Отдых в псху абхазия
28 марта в Абхазии объявили чрезвычайное положение на всей территории республики из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Жители высокогорного села Псху, куда можно добраться только по воздуху и на внедорожниках через горные перевалы, если там нет снега, рассказали корреспонденту Sputnik о том, как карантин повлиял на привычный уклад жизни, кто ушел в самоизоляцию и почему к ним перестали ходить гости, а также чего жители горного села опасаются и чем запасаются.
Бадри Есиава, Sputnik
Подальше от вируса
В сложившейся ситуации в мире из-за пандемии многие, вероятно, могли бы позавидовать тем, кто живет вдали от цивилизации. Чем дальше сегодня находится человек от суетливых городов, тем больше он в безопасности. Казалось бы, где сегодня может быть лучше и спокойнее, чем в высокогорном абхазском селе Псху, куда можно добраться только коммерческим рейсом на "кукурузнике" из бабушарского аэропорта или же на внедорожниках, преодолев горные перевалы, которые сейчас непроходимы из-за снега. Мобильный телефон там не ловит, а провести себе спутниковый интернет смогли далеко не все. Но даже в таком отдаленном селе коронавирус оставил свой отпечаток.
По словам завуча местной школы Ольги Шибановой, после введения карантина в стране в село вернулись четверо местных жителей, которые ушли в самоизоляцию. Гости к ним больше не ходят.
"Так как сейчас самолет не летает, некоторые из них пришли пешком через перевалы. Их довезли до Ауадхары, а оттуда по колее, оставленной снегоходами, они добрались до села. Насколько я знаю, дорога у них заняла несколько дней. Ночевали в балаганах по пути домой. Сейчас они все сидят дома, никто к ним старается не заходить. Ждем, пока пройдут две недели", - поделилась она.
В период ЧП в Абхазии по всей стране приостановили работу образовательные учреждения, в том числе это коснулось и школы в Псху. Шибанова призналась, несмотря на то, что много дел по хозяйству, ей хочется скорее вернуться к своим воспитанникам. Для того чтобы детвора не бездельничала, она прошлась по селу и раздала задания на каникулы.
Прилавки местного продуктового магазина почти опустели. После слухов о возможном продуктовом кризисе сельчане быстро разобрали самые необходимые товары, так как доставка продовольствия производится не часто. Несмотря на это, жители горного села не унывают. К жизни про запас они привыкли давно.
"Даже если нам не доставят продукты до окончания карантина, мы всем запаслись. Муки у нас на целый год хватит, картошки достаточно, закрутки есть, крупы, растительное масло, соль, сахар. В принципе, это все, что у нас изменилось за последнее время. Привычная жизнь осталась прежней. Кроме тех, кто на карантине, все занимаются своими делами, общаются, видятся", - рассказала Ольга.
В Псху есть свой медпункт, где работает фельдшер. Там же расположена аптека. Проблем с основными медикаментами там пока не наблюдается. Доставленные последним авиарейсом препараты еще не раскуплены. Ольга призналась, что местные жители не пренебрегают и народными средствами.
Увидеть Псху и остаться навсегда
Ольга Шибанова переехала из России в Абхазию двадцать лет назад. В детстве она нередко бывала в Псху в гостях у своей тети, и село это ей всегда нравилось, но о том, что она останется там навсегда, Ольга не подозревала. Причиной кардинальной смены образа и места жизни стала любовь. В подробности своей романтической истории Шибанова посвящать не стала, стесняется.
С тех пор Шибанова устроилась на работу в сельскую школу, где преподает математику. В остальном ее жизнь мало чем отличается от жизни соседей. Как и все, она занимается огородом, разводит кур, свиней, другую скотину. Сейчас в Псху разгар полевых работ. Многие крестьяне уже вспахали земли и посадили картошку. При этом весенняя погода не балует.
"Сейчас очень сильные ветры у нас. По ночам заморозки бывают. Те, кто посадил помидоры в парниках, они у них даже подмерзли за ночь. Вроде светит солнце, но ветер холодный. Думаю, у вас намного теплее", - сказала Шибанова.
У героини одного из материалов Sputnik, опубликованного в 2016 году, Агнессы Ацанба схожая история. Только она познакомилась со своим будущим супругом в Гудауте, откуда она родом. Вскоре вышла за него замуж и переехала в это село.
Еще до введения чрезвычайного положения в республике она по делам вернулась на "большую землю" и с тех пор находится в Гудауте у родителей, но хорошо осведомлена о происходящем дома. По ее словам, сейчас крестьяне в первую очередь ремонтируют свои заборы, которые не выдержали тяжести снега. Вернуться домой пока у нее не получается, потому что, по ее рассказу, на борт рейсового "кукурузника" разрешается брать не больше трех человек.
"Один рейс самолета стоит 27 тысяч 500 рублей. На троих это очень дорого. Планировали отправлять в Псху самолет каждые десять дней, и при наличии достаточного количества пассажиров полет стоил бы две тысяч рублей, но из-за карантина полеты отменили", - отметила Ацанба.
Информированы и ответственны
Начальник пожарно-спасательного поста села Псху Сергей Зинченко уточнил, что те четверо сельчан, которые сейчас находятся в самоизоляции, вернулись в Псху из Сухума. Никаких симптомов заболевания у них нет, но решили на всякий случай сократить контакты с внешним миром.
Жители перестали собираться большими компаниями и стараются следить за последними новостями, происходящими в Абхазии и мире из-за коронавируса.
"Население проинформировано о самой болезни и ее симптомах. Они довольно ответственно подошли к этому вопросу", - сказал он.
Что касается работы подразделения МЧС республики в Псху, она особо не изменилась, но спасатели держат связь с сельчанами и готовы оказать всю необходимую помощь, в том числе, если будет необходимость вывоза кого-либо из жителей села, отметил он.
Программа по дням
День 1
Встреча группы в 9:00 на стороне Абхазии, после самостоятельного прохождения границы КПП Псоу. Инструкторы садятся с вами на организованный транспорт (УАЗ) и начинается наше захватывающее путешествие.
Закупив по дороге местных арбузов, мы сворачиваем к Бзыбскому поселению, где начинается дорога на озеро Рица. Сделаем остановку в ущелье Каменный мешок или Юпшарский каньон, где чудесным образом река Юпшара прячется под землей, а потом снова несет свои воды к морю. Дорога проходит между двумя очень близко стоящими скалами, которые некогда были расколоты землетрясением. Самое узкое место каньона называется Юпшарские ворота, где две скалы практически сходятся, расстояние между ними не превышает 20 метров.
Все ближе подъезжая к озеру, вы окунетесь в мир зелени, растительность потрясает взор. Здесь представлены колхидские, смешанные широколиственные, буково-пихтовые леса, альпийские ковры. Среди травянистых видов произрастает множество эндемиков.
На Рице неспешно прогуляемся в районе смотровой площадки. Одна из изюминок — катание на катамаране (примерно 200 рублей с человека за 30 минут). Вид с воды особенный. Время попробовать Абхазскую традиционную кухню в плетеной Апацхе. В Апацхе непрерывно горит огонь — символ непрерывности жизни. Над очагом вешали надочажную цепь, игравшую роль домашней святыни, деревянные раздвижки, подсвечник и другие крючки. У очага ставились различной длины скамейки. В помещении могли быть и всевозможные сундуки, шкатулки, в которых хранились ценные вещи семьи. Так и сейчас стены увешаны шкурами диких животных-обитателей здешних лесов.
Ожидание заказа — прекрасное время для знакомства группы. Пообедав, продолжаем поездку в сторону перевала Пыв (900 метров) и затем в само таинственное село Псху (760 метров), поездка займет около 5 часов.
Приехав, заселяемся в гостиницу или гостевой дом, по наличию свободных мест. Ближе к вечеру прогуляемся по селению и посмотрим уклад местных жителей. Они очень гостеприимны. Инструктор расскажет историю этих мест, добавив щепотку легенд и сказаний.
Затем сварим ужин. Наполненные впечатлениями и горным воздухом пойдем спать.
День 2
Проснемся под пение петухов и, умывшись водой из горного ручья, отправимся на зарядку. После приветствия солнцу, поздороваемся и с нашим завтраком. Скорее всего, будет возможность купить у местных яйца и творог. В первой половине дня у нас конная прогулка по окрестностям. Мы посетим хутор Ригдза, отсюда один из лучших видов на Серебряную скалу — символ Псху, водопад Плужниковых, Псхинская крепость.
Ученые спорят о происхождении Псхинской крепости, то ли она византийская III века, то ли абхазская XIII века. На табличке у самой крепости значатся VIII-X века, о происхождении не сказано. Видимо, табличка — результат компромисса между историками. Местный старожил восьмидесятилетний Василий Шишин рассказывает, что крепость в его молодости считалась мусульманской, но во время раскопок на ее территории обнаружили захоронения, а у мусульман такой традиции нет. Профессора, раскапывавшие крепость, одну теорию отвергли, другую, устраивающую всех, так и не приняли — спорят.
Во второй половине дня для желающих будет устроена рыбалка, а для остальных дополнительная прогулка по природным местам или тихий неспешный вечер у реки. После — ужин и увлекательные веселые игры. Может быть, наши рыбаки принесут форель, и мы приготовим ее на мангале.
День 3
Ранний подъем, сегодня один из живописнейших радиальный выходов. Зарядка, завтракаем и собираем вещи. Грузимся в наш транспорт и едем обратно до перевала Пыв (900 метров). С него открывается панорама на 180 градусов на Главный Кавказский хребет. И здесь же стоит памятник Великой отечественной войне. Взяв с собой небольшой перекус и необходимую одежду, отправляемся в Долину семи озер или урочище Каменистая поляна. В спокойном темпе до смотровой площадки (2400 метров), откуда видны первые 4 озера 2,5 часа в гору, с привалами. Есть возможность подняться до смотровой площадки на лошади (1500 рублей с человека). Отдохнув, и насладившись пейзажами, мы спускаемся вниз к озерам и погуляем в долине. На одном из озер инструкторы организуют перекус.
То там, то тут встречаются каменные ограды. Абхазские легенды гласят, что это — постройки мифических карликов, ацанов, которые проживали здесь в глубокой древности. Они были до того малы, что влезали на папоротник и рубили его ветки своими маленькими бронзовыми топорами. Ацаны обладали большой физической силой. Ацаны были скотоводами и охотниками. Жили они во времена, когда на земле стояло вечное тёплое лето, не было ни смерти, ни рождения, ни голода, ни холода, ни болезней.
Возвращаемся обратно на перевал, практически вся дорога будет на спуск. Здесь пригодятся трекинговые палки.
Прощаемся с горами и выдвигаемся в сторону побережья. Дорога до границы Абхазии и России достаточно длинная, около 4-5 часов. Билеты домой лучше брать после 9-ти вечера.
Псху (Абхазия)- путешествие в затерянный мир
Что же хотели мы увидеть в столь удаленном от цивилизации месте?! В первую очередь конечно перенестись в прошлый век, посмотреть как живут люди в столь тяжелых условиях. Во вторых, увидеть одну из семи святынь - Инал-Куба, реку Святую и храм Иоанна Крестителя. И конечно сама дорога, это вообще отдельная тема!
Дорога в Псху у нас началась в Новом Афоне в 8 утра, собрав народ из Приморского и с Рицынского поворота транзитом поехали в сторону Рицы. Транзитом, потому что не останавливались на тамошних достопримечательностях, все всё видели не раз. На Рице небольшая остановка для традиционной фотосессии и дальше только вперед!
Ехать предстояло нам около 6 часов по дороге через перевал и далее вдоль хребта.
Развалины крепости
Неподалеку от села есть еще одна достопримечательность – развалы старой крепости. Никто не знает достоверно, кто и когда ее построил. Одни говорят, что это дело рук византийцев, другие - что сделали это абхазы в 8 веке. Так или иначе, крепость очень древняя, и от нее мало что осталось. Если подойти поближе, то можно заметить, что фундамент крепости немного просел. Местные рассказывают, что где-то под землей расположен секретный ход, но его так и не смогли найти.
Как добраться до села самостоятельно?
Как добраться до села Псху в Абхазии? Существует только два способа: на самолете или на машине. При этом на обычном легковом автомобиле у вас вряд ли получится преодолеть перевал, поэтому туристов привозят на внедорожниках. Пешие тропы к Псху очень опасны, а пользоваться ими можно исключительно летом. Добраться по воздуху можно либо на вертолете, либо на самолете Ан-2, который представляет собой обычный «кукурузник». Этот путь наиболее короткий: всего 45 километров из Сухума. Стоимость полета составляет 3000 рублей, а расписание является плавающим. Самолет взлетает по мере набора пассажиров. Рейс обычно совершается туда и обратно в один день, поэтому у путешественников весьма ограничено время на исследования села. Однако при желании можно остановиться переночевать у местных жителей.
Псху – новый вид туризма
Изначально в районе Псху жили абхазы, которые основали там горное сообщество. Но во время войны с Кавказом они были вынуждены оставить свои дома, и вскоре на их место пришли монахи-отшельники. С течением времени в поселке Псху в Абхазии поселились русские крестьяне, которые и создали новое сообщество. В ходе Второй мировой войны село захватили немцы, и это стало одной из немногих оккупированных фашистами территорий Абхазии.
Поход
Стоимость пешей экскурсии составляется 13 тысяч рублей. В эту сумму входят переезды и трансферы, сопровождение проводника, питание и снаряжение для похода. Услуга пользуется популярностью, и многие люди предпочитают ее стандартной поездке на машине.
Я живу на Кавказе.
О высокогорном абхазском селе староверов мы услышали ещё пару лет назад от пограничников за источником Ауадхара.
Ореол таинственности окутывал это место – полная изоляция от внешнего мира, отсутствие благ цивилизации и дорог.
- Проехать можно с июля по сентябрь, в остальное время перевал под снегом. Пройдёт лишь подготовленный внедорожник, - рассказывали пограничники.
А мы уже мысленно просчитывали свои возможности для экспедиции в Псху.
Информация в интернете ясности не добавляла – кто-то попадал туда в качестве туристов на уазике, кто-то летал на самолёте(!) – все сходились во мнении: очень трудно добраться, но цель оправдывает средства.
Каково же было удивление, когда в случайном разговоре Денис из Анапы (Че Гевара) обмолвился, что бывал в Псху не раз! Его подробный рассказ – это отдельная песня! Такой полной и захватывающей информации ни один доступный источник не давал.
Поддержав наше решение ехать в Абхазию за впечатлениями и затянувшимся летом, более часа Денис составлял подробную инструкцию с рекомендациями, интересными объектами и их GPS-координатами. По рекомендации Дениса мы взяли в качестве гостинцев пиво, сигареты, чай и разные интересные сладости.
Дорога на Псху от нашего дома заняла чуть меньше суток. Серпантины от Туапсе до Адлера, бестолковая разметка и непродуманные указатели на новых развязках в районе Сочи, толчея и неорганизованность на границе – самый тяжёлый в психологическом плане участок дороги.
От реки Бзыбь уходим на Рицу, минуя озеро, добираемся до минерального источника Ауадхара - на наш притязательный вкус это один из лучших нарзанов, которые доводилось пробовать. Здесь знакомимся с местным жителем – охранником кафе и легко находим общий язык на тему «как хорошо было при СССР».Подъезжает экскурсионный УАЗик с туристами. Водитель УАЗа в войлочной серой шляпе, узнав о цели нашей поездки, достаточно осторожно отзывается о дороге – две недели назад на перевале было снега выше колена, а река, выйдя из берегов, на неделю отрезала автотуристов, благо все живы остались…
Описание дороги не показалось оптимистичным. Переглянулись с Романом – знакомая ситуация: пять лет назад в тандеме ездили с джиперами из КБР и КМВ к Эльбрусу на Джилы-Су 23 февраля. Поездка была экстремальная, на грани фола – зато сколько воспоминаний!
Роман сказал: «Не сможем проехать – вернёмся!». И мы поехали проезжать.
Дорога местами хорошая, а местами напоминающая то каменистый подъем на Грачевский, то последние 700 метров к Наташкиным водопадам, то движение по руслу Пшады в не самые спокойные для реки дни.Так и подобрались к перевалу. Теневая сторона во льду и рыхлом снегу. Поднявшись наверх, встречаем несколько УАЗов, один из которых держит путь как раз из Псху.Здороваемся с водителями, как со старыми знакомыми – так принято в горах. Они тут же извлекают чачу, домашний коньяк – отказаться, значит обидеть. Я организую закуску в виде бутербродов, а муж, который за рулём не пьёт НИКОГДА, делает исключение и скромно поддерживает коллектив. Мимо на большой скорости проносится новый белый джип-иномарок, за рулём в развевающейся сутане священник с большой окладистой бородой, притормозив на мгновение, что-то спрашивает у местных и летит дальше. Не наш человек. В Абхазии самый демократичный внедорожник, естественно, УАЗ. Мы говорим о природе, человеческих отношениях, Родине и расстаёмся друзьями.
На прощание ребята предупреждают, чтобы мы не задерживались в Псху, ещё две недели назад на перевале лежал снег выше колена.
- Лишь увидите маленькие серо-белые облачка, сразу назад! Это снег.
От перевала до Псху 25км. Этот путь нам нужно преодолеть до темноты. Многочисленные серпантины и броды через неоднозначные горные реки не очень уютно преодолевать даже в сумерки. Едем со скоростью шустрого пешехода, лишь иногда разгоняясь до 20 км/час.
Видим – справа от дороги глубокая чистая заводь, металлический крест перед ней, повсюду иконы с ликами святых, «кабинка» для переодевания (каркас, затянутый чёрной плёнкой).Муж говорит: «На обратном пути я нырну», а мы с Любой повязываем платки – вдруг староверы осквернятся при виде нас?Подъезжаем к погранзаставе. Небольшой домик, шлагбаум и два парня лет 25 в камуфляже и шлёпках. Очень строго спрашивают: «Куда, к кому, зачем?», и напутствуют напоследок, чтоб осторожней были на броде перед селом.
- Пару недель назад река унесла трёх туристов. Двое утонули, один выполз с переломанными ногами (дословно).
На этом мрачном аккорде продолжаем движение. Село появляется постепенно. Сначала встречаем брошенные домики, потом отдельно стоящие, жилые по виду. Преодолеваем брод на Святой речке, которая «троих унесла». Потом уже узнали, что из-за этой коварной речки в прошлом году у тёти Клавы во дворе зимовал УАЗик – хозяин кое-как на Урале домой добрался, а машину до лета пришлось оставить.
А вот и первый «старовер» показался – косматый, с огромным рюкзаком ковыляет в сторону села - добычу тащит, наверное. Мы останавливаемся: «Вас подвезти?»
Человек ловко карабкается в машину и всю дорогу пересказывает информацию о Псху, сильно напоминающую ту, что мы намедни прочли в интернете, щедро перемежая речь цитатами из бардовской классики 60-х годов. Потом намекает, что ищет невесту 50 лет, а лучше 2 по 25. Мы с мужем переглядываемся – пора избавляться от пассажира. Тем более, что он, как выяснилось, никакой не житель села. Живёт в Красной Поляне. О, таких кадров мы встречали! Подвозили однажды туриста из Сочи лет семидесяти. Каким-то образом он к нам на чай напросился (до поезда время оставалось), а потом чуть жить не остался – любую работу по дому обещал выполнять, лечить нас от всех болезней с помощью нетрадиционной медицины… Хитрым манёвром мы отправили его в поход с моим одноклассником Лёшей Зворским. Насколько удался поход, я не знаю, стыдно у Лёши спрашивать было. Судя по тому, как при встрече он сдержанно здоровался со мной, мужик и у него жить собирался.
Возвращаясь к нашему абхазскому попутчику, признаюсь, что от него мы тоже не сразу избавились. Псху он очень любит, лет десять как ходит сюда и живёт в домике какого-то мифического друга, хотя население знает плохо, несмотря на то, что из 200 жителей села большая часть приходятся друг другу родственниками. Во всяком случае на наш вопрос, где живёт тётя Клава, ответил, что здесь полсела Клавы и предложил нам возможные места для ночлега –а) в гостинице, б) в палатке на берегу реки, в) у него на сеновале.
Мы сказали, что поедем к реке, и он собрался с нами. Лишь когда мы «вспомнили», что нужно срочно передать тёте Клаве посылку от друга Дениса, турист, наконец, отпочковался от нас. А мы благополучно вернулись к дому т. Клавы и д. Бори, благо нам сразу же указали дорогу настоящие местные жители – на удивление, они выглядели совсем не так, как я их себе представляла, точнее ничем особым от нас не отличались.
Удивило другое – спутниковые антенны, новая, очень большая для такого села, школа и …горящие повсюду лампочки, фонари на столбах. Сначала я думала, что местные жители либо очень рассеянные, либо очень расточительные.
На следующий день мы увидели местную ГЭС и поняли, что эта расточительность оправдана: вода льётся, энергия вырабатывается. Местные жители платят за обслуживание ГЭС 50 рублей в месяц со взрослого. Многие имеют стиральные машины-автомат, хлебопечки, прочие блага цивилизации, за исключением сотовой связи – возможность появления вышки какого-нибудь сотового оператора обсуждалась на сходе села, но единодушной поддержки не получила. Потому что большую роль в своей жизни жители села отводят экологии - мёд в Псху лучший, какой нам доводилось пробовать!Связь жителей села с «большой землёй» и доставка продуктов, необходимых для жизни, осуществляется следующим образом:
1. Автотранспорт с колёсной формулой 4х4
2. Самолёт-кукурузник (18 тысяч за рейс)
3. Вертолёт (40 тысяч).
Очевидно, что самым демократичным, самым грузоподъёмным и самым неприхотливым является УАЗик. Домик тёти Клавы и дяди Бори, как в русской глубинке – махонький, кривенький, аккуратный.Чистый, уютный дворик. Водопровод из родника – вода ледяная и кристальная. Городскому водоканалу с ржавыми трубами и повышенный содержанием солей такой эталон качества и не снился!Ярко-оранжевые тыквы собраны кучкой посреди двора. Коровы звенят колокольчиками, хрюшки повизгивают. Мы заносим вещи на второй этаж по скрипучей лестнице. Хочется завалиться и уснуть – через несколько часов будут ровно сутки, как мы на колёсах. Но мужчины не против перекусить, да и поговорить с хозяевами интересно.Садимся за столиком на улице. Быстро темнеет, ещё быстрее холодает. Тем, кто греется грушевой чачей, конечно, всё нипочём. А у меня уже нос холодный. Хорошо, думаю, что не в палатке у речки. Или не на сеновале. Вежливо откланиваюсь и скриплю ступеньками наверх.
Утром все просыпаемся рано. Экологически чистый сон восстанавливает силы. Завтракаем и собираемся в дорогу. Хочется посмотреть окрестности и до темноты успеть на горячие источники за Сухумом.
Наконец, появляется более-менее стройное представление о жителях Псху.
Кто же они? Русские люди, чьи предки поселились здесь после Октябрьской революции – зажиточные и трудолюбивые крестьяне, бежавшие из России от раскулачивания. До этого (ещё лет двести до переселения русских) здесь жили абхазы, о чём красноречиво подсказывает само название села, но почему в настоящее время процент коренного населения очень мал, остаётся лишь догадываться.Дорога в школу.Несмотря на то, что до трассы Гагра – Сухум от Псху всего 73км, климат здесь существенно отличается от побережья – не растут экзотические растения, не зреют мандарины.Живут в Псху и монахи. Так во всяком случае их все называют. Из-за ограничения во времени, нам не удалось поближе познакомиться с монахами, однако, когда мы покупали мёд у племянницы тёти Клавы (сначала взяли по одной бутылке, а попробовав, купили всё оставшееся), мимо стремительно и бодро проходил божий человек в длинном чёрном одеянии. Лик его не был традиционно печален, как подобает монахам – лишь добрая улыбка на светлом лице:
- С праздником! – это уже к нам обращаясь. Праздник – воскресенье. Эту добрую традицию здесь чтут. И веруют. Тётя Клава вдохновенно рассказывала историю, как кто-то фотографировал Святую гору (ту, что над Святым источником у Святой реки), а после появления фотографии на фоне горы проступил лик Мадонны. Нам даже показывали эту фотографию. Люба сказала:
- О, как в Архызе на скале лик Христа!
Я вежливо и скептически промолчала.
Чистота помыслов местных жителей тесно переплетена с чистотой отношений. Одна из дочерей тёти Клавы до войны дружила с парнем. Во время боевых действий он подорвался на мине, потерял ногу. Падая, упал спиной на вторую мину. Врачи собирали его по кусочкам – чудо, что жив остался.
Дочери тёти Клавы многие говорили: «Зачем тебе инвалид?».
А она в ответ: «Я его здорового бы не бросила, а инвалида и подавно».
В Псху два храма: действующий старый и строящийся новый – большой, красивый, полностью деревянный, лишь ярко-синяя крыша в унисон с высоким чистым небом.Прощаемся с райским уголком – нам пора. Почти на выезде из посёлка видим женщину, которая здороваясь, вроде бы что-то хочет сказать. Останавливаемся.
- Да, - хотя не очень понимаю, о каком городе идёт речь.
- Возьмите мужа с собой!
Свободное место в машине есть, и нам самим интересно пообщаться по дороге. Вместе с Мишей (так зовут нашего пассажира) заезжаем на местную ГЭС. В 60-е годы её построили геологи, занимающиеся исследованиями полезных ископаемых в этих краях. Механизмы старые, добротные. Советские!После ГЭС посещаем ещё одно интересное место – нарзановый источник в штольне. Это тоже отголоски советской геологии. С хорошей накатанной дороги сворачиваем на едва заметную - заросшую, узкую.
Цепкие лапы деревьев обхватывают машину со всех сторон, царапают, безжалостно хлещут ветками. Осторожно преодолеваем брод с большими валунами на дне. Через некоторое время упираемся в ещё одну речку – дальше дороги нет совсем. Никакой. В доказательство этому оба берега соединяет многообхватный ствол великана, весь исцарапанный медвежьими когтями.Наверняка, где-то рядом и сам хозяин леса, добрый и сытый после щедрого лета. Мы ведём себя неприлично шумно, топаем и неистово шуршим опавшими листьями, поэтому на роль медвежьей добычи сегодня не подходим. По едва узнаваемой крутой тропке карабкаемся вверх и, наконец, упираемся в ничем не примечательную горку. Ну, разве что у подножия горы зияет чёрная дыра. Из пещеры вытекает быстрый ручей, глухо ворочая камни.В штольню, вооружившись фонариками, уходят лишь счастливые обладатели резиновых сапог. Мы смиренно ожидаем их с добычей.Насыщенный приключениями день кажется безразмерным. Но хочется завершить его в горячих источниках Кындыга. Это ещё примерно 200км. Поэтому нужно поторопиться. Спустившись к морю, вновь попадаем в лето. Яркая придорожная зелень украшена гирляндами лимонов и мандаринов. Высокие деревья с мощными кронами обильно увешаны крупными оранжевыми плодами, похожими на большие яблоки. Вот так, оказывается, растёт хурма! У обочины – за заборами и вне жилых домов, кое-где практически дикая. Мы жадно смотрим на такое изобилие, но остановиться и сорвать плод не позволяет воспитание. Лимоны, мандарины, фейхоа уже куплены на придорожных рыночках по символическим ценам. Едем в сторону гейзера в Кындыге, тщетно пытаясь купить по пути хурму. Тем более, за Сухумом трасса менее оживлённа, магазинов мало, а торговли фруктами нет и в помине. Ночь застаёт нас в бассейнах с горячей водой. Свет фонарей с трудом пробивается сквозь клубы пара, создавая иллюзию огромной русской бани под открытым небом. Впечатление усиливает густой запах эвкалиптовой рощи.Почти потерявшись в пространстве и времени года, вспоминаем, наконец, о ночлеге. Рома с Любой предлагают потихоньку ехать домой, а я упираюсь – хочу с утра купить-таки где-нибудь хурмы. Едем на территорию рыбзавода – место, которое показал нам наш друг Тамаз. Трек у меня не сохранился, только координаты, и мы нещадно петляя, заезжая в какие-то неосвещённые тупиковые улочки, с трудом находим проезд к морю и ставим палатки на мягкой галечке среди вековых эвкалиптов. Не верится, что на исходе осень. Море чистое, тёплое, бесшумное. Утром муж обязательно побежит купаться, а сейчас мы ужинаем и мгновенно засыпаем крепким здоровым сном.Наше путешествие по Абхазии закончилось. Но для полноты картины нужно рассказать, как мы добывали хурму.
По пути домой проезжаем мимо щуплых домишек дачного типа метрах в пятидесяти от моря. Одни жилые, другие откровенно заброшены. В каждом дворе – деревья с провисшими до земли урожайными ветками. Выбираем дом, где есть люди, подъезжаем и просим хозяев продать нам хурму «во-о-он с того дерева». Хозяин радостно соглашается и с большим ведром карабкается на дерево. Упавшие с дерева плоды никто не собирает, они уже не будут храниться. Лишь пара тощих собак охотничьей породы бродят под деревом, выбирая плод посочнее и помягче и с удовольствием поедают его прямо на месте. Набрав, сколько можем увезти, даров Абхазии – часть по символическим ценам, часть в подарок от хороших людей возвращаемся домой.И даже многокилометровая пробка на границе, ознаменовавшая исход ноябрьских праздников, не может нам испортить хорошего настроения от удавшихся на славу выходных!АПСНЫ – в переводе на русский «Страна души». Не согласиться нельзя.
Советы туристам
Жизнь вдали от цивилизации в Псху (Абхазия) наложила определенный отпечаток на устройство села. В нем всего лишь один магазин с самыми необходимыми продуктами и школа. Сюда редко переезжают новые семьи, а в больницу жителям приходится ехать 45 километров. Электричество есть, но зато нет мобильной связи и интернета. Поэтому смартфоны в основном используются в качестве игрушек. Водопровод обещают провести в ближайшее время. Раньше жители Псху занимались животноводством, также на территории села находились залежи угля, которые разрабатывали для ГЭС. Но сейчас местные жители занимаются в основном домашним хозяйством, ведя спокойную и размеренную жизнь.
Для того чтобы посетить село Псху, россиянам не нужно иметь визы, если пребывание на территории Абхазии займет меньше 90 дней. Лучше заранее приобрести медицинскую страховку на случай болезни или травмы. Если же вы едете на своей машине, вам понадобится «зеленая карта», которая будет пропуском на территорию страны. Если же вы путешествуете самостоятельно, то при въезде в Абхазию нужно будет оплатить курортный сбор в размере 30 рублей. Добраться до Сухуми проще всего через Адлер, а оттуда уже рукой подать до Псху.
Здесь работает только один отель, который принимает гостей. Но если вы хотите как можно глубже окунуться в здешнюю атмосферу и ближе познакомиться с бытом и культурой местных жителей, то лучше остановиться в доме в частном секторе. Стоимость гостиничного номера составляет 500 рублей, а стоимость размещения в частном доме – 300 рублей. С собой лучше взять мультиварку и перекус, ведь в Псху нет ни одного кафе.
Псху, Абхазия: местоположение, жизнь вдали от цивилизации, достопримечательности, советы туристам
Абхазия, или Апсны, то есть «страна души», полностью оправдывает свое название и с каждым годом становится все популярнее среди путешественников. В этой стране есть село Псху, которое, на первый взгляд, не обладает ничем особенным. Но на самом деле это поселение представляет собой большую достопримечательность. Будучи практически отрезанным от внешнего мира, оно сохранило уклад и образ жизни прошлых поколений. Подробнее о селе Псху в Абхазии и о способах добраться до него вы сможете прочесть в этой статье.
Экскурсии
Если вы не хотите самостоятельно подбирать маршрут и искать проводников, то можете воспользоваться услугами местных жителей, а также проживающих в Сухуми проводников. Цены на экскурсию в Псху в Абхазии начинаются от 3-4 тысяч рублей. Проводники помогут организовать путешествие и осмотреть все за один день. Еще более интересно услышать историю села от самих жителей, которые зачастую встречают туристов уже у самолета. Помимо интересных рассказов, они угостят вас медом и сыром собственного производства.
Псху-Гумистинский заповедник
Абхазия славится своей природой, и на ее территории расположено множество заповедников. Одним из самых известных считается Псху-Гумистинский, который охватывает верховья реки Бзыби, левобережье в устье реки Кодор и лесную зону бассейна Восточной Гумисты. Площадь Псху является лишь малой частью этого заповедника, ведь она занимает всего 40 тысяч гектаров. При въезде в заповедник стоит КПП, а на территории запрещается охотиться и вырубать деревья. Здесь можно встретить множество видов деревьев и растений, в том числе и редких. Например, самшит, кавказский граб и черная ольха занесены в список охраняемых объектов. Здесь сохранились леса, которых не касалась рука человека: из-за труднодоступности деревья тут никогда не вырубались. Поэтому в Псху стоит приехать еще и тем, кто интересуется флорой: село практически утопает в лесном массиве.
Псху: в гости к ацанам и затерянному миру в горах Абхазии: описание
Данный маршрут отлично подойдет людям без опыта горных походов в средней физической форме. Можно взять детей от 7 лет. Прогулки будут налегке, с небольшим рюкзаком. При этом важно иметь хорошую удобную обувь. Путешествие состоится от 5 человек.
Перед началом похода группа встречается в Абхазии, после перехода границы КПП Псоу, и садится на организованный транспорт.
Питание: участники готовят по очереди, на газовых горелках, всю еду группа везет с собой. В радиальные выходы вы будете брать перекус. В селе открыт один маленький магазин. В Псху есть свой медпункт, где работает фельдшер. Там же расположена аптека. А еще здесь самый вкусный мед в Абхазии и домашний сыр.
Проживание: группа будет ориентироваться по наличию свободных мест в Гостинице (единственная в селе) или Гостевом доме. 3-х местное размещение (условия очень простые, душ и туалет есть). Нужен свой спальный мешок.
Телефонная связь не ловит. Местная симкарта Аквафон или Амобайл будет брать только на перевале Пыв, откуда вы пойдёте в долину 7-ми озер и на озере Рица. Смысла ее приобретать нет.
Прохождение границы:
- для поездки в Абхазию загранпаспорт россиянам не требуется, достаточно российского паспорта (убедитесь, что он не просрочен);
- для несовершеннолетних участников до 14 лет поход возможен только в сопровождении хотя бы одного из родителей;
- для участников от 14 до 17 лет без сопровождения родителей (в сопровождении более дальних родственников) необходимо иметь нотариально заверенное согласие от родителей на самостоятельный выезд за рубеж.
Погода в августе стоит теплая, но защита от дождя обязательна, так как это горная часть. Днем от +18°C до +23°C, ночью от +12°C до +15°C.
У вас будет конная прогулка по окрестностям высокогорного села Псху (760 метров) и рыбалка, для желающих, на реке Бзыбь, ведь именно здесь она берет свои истоки. Бзыбь самая протяженная река Абхазии. Конец августа — прекрасное время для ловли форели. Удочки нужно взять с собой.
История Псху до сих пор загадка. После махаджирства — переселения абхазов в Турцию (1864-1878 годах) территория Псху опустела. Только с 1906 года начинается заселение котловины русскими. Кого здесь только не было! В 1920 году сюда заселились отступающие деникинцы из дивизии генерала Фостикова, затем в 1921 году беглые монахи из Ново-Афонского монастыря. Здесь находили приют раскулаченные крестьяне, последователи учения богословов. Есть в селе еще памятник погибшим в Великую Отечественную войну. А само село — единственное на территории Абхазии, оккупированное немцами. Правда, не удержали, чуть больше недели дивизия "Эдельвейс" хозяйничала в Псху.
В окрестностях Псху в кельях живет много монахов-отшельников, которые периодически спускаются за продуктами. В самом селе есть женская монашеская община. Монахини практически не общаются с людьми, проводя время в уединении и молитвах. Псхинцы занимаются животноводством, пчеловодством и охотой.
Также в селе находится одно из семи святых мест Абхазии, святилище Инал-куба. История происхождения этого святого места уходит в глубь тысячелетней истории абхазов. Гора получила название в честь легендарного князя Инала, который объединил племена абхазов и адыгов. Сюда уже более пяти лет для совершения обрядов приезжают представители разных абхазских фамилий, которые были в древности выходцами из этих мест. Они, следуя традициям, проводят аныхэаракуа (моления), возрождая силу святилища Инал-куба.
Псху и история
Местные жители недаром говорят, что все события, когда-либо произошедшие в Абхазии или на Кавказе, нашли здесь свое отражение. В былые времена тут жило несколько тысяч абхазов, которые часто совершали набеги на соседние кавказские поселения. Из-за яростного нрава псхунцев в 1864 году их силой заставили переселиться в Турцию. В селе Псху брало свое начало множество древних и именитых семей Абхазии, и до сих пор сюда, на встречу с родными местами, приезжают их потомки. После выселения абхазов Псху заселили греки. Но во время войны с Турцией они также покинули село и бежали. После них в Абхазию стали привлекать русских. За переселение в Псху предлагали землю и льготные деньги, поэтому желающих нашлось немало. В Псху какое-то время проживали и монахи, до сих пор некоторых из них можно встретить в окрестностях села.
Что интересного есть в Псху
В село Псху в Абхазии стоит ехать по нескольким причинам:
- красивая природа;
- вкусная и недорогая еда;
- гостеприимное население;
- низкие цены;
- отсутствие языковых барьеров.
Однако путешествие в столь отдаленное место Абхазии понравится далеко не всем. Не стоит ожидать от поездки комфорта, а вот самобытности и впечатлений после этого путешествия вам хватит надолго. Если вы приехали в Псху летом, то вас встретит море зелени. Расположено село в долине, которая практически со всех сторон окружена горной цепью. При этом через долину проходит река Бзыбь, а невысокое расположение над уровнем моря дает местным жителям возможность наслаждаться мягким климатом и отсутствием сильных ветров. Зимы тут достаточно суровые: за несколько месяцев может выпасть до 3 метров снега. Именно изолированность и самобытность села так привлекает некоторых людей. Приезжая в Псху, вы словно оказываетесь на другой планете с размеренным и спокойным ритмом. Несмотря на то что в селении нет поражающих взор достопримечательностей, все же это место с богатой историей, которая отражена в некоторых зданиях и постройках.
Отзывы туристов
Несмотря на малое количество достопримечательностей, люди, посетившие селение Псху в Абхазии, остаются очень довольны своей поездкой. Возможно, причина кроется в красивых пейзажах, а возможно, в самобытности села. Несмотря на то что жители давно используют все блага цивилизации, в Псху все равно сохранилась атмосфера, которая царила там и 100, и 200 лет назад. Жителей не коснулся бешеный ритм современной жизни и безумной гонки в стремлении успеть все. Они по-прежнему подковывают лошадей, ухаживают за скотом и собирают урожай. Люди говорят, что во время путешествия в Псху чудеса начинаются уже на подъездах к селу. Если вы едете на машине, то глазам откроется живописный пихтовый лес и реки, бегущие вдоль дороги. Но самые красивые пейзажи можно наблюдать с самолета. Во время полета вы увидите все величие гор Абхазии, а приземлитесь на небольшом ромашковом поле в Псху. В селе вам продадут вкуснейшие мед и сыр, которые жители изготавливают сами.
Но есть и те, кто остается недоволен своей поездкой. Некоторых туристов не устраивают бытовые неудобства и тяжелый путь к селу.
В Псху стоит ехать для того, чтобы насладиться красивыми пейзажами и увидеть своими глазами быт людей, который ничуть не изменился за последнюю сотню лет. Если же вы больше привыкли к гостиницам и пляжному отдыху, вам лучше выбрать другое направление для туризма.
Дорога на машине
Как добраться до Псху в Абхазии на машине? Можно нанять внедорожник, который отвезет вас до места назначения за 2500 рублей с человека. Если же вы решили ехать самостоятельно, то к такой поездке нужно основательно подготовиться. Самый простой путь лежит через перевал Анчхо. Сначала нужно добраться до курорта Авадхары, а уже от него повернуть к Псху. Расстояние от Авадхары до Псху 38 километров, и их придется преодолеть не по гладкой шоссейной дороге. После того как вы достигнете перевала Анчхо, останется ехать всего 28 километров. При этом на перевале открывается потрясающий вид на всю долину, а дальнейшая дорога проходит через живописный пихтовый лес. По пути попадаются небольшие перевалы, на которых удобно останавливаться для перекуса. Если вы просмотрите хотя бы несколько фото Псху (Абхазия), то наверняка обратите внимание на реку Бавю, вдоль которой идет дорога. Если двигаться вдоль побережья, река выводит путешественников к горе Инал-Куба, у подножья которой когда-то располагались святилища коренных жителей. Начиная отсюда можно сократить путь, поехав по тропе в южном направлении. Псху является приграничной зоной, поэтому в некоторых местах можно встретить таблички-предупреждения об этом.
Гора семи святилищ
Если вы собираетесь в Псху, будьте готовы к альпийским пейзажам и величественным горам. Фото из Псху в Абхазии завораживает любого любителя природы. У подножия одной из таких гор расположилось крупнейшее святилище абхазов: Инал-куба. В этом месте, по преданию, похоронен князь Инал, который объединил племена абхазов и адыгов и изгнал вражеские войска из этих земель. Попасть в святилище можно из села Псху, но нужно приготовиться к тому, что дорога займет немало времени. Пешком нужно пройти около 5 километров, и быстрее всего будет проделать этот путь на машине.
Попав в священное место, нужно соблюдать определенные правила. На территории Инал-куба нельзя охотиться, выпивать, громко разговаривать и ломать деревья. В селе об ослушавшихся запрета ходит легенда: говорят, что их наказывают духи этого места. Нередко на склонах можно встретить диких животных, которые почти не боятся людей. У подножья горы до сих пор сохранился камень-алтарь для жертвоприношений. Чуть дальше у реки сделана купель, в которой можно окунуться. Но вода в ней редко становится теплее 3-4 градусов из-за бьющих из-под земли источников.
Одной из самых заметных достопримечательностей села является красивая деревянная церковь с голубой крышей. Это церковь Иоанна Крестителя. Внутри ее украшает деревянный резной алтарь и роспись на потолке. Строили храм более 10 лет, и с ним тоже связана красивая легенда. Иона жил в Одессе и был духовным отцом старосты храма в Псху. В то время церковь располагалась в маленьком доме, куда еле вмещались все прихожане. Однажды Иона передал одной из своих прихожанок свой наказ – построить в Псху новую церковь. Дело было непростым, учитывая удаленность села и его труднодоступность. Возведение новой церкви требовало значительных материальных вложений и сил. Но начавшееся строительство понемногу продолжалось: делу помогали все духовные дети старца и местные жители. Строителями храма в Псху в Абхазии стали многие люди, а возглавляла проект Наталья Гержова, которую благословил сам Иона.
Не обошлось и без чудес. Говорят, строители неоднократно слышали пение в пустом храме, которое нельзя было объяснить с помощью логики. 22 сентября 2016 года состоялось долгожданное освящение храма, который достроили спустя девять лет. Несмотря на удаленное расположение, в храме расположена частица мощей Иоанна Крестителя, и это привлекает каждый год сотни туристов со всего света.
Читайте также: