О пребывании на территории казахстана древнего человека наглядно свидетельствуют
Жизнь древнейших людей. Исследовательский вопрос: Как жили древнейшие люди?
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)
5.1.1.1 – описывать антропологические признаки первобытных людей;
5.1.2.1 – демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме
Все знают: этапы развития человека, антропологические признаки первобытных людей
Большинство могут: определять сходства и различия людей на различном этапе развития.
Некоторые способны: составлять короткое резюме по теме, могут самостоятельно искать и систематизировать дополнительные сведения.
Критерии оценивания
- определяет антропологические признаки первобытных людей
- извлекает нужную информацию из текста и отображает ее схематически;
- указывает на линии времени периоды формирования человека
- делает самостоятельные выводы на основе разных источников
Языковые задачи
Антропология, питекантроп, неандерталец, кроманьонец.
Воспитание ценностей
Воспитывать творческое и критическое мышление, коммуникативные способности, проявление уважения к другим культурам и точкам зрения.
Межпредметная связь
Естествознание. Познание мира
Предыдущие знания
Знают: периоды истории древнего Казахстана, умеют определять время на ленте времени.
Приветствие учителя. Создание психологического настроя.
Актуализация знаний
ГР. «Мозговой штурм»
На доске вывешивается картинка показывающая эволюцию человека.
- Что изображено на картинке?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Что вы знаете о древних людях?».
По предворительным ответам учащихся определяется тема и цели урока урока
Записываем тему урока « Жизнь древнейших людей ».
На сегодняшний день существует несколько теорий о происхождении человека.
Религиозная теория утверждает, что человек сотворен Богом.
Инопланетная теория объясняет происхождение людей с деятельностью иных цивилизаций.
Научная теория утверждает, что человечество, как и весь животный мир, возник в процессе длительного развития природы (эволюции).
Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника .
Задание : Рассмотрите рисунки стр. 14
- Кто из древних людей более похож на современного человека?
- Опишите облик древних людей.
В процессе эволюционного развития, растянувшегося на тысячелетия, у человека менялся облик, формировались знания и навыки. По останкам скелетов людей, найденным археологами, можно определить их внешние физические признаки.
Наука, изучающая происхождение и развитие человека, называется антропологией .
ПР. Работа с учебником стр. 13-15
Заполнение таблицы: Этапы развития человека
2,5 млн. лет назад
Ходили на задних конечностях, объем мозга составлял 650 куб. см.
1 млн. лет назад
500-200 тыс. лет назад
200-35 тыс. лет назад
Мозг до 900 куб. см., скошенный лоб, массивные надбровные дуги и прямохождение
Выступающие надбровные дуги, низкие лбы, мощные челюсти и бочкообразный торс.
40-35 тыс. лет назад
Облик напоминал современного человека, он имел более высокий рост и широкий лоб.
ПР. Диаграмма Вена .
Каждая пара записывает на стикере сходство и различия австралопитека, питекантропа, неандертальца, кроманьонца.
Древние люди на территории Казахстана появились приблизительно 1 миллион лет назад. Этот период на Земле характеризуется периодом существования питекантропа.
В Казахстане не были найдены останки древних людей каменного века. Однако историки, рассматривая эту проблему в мировом контексте, обосновали, что первыми поселенцами на территории современного Казахстана являются именно питекантропы.
После питекантропов в ледниковый период сформировался неандертальский человек. А во время позднего палеолита – кроманьонец. До появления человека кроманьонца изменения в жизни древних людей происходили медленно, развивались постепенно. Останки древних людей, найденные во всех уголках мира, дают возможность определить, сколько времени длился этот процесс.
ИР. Расположите на ленте времени периоды формирования человека.
С помощью ленты времени попробуйте определить, сколько времени длилась стадия развития каждого типа человека.
Древний Казахстан: обычаи
С культами, которые утвердились в мировоззренческой культуре древних казахов-кочевников, были связаны многие обряды и традиции, рудименты которых встречаются и в современных ритуалах.
Рассмотрим основные культовые обряды и обычаи, характерные для племен, населявших древний Казахстан:
Фото: ratel.kz: UGC
Древние люди верили в защитную и очищающую силу огня. Это отображалось в таких традициях и ритуальных действиях:
Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев
- При перекочевке с зимовки на высокогорные пастбища кочевники разводили два огромных костра, между которыми проходили люди и скот. Таким образом, место очищалось от влияния злых духов.
- Невеста, которая приходила в жилище мужа, обязана была поклониться очагу.
- Мать жениха перед приходом новой хозяйки приносила огню — богиням Умай и От-Ана жертву — лила масло. Сейчас сохранились элементы этого обряда: невестка, вступая в жилище мужа, приносит жертву, поливая маслом домашний очаг.
- Брачное ложе молодых супругов очищали огнем: обходили вокруг с зажженными палками, чтобы избежать сглаза и влияния злых сил.
- Когда рождается ребенок, ярко разводят огнище, с факелом обходят жилище.
- Огнем очищали колыбель младенца.
- Первые сорок дней жизни новорожденного возле его колыбели горела свеча или лампадка. Считалось, что огонь защитит малыша от нечистой силы и болезней.
- Когда человек заболевал, дом очищали огнем.
Кто такие казахи и откуда они появились?
- Культ предков и обряд захоронений.
Курганы и могильники — кладезь информации о верованиях, обычаях и традициях племен, живших на территории Казахстана в древние времена. Кочевники особенно почитали предков. Считалось, что после смерти человек переходит в мир духов. Тогда силы природы уже не властны над ним. Его бытие в мире духов зависело от того, как его поминали живые, как почитали, какие жертвоприношения делали.
Фото: abctv.kz: UGC
Кочевники-казахи верили в силу предков, которые становились на защиту рода, помогали ему и оберегали от напастей и уничтожения.
Вот что поведали историкам, этнографам и культурологам древние курганы:
- Могильные захоронения располагались вблизи каждой зимней стоянки казахов-кочевников. В их построении и расположении отобразился солярный миф. Есть захоронения «с усами» — лучами, как у солнца.
- О могилах заботились, за ними ухаживали и регулярно приносили жертвы — откормленного жирного барана, лошадей, верблюдов, быков. Это должны были быть обязательно самцы с особыми отметинами. В качестве жертвоприношения пекли лепешки.
- Умерших хоронили в яме или каменном ящике. В захоронение клали лучшие вещи покойного, его коня, оружие (Берельский могильник, Чиликтинский курган, могильник Бесшатыр). Женщинам клали одежду, украшения, жрецам и вождям — посохи, мечи и стрелы.
- На могилах давали клятвы и присяги. Путник, которого в дороге застала ночь, устраивался на ночевку вблизи курганов. Считалось, что здесь никто не нападет на него, поскольку его защитят духи умерших, да и злодеи не решатся нарушить покой умерших.
- У духов покойных просили благословения и напутствия при решении важнейших дел или перед началом долгого пути.
- К могилам особо почитаемых и могущественных аруахов ездили для поклонения. Паломничество имело особое значение. К могилам святых ходили, чтобы набрать силы и мудрости, решиться на свершения, накануне и после великих битв.
Фото: kaznet.me: UGC
Сегодня казахстанцы совершают хаджи к святым местам — к мавзолею Ходжа Ахмета Яссауи и могиле его дочери Гаухар, посещают пещеру Чапак-ата. Женщины отправляются на поклонение к могиле Домалак — жене батыра Байдабека, к его могиле и захоронению Арыстан баб ездят мужчины. Культ предков отобразился в принципе «жеті ата» — семи предков.
Традиции и обряды, которые дошли до нашего времени, — это отображение представлений кочевых народов, населявших древний Казахстан, о мироустройстве, его законах и принципах. Для них характерно анимистическое восприятие окружающего мира, вера в одушевление сил природы, покровительство духов, защитную функцию огня.
Ритуалы и обычаи отображают синкретизм верований, свойственный древнему и современному Казахстану.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Культура древнего Казахстана: религиозные верования
Истоки традиций и верований современных казахстанцев коренятся в тысячелетней истории края. Археологи и историки по артефактам, найденным в курганах, на местах стоянок и древних городов, установили, что древний Казахстан был местом расселения племен саков (скифов), гуннов, сарматов. Оставили здесь свои следы уйгурские племена и племена кангюев.
Археологические исследования позволили установить, что все племена вели приблизительно одинаковый образ жизни, имели общий уклад и верования.
Традиции и обычаи казахского народа от рождения до смерти
Разберемся, во что же они верили? Культура кочевников, как и их жизнь, тесно связана с природой. Первые религиозные системы имели языческий характер. Пантеистическое мировоззрение проявлялось в обожествлении сил природы, поклонении им.
История древнего Казахстана предоставляет интересные факты динамики развития космогонических взглядов древних племен, заселивших эту территорию:
- Культ Солнца, обожествление сил природы.
Жизнь древнего человека всецело зависела от Солнца. Солярность верований есть у многих народов. Это проявление культурной памяти о ледниковом периоде и спасении, которое принесли солнечные лучи первобытным людям, дав им тепло и пищу.
Кочевники верили, что Солнце находится в центре Вселенной, оно источник жизни и власти. В урочище Тамгалы, на скалах, обнаружены солярные символы, которые изображали божеств — мироустроителей. Над ними светило Солнце — главное божество.
Гостеприимство казахов: традиции и обычаи
Древние люди, жившие на территории Казахстана, верили в могущество сил природы. Они обожествляли грозу, дождь, ветер. С развитием анималистических представлений естественно, что кочевники ассоциировали Солнце с конем, гром — с кабаном и т. д.
Культура древнего Казахстана свидетельствует о том, что племена, жившие на этой земле, исповедовали митраизм. Это более поздние культурные верования, возникшие в последние века до нашей эры. Религиозный культ Митры имел индоиранское происхождение, но по сути своей был близок кочевым племенам.
Митра — солнечный князь, источник жизни. Он сотворил мир. Согласно «Авесте», он выезжал на 4-х конях. Это были боги Сурья (Солнце), Яма (владыка преисподней, бог перерождения), Агни (бог огня и домашнего очага), Индра (громовержец, покровитель духов).
Культура Казахстана в начале ХХ века: особенности
Символ крылатых коней был изображен на шапке иссыкского хана. Такая колесница воплощала представления древних народов, населявших Казахстан, о космосе. Митрические боги олицетворяли порядок организации мира: четыре стороны света, четыре важнейшие природные стихии.
В культуре Казахстана символ культа Митры — знак четырех перекрещенных золотых стрел, которыми украшали головные уборы воинов и вождей.
С соляными мифами тесно связан культ огня, обычаи и ритуалы, которые дошли до наших времен. Происхождение огня тесно связывалось с солнечной энергией. Ее считали жизнеобразующей, созидающей. Ему приписывали магические свойства очищения и защиты от нечистой силы, покровительства.
Археологи в Семиречье обнаружили храмы огня, где приносились жертвы этому божеству. В византийских хрониках зафиксирован такой факт: каган Дизабул приказал провести между двумя зажженными факелами посла Византии и только после этого принял его.
Древние памятники Казахстана: список
С солярным культом тесно связан возникший в период формирования племенного строя культ царя, вождя. Кочевники были воинами, поэтому для них естественна антропоморфизация сил природы и отождествление с ними полководцев.
В Иссыкском кургане найдена одежда, регалии и оружие, которые принадлежали вождю союза племен. На них изображены солярные символы. Это свидетельствовало о том, что царь считался солнечным божеством, «золотым человеком». Солярный символ был обязательным знаком отличия на головных уборах ханов.
Это древнейшая система религиозных верований, которой следовали жители древнего Казахстана. Согласно ей, главным божеством был Тенгри. Его называли Небесным Духом или Создателем Мира. Он ассоциировался с небом. Все в мире подчинялось его власти. Это верховное божество управляло силами природы, людьми, духами.
Этногенез казахского народа: основные этапы
По древним представлениям, до появления Тенгри мир был погружен в хаос. Он представлял собой Океан, в глубинах которого появился свет. На вершине луча было Мировое Яйцо, в котором покоился Тенгри. Его пробуждение сопровождалось формированием космоса, его иерархии.
Создатель разбил яйцо и из его верхушки сделал Небесный свод — жилище богов, из основания — мир людей, а среднее пространство стало обиталищем сил природы и стихий. Так в мировоззрении и мифологии кочевников воплотилась мифологема Мирового Дерева, которая есть во всех мифосистемах мира. Это триединство представлено и в казахском головном уборе, где верхушка — это мир богов, средина — мир духов, а низ — жизнь обычных людей.
Казахские народные инструменты: названия
Тенгри создал и небесные светила: его правый глаз стал Солнцем, левый — Луной. Между землей и небом он поставил Посох — Полярную звезду. Испустив вздох, он создал ветер и облака.
Женское начало мира воплотилось в богине Умай. Она стала символом женской силы, рождающей и создающей. Ее еще называют священной Водой-Землей. Умай и Тенгри оживили землю и заселили ее людьми. Из стопы Великой Богини родилась От-Ана. Это покровительница домашнего очага у казахов.
- Буддизм, ислам, манихейство и христианство.
Проявления этих религиозных систем в культуре древних казахов связано с Великим шелковым путем, по которому в Казахстан проникали не только товары, но и книги. В большие торговые города Казахстана приходили мудрецы и странники, они создавали общины, монастыри, школы, в которых распространяли идеи буддизма и ислама.
Материальная культура казахов в ХV–XVIII веках
Неподалеку от древнего торгового пункта Великого шелкового пути Испиджаба найден буддистский монастырь. Памятники буддизма обнаружены при раскопках городища Суяб, а во время археологических раскопок в Таразе найдены рудименты христианского храма.
Юг Казахстана и Семиречье в IX столетии приняли ислам. Христианские церкви были превращены в мечети. Население Казахстана приняло такие изменения спокойно. А все потому, что ислам был очень близок религиозным представлениям и верованиям, которые сложились на этой территории.
Мировоззрение казахов-кочевников отображало единство человека и природы, что близко концептам исламизма. Впрочем, ислам, как отмечают ученые, на территории Казахстана имел бытовой характер и скорее представлял собой совпадение религиозных догм с убеждениями кочевников, их верой в силы природы, фаталистическим восприятием мира.
Исторические места Казахстана, которые стоит посетить
Культура древнего Казахстана характеризуется религиозным синкретизмом и многообразием. В ней органически сочетались культы, в основе которых были тенгрианство и зороастризм, вера в бога Митру и шаманизм, буддизм, манихейство и несторианство. Благодаря этому культура Казахстана была многоликой и разнообразной.
Каменный век на территории Казахстана
Каменный век — древнейший период развития человечества. Археологические находки на разных территориях, памятники эпохи позволяют создать научную картину развития той или иной местности, узнать об особенностях культуры первых людей. Каменный век на территории Казахстана представлен множеством памятников, которые расскажут об истоках традиций и верований, обычаев и ритуалов народностей, населяющих сейчас этот регион.
Культура древнего Казахстана: обычаи, верования
История и культура Казахстана — энциклопедия быта, обычаев, религий разных кочевых племен, которые прошли по его территории. Поэтому культура древнего Казахстана многолика и разнообразна. Рассмотрим, во что верили племена, жившие на территории Казахстана.
Палеолит на территории Казахстана
Каменный век традиционно делят на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век).
Палеолит (перевод с древнегреческого языка - древний камень) — первый исторический период каменного века берет начало с использования каменных орудий гоминидами (Homo habilis (человек умелый)) (около 2,5-2,6 млн лет назад) до появления земледелия и производящего хозяйства приблизительно в 10 тысячелетии до н.э. Homo habilis (человек умелый) также часто известен как австралопитек.
1,5-1 миллион лет назад отдельные группы человечества эволюционировали в сторону увеличения объема мозга. Увеличение объемов мозга привело к улучшению обработки камня. Эту новую группу человечества посчитали новым видом и назвали Homo erectus (человек прямоходящий). Часто Homo erectus (человек прямоходящий) называют также архантропы (древние люди).
В эпоху палеолита люди жили малыми общинами в 10-30 человек, которые приходились друг другу кровными родственниками. Первоначальными жилищами людей были пещеры, так как они представляли собой природные убежища. Поэтому часто останки людей той эпохи находят возле гор и пещер. В условиях отсутствия пещер, стоянки людей находились под открытым небом. В ту эпоху изготавливали каменные орудия труда, помимо них изготавливали также орудия из кости, кожи, дерева и растений. Главная форма хозяйствования были охота и собирательство (собирание растительной пищи). Появилось рыболовство, но земледелие и скотоводство не были еще известны.
В казахстанской историографии принято делить Палеолит на три больших периода:
1. Олдувайская культура (2600 - 900 тысяч лет назад).
Она же галечная культура - наиболее примитивная культура обработки камня: острые края камня получались путем раскола пополам, без дополнительной обработки. Данные каменные орудия были не совершены, так как была не совершена техника обработки камня и физическое строение людей вида Homo habilis (человек умелый) не позволяло проводить сложные операции с камнем.
Для Олдувайской культуры характерны 3 вида каменных орудий:
1.1. Чопперы – орудия для резьбы. Самые распространенные орудия изготавливались из гальки, из которой с помощью ударов убирались верхушка или край. Чоппинги представляли собой двухсторонние чопперы. Для производства чопперов использовали нуклеусы. Нуклеус – это ядро, осколок камня (яшмы, кремня, обсидиана и др.), находящийся на стадии «первичного раскалывания» при производстве каменных орудий.
1.2. Сфероиды - округлые камни с многими гранями, использовались в качестве ударного орудия для обработки растительной и животной пищи.
1.3. Отщепы, изготавливаемые техникой ретуши. Рабочий край таких отщепов подправляли мелкими ударами. Эти отщепы не имели устойчивых форм. Служили в основном для разделки туш.
2. Ашельская культура (1600 тысяч - 150 тысяч лет назад).
Происходит революционное изменение техники обработки камней. Появляются каменные ножи, скребки. В эту эпоху люди начинают использовать огонь и пользуются примитивными каменными орудиями (макролиты — ручные рубила, отщепы).
Среди разновидностей макролитов можно выделить:
2.1. Пики - крупные орудия с галечным или желвачным основанием, у которых есть два остро сходящихся обработанных края.
2.2. Бифасы («двусторонние»), которые изготовляли с помощью многочисленных скалываний с обеих сторон. Стандартные размеры: до 20 см и весом до 2,5 кг, но большая часть бифасов была довольно мала.
2.3. Монофасы («односторонние») - орудия из расколотых галек, оббитые с одной плоскости.
2.4. Унифасы («общесторонние») - оббитые с одной плоскости, но радиальными сколами.
2.5. Кливеры (колуны) - крупные изделия обычно V-образной формы, с обработанными продольными краями, а также с острым поперечным лезвием, оставленным без подправки.
Если Олдувайская культура пребывала на территории Африки, то Ашельская культура появилась на просторах Евразии. В Казахстане к этому периоду относятся стоянки Борыказган и Танирказган, Шабакты, Кызылтау, Акколь 1, Казангап.
Ашельская культура – это первая человеческая культура, покинувшая пределы Африки. В Восточном Казахстане известна раннепалеолитическая стоянка Козыбай. Рядом с ней находятся два палеолитических стоянки - Курчум-1 и Курчум-2. Палеолитическая стоянка Шахбагата на территории Мангышлака относится также к ашельской культуре. Орудия труда архантропов (рубила, чоппинги, чопперы) на стоянках Кызылтау, Кошкорган, Шоктас, Ушбулук I и Ушбулук II возле Каратау датируются возрастом 1000-800 тысяч лет назад. Там же возле Каратау у поселка Конырдек найдены большие кремневые отщепы прямоугольной формы. Самые древние палеолитические стоянки – Шакпак-ата на Мангышлаке и Арыстанды в горах Каратау (Жамбылская область).
В 1958 году в Жамбылской области казахстанскими археологами были найдены стоянки первобытного человека эпохи палеолита – Бориказган и Шабакты. На них были найдены более 5000 каменных орудий труда (рубила, остроконечники и др.). Вслед за Ашельской культурой на территории Евразии возникла Мустьерская культура
3. Мустьерская культура
Данная культура обычно ассоциируется с поздними неандертальцами. Данная культура возникла приблизительно 300 тысяч лет назад. Исчезновение Мустьерской культуры связывают с глобальным похолоданием и исчезновением неандертальцев (Homo neandertalensis) около 30 тысяч лет назад. Здесь стоит отметить, что в связи с новыми палеогенетическими открытиями археологам еще стоит пересмотреть многие датировки и концепции. Уже сейчас ясно, что неандертальцы не являются прямыми предками современных людей (кроманьонцы, Homo sapiens), но они генетически смешивались с предками современных людей. Об этом будет рассказано ниже. Мустьерская культура географически охватывала Европу, Северную Африку, Ближний Восток, Казахстан и Среднюю Азию. В местах контактов неандертальцев с предками примерно 100 тысяч лет назад появляются стоянки кроманьонцев, изготовлявших орудия мустьерского типа, то есть, в районах контакта двух видов человечества имели место быть культурные заимствования каменных орудий от неандертальцев к кроманьонцам.
Для мустьерской культуры характерно улучшение техники обработки камня. Из каменных орудий для данной эпохи характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядра и ядрища), от которых откалывались широкие отщепы, которые позже превращались с помощью оббивки по краям в различные орудия (скребла, остроконечники, ножи и т.д.). Погребения неандертальцев, относившихся к позднему периоду мустьерской культуры, свидетельствуют о зародившихся религиозных представлениях.
Крупнейшим достижением Мустьерской культуры было открытие способа самостоятельного добывания огня трением. Помимо этого, люди той эпохи начали строить жилища из деревянных жердей и костей животных. Изготовление одежды вышло на новый уровень. Иглами выступали кости животных, а нитками сухожилия животных. Неандертальцы носили шкуры животных, сшитые вышеуказанным способом.
В эпоху Мустье был заселен Центральный и Восточный Казахстан. Там были найдены стоянки Обалысай, Музбеш, Канай. На стоянке Канай обнаружены первые следы Мустьерской культуры на территории Казахстана, которые датируются возрастом 142-134 тысячи лет назад.
4. Поздний (верхний) палеолит (40-12 тысяч лет до н.э.)
В этот период произошло вымирание неандертальцев и широкое расселение по всей земле людей современного типа (кроманьонцы, Homo sapiens). Появилось первое первобытное искусство. Археологи находили наскальные рисунки, где изображались животные, сцены охоты и т.д. Появились первые скульптуры, которые вырезались из кости и рога.
Были найдены следующие стоянки людей в Казахстане в эпоху верхнего палеолита: Батпак, Агренсор, Карабас, Семизбугу в Центральном Казахстане, Бухтарма, Шульбинка в Восточном Казахстане, Майбулак в Жетысу (Семиречье), Ащысай в Южном Казахстане.
Наиболее крупный памятник верхнего палеолита на территории Казахстана – это стоянка Батпак. Возраст стоянки 30-25 тысяч лет. На стоянке было обнаружено около 300 орудий труда. Наибольшее количество стоянок эпохи палеолита в Казахстане было найдено в районе Каратау (Южный Казахстан).
Каменный век на территории Казахстана: периодизация
Век, когда появился проточеловек и первые Homo sapiens, ученые называют каменным, поскольку в это время основным доступным материалом, из которого изготовляли орудия труда и защиты, был камень.
Эта эпоха самая долгая в развитии человечества. Она началась 2,5 млн лет тому назад, а завершилась, по меркам развития цивилизации, не так давно — пять тысячелетий тому. За это время человечество сделало огромный скачок в своем развитии.
Самые древние цивилизации мира, о которых нам известно
Археологи находят в древних захоронениях оружие и предметы быта, созданные древними людьми из костей животных и древесины, есть вещи, которые делали из глины. Освоение человеком этих материалов проходило в разные временные отрезки. Изучение артефактов привело к тому, что ученые разработали общепринятую периодизацию каменного века.
Исходя из нее, каменный век состоял из трех периодов. Эти историко-культурные вехи называются палеолит, мезолит и неолит.
Начало веков, образно выражаясь, историки обозначали как палеолит. Этот период делится на три этапа: ранний, средний и поздний. Хронологические рамки палеолита охватывают 2,6 млн лет – 10 тыс. лет до н. э.
Ранний палеолит характеризуется появлением первых человекоподобных существ, которых в науке окрестили архантропами. Это первые прямоходящие существа, рост которых составлял 168–180 см. Ученые определили три основных ареала их обитания:
Что такое вулкан и почему он извергается
- африканский;
- европейский;
- азиатский.
Современный Казахстан расположен в центре евразийского континента, то есть на его территории сошлись две зоны, где жили человекоподобные существа. Ученые смело утверждают, что Казахстан в эпоху каменного века был населен прародителями современных людей. Благодаря влажному и теплому климату здесь буйствовала растительность, по зеленому разнотравью степей и густым лесам бродили дикие животные. Все это благоприятствовало появлению древних людей.
Эти существа умели разводить огонь, готовили горячую пищу, занимались охотой и собирательством. Подтверждение тому археологические находки (рубила, остроконечники, нуклеусы, отщепы) в горах Каратау, в устьях рек Арыстанды и Колгутты на территории Южного и Восточного Казахстана.
Эти орудия создавали из гальки, водившейся в избытке на берегах водоемов. Поэтому этап развития культуры назван «галечный». Люди производили первые орудия труда методом оббивки.
Этногенез казахского народа: основные этапы
Средний палеолит — эпоха, начавшаяся 300 тыс. лет и завершившаяся 30 тыс. лет до нашего времени. Этот период развития человечества хорошо исследован. Установлено, что это время появления палеоантропов, или неандертальцев, — прародителей современного человека. Они были невысоки (165 см), большая голова венчала массивное туловище с хорошо разработанной грудной клеткой и длинными руками.
Следы палеоантропов обнаружены на территории Казахстана: об этом свидетельствуют стоянки на западе страны (на полуострове Мангышлак), в центральных и южных областях.
Поздний палеолит пришел на смену среднему 40 тыс. лет тому. Завершился он 12 тыс. лет до н. э. По оценкам историков и археологов, это наиболее суровый период развития человечества — финальная фаза вюрмского оледенения. Появились Homo sapiens. Они активно искали места с подходящим для жизни климатом, богатой флорой и фауной.
Есть ли жизнь на Марсе: пояснения, теории
Для выживания первобытным людям были необходимы средства для защиты и труда. Они изготовляли ножи, лезвия, наконечники для копий, дротики — оружие, которое позволяло добыть пропитание и отбиться от хищников. Как свидетельствуют находки на стоянке Шульбинка (Восточный Казахстан), древние люди пользовались отжимной техникой, создавая скребки, резцы, похожие на долото орудия, нуклеусы, острия. Делали их из опала, яшмы, халцедона.
Остатки первобытных жилищ, кострища и очаги, сложенные из камня, свидетельствуют о том, что в этот период люди значительно продвинулись в своем развитии. Археологические находки позволяют утверждать: Казахстан в эпоху палеолита был не просто населен, а здесь зарождалась культура первобытных людей.
На смену палеолиту пришел мезолит (от 15 тыс. лет до 12 тыс. лет до нашей эры). Это так называемые средние века каменного периода, когда человечество адаптировалось к новым климатическим условиям и быстро эволюционировало. Вымерли мамонты и шерстистые носороги, люди были вынуждены искать новые ареалы обитания, пригодные для жизни. В это время изобретены лук и стрелы. К сожалению, на территории Казахстана не найдены артефакты, которые охарактеризовали бы эту эпоху.
Существует ли мегалодон: научные объяснения
На смену мезолиту пришел неолит — новый этап культурного развития нашей цивилизации. В это время люди начали приручать диких животных, обрабатывать землю. Так зарождается и развивается скотоводство и земледелие. Для вспашки земли и охоты необходимы были более серьезные орудия. Люди усовершенствовали технику обработки камня — научились шлифовать, пилить и сверлить, освоили технологию обработки металла. Началась эпоха меди.
Неолит в Казахстане (5 тыс. до н. э.) — эпоха развития производящего хозяйства. Появляются первые табуны и отары, люди осваивают ткачество и гончарство, учатся добывать металл. Активно развивается земледелие. На юге Казахстана были обнаружены поселения первобытных людей. Исследование артефактов показало, что они умели изготовлять каменные топоры и мотыги, ступки и простые жернова. В этот период создаются первые объединения людей — племена и союзы.
Как появился человек: теории
Таким образом, Казахстан в эпоху камня — достаточно населенный и развитой регион. Археологические открытия, сделанные на его территории, позволяют ученым составить полноценную картину развития человечества.
Оседлая земледельческая культура Казахстана в V-XIII вв.
Южные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. О развитом земледелии у усуней и кангаров мы уже говорили. Традиции оседлого хозяйства продолжают развиваться и у народов, населявших Казахстан в V-XIII вв.
Земледельческие районы Казахстана. Климатические условия позволяли развивать только лишь поливное земледелие. В этих условиях главную роль в хозяйстве играли ирригационные, оросительные сети. При этом использовались каналы, прорытые в предшествующие времена. Кроме магистральных каналов и арыков строились водохранилища.Особо широкое распространение они получили в среднем течении Сырдарьи в VII-XII вв
Древние каналы сохранились и в низовьях реки Или. Кроме магистральных каналов, обнаружены остатки плотины для поднятия воды в реке, мелкие каналы-оросители и устройства для направления воды по нужному руслу.
Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры:
Благоустройство и структура города. Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Археологи отмечают высокую культуру горожан в строительстве бани.Так, баня в Таразе имела общую площадь 152 кв.м. Строились они из жженого кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Для обогрева применялась система жаропроводящих каналов, которые располагались под полом. Баня имела комнаты для раздевания, купальные залы с ваннами и бассейнами, парильные комнаты. Освещались посредством стеклянных дисков, вставленных в люки куполов. Стены украшались орнаментом растительного содержания. Мусульманские врачи IX-XI вв. приписывали росписям гигиенические свойства. Так, Мухамед ибн Закария ар-Рази (864-925 гг.) писал, что врачи древности, зная о расслабляющем действии бани на человека, считали необходимым расписывать стены сценами, созерцание которых способствовало бы укреплению жизненной силы человека. Ибн-Сина (980-1037 гг.) также утверждал, что в хорошей бане должна быть умеренная температура, яркий свет, просторный предбанник, а в нем картины хорошей работы, явной красоты, вроде влюбленных на фоне парков и садов.
Вокруг шахристана размещались торгово-ремесленные предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме собственно города в округе находились небольшие поселения.
В заключение выделим несколько основных моментов, особен-нстей городов средневековья Казахстана:
во-первых, казахстанские города были неразрывно связаны с мгевым миром и не могли существовать без последнего;
во-вторых, часть населения города занималась отгонно-пстбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, шлетних кочевьях:
в-третьих, города возникли прежде всего как административно-ттрговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе или на Рри. Величина и значение города определялись не только удобным мстоположением, но и административной ролью.
Ремесла и торговля
Ремесло. Одной из важнейших отраслей производства как в кмевой, так и в оседло-земледельческой среде было ремесло, обеспечивавшее население предметами первой необходимости. Среди ведущих отраслей ремесла в кочевой среде следует назвать обработку кожи и шерсти, изготовление юрт, повозок, кузнечество, металлургию, обработку дерева и кости, ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство, стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество.
Жители небольших поселков, окруженных валами, засыпали войлочные прокладки в валы, благодаря чему соленая вода не разъедала укрепления. Из обработанной кожи кочевники шили верхнюю одежду, а также изготовляли посуду.
Металлургия издавна составляла одну из наиболее важных отраслей ремесленного производства племен Казахстана. В VB. тюрки были известны как прекрасные рудокопы, платившие дань жужаням железом. В эпоху Тюркского каганата функционировали рудники в горах Балабуркутты, Вахты и Мыржык в Центральном Казахстане.
Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла. Казахстанские ювелиры продолжали традиции полихром-ного стиля, выработанного здесь в III-II вв. до н.э. Характерной его особенностью являлись инкрустация металлической (золотой, серебряной или бронзовой) пластины вставками цветных камней, перегородчатые эмали, окруженные узорами из зерен в виде треугольников и ромбов. В полихромном стиле изготовлялись пряжки, бляхи, накладки для стремян, пояса, серьги и другие украшения.
Ремесленник в кочевой общине обычно перемещался вместе с аулом, имея небольшую мобильную мастерскую. В обмен на изготовляемые предметы он получал скот и продукты. Металлурги и кузнецы жили обычно оседло, небольшими поселениями, но тем не менее продолжали оставаться членами общины, из которой происходили.
Торговля. Древнее население Казахстана имело торговые связи с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар.
Отдельные города специализировались на изготовлении и торговле теми или иными предметами. Оживленно шла торговля между городами и степью. Население оазисов и городов покупали лошадей, скот, шерсть, кожу, кошмы, войлок, молочные продукты, в обмен кочевники получали ткани, хлеб, посуду.
Денежное обращение. Торговля требовала развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. В начале VII в. известны монетные выпуски туркешских каганов. В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных правителей.
Жилище и одежда
Преимущества юрты перед другими видами мобильного жилища (шатры, палатки и т.д.) были отмечены соседями. Так, юрты были широко распространены в армии средневекового Китая, у народов Средней Азии.
Как пишет Иби-Батута, повозки кыпчакской знати обтягивались шелком, сукном. При перекочевке повозки выстраивались в такие длинные ряды, что занимали огромное пространство, представляя причудливую картину движущегося города.
В походах и на охоте и в некоторых других случаях кочевники использовали более простые виды жилища-шалаши из различных частей каркаса юрты, шатры, войлочные палатки.
Одежда. Одежда кочевников была также приспособлена к жизни в степи и способам хозяйствования степняков. В средние века в одежде продолжают развиваться традиции, заложенные в усуньское и кангарское время. Традиционным видом верхней одежды у тюрок, туркешей и карлыков был длинный халат с высоким воротником, запахивающийся на правую сторону. Головной убор напоминал современный казахский тымак. Халат перепоясывался наборным поясом, либо кушаком. Мягкие замшевые или кожаные штаны заправлялись в войлочные сапоги без каблуков.
Вся эта роскошь не могла дойти до нас. Дерево и меха истлели, золото и серебро переплавлены. Но письменные источники пронесли сквозь века сведения о богатой и неповторимой культуре, и они заслуживают большего доверия, чем немногочисленные археологические находки.
Таким образом, мы видим, что в V-XII вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская, они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались.
Мы видим, что материальная культура народов Казахстана была максимально приспособлена к требованиям адаптации к природной среде и полностью отвечала функциям жизнеобеспечения и материального производства.
Язык и письменность
Наряду с тюркскими языками в Южном Казахстане и Жетысу в зоне оседло-земледельческой и городской культуры продолжал сохраняться согдийский язык иранской языковой группы. В той же среде имелись небольшие группы, говорившие на языках семитской семьи, сирийском и арабском.
Развитие письменности. В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью.
Казахстан в эпоху каменного века: памятники
Узнать, каким был каменный век в Казахстане, помогают объекты материальной культуры. В первую очередь это памятники — стоянки древних людей, их жилица, предметы, изготовленные руками Homo sapiens.
Находки историков и археологов дают представление о том, какой была раннепалеотическая культура Казахстана. Следы архантропов были найдены:
- на западе Нарымского хребта;
- на восточном побережье Бухтарминского искусственного моря;
- на Мангышлаке;
- в горах Каратау (Шоктас и Кызылтау).
История денег в Казахстане
Места, где обнаружены первые орудия (рубило, чоппинг), изготовленные проточеловеком приблизительно 2 млн лет до нашей эры, известны историкам как Курчум-1 и Курчум-2, стоянка Шакпаката.
О том, какой была культура людей среднего палеолита, свидетельствуют стоянки Борыказган, Танирказган, Куйдаколь, Жаман-Айбат, Жезказган, Обалысай, открытые:
- в урочище Карасу (Южный Казахстан);
- на северо-востоке от города Каратау (Жамбылская область);
- в Жездинском районе и в урочище Батпак(Карагандинская область);
- на берегу р. Колгутта у с. Каратогай (Восточный Казахстан).
Поздний палеолит более богат на исторические памятники. В Казахстане их насчитывают около 500. К северу от с. Караунгур открыта стоянка древних людей. Западнее п. Чулак-Курган найдено оружие и примитивное земледельческое орудие (Ачийская стоянка). На востоке страны, на берегу Бухтармы, открыто поселение под названием Пещера. Стоянки Свинчатка и Канай — места поселения первобытных людей.
«Древний Тараз»: археологический парк и музей
Исследования этих территорий показали, что в период позднего палеолита торжествовал родоплеменной строй. Жизнью рода управляли женщины. Люди в основном занимались физическим трудом, но уже зарождались протоискусство и религия.
Изучение предметов быта свидетельствует о быстром эволюционном скачке первобытных существ. Они начали строить подобия хижин, освоили технику шлифовки камня, научились делать первые орудия для обработки земли, освоили простые ремесла, которые помогали им обеспечивать себя одеждой, предметами быта и едой. Об этом свидетельствуют находки археологов, сделанные в стоянках Кульсары (Западный Казахстан) и Кызыл-Су (Восточный Казахстан) близ с. Белокаменка.
Изучение истории своей страны не только расширяет мировоззрение, но и позволяет лучше понять истоки культуры и традиций народа. А какие памятники каменного века на территории Казахстана известны вам?
Культура древнего Казахстана: обычаи, верования
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Читайте также: