На ком или на чем въехал иисус в иерусалим
Скажите пожалуйста почему Иисус Христос вьезжал в Иерусалим на осле,и почему этот осел должен был быть необьезженный?
Ответ:
Вместо своего ответа я процитирую комментарий Баркли:
Он сел на молодого осла. Такой жест означал две вещи: во-первых, это было намеренным притязанием на Мессианство. Это было исполнением слов пророка Захарии. Иоанн цитирует это место неточно, потому что цитирует его, видимо, по памяти, но пророк сказал следующее: «Ликуй от радости дщерь Сионова, торжествуй дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 8,8). Нет никакого сомнения в том, что Иисус объявлял Себя Мессией, делая Свое явление наглядным.
Но, кроме того, Он объявил и характер своего прихода. Нам нужно правильно понять эту картину. У нас осел животное презренное и низкое, но на востоке он считался животным благородным. У судьи Израиля Иаира было тридцать сыновей, «ездивших на тридцати молодых ослах» (Суд. 10,4). Ахитеофел ехал на осле (2 Цар. 17,23), Мемфивосфей, сын царя Саула, приехал к Давиду на осле (2 Цар. 19,26). По обычаю на войну царь ехал на коне, но когда он приходил с миром, он всегда садился на осла. Действие Иисуса показывает, что Он не воинствующий царь, о котором они тогда мечтали, но Князь мира. Никто не видел этого тогда, даже ученики Его, которые должны были знать больше и лучше других. Они, видимо, были захвачены какой-то истерией толпы. К ним шел Тот, Кто должен был придти, а они искали того, о ком мечтали и кого желали, и не узнали Того, Которого послал к ним Бог. Иисус представил яркую картину того, Кем Он являлся, но никто не понял Его.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Осёл (евр. хамор) с древности в Палестине был ценным домашним животным. Иисус Христос, хотя и был Царем Иудейским, но шел добровольно на страдания. Поэтому он кротко въехал не на лошади, как завоеватель, а на молодом осле. Это символизировало мирный приход Мессии, Который возвещал народам мир. Об этом предвозвестил пророк Захария: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах.9:9).
Зачем Иисус въехал в Иерусалим
За неделю до Пасхи Иисус, как бы сейчас сказали, с помпой входит в Иерусалим. Как Царь! Люди срезали ветви и стелили одежды на Его пути как знак исключительного почтения, уважения и признания! Тысячи людей приветствовали Иисуса как Царя! Это был триумф ! Этот Царь въезжал в Иерусалим с пожеланием мира. Об этом свидетельствует то, что своим "транспортом" Иисус избрал ослика.
Среди людей бытует взгляд, что у Иисуса ничего не вышло. Он входил в столицу как всенародный герой, и логическим продолжением должно было стать Его воцарение. Но всего через 5 дней вместо трона Иисус будет вознесен на крест. Что-то пошло не так? Конечно же нет!
Как и подобает Царю, Иисус пришёл утвердить Свою власть на земле. Это - власть любви.
В еликий Наполеон Бонапарт провел последние дни своей жизни в ссылке на английском острове Святой Елены. Там он написал свои мемуары, в которых был запечатлен его диалог с генералом Монтолоном, который последовал за ним в ссылку на Св. Елену.
"Что вы думаете о Христе?" - спросил Наполеон.
"Сэр, я должен признаться, что никогда не задумывался об этом и никогда не размышлял над этим вопросом".
"Тем хуже для Вас!" - сказал император и начал говорить о том, о чем он мыслил. "Во дни моей славы я был в таком почете у многих людей, что они с радостью за меня умирали. Но все таки требовалось мое присутствие, чтобы вдохновлять этих солдат. А теперь, когда я нахожусь здесь, кто за меня сражается, кто остался мне верным? Какая глубокая пропасть между моим падением и вечной властью Сына Божьего! Я еще не умер, а мое дело уже разрушилось, в то время как Христос много столетий тому назад умер, а дело Его существует точно как в то время, когда Он действовал на этой земле!
Он - Единственный, Который после Своей смерти остался живым и могущественным. Во всех краях земли проповедуется Его Слово. Иисуса любят, Ему молятся. Александр Македонский, Цезарь, Карл Великий и я сам, мы были основателями мощных государств, но на чем держалась наша власть? На силе! Иисус Христос основал Свое царство на любви, и в настоящее время тысячи людей отдали бы с радостью за Него свою жизнь. Иисус является Царём, Который истинно объединяет не только один народ, но все человечество с Самим Собой.
Христос есть любовь, и Он хочет эту любовь дать людям и завоевать их сердца. И Христос это получает! Все завоеватели со всеми их талантами потерпели крушение в том, что, покоряя мир, они не заимели ни одного друга. Общение же, которое объединяет Иисуса Христа и Его искупленных - самое святое и могущественное среди других объединений. Это меня восхищает прежде всего, и чем больше я об этом думаю, тем больше я уверен в божественности Христа. Я уверен, что Христос не только был человеком. Он - Бог!"
Когда человек занимает высший пост в государстве, все смотрят за тем, что Он сделает в первую очередь. Его первое дело — на вес золота. Какой указ примет? Какую страну посетит? С каким руководителем встретится? По первому действию лидера можно понять выбранное направление.
Что предпринял первым делом Иисус после вхождения в Иерусалим? Он идёт в Храм и осматривает там всё.
Делает Он это для того, чтобы на следующий день очистить двор храма от «спекулянтов» и преградить путь «поставщикам».
Там же Он делает первое заявление:
Кажется, компромисса не будет!
Там же Он исцеляет болеющих, учит народ и обличает власть имеющих, делая это и в притчах, и прямым текстом.
Он пресекает их многочисленные попытки подловить Его на слове, буквально Своей мудростью закрыв им рот, так что никто больше не решался строить Ему каверзы.
Он ограничивает власть и посредническую роль фарисеев и книжников перед народом, забирая у них это посредничество, ломая иерархию учителей и наставников и перенаправляя народ напрямую к Отцу. Иисус судит не только действия законников, но их мотивы и сердца.
Он говорит о том, что ждет жителей Иерусалима в будущем. Он выносит вердикт Иерусалиму, по сути, совершая суд над Ним.
Он предсказывает, какие ужасные времена и испытания ждут мир. Это внешнее зло во многих породит внутреннее зло - во многих охладеет любовь, люди будут предавать друг друга.
Он в точности говорит, каким будет Его второе пришествие. Все народы будут рыдать, а Его люди поднимут головы и распрямят спины, ведь пришло их избавление!
Он призывает бодрствовать и быть мудрыми. Он ценит простые вещи — верность, милость, милосердие и заботу друг о друге.
Он — Царь, который пришёл и провозгласил Свою власть и подарил всем людям любовь Отца, кто захочет ее принять.
Кесарево - Кесарю, Божие - Богу Кесарево - Кесарю, Божие - БогуНо влиятельное большинство не приняло Его власть и пожелание мира. Его власть представляла собой угрозу привычном положению вещей. Ее попытались устранить. Как лишить человека власти? Можно убрать человека с должности. Можно даже убить человека. Но власть Иисуса другая. Он Сам и есть власть. Жив ли Он или распят, в гробнице или воскрес, Его слово сбудется. Его власть не зависит от того, что с Ним сделают. Его власть никак не оспорить и не пошатнуть. Она пришла — и точка!
Почему Иисус выбрал ослицу и осленка? Это значит, что Его намерение — мир, Благая весть, спасение. Он плакал, что Иерусалим отвергает Его. Он идёт не на трон, а на крест, чтобы принести спасение. Но даже это будет отвергнуто.
Удивительный отрывок о том, что было сделано Христом, находится во 2 послании Коринфской церкви, глава 5, стих 21
Только одна причина могла заставить Бога-Отца отвернуться от любимого Сына — когда Сын на кресте не просто понес грех, а Сам стал олицетворением греха! Но только благодаря этому Бог-Отец смог повернуться к нам. Благодаря Сыну мы, недостойные, стали праведностью Божией! Какие шокирующие и незаслуженные крайности! Велика Божья любовь!
Что нам делать? Иисус ответил и на этот вопрос. Бодрствовать и трудиться, чтобы Он, придя, застал нас в работе, в деле, в труде, в служении! А что это за труд? Совершать свое спасение (напоминая себе ежедневно о том, что сделал Иисус на кресте), заботиться о ближних и являть им эту Благую весть!
Друзья, пусть Евангелие звучит через вашу жизнь! Звучит вам самим, вашим братьям и сестрам и вашим ближним! История вашей жизни однажды пересеклась с Божьей историей. Как давно вы думали об этом? Евангелие когда-то ворвалось в ваше сердце! Пусть же истории жизни и ваших близких пересекутся с Божьей историей. Пусть спасающая власть Иисуса придёт и в их мир! Сдуйте пыль с истории Бога в вашей жизни, и в эту наступающую страстную неделю поделитесь посланием Спасения с вашими ближними! Пусть и они придут ко кресту Христову и станут свидетелями Его воскресения! Пусть люди узнают время, когда Бог предлагает им спасение, и выберут Его!
Восемь ворот Иерусалима. В какие въехал Иисус, чтобы войти в Храм?
Хочу познакомить вас с небольшой частью Золотого города – города трех религий, Святого Золотого Иерусалима. А поговорим мы о Воротах города.
Хотел бы начать с двух цитат. Каким был должен стать Золотой город по замыслу Творца?
Книга пророка Иезекииля (48:9-10) говорит нам четко: «Участок, который вы посвятите Г-ду, длиною будет в 25000, а шириною – в 10000 тростей….. и среди него будет святилище Господне…»
Как вы видите, размер Старого города четко определен в Священном писании. Там же и указано, сколько ворот в какой стене должны вести к Храмовой Горе.
Иезиикиль продолжает (48:31-34): «…и ворота города называются именами колен Израилевых; к северу – трое ворот (Рувимовы, Иудины, левины), с востока трое ворот (Иосифовы, Вениаминовы, Дановы), с юга трое ворот (Сименовоы, Иссахаровы, Завулоновы), с запада трое ворот (Гадовы, Асировы, Неффалимовы).
Итого, как мы видим, в Золотом городе изначально было 12 ворот.
После всех исторических потрясений осталось только лишь 8, причем, не все из них проходные. Я хочу рассказать немного о каждых:
1. Дамасские ворота (их еще называют Шхемскими или Колонными) – самые красивые ворота города. Еще бы, ведь отсюда начиналась дорога на Дамаск и Шхем! Построил их Сулейман Великолепный. А Колонными их назвали арабы в память о колонне римского периода, от которой измерялось расстояние до других городов.
2. Яффские ворота неоднократно перестраивались. Последний раз их расширяли для проезда в город императора Вильгельма Второго в конце 19 века. По названию ворот, от них шла дорога в Яффо – важнейший порт тех времен. Именно через эти ворота вошел в город знаменитый генерал Алленби, победивший турок.
3. Сионские ворота (их еще называют Давидовыми), тоже сохранились со времен Сулеймана Великолепного. Они использовались, как второстепенные ворота для выхода к кладбищам и Святыням горы Сион. В войну за Независимость здесь шли серьезные бои, ворота хранят на себе следы этих событий.
4. Мусорные (навозные) ворота. Их назначение сразу понятно из названия. Сначала они были совсем маленькими, расширили их иорданцы.
На ком или на чем въехал иисус в иерусалим
Почему в Евангелии уделено столько внимания осляти, на котором въехал Господь в Иерусалим? ". се Царь твой грядет, сидя на молодом осле, сыне подъяремной. ". В чем смысл этих слов, кроме смирения Христа, въезжающем не на белом коне, как положено Царю мирскому?
Торжественный вход Господа в Иерусалим. Глава из Закона Божьего
Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на смерть добровольно.
Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав: "идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете, привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу".
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него.
Между тем, в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, идет в Иерусалим. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: "осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!"
Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его, - своего Спасителя, - и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: "О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру (т. е. спасению) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (т. е. ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе). Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и отеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего" (т. е. времени, когда Господь посветит тебя).
Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: "Кто это?"
Народ отвечал: "это - Иисус, пророк из Назарета Галилейского", и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: "написано: - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов - а вы сделали его вертепом разбойников".
Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: "осанна Сыну Давидову!"
Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: "слышишь ли, что они говорят?"
Иисус Христос ответил им: "да разве вы никогда не читали: - из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?" (Псал. 8, 3).
В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 21, 1-17; от Марка, гл. 11, 1-19; от Луки, гл. 19, 29-48; от Иоанна, гл. 12, 12-19.
Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это - один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!
Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых, Ты, Христос Бог, перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мертвых. Поэтому и мы, подобно детям (еврейским), нося знаки победы (жизни над смертью), восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!
Общее воскресение уверяя - удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых; прежде Твоея страсти - прежде Своих страданий; воздвигл еси - Ты воскресил; тем же - поэтому; яко отроцы - подобно детям. Дети, наравне с взрослыми, встречали Христа с древесными ветвями и прославляли Его. Победы знамения носяще - нося знаки победы. Здесь под знамением, или знаками победы Иисуса Христа над смертью, разумеются ветви древес, с которыми мы стоим в храме. Вопием - восклицаем; благословен грядый во имя Господне - достоин прославления идущий во славу Господа.
За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21: 9; Мк. 11: 9; Лк. 19: 38; Ин. 12: 13).
Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (см.: Зах. 9: 9). У Матфея оно описано как реализованное вплоть до мельчайших подробностей, поскольку говорится не об одном, а о двух животных – ослице и осленке. При этом из текста можно даже понять, что Господь воссел на них одновременно (см.: Мф. 21: 2–3, 5, 7). Для разрешения данного противоречия предлагается несколько вариантов: либо текст стиха был испорчен и Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие синоптики однозначно говорят о поездке на молодом осле. Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой необъезженный осел шел через толпу спокойно.
Евангелисты особо подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился, и это, безусловно, указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу.
Однако чрезвычайно символично следующее. По традиции, все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими – в знак смирения и почитания Святого города и храма. Евангелисты же говорят лишь о том, что Христос приблизился к Иерусалиму, сидя на осле, и не уточняют, как именно – верхом или пешим – Он вступил в город.
|
Воскрешение Лазаря. Новгород, XV в. |
Кроме того, для последнего празднования были характерны ликование и радостные восклицания (см.: Ис. 12: 6; 42: 1–2; 44: 23; Иер. 31: 7; Зах. 9: 9), также указывавшие на будущее воскресение мертвых (см.: Ис. 26: 19). Очевидно, этим и объясняются возгласы «Осанна!»(буквально – «Спаси же!»), которые с молением о помощи обращены к Богу.
Праздник в православном богослужении
В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус.
Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX–XII столетий. Итак, Божественная литургия начиналась не в Святой Софии, где была утреня, а в храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда патриарх отправлялся верхом на жеребце.
Рассматриваемый праздник включен в цикл Постной триоди. Одной из его отличительных особенностей является отсутствие предпразднства и отдания. Хотя их функционально-литургическими заменами можно считать шестую седмицу Великого поста (особенно Лазареву субботу) и вечерню вечером в сам день праздника соответственно.
В русской богослужебной практике ХVI–XVII веков на протяжении длительного времени (вплоть до начала XVIII столетия) значительную роль играл чин шествия на осляти в Неделю ваий. Оно представляло собой усложнение предписанного Уставом праздничного крестного хода, во время которого патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле или (обычно) на наряженной лошади.
Отдельного упоминания достойны молитвы на благословение и освящение ваий. Всего по рукописям известно четыре текста: «Собезначальне Слове непостижимаго Твоего Отца», «Господи Боже наш, иже кивотом», «Владыко Господи Боже наш Вседержителю», «Господи Христе Боже наш, седяй на херувимех»[2]. Однако только последняя молитва содержится в принятых ныне в Православной Церкви богослужебных книгах. Непосредственное ее чтение предваряется тем, что предстоятель кадит ветви. В русской практике принято также после молитвы окроплять ветви святой водой.
Святоотеческая экзегеза праздника
Помимо этого, несомненно соотношение данного события и с Рождеством Христовым: положение Спасителя в ясли и участие осла; свидетельство младенцев и ликование детей (преподобный Ефрем Сирин).
Праздник в дохалкидонской и западной традициях
В коптском богослужении, так же как и в эфиопском, главные особенности праздника составляют процессия с пальмовыми ветвями, в память о событии совершаемая перед литургией, а также чин поминовения усопших после литургии.
В амвросианском обряде одной из главных составляющих анализируемого праздника был первоначально обряд передачи Символа веры, позже перенесенный на день раньше.
В Галлии в IX столетии символико-аллегорические шествия с пальмовыми ветвями имели уже характер традиции, хотя начало празднования относится к самому концу VII века.
Иконография праздника
За Христом обычно находятся апостолы, впереди – дети. Они возлагают под ноги осла одежды и взбираются на деревья, срывая ветви. Жители Иерусалима, выходящие из ворот города, встречают Спасителя с ветвями в руках, среди них часто присутствуют женщины – опять-таки с детьми на руках. За стенами Иерусалима, в центре города, изображается купольное здание, иногда увенчанное крестом.
Наряду с композициями, в которых апостолы следуют за Христом, встречаются сцены, где представлены два апостола – Петр и Иоанн, по сторонам от Учителя.
В палеологовскую эпоху появилась новая иконография: Спаситель сидит на осле, обернувшись назад, к апостолам. Этот извод, отличающийся, как, впрочем, и другие, малочисленностью сюжетных деталей и изобразительной сдержанностью, получил широкое распространение в русском искусстве XV столетия.
28 марта 2010 г.
4.6. Въезд Христа в Иерусалим на коне или на осле
По Евангелиям Христос въезжает в Иерусалим на осле или на коне. Как мы теперь понимаем, вход Господень в Иерусалим — исключительно важное событие. Оно знаменует собой начало трёхлетнего правления Христа = императора Андроника в Царь-Граде (см. ниже).
В современных переводах Библии при описании входа в Иерусалим говорится только про осла: «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко мне… Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге» (Матфей 21:1–8). Но в старых церковно-славянских Евангелиях сказано по-другому. Не ослица и молодой осёл везли Христа и его ризы, а ОСЁЛ И МОЛОДОЙ ЖЕРЕБЕЦ. Причём не уточняется — на ком именно из этих двух животных ехал Христос. Сегодня считается, что — на осле. Но на многих старых иконах, изображающих вход Господень в Иерусалим, Христос едет НА КОНЕ (см. рис. 1.17, рис. 1.18 и рис. 1.19). Что было бы более естественно. Поклажу мог везти и осёл, но новый царь, скорее всего, въезжал в столицу именно на коне.
Рис. 1.17. Мастер Тюизонского Алтаря. «Въезд Христа в Иерусалим». Картина якобы второй половины XV века. Христос едет на коне. Кстати, евангельское событие представлено здесь как типично средневековое (одежды, здания…). Прекрасно отвечает нашей реконструкции, согласно которой Иисус Христос жил в XII веке и был распят в Царь-Граде = Иерусалиме. Мы видим, что художник считал Иерусалим средневековым городом, и был убеждён, что на шпилях соборов в эпоху Христа высились полумесяцы (см. увеличенные фрагменты справа). В нашей реконструкции присутствие полумесяцев на шпилях зданий Царь-Града = Стамбула = Иерусалима совершенно естественно. Взято из [152], с. 82, илл. 42.
Вот как описывает вход Господень церковно-славянское Евангелие от Матфея: «И егда приближишася въ Иеросалим. и приидоша въ Вифсфагию къ горе Елеонстей, тогда Исус посла два ученика, глаголя има. идета въ весь яже прямо вама. и абие обрящега осля привязано и ждребя съ нимь. и отрешивши приведета ми… Шедше же ученика и сътворша якоже повеле има Исус приведоста осля и ждребя. и възложишя връху ею ризы своя, и въседе връху ихь. множаиши же народи постилаху ризы своя по пути» [117], т. 7, с. 79–80.
Матфей ясно говорит О МОЛОДОМ ОСЛЕ И МОЛОДОМ ЖЕРЕБЦЕ («осля и ждребя»). То, что речь идёт именно о жеребце, косвенно подтверждается также следующими словами Матфея: «Да събудется реченое пророкомъ глаголющемь: „… се царь твои грядеть тебе кротокь. въседъ на осля и ждребя. сына яремнича“» [117], т. 7, с. 80. Здесь подчёркивается, что жеребец был подъяремным, то есть рабочим. Слова «сын яремнич» относятся именно к жеребцу. Конь (жеребец) может быть боевым, а может быть рабочим, подъяремным. Осёл же всегда подъяремное животное. Кстати, синодальный перевод данного места таков: «се Царь грядёт к тебе Кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Матфей 21:5). Здесь явно искажён исходный смысл церковно-славянского текста. Там нет ни «молодого осла», ни «сына подъяремной», ни «ослицы». А есть осёл и подъяремный жеребец («сын яремнич» = подъяремный).
Итак, Иисус въезжает в Иерусалим на коне. Возможно, именно отражением входа Господня в Иерусалим и является летописное свидетельство о князе Олеге, что он перед походом на греков ездил на любимом коне, но потом отказался от него. Евангелия после описания входа в Иерусалим тоже ничего не рассказывают о конях, на которых ездил Христос.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
38.1. Мрачные предзнаменования и вход Христа в Иерусалим
38.1. Мрачные предзнаменования и вход Христа в Иерусалим В данном разделе мы предъявим первое, достаточно слабое, отражение ареста Христа и суда Пилата над ним. Оно поставлено Филостратом впереди основных событий, которые вскоре развернутся вокруг Аполлония в Риме.
9. Скитания Андроника до его воцарения и скитания Христа до входа в Иерусалим
9. Скитания Андроника до его воцарения и скитания Христа до входа в Иерусалим Евангелия много говорят о том, что Иосиф с Марией, а затем и Христос, были вынуждены много скитаться вдали от Иерусалима, поскольку боялись Ирода, а впоследствии его преемника Архелая. Скитания
4.6. Въезд Христа в Иерусалим на коне или на осле
4.6. Въезд Христа в Иерусалим на коне или на осле По Евангелиям Христос въезжает в Иерусалим на осле или на коне. Как мы теперь понимаем, вход Господень в Иерусалим — исключительно важное событие. Оно знаменует собой начало трёхлетнего правления Христа = императора
38.1. Мрачные предзнаменования и вход Христа в Иерусалим
38.1. Мрачные предзнаменования и вход Христа в Иерусалим В данном разделе мы предъявим первое, достаточно слабое, отражение ареста Христа и суда Пилата над ним. Оно поставлено Филостратом впереди основных событий, которые вскоре развернутся вокруг Аполлония в Риме.
О царевиче Хлоре и Осле
О царевиче Хлоре и Осле Александру предстояло стать российским императором. Константину — императором византийским. Правда, Византийскую империю предстояло воскресить из небытия, поскольку еще в XV веке она погибла под ударами турок-османов, но эта задача казалась
6.2. Козни царя Ирода против Христа Святое Семейство спасается бегством в Египет Возвращение Христа в Иерусалим Бичевание Христа
6.2. Козни царя Ирода против Христа Святое Семейство спасается бегством в Египет Возвращение Христа в Иерусалим Бичевание Христа Махабхарата начинается со следующего важного рассказа. Вот его краткое изложение В.И. Кальяновым: «Пандавы оказались жертвой зависти со
2.2. ВХОД В ИЕРУСАЛИМ, ИЗГНАНИЕ ТОРГОВЦЕВ ИЗ ХРАМА И, КАК СЛЕДСТВИЕ, – ЗАГОВОР ПРОТИВ ХРИСТА
2.2. ВХОД В ИЕРУСАЛИМ, ИЗГНАНИЕ ТОРГОВЦЕВ ИЗ ХРАМА И, КАК СЛЕДСТВИЕ, – ЗАГОВОР ПРОТИВ ХРИСТА Затем описывается торжественный вход Христа в Иерусалим. Описание самого торжества мало чем отличается от известных всем канонических евангельских описаний. Но, в отличие от
9. СКИТАНИЯ АНДРОНИКА ДО ЕГО ВОЦАРЕНИЯ И СКИТАНИЯ ХРИСТА ДО ВХОДА В ИЕРУСАЛИМ
9. СКИТАНИЯ АНДРОНИКА ДО ЕГО ВОЦАРЕНИЯ И СКИТАНИЯ ХРИСТА ДО ВХОДА В ИЕРУСАЛИМ Евангелия много говорят о том, что Иосиф с Марией, а затем и Христос, были вынуждены много скитаться вдали от Иерусалима, поскольку боялись Ирода, а впоследствии его преемника Архелая. Скитания
11:1–13:37 6. Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим
Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 2 И говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязавши его, приведите; 3 И если кто скажет вам: «что вы это делаете ?», отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. 4 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. 5 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? 6 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. 7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. 8 Многие же постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. 9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне! 10 Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! 11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
Каждый из авторов четырех Евангелий ставил перед собой различные цели, и это четко прослеживается в их изложении истории о въезде Иисуса в Иерусалим. Матфей обращает внимание на исполнение ветхозаветных пророчеств (Мф. 21:4,5) и на те вопросы, которые волновали народ в связи с этим событием (Мф. 21:10,11). Лука указывает на очевидную природу произошедшего. И если ученики перестанут кричать об этом, то возопиют камни (Лк. 19:39,40)! Иоанн подчеркивает, что ученики полностью осознали значение всего, что свершилось в тот день, гораздо позже (Ин. 12:16).
Марк же рассказывает эту историю просто и без комментариев, ни на чем не настаивая и ни в чем не пытаясь нас убедить. Его повествование заполнено ветхозаветным содержанием. О количестве присутствующих он говорит довольно неопределенно (многие, 11:8), в то время как Матфей и Иоанн говорят о них как о «множестве народа» (Мф. 21:8,9; Ин. 12:12,13), а у Луки это «все множество учеников» (Лк. 19:37). Люди кричали и приветствовали Иисуса (8–10), однако это вовсе не означало, что они понимали реальное значение происходящего. Для Марка главное — это смиренное появление Иисуса в Иерусалиме, а не триумфальность встречи. Спасительная сила заключена в скрытом величии и смиренной власти. Возможно по этой причине Марк не сразу переходит от рассказа о въезде в Иерусалим к повествованию об очищении храма, как это делает Лука (Лк. 19:44,45), и не разделяет по времени эти два события, как Матфей (Мф. 21:18: «Поутру же, возвращаясь в город…»), а сообщает, что Иисус намеренно желает увидеть храм изнутри и только затем вернуться в Вифанию, потому что наступил вечер.
Въезд в Иерусалим — это одно из наиболее важных событий в повествовании Евангелий. Рассказывая о нем, евангелисты ни в чем не противоречат друг другу. При этом авторы вовсе не стремятся превратить свои рассказы в поминутный хронологический отчет, где жестко соблюдается последовательность всех действий; их цель — привести нас к определенным выводам. Количество присутствовавших людей названо приблизительно. Упоминание Матфея о том, что весь Иерусалим пришел в движение является всего лишь образным выражением, поскольку ни еврейские власти, ни римляне не выдвинули против Иисуса никаких обвинений в нарушении общественного порядка. Его въезд не был причислен к категории «беспорядков». Судя по рассказу Луки, для Иисуса значение Его въезда было очевидным, хотя неизвестно, поняла ли это толпа. (Обратите внимание на поразительный пример откровения Петра о личности Иисуса и последовавшее за этим явное недопонимание цели Его служения, как это явствует из рассказа о случившемся в Кесарии Филипповой, Мк. 8:27–33, Мф. 16:13–23.) Иногда ученики и народ, так же как и мы, способны понять значение происходящего, а иногда — нет. В Евангельских повествованиях мы найдем множество подобных примеров. Марк же направляет наше внимание на главное: Иисус — воплощенный Мессия,
Иисус въезжает в Иерусалим на необъезженном ослике (по пророчеству Захарии, Мк. 11:2,7; Зах. 9:9). Рассказ о приобретении осла — это еще одно указание на сверхъестественные познания и власть Иисуса (2—6). Обычно слово «Господь» в стихе 3 воспринимается в значении «Бог». Но были попытки доказать, что здесь имеется в виду «господин», т. е. «хозяин осла» (в таком случае этот хозяин должен был бы находиться рядом с Иисусом). Другие исследователи стремились представить приобретение ослика как заранее оговоренную сделку. Все эти толкования свидетельствуют об изобретательности их авторов, но не объясняют цели Марка: показать, что Человек, Который едет верхом на ослике, — больше чем обыкновенный смертный, хотя народ пока еще не знает об этом.
Ученики и народ расстилали одежды под ногами Иисуса (7,8), что напоминает нам древний обычай встречи царей (см.: 4 Цар. 9:12, 13). Вся сцена и крики осанна! (9) ассоциируются с Псалмом 117 (хотя только в Евангелии от Иоанна о ветвях говорится как о пальмовых). Слово, использованное в этом стихе, является транслитерацией арамейской формы еврейского слова, которое употребляется в Псалме 117:25 в значении «спаси» или «помоги». Поскольку этот Псалом читался на Праздник кущей и на Пасху, крики из толпы могли быть вызваны праздничным настроением. Кранфилд указывает на соответствие этих возгласов с возгласами на Празднике кущей, поскольку люди размахивали связками пальмовых ветвей, мирта и ивы в то время, когда в литургию включались восклицания «осанна!»[55].
«Благословен грядущий во имя Господне!» (11:9б) — цитата из Псалма 117:26. Эта фраза относится к странникам, которые молятся, чтобы получить «благословение во имя Господне». Но понял ли кто–нибудь из приветствовавших Иисуса возможность взаимосвязи слов во имя Господне с Тем, Кого можно назвать Грядущим?
«Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!осанна в вышних!» (10) — это не цитаты, но возгласы, с помощью которых евреи, современники Иисуса, могли выражать свои глубокие чувства по отношению к свободе. Их мессианский подтекст совершенно очевиден. Правда, не совсем ясно, какую смысловую нагрузку в этих восклицаниях несут слова «грядущее царство».
Сцена заканчивается небольшим эпизодом, имеющим, однако, немаловажное значение для всей истории (11). Спокойный обзор внутренней части храма совершенно не согласуется с атмосферой шумного успеха при въезде в город, но в рассказе Марка о посещении храма ощущается приближение чего–то значительного.
С самого начала (1–6) и до конца (11) повествование Марка подчинено единой цели. Иисус полностью владеет ситуацией. Он начинает тот этап Своей деятельности, значение которого для нас совершенно очевидно, а для учеников станет понятным после Его воскресения и вознесения (Ин. 12:16).
Вторая отличительная черта рассказа Марка — это ощущение движения вперед, к завершению, движения, которое происходит безо всякой инициативы со стороны учеников или собравшихся в Иерусалиме людей. Иисус является движущей силой событий и их главным действующим лицом. Все остальные, играя свои роли, не всегда понимают, что происходит на самом деле.
Поведение толпы вполне объяснимо: приподнятое настроение людей было скорее всего продиктовано приближением традиционных праздников. Сдержанность Марка, не пытающегося давать объяснений, и приглушенный тон конца этого отрывка соответствуют общей для всего повествования атмосфере сокровенности. Развязка неминуемо приближается, но только тот, кто понял, что скрывается за внешними действиями, и пройдет до самого конца, будет спасен. Толпа кричала Иисусу: «Спаси же!», но ей еще долго придется молить об этом в ожидании ответа. Люди повторяли: «Благословен грядущий во имя Господне!» и «Благословенно грядущее во имя Господа царство» (9,10), но потребуется много больше, чем участие в одной радостной процессии, чтобы обрести это. То, к чему направлены все устремления, еще впереди, а в данный момент необходимо просто следовать за Иисусом. Это требование актуально и по сей день!
Читайте также: