какая планета покровительствовала его первому часу. Так, современная суббота была названа в честь Сатурна, воскресенье — в честь Солнца, понедельник был днем Луны, вторник принадлежал Марсу, среда — Меркурию, четверг — Юпитеру, а пятница была под покровительством Венеры.
Во время вавилонского пленения(6 век до н.э.) евреи переняли семидневную неделю и возвратясь из плена передали другим народам- грекам, римлянам, арабам.
4-я заповедь гласит:
"Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его."
Во многих европейских языках до сих пор сохранились названия дней недели, которые придумали им еще в Древнем Вавилоне. Например, в Италии и Испании названия планет остались у пяти дней (с понедельника по пятницу). В немецком и английском воскресенье продолжает быть днем Солнца — Sunday и Sonnatag, а понедельник — днем Луны — Montag, Monday.
По другому обстоят дела у славян. В древнерусском языке использовали слово «седмица» в значении недели, а само слово «неделя» являлось одним из дней седмицы, современным воскресеньем. Причем, назвали его так, поскольку в этот день было принято ничего не делать. Интересно, что большинство славянских языков сохранили это название для одного дня. Например, в украинском воскресенье — это «Неділя», в болгарском — «Неделя», в чешском — «Nedele», в польском «Niedziela». Соответственно, понедельник был назван так, поскольку он следует после недели, вторник — второй день после недели и так далее. Суббота же происходит от древнееврейского слова «саббат» (шаббат), что означает «отдых, покой»(с понедельника по пятницу- день 1-й-2-3;среда- ревии, т.е. середина; 5-6й)
Понедельник — день тяжелый?
Какой день недели первый? В Израиле — это воскресенье. Точно также считали в Древнем Риме, но только до II века н.э. Затем император Адриан запретил отдыхать по субботам,
(после разгромы второго восстания, изгнания евреев и переименования провинции Иудея-
в Палестину)и этот день перенесли на воскресенье. В 321 году римский император Константин узаконил воскресенье как еженедельный государственный праздник. Так воскресенье уступило свое первенство понедельнику. Поэтому теперь в большинстве стран недельный ритм начинается именно с понедельника. Однако с точки зрения астрологии, в Израиле поступают верно, что начинают рабочую неделю с воскресенья. Это день под покровительством Солнца, которое придает больше бодрости и энергии. Поэтому приступать к работе в воскресенье намного легче нежели в понедельник, день непостоянный Луны. Может быть поэтому и возникла русская пословица — «Понедельник — день тяжелый».
Появление понятия «неделя»
В праславянском языке существовало слово nedela, означавшее нерабочий день. По мнению некоторых исследователей, оно было заимствовано из древнегреческого языка, по другим данным – из латыни.
В древней Руси повторяющийся семидневный период назывался седмицей, и она завершалась днем, в который полагалось отдыхать – неделей. Поэтому последующий день назвали понедельником. В дореволюционной России, как и во многих других государствах, начало недели приходилось на воскресенье. Официальный статус первого дня понедельник приобрел во времена СССР.
Интересный факт: в других славянских языках понятие неделя известно в своем изначальном значении седьмого нерабочего дня. Однокоренные слова, обозначающие выходной день содержатся, в частности, в современных украинском и белорусском языках.Как же получилось так, что в русском языке словом, обозначающем день отдыха, стали называть период времени? Очевидно, было принято вести отсчет времени от выходного дня, называемого неделей, до следующей недели – «от недели до недели». Так, в давние времена, название одного дня могло перейти на весь временной интервал в 7 дней. Упоминания недели в качестве обозначения периода времени встречается уже в 1057 году в тексте Остромирова Евангелия.
Интересный факт: в церковнославянском языке семидневные циклы, как и в давние времена, называют седмицами, а воскресный день обозначается словом неделя. При этом началом седмицы считается именно воскресенье. Такая терминология применяется в расписаниях богослужений и церковных календарях. Соответственно, прилагательное «недельный» в этом контексте будет обозначать «воскресный».Отметьте верные объяснения происхождения слов:
А) Солдат - происходит от слова "соль", так как в старину за военную службу платили солью.
Б) Неделя - происходит от слов "не делать", так как первоначально "неделей" называли день отдыха.
В) Копыто - происходит от глагола "копать", то есть первоначально копыто - "то, чем копают, роют землю".
Г) Шевелюра - происходит от глагола "шевелить", так как волосы на голове - "то, что шевелится".
Д) Салат - происходит от слова "сало", поскольку в прежние времена в салаты часто добавлялось сало.
Пожалуйста, очень нужно.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Переход на Григорианский календарь
До октября 1917 года Россия жила по Юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран, которые использовали Григорианский календарь, на 13 дней.
Большевики с приходом к власти провели реформу календаря.
1918 год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней, т.к. согласно реформе календаря за 31 января предыдущего года следовало сразу 14 февраля.
Распространение
В большинстве современных календарей, включая Григорианский календарь и те, которые не основаны на иудео-христианском счислении времени, неделя включает 7 дней, что делает её самой большой общепринятой единицей времени, содержащей точное количество дней. Хотя неделя не имеет прямой астрономической основы, она широко используется как единица времени. Можно считать, что недели образуют независимый календарь, используемый одновременно с различными другими календарями.
Существуют, однако, некоторые календари, разработанные так, чтобы каждая дата всегда попадала на один и тот же день недели каждый год. Этого можно добиться, если сделать неделю зависимой от года, при этом несколько дней в году не относятся ни к одной неделе. Так, например, предложенный Всемирный календарь содержит 52 недели плюс 1 или 2 дня, а Французский революционный календарь состоит из 36 недель по 10 дней и 5 или 6 дополнительных дней. Год также может зависеть от недели, так, в бывшем Исландском календаре было 52 или 53 недели.
Древние египтяне использовали десятидневные недели (декады).
У древних майя неделя состояла из 13 дней; ими применялась и 20-дневная неделя (обе в календаре Цолькин).
Семидневная неделя впервые вошла в употребление на Древнем Востоке (в Вавилоне) [7] . В I веке ею стали пользоваться в Риме, откуда она распространилась по всей Западной Европе.
Благодаря европейской колонизации и последующей глобализации, 7-дневная неделя стала применяться повсеместно, даже в тех культурах, у которых ранее не было такой единицы времени.
Этимология слова суббота
Официальное научное объяснение слова «суббота» имеет различное происхождение, хотя основной является версия иудейского происхождения слова «суббота».
«Еврейское слово шабба;т (ивр. ;;;;;;; шаба;т) связано с корнем швт — «покоиться», «прекращаться», «воздерживаться»; в иудаизме — суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
Еврейское название для субботы через латинское или греческое посредство вместе с христианством распространилось в Римской империи и по всей Европе. От ср.-греч. ;;;;;;;; и ср.-лат. sabbatum происходит русское и все славянские названия субботы: (чешский, словацкий, польский, словенский языки — sobota; белорусский, сербский, украинский — субота).
Той же традиции следуют романские языки: итальянский — sabato, французский — samedi, испанский и португальский — s;bado, румынский — s;mb;t;. Аналогично происхождение слова в чувашском — Ш;маткун (день "ш;мат": ш;мат, кун [день]), армянский — (;;;;; — шабат;), грузинский (;;;;;; — шабати) и таджикский (шанбе) языках.
Первоначально у древних римлян этот день был посвящён Сатурну, отсюда происходит название этого дня в некоторых европейских языках.
В Европе ассоциация дней семидневной недели с семью классическими планетами, восходит, возможно, к эллинскому периоду. В Римской империи между I и III столетиями эта традиция укоренилась, постепенно заменив восьмидневную римскую неделю семидневной восточной. Ассоциация дней недели с соответствующим божеством является, таким образом, косвенной, дни названы по имени планет, которые были, в свою очередь, названы по имени божеств.
Таким образом, латинским именем для субботы было dies Saturni («День Сатурна»), которое вошло в древнеанглийский язык как Saeternesdaeg (в современном английском — Saturday). В германских диалектах Вестфалии, Нижней Саксонии, и в восточнофризском языке, где было сильным латинское влияние, суббота именуется Satertag, что также родственно голландскому Zaterdag.
Кельтские языки также называют этот день в честь Сатурна: ирландский — Satharn или dia Sathuirn, шотландский гэльский язык — Disathairne, валлийский — dydd Sadwrn, бретонский — Sadorn илиdisadorn.
Основанное на китайском корейское слово для обозначения субботы ;;; (то-йо-ил — «день земли») или, от присоединения китайского иероглифа ; — «земля», но также весома отсылка к иероглифам ;; (To-Sung ;;), что означает «Сатурн».
«Суббота» в буквальном переводе с японского, — «день земли», (;;;).
В Индии суббота Шанивар, по имени Шани, ведийского бога, чьим проявлением является планета Сатурн. В Таиланде, суббота названа на языке пали, и также означает Сатурн как планету.
В скандинавских странах суббота называется l;rdag, l;rdag, или laurdag, имя происходит от староскандинавского слова laugr/laug — «купание», таким образом L;rdag — двусоставное слово, означающее «банный день». Это название, вероятно, появилось из-за традиции викингов купаться по субботам.
Суббота официально именуется Samstag во всех немецкоговорящих странах: исключительно в этом варианте используется в Австрии, Лихтенштейне, в немецкоязычной части Швейцарии, в южной и западной Германии. Слово происходит от древневерхненемецкого sambaztac, непосредственно происходящего из греческого ;;;;;;;, в свою очередь вытекающего из еврейского ;;; (Шаббат). Второе имя субботы в Германии — Sonnabend, которое происходит от древневерхненемецкого sunnunaband, и тесно связано с древнеанглийским sunnan;fen. Это слово буквально означает «Канун (дня) солнца», то есть, «День перед воскресеньем». Наименование Sonnabend используется в северной и восточной Германии, и даже являлось официальным названием субботы в ГДР.
В западнофризском языке есть также два слова для обозначения субботы: saterdei (день Сатурна) — на «лесном фризском» и sneon — на «глиноземельном фризском», второе получено из snjoen, слова составленного из древнефризского sunne — «солнце» и joen —«канун».
На современном языке маори название субботы, «Рахорои», буквально означает «день стирки» — остаток эпохи английской колонизации, когда новообращённые христиане-маори выделяли в субботу время, чтобы постирать своё бельё и одежду для воскресного посещения церкви. Общее альтернативное имя у маори для именования субботы — «Хатареи».» [ВП].
«Суббота - лицо Сатурна однозначно проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.). Русское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых". В этом смысле с Шаббатом удачно перекликается одно из астрологических значений Сатурна – неподвижность, концентрация. Интересно, что славянские языки, ни с того ни с сего, единодушны с латинскими, их суббота тоже родом от "Шаббата". Lauantai (фин.), L;rdag(шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения", откуда мы узнаём, что раз в неделю древние мылись обязательно. На хинди суббота - День Сатурна.» [1].
«Любопытно, что само слово "неделя" калька с греческого apracos, т.е. не-делающий, не-дельный, праздный.» [1]
Совсем не так.
Apracos > nаprasnj/prazdnj – напрасный/праздный (слав.)(проп. n, редукция s/c; редукция z/c, пропуск d)
Существует 3 версии этимологии слова «суббота»:
1. от еврейского слова шаббат
2. от имени бога Сатурна
3. день омовения
В славянской трактовке слово «суббота» означает «собирать баню» и это наиболее достоверный ответ по данному вопросу. Ибо после трудовой недели славяне, да и другие европейские народы производили омовение, ходили в баню, стирали.
суббота – Shabbath > sobirat-banja – собирать баню (слав.)(ред. s/sh, замена n/th), срав. bath – баня (англ.)
Отсюда удвоение b.
Таким образом, у евреев шаббат – день отдыха, ничегонеделания (неделька по-русски), а у славян – день омовения, баня. И кто у кого заимствовал слово шаббат вполне понятно.
Слово шаббат заимствовано в древнееврейский из праславянского языка.
Странным является сопоставление бога Сатурна с субботой, если не принять во внимание лингвистическое фонетическое искажение имени Сатурн. Сравните Saturn > stiranj – стирание (слав.). Тем более, что у скандинавов название субботы происходит от слова «омовение» от древненемецким Laugardagr > pleskanj denek – плескания денёк (слав.)(пропуск p, n, редукция k/g).
Интересно отметить, что в Древнем Риме праздновались Сатурналии, связанные с богом Сатурном, но эти праздники не были связаны конкретно с субботой.
«Сатурналии (лат. Saturnalia), в Древнем Риме ежегодные празднества в честь Сатурна. Справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния. Сопровождались карнавалом, во время которого рабы «уравнивались» с господами и даже обслуживались ими, бедным гражданам раздавались деньги. Ритуал С., включая обычай делать друг другу подарки, сохранился в обрядах христианского праздника рождества» [БСЭ]
Однако есть одно обстоятельство, которое может пролить свет на связь имени Сатурна с субботой. Во время праздника Сатурналий выбирали временного царя, которому давали все прерогативы официального царя на короткий срок, после чего временного царя убивали. Вероятнее всего этот обычай был связан с очищением, наподобие известного обычая «козла отпущения», а очищение связано с омовением, баней и это сближает имя Сатурна с субботой. Именно этот временной царь возможно и стал прообразом Иисуса Христа, если вспомнить, что Христа именовали царём иудейским из рода Давидова.
Известный этнограф Д. Фрэзер отмечает один любопытный обычай празднования Сатурналий у римлян, который имеет отдаленное сходство с современным карнавалом.
Он пишет следующее: “… в более ранннюю и более варварскую эпоху в местах существования культа Сатурна в Италии был повсеместно распространен обычай выбирать на роль Сатурна человека, который на протяжении сезона пользовался его прерогативами, после чего совершал самоубийство или находил смерть от ножа, огня или петли в качестве воплощения доброго бога, который дал миру жизнь. В Риме и других городах прогресс цивилизации задолго до эпохи Августа смягчил этот жестокий обычай и придал ему невинную форму, в которой он отражен у немногих классических авторов, удостоивших нас беглыми замечаниями о празднике царя Сатурналий. Но в отдаленных районах более древний и жестокий обычай на протяжении долгого времени мог оставаться в силе даже после завоевания Римом Италии (265 г. до н. э.), когда римские власти наложили запрет на этот варварский обычай, память о нём передавалась крестьянами из поколения в поколение, что (как это случается с самыми грубыми суевериями и в нашей собственной среде) приводило временами к его рецидивам” [4, 549].
Банный день у италиков
У италиков и славян суббота всегда была «банным днём».
Tabula Bantina – оскская табличка, где Bantina (оск.) > banja – tina - банный день (слав.)
Строительная тематика – излюбленная тема этрускологов.
Мною была проведена попытка перевести три списка осков с помощью славянских языков или вульгарной латыни. Вульгарная латынь позволяет переводить латинизированные оскские тексты. Текст из Помпей и Tabula Bantina я изучал долго, делал различные варианты переводов, но все безрезультатно. Наконец, я получил перевод, который меня совершенно потряс. Текст из Помпей и Tabula Bantina практически являются не юридическим документом, а описанием постройки бани и обрядом омовения.
Помпейский текст я озаглавил как «Постройка бани в г. Помпеи» а Tabula Bantina как «Банный день», что, кстати, видно из заголовка таблицы невооруженным глазом, если конечно читать его на народной латыни Ban-tina (банный день). Как известно, tina по этруски означает «день», впрочем, как и по-славянски.
При раскопках в г. Помпеи были обнаружены фрески эротического содержания, которые американские исследователи трактуют как настенную живопись публичных домов. Таких публичных домов в Помпее было множество.
Но случай сам по себе ничего не дает. Требуется сопоставление фактов в существующей проблеме.
Вот тогда и появился вопрос: почему увеселительные заведения, а не бани, например? Ведь город Помпея расположен у горы Везувий. И окрестности Везувия в древности, возможно, были богаты термальными источниками. Ведь это естественные бани, которые не требуют специального отопления !
Перечень банных комнат, которые существовали в римских банях подтвердили мои догадки.
frigidarius - холодная баня –фригидарий (лат.)/ fligi-tari - влажная тара - влажный или холодный зал (слав.)
tepidarius - теплая баня –тепидарий (лат.)/ tep[l]i-tar - теплая тара
caldarius - горячая баня- кальдарий (лат.)/ gar-tari - горячая тара (горячий зал).
В Помпеях существовал мясной рынок, который назывался малеллум. Смотрим перевод:
macellum - мацеллум (мясной рынок)/ mace-run – мясной рынок (слав.).
И все эти слова без усилий переводятся на славянский язык (народная латынь).
Таким образом, помпейские бани – это прообраз современных vip-саун.
Надпись из Помпеи
Оригинал [5]:
C*AARIDANS*C*EVTIVCAM*ПAAM
CEDEIIAU*ПVMAIIAV*TD*USTAA
MEN TVR*RERER*EUSAK*EUTIVCAR
C*CIUNIKIUS*MD*KCAUSSTVD*ПVMП
AIIS*TDUU;VM*EKAK*KVM BEN
NIEUS*TANCINVR*VПSANNAM
RERER*USURVM*ПDV8AT TER
Образец перевода этрускологами оскской надписи из г. Помпеи I век до н.э:
Оскский текст:
Транскрипция:
v;aadirans;v;eutiu vam;paam
vereiia;;p;mpaiianai;tr;istaa
men tud;de ded;e;sak;e;tiu vad
v;vi;nikiis;mr;kva;sstur;p;mpaiians
tr;;bum;e kak;k;m ben nie;s
tangi nud;;psan nam;
de ded;;s;dum;pr;fatted
«Вибий Адриан, сын Вибия, деньги, что он дал обществу молодежи города Помпеи, эти деньги В. Виникий, сын Мары, квестор помпейский, приказал потратить на строительство этого дома и утвердил это»
Перевод с помощью славянских языков:
Постройка бани в г. Помпеи
«Великий Адриан, великий явити вам баню, ввереную помпейцам. термальный источник именованный тут дело дедово. Её заключил, её дивную воду великий Виникий мастер, квестор помпейский, трибун, его как Куму (Лукумону) пчелы приносят, деньги надо. Написано нами дело дедово всюду одобрено»
v aadirans – великий Адриан
veutiu vam – великий явил вам
paam – баня
p;mpaiianai, p;mpaiians – помпейцы
vereiia; – ввереный
tr istaa – термо источник
men tud – именованный тут
de ded – дело дедово
e; sak – её заключил
e; tiu vad – ее дивную воду
v vi;nikiis – великий Виникий
mr –мастер
kva;sstur – квестор
tr;;bum – трибун
e kak – его как
k;m – Кум (Лукумон) - правитель
ben nie;s –пчелы приносят
tangi nud –деньги надо
;psan nam – описанный нами
;s;dum – всюду
pr;fatted – правится (одобрено)
Еще аналогия:
Транскрипция:
MARAS • STAIIS • BANTTIE •
LUСKIS • DEKITIS • MARAE
СIK TVRRAI • DVNUM • DED
«Марсу ставил Банный день.
Ручьи текати на маранные
щёки, отирания, дуновение делал.»
Ритуал омовения у осков статуи бога Марса.
Шабаш (от евр. Шаббат — суббота) — многозначное понятие:
1. Шабаш — тайные праздники и сборища нечистой силы.
2. Шабаш — отдых после работы (разговорное).
3. Шабаш — выходной день (устаревшее).
Слово шабаш связано с баней, но в средневековых поверьях слово «шабаш» получило понятие сборища ведьм и, очевидно, от того, что во время бани славяне хлестались берёзовыми вениками, а обнажённые женщины плескались с распущенными волосами как на картине Пластова. Откуда вполне понятно, почему обнажённые ведьмы с распущенными волосами летали на мётлах, которые ассоциируются с берёзовыми вениками.
Картина «Весна», Аркадий Пластов
Картина «После бани», Кароли Лотц
Очевидно, банные процедуры толковались средневековыми пастырями как идея распущенности и греховности, что и послужило рождению легенды о «сборищах ведьм» и процветанию антисанитарии в городах средневековой Европы.
картина «Святой Иаков и маг Гермоген»
На гравюре Питера Брейгеля Старшего «Святой Иаков и маг Гермоген» изображён шабаш ведьм.
Иногда библейское происхождение слов происходят от лукавого и не соответствуют действительности, а истинный смысл забывается под воздействием христианской идеологии.
СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
Содержание
Реформы, которых мы избежали
В 1939 году «Союз воинствующих безбожников» выступил с инициативой присвоить общепринятым названиям месяцев иные имена.
Предлагалось называть их так:
Советский революционный календарь
Советский революционный календарь действовал начиная с 1 октября 1929 года. Однако с 1 декабря 1931 года этот календарь был частично отменён. Окончательно возврат к традиционному календарю был осуществлён 26 июня 1940 года.
Был введён единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней и, соответственно, 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.
Неделя в СССР в 1929—1930 годах состояла из пяти дней.
Все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам:
- жёлтый
- розовый
- красный
- фиолетовый
- зелёный
Каждая группа имела свой собственный выходной (нерабочий) день в неделю (так называемая «непрерывка»). Несмотря на то, что выходных дней стало больше (один в пятидневку, вместо одного в семидневку ранее), эта реформа была непопулярна, так как значительно усложняла личную, общественную и семейную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов общества.
с 1 декабря 1931 года пятидневная неделя была заменена шестидневной неделей (так называемой шестидневкой) с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца.
Возврат к семидневной неделе произошёл 26 июня 1940 года. Первоначально (в 1940-е годы) неделя в СССР начиналась с воскресенья, в более поздние годы — с понедельника.
Дни недели
Воскресенье
Основная статья: ВоскресеньеУпотребление слова
Этимология
Почему неделя называется неделей?
Слово неделя, обозначающее общепринятый семидневный цикл, произошло от глагола делать, объединенного с частицей не. Изначально это понятие относилось к тому дню, в который полагалось не работать, отдыхать. В русском языке этим днем является воскресенье.
Реформа Петра I
Петр I реформировал календарь 20 декабря 7208 года. 1 января 1700 года был введён Юлианский календарь. С того момента государство стало исчислять время не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Если бы Петр I в свое время не реформировал календарь, и мы по сей день использовали Византийскую систему летоисчисления, то: 2020 года по Григорианскому календарю - соответствовал бы в России 7528 года от сотворения мира.
Почему в неделе именно 7 дней
Деление времени на семидневные периоды произошло очень давно. Упоминания о семидневной неделе встречаются в исторических документах, относящихся к Древнему Вавилону (примерно 2 тысячи лет до н. э.). Такое исчисление применялось на Древнем Востоке.
Интересно: Почему слова «мать», «брат» и тому подобные звучат похоже во многих языках?Исторические данные связывают 7-дневные циклы с фазами луны, в соответствии с которыми проводились жертвоприношения. В юлианском календаре такое времяисчисление было официально закреплено в период реформ Юлия Цезаря в первом веке. В дальнейшем, в периоды колонизации и всемирной интеграции, разделение на семидневные периоды распространилось по всему миру.
Согласно астрономической версии происхождение 7-дневной недели может быть связано с изменением фаз Луны. Продолжительность лунного цикла составляет 28 дней. Этот период включает четыре фазы, каждая длительностью 7 дней. Наблюдения за изменениями внешнего вида Луны могли привести к соответствующей циклической системе исчисления времени.
Интересный факт: считается, что впервые семидневная неделя упомянута в Книге бытия. Согласно библейскому тексту шесть дней ушло на сотворение мира Богом, а седьмой день стал днем отдыха. При этом первые шесть дней обозначаются обычными порядковыми числительными: «день первый» и так далее. Такая простая система была взята за основу в названиях дней недели во многих языках: иврите, греческом, латыни, арабском, персидском и других.Неделя и дни недели
В России с древнейших пор, неделя складывалась из семи суток - "седмица". Вместо " воскресенья " в древне-русских документах употреблялось обычно слово "день недельный" и наряду с ним просто "неделя", т. е. день отдыха, свободный от всякого дела. С воскресного дня термин "неделя", был перенесен затем на весь семидневный период. Понедельник , как показывает самое название, это - день, идущий непосредственно после воскресенья или недели. Вторник - второй по счету день вслед за воскресеньем. Среда (середа) - середина недели (в смысле семидневного периода). Четверг и пятница ("часто встречающиеся в источниках в форме "четверток" и "пяток") - это дни, занимающее четвертое и пятое порядковые места, считая от воскресенья. Некоторым своеобразием отличается название " суббота ", которое происходит от еврейского слова "сабат" (шабаш), т. е. конец (семидневки), покой.
Источник: Л.Черепнин "Русская хронология"
При этом параллельно существовало два календарных стиля:
- мартовский , согласно которому Новый год приходился на 1 марта
- сентябрьский , с Новым годом, наступающим 1 сентября
Календарные особенности недели
В России и ряде других стран согласно международному стандарту отсчет первой недели года ведется от недели, содержащей первый четверг. Исходя из этого все недели года полные, т. е. содержат 7 дней. При этом дни с 29 по 31 декабря могут относиться к календарной неделе следующего года, а 1–3 января могут, напротив, быть частью недели предшествующего года. В году может быть 52 или 53 недели.
Иной системы придерживаются в США и Канаде. Там днем отсчета первой календарной недели в году является 1 января. Поэтому недели в начале и конце года чаще всего неполные. Их количество всегда равно 53, за исключением случаев, когда в високосном году 31 декабря приходится на воскресенье. Тогда этот день является единственным в 54-й неделе. Интересно то, что в этих и некоторых других странах неделя начинается с воскресенья.
Интересно: Почему воскресенье называется воскресеньем? Причины, фото и видеоТаким образом, слово неделя в значении семидневного цикла присутствует именно в русском языке. Произошло оно от праславянского nedela, означавшего день отдыха, в который не надо было ничего делать. Нет точных данных, с какого времени это слово приобрело именно такое значение. Но Остромирово Евангелие содержит упоминание о неделе как о единице исчисления времени, относящееся к 1057 году.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Семь братьев
Нетрудно догадаться, что в стихотворении речь идёт о днях недели: понедельник, вторник, среда и т.д. Но почему они так называются? Об этом и поговорим.
Почему в неделе семь дней, а, например, не шесть или восемь? С астрономической точки зрения семь дней соответствуют семи известным с древности небесным светилам: воскресенье — Солнцу, понедельник — Луне, вторник — Марсу, среда — Меркурию, четверг — Юпитеру, пятница — Венере и суббота — Сатурну. Семидневная неделя впервые была введена в странах Древнего Востока. Но есть и другое, религиозное, объяснение: семидневный цикл связан с сотворением мира. Бог, создав мир за шесть дней, седьмой определил для отдыха.
Старое значение слова неделя объясняет название первого дня семидневного цикла. Понедельник — день, следующий за неделей. Приставка по равнозначна предлогу после. Понедельник буквально означает «после недели», то есть после выходного дня. Начинать рабочую неделю порой бывает нелегко, поэтому в народе говорят: понедельник — день тяжёлый.
Называть отдельные дни недели по порядковому номеру славяне начали вслед за византийцами. Вторник — второй день недели.
Слово среда заимствовано из старославянского языка. Ему соответствовало русское середа. Оба названия указывают на средний день недели и имеют общий корень со словами середина и сердце. Но разве среда — середина или «сердцевина» недели? Нет! Посередине семидневки находится четвёртый день — четверг. Тогда почему третий день недели называется средой? Это объясняется византийской традицией: началом недели у византийцев считалось воскресенье. К тому же и по церковному обычаю неделя начиналась с недели, то есть с воскресенья. При таком отсчёте среда оказывалась как раз посередине. «Нарушение» порядкового счёта дней отмечено в русской пословице: затесалась середа промеж вторника да четверга!
Порядковый счёт отражён в названии следующего дня недели — четверга. Существительное четверг образовалось от общеславянского слова четверток, производного от четвёртый. Именно четверг находится посередине семидневки.
В русском языке есть устойчивое выражение: после дождичка в четверг, то есть неизвестно когда. Откуда пошла эта поговорка? Наши далёкие предки поклонялись языческим богам. В четверг — день бога грома и молнии Перуна — славяне обращались к нему с мольбами о дожде, особенно во время засухи. Часто их просьбы оставались неисполненными — дождя не было. С тех пор выражение после дождичка в четверг стали применять ко всему несбыточному, к тому, что неизвестно когда исполнится.
В Древней Руси пятый день недели называли по-разному: пятница, пяток, Параскева Пятница. В переводе с греческого Параскева — «приготовление, подготовка, канун субботы». Но это ещё и имя святой, в честь которой строились часовни и церкви. Святая Параскева стала олицетворением пятницы. Она пользовалась большим почитанием у славян как покровительница полей, скота, воды. Люди верили, что она охраняла семейное благополучие, исцеляла от болезней, покровительствовала торговле.
Слово пятница встречается в поговорках: из-под пятницы суббота — тем самым хотят сказать, что из-под верхней одежды видна нижняя; семь пятниц на неделе — так говорят о том, кто часто и легко меняет свои решения, намерения. Последнее выражение связано с историей русского быта. В далёкие времена пятница была базарным днём. В пятницу исполняли торговые обязательства: получали товар и обещали в следующий базарный день отдать за него деньги. И наоборот, отдавали деньги, а взамен получали обещание привезти в следующую пятницу заказанный товар. Когда человек не исполнял своих обещаний, о нём говорили: у него семь пятниц на неделе.
Шестой день недели — суббота. Слово происходит от древнееврейского шаббат — «отдых, покой», вместе с христианством распространившегося по всей Европе. Такое название объясняется церковной традицией, согласно которой суббота — седьмой, нерабочий день недели. Когда-то в школах и семинариях в обиходе было слово субботки (в старой орфографии суботки) — наказание для провинившихся учеников — по субботам их секли розгами. Поэтому школьники молили: только бы перенёс Бог через субботу!
Неделя заканчивается воскресеньем. Этот день получил своё название в честь воскресения из мёртвых Иисуса Христа после его распятия. Позднее так стали именовать седьмой, нерабочий день каждой недели. Воскресенье сменило прежнее название — неделя. Это день, когда можно отдохнуть от дел, погулять, развлечься. В русском фольклоре его называли золотым:
Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста
Золотая верста.
Неделя
Читайте также: