Павильон дальнего востока парка культуры и отдыха
ВДНХ – знакомая многим аббревиатура, которая в представлении особо не нуждается. Думаю, что многие в Москве хотя бы раз побывали на территории этого огромного выставочного комплекса. А теперь важное уточнение, когда вы здесь последний раз были?
Дело в том, что ВДНХ почти каждые 20 лет меняется до неузнаваемости. Мне не повезло, и последний раз я здесь был вначале 2000-х. Когда ВДНХ представлял собой рынок из ларьков, столовых и аттракционов. После увиденного – возвращаться в выставочный комплекс совсем не хотелось.
Совсем недавно я случайно оказался здесь и решил вновь посетить выставочный комплекс, который спустя 15 лет изменился до неузнаваемости! Что меня поразило – подробно в сегодняшней статье!
Аренда самоката или велосипеда
У монумента "Рабочий и колхозница" рекомендую взять напрокат велосипед (150 руб. в сутки, если каждые 30 минут отмечать велосипед на станции) или самокат (300 руб / 400 руб в час).
ВДНХ огромных размеров и входит в 50 крупнейших выставочных центров мира, поэтому не рекомендую его покорять на своих двоих.
Павильон дальнего востока парка культуры и отдыха
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Прогулки по Москве. люди. природа. архитектура. история 10:01 Декабрь, 17, 2018 ВДНХ от 1939 г. до наших дней. Часть 29.ВДНХ от 1939 г. до наших дней. Часть 29.
Часть 1 - 23 - Северная часть ВДНХ (см. оглавление здесь) .
Часть 24 . Часть 25 . Часть 26 . Часть 27 . Часть 28 .
Следующий отрезок Площади Колхозов в 1939 г. выглядел так, как на фото ниже. Справа налево: павильон "Узбекская ССР" (сейчас "Культура"), он еле виден, левее стоял павильон "Дальний Восток", далее "Сибирь" и крайний слева павильон "Ленинграда и Северо-Востока РСФСР" (сейчас "Оптика").
Площадь Колхозов. Общий вид на павильоны Ленинградской области, Сибири, Дальнего Востока. Фото 1939 - 1940 гг.
Теперь о каждом по порядку. Начнем с павильона "Дальний Восток". Первый вариант здания был выстроен по проекту И. Француза. Внешнее оформление павильона разработали художники И.П. Буев, Б.В. Иорданский, Н. Самарин.
ВСХВ.У павильон Дальний восток. Фото 1939 г.
Главный вход в павильон был не с площади а с боковой аллеи. Первоначально построенный павильон напоминал будийский храм, эа что подвергся жесткой критике, и к открытию выставки в 1939 г. был перестроен. Внешне он стал напоминать неприступная крепость, несокрушимый форпост Советского Союза на Дальнем Востоке. Его первоначальное название приведено под фото ниже в скобочках.
Павильон Дальнего Востока («"Восточно-Сибирский и Дальневосточный края, Бурят-Монгольская и Якутская АССР"). Фото 1939 г.
Усиливала вид неприступного форпоста скульптура пограничника с собакой, установленная сбоку от павильона. Скульптор - П.А.Баландин.
Скульптура пограничника с собакой. Фото 1939 г.
Вид на павильон с Площади Колхозов. Фото 1939 г.
Его боковой фасад, выходящий на Площадь Колхозов, был украшен росписью. Фрески художника А.Гончарова. Фото 1939 г. Главным украшением фасада, выходившим на Центральную аллею, было живописное панно, выполненная в технике "сграфитто", способной выдержать сложные погодные условия.
Роспись Дальневосточный край павильона Дальний Восток. ВСХВ. Фото 1939 г.
А вдоль самого этого бокового фасада разместили бассейн с фонтаном. Фарфоровый фонтан - работа скульптора Сотникова.
ВСХВ. Фонтан со скульптурой лосося у павильона "Дальний Восток". Фото 1939 г.
Кроме того вокруг павильона высадили деревья и кустарники произрастающие на Дальнем востоке,, тут росли: тисс, бархотное дерево - пробкогнос, различные виды лиан, лимонник, дикий виноград и применявшийся в медицине корень "жень-шень".
Теперь заглянем внутрь. В павильоне было шесть залов, каждый из которых представлял определенный регион Дальнего Востока.
Потолок зала Читинской области был украшен замечательной резьбой по дереву по мотивам местной флоры и фауны. Экскурсанты могли полюбоваться прекрасными картинами, написанными художниками Э. Cтенбергом, П. Смолиным, В. Ивановым и Р. Лапиным. Cахалинский зал знакомил посетителей с разнообразием природных ресурсов Сахалина и Курильских островов.
Зал Читинской области.
Зал Якутской области.
И все же самым интересным был зал Бурят-Монголии, где располагалась большая фотопанорама столицы республики Улан-Уде. Его потолок расписывал художник А. А. Дейнека.
Арка Главного входа
Главный вход представляет собой триумфальную арку, которая символизирует победу СССР в Великой Отечественной войне. Сверху установлен главный символ первой выставки 1939 года – скульптура "Тракториста и колхозницы"
Рабочий и колхозница
Начать прогулку предлагаю вовсе не с территории ВДНХ, а с памятника "Рабочий и колхозница", который стоит почти в километре от главного входа ВДНХ.
Не многие знают, что это не просто монумент, а "Павильон СССР", сконструированный к" Всемирной выставке 1937 года" в Париже. "Рабочий и колхозница" – это идеал и символ великой советской эпохи, признанный эталон социалистического реализма.
В Париже Павильон получил много положительных оценок. Его решили сохранить, поэтому бережно разобрали и собрали в Москве
Бурят-монгольский павильон на ВДНХ создавал один из авторов мавзолея Ленина
В Москве прошли Дни Дальнего Востока, в которых принимала участие и Бурятия — как новый регион в составе Дальневосточного федерального округа, но вовсе не впервые, как писала пресса.
Фото: пресс-служба правительства РБ.
Бурятия действительно не впервые представляет свои достижения в Белокаменной вместе с другими регионами Дальнего Востока. Как только наша республика вошла в состав Дальневосточного федерального округа, многие вспомнили Дальневосточную республику, столицей которой Верхнеудинск успел даже побыть некоторое время. Но почти никто не вспомнил, что Забайкальская область, куда входила и большая часть современной Бурятии с 1884-го по 1906 годы, находилась в составе Приамурского генерал-губернаторства, которая, за исключением Якутии, фактически соответствовала нынешнему федеральному округу. И именно в этом качестве Забайкальская область демонстрировала свои достижения на самой знаменитой дореволюционной Всероссийской выставке (Нижегородской) в 1896 году. Представлял Дальний Восток на выставке забайкальский агроном Н.А.Крюков, поэтому и экспонаты из Бурятии нашли свое место в специально построенном Приамурском павильоне.
Но, конечно же, самой знаменитой выставкой нашей страны была ВДНХ. И, что примечательно, и здесь достижения уже Бурят-Монгольской республики были представлены именно в павильоне «Дальний Восток», причем зал Бурятии был самым большим по площади.
Впрочем, первоначально павильон носил длинное неудобочитаемое название «Восточно-Сибирский и Дальневосточный края, Бурят-Монгольская и Якутская республики» и имел иной вид.
Известный архитектор Иосиф Аронович Француз, один из создателей мавзолея Ленина, построил его в восточном стиле. Увы, именно это стало поводом для критики. «Не павильон, а буддийский храм», — так писала «Крестьянская газета. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» в августе 1936 года.
К 1939 году павильон срочно перестроили архитекторы А.Ф.Жуков и С.Б.Знаменский, уничтожив все наметки на буддизм, а самого И.А.Француза направили на создание павильона «Главликерводка». Тут уж точно не до буддизма. Однако и после перестройки намек на буддийский храм все же прослеживался, хотя павильон и приобрел вид крепости, оплота страны на востоке. Зал Бурят-Монголии представлял полный набор достижений республики, тем более достижения действительно были, и немалые.
Не обошлось и без национального колорита, посетители могли познакомиться с настоящей войлочной юртой колхозника-стахановца Тогочи Данзанова. Примечательным экспонатом был «светящийся электрифицированный аквариум», в котором плавали осетры, омули, хариусы и другие рыбы. Украшением зала был плафон художника А.А.Дейнеки «Переход лыжниц-буряток от Улан-Удэ до Москвы».
Александр Александрович так рассказывал о своей работе над росписью: «. Форма плафона — длинный прямоугольник. Тема — «Переход лыжниц-буряток от Улан-Удэ до Москвы». Вначале тема мне показалась легкой для исполнения в плафоне, но потребовалось множество неудачных проб, пока все не расставилось по местам. Я разбил длинную левкашенную планшету, на которой писал плафон, на два круга и эллипс, составляющий центральную часть плафона. У меня легко разместились в одном кругу беспредельные просторы Бурятской республики и в другом — элементы московского пейзажа.
В эллипсе я показал бегущих лыжниц, передние из них видят башни Кремля. Скучная «кишка» плафона пропала благодаря обтекаемым, полузамкнутым делениям, а изобразительный смысл плафона еще более увеличил его расстояние от края до края. Деление разрушило скуку длинного прямоугольника, а динамика лыжниц и фоновые планы помогли создать ощущение огромного пространства. ». Современники высоко оценили работу художника. В журнале «Искусство» за 1940 год можно прочесть такой отзыв: «Как нова и выразительна сама по себе композиционная мысль плафона. Дейнека чувствует и видит воздух, небо, вышину иначе, по-новому. Прекрасная работа и по идее, и по выполнению, и по действительной остроте ракурсов движения». Понравился он и участницам лыжного похода. Одна из них, Софья Тыхеева, вспоминала: «Через несколько лет мне довелось вновь побывать в Москве, посетить сельскохозяйственную выставку. И я смогла убедиться, что наш пешелыжный переход был запечатлен весьма красочно».
Другой работой, выполненной Дейнеком для зала Бурят-Монголии, было панно «Прием Бурят-Монгольской делегации членами ЦК ВКП/б/ и Советского правительства 27 января 1936 года». При реконструкции, которая закончилась в 1954 году, панно исчезло, а великолепный плафон остался, сохраняли его и при последующих переменах. С 1959-го по 1963 годы павильон «Дальний Восток» стал «Советской книгой», который пару лет был «Советской печатью», пока с 1966 года не стал «Советской культурой», в качестве которого и сгорел дотла в 1977 году.
К счастью, в Курской картинной галерее сохранился эскиз плафона Дейнеки. Возможно, в той или иной форме имеет смысл восстановить эту замечательную роспись в одном из проектируемых спортивных сооружений Бурятии.
Так спустя 122 года Бурятия вновь представляется как часть Дальнего Востока. Можно сказать, произошло «возвращение на круги своя».
Цитата
Алексей Цыденов, глава Бурятии (Фейсбук): «В Москве проходят Дни Дальнего Востока. Бурятия впервые как субъект, вошедший в Дальневосточный федеральный округ, презентовала свою культуру, кухню, творчество и сувенирную продукцию.
Выступления наших артистов были самые лучшие. У меня, конечно, предвзятое отношение, но количество зрителей, собирающихся на выступления наших, всегда было больше, чем у других.
Буузы уходили «на ура». Не успевали подвозить новые партии. Всем участникам большое спасибо! Достойно представили Бурятию! Поют и танцуют наши лучше всех!».
Немного истории
Все началось с того, что в 1934 году у руководства страны возникла идея организовать сельскохозяйственную выставку для демонстрации преодоления разрухи в стране, возрождения уничтоженного Гражданской войной сельского хозяйства, а также показа положительных сторон проведенной коллективизации.
Все прошло бы в скромном формате, если бы в 1935 году нарком Михаил Чернов не предложил сделать не просто выставку, а всесоюзную выставку. Также он сделал большую ошибку, назвав точную дату открытия ВСХВ – 1 августа 1937 года.
В этот же период начались Сталинские репрессии, когда расстреливали всех подряд под любым предлогом. ВСХВ отставал от графика строительства и уже всем было ясно, что к 1 августа ничего не успеют. За такое отставание был расстрелян главный инициатор этого проекта Михаил Чернов.
С расстрелами, ссылками в Сибирь менялось огромное множество главных председателей и архитекторов, но выставка все-таки открылась 1 августа 1939 года. Называлась она тогда Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) приуроченная к 20-летию Советской власти.
1939 год – открытие ВСХВ 1939 год – открытие ВСХВС тех пор архитектура комплекса глобально менялась трижды: Великая Отечественная война (1941-1945), послевоенное восстановление в 1950-х и хрущевская борьба с "излишествами" в строительстве (1959-1967)
ВДНХ начал возвращать свой исторический вид после того, как в 2012 году 100% территории ушло под контроль "Правительства Москвы". С 2014 года начались масштабные реконструкции по возвращению первоначального облика ВДНХ образца 1950-х. Именно в это десятилетие ВДНХ стало произведением архитектурного искусства.
Читайте также: