Отдых в скд это
Термин “форма” употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего - либо, система организации чего - либо.
Вечер — вечернее собрание для дружеской встречи с целью развлечения; вечера могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими, т.д.; организуются, чаще всего, для старшеклассников. Цель: объединить участников, приобщить к искусству, литературе, чтению.
- это форма организации досуга, которая представляет собой мероприятие, составленное из познавательных и развлекательных частей, отличающаяся от дискотеки структурой, содержанием, средствами эмоционального воздействия, способами активизации аудитории.
Форма вечера отдыха более сложна, чем дискотеки. В него может быть введен метод театрализации и тогда вечер станет ярче, зрелищнее. Для него обязательно пишется сценарий, в котором определяется тема и идея, экспозиция, основное действие с кульминацией и финал.
Как правило, вечер отдыха подразделение проводит в клубе воинской части, кафе, солдатской чайной, иногда в расположении. Вечера отдыха могут проводиться в различных формах: вечера песни, музыки и танцев, игр и развлечений, юмора и сатиры, «огоньки», КВН, дискотеки.
Они проводятся по определенной программе, которая может включать в себя: зрелищные и концертные номера развлекательной направленности (шуточные и лирические песни, музыкальные эксцентрики, мультфильмы, фрагменты комедийных фильмов, шутки и пародии); танцевальные отделения; игры и танцевально-игровые номера, сюжетно связанные с общей темой вечера, аттракционы, викторины (кто автор музыки и текста) и конкурсы (на лучшего певца или оригинальное исполнение).
Вечера отдыха должны носить тематическую направленность, т.е. отражать какие-либо значительные события из жизни страны, Вооруженных Сил, воинской части. Каждому вечеру необходимо придавать четкую логическую структуру, а в его содержании предусматривать оригинальные игровые эпизоды.
Для подготовки вечера необходимо создать инициативную группу (5–7 человек), распределить обязанности (кто ведущий, кто отвечает за музыкальное обеспечение, подготовку игр, аттракционов, оформление зала, поддержание порядка) и составить сценарий (программу) проведения вечера.
При составлении сценария надо обратить внимание на подготовку музыкального репертуара, особенности проведения игр и заполнение пауз.
Целесообразно после 6–7 танцев и концертных номеров планировать небольшую паузу до 5–7 минут, которую заполнить играми и аттракционами.
Если позволяет обстановка, с разрешения командования воинской части можно пригласить девушек из какого-либо учебного заведения или предприятия. При этом продумать вопросы, связанные с их прибытием и проводами после вечера.
До начала вечера необходимо проинструктировать личный состав по вопросам культуры поведения и общения на вечере.
В ходе проведения вечера важно обеспечить общий порядок, бесперебойную работу аппаратуры, музыкальных инструментов и световых приборов.
Финал вечера также должен носить яркий и запоминающийся характер (общий танец или песня, лотерея призов).
После завершения вечера особое внимание необходимо обратить на организацию проводов приглашенных, наведения порядка в помещениях, сохранность аппаратуры, обеспечение противопожарной безопасности.
это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга.
Вечер отдыха (пример)
Особенностью этого вечера является свободный выбор его содержания, характера проведения, небольшая организационная работа по его подготовке. Вечера отдыха проводятся с целью сплочения членов коллектива, установления неформальных взаимоотношений между ними.
Вечера отдыха не связаны жестко с какой-то определенной тематикой. Именно это требует от организаторов проявления творческого подхода к их проведению. Вечер не должен сводиться только к танцам, хотя они и являются основным его элементом.
Вечер отдыха не требует большого количества организаторов, достаточно 3-5 человек. Один из организаторов берет на себя функцию ведущего вечера; второй подбирает музыку и отвечает за качество ее звучания на вечере; третий – готовит занимательные конкурсы для заполнения пауз и т.д.
Во время подготовки вечера организаторы решают вопросы оформления объявления о вечере, украшения помещения, приобретения разнообразных призов участникам и победителям конкурсов.
Предлагаем один из вариантов проведения вечера отдыха.
1. Ведущий открывает вечер, здороваясь с присутствующими, и говорит, что этот вечер должен подарить им хорошее настроение и что он включает несколько страничек. Первая страничка называется «Хобби». (Двое учащихся вносят плакат — эмблему первой странички вечера и прикрепляют ее на специальном стенде, стоящем на сцене.)
Ведущий рассказывает о разных увлечениях (хобби) людей, о распространенности такого хобби, как коллекционирование, и предлагает присутствующим продемонстрировать заранее подготовленные свои коллекции. Приз получит тот, кто сможет наиболее оригинально представить свою коллекцию и интересно ее прокомментировать.
Выступают коллекционеры марок, монет, открыток, значков, фотографий артистов и т.д. Победители получают призы.
Звучит музыка, молодежь танцует.
2. Ведущий называет вторую страничку вечера «Удивительное чувство любовь» (эмблема странички прикрепляется к стенду) и предлагает принять участие в трех конкурсах. Первый конкурс — конкурс чтецов, декламирующих стихи о любви.
Во втором конкурсе этой странички вечера юноше предлагается показать жестами, что он очень любит девушку, которая в это время находится в вагоне отъезжающего поезда.
Третий конкурс — на лучшее письменное признание в любви. Победители конкурсов награждаются призами. В перерывах между конкурсами звучит танцевальная музыка.
3. Следующая страничка вечера «Красота и мода».
Ведущий предлагает выбрать самую красивую и очаровательную участницу вечера. Он поручает это сделать нескольким юношам. Пока все танцуют, члены импровизированного жюри отыскивают претендентку. После танца посреди зала расстилается ковровая дорожка. Председатель жюри ведет по ней девушку, избранную членами жюри королевой красоты, надевает ей на голову корону и вручает приз. Победительница танцует с ведущим показательный танец.
В этой части вечера можно провести конкурс на лучший макияж, который юноши делают девушкам. Все участники вечера следят за работой юношей и оценивают результат. Победитель получает приз.
Еще один конкурс — «Авангардная мода». Его участники должны показать необычные костюмы, изготовленные прямо на вечере. Пока «модельеры» придумывают костюмы, все танцуют. После танца проводится демонстрация оригинальных авторских моделей.
4. Последняя страничка вечера — «Музыка и танцы». Звучит музыка вальса, танго, румбы и т.д. Призы получают самые лучшие танцоры, самый галантный кавалер.
Виды и формы культурно-досугового направления СКД.
Понятие "культурно-досуговая деятельность" вошло в научный оборот сравнительно недавно, с начала 80-х гг. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одно го из видов человеческой деятельности.
Интенсивная разработка деятельностной концепции досуга началась в 50-60-х гг. Этому предшествовало сокращение в середине 30-х гг. в ряде западных стран рабочего дня и начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий населения.
Определенным импульсом послужило бурное развитие в послевоенные годы средств массовой коммуникации, появление телевидения, перевернувшие традиционные представления людей о досуге и способах своего поведения за пределами профессионального труда. В рамках данной концепции понятие "досуг" чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий "рабочего", "внерабочего" и "свободного времени". Человеческая деятельность является тем общим, что объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве специфической формы проявления времени на уровне общественного бытия. Вместе с тем различия в функциональном отношении того или иного вида деятельности, их конкретное содержание дают основание провести между ними известные границы. "Рабочее время" и часть "внерабочего времени" или "необходимое внерабочее время" идентифицируется с "непреложными занятиями", которые включают в себя трудовую деятельность, дающую человеку необходимые средства к существованию, а также деятельность по организации собственного быта, способствующую восстановлению физических и психических сил человека, затраченных в сфере производства. Оставшееся за вычетом трудовых и бытовых занятий "свободное время" связывается с деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под влиянием внутренних побуждений, стремлений, желаний. Именно такая деятельность, по мнению большинства ученых, составляет содержание досуга. Таким образом, "досуг", "досуговая деятельность", "свободное время" можно классифицировать как синонимичные, взаимозаменяемые понятия. "Досуг" приобретает реальный смысл лишь в том случае, если его антитезой является деятельность, вызванная необходимостью достижения практического, утилитарного результата, открывающая человеку возможность поддержать свою жизнь как биологического существа. В различных житейских ситуациях трудовая деятельность выражается в формах познавательной, художественной и любой другой деятельности. В качестве труда может выступать и учеба, если она направлена на подготовку человека к выполнению в будущем профессиональных обязанностей (например, обучение детей в школе, студентов в вузах, техникумах, колледжах и других средних специальных учебных заведениях, получение среднего образования в системе вечернего и заочного обучения и т.п.). Следует отметить, что употребление слова "досуг" в значении времени, свободного от работы, имеет глубокие исторические корни: оно было обусловлено особенностями образа жизни древних народов. Однако наиболее четко смысл понятия "досуг" как деятельности, противостоящей труду, проявился лишь в период индустриального и постиндустриального развития человеческих обществ в связи с выделением сферы производства в самостоятельную, жестко отграниченную от всех других область человеческой жизнедеятельности и втягиванием в ее орбиту больших масс людей.
Углубление научных исследований, изучение досуговой сферы на операциональном уровне правомерно выдвинули вопрос о более точной характеристике содержательного аспекта досуговой деятельности. На рубеже 70-80-х гг. в рамках философско-социологического подхода к анализу досуга обозначились альтернативные позиции. Одна из них сводилась к определению досуга как деятельности, предназначенной для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей. В соответствии с другой при выделении параметров досуга следовало учитывать все многообразие занятий, осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере труда, семьи и быта. Подчеркивалась разновекторность социальной направленности таких занятий: для одних людей они могут выступать как развивающие личность, для других - не развивающие. Западные социологи особенно фиксировали внимание на том, чтобы при характеристике досуга не выпускать из поля зрения явления антикультуры - различные виды отклоняющегося поведения: преступную деятельность, правонарушения, алкоголизм, наркоманию и т.п. Только при учете всего круга занятий, осуществляемых людьми за пределами рабочего и необходимого внерабочего времени, можно воспроизвести полную картину досуга.
Некоторой попыткой снять возникшее противоречие явился анализ феномена досуга с позиций общесоциологической теории культуры. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, т.е. деятельности человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Для выделения данного направления досуговой деятельности из совокупности всех возможных в отечественных научных исследованиях стал употребляться термин "культурно-досуговая деятельность". В настоящее время рас ширяются теоретико-методологические исследования культурно-досуговой деятельности, уточняются их методы, отрабатывается понятийный аппарат.
В свете современных представлений понятие "культурно-досуговая деятельность" целесообразно рассматривать как видовое по отношению к более общему, родовому понятию "досуговая деятельность" ("досуг") и обладающее в связи с этим всеми присущими ему признаками: обозначаемая им деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована "внешней" необходимостью, осуществляется не с целью заработка. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Как любую человеческую деятельность, ее можно охарактеризовать с точки зрения субъекта, цели, средства, результата, самого процесса, а также механизмов ее осуществления - психологических компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности: ценностных установок, ориентаций, мотивов. В культурно-досуговой деятельности проявляется осознанное отношение человека к природе и социальной жизни. Субъектом ее могут выступать слои, социальные и социально-демографические группы населения, отдельные индивиды. Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они обусловлены определенным типом культуры, сложившимся в конкретном человеческом сообществе, связаны с традициями, менталитетом, образом жизни отдельных народов.
Культурно-досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по разным основаниям:
1. По субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности);
2. По месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности);
3. По характеру организации деятельности (институциональные или общественно организованные и неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности);
4. По наличию творческого элемента (активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности). Сегодня многие ученые сходятся во мнении о том, что такие виды занятий, как чтение книг, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и др. относятся к пассивным формам культурно-досуговой деятельности, а любительские занятия, занятия художественным и техническим творчеством и т.п. - к активным.
Правомерно говорить о социальной роли культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность конструктивна. Она обогащает духовный мир человека, формирует его личность, развивает эстетически, нравственно, физически. Культурно-досуговая деятельность способствует умножению духовной культуры (например, высокие образцы народного художественного творчества), содействует созданию культурной среды, положительно влияет на человеческие взаимоотношения.
Виды деятельности культурно-досугового направления СКД: празднично-обрядовый, повседневный. Объекты: театры, кинотеатры.
Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален и содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых - неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.
Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.
Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха:
Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая - развитие его духовных и физических сил, третья - гармонию души и тела. В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.
Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А. Стрельцова, который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы»? конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия.
Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.
С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.
Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.
Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.
Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
Но существуют и другие эксклюзивные культурно-досуговые программы. В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах:
- туризм и путешествия (занимает первое место по эксклюзивным культурно-досуговым программам);
- развлечения (второе место по эксклюзивным культурно-досуговым программам);
- также эксклюзивные культурно-досуговые программы существуют в сфере общения с природой.
Что касается туризма, путешествий и развлечений, в сотрудничестве с экскурсионными организациями многие туристические фирмы или частные предприниматели организуют различные виды мероприятий развлекательного и познавательного характера, как для индивидуальных туристов, так и группам.
Что касается сферы общения с природой, то здесь также существуют эксклюзивные культурно-досуговые программы, о которые десять лет назад человек мог только мечтать.
В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах:
Отдых в скд это
Рассматривая технологию социально-культурной деятельности, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреждений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терминов, так или иначе связанных с технологией социально-культурной деятельности, позволила сформулировать обозначаемые этими терминами понятия.
средства социально-культурной деятельности
Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».
К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.
Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:
• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;
• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности»
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы СКД делятся на массовую, групповую и индивидуальную.
И рассказывать дальше о массовых мероприятиях и требованиях к их подготовке и проведению:
-аудитория от 100 чел и до неск тысяч
- актуальность и значимость тем массовых мероприятий ( праздников, зрелищ, концертов, театрализованных представлений и т.д.)
-сложность их подготовки
- сценарно – режиссёрская разработка
- меры безопасности при проведении ит.д.
Групповая форма работы
Количество ауд от 5 7 чел и до 50
Особенности: камерность, возможность обратной связи, личностного общения
Групповые формы6 вечера отдыха, посиделки, гостиные, обряды, экскурсии. беседы и т.д.
Индивидуальная форма работы.
Особенности: дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.
Формы инд раб: беседа, консультация, индивид. Занятие
Условие успеха: интерес и желание помочь, любовь к людям
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».
Слово «метод» ( methodos ) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».
Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.
Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.
Досуг как сФера СКД
Досуг как сфера социально - культурной деятельности
Понятие «Досуг» Понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д. В современной социально - культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество крайне заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально - экономического и духовного обновления всей нашей жизни.
Понятие «досуг» Являясь основной сферой СКД людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных семейных обязанностей.
Понятие «досуг» Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа, жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и.т.
Досуг и свободное время Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внеучебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и д. р.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени.
Внерабочее время состоит из: а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной -занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.) б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д. в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др. г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.
Определение досуга распадается на четыре основных группы 1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо. 2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации. 3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью. 4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.
Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей. Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности. Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит, прежде всего, в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия. В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.
Виды досуга а) Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время ра-боты сил и подразделяется на активный и пассивный. б) Следующий уровень – развлечения. Традиционно развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным. в) Познавательная деятельность, которая вырастает из активного отдыха и состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Особый вид досуга - организация отдыха. Ведь организовать коллективный отдых – это означает каждого человека включить в общую деятельность
История досуга Характеризуя в целом развитие досуговой деятельности в Х-ХVII в., следует заметить, что формы ее не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоев российского общества опирался на народную, традиционную основу. Различия касались по преимуществу лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, обусловленной имущественным положением человека. Слова Д.С. Лихачева о том, что “Древняя Русь знала разграничения между классами не в характере быта, как это стало в послепетровской Руси, а главным образом, в степени накопленных богатств, в наличии слуг и величине хозяйства”, справедливы и по отношению к досугу как частному проявлению бытовой жизни россиян того периода.
Концепции досуга Современная наука располагает широким диапазоном досуговых концепций (лат. conceptio - мысль, понятие системы, руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип деятельности). Концепция должна объяснить социальное явление и дать обоснование методологии и методики конкретного исследования. Каждая концепция особым образом объясняет суть и предназначение досуга в жизни человека.
Деятельностная коцепция. Ее сторонники (философы К. Маркс и Ф. Энгельс, психологи Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев) постулировали, что досуг является частью образа жизни человека и представляет собой социально обусловленную культурную деятельность.
Цивилизационная концепция (Шпенглер, Данилевский, Тойнби) акцентирует внимание на культурное многообразие форм досуговой деятельности, а также устанавливает взаимосвязь между становлением культуры досуга как отдельного сегмента культурного пространства и возникновением крупных городов.
Структурно-функциональная концепция (Дюркгейм, Парсонс, Т. Веблен) изучает функциональную значимость конкретных форм досуга в условиях современного культурного развития, а также рассматривает структуру досуга в институциализированном и ценностном аспектах.
Культурологическая и социально-культурная концепция рассматривает содержание культурной деятельности (М. Каплан, М. Сюрбер). Досуг не одномоментное действие, а процесс во времени, пространстве и социальной среде. Его измерения включают сопоставление досуговой деятельности с разными культурными ценностями и символами конкретной культуры, определяющими смысл социального взаимодействия.
Экологическая концепция выдвигает на первый план роль природных условий как фактора полноценного досуга, использования природных компонентов (климата, растительности, водоемов) для оздоровительного и спортивного досуга.
Терапевтическая концепция рассматривает досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую сферу человека, как релаксацию и восстановление сил после труда.
Концепция личностного развития Досуг рассматривается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческим наследием народа.
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Групповые формы6 вечера отдыха, посиделки, гостиные, обряды, экскурсии. беседы и т.д.
Индивидуальная форма работы.
Особенности: дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.
Формы инд раб: беседа, консультация, индивид. Занятие
Условие успеха: интерес и желание помочь, любовь к людям
6. Массовые формы работы социально-культурной деятельности. Технология их подготовки и проведения.
Культурно-массовые формы СКД – это особый вид социально - культурной деятельности, который благодаря своему содержанию, использованию средств и методов эмоционального воздействия на людей, охватывает духовную жизнь максимально широкого круга населения с целью его всестороннего духовного развития. Универсальность культурно – массовой деятельности обусловлена, прежде всего, богатством её предметного и видового разнообразия.
К основным функциям культурно-массовой работы относятся:
Гедонистическая – это развлечения, носят характер забавы с тем, чтобы отвлечь от насущных проблем и дать им компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности.
Образовательная – это освоение нового, это система непрерывного дополнительного образования и самообразования.
Воспитательная и развивающая – культурно-массовые мероприятия направлены на воспитание эстетического вкуса и развитие творческих способностей личности, способность к самоорганизации, к самооценке, к умению возрождать и нести в себе духовные ценности.
Социализация личности – стимулирование социальной активности людей и формирование системы духовных ценностей. Функция возрождения народных традиций - осуществляется передача народного опыта как от одного поколения к другому, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и народами.
Художественно-творческая активность - эффективное стимулирование включения личности в культурно – творческий процесс. Под технологиейорганизации культурно – массовых форм СКД, понимают процесс, где совокупность операций выстроена по определённым этапам, где каждый этап представляет собой совокупность действий, отражающих закономерную последовательность их осуществления.
Технология организации и проведения культурно-массового мероприятия:
1. Анализ обстановки, определение темы мероприятия (о чём?), определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?), определение масштаба мероприятия, выбор формы воплощения замысла, сбор первоначальной информации и формулировка цели, составлении сметы расходов. Цель организаторов культурно-массового мероприятия – соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности.
· Создание сценарной, режиссёрской и организаторской групп для подготовки и проведения программы, Перед организаторами встаёт задача добиться понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел.
· Создание организационно педагогических условий для творческого процесса. Выработка у участников мероприятия и актива чувства ответственности за порученное дело, умение соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе.
2. Работа над сценарием (определение сюжетной линии; сверка продолжительности; разбивка на блоки, на которые между эпизодами включаются моменты мотивации; подбор эпизодов мотивации; анализ возможных изменении мотивации).
3. Репетиции программы (разводка по мизансценам; заучивание реплик; работа с реквизитом; адаптация к месту проведения мероприятия). Одна из особенностей массового мероприятия заключается в том, что его нельзя прорепетировать в целом.
4. Проведение мероприятия. Представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью данного мероприятия. Быстрота ориентировки даёт специалистам возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при неожиданной реакции зрителей.
5. Анализ мероприятия. Завершающий этап работы, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность. Качество анализа проведённого мероприятия во многом зависит от качества подготовки последующего мероприятия. Анализ мероприятия завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности
Читайте также: