Отдых в мотах иркутская область
Село Моты находится в живописном месте, на берегу стремительного и студеного Иркута, на 46 км. Култукского тракта, в 25 км. от города Шелехова. Одно из самых старинных сёл Шелеховского района расположено в небольшой долине: с одной стороны село обрамляет гора, которую люди зовут Домашней, с другой – река Иркут и леса с трудно проходимыми болотами. Наши предки были изначально мудры и расчетливы - выбрали место для села поистине идеальное. Окрестные леса богаты зверем, ягодами и грибами, воды - рыбой. Не случайно нынче село Моты является одним из экологически чистых мест Шелеховского района и излюбленным местом отдыха горожан.
Когда именно образовалось село Моты - неизвестно. В фондах краеведческого музея г. Иркутска имеется фотография Мотской почтовой станции 1864 года. Официальная публикация на географической карте – 1701 год. Остаётся лишь догадываться – откуда берет начало это старинное сибирское село. Стояла в селе когда – то уникальная деревянная часовня, которая имела звучное название – в честь Святого Благоверного князя Александра Невского.
С годами количественный состав села изменялся мало и не превышал 500 человек.
С течением времени люди не переставали любить свое село, восхищаться его красотой, беречь веками сложившиеся народные традиции.
Мотская сельская библиотека - бережно собирает и хранит историю родного села. Основана в 1947 году.
Достопримечательности в Мотах
Развлечения упорядочены согласно данным Tripadvisor, включая отзывы, оценки, фотографии и популярность.
Рейтинг путешественников
Достопримечательности с самой высокой оценкой на Tripadvisor согласно отзывам путешественников
Достопримечательности
Типы достопримечательностей
Достопримечательности и культурные объекты
Природа и парки
Оценка путешественников
Подходит для
Бесплатный вход
Чем заняться в дождливый день
Подходит для детей
Подходит для любителей адреналина
Скрытые жемчужины
Место для медового месяца
Приключения
Подходит для пар
Подходит для больших групп
Показать больше
2 места (сортировка по популярности среди путешественников)
Развлечения упорядочены согласно данным Tripadvisor, включая отзывы, оценки, фотографии и популярность.
1. Утёс Шаманский
Горы • Геологические образования
2. Вантовый мост через Иркут
© TripAdvisor LLC, 2021 г. Все права защищены.
Условия использования Заявление о конфиденциальности и файлах cookie Согласие на использование файлов cookie Карта сайта Как работает сайт
Эта версия нашего веб-сайта предназначена для пользователей из страны Россия , для которых основным языком является Русский . Если Вы живете в другой стране или регионе, выберите соответствующую версию Tripadvisor для своей страны или региона в выпадающем меню. подробнее
Село Моты (Шелеховский район)
Село Моты находится в живописном месте, на берегу стремительного и студеного Иркута, на 46 км. Култукского тракта, в 25 км. от города Шелехова. Одно из самых старинных сёл Шелеховского района расположено в небольшой долине: с одной стороны село обрамляет гора, которую люди зовут Домашней, с другой – река Иркут и леса с трудно проходимыми болотами. Наши предки были изначально мудры и расчетливы - выбрали место для села поистине идеальное. Окрестные леса богаты зверем, ягодами и грибами, воды - рыбой. Не случайно нынче село Моты является одним из экологически чистых мест Шелеховского района и излюбленным местом отдыха горожан.
Когда именно образовалось село Моты - неизвестно. В фондах краеведческого музея г. Иркутска имеется фотография Мотской почтовой станции 1864 года. Официальная публикация на географической карте – 1701 год. Остаётся лишь догадываться – откуда берет начало это старинное сибирское село. Стояла в селе когда – то уникальная деревянная часовня, которая имела звучное название – в честь Святого Благоверного князя Александра Невского.
С годами количественный состав села изменялся мало и не превышал 500 человек.
С течением времени люди не переставали любить свое село, восхищаться его красотой, беречь веками сложившиеся народные традиции.
Мотская сельская библиотека - бережно собирает и хранит историю родного села. Основана в 1947 году.
Моты — село охотников и рыболовов
Таежному селу Моты Шелеховского района уже более трехсот лет. Здесь жители не сеют злаковые культуры и практически не выращивают домашний скот. Село под это не приспособлено. Жители, говоря о своей малой родине, даже придумали стишок о ней: "Моты — топи да болота, хлеб здесь не родится, жить здесь не годится".
В Мотах жили ссыльные и репрессированные
"Моты" в переводе с эвенкийского означает "лось". Такое название выбрано не случайно. По словам Ирины Судаковой, заведующей библиотекой, считается, что на этой территории в старые времена было очень много лосей. Здесь же располагалось и стойбище эвенков.
— Когда начал строиться Иркутск и стали осваиваться близлежащие места, на эту землю пришли казаки, здесь и расселились, — рассказывает Ирина Александровна. — Многие эвенки тогда ушли в Саяны, некоторая часть осталась.
По словам Ирины Судаковой, раньше в Мотах оседали ссыльные, было много репрессированных. Первые сведения о селе, которые можно было найти в архивах, относятся к XVII веку. С того времени и начался отсчет жизни села.
Когда-то в Мотах существовала почтовая станция, или, как попросту называли ее жители, перевалочная. Здесь проезжающие во время длительного пути меняли лошадей. Сейчас на месте станции стоят жилые дома, от прошлых построек ничего не осталось.
Испокон веков жители занимаются охотой и рыболовством, благо для этого есть все условия. Село расположено в тайге, рядом протекает Иркут. Как утверждают местные жители, за грибами далеко ходить не надо — растут чуть ли не в огороде.
Река богата для промысла. В ней водится самая разнообразная рыба: хариус, налим, ленок и др. В лесу — козы, кабарга, лось, медведь.
— Дикие животные никогда не заходили на территорию села, — рассказывает Ирина Судакова. — Только однажды, когда я была еще маленькой, на кладбище ходил медведь зимой, тогда тепло было, и он не ушел в спячку. Мы его все боялись.
Жители села работают в ООО "Свинарник"
По словам Леонида Бердникова, специалиста администрации, население Мот страдает от безработицы, особенно сложно найти работу женщинам.
— Жители работают в лесхозе, на дорожных работах в ООО СтатусСиб, в ЗАО Сиблес, небольшая часть в ООО "Свинарник", — комментирует Леонид Михайлович. — В основном, конечно, работают мужчины. Даже если у них нет постоянной работы, они могут найти подработку, женщинам не так легко. Многие стоят на бирже труда.
Летом женщины работают в лагерях, зимой — кто сторожем, кто в кафе, расположенном при въезде в деревню, поварами, официантами. В Мотах нет школы, детского сада, отделения почтовой связи. Магазины только частные, цены в которых намного выше, чем в городе.
Население составляет около 400 жителей, большая часть которых пенсионеры. По словам Ирины Судаковой, до 1976 года в селе была школа, в то время было много многодетных семей, сейчас же школьников очень мало, всего 40 человек. Школу закрыли, затем сломали, хотя жители сами когда-то строили ее на субботниках. Сейчас дети учатся в близлежащем поселке Шаманка.
В трехсотлетнем доме хозяйничает домовой
В селе еще остались дома, которые по возрасту чуть моложе своего села. Только на одной улице, самой старой в Мотах, друг за другом стоят три дома, каждому из которых почти по 300 лет. До сих пор в них живут люди. Дома по своей прочности ничуть не уступают новым.
Алевтина Антипина 40 лет живет в одном из таких домов, за это время она ничего в нем не меняла, поэтому признаки того, что дом построен по старым традициям, явно видны.
— Мы только печь перекладывали, крышу чинили да на веранде окошки сделали, а больше ничего и не меняли, — рассказывает Алевтина Георгиевна. — Да и незачем, дом хороший, крепкий, теплый.
Даже потолок дома и пол сложены из цельных бревен. Как-то Алевтина Георгиевна нашла на чердаке старые иконы, во дворе — два старых утюга, крынки, машинку для крошения табака. Кое-что повыкидывала, а что-то оставила. Иконы сейчас хранятся в музее в Шелехове, только одну — Николая-угодника — оставила себе на память. Сейчас она висит в доме. Два утюга Алевтина Георгиевна также решила не выбрасывать, мало ли когда пригодятся в хозяйстве. Один утюг работает на углях, другой нагревается от печи.
— Утюги я не выбрасываю, до сих пор пользуюсь, когда электричества нет.
По словам хозяйки дома, Антипины жили в этом доме всегда, с самой его постройки. Присутствия в доме своих далеких родственников женщина не ощущает, правда признается, что слышит иногда постукивание, но к этим шорохам она уже привыкла — считает, что это ходит домовой.
Жители наблюдают НЛО и китайские иероглифы
Как оказалось, домовой — не единственный нарушитель спокойствия в Мотах. Жители уверяют, что видели и необъяснимые вспышки на небе после сумерек. Детвора рассказывает, что видели и летающие тарелки.
Ирина Судакова призналась, что также стала свидетелем паранормального явления:
— Один раз мы рыбачили с мужем и сыном, как раз вечерки были, когда наступает тьма, но луна еще не выглядывает, — рассказывает Ирина. — Мы медленно проплывали мимо утеса Шаманского, и в то время, когда выглянула луна, на скале появились какие-то иероглифы, похожие на китайские. Ладно если бы я увидела это одна, но ведь и муж, и сын увидели то же самое. Прямо как по линеечке две строчки иероглифов показались. Мы попробовали еще раз проплыть там же, но больше ничего не увидели, возможно угол не тот был.
Чаще всего жители села видят светящиеся точки над утесом и горами, появление которых не поддается никакому объяснению.
Скот угоняют прямо со двора
Если возникновение светящихся точек для людей остается загадкой, то исчезновение домашнего скота вполне объяснимо. В селе мало кто держит крупный рогатый скот, но и те, кто имеет, зачастую его лишаются.
По словам Леонида Бердникова, только за прошлое лето исчезло пять голов. Летом уводят с поля, зимой из стаек. Управы на уголовников нет. У Алевтины Антипиной украли корову, когда та паслась недалеко от дома. Старушка написала письмо участковому, на что ей пришел ответ об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия доказательств. У соседки прямо со двора увели быка и теленка.
Один раз жителям все же удалось поймать одного воришку, хотели учинить ему собственный сельский суд, но отдали властям. На этом все и закончилось. Никакой компенсации пострадавшие так и не получили.
Теперь селяне живут настороже, зорко стерегут свое немногочисленное хозяйство от живодеров. Участковый в селе один, да и то живет в поселке Шаманка. Его полномочия распространяются на несколько сел: Шаманка, Подкаменная, Глубокая и Моты.
В Мотах протекают река Иркут и несколько маленьких речушек. Иногда в этих нехитрых водных артериях тонут люди. Последнее подобное происшествие случилось как раз в ночь на Крещение. Подвыпивший мужчина решил нырнуть в прорубь, судя по всему — очиститься от грехов, не дождавшись традиционной полночи. Рядом никого не оказалось. Только утром жители обнаружили около проруби обувь и одежду погибшего.
О наводнениях в Мотах практически забыли. Последнее запомнившееся всем наводнение здесь было в 1971 году, когда унесло семь домов и размыло дорогу, селяне остались без электричества. Для жителей это послужило хорошим уроком, теперь рядом с рекой дома стараются не строить.
В селе горят электроприборы
Не только воровство печалит жителей деревни, у них большие проблемы и с электричеством. На территории села работают совсем маломощные подстанции. Жители проводили собрания с представителями ООО "Шелеховская энергосетевая компания", но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
По словам Ирины Судаковой, у тех, кто живет рядом с трансформатором, напряжение более-менее есть, но и то не доходит до 220, а на окраинах еще хуже. Село за последнее время разрослось, в основном из-за дачных участков, вместе с тем выросло и потребление электричества. Большей частью все же страдают именно жители села. Напряжение скачет в пределах 150—180, из-за этого ломаются холодильники, чайники, микроволновки.
Как отметил Леонид Бердников, протяженность электролинии большая — восемь километров, а трансформаторная станция всего одна. Сколько люди ни обращались в инстанции, помощи никакой. Электроприборы продолжают гореть.
Школьники переболели неизвестным гриппом
Проблемы у жителей и с медицинской помощью. Врачи в село заглядывают редко. Снабжение лекарствами плохое. По словам Ирины Судаковой, особый пик заболеваемости пришелся на январь. Школьники заболели неизвестным гриппом, каникулы продлили на неделю:
— Была эпидемия гриппа, сказали, что неопознанный вирус и от него нет лекарства. Из 200 учащихся больше 100 заболели. Кто как мог лечили, в ход пошли и народные средства. Сейчас в Шелехове до сих пор лежат несколько детей с осложнениями — пневмония, бронхит.
В эти дни из Шаманки приезжал врач три раза в неделю, к нему на прием стояло по 20—30 человек. Свой фельдшер в это время был на больничном.
В фельдшерском пункте есть просторное помещение — обещали, что будут приезжать врачи из города: стоматолог, гинеколог, окулист и т.д., но так никто и не приехал. Поэтому селяне сами ездят в город, причем по нескольку раз: сначала нужно записаться на прием, а затем приехать и на консультацию.
На дискотеках зажигают приезжие
О своем селе у жителей Мот есть и песни: "Закат над Иркутом", "Что такое деревня", а также книга "Здесь село красивое триста лет стоит". Местный фольклорный ансамбль "Реченька" принимает участие во всех районных смотрах, конкурсах и концертах.
По словам Елены Игнатенко, заведующей клубом, по субботам проводятся дискотеки, правда обычно на них бывает больше приезжих, чем местных. Из аппаратуры — только музыкальный центр. Раньше была хорошая аппаратура, но через полгода после ее приобретения в клубе случился пожар и она сгорела.
Осенью жители празднуют День села, устраивают концерт и чаепитие. Как отметил Леонид Бердников, жизнь в селе протекает ни хорошо, ни плохо. Кто работает, тот и живет.
Шаманка: туристическая глубинка на берегу Иркута
Шаманка — одно из самых живописных сел Шелеховского района. Оно расположено у подножия знаменитого утеса, имеющего сакральное значение. С одной стороны его окружает тайга, с другой омывает Иркут. Поэтому и попасть на эту землю не так просто. Для пешеходов существует навесной мост, а для транспорта — так называемый самолет, т. е. паром, приводимый в движение течением реки и управляемый только веслом. Однако такая народная переправа не вызывает ни у кого удивления и страха, поэтому в летнее время здесь собираются сотни туристов и любителей природы. Правда, в этом году им не повезло: из-за пожароопасного периода летом жители села решили приостановить поток туристов и отказались от парома в выходные дни. Как говорят селяне, такие меры действительно оказались самыми действенными. Пожаров в лесном массиве не было, поэтому Шаманка пережила этот сезон вполне спокойно.
Паркет собственного производства
Шаманку можно назвать молодым селом, поскольку свой отсчет оно ведет только с 1927 года. Основали его лесозаготовители, и даже много лет спустя тайга по-прежнему служила для местных жителей единственным источником дохода. Иркутский леспромхоз занимался заготовкой и обработкой древесины. Как рассказывают селяне, в первое время все работы выполнялись вручную. Люди за 5—7 километров пешком ходили на участки. Лес трелевали и перевозили лошадьми по «ледянке» — накатанной ледовой дороге. Чем крепче стоял мороз, тем лучше была дорога. Летом лес сплавляли по Иркуту — до 150 тысяч кубометров.
Могучие деревья сначала валили вручную лучковой пилой, а в 40-х годах появилась первая техника: станция ПС-60, трелевочные трактора. Во время войны на валке леса, погрузке и вывозе работали женщины и подростки. И даже в те нелегкие времена они нередко вдвое перевыполняли норму. Со временем был запущен лесопильный цех, в котором выпускали тарную дощечку, садовые столбики, штукатурную дранку, садовый инвентарь и многое другое.
После заключения договоров с крупными иркутскими предприятиями производство было поставлено на широкую ногу.
Начались поставки кабельных барабанов, тарных ящиков, деловой древесины. Здесь даже производили собственный паркет. Кроме того, леспромхоз полностью содержал и всю социальную инфраструктуру села: больницу, школу, пекарню. Она, кстати, выпекала очень вкусный хлеб, который высоко ценили не только в Шаманке, но и далеко за ее пределами. За хлебом приезжали даже из Иркутска, а туристы покупали его в качестве сувенира, как местную достопримечательность.
В 1971 году, когда сюда была проведена ЛЭП, село зажило с большим размахом. Почти в каждом дворе появились машины, мотоциклы, моторные лодки, не говоря уже о бытовой технике — телевизорах и холодильниках. Молодежь параллельно занятиям в школе обучалась на водителей и трактористов. Леспромхоз ковал кадры здесь, в стенах своего производства, и остаться в родном селе у молодежи считалось престижным. Однако 90-е сделали свое черное дело. Объемы предприятия стали заметно сокращаться, пока не осталась лишь одна заготовка. Да и то трудится там сегодня всего лишь пара десятков человек.
Теперь работающему населению приходится искать работу в Шелехове и Иркутске. Благо, что расстояние между ними невелико и рейсовый автобус ходит регулярно. Лишь небольшая часть по-прежнему работает в Шаманке: в школе, администрации, больнице, Доме культуры. Как отметил Сергей Данилов, глава администрации Шаманского сельского поселения, единственные пути развития, которые могут помочь селу, — лес и туризм. Предпосылки есть, но загадывать здесь уже боятся, чтобы вновь не разочароваться.
Сказка о старом Шамане
Место, где расположена Шаманка, сразу очаровывает своей дикой красотой: быстрая река, красные скалы, тайга. Здесь в изобилии растут брусника, малина, смородина, жимолость, черника. Много черемши и грибов. Также водятся звери: косуля, кабан, лось, соболь. Однако особое очарование этому месту придает величественный, покрытый лесом утес.
Жители даже придумали собственную легенду для этого природного памятника, чтобы сделать его еще более таинственным и загадочным. Так, согласно их преданию, когда-то давным-давно под утесом жил шаман. Хоть он и вел жизнь отшельника, слава о нем шла по всей округе. Почитали его люди за деяния добрые. Давно овдовевший, он промышлял охотой, рыбалкой да соблюдал свои вековые обряды. И была у того шамана дочь-красавица, юная, стройная, как лесная лань. И не было у старика никого дороже ее. Глаза у нее были как яркие звездочки, брови что речка — тонкие и гибкие. Когда шаманочка танцевала, вся природа восхищалась ею, а когда пела, все лесные обитатели вторили ей в такт. Но пришло время уйти шаману в мир иной. Соединился его дух с духами предков.
Похоронила дочь отца на вершине утеса по старинному бурятскому обычаю: взяла из своих кос ленты яркие и завязала их на ветках березы, под которой покоился шаман. Говаривали, что затосковала с тех пор гордая красавица и бесследно исчезла в дремучей тайге. Только стали замечать люди, что раз в год появлялась на той горе, у березки, чудесная стройная лань. Покажется и исчезнет… А на деревце появлялись все новые и новые ленты. Так давно это было, что и не поймешь теперь, где быль, а где небыль, но народ свято чтит память о прошлом и передает ту легенду из поколения в поколение…
Эту сказку селяне придумали, скорее всего, исходя из самого названия населенного пункта. Принято считать, что раньше в окрестностях села жили буряты-шаманисты, поэтому русские поселенцы стали называть эти места шаманскими.
Сельская зона для японцев
Впрочем, несмотря на сравнительную молодость села, его история достаточно насыщена событиями. Здесь в разные годы находились и японцы, и литовцы. Хотя интернационал в Шаманке начался даже не с них, а с украинцев. В далеком 1927 году первые дома здесь строили спецпереселенцы, сосланные в Сибирь на пять лет из Харькова, Житомира, Каменец-Подольска. Спустя десять лет это был небольшой поселок с двухквартирными домами, пекарней, баней, магазином, общежитием, конным двором. Работники леспромхоза отстраивали свои дома, вели домашнее хозяйство и трудились в поте лица.
Сразу после Великой Отечественной войны в Шаманку привезли пленных японцев. В центре современного села находилась для них зона, обнесенная колючей проволокой. Вокруг нее стояли четыре вышки для часовых. Вскоре в лагере начался тиф. Страшная болезнь унесла немало жизней заключенных. Хоронили их отдельно от местных. Кладбище, где нашли свое последнее пристанище около 130 японцев, находилось на берегу, его размыло во время наводнения в 1971 году. После этого останки были перезахоронены в другом месте.
Много лет спустя в Шаманку приезжала японская делегация, которую сопровождало общество русско-японской дружбы из Иркутска. Среди делегатов был сын умершего здесь военнопленного. Он поставил своему отцу памятник на кладбище. По словам жителей, и сейчас иногда японцы приезжают на могилы своих близких. Напоминанием о тех событиях остались клочья старой заржавевшей колючей проволоки, которую селяне до сих пор иногда находят в земле.
Литовцы остались в Шаманке
В 1948 году в Шаманке случилось очередное нашествие иностранных гостей. На этот раз здесь остановились ссыльные литовцы. Сначала они прибыли в Иркутск целым эшелоном, около 700 человек. Там их разделили на две группы: одну отправили по колхозам Иркутской области, а другую привезли в Шаманку. Многие из приезжих имели среднее специальное и высшее образование. Работали литовцы наравне с русскими на валке леса и строили соседний поселок. Назывался он Куйтун. Совместный труд шел так споро, что поселок был возведен за одну зиму.
Многие литовцы приехали со своими семьями, завели хозяйство: свиней, кур, коров. Для большинства ссыльных Шаманка стала не тяжелым испытанием судьбы, а второй родиной. С местным населением они сразу нашли контакт и жили дружно. Часто около школы литовская молодежь устраивала танцы, приглашали и русских. Ссыльным разрешили строить собственные дома, поэтому в селе появилось несколько 2- и 3-квартирных домов — целый поселок. Жили по три-четыре семьи.
В 1958 году литовцы получили разрешение выехать на родину, однако многие решили осесть на шаманской земле. Литва осталась только в памяти. Одна из жительниц Шаманки, литовка по происхождению Адольфина Дрейните, рассказывала, что ее семья на первой родине жила хорошо. У отца было 300 га земли и три дома: один в Шауляе, второй в Кретинге, третий в Паланге.
— В Шауляе был большой дом, много комнат, сад с яблонями, вишней, сливой и другими плодовыми деревьями. Отец часто ездил по полям, проверяя, как обрабатывается земля. Продавать сельхозпродукцию было особо некому, на рынке было много продуктов питания, тем не менее деньги поступали, накапливались в банке. Часто я ездила с отцом в Германию, и то, что там видела, шло вразрез с нашей жизнью. У нас на ферме всегда был навоз, неприятный запах, грязь. Ходили мы в рабочей одежде и специальной обуви с деревянной подошвой. А в Германии на фермах была чистота, одежда однотонная, легкая. Смена одежды каждый день, к вечеру ее снимают и сжигают. Мне понравились платья, и один раз я попросила отца купить мне такие же. Он привез мне коробку платьев. Я надела одно из них, побежала поливать огород, промочила его, и платье стало расползаться. И тогда отец успокоил меня, сказав, что платья разовые, бумажные. Их необходимо менять каждый день.
В 1940 году в Шауляй пришли русские солдаты. Семья была вынуждена покинуть город и укрыться в Кретинге. Однако через год туда пришли немцы, расстреляли дядю Адольфины. Семья скрывалась там от бомбежек, а в 1948 году им предложили выехать в Сибирь, дав на сборы два часа. В железнодорожном вагоне, в котором они проследовали в Иркутск, сидел солдат. Он ни с кем не общался, и только одна девочка разговаривала с ним. Дорогой его подкармливали литовцы. Через месяц они прибыли в столицу Восточной Сибири, откуда затем их определили на жительство в Шаманку. Работали литовцы на лесоповале, в гараже, кузнице, на лесосплаве.
В первый год было трудно всем, однако затем ссыльные начали покупать коров, свиней, заготавливали ягоду. От укусов мошки у отца Адольфины начались отеки, и на второй год он умер. Когда литовцев реабилитировали, многие уезжали домой в Литву, однако к тому времени девушка уже вышла замуж за русского, Михаила, поэтому возврата не было. Кроме того, были случаи, когда вернувшиеся в Литву люди разочаровывались и ехали обратно в Шаманку.
По словам Адольфины, одними из ярких праздников были Пасха и Рождество. Яйца красили корзинами. Дверь перед праздником не должна закрываться. Но если же была закрыта, ряженые цыгане стучали, входили в дом, обязательно что-то «воровали»: кастрюльку, кружку, сковороду. Эти вещи хозяева затем должны были выкупить.
Готовили литовское блюдо когиль. Сало зажаривается с луком до золотистого цвета, отдельно нужно натереть картофель, залить его яйцами, затем все смешать, подсолить и зажарить под плотной крышкой. Затем перевернуть и жарить до готовности.
Машины перевозят на «самолете»
Примечательно, что долгое время Шаманка жила даже без названий улиц, только в 70-м году на сельском совете решили дать им названия. Таким образом, сразу появились Советская, Юбилейная, Горная, Солнечная, Набережная.
В 1971 году Шаманку ждало новое потрясение — крупное наводнение. Иркут поднялся на семь метров. Вода шла валом, сметая все на своем пути. Был нанесен большой ущерб Иркутскому ЛПХ, снесены все мосты от тракта до Шаманки, размыта дорога. Люди остались без света и связи. У многих селян дома оказались разрушены, затоплены огороды, колодцы, улицы. Людей эвакуировали на гору. В университетском лагере под знаменитым утесом отдыхали иностранные студенты. Их вывозили в Иркутск на вертолетах.
После того как большая вода ушла, по реке еще долго несло дома, лес, скот, вырванные с корнем деревья. Два человека в этом бедствии погибли. Людям вновь пришлось восстанавливать жилища, заново обустраиваться и начинать новую жизнь практически с чистого листа. В 2004 году взамен старого висячего пешеходного моста, который был также разрушен наводнением, построили новый, современный и прочный. Каждый день жители Шаманки, спеша на работу, переходят его туда и обратно.
Нелегко приходится только владельцам личного автотранспорта. Летом их собственность перевозит паром, называемый самолетом. Такие конструкции сейчас встречаются крайне редко, поэтому шаманскую переправу можно также назвать своеобразной местной достопримечательностью. Управляется паром только веслом, а движение ему придает быстрое течение.
Зимой автомобилисты передвигаются по зимнику, который каждый год прокладывают ГИМС и ГИБДД. Правда, не все дожидаются этого времени, зачастую водители самостоятельно, как только лед немного окрепнет, пробуют перебираться через водоем на свой страх и риск.
Мост любви
В последние годы Иркут сильно обмелел. Самое глубокое место достигает чуть выше колена, поэтому многие не боятся рисковать, зная заранее, что в случае провала их вытащат тракторами. Единственное проблемное время — пора ледостава. Многие жители на этот период оставляют свой транспорт у родственников или знакомых в соседнем селе Моты.
— Когда в 1971 году во время наводнения мост снесло, перебираться на другой берег было проблематично. Весной и осенью, когда переправа была закрыта, а зимник еще не проложен, людей через Иркут возили на грузовых машинах. Был у нас такой самосвал —«лаптежник», к нему приставляли железную лестницу, в кузов поднимались люди, набивались туда как селедки и таким образом перебирались на другую сторону реки. Там уже ждал рейсовый автобус. Также переплывали на лодках, проезжали на «Кировцах», — говорит Сергей Данилов.
Строительство нового моста для людей стало самым долгожданным и счастливым событием. Спустя время его даже стали называть мостом любви, поскольку молодые пары считали своим долгом навесить на него по традиции замок. Таких символов скрепленного брака теперь здесь немало. И не только местные, но и туристы оставляют таким образом память об этом месте.
К слову, в этом году отдыхающих здесь было немного. Из-за пожароопасного периода жители в этом году решили ограничить въезд на территорию Шаманки туристам. Поэтому в выходные дни, когда отдыхающих особенно много, переправа была закрыта. И эти меры действительно оказались действенными. По словам селян, пожаров в лесном массиве близ их поселения практически не было.
Жители Шаманки не исключают, что такой способ защиты от лесных пожаров они будут повторять и впредь, поскольку главное для них — это защитить и сохранить не только свое село, но и первозданную красоту природы.
Моты — село охотников и рыболовов
Таежному селу Моты Шелеховского района уже более трехсот лет. Здесь жители не сеют злаковые культуры и практически не выращивают домашний скот. Село под это не приспособлено. Жители, говоря о своей малой родине, даже придумали стишок о ней: "Моты — топи да болота, хлеб здесь не родится, жить здесь не годится".
В Мотах жили ссыльные и репрессированные
"Моты" в переводе с эвенкийского означает "лось". Такое название выбрано не случайно. По словам Ирины Судаковой, заведующей библиотекой, считается, что на этой территории в старые времена было очень много лосей. Здесь же располагалось и стойбище эвенков.
— Когда начал строиться Иркутск и стали осваиваться близлежащие места, на эту землю пришли казаки, здесь и расселились, — рассказывает Ирина Александровна. — Многие эвенки тогда ушли в Саяны, некоторая часть осталась.
По словам Ирины Судаковой, раньше в Мотах оседали ссыльные, было много репрессированных. Первые сведения о селе, которые можно было найти в архивах, относятся к XVII веку. С того времени и начался отсчет жизни села.
Когда-то в Мотах существовала почтовая станция, или, как попросту называли ее жители, перевалочная. Здесь проезжающие во время длительного пути меняли лошадей. Сейчас на месте станции стоят жилые дома, от прошлых построек ничего не осталось.
Испокон веков жители занимаются охотой и рыболовством, благо для этого есть все условия. Село расположено в тайге, рядом протекает Иркут. Как утверждают местные жители, за грибами далеко ходить не надо — растут чуть ли не в огороде.
Река богата для промысла. В ней водится самая разнообразная рыба: хариус, налим, ленок и др. В лесу — козы, кабарга, лось, медведь.
— Дикие животные никогда не заходили на территорию села, — рассказывает Ирина Судакова. — Только однажды, когда я была еще маленькой, на кладбище ходил медведь зимой, тогда тепло было, и он не ушел в спячку. Мы его все боялись.
Жители села работают в ООО "Свинарник"
По словам Леонида Бердникова, специалиста администрации, население Мот страдает от безработицы, особенно сложно найти работу женщинам.
— Жители работают в лесхозе, на дорожных работах в ООО СтатусСиб, в ЗАО Сиблес, небольшая часть в ООО "Свинарник", — комментирует Леонид Михайлович. — В основном, конечно, работают мужчины. Даже если у них нет постоянной работы, они могут найти подработку, женщинам не так легко. Многие стоят на бирже труда.
Летом женщины работают в лагерях, зимой — кто сторожем, кто в кафе, расположенном при въезде в деревню, поварами, официантами. В Мотах нет школы, детского сада, отделения почтовой связи. Магазины только частные, цены в которых намного выше, чем в городе.
Население составляет около 400 жителей, большая часть которых пенсионеры. По словам Ирины Судаковой, до 1976 года в селе была школа, в то время было много многодетных семей, сейчас же школьников очень мало, всего 40 человек. Школу закрыли, затем сломали, хотя жители сами когда-то строили ее на субботниках. Сейчас дети учатся в близлежащем поселке Шаманка.
В трехсотлетнем доме хозяйничает домовой
В селе еще остались дома, которые по возрасту чуть моложе своего села. Только на одной улице, самой старой в Мотах, друг за другом стоят три дома, каждому из которых почти по 300 лет. До сих пор в них живут люди. Дома по своей прочности ничуть не уступают новым.
Алевтина Антипина 40 лет живет в одном из таких домов, за это время она ничего в нем не меняла, поэтому признаки того, что дом построен по старым традициям, явно видны.
— Мы только печь перекладывали, крышу чинили да на веранде окошки сделали, а больше ничего и не меняли, — рассказывает Алевтина Георгиевна. — Да и незачем, дом хороший, крепкий, теплый.
Даже потолок дома и пол сложены из цельных бревен. Как-то Алевтина Георгиевна нашла на чердаке старые иконы, во дворе — два старых утюга, крынки, машинку для крошения табака. Кое-что повыкидывала, а что-то оставила. Иконы сейчас хранятся в музее в Шелехове, только одну — Николая-угодника — оставила себе на память. Сейчас она висит в доме. Два утюга Алевтина Георгиевна также решила не выбрасывать, мало ли когда пригодятся в хозяйстве. Один утюг работает на углях, другой нагревается от печи.
— Утюги я не выбрасываю, до сих пор пользуюсь, когда электричества нет.
По словам хозяйки дома, Антипины жили в этом доме всегда, с самой его постройки. Присутствия в доме своих далеких родственников женщина не ощущает, правда признается, что слышит иногда постукивание, но к этим шорохам она уже привыкла — считает, что это ходит домовой.
Жители наблюдают НЛО и китайские иероглифы
Как оказалось, домовой — не единственный нарушитель спокойствия в Мотах. Жители уверяют, что видели и необъяснимые вспышки на небе после сумерек. Детвора рассказывает, что видели и летающие тарелки.
Ирина Судакова призналась, что также стала свидетелем паранормального явления:
— Один раз мы рыбачили с мужем и сыном, как раз вечерки были, когда наступает тьма, но луна еще не выглядывает, — рассказывает Ирина. — Мы медленно проплывали мимо утеса Шаманского, и в то время, когда выглянула луна, на скале появились какие-то иероглифы, похожие на китайские. Ладно если бы я увидела это одна, но ведь и муж, и сын увидели то же самое. Прямо как по линеечке две строчки иероглифов показались. Мы попробовали еще раз проплыть там же, но больше ничего не увидели, возможно угол не тот был.
Чаще всего жители села видят светящиеся точки над утесом и горами, появление которых не поддается никакому объяснению.
Скот угоняют прямо со двора
Если возникновение светящихся точек для людей остается загадкой, то исчезновение домашнего скота вполне объяснимо. В селе мало кто держит крупный рогатый скот, но и те, кто имеет, зачастую его лишаются.
По словам Леонида Бердникова, только за прошлое лето исчезло пять голов. Летом уводят с поля, зимой из стаек. Управы на уголовников нет. У Алевтины Антипиной украли корову, когда та паслась недалеко от дома. Старушка написала письмо участковому, на что ей пришел ответ об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия доказательств. У соседки прямо со двора увели быка и теленка.
Один раз жителям все же удалось поймать одного воришку, хотели учинить ему собственный сельский суд, но отдали властям. На этом все и закончилось. Никакой компенсации пострадавшие так и не получили.
Теперь селяне живут настороже, зорко стерегут свое немногочисленное хозяйство от живодеров. Участковый в селе один, да и то живет в поселке Шаманка. Его полномочия распространяются на несколько сел: Шаманка, Подкаменная, Глубокая и Моты.
В Мотах протекают река Иркут и несколько маленьких речушек. Иногда в этих нехитрых водных артериях тонут люди. Последнее подобное происшествие случилось как раз в ночь на Крещение. Подвыпивший мужчина решил нырнуть в прорубь, судя по всему — очиститься от грехов, не дождавшись традиционной полночи. Рядом никого не оказалось. Только утром жители обнаружили около проруби обувь и одежду погибшего.
О наводнениях в Мотах практически забыли. Последнее запомнившееся всем наводнение здесь было в 1971 году, когда унесло семь домов и размыло дорогу, селяне остались без электричества. Для жителей это послужило хорошим уроком, теперь рядом с рекой дома стараются не строить.
В селе горят электроприборы
Не только воровство печалит жителей деревни, у них большие проблемы и с электричеством. На территории села работают совсем маломощные подстанции. Жители проводили собрания с представителями ООО "Шелеховская энергосетевая компания", но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
По словам Ирины Судаковой, у тех, кто живет рядом с трансформатором, напряжение более-менее есть, но и то не доходит до 220, а на окраинах еще хуже. Село за последнее время разрослось, в основном из-за дачных участков, вместе с тем выросло и потребление электричества. Большей частью все же страдают именно жители села. Напряжение скачет в пределах 150—180, из-за этого ломаются холодильники, чайники, микроволновки.
Как отметил Леонид Бердников, протяженность электролинии большая — восемь километров, а трансформаторная станция всего одна. Сколько люди ни обращались в инстанции, помощи никакой. Электроприборы продолжают гореть.
Школьники переболели неизвестным гриппом
Проблемы у жителей и с медицинской помощью. Врачи в село заглядывают редко. Снабжение лекарствами плохое. По словам Ирины Судаковой, особый пик заболеваемости пришелся на январь. Школьники заболели неизвестным гриппом, каникулы продлили на неделю:
— Была эпидемия гриппа, сказали, что неопознанный вирус и от него нет лекарства. Из 200 учащихся больше 100 заболели. Кто как мог лечили, в ход пошли и народные средства. Сейчас в Шелехове до сих пор лежат несколько детей с осложнениями — пневмония, бронхит.
В эти дни из Шаманки приезжал врач три раза в неделю, к нему на прием стояло по 20—30 человек. Свой фельдшер в это время был на больничном.
В фельдшерском пункте есть просторное помещение — обещали, что будут приезжать врачи из города: стоматолог, гинеколог, окулист и т.д., но так никто и не приехал. Поэтому селяне сами ездят в город, причем по нескольку раз: сначала нужно записаться на прием, а затем приехать и на консультацию.
На дискотеках зажигают приезжие
О своем селе у жителей Мот есть и песни: "Закат над Иркутом", "Что такое деревня", а также книга "Здесь село красивое триста лет стоит". Местный фольклорный ансамбль "Реченька" принимает участие во всех районных смотрах, конкурсах и концертах.
По словам Елены Игнатенко, заведующей клубом, по субботам проводятся дискотеки, правда обычно на них бывает больше приезжих, чем местных. Из аппаратуры — только музыкальный центр. Раньше была хорошая аппаратура, но через полгода после ее приобретения в клубе случился пожар и она сгорела.
Осенью жители празднуют День села, устраивают концерт и чаепитие. Как отметил Леонид Бердников, жизнь в селе протекает ни хорошо, ни плохо. Кто работает, тот и живет.
Село Шаманка: хороший отдых рядом
Село Шаманка (Шелеховский район)- пешеходный мост Привет от меня из села Шаманка! Сан-Франциско нервно отдыхает в сторонке)))
Здесь находится Шаманский утес, который является памятником природы и располагается там, где речка Шаманка впадает в Иркут.
Ну а мы, что мы? Просто получаем удовольствие от жизни:
Ловим рыбку на хлеб и отпускаем:
Бесимся в теплой воде вместе с собакой и детьми, благо течение не сильное:
Иркут (село Шаманка)
Устраиваем пикничок на обочине (хотя это дурацкая затея, когда рядом ходит мокрый Буль):
Классный вид на Шаманский утес!
Итак, переправляемся на пароме:
Оставляем машину здесь:
И идем вверх, подъем несложный.
Иркут. Шаманка. Вот такой вид открывается нам сверху! Иркут. Шаманка. Красота радует глаз!
Если проехать за поселок, не переправляясь на другой берег, дорога будет неуклонно подниматься в гору, становиться все уже, а валуны попадаться все больших и больших размеров. А еще после нашего приезда (примерно через неделю) на двух мотоциклистов, едущих по этой дороге, выскочил медведь.
Смайл.
Читайте также: