Отдых в карелии бесов нос
Карелия славится многими заповедными уголками, которые ежегодно манят к себе путешественников со всего мира. Это нетронутая природа, уникальные культурные и исторические памятники, но одним из наиболее загадочных мест является мыс Бесов Нос. Свое название местность получила из-за вытянутой формы, которая действительно напоминает карикатурно вытянутый нос, загнутый книзу и широкий у основания. Протяжность мыса составляет 750 метров, ширина в узкой части — не больше 100 метров. Это одна из красивейших достопримечательностей Карелии, находящаяся всего в паре километров от другого памятника — Успенского Муромского мужского монастыря. Мыс на восточном побережье Онежского озера очень живописен, тут сохранились густые шапки северных лесов, перемежающиеся с крутыми скалами, которые еще называют бараньими лбами. Такое название обусловлено их необычной формой — со стороны движения древнего ледника скалы гладкие и пологие, с противоположной стороны они обрывистые и очень неровные. Сам мыс известен не только богатством природы, но и загадками. Среди местных жителей и уфологов это место имеет славу мистического. По уверениям многих, посещающих этот мыс, тут чувствуется сильный подъем сил, невероятная энергетика.
Загадки петроглифов — чем интересен мыс Бесов Нос
Проведите незабываемый отдых в Карелии в домике в лесной тишине на берегу озера.
Домик с баней на берегу озера для отдыха и городской суеты. Предлагаем домик бюджетного варианта на 6 человек, можно организовать места до 8 человек.
Коротко о доме, в доме печное отопление, отопительная плита на ней же можно и готовить пищу, печь тепло хорошо сохраняет можно жить и зимой. В доме посуда вся есть, также для готовки пищи. Свет генератор оплачивается ГСМ. Также есть морозильный ларь.
Рядом с домом есть навес где есть место для костра и готовки пищи в летнее время. Есть баня кто любит попарится и посидеть за чашкой чая. В 70 метрах чистящее озеро с песчаным пляжем.
Есть лодка напрокат, можете с собой взять мотор, на лодку можно повесить до 30-40 сил. По рыбалке в июле хорошо берет судак на тролинг, осенью в реке щука в озере лосось. Гарантии не даем в рыбалке как повезет!
Вокруг домика есть большие боры и много заброшенных дорог, где можно походить за грибами.
Цены низкие, в стоимость проживание входит, баня, мангал, коптилка, постельное белье. звоните, пишите!
Также можете забронировать на новогодние каникулы. Владимир.
ЦЕНЫ ОТ ДВУХ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ ДВУХ ЧЕЛОВЕК ЦЕНА МЕНЯЕТСЯ ЗА ПРОЖИВАНИЕ В 2020 ГОДУ ЕСТЬ СКИДКИ ОТ 7 ДНЕЙ ПРОЖИВАНИЕ! ИНН 101502570802
Как добраться на Бесов Нос?
- до Шальского, после чего по побережью Онеги до мыса;
- через Каршево, вдоль русла реки Черной.
Заповедная Карелия. Мыс Бесов нос и бесовщина на нем.
Мыс Бесов нос — это не только живописное местечко на Онежском озере с древними петроглифами, но и по-настоящему культовое место во внедорожной среде.
Именно из многочисленных отчетов джиперов я и узнал о существовании мыса. Но с каждым годом дорога на Бесов нос становилась труднее.
Мост в Каршево больше не пригоден для проезда, знаменитый песчаный склон на берегу озера подмыло, и он стал ещё экстремальней. От идеи ехать сюда одной машиной — мы отказались сразу, но попасть сюда все равно хотелось.
И вот наконец-то мы спланировали маршрут и добрались до заветного мыса.
Но все комплексы и печали исчезли, как только мы погрузились в лодку и отплыли.
Я просто не ожидал, что река Черная так красива.
Дорога от национального парка Паанаярви до деревни Каршево заняла больше времени, чем мы планировали. И это пошло нам на пользу, т.к. весь путь по реке Черная мы проделали вечером на закате.
Давайте я расскажу немного о самой заброске.
В июне 2018 года экскурсия стоила 3000 рублей, а один рейс на заброску/выброску стоил 2000 рублей. Т.е. дорога туда и обратно в разные дни получалась 4000 рублей. Мы выбрали последний вариант и провели на Онего 2 ночи.
Лодочная прогулка оставила приятные воспоминания, к тому же мы почти никогда на лодках не путешествуем. С того момента я все чаще думаю о лодке или байдарке.
Тем временем мы добрались до озера. Оставалось только обогнуть мыс Кладовец, и мы на месте.
Высадились в бухте между мысом Бесов нос и мысом Кладовец нос.
Когда ещё огибали Кладовец, то сразу заприметили неплохое местечко на самом носу-мысу. Попрощались с Василием, предварительно договорившись о времени обратного рейса, надели рюкзаки и пошли искать место для лагеря.
Место оказалось вполне уютным, а главное не занятым и не у основной тропы.
Поставили палатку и наслаждались великолепным закатом.
Утром была запланирована прогулка на Бесов нос и Пери нос.
А вот вид на наш лагерь из бухты. Если очень приглядеться, то можно найти нашу палатку… Но в целом удалось встать достаточно незаметно, как нам показалось.
От нашей стоянки до маяка идти было недалеко, километра 2.Тропа в целом комфортная и проходит по берегу озера, но в одном месте пришлось немного углубиться в лес.
Камня здесь предостаточно. Причем не только лежащего на поверхности, но и эту поверхность создающего.
Вот уже и маяк виднеется.
С удивлением обнаружил, что первый ярус хорошенько раздербанен на дрова. Просто в голове не укладывается, как так можно. Петроглифы петроглифами, но маяк неотъемлемая часть ландшафта Бесова носа.
Сквозь бреши в облицовке маяка можно посмотреть на его конструктивную систему.
Осмотрев маяк, мы отправились искать петроглифы.
Как оказалось, что сами петроглифы не так-то и просто сфотографировать, чтобы было что-то видно.
Умные люди потом подсказали, что это делать нужно на закате.
Здесь как раз изображен тот самый Бес, который и дал название мысу. Длина Беса около 2,30 м, а возраст около 5 тысяч лет. Жаль, что на фотографии почти ничего не разглядеть.
Не могу сказать, что в целом петроглифы нашу семью привели в восторг, но все равно любопытно. Даже была мысль вернуться на закате, но этому было не суждено случиться и совершенно по другой причине.
Не стану скрывать, что нам больше понравилась сама местность, чем знаменитые петроглифы.
Изрезанные каменные берега, уходящие в воду, мысы и бухты, сосновый лес, МАЯК — это настоящий в восторг. Но о вкусах не спорят и каждому своё!
Маяки меня с детства интересовали и я очень рад, что мне удалось немного увидеть своими глазами.
А мы решили продолжить прогулку в сторону следующего мыса с названием Пери нос.
Из этой бухты открывается неплохой вид на Бесов нос и маяк.
Пока я снимал маяк, Дарья явно не скучала.
На подходе к мысу Пери нос нам на встречу попалась компания мужчин.
Они возвращались как раз с петроглифов этого мыса, один из них был сырым насквозь. Немного поболтали с ними и послушали их историю: один из них фотографируя петроглифы, подошел слишком близко к краю и в итоге упал в озеро вместе с камерой. Ребята предупредили нас о такой опасности, и мы пошли дальше.
Бродя по мысу петроглифы мы не нашли, чему были удивлены и раздосадованы. Решили прогуляться в сторону симпатичных островков, а на обратном пути вернуться и поискать снова.
Вид на мыс Пери нос.
История с купанием в озере нам показалась какой-то раздолбайской и какого-то урока из этого мы не сделали. А надо было!
Если немного приглядеться, то на снимке ниже, можно заметить внизу по центру сырое пятно на камне.
Дело бы так: я увидел прекрасный остров и решил его сфотографировать. В 24-70/2,8 он не влезал должным образом, и я решил надеть широкоугольный Samyang 14/2.8. Сел на берег, положил рядом рюкзак и начал менять объективы. И все было бы хорошо, но открытый рюкзак вдруг решил начать движение по склону берега. Я рефлекторно дернул его за лямку, чтобы он не свалился в озеро и в этот момент выпустил из рук 24-70/2,8… Объектив тут же оказался в воде, рюкзаком я тоже зацепил воду, но его содержимое осталось на месте. Камеру и Samyang в итоге удержал. Мой любимый Tamron лежал на дне и пускал пузыри воздуха…
С одной стороны, случившееся уже не требовало срочности действий. Объектив был в воде, и вода точно была в нем, о чем пузырьки и свидетельствовали. Но я решил, что мне нужно срочно его достать — снял кроссовки, закатал штаны по колено и отправился за ним. Это было самое худшее, что можно было сделать…
Во-первых, глубина этого места была обманчива, и оказалось существенно выше колена. Во-вторых, на камнях под водой были скользкие водоросли. Я сделал один шаг и сразу же поскользнулся на водорослях и последовал по траектории объектива, ударившись о подводные камни. Объектив, конечно, я достал. А вот свой телефон достать из кармана забыл, прежде чем начать спасательную операцию. Сообразив, отдал его жене, а сам начал пытаться выбраться из озера. И было это не просто, т.к. берег с уклоном и скользкий. Дарья пыталась вытянуть меня за руку, но ей не хватало сил. В итоге кое-как все-таки удалось выбраться, но было не так уж и просто.
Телефон за это время успел нахлебаться воды, и уже был горячим. К великому сожалению, из современных телефонов экстренно достать батарею нельзя, особенно когда под рукой ничего для этого нет. Телефон становился все горячее, было слышно шипение. С того момента у меня не стало и телефона.
Вот такая приключилась бесовщина…
После этого случая, мы проследовали в лагерь. Снимать петроглифы на закате было не на что, да и настроения на это не было.
Путешествие на Бесов Нос
Наше лето не балует обилием солнечных дней, поэтому, планируя любую свою поездку, остается надеяться лишь на везение) В этот раз нам подфартило: путешествие на Бесов нос сложилось как нельзя лучше, совпало все — погода и настроение. Вообще любые карельские поездки воспринимаются мной, как праздник, есть в тех краях что-то такое, что манит как магнит)
Путь наш начался с посещения церкви пророка Елисея 1899 г. Это еще не Карелия, а Лен область, но место очень интересное, хоть и грустное. Печально становится от того, что такая замечательная церковь, похожая на сказочный замок, постепенно разрушается.
14 4Когда-то на этом месте была деревня, но ее не стало, соответственно и в церкви необходимость отпала. Так она и стоит, ожидая своей участи.
7Следующим пунктом нашей программы было посещение Ильинской церкви в Вологодской области 1692 года.
4Церковь очень гармонично вписывается в окружающее пространство. После посещения этого места в груди появляется чувство умиротворения…
7Именно в таких деревушках очень ярко вспоминается детство, лето у бабушек и дедушек, купание в речке, игры большими компаниями…
4 6Ну, а мы двигаемся дальше, к основной цели нашего путешествия — петроглифам на Бесовом Носу.
Погрузившись на лодку, отправляемся навстречу неизвестному и таинственному.
6И вот, наконец-то, мы на месте…
11Начнем с определения петроглифа, данного в википедии — «Петроглифы — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями.»
На самом деле, без специальной подготовки, довольно-таки тяжело понять, что из себя представляет тот или иной петроглиф. В большинстве своем они кажутся небрежными детскими рисунками, лишенными какого-либо смысла.
5 2Но самую главную фигуру рассмотреть сможет любой.
11Бес, самое известное изображение, возраст его около 5 тыс лет. Правую руку Беса перекрывает крест. Существует мнение, что его выбили монахи Муромского монастыря, для того, чтобы обезвредить его нечистую силу. Загадкой остается появление трещины в рисунке Беса, мнение исследователей разнится, кто-то предполагает, что она появилась до самого рисунка, а кто-то, что после. Помимо Беса выделяют еще два крупных изображения — выдра и сом.
3Считается, что выдра-это символ добра, сом — зла, а бес — олицетворяет хозяина суши. И именно на этом месте происходили обряды, связанные с успехом в охоте и рыбном промысле.
11Может где-то и присутствует мистика, но мне хочется верить, что если это и так, то именно добрые духи помогли нам встретить закат в этом таинственном месте.
Есть вопросы?
В шаговой доступности грибы, ягоды, свежий карельский воздух и фантастический вид. Отдых у нас - это ВНИМАНИЕ, ЗАБОТА О ГОСТЯХ, уединение на природе, заряд здоровья, бодрости и хорошего настроения.
Дополнительные услуги:
Лодка напрокат
Можете с собой взять мотор, на лодку можно повесить до 30-40 сил
Русская баня
Для тех, кто любит попарится и посидеть за чашкой чая
Мангал
Кострище оборудовано навесом, можно при дожде готовить и есть решетка
Учитель задал мне вопрос: «Где расположен Бесов Нос?»
Еще перед поездкой в Карелию меня очень заинтересовали петроглифы, эти выбитые в камне свидетельства жизни древних людей, созданные тысячелетия назад. Карельские петроглифы подразделяются на две группы — беломорские и онежские. Беломорские петроглифы мы уже посмотрели, теперь на повестке дня было посещение петроглифов Онежского озера. Эти петроглифы разбросаны разрозненными группами на скалах мысов Бесов Нос, Кладовец, Гагажий, Пери Нос и на острове Гурий, а также на Карецком Носу и на полуострове Кочковнаволок вблизи посёлка Шальский. Конечно, все эти наскальные рисунки мы посмотреть не могли, но на мыс Бесов Нос все-таки решили попробовать добраться. Изучение данного вопроса в интернете показало, что попасть сюда можно двумя способами: на моторной лодке по реке Черная от деревни Каршево Пудожского района, или на внедорожнике по экстремальной лесной дороге от поселка Шальский. Последний вариант пользуется большой популярностью у экстремалов, в интернете можно найти множество роликов, описывающих прохождение этого пути. Мы решили попробовать первый вариант. Вконтакте был найден житель деревни Каршево по имени Максим, который за две с половиной тысячи согласился отвезти нас на Бесов Нос. В стоимость входила доставка на моторке по реке (время в пути составляет минут тридцать), два часа свободного времени на берегу, и возвращение по реке обратно. Когда мы ехали по деревне, создалось ощущение, что как минимум половина населения здесь занимается заброской туристов на Бесов нос. Практически около каждого дома стояли одна, две, а то и три моторки. Раньше на берег озера отсюда можно было худо-бедно доехать по лесной дороге, но по пути нужно было проехать по старому деревянный мосту, который приходилось преодолевать практически на ощупь и высадив всех пассажиров. Но недавно и он рухнул. В этот момент на нем была машина.
У дома Максима мы пересели в его машину и отправились к реке, где погрузились в лодку.
3На своем пути к Онежского озеру Черная речка имеет множество поворотов, за каждым из которых открываются все новые картины — болотца, затоны, поросшие густыми зарослями берега, и бесчисленное множество кувшинок.
Как переночевать на Бесовом Носу и не потревожить Беса.
Одно из причудливых мест, где хотелось нам побывать. Это Бесов Нос Онежского озера.
Путь сюда есть сложный на машине, а есть простой, но не дешевый. На сервис в этих краях рассчитывать не приходиться, цены не фиксированные, нам заявили 5000 р с забросить с ночевкой, сторговались на 4.
Машину оставляешь у дома, берешь нужные вещи, мы с ночевкой, вещей много. Лодку цепляют к машине хозяина и едешь на край деревни к берегу реки Черная. До реки пять минут хода как оказалось, лучше ждать на красивой реке, чем во дворе незнакомых людей. Да к тому же сговориться здесь быстрее.
Ни о какой безопасности и не парятся, жилетов нет, лодку кренит, мало того хозяин лодки постоянно курит в лодке.
У нас начинается водный путь. Длина реки 17 км, до устья плыть 40 минут, сначала река петляет, вокруг белоснежные кувшинки, словно в сказке, с середины пути становится шире, просторнее,чем ближе к Онеги становится очень ветрено.
Наш штурман ловко вписывается в извилистые повороты, маневрируя между тут и там торчащих из воды стволов. Когда-то по реке сплавляли лес, последствия очевидны, глубина река 3 м. Доехали без приключений, завтра нас отсюда же заберут.
Скидываем свой скарб на песчаный берег, здесь уже можно стоять с палаткой, загорать, купаться, но довольно людно.
Дорога к мысу.
Мы же идем к маяку, где планируем заночевать. Пытаемся найти тропу, по карте кажется все просто, в реальности тропа постоянно ускользает.
Как не нужно ходить, так это как шли мы, огибая его слева, тропа там местами вообще теряется, на пути много поваленных деревьев, сложно с вещам, вымотались, но вышли.
Правильный путь пересечь мыс поперек и идти в маяку вдоль берега с другой стороны. Без проводника плутают все, после мы в этом убедились.
Шраф 50 000 т р за установку палатки у маяка реальность или миф.
А пока мы в радости завидев маяк прем к нему, навстречу турист и давай байки рассказывать, что зря вы туда с палаткой идёте, стоять там нельзя и вообще находиться запрещено, заповедник же. 50 т р штрафа. Напряглись немного, но решили все равно дойти и уже по месту решить, где ставить палатку.
Забегая вперёд, из личной встречи с егерями « встать палаткой можно всюду, при условии что вы не планируете вокруг устраивать большой лагерь, разжигать костры, рубить деревья, бухать, орать музыку и пр.
Зачем же ехать на Бесов нос?
Посмотреть древние петроглифы, которые относятся к эпохе неолита (IV—II тысячелетие до нашей эры. И лучше всего они раскрываются при низком солнце, поэтому здесь хорошо бы остаться на закат или восход.
Место стоянки выбрали уже организованную кем- то прежде. Весь вечер гуляли,слушали прибой,объедались черникой, фотографировали, на закате рассматривали петроглифы, именно в это время они особенно хороши. У палатки видели гадюку, но она как и мы не решились приближаться друг к другу. После этой встречи постоянно ходили в сапогах, которые взяли с собой.
На гранитных скалах Бесова Носа, у самой воды, высечены двухметровые фигуры — Бес, Сом (налим) и Выдра (ящерица). Вокруг них — десятки других выбивок, поменьше.
Самая популярная конечно, Бес. Почему- то мне кажется это Бесиха, да и чудила она, пока мы были там по-женски. Внезапно исчезали вещи , уже когда смирился с их потерей, они находились😜
Многие из туристов не могли найти нужное место, и шли к нам, с просьбой показать. Видимо мы так слились с местным ландшафтом, то нас принимали за местных.
Были такие, кто вообще вбивался с тропы и не понимал, как выбраться, Бес приводил их к нашему лагерю.Не все находят, днём рисунки плохо читаются.
На полусогнутых кривых ножках, растопырив пальцы рук и уставившись на вас одним глазом (второй, как шрамом, пересечен трещиной в скале), он как будто исполняет ритуальный танец у самой кромки воды.
По сей день принято приносить жертвоприношения, так и мы бросили в щель монету.
Возможно, люди эпохи неолита считали трещину неким входом в «нижний мир», и создали изображение вокруг нее. Значимость Беса косвенным образом подтвердили монахи Муромского монастыря, расположенного неподалеку: еще в XV веке они выбили поверх Беса христианский крест, дабы «обезвредить» чертовщину.
Некоторые считают, что тысячелетия назад Бесов Нос был священным местом, святилищем, что здесь, возможно, совершались жертвоприношения — чтобы напоить изображенное сверхъестественное существо кровью. Кровь уходила в трещину и стекала в темные воды озера.
У жителей окрестных деревень есть легенда о том, что в старину в этих местах жил бес, а немного подальше, у мыса Пери Нос, — его супруга-бесиха. Бес хотел вытянуть свои владения подальше и стал тащить скалу в озеро. Скала оторвалась, а бес утонул. Поводом к легенде послужила, вероятно, часть скалы, которая как бы «оторвана» от берега
Старинный маяк на Онеге
Бесов Нос — живописный мыс на Онежском озере с наскальными рисунками петроглифами
Бесов Нос — необыкновенно живописный мыс на Восточном побережье Онежского озера. Место абсолютно необитаемое, жилья и дорог на этом участке Онеги вообще нет. Добраться сюда можно только на лодке по реке Чёрная, мыс находится в полутора километрах от впадения реки в озеро. Прибрежные скалы этого мыса, а также расположенного рядом Пери Носа, знамениты своими наскальными рисунками — петроглифами, которым около 6000 лет.
Прежде всего поражает красота прибрежной природы и берегов. Тут мы встречаем песчаные участки, настоящие скалы, небольшие живописные заливы. Как всегда, много приятных на ощупь мхов и лишайников, очень красивы сосны на песчаной почве. Даже если бы здесь не было петроглифов, всё равно сюда нужно приехать из-за этой неповторимой природы. Чистейшие воды Онежского озера уходят за горизонт, огромный водоём завораживает. На нём почти нет похожих участков, стоит проехать несколько километров, и пейзаж совершенно меняется. Поэтому интересно побывать в разных местах Онеги. Поездка по реке Чёрной тоже весьма интересна. Заросшие непроходимые берега, темная вода, всё цветет (речь идёт об июле) — небольшая карельская река во всей красе.
И конечно очень интересно посмотреть на петроглифы, которые с помощью нашего экскурсовода мы посмотрели все, что есть на этом участке. А надо заметить, что на Бесовом Носу и Пери сосредоточены почти половина всех известных петроглифов. Особенно впечатлили знаменитые изображения беса, выдры и сома. Существует много версий происхождения петроглифов, и мы с интересом послушали их из уст специалиста. Также запомнилась история о подрыве части скалы с рисунками на Пери Носе и перевозке этой махины в Эрмитаж. Рисунков очень много, многие изображения непонятны и толковать их можно по-разному. Тем интереснее посещать такие загадочные и мистические места, как Бесов Нос или гора Воттоваара .
Сами мысы тоже очень красивы, вид прибрежных скал в Карелии всегда привлекателен. Каких только форм здесь нет у каменных глыб. На Онежском озере везде живописные пейзажи, Бесов нос и его окрестности один из лучших из них.
Отдых в карелии бесов нос
Заметка В.Опарина из Комсомольской правды 1970-х годов.
Однажды вместе с львом Дмитриевичем Прониным, руководившим в то время районным отделением ВООПИК, в солнечный июльский день мы совершили пеший поход по Пудожскому району – от деревни Каршево до покинутого всеми местечка Бесово Устье, Возле которого находились знаменитые петроглифы. Дорога шла вдоль тихой уютныой речушке, носившей, однако, грозное название – Чёрная Река. Рассказы местных жителей, в речке водились щуки, а в устье заходил крупный судак.
Эмалированное ведро, до краев наполненное здоровенными толстобокими окунями. Прикрыв ведро зелёным лопухом, хозяин с гордостью заметил:
-И часу не прошло на утренней зорьке, как ведро полным – полно.
Богато рыбой славное озеро Онего. Три – четыре тысячи лет тому назад оно было не беднее. Иначе не появилось бы на Гладких красноватых скалах изображение огромного сома. Учёные считают, что некогда сом был одним из божеств, почитавшихся местными племенами, жившими в каменном веке. Рыба была тогда основой Существования первобытного человека. Летом рыба добывалась в изобилии. Её можно было запости впрок, на долгую голодную зиму – рыбу сушили и квасили в ямах. До тех пор, пока не изобрели лук, другие орудия и ловушки, охота была делом рискованным и не постоянным. Главными средствами производства оставались ещё костяной крючок и гарпун. Поэтому изображения на скалах Бесова носа сома, а рядом с ним выдры – рыбоеда – многозначительные символы той нелёгкой для человека эпохи.
В драматичной борьбе за жизнь среди опасностей, голода, болезни, страха человек напрягал все свои физические и умственные силы. И совершал замечательные для своей эпохи открытия. Лук и стрелы, капканы, изобретенные безвестными прометеями древности, Значительно способствовали выживания и развития древних племён севера. Капканы позволили успешно добывать крупных водоплавающих птиц, а также некоторых четвероногих обитатели леса. Сейчас нам, по-видимому, трудно представить в полной мере, каким благодеянием для человека древности явился и примитивнейший капкан.Эти капканы, разнообразные по величине и по форме, изображены на "Охотничей скале" – шестом мысе Пери Носа, что красноречиво свидетельствует о превращении человека из рыболова в охотника. Сюжеты здесь – только охотничьи, ни одной даже захудалой рыбки не изобразил здесь художник древности. Уверенная поступь человеческого развития убедительно отражена в каменной книге, на красных скалах, омываемых онежской волной.
Своеобразные двухрычажные капканы применялись в течение тысячелетий и дожили до наших дней. Известный учёный и писатель а. М. Линевский не только первым успешно расшифровал изображение капканов, но и убедительно подкрепил свою гипотезу этнографическим материалом. Попросту говоря, отыскал именно такие двухрычажные капканы, как изображённые на онежских скалах.
Но на "Охотничьей скале" мы с Львом Дмитриевичем увидели изображение и других загадочных орудий. При беглом взгляде на них у меня промелькнуло ощущение чего-то знакомого, где-то виденного. Но сильные впечатления от первой встречи с Бесовым Носом, удивительная красота окрестных мест отвлекли меня, и все это вскоре позабылось.
С той поры прошло несколько лет. Однажды я вспомнил, где видел нечто подобное тому предмету, что запечатлен на "Охотничьей скале" Пери Носа.
Вот как описывает его Ю. А. Саватеев в интересной и содержательный книге "Рисунки на скалах": "За композицией нетрудно заметить два очень похожих, тоже контурных лося и непонятную фигуру виде эллипса с линией, загнутой на конце и с отростком сбоку (магическое весло по К.Д.Лаушкину, колоссальная птица, персонаж охотничьего эпоса по А.М.Линевскому)".
На скалах Пери Носа этот таинственный предмет имеет треугольное утолщение на конце. Боковой "отросток" снабжен изображением лосиной головы. Эллипс превратился в круг.
Сразу же следует отметить одну особенность. Этот предмет встречается исключительно в охотничьих сценах, а более конкретно – в непосредственной близости от лосей. Несмотря на некоторые отличия, он непременно имеет боковой отросток и утолщение на конце.
Этот таинственный предмет изображен и на каменный глыбе, размещенной во втором выставочном зале Эрмитажа. У него такая особенность: на конце его не эллипс, не круг, а бесформенный замкнутый контур. Учёные сочли его за стрелку, которой древний человек указывал стороны света. С этим трудно согласиться, так как понятие "стороны света" появилась вслед за изобретением компаса.
Вот что вспомнилась мне в связи с рассказанным. Как ты ещё побывал я в гостях у родственников-вятичей в дремучей лесной глухомани Кировской области. Деревушка, где они жили, была маленькой. Но быт моих родичей Произвёл на меня глубокое впечатление. Могучие избы со светелка ми, гигантские хозяйственные постройки, куда въезжали с возами сена. Бани-землянки, устроенные в обрыве над речкой, где достигалась неимоверная жара, когда на каменку брызгали домашним пивом. За речкой на много километров тянулись удивительные черемуховые леса со множеством соловьев. Каждая семья имела свой сад, в котором в резных ульях гудели пчёлы. В пруду водились золотисто – красные лини. Мы, мальчишки, черпали их решетом, приколоченным к палке, посыпая на него хлебные крошки. За полями чернили медвежьи ельники. Дед Антип угощал мальчишек мёдом. Однажды мы забрались к нему на поветь, И там я увидел шесть серий ременной петлей на конце. Сделан он был из целого деревца, корни обрезаны не полностью, так что получалось утолщение. В шест была вставлена поперечная ручка, как на косе.
– Это что за штука? – Спросил я.
– А это, брат, петля – закрутка, – сказал дед Антип и весело пропел: – Закрут – самокрут, кого надо закрути, кого не надо Раскрути. Это брат, для охоты на лося. Лось – он не только силён, а и хитёр. Ранят его тяжело, видит, что не уйти, он ложится и прикидывается мёртвым. Ну, охотник успокоится, ножик достанет, чтобы свежевать лося. А тут он вскакивает и бьет зазевавшегося охотника насмерть копытами и рогами. Вот вырастешь, пойдёшь на охоту – не забывай правила деда Антипова: коли убитого лося уши чуть назад отведены, значит, живой он, только притворяется, к нему подходить опасно. Для того в лес в эту петлю и берут. Накидывают её на лосиную шею, а рожно подмышкой держат, чтобы лось на человека не кинулся.
– А ещё, – продолжал дед, коли наст крепок, то с этой штукой на лося можно охотиться и без ружья. Полностью он быстро из мучиться. Охотник его настигает, петлю накидывает, рожно – то ручкой закручивает. Петля скручивается да лося и душит.
Дед анти сунул шест под левую руку, а правой закрутил все приспособления с ловкостью, изобличающей опыт.
Тут я заревел, потому что жалко стало мне лося, которого таким вот способом убивают. На том Дедова лекция кончилась.
Детская память постаралась вытолкнуть этот неприятный для меня эпизод, но пришло время – и всё это вспомнилось.
Аналогичное приспособление в настоящее время сохранилось в Монголии – длинный гибкий шест с утолщением на конце и ременной петлей, так называемый монгольский аркан. Держа его подмышкой, пастух скачет вслед за конем из табуна, поравнявшись с ним, накидывает петлю на шею и останавливает. Утолщение необходимо, чтобы шест не выскальзывал из под руки. Вдвойне оно необходимо при охоте, стараясь сдержать зверя, охотник всем телом откидывается назад, как это можно видеть на беломорских петроглифах.
Значит, можно предположить, что таинственный предмет на скалах Пери носа – ничто иное как деревянный ременной охотничий аркан с поперечной вставкой для закручивания петли.
Зачастую охотничьи арканы, запечатленные здесь, снабжены вставками с изображением лосины головы. В связи с этим возникает ещё одно интересное предположение. В одной из могил древнего Оленеостровского погребения был найден непонятный предмет, сделанный из лосиного рога. Это подобие Булавы с заострённым концом, другой оканчивается резным изображением Лосиной головы. В длину он около сорока сантиметров. Возможно, это и есть тот самый отросток, который вставляется в отверстие, просверленные в дереве охотничьего аркана. Если бы это удалось доказать, то можно было бы хронологически связать изображение из Пери Носа и Оленеостровское погребение.
Не исключено, что булава с лосиной головой из Оленеостровского погребения была знаком особого положения охотника на лосей в обществе. В самом деле, лось – могучее и опасное животное. Победить его с помощью копья с каменным наконечником – задача, для одного человека непосильная. Охота на лосей велась коллективно, в основном летом, когда животных загоняли в Воду озера, где они становились беспомощными. Но добычу нельзя было законсервировать для использования в течение длительного времени, в тёплое время излишки мяса быстро портились.
Аркан – удавка – хитроумное изобретение каменного века – позволял вести охоту на лося в зимнее время (естественно по насту) вдвоём или даже в одиночку – неслыханная ранее дела. Если же охота велась коллективно – добывалось много лосей сразу, мясо замораживалось и могло долго храниться. Трудно приуменьшить значение этого изобретения для обитателей древнего Обонежья. Это орудие вполне заслуживает быть увековеченным на священной "Скале охоты".
В заключение хочется привести проницательная суждение Ю. А. Савватеева: "На скалах не могли бы появиться многочисленные сцены охоты, звери и птицы, орудия труда, если бы не было соответствующих копий в натуре".
В.Опарин
Читайте также: