Отдых крестьян в 17 веке
Скажем честно, крестьянам жилось не сладко в любом уголке мира в любое время. Про наших крестьян я уже писала, дошла очередь до западноевропейских трудяг.
Основой основ средневековых работяг был хлеб. Его употребляли много. Обычные крестьяне съедали до килограмма хлеба в день, монахи могли умять и два кило. Выпекали его из ржаной муки в виде плоских, жестких лепешек, ибо в тесте не использовали такие продукты как дрожжи, яйца или молоко.
Для увеличения массы хлеба и сытости в тесто подмешивали каштаны. Знать так же использовала хлеб как основу питания, но его пекли из пшеничной муки хорошего качества.
С распространением христианства предписания св. Бенедикта в области питания послужили увеличению производства вина, растительного масла, хлеба и постепенному распространению этих продуктов с юга Европы на север.
Хорошим дорожным вариантом были ячменные лепешки, которые пользовались популярностью у рыцарей, воинов и путешественников. Они долго хранились и не теряли форум.
Скудное углеводное питание крестьяне запивали виноградным соком или вином.
В вине не видели опасности и давали этот напиток даже детям. Однако, если принять в расчет качество средневековой воды, часто вызывающей желудочные инфекции, вино было меньшим из зол.
Позже научились изготовлять спирт, который вначале служил основой для аптекарских снадобий. Однако, к 15 веку европейцы осознали всю прелесть крепких напитков. Да так, что правительству пришлось запретить продажу алкоголя по праздничным дням.
Помимо хлеба крестьян хорошо выручали каши. Это был сытный и дешевый продукт, позволяющий долго не испытывать чувство голода. Каши так же варили из ячменя и иногда из проса.
На втором месте после хлеба и каш стояли овощи. В европейских регионах уважали капусту, репу и брюкву, из которых делали подобие винегрета (без картофеля, ибо в раннем средневековье картошка была еще не известна европейскому населению). На основе щавеля и крапивы варили супы ( в России в том числе).
Так же, как и российские крестьяне, европейские трудяги испытывали дефицит белка. Мясо на столе появлялось по большим праздникам. Чаще это была дичь или свинина. На Рождество закалывали поросенка, остатки которого ели в течение нескольких месяцев. Свинину предварительно засаливали и потом подмешивали в свой скудный рацион.
Рыбу, к слову, тоже солили и употребляли в постные дни. Однако, из-за дефицита соли, запастись рыбой впрок не удавалось.
Молоко в чистом виде средневековые европейцы не употребляли. Однако, горожане и зажиточные крестьяне могли побаловать себя изысканными сырами. Иногда ели яйца и мясо домашней птицы.
Придавать разнообразие пище помогали специи. Однако, экзотика была недоступна низшим слоям населения. Тут выручали петрушка, горчица, укроп и мята, которые подмешивали в супы, тесто и даже напитки.
Как видим, крестьянин в любой точке земного шара не шиковал и испытывал дефицит в необходимых организму веществах.
Крестьянский быт
Образ жизни крестьянина определялся его социально-экономическим положением в общества. Центром жизни была сельская община, в которой жили свободные крестьяне. В условиях неразвитого быта, каждодневные нужды ограничивались удовлетворением минимальных потребностей.
Крестьянские семьи были многочисленными: иметь 10 детей считалось нормой. Они с детства приучались к крестьянской работе, и редко знали другую жизнь. Наследство переходило к мальчикам, девочки же после замужества считались членами мужниной семьи. В брак вступали с мальчики 15 лет, а девочки с 12. Крепостные крестьяне не имели свободы выбора в этом вопросе и могли жениться только по разрешению помещика. Порой помещик женил или выдавал замуж крепостных, не спрашивая их мнения.
Обычный крестьянский двор состоял из избы, клети и хлева для скота. В зимнее время единственным источником тепла была печка, которую топили по «черному». Стекол на окна не было, вместо них использовали холстину, бычий пузырь, а зажиточные крестьяне могли позволить себе слюду.
Питались крестьяне достаточно скудно. Главными продуктами были рожь, пшеница и овес, из которых делали хлеб, пироги, квас и пр. Выращивали капусту, морковь, репу, редьку, огурцы, которые солили и умели сохранять в течение долгого времени. Кроме выращенного урожая, собирали грибы, ягоды и орехи в лесу.
Одежда была небогатая: традиционно носили подпоясанную рубаху из домотканого волокна. На ноги надевали поршни – два куска кожи, обернутые вокруг щиколотки – их носили осенью либо зимой. В сухую погоду зачастую носили лапти.
Положение крестьянина в XVII в. не было легким. Именно на крестьян, как на самую многочисленную часть населения, ложились налоги, которые они обязаны были отдавать в пользу государства и (или) помещика. Множество повинностей, ложившихся на них, и стремление государства и помещиков прикрепить крестьян к земле и превратить их в простую рабочую силу лишь ухудшало их положение.
Крестьянский быт XVIII века в России
Реформы, проводимые в России Петром I, осуждающие отношение Екатерины II к жестокостям крепостничества, не меняли, по сути, уровень жизни и положение крестьянства в XVIII веке. 90 % населения страны испытало на себе увеличение крепостнического гнета, усиление нищеты, полное бесправие. Крестьянский быт, подчиненный распорядку работы на земле, был рационален, беден, сохранял корни и традиции предков.
Крестьянский мир в XVII веке
Во второй половине XVII века область действий органов земского самоуправления сужается. В уезды назначаются воеводы, в чьи задачи входил финансовый контроль за поступлением налогов. Воеводы вели учет земли и доходности участков хозяйств. Хотя сборы налогов производили по–прежнему старосты, но надзор осуществлял воевода. Во второй половине XVII века, когда в России сформировался институт абсолютной монархии, значительные изменения происходят и в положении крестьянства.
Крестьянство центральной России оказалось закрепощено. Северное крестьянство становится экономически зависимым, что в первую очередь выражается в прикреплении дворохозяев к наделам, в частности, в этот период, запрещаются поземельные сделки между крестьянами. Правительство приказало сыскивать и возвращать на участки крестьян продавших или сдавших их в аренду. В течении XVII века произошла смена налогообложения – постепенно поземельный налог заменился подворным. Если подати ранее взимались с владельцев земли, то теперь распространились на всех домовладельцев, что привело к включению в налогообложение категорий крестьян «бобылей» и «половников», которые имели дома, но не имели земельных участков. Первые жили за счет ремесленной или промысловой деятельности, а вторые за половину урожая обрабатывали чужие участки. Ранее эти социальные группы не были в составе общины, теперь же стали членами миров, и поэтому миры несли ответственность за них как за налогоплательщиков.
Замечание 2Таким образом, крестьянская поземельная община в течение XVII века теряет самоуправление, замененное государственными органами.
Решение поземельных вопросов остается в ведении выборных общинных органов, но раскладка налогов, ранее учитывавшая «прожиточность» двора, становится фиксированной, что утвердилось с введением Петром I единого подушного налога.
Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях
В издание вошли работы известного русского историка Н. И. Костомарова (1817–1885). Небольшая по объему книга является настоящей энциклопедией быта и нравов русского народа допетровской эпохи, живо и интересно рассказывающей о том, как жили наши предки, что ели, во что одевались, что выращивали в своих садах и огородах, как лечились, справляли свадьбы и воспитывали детей. Описывая все достоинства и недостатки наших предков, книга дает ответ на многие злободневные вопросы: в чем исторические истоки таких язв нашего общества, как пьянство, лихоимство чиновников, пренебрежение к человеческой личности и т. д.
Книга адресована широкому кругу читателей.
Не спать или по крайней мере не отдыхать после обеда считалось ересью, как отступление от обычаев предков. Известно, что в числе подозрений, обличавших в самозванце нецарское происхождение и уклонение к латинской вере, было и то, что он не спал после обеда.
Источник: Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. Н.И. Костомаров. Смоленск: Русич, 2011. — 512 с. — ISBN 978 5813810176
Другие постройки двора
Часто дворовую постройку делали в два этажа: внизу жила скотина, а наверху – сеновал. Разумные хозяева пристраивали ее одной стеной к дому, чтоб скотине было теплее и хозяйке не приходилось выбегать на мороз. Орудия труда, сани, телеги хранились в отдельно стоящем сарае.
Крестьянский быт 18 века не обходился без бани. Даже самые бедные дворы имели ее. Устройство бани дошло до наших дней, практически не изменившись, только топилась она тогда по-черному.
Амбар с зерном берегли больше всего. Ставили его подальше от избы, следили, чтоб не загорелся, на дверь вешали замок.
Жизнь крестьян в XVII веке в России
Крестьяне в XVII в. были самой многочисленной группой населения. Они делились на зависимых и независимых, первые из которых назывались владельческими, а вторые – черносошными. Их общественное положение существенно различалось.
Домашнее животноводство
Уровень крестьянского быта напрямую зависел от количества возделываемой земли и наличия скота. Прежде всего коровы. Если на дворе есть крупный рогатый скот, семья уже не бедствует, может позволить себе и более сытную еду, и по праздникам покупную одежду, и домашнюю утварь побогаче. В хозяйствах «середняков» могли быть 1-2 лошади.
Мелких животных: свиней, овец, коз - содержать было проще. И трудно было выжить без птицы: кур, уток, гусей. Там, где позволяли условия, местные жители добавляли в свой небогатый рацион грибы и ягоды. Немаловажное значение имели рыболовство и охота. Особенно эти промыслы были распространены в Сибири и на Севере.
Значение печи в крестьянском быте начала 18 века
Сложить печь, которая была очень важным элементом крестьянской избы, приглашали хорошего мастера, потому что это непростое дело. Печь-матушка кормила, грела, парила, лечила, укладывала спать. Топились печи по-черному, то есть трубы не было, а едкий дым из дымохода расстилался под потолком. Дышать было трудно, глаза слезились, коптились потолок и стены, зато дольше сохранялось тепло, экономились дрова.
Печи ставились большими, почти на четверть избы. Хозяйка вставала рано, чтобы протопить ее с утра. Топилась она долго, зато долго и сохраняла тепло, можно и еду приготовить, и хлеба напечь, и одежду просушить. Печь приходилось топить круглый год, даже периодически летом, чтоб напечь хлеба на неделю и насушить грибов-ягод. Спали на печи обычно самые слабые члены семьи: дети и старики. В русских избах строили полати, настил от печи к противоположной стене – тоже спальное место.
От местоположения печи в доме «плясала» планировка помещения. Ставили ее слева от входной двери. Устье печи смотрело в угол, приспособленный для готовки еды. Это хозяйкино место. Здесь располагались предметы крестьянского быта, которыми ежедневно пользовались женщины: ручные жернова, ступки, горшки, миски, ложки, сита, ковши. Угол считался «грязным», поэтому прикрывался от посторонних взглядов ситцевой занавеской. Отсюда же был спуск в подполье за продуктами. У печи висел рукомойник. Изба освещалась лучинами.
Остальная часть комнаты, называвшаяся чистовой, имела красный угол. Он находился в углу, по диагонали от печи. Здесь всегда был иконостас с лампадкой. Сюда приглашались самые дорогие гости, а по будням здесь, во главе стола, сидел хозяин, который давал разрешение приступать к еде после молитвы.
Крестьянская община в московском государстве в 14-17 веках
Крестьянская община (мир) — это единица административно-хозяйственного крестьянского самоуправления.
Вшестером на одной печке. Как жили, работали и развлекались на Руси
На окраине города Эртиль Воронежской области расположилась историческая «Деревенька XVII - XIX веков». Крестьянская изба, высокая мельница за небольшим прудом, кузница, избушка на курьих ножках в окружении героев русских народных сказок, семь свадебных мостов – посетители уникального музея под открытым небом словно возвращаются на несколько веков в прошлое и становятся свидетелями истории. Как жили, работали и развлекались наши предки, можно узнать, побывав в деревне, созданной инициативным фермером, эртильским атаманом Владимиром Брежневым.
Семь человек спали на печи, родителя рядом - на койке. Здесь же бегали козлята, ягнята. Под койкой было лукошко, в котором сидела гусыня на яйцах, под печкой жил маленький поросенок, на чердаке – куры и утки. Это не сказки, так жила моя семья.Деревня создана по инициативе фермера Владимира Брежнева. Фото: АиФ/ Фаина Мания
Крестьянская изба
Поначалу так называлась жилая отапливаемая часть, но к XVIII веку это уже комплекс дворовых построек. Качество и добротность строений зависели от доходов семьи, от уровня крестьянского быта, а состав хозяйственных построек был приблизительно одинаков: амбары, риги, сараи, бани, хлева, птичники, погреба и так далее. В понятие «двор» включались сад, огород, земельный участок.
Мебель в избе была «встроенной», то есть неподвижной. Вдоль всех незанятых стен ставились широкие лавки, которые на ночь становились лежанками. Над лавками вешались полки, на которых хранили всякую всячину.
Как жили крепостные
О существовании на Руси крепостного права известно каждому еще со школьной скамьи, но истинная картина жизни крепостных обсуждается не так часто, хотя эта часть истории и культуры народа весьма интересна.
Статьи по теме:
- Как жили крепостные
- Как в России появилось крепостное право
- Как изменилась жизнь крестьян после 1861 года
Инструкция
Жизнь и быт крепостных крестьян различались по мере того, как укреплялось в стране крепостное право. В период его становления (XI-XV вв.) зависимость крестьян от помещиков выражалась в уплате дани, выполнении работ по требованию помещика, но оставляла достаточно возможностей для вполне приемлемой жизни крестьянина и его семьи. Начиная с XVI века, положение крепостных становилось все более тяжелым.
К XVIII веку они уже мало чем отличались от рабов. Работа на помещика занимала шесть дней в неделю, лишь ночью и в один оставшийся день крестьянин мог обработать свой участок земли, чем и кормил свою семью. Поэтому за столом крепостных ожидал весьма скудный набор продуктов, бывали и голодные времена.
По большим праздникам устраивались народные гуляния. Этим ограничивались развлечения и отдых крепостных. Дети крестьян в большинстве случаев образования получить не могли, и в будущем их ожидала судьба родителей. Одаренных детей забирали на обучение, они в дальнейшем составляли крепостные театры, становились музыкантами, художниками, но отношение к крепостным было одинаковым, какую бы работу для хозяина они не выполняли. Они обязаны были выполнять любое требование хозяина. Их имущество, и даже дети были в полном распоряжении помещиков.
Все свободы, которые на первых порах оставались у крепостных, были утрачены. Причем инициатива их отмены исходила от государства. В конце XVI века крепостных лишили возможности перехода к другому помещику, которая предоставлялась раз в год на Юрьев день. В XVIII веке помещикам разрешили за проступки ссылать крестьян на каторгу без суда, установили запрет на подачу жалоб крестьянами на своего хозяина.
С этого времени положение крепостных приблизилось к положению скота. Их наказывали за любую провинность. Помещик мог продать, разлучить с семьей, избить, да и убить своего крепостного. В некоторых господских усадьбах творились ужасы, с трудом поддающиеся осмыслению современного человека. Так, в усадьбе Дарьи Салтыковой хозяйка истязала и убивала самыми изощренными способами сотни крепостных. Это был один из немногих случаев, когда под угрозой восстания власть вынуждена была привлечь помещицу к ответственности. Но такие показательные судебные процессы не изменили общего хода ситуации. Жизнь крепостного крестьянина оставалась бесправным существованием, наполненным изнурительным трудом и постоянным страхом за свою жизнь и жизнь своей семьи.
Зависимые категории крестьян
В крепостничество могли переводиться также бобыли (крестьяне, которые не имели собственного подворья и земли, либо которые утратили право на его получение) и холопы, которые и так, по сути, считались собственностью владельца, будучи в роли прислуги.
Крепостные крестьяне находились в более тяжелом положении. Они отличались отсутствием личной свободы, прав распоряжения имуществом и землей, будучи зависимыми от помещика. Не могли они и свободно переходить от помещика к помещику и убегать, так как беглых крестьян разыскивала специальная инстанция. Существовали урочные лета – срок сыска беглых крестьян, в разное время колебавшийся от 5 до 15 лет. Крепостнический строй окончательно утвердился после того, как Соборное Уложение в 1649 г. утвердило бессрочный сыск беглых крестьян, а также прикрепление их к земле, на которой их записала перепись 1620 г.
Крепостные крестьяне в свою очередь делились на несколько категорий:
- помещичьи: крестьяне, изначально населявшие земли (поместье), которые давались служилым людям на время их службы государству; позже эта форма временной зависимости перешла в постоянную, а помещики стали основными владельцами крестьян; к концу XVII в. помещичьи крестьяне составляли 60 % от всех крестьянских дворов;
- монастырские (церковные): крестьяне, населявшие земли Церкви, также, ставшие зависимыми; к концу XVII в. составляли 15 % от всех крепостных крестьян;
- дворцовые: крестьяне, принадлежавшие лично царской семье и работающие на ее землях; их положение из всех крепостных было самым лучшим; составляли они примерно 10 % от общего количества крепостных, но этот процент неуклонно возрастал.
Главной повинностью, которую отрабатывали и свободные, и зависимые крестьяне, была барщина, которая представляла собой обязанность работать на землях помещика. По сути, она являлась принудительным трудом крепостных. За использование надела, предоставляемого землевладельцем, крестьяне должны были отрабатывать (со своим инвентарем) в пользу помещика определенное количество дней. Закон не ограничивал количество дней, но это право определения было у помещика, что зачастую приводило к произволу. Обычно же барщина составляла от 3 до 5 дней в неделю, но помещик мог легко установить и все шесть дней. В воскресные и праздничные дни работать было запрещено.
Замечание 3Еще одной повинностью был оброк, который выражался в уплате хозяину части урожая или денег, в размере, опять же определенном помещиком.
Как жили в 17 веке
В 17 столетии в просвещенных странах возрастает количество людей умеющих читать и писать. В России доля грамотных жителей посадов составляет 40%, помещиков – 65%, купцов – 96%. В домах стали появляться собственные библиотеки. В 1634 г. вышел в свет букварь «Азбука». Появлялись печатные таблицы умножения, псалтыри и часословы. В 1687 г. в России открылась славяно-греко-латинская академия. В науке развивалась преимущественно практическая сторона. Теоретическая часть мало исследовалась. Активно развивалась астрономия, медицина, география.
Век ограниченной гигиены
Только богатые жители передовых держав имели водопровод. Остальные мылись как придется. Конечно, в 17 веке о необходимости поддерживать себя в чистоте знали практически повсеместно, но применяли эти знания не всегда. Городские жители Англии, к примеру, пользовались банями. Но некоторые считали, что достаточно раз посетить это место и более грязь к телу не прилипнет.
Что касается туалетов, то специальные помещения для справления естественных нужд в 17 столетии были редки. Обычно использовались ночные горшки. Причем необязательно в уединенных местах. Считалось обычным делом даже в высшем обществе справлять нужду в столовой при приеме гостей.
Необходимость большого количества слуг
В 17 веке механизмов, которые бы облегчали человеческий быт, было изобретено мало. Хозяева больших домов не всегда успевали справляться со всеми домашними делами, поэтому росла необходимость в слугах. Кухарки, домработницы, горничные, прачки – пользовались большим спросом. Если в семье не имелось слуг, то все домашние обязанности брала на себя жена. Считалось дурным тоном, если муж, придя с работы, не обнаружит накрытый стол. В таком случае жене не стоит сетовать на то, что он будет частенько пропадать в тавернах, где столы накрыты всегда.
Крестьянская община в XIV-XVI веках
Присоединение к Москве Новгородских владений, включение этих территорий в состав централизованного государства привело к смене верховного владельца земель: все земли новгородских бояр и значительная часть монастырских и церковных земель были конфискованы в пользу казны. Верховным владетелем считался Московский великий князь, а после – царь. Здесь сформировалось тягловое сословие «черносошных» крестьян, получивших название от податной единицы – «сохи». В XVI–XVII веках прослеживается политика правительства на ограничение и запрещение поземельных операций крестьян, что привело к оформлению прикрепления крестьян к земле, невозможности покинуть надел.
В середине XVI века формируется институт сословно–представительной монархии, и распространение получает земское самоуправление, основанное на традициях крестьянской общины. Постепенно изменяется основа налогообложения. Она стала учитывать не только обеспечение землей, но и трудоспособность двора. Внутри деревни крестьяне сами определяли долю двора исходя из принципа: «по силе и тягло». Тем самым община по-прежнему ведала раскладкой налогов. Крестьянская община как и раньше следила за использованием общинных угодий, собирала налоги. Судебные функции постепенно переходят представителям верховной власти. Устройство и функционирование крестьянской общины представил историк М.М.Богословский.
Замечание 1В первую очередь деревенский общинный союз – это хозяйственное объединение совладельцев различных угодий.
Осуществлявшаяся по погостам система обложения заставляла крестьянскую строго следить за использованием земель, не допускать запустения, поскольку размер податей с запустевших земель ложился на членов общины до составления нового письма. Хотя община давала по–прежнему льготы на разработку участков, но в XVI веке уже считалось, что занимать пустые участки возможно только с разрешения государства. Важной проблемой был и вопрос землепользования. Эта функция приобретала особую значимость в условиях трехпольного севооборота. Община устанавливала одинаковые сроки сева и снятия урожая, принудительно внедряла одинаковые севообороты, определяла использование полей после снятия урожая под выпас скота.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимостьДля осуществления функций крестьянской общины была создана сложная система выборных органов, от низших – представителей отдельных деревень, до высших – представителей волостных мирских организаций. Система выборных должностей начала складываться в новгородский период, но лишь к XVI–XVII векам, в период расцвета земского самоуправления, она окончательно оформлялась. Деревенский мир выбирал должностных людей. Участвовали в выборах все дворохозяева поселения. Для избрания выборных должностей волости или погоста в поселениях выбирали «добрых людей» -представителей, которые выражали интересы деревни или волости. На сходе избирался староста – ключевое лицо мирского самоуправления. Староста избирался на один год, и крестьянский мир следил, чтобы сроки не продлевались, ибо считалось, что увеличение срока ведет к злоупотреблениям. К обязанностям волостных старост относились сбор и раскладка податей, передача их государственным органам. Деревенские старосты следили на местах за правильностью налогообложения. Старосты также наблюдали за правопорядком и пресекали его нарушения.
В ведение мирских организаций входили и судебные функции. Для разбора дел в первой инстанции (сбор сведений о преступлении, обыски, опрос свидетелей, задержание подозреваемых) избирали земского судейку, а если его не было, эти задачи выполнял староста.
Крестьянская организация контролировала избранников, которые по сложным вопросам были обязаны советоваться с избирателями. Одновременно мир был должен содействовать представителям. Содержание выборных представителей возлагалось на общину.
Представители волостей собирались для решения вопросов уезда на «всеуездный совет». Обыкновенно от волости на съезд являлся один представитель, но иногда отправляли и несколько представителей.
Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?
В далеком 1497 году на Руси начался процесс закрепощения крестьян. Полностью оформилось крепостное право в 1649 году и просуществовало долгих 212 лет до отмены в 1861 году. Как жили крестьяне в то время? Насколько тяжёлой была их жизнь?
Бытовые условия
Крестьянская жизнь отличался крайней неразвитостью. Подавляющее число крепостных проживало в простых избах-пятистенках, иногда даже полуразрушенных. В редких домах были собственноручно сделанные бани, а также немногочисленные хозяйственные постройки.
Еда была простой и зачастую достаточно скудной: хлеб, различные приварки, например, травяные щи. Также на столе иногда появлялись соленья. О недостатке еды упоминается во многих источниках , эту тему также затрагивал Лев Толстой в своих очерках.
Современное фото дома крестьянина Скобелкина, жившего в XVIII веке Современное фото дома крестьянина Скобелкина, жившего в XVIII векеПрава крестьян
Говорить о законодательно оформленных правах крестьян во время существования крепостничества не приходится. Даже разрешение на переход к другому помещику просуществовало недолго.
Крепостные люди полностью вверялись воле владеющего ими помещика . Он мог их наказывать, продавать или обменивать. Показательным примером является дворянка Дарья Салтыкова, которая замучила более 139 душ и при этом долгое время оставалась безнаказанной.
Единственное, что разрешалось крепостным – жаловаться на помещика. Однако подобные обращения за помощью часто оставались неуслышанными. В большинстве случаев дело даже не доходило до суда.
Даже Салтыкову удалось осудить лишь спустя годы после начала её зверств. Доносы просто отклонялись. а даже если дело доходило до суда, взятки решали проблемы с обвинительными приговорами Даже Салтыкову удалось осудить лишь спустя годы после начала её зверств. Доносы просто отклонялись. а даже если дело доходило до суда, взятки решали проблемы с обвинительными приговорамиЧтобы получить права, присущие свободным гражданам Российской Империи, крестьянину необходимо было получить особый документ – «вольную» . Однако помещики не желали лишаться имущества (именно так они воспринимали крестьян), поэтому свободу давали редко.
Крестьянские повинности
Основная обязанность крепостных – отработка барщины. 3-5 дней в неделю они выполняли различные работы для своих хозяев: возделывали поля, строили дома, исполняли роль прислуги. Остальное время они тратили на собственное хозяйство.
Вторая обязанность – уплата оброка, то есть дани. Крестьяне отдавали его либо в натуральной форме (урожаем), либо деньгами. Количество дней барщины и величину оброка устанавливал помещик на свое усмотрение. Неотработка барщины жестоко каралась: в ходу были как физические наказания, так и различные штрафы.
Досуг крестьян
С весны по осень, когда наступало время полевых работ, свободного времени у крепостных практически не оставалось. По сути у крестьян был только один выходной в неделю, воскресенье . В этот день помещику законодательно запрещалось привлекать крестьянина к работе.
Но даже воскресенье нельзя назвать полностью свободным днём, так как в этот день нужно было посещать церковную службу. Лишь вечерами, поскольку работать даже на себя в воскресенье было запрещено, крепостные собирались вместе - пели песни, обменивались новостями. Не работали также в церковные праздники.
Русские крестьяне на пасхальной службе Русские крестьяне на пасхальной службеЗимой свободного времени оставалось больше, так как огородом нельзя было заниматься. Поэтому она считалась порой массовых гуляний. Крестьяне посещали ярмарки, организовывали застолья и отмечали любимые народные праздники - Рождество и Масленицу.
Жизнь крепостного в Российской Империи была сложной. В ней было обилие повинностей, выбраться из бедности было фактически невозможно. Но несмотря на это, крестьяне находили время для посещения церковных служб и для веселых гуляний.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал! А также читайте: Почему европейцы не используют отчество, а в России оно есть у всех?
Что выращивал крестьянин?
Земледельческие работы в поле проводились с апреля по октябрь. Способы обработки почвы, приемы выращивания урожая, набор орудий труда передавались от отца к сыну и внуку. В разных регионах страны наблюдались отличия, связанные с климатическими и историческими условиями. Большое значение имели обрабатываемые почвы. Но соха, предмет старины крестьянского быта, хоть и с конструктивными отличиями, оставалась собой по всей территории страны.
Основными сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми русскими крестьянами, были зерновые. Рожь, пшеница, овес, просо, гречиха произрастали во всех регионах. Для откармливания скота высаживались горох, вика, клевер, для технических и хозяйственных нужд – конопля, лен. Это исконно русские культуры.
Из «заграничных» и прижившихся в российском сельском хозяйстве следует отметить капусту, чечевицу, а в XVIII веке - кукурузу, картофель, подсолнечник и табак. Хотя эти «деликатесы» выращивались не для крестьянского стола.
Об интересных находках и любопытных фактах
Владимир Брежнев принимает гостей в «Деревеньке» с 2011 года. Сложно поверить, что еще несколько лет назад на месте музея были свалка и болото.
«Я помогал приятелю собирать старинные вещи для его музея в Подмосковье. Мне стали свозить все, что находили на чердаках, - прялки, ступы, сохи. Когда его музей заполнился, а вещи продолжали поступать, я решил и сам организовать небольшой музей у нас в регионе. Впоследствии он разросся до «Деревеньки», - вспоминает Владимир Брежнев. – Сегодня на месте свалки построено более 30 исторических объектов, высажено порядка трех тысяч деревьев и кустарников, вырыто четыре пруда. И теперь встречаю гостей из разных уголков мира и провожу им экскурсии, рассказываю, как жили наши предки, какие у них были орудия труда и развлечения. За год «Деревеньку» посещают около семи тысяч туристов, на сегодняшний день из 59 стран – Франции, Англии, Австралии, недавно была пара из Монако».
Уникальный музей посещают туристы из разных уголков мира. Фото: АиФ/ Фаина Мания
Экскурсия по музею начинается со знакомства с ручными орудиями труда, которыми пользовались крестьяне в 17-19 веках. Мотыги, сохи, плуги, косы, цепы – вплоть до 17-го века работали вручную, без помощи техники.
«Три года назад поисковики нашли в земле закопанный плуг. Он принадлежал богатому земледельцу, который во время раскулачивания спрятал плуг в земле. Думал, что вернется и будет продолжать свое дело. Но не вернулся. Я не стал собирать плуг, оставил его по частям – в том виде, в котором его нашли», - рассказывает Владимир Иванович.
Вплоть до 17-го века крестьяне обрабатывали землю вручную. Фото: АиФ/ Фаина Мания
Любопытно наблюдать и за бытом крестьян на Руси. Свое жилье наши предки освещали лучиной. Если сегодня мы пользуемся лампочками по 40-60 ватт, то лучина давала лишь 4-5 ватт. При минимальном освещении людям приходилось готовить, вязать, учиться. Лучина стала прообразом современного свадебного обряда с горящей свечой – передачи «семейного очага» жениху и невесте. На древнерусской свадьбе мать жениха зажигала лучину и передавала ее невесте «на светлую жизнь».
«Рубель – деревянная доска для катания белья. Но далеко не всегда его использовали по прямому назначению. По старинной статистике, рубель был самым распространенным орудием, которым женщины убивали своих мужей. На втором месте – утюг, на третьем – безмен, на четвертом – сковорода», - делится экскурсовод.
В этой избе вырос Владимир Брежнев. Фото: АиФ/ Фаина Мания
В избе ютились девять человек
Крестьянскую избу Владимир Брежнев перевез в «Деревеньку» из села Верхний Карачан, в котором прошло его детство. В таком крохотном домике ютилась семья из девяти человек.
«Шесть человек спали на печи, родители рядом - на койке. Здесь же бегали козлята, ягнята. Под койкой было лукошко, в котором сидела гусыня на яйцах, под печкой жил маленький поросенок, на чердаке – куры и утки. Это не сказки, так жила моя семья. Когда рассказываю эту историю школьникам, они не верят, говорят: «Да у меня собственная комната в два раза больше вашего дома. Как здесь можно уместиться?»
Отец Брежнева был гончаром. Фото: АиФ/ Фаина Мания
Рядом с крестьянской избой расположилась гончарня. И неспроста – ведь отец Брежнева был гончаром. Горшки на полках – это его работы.
«Отец пришел с войны контуженный. Все, что он мог делать, - это лепить горшки на гончарном круге. Он их мастерил, а мы с матерью возили на продажу. В тележке перевозили до 120 горшков. Я начал помогать матери с четвертого класса. Помню, выйдем из дома в девять вечера и до утра идем к месту торговли. Не представляю, как мать не боялась всю ночь вдвоем с ребенком идти. Вокруг лес, волки, лисы, а ей ничего не страшно. Иногда меняли горшки на зерно, и обратно тоже приходилось возвращаться с загруженной телегой», - рассказывает Владимир Иванович.
Внутри дома ткачихи самогонщицы. Фото: АиФ/ Фаина Мания
А вы знаете, кому на Руси вешали змею на крышу дома? Тем, кто гнал самогон, потому что это занятие считалось позорным. Отсюда, кстати, и возникло понятие «зеленый змей». Вот и на доме ткачихи самогонщицы в «Деревеньке» виднеется коварная змея.
«Несколько лет назад ко мне приезжали американские журналисты. Когда мы зашли в дом ткачихи, я и им предложил стаканчик самогона и объяснил, что отказываться нельзя, иначе они обидят хозяина. Им пришлось согласиться. Зато сколько радости было! Начали по мостам гонять, на каруселях кататься. Взрослые люди сделались детьми. Очень душевная получилась встреча. Я им очень благодарен за то, что они пропиарили меня на весь мир. После них ко мне и стали часто приезжать иностранцы», - смеясь, вспоминает владелец музея.
Ветряная мельница и сейчас в рабочем состоянии. Фото: АиФ/ Фаина Мания
Над живописной «Деревенькой» возвышается ветряная мельница, с которой тоже связана интересная история:
«Откуда пошло понятие «плата натурой»? Со старинных ветряных мельниц. Вдовушка приходила смолоть муки, а когда у нее денег не было, оставалась на ночь с мельником. В подтверждение этого есть сундук, который мы нашли в селе, откуда перевезли мельницу. На крышке сундука было много записей, и одна из них следующая: «Была у Васьки 12 ноября. Рожу в августе». Васька и был мельником».
Независимые категории крестьян
- были лично свободными и не зависели от какого-либо землевладельца;
- могли менять место жительства и хозяйствования, то есть не были прикреплены к земле или помещику как владельческие;
- имели право иметь собственность и распоряжаться принадлежавшей им землей.
Формально их хозяином было государство, в пользу которого они несли повинности в виде податей и всевозможных работ.
По мере усиления крепостнического гнета, количество независимых крестьян неуклонно сокращалось, поскольку помещики старались забрать себе как можно больше земель с крестьянами на них, тем самым лишая последних личной свободы. Методы закрепощения были различные: невыплата долга, женитьба на крепостной и т.д. Закрепостить можно было и всех членов семьи, если один из них был крепостным. Известны случаи, когда землевладельцы предъявляли полученные путем подкупа фальшивые свидетельства о том, что в прошлом один из предков свободного крестьянина был в зависимости от предков этого помещика. В таких случаях суд крайне редко вставал на сторону пострадавших.
К концу XVII в. давление на черносошных крестьян все более увеличилось со стороны государства, которое облагало их достаточно большим количество налогов и переводило в категорию государственных, то есть прикрепленных к государственным землям и не имеющих полной свободы передвижения.
В течение XVII в. черносошные крестьяне активно сопротивлялись тенденциям нарастающего гнета. При этом отдаленные уголки страны (Север, Сибирь) отличались меньшим гнетом по отношению к крестьянам, что и было причиной оттока некоторой части населения туда.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимостьСемейные традиции крестьян на Руси
Семейные традиции русских крестьян были для них залогом благополучия. Крестьянин без семьи есть пустышка, бобыль, непутевый человек. Крестьянка без семьи и вовсе считалась ущербной. Значит с ней что-то не так, раз никто не захотел взять ее в жены.
Понятно, что тут был больше корыстный интерес, чем мысли о вечной любви и идеальной второй половинке.
Дети с определенного момента помогали крестьянам по хозяйству, присматривали за младшими детьми в доме, ухаживали за скотом. Да и старость была не так страшна, когда у семейства имелось много отпрысков.
Женатому много лучше и покойнее жить. Законные дети кормят родителей под старость, в случае болезни есть кому присмотреть за больным. Жизнь брачная имеет определённую цель – жить и для себя, а больше для детей и семейства, а жизнь безбрачная - бесцельная и беспокойная
К браку готовились смолоду, особенно девушки. Крестьянки учились вести домашнее хозяйство, шить, прясти, стряпать. Мамки да бабки в это время собирали по крупицам приданное, ведь без него у девушки не было шансов найти достойного жениха.
Разводы не поощрялись и были большой редкостью. Чаще супруги старались уживаться, ведь от этого зависело благополучие каждого из членов семьи.
Есть мнение, что крестьяне редко когда познавали семейное счастье. Мол, быт и тяжелый труд убивали на корню романтизм и нежность чувств. Это не так. В архивах хранится множество задокументированных примеров того, что любовь не различает социальных слоев.
Вот выдержки из письма крестьянина Ивана Худякова своей супруге:
Премноголюбезной и предражайшей моей сожительнице и чести нашей хранительнице, и здравия нашего пресугубой покровительнице, и всеизрядной по фамилии общей нашей угодительнице и дома нашего все-честнейшей правительнице Анне Васильевне, посылаю вам свой всенижайший поклон и слезное челобитие и с чистосердечным нашим к вам почтением, желаем вам многолетнего здравия и душевного спасения <. > прошу вас, как можно, писать, всепрелюбезная наша сожительница, о своем здравии
В крестьянских семьях было четкое распределение обязанностей. Тяжелый вид работы брали на себя мужчины и мальчики-подростки. Они пахали, занимались заготовкой дров, ремонтом дома и охотой. Готовка пищи, сбор урожая, порядок в доме - это было женской стезей.
Воспитание детей состояло из двух моментов: обучение молитвам и приобщение к семейному труду. Как только ребенок начинал понимать слова и говорить, его тут же брались обучать нехитрым молитвам, а с двухлетнего возраста бедолага уже должен был присматривать за новорожденными детьми. Можно сказать, что с этого момента детство крестьянского ребенка заканчивалось.
В семь лет ребенок получал еще больше обязанностей: отвечал за выпас скота, помогал убирать урожай. В пятнадцать лет подросток работал наравне с отцом.
Видно, что жизнь у крестьян была отнюдь не сахарной. Зато крепости их семей могли позавидовать иные аристократы.
Во что одевались крестьяне?
Мужчины носили кафтаны из толстого сукна, поддевки для тепла. А летом во всех случаях жизни – рубахи из ситца и холщовые штаны. Лапти на ногах были у всех, но по праздникам состоятельные крестьяне надевали сапоги.
Женщины всегда больше интересовались своей одеждой. Носили холщовые, ситцевые, шерстяные юбки, сарафаны, кофты – все то, во что одеваются и сейчас. Только тогда одежда шилась чаще всего из домотканых тканей, зато украшалась вышивкой, бисером, разноцветными шнурками и поясками.
Читайте также: