Можно ли посещать православным новый афон
Новый Афон. Один из самых известных курортных городов Абхазии, ещё в советские годы прославившийся открытой для доступа туристов пещерой удивительной красоты. А вместе с тем – место великой православной святыни – Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, возведённого монахами русской Свято-Пантелеимоновой обители Святой горы Афон в последней четверти XIX столетия.
До революции Ново-Афонский монастырь, в строительство и благоукрашение которого вложился лично император Александр III, был одним из главных духовных центров Кавказа. Сегодня эта святыня стала символом церковной смуты: противостояния православных христиан и захватившей обитель псевдоправославной националистической секты с претенциозным названием «Священная митрополия Абхазии».
Начавшийся ещё в прошлом десятилетии, этот конфликт существенно обострился в последние недели. Вплоть до того, что 1 июня ситуация в Новом Афоне едва не переросла в массовые волнения и физические столкновения православных и сектантов. Кровопролития избежать удалось, однако абхазские власти продолжают дистанцироваться от конфликта, который уже давно является не только религиозным, но и затрагивает политическую жизнь республики.
Предыстория абхазского церковного конфликта
Абхазская церковная смута связана с миной замедленного действия, заложенной в первой половине прошлого века. Так, в 1917 году Грузинская Церковь, столетием ранее лишённая Святейшим Правительствующим Синодом своей многовековой автокефалии, в результате революционных событий попыталось эту автокефалию восстановить. Однако сделала это революционными методами, разорвав общение с Русской Церковью и захватив русские приходы не только на территории самой новообразованной «Грузинской демократической республики», но и на территории оккупированной ей Абхазии.
С установлением советской власти как в Грузии, так и в Абхазии, и началом антицерковных гонений сам этот антиканонический «порядок» не изменился. И только в 1943 году русско-грузинский церковный раскол был исцелён. Но вновь революционными методами: по сталинскому указанию в кратчайшие сроки и при сохранении статус-кво. Все, к тому времени весьма немногочисленные, православные приходы на территории Грузинской ССР (и в том числе вошедшей в её состав Абхазской АССР) стали приходами Грузинской Церкви. Ново-Афонский монастырь на тот момент был закрыт, и о нём никто не вспоминал вплоть до 1990-х годов.
В 1992 году на территории Абхазии вспыхнул ожесточённый конфликт. В отличие от грузинских властей абхазское руководство до последнего не стремилось к выходу из состава СССР, и только после его распада начало политику суверенизации. В Грузии на тот момент шла кровопролитная гражданская война между сторонниками свергнутого президента радикального националиста Звиада Гамсахурдия и новых властей во главе с бывшим советским партийным деятелем Эдуардом Шеварднадзе. На фоне этой войны противоборствующие силы объединились против общего «врага»: объявившей о своём суверенитете Абхазии.
В августе 1992-го на территорию бывшей советской автономии вошли грузинские вооружённые формирования (различной степени законности) с бронетехникой при поддержке авиации. Сухумские пляжи в разгар курортного сезона были обстреляны с воздуха. В итоге столица республики была оставлена абхазскими ополченцами, отступившими на запад – к Новому Афону и Гудауте. Началась война, продолжавшаяся вплоть до сентября 1993 года, когда абхазские ополченцы при помощи добровольцев (в основном, из республик Северного Кавказа) освободили большую часть Абхазии.
Грузинское духовенство, в ходе войны занимавшее отнюдь не миротворческую позицию, но окормлявшее исключительно грузинскую воюющую сторону, опасаясь преследований со стороны абхазов, покинуло Абхазию. Увы, для этого были основания: в ходе боевых действий абхазами был убит грузинский иеромонах Андрей (Курашвили). Сегодня его могила в Команском монастыре святителя Иоанна Златоуста бережно сохраняется абхазским духовенством, однако сама эта трагедия 1993 года навсегда останется одной из чёрных страниц церковной истории рубежа XX – XXI веков.
В итоге на абхазской территории осталось лишь несколько православных клириков. Их возглавил рукоположенный ещё в Грузинской Церкви священник-абхаз Виссарион Аплиаа. В виде канонического исключения Московский Патриархат рукоположил и командировал ему на помощь нескольких молодых абхазов, клириков относительно недалёкой от Абхазии Майкопско-Адыгейской епархии. Разумеется, этому категорически воспротивились в Грузинском Патриархате, однако, осознавая критичность ситуации, не стали накладывать канонических запрещений на отца Виссариона.
На сегодняшний день практически во всех действующих храмах Абхазии (а их уже около 20, за исключением Ново-Афонского монастыря, о котором чуть позже), в качестве Предстоятеля поминается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По сути же Абхазская Церковь уже более четверти века остаётся без архиерейского руководства. Исполняющим обязанности её Первоиерарха с 1993 года остаётся отец Виссарион Аплиаа. И именно против него ещё в прошлом десятилетии была создана псевдоправославная группировка с центром в Новом Афоне и во главе с ранее командированным ему же на помощь клириком Майкопско-Адыгейской епархии, ныне запрещённым в служении иеромонахом Дорофеем (Дбаром).
«Иеромонах нулевого статуса» и его секта
Отец Дорофей, в миру – Дмитрий (Джума) Заурович Дбар с юных лет проявлял многочисленные таланты: спортсмен и исполнитель народных абхазских танцев, художник и фотограф. Во всём юный Дмитрий Дбар был амбициозен и достигал неплохих результатов. Во всяком случае, именно это утверждает подробнейшая статья о нём в Википедии, очевидно написанная либо самим о. Дорофеем, либо под его чутким руководством.
Переломным этапом в жизни 20-летнего Дмитрия Дбара стало ещё крещение в 1992 году отцом Виссарионом Аплиаа. Сегодня многие упрекают о. Дорофея, что тот в юности сбежал от войны в духовную семинарию. По факту это было именно так, хотя, по свидетельству многих знавших его людей, тогда казалось, что от тщедушного юноши с горящим взором пользы в храме будет куда больше, чем на передовой.
Получив прекрасное образование в Московской духовной семинарии и академии, Дмитрий Дбар в 2001 году принял монашеский постриг и священническое рукоположение в Майкопско-Адыгейской епархии и был командирован в помощь отцу Виссариону в свою родную Абхазию. Однако очень скоро почувствовал себя выше своего былого духовного отца, решив, что именно он достоин епископского сана или как минимум права исполнять обязанности абхазского первоиерарха.
Тогда, в начале «нулевых», нарастающий конфликт между отцом Виссарионом и юным иеромонахом Дорофеем удалось погасить. Молодой клирик направился в Грецию, где продолжил обучение. Параллельно, вопреки церковным правилам, самовольно провозгласил себя священнослужителем Элладской Церкви и даже получил в ней сан архимандрита (выше которого уже епископский). Но обучаясь в Греции, отец Дорофей неоднократно приезжал в родную Абхазию, где в 2011 году в стенах Ново-Афонского монастыря создал секту с претенциозным названием «Священная митрополия Абхазии».
В состав этой секты вошли, в основном, националистически настроенные абхазы, большинство из которых никогда не участвовали в церковной жизни, но категорически недовольные активным российским влиянием на жизнь республики. В том числе – церковным. Объективно говоря, это влияние больше мифологично, хотя без российской финансовой поддержки жизнь Абхазии была бы куда мрачнее. С другой стороны, эта помощь создаёт иждивенческие настроения в правящей элите и в итоге приводит к внутриабхазским политическим конфликтам, один из которых развивается в последние месяцы (накануне выборов президента Республики Абхазия, которые должны состояться в августе).
В результате раскольнических действий о. Дорофей был запрещён в служении священоначалием Русской Православной Церкви (клириком которой является до сих пор, хотя и отрицает это). Однако, в нарушение церковных канонов, продолжил «служить», совершая театральные действия, напоминающие богослужения. В то же время каноническое православное духовенство Абхазии, по воле Дбара, уже много лет не может совершать богослужения в захваченном сектантами Ново-Афонском монастыре. Попытки назначить настоятеля обители из числа законных клириков предпринимались не раз, однако каждый раз встречали активное противодействие сектантов из «Священной митрополии Абхазии».
Обострение конфликта и возможные перспективы
На этот раз, начиная с мая 2019 года, отец Виссарион Аплиаа и другие православные священники Абхазии (а их в республике около 20) настроены решительно: вот уже несколько недель они находятся на территории Ново-Афонской обители и совершают богослужения у стен захваченного монастырского собора. Увы, 1 июня кавказский темперамент взял своё, и между православными мирянами и сектантами едва не случилась кровопролитная потасовка.
После этого абхазский президент Рауль Хаджимба встретился с православным духовенством и сектантами из «Священной митрополии Абхазии», однако ситуация не разрешилась. Сектанты во главе с о. Дорофеем собрались на экстренное заседание своего «Совета». На котором один запрещённый клирик и десяток людей, большинство из которых едва ли знают наизусть «Символ веры» (по словам православных абхазов, в эту секту входят даже откровенные атеисты, язычники и мусульмане), приняли откровенно хамское заявление. Потребовав от президента Абхазии и отца Виссариона. подписаться под письмом к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с настоятельной просьбой снять запрещение с иеромонаха Дорофея (Дбара). Разумеется, без покаяния последнего, абсолютно убеждённого в своей правоте.
По сути, это заявление очень напоминает позапрошлогоднее письмо лжепатриарха Филарета (Денисенко) Святейшему Патриарху Кириллу со столь же настоятельной просьбой снять анафему с украинских раскольников. Впрочем, и сама националистическая секта «Киевский патриархат», ставшая основной автокефалистской ПЦУ (она же СЦУ), весьма близка по своей сути и националистической идеологии со «Священной митрополией Абхазии». Вплоть до того что в последней за «богослужениями» в качестве Первоиерарха поминают творца украинской лжеавтокефалии Константинопольского патриарха Варфоломея.
Завершая, стоит остановиться ещё на одном очень важном моменте. Ни для кого не секрет, что украинский церковный раскол, а также его автокефалистская псевдолегализация последних месяцев были активно поддержаны (а по некоторым данным, и инспирированы) западными политическими элитами. Очевидно, масштаб Абхазии (даже учитывая немалый доход Ново-Афонского монастыря, складывающийся, в основном, из пожертвований российских туристов) несоизмерим с масштабами Украины. Но отработка антироссийских политических сценариев (как против самого Государства Российского, так и против Русской Православной Церкви) вполне может производиться и на базе этой маленькой причерноморской республики.
Сегодняшняя Абхазия благодаря своим природно-климатическим ресурсам и мудрому и трудолюбивому народу в туристическом и, шире, экономическом плане вполне могла бы стать подобием Лазурного берега Франции. В духовном же – самым настоящим кавказским Афоном. Однако непрекращающиеся конфликты не позволяют этого сделать. И пока политические элиты республики не осознали, насколько опасно для Абхазии и абхазского народа наступать на украинские националистические грабли, знаменитым словам декабриста Александра Бестужева-Марлинского (отбывавшего на Кавказе исправительную ссылку за декабристский мятеж), не суждено сбыться:
Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на Евфрате! Он здесь!
Увы, полноценной мирной жизни на благословенной Абхазской земле не было давно. И потому нам, русским православным христианам, сегодня нужно особенно усилить молитвы о мире не только на братской Украине, но и в столь же близкой и родной нам Абхазии.
Вопреки четко выраженному мнению Абхазской Православной Церкви и большинства народа Абхазии, раскольники провозгласили курс на переход православных приходов Абхазии под юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
В настоящее время уклонившиеся в раскол монахи обосновались в Новоафонском монастыре, где вопреки запрету в священнослужении, наложенному на них епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном, продолжают совершать священнодействия.
Иеромонах Дорофей (Дбар), иеродиакон Давид (Сарсания) и иеромонах Андрей (Ампар)
9 января 2012 иеромонахов Андрея и Дорофея, иеродиакона Давида и сопровождавших их лиц принял Константинопольский Патриарх Варфоломей.
11 июня 2012 года епископ Майкопский и Адыгейский Тихон продлил запрет в священнослужении иеромонахам Андрею и Дорофею еще на три года, однако 22 июня иеромонах Дорофей демонстративно порвал данный указ, засвидетельствовав тем самым окончательный разрыв с Русской Православной Церковью.
Эти драматические события приковывают к себе внимание во многих уголках православного мира, и не в последнюю очередь в России. Мы обратились к исполняющему обязанности управляющего Сухумо-Абхазской епархией иерею Виссариону Аплиа с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.
Иерей Виссарион Аплиа
После того, как в результате кровопролитной войны грузинский архиерей покинул Сухумскую кафедру, она осталась вдовствующей. Грузинские священники вслед за своим архиереем в полном составе также покинули свою паству.
Это время вспоминать очень тяжело. Оставшимся в Абхазии немногим священникам, а нас осталось фактически трое — отец Павел в Гаграх, отец Петр в Лыхнах и я, было очень сложно совершать пастырское служение, но Господь помогал нам, и я успевал и в окопах бывать, и везде, куда меня звали.
Он ответил так: «Я капитан другого корабля, служу в Лыхнах и не покину свою паству, а ты, — сказал он мне, — служил в Сухуме, так что бери бразды правления и управляй. Что будет непонятно — спрашивай, поможем. Веди, как можешь, брошенный корабль».
Впоследствии совет Абхазской Церкви, состоящий ныне из 17 священнослужителей, утвердил меня исполняющим обязанности управляющего епархией. Так начался новый период в жизни Православной Церкви в Абхазии.
Преодолев множество препятствий — в начале 1990-х годов поездки на Афон еще были редкостью — я прибыл на Святую Афонскую Гору. Обратился к настоятелю Пантелеимонова монастыря архимандриту Иеремии и к старцу Максиму, который был по происхождению понтийским греком. Они достаточно хорошо знали ситуацию в Абхазии. Именно тогда отец Максим дал мне совет: держись России. Этому совету я стараюсь неукоснительно следовать и по сей день.
Я вернулся в Россию к отцу Кириллу, тот послал меня к Святейшему Патриарху Алексию, и Святейший практически сразу начал нам помогать. С этих пор церковная жизнь Абхазии стала развиваться с помощью Московского Патриарха Алексия. Это было, я считаю, его большой личной заслугой, поскольку Грузинский Патриархат на тот момент уже полностью утратил контроль над церковной ситуацией в стране.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в то время председатель ОВЦС, тоже всегда старался нам помогать, помогает, конечно же, и теперь, уже будучи Патриархом. И это теплое отношение Московского Патриархата очень поддерживало нас в тяжелые послевоенные годы, поддерживает и в нынешние времена, которые остаются непростыми несмотря на нормализацию политической ситуации в Абхазии.
Впоследствии в Московскую семинарию были направлены еще двое учащихся – Рустик Сарсания (впоследствии иеродиакон Давид) и Герман Маршания. В то время ректором Московской духовной семинарии был епископ Филарет, который впоследствии, уже будучи Майкопским архиереем, постриг в монашество и рукоположил Адриана Ампара и Дмитрия Дбара, которые стали соответственно иеромонахами Андреем и Дорофеем.
Это были, как мне казалось тогда, талантливые ребята, любящие свою родину, полюбившие Православие. Адриан Ампар наряду с семинарией окончил иконописную школу, Дмитрий Дбар окончил Духовную академию по первому разряду, защитил кандидатскую диссертацию по истории христианства в Абхазии.
Но к величайшему нашему сожалению, эти молодые иеромонахи не оправдали ожиданий народа Абхазии. Фактически сразу после рукоположения они поставили перед собой цель полностью захватить власть над Церковью в Абхазии, хотя властных полномочий у них и так было предостаточно.
К сожалению, к отцам Дорофею и Андрею в полной мере можно отнести слова апостола Павла «они вышли от нас, но не были нашими».
С какого-то момента они вообще перестали подчиняться и церковному совету, и Майкопскому архиерею, хотя и были клириками Майкопской епархии. Мы неоднократно призывали их одуматься, но они решили полностью выйти из подчинения.
Иеромонах Дорофей (Дбар)
Все это привело к тому, что в 2008 году иеромонах Дорофей был запрещен в священнослужении архиепископом Майкопским и Адыгейским Пантелеимоном. Мы не обнародовали этот факт, надеясь на покаяние и исправление отца Дорофея.
После этого отец Дорофей решил поехать в Грецию учить греческий язык и писать докторскую диссертацию, то есть якобы с чисто научными целями. Мы поверили ему, решили сделать ему снисхождение и не сообщать в Элладскую Церковь о том, что он запрещен в священнослужении. Я сам был у владыки Пантелеимона и просил его об этом.
Владыка, правда, сразу меня предостерег, что это может быть чревато большими неприятностями. Вернувшись в Абхазию, я попытался убедить президента в том, что ни в коем случае не надо направлять отца Дорофея в Грецию, пусть исправляется здесь, в Абхазии. Но дело было уже сделано: министерство иностранных дел уже выдало ему необходимые для поездки документы, и отец Дорофей уехал в Грецию.
Как выяснилось позже — основной целью поездки отца Дорофея была не научная работа, а подготовка почвы для перевода абхазской паствы в юрисдикцию Константинополя.
К сожалению, слова владыки Пантелеимона оказались пророческими: когда год назад иеромонах Дорофей вернулся, он обманным путем собрал бесчинное сборище, назвав его «церковно-народным собранием», и начал всю эту кампанию, которая окончательно завела церковную ситуацию в Абхазии в тупик.
Его много раз предупреждали — и Московский Патриарх, и епископ Майкопский Тихон, и светская власть в лице нашего президента, что ни в коем случае нельзя проводить это собрание. Но оно было все же проведено, и на нем была провозглашена так называемая «Священная Анакопийская митрополия».
Нельзя не сказать и о политической подоплеке этих процессов. Раскольников активно поддерживают в их деятельности неправительственные международные организации, действующие в Абхазии, — например, фонд Генриха Белля, фонд Джорджа Сороса, глава абхазского отделения которого даже входит в совет этой «митрополии».
К сожалению, контакты Новоафонского монастыря с Пантелеимоновым монастырем на Афоне прекратились, после того как игумен Петр (Пиголь), который фактически возродил монашескую жизнь на Новом Афоне в начале 1990-х годов, был вынужден покинуть Абхазию.
Очень жаль, что то, что удалось сделать за короткое время отцу Петру, не сумели продолжить отцы Дорофей и Андрей. Впрочем, нужно сказать откровенно, они и не пытались этого сделать, потому что вместо того чтобы заняться обустройством монашеской жизни, как это подобает монахам, они пустились в церковно-политические игры.
В настоящее время Новый Афон можно назвать монастырем лишь условно: так называемая братия ежедневно на богослужения не ходит, считая, что молиться нужно только в субботу и воскресенье.
Монахи принимают участие в обрядах, связанных с закланием жертвенных животных, что не подобает делать не только монаху, но и мирянину. Причем все это снимается на видео, выкладывается в интернет и производит немалый соблазн среди верующих.
В начале 2011 года отец Андрей сказал, что уходит из монастыря, поэтому мы просили Святейшего разрешить переехать на Новый Афон игумену Ефрему, настоятелю одного из скитов Валаамского монастыря. Это близкий к нам человек, у него абхазское происхождение. Он, по сути, больше абхазец, чем Андрей и Дорофей вместе взятые.
15 мая 2011 года они собрали печально известное церковно-народное собрание, значительную часть которого составляли туристы, неверующие и даже мусульмане-ваххабиты.
Россия очень вовремя признала Абхазию и оказала ей военную и экономическую помощь, но духовная помощь ей не менее необходима. И враждебные Православию силы пытаются здесь утвердиться посредством таких вот отщепенцев, как уклонившиеся в раскол монахи, которые не подчиняются священноначалию и грубо нарушают церковные каноны. Поэтому очень хотелось бы, чтобы все, кому дорога судьба Православия в Абхазии, осознали всю серьезность ситуации.
В настоящее время Новоафонский монастырь из твердыни Православия превратился в очаг раскола. По мере нормализации политической ситуации в Абхазии значительно увеличился поток туристов и паломников, и Новый Афон стал очень посещаемым и как следствие очень прибыльным местом — в сезон каждый день сюда приезжает до 200 автобусов!
В монастыре развернута широкая торговля, вы можете себе представить, какие доходы извлекают те, кто незаконно захватил власть в монастыре. Таким образом, раскольники получили очень серьезную финансовую базу для своей деятельности.
Но долго так продолжаться не может — невозможно смириться с тем, что Новоафонский монастырь, построенный русскими монахами, стал гнездом русофобии и национализма. Хорошо известно, что запрещенные в служении священники не имеют права совершать таинства, но вопреки этому запрету они их совершают.
Это духовно опасно как для священнослужителей, которые дерзают совершать таинства без благословения, так и для верующих, которые принимают участие в этих таинствах, а это, в первую очередь, паломники, которые приезжают в монастырь за духовным советом и наставлением.
В этой связи мы призываем всех православных людей, приезжающих в Абхазию, воздержаться от посещения этого монастыря, и обращаем их внимание на то, что таинства, совершенные запрещенными в священнослужении лицами, не являются действительными!
Хочу уточнить, что он принят в общение не всею Элладской Церковью, а только одним из архиереев этой Церкви, а именно митрополитом Гуменисским Димитрием, который даже возвел иеромонаха Дорофея в сан архимандрита.
Скажу откровенно, нам непонятна позиция этого иерарха. Иеромонах Дорофей является не просто клириком другой епархии, он клирик другой Поместной Церкви, поэтому возведение его в какие бы то ни было священные степени без согласования с той Церковью, клириком которой он является, согласно церковным правилам совершенно недопустимо. Об этом вынужден был напомнить этому иерарху и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в соответствующем официальном письме.
Скорее всего, владыка Димитрий просто введен в заблуждение относительно реального положения дел в Абхазии и в своих действиях опирается на ложную информацию, которую дает ему отец Дорофей. Мы очень надеемся, что со временем, после внимательного изучения данной ситуации этот инцидент будет исчерпан.
Могу сказать, что в отношении отцов Дорофея и Андрея мы всегда старались действовать снисходительно, в духе икономии, но к великому сожалению эти лжепастыри все больше упорствуют в своих мудрованиях и увлекают за собой на путь погибели многих неискушенных чад Православной Церкви.
Поэтому мы обращаемся ко всем Православным Церквам, чтобы они не допускали к евхаристическому общению запрещенных в священнослужении иеромонахов. На заседании нашего абхазского церковного совета было решено в ближайшее время обратиться к Московскому Патриарху с просьбой об извержении этих клириков из сана.
Относительно нынешней, сложной в каноническом плане ситуации Совет Абхазской Православной Церкви считает, что разрешить ее возможно только при участии Московского Патриархата, который на протяжении последних двух десятилетий оказывал столь необходимую поддержку абхазским верующим.
Можно ли посещать Новоафонский монастырь в Абхазии?
Собираюсь на отдых в Абхазию. Конечно, хотелось бы посетить православные храмы, прикоснуться к святыням Абхазии, которых там немало. Но прочитала про ситуацию Церкви в Абхазии, там все очень непросто. Православная Церковь Абхазии, похоже, не признана ни Русской Православной Церковью, ни Поместными Церквами. Созданное объединение «Священная митрополия Абхазии», представители которого служат, в частности, в Симоно-Кананитском монастыре в Новом Афоне, признано раскольническим. Подскажите, пожалуйста, как вести себя в православных храмах Абхазии в этой непростой ситуации. В таинствах, похоже, не нужно участвовать. А в богослужениях? Ставить свечи? Заказывать требы? Заранее благодарна за ответ.
Ситуация в Абхазии, действительно, очень сложная. Священная митрополия Абхазии не признана ни одной Поместной Церковью, и, насколько мне известно, законных епископов в митрополии не было. Принимать участие в Таинствах, совершаемых священниками, запрещенными в служении, православный христианин не имеет права, однако посещать святое место ему никто не запрещает.
В данном случае уместно провести аналогию с посещением православными католических храмов в Европе, в которых находятся общехристианские святыни. Православные верующие не участвуют в богослужениях в католических храмах — они лишь поклоняются святыням. Подобная ситуация сложилась и на Украине: Владимирский собор в Киеве, в котором пребывают святые мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария Киевского, захватили раскольники — филаретовцы. По благословению Священноначалия Русской Православной Церкви православные посещают этот храм, однако в молитве и богослужении они не участвуют. Они только поклоняются святыням, после чего покидают церковь.
На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.
На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.
Где русским православным нельзя молиться в Абхазии
Новоафонский монастырь был основан в конце 19 века у подножия Афонской горы русскими монахами при участии российского императора Александра III. В наши дни также капитально реставрировался за счет российских денег. Это одна из важнейших православных святынь и туристических достопримечательностей республики. Новый Афон является очень посещаемым и, как следствие, очень прибыльным местом.
В 2011 году в Абхазии произошел так называемый церковный раскол. Молодое поколение абхазского духовенства создало "Священную митрополию Абхазии" и обосновалось именно в Новоафонском монастыре. Митрополия пользуется поддержкой и симпатией, как общества, так и власти, хоть и открыто последняя это не оглашает. Митрополия требует решить вопрос каноническом статусе Православной церкви в Абхазии и образования полноценных институтов ее управления. Российская православная церковь не признает в принципе Абхазскую православную церковь, для РПЦ она – в составе Грузинской ПЦ.
Самой заметной фигурой "автокефального процесса" в Абхазии является иеромонах Дорофей (Дбар). Он образованный, активный, харизматичный, продвинутый, снимает видео, общается через социальные сети, читает лекции об истории Новоафонского монастыря, так, например, название одной из них – "Строился ли Новоафонский монастырь на деньги российского императора Александра III".
Русская церковь запретила в служении о. Дорофея (Дбар), запретила паломничества в этот монастырь и советует туристам не вносить пожертвования при посещении обители.
Как в России реагируют на раскол и "захват" Новоафонского монастыря? Российские власти стараются не ворошить эту тему. Но однажды я услышала, как русский депутат высказался публично: "Я могу представить себе разногласия церковные, которые на протяжении истории случались. Но, если вы, люди, которые уверены в своей правоте, ну, идите, проповедуйте в Абхазии, создайте свой храм и объединяйте своих, как это делал Иисус Христос, собрав людей там - на храмовой горе или еще где-то. Но это не значит же, что вы должны прийти в самый богатый дом и отнять его, и говорить, вот мы такие честные, абхазские священники, призываем за независимость абхазской церкви. Это просто некрасиво, нечестно и на самом деле диктуется совсем не желанием добиться независимости абхазской церкви, а желанием просто обрести источник дохода, с помощью которого манипулировать в том числе и своей паствой".
Страсти вокруг этого монастыря кипели еще очень давно. Так, поговаривают, что видный русский ученый-историк Юрий Воронов, который был убит в 1995 году в своей квартире в Сухуме, пытался подвести этот храм "под юрисдикцию" Русской православной церкви. Но его попытки не увенчались успехом.
Бедийский собор
Этот "исполин" на фоне снежных вершин виден издалека Этот "исполин" на фоне снежных вершин виден издалекаИстория Бедийского собора насчитывает тысячелетие! При этом к нему не идут толпы паломников и туристов. Локация святыни красивейшая - храм обособленно стоит на горном плато над селом Бедия, к востоку от Сухума.
Как отмечают историки, этот храм по сути первый и самый яркий памятник нового стиля, новой эпохи, когда в последнюю четверть 10 века Абхазское царство окончательно оформилось в общегрузинское феодальное государство.
Храм построен в честь иконы Влахернской Богоматери абхазским царем Багратом III, который унаследовал Абхазское и Картлийское царства и стал первым царем объединенного государства. Строительство храма завершилось в 999 году.
Сведения об истории храма стали известны из древнегрузинских надписей на стенах собора, а также из надписи на знаменитой бедийской золотой чаше, которая сейчас хранится в Грузии.
Храм облицован песчаником Храм облицован песчаникомЭтот храм поражал даже европейцев. Так в конце 19 века итальянская исследовательница Карла Серена, которая путешествовала по Абхазии и застала руины храма, написала: "Нет предела удивлению при встрече в этой дикой и отсталой провинции с подобным архитектурным шедевром, свидетелем исчезнувшей цивилизации".
Иллюстрация из книги итальянской исследовательницы Иллюстрация из книги итальянской исследовательницыВопрос о возрождении Бедийского собора ставил в 1912 году епископ Сухумский Андрей (в миру –князь Ухтомский), он даже организовал к нему массовое паломничество. В 1924 году монастырь был закрыт.
Говорят, что Баграт в самой восточной стороне объединенного государства не пользовался поддержкой, поэтому и завещал похоронить себя в Бедийском соборе. Официально, до сих пор точное место его могилы не известно. А она могла бы многое рассказать. Однако ходят слухи, что на месте храма орудовали "черные копатели". Кто знает, может, такое важное для науки и истории наследие уже утеряно…
Из книги ученого-кавказоведа Юрия Воронова Из книги ученого-кавказоведа Юрия ВороноваЯ задавалась вопросом, почему Бедийский храм с такой древней, священной историей не стал центром притяжения абхазских верующих. Почему здесь нет служб, священнослужителей, паствы. Почему такой активный, продвинутый, пользующийся популярностью человек, как Дорофей, не обратил свой взор на этот храм. Не привлекает свою паству для восстановления этой святыни, благоустройства ее территории, сохранения того, что осталось? Почему он выбрал Новоафонский монастырь?
"Создайте свой храм и объединяйте своих, как это делал Иисус Христос, собрав людей там - на храмовой горе или еще где-то". Согласитесь, Бедийский храм - идеальное место для этого.
Ну, а если быть откровенным, ответ совершенно очевидный. Абхазы не хотят допустить распространения и укрепления русского влияния, в том числе и через церковь. А "легально" это можно было сделать через Новоафонский монастырь.
Бедийский храм поразил меня своей красотой и одиночеством Бедийский храм поразил меня своей красотой и одиночествомИ, наконец, крепость
Есть еще одна замечательная достопримечательность в Абхазии. Правда, о замечательности этого места трудно догадаться по одному только виду. Так, гуляешь по набережной, потом видишь какие-то развалины, которые рассеяны даже по морю. А это, между прочим, обломки грандиозного оборонительного сооружения – крепости Сухум-кале, основанной задолго до событий XIX века, о которых и пойдет речь.
Вид с набережной Вид с набережнойИменно на этом самом месте в начале 19 века "столкнулись интересы" двух империй - Российской и Османской.
Абхазию в то время раздирали феодальные распри. Один из абхазских князей - Келеш-бей сумел при поддержке турок разгромить наиболее непокорных феодалов и сосредоточил в своих руках управление всей Абхазией.
Затем Келеш-бей решил отказаться от "дружбы" с турками и стал просить российского подданства.
На развалинах крепости На развалинах крепостиПри этом значительная часть абхазского общества оставалась под влиянием Османской империи. Так, протурецки настроенным был старший сын Келеш-бея - Аслан-бей. Плюс ко всему он был лишен статуса наследника.
Поначалу российское правительство проявляло осторожность в переговорах с владетелем Абхазии Келеш-беем, так как боялось осложнений во взаимоотношениях с Османской империей. Российским властям такие осложнения были невыгодны накануне войны с Наполеоном I.
Бетонная плита на развалинах крепости служила площадкой для ресторана Бетонная плита на развалинах крепости служила площадкой для ресторанаА тем временем Аслан-бей, вооруженный и подстрекаемый турками, убил своего знаменитого родителя, занял крепость и объявил себя владетелем Абхазии и вассалом турецкого султана. А младший сын и наследник Келеш-бея - Сафар-бей попал в изгнание. Он, как и его отец, стал просить российского подданства.
Весной 1809 года турецкий султан разорвал перемирие и провозгласил возобновление войны с Российской империей. Между тем, в 1810 году Сафар-бей был принят в российское подданство. Александр I назначил ему жалование в 2,5 тысячи рублей серебром в год, а его княгине – 1,5 тысячи рублей в год.
Вскоре русские взяли крепость. Так из Сухум-кале были изгнаны турки, которые почти 2,5 века господствовали здесь.
Разбросанные обломки крепости Разбросанные обломки крепости"Взятие Сухум-кале являлось не столько победой Сафар-бея над своим братом, а сколько победой России над Турцией в борьбе за Абхазию", - писал абхазский историк Георгий Дзидзария.
Взятие этой крепости было одним из пунктов в общем плане по укреплению положения Российской империи на восточном побережье Черного моря.
План Сухумской крепости из книги историка Анзора Агумаа "Старый Сухум" План Сухумской крепости из книги историка Анзора Агумаа "Старый Сухум"Историк Агумаа писал: "Этот уникальный памятник требует защиты и дальнейшего исследования". Возникновение самого города Сухума вообще относится к VI веку до н.э.
На моем канале в YouTube - "Света Орлик" - есть видеоролики, посвященные Бедийскому собору, "городу-призраку" Акармаре, Анакопийской крепости, Сухумскому порту.
Итоговый "фильм" про республику
Новоафонский монастырь. Бывший духовный центр Кавказа и нынешний оплот церковного раскола
Самая известная достопримечательность города Новый Афон и одна из самых знаковых и посещаемых достопримечательностей всей Абхазии - Новоафонский или мужской Симоно-Канонитский монастырь. В этом после история монастыря и то, чем сегодня для Абхазии является эта обитель.
01. Монастырь расположен у подножья Афонской горы. Говорят, что гора своими очертаниями напоминает Афонскую гору в Греции. Подняться к монастырю можно несколькими путями, самый короткий маршрут - от часовни Александра Невского у Лебединого озера в Приморском парке.
02. Здесь все ясно, ошибиться с дорожкой невозможно.
03. Среди домов и зарослей Покровский храм, очень интересный по своей архитектуре.
04. В 1875 году монахи с греческого Афона получили это место для строительства монастыря. Прежде чем начинать строительство, монахам нужно было срезать часть горы, расчистить площадку, вывести огромное количество камней и земли. А также обустроить дороги, ведущие к монастырю.
05. Деньги на строительство монастыря выделяли греческие монахи Пантелеймоновского монастыря, которые, в свою очередь, получали субсидии от российского правительства.
06. Уже практически достроенный монастырь был разграблен и разрушен турками в 1878 году во время русско-турецкой войны. Через два года монастырь снова начинают восстанавливать. Деньги берутся из пожертвований, среди жертвователей был даже император Александр III. Восстановление монастыря было завершено в 1900 году и обитель стала одним из духовных центров православия на Кавказе.
07. Примечательно, что в 1902 году монахи Новоафонского монастыря собственноручно построили гидроэлектростанцию и пристань, которая позволила принимать грузы и пассажиров, пришедших по морю. Монастырь располагал собственной железной дорогой, которую подарил монахам Александр III.
08. Монахи занимались и хозяйственной деятельностью - при монастыре работали маслобойный, кирпичный, конный и свечной заводы, в садах выращивались цитрусовые. Монахи также обучали местное население, особенно детей, грамоте.
09. А потом грянула Революция, настали трудные времена. На территории монастыря сначала размещался склад, затем краеведческий музей. Во время грузино-абхазского военного конфликта 1992-1993 года здесь располагался военный госпиталь.
При всей любви к Афону, есть еще понятие церковной дисциплины
- Отец Игорь, с Афона еще не было никакой реакции на действия Константинопольского патриархата на Украине? Реакции их руководящего органа, Священного Кинота, или каких-то отдельных монастырей?
— Православный мир не живет на тех скоростях, которые ему навязывает современность. На Афоне многие совершенно не пользуются Интернетом, сотовой связью, поэтому даже и не знают о тех решениях, которые были приняты в Стамбуле и в Минске. Но со временем, я думаю, узнают, и будет какая-то реакция. Паломники что-то рассказывают афонитам о том, что происходит.
Конечно, это решение создает совершенно понятные трудности и для русских насельников Афона, которые традиционно поминали и Константинопольского, и Московского патриархов. И все они являются выходцами из Русской Православной Церкви. Как в дальнейшем будет обустраиваться их бытие на Афоне — это вопрос, который подлежит решению.
Что касается простых паломников, я думаю, что они все должны понимать, что, при всей любви к Афону, при всем почтении, которое Русская Православная Церковь имеет издавна, испокон веков к Святой Горе, к "уделу Божией Матери", есть еще понятие церковной дисциплины. И если на что-то нет благословения, значит, его нет.
- По поводу конкретно Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря — он также относится к юрисдикции Константинопольского патриархата. Получается, что мы сейчас и с ними разорвали общение, и туда тоже нельзя приходить и причащаться?
— Причащаться нельзя, но приходить, я думаю, можно, просто помолиться. Буквально на днях в нашем Русском Пантелеимоновом монастыре был престольный праздник, потому что один из храмов этого монастыря посвящен празднику Покрова Божией Матери, и в этих торжествах участвовали три иерарха Русской Православной Церкви. Они не служили, но молились за богослужением.
- А в свете последних решений Синода, теперь, когда идет богослужение, мирянам можно заходить в храм и со всеми молиться? Или можно только самому заходить помолиться, когда богослужения нет? Или можно молиться за богослужением, но просто не причащаться?
— Лучше сказать, что, учитывая все эти сложные обстоятельства, которые складываются, сейчас настало время воздержаться от паломничества на Афон и от участия в богослужениях в любой форме. Но если уж такое случилось, ну, по крайней мере, хотя бы не причащаться.
- Могут ли теперь какие-то святыни привозить в Россию с Афона, или из Турции и другой канонической территории Константинопольского патриархата, или все это сейчас тоже приостановлено?
— Как-то странно ожидать в период такого серьезного обострения наших отношений, что кто-то с территории Константинопольского патриархата повезет к нам святыни. Но если возникнет такая инициатива, мы будем ее рассматривать. Как это обычно и делается в каждом конкретном случае.
- А что будет с нашими соотечественниками — прихожанами православных храмов в Турции или в других местах, где нет иных храмов, кроме как относящихся к Константинопольскому патриархату?
- Это действительно проблема, которая перед нами встает начиная с 15 октября, поскольку де-факто Константинопольский патриархат ушел в раскол, приняв в общение раскольников. Получается, что наши соотечественники на территории Турции остаются без пастырского окормления. Это же касается выходцев из нашего Отечества, которые живут на островах Додеканеса, в том числе самом крупном из них – Родосе, на Крите, и, конечно, мы будем думать о том, как обеспечить для них пастырскую заботу. Времени еще прошло очень мало, но, во всяком случае, эта задача стоит, мы ею занимаемся.
Вообще, приходы Константинопольского патриархата есть по всему миру, кроме Африки и Антарктиды, но там для верующих есть альтернатива — есть храмы и других Поместных Церквей. Нет ее сейчас только в Турции и на тех греческих островах, которые я назвал.
- Секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон сказал, что Русская Православная Церковь будет вынуждена приостанавливать общение со всеми Церквями, которые поддержат решение Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии церкви на Украине. Можете прокомментировать это высказывание?
— Я думаю, что это очень преждевременный комментарий. Во-первых, еще нет окончательного решения по поводу дарования автокефалии церкви на Украине, нет Томоса, и когда он будет, совершенно неизвестно. И тем более говорить о реакции Поместных Церквей на то, что произойдет после гипотетического дарования Томоса, сейчас преждевременно.
Несколько важных советов для тех, кто собирается посетить Ново-Афонский монастырь в Абхазии
Для пешеходов и для автотуристов (в том числе расскажу о парковках).
Безусловно, Ново-Афонский монастырь - одно из знаковых мест в Абхазии. И посетить его я рекомендую. Очень красивое место само по себе. Ну и сам монастырь, конечно, тоже.
Здесь не буду рассказывать о самом монастыре (несколько фото в галерее выше). Расскажу о некоторых нюансах на примере своей главной ошибки, которую я совершила.
Главная моя ошибка была в том, что приехала я туда слишком рано - в 8 утра. И хорошо, что в 8 (план был приехать еще раньше).
Почему так рано? Было опасение, что не будет места для парковки, поскольку поездка была на машине. И это опасение оказалось совершенно напрасным, поскольку дело было в октябре 2020 года, когда с туристами было совсем не густо. Так что припарковаться вполне можно было где угодно в любое время дня в окрестностях монастыря.
А еще оказалось, что можно подъехать прямо к монастырю. Нужно двигаться по указателям.
Читайте также: