Откуда казахстан берет воду
Более 20 лет Казахстан не оставляет попыток снабдить всех казахстанцев, даже живущих в отдаленных аулах, питьевой водой. На разного рода программы уже потрачены триллионы тенге, но водопровод доступен, согласно официальной статистике, лишь 35 % сельчан. Как уверена гидролог, PhD шведского университета Лунда Камшат Тусупова, Казахстану нужно пересмотреть методы обеспечения села питьевой водой. «Ведомости Казахстана» публикуют первую часть интереснейшего интервью с признанным экспертом в сфере гидрологии.
ПОЧЕМУ СОХНЕТ ОТ ЖАЖДЫ СТРАНА С ПОЛНОВОДНЫМИ РЕКАМИ?
- Камшат, Вы много работали над безопасностью и доступностью водных ресурсов в населенных пунктах без центрального водоснабжения. С какими негативными последствиями засухи могут столкнуться эти населенные пункты?
- Давайте начнем с того, что у нас нет проблем с обеспеченностью водными ресурсами. Есть общепринятая классификация расчета индекса стресса воды, которая считает стоки, то есть – количество воды в протекающих по поверхности реках. Если количество стоков превышает 1700 тысяч кубометров на человека в год, страна считается без стресса, можно сказать, обеспеченной водой.
У нас количество стоков – около 6000 м3 на человека в год. Но, конечно, есть некоторые особенности. Во-первых, сезональность, неравномерное распределение во времени. У нас большинство стоков приходится на весну. Это все равно что человеку, которому положено пить ежедневно 2 литра воды, предложить выпить в один день 300 литров воды, а потом четыре месяца не пить вообще.
Во-вторых, территориальный фактор. У нас есть регионы с достаточным количеством воды и есть регионы с недостатком. При этом дефицит воды у нас, конечно же, может наблюдаться: мы зависим от сопредельных стран, которые наращивают свое потребление воды. И нам нужно к этому быть готовыми и адаптироваться.
Но, получается, что нам необходимо в первую очередь решать наши региональные проблемы: организовать сбор сезонного стока и переброс воды из водоизбыточных регионов в вододефицитные.
Но это больше касается АПК и промышленности. Человек потребляет достаточно малое количество воды: в Казахстане это лишь около 5 % от общего количества использования страной.
Но проблема в том, что если сельскому хозяйству и индустрии пригодны большинство вод, то для нужд человека – только очищенная.
И, когда речь идет о централизованном водоснабжении сельских населенных пунктов, то, на мой взгляд, это очень сложная задача.
УГРОЗА ИЗ КРАНА
- Я правильно вас поняла – вы считаете, что водопровод может стать для села источником опасности?
- Давайте для начала определимся с терминологией. На мой взгляд нам нужно разделить водоснабжение и доступ к воде. У нас в Казахстане, к сожалению, государство основное внимание уделяет водоснабжению: главное – проложить трубу с водой до населенного пункта, а пьют люди эту воду или нет, какая она приходит в дома сельчан – уже не имеет значение. Доступ же к воде предполагает именно заботу о том, чтобы люди пили безопасную для здоровья воду.
В городах с этим особых проблем нет, у нас чаще всего вместе с водопроводом имеется канализация. Есть еще ливневые системы, но сейчас о них не будем.
В селах есть вода и санитария. Канализация существует в сельской местности очень редко, по официальным данным – менее 10 % сельчан имеют к ней доступ. Но куда-то же они использованную воду девают? Как-то они утилизируют свои биологические отходы? Значит имеет смысл говорить о санитарии.
Про санитарию у нас еще любят говорить «водоотведение». Этот термин мне очень сильно нравится. «Канализация» подразумевает под собой какую-то очистку сточных вод, а водоотведение это, получается, «с глаз долой из сердца вон» что ли? Вывели сточную воду за населенный пункт – а дальше уже не важно, что с ней будет.
Водоснабжение делится на централизованное и децентрализованное: если вода идет по трубам – это централизованное водоснабжение. Если же стоит одна колонка, то это децентрализованное водоснабжение.
И да, очистка централизованного водопровода в малочисленных населенных пунктах – это вызов для власти этого населенного пункта.
Потому что в городе из-за большого количества пользователей, водопровод постоянно используется, вода в трубах не застаивается. А теперь представьте село, в котором, к примеру, 100 домов. Как думаете, часто ли там случаются ситуации, когда никто не пользуется водой, скажем, час или два?
За это время в трубах могут образоваться биофильмы, которые негативно скажутся на качестве воды. А мы знаем случаи, когда из водопровода вода с примесями и червями течет, потому что долгое время не было нужного напора воды и она успела застояться. То есть, речь идет о повторном заражении воды.
Чтобы ее обеззаразить, нужно потом останавливать весь процесс, чистить трубы и люди по несколько месяцев могут сидеть без воды. Поэтому и получается, что даже если в селе есть водопровод, люди не перестают пользоваться скважинами, а могут даже воду пить из открытых водоемах, речек.
САМ СЕБЕ ХОЗЯИН
- Но и частные скважины ведь могут быть опасными! И как бесконтрольное бурение скважин сказывается на экологии и наполняемости ближайших рек?
- В Швеции 680 тысяч домов пользуются децентрализованным водоснабжением. И это нормально! На это мы и должны переместить фокус: вода должна быть безопасной, а откуда она поступает из централизованной системы или частной скважины во дворе – не так важно.
Более того, во всем мире в последние годы идет тренд к устойчивым частным домам, которые и воду берут из частной скважины/колодца, и очищают ее сами. Потому что вода, которой мыли руки или еще что-то, считается «серой», очистить ее сравнительно легко и недорого. А вот если в бочку с водой попала хотя бы чайная ложка фекалий, то вся бочка сразу становится «черной», очистить ее можно только в условиях специальных сооружений. Поэтому все чаще в мире говорится о раздельной утилизации туалетных смывов и переработке «серой» воды.
Проблема в некоторых регионах Казахстана в том, что мы до сих пор не учитывали скважины как источник доступа к воде. Мы с 2011 года ведем исследования в Павлодарской области – я сама оттуда родом и знаю, что люди, например в ряде сел Павлодарского района пользуются в основном скважинами.
Но официальная статистика говорит, что 48 % сельчан имеют доступ к водопроводу, 40 % - к колонке, и лишь 12 % пользуются скважинами. Мы провели опрос среди жителей 10 поселков, к которым подведен водопровод. Этот опрос показал, что из крана вода льется у 13 %, получают воду из колонки – 21 %, частная скважина есть у 37 %, доступ к общей – у 10 %, еще немного людей берут воду из колодцев или откуда-то привозят, а 13 % - из открытых источников.
И потенциальные проблемы именно здесь: если мы не знаем откуда люди берут воду, то как мы можем рассуждать о ее безопасности?
Плюс люди пользуются скважинами. Какое это оказывает влияние на чистоту воды? И ведь что еще опаснее: люди всю жизнь пьют воду из скважины, но очень часто понятия не имеют как за ней ухаживать. И негативные последствия, естественно, есть.
Когда мы проводили исследование, один мужчина рассказал, что он пользуется скважиной несколько лет для питьевых нужд, также в доме есть водопровод. И в последнее время к августу вода из скважины приобретает насыщенный желтый цвет. То есть, скорее всего, идет повышенная минерализация подземных вод. Это может свидетельствовать о снижении их уровня.
Но это же надо мониторить и прогнозировать: как это скажется на здоровье тех, кто такую воду потребляет? А на экосистеме региона?
А у нас разрешение на бурение скважины дает одна организация, проверяет качество воды – вторая, а мониторит состояние скважины – третья.
ДА КОМУ ОНО НУЖНО?
- Наряду с доступом к питьевой воде, многие казахстанцы лишены и централизованного водоотведения. Надо ли решать этот вопрос отдельно?
- У нас статистика вообще никак не считает уличные туалеты в домах сельских жителей! Есть данные по водоотведению – по некоторым данным около 10 %. Но вы же видели как различается статистика и факт по водоснабжению – где гарантия точности этих цифр? Мы проводили опрос и по санитарии. Он показал, что у 80 % сельчан туалет на улице. 4 % опрошенных сказали, что у них нет туалета, а 3 % - что пользуются центральной канализацией.
При этом почти 12,5 % опрошенных пользуются унитазом, который сливает отходы в септик. А какие у нас стандарты пользования септиками? Правильно – никаких! Их откачивают частные организации, которые просто куда-то вывозят сточные воды. И лично я очень сомневаюсь в том, что они их утилизируют согласно каким-нибудь правилам. Скорее всего сливают сразу за поселком.
Мы сейчас будем изучать этот вопрос: на примере 10 поселков хотим понять, что именно попадает в септики, как их можно было бы эффективнее всего очистить и так далее.
ЗАЧЕМ – ИЗВЕСТНО, ВЫ ЛУЧШЕ СКАЖИТЕ – КАК?
- То есть, работа, которую вы начали в 2011 году, не закончена? Какова конечная ее цель?
- Моя личная цель – обеспечить казахстанцев, вне зависимости от того, где они живут, безопасной водой. Сейчас я работаю с Департаментом Регионального развития Института экономических Исследований РК по подготовке поправок в госпрограмму по региональному развитию по обеспечению сел питьевой водой и санитарией и очень надеюсь, что мои мысли будут услышаны.
- Вы сами говорите, что люди пользуются скважинами и септиками, не понимая опасности, которую эти сооружения могут нести без должного ухода. В вашипланы входит объяснить это сельчанам?
- Я, если честно, не вижу особой надобности в таких объяснениях. Думаю, люди и сами прекрасно понимают, зачем нужно ухаживать за скважинами и септиками. Что им действительно нужно, так это знать, как это делать.
В Швеции, когда человек вырывает колодец – они более популярны, чем скважины – он вызывает эколога от муниципалитета. Специалист изучает глубину этого колодца, состав прилегающих пластов, воды и дает рекомендации как содержать этот колодец в чистоте.
Но это индивидуальная рекомендация на основе каких-то конкретных параметров. Человеку не объясняют почему он должен делать то или иное, ему просто дают конкретную инструкцию. Все! Дальше человек сам все делает, ведь чистая вода – это его интерес.
Что-то похожее должно быть и у нас. А для этого нужны компетентные экологи-бакалавры. Но тут вопрос: а они вообще есть? Для начала – чисто физически: сколько таких выпускается, где они работают? А вообще, конечно, важна и их квалификация, которой очень сложно добиться при нынешних условиях высшего образования в Казахстане.
Продолжение следует
Беседовала Динара АЛИБЕКОВА, специально для «Ведомостей Казахстана»
Жажда наживы: почему российская вода так дорога казахстанцам
Западно-Казахстанская область ежегодно импортирует из России миллионы кубометров воды для своих экономических нужд. Расход исчисляется миллиардами тенге, регион находится в прямой зависимости от северного соседа, который не намерен спускать цену за воду ни на йоту.
Столь щекотливая ситуация создалась после распада СССР. Реки Большой и Малый Узень, протекающие в южных районах области, в летний период подпитывались водой из Волги. В советские годы была создана специальная система по перекачке и подаче воды в Казахстан. После обретения странами СНГ независимости РФ установила свой тариф: стоимость услуг по подаче одного кубического метра волжской воды Саратовским каналом составляет 3,3 рубля.
Ежегодно ЗКО покупает 107 миллионов кубометров воды. Из республиканского бюджета выделяется свыше одного миллиарда тенге для решения этого вопроса стратегической важности.
В бассейне рек Большой и Малый Узень – несколько районов области, где проживают десятки тысяч людей. Основной объем получаемой воды идет на водопой скота и обеспечение его кормами, орошение пастбищ и полей. Но, как отмечают местные жители, несмотря на солидные объемы покупаемой воды, ее все равно не хватает, и люди вынуждены экономить.
Находиться в вечной зависимости от кого-то не совсем правильно, тем более что потребности России также растут, и в один прекрасный день она может просто отказаться продавать нам воду, сославшись на ее нехватку у себя. Поэтому местные чиновники начали искать альтернативу. Можно, сказали они, перебросить воду в Узени из реки Урал по Кирово-Чижинскому каналу. Но беда в том, что канал этот старый, ему больше 40 лет, он никогда не ремонтировался, да еще и не доходит до Узеней.
После многочисленных заседаний на разных уровнях было решено провести реконструкцию, расширить его и удлинить. Не последнюю роль в решении этого вопроса сыграли депутаты от ЗКО, заседающие в парламенте страны.
– Мы от России получали 100 миллионов кубов воды за 1 миллиард 300 миллионов тенге. Если мы этот канал пробьем, сделаем свой, тогда сможем получать 50 миллионов кубов, то есть в 2 раза меньше. Цена вопроса где-то 4 миллиарда тенге. Если сделаем этот канал, то, значит, мы ежегодно будем экономить где-то около миллиарда тенге, – заявлял в свое время депутат сената парламента РК Ерболат МУКАЕВ.
Проект был разделен на четыре этапа. Но на первом же этапе часть выделенных денег пропала.
Подрядная организация из Усть-Каменогорска, выигравшая тендер, даже представления не имела, что собой представляют эти самые заросшие и заброшенные каналы посреди казахской степи, куда и проехать не так просто. На ремонт 46 километров было выделено порядка 1 миллиарда тенге. Работы начались в 2011 году и должны были быть закончены в 2012-м, но всё затянулось до 2014 года. Пока органы не арестовали руководителя подрядной компании ТОО “ПодВодСтрой” Дмитрия Якунина.
Оказалось, часть работ не была выполнена, а деньги похищены. Затем судом он был признан виновным в хищении бюджетных средств и получил наказание.
Об этой истории чиновники особо распространяться не любят, хотя за три года могли бы проконтролировать ситуацию, да и невооруженным глазом было видно, что подрядчик особо не напрягается.
С тех пор власти ищут очередного подрядчика, который возьмется дальше заниматься реконструкцией канала. Главная задача – как можно быстрее снизить зависимость от российских поставок. Тем более что по ту сторону границы начали строить собственные каналы.
Реконструкция Кирово-Чижинского водного пути протяженностью 180 километров позволит обеспечить водой жителей 17 сел Казталовского, Акжайыкского, Таскалинского и Жангалинского районов. В каждом районе свыше 40 тысяч гектаров земли будут поливаться водой из него.
Что даст возможность для развития животноводства, растениеводства, также решит вопрос кормопроизводства, не говоря уже об обеспечении населения районов питьевой водой. Однако работы по реконструкции, несмотря на принимаемые меры, скорее всего, при лучшем раскладе событий затянутся еще на несколько лет. Кроме этого, говорить, что запуск Кирово-Чижинского канала решит все проблемы с обеспечением водой районов области, преждевременно. Подавать воду из Урала в него можно будет в основном в весенний период, когда происходит большой сброс воды в Урал из Ириклинского водохранилища, что в Оренбургской области. В остальное время река сама испытывает дефицит воды, она никогда не относилась к категории полноводных. Поэтому острый вопрос обеспечения населения ЗКО водой все еще остается на повестке дня.
Живительные источники Казахстана: чей регион круче
В каждом регионе Казахстана есть свой источник живительной влаги, про который ходят легенды. От местных жителей можно услышать разные истории: как вода исцеляла людей от страшных недугов, душевных ран, помогала женщинам обрести материнское счастье.
Круглый год к ним стекаются люди из разных уголков страны, а в праздник Крещения Господня желающих набрать воды, совершить омовение так много, что образуются очереди.
Дух помогает обрести здоровье через воду
В Жамбылской области своими необычными свойствами известен родник Аулие бастау, что в 40 километрах от Тараза.
Ежедневно сюда приезжают из других городов страны толпы паломников, которые набирают живую воду в баклажки, фляги и другую посуду. Особенно многолюдно в праздник Крещения Господня. Считается, что в святой источник нужно обязательно окунуться три раза, чтобы получить исцеление. А воду можно использовать в течение долгого времени в домашних условиях, и она не теряет лечебных свойств.
Неподалеку от родника покоится прах старца, который при жизни занимался целительством. Его местные жители и называют “аулие” – “святой”. По легенде, именно его дух помогает обрести здоровье через воду.
Здесь же располагается древнее городище Аулие бастау, которое относится к VI–X векам и включено в Список памятников областного значения.
В надежде на чудо
В нескольких километрах от Семея находится легендарный источник, который на протяжении 300 лет называют Святым ключом.
Легенда гласит, что в одну из ночей 1740 года из городской крепости исчезла Семипалатинско-Абалацкая икона Божией Матери. А нашел ее заблудившийся в лесу мужчина, который поехал за дровами, но сбился с пути. Отчаявшись, он начал молиться и внезапно увидел в чаще леса светящийся огонек, на свет которого побежал.
В распадке на стволе тополя он увидел икону с горящей свечой и бьющий из-под корней дерева ключ воды.
Узнав местность, путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал священнику православной церкви о том, что произошло с ним. Священнослужитель спешно отправился к тому месту. Икона по-прежнему стояла около дерева. Помолившись, он пытался снять икону с дерева, но не смог этого сделать. Лишь когда обратился с просьбой снять реликвию к нашедшему ее мужчине, тот смог это сделать.
Чудотворная икона была возвращена в крепостную церковь, а Святой ключ получил свое название и стал местом паломничества людей.
Позже рядом с источником появился женский монастырь. Монахини завели специальные тетради, в которые люди записывали случаи исцеления святой водой из источника. Сегодня таких записей никто не ведет. Но сотни людей приезжают к источнику в надежде на чудо. По святым местам
Крест Сарканский
Лет десять назад рыбаки, сидевшие на берегу реки Саркан, что возле одноименного города, увидели, как камни на дне вдруг начали светиться.
Ошеломленные мужики, бросив удочки, вытащили все фосфоресцирующие булыжники на берег и сложили их в форме креста. Сияние вскоре исчезло и больше не возобновлялось, но молва о необычном происшествии моментально облетела маленький Саркан.
К кресту пошли люди. Молились, просили здоровья себе и близким. Многие набирали воду из речки, что напротив каменного креста. У кого-то нормализовался сон, у других вдруг улучшилось общее самочувствие.
Люди оставляли возле креста монеты или сладости. Православная церковь к подобным “чудесам” относится весьма скептически, поэтому местные священники о кресте на берегу просто старались не разговаривать. Ныне в Саркане про каменный крест знают все, но ходоков к нему все меньше и меньше…
Не пей спиртное, козленочком станешь
В Кызылординской области в 25 километрах от областного центра есть колодец Нуртугана. Считается, что местная вода исцеляет от алкоголизма.
Это буквально яма в земле. На дне – вода, спуститься к ней надо по глиняным ступеням. Открыватель “водоема” сам исцелился здесь от пьянства. Потом построил мазанку неподалеку, разбил огород и стал ширакши – хранителем сакрального места.
А зовут этого мужчину Нуртуган. Он рассказывает, что в молодости работал художником, неплохо зарабатывал, любил с друзьями покутить. Вот и пристрастился к алкоголю. К колодцу привел Нуртугана сон. Приснился ему однажды благообразный старец, который показал на знакомую местность.
– Здесь лежит Абдалы-кызы Гульнур. Девушка-воин. Погибла она совсем молодой.
Еще через десяток метров в сторону старец указал на пустошь:
– Здесь будет твой дом, помогай людям, вырой колодец для паломников.
Проснувшись, мужик, недолго думая, так и поступил.
На месте предполагаемой могилы Гульнур есть теперь небольшой памятник из красного кирпича, в ограде растет дерево, к его ветвям привязывают платочки и пояса бесплодные женщины. Говорят, такая “фенечка” помогает быстрее излечиться от бесплодия.
Нуртуган говорит, что вода хорошо помогает тем, кто дает обет не пить спиртного, завязать с курением и не обижать близких.
Источник у могилы Дадем‑ата
К святому источнику в Приуралье приезжают люди разных вероисповеданий со всех концов страны и даже зарубежья, чтобы испить воды и исцелиться.
Он расположен в 70 километрах от Уральска у могилы святого Дадем-ата, который жил в XVIII веке и обладал великими способностями по исцелению людей. И после его смерти поток людей, устремляющихся к его могиле в надежде на исцеление, не утихает.
Источник находится у реки Анкаты. По легенде этот колодец вырыл сам Дадем-ата, вода в нем исключительной чистоты, и она никогда не замерзает.
Многие, ищущие исцеления, пытаются полностью облить себя этой водой, чтобы духовно очиститься. И главное, набрать ее с собой, чтобы пить потом в качестве лекарства. Живительная вода никогда не портится, даже по прошествии нескольких лет.
Минус 35 – не мороз!
Петропавловск погружается в крещенскую водицу всем (!) миром. Стар и млад независимо от вероисповедания выстраиваются в километровые очереди к крещенским прорубям, чтобы набрать воды и окунуться. И даже особые северные морозы – не преграда.
На Крещенье святое не зевай, тело в прорубь окунай!
В городе традиционно организуют два места для проведения крещенского обряда – в районе Речного порта и на городском пляже на реке Есиль. По примерным подсчетам местной полиции, только на городском пляже на Есиле в Крещение бывает больше 15 тысяч человек.
…С самого раннего утра и до поздней ночи очередь автомобилей к этой крещенской купели – сплошной автомобильный затор. Дорожное движение регулируют полицейские. На общественном транспорте пробираться к купелям проще – регулировщики дают приоритет, чтобы обеспечить заданный интервал движения.
Несмотря на столпотворение, горожане не припомнят, чтобы на прорубях случалось что-то нехорошее. Только все доброе – объединяющее.
Добро в североказахстанских широтах вода дарит не только на Крещение. Например, в Тайыншинском районе есть село Озерное, названное в честь очень загадочного озера Сасыколь, которое в народе еще называют “мерцающим”.
Село официально родилось на карте области в 1936 году. Это тяжелейшее время сталинских репрессий, период, когда регион принял целый поток изгнанных с родных мест репрессированных людей. Львиная доля поляков была выброшена в нынешний Тайыншинский район. В селе Озерном в то время не было ни капли воды, лишь сухая степь вокруг. Голод свирепствовал. Как рассказывают старожилы, верные католики в Озерном молили Деву Марию о том, чтобы она дала им воду в этом безводном краю.
Весной 1941 года, который был самым страшным в той трагической истории, произошло чудо. Котлован на краю села внезапно наполнился водой, превратившись в озеро. Причем оно просто кишело рыбой.
Ее ловили сетями, накормили не только всю округу, даже Караганду она спасла от голодной смерти. Спустя годы озеро опять пересохло и ушло, но потом возвращалось. Сельчане даже подметили: вода в нем приходит именно в тяжелое для людей время и несет спасение.
Сейчас у озера водный период. В самом его центре, где впервые появилась вода, возвышается статуя Девы Марии. А еще три года назад польский народ в благодарность Казахстану за помощь переселенцам подарил этому краю алтарь “Звезда Казахстана”. Он установлен в здешнем приходе “Царица мира”. Недавно он внесен в Сакральную карту Казахстана.
Ключ от счастья и здоровья
В Алматы и Алматинской области расположены ключи, источники, целительная влага которых, как утверждают старожилы, идет людям во благо.
Примерно в 38 километрах от города, за поселком Космос, находится храм в честь иконы Божией Матери “Живоносный источник”, или “Святой ключ”. С 1908 года здесь было подворье верненского Иверско-Серафимовского женского монастыря с храмом. В храме собирались люди, служили благосвятый молебен. Из святого источника пили воду, набирали ее с собой. А также кропили ею поля.
В середине 20-х годов храм на источнике разобрали, разрушили монастырские постройки. Но память о “Святом ключе” была жива. В 2008 году на этом месте соорудили купель с сенью, вручную возвели храм.
Рядом со святым источником построили купальни. Вода здесь круглый год плюс 5 градусов и никогда не замерзает! Настоятель церкви иеромонах Глеб рассказал, что после купания многие исцеляются от продолжительных болезней, а женщины обретают счастье материнства. Источники Алматинской области. Целительная влага – во благо
Но насыщенная микроэлементами вода – не единственная ценность святого места: на глубине метра от поверхности залегает слой голубой глины. Природный материал исцеляет больные суставы, заболевания внутренних органов, кожные недуги. О происшедших с ними чудесах люди оставляют записи при храме.
Целый каскад живительной влаги расположен на выезде из Алматы, вблизи церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы. Его обнаружили во время строительства храма в 1996 году. Вода прошла экспертизу, ее состав также богат разными минеральными веществами.
Любители ходить по крутым горным тропам поднимаются за водой в Аксайский скит, что в 20 километрах от города. По сути, это мужской монастырь под названием Свято-Серафимо-Феогностовская Аксайская пустынь.
– Это целый комплекс религиозных сооружений: православный храм, часовня, пещеры-кельи, куда вас не пустят, но главное – надмогильный крест, где в 1921 году мученически погибли и были похоронены иеромонахи Феогност и Серафим, – рассказывает алматинка Елена ГУРИНА. – Скит считается духовным центром, Серафим и Феогност объявлены церковью святыми новомучениками. Люди обычно увозят отсюда освященную воду и верят, что она обладает чудодейственными свойствами.
В Панфиловском районе, недалеко от города Жаркента, на берегу реки Усек находится целительный минеральный источник – Талды-Арасан.
Местные жители утверждают: добраться сюда по горным дорогам могут только те, кто верит в силу места, кому необходима помощь предков. Вода не замерзает даже в лютые морозы.
Сакральной силой славится источник в селе Капал Алматинской области – родник Тамшыбулак (81 километр от Талдыкоргана). Его называют “Слезы земли”: вода стекает с гор небольшими каплями.
Старожилы села мне рассказывали, что вода из родника дает мощный энергетический заряд и силу путникам. Ее пьют, ею омывают руки, лицо, глаза, набирают с собой в сосуды. Существует поверье: если выпить воду из родника и загадать желание, оно обязательно сбудется.
Путь до казана – 110 ступеней
Вот уже полтора столетия люди считают целебной воду из родника Ескельды, что в одноименном урочище Баянаульского района Павлодарской области.
Источник, дарящий воду, исцеляющую от многих болезней, появился в этом урочище неспроста. Он источает живительную влагу недалеко от мавзолея Машхура Жусупа Копеева (1858–1931) – философа, филолога, просветителя, святого и предсказателя. Вся жизнь Машхура Жусупа и годы после ухода в мир иной были наполнены мистикой. На семь десятилетий советские власти наложили запрет на изучение трудов Копеева, а те, кто разрушал его могилу, умирали в муках. При этом люди, бывающие на роднике, излечиваются от тяжелых недугов.
В тех же краях расположена пещера Коныр-Аулие. В 30-метровом углублении в горе имеется своеобразный каменный казан, в котором скапливается вода.
С ее помощью паломники и страждущие избавляются от хворей. Нередко бесплодные женщины ночуют здесь, а после становятся матерями. Путь до казана с целебной водой непрост – надо подняться по лестнице длиной 110 метров.
Легенды утверждают: каждое лето пещера наполняется силой солнечной энергии. В августе над горой иногда сияют сполохи, дающие тот самый заряд, в который верят люди.
Секрет на миллион
Традиционно в Актобе крещенские купания организуют в нескольких местах. Там будут дежурить спасатели, службы пожаротушения, врачи и полицейские – наплыв народа ожидается большой!
– Три года назад я впервые искупалась в Крещение в проруби, без подготовки и закалки, – говорит местная жительница Алина ЕРЖАНОВА. – Стоял сильный мороз. Сначала было терпимо, когда вошла по пояс, водичка начала “кусаться”! Погрузилась в студеную воду по грудь, глаза выскочили на лоб, захотелось смеяться от восторга и удивления, но челюсть не слушалась. Вспомнила советы бывалых о том, что окунаться в воду полагается три раза: два раза по шею и один раз с головой. Быстро завершила процедуру и выскочила из воды. Босиком добежала до машины, вытянула ноги к печке, начала греться.
Арыстан САРСЕНОВ, доктор технических наук, профессор кафедры ядерной физики, новых материалов и технологий Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, в свое время поставил со студентами не один эксперимент с водой и даже написал научную работу.
– Если говорить строго и научно, то самый сильный фактор – температура воды. Крещенские морозы знамениты самой низкой температурой в году. Мороз и христианский праздник – что первично, а что вторично? Мне кажется, что природные явления все-таки возникли раньше, чем праздник Крещения, – считает он.
По его словам, в Японии в результате проведенных опытов выяснили, что вода реагирует на голос, музыку.
– Мы проводили другие эксперименты. Так, ставили один стакан с водопроводной водой на свет, другой в тень. Поверхностное натяжение воды в этих стаканах оказывалось разным. Поскольку человек сам на 80 процентов состоит из воды, то неудивительно, что вода внутри нас тоже способна реагировать и даже запоминать внешние воздействия.
Что касается освящения воды крестом, то так можно делать с любым серебряным предметом. Ионы серебра обеззараживают воду.
И если вверх по течению опустить в воду серебряный крест, свойства воды улучшатся. И дома в баночке можно держать воду, положив на дно серебряный предмет. Вода будет чистой и может месяцами не портиться, – советует Арыстан Сарсенов.
Рукотворная засуха
Канал “Иртыш – Караганда” – уникальное гидросооружение, не имеющее аналогов в мире. Его строили 12 лет! В успех рискованного проекта верили далеко не все. Но в те годы решения партии поворачивали даже реки. И в 1974-м в безводные степи Сары-Арки пришли воды Иртыша. Протяженность канала – 458 километров. 22 насосные станции круглые сутки качают воду. Высота подъема воды от первого водозабора до последней насосной – 450 метров. Никто еще в мире не поднимал воду на такую высоту!
Канал обеспечивает водой города, промышленные объекты и сельское хозяйство Карагандинской и Павлодарской областей. С 2000 года началась подача воды в Астану. Кроме того, сейчас начали тянуть 160 километров канала в трубном варианте. Столица уже сегодня испытывает жесточайший дефицит воды, и иртышская вода может стать настоящим спасением.
При всей своей энергозатратности канал уже более тридцати лет остается главной безальтернативной водной артерией Центрального Казахстана.
Но, спасая от безводья города и земли двух регионов и столицы, работники канала едва сводят концы с концами.
Не дай себе засохнуть
В поселок Молодежный, где располагается Карагандинский филиал РГП “Канал имени Сатпаева”, мы прибыли по горячему звонку. На площади перед административным зданием собрались рабочие, свободные на тот момент от смены. Страсти кипели нешуточные. Последней каплей, переполнившей чашу рабочего терпения, стало отключение насосных станций от электроэнергии за долги. Когда мы приехали, обесточены были уже шесть станций.
– Работаем там без света, – возмущаются рабочие, – люди дежурят сутки. Представьте: сутки без света, без тепла, в бетонном мешке, который уходит под воду на шесть метров! И при этом еще и впроголодь. Последний аванс выдавали в феврале, кому пять тысяч, кому десять. Народ так обнищал, что для некоторых и кусок хлеба сегодня – проблема.
Генеральный директор РГП “Канал имени Сатпаева” Мейербек Егенов примчался в Молодежный из Астаны и сразу заявил: он полностью на стороне рабочих и разделяет их возмущение.
– “Караганда Су” и “Экибастуз Су” задолжали нам 613 и 400 миллионов тенге соответственно. К 1 мая общий долг составит уже 1 миллиард 100 миллионов тенге. Мы не можем выдавать людям зарплату, не можем рассчитаться с пенсионным фондом, растут долги по налогам. Я человек новый, назначен 25 декабря. И с первого дня пытаюсь разобраться с долгами. Но пока обнадеживающих результатов нет. “Караганда Су” в ответ на все наши претензии ссылается на финансовые затруднения и низкий тариф, по которому оно вынуждено отдавать воду населению… Единственное, что могу обещать рабочим, – это государственные субсидии, которые в апреле и в мае мы должны получить за экологический сброс воды. Два транша по 85 миллионов. 170 миллионов пойдут на выплату заработной платы.
Рабочие на эти заверения лишь безнадежно машут рукой. Говорят, что каждый год повторяется одно и то же. Деньги, что платит государство за сброс, – единственный стабильный финансовый источник, который поддерживает существование канала и двух тысяч рабочих. Но что значат 170 миллионов в год, если только по Карагандинскому филиалу фонд заработной платы составляет 24 миллиона тенге в месяц!
Из-за долгов по налогам счета филиала арестованы. Шесть насосных станций уже обесточены, завтра погаснет электричество на остальных. Чтобы не останавливать насосы, запускаются дизельные установки – на последние средства покупается солярка.
– Тянем последние запасы, – разводит руками директор Карагандинского филиала РГП “Канал имени Сатпаева” Бекет Кажигалиев. – А потом все остановится. Караганда останется без воды…
Водолазы, на дно!
Несколько лет назад на радикальные меры пошли павлодарские коллеги. Работники Павлодарского филиала РГП “Канал имени Сатпаева”, отчаявшись получить от “Экибастуз су” деньги, перекрыли воду. В Шидертинское водохранилище спустились водолазы и чугунными пробками закрыли трубы, подающие воду на Экибастуз.
Тогда большую часть долга заплатил областной бюджет. Рабочие открыли заслонку. Но через два года все повторилось. И вновь водолазы нырнули на дно. Сутки город стоял без воды – роддома, больницы, школы, детские сады. Акция протеста рабочего коллектива едва не закончилась социальным взрывом в городе.
Шидертинцы ничего не добились. Сегодня на те же грабли наступают карагандинцы.
Ситуация осложняется еще и тем, что официально РГП “Канал имени Сатпаева” и ТОО “Караганда су” ничего не связывает! Как пояснил нам генеральный директор РГП “Канал имени Сатпаева” Мейербек Егенов, несколько дней назад канал расторг договор с ТОО “Караганда су”!
– Это произошло именно в тот момент, когда ТОО “Караганда су” признало все долги и готово было платить по счетам, – говорит председатель профкома Карагандинского филиала канала Галина Гевелько. – Ведь до того канал поставлял воду в Караганду лишь по актам сверки. В марте, наконец, был заключен полноценный договор по объемам поставки воды, условиям оплаты и так далее. Вместе с договором ТОО “Караганда су” предоставило график погашения долгов. А руководство канала этот график не устроил, и 8 апреля договор вновь был расторгнут. Мы даже в суд не можем обратиться по взысканию долгов с предприятия, с которым мы не связаны никакими договорами и обязательствами! Кому выгодна такая чехарда?
Мы подозреваем, что готовится очередное банкротство предприятия. Однажды нас уже обанкротили, и задолженность по зарплате в миллиард тенге испарилась вместе с ликвидацией.
Немного денег в мутной воде
В 2000 году кредиторская задолженность РГП “Канал Иртыш – Караганда” достигла 3 миллиардов тенге, а дебиторская – 2,6 миллиарда. Предприятие объявили банкротом и выставили на аукцион.
Имущественный комплекс этого уникального гидросооружения, не имеющего аналога в мире, со всеми его насосными станциями, поднимающими воду на полкилометра, водохранилищами, вмещающими без малого миллиард кубов воды, был продан за 12 (!) миллионов тенге. Это притом что, по всем зависимым и независимым оценкам, минимальная стоимость канала составляет не менее 500 миллионов долларов!
Покупатель – РГП “Канал имени Сатпаева” – предприятие, образно выражаясь, созданное за несколько минут до аукциона. И самое интересное: генеральным директором нового РГП стал бывший директор обанкротившегося ликвидированного РГП “Канал Иртыш – Караганда” Константин Чолокиди.
Вокруг аукциона, а более всего вокруг смехотворной цены, тогда разразился скандал. И комитет по водным ресурсам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды был вынужден сделать официальное заявление, суть которого сводилась к следующему: дескать, по большому счету ничего не изменилось, как был канал в государственной собственности, так и остался, обанкротившееся предприятие “Канал Иртыш – Караганда” и новый владелец – РГП “Канал имени Сатпаева” – государственные. А в частные руки продавать канал нельзя – предприятие стратегическое. Да и кто его купит за реальную цену? Кому он нужен с его насосными станциями, водозаборами, шлюзами и пеликанами? Так что государство просто переложило свою собственность из одного кармана в другой.
Только при этом две тысячи государственных рабочих почему-то потеряли два миллиарда тенге неполученной зарплаты.
Сегодня дебиторская задолженность превышает миллиард, а кредиторская еще больше. А в специализированном межрайонном экономическом суде города Астаны рассматривается гражданское дело по иску Налогового комитета о признании РГП “Канал им. К. Сатпаева” банкротом ввиду неплатежеспособности.
Против генерального директора, с декабря прошлого года уже бывшего, тоже возбуждено уголовное дело.
Прокурорские и финансовые проверки выявили вопиющие факты: генеральный директор с группой пока неустановленных лиц воровал государственные средства и имущество в особо крупных размерах. В мутной воде отмывались миллионы.
Под видом современного оборудования на предприятие поставлялся настоящий хлам. Прокуратура обнаружила накладную, согласно которой в Карагандинский филиал РГП “Канал имени Сатпаева” прибыло дорогостоящее оборудование для насосных станций. Но при осмотре вместо указанных в накладной механизмов обнаружили старые проржавевшие чугунные ванны, заваленные мешками со строительным мусором. За этот хлам предприятие заплатило десятки миллионов. И таких примеров набралось на несколько статей Уголовного кодекса. 20 миллионов – за работы, которые никто не производил, 52 миллиона – за перевозки неизвестно чего непонятно куда. 183 миллиона за ремонтные работы, которые никто не выполнял. Следствие продолжается.
Дело о пеликанах
И протест рабочих тоже продолжается.
– Мы ждем до 20 апреля, – решительно заявляет председатель профкома. – Если не получим денег – перекрываем шлюзы! И нам все равно, кто заплатит по счетам: “Караганда су”, областной бюджет или республиканский, добрый дядя или богатый спонсор. 15 лет с боем выбиваем каждую копейку! Вы не поверите, были времена, когда нам аванс выдавали – 60 тенге!
Главная водная артерия Центрального Казахстана сегодня напоминает чемодан без ручки. И выбросить жалко, и тащить уже невмоготу. 458 километров воды, более сотни гидросооружений – тяжкое и непростое в эксплуатации хозяйство. Когда-то предприятие “Канал Иртыш – Караганда” было одним из самых влиятельных и богатых в регионе. А Молодежный – процветающим поселком с 10-тысячным населением, окруженным голубыми заливами, где водился великолепный белый амур и каждую весну прилетали пеликаны.
Говорят, пеликаны еще иногда прилетают. Но белого амура уже не видать.
А поселок Молодежный, наполовину опустевший, влачит жалкое существование.
Прокуратура Осакаровского района проверила состояние водной артерии и тоже сделала неутешительные выводы: состояние канала критическое. Санитарная зона давно нарушена местными жителями, которые купают в канале коров и лошадей, моют машины и потихоньку сбрасывают в воду отходы своей жизнедеятельности.
Читайте также: