Охотник шел весь день и почти всю ночь и остановился отдохнуть в старом зимовье
Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.
Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. До тех пор я эту сказку никогда не слышал,– должно быть, Прохор ее выдумал сам.
– Ты гляди кругом,– говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть,– ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. Гляди, объясняй. А то скажут: зря учился. К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомек, что человек в этом деле – главный ответчик. Человек, скажем, выдумал порох. Враг его разорви вместе с тем порохом! Сам я тоже порохом баловался. В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. Шел дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят желтые веселые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил по ним из обоих стволов – и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось видел в лесу – есть лист желтый и есть лист красный. До того времени вся птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не подавался. А леса и лето и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. И снега на было. Не было зимы, говорю. Не было! Да на кой она ляд сдалась нам, зимa, скажи на милость?! Какой с нее интерес? Убил дурак первую птицу – и загрустила земля. Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
– Ну, скажем, птицу разную. Или лес. Или воду, чтобы прозрачность в ней была. Все, брат, береги, а то будешь землей швыряться и дошвыряешься до погибели.
Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.
Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых веслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а то дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как зо глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.
Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе.
Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь, дрожали в воде озер, тускнели в зарослях, где дремали волки, и отражались на чешуе рыб, спавших на отмелях в Старице и Прорве.
К рассвету загорался зеленый Сириус. Его низкий огонь всегда запутывался в листве ив. Юпитер закатывался в лугах над черными стогами и сырыми дорогами, а Сатурн поднимался с другого края неба, из лесов, забытых и брошенных по осени человеком.
Звездная ночь проходила над землей, роняя холодные искры метеоров, в шелесте тростников, в терпком запахе осенней воды.
В конце осени я встретил на Прорве Прохора. Седой и косматый, обвяленный рыбьей чешуей, он сидел под кустами тальника и удил окуней.
На взгляд Прохору было лет сто, не меньше. Он улыбнулся беззубым ртом, вытащил из кошелки толстого очумелого окуня и похлопал его по жирному боку – похвастался добычей.
До вечера мы удили вместе, жевали черствый хлеб и вполголоса разговаривали о недавнем лесном пожаре.
Он начался около деревушки Лопухи, на поляне, где косари забыли костер. Дул суховей. Огонь быстро погнало на север. Он двигался со скоростью двадцати километров в час. Он гудел, как сотни самолетов, идущих бреющим полетом над землей.
В небе, затянутом дымом, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине. Гарь разъедала глаза. Падал медленный дождь из золы. Он покрывал серым налетом речную воду. Иногда с неба слетали березовые листья, превращенные в пепел. Они рассыпались в пыль от малейшего прикосновения.
По ночам угрюмое зарево клубилось на востоке, по дворам тоскливо мычали коровы, ржали лошади, и на горизонте вспыхивали белые сигнальные ракеты – это красноармейские части, гасившие пожар, предупреждали друг друга о приближении огня.
Возвращались мы с Прорвы к вечеру. Солнце садилось за Окой. Между нами и солнцем лежала серебряная тусклая полоса. Это солнце отражалось в густой осенней паутине, покрывшей луга.
Днем паутина летала по воздуху, запутывалась в нескошенной траве, пряжей налипала на весла, на лица, на удилища, на рога коров. Она тянулась с одного берега Прорвы на другой и медленно заплетала реку легкими и липкими сетями. По утрам на паутине оседала роса. Покрытые паутиной и росами ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья, пересаженные в наши земли из далеких стран.
На каждой паутине сидел маленький паук. Он ткал паутину в то время, когда ветер нес его над землей. Он пролетал на паутине десятки километров. Это был перелет пауков, очень похожий на осенний перелет птиц. Но до сих пор никто не знает, зачем каждую осень летят пауки, покрывая землю своей тончайшей пряжей.
Дома я отмыл паутину с лица и затопил печь. Запах березового дыма смешивался с запахом можжевельника. Пел старый сверчок, и под полом ворошились мыши. Они стаскивали в свои норы богатые запасы – забытые сухари и огарки, сахар и окаменелые куски сыра.
Глубокой ночью я проснулся. Кричали вторые петухи, неподвижные звезды горели на привычных местах, и ветер осторожно шумел над садом, терпеливо дожидаясь рассвета.
(1)Киноискусство — особый вид искусства, возникший на основе кинематографии. (2) литературного или театрального творчества киноискусство обладает свободным выбором плана, связанного с оптической природой киноизображения, и возможностью монтажа. (3)Богатство и разнообразие художественных средств киноискусства позволяют ему широко, в предельно конкретной, наглядной форме отображать действительность.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Кинематография послужила фундаментом для создания особого вида искусства — киноискусства, которое отличается от литературы.
2) Возможность монтажа, свободного выбора плана, широкого отображения действительности в предельно конкретной, наглядной форме делает киноискусство особым видом искусства.
3) Кинематография обладает богатством и разнообразием технических средств, которые позволяют ей с предельной точностью отображать действительность.
4) Богатство и разнообразие художественных средств, позволяющих киноискусству широко отображать действительность, делают его видом искусства, близким к литературному и театральному творчеству.
5) Киноискусство — это особый вид искусства, отличающийся возможностью монтажа, свободного выбора плана, широкого отображения действительности в предельно конкретной, наглядной форме.
2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Приём, способ действия для достижения чего-н. Простое с. Всеми средствами добиваться чего-н. Все средства хороши для кого-н. (ничем не брезгует кто-н. для достижения своих целей, успеха; неодобр.).
Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.
Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. С. от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства.
Деньги, кредиты. Оборотные средства. Отпустить средства на что н.
Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам (тратя больше, чем позволяют доход, состояние).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сОгнутый послАла облегчИт лифтЫ заржАветь
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. Лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член Академии наук.
2. Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров в гостинице.
3. Шутки Коли казались нам подчас ОБИДНЫМИ.
4. В течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени команда готовилась к восхождению на гору.
5. Мама хранила БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ письма из части сына.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Ведущим лейтмотивом форума стало обсуждение возможности совмещения международной конкурентоспособности вузов с решением ими практических задач, стоящих перед страной.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
курсантских ПОГОНОВ
несколько ПЛАТЬЕВ
с ВОСЕМЬЮСТАМИ пятью
ЛЯГТЕ на пол
строгие ПРИГОВОРЫ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в употреблении имени числительного
1) Плохо выраженная мысль - это леность не только речевых усилий, а также
2) Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать
3) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина,
перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.
4) Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.
5) Для Пушкина Татьяна, одна из главных героинь «Евгения Онегина», является
идеалом русской женщины и образцом нравственной чистоты.
6) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в
том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.
7) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде,
увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их
8) Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение
9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже
1. к..мпания, импр..визация, б..тарея
2.оз..риться, выск..чка, р..стовщик
3. опп..нент, д..скуссия, т..тальный
4. стр..жайший, приз..млённый, п..ровать
5. м..раж, при..ритет, ф..нтазия
2. пр..словутый, пр..стижный, пр..чёска
3. из..ять, двух..ярусный, пред..явить
4. р..зыск, р..ссыпь, р..ссказни
5. во..певающий, чере..чур, не..держанный
2. выстра..вать, улыбч..вый
3. им..нной, мяч..к
4. ситц..вый, враж..ский
5. опрокид..вать, побесед..вать
1. оконч..шь, вид..мые
3. алч..щий, (они) гон..т
4. прополощ..шь, раскраш..нный
5. отрубл..нный, ожида..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Я бросился к конторщику и, (НЕ)ПОМНЯ себя от волнения, вцепился рукой в его плечо.
2. При свете месяца я увидел, что глаза Олеси полны крупных (НЕ)ВЫЛИВШИХСЯ слёз.
3. Ярмола, (НЕ)ГЛЯДЯ на меня, тащил за узду лошадь.
4. Предчувствие (НЕ)ОБМАНУЛО меня.
5. Ещё (НЕ)СОГРЕТАЯ солнцем земля сияла мириадами росинок.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.
Рецензия- жанр литературной критики, но в ТО(ЖЕ) время ее и жанр библиографии, (ПО)СКОЛЬКУ она возникла из библиографического описания книги.
Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, она ТАК(ЖЕ) необходима человеку.
Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
Она была благодарна ему (ЗА)ТО, что он (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа следил за вещами.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Тема женстве(1)ости в философском восприятии России традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1. Охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился отдохнуть в старом
и полуразрушенном зимовье.
2. И стар и млад весело отплясывали на городской площади.
3. Чтение её письма не только возбудило во мне разные чувства но и оскорбило.
4. Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев
5. На востоке тускло забрезжило и со всех сторон первые петухи закричали.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дубровский(1) полагаясь на совершенное расстройство неприятеля (2) остановил своих(3) и заперся в крепости(4) приказав(5) подобрать раненых(6) удвоив кара-улы(7) и (8) не велев отлучаться.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наедине с тобою (1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят (4)
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж . Да что? моей судьбой,
Сказать (5) по правде (6) очень
Никто не озабочен.
Отца и мать мою (7) едва ль
Застанешь ты в живых .
Признаться (8) право (9) было б жаль
Мне опечалить их . (М. Ю. Лермонтов)
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые
В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.
21. Найдите предложения, в которых тиреставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.
(1)С древних времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. (2)Возникновение жизни, происхождение человека, се-крет долголетия - эти вопросы много веков волнуют нас. (3)Первые научные пред-ставления о строении и жизни человеческого организма появились в древности. (4) Потребовалось почти 23 столетия труда ученых, чтобы познать основные законы человеческого тела. (5)Человек - самое сложное явление живой природы.(6) Но и сегодня мы знаем далеко не все об организме человека. (7)Здоровье человека - самое ценное его достояние. (8) Часто люди растрачивают его и разрушают, наносят ему непоправимый вред.(9) Здоровье подорвано – начинают думать о нём.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)В присутствии Лиды мать всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на нее, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: правда, Лида, правда.
— (2)Нужно освободить людей от тяжкого физического труда, — сказал я. — (3)Нужно облегчить их ярмо, дать им передышку, чтобы они не всю свою жизнь проводили у печей, корыт и в поле, но имели бы также время подумать о душе, о боге, могли бы пошире проявить свои духовные способности. (4)Призвание всякого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни. (5)Сделайте же для них ненужным грубый животный труд, дайте им почувствовать себя на свободе и тогда увидите, какая, в сущности, насмешка эти книжки и аптечки. (6)Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворять его могут только религия, науки, искусства, а не эти пустяки.
— (7)Освободить от труда! — усмехнулась Лида. —(8) Разве это возможно?
— (9)Да. (10)Возьмите на себя долю их труда. (11)Если бы все мы, городские и деревенские жители, все без исключения, согласились поделить между собою труд, который затрачивается вообще человечеством на удовлетворение физических потребностей, то на каждого из нас, быть может, пришлось бы не более двух-трех часов в день. (12)Представьте, что все мы, богатые и бедные, работаем только три часа в день, а остальное время у нас свободно. (13)Представьте еще, что мы, чтобы еще менее зависеть от своего тела и менее трудиться, изобретаем машины, заменяющие труд, мы стараемся сократить число наших потребностей до минимума. (14)Мы закаляем себя, наших детей, чтобы они не боялись голода, холода, и мы не дрожали бы постоянно за их здоровье, как дрожат Анна, Мавра и Пелагея. (15)Представьте, что мы не лечимся, не держим аптек, табачных фабрик, винокуренных заводов, — сколько свободного времени у нас остается в конце концов! (16)Все мы сообща отдаем этот досуг наукам и искусствам. (17)Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла жизни, и — я уверен в этом — правда была бы открыта очень скоро, человек избавился бы от этого постоянного мучительного, угнетающего, страха смерти, и даже от самой смерти.
— (18)Вы, однако, себе противоречите, — сказала Лида. — (19) Вы говорите — наука, наука, а сами отрицаете грамотность.
— (20)Грамотность, когда человек имеет возможность читать только вывески на кабаках да изредка книжки, которых не понимает, — такая грамотность держится у нас со времен Рюрика, гоголевский Петрушка давно уже читает, между тем деревня, какая была при Рюрике, такая и осталась до сих пор. (21)Не грамотность нужна, а свобода для широкого проявления духовных способностей. (22)Нужны не школы, а университеты.
— (23)Вы и медицину отрицаете.
— (24)Да. (25)Она была бы нужна только для изучения болезней как явлений природы, а не для лечения их. (26)Если уж лечить, то не болезни, а причины их. (27)Устраните главную причину — физический труд — и тогда не будет болезней. (28)Не признаю я науки, которая лечит, — продолжал я возбужденно. — (29)Науки и искусства, когда они настоящие, стремятся не к временным, не к частным целям, а к вечному и общему, — они ищут правды и смысла жизни, ищут бога, душу, а когда их пристегивают к нуждам и злобам дня, к аптечкам и библиотечкам, то они только осложняют, загромождают жизнь. (30)У нас много медиков, фармацевтов, юристов, стало много грамотных, но совсем нет биологов, математиков, философов, поэтов. (31)Весь ум, вся душевная энергия ушли на удовлетворение временных, преходящих нужд. (32)У ученых, писателей и художников кипит работа, по их милости удобства жизни растут с каждым днем, потребности тела множатся, между тем до правды еще далеко, и человек по-прежнему остается самым хищным и самым нечистоплотным животным, и всё клонится к тому, чтобы человечество в своем большинстве выродилось и утеряло навсегда всякую жизнеспособность. (33)При таких условиях жизнь художника не имеет смысла, и чем он талантливее, тем страннее и непонятнее его роль, так как на поверку выходит, что работает он для забавы хищного нечистоплотного животного, поддерживая существующий порядок. (34)И я не хочу работать, и не буду… (35)Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!
— (36)Мисюська, выйди, — сказала Лида сестре, очевидно, находя мои слова вредными для такой молодой девушки.
(По А. П. Чехову*)
*Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) — выдающийся русский писатель, классик мировой литературы.
2) Герой считает главной причиной болезней физический труд.
3) Мисюська активно принимала участие в беседе.
4) По мнению героя, университеты не так важны для человека, как школы.
5) Герой доказывает, что для человека важны поиски правды и смысла жизни.
2) Предложение 1 содержит описание.
3) Предложение 28 продолжает мысль предложения 25.
4) В предложениях 7–8 представлено повествование.
5) В предложениях 4–6 представлено рассуждение.
24. Из предложения 35 выпишите фразеологизм.
25. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Высказывания героя особым образом воздействуют на читателя. Для достижения такого эффекта автором использованы следующие средства выразительности: прием (А)________ (предложения 2‚ 3) и синтаксические средства (Б)_______(предложения 15‚ 30), (В) ________(предложения 7, 15, 35), а также троп (Г) ________ (предложения 14, 17).
Список терминов:
7) восклицательные предложения
9) ряды однородных членов
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Тест "Задание 16 ЕГЭ по русскому языку"
1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
3) Кум стоял ни жив ни мертв.
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3) В отсутствие Риты Басков все соседние и дальние каменья на животе излазал и высмотрел.
4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт.
5) Поначалу болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской исторической живописи.
2) Сама личность А.И. Куинджи привлекала молодёжь и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству.
3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание.
4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи.
5) На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Морозный и тонкий воздух защипал в носу и иголочками уколол щёки.
2) Илья Репин любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя.
3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах.
4) После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды.
5) Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу и через три года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образа.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.
2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях.
3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка.
4) Василий Львович не расслышал её слов или не придал им настоящего значения.
5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Луговая и степная трава очень отличаются друг от друга.
2) Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес.
3) Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы.
4) За стеной выл ветер и грозно шумело море.
5) Уже давно смерилось и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запищите номера этих предложений.
1) В утреннем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй.
2) Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу.
3) Длинные и закопчённые сверху трубы выпускают клубы чёрного и грязного дыма.
4) Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок.
5) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Орден святого Андрея Первозванного мог быть получен и за военные и за штатские заслуги.
2) Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его никогда нельзя было снимать.
3) Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом мелким чиновникам и купцам.
4) В Древней Руси удар тыльной стороной кисти или кулака считался бесчестным и позорным.
5) Любовь гоголевской эпохи — это и вечная человеческая любовь и любовь Чичикова и любовь Хлестакова.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.
2) В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации.
3) Язык многообразен и многозвучен и разнотонен.
4) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
5) Воздух лёгок и чист и замёрзла река.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
3) Кум стоял ни жив ни мертв.
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.
11. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился отдохнуть в старом зимовье.
2) И стар и млад весело отплясывали на городской площади.
3) Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и жестоко оскорбило.
4) Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за тёмного леса.
5) На востоке тускло забрезжило и со всех сторон первые петухи неуверенно закричали.
12. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Рукопись комедии переписывалась от руки и списки расходились по России.
2) Степан и Анна вместе вытащили из сарая и столкнули в речку старую и рассохшуюся лодку.
3) За окном шумел дождь и грохотал гром.
4) Вечером на берегах речушки и в сырых оврагах лягушки и жабы сверчки и москиты дружно начинали оглушительный концерт.
5) К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.
13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Исключительное право душевладения гибельно сказалось как на судьбах России так и на судьбах дворянства.
2) Пьяная похвальба Хлестакова оказывается связанной с главной темой комедии и с её символическим названием.
3) По чинам в XVIII веке слуги носили блюда на званых обедах и сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.
4) Концерт был ни то ни сё.
5) Культура имеет коммуникационную и символическую природу
14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) За спиной щелкнул замок и стало слышно воду в ванной.
2) Тезкин махнул рукой и час спустя одетый в собранное с миру по нитке отправился в комнату для свиданий.
3) Там он безропотно выполнял все предписанные процедуры но никому не рассказывал ни про метельную забайкальскую степь ни про близость ярких и крупных звезд.
4) На следующий день он с жутким скандалом сбежал из санатория домой и остановить его никто не смог.
5) Голдовский ждал вопросов или просто горьких слов но Тезкин упорно молчал.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Она проснулась ни свет ни заря и отправилась на прогулку.
2) Дорога переменилась и показались леса и горы огромные реки и большие города.
3) Она стала проталкиваться вперед и Сане сделалось скучно.
4) В лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.
5) Она была женственна и мягка и герой мой и вовсе потерял голову.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Шапка спасла его однако он зашатался и выпустил из рук узду.
2) Только на третьи сутки дорога переменилась и показались леса и горы огромные реки и большие города.
3) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.
4) Ветер сделался еще сильнее над головой раскачивались фонари где-то
лаяли собаки а на улицах среди приземистых зданий не было ни души.
5) Они готовы резаться и жертвовать не только жизнию но и совестию и благополучием.
17. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Они встречались почти каждый день и говорили о том о сем.
2) Он был добрый малый но ветрен и беспутен до крайности.
3) Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.
4) Батюшка прочел его со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо.
5) Она не была похожа ни на Людмилу ни на Ирочку Раевскую ни даже на Серафиму Хренову.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Осенью улетели грачи и зимовать остались смелые воробьи.
2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью.
3) Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое невозвратное девичье время и свой первый бал.
4) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.
5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили.
19. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Грин был как великолепным пейзажистом и мастером сюжета так и очень тонким психологом как романтиком так и реалистом.
2) В литературных салонах Петербурга аристократы обсуждали литературные новинки и упражнялись в стихотворных импровизациях слушали чтение новых произведений и развлекались.
3) Образование и тонкий художественный вкус не мешали Федору Ивановичу Толстому вести безалаберный и разгульный образ жизни.
4) Уж не жду от жизни ничего я и не жаль мне прошлого ничуть.
5) В тот день Лиза поднялась ни свет ни заря.
ЕГЭ. Русский язык. Задание 16. Одна запятая в двух предложениях. Вариант 1
ЕГЭ. Русский язык. Задание 16. Одна запятая в двух предложениях. Вариант 1.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Задание 16. Одна запятая в двух предложениях. Вариант 1»
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1. Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
2. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
3. Кум стоял ни жив ни мертв.
4. Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.
5. Уже в 20-е г. XIX в. поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.
1. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.
2. От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3. В отсутствие Риты Толя все соседние и дальние каменья излазал и высмотрел.
4. В XII в. живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
5.Сначала болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.
3
1. Сама личность А. Куинджи привлекала молодёжь и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству.
2.Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской исторической живописи.
3. И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи.
4. На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.
5. На долю Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание.
4
1. Морозный и тонкий воздух щипал в носу и иголочками колол щёки.
2. И. Репин любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя.
3. Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах.
4. После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды.
5. Мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу и через 3 года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образа.
1. А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.
2. Василий Львович не расслышал её слов или не придал им значения.
3. Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.
4. Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях.
5. Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка.
1. Луговая и степная трава очень отличаются друг от друга.
2. Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес.
3. Как мой отец так и дедушка поддержали решение матери уйти с работы.
4. За стеной выл ветер и грозно шумело море.
5. Уже давно смерклось и мне захотелось вернуться в тепло и уют.
7
1. В свежем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй.
2. Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок.
3. Длинные и закопчённые трубы выпускают клубы чёрного и грязного дыма.
4. Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу.
5. Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.
1. От влаги в окнах повело рамы и местами сошла с дерева краска.
2. Поезд вышел из лесов в луга и стал виден тихий закат.
3. Споры шляпочных грибов очень мелкие и легкие и переносятся воздухом.
4. Мраком задёрнуты небо и даль и ветер осенний наводит печаль.
5. Алексей не слышал моих слов или умышленно никак не отреагировал на них.
9
1. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
2. В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации.
3. Язык многообразен и многозвучен и разнотонен.
4. Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.
5. Воздух лёгок и чист и замёрзла река.
10
1. Охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился отдохнуть в старом и полуразрушенном зимовье.
2. И стар и млад весело отплясывали на городской площади.
3. Чтение её письма не только возбудило во мне разные чувства но и оскорбило.
4. Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев.
5. На востоке тускло забрезжило и со всех сторон первые петухи закричали.
Охотник шел весь день и почти всю ночь и остановился отдохнуть в старом зимовье
Чужой компьютер
Алла Борисова
перейти к странице
Алла Борисова запись закреплена
Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ
Практика по заданию №16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
Читайте также: