Отдых на пути в египет автор
Отдых на пути в Египет (Мадонна с куропатками).худ.Ван Дейк.
Читая Пушкина роман,
Доходим до суждения героя -
Онегина , душевного настроя,
Его критичного ума.
О сестрах Лариных идет
Здесь речь.И слышим мы из уст такое,
Что Ленского задело за живое
И без последствий не пройдет.
Онегин Ленскому: "Я выбрал бы другую.
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне;
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне».
В картине у Ван Дейка видел он такую.
Ван Дейк в холсте изобразил
Побег Иосифа с женой Марией
В Египет, с маленьким Христом. Живые
Ангелы по мере сил
Стараются развлечь Христа,
Своими танцами и с ним играя.
Христос затих,на ангелов взирая.
Но все ж картина не проста.
В ней аллегорий целый воз.
За театральной внешностью эффектной
Текст назидательный , весьма приметный.
Здесь проступает. В чем? - вопрос.
Подсолнечник и попугай
Подчеркивают непорочность Девы.
Гранат - всю целомудренность .Он слева.
Про яблоню не забывай:
В ней первородного греха
Преодоленье. Куропатки - бегство
От всех грехов и нечисти соседства.
А розы все, наверняка,
Обозначают здесь любовь,
А также красоту и даже радость
Материнства Девы . Его всю сладость.
И обращаемся мы вновь
К занятному во всем холсту
С гармонией в нем форм, а также красок,
С очарованием амуров , плясок.
Запомним эту красоту.
Чем необычна картина Караваджо "Отдых на пути в Египет"?
Отдых Святого семейства, как часть более общего сюжета о бегстве в Египет от устроенного царём Иродом избиения младенцев, был популярен в живописи. Многие художники и до Караваджо и после него обращались к этой теме.
Но картина Микеланджело Меризи да Караваджо отличается от канонов, принятых в религиозной живописи. И главное её отличие в том, что картина очень красива.
Караваджо. Отдых на пути в Египет, около 1595 - 97 Караваджо. Отдых на пути в Египет, около 1595 - 97Согласно Евангелия от Матфея царь Ирод, узнав от волхвов о грядущем рождении мессии, испугавшись конкуренции, приказывает убить всех детей подходящего возраста.
Иосиф узнав об этом приказе, увел свою жену Марию и младенца Иисуса в Египет. По пути они сели отдохнуть. Этот момент и изобразил на своей картине Караваджо.
Картина вполне мирная и совсем даже не религиозная. На видно спящая Мария с младенцем на руках.
Фрагмент картины Фрагмент картиныОни устали в пути и, присев под деревом, уснули. Примечательно то, что над святым младенцем нет святого ореола. И этим Караваджо изображает и мать, и дитя как простых путников.
Иосиф, пожилой мужчина в дорожной одежде, бодрствует.
Фрагмент картины Фрагмент картиныИ не просто бодрствует, а держит в руках ноты.
Фрагмент картины Фрагмент картиныИнтересная деталь, которая никогда не использовалась в библейском сюжетах о бегстве в Египет.
Исследователи не могли оставить без внимания эту партитуру. Определено, что это музыка, написанная около 1520 года французско-фламандским композитором Ноэлем Баульдевейном, в котором исполняются некоторые стихи из главы 7 Песни Песней.
На картине же её на скрипке исполняет ангел.
Фрагмент картины Фрагмент картиныИ это еще одна необычная деталь. Потому что на других картинах на эту тему никогда не встречаются ангелы. Тем более исполняющие музыку.
Композиционно фигура ангела словно делит полотно на две части. Правая часть, где расположены Мария с младенцем, изображена цветущей и живой. А часть с Иосифом представлена засохшим деревом.
К тому же в части с Иосифом есть еще один персонаж, который сразу и не заметен. Это осел, на котором Святое семейство бежало в Египет.
Фрагмент картины Фрагмент картиныМаурицио Калвес в своей работе о Караваджо высказал предположение, что вся композиция картины символизирует путь христианского спасения от неодушевлённого камня через животное, человека и ангела до конечной цели — Божественного в образе Девы Марии и Спасителя.
До сих пор среди искусствоведов нет единого мнения по чьему заказу была написана картина. Но известно, чо после смерти Караваджо она попала в коллекцию кардинала Камилло Франческо Мария Памфили.
Бегство в Египет (в искусстве)
В Евангелии от Матфея рассказывается, как ангел явился в пещеру к Иосифу и велел ему немедленно уходить из Вифлеема, поскольку царь Ирод ищет новорожденного, чтобы погубить его. Иосиф послушался и успел увезти Марию с младенцем в Египет, где они прожили три года до смерти Ирода. Этот сюжет привлекал художников возможностью без явной демонстрации насилия (как в истории с избиением младенцев) вызвать ощущение тревоги и патерналистского желания защитить слабого.
В итальянской живописи фреска Джотто ди Бондоне 1306 года была наиболее значительным явлением раннего Возрождения.
Здесь величественное шествие в очень условном пейзаже. Фигуры беседующих ангелов (или сыновей Иосифа?) несколько "оживляют" монументальную торжественность. Через два века у Тициана и пейзаж будет более итальянским, и "оживление" будет осуществляться фантастическим обилием фауны.
У фламандского художника Якуба Йорданса тревожное непогодное небо, согбенная спина Иосифа и дремлющие мать с младенцем. От тревоги и беспокойства к умиротворению и покою.
Карраччи и Тинторетто, Мурильо и Эль Греко, Фра Анжелико и Йоахим Патинир. В эпоху Возрождения почти у каждого художника была картина на эту тему. Или на близкую по содержанию, но иную по тональности тему "Отдых на пути в Египет".
Многие русские поэты использовали этот евангельский сюжет. В начале 19-го века в своей мистической поэме "Таинственная капля" его вспоминает Фёдор Глинка. В начале 20-го века - Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Георгий Иванов. В советской поэзии - Николай Заболоцкий,в 1955 году.
Ангел, дней моих хранитель,
С лампой в комнате сидел.
Он хранил мою обитель,
Где лежал я и болел.
Обессиленный недугом,
От товарищей вдали,
Я дремал. И друг за другом
Предо мной виденья шли.
Снилось мне, что я младенцем
В тонкой капсуле пелен
Иудейским поселенцем
В край далекий привезен.
Перед Иродовой бандой
Трепетали мы. Но тут
В белом домике с верандой
Обрели себе приют.
Ослик пасся близ оливы,
Я резвился на песке.
Мать с Иосифом, счастливы,
Хлопотали вдалеке.
Часто я в тени у сфинкса
Отдыхал, и светлый Нил,
Словно выпуклая линза,
Отражал лучи светил.
И в неясном этом свете,
В этом радужном огне
Духи, ангелы и дети
На свирелях пели мне.
Но когда пришла идея
Возвратиться нам домой
И простерла Иудея
Перед нами образ свой -
Нищету свою и злобу,
Нетерпимость, рабский страх,
Где ложилась на трущобу
Тень распятого в горах,-
Вскрикнул я и пробудился.
И у лампы близ огня
Взор твой ангельский светился,
Устремленный на меня.
Ну и, конечно, в цикле Рождественских стихов - Иосиф Бродский. Тут уж нужен его голос.
Паоло Веронезе
Отдых святого семейства на пути в Египет. середина 1580-х годов
Холст полотняного плетения, сшивной, дублирован; горизонтальный шов - в нижней части картины, под ним справа и слева небольшие вставки холста с поздней ретушью. В разных местах участки утрат авторской живописи, восполненные ретушью. Слой потемневшего загрязненного лака. На лицевой стороне справа внизу красным номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 584.
На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2203 и наклейка: № 64; там же справа вверху красная сургучная печать.
Сюжет: Мф. 2:13-15. В трактовке сцены использованы также мотивы апокрифического Евангелия псевдо-Матфея (XIII), популярного в XVI веке, особенно в искусстве Контрреформации.
Дева Мария с Младенцем на руках изображена сидящей на фоне пейзажа под пальмовым деревом, ветки которого были символом христианского мученичества. Ангел наклоняет ветви, чтобы путники смогли собрать его плоды (по одной из версий пальмовое дерево склонило ветви по воле Младенца).
Композицию Веронезе на этот сюжет упоминает Карло Ридольфи (Ridolfi 1648, I, p. 322), описывая коллекцию Феличе Паллавичино в Генуе: «. & altre due tele dal Signor Felice Pallavicino della fugo di nostra Donna nell'Egitto e di Cristo tra Dottori» (. и два другие полотна Синьора Феличе Паллавичино, Отдых на пути в Египет и Христос среди учителей).
Под именем Паоло Веронезе картина включена в составленный Штелином список наиболее значительных произведений, приобретенных для Эрмитажа в 1766-1768 годах: «Паоло Веронезе (Кальяри). Отдых Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом во время бегства в Египет. Мария, сидя на траве, держит стоящего Младенца Иисуса с кусочком хлеба в руке. На земле расстелена салфетка, и на ней кусок хлеба. За богоматерью ангел, который подносит оливковую ветвь и плоды, и напротив - Иосиф. Высота 41½ дюйма, ширина 32. Из кабинета г-на Жюльена». - Штелин 1990, II, с. 127.
Кальяри (Caliari 1888) называл картину из ГМИИ в числе работ самого Веронезе; его авторство не подвергалось сомнению также и в Эрмитаже, в каталогах которого (1912) приводится ссылка на Лионелло Вентури, относившего картину к школе Веронезе. Бенуа в Путеводителе Эрмитажа 1910 года (Бенуа 1910) отмечал, что картина «дает некоторое представление о роскоши Веронезе, об мастерстве, с которым он строит массы». В ГМИИ поступила под именем Джованни Баттисты Дзелотти; в инвентарной книге музея имеется запись: «шла как работа Паоло Кальяри (Веронезе)». Фьокко (Fiocco 1934), Бернсон (Berenson 1957; 1958), Букарелли (Bucarelli 1935), Морасси (Morassi 1935) и Вертова (Vertova 1952) признавали работой самого Веронезе и относили к позднему периоду его творчества. Лазарев (устно) приписывал Паоло Фаринати.
В публикации Вертовой (Vertova 1952) полотно из собрания ГМИИ названо вариантом большой поздней композиции из Художественного музея Ринглинг в Сарасоте (234,3 х 160,6; инв. 82), которая на самом деле сходна лишь сюжетно, а по своему построению существенно от него отличается. Произведение из ГМИИ близко другой композиции, находившейся ранее в собрании Борлетти в Милане (х., м., 154 х 166), что уже было отмечено Букарелли (Bucarelli 1935). По сравнению с композицией собрания Борлетти московская картина имеет более вытянутый по вертикали формат, а вместо двух ангелов - один, наклоняющий пальмовые ветви, изображен здесь не в центре, а слева от Мадонны. В отношении картины собрания Борлетти критика, начиная с Фьокко (Fiocco 1934, р. 114), единодушно признает авторство самого Веронезе, относя ее к середине 1580-х годов.
Аналогичная ей композиция находится в частном собрании в Лондоне (х., м., 157 х 160; Pignatti, Pedrocco 1995, p. 442-443, № 335). Впервые опубликовавший ее Пиньятти (Pignatti, Crombie 1982, p. 140-145) назвал картину собственноручной работой Веронезе, хронологически предшествовавшей версии Борлетти. Однако по фотографии она кажется более грубым повторением последней. Кроме того, видимая со спины фигура Иосифа в картине ГМИИ встречается также в небольшой композиции горизонтального формата из частного собрания в Лондоне (х., м. 44,5 х 76,5; Pignatti, Pedrocco 1995, p. 444, № 337).
Уровень исполнения московского полотна значительно уступает произведениям самого Веронезе. Живописная манера выдает сходство с работами Бенедетто Кальяри, работавшего в тесном сотрудничестве с Веронезе; это отмечал Пиньятти (Pignatti 1976), который много лет спустя подтвердил свое мнение (Pignatti, Pedrocco 1991; 1995). Кук (Cocke 1977) также сомневался в авторстве Веронезе.
По свидетельству Липгарта (Кат. Эрмитажа 1912), картина некогда входила в серию полотен Веронезе, находившихся в Палаццо Питти во Флоренции.
«Отдых на пути в Египет» - Антонис ван Дейк
Картина голландского живописца Антониса ван Дейка не единственная, написанная на эту тему. Очевидно, в тот период творчества, мастера интересовал именно этот драматичный сюжет. Но почему? «Отдых на пути в Египет» - авторское название библейского эпизода «Бегство в Египет», который можно найти во 2 главе Евангелия от Матфея: «. Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. » (Мф.2:13,14).
Художник представил сцену отдыха Святого семейства во время их вынужденного похода. Под кроной деревьев расположилась Богородица с младенцем Христом. Он безмятежно спит, прильнув к материнской груди. Иосиф внимательно смотрит на дитя, жесты старца символизируют его желание защитить и одновременно испросить разрешения отлучиться, очевидно, чтобы найти более безопасное пристанище для семьи. Задумчивый взгляд Богоматери словно отвечает на вопрос Иосифа и кажется, что она вот-вот кивнет ему.
Антонис ван Дейк в данном произведении использовал классическое построение композиции, в основе которой лежит крест, и на пересечении этих линий как раз и находится лик Христа.
Цветовые пятна в своей картине художник расположил таким образом, чтобы зритель сначала смотрел на светлое, теплое тело спящего младенца, затем на нежный лик его матери, подчеркнутый блестящими складками ее оранжевой одежды. И только потом привлекает внимание озабоченный мужской образ, находящийся над ними. Крона раскидистого дерева закрывает семейство, создавая своеобразную стену от внешнего мира. Эти люди вынуждены бежать из родного дома, и даже природа готова взять их под свою защиту. Невероятным образом художник сумел передать это высокое и трогательное чувство через созданный им, объединенный образ. Если его сердце переполнено любовью, он способен излить это благостное состояние на холст, применив свой выразительный талант, чтобы показать зрителям божественную красоту. «. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем . ». (1Ин. 4:16).
История создания.
Антонис ван Дейк в юности несколько лет отработал в мастерской одного из самых гениальных живописцев, Петера Пауля Рубенса. Как любой мастер кисти того времени, ван Дейк вынужден был искать заказы и переезжать из одного города в другой и из одной европейской страны в соседнюю.
В 1627 году он покинул Германию, вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении - испанской инфанты, эрцгерцогини и правительницы испанских провинций Нидерландов. За 4 года до этого, должность придворного живописца у принцессы выполнял Рубенс. Но он был отослан инфантой по важному политическому делу, в качестве международного дипломата. Теперь при ее дворе появился Антонис ван Дейк. Но эрцгерцогиня Изабелла в тот момент уже была одинокой вдовой, больше не надевала мирские платья и украшения, а носила только монашеское одеяние францисканского ордена кларисс. Все ее мысли и устремления были обращены к Богу, при этом от своего нового художника она ожидала проявления таланта отнюдь не меньшего, чем демонстрировал гениальный Рубенс. Антонис ван Дейк проникся чуткостью к своей патронессе и для нее выполнил нежный и полный любви образ Богоматери.
Отношение автора к вере.
Ван Дейк без устали молил Бога о помощи в своем профессиональном деле. Только божественное вмешательство в творчество молодого художника, чья душа всегда была открыта, помогло художнику создать произведения такого же гениального мастерства и красоты, как и у его бывшего учителя.
Отношение к Богу Антониса ван Дейка чётко прослеживается и на его картине «Отдых на пути в Египет». Персонажи сюжета вынуждены бежать из родного дома, потому что волхвы предсказали царю Ироду рождение в Вифлееме нового правителя. Иудейский монарх принял решение убить всех детей в возрасте до трех лет. И Мария с сыном, а также Иосиф, фактически находятся в шаге от неминуемой смерти. Однако на их лицах нет ни страха, ни ужаса, ни усталости, ни гордыни от того, что могущественный царь испугался их невинного младенца. Но почему талантливый автор не передал эти, казалось бы, естественные и, в данный момент, нужные человеческие эмоции на лицах своих героев? Потому что Антонис ван Дейк, как истинный христианин, отлично знал, что «. любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. » (1Кор.13:1-8). Поэтому, при взгляде на умиротворенную картину гениального голландского живописца, у зрителей в сердце тоже возникает тепло — огонек нежной божественной любви, которую так стремился передать ван Дейк.
Биография.
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Мальчик был седьмым ребенком из 12 детей и поэтому уже в 10-летнем возрасте, его отправили обучаться ремеслу, только это было художественное творчество. Антонис ван Дейк проучился в мастерской известного живописца Хендрика ван Балена 6 лет, и уже в свои 14 лет получил первый заказ на портретные изображения апостолов Христа.
В 1618 году молодого ван Дейка приняли в Гильдию живописцев Антверпена, и в это же время он начал работать в мастерской Петера Пауля Рубенса. Далее ван Дейк отправился странствовать в поисках новых художественных заказов. Сначала он работал в Англии, при дворе короля Якова I, графа Эрендела и герцога Бекингема. Затем он писал в Италии, в Германии, вернулся в Нидерланды и работал при дворе эрцгерцогини Изабеллы Клары Евгении. В марте 1632 года Антонис ван Дейк переехал в Англию, где стал придворным художником короля Карла I. Монарх был настолько очарован его работами, что произвел живописца в рыцари.
В дальнейшем ван Дейк женился на фрейлине Мери Рутвен и окончательно обосновался в Лондоне. 1 декабря 1641 года жена родила ему дочь, а восемь дней спустя Антонис ван Дейк скончался в возрасте 42 лет. Его торжественно похоронили в Кафедральном соборе святого Павла в Лондоне.
Отдых на пути в Египет - Антонис ван Дейк
Иллюстрируя историю о бегстве Иосифа с Девой Марией и младенцем Христом в Египет, ван Дейк придал своей работе несколько светскую тональность. Праведный Иосиф и Богоматерь с Младенцем размещены в левой части полотна, а в правой на фоне великолепного пейзажа ван Дейк изобразил ангелов путти, развлекающих Иисуса радостными танцам.
Пейзаж, в который художник поместил действие, своей живописностью и растительным богатством напоминает райский сад. Множество аллегорических деталей, присутствующих на полотне, раскрывают для зрителя богословский смысл сюжета. Разноцветный попугай и расцветший подсолнух говорят о Богоизбранности Марии и Ее непорочности. Улетающие куропатки являются символом изгнания всего греховного. Яблоня напоминает о первородном грехе, искупить который пришел в мир Христос. Гранат трактуется как плод целомудрия, а белые розы и лилии повествуют о любви, красоте и радости.
История создания
Картина Антониса ван Дейка «Отдых по пути в Египет» имеет второе название «Мадонна с куропатками» и является одной из двадцати четырех работ художника, хранящихся в Эрмитаже. Эта работа мастера носит выраженный барочный характер, с характерной для эпохи динамичной композицией, пышностью форм и яркостью красок.
Отношение автора к вере
Антонис ван Дейк родился в набожнойкупеческой семье. Мальчик был крещён 23 марта 1599 года. У Антониса было одиннадцать братьев и сестер, которые обучались языкам, истории и теологии. Некоторые из детей продолжили дело отца, но один из братьев стал священником, а несколько сестёр избрали монашеский путь.
Талант Антониса проявился рано, в четырнадцать лет он написал автопортрет, в настоящее время хранящийся в Академии изобразительных искусств в Вене. В лице подростка, изображенного на нём виден ум и по юному дерзкий вызов, говорящий о том, что Антонис осознает ответственность за данный Богом талант: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" /Лк.12,48/.
Своим призванием ван Дейк считал портретную живопись. Интересуясь людьми, их внутренним миром, Антонис умел показать изящность и глубину, героизм и возвышенность личности модели.
По отзывам современников Ван Дейк был набожен и даже вступил во Фландрии в иезуитское «Братство холостяков», однако позже женился на королевской фрейлине Мэри Ратвен.
Биография
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Конинкс. В десятилетнем возрасте он поступил в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.
С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, в которой он вместе с рядом молодых художников создал серию "Головы апостолов". К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств). В 1618—1620 годах ван Дейк написал цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов.
В феврале 1618 года художник был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки. Уже имея собственную мастерскую, мастер начал сотрудничать с Рубенсом, работая с 1618 по 1620 годы в качестве помощника в его мастерской. Рубенс называл девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников».
У Антониса рано проявился талант портретной живописи и создания произведений на религиозные и мифологические сюжеты. Ван Дейк пишет множество полотен на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621) и т. д.
В конце 1620 — начале 1621 года художник некоторое время жил в Италии, в Генуе, где его творчество испытало влияние живописи Тициана. Ван Дейка приглашали для написания портретов при дворе английского короля Якова I в Лондоне. В 1621—1627 годах живописец жил и работал в Германии. В 1627 году он вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 году король посвятил ван Дейка в рыцари, а в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. В Англии в 1639 году ван Дейк женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и особенно английское искусство. Ван Дейк признается лучшим и самым известным из учеников Рубенса, сумевшим соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи и артистизм Рубенса с собственной изящной и тонкой техникой письма. Художник написал более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года в Лондоне и был погребён в Соборе святого Павла в Лондоне.
Отдых на пути в Египет - Сарачени Карло
Евангельский сюжет о бегстве Святого Семейства из Израиля в Египет нередко становился основой для живописных картин мастеров разных эпох и художественных направлений. В начале XVII столетия к нему обратился известный итальянский живописец Карло Сарачени. На его полотне Мария, Иосиф и Младенец Иисус остановились отдохнуть во время вынужденного путешествия из родной земли. Богородица держит на руках Сына, Она оборачивает его чистой, белой тканью, и на её лице можно увидеть следы тревоги и волнения. Как и любая мать, Она осознаёт, что жизнь ребёнка – самое главное для неё.
Возле Марии стоит Иосиф Обручник, крепко сжимая левой рукой поводья у осла. Животное также утомилось и нуждается в небольшой остановке, чтобы набраться сил перед дальней дорогой. Подле Семейства расположились ангелы, посланники Господа, призванные указывать путникам, куда им идти. Их крылья едва заметны в темноте, которая, как покров, окутывает Младенца от гнева Ирода. Один из ангелов наклоняет к себе пальмовую ветвь, чтобы собрать с неё плоды и дать подкрепиться семье Христа. Искусная игра тени и света придаёт картине реалистичность изображения. Карло Сарачени создал замечательную иллюстрацию этой непростой истории, проявив свои незаурядные творческие способности и талант к живописи.
История создания
Произведение «Отдых на пути в Египет» было создано Карло Сарачени в 1606 году. В это время художник уже несколько лет находился в Риме, где активно работал над полотнами. Повествование в Евангелии о спасении Младенца Христа от исполнения указа Ирода истребить всех детей в возрасте до двух лет – это один из первых записанных сюжетов о жизни Спасителя. «Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет» (Мф.2:13-14). Сцена отдыха Святого Семейства, которая изображена на картине, является плодом творческого воображения живописцев. Тем не менее, можно представить, как утомителен был долгий путь Иосифа, Марии и Иисуса из Израиля в Египет. Конечно же, они не раз останавливались на ночлег и просто, чтобы набраться сил.
Примечательно, что, находясь под впечатлением от произведений немецкого мастера А. Эльсхаймера, Сарачени использовал в работе затемнение фона, что позволяло ему выразить трагичность ситуации. Тень усиливает напряжение и передаёт внутреннее беспокойство персонажей. Благодаря этой особенности Карло Сарачени со временем стал одним из представителей тенебризма. «Отдых на пути в Египет» является одним из ярких примеров данного художественного приёма и демонстрирует высокий уровень мастерства.
Отношение автора к вере
Семья будущего знаменитого живописца была традиционно католической. Приобщение к вере позднее нашло свое выражение в творчестве Карло Сарачени. Им написано большое количество произведений, в центре которых фигурируют христианские сюжеты и персонажи. Он использовал не только сцены из канонической Библии, но также и апокрифические произведения. Так, среди его работ наиболее известной считается «Рождество Богоматери». Это поистине шедевр мировой религиозной живописи, который на данный момент занимает достойное место в коллекции Лувра. Картина наполнена мягким, струящимся светом, что демонстрирует трепетное отношение художника к столь сакральному событию.
Духовные произведения Карло Сарачени украшают итальянские монастыри и церкви. Можно отметить, что столь тонкое восприятие и воплощение библейских историй в художественной форме присуще лишь человеку, в сердце которого есть вера и любовь к Творцу.
Биография
Талантливый итальянский художник Карло Сарачени, представитель эпохи раннего барокко, родился в Венеции в 1579 году. Несмотря на то, что основы его художественных способностей формировались под влиянием венецианской школы живописи, расцвет творческой деятельности Сарачени приходится на так называемый римский период. В 1597 году живописец переехал в Вечный город, где в то время жил и работал Микеланджело да Караваджо. Именно он вдохновлял К. Сарачени использовать монументальность фигур и светотени в своих произведениях. Однако в отличие от Караваджо живописец предпочитал более мягкие и плавные переходы между цветами.
В 1607 году Сарачени стал членом римской Академии Сан-Лука. Буквально за короткий период, к 1610 г, его художественный стиль обрёл более зрелые черты, сочетая в себе особенности работ Караваджо и венецианцев. Другой важной фигурой в жизни Карло Сарачени стал А. Эльсхаймер – немецкий художник, проживавший в Риме. У этого мастера он заимствовал тёмные пейзажи как средство выражения драматизма сюжета – этот приём нередко встречается в полотнах К. Сарачени. В 1620 году живописец принял решение вернуться на родину в Венецию, где и скончался в том же году, 16 июня. Он оставил после себя немало прекрасных произведений, которые теперь хранятся не только на территории Италии, но и в других странах.
«Отдых на пути в Египет», Микеланджело Караваджо — описание картины
Произведение переносит зрителя в период библейской истории, когда, испуганные зверствами царя Ирода, Иосиф вместе с женой Марией уносят новорожденного сына Иисуса в Египет, тем самым спасая младенца от неминуемой смерти.
Картина не носит религиозного оттенка – и Иисус, и Мария представлены не в образе святых. Зритель видит лишь заботливую мать, с любовью прижавшую к груди спящего сына.
Рассматривая композиционный состав сюжета, можно легко разделить его на две части – где изображены спящие мать и дитя, и где сидит Иосиф. В центре картины, как бы разделяя ее, стоит ангел, исполняющий музыкальную композицию на скрипке. Ангел словно убаюкивает спящих, его фигура – символ мира и покоя, на фоне ужаса и хаоса, от которого сбежала семья.
Правая часть полотна отличительна яркими красками: небесный цвет на заднем фоне, трава и цветы у ног спящей Марии. И сам образ матери и ребенка передает чувство любви, нежности.
Левая часть картины поглощена более мрачными цветами. Иосиф сидит под увядающим древом, ноги его накрыты от холода покрывалом, однако все же видно, что оба путника босы. Возможно, это последствие поспешного бегства. Менее заметна фигура осла, с которым совершается путешествие – его глаза внимательно смотрят на ангела, словно исполняемая композиция заворожила и его.
По сей день, картина вызывает много вопросов. Полотно предоставляет зрителю возможность увидеть религиозные события в реалистичном свете, где вознесенные к лику святых – обычные путники, где Мадонна – это, в первую очередь, женщина и любящая мать, Иосиф – заботливый отец, хранящий сон семьи, а Иисус – это младенец, больше всего нуждающийся в материнской ласке и заботе.
Единственный момент, идеализирующий картину – это ангел. Его изображение, доселе не встречавшееся в данном сюжете, выступает в роли хранителя семейных ценностей, которые лежат в основе сюжета.
Отдых на пути в Египет, Герард Давид
Герард Давид — последний из видных живописцев XV в., работавших в Брюгге. Почти все его отличающиеся тонким анализом произведения - религиозного содержания. Хотя художник и не забывает образцов своих знаменитых предшественников, ему свойственен, однако, отказ от несущественных деталей и изобразительных излишеств.
Главная сцена картины, вариантов которой существует по меньшей мере два, целиком сцентрирована на фигуре Мадонны, кормящей Иисуса, помешенной с исключительной естественностью в пейзаж. На втором плане изображена традиционная сцена бегства Святого семейства. Художник, не выказывающий любви к деталям, склонен отображать существо чистых форм, лишенных какой-либо стилистической зависимости, что придает композиции в целом дух спокойствия и сосредоточенности: произведение превращается в объект поклонения, предназначенный для религиозного созерцания. Подобная мистическая атмосфера возникает и благодаря колористической гамме, игре зеленых и синих тонов, сообщающих картине торжественное достоинство. Пейзаж фона, простирающийся до горизонта, решен в тонких оттенках голубого и зеленого и, быть может, предвосхищает пейзажную живопись Патинира.
Полдень (Отдых на пути в Египет), Клод Лоррен, 1661
Неслучайно художник избрал святой библейский сюжет для своего возвышенно-прекрасного пейзажа. Да и где ещё верующий католик мог разместить для отдыха Святое семейство – Деву Марию, младенца Иисуса, обручника Иосифа и сопутствующего им Ангела? Идеалистическая картина повествования с мирно пасущимся стадом, величественными деревьями, изящными мостами и завораживающими дальними планами всего лишь дополняет происходящее - временное пристанище самого Бога, маленького Иисуса.
Он играет на коленях у своей матери Марии, перед ним коленопреклоненный Ангел, чуть далее - умилённый старец Иосиф. Мальчик – пастушок, смутившись, поспешно удаляется - кто знает, может быть для того, чтобы рассказать людям о своей чудесной встрече?
Невероятно лёгкий и тёплый, нежно-золотистый свет пронизывает всё пространство картины, объединяет передний, средний и задний планы. Лоррен изобразил свой «Полдень» необычайно свежим, как майское утро, почти «райским» и умиротворённым.
Читайте также: