Отдых на хуторе близ диканьки
Где же эта дивная Диканька?
Небольшой посёлок городского типа Диканька находится в одноимённом районе Полтавской области Украины. В былые времена здесь росли густые и величественные украинские леса, а местные жители мирно сосуществовали с силами природы. Согласно местному приданию, село было основано неким казаком с фамилией Дикань. Возможно, поэтому посёлок и носит такое название. К слову, до сих пор достаточно много людей можно здесь повстречать с такой фамилией. Наследники они основателя или просто однофамильцы – никто не знает наверняка. Но всё это добавляет определённую атмосферу месту.
Украинские земли услышали о Диканьке впервые, когда неподалёку прошло легендарное сражение Пушкаря и Выговского. Именно тогда, в 1658 году, впервые в исторических документах упоминается Диканька. До заселения села казаками украинский народ жил здесь в подземельях, опасаясь разорения татарами. Об этом, в частности, свидетельствуют несколько пещер, которые соединены подземными ходами. Сюда же позже съезжались крестьяне, которые искали лучшей жизни вне польской власти.
Позже Диканька стала весьма облагороженной усадьбой генерального судьи Кочубея, который до казни за предательство Мазепы превратил небольшое казацкое село в живописный уголок. Здесь были созданы сады и парки, из далёких Италии и Греции привезли скульптуры и фонтаны. А по тернистым тропинкам парков гуляли павлины и фазаны. Но, как и многие богатые поместья и усадьбы, с приходом советской власти Диканька была практически уничтожена. Скульптуры и изящные строения были разрушены, сады вырублены, а множество элементов украшения и богатства безвозвратно вывезены. Постепенно превращаясь в обычный советский посёлок, уже в 1957 году Диканька приобрела статус посёлка городского типа.
Диканька в Полтавской области
Отдых на хуторе близ диканьки
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяРождество в Диканьке, тур на Рождество, туры на Рождество, туры на Рождество из Киева, туры на Рождество в Полтаву, рождественские туры, Рождественский тур, Рождественский тур в Полтаву
ВЕЧОРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИАНОНС тура:
Дати тура: Продолжительность тура:2 дня / 1 мистическая ночь
Путешествуем так: Стоимость тура:- 1850 грн.
- * Вы можете бесплатно заказать оформление подарочного сертификата на этот тур
Места в автобусе распределяются согласно даты оплаты тура!
Программа Рождественского тура на Полтавщину:
1 день тура:07:15 Встреча туристов в городе Киев, ст.м. Лесная.
Посадкой туристов в автобус занимается Руководитель группы, для регистрации необходимо подойти к нему и назвать ФИО, он укажет Ваши места в автобусе и ответит на все Ваши вопросы. Накануне нашей поездки всем туристам, которые согласились на участие в туре, будет направлен Инфолист с подробной информацией организационного характера, о выезде в тур (контакты ответственного лица, номер и марка автобуса, точное и время сбора группы).
07:30 отправление из Киева на комфортабельном автобусе (с аудио, СD, DVD) по маршруту путешествия. По дороге гид расскажет о самых интересных объектах, по которым будем проезжать.
13:00 Поднимаем праздничное настроение
Посещение музея пива и самогоноварения с дегустацией!
Изготовление крепких напитков началось это в давние времена, и именно в Украине такой ассортимент был гораздо больше, чем в любой стране. Так, мы посетим очень оригинальный и интересный музей, росташувався на тиритории бывшего имения помещика Михаила Абазы. Экспозиция посвящена истории промыслов и культуре потребления крепких напитков. Собраны уникальные экспонаты со всей Украины. Увлекательный рассказ гида не оставит Вас равнодушными.
14:20 Обед.
15:00 Размещение в отеле.
16:00 Обзорная экскурсия по городу Полтава.
Наше путешествие начнется с Ивановой горы, где находятся основные достопримечательности Полтавы.
Сначала вы увидите Успенский собор, который только в 2000-х годах был заново отстроен после разрушения в 1934 году. Далее находится усадьба Ивана Котляревского, где можно посмотреть, как жил знаменитый украинский писатель.
Также стоит посетить самый известный и самый интересный Краеведческий музей в Полтаве и Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь (1650)
18:00 Свободное время у новогодней елки.
18:45 Собираемся возле автобуса и едем на Праздничный ужин.
19:00 Праздничная развлекательная театрализованное представление с вкусным ужином Ночь перед Рождеством.
Вы смаковать традиционную полтавскую кухню: затирку, паровые полтавские вареники, галушки со шкварками и вкусненький травяной чай. Вы оцените настоящую полтавскую кухню! А приятного аппетита Вам пожелают сам Гоголь и его герои: Солоха, Вакула и даже симпатичный черт!
После завершения программы вас ждет дискотека.
Скучать не придется никому, будет очень интересно и весело .
22:30 С хорошим настроением возвращаемся в гостиницу.
Возвращение в отель. Свободное время. Отдых.
2 день туру:08:30 Просыпаемся, завтракаем, пьем кофе / чай и едем дальше Рождественской Полтавщине.
09:30 Приезд в с. Диканька на экскурсию.
Своеобразной визитной карточкой края является историко-краеведческий музей им. Д. М. Гармаша, который был создан в 1959 году, экспозиция размещена в восьми залах.
Еще увидим:
11:00 Приезд в с. Большие Будище.
Посещение Музея свадьбы, где станем участниками тетрализованои царемонии свадьбы!
Какая же Полтава без Гоголя ?! 🙂
Посещаем Музей Гоголя.
Тетрализована экскурсия, где Вас встретят мать и сестра писателя ну и, конечно же, он сам .
16:00 Поздний обед (самостоятельно).
Сбор туристов у автобуса и выезд в Киев.
22:30 Ориентировочный приезд в Киев. Прощаемся и ненадолго.
Желаем Веселого Рождества и до следующих путешествий с ТУРБАЗА!
Организатор имеет право вносить коррективы в путешествия или изменять программу на равноценную. Компания не несет ответственности за погодные условия, состояние дорог, непредсказуемые неисправности транспортного средства и форс-мажорные обстоятельства.
<strong>Дополнительные условия:</strong> Стоимость входных билетов за 1 человека: Проживание: Питание:Включено в стоимость: 1 завтрак и 1 обед.
Рождество в Диканьке, тур на Рождество, туры на Рождество, туры на Рождество из Киева, туры на Рождество в Полтаву, рождественские туры, Ридвяний тур, Рождественский тур в Полтаву
Гоголевские отголоски на улицах Диканьки
Полтавская земля для Гоголя – место нескончаемого вдохновения. И у большинства почитателей его творчества Николай Васильевич ассоциируется именно с этими, родными ему, землями. Да и сама Полтава, как и Диканька, благодарна этому украинскому автору. Ведь благодаря его строкам сюда уже много лет съезжаются туристы. А ведь всё началось в 1831 году, когда мир познакомился с легендарным произведением «Вечера на хуторе близ Диканьки». Действительно ли Диканька была сосредоточением украинской мистики и магии – сказать сложно. Видимо, просто здешние колоритные и живописные места вдохновили Гоголя на такой порыв творчества. Ведь, по правде сказать, весь украинский народ был сведущ в магии. Вот только на Полтавщине Николай Васильевич собрал такое количество народных обрядов и фольклора, что из этого вышло множество прекрасных произведений.
В любом случае, стоит приехать сюда и лично познакомиться с традициями и рассказами. А их у местных жителей и экскурсоводов предостаточно. Они с радостью проведут вас по историческим и, само собой, гоголевским местам. Всё, пожалуй, начнётся с памятника самому писателю.
Троицкая церковь была построена в далёком 1780 году. Её основа возведена в форме креста, а отделка выполнена в лучших традициях позднего барокко. И уже здесь ощущаются отголоски гоголевских повестей. Местные жители поговаривают, что именно в Троицкой церкви бывал и «вымалёвывал» свои шедевры кузнец Вакула.
Ещё один отголосок повести «Вечори на хуторі близ Диканьки» — в экспозициях историко-краеведческого музея имени Гармаша. Всего 9 залов, 8 тысяч экспонатов. И непременно есть на чём остановить свой взгляд. Здесь представлены и артефакты с раскопок, и предметы одежды, быта, оружия и искусства полтавской земли. Всё, начиная от скифов и заканчивая последними казацкими поселениями. Но один из самых любимых здешних экспонатов – сундук кузнеца Вакулы. Возможно это именно тот, который, согласно повести, Вакула должен был сделать любимой Оксане. «Будет, серденько, к праздникам сундук будет готов. А как будет расписан!» — все ведь помнят эти строки? Так почему бы не посмотреть своими глазами на дело рук влюблённого мастера?
Поселок Диканька под Полтавой
Точную дату основания поселения никто из историков назвать не может, но первые упоминания об Диканьки датируются 1658 годом, в летописи Самуила Величко.
По одной из версий, здешний край был назван Диканькой из за непроходимых диких лесов, которые окружали населенный пункт со всех сторон.Посетив сказочную Диканьку, перед вами откроется великолепная панорама окрестности, вы увидите много интересных и популярных достопримечательностей Полтавщини.
В здешнем крае, практически все имеет отношение к известному роду Кочубеев.
Сам Кочубей был главой поселка, который внес огромный вклад в развитие Диканьки.
Благодаря знатной семье был построен превосходный дворец где насчитывалось более 100 комнат.
В его просторных залах находилась картинная галерея, библиотека, музей с уникальными экспонатами со всего мира,но к огромному сожалению, в период революции 1917 г все было безвозвратно уничтожено.Сегодня о когда то величественном дворце , где гостили известные писатели, художники, цари, гетманы напоминает только Триумфальная арка , сохранившейся по сей день.
Она являлась неотъемлемой частью усадьбы Кочубеев, которую возвели в честь императора Александра I, в 1820 году.
По проекту известного архитектора того времени Луиджи Руска, арка выполняла роль парадного въезд в усадьбу.Триумфальная арка
В наше время на месте когда-то величественного дворца разбит замечательный ландшафтный парк, где возвышаются четыре 800 летних дуба.
Три растут на одной аллее, а один отдельно, ближе к населенному пункту Диканька.
Великаны имеют 20-22 метров высот , их диаметр достигает полутора метров.
По народными сказаниям, деревья были высажены в честь дня рождения В. Л. Кочубея, полковником Иваном Искраем и судьей Василием Кочубем.
Изначально на аллеи произрастало 68 дубов, но на сегодняшний день осталось только 4.
Это конечно не самые старейшие дубы на территории Украины, но увидеть их стоит.Если верить легенде,то именно здесь,встречались влюбление Мотря Кочубей и Иван Мазепа.
На момент встречи Мазепа имел почти 60 лет, а юная Матрена всего 16 .
Следует заметить, чувства между парой несмотря на существенную разницу в возрасте были взаимны. Мазепу было за что полюбить! Он выглядел очень привлекательно, был по-прежнему строен, физически крепок и здоров.Кочубеевские дубы
Сиреневая роща
Николаевская церковь
Троицкая церковь
Будете в Диканьке, обязательно посетите уютный хутор Прони, здесь расположен популярный среди туристов историко-культурный комплекс “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
Его открыли не так давно, в 2003 году.
Комплекс является прототипом села из популярного произведения Н. В. Гоголя
«Вечера на хуторе близ Диканьки» .
Здесь вы сможете посетить настоящий шинок и отведать традиционные полтавские блюда: вареники Солохи, украинский борщ с пампушками, казацкую картошку от кузнеца Вакулы.Вечера на хуторе. Диканька - Гоголево - Прони
Экскурсия в Диканьку – Гоголево неразрывно связана с именем Н.В. Гоголя. Этот популярный экскурсионный тур знакомит с жизнью и творчеством Гоголя, с теми местами, где он родился, провел свое детство и которые с любовью описывает в своих произведениях.
Только в этой экскурсии:
- вас встретят настоящие гоголевские герои и даже сам Гоголь
- вы познакомитесь с уникальным творчеством Марии Башкирцевой
- побываете в местах, где родился и провел детство гениальный писатель
- увидите настоящее представление - свадьбу со свадебными шишками
- научитесь готовить настоящий полтавский борщ с грушами.
В программе тура: выезд автобусом из Харькова, транспортно - экскурсионное обслуживание по программе, путевая экскурсия, экскурсии по Диканьке, Гоголево, Великим Будищам, Полтаве, музей-заповедник Гоголя, музей свадьбы, хутор Прони, театрализованные представления, Крестовоздвиженский монастырь.
На родину Гоголя - писателя с мировой славой - приезжают гости со всего мира. А вы еще не были в Гоголево и Диканьке? Так о чем тогда думать!
Маршрут
Диканька – Гоголево – хутор Прони - Великие Будища - Опошня - ПолтаваДлительность тура
Питание
Предлагаем за дополнительную плату:
- обед в кафе (от 100 грн с чел);
- сухой паек (от 60 грн с чел);
- ланчбоксы (от 90 грн с чел).
Транспорт
Тип тура
Экскурсионная программа
Выезд из Харькова в Диканьку.
Диканька. Посещение в Диканьке краеведческого музея, художественной галереи Марии Башкирцевой, Троицкой церкви, Николаевской церкви, усыпальницы Кочубеев. История семьи В.Л. Кочубея – генерального судьи Украины, экскурсия к Кочубеевским дубам . . Круглый год здесь готовы вас радушно встретить, угостить смачным украинским борщом с пампушками, а в мае Диканька также порадует Вас великолепным зрелищем цветущей сирени.
Гоголево. Музей – заповедник Н.В. Гоголя - гениального певца Украины в с. Гоголево – бывшем родовом гнезде Гоголей – Яновских: парк, озеро, грот, флигель с рабочим кабинетом писателя. Здесь вас ждет сюрприз - театрализованная экскурсия по музею!
В завершении экскурсии предлагаем на выбор посетить один из экскурсионных объектов:
- посещение Музея свадьбы в с. Великие Будища с настоящим представлением - свадьбой, шишками и весельем;
- обзорная экскурсия по Полтаве, посещение Крестовоздвиженского монастыря;
- отдых на хуторе Прони в развлекательном историко-культурном комплексе "Хутор близ Диканьки": театрализованное представление - встреча гоголевскими героями, обед в национальном ресторане "Шинок" (борщ, вареники со сметаной, узвар);
- этноусадьба Елены Щербань. Мастер-класс по приготовлению + дегустация традиционного полтавского борща с грушами! Борщ горотися в печи, на очаге - пальчики оближешь!
Подводя итоги экскурсии…
В общем и целом сложно описать саму Диканьку на странице блога. Вся эта земля – большая и значимая часть украинской истории. Как военной, так и бытовой. Ну и литературной, само собой. Да, мир изменился: вместо повозок по улицам ездят автомобили, а казаков сменили менеджеры и юристы. Вот только настоящий дух украинских деревень не исчезнет до тех пор, пока их истории будут жить на страницах произведений и в сердцах местных жителей. Часто, когда люди смотрят экранизацию книг, они говорят, что в книге было лучше. Так вот, поверьте на слово, как бы великолепно не было произведение Николая Васильевича Гоголя, в жизни действительно лучше.
Вечеряли на хуторе близ Диканьки
Прожившая долгие годы в Воронежской области участница Великой Отечественной войны Наталья Дрозь родилась близ знаменитой Диканьки, а жизнь ее была страшней, чем в самых жутких гоголевских историях.
В воспоминаниях о детстве в памяти Натальи Елисеевны Дрозь прочно уживались два эпизода. В первом мама наряжает ее в праздничную вышитую сорочку, поправляет на ней пышные рукава, и, напевая, любуется дочкой. Затем зовет вечерять всю семью, с любовью смотрит на мужа, нежно гладит по косичкам дочерей.
Второе воспоминание – жаркое лето 1933 года. Мать стоит на коленях под яблоней. Ноги у нее распухли, и встать она уже не может. «Доченька, подойди ко мне». Наталка подходит к маме, и та хватает ее за горло и начинает душить. Но сил у нее не хватает. Дочь вырывается. И мать отчаянно зовет ее снова. Но девочка находит в себе силы отползти, и также на распухших ногах ковыляет от матери прочь.
Гоголевские места
Наталья Дрозь родилась в 1922 году на Полтавщине, в селе Шишаки, – близ Диканьки и Миргорода, – мест, так ярко воспетых Николаем Гоголем. В детстве Наталка (так называла ее мама) была и на описанной Гоголем Сорочинской ярмарке. Ездила туда с родителями и младшими сестренками – Катенькой и Настенькой. Ее мама – Мария – была из богатой семьи. Именно на подворье ее родителей был устроен колхоз – так много было здесь добротных хозяйственных построек.
За сельского портного Елисея Мария вышла против воли родителей. Крепко любили они друг друга. Как вспоминала Наталья Елисеевна, никогда не слышала она промеж родителей ни ругани, ни оскорблений. В гражданскую Елисей служил сначала в Белой армии, потом перешел к красноармейцам. Наскучавшись по сельскому труду, в колхоз вступил по своей воле, работал конюхом.
В 29-м раскулачили и отправили в Сибирь родителей Марии. Она бежала за повозкой, на которой увозили мать, отца меньших братьев и сестер, и голосила на все село. Елисей, не помня того, что не хотела его женина родня, написал в их защиту письмо.
Тюрьма в Диканьке
А в 32-м выгнали из колхоза как родственника кулака и Елисея. Когда пришел за ним милиционер, мать упросила разрешить сфотографироваться на память. Они встали перед фотообъективом, мать положила руку отцу на плечо, дочки испуганно застыли, еще не понимая, что произойдет через минуту…
А через минуту отца заберут, потом выгребут весь хлеб, а им объявят, что их хата уже продана, и они могут в ней остаться только до весны.
Тюрьма, где сидел отец, стояла в Диканьке, и мать ходила туда из Шишаков пешком, носила отцу передачки. А возвращаясь из Диканьки, падала на подушку и долго рыдала.
Весной в их хату пришел заселяться новый хозяин – председатель сельсовета. Его жинка – бойкая бабенка – подгоняла мать. Ничего взять с собой она не разрешила, сказала, что все добро продано вместе с хатой.
Их приютили в сарае дальние родственники. Шел 1933 год. Кругом царил голод. Мать с дочками ходили в лес за грибами и щавелем. Еще мать сушила траву-мураву, выменивала на остатки кой-какой одежды конопляное масло и пекла лепешки. Долго продержаться на таком скудном пропитании они не могли, и у младших девочек стали пухнуть ноги. В это время вернулся отец. За него вступились товарищи, с которыми он переходил к красным. Вот как Наталья Елисеевна описывала его возвращение:
– Я принесла из леса грибов и щавеля, мать сварила суп. Они пообедали, отец прилег отдохнуть во дворе и начал издавать какие-то непонятные звуки. Мы подумали, что он плачет. Отец пролежал так до вечера и затих. А на другой день его хоронили.
Пошли умирать
Больше шансов выжить у них не было. Впрочем, мать еще предприняла попытку – она отправила детей в сельсовет, к тому самому председателю, поселившемуся в их доме, чтобы они попросились в детдом. Узнав, чьи они дочки, председатель выгнал их вон.
И они пошли умирать. Настенька была старше Катеньки, а отошла первой. А Катенька все цеплялась за жизнь, все смотрела на маму измученными глазенками. Через два дня умерла и она. Мать закопала дочерей в саду…
Наталка к тому времени жила в людях – пасла корову. Тогда-то, чувствуя свою близкую кончину, несчастная женщина как могла, решила избавить свою последнюю дочь от мучительной голодной смерти, от страданий и унижений.
На другой день после неудавшейся попытки задушить дочь, мать умерла. Она лежала во дворе, а Наталка тихо плакала рядом. Потом она ушла – нужно было пасти корову, чтобы выжить. Мать похоронили без нее – прикопали где-то в саду.
Наталка осталась совсем одна. Наступила осень, и семья, у которой она пасла корову, в месте ей отказала. Она пошла на соседний хутор наниматься в пастухи там. Ей повезло – ее приняла семья учителя. У них она пасла корову, полола свеклу. В воскресенье хозяева отпускали ее погулять. Наталка выходила в поле и подолгу смотрела на небо и облака – не выглядывают ли оттуда ее родные.
Однажды встретила на улице дальнюю родственницу. Та ей сообщила: «Эту змеюку парализовало в вашей хате». Речь шла о жене председателя. «Сдохла», – услышала она в другой свой приход в село.
А Наталка продолжала жить в людях. Вскоре кто-то написал на учителя, что тот держит прислугу. Она перешла в семью ветеринара. Однажды на дороге встретила милиционера, тот под конвоем вел учителя.
Сколько еще бы скиталась Наталка, неизвестно, если бы не взялась ей помочь родственница председателя сельсовета. Видно, мозолила она им глаза, напоминала о том, что сгубили они ее семью. Вот и уговорила свою знакомую увезти девчонку в Киев.
В Киеве ее определили в няньки к энкэвэдэшнику. Работала у него Наталка совсем недолго – хозяин по ночам пропадал на работе, а жена закрутила на стороне роман. Спасать семью приехала теща, и нянька ребенку стала не нужна.
Последний дом, в которой жила Наталка, была семья начальника политотдела дивизии. У них была дочка Люда, так похожая на ее сестренку Катеньку. Наталка полюбила ее всем сердцем. Девочка и ее родители называли няньку «наша Таша». Относились к ней хорошо. Хозяин, бывший летчик, даже хотел помочь вернуть ей хату, но Наталка, испугавшись, что его за это посадят, категорически отказалась.
Накануне войны хозяина перевели в Житомир. А 22 июня 1941 года их уже бомбили. Глава семьи попал под первую же бомбежку, и был отправлен в госпиталь в Москву.
А Таша вместе с хозяйкой Еленой Лазаревной и Людой отправились в эвакуацию. Жить они стали в Армавире. Наталья устроилась работать в эвакогоспиталь в хирургическое отделение. Раненых сюда привозили прямо с фронта. Страшные раны, оторванные руки и ноги – всего повидала. Немцы рвались к бакинской нефти. Перед тем, как фашисты взяли Армавир, госпиталь оттуда в спешке эвакуировали.
Свой путь в действующей армии Наталка продолжила в Подмосковье, в Серпухове. Сюда ее и свою семью привез вышедший из госпиталя начальник политотдела дивизии. Она служила в летной части. «Наталка-Полтавка, что нам сегодня приготовила?» – шутили с ней летчики перед вылетами. А к прилету столы были уже накрыты. Те, кому повезло вернуться (иногда это была половина тех, кто улетал), она знала, шутить в этот день уже не будут.
В Прихоперье
В летной части Наталья вышла замуж за уроженца села Троицкого Новохоперского района. Он служил в части шофером. А в 45-м у нее родился сын. Наталья жила с ним по квартирам в Каменец-Подольске, ждала, пока за ней приедет муж. После войны они переехали в Новохоперский район, в Новопокровку. Потом поработали на восстановлении Воронежа и обосновались в селе Елань-Колено. Муж умер рано. Сын, подрастая, увлекся книгами о море. Наталья Елисеевна даже ходила в библиотеку, просила не давать ему морских книг. Не помогло. После окончания мореходного училища Владимир много лет ходил по морям и океанам. А мать все это время ждала и молилась.
Мамина сорочка
Когда Наталья Елисеевна была моложе, ездила на Украину. Хаты их больше не было – в войну ее сожгли немцы. Могилок матери, отца, младших сестер она тоже не нашла.
– Ведь они мне даже не приснились ни разу – ничем не потревожили, – плакала она, вспоминая прошлое.
Всю жизнь в своем сундуке Наталья Дрозь хранила старинную праздничную женскую сорочку. Эта сорочка помнила руки ее матери. На Украине одежду шили из конопли. Мать сама ее сеяла, собирала, замачивала, сушила, отделяла волокна от стебля, прочесывала и ткала. Из полотна шила. Затем украшала пышные рукава вышивкой. Такую сорочку надевали в церковь или по большим праздникам.
На пути к истории и сказкам
Само собой, что приехать в Диканьку абсолютно спокойно можно и своим ходом. Рассчитайте маршрут, запаситесь бензином или билетами и, обязательно, позаботьтесь о проживании. Поверьте, осмотреть все красоты Диканьки за день – задача практически невыполнимая. В вопросе отеля есть выбор – либо остановиться в Полтаве и добираться в Диканьку на автобусе, либо «осесть» непосредственно в посёлке. Несмотря на то, что Диканька – посёлок городского типа, здесь тоже есть несколько гостиниц. Правду сказать, в большинстве своём это – частные дома или усадьбы отельного типа. Но в этом даже есть свой уют и колорит. Так, к примеру, можно остановиться в «Садыбе на Садовой». Это небольшая усадьба, где вам предложат поселение в отдельном домике или в комнате, с вариантами питания и возможностями организаций экскурсий. Здесь же есть баня, мангал, небольшая садовая зона вокруг усадьбы. Стоимость поселения – от 100 гривен в сутки. Другой вариант – «Усадьба у Смереки». Это также дом гостиничного типа, где предлагаются номера, питание и организация экскурсий. Усадьба удобно расположена в центре Диканьки, а удалённость от основных достопримечательностей – буквально пару километров. Стоимость проживания – от 130 гривен в сутки.
Если же вы решили ехать в Диканьку, воспользовавшись туром, то вариантов у вас тоже немало. Многие туристические фирмы организовывают тематические поездки. Но, чаще всего, тур касается не только Диканьки, а и других достопримечательностей Полтавской области. Это и сама Полтава, и Великие Сорочинцы, и многие другие колоритные места.
Есть и другие варианты экскурсий, но стоит учесть, что практически все они проводятся по нескольким населённым пунктам в своеобразном режиме нон-стоп. Поэтому, если вы хотите ближе и детальнее познакомиться именно с Диканькой и её неповторимой атмосферой, то выделите несколько дней и останьтесь здесь сами. Поверьте, спланировать свою экскурсионную программу самостоятельно не составит ни малейшего труда. А отдых получится более содержательным и интересным.
Полтавщина. часть 4. Диканька и хутор Прони
От Полтавы до Диканьки всего каких-то 20 километров: едем на север, мимо поля Полтавской битвы и далее буквально 15 минут. Мест, где можно перекусить, вдоль дороги практически нет. Но на подъезде к Диканьке одно-два таких местечка появляются, и самое колоритное из них – это хутор Прони.
Если раньше съезд на грунтовку, ведущую к хутору, можно было и проскочить, то теперь на нужном повороте стоят флагштоки с развевающимися разноцветными стягами. За несколько последних лет это место стало очень популярно среди и местного населения, и туристов. Поэтому в праздники и летние выходные сюда без предварительной договоренности с хозяином – Владимиром Удовиченко – можно и не попасть.
А начинали Удовиченки «розбудову» этого, как они сами называют, «историко-культурного комплекса» в 2003 году, когда Владимир, председатель сельсовета, и его жена Валентина, директор дома культуры, арендовали участок земли с небольшим прудом.
Здесь, на хуторе Прони, можно очень вкусно поесть в традициях местной, т.е. полтавской, кухни, погулять в небольшой рощице и даже попробовать кого-нибудь поймать в том самом пруду.
Если же не поскупиться и заказать здесь действо, называемое в прейскуранте «музыкальное сопровождение», то вас встретит парочка музыкантов и лично «пан голова» в исполнении хозяина.
Благодаря его рассказу вы перенесётесь в атмосферу сельского быта двухвековой давности, и уж тогда галушки или вареники сами позапрыгивают вам в рот. Однако не следует забывать, что стоит такое мини-шоу по 10 грн с человека.
Но если вам не посчастливилось попасть на хутор Прони, дабы подкрепить иссякающие силы, рекомендую ехать прямо в центр Диканьки – там есть неплохой одноименный ресторан.
Ещё километр – и вот она, легендарная Диканька.
Слева нас, как и императора Александра I в 1820 году, встречает Триумфальная арка. Ещё недавно арка была просто побеленной, но в этом году её отреставрировали, добавив бежевый колор (в последнюю поездку сфотографировать арку не довелось, поэтому воспользовался фотографией коллеги martishka отсюда
Правда, поляну цветов под аркой, как мечтала коллега, так и не высадили :)
Но сначала мы едем в центр посёлка. Для этого поворачиваем налево не сразу возле арки, а на следующем повороте. Пропетляв вместе с главной дорогой, переехав небольшую речушку, попадаем в парковую зону, неимоверно насыщенную памятниками. Тут и автомашина с системой залпового огня (в этих местах впервые на территории Украины была применена «Катюша»), и памятники воинам советской армии и их военачальникам, и Т.Шевченко, и В.Ленину (естественно, напротив входа в краеведческий музей) и «великому российскому писателю» (как утверждается на памятнике) Н.Гоголю.
Возле музея стоит вот такой «паровоз». Но он не предназначен для движения (присмотритесь к его тоненьким колёсам) – это паровой двигатель начала прошлого столетия.
Если есть время, очень рекомендую послушать экскурсию в краеведческом музее - вы узнаете много интересного. В частности, о династии Кочубеев, увидите фотографии их шикарного дворца, который разнесли по кирпичам в годы гражданской войны; о Мазепе и его юной крестнице Мотре. Кстати, Кочубеи ведут свою родословную от татар. Вот так своеобразно пишет Википедия: «Кочубей - русский княжеский и дворянский род, происходящий от татарина Кучук-бея, выехавшего на Украину в середине XVII века». Будет интересно узнать, что в кочубеевском дворце даже была домашняя мечеть, где его хозяин (Василий Павлович - прапраправнук Кучук-бея) молился аки мусульманин.
А меня особенно впечатлила история о военном лётчике, уроженце Диканьки, который в Великую Отечественную попал в плен, а затем оказался в Канаде, где стал вождём индейского племени (смотрели аналогичную историю в фильме «Серая сова» с Пирсом Броснаном?).
Тут же в центре Диканьки расположена Троицкая церковь, которую, по словам Гоголя, расписал кузнец Вакула. Если же поехать на край села, к виденной уже нами Триумфальной арке, то рядом с ней нас порадует своей гармоничной архитектурой Николаевская церковь.
Именно в неё ездила из Васильевки (сейчас Гоголево) юная Мария Гоголь-Яновская, прося Бога о том, чтобы третий её ребёнок (будущий Николай) всё-таки выжил.
В этой церкви, в семейной усыпальнице, похоронены многие из рода Кочубеев.
А чуть дальше, в лесочке, сохранилось ещё несколько дубов-великанов, описанных А.Пушкиным: «Цветет в Диканьке древний ряд/ Дубов, друзьями насажденных/ Они о праотцах казненных/ Доныне внукам говорят». Деревьям этим более чем по 800 лет, а диаметры их стволов от полутора до двух метров. По легендам, под этими дубами тайно встречались 60-летний Иван Степанович с 16-летней Матрёной Васильевной.
А ещё говорят, что если к таким старожилам прислониться спиной, то они поделятся с вами своей жизненной энергией.
Ну что ж, время не ждёт, и перед возвращением в Киев мы должны заехать ещё в столицу украинского гончарства - Опишню.
5 экранизациий «Вечера на хуторе близ Диканьки»: Вакула, Оксана и другие герои
Я уверена, что многие смотрели только одну или две экранизации по циклу повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». А ведь история Вакулы и Оксаны в рождественскую ночь воплощалась на экранах целых 5 раз (если не считать мультфильмов).
«Ночь перед Рождеством», 1913 год. Не для слабонервных!
«Ночь перед Рождеством», 1913 год «Ночь перед Рождеством», 1913 годЭто была первая экранизация повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фильм — немой, но в 2003 году его озвучили: добавили музыку. Музыкальное сопровождение, если честно, так себе: впрочем, вы сами можете оценить картину — она доступна на Ютубе.
Что касается самого фильма, то он очень даже интересен! Там один Черт чего стоит – грим просто потрясающий! Кадры – не для слабонервных)))
Как писались "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Могут ли настоящие литературные шедевры родиться из ничего? Николай Васильевич Гоголь, творчество которого эксперты называют образцом русской и мировой литературы, всегда признавался, что не умеет придумывать сюжеты из воздуха. Ему были необходимы фактические материалы, личные наблюдения, истории, знания и даже предметы, которые можно исследовать, чтобы объединить все это вместе и создать нечто, достойное памяти в веках.
Первой книгой автора, которая прославила его имя, стал сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки". Материалы для работы будущий писатель начал собирать еще в детстве, когда даже не подозревал о своем предназначении. Он любил слушать истории о колдунах и прочей нечисти, рассказываемые ему любимой бабушкой. Они сильно повлияли на его восприятие мира, которое всегда имело мистические оттенки. Кроме того, в годы жизни в Малороссии (так тогда называлась современная Украина), юноша внимательно относился к особенностям культуры и быта простого народа. Он с искренней симпатии наблюдал за тем, что его окружало. Наблюдательность и открытость души позволили увидеть, понять, принять и запечатлеть в сердце милые образы, а потом воспроизвести их на страницах будущих книг.
Гоголь учился в Нежинской гимназии, а когда закончил ее, перебрался в Санкт-Петербург. С этого началась его новая жизнь. Молодой человек мечтал делать что-то полезное, и думал, что знает способ. Он устроился работать чиновником, но его карьера не складывалась. Серые пейзажи за окном вызывали меланхолию и заставляли грустить по солнечным родным краям. А знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным зародило в голове Гоголя мысль о том, что он мог бы приносить пользу совсем иным способом, не так, как предполагал раньше. Например, рассказывать истории, сохраняя таким образом традиции и культуру предков.
Тогда Николай Васильевич написал матери и сестре. В послании, доступном для изучения современным исследователям, он просил их присылать ему все мифы, легенды, предания, сказки, которые им доведется услышать, а также рассказывать о любых странных вещах, происходящих рядом с ними. Он хотел знать все. Как одевается деревенский дьячок, как проходят народные свадьбы, что делается в ночь на Ивана Купалу. Правда, в то время, когда письмо полетело к своим адресатам, Гоголь еще сам толком не знал, что будет делать, когда получит ответы. Зачем ему вся эта информация? Ответ на этот вопрос должно было подсказать время.
Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки". Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".Помимо прочего Николай Васильевич изучал труды этнографов. Это впоследствии сделало убедительным его повествование, которое не может быть оторвано от реальности, как бы сказочным ни подразумевалось. Он читал статьи по лингвистике, чтобы верно передать речь героев, их манеру общения, грамотно использовать слова и строить предложения. Писатель даже прибег к талмуду по колдовству, который пристально изучил.
Естественно, подобная подготовка требовала времени. И до конца даже не было понятно, куда она приведет и приведет ли хоть куда-то. Все решилось в 1831 году, когда в Петербурге началась эпидемия холеры. Представители высшего общества перебрались в деревню, надеясь спастись от заразы. С помощью друзей Николай Васильевич получил место учителя для сына княжны Васильчиковой. Вместе с семьей он жил в Павловске, в их поместье. Там-то и был завершен труд под названием "Вечера на Хуторе близ Диканьки". Вернее, первый том этой удивительной работы, поражающей воображение библиофилов и экспертов до сих пор.
Первыми читателями, вернее слушателями книги, стали подружки старушки-приживалки, которая нашла приют в доме Васильчиковых. Им Гоголь читал вслух, а они внимали ему с большим интересом. Однажды в этот небольшой кружок заглянул племянник княжны В. А. Соллогуб. Он решил тоже послушать новые истории, впрочем, не ожидая ничего особенного. Однако, стоило Гоголю начать, как все внимание студента было приковано к писателю. Он затаил дыхание, в нужных местах смеялся и пугался. Ему хотелось задать множество вопросов автору, но тот одним взглядом останавливал его порывы. Обо всем этом Соллогуб писал в письме, которое хранится в архивах литературоведов.
Книга ушла в печать и вскоре стала доступна читателю. Она имела огромный успех благодаря своей жизненности с одной стороны и пугающей мистичности с другой. Николай Васильевич смешал веселье и серьезность. Он разбавил повествование шутками, описаниями парадоксальных характеров и казуистических ситуаций. Он сделал истории очень детальными. Не забыл ни о фонах, ни о мыслях героев, ни о быте, ни о традициях, ни об особенностях поведения, присущих народу, живущему в местах, о которых шла речь. При этом нечистая сила и древние предания, переиначенные для сюжетов, добавляли непривычной остроты.
Успех не остудил пыл Гоголя. Напротив, он захотел писать дальше. Обращаясь к сестре он вновь попросил ее рассказывать об увиденном и услышанном. Но не только. Теперь он хотел получать сундуки с вещами, у которых была история. Старая одежда, выброшенная утварь — его интересовало все. Изучение этих вещей принесло свои плоды. В 1832 году выше второй том "Вечеров. ".
Творчество Гоголя любят даже те, кому не нравится классика. У этого есть простое объяснение. Несмотря на то, что в книгах писателя есть глубина и драма, частенько отпугивающие поверхностных современников, в них также присутствуют юмор и динамика, что они любят и ценят. Ну а мистицизм, который прославил автора, нравится особенно. Ведь недаром фэнтези, фантастика, мистика и триллеры уже так долго не покидают верхние строчки всевозможных ТОПов.
Чем удивит полтавская волшебная земля?
К слову о тех первых подземных поселениях, где украинцы прятали от татар. Если вам интересна не только гоголевская атмосфера Диканьки, а и её истинная история, то стоит проехаться к востоку от посёлка. Именно здесь находятся руины первых подземных городов Диканьки. Согласно раскопкам и некоторым историческим данным в пещерных скитах вплоть до 1602 года жили монахи. Они же принимали к себе беженцев, которые пытались спастись от татарского ига. А вот куда и из-за чего монахи ушли отсюда – до сих пор однозначно не известно.
Видео — поиски пещер возле Диканьки и познавательная история местности
Невзирая на то, что советская власть в Октябрьскую революцию была весьма неразборчива в уничтожении «мещанских богатств», некоторые строения времён судьи Кочубея и его наследников остались и до наших времён.
Каждый, кто приезжает сюда в контексте тура или своим ходом, обязательно должен посетить уцелевшую часть легендарной усадьбы. Один из самых значимых здешних предметов гордости – Триумфальная арка. Ещё в далёком 1820 году она была построена по проекту специально приглашённого итальянского архитектора Луиджи Руска. Арку, вместе с целым дворцовым комплексом, возвели непосредственно перед въездом в усадьбу, когда Диканьку своим визитом почтил император Александр I. К тому же, она олицетворяла гордость местных жителей за победу над французами в войне 1812 года. Но, как уже упоминалось, времена гражданской войны и революционных действий значительно «повлияли» на здешние красоты. Дворец со многими прилегающими зданиями был разрушен, а стройматериалы забрали на партийные нужды. Единственное, что уцелело – сама Триумфальная арка. Сейчас это – визитная карточка Диканьки и всей Полтавской области. Уникальный симбиоз итальянской архитектуры и украинских мотивов.
Продолжая тему искусных зданий, стоит вспомнить о Николаевской церкви. Она была построена в 1794 году. Формально – это реконструированная деревянная церковь, в которой заменили купол, стены возвели из камня, а внутрь поставили поразительный в своей красоте резной дубовый иконостас. В церковном подземелье находятся усыпальницы восьмерых членов семьи Кочубеев.
Но не только архитектурными формами удивляет Диканька. Подъезжая к посёлку, обратите своё внимание на легендарные кочубеевские дубы. Старинные и массивные деревья, возраст которых давно уже перевалил за 500 лет. В высоту они достигают 22 метров, а диаметр – 180 сантиметров. Сами по себе дубы не были высажены по какому-то особенному поводу. Но дальнейшая история сама распорядилась этим местом. Согласно здешним приданиям под этими дубами проходили свидания гетмана Мазепы и Мотри Кочубей. Да и позже об этих дубах узнавал мир – Александр Пушкин именно о них писал в своей поэме «Полтава». Но даже если не учитывать определённое историческое значение, то просто полюбоваться природным величием тоже стоит.
А на юге посёлка красуется другое природное чудо – Сиреневая роща. Правнук судьи Кочубея Виктор Павлович высадил небольшую рощицу для любимой доченьки Анны. К сожалению, дочь умерла в детстве от болезни, но сад до сих пор радует глаз местных жителей и туристов. Роща – это площадь в 2 гектара, полностью засаженная почти 40 видами сирени. Неповторимое ощущение – в период цветения прогуляться по здешним аллеям и подумать о прекрасном на одной из лавок. Жителям Диканьки так пришлась по душе эта роща, что в честь неё в период цветения сирени проводится ежегодный праздник «Песни Сиреневой рощи».
Более современная здешняя достопримечательность – картинная галерея. В её залах собраны древние и современные предметы изобразительного искусства. 8 залов, больше 450 предметов. Здесь и картины, и скульптуры, и барельефы, и резное дерево, и изделия из металла. Творческое начало Полтавщины во всём его величии.
Читайте также: