Отдых на киностудии беларусьфильм
Киностудия "Беларусьфильм" - еще одна планета на карте вселенной под названием Минск.
И эту вселенную можно рассматривать бесконечно - настолько огромное количество звезд там можно увидеть. А звезды это что? Это одежда и реквизит из наших любимых советских фильмов "Белые Росы", "Альпийская баллада", "Иди и смотри", "Буратино", "Питэр Пэн" и т.д.
Тысячи тысяч всевозможных антикварных объектов, на которые не только можно посмотреть, взять в руки, но и что-то примерить. А это в наше время - настоящая роскошь!
Почему надо идти сюда? Потому что это вдохновение. Это другая эпоха и теплые воспоминания из детства. Дизайнеры и фотографы получат самое настоящее удовольствие от увиденного антиквариата и возможности снять креативный отчет. Один минус - захочется вернуться еще и повторить ;)
Здесь снимали «Угрюм-реку» и американские «Вражеские линии». Показываем «Смолевуд» – натурную площадку «Беларусьфильма»
Это кадры из фильма «Следы на воде». Если хорошенько присмотреться, можно узнать место съёмок. Киноплощадку недалеко от Смолевичей, в небольшой деревушке под названием Каменка, местные давно прозвали Смолевудом. Этакий белорусский ответ американскому Голливуду.
В распоряжении киностудии – более 80 гектаров земли. Луга и поля, хвойные и лиственные леса, два озера. Есть даже бывший песчаный карьер, насыпи которого поросли лесом и напоминают заброшенный уголок тайги. Кажется, живописную площадку для съёмок природа сделала уже за человека.
Сергей Буйницкий, начальник натурной площадки киностудии «Беларусьфильм»:
Натурная площадка была образована в 70-м году. В то время был Советский Союз. Снималось множество фильмов на разную тематику. Учитывая то, что Беларусь прошла такую тяжелую войну, пострадала больше других народов – погиб каждый третий белорус, то Беларусь славится своими военными фильмами. Поэтому по решению Петра Мироновича Машерова была создана натурная площадка «Беларусьфильма». Кстати, на данный момент она единственная сохранившаяся из стран бывшего Советского Союза.
Сергей Буйницкий работает на площадке 4 года. За это время на его глазах родились десятки кинокартин. Назвать точные цифры мужчина не может, но уверяет: включив телевизор 9 мая, можно убедиться – 80% военных фильмов отсняты здесь. В этом и заключается главный козырь белорусского кинематографа. Вместо пафосных блокбастеров и детективов – со своей историей «Партизанфильма».
Владимир Карачевский, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм»:
Называют Беларусь партизанским краем, поэтому и где-то «Партизанфильм». У нас огромная материально-техническая база, связанная с Великой Отечественной войной. Поэтому военная тематика является нашей такой фишкой. Когда приезжали партнёры из Китая или Индии, они говорили: ребята, у вас есть то, чего нет ни у кого, это аутентика. Не просто реплики техники или оружия, у вас оригиналы. А это очень ценно для съёмок режиссёров-эстетов.
Кроме постоянных российских партнёров, съёмки на нашей площадке под Смолевичами проводят и зарубежные кинематографисты. Например, в прошлом году здесь снимался американский фильм «Вражеские линии».
В начале этого года здесь побывали режиссёры из Узбекистана с фильмом о своих героях Великой Отечественной. Как магнит притягивает сюда сценаристов и водная часть площадки. Два озера стали актёрами фильмов «Угрюм-река» и «Охота на пиранью». Из декораций здесь есть две линии обороны с блиндажами, в лесу партизанские землянки.
Юлия Стриго, корреспондент СТВ:
На территории натурной площадки отстроена даже целая деревня. Здесь 8 домов, хозпостройки и сельский клуб. Выглядит всё очень натурально. Даже электрические столбы сделаны под старину. Они деревянные и функционируют в полном объёме. А каждый дом оснащён печкой, которую можно затопить абсолютно в любое время. Декорации этой деревни во время войны можно увидеть в таких фильмах, как «Легенда о Зои», «Высота 220», «Алёша», «Солдатик», «Ни шагу назад». Все они отсняты за последние два года.
В половине из построек полностью обставлен интерьер. Практически во всех фильмах используется белорусский реквизит. А декорации выполняют главную задачу – каждая сцена должна быть максимально натуральной. Сергей Буйницкий признаётся: теперь смотреть фильмы как обычный зритель не может. По-хозяйски обращает внимание на все детали съёмок.
Сергей Буйницкий:
Посмотрите: окопы сделаны из брёвен и жердей. Вот такие окопы должны быть во время войны. К сожалению, пошла такая тенденция последние годы: смотришь военный фильм – и окопы сделаны из доски необрезной, где-то обрезная доска, горбыль. Это тот материал, которого, в принципе, во время войны не могло быть. Ещё больше удивляешься с того, что эти окопы могут быть на опушке леса! То есть где-то кинорежиссёры, художники, чтобы облегчить себе труд, делают такие декорации из материала, который, вообще, не пригоден. И естественно, глядя на такой фильм, сразу появляется какой-то негатив.
Жители деревни к звукам приближающегося танка и стрельбы уже привыкли. Они, кстати, нередко становятся актёрами второго плана. А ещё чаще в игру вступают местные лошади, коровы и куры. Но есть и минусы расположения натурной площадки. Сотрудники постоянно осматривают территорию, чтобы не возникло пожаров. Есть и любители подебоширить на территории съёмок. Многие сетуют на киностудию. Мол, на площадке всё развалено, беспорядок, но это всё антураж – необходимый беспорядок в кино.
Сергей Буйницкий:
За четыре с половиной года я ни от одного человека не слышал плохого слова про «Беларусьфильм» или натурную площадку. И когда сюда приезжают люди впервые, будь то актёры или режиссёры, они восхищаются тем, что здесь есть.
Владимир Карачевский:
Мы знаем Венгрия, Чехия – страны, которые стали Меккой для кинематографистов. Где снимаются мировые блокбастеры. Так вот я мечтаю о том, чтобы, приехав на любой кинорынок или фестиваль, там говорили: «О, Беларусь – шикарное место, и вот так там здорово снимать».
«Беларусьфильмом» снято более 40 художественных военных картин, около 30 документальных и несколько анимационных. Посмотреть есть что. И вот наш топ-достойных с корректировкой на мнение кинокритиков и историков.
«В августе 1944-го. » Фильм вышел в свет в 2001 году. С тех пор не сходит с экранов. Действия разворачиваются в конце Великой Отечественной. Кажется, самое страшное уже позади. Но разведчикам предстоит уничтожить группу диверсантов.
«Девочка ищет отца». Детскую приключенческую ленту снимали почти 60 лет назад. Для многих она стала одним из ярких детских воспоминаний. Картина режиссера Льва Голуба получила множество наград и была продана для коммерческого проката в 83 страны и до сих пор считается географическим лидером белорусского кино.
«Брестская крепость». Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны.
«Иди и смотри». Фильм об ужасах фашистских карательных акций в истории деревенского подростка Флёры, который за два дня из веселого мальчика превращается в седого старика. Картина вышла к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне и получила большой резонанс. Она побывала на множестве международных фестивалей. «Иди и смотри» оценили более 30 миллионов человек.
«Охота на гаулейтера». 10-серийный военный детектив, с очень интересным подбором актеров, рассказывающий о подполье в Беларуси. Здесь есть всё: подвиги, фантастические перестрелки и враги, поспорившие между собой, кто больше пуль выпустит в небо.
«Пёс рыжий». Премьеры этого фильма еще не было. Кстати, съёмки некоторых эпизодов проходили в Бресте и под Минском. Выхода киноленты ждут в нескольких странах, а на интернет-форумах пользователи теряются в догадках: какой же будет экранизация? Кинокартина по книге Виктора Крюкова «Рыжий солдат» покрыта не только завесой тайны, но и паутиной исторических событий, которую спустя десятки лет хочется распутать.
Один из главных героев – белорусский актер Руслан Чернецкий. Он служил в армии кинологом. Знает, что такое собачья верность, а потому и роль прочувствовал до самой глубины.
Руслан Чернецкий, актёр:
Я читал сценарий изначально, я уже знал, что будет. Я уже представлял себе, насколько это страшно. Очень хотелось, чтобы люди увидели, какой ужас – эта война. С еще одной гранью. Чтобы человек не становился перед таким выбором – либо собака, либо моя семья. Очень хочется, чтобы народ понимал: все что угодно, только – не война.
События этого художественного фильма буквально продиктованы временем. Где человек и собака – соратники на пути к Победе. И искусство кинематографа даёт возможность словно заглянуть туда, где 75 лет назад победным «Ура!» сказали истории: «Стоп, снято!».
натурная площадка
Натурная площадка была основана в 1971 году. На сегодняшний день территория, занимаемая площадкой, составляет 80 га. На этой территории представлен разнообразный ландшафт, включающий в себя хвойный, лиственный и смешанный леса, 2 озера, луга, поля. Природа площадки натурных съемок позволяет снимать фильмы на разнообразную тематику, а также клипы и рекламные ролики.
На территории натурной площадки постоянно находятся действующие декорации с интерьером. Так же расположена гостиница на 45 мест, 22 летних домика на 2-3 человека, производственные корпуса (гримерные, костюмерные, реквизитные), склады.
Недорогие услуги, оказываемые натурной площадкой, привлекают к творчеству таких мэтров кино, как Михалкова, Тодоровского, Астрахана, Хотиненко и многих начинающих режиссеров и продюсеров.
Отдых на киностудии беларусьфильм
Прокат Коллекции одежды, мебели, реквизита, оружия
Справка о стоимости проката СПС (костюмов, реквизита, мебели) и оформление договоров на прокат СПС
с юридическими лицами
ЭКСКУРСИЯ ПО КИНОСТУДИИ "БЕЛАРУСЬФИЛЬМ"
Киностудия "Беларусьфильм" - еще одна планета на карте вселенной под названием Минск.
И эту вселенную можно рассматривать бесконечно - настолько огромное количество звезд там можно увидеть. А звезды это что? Это одежда и реквизит из наших любимых советских фильмов "Белые Росы", "Альпийская баллада", "Иди и смотри", "Буратино", "Питэр Пэн" и т.д.
Тысячи тысяч всевозможных антикварных объектов, на которые не только можно посмотреть, взять в руки, но и что-то примерить. А это в наше время - настоящая роскошь!
Почему надо идти сюда? Потому что это вдохновение. Это другая эпоха и теплые воспоминания из детства. Дизайнеры и фотографы получат самое настоящее удовольствие от увиденного антиквариата и возможности снять креативный отчет. Один минус - захочется вернуться еще и повторить ;)
Голливуд у деревни Каменка
«Беларусьфильм» приглашает туристические группы на экскурсии по местам съемок культовых фильмов и сериалов
Сегодня почти все киностудии мира затевают нечто подобное. Голливуд предлагает целый ряд экскурсий. От желающих попасть на “Мосфильм” нет отбоя, посещение вотчины Карена Шахназарова зеваками проходит в конвейерном режиме. Всем охота посмотреть своими глазами на “Волгу”, украденную Юрием Деточкиным в фильме “Берегись автомобиля”, или на скромный автомобиль, на котором героини картины “Москва слезами не верит” приезжали на дачу. Надеемся, что со временем нечто подобное будет происходить и у нас, ведь у Минска и окрестностей тоже богатая кинобиография.
В Музее истории белорусского кино воочию можно изучить уникальные экспонаты.
Фото Александра Кушнера
Шершавым языком плаката
Не только хиты последнего времени, такие как “Стиляги” Валерия Тодоровского или “Шпион” Алексея Адрианова, снимали в белорусской столице. Кстати, знаменитый финал “Стиляг” снимали у ГУМа, а в московскую улицу Горького превратили наш проспект Независимости. Многие ленты из “золотого фонда” именно в Минске нашли свои гениальные локации: “Ботанический сад” Владимира Гостюхина, “Любимая” Ричарда Викторова, “Парад планет” Вадима Абдрашитова. Почти все свои картины вдохновенно создавал здесь режиссер Дмитрий Астрахан, да и сериал “Каменская” воплотился на экране в минских улицах и интерьерах. В парке имени Янки Купалы и на набережной Свислочи проходили съемки сериала “Красная королева”. А в окрестностях Минска режиссер Андрей Кавун нашел тайгу, которая понадобилась ему для боевика “Охота на пиранью”.
В картине “ПираМММида” Эльдара Салаватова можно увидеть наш Дворец Республики, превратившийся в российский Дом правительства, а Дворец культуры профсоюзов предстал в виде офиса крупного московского банка. Телецентром “Останкино” стала Национальная школа красоты. Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта тоже неоднократно принимал киношников. Он стал пристанищем для съемочных групп картин “Поп” Владимира Хотиненко, “Масакра” Андрея Кудиненко, “Вольф Мессинг” Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, “В июне 41-го. ” Александра Франскевича-Лайе и других.
Нынешний маршрут начинается в Центре города — в Музее истории белорусского кино рядом с Красным костелом, в котором в советское время располагался Дом кино. Так что место во всех смыслах намоленное. Гостеприимный директор Игорь Авдеев готов восполнить любой пробел в ваших знаниях:
— Наша деятельность обращена в прошлое, но мы всячески пытаемся внести все то лучшее, что было сделано в прошлом, в современный культурный контекст.
По словам Игоря Авдеева, после реконструкции историческое здание начала двадцатого века превратили в комплекс специальных помещений, где есть кинозал, экспозиционный и выставочный залы. Сегодня музей является филиалом Национального исторического музея и работает на полную мощь, принимая туристические группы.
— Самая дорогая наша коллекция — белорусские киноплакаты, — продолжает Игорь Олегович. — Финансовые возможности у нас ограничены, тем не менее за 15 лет мы ее сформировали. Если вы увидите на плакате подпись “2 Стенберг 2”, цена вас приятно удивит, на некоторые образцы она может доходить до 100 тысяч долларов. Это работы братьев Стенбергов — Владимира и Георгия. В то время киноплакат был единственным рекламным средством, важным элементом кинопроцесса.
. И действительно — глаза разбегаются при виде плакатов знаменитых картин, снятых в Минске в 20—30-е годы прошлого века: “Проститутка”, “Медведь”, “Девочка ищет отца”, “Полесские робинзоны”, “Девушка спешит на свидание”, “Поручик Киже”, “Моя любовь”, “Человек в футляре”, “Лесная быль”, “Кастусь Калиновский” и многих других.
Собираясь отметить в этом году 95-летие белорусского кинематографа, Игорь Авдеев тем не менее полон тягостных раздумий:
— Дата, конечно, красивая, но что брать за точку отсчета? Что такое первый фильм? Один вариант, если это тот фильм, который хотели снять и запланировали. Если тот, над которым началась реальная работа, — второй. Если тот, который первым вышел к массовому зрителю, — третий. Мы должны понимать, какой критерий положен в основу? Споры идут до сих пор. Кому-то не нравится, что первым фильмом может считаться картина “Проститутка”.
Известно, что Белгоскино заработало 6 января 1925 года, но все-таки это была не киностудия, а руководящая организация. Там работало всего несколько человек, которые должны были организовать все, что необходимо для развития киноотрасли, в том числе и киностудию.
Возьмем натурой!
После посещения Музея истории белорусского кино туристам предлагают проехать по проспекту Независимости и окунуться в страницы славной киноистории. Потом сюрприз: страждущих отвезут в “партизанский” белорусский лес, на знаменитую натурную площадку “Беларусьфильма”, расположенную в Смолевичском районе, где тоже снималось немало известных картин.
В лесу, как и подобает, вас встретят “партизаны”, предложат испечь бульбу или сало на костре, угостят крепким чаем из походной алюминиевой кружки, для желающих найдется и что-нибудь покрепче. Некоторое время назад здесь снимали новый фильм о Янке Купале, сейчас готовят декорации для военной драмы о Зое Космодемьянской. Певец Макс Корж воплощал тут свои креативные идеи. Съемки исторического фильма о смутном времени “1612” Владимира Хотиненко студии “ТриТэ” тоже проходили тут.
Здесь же туристам покажут озеро, киношную одноколейную дорогу для съемок, военные окопы. Завершится экскурсионный тур уже на самой киностудии “Беларусьфильм”, где желающим покажут оружейные, костюмные и прочие “закрома” киностудии. Только в оружейном цехе сегодня хранится более тысячи уникальных прикладов, штыков и пулеметов любой системы. Не зря с гордо поднятой головой несет киностудия свое второе имя — “Партизанфильм”.
Чай в лесу с “партизанами” — неизменная часть киноэкскурсии “Беларусьфильма”.
Владимир Карачевский, генеральный директор Национальной киностудии “Беларусьфильм”:
— Мы готовы принимать гостей на студии и подстраиваться под любые запросы туристических групп
Здесь снимали «Угрюм-реку» и американские «Вражеские линии». Показываем «Смолевуд» – натурную площадку «Беларусьфильма»
Это кадры из фильма «Следы на воде». Если хорошенько присмотреться, можно узнать место съёмок. Киноплощадку недалеко от Смолевичей, в небольшой деревушке под названием Каменка , местные давно прозвали Смолевудом. Этакий белорусский ответ американскому Голливуду.
В распоряжении киностудии – более 80 гектаров земли. Луга и поля, хвойные и лиственные леса, два озера. Есть даже бывший песчаный карьер, насыпи которого поросли лесом и напоминают заброшенный уголок тайги. Кажется, живописную площадку для съёмок природа сделала уже за человека.
Сергей Буйницкий , начальник натурной площадки киностудии «Беларусьфильм»:
Натурная площадка была образована в 70-м году. В то время был Советский Союз . Снималось множество фильмов на разную тематику. Учитывая то, что Беларусь прошла такую тяжелую войну, пострадала больше других народов – погиб каждый третий белорус, то Беларусь славится своими военными фильмами. Поэтому по решению Петра Мироновича Машерова была создана натурная площадка «Беларусьфильма». Кстати, на данный момент она единственная сохранившаяся из стран бывшего Советского Союза .
Сергей Буйницкий работает на площадке 4 года. За это время на его глазах родились десятки кинокартин. Назвать точные цифры мужчина не может, но уверяет: включив телевизор 9 мая, можно убедиться – 80% военных фильмов отсняты здесь. В этом и заключается главный козырь белорусского кинематографа. Вместо пафосных блокбастеров и детективов – со своей историей «Партизанфильма».
Владимир Карачевский, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм»:
Называют Беларусь партизанским краем, поэтому и где-то «Партизанфильм». У нас огромная материально-техническая база, связанная с Великой Отечественной войной. Поэтому военная тематика является нашей такой фишкой. Когда приезжали партнёры из Китая или Индии , они говорили: ребята, у вас есть то, чего нет ни у кого, это аутентика. Не просто реплики техники или оружия, у вас оригиналы. А это очень ценно для съёмок режиссёров-эстетов.
Кроме постоянных российских партнёров, съёмки на нашей площадке под Смолевичами проводят и зарубежные кинематографисты. Например, в прошлом году здесь снимался американский фильм «Вражеские линии».
В начале этого года здесь побывали режиссёры из Узбекистана с фильмом о своих героях Великой Отечественной. Как магнит притягивает сюда сценаристов и водная часть площадки. Два озера стали актёрами фильмов «Угрюм-река» и «Охота на пиранью». Из декораций здесь есть две линии обороны с блиндажами, в лесу партизанские землянки.
Юлия Стриго , корреспондент СТВ:
На территории натурной площадки отстроена даже целая деревня. Здесь 8 домов, хозпостройки и сельский клуб. Выглядит всё очень натурально. Даже электрические столбы сделаны под старину. Они деревянные и функционируют в полном объёме. А каждый дом оснащён печкой, которую можно затопить абсолютно в любое время. Декорации этой деревни во время войны можно увидеть в таких фильмах, как «Легенда о Зои», «Высота 220», «Алёша», «Солдатик», «Ни шагу назад». Все они отсняты за последние два года.
В половине из построек полностью обставлен интерьер. Практически во всех фильмах используется белорусский реквизит. А декорации выполняют главную задачу – каждая сцена должна быть максимально натуральной. Сергей Буйницкий признаётся: теперь смотреть фильмы как обычный зритель не может. По-хозяйски обращает внимание на все детали съёмок.
Сергей Буйницкий :
Посмотрите: окопы сделаны из брёвен и жердей. Вот такие окопы должны быть во время войны. К сожалению, пошла такая тенденция последние годы: смотришь военный фильм – и окопы сделаны из доски необрезной, где-то обрезная доска, горбыль. Это тот материал, которого, в принципе, во время войны не могло быть. Ещё больше удивляешься с того, что эти окопы могут быть на опушке леса! То есть где-то кинорежиссёры, художники, чтобы облегчить себе труд, делают такие декорации из материала, который, вообще, не пригоден. И естественно, глядя на такой фильм, сразу появляется какой-то негатив.
Жители деревни к звукам приближающегося танка и стрельбы уже привыкли. Они, кстати, нередко становятся актёрами второго плана. А ещё чаще в игру вступают местные лошади, коровы и куры. Но есть и минусы расположения натурной площадки. Сотрудники постоянно осматривают территорию, чтобы не возникло пожаров. Есть и любители подебоширить на территории съёмок. Многие сетуют на киностудию. Мол, на площадке всё развалено, беспорядок, но это всё антураж – необходимый беспорядок в кино.
Сергей Буйницкий :
За четыре с половиной года я ни от одного человека не слышал плохого слова про «Беларусьфильм» или натурную площадку. И когда сюда приезжают люди впервые, будь то актёры или режиссёры, они восхищаются тем, что здесь есть.
Владимир Карачевский:
Мы знаем Венгрия , Чехия – страны, которые стали Меккой для кинематографистов. Где снимаются мировые блокбастеры. Так вот я мечтаю о том, чтобы, приехав на любой кинорынок или фестиваль, там говорили: «О, Беларусь – шикарное место, и вот так там здорово снимать».
«Беларусьфильмом» снято более 40 художественных военных картин, около 30 документальных и несколько анимационных. Посмотреть есть что. И вот наш топ-достойных с корректировкой на мнение кинокритиков и историков.
«В августе 1944-го. » Фильм вышел в свет в 2001 году. С тех пор не сходит с экранов. Действия разворачиваются в конце Великой Отечественной. Кажется, самое страшное уже позади. Но разведчикам предстоит уничтожить группу диверсантов.
«Девочка ищет отца». Детскую приключенческую ленту снимали почти 60 лет назад. Для многих она стала одним из ярких детских воспоминаний. Картина режиссера Льва Голуба получила множество наград и была продана для коммерческого проката в 83 страны и до сих пор считается географическим лидером белорусского кино.
«Брестская крепость». Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны.
«Иди и смотри». Фильм об ужасах фашистских карательных акций в истории деревенского подростка Флёры, который за два дня из веселого мальчика превращается в седого старика. Картина вышла к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне и получила большой резонанс. Она побывала на множестве международных фестивалей. «Иди и смотри» оценили более 30 миллионов человек.
«Охота на гаулейтера». 10-серийный военный детектив, с очень интересным подбором актеров, рассказывающий о подполье в Беларуси . Здесь есть всё: подвиги, фантастические перестрелки и враги, поспорившие между собой, кто больше пуль выпустит в небо.
«Пёс рыжий». Премьеры этого фильма еще не было. Кстати, съёмки некоторых эпизодов проходили в Бресте и под Минском . Выхода киноленты ждут в нескольких странах, а на интернет-форумах пользователи теряются в догадках: какой же будет экранизация? Кинокартина по книге Виктора Крюкова «Рыжий солдат» покрыта не только завесой тайны, но и паутиной исторических событий, которую спустя десятки лет хочется распутать.
Один из главных героев – белорусский актер Руслан Чернецкий . Он служил в армии кинологом. Знает, что такое собачья верность, а потому и роль прочувствовал до самой глубины.
Руслан Чернецкий , актёр:
Я читал сценарий изначально, я уже знал, что будет. Я уже представлял себе, насколько это страшно. Очень хотелось, чтобы люди увидели, какой ужас – эта война. С еще одной гранью. Чтобы человек не становился перед таким выбором – либо собака, либо моя семья. Очень хочется, чтобы народ понимал: все что угодно, только – не война.
События этого художественного фильма буквально продиктованы временем. Где человек и собака – соратники на пути к Победе. И искусство кинематографа даёт возможность словно заглянуть туда, где 75 лет назад победным «Ура!» сказали истории: «Стоп, снято!».
«Беларусьфильм» прокладывает турмаршрут по киношным местам Минска
ФОТО : ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП
Киномест в Минске хватает, здесь снимался не один известный фильм. Например, «Наши соседи» режиссера Сергея Сплошнова, снятый по сценарию Эфраима Севелы в далеком 1957 году. Съемки старой комедии проходили на площади Победы, возле парка Горького. В кадре можно опознать также здание Министерства обороны (тогда — штаб Белорусского военного округа) и вид с моста через реку Свислочь на Большой театр оперы и балета. Троллейбусы с вывеской «Обсерватория — вокзал» также вполне реальны: в 1950–х действительно существовал такой маршрут под номером 1.
Еще одна интересная точка — Лошицкий парк, где проходили съемки финала культового многосерийного подросткового детектива по повести Анатолия Рыбакова «Кортик» и ряда эпизодов «Бронзовой птицы». Усадебно–парковый комплекс XVIII–XIX веков обеспечил кинематографистов прекрасной натурой. Деревянное здание усадьбы Любанских отлично сыграло роль графской усадьбы, в окрестностях которой пионеры в «Бронзовой птице» ищут клад. Еще одно знаменитое детское кино — «По секрету всему свету» по мотивам «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского отснято в Минске практически полностью. В кадре появляются узнаваемые дворы домов по проспекту Независимости и улице Веры Хоружей.
А вот проспект Независимости со своей уникальной архитектурой в стиле «сталинский ампир» ярок и узнаваем в фильме Валерия Тодоровского «Стиляги»: там юные бунтари тусуются обычно напротив ГУМа. Минские улицы фигурируют и в фильме «Давай поженимся» с Маргаритой Тереховой и Георгием Волчек, и в популярных сериалах «Каменская» и «Возвращение Мухтара».
— Эпизоды «Мухтара» у нас часто снимают во дворах возле киностудии и даже на нашем крыльце, — рассказала Алла Куркуль, ведущий специалист «Беларусьфильма». — Также с известными кинокартинами связана наша натурная площадка в деревне Каменка: там снимались «В августе 44–го» Михаила Пташука и «Охота на пиранью».ФОТО: АЛЕКСАНДР КУШНЕР
Много интересного связано и с самой киностудией. Например, все знаменитые фильмы–сказки Леонида Нечаева — «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Рыжий, честный, влюбленный», «Питер Пэн» и «Не покидай» — отсняты в павильонах «Беларусьфильма». И, отправившись на экскурсию по киностудии, можно взглянуть вблизи на исторический реквизит и костюмы.
Всего в цехе подготовки съемок 5 складов: реквизита, мебели, одежды женской, мужской и военной — приблизительно по 20 тысяч единиц хранения на каждом. Причем все очень демократично. Хотите опереться на трость кота Базилио? Пожалуйста! Набросить на плечи накидку Карабаса–Барабаса и сделать фото на память? Примерить пенсне великой Рины Зеленой, в котором она изображала черепаху Тортилу в специально вырытом для этого пруду? Не вопрос!
Куклы Сверчка, Богомола и Совы, костюм Пьеро и веревочное платье лисы Алисы, сарафанчики из фильма «Девочка ищет отца», где в 6–летнем возрасте снималась Анна Каменкова, луки и стрелы из «Анастасии Слуцкой», кошелечек из «Бронзовой птицы» — вроде ничего особенного, однако ценный экспонат. Здесь же хранится подлинная реликвия — гармошка, на которой Николай Караченцов играет в фильме «Белые росы», забравшись в гнездо аиста.
Проведут вас и в оружейный цех — на пиротехнический участок, где в изобилии настоящее оружие, начиная с 1900 года и заканчивая современными образцами: в фильмах солдаты бегают отнюдь не с бутафорией, а задача пиротехников — сделать так, чтобы все это эффектно «стреляло» в кадре, с полагающимся к случаю дымком и хлопком. Пушки на киностудии, кстати, тоже имеются: не только игровые, но и подлинные — времен Первой мировой и Великой Отечественной войн. В будущем планируется на территории «Беларусьфильма» выставить и ретроавтомобили.
Ориентировочная стоимость экскурсии на «Беларусьфильм» — 7 белорусских рублей (210 российских). На «Мосфильм» подороже: 460 российских рублей для взрослых, 310 рублей — для детей. За эту цену вы попадете на киностудию только в составе экскурсионной группы, места в которой бронируются заранее. Запись идет на месяц вперед. График экскурсий такой: вторник и четверг — с 15.00, суббота и воскресенье — с 11.00. Можно заказать и индивидуальную экскурсию, но придется заплатить значительно больше — 9,5 тысячи российских рублей.
Тем временем на «Мосфильме»
Многим российским любителям кинематографа знаком этот КПП под номером семь на Мосфильмовской улице в Москве. Именно через него можно без особого труда попасть на одну из старейших в мире «фабрику грез» — на киностудию «Мосфильм». Экскурсовод в течение полутора часов познакомит вас с уникальной архитектурой павильонов, с коллекциями ретроавтомобилей и старинных карет. Вас проведут по действующим съемочным павильонам студии и по безлюдным улицам Москвы и Санкт–Петербурга XIX века. Вам продемонстрируют уникальную технику, с помощью которой лучшие мосфильмовские операторы снимали свои шедевры.
А вот и костюмы. Хранящиеся здесь коллекции как бы рассказывают об актерах, которые в них снимались.
В одной из комнат полностью воссоздана сцена из первого советского фильма ужасов режиссера Александра Лукича Птушко «Вий». Вы попадаете в ту самую «церковь», куда по призыву «панночки» являлись нетопыри, скелеты и прочая загробная нечисть. И конечно же, сам Вий, грозящий философу Хоме Бруту корявым пальцем.
Бродить по крупнейшей в Европе «фабрике грез» можно бесконечно, ведь ее площадь достигает 35 гектаров. Тут и 15 съемочных павильонов, окруженных лесопарком, и яблоневый сад на высоком берегу Москвы–реки, пруды и музеи.
Что касается лично меня, то чрезвычайно привлекла коллекция ретротранспорта. Чего тут только нет: и автобусы производства СССР, и старые трамваи, и всевозможная грузовая техника, включая иностранную. Например, трехосный американский «Студебеккер», на котором герой фильма «Место встречи изменить нельзя» Фокс удирал от погони. Есть в коллекции французские, итальянские и немецкие автомобили начала и середины ХХ века — «Cитроены», «Фиаты», «Рено», «Доджи», «Фольксвагены», БМВ, «Вольво». И, естественно, родные «Москвичи» и «Волги».
Я поинтересовался, можно ли взять напрокат какой–нибудь из этих ретрокрасавцев?
— Да, — ответили мне, — если вы намерены снимать фильм. Мы можем подобрать для вас любую технику.
Но, добавили хранители гаража, ретроавтомобили можно также арендовать для романтических свиданий и свадебных церемоний.
Корреспондента «БН» остановили в смолевичском лесу партизаны и вовлекли в охоту на гауляйтера.
В 40 КИЛОМЕТРАХ от Минска близ деревни Каменка Смолевичского района располагается натурная площадка Национальной киностудии «Беларусьфильм». Появилась она в 1971 году с легкой руки Петра Машерова. Говорят, первый секретарь ЦК Компартии Беларуси сам приезжал под Каменку и лично обозначал земли, которые впоследствии и были отданы киностудии в пользование. Сегодня белорусская натурная площадка привлекает к творчеству таких мэтров кино из России, как Никита Михалков, Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко и многих начинающих режиссеров и продюсеров.
СПРАВКА «БН»
В основе сюжета «Охоты на гауляйтера» — реальная история, связанная с оккупацией Минска и убийством Вильгельма Кубе в сентябре 1943 года. Однако имена героев изменены, но созвучны действительным историческим персонажам. Вильгельм Кубе в фильме — это Вильгельм Краубе, Мария Осипова — Мария Архипова, а Елена Мазаник — Галина Помазан.
В 1941 году, не успев эвакуироваться, Галина Помазан со своей сестрой и племянником вынуждены вернуться в захваченный фашистами Минск. Судьба поворачивается так, что героиня становится няней детей гауляйтера Краубе. Мария Архипова, юрист Верховного Суда БССР, сознательно остается в оккупированном Минске, чтобы организовывать группу подпольщиков для борьбы с фашистскими захватчиками. Получив задание из Центра на уничтожение Вильгельма Краубе, Мария ищет контакты из окружения гауляйтера и выходит на Галину.
Сопки Сибири — под Минском!
От автомагистрали Минск — Москва, которая проходит у Смолевичей, до назначенного места нам еще шесть километров на север. По обе стороны идеально ровной сельской дороги один за одним мелькают двух- и трехэтажки, коттеджи, вывески магазинов. Это Каменка, современная белорусская деревня. Сразу за ней поворачиваем налево и движемся под «кирпич».
— Въезд на территорию натурной площадки обывателю, понятно по каким причинам, запрещен, — комментирует пресс-секретарь Национальной киностудии «Беларусьфильм» Валентина Белякова. — Но, к сожалению, знаки не спасают от нежеланных «гостей» — заезжих туристов-дикарей, рыбаков, местных подростков, которые систематически портят декорации. Пример из практики. Идут съемки фильма «Поп» (история происходит в сороковые года прошлого века). Камера поворачивается, а на той стороне озера стоят два современных джипа: заехали «гости» через лес, чтобы шашлыков пожарить. Если бы не объяснили отдыхающим, что снимается кино, получился бы киноляп, как в «Семнадцати мгновениях весны»: сидит Штирлиц, о чем-то думает, а на заднем плане проезжает новенький голубенький ЗИЛ 130, — улыбается Валентина и останавливает машину, чтобы показать одну из «изюминок» площадки. Это карьер.
Когда-то его использовали для добычи песчано-гравийной смеси. Сейчас карьер — настоящее украшение «натурки»: после выработки он зарос хвойными и лиственными деревьями и по ландшафту напоминает сопки Сибири, тайгу или предгорья Кавказа. Здесь, к слову, снимался нашумевший фильм-экшн «Охота на пиранью».
Весь день — на 8 минут кино
Мы подъезжаем к проходной натурной площадки, а здесь — партизаны с автоматами ходят! Киношники приспособили конюшню и ее околицы под партизанский лагерь. «Камера, мотор, начали!» — командует режиссер, координируя действия всех служб. А ведь здесь, на съемках, заняты и те, чей труд, как правило, остается за кадром: гримеры, костюмеры, пиротехники, «звукари», каскадеры. Всего порядка ста человек! По периметру съемочной площадки стоят грузовики с надписями «Беларусьфильм», рулоты — маленькие вагончики на колесах, которые служат и гримерными, и костюмерными. Актеры, ассистенты и администраторы, незадействованные в съемках, внимательно следят за процессом. Дубль, еще дубль и еще.
— Вот вам и производственный процесс, — комментирует Валентина Белякова. — Выпади хоть одна из служб — съемки замедляются. А тут дорожат каждой минутой: большой удачей считается, если за день снимается, скажем, 8 минут готового кино. Уже несколько дней на нашей площадке идет работа над многосерийным фильмом «Охота на гауляйтера». Его снимает Национальная киностудии «Беларусьфильм» совместно с компанией STAR MEDIA.
— Я приятно удивлен этой площадкой «Беларусьфильма», — заметил в интервью режиссер второй группы, или ассистент режиссера, Петр Антохин. — Здесь мы снимаем много сцен из разных серий «Охоты на гауляйтера». Мне нравится работать с группой. Это профессионалы. Если есть какие-то сложности, а они есть, ведь кино историческое (это и грим, и костюмы, и транспорт, и каскадеры, и оружие), то все решаем вместе с белорусскими коллегами. Основные действия фильма разворачиваются в разрушенном Минске. К слову, у нас были сложности с нахождением развалин белорусской столицы. Понятно, город отстроился за это время, поэтому искали руины, как говорится, по сусекам — снимали кое-что в Бресте, Бобруйске, Витебске.
Натурные съемки фильма уже закончены. До декабря киношники во главе с режиссером-постановщиком Олегом Базиловым собираются работать в павильонах «Беларусьфильма». В картине заняты Анастасия Заворотнюк, Мария Машкова, Александр Дьяченко, Александр Кашперов. Зритель увидит фильм предположительно в мае 2012 года.
Хулиганы и декорации
— Главная «фишка» нашей «натурки» — ландшафт, — продолжает экскурсию Валентина Белякова. Мы едем по грунтовой дороге, с которой открываются живописные места: два озера, отгороженные друг от друга дамбой, с другой их стороны — хвойные и лиственные леса, боры и березовые рощи, а в пойме — целая деревня: сельские хаты, плоты, брамы. — Не пугайтесь, что в домах окна заколочены. Это всего-навсего декорация. В свое время эту бутафорскую деревню строила «Псковская православная миссия» (в прокате фильм «Поп»). «Селение» осталось нам в наследство и может пригодиться для съемок любых других картин. Можно перестроить деревню, модифицировать — так, как нужно будет для фильма. Для той же «Анастасии Слуцкой» строился целый средневековый город! Другими словами, возможности и опыт по строительству разных декораций у наших специалистов большие.
К слову, на территории натурной площадки, которая занимает почти 90 гектаров, расположена большая гостиница на 45 мест, 22 летних домика на 2—3 человека, две малые гостиницы, производственные корпуса, где разместились гримерные, костюмерные, реквизитные, а также склады и конюшня. Штат этого подразделения киностудии — всего 15 человек (контролеры, администраторы, рабочие), а забот много. Нынешний руководитель площадки Георгий Батаев трудится здесь с июля 2008 года. Георгий Алексеевич — рачительный хозяин: знает, что и как строить, реконструировать, ремонтировать. С нетерпением и неистовым энтузиазмом размышляет, что можно было бы сделать на натурной площадке в рамках глобальной реконструкции «Беларусьфильма». Например, здесь есть возможность поставить павильоны, легкие, неотапливаемые, для хранения спецтехники и специнвентаря. Актуально, по мнению руководителя, огородить территорию, потому как «натурка» граничит и с дачным кооперативом, и с деревней, и с автодорогой.
— Есть проблемы с подростками из близлежащих деревень, которые систематически разламывают и портят нам декорации, — сетует Георгий Батаев. — Мы уже поднимали вопрос об охране нашей территории, и отдел внутренних дел Смолевичей, как, впрочем, и райисполком в целом, пошли нам навстречу. Они согласны выделить нам на такой участок земли одного участкового. И мы не против, но для этого нужно огородить территорию. А вообще, часто на экскурсию к нам просятся туристы, и, если нет съемок, мы им не отказываем.
— А какая самая горячая пора для съемок? — любопытствую.
— Пожалуй, все, кроме зимы, — отвечает Валентина Белякова. — Хотя те же самые «Волки» снимались здесь в позапрошлом году в феврале в трескучие морозы. В том же году снимался «Поп»: основные сцены в июле-августе, а на зимние сюжеты россияне приехали в декабре. Кстати, всего на натурной площадке «Беларусьфильма» было снято более 400 игровых кинофильмов. Из последних — «Капли крови на листьях вереска», «Краповый берет», «Днепровский рубеж», «Белая тропа» и другие картины.
Путешествие наше заканчивается последним объектом натурной площадки — полем для съемок батальных сцен. От большой земли его отделяет узкоколейка Усяжского торфобрикетного завода, что в Смолевичском районе. По ней несколько раз в день проезжает поезд, нарушая природную тишину белорусского Голливуда мерным глуховатым стуком колес.
Татьяна УСКОВА, «БН»
Фото автора
КОММЕНТАРИЙ
Олег СИЛЬВАНОВИЧ, генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм»:
— Натурная площадка — необходимая и важная составляющая Национальной киностудии «Беларусьфильм». Кинематографу Республики Беларусь удалось сохранить уникальную площадку, что оказалось не под силу большинству киностудий на постсоветском пространстве.
В прошлом году, например, выручка за оказанные услуги составила порядка 240 миллионов рублей. За девять месяцев текущего года этот показатель составляет около 210 миллионов рублей. Все доходы этого подразделения идут на содержание натурной площадки. А именно на оплату коммунальных услуг, выплату зарплаты, текущие ремонты находящихся на территории декораций, гостиниц, производственных корпусов, складов и так далее.
Популярность нашей площадки с каждым годом растет. В 2010 году она была задействована в 8 кинопроектах, 3 из которых проекты «Беларусьфильма». За девять месяцев этого года услугами натурной площадки воспользовались уже 12 картин, 4 — наши проекты. Режиссеры и съемочные группы едут к нам за интересным и разнообразным ландшафтом, качественными и профессиональными услугами. К тому же в этом году государство установило ряд льгот для кинопроизводящих организаций, что предоставляет уникальные и чрезвычайно выгодные возможности для осуществления кинопроизводства и получения услуг на более выгодных условиях в Беларуси.
Читайте также: