Первое посольство из империи хань прибыло в рим
Китай в период Второй династии Хань
Торговля китайцев с разными народами
Внешний мир в конце I — начале II в. н. э. обратил внимание на Ханьскую империю. Об этом свидетельствуют обширные торговые связи Китая. Подчинение северного Вьетнама, через который проходил торговый путь в Индию, открывало для Китая возможность установления более регулярных связей с западными странами по южному пути. Здесь же проходил морской путь, ведущий в Индию и дальше на запад, вплоть до Римской империи.
Следует упомянуть, что торговые связи Китая с Римской империей по южному пути завязались еще в последние десятилетия до н. э. Под 166 г. китайские источники сообщают о прибытии в Лоян первого посольства из Рима. Оживленная торговля велась по «великому шелковому пути». Как и в I в. до н. э., особенное развитие получили торговые и культурные связи Китая со Средней Азией.
Чем же торговали китайцы? Китайские торговцы везли на запад шелк, керамику, изделия из железа и лака. Через Бактрию и Парфию китайские товары проникали в Римскую империю. Иностранные купцы доставляли в Китай мулов, лошадей, верблюдов, шерстяные вещи, ковры, кожу, стекло, драгоценные камни, художественные изделия, виноград, гранаты, шафран, люцерну.
Империя Младших Хань занимала ведущее место в мировой торговле рабами. В биографии одного из помощников наместника Западного края, помещенной в «Истории Младшей династии Хань», имеются указания, что в это время в Китай привозили рабов с запада. Рабов приобретали и у пограничных северо-восточных племен. Так, по данным того же источника, в Лоян неоднократно прибывали торговцы с рабами и другими товарами из племен ухуань. Имеются сведения о привозе в это время рабов и из Японии.
Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0
Посольства и поездки
Экспедиция из Бан Чао
«Его [римская] территория простирается на несколько тысяч ли [а ли составляет около полукилометра] и насчитывает более 400 городов, обнесенных стеной. Внешние стены городов сделаны из камня. Они открыли почтовые отделения. [. ] Есть также сосны и кипарисы »(Хоу Ханьшу).
Кроме того, он описывает, возможно, приемных императоров (но, возможно, имелись в виду и консулы) императоров Нервы или Траяна , появление римлян и их произведений:
«Что касается правителя, то он не постоянное учреждение, но выбирается самый благородный человек. […] Люди в этой стране высокие и имеют правильные черты лица. Они похожи на китайцев, поэтому страна называется Да Цинь («великий» Цинь). [. ] Земля производит много золота, серебра и редких камней, включая камень, который светится ночью. […] Они шьют ткани, расшитые золотой нитью, для изготовления гобеленов и разноцветных дамасок, и они делают ткань золотого цвета и ткань, которую «стирают в огне» ( асбест ) »(Хоу Ханьшу).
Наконец, он правильно описывает Римскую империю как главную экономическую державу в западной части Евразии:
«Все прекрасные и редкие вещи зарубежных стран происходят из этой страны» (Хоу Ханьшу).
Путешествие на восток от Маэса Тициана
Первым древним путешественником из римско-эллинистической культурной области, который продвинулся по Шелковому пути из средиземноморского мира на Дальний Восток, был, насколько засвидетельствовано ( Клавдий Птолемей , Geographika 1,11,7), купец Маэс (Maesius ?) Тициан. Примерно в 100 году нашей эры, во время перерыва в постоянно разгорающихся битвах между Римом и парфянами, его группа достигла знаменитого каменного города Ташкурган на Памире , на крайнем западе Китая. Птолемей, единственный источник, также вкратце отмечает, что Тициан не попал в «землю Серера», а послал туда людей.
Первое римское «посольство»
С расширением Римской империи на Ближний Восток во 2 веке нашей эры у римлян появилась возможность еще больше расширить мореплавание и торговлю в Индийском океане . На побережье Индии были раскопаны несколько портов, содержащих римские товары, которые были доставлены туда в рамках индийской торговли . Римские солдаты дислоцировались в Аравии и на островах Персидского залива для наблюдения за торговлей с востоком.
Сказанные римляне пришли с юга (отсюда, вероятно, через море) и вошли в Китай через Цзинань или Тонкинскую границу . Еще один факт, свидетельствующий о том, что посольство прибыло в Китай морем, заключается в том, что в то время в Аньси ( Парфия ) свирепствовала чума . В качестве подарков римляне принесли рога носорога, слоновую кость и панцирь черепахи, которые они, вероятно, ранее приобрели в Южной Азии. Китайский писец жалуется, что среди подарков не было драгоценных камней, и подозревает, что они были задержаны послами. Скудность даров и полное отсутствие упоминания миссии в римских источниках наводит на мысль, что посольство на самом деле, вероятно, не было официальным. Возможно, некоторые (сирийские?) Торговцы использовали название якобы господской миссии для получения более высоких прибылей. Примерно в то же время, возможно, через это посольство, китайцы приобрели у римлян трактат по астрономии .
Существование Китая было ясно известно римским картографам того времени, так как название и местоположение Китая указаны в « Географии» Птолемея (возникшей около 150 г. н.э.). На карте Китай расположен за Золотым полуостровом Херсонес, который относится к полуострову Юго-Восточная Азия. На карте Китай расположен на Великой синусе («Великий залив»), что, вероятно, соответствует известным в то время районам Китайского моря ; однако Птолемей показывает, что он смотрит на юго-восток, а не на северо-восток. Начиная со II века, через Индийский океан велась обширная торговля . В Индии и Шри-Ланке многие торговые порты, связанные с римскими общинами, были обнаружены на маршруте, выбранном римской миссией.
Другие римские "посольства"
Однако, как и в случае с «посольством» 166 г., возникло подозрение, что рассматриваемые римляне были не дипломатами, а частными купцами, которые просто указывали, кто правил Римской империей во время их отъезда . Неясно, представлялись ли они послами империи. Несомненно то, что китайские источники рассматривали их как официальных посланников римлян, возможно, чтобы увеличить славу своей империи.
Что древние римляне знали о Китае?
Римская Империя и Империя Хань в Китае достигли расцвета практически одновременно, в первом веке нашей эры. Безусловно, эти две сверхдержавы того времени знали о существовании друг друга. В Рим из Китая уже несколько веков возили шёлк, поэтому римляне называли Китай «Серес», от латинского названия шёлка — «serica». Первое упоминание шёлка в римских источниках относится к 64 г. до н.э., через полвека после открытия Великого шёлкового пути. Но поскольку между этими странами лежали могущественные державы, такие как Парфия и Кушанское царство, враждебные Римской Империи, прямые контакты по суше между Римом и Китаем были невозможны.
Великий шелковый путь Великий шелковый путьКроме того, географически эти две великие цивилизации располагались на противоположных концах Евразии, их разделяли пустыни и горные массивы. Путь по морю также был очень длинный и трудный, к тому же толком не разведанный. Однако, регулярная торговля Рима с Китаем в первом веке н.э. велась в том числе и морским путём, через посредников, которыми стали зависимые от Китая царства в Юго-Восточной Азии — Цзяочжи и Фунань.
Китай на карте Птолемея, II в. н.э. Китай на карте Птолемея, II в. н.э.О торговле с Китаем писал ещё Плиний Старший. Птолемей приводит в своих записях название перевалочного пункта в дельте реки Меконг — гавань Каттигара. А римский историк Луций Анней Флор описывает китайское посольство, прибывшее к Октавиану Августу. Он пишет, что послы провели в пути четыре года. В свою очередь, римляне также отправляли посольства в далёкий Китай. Первое из них, о котором дошли хоть какие-то сведения, было послано императором Антонием Пием в 161 году н.э. Добрались римские послы до Китая в 166 году и были приняты китайским императором. Регулярного обмена посольствами при таких расстояниях и продолжительности пути, разумеется, быть не могло. Но единичные контакты на высшем официальном уровне продолжались. Китайские источники упоминают римских послов, прибывавших к императорскому двору в 230-м и 284 годах н.э.
Таможенный пункт на Великом шёлковом пути. Китай, Дуньхуан. Таможенный пункт на Великом шёлковом пути. Китай, Дуньхуан.Рим китайцы называли «Дацинь», контакты с ним на постоянной основе возобновились в начале VII в. н.э. Китайцы, у которых успела смениться династия, при этом узнали, что с Римом за прошедшие века также произошли серьёзные перемены. Византийскую Империю они стали называть «Фулинь», первое посольство из Византии добралось до китайского города Чанъань в 643 году.
Шёлковая ткань с византийской вышивкой. VIII в. н.э. Шёлковая ткань с византийской вышивкой. VIII в. н.э.Увы, сведений из римских источников об этих дипломатических контактах с Китаем не сохранилось. Кроме того, римляне вообще мало интересовались китайским государством, народом и культурой. Шёлк покупали, разные редкости и диковинки — тоже. Но Китай был слишком далеко от границ Рима, чтобы представлять военную угрозу или быть союзником. Прямой торговли на регулярной основе также не получалось, слишком много было на пути стран и народов, заинтересованных в посредничестве. Поэтому обычно китайские товары доходили до Рима через несколько перекупщиков.
Конница Хунну против римских легионеров в представлении современного художника. Конница Хунну против римских легионеров в представлении современного художника.Есть также недостоверные сведения об одном военном столкновении между некоей римской частью численностью около сотни пехотинцев, оказавшейся в районе Туркестана, с китайской армией. Предполагается, что кто-то из легионеров Красса попал в плен к парфянам и был отправлен на восточную границу, для поселения в районе Маргиана (современный Мерв). Прямых подтверждений этому нет, но теоретически вполне можно такое представить. Но этот случай был единичен и на отношения между Древним Римом и Китаем никак не повлиял.
Какие контакты были между Китаем и Римской империей
За два столетия до и после нашей эры два величайших государства на восточной и западной сторонах Евразии стояли бок о бок в период могущества династии Хань и Римской империи. Экспансия в западные регионы во время династии Хань и расширение Римской империи в восточном Средиземноморье заставили две империи «говорить друг о друге» и способствовали исследованию друг друга двумя империями.
От «Хоуханшу» до «Цзиньшу», «Вэйшу» и «Северной истории» описание Великого царства Цинь в основном схоже, что указывает на то, что в течение пяти-шестисот лет от династии Хань до Северных династий, было большое царство Цинь - Римская империя. В китайских летописях Римская империя называлась Великой Цинь и была единственной державой, о которой китайцы писали как равной Китайской империи или даже более великой.
Карта контактов Китая с Средизеноморьем Карта контактов Китая с СредизеноморьемВ 97 году нашей эры император Гань Ин из династии Восточная Хань впервые отправился из столицы - Лояна на территорию Римской империи. Однако, когда он собирался пересечь море в столицу Римской империи, его отговорили остальные люди, и он не смог совершить путешествие. Тем не менее, Гань Инь был первым китайцем в учебниках истории, достигшим Персидского залива.
Три года спустя купцы Римской империи прибыли в Лоян, столицу династии Восточная Хань, и начали первую поездку из 5 поездок в Китай в следующие полтора века.
Римская империя несколько раз отправляла посланников в Китай, дважды во времена династии Восточная Хань, один раз в период Троецарствия и дважды во времена Западной династии Цзинь. Четверо из них отправились в Лоян, а один - в Вуду.
Карта Индии Карта ИндииВ 100 году нашей эры регион Македония под властью Римской империи отправил послов в Лоян, столицу династии Восточная Хань, чтобы вручить дары Хань и Императору. Хань и Император ласково отнеслись к посланникам и вручили золотую ленту высшей награды представителям страны. Они выразили большую искренность в дипломатических отношениях. Это также самое раннее свидетельство общения между Римской империей и китайскими посланниками.
Стоит отметить, что не только китайские исторические материалы зафиксировали первое столкновение Рима и Китая, но и западная литература.
Описания в китайской литературе не являются просто словами, древнегреческие и римские записи могут подтвердить это. Во втором веке нашей эры греческий географ Птолемей упомянул в своей книге «География», что тот самый македонец упоминается в другом географическом труде к сожалению не дошедшим до наших дней.. Маес Тициан однажды записал путешествие от реки Евфрат к каменной башне, Что находится где-то в Средней Азии; Сам Мец не был в стране Серес, но послал туда группу своих людей в Эвер. В западной литературе Китай называлась «Серес», а столица Китая Лоян - «Сера».
Торговые пути между Римской Империей и династией Хань Торговые пути между Римской Империей и династией Хань66 лет спустя римский император официально отправил своего посланника в Лоян, что ознаменовало официальное установление дипломатических отношений между двумя странами. «Хоуханьшу», «Южная история», «Ляншу» - все имеют четкие записи о том, что на 9-м году правления императора Яньси в династии Восточная Хань (166 г. н.э.) римские эмиссары прибыли в Лоян.
Прибытие группы торговцев в Китай в 284 году нашей эры было последней попыткой Римской империи, в её целом варианте, поддерживать торговые отношения с Китаем. С тех пор в китайских исторических источниках нет записей о римских миссиях.
Римские картографы знали о существовании Китая. У римлян, например у греков, были предварительные знания, на которые они могли положиться. У них было несколько распространенных заблуждений о возрасте китайцев - некоторые полагают, что они были в возрасте до 130 лет, прежде чем умерли.
«Они китайцы . также восхваляет страну и рассказывает о жителях, что является общим для других дальних азиатских народов, что они долгожители и что жизнь длится даже до возраста 130 лет. Однако некоторые писатели говорят, что Серес живут еще дольше, что они умеренны в своих привычках и здоровы, хотя страна производит все в изобилии ".
Контакты не были стабильными, но торговля шла, а две великие империи знали друг о друге и каждая думала о другой довольно высоко. Что вы думаете об этой статье? Напишите в комментариях.
оглавление
Сравнительные исследования
В современных исторических исследованиях, помимо истории (косвенных) контактов двух империй, также сравниваются различные события в Риме и Китае. Есть сходства на уровне «государственности» соответствующей империи (с городскими центрами, торговыми сетями, структурированной администрацией и постоянными вооруженными силами и т. Д.), Имперского самооценки (особенно в отношении империи) и отражение в соответствующей современной историографии. Это также заметно в отношении сопоставимой ситуации угроз на границах: и для Рима, и для Китая противники из-за пределов соответствующего культурного ареала (за исключением Империи Сасанидов , которая играла немаловажную посредническую функцию) были « варварами ». пытались победить военным путем, умиротворить (см. Хэцинь ) или вовлечь. В обоих случаях различные иностранные группы также сыграли роль в крахе имперского правления (или в случае Рима в падении западной империи в 476 г.).
Гипотетический контакт с землей
Римский ученый Плиний Старший сообщает, что 10 000 римских военнопленных были доставлены парфянами в Маргиану после битвы при Каррах (53 г. до н.э.) и работали там крепостными, чтобы построить городскую стену:
« Ород привел к этому месту [Маргиану] римлян , которые пережили поражение Красса» (Плиний Старший, Naturalis Historia VI, 18).
Гипотеза Дабса отвергается историческими исследованиями как в высшей степени спекулятивная, а его аргументация - как неполная. Анализ ДНК в 2005 году фактически обнаружил преимущественно европейский генетический материал у некоторых из сегодняшних жителей Лицянь , но это также могло быть связано с другими трансэтническими связями вдоль часто посещаемого Шелкового пути. Гораздо более обширный анализ ДНК более двухсот местных жителей мужского пола, опубликованный в 2007 году, выявил тесную генетическую связь с китайской популяцией хань и большое генетическое расстояние от западноевразийского населения. В исследовании делается вывод о том, что жители деревни, скорее всего, имеют китайское происхождение хань. Кроме того, в этом районе нет явных археологических следов присутствия римлян.
Согласно другой, новой гипотезе Кристофера Энтони Мэтью, эти воины должны быть не римлянами или легионерами с их черепашьим отрядом, а, возможно, потомками останков армии Александра Македонского , некоторые из которых поселились в гарнизонах и поселениях в Азии. и боевой стиль ( гоплиты в строю фаланги ) их предков, греков и македонцев , мог быть сохранен.
Непрямые торговые отношения
Китайский шелк в Римской империи
Торговля Рима с Китаем началась в I веке до нашей эры. До н.э. ( Хань Уди ), усиленный высоким спросом римлян на китайский шелк . Хотя римляне уже знали шелк Koische , изначально они считали китайское шелковое волокно продуктом растительного происхождения :
« Серер (китайцы) славятся шерстяным веществом, которое они добывают в своих лесах; после замачивания в воде они соскребают белки с листьев […] Столь разнообразна прикладная работа и так далеко находится регион мира, на который можно рассчитывать, чтобы римские девушки могли носить прозрачную одежду в общественных местах ». ( Плиний Старший , Naturalis Historia VI, 54)
В другом месте Плиний жалуется на высокую стоимость импорта шелка:
«Индия, Серер и Аравийский полуостров ежегодно пропускают через нашу империю 100 миллионов сестерциев: вот сколько нам обходятся наша роскошь и наши женщины» (Плиний Старший, Naturalis Historia XII, 84)
Римский сенат издал несколько указов (хотя и с небольшим успехом) , чтобы запретить ношение шелка для экономической, так и моральные причины , упомянутые выше. Шелковые платья считались декадентскими и аморальными:
«Я вижу шелковую одежду при условии, что ткани, не скрывающие ни тела, ни приличия, даже нельзя назвать одеждой. […] Целые толпы девушек стараются сделать так, чтобы прелюбодейка была видна сквозь ее тонкое платье и чтобы муж знал о теле своей жены не больше, чем любой посторонний ». ( Seneca , de beneficiis 7, 9)
Современник Сенеки Петроний заставил своего нувориша Трималхиона описать новую шелковую моду очень похожим образом :
«Замок Рима разрывается в широкой глотке роскоши. [. ] Есть ли легкая одежда для жены, нарядный костюм в традиционном стиле проститутки? »( Петроний , Сатирикон 55, 6)
«Удовольствия, знакомые каждому, больше не возбуждали [. ] искали мерцающие сокровища и пурпурных улиток в море, чтобы соревноваться в земной шахте. Мрамор пришел сюда из Нумидии, шелк туда из Китая […] »( Петроний , Сатирикон 119, 7f. И 10f.)
Римский историк Флорус описывает посещение многочисленных посольств, включая Серер (возможно, китайское), первого римского императора Августа , который жил между 27 г. до н. Э. До н.э. и 14 г. н.э. правили:
«Теперь, когда все народы запада и юга были порабощены, а также народы севера, […] скифы и сарматы прислали послов просить нашей дружбы; Серер, а также индейцы, которые живут прямо под солнцем, считали свое долгое путешествие, на которое они потратили 4 года, величайшей данью, которую они платили, и, несмотря на то, что они принесли слонов, драгоценные камни и жемчуг в качестве подарков, действительно их цвет лица доказал, что они живут под другим небом »(Florus, Epitomae II, 34)
Вероятно, в I веке нашей эры судоходный путь открылся из контролируемых римлянами портов в Египте и Набатее на северо-восточном побережье Красного моря через порты на побережьях Индии и Шри-Ланки в контролируемый Китаем Цзяочжи (в современном Вьетнаме , недалеко от Ханоя ). Сотни римских монет были обнаружены в бывшем прибрежном городе Ок Эо в дельте Меконга в 1940-х годах. Óc Eo также может быть идентичным порту «Каттигара», упомянутому Клавдием Птолемеем .
Римский экспорт в Китай
Стекло высокого качества с римских заводов в Александрии и Сирии экспортировалось во многие страны Азии, в том числе в ханьский Китай. Другими роскошными римскими товарами, которые высоко ценились китайскими покупателями, были расшитые золотом ковры и ткани золотого цвета, асбестовые ткани и лен , ткань, сделанная из шелковых волос некоторых средиземноморских морских раковин.
Что Китай знал о Римской империи
Рим и империя Хань в Китае, расположенные на западной и восточной оконечностях континента, были сверхдержавами, практически одновременно достигшими пика своего могущества. Обе осуществляли территориальную экспансию навстречу друг другу. Однако огромные расстояния, пересечённые горами и пустынями, сложность маршрута и лежавшие на этом пути могущественные державы Парфия и Кушанское царство, извлекавшие прямую выгоду из посреднической торговли между Западом и Востоком, делали прямые контакты между ними почти невозможными. Тем не менее в III веке до н.э. китайцы познакомились с жителями Греко-Бактрийского царства, в следующем столетии их путешественники добирались до загадочной страны Даюань, а во II веке н.э. в Китай явилось римское посольство.
Запад и Восток: первые контакты
Первым большим шагом навстречу друг другу между античным Средиземноморьем и Дальним Востоком стали завоевательные походы Александра Македонского. В 329 году до н.э. полководец продвинулся в глубину Средней Азии вплоть до Ферганской долины и в районе нынешнего Худжанда в Таджикистане основал Александрию Эсхату («Дальнюю»). Александр возвёл 6-километровую кирпичную стену вокруг города и разместил там гарнизон из ветеранов и раненых.
На протяжении трёх последующих столетий потомки этих колонистов процветали сперва под властью Селевкидов, а примерно после 250 года до н.э. — в составе обособившегося Греко-Бактрийского царства. Правившие им Евтидем I (между 230 и 200 годами до н.э.) и его наследник Деметрий (между 200 и 180 годами до н.э.) не только удержали находившуюся под их властью территорию, но и развернули экспансию на восток, достигнув, по словам Страбона, пределов серов и фринийцев. Существует предположение, что они, возможно, отправляли торговые экспедиции в Кашгар на территории современного Синьцзяна, где около 200 года до н.э. были установлены первые прямые контакты греков с Китаем. Отражением этих контактов стали новые веяния в китайском искусстве, проявившиеся в том числе в создании знаменитой Терракотовой армии императора Цинь Ши Хуанди. Около 160 года до н.э. территорию Ферганской долины захватили сакские племена, продвинувшиеся на юг под натиском юэчжей.
Контакты с Греко-Бактрийским царством нашли отражение и в китайских источниках, в которых оно названо Даюань, что является простой транслитерацией санскритского Яван — применявшегося по всей Азии названия греков. Сегодня считается общепризнанным, что страна Даюань относится к территории современной Ферганской долины. В 128 году до н.э. здесь побывал китайский путешественник и дипломат Чжан Цянь, рассказ которого историк Сыма Цянь включил в 123 главу своих «Исторических записок» (Ши цзи). Чжан Цяня ханьский император У-ди отправил послом к юэчжам, чтобы заключить с ними союз против хунну. Однако хунну в пути захватили посла, и он десять лет провёл у них в плену. В конечном итоге Чжан Цянь сбежал и, проделав долгий путь через пустыни и горы, добрался до границ страны Даюань. Местные жители встретили его доброжелательно, поскольку были давно наслышаны о богатстве Хань, хотя сами там никогда не бывали. Царь Даюань вознаградил Чжан Цяня щедрыми дарами и приказал сопроводить его к юэчжам. Правда, переговоры завершилась неудачно: юэчжи не захотели вступить в предложенное им соглашение. На обратном пути посол вновь угодил в плен к хунну. Только в 126 году до н.э. Чжан Цянь вернулся домой и составил отчёт о своих злоключениях.
Путешественник описывал Даюань как густонаселённую страну, где проживало 60 000 семей и 300 000 человек. Армия насчитывала 60 000 хорошо обученных солдат. Столицей был город Гуйшань (Худжанд), удалённый от Чанъаня на 12 550 ли (1 ли равен 0,5 км). Жители Даюань описываются оседлыми земледельцами и городскими жителями — в отличие от соседних юэчжей, усуней или хунну, бывших кочевниками:
«У них есть обнесённые стенами города в количестве семидесяти, население которых насчитывает несколько сотен тысяч человек».
Внешность обитателей страны имела явно европеоидные черты, в том числе глубоко посаженные глаза, а также непривычные китайцам густые бороды и бакенбарды. Указывалось, что обычаи у них схожи с бактрийскими. Люди Даюань искусны в коммерции и торгуются за каждую монету. Женщины пользуются большим уважением, и мужчины принимают решения по их совету. Поля вокруг городов покрыты виноградниками, из плодов которого жители делают вино. Более богатые хозяева держат до 10 000 или более кувшинов, которые хранятся по 20–30 лет, не портясь.
Сыма Цянь, который пользовался материалами отчёта Чжан Цяня, упоминал, что после его посольства из Даюаня в Китай были ввезены виноград для изготовления вина и люцерна для лошадиного корма. Местные жители, в свою очередь, переняли у китайцев их мастерство по литью бронзы.
Китай поворачивается на запад
Доклад Чжан Цяня навел императора У-ди на мысль расширить торговое и политическое влияние Китая в западном направлении. Фань Е, автор «Истории империи Поздняя Хань» (Хоу Хань Шу), писал:
«Сын Неба, услышав всё это, рассуждал, что Фергана (Даюань) и земли Бактрианы (Дакси) и Парфия (Анси) — великие царства, полные редких вещей, их население живёт в каменных домах, их занятия и образ жизни идентичны ханьскому, но при этом у них слабая армия и они слишком высоко ценят ханьские товары».
В 121 году до н.э. первый караван с китайским шёлком и бронзовыми зеркалами двинулся к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня.
В 117 году до н.э. У-ди направил Чжан Цяня с новой миссией, солидным посольством и большим количеством денег и шёлка — на этот раз в землю усуней, населявших бассейн реки Или. От усуней послы должны были разъехаться по другим странам: в Анси (Парфию), Янцай (Предкавказье), Лицзянь (Сирию), Тиаочжи (Месопотамию) и Тяньчжу (Северо-Западную Индию). Основным товаром, который экспортировали китайцы, был шёлк, а обратно они привозили нефрит и жадеит, породистых коней, виноград и другие среднеазиатские фрукты, экзотических животных, в том числе слонов и львов, а также страусиные яйца. Предметами роскоши являлись жемчуг, рога носорога, изделия из черепашьего панциря и перья синих птиц.
Из этих экспедиций постепенно сложился западный торговый маршрут, который мы знаем как Великий шёлковый путь. Он проходил из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога шла через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Ферганскую долину и казахские степи, а южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир вела в Бактрию, а оттуда в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Крупнейшим посредником в китайской торговле шёлком являлись Кушанская держава и Парфия.
В конце I века до н.э. шёлковая торговля стала осуществляться также по морю. Этот маршрут пролегал от берегов Вьетнама через порты побережья Индии и Шри-Ланки до Персидского залива и затем вверх по течению Евфрата по караванным маршрутам до границы Сирии. Одно из ответвлений этого маршрута вело к контролируемым римлянами египетским портам на Красном море. Из-за постоянных трений на границе между Римом и Парфией морской путь постепенно становился приоритетным.
Родина шёлка
В античных источниках первое упоминание о шёлке датируется серединой I века до н.э. Латинское слово sericum происходит от греческого σηρικός, а оно, в свою очередь, связано с древнекитайским его названием, которое произносится как *[s]ə/. О происхождении шёлка и о местоположении его родины римляне и греки имели весьма смутные представления. Греческие и римские авторы именовали шёлк «древесной шерстью», поскольку считалось, что его волокна извлекались из сушёной коры деревьев или вычёсывались из древесного пуха. Более осведомлённый Плиний Старший в «Естественной истории» упоминал о шелкопрядах,
«которые как пауки ткут паутину, которая становится роскошной тканью для женской одежды и называется шёлком».
Согласно тому же Плинию, спрос на шёлк в Риме в середине I века н.э. был столь велик, что ежегодно обходился империи в 100 млн сестерциев пассивного торгового баланса. Чтобы помешать оттоку серебра на Восток, римский сенат ввёл запрет на ношение шёлковой одежды мужчинами. Женские наряды из этой ткани дозволялись, но считались вызывающе аморальными. Сенека Старший писал:
«Я вижу одежду из шёлка, если ткань, которая не прикрывает ни тело, ни даже порядочность, можно назвать одеждой. (…) Несчастные служанки трудятся, чтобы неверную жену можно было увидеть сквозь её тонкое платье, так что любой посторонний оказывался знаком с её телом ничуть не хуже мужа».
О родине шёлка римские авторы знали лишь то, что страна Serica лежит далеко на востоке. Римский географ Помпоний Мела, писавший около 45 года н.э., называет серов одним из трёх великих народов, населявших восточную оконечность Азии между индийцами на юге и скифами на севере. Чтобы возвеличить могущество императора Августа, историк Луций Анний Флор сообщает о прибытии к нему посольств со всех концов известного мира, в том числе от серов и индов, которые привезли в дар геммы, жемчуг и слонов. Поразивший римскую публику цвет кожи этих людей, по словам историка, сам по себе показывал, что явились они из другого мира. Из-за отдалённости их родины весь путь посольство проделало за четыре года. Это описание говорит о том, что сам Флор никогда не видел китайцев, которых он явным образом путал с индийцами. Наконец, историк Аммиан Марцеллин около 380 года писал, что страна серов окружена высокими стенами, и упоминал протекавшую по ней реку Баутис — возможно, Хуанхэ.
Страна Дацинь
В китайских сочинениях, составленных между II веком до н.э. и VI веком н.э., можно найти некоторые сведения о стране Дацинь (大秦), расположенной на дальнем западе за Великим морем. Современные учёные эту страну единодушно идентифицируют с Римской империей. Происхождение названия Дацинь (дословно «Великая Цинь») китайские авторы объясняют тем, что люди этого государства высокие ростом и добродетельные, как и сами китайцы, говорят, что и сами некогда жили в Китае, но покинули его и не смогли найти обратную дорогу. О былом родстве напоминает сходство обычаев и культуры. Источники содержат подробные сведения о местоположении Дацинь, о государственном устройстве, методах управления, о населении и его занятиях, об экономике, сельском хозяйстве, домашних животных, растениях и продуктах, о торговле с соседями и, наконец, о посланниках, направленных правителями страны Дацинь ко двору императора Китая. На основе этих сведений мы можем установить картину того, как китайцы представляли себе окружающий мир и могущественную империю на другом конце земли.
Путешествие Гань Ина
Одним из наиболее ранних и одновременно наиболее полных является рассказ о путешествии на запад Гань Ина около 97 года н.э. Сам отчёт до нашего времени не дошёл, однако почерпнутые из него сведения сохранились в более поздних сочинениях — «Истории империи Поздняя Хань» (Хоу Хань Шу) и «Краткой истории царства Вэй» (Вэй люэ) — и в дальнейшем стали основным источником сведений китайцев о Дацинь. Автором отчёта являлся адъютант известного военачальника Бань Чао, много и успешно воевавшего между 90 и 94 годами на западных границах Китая.
Информатор следующим образом описывал маршрут, ведущий в Дацинь:
«В городе Аньгу (Герры), на границе с Аньси (Парфия), садись на лодку и плыви прямиком к Хайси (дословно «к западу от моря»). При благоприятном ветре достигнешь её через два месяца, при медленном — спустя год, в безветренную погоду — понадобится около трёх лет. Страна, которой ты достигнешь, находится к западу от моря, вот почему она зовется Хайси. На западе этой страны найдёшь реку (Нил), которая впадает в другое великое море (Средиземное). В Хайси есть город Чисань (Александрия). Оказавшись в нижней части этой страны, иди на север в город Удань (Танис). Затем отправляйся на юго-запад и на лодке переплыви через реку (возможно, имеется в виду Себенитский рукав Нила), что займёт день. Затем снова отправляйся на юго-запад и снова на лодке переправься через реку (Канопский рукав Нила), на что уйдёт ещё один день. Всего там три главных города, которые встретятся тебе на пути».
Обескураженный огромностью расстояния и опасностями пути Гань Ин предпочёл вернуться домой. Хотя ему не удалось достичь поставленной перед ним цели, он смог проникнуть на запад дальше всех своих предшественников.
Рассказывая о Дацинь, Гань Ин прежде всего отмечает её огромные размеры и могущество:
«Её территория простирается на многие тысячи ли во всех направлениях и имеет более четырёхсот обнесённых стенами городов. Ей подчинены несколько десятков меньших царств».
По словам путешественника, столица государства расположена в устье большой реки. Размеры города столь огромны, что он разделён на пять частей, в центре каждой из которых находится дворец. Дворец правителя (ван) стоит посередине города. Каждый день правитель переезжает из одного дворца в другой, чтобы разбирать различные дела, и посещает все дворцы в течение пяти дней. За его повозкой следует человек с мешком, в который собирает прошения. Приехав во дворец, правитель изучает содержимое мешка и решает, являются ли требования обоснованными. В каждом дворце имеется свой архив и 36 генералов для обсуждения государственных дел. Если кто-либо из них отсутствует по какой-то причине, заседание не проводится. Правитель не является наследственным владыкой, его выбирают за заслуги. Когда в стране случаются какие-нибудь бедствия, его прогоняют и сажают на трон какого-нибудь добродетельного человека, а прежний правитель при этом не смеет выказывать возмущения.
Города в Дацине обнесены каменными стенами, внутри имеются большие и хорошо построенные общественные и частные здания, нередко в несколько этажей. Автор отмечает хорошие дороги, на которых через каждые десять ли находится постоялый двор, а через каждые 30 ли — почтовая станция. Путешествуют местные жители в маленьких экипажах, покрытых белым навесом, сопровождаемые ударами барабанов и развевающимися флагами. Там растут сосны, кипарисы, тополя, ивы и другие всевозможные растения. Местные жители выращивают зерно, рис и просо, разводят лошадей, мулов, верблюдов, ослов и шелкопрядов. Из диких животных упоминаются львы, медведи и слоны. Недра дают много золота, серебра и редких драгоценных камней, включая камни, которые светятся ночью. Называемое Гань Ином соотношение золота и серебра 1:10 весьма близко к их соотношению у Плиния Старшего 1:11. Люди, как уже отмечалось, высоки ростом, добродетельны и напоминают китайцев. Они бреют бороды, носят вышитую одежду и могут использовать магию.
Римские посольства в Китай
В своём отчёте Гань Ин сообщает, что правителям Данцинь всегда хотелось торговать с Китаем, однако парфяне не позволяли их купцам проходить через свои земли. Это побуждало римлян развивать мореплавание и торговлю в Индийском океане. Весьма вероятно, что римские торговцы путешествовали на Дальний Восток на индийских кораблях. «Перипл Эритрейского моря», составленный в третьей четверти I века н.э., содержит подробное описание побережья Красного моря, Аденского залива и Аравийского моря. Римские географы II века Марин Тирский и Клавдий Птолемей описывают восточную часть Индийского океана, включая Малайский полуостров, Сиамский залив и Южно-Китайское море. Источником этих сведений был рассказ некоего грека Александра о том, как добраться до Каттигары — скорее всего, Сианя во Вьетнаме, где были найдены римские монеты и предметы эпохи Антонинов. Перевалочным пунктом для плывущих туда торговцев был бирманский город Тамала на северо-западе Малайского полуострова. Здесь они посуху пересекали узкий перешеек Кра, чтобы добраться до Сиамского залива. Чтобы из Таиланда достичь порта Заба в Южном Вьетнаме, требовалось не менее 20 дней. Ещё больше времени занимал последний отрезок пути до самой Каттигары.
Помимо посольства Аньдуна, в китайских хрониках есть ещё несколько упоминаний, связанных с посольствами или дарами из Дацинь. В период Троецарствия (220–280) правитель царства Вэй Цао Жуй (205–239) принимал у себя «человека из Дацинь». Преподнесённые им подарки состояли из стеклянных изделий разных цветов. Ещё одно посольство из Дацинь отметилось при дворе юго-восточного царства У. Его правитель в качестве ответного дара отправил обратно с путешественниками 20 карликов. Как и «посольство Аньдуна», эти миссии скорее всего были просто купцами, а их дары подогревали представления китайцев о своей стране как о центре мира.
Если не считать обмен любезностями и дарами, реальные результаты посольств оставались ничтожными. По суше прямые контакты были затруднены из-за позиции парфян и сменивших их позже персов. Морская торговля между Южной и Юго-Восточной Азией с одной стороны и Римской империей с другой продолжала процветать в IV–VI веках н.э., о чём свидетельствует большое количество находок римских монет этого времени.
Римско-китайские отношения
В романо-китайских отношениях были в ходе своей истории всегда косвенные и неформальными. Римская империя и Хань Китай постепенно сходились в результате римской экспансии на Ближний Восток и одновременно китайского вторжения в Среднюю Азию . Существование сильных, промежуточных империй, таких как империя Парфян или Сасанидов и Кушан, предотвратило любое прямое столкновение между евразийскими фланговыми державами, так что взаимное восприятие в целом оставалось низким и расплывчатым, даже если это было со 2 века нашей эры. Иногда приезжал в Китай в командировки римских торговцев.
В древних китайских записях можно найти лишь несколько попыток прямого контакта: в 97 году нашей эры китайский генерал Бан Чао безуспешно отправил посла в Рим. Присутствие нескольких предположительно римских эмиссаров было зафиксировано в китайских придворных летописях; первая официальная дипломатическая миссия, которая могла исходить от римских императоров Антонина Пия или Марка Аврелия , появилась при китайском дворе в 166 году нашей эры. Вполне вероятно, что эти римляне на самом деле были частными лицами (см. Ниже). Римские источники не сообщают о дипломатических контактах с Китаем.
Обмен товарами по суше (на так называемом Шелковом пути ) и по морю ( торговля с Индией ), который обычно осуществлялся через многочисленных посредников, особенно парфян и сасанидов, в основном сосредоточивался на китайском шелке, римском стекле и качественных тканях .
При оценке римских источников также возникают трудности с интерпретацией из-за двусмысленности латинского названия « Seres », которое может относиться к целому ряду азиатских народов в широком диапазоне от Индии ( римско-индийские отношения ) через Центральную Азию до Китая. . В китайских источниках Римская империя была известна как « Дацинь » (Великий Цинь ) и рассматривалась как своего рода антикитай на другом конце света, понимание которого с самого начала было затруднено господством мифологических представлений о мире. Далекий Запад.
Только в поздней античности возможно реальное взаимное знание этих двух, однако теперь разделенные империи могут быть подтверждены под измененными именами. В то время как северная китайская империя династии Вэй , которая возникла из кочевого народа Табгач , и ее преемники в поздних древневосточных римско-византийских источниках упоминаются как Таугаст (после Табгача), Восточная Римская империя и ее столица - это Константинополь , например, несторианская стела из Сиана , известная как Фулин . С другой стороны, Дацин теперь на этой стеле относится к главной резиденции Сасанидов Ктесифону . Кроме того, в Китае можно найти позднеримские золотые монеты V века нашей эры.
Читайте также: