Отдых на пленэре что это
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.
Характерным в рисовании на пленэре, является освещение, совершенно иное, чем в закрытом помещении.
Пленер появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.
Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление).
Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.
Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленерной живописи.
В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленерной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
Осенний пленэр
Речь пойдет не о теплой и погожей осени, а о периоде, когда уже достаточно холодно, ночью регулярно бывает минус, начались ветра и туманы - а время самое красивое. Я стараюсь выходить на природу вплоть до первого снега, пока хватает сил и здоровья. Так вот, с чем приходится бороться и как себе можно помочь?
Если идти на пленэр, одежду надо подбирать с учетом того, что придется долго сидеть на одном месте. Если нужно будет далеко идти по сложному маршруту, теплую одежду лучше не надеть сразу, а взять с собой. Плохая идея перегреться и пропотеть по дороге, а потом сесть рисовать и простыть. Если чувствуете, что дорога дается вам тяжело, и вы слишком сильно потеете, надо остановиться и немного отдохнуть, а потом идти дальше. Особенно это важно в северных горах.
Наученная горьким опытом, я складываю в рюкзак шапку, перчатки, дополнительный свитер, шарф и дополнительные носки, и натягиваю на себя все это, уже поднявшись на вершину. Еще стоит во время работы над этюдом постоянно вставать на ноги и разминаться: прыгать, приседать, размахивать руками. За час-два сидения над рисунком можно сильно замерзнуть даже при вполне терпимой температуре.
Многие берут с собой фляжку с алкоголем, чтобы согреться. Имхо, лучше уж термос с чаем. Вообще, если нужно уйти на природу далеко и надолго, сначала стоит хорошо поесть. И взять с собой не только термос с чаем, но и шоколад, баранки-печенье, яйца и т.п. А еще на холоде работа, сделанная водорастворимыми красками, покрывается инеем, и вода замерзает. У нас на выезде в горы такое случилось, а ведь минус был еще совсем небольшой.
2. Туман
Забавно, что вы можете не заметить туман, даже если сидите внутри. Чем это плохо? Тем, что в тумане холодно и влажно. Мало того, что замерзаешь незаметно, но быстро, так еще и водорастворимые краски перестают сохнуть, и бумага мокнет. А иногда на поверхности красочного слоя появляется такая характерная фактура, капельки. Я поняла, что надо почаще поднимать голову и смотреть вдаль, особенно если выбрано место у воды. Если появился туман, надо собираться и уходить, здоровье дороже. А лучше вообще не садиться близко к воде.
3. Сырость
Вечная проблема для тех, кто работает с бумагой и водорастворимыми материалами. Сырость и холод сильнее у земли, и поэтому прямо на ней лучше не сидеть - ни на коленках, ни на подстилке. Стоит таскать стульчик, и папки с бумагой стараться разместить повыше: не класть рядом на траву, а подвешивать на ветку, и т.д. Чем дальше от земли будут ваши вещи, бумаги и задница - тем лучше. И еще, нужно стараться во что бы то ни стало сохранить ноги сухими и теплыми. Мне в этом деле помогает набор специальных спортивных носков, рассчитанных на холодную погоду, и пищевая пленка.
4. Ветер
На случай дождя и пронизывающего ветра я таскаю с собой дождевик, который выглядит как большущее пончо с капюшоном. И при выборе места для рисования стараюсь спрятаться за камнями, за холмом или за деревьями. Во-первых, так работу ветром не унесет, а во-вторых, меня не продует. Еще на случай сильного ветра удобно носить с собой зажимы или планшет с зажимом. Но это вроде бы все и так делают.
5. Темнота
Осенью рано темнеет. Если планируется большое путешествие, то стоит взять с собой фонарик. В горах часто бывает так: наверху кажется, что еще достаточно светло, а когда начинаешь спускаться, понимаешь, что света недостаточно и дорогу не видно. И в лесу бывает: на поляне света хватает, а в чаще уже сумрачно. Чтобы разгрузить руки, можно взять налобный фонарик вместо обычного. И лучше не ходить в темноте по местности, которую не знаете.
Все эти рекомендации подходят и для весеннего пленэра.
Союз «ПленэриЯ»: образ жизни творческих людей
Что такое пленэр? Это живопись на открытом воздухе, который даёт почувствовать в картине все нюансы изменений цвета.
Под воздействием солнечного света и окружающей атмосферы художественные творения наполняются волшебными образами, совершенно незаметными в помещении.
Впервые пленэр как форма работы художников появился в Англии в начале XIX века, затем полюбился французским импрессионистам и был очень популярен у русских художников конца XIX — начала XX века. Всем любителям живописи знакомы замечательные работы Валентина Серова, выполненные в поместье «Домотканово» у его друга Владимира Дервиза.
Итак, пленэризм очень быстро стал основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобрели самостоятельное значение. А импрессионисты подняли этюд, выполненный на пленэре, до уровня полноценных самостоятельных картин.
Марина Зубкова. Мостик на Академичке.
Всеволод Романков. Речка Добрая.
В 2013 году возникла замечательная организация — сообщество художников-педагогов и других творческих людей ПленэриЯ (Пленэр и я). Преподаватели изобразительного искусства ведут занятия в школах (общеобразовательных и художественных). В каникулы и праздничные дни они выезжают с детьми и просто своей группой на пленэры в самые разные красивые и всегда любимые художниками разных поколений места. Это, прежде всего, Переславль-Залесский, Мышкин, Ростов-Великий, академическая дача Репина в Тверской области.
Ирина Голубева. Храмы Переславля-Залесского.
Марина Зубкова. Озеро Мстино.
Лариса Лазаренко. Осенний вечер. Переславль.
Да, собственно, можно брать любой город, расположенный на Золотом кольце, или просто старый уголок любого города —Каширы, Калуги, Торжка.
Лариса Лазаренко. Зимний день. Торжок.
Особенно много сохранилось интересной старины в Муроме, к тому же, не слишком испорченной агрессивным вмешательством ретивых преобразователей.
Всеволод Романков. Муром. Вечер у Оки.
Всеволод Романков. Муром. Набережная.
Всеволод Романков. Муром, монастырь.
Ирина Голубева. Улицы Мурома.
Ирина Голубева. Площадь в Муроме.
Во всех этих городах, расположенных на Волге, Оке или больших озёрах — Плещеево или Неро, всегда найдётся много новых уголков, где ещё не ступала нога художника с мольбертом, торопящегося запечатлеть тот или иной вид. Малейшие изменения в освещении, чуть-чуть другой ракурс, и вот получается совершенно новое художественное произведение.
Всеволод Романков. Гроза в городе.
А теперь из средней полосы России переберёмся в Крым. И сразу на картинах, написанных на крымских пленэрах, появляется совершенно другой воздух, более прозрачный и насыщенный тёплыми лучами солнца! И вода уже не такая тёмная и тяжёлая, как в северных озёрах, а нежная и искрящаяся.
Лариса Лазаренко. Розовый закат. Коктебель.
Марина Зубкова. Облака над Карадагом.
Но этим неугомонным людям мало такой сказочной русской красоты или крымских пейзажей! Хотя бы раз в году они выезжают на пленэры в Европу. Это уже совсем другая тема, другой свет и воздух. Предстоящим летом планируется исключительно интересный маршрут по заповедным уголкам старой Европы. К осени ждите захватывающий рассказ об этой поездке!
Итак, чем же занимается ПленэриЯ? Про занятия с учащимися мы уже знаем. Но такие творческие люди как художники, не могут просто наблюдать со стороны, а активно создают на пленэрах свои собственные картины. За день они успевают написать 2-4 сюжета каждый. А потом показывают их на выставках всем желающим.
Последняя выставка проходила в Центральном доме художника на Крымском валу в Москве в апреле - мае.
Художницы на фоне своих творений.
Долгими зимними вечерами, когда как-то не до пленэров, проводятся встречи художников и всех желающих. Многие приводят своих детей, а часто бывает наоборот, дети, которые учатся в художественных школах, приводят на мастер-классы своих родителей! И все они активно учатся рисовать и творить!
Поскольку эти занятия проводятся по средам, их метко назвали «посредушками». Собственно, это мастер-классы, посвящённые самым разным темам. Ведь «ПленэриЯ» объединяет не только художников, точнее, многие художники обладают весьма разнообразными дополнительными навыками, которые применяют на проводимых ими занятиях.
Это и дополнительные уроки акварели, декупаж, декоративное оформление шкатулок и панно, работа с текстурной пастой, создание украшений из кожи и натуральных камней, роспись круглого стекла. Так проходит взаимное обучение людей, для которых саморазвитие стало одной из главных составляющих их жизни.
А, вообще, Пленэрия — это союз единомышленников, людей находящихся на одной творческой волне. Пленэрия — это образ жизни.
Как сказал А.П.Чехов, «Кто испытал наслаждение творчеством — для того всех остальных наслаждений не существует.»
Экстремальный пленэр
А теперь прохладные истории про пленэры в суровых погодных условиях.
Полярный Урал
Самый экстремальный пленэр у меня был на Полярном Урале, в августе 2014 года, в плюс три. Я там была с Юлей Тар и Юлей Созиновой. В один прекрасный день мы доехали до станции Собь на поезде, а там забрались на горку и сели рисовать. Приехали утром, на воздухе нам предстояло провести примерно семь часов. Поначалу было не так уж холодно, даже солнце иногда выглядывало, но скоро горку накрыла туча.
Поначалу я не сообразила, почему так мокро и холодно. Видимость почти не изменилась, долина была открыта, только небо над горами заволокло и на этюде появились крапинки, как от дождя. А Тар посмотрела на соседнюю гору, и говорит: народ, мы в облаке. Когда спустились пониже и развели костер за грядой высоченных камней, уже вовсю моросило. Но деваться было некуда. Мы напились чаю с шоколадом, погрели свиные языки с хлебом и стали работать дальше. Так сидели долго, промокли и окончательно замерзли.
В поезд наша команда еле влезла, все были полупростывшие и сонные. В Лабытнанги поезд пришел около двенадцати. Очень долго паром не мог отойти от пристани; ночи уже были темные, к тому же разошелся дождь и поднялся ветер. То еще было приключение, на самом деле.
Изборск
Примерно так же холодно было на маленьком пленэре в Изборске. Если честно, мы с Тар ехали туда погулять, посмотреть крепость. Был конец зимы 2014, за Псковом снег еще и не думал таять. Какой тут может быть пленэр?
Но совершенно случайно мы обнаружили там чудесное место: Словенские ключи. "Легенду об Аанге" все видели? Помните священный источник на Северном полюсе? Тут почти один в один: везде снег, деревья черные, тропинка покрыта льдом. А из земли бьет источник, живая вода стекает в озеро ручьем, вокруг ручья зеленая трава. На озере проталина, и в ней живут лебеди.
Хорошо хоть Тар взяла бумагу и материалы, и мы сели работать. Чуть не отморозили ноги. Тут пригодилась наша привычка ограничивать время выполнения этюдов. А еще помогло то, что рядом с ключами и крепостью был трактир. Чай, блины, теплая батарея и запас сухой одежды спасли нас от простуды. Правда, сейчас я понимаю, что нам сразу нужно было одеваться потеплее и брать все инструменты для рисования. А то "мы только погулять, авось не замерзнем". Конечно, конечно.
Петрозаводск и Кивач
В Петрозаводск и на Кивач я поехала в марте, и тогда было много транспортных проблем. Если до того же Изборска мы добрались легко и приятно, то с водопадом Кивач все оказалось сложнее. Сначала ехали до Кондопоги, а там ловили такси, и такси везло нас сначала по шоссе, потом по лесной дороге. И привезло в заповедник, где на зиму закрыто было все, кроме музея. Никакого тебе кафе, никакого чая. Снега полно, конечно. Сушили носки на батарее в музейном зале.
А вот рисунки из заповедника недалеко от Петрозаводска:
Какой полезный опыт я извлекла из всех этих путешествий? Если приключения и пленэр намечаются осенью или зимой, нужно надеть термобелье, с собой взять носки в большом количестве, термос с чаем и хорошую аптечку. Этюдник брать не обязательно, можно обойтись папкой; даже краски не обязательно, зимой можно с тушью и линерами на день выехать, это тоже здорово. Обязательны только носки и термос.
В теплое время года выезжать на пленэр немного легче, но там свой набор: мне кажутся обязательными шляпа с широкими полями или навес от солнца, средства от насекомых, и тот же термос с чаем. Потому что чай это всегда прекрасно. *_*
Пленэр красивое слово, а есть ли в нем смысл?
Пришла идея рассказать о пленэре.
Не все учились живописи профессионально, у кого-то не было возможности брать уроки у настоящих художников и многие начинающие не знают что такое пленэр и для чего он нужен?
Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства окружающего мира. Пленэр появился в начале 20 века в Англии благдаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.
Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление). Именно импрессионисты подняли этюд, выполненный на пленэре, до уровня полноценных самостоятельных картин.
Когда мы только с мужем стали учиться живописи, наш преподователь, посоветовала ходить на пленэры.
Так для чего же все таки нужна натура и выход на пленэр? Ведь можно просто взять любую картинку из сети интернет или красочную фотографию и написать картину. Наш преподаватель говорит: - "Натура лучший учитель!". Когда ты пишешь на пленэре - очищается взгляд, больше начинаешь различать цветов и оттенков. Это своего рода тренировка для глаз.
Работы, выполненные на пленэре называются этюдами.
Этю́д (фр. étude): Этюд - в изобразительном искусстве - подготовительный набросок для будущего произведения. Этюды - это также материал для более серьезных картин.
На пленэре можно ставить разные задачи: колористические, изучение свето-тени и воздушной перспективы. Для работ, выполненных на пленэре, достаточен небольшой формат. Такой небольшой размер работы нужен для того, чтобы максимально быстро ухватить состояние природы и объектов. Холст или грунтованный картон для работы на пленэре можно изготовить самостоятельно.
Работа на пленэре дает эмоциональный заряд. Даже спустя много лет, когда смотришь работы, точно вспоминаешь где и когда они были написаны и что ты при этом ощущал.
Когда мы писали серию работ "Закаты и Рассветы", время на работу уходило не более 30 минут, так как солнце садится бысро, а небо и окружение постоянно меняются.
У нас в семье правило, куда бы мы не отправились (прогулки на велосипедах, походы пешком), всегда берем с собой краски. Как здорово весной выбраться в лес, взять с собой "что-нибудь перекусить" и написать этюд.
Когда работаешь на пленэре, такое ощущение, что все вокруг тебя перестает существовать, есть только ты и объект замысла.
Так что ходите на пленэры - это не только обогатит Вас с профессиональной стороны, но и подарит Вам вдохновение для творчества.
Зачем художник ходит на пленэр?
Всем привет! В статье хочу рассказать о своем видении того, зачем художнику необходимо ходить на пленэр , что это в сущности такое и как он влияет на живописные способности художника. А также рассказать о своем опыте пленэра. Дочитывай до конца, ниже я покажу результаты своей работы на пленэре.
На пленэре.
На пленэре.
- Что такое пленэр? Термин пленэр от французского Plein air — «на открытом воздухе», подразумевает живопись не в мастерской, а на открытом воздухе с естественным освещением. Пленэр появился в 19 веке в Англии и позже получил популярность у французских импрессионистов.
- Как пленэр влияет на живописные способности художника? Пленэр развивает способность художника лучше видеть и чувствовать малейшие нюансы и оттенки цвета. Так как живописность - это важнейшее качество работы художника.
- Итак, зачем же художнику ходить на пленэр? По моему мнению художник должен писать с натуры, на пленэре так часто как это только возможно. Так как только когда мы выходим на природу, видим цвет и свет, окружающее пространство, чувствуем образ природы и состояние, мы учимся передавать это на холсте. Работа только с фотографии в студии не дает развиваться живописным способностям, так как не учит художника правильно чувствовать цвет. К тому же это еще и очень приятно заниматься живописью на природе! Кстати, о своем опыте живописи по фотографии я писал в предыдущей статье .
- Мой опыт пленэра . Я начал активно ходить на пленэр около года назад, и за это время написал несколько десятков этюдов. И надо сказать это очень помогает учиться чувствовать цветовые оттенки, развивать живописность. Вообще стараюсь ходить на пленэр ближе к вечеру, чтобы написать солнечный закат или вечернее настроение.
Картина, написанная на пленэре "Закат на озере" 20х40см, Холст, масло
Работа на пленэре: 8 необходимых рекомендаций!
Ignacio de Leon y Escosura. El patio del artista 1875
1. Выбор места расположения
Располагайтесь в тенёчке! Это обязательное условие.
Работа, написанная на ярком солнце, в помещении будет выглядеть тёмной. А вы, работая на солнце, испортите своё зрение.
2. Необходимость головного убора
Кроме того, даже в тени, одевайте широкополую шляпу или кепку с козырьком. Это сфокусирует вас на пейзаже, даст видеть его отчетливее.
Подробнее о выборе места и чистоте живописи пленэрного этюда:
3. Этюдник
Для работы на пленэре художник использует специальный этюдник. Но его отсутствие — не повод отказывать себе в удовольствии писать пейзажи.
Всегда можно удобно расположиться, имея низкий складной стульчик и планшетик. Краски при этом кладутся на землю, планшет — на колени, а палитру — в нерабочую руку. Всё получается!
4. Скорость работы
Пишите быстро. Иначе глаз быстро привыкает, «замыливается» и не видит нюансов.
Широкими мазками проложите основные цветовые отношения: небо-земля (вода), кроны деревьев дальнего и переднего плана (свет и тень). Это нужно сделать в первые 15 минут работы.
Иногда уже на этом можно остановиться, для этюда больше и не надо, остальное можно дописать дома.
5. Перерывы в рисовании
Если работаете больше часа — делайте перерыв, чтобы отвлечься, дать глазу отдохнуть и увидеть всё опять свежим взглядом.
6. Формат работ
И потом, как говорил И. Левитан: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало».
Летний пейзаж: ВИДЕО этюд с пленэра
John Singer Sargent. Claude Monet Painting by the Edge of a Wood, 1885
7. Постоянно сравнивайте
В процессе работы постоянно сравнивайте разные участки этюда по тону и цвету.
Чтобы хорошо видеть тональные отношения иногда смотрите на натуру расфокусированным взглядом — так детали исчезают, и тон объектов виден лучше.
8. Детальность этюда
В завершении этюда пропишите первый план более детально. Это придаст пейзажу глубину, а картине — законченность.
Сделайте репост статьи в лентах своих соцсетей! Мне приятно, когда мой труд не напрасен:)
Что такое пленэр и чем рисовать на природе
Художники, как и люди других профессий, используют свою терминологию. Новичкам не всегда понятно, о чем речь. Сегодня поговорим о пленэре.
Что такое пленэр?
Такое необычное, непохожее на русское слово, часто пишут неверно. Пленэр или пленер - давайте разберемся.
Пленэр - это живописное отображение натуры при естественном освещении, изображение особенностей света, богатства красок предметов на природе в естественной среде. Слово это французского происхождения, от en plein air — «на открытом воздухе», поэтому часто и возникает вопрос правописания.
Изначально пленэры подразумевали только живописную технику, однако эти ограничения давно сдвинуты. Теперь пленэром считается рисование на природе в любой технике, будь то краски, простой карандаш, маркеры, пастель или любой другой материал и даже графический планшет!
С развитием технологий, слово "пленэр" перешло и в профессиональный лексикон фотографов. Они тоже выходят на пленэр в поисках живописных кадров.
Цель пленэра - максимально отобразить красочность природы, воздушность и освещенность, запечатлеть момент, то движение, непостоянство пейзажа.
Конечно, краски дают больше возможностей для передачи палитры, но и простым карандашом можно отразить настроение, движение и освещение в определенный момент времени, правда это будет сложнее.
Новичкам рекомендуют брать на пленэр масляные краски и все необходимое для работы с ними. Масляная живопись считается наиболее простой, потому что краски позволяют перекрывать один слой другим, даже темный светлым. Красочный слой очень плотный, насыщенный, можно добавить текстуру, накладывая мазки пастозно. Художники очень любят этот материал на пленэрах.
Но и акварельные краски сейчас пользуются огромной популярностью. Ими легко передать прозрачность, воздушность, а так же придать живость работе различными подтеками и вливаниями красок. К тому же, акварель быстро сохнет и в конце занятия будет уже абсолютно готовая работа.
Так же популярны для быстрых зарисовок на открытом воздухе спиртовые маркеры. Для них не нужно брать с собой кисти, воду, резервуар для воды и прочие многочисленные принадлежности. Маркеры позволяют провести пленэр "налегке".
Простой карандаш, гелевая ручка, линер - тоже подойдут, но работа будет больше напоминать скетч или этюд.
А вот пастелью можно выполнить вполне законченное произведение.
Выбирать инструмент только вам, главное - процесс! Пленэр обычно очень вдохновляет и в результате получаются "живые" и красивые работы.
Пленэр - яркое и восхитительное искусство живописи на природе.
Пленэр ( франц . plein air , буквально - открытый воздух, ударение на - Э -), термин , обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета , обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы . В отличие от традиционной студийной живописи, пленэр позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство окружающих красок и малейших изменений цвета натуры.
Пленэр. Фредерик Эдвин Черч. Сердце Анд. 1859 Пленэр. Фредерик Эдвин Черч. Сердце Анд. 1859Пленэр подразумевает наличие у живописца ограниченного количества времени для написания произведения. Художник не продолжает трудиться над картиной в мастерской после возвращения с натуры, чтобы внести какие-либо корректировки. В противном случае произведение получится качественно иным, так как будет безвозвратно утрачена активная роль света и воздуха в ходе работы над ним. Изначально пленэры подразумевали только живописную технику, однако эти ограничения давно сдвинуты. Теперь пленэром считается рисование на природе в любой технике, будь то краски, простой карандаш, маркеры, пастель или любой другой материал и даже графический планшет!
Особенности пленэра
Пленэр — достаточно сложная в исполнении техника для начинающих живописцев. При написании картины на открытом воздухе постоянно меняется окружающая световоздушная среда, появляются и исчезают всевозможные цветовые оттенки. Особенно заметным это становится в солнечную погоду при переменной облачности. С развитием технологий, слово "пленэр" перешло и в профессиональный лексикон фотографов . Они тоже выходят на пленэр в поисках живописных кадров.
Художник может писать картины на пленэре различными видами красок: масляными, акварельными или акриловыми. Но для того, чтобы идеально передать все богатство натуры при естественном освещении, ему приходится учитывать многие нюансы, в том числе время суток и сезон года.
Пленэр. Джон Сингер Сарджент. Клод Моне, рисующий на опушке леса. 1885 Пленэр. Джон Сингер Сарджент. Клод Моне, рисующий на опушке леса. 1885Скромные размеры большинства пленэрных картин легко можно объяснить особенностями работы над ними. Художнику приходится не только нести с собой все необходимые материалы для творчества, но и часто забираться в поисках эффектной натуры в труднодоступные места.
Пленэр. Теодор Руссо. Вид в окрестностях Гранвиля. 1833 Пленэр. Теодор Руссо. Вид в окрестностях Гранвиля. 1833История пленэра
История пленэра насчитывает чуть более 200 лет, но его истоки уходят корнями еще в начало эпохи Раннего Возрождения — в первую половину XV века. Именно в то время в европейском изобразительном искусстве сформировался пейзажный жанр.
Пленэр. Ричард Паркс Бонингтон. Пейзаж близ Кильебофа. 1825 Пленэр. Ричард Паркс Бонингтон. Пейзаж близ Кильебофа. 1825Для создания красочных и реалистичных картин на тему окружающей природы художникам приходилось выезжать далеко за пределы своего дома. На натуре живописцы чаще всего делали только наброски или этюды с изображением основной композиции будущей картины.
Пленэр. Камиль Коро. Лес Фонтебло. 1846 Пленэр. Камиль Коро. Лес Фонтебло. 1846По возвращении домой художник продолжал работу над произведением уже в условиях мастерской. Здесь он по памяти и на основе ранее созданных набросков в течение длительного времени писал картину. Такая традиция просуществовала около 300 лет, до появления романтизма в европейской живописи.
Пленэр. Жюль Дюпре. Лужа под дубом. 1850 Пленэр. Жюль Дюпре. Лужа под дубом. 1850Настоящая пленэрная живопись возникла в Англии в начале XIX века. Ее родоначальниками принято считать двух выдающихся британских художников: Джона Констебля (John Constable) и Ричарда Паркса Бонингтона (Richard Parkes Bonington). Они осмелились пойти против устоявшихся традиций и решились от начала до конца писать картины на открытом воздухе. 1815 годом датировано первое полноценное пленэрное произведение Констебля — "Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд".
Пленэр. Джон Констебль. Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд. 1815 Пленэр. Джон Констебль. Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд. 1815Новаторские работы художников были прохладно восприняты в Англии, но на парижском Салоне 1824 года возымели громкий успех. Во Франции пленэр обрел большое количество почитателей. Одним из первых заинтересовался новой техникой Камиль Коро (Camille Corot), а позже — многие представители знаменитой Барбизонской школы :
- Теодор Руссо (Théodore Rousseau)
- Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet)
- Жюль Дюпре (Jules Dupré).
В 1840-х годах бурному развитию интереса к пленэру также способствовало знаменательное изобретение в сфере художественных материалов. Началось промышленное производство красок в тюбиках, что позволило художникам писать картины на природе в более комфортных условиях.
Пленэр. Жан-Франсуа Милле. Весна. 1873 Пленэр. Жан-Франсуа Милле. Весна. 1873В начале 1860-х гг. в Италии сформировалась группа художников под названием «Маккьяйоли», в которую входили Телемако Синьорини (Telemaco Signorini), Джованни Фаттори (Giovanni Fattori), Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati) и другие живописцы. Их объединяло не только страстное желание борьбы с академизмом в итальянском искусстве, но и любовь к работе на пленэре.
Пленэр. Альфред Сислей. Баржи в Бийанкуре. 1877 Пленэр. Альфред Сислей. Баржи в Бийанкуре. 1877Огромный вклад в популяризацию пленэрной живописи внес Клод Моне (Claude Monet) . Моне вступает на пленэре в соревнование с природой . Он создаёт серию « Тополя » на берегу реки Эпт , работая одновременно на нескольких мольбертах , стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения , непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды .
Пленэр. Моне Клод Оскар. Под тополями в солнечный день. 1887 Пленэр. Моне Клод Оскар. Под тополями в солнечный день. 1887А впоследствии эту технику начали активно использовать и другие импрессионисты:
- Огюст Ренуар (Auguste Renoir);
- Камиль Писарро (Camille Pissarro);
- Альфред Сислей (Alfred Sisley);
- Фредерик Базиль (Jean Frédéric Bazille).
К концу XIX века во многих западных странах появились арт-сообщества, которые объединили активных сторонников пленэра. Большинство из них работали в пейзажном жанре и тяготели к импрессионистскому стилю . Примерами таких объединений могут послужить:
- Хаймхаузенская и Ворпсведская колонии художников в Германии;
- Ньюлинская школа в Англии;
- Школа реки Гудзон в США.
В среде русских художников также было множество приверженцев пленэрной живописи, в том числе выдающиеся мастера:
- Исаак Левитан;
- Василий Поленов;
- Константин Коровин;
- Игорь Грабарь;
- Валентин Серов.
На протяжении всего XX века пленэр не утратил своей популярности. Эту технику часто использовали в своем творчестве художники самых разных направлений живописи. Ее активным сторонником считается и один из величайших современных мастеров — Дэвид Хокни (David Hockney).
Пленэр. Франческо Филиппини. Венецианская лагуна. 1892 Пленэр. Франческо Филиппини. Венецианская лагуна. 1892В художественных школах всего мира и в XXI веке продолжают обучать детей искусству написания картин на открытом воздухе. Несмотря на появление новых стилей и направлений, у пленэра не только интересное прошлое, но и прекрасное будущее.
Пленэр. Камиль Писарро. Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно. 1897 Пленэр. Камиль Писарро. Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно. 1897Известные художники-пленэристы
Среди множества известных художников-пленэристов сложно выбрать самых лучших. И все же, отдельного упоминания заслуживают такие мастера:
Пленэр. Дэвид Хокни. Приход весны в Уолдгейт, Восточный Йоркшир. 2011 Пленэр. Дэвид Хокни. Приход весны в Уолдгейт, Восточный Йоркшир. 2011С конца 19 века и до наших дней работа пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев . Многие художники - пейзажисты по - прежнему создают свои произведения на пленэре . Новичкам рекомендуют брать на пленэр масляные краски и все необходимое для работы с ними. Масляная живопись считается наиболее простой, потому что краски позволяют перекрывать один слой другим, даже темный светлым.
Мой набор материалов для пленэра
На этой фотографии есть набор для живописи и набор для графики.
Набор для живописи:
- Гуашевые краски "Луч", набор "Классика". Почему именно эти краски? Потому что они дешевые, неплохого качества, и в стандартном наборе всего две лишних краски. А еще я не боюсь, что гуашь высохнет или заплесневеет: набор закончится намного раньше. К сожалению, "экономичные" большие банки гуаши я регулярно порчу, не использовав даже на половину. Да, я выкинула из набора черную и зеленую и заменила их рубиновой и еще одной голубой. На пленэре голубой нужнее зеленого, честное слово.
- Мастихины. Купила на первом курсе первого института, то есть этим мастихинам уже больше двенадцати лет. Производителя установить уже невозможно, вроде бы они были итальянские.
- Кисти. Набор очень разнообразный и по стоимости, и по качеству. Самая лучшая кисть здесь: большая колонковая с синей полоской на ручке, десятка Roubloff. Она у меня десять лет, и все еще в строю. Куплена на распродаже у одного пожилого художника. Соседний флейц - ровесник мастихинов. Завела его для акварельной живописи на первом курсе. Остальные кисти младше, все синтитетические, и пока не заслужили отдельного упоминания.
- Запасная баночка белил. Здесь лежат цинковые, но лучше бы это были титановые.
- Бутылка с водой. Маленькая, для гуаши не нужно много воды.
- Емкость для воды.
- Тряпки. Нужны, чтобы вытирать руки и кисти.
- Бумага. Для графики и для живописи в данном случае я использую обычный чертежный гознак.
Набор для графики:
- Тушь. Производитель Kooh-I-Noor, и это моя любимая черная тушь по соотношению "цена/качество". Плюс эта тушь не размывается водой.
- Немного акварели в кюветах. По пигментам не так важно, в основном у меня всегда какие-нибудь красные, синие и желтые. Земли в моем наборе почти не встречаются, пока с этими пигментами не сложилось. Акварель "Белые ночи".
- Карандаш и ластик. Для живописи я не делаю рисунок, но в графике без рисунка обычно обойтись сложно. Если это не наброски, конечно.
- Нож Morn Sun. Долгожитель, ему семь лет.
- Линеры Edding, Stabilo, Sakura, часто еще Staedtler.
- Белый маркер Edding. Потому что иногда он действительно нужен.
- Острое перо, самое обычное, на пластмассовой ручке Kooh-I-Noor.
- Гелевые ручки, много. Штуки три-четыре точно. Потому что никогда не знаешь, когда тебе захочется порисовать в технике нейтральной моделировки.
- Кисточки. Единичка и шестерка, обе синтетические.
Вот и все. В общей сложности не такой уж дорогой и очень легкий набор. Ещё пользуюсь брашпенами Pentel, но это факультативно, они всё-таки дорогие.
Пленэр: большая статья
Понемногу приближается время учебных пленэров. Поэтому я решила собрать в одной статье информацию для тех, кто хотел бы работать на пленэре радостно и эффективно. Сначала будет набор советов, потом — истории об осеннем и об экстремальном пленэре, советы насчет тайм-менеджмента, мой бюджетный набор инструментов и материалов и т.д.
Общие рекомендации
- Если вы начинаете ходить на пленэр, и у вас не очень много опыта, выбирайте время и сезон работы осторожно. Самая сложная и коварная натура - летняя зелень в солнечный полдень. Работать на рассвете или на закате легче, свет становится отчетливо цветным. Осень или ранняя весна больше подойдут для первых выходов на пленэр, потому что в этот сезон вы не разовьете вредную привычку красить все чистым зеленым пигментом.
- Цвет - контекстное явление. Постарайтесь не рисовать траву зеленой, потому что вы знаете, что она зеленая. Присмотритесь, какого она цвета на самом деле в вашем освещении? Синяя? Лиловая? Оранжевая? Алая? Забудьте, что это трава, воспринимайте пейзаж как набор пятен.
- Ограничивайте набор красок, которые используйте. В начале совсем уберите из набора зеленые, особенно если идете на пленэр летом. Еще я бы с большой осторожностью применяла другие дополнительные цвета и все черные. Набора из синей, красной, желтой красок и белил для начала достаточно.
- Работая на пленэре, старайтесь занять место в тени, чтобы яркий солнечный цвет не повлиял на вашу способность видеть и передавать цвета и контрасты. Едете в горы или поля - берите тент, зонтик или шляпу, или хотя бы садитесь спиной к солнцу.
- Если едете далеко или идете в поход, постарайтесь облегчить свою ношу. Не обязательно нести с собой всю бутылку разбавителя, его можно перелить в маленькую баночку от закончившейся гуаши. Вот эта стеклянная банка туши точно удобна? Может, найдем для туши пластиковую тару? И так далее.
- Если вы не видите настоятельной необходимости в покупке этюдника, не покупайте его. Это не та вещь, которая обязательно нужна каждому художнику на пленэре. По моему опыту, маленький складной стул и хорошая папка нужнее.
- На всякий случай возьмите с собой пару больших пластиковых пакетов. В них можно положить ваши работы, если пойдет дождь. В них можно собрать мусор, который вам попадется в лесу. Или грибы.
- Расслабьтесь и не пытайтесь сделать шедевры. Пленэр - это поисковая работа, радость от встречи с натурой, с жизнью вне мастерской и вне вашей головы.
- Выбирайте для пленэра места, которые вам на самом деле нравятся. И под "нравятся" я имею ввиду не столько впечатление "ах как красиво", но и ощущение понимания, которое возникает, когда вы смотрите на натуру. Бывает такое, что вы почти видите, как будет выглядеть ваш этюд, и знаете, какие краски надо взять, как разложить планы по тону.
- Не стремитесь подражать реальности, копировать все до мелочей. Вы выражаете свое понимание натуры, а не работаете фотоаппаратом. Все ли детали вам нужны? Не стоит ли передвинуть вот это дерево на линию золотого сечения для улучшения композиции?
Время и пленэр
Одна из проблем начинающих любителей пленэра как раз связана со временем.
На природе не рассидишься, нужно работать в темпе: состояние среды быстро меняется, как и погода, как и освещение. Можно вернуться на прежнее место, но вернуться в уникальный момент состояния среды практически невозможно. Люди боятся не успеть, начинают нервничать, торопиться, портят работу, расстраиваются и говорят: "Лучше сделаем фотографию и нарисуем по ней дома".
Это плохая идея, потому что фотография не обладает глубиной, а время ваше дома ничем не ограничено. Завершать работу и прорабатывать детали с помощью снимка можно, но начинать надо в среде. Просто поверьте на слово: художнику нужно видеть мир в объеме и нужно иметь ограничения.
Так вот, как решается временная проблема? Самоограничением и решается, то есть постановкой четких задач. Вы же не просто выходите на свежий воздух с красками. Какие у вас цели? Научиться работать с цветом? Привыкнуть к работе с новым художественным материалом? Сделать архитектурные зарисовки? Собрать рисунки природных текстур? В зависимости от целей ставятся задачи и выделяется время. Пленэр это не только про живопись.
Механическое ограничение по времени и акцент на главной задаче помогают ходить на пленэр продуктивнее. Короче, вот список того, что можно попробовать на практике:
- Перед тем, как выйти на природу с красками, сформулируйте свое желание. Например, «Хочу пять быстрых зарисовок с грибами, два этюда с закатом и подробную зарисовку с веточкой ёлки». Сколько времени вам нужно на все это? Сколько времени у вас есть? Лучше поставить реальную цель и иметь запас времени, чтобы не торопиться.
- Работайте с таймером. Решили, что один этюд надо делать примерно час? Поставили таймер, через час отложили работу и спокойно взялись за следующую.
- Пробуйте работать с набором кистей разного размера. Я беру основные отношения большой плоской кистью, а потом постепенно уменьшаю размер кисти. За счет этого процесс идет быстрее, и ритм получается интереснее.
- Пленэр это отличная штука для сбора информации, обучения и общения с природой. Он не предназначен для создания шедевров каждые полчаса. Относитесь к своему процессу спокойно, не нервничайте: если сразу хорошо не получается, подумайте, попросите совета, дайте себе больше времени, и повторите еще раз.
Читайте также: