Отдохни моя степь под туманом беззаботно и крепко усни средство выразительности
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал, – и тепло и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал - и тепло и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют,— посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето. ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.
Полно, степь моя, спать беспробудно:
ЗИМЫ-МАТУШКИ царство прошло, - метафора
СОХНЕТ СКАТЕРТЬ ДОРОЖКИ БЕЗЛЮДНОЙ, - метафора
Снег пропал - и тепло и светло.
ПРОБУДИСЬ И УМОЙСЯ РОСОЮ, - олицетворение
В НЕНАГЛЯДНОЙ КРАСЕ ПОКАЖИСЬ, - эпитет, олицетворение
ПРИНАКРОЙ СВОЮ ГРУДЬ муравою, - олицетворение
КАК НЕВЕСТА, в цветы НАРЯДИСЬ. – сравнение; олицетворение
ПОЛЮБУЙСЯ: ВЕСНА НАСТУПАЕТ, - олицетворение
ЖУРАВЛИ КАРАВАНОМ ЛЕТЯТ, - метафора
В ярком золоте ДЕНЬ УТОПАЕТ, - олицетворение
И РУЧЬИ по оврагам ШУМЯТ. - олицетворение
Белоснежные ТУЧКИ толпами
В синеве, на просторе, ПЛЫВУТ, - олицетворение
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, ТЕНИ БЕГУТ. - олицетворение
Скоро ГОСТИ К ТЕБЕ СОБЕРУТСЯ, - метафора
СКОЛЬКО ГНЁЗД ПОНАВЬЮТ,— ПОСМОТРИ! – риторическое восклицание
Что за звуки, за ПЕСНИ ПОЛЬЮТСЯ - метафора
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето. ЛОЖИСЬ ПОД КОСОЮ, - олицетворение
Ковыль белый, в угоду косцам!
ПОДЫМАЙСЯ, копна за копною! - олицетворение
Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при МЕРЦАНЬЕ РУМЯНОМ - эпитет
Ясных зорек в прохладные дни,
ОТДОХНИ, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко УСНИ. - олицетворение
Найдите эпитеты, олицетворения
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
— Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?
Голосование за лучший ответ
Над великой землей-эпитет
Улетят туманы-олицетвор.
Заря займется-олицетвор.
Ветер мечешь-олицетвор.
Ветер летает (над облаком) -олицетвор.
Корабли (ветер) лелеит-олицетвор.
Школьное чтиво
Стихотворение учит любить природу родного края, любоваться ею в любое время года. Учит образному мышлению. Учит замечать красоту в самом обыденном.
Отзыв на стихотворение "Полно, степь моя"
Мне понравилось это стихотворение тем, что оно очень поэтично, возвышенно воспевает русскую степь. Оно льётся как песня, заставляет увидеть описанные поэтом картины, полюбоваться степью весной и летом. Мне понравилось трогательное отношение поэта к степи. Он любит её как живое существо, как женщину, с которой её и сравнивает.
Анализ стихотворения "Полно, степь моя"
Стихотворение было написано Иваном Никитиным в 1854 году Тема: степь. Жанр: пейзажная лирика. В этом стихотворении певец русской природы и деревни Иван Никитин воздал должное красотам степи. С первых строк мы понимаем, что для Никитина степь живая, что он её любит, как можно любить женщину. Он называет её моей, ненаглядной, описывает её грудь. В его описании степь предстает скромной и застенчивой красавицей, очнувшейся от долгого сна. Начинается стихотворение с описания конца зимы, исчезновения снега. И вот уже появляется трава, прилетают птицы, наполняющие степь своими песнями. Но поэт не останавливается на описании весенней степи. В конце он кратко обращается к лету, когда степь наполняется косцами. Косцы убирают траву и степь готовится к новому сну. Стихотворение написано размеренным, широким слогом, автора переполняет гордость за родную землю и её красоты. Стихотворный размер: анапест. Рифмовка: перекрёстная АВАВ.Средства художественной выразительности в стихотворении "Полно, степь моя"
Эпитеты: спать беспробудно, дорожки безлюдной, ненаглядной красе, ярком золоте, белоснежные тучки, мерцанье румяном, ярких зорек, прохладные дни, беззаботно усни.
Метафоры: зимы царство, скатерть дорожки, принакрой муравою, в цветы нарядись, тучки толпами.
Сравнения: как невеста, караваном летят.
Олицетворения: полно степь, зимы-матушки, умойся росою, принакрой грудь, ложись под косою, отдохни под туманом, усни.
Пословицы к стихотворению "Полно, степь моя"
Свой уголок - свой простор. Душа простор любит. Велика русская земля и везде солнышко. Всякому мила своя сторона.Нет в мире краше родины нашей
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Полно, степь моя"
* * *
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал, – и тепло и светло.Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.
Дата создания: октябрь 1854 г.
Урок 10. И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно..», «Встреча зимы»
Анализ произведений И.С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно. », «Встреча зимы».
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Звукопись – приём усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.
Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
Ключевые слова
Стихотворение; литературный прием; звукопись; олицетворение; сравнение; эпитет; метафора; рифма.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения;
Научимся работать со стихотворным текстом;
Сможем находить в тексте средства выразительности.
Основное содержание урока
1.Знакомство с произведениями И.С.Никитина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.
А: Мы с мамой вчера говорили о музыке в поэзии Ивана Саввича Никитина. В нашем учебнике есть его стихотворение. Давай почитаем. Чтение отрывка:
«Полно, степь моя, спать беспробудно…
…Как невеста, в цветы нарядись».
В: В этом фрагменте поэт обращается к степи, просит её пробудиться от зимнего сна, умыться росой, нарядиться в мураву и цветы, как невесту.
А: Он использует олицетворение, наделяя степь признаками живого существа: «пробудись», «умойся», «нарядись», «принакрой свою грудь муравою».
В: Что такое мурава?
А: Это слово встречается в русских народных песнях – травушка-муравушка. Мурава – это густая, мягкая, нежная, молодая травка.
В: В этом отрывке присутствует и сравнение: Степь – как невеста.
А: Есть ещё один литературный прием – метафора. Послушай: «Сохнет скатерть дорожки». Дорожка гладкая, ровная как скатерть.
В: Давай продолжим читать стихотворение.Чтение отрывка:
«Полюбуйся: весна наступает…
…День-деньской от зари до зари!»
В: В этом отрывке говорится о приходе весны: прилетают птицы, начинают вить гнёзда, петь песни. На синем небе яркое золотое солнце, белоснежные тучи.
А: Я нашла метафоры: солнечный свет Никитин называет «ярким золотом», а птиц – «гостями», журавли летят «караваном», песни «льются»
В: А я вижу олицетворения: «весна наступает», «день утопает», «Ручьи шумят», «тучки плывут», «тени бегут»
А: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:
…Беззаботно и крепко усни».
В: В третьем отрывке Иван Саввич Никитин говорит о приближающемся лете, о поре сенокоса, о том, что после сенокоса степь, наконец, сможет отдохнуть, ожидая прихода осени.
А: Здесь тоже много олицетворений: «ложись под косою», «подымайся», «отдохни», «усни» и эпитет – «при мерцанье румяном»
В: Что означает выражение «В угоду косцам»?
А: Я думаю, степь трудилась всё лето, чтобы вырастить хорошую траву, чтобы люди, которые её скосят были довольны, чтобы сена было много.
В: Знаешь, Аня, это стихотворение, действительно, напоминает русскую песню. Когда читаешь его, видишь не только картины природы, но и самого поэта. Для него степь – живое существо, он обращается к ней, как к девушке – невесте. Мне даже кажется, что я слышу его голос, чувствую, как он любит родную землю и поёт о ней. Я бы назвал это стихотворение «Степь – невеста» или «Весна в степи».
А: А если бы я была композитором, обязательно написала бы музыку к этому стихотворению.
А: Второе стихотворение Ивана Саввича Никитина называется «Встреча зимы». На иллюстрациях в учебнике - зимняя деревня, занесённая снегом, мужик в санях, которые тянет лошадка по снежному бездорожью, мать, укачивающая ребенка в люльке. Я думаю, здесь будет рассказ о том, как в русской земле встречали наступление зимы.
В: Пора проверить свои догадки. Давай читать и рассуждать.
В: Это стихотворение похоже на видеофильм, где одна живая картина сменяет другую.
Смотри, ещё накануне утром идет дождь и веет ветер, а в полдень начинает холодать, дождь сменяется снегом. Чтение отрывка:
«Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал …
…На осеннюю грязь
Начал падать снежок».
А: Утром зима полностью вступает в свои права, из-за сильного мороза речка за ночь покрылась льдом. Вся природа радуется приходу зимы: лес «весело смотрит» на окружающую красоту. Чтение отрывка:
«Ночь прошла. Рассвело…
…Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез».
В: Автор приветствует приход зимы, радуется ей, как дорогой гостье, говорит о том, что и природа, и люди с нетерпением ждали её прихода. Чтение отрывка:
…Наша русская кровь
На морозе горит!»
А: Мне кажется, Иван Саввич Никитин очень любил русскую зиму. Она помогает русским людям закалять характер, не бояться трудностей. Чтение отрывка:
« Искони уж таков
…Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки. »
В: Дети, ещё в колыбели слушая песни вьюги, привыкают к бурям, растут богатырями. Чтение отрывка:
«Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя…
…И растёт богатырь,
Что под бурями дуб».
А: А ещё поэт выражает надежду, что суровая зима поможет русским людям одолеть врагов, если они придут с войной. Кстати, в русской истории иногда так и случалось. Чтение отрывка:
« Рассыпай же, зима…
…И метелью засыпь
Его след на Руси!»
А: В этом стихотворении множество олицетворений: «дождь стучал», «туман вставал», «лес плакал». Зима действует как живое существо: «примет гостя», «приготовит пир», «припасёт белый пух для постели», «след засыплет». Картина дополняется эпитетами: «безлюдный простор», «сдержанные слёзы»,
«золотая весна», метафорами «серебро рассыпай», «белый пух припаси», сравнениями: капли «как алмазы горят», снежок «как белый пушок».
В: Иван Саввич Никитин с большой любовью и уважением относился к Родине, к русским людям, он описывает их стойкий характер, сравнивает с могучим дубом – богатырём.
А: Произведения Ивана Саввича Никитина очень музыкальны. Я узнала, что на его стихи написано более шестидесяти романсов и песен.
В: Я думаю, каждый, кто хочет больше узнать о русской культуре должен обязательно познакомиться с творчеством этого поэта.
Разбор типового тренировочного задания
Образуйте пары в соответствии с текстом стихотворения Ивана Саввича Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
В ненаглядной, белоснежные, ковыль, при мерцанье, скатерть, дорожки, в ярком, красе, румяном, белый, золоте, тучки.
В ненаглядной красе, белоснежные тучки, ковыль белый, при мерцанье румяном, скатерть дорожки, в ярком золоте.
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал, — и тепло и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.
Изобразительные средства языка
ФУНКЦИИ ГИПЕРБОЛЫ И ЛИТОТЫ (см. ниже):
–Эмоциональное воздействие на читателя;
–Придание речи выразительности;
–Усиление художественного впечатления
–Создание каких-либо ярких необычных образов
–Источник юмора, средство насмешки
Ирония – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.
Пример: Гвоздин, ХОЗЯИН ПРЕВОСХОДНЫЙ*,
Владелец нищих мужиков
(А. Пушкин)
Литота – художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Пример:
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с НОГОТОК!
Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.
Пример:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег
(С. Есенин )
ФУНКЦИЯ: придание речи особой выразительности и эмоциональности
Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия и т.д.)
Пример:
И вы, МУНДИРЫ ГОЛУБЫЕ*,
И ты, послушный им народ.
(М. Лермонтов)
Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность метафоры.
Пример:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора
(ф. Тютчев)
ФУНКЦИЯ: создание эмоционально-выразительных образов.
Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Пример:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает УТРО ГОДА*.
(А. Пушкин)
Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.
Пример:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгуз, и друг степей калмык
(А. Пушкин)
Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Пример:
Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов)
Сравнение может оформляться
– с использованием сравнительных союзов (как, словно, будто, как будто);
– сочетанием глаголов с существительным в творительном падеже
– сочетанием существительного с прилагательным в сравнительной степени (например, под ним струя светлей лазури)
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Пример:
Отговорила роща ЗОЛОТАЯ*
БЕРЕЗОВЫМ ВЕСЕЛЫМ* языком
(С. Есненин)
ФУНКЦИИ ЭПИТЕТОВ И СРАВНЕНИЙ: способствуют образному описанию или изображению предметов, признаков, качеств, действий.
*Выделенными обозначаются слова, непосредственно имеющие отношение к тому или иному виду тропа. Если конкретно выделенных фрагментов в приведенном примере нет, то это означает, что предложение целиком относится к данному виду тропа.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи)
Анафора – единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
Пример:
ЛЮБЛЮ тебя, Петра творенье,
ЛЮБЛЮ твой строгий, стройный вид.
(А. Пушкин)
ФУНКЦИИ: единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивающей основную мысльтекста.
Антитеза – Противопоставление (использование антонимов)
Пример:
Что ищет он в СТРАНЕ ДАЛЕКОЙ,
Что кинул он в КРАЮ РОДНОМ?
ФУНКЦИИ:
– Придание речи особой остроты и выразительности;
– Достижение эмоциональности речи;
– Показ героя, обстановки, событий во всей их противоречивой сложности
– Использование антонимов помогает показать поноту охвата описываемых явлений, широту пространственных и временных границ (например, учил с утра до ночи, шли с запада на восток).
Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность.
Пример:
Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А. Пушкин)
ФУНКЦИИ: Придает фразе динамику
Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.
Пример: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)
ФУНКЦИИ: придание речи выразительности и усиление эмоциональности
Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.
Пример:
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступням
(А. Пушкин)
Индивидуально-авторские неологизмы – новые слова, созданные автором и употребленные им однажды. Их нет в языке, они не отражены в словарях.
ФУНКЦИИ: создание яркого, необычного, емкого по смыслу образа.
Контекстные синонимы.
Пример: В этом году в лесах неурожай белых. Бровики буквально попадаются на каждом шагу. (белые и боровики – синонимы обычные)
Мое внимание привлек какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус. (Шар и кактус не являются синонимами, но в данном случае они контекстуальные синонимы).
Лексический повтор –намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
Пример: Казалось, все в природе уснуло: спасла трава, спали деревья, спали облака.
ФУНКЦИИ:
– выделение в тексте ключевого слова, на значение которого необходимо обратить внимание читателя
– усиление художественнго впечатления.
Многосоюзие – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк.
Пример:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи
(А. Пушкин)
ФУНКЦИИ: придает предложению плавность, замедленность
Неполные предложения.
ФУНКЦИИ:
- Помогают избежать повторов;
- Придают речи динамичность и эмоциональность.
- Показывают резкую смену событий.
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.
Пример:
…С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
(С. Есенин)
ФУНКЦИИ: дает художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях.
Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
ПРИМЕР: У Анны стряслась беда. Большая. Случилось это давно. Оченьдавно.
Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, целью усиления выразительности речи.
Пример: Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их МЕРТВЫЕ ТРУПЫ.
Риторический вопрос – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.
Пример:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где отпустишь ты копыта?
(А. Пушкин)
Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.
Пример:
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
(А. Блок)
Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.
Пример:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М. Лермонтов)
ФУНКЦИИ (риторического вопроса, восклицания, обращения): привлечь внимание, эмоционально воздействовать на читателя.
Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф)
Пример:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла
(А. Блок)
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Пример:
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
(М. Цветаева)
Эпифора – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз, подчеркивающее какую-нибудь мысль.
Деточка, все мы немножко ЛОШАДИ,
Каждый из нас по-своему ЛОШАДЬ
(В. Маяковский).
Никитин Иван - Полно степь моя, спать беспробудно
Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт.
Стихотворение
"Полно, степь моя, спать беспробудно"
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал - и тепло и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют,— посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето. ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.
Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны . Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко затаенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звучала в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв
ПЕРШИН Николай Федорович [1902–1962] — артист эстрады, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1956). На концертной эстраде, по радио перед многочисленными аудиториями рабочих, студентов, солдат, школьников вот уже более четверти века выступает темпераментный, звонкоголосый чтец Н. Першин, один из самых неутомимых энтузиастов живого, звучащего слова.Репертуар Н. Першина можно назвать обширным: бессмертные творения Толстого, Тургенева, Достоевского, отрывки из произведений М. Шолохова, А. Фадеева и других советских писателей составляют богатство творческой программы артиста. Вдумчиво и убедительно читает Н. Першин художественную прозу. Но гораздо ярче, с подлинным подъемом и, я бы сказал, с неиссякаемым молодым задором исполняет он стихи и поэмы.Ещё в 1927 году, окрыленный советской действительностью, юный Н. Першин увлеченно читает с эстрады В. Маяковского, Н. Асеева, В. Каменского, В. Луговского, А. Безыменского, А. Жарова. И. Уткина.Мажорная по своей природе, светлая и энергичная манера чтения, отличающаяся демократичностью и простотой, приносит артисту успех.В годы Великой Отечественной войны Н. Першин исполняет фронтовые стихи, отрывки из поэм Н. Тихонова, А. Твардовского, П. Антокольского, К. Симонова, А. Суркова, С. Михалкова, А. Прокофьева. В послевоенный период репертуар чтеца пополняется лирикой А. Недогонова, Сергея Смирнова, Р. Гамзатова, О. Берггольц.И к чести Н. Першина надо сказать: на протяжении всей своей концертной деятельности он неотступно, с отличным чувством отбора читал и читает С. Есенина, взволнованно и бережно донося до аудитории самое важное в творчестве этого удивительного поэта — его грустную, нежную душу и самозабвенную любовь и русской землеНиколая Федоровича Першина, которому недавно присвоено почетное звание заслуженного артиста республики, по праву следует отнести к числу искренних, умелых пропагандистов советской поэзии.
Анализ стихотворения Никитина «Полно, степь моя…»
Стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно…» написано в октябре 1854 года. Этот год был довольно значимым в жизни поэта – он получил возможность уделять больше времени себе и литературному творчеству, занялся самообразованием. Кроме того, немного улучшились его непростые отношения с отцом, а обстановка постоялого двора стала меньше угнетать поэта.
Тема стихотворения навеяна грустью осеннего увядания. Автор, используя глаголы повелительного наклонения, на самом деле выражает просьбу. Произведение с удивительно музыкальным стихом содержит такие выразительные средства:
- эпитеты – «безлюдная дорожка», «ненаглядная краса», «яркое золото», «белоснежные тучки», «румяное мерцанье», «ясные зорьки» – помогают увидеть предметы и явления с необычной стороны, расцветить их авторской фантазией;
- обращения – «степь моя», «моя степь», «ковыль белый», «копна за копною», «косцы» – делают интонационный акцент в определенных местах текста;
- инверсию – «степь моя», «сохнет скатерть», «ковыль белый», «ложись, ковыль», «подымайся, копна», «распевайте, косцы», «отдохни, степь»;
- метафоры – «умойся росою», «царство зимы», «скатерть дорожки», «летят караваном», «бегут полосами», «плывут толпами»;
- многосоюзие – «и тепло и светло», «что за звуки, за песни» – подчеркивает роль каждого слова;
- ряд однородных членов предложения – «пробудись, умойся, покажись, принакрой, нарядись» – всесторонне описывает изменения, происходящие в природе;
- сравнение – «нарядись, как невеста»;
- олицетворения – «отдохни, моя степь, усни», «день утопает», «ручьи шумят», «тучки плывут», «тени бегут», «ложись, ковыль», «подымайся, копна» – вкупе помогают создать коллективный образ неброской среднерусской природы и гармонию человеческого слияния с ней;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «день-деньской», «Что за звуки, за песни … от зари до зари», которая оживляет читательское внимание;
- риторические восклицания – «Сколько … – посмотри!», «Что за звуки. », «…ложись под косою…!», «Распевайте… по ночам!» – отражает авторские эмоции, умиление и радость при виде торжества труда, благодати погожего дня;
- умолчание – «Там уж лето…», оформленное троеточием, позволяет читателю вообразить красоты летней поры;
- эллипсис – «снег пропал – (стало) и тепло и светло», «понавьют – (только) посмотри».
Поэт описывает полный цикл природных превращений – от пробуждения до угасания, и в каждом находит свою прелесть. В рамках стихотворения И. С. Никитин относится к степи как к живому человеку – чувствуется, что автор очень любит этот край.
Читайте также: