Отдых святого семейства на пути в египет
В большом обзоре свидетельств о гизских пирамидах мы выяснили, что до начала 19 века включительно ни один свидетель, путешественник, ученый, картограф, египтолог, даже и месяцами живя в Каире, не показал Великих пирамид в том количестве и расположении, того размера и формы, которые соответствуют реальным. Хотя из любой точки старого Каира и, естественно, с Нила Великие пирамиды, их количество, расположение, форма видны как на витрине.
Причина этому может быть только одна: до означенного периода тех и таких пирамид еще не было, но они масштабно вбрасывались в массовое сознание через литературу и науку. Подробно были рассмотрены вбросы в литературные источники - книги, хроники, первоиздания рукописей, переводы Геродота, Яна Сомера, Монкониса и Лукаса, Джорджа Сэндиса, Джона Гривса, Поукока и Нордена, путешественников и паломников Альпино, Радзивила Сиротки, Гагары, Суханова, Григоровича-Барского. Такая же кампания вбросов была и в живописи 16-18 веков всех основных европейских направлений.
Это полотно Цампьери Доменикино (Domenico Zampieri, 1581-1641), видного представителя болонской школы в эпоху барокко, наставника Пуссена и Лоррена, предшественника классицизма. "Пейзаж с бегством в Египет". Написан около 1605 года. А в пейзаже престранная и забавная деталь - пирамиды, сквозь которые просвечивают детали ландшафта.
Ясно, что это сделал не автор. Рука мастера такого безобразия просто не сделает, и композиционно пирамиды тут вообще лишние. Влепил их на картину не очень умелый живописец.
Первые примеры такого рода подсказал блогер nezvanov - спасибо ему! Небольшое изыскание подтвердило, что налицо целая кампания по точечному вкраплению пирамид в картины старых мастеров с египетскими сюжетами.
Яркий представитель романизма, нидерландский живописец и архитектор эпохи Возрождения, ученик Дюрера Ян ван Скорел (Jan van Scorel 1495-1562). "Мадонна с младенцем", 1530-1531.
Французский художник, один из основоположников живописи классицизма Никола Пуссен (Nicolas Poussin, 1594-1665). "Нахождение Моисея". 1651. Пирамиды прозрачны.
Еще на одной работе Пуссена 1638 года с тем же сюжетом и названием соавтор вписал нелепую пирамиду, незнамо зачем перегораживающую дорогу, идущую через мост, добросовестно воспроизвел ее отражение в воде, но сделал детскую ошибку. Все отражения предметов и фигур так же освещены и затенены, как предметы и фигуры, и только отражение пирамиды полностью в тени, хотя ее левая грань освещена.
Еще одна работа Пуссена с тем же сюжетом и названием.
Снова просвечивают ландшафт и строения, вторая пирамида написана неграмотно, судя по всему, незванный соавтор Пуссена пытался изобразить тень на грани пирамиды, но ошибся с формой.
На другой версии этой картины Пуссена 1624 года соавтор избежал прозрачности, но сделал другие ошибки.
Грани первой пирамидки получились не вдавленными, а выпуклыми, как у мидии. Вторая пирамидка демонстрирует полную несостоятельность в рисовании освещения граней - их у пирамидки просто нет.
А в эту картину Пуссена "Моисей, иссекающий воду из скалы" 1649 года дорисовщик влепил совсем абсурдную нелепицу, попутно демонстрируя и свое незнание Библии и географии.
Что делают в принципе пирамиды среди диких синайских скал? И почему они конусовидные с дурацкими колпачками? Излишнее старание навредило дорисовщику.
Французского мастера, последователя классицизма Пуссена, старейшину французской Академии живописи и скульптуры, расписывавшего Нотр-Дам-де-Пари, Себастьяна Бурдона (Sébastien Bourdon, 1616-1671) дорисовщики, можно сказать, пощадили.
Не стали уродовать его "Нахождение Моисея" эпическими глупостями, скромненько налепили кучу кривеньких пирамидок в городской пейзаж. Если не всматриваться, то и не увидишь.
Чего не скажешь о следующем авторе - последователе Пуссена.
Французский продолжатель классицизма Пуссена, пользовавшийся большой популярностью при жизни, Николас Коломбель (Nicolas Colombel, 1644–1717) написал четыре картины с одним сюжетом "Нахождение Моисея".
На этом полотне соавтор добросовестно намазал пирамиды, ничего не просвечивает.
Но почему они синие? Все строения урбанистического пейзажа - другого цвета, синими могут быть только горы на дальнем плане. Налицо грубое нарушение закона тональной перспективы, открытого и развитого живописцами Возрождения - подробнее показан на примере помпейских фресок. И это нарушение одного из канонов живописи Возрождения говорит о том, что автор пирамид на картине - вовсе не профессиональный художник и с живописью плохо знаком.
И почему грань, обращенная к нам, затенена? Солнце за спиной слева художника, фигуры и строения большей площадью освещены слева, справа затенены незначительно. Грань, обращенная к нам, обязана быть на солнце. Посмотрите тень подбородка девушки на ее шее - она показывает направление источника света, и он обязан освещать обе затененные на врисованных пирамидах грани. Очень несведущий соавтор дополнял эту картину.
На второй картине та же, но еще более грубая ошибка. Все фигуры и строения ярко освещены слева, и только у врисованной пирамиды обе видимые грани в тени.
Монументально поглумились дорисовщики над двумя картинами с отзеркаленной экспозицией "Нахождение Моисея" французского живописца и гравёра стиля Регентства, известного мастера французской книжной иллюстрации Антуана Куапеля (Antoine Coypel, 1661-1722). Влепили на дальний план пирамиду, нечто симбиотическое между колонной Помпея с Александрийским маяком и обелиск.
На картине 1695-97 годов сквозь пирамиду откровенно просвечивает здание, на которое ее влепили, сквозь симбиот - синева небесного фона, сквозь обелиск - земля, облака и прогал между облаками.
На картине ок.1699 года ничего не просвечивает, но малеватель так безруко вписал в фон дорисованные объекты, что хочется оторвать ему руки и приставить в надлежащее место, ибо они не из того места растут.
Посмотрите, как вписывает абрис объектов мастер, живописец, гравер, выдающийся иллюстратор, и как вляпывает на фон неба мазила свои дополнительные объекты, заодно влезая этим фоном и на деревья ближнего плана.
Итальянский живописец и гравер римской школы, представитель высокого барокко Пьер Франческо Мола (Pier Francesco Mola, 1612-1666). Три работы с одним сюжетом, написанные около 1640 года. "Отдых Святого Семейства на пути в Египет".
С этим безобразием ясно все. Тут эта недопирамидка нелепого цвета просто лишняя во всех смыслах.
Еще на одной версии этой картины сквозь нелепицу просвечивает пейзаж.
А здесь, похоже, набросана еще одна, крупная пирамида. Но корректировщик дописывать ее не стал, заказчику хватило и одной.
В картину последней четверти 17 века "Нахождение Моисея" крупнейшего художника неаполитанской школы, представителя итальянского барокко Франческо Солимены (Francesco Solimena, 1657-1747) влепили пирамиду не только прозрачную, но и с извилистым хвостиком.
Итальянский живописец венецианской школы Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659-1734). "Обретение Моисея". 1711.
Французский художник и гравер, один из лучших пейзажистов 17 века Этьен Аллегрен (Étienne Allegrain, 1644-1736). "Ландшафт со спасенным Моисеем". Последняя четверть 17 в.
Просвечивает не только газон и тумба, но и шагающая фигура.
Стремясь замаскировать свое неумение, тайный соавтор мастера-пейзажиста влепил в античный пейзаж совсем уж нелепые печные трубы и дым из одной из них.
Очень позднее врисовывание, говорящее о том, что мероприятие по вбросу пирамид - не разовое. Французский мастер неоклассицизма, живший и работавший в Италии, Луи Гофье (Louis Gauffier, 1762-1801). "Отдых на пути в Египет", 1792.
Здесь не только просвечивает ландшафт. Налицо грубая ошибка с освещенностью. Не могут пирамиды так по-разному освещаться, а также в принципе располагаться. Они вообще ориентированы гранями единообразно по сторонам света.
Улыбнуться. Практически наугад открыл сайты аукционов произведений искусства, продающих старинные картины неизвестных художников. Ошибки дорисовщиков здесь еще глупее, чем на картинах известных мастеров.
"Моисей спасен из вод Нила" неизвестного автора, итальянская школа живописи, 18 век.
Видно, что сначала малеватель врисовал маленькую пирамидку вровень с башенкой рядом, затем насмелился и врисовал пирамиду больше. Порадовался, что удачно вписал ее по направлению указательного пальца одной из героинь картины. На радостях забыл дорисовать отражение, поэтому в Ниле отражается вовсе не пирамида, а здание, поверх которого пирамиду влепили.
Возможно из-за этого глупейшего косяка искусствоведы и не решаются определить принадлежность картины какому-то большому мастеру итальянской школы 18 века.
Ну а этот "Моисей, спасенный из вод" кисти живописца генуэзской или болонской школы 17 века просто безграмотно дополнен.
На картине с яркой световой, цветовой, контрастной антитезой темной земли и светлого неба (с прозрачной идеей, что ребенок явился на эту темную, хищную землю как посланник неба) земной пейзажик с пирамидкой малеватель врисовал в тональности неба.
Есть в египетских сюжетах старых мастеров безграмотно вставленные пирамиды на любой вкус - с ошибочными цветовыми решениями, с композиционными изъянами, ну а прозрачные пирамиды - это песня!
О чем говорит врисовывание пирамид в старые картины неизвестных художников? О том же, о чем говорят и врисовывания в картины выдающихся мастеров - о широкой и целенаправленной кампании.
Практически все вставленные в картины и книги пирамиды, как правило, сильно отличаются формой от реальных, копируя в вариациях пирамиду Цестия в Риме. Что означает, что других образцов пирамид пока еще никто не видел.
Время корректировки картин прямо следует из дат их написания - начало 18 века, хотя отдельные рецидивы вбросовой кампании велись до конца века. Соответственно из этого следует, что до этого рубежа пирамид не было, они еще делались. Также следует сказать, что большинство египетских картин старых мастеров осталось без пирамид, т.е. вброс делался только у отдельных владельцев галерей и картин.
Для чего в египетские картины старых мастеров вклинивались пирамиды? Ясен пень, чтобы зафиксировать в мозгах современников, что Египет - страна пирамид, и что они всегда были и на картинах, и в Египте.
Так и делается история.
[ вынужден ставить это ] Сроду не занимался сбором донатов, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. Яндекс-кошелек 410013946572302.
Чем необычна картина Караваджо "Отдых на пути в Египет"?
Отдых Святого семейства, как часть более общего сюжета о бегстве в Египет от устроенного царём Иродом избиения младенцев, был популярен в живописи. Многие художники и до Караваджо и после него обращались к этой теме.
Но картина Микеланджело Меризи да Караваджо отличается от канонов, принятых в религиозной живописи. И главное её отличие в том, что картина очень красива.
Караваджо. Отдых на пути в Египет, около 1595 - 97 Караваджо. Отдых на пути в Египет, около 1595 - 97Согласно Евангелия от Матфея царь Ирод, узнав от волхвов о грядущем рождении мессии, испугавшись конкуренции, приказывает убить всех детей подходящего возраста.
Иосиф узнав об этом приказе, увел свою жену Марию и младенца Иисуса в Египет. По пути они сели отдохнуть. Этот момент и изобразил на своей картине Караваджо.
Картина вполне мирная и совсем даже не религиозная. На видно спящая Мария с младенцем на руках.
Фрагмент картины Фрагмент картиныОни устали в пути и, присев под деревом, уснули. Примечательно то, что над святым младенцем нет святого ореола. И этим Караваджо изображает и мать, и дитя как простых путников.
Иосиф, пожилой мужчина в дорожной одежде, бодрствует.
Фрагмент картины Фрагмент картиныИ не просто бодрствует, а держит в руках ноты.
Фрагмент картины Фрагмент картиныИнтересная деталь, которая никогда не использовалась в библейском сюжетах о бегстве в Египет.
Исследователи не могли оставить без внимания эту партитуру. Определено, что это музыка, написанная около 1520 года французско-фламандским композитором Ноэлем Баульдевейном, в котором исполняются некоторые стихи из главы 7 Песни Песней.
На картине же её на скрипке исполняет ангел.
Фрагмент картины Фрагмент картиныИ это еще одна необычная деталь. Потому что на других картинах на эту тему никогда не встречаются ангелы. Тем более исполняющие музыку.
Композиционно фигура ангела словно делит полотно на две части. Правая часть, где расположены Мария с младенцем, изображена цветущей и живой. А часть с Иосифом представлена засохшим деревом.
К тому же в части с Иосифом есть еще один персонаж, который сразу и не заметен. Это осел, на котором Святое семейство бежало в Египет.
Фрагмент картины Фрагмент картиныМаурицио Калвес в своей работе о Караваджо высказал предположение, что вся композиция картины символизирует путь христианского спасения от неодушевлённого камня через животное, человека и ангела до конечной цели — Божественного в образе Девы Марии и Спасителя.
До сих пор среди искусствоведов нет единого мнения по чьему заказу была написана картина. Но известно, чо после смерти Караваджо она попала в коллекцию кардинала Камилло Франческо Мария Памфили.
Бегство в Египет: почему оно случилось после Сретения?
Разрыв шаблонов
Бегство в Египет святого Семейства случилось не ранее чем через 40 дней после Рождества, хотя в Евангелии от Матфея рассказ о нем и помещается сразу за Рождеством.
Во-первых, если бы Семейство бежало в Египет сразу после Рождества, как бы оно принесло Младенца на посвящение Богу в Иерусалимский Храм? Возвращаться обратно по столь трудному пути? Невозможно.
Во-вторых, у евангелиста Матфея сказано во 2-ой главе, что волхвы пришли, когда Иисус уже родился, то есть, в ближайшие дни после Рождества. Ирод опережает их поклонение своим повелением избить младенцев.
Ясно, что в дни избиения Семейство было не в Вифлееме. Они или успели вернуться в Назарет, или же отправились Иерусалим, вероятнее всего, в нагорную страну (сейчас предместье Иерусалима), где жили дядя и тетя Богоматери - первосвященник Захария и Елисавета.
Этот вывод я делаю на основании того, что именно Захария посвящал Младенца Христа Богу в Иерусалимском Храме. Вскоре после Сретения Иосифу явился ангел и повелел бежать в Египет.
Карраччи, Аннибале – Отдых Святого Семейства на пути в Египет Эрмитаж
Пазл-мозаика.
Количество элементов: 2000
Размер собранной картинки: 79х59 см.
Материал: картон.
Упаковка: картонная коробка.
Не рекомендуется детям до 3-х лет. Содержит мелкие детали.
1 акция по этому товару сегодня Осталось: 0 5 дней 1 1 часов 20 %
До 23:59 03 октября
Скидка 20% по акции «Тонкости перевода»
Иллюстрации к игрушке Puzzle-2000 "П.В. Басин. Отдых святого семейства на пути в Египет. 1842-1843" (200373)
Отзывы на товар «Puzzle-2000 "П.В. Басин. Отдых святого семейства на пути в Египет. 1842-1843" (200373)»
- Покупатели
Вы можете стать одним из первых, кто напишет отзыв на этот товар, и получить бонус — до 15 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал его скорее.
В контексте c "Puzzle-2000 "П.В. Басин. Отдых святого семейства на пути в Египет. 1842-1843" (200373)"
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
Где купить эту игрушку? В обычном магазине или через Интернет? Заказывайте в "Лабиринте"! У нас Вы можете купить игрушку дешевле, а получить быстрее, чем где бы то ни было. Сделать правильный выбор Вам помогут рецензии покупателей, а также дополнительные материалы: отрывки, фото и иллюстрации.
Круглосуточный бесплатный
звонок 8 800 600-95-25
Скопировать номер
50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила
30 р. Баллы за ваши отзывы на книги
5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ
Здесь будут храниться ваши отложенные товары.
Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии!
Отдых святого семейства на пути в египет
Два шедевра Лоренцо Лотто в Эрмитаже
В Государственном Эрмитаже открылась выставка двух шедевров мастера венецианской школы 16 века Лоренцо Лотто: "Отдых Святого семейства на пути в Египет со Святой Екатериной" из собрания Академии Каррара в городе Бергамо (Италия) и "Отдых Святого семейства на пути в Египет со Святой Юстиной" из коллекции Эрмитажа. Выставка проходит в рамках проекта "Шедевры музеев мира в Эрмитаже". Всего в коллекции Эрмитажа хранятся три полотна знаменитого художника.
В Государственном Эрмитаже открылась выставка двух шедевров мастера венецианской школы 16 века Лоренцо Лотто: "Отдых Святого семейства на пути в Египет со Святой Екатериной" из собрания Академии Каррара в городе Бергамо (Италия) и "Отдых Святого семейства на пути в Египет со Святой Юстиной" из коллекции Эрмитажа. Выставка проходит в рамках проекта "Шедевры музеев мира в Эрмитаже". Всего в коллекции Эрмитажа хранятся три полотна знаменитого художника.
Эрмитажный "Отдых Святого семейства на пути в Египет со святой Юстиной" впервые демонстрируется широкому зрителю. Работа была приобретена для коллекции российских императоров еще во времена Екатерины II и более 200 лет находилась в фонде музея. Картина очень пострадала от многочисленных реставраций и даже считалась копией, выполненной с картины, хранящейся в бергамской Академии. Эти предположения были развеяны "расчисткой" полотна в 1920-х годах и последней двухлетней реставрацией, завершившейся в прошлом году.
Картина "Отдых святого семейства на пути в Египет со святой Екатериной", написанная художником в 1533 году, получила широкую известность среди его соотечественников. Об этом свидетельствуют многочисленные копии, выполненные самим Лотто и его учениками. Каждый раз художник не просто копировал однажды созданную им композицию на религиозный сюжет, а находил для нее новую красочную гамму. На сегодняшний день в различных частных и музейных собраниях мира насчитывается не менее 6 работ на тему "Отдых Святого семейства на пути в Египет".
ОТДЫХ СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА НА ПУТИ В ЕГИПЕТ
Холст полотняного плетения, сшивной, дублирован; горизонтальный шов - в нижней части картины, под ним справа и слева небольшие вставки холста с поздней ретушью. В разных местах участки утрат авторской живописи, восполненные ретушью. Слой потемневшего загрязненного лака. На лицевой стороне справа внизу красным номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 584.
На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2203 и наклейка: № 64; там же справа вверху красная сургучная печать.
Сюжет: Мф. 2:13-15. В трактовке сцены использованы также мотивы апокрифического Евангелия псевдо-Матфея (XIII), популярного в XVI веке, особенно в искусстве Контрреформации.
Дева Мария с Младенцем на руках изображена сидящей на фоне пейзажа под пальмовым деревом, ветки которого были символом христианского мученичества. Ангел наклоняет ветви, чтобы путники смогли собрать его плоды (по одной из версий пальмовое дерево склонило ветви по воле Младенца).
Композицию Веронезе на этот сюжет упоминает Карло Ридольфи (Ridolfi 1648, I, p. 322), описывая коллекцию Феличе Паллавичино в Генуе: «. & altre due tele dal Signor Felice Pallavicino della fugo di nostra Donna nell'Egitto e di Cristo tra Dottori» (. и два другие полотна Синьора Феличе Паллавичино, Отдых на пути в Египет и Христос среди учителей).
Под именем Паоло Веронезе картина включена в составленный Штелином список наиболее значительных произведений, приобретенных для Эрмитажа в 1766-1768 годах: «Паоло Веронезе (Кальяри). Отдых Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом во время бегства в Египет. Мария, сидя на траве, держит стоящего Младенца Иисуса с кусочком хлеба в руке. На земле расстелена салфетка, и на ней кусок хлеба. За богоматерью ангел, который подносит оливковую ветвь и плоды, и напротив - Иосиф. Высота 41½ дюйма, ширина 32. Из кабинета г-на Жюльена». - Штелин 1990, II, с. 127.
Кальяри (Caliari 1888) называл картину из ГМИИ в числе работ самого Веронезе; его авторство не подвергалось сомнению также и в Эрмитаже, в каталогах которого (1912) приводится ссылка на Лионелло Вентури, относившего картину к школе Веронезе. Бенуа в Путеводителе Эрмитажа 1910 года (Бенуа 1910) отмечал, что картина «дает некоторое представление о роскоши Веронезе, об мастерстве, с которым он строит массы». В ГМИИ поступила под именем Джованни Баттисты Дзелотти; в инвентарной книге музея имеется запись: «шла как работа Паоло Кальяри (Веронезе)». Фьокко (Fiocco 1934), Бернсон (Berenson 1957; 1958), Букарелли (Bucarelli 1935), Морасси (Morassi 1935) и Вертова (Vertova 1952) признавали работой самого Веронезе и относили к позднему периоду его творчества. Лазарев (устно) приписывал Паоло Фаринати.
В публикации Вертовой (Vertova 1952) полотно из собрания ГМИИ названо вариантом большой поздней композиции из Художественного музея Ринглинг в Сарасоте (234,3 х 160,6; инв. 82), которая на самом деле сходна лишь сюжетно, а по своему построению существенно от него отличается. Произведение из ГМИИ близко другой композиции, находившейся ранее в собрании Борлетти в Милане (х., м., 154 х 166), что уже было отмечено Букарелли (Bucarelli 1935). По сравнению с композицией собрания Борлетти московская картина имеет более вытянутый по вертикали формат, а вместо двух ангелов - один, наклоняющий пальмовые ветви, изображен здесь не в центре, а слева от Мадонны. В отношении картины собрания Борлетти критика, начиная с Фьокко (Fiocco 1934, р. 114), единодушно признает авторство самого Веронезе, относя ее к середине 1580-х годов.
Аналогичная ей композиция находится в частном собрании в Лондоне (х., м., 157 х 160; Pignatti, Pedrocco 1995, p. 442-443, № 335). Впервые опубликовавший ее Пиньятти (Pignatti, Crombie 1982, p. 140-145) назвал картину собственноручной работой Веронезе, хронологически предшествовавшей версии Борлетти. Однако по фотографии она кажется более грубым повторением последней. Кроме того, видимая со спины фигура Иосифа в картине ГМИИ встречается также в небольшой композиции горизонтального формата из частного собрания в Лондоне (х., м. 44,5 х 76,5; Pignatti, Pedrocco 1995, p. 444, № 337).
Уровень исполнения московского полотна значительно уступает произведениям самого Веронезе. Живописная манера выдает сходство с работами Бенедетто Кальяри, работавшего в тесном сотрудничестве с Веронезе; это отмечал Пиньятти (Pignatti 1976), который много лет спустя подтвердил свое мнение (Pignatti, Pedrocco 1991; 1995). Кук (Cocke 1977) также сомневался в авторстве Веронезе.
По свидетельству Липгарта (Кат. Эрмитажа 1912), картина некогда входила в серию полотен Веронезе, находившихся в Палаццо Питти во Флоренции.
Композицию гравировал Подолинский (Labensky 1809).
Происхождение: из кабинета г-на Жюльена, Париж; между 1766 и 1768 приобр. Екатериной II для Эрмитажа; с 1924 в ГМИИ.
Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 2114 (здесь и далее – Паоло Веронезе); Кат. Эрмитажа 1797, № 584; Опись Эрмитажа 1859, № 2203.
В Египте воссоздали маршрут странствий Богородицы с младенцем Христом
Однако мало кто может похвастаться тем, что видел «настоящий» Египет и его окрестности. Впрочем, сегодня такая возможность есть не только у бесстрашных одиночек, изучающих страну самостоятельно, но и у простых туристов.
Был воссоздан маршрут следования Святого семейства, которое, по приданию, около четырех лет провело в Египте. Корреспондент «МК» увидел этот пока еще нетуристический Египет и побывал в коптских монастырях Каира и Дельты Нила.
Фото: Дарья Федотова
По стопам Святого семейства
Цель тура — посетить места в Египте, где, по некоторым источникам, останавливалась Богородица с младенцем Христом и Иосифом, спасаясь от Царя Ирода, который приказал убить всех Вифлиемских младенцев. Начинается тур с Каира. Здесь нельзя не вспомнить о коптской общине, благодаря которой сохранились многие христианские храмы.
СПРАВКА МК
Кто такие копты?
Копты (от др.-греч.— египтянин, араб) — египетские христиане. Общая численность коптского населения составляют около 10% населения Египта. У них есть собственный папа, избираемый из монахов общины Вади-Натрун в нильской Дельте. Большинство коптов принадлежит к Коптской православной церкви.
Старый город (или Миср эль-Кадима) - квартал, в котором проживают копты. Он находится на юге столицы. Коптский Каир — это небольшая территория, между Нилом и трущобами, на которой расположены семь христианских храмов и два монастыря. По преданию, именно в одном из них несколько дней проживало Святое семейство, укрывавшееся от Ирода.
Считается, что в Каир или влюбляешься с первого взгляда, или вспоминаешь с содроганием. Действительно, город может показаться иногда малопривлекательным - серая дымка, горы мусора, беспорядочный трафик, черные от копоти высотные дома, которые, кажется, вообще непригодны для проживания. Однако это всего лишь одна сторона города. Коптский же район - это город в городе: чистые улицы, белые церкви в экзотическом окружении пальм, мозаики, купола, вымощенные белыми камнями дороги.
Достопримечательности Старого Каира
Как правило, знакомство со Старым городом начинается с самой древней постройки — форта Вавилон, а вернее того, что от него осталось — двух башен и крепостной стены. История форта, главная функция которого заключалась в охране города, тянется еще со II века.
Впрочем, пожалуй, самая интересная - Церковь Девы Марии или Храм Аль Мухалляка, что в переводе означает «подвешенная». Такое странное название она получила из-за своего местоположения - неф церкви, построенной на развалинах Вавилонского форта, висит над проходом. Здесь любят рассказывать о том, что 70 лет назад над этим храмом прихожане наблюдали чудесное явление Богородицы.
Эта церковь является одной из самых древних и красивых христианских храмов в Каире. Здесь находится более ста икон, некоторым из которых 13 веков. Кстати, у части икон отсутствуют пропорции и написаны они как-будто детской рукой. Тем не менее именно они и производят самое сильное впечатление.
Буквально в нескольких шагах отсюда есть лестница, которую человек несведущий может и не заметить, так как напоминает она больше вход в подвал. Если же спуститься вниз, то можно попасть в скрытый город — с узкими улицами, с часовнями, внутренними двориками, сувенирными лавками. Здесь же находится храм Святого Сергия. Это как раз то место, где, согласно преданию, находились Мария с младенцем Христом и Иосиф. Сейчас это склеп глубиной 10 метров.
Плутая по узким улицам вы наткнетесь на часовню женского коптского монастыря Святого Георгия, основанного в Х веке н.э. Здесь хранится кедровая рака с останками Святого Георгия. Кстати, неосведомленных туристов может немало удивить странная картина: прихожане подходят к стене, к которой прибиты цепи и оковы, надевают их на руки и шею и произносят молитвы. Такое «самобичевание» здесь имеет определенный смысл - таким образом они принимают на себя часть гонений и страданий, который претерпел святой.
В храме Св. Сергия Святое семейство пробыло всего несколько дней, а затем направилось к Маади — южному пригороду Каира (сейчас это район наподобие Рублевки). Согласно преданию, здесь Святое семейство на паруснике отправилось вверх по течению Нила. Место это видно еще издалека из-за необычных куполов церкви Пресвятой Девы (аль Адавия) или «церкви на переправе», больше напоминающих песчаные холмы.
Кстати, недалеко от этой церкви в 1976 году к берегу течением прибило Библию, которая была открыта на одной из страниц Книги Исайи, где говорилось «Благословен народ мой - Египтяне». Сейчас эта Библия хранится в храме аль Адавия.
Монастыри в дельте Нила
Одно из самых главных мест для паломников за пределами Каира — Вади эль-Натрун — впадина на северо-востоке Ливийской пустыни, расположенная к западу от дельты Нила. Пять часов езды автобусом по пустыне и вы на месте. Здесь расположены четыре поражающие самое искушенное воображение монастыря: Монастырь Макария Великого, Монастырь Барамус, Монастырь св. Бишон, Монастырь Дейр-Суриани. Монастыри скорее напоминают башни из песка: без заостренных углов, как будто слепленные искусным ремесленником. Внутри же храмы похожи на пещеры: закопченные стены, полумрак, завораживающие образы святых.
Кстати, при входе в любой храм здесь обязательно нужно снимать обувь, что с первого взгляда может показаться странным для европейцев. В храме полы покрыты коврами.
Здешние монахи прекрасно владеют английским языком и с удовольствием расскажут всем желающим о монастыре. Люди эти очень живые, энергичные и общительные.
Пожалуй самым интересным является монастырь Макария Великого, который был основан святым около 360 года. Только подъезжая к монастырю, можно увидеть плоды трудов монахов и местных жителей - это огромные территории, засеянные фиговыми деревьями, оливками, банановыми плантациями. Сложно поверить, что еще 100 лет назад монастырь был в запустении. Сейчас здесь проживают около ста монахов. На заработанные с сельхозработ деньги монахи содержат монастырь и жертвуют бедным.
Сам же монастырь — это достаточно большая территория, окруженная десятиметровой стеной. В монастыре, кстати, кроме мощей Макария Великого, покоится частица мощей Иоанна Крестителя.
СПРАВКА МК
Макарий Великий:
Один из самых почитаемых святых родился около 300 года в Нижнем Египте. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. Удалился в пустыню и стал послушником при старце-отшельнике уже после смерти родителей. В 40 лет Макарий был посвящён в сан священника. В этом же возрасте получил дар чудотворения. Так, по преданию, святой воскресил мёртвого, чтобы убедить еретика, отрицающего возможность воскрешения. Скончался Макарий в 391 году, в основанном им монастыре. Мощи Макария Великого также находятся в Италии.
Святые люди
Пожалуй, самый большой заряд энергии получаешь от посещения провинции Асьют что в Верхнем Египте. То, что место здесь благословенное, видно по местному населению - коптским христианам. Несмотря на то, что люди здесь живут небогато, все они очень искренние, доброжелательны и в хорошем смысле по-детски наивны.
Завидев туристический автобус мужчины, занимающиеся своими повседневными делами на улицах, детвора, гоняющая мяч, начинают приветствовать гостей, как старых добрых друзей. Местное население также очень любит фотографироваться. «Как тебя зовут?» «откуда ты ?» «фото! Фото!» - накидываются на туристов дети и подростки. Кстати, с местной детворой можно сделать интересные фотографии — они с удовольствием демонстрируют приезжим свои запястья с маленькими татуировками в виде крестов (татуировка является свидетельством принадлежности к христианству избавляет от отречения от своей веры).
Кстати, здесь так любят гостей из-за того, что город был закрытой территорией из-за угрозы терактов. Поэтому сейчас появление чужаков для местного населения настоящий праздник.
В Асьюте паломники посещают два места. Первое - Монастырь Пресвятой Богородицы в Эль-Мукарраке. Здесь Святое семейство прожило самый продолжительный период — шесть месяцев и десять дней. Здесь же по преданию Святой Иосиф получил известие о смерти Ирода. Монастырь является одним из самых главных для христиан и даже называется «вторым Вифлеемом».
Второй монастырь, который находится в 32 километрах к северу от Асьюта - Пресвятой Богородицы Дронка. Монастырь расположен высоко на горе Дронка, которую, по преданию, благословил Христос, возвращаясь в Палестину. Еще более удивительна главная церковь монастыря. Удивительна тем, что не имеет ничего общего с традиционными храмами (если это определение вообще уместно для коптских церквей). Церковь находится в пещере. Еще более удивительна эта церковь своей эклектикой — старина, полумрак, очередь к «пещере», где проживало Святое Семейство и. современные современные репродукции в качестве икон и такой же современный иконостас.
Эль Минья — конечная остановка
Последняя остановки — Эль Минья. Это небольшой городок в Верхнем Египте. Он заслуживает внимания не только из-за монастыря Пресвятой Богородицы и храма, который был сооружен в 328 г. императрицей Еленой в пещере. Здесь стоит побывать еще и ради того, чтобы прочувствовать атмосферу настоящего Египта и понаблюдать как течет жизнь за пределами столицы. Удивительно, но здесь каким-то образом уживаются памятники старины и гуляющие во дворе коровы (не говоря уже о кошках и собаках), современные автомобили и тележки, запряженные вислоухими осликами, девственная долина Нила и современные увлечения типа «кино 9D».
В библии говорится, что Святое семейство, после 4 лет странствий, благополучно вернулось в Палестину и поселилось в городе Назарет, в старом доме Иосифа. Путешественники преодолели более двух тысяч километров.
Точных данных, что именно в этих местах останавливалось Святое семейство, нет. Кто-то считает это красивой легендой, другие верят, что именно в этих местах Младенец Иисус провел часть своей жизни. Все, что на сегодняшний день доступно для туриста — лишь малая толика. Возможно, в ближайшем будущем, будет открыт весь маршрут, состоящий из нескольких десятков мест, где побывало Святое семейство.
Впрочем и этого удивительного путешествия достаточно, чтобы узнать другой - самобытный, контрастный, одним словом, удивительный Египет.
Петр
Васильевич Басин
Является учеником профессора В. К. Шебуева. Басин провёл 11 лет в Риме. Написал около сотни картин, наилучшие принадлежат Академии художеств. По возвращении в Санкт-Петербург в 1830 году признан академиком за картину «Сократ спасает Алкивиада», скоро затем начал преподавать, а в 1836 г. получил звание профессора. В 1869 году оставил кафедру. Им написано множество портретов, аллегорических фигур, украшающих залы Зимнего дворца, но известность ему создали работы в области религиозной живописи. Так, замечательно написанное им на полусводе над алтарем академической церкви «Сошествие Святого Духа на апостолов». Кроме того, им написано до 40 образов и религиозных картин для Исаакиевского собора.
Сын чиновника, родился в Петербурге. В 1811 году поступил вольнослушателем в Академию художеств. Его учителем был В.К.Шебуев. Картина "Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих" принесла художнику известность и академический пенсион для поездки за границу.
С 1819 по 1830 год он работал в Италии. Копии с ватиканских фресок Рафаэля "Изведение апостола Петра из темницы", "Боллсенская месса", картины "Фавн Марсий учит молодого Олимния игре на свирели", "Сусанна, застигнутая старцами в купальне", "Разбойник, похищающий девушку от ее матери", "Фраскатанские игроки", "Итальянский пейзаж" - далеко не полный перечень работ талантливого художника, выполненных в этот период.
В 1830 году за картину "Сократ при осаде Потидеи спасает Алкивиада" Басин получил звание академика. В том же году художник вернулся в Петербург.
В 1830-е годы он пишет для Зимнего дворца сорок мифологических фигур и плафон для дворцовой церкви. Орден св. Владимира 4-й степени и золотая медаль, отчеканенная в память восстановления дворца после пожара, - награда художнику за эти работы. Одновременно он выполняет другой значительный заказ - художественную композицию для алтарной части Казанского собора.
В 1831 году Басин - профессор II степени по классу исторической и портретной живописи Академии художеств. На протяжении сорока лет он занимался педагогической деятельностью.
С 1843 по 1855 год П.В.Басин работал над живописным оформлением Исаакиевского собора.
Для придела св. Александра Невского им созданы росписи "Господь Вседержитель, несомый ангелами", "Св. Александр Невский, молящийся перед крестом об избавлении своего Отечества", "Победа св. Александра Невского над шведами", "Христианская кончина св. Александра Невского", "Перенесение мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году".
Для придела св. Екатерины Петр Васильевич написал "Взятие на небо Богоматери", "Страдания великомученицы Екатерины", "Страдания великомученика Георгия", "Отречение от всех благ великомученицы Варвары".
Кисти П.В.Басина принадлежат изображения святых в парусах под малыми куполами этих приделов.
Но самой значительной работой художника в Исаакиевском соборе по праву считается роспись "Нагорная проповедь" в аттике центрального трансепта южной стены. Вместе с тем Басин блестяще завершил начатые заболевшим К.П.Брюлловым росписи, находящиеся под центральным куполом. Он скрупулезно следовал эскизам и картонам Брюллова, придерживаясь выбранного автором колорита.
За работу в соборе художник был награжден орденом св. Владимира 3-й степени и золотой медалью на Андреевской ленте. Через год после завершения росписей Исаакиевского собора Басин был возведен в звание заслуженного профессора.
Последними известными его произведениями являются написанные в 1867 году картоны для храма Христа Спасителя в Москве.
Из-за болезни Басина завершил росписи академик живописи А.Кошелев, так же как в свое время Басин выполнил росписи по картонам Брюллова для Исаакиевского собора.
В 1869 году Басин в чине действительного статского советника вышел в отставку.
Puzzle-2000 "П.В. Басин. Отдых святого семейства на пути в Египет. 1842-1843" (200373)
Издательство: Стелла+, 2020 г.
Цена для всех
Ваша цена (-20%)
ID товара: 745401
ISBN: 4603741455373
Оформление
Масса: 1156 г
Размеры: 270x400x60 мм
Оценить (оценило: 0)
Читайте также: