Можно ли посещать афон
Святая гора Афон — полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).
Женщины на Поместных соборах
Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.
Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов — епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.
Почему женщина не может быть священником
Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.
Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. . Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. . Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»).
Во-вторых, священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.
Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание — это не просто традиция, — пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. — Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства — существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла — женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же — проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.
Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.
Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником.
Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие — тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников — Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».
Для справки: первая женщина-«священник» в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское «священство» было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе. «Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, — считает о. Иов (Гумеров), преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. — Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: «А где это сказано в Библии?» Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано «нет», значит, можно — это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания».
Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. «Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ» («Православная Церковь и женский вопрос», Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: «Священство — состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника — не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода «христианского социального служения».
Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9). Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: «Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить — все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, — действием собственной верности Богу».
Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе «Церковь Духа Святого» разделяет служение царственного священства — общее всем верным, и служение управления — пастырство или «особое», иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом — как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. «Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего». Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.
Всегда ли женщин не пускали в алтарь?
Стать алтарницей — то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, — могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию — пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, — может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли («всороковляли») — вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года, а младенцев — только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков — прикладывать к св. престолу.
Куда исчезли диакониссы
Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846–1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.
Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?
По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.
Только ребро или целая половина?
По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.
Ужасы Домостроя преувеличены
Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».
Никто не обижен?
Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно — начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!
Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен? Никто из нас — мужчин или женщин, неважно — не может ничего требовать «для себя» — потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!
А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно — можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены — да так, что память о них и их слова сохранились через века.
Тему «женщина в Церкви» невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти «вторую половину», — этом читайте в следующем номере «Нескучного сада».
Паломническая поездка на Афон из разных городов
Жизнь с появлением коронавируса не остановилась, и, к сожалению, иногда в ней встречаются трудности и препятствия. Каждый справляется с ними по-своему, но у верующих в этом плане есть огромное преимущество — божественная поддержка, о которой всегда можно попросить. В таких ситуациях поездка на Афон бывает особенно важна.
Если по какой-то причине вам необходимо побывать на Афоне как можно скорее, мы приглашаем вас обратиться в службу поддержки Athos Guide. Обещаем вникнуть в вашу ситуацию и подобрать оптимальный маршрут с учетом конкретного места и времени. Хотелось бы подчеркнуть, что консультации такого рода абсолютно бесплатны.
Поездка на Афон осенью 2020
Афон открывает границы
О посещении Афона после запрета и о паломничестве к святым местам
Редакция портала попросила митрополита Антония (Паканича) прокомментировать ситуацию, связанную с запретом для верующих участвовать в богослужениях на Афоне, а также поделиться своим мнением о ставших столь популярными сегодня паломничествах по святым местам.
- После падения железного занавеса, когда среди прочего для наших соотечественников открылись возможности поездки заграницу, верующему человеку стали доступны паломнические поездки на Святую Гору Афон, Святую Землю, остров Корфу (к святителю Спиридону), Бари (к святителю Николаю) и к другим святыням.
К паломничеству мы не просто привыкли, но среди некоторых верующих появилось даже мнение, что каждый уважающий себя православный чуть ли не должен в обязательном порядке посещать святые места, таким образом «набираясь благодати».
Безусловно, горячая молитва в святом месте, у мощей святых вдохновляет и укрепляет. Но является ли это панацеей для спасения?
Вспомним, что сами святые говорили об этом.
В «Послании Кинситору о тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим» святителя Григория Нисского (брата святителя Василия Великого и друга святителя Григория Богослова) сказано:
«Там, где Господь призывает благословенных к наследию Царства Небесного, Он не поставил в числе добрых дел, хождения в Иерусалим. И там, где возвещает блаженства, такого подвига не называет. Кто имеет разум, пусть размыслит: зачем стремиться совершить то, что не делает ни блаженным, ни управленным в Царстве Небесном?»
Следовательно, мы не можем рассматривать паломничество как обязательное средство познания Бога, а ведь именно это является целью христианской жизни.
Позволю себе даже сказать, что паломничество – второстепенное делание для верующих. А для некоторых оно даже может стать опасным явлением, подменой духовной жизни или способом ухода от проблем в духовной жизни.
Далее в «Послании» святой прямо говорит об этом:
«Поэтому боящиеся Господа восхвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога».
При этом святитель Григорий указывает на обязательное условие принятия Господа: «Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начала веры. Итак, возлюбленный, советуй братьям путешествовать от тела ко Господу, а не из Каппадокии в Палестину…»
Бог всемогущ, всесилен, всеобъятен. Он везде и всегда с любящими Его.
Главной нашей святыней, вместилищем Бога должна стать наша душа. Именно ее надо хранить от всякого сора и греха, очищать и оберегать, потому что она создана для вечности. И это то единственное, что мы возьмем с собой в вечную жизнь.
А все земное, пусть даже и благолепное, останется здесь, на земле.
В конце концов, это для мусульман хадж в Мекку является «пятым столпом ислама». Но мы ведь не мусульмане.
Поэтому и относиться к нему нужно без привязанности, бесстрастно, не отягощая себя дополнительным грузом.
В древности паломничества были сопряжены с множеством опасностей, они действительно являлись особым подвигом. Но теперь, когда к нашим услугам все блага научно-технического прогресса, паломничества, к сожалению, могут превратиться в обычную увеселительную поездку, в такой себе комфортный «круиз по святым местам».
Пришло время каждому из нас дать себе честный ответ на вопрос, что для меня значит моя вера. Если вера заключается в непременных поездках по святым местам с фотофиксацией себя на фоне святынь и с дальнейшим выкладываем фотографий в соцсетях, то это очень грустный ответ.
Господу не нужны наши тусовки и селфи. Он, Всемилосердный, долготерпит, наблюдая наши игры в духовность. Обмануть Его нельзя.
Следует, пока не поздно, перестать играться, а нужно начать жить настоящей жизнью, которая состоит из каждодневной упорной, кропотливой работы над собой.
Въезд из Турции в Грецию на авто
Трансферный сервис паломнической службы Athos Guide выполняет трансферные перевозки из Греции в Турцию. Каждая машина располагает необходимым пакетом документов для пересечения границ между двумя странами. Стоимость поездки составляет от 650 евро на минивэне класса премиум.
При всей любви к Афону, есть еще понятие церковной дисциплины
- Отец Игорь, с Афона еще не было никакой реакции на действия Константинопольского патриархата на Украине? Реакции их руководящего органа, Священного Кинота, или каких-то отдельных монастырей?
— Православный мир не живет на тех скоростях, которые ему навязывает современность. На Афоне многие совершенно не пользуются Интернетом, сотовой связью, поэтому даже и не знают о тех решениях, которые были приняты в Стамбуле и в Минске. Но со временем, я думаю, узнают, и будет какая-то реакция. Паломники что-то рассказывают афонитам о том, что происходит.
Конечно, это решение создает совершенно понятные трудности и для русских насельников Афона, которые традиционно поминали и Константинопольского, и Московского патриархов. И все они являются выходцами из Русской Православной Церкви. Как в дальнейшем будет обустраиваться их бытие на Афоне — это вопрос, который подлежит решению.
Что касается простых паломников, я думаю, что они все должны понимать, что, при всей любви к Афону, при всем почтении, которое Русская Православная Церковь имеет издавна, испокон веков к Святой Горе, к "уделу Божией Матери", есть еще понятие церковной дисциплины. И если на что-то нет благословения, значит, его нет.
- По поводу конкретно Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря — он также относится к юрисдикции Константинопольского патриархата. Получается, что мы сейчас и с ними разорвали общение, и туда тоже нельзя приходить и причащаться?
— Причащаться нельзя, но приходить, я думаю, можно, просто помолиться. Буквально на днях в нашем Русском Пантелеимоновом монастыре был престольный праздник, потому что один из храмов этого монастыря посвящен празднику Покрова Божией Матери, и в этих торжествах участвовали три иерарха Русской Православной Церкви. Они не служили, но молились за богослужением.
- А в свете последних решений Синода, теперь, когда идет богослужение, мирянам можно заходить в храм и со всеми молиться? Или можно только самому заходить помолиться, когда богослужения нет? Или можно молиться за богослужением, но просто не причащаться?
— Лучше сказать, что, учитывая все эти сложные обстоятельства, которые складываются, сейчас настало время воздержаться от паломничества на Афон и от участия в богослужениях в любой форме. Но если уж такое случилось, ну, по крайней мере, хотя бы не причащаться.
- Могут ли теперь какие-то святыни привозить в Россию с Афона, или из Турции и другой канонической территории Константинопольского патриархата, или все это сейчас тоже приостановлено?
— Как-то странно ожидать в период такого серьезного обострения наших отношений, что кто-то с территории Константинопольского патриархата повезет к нам святыни. Но если возникнет такая инициатива, мы будем ее рассматривать. Как это обычно и делается в каждом конкретном случае.
- А что будет с нашими соотечественниками — прихожанами православных храмов в Турции или в других местах, где нет иных храмов, кроме как относящихся к Константинопольскому патриархату?
- Это действительно проблема, которая перед нами встает начиная с 15 октября, поскольку де-факто Константинопольский патриархат ушел в раскол, приняв в общение раскольников. Получается, что наши соотечественники на территории Турции остаются без пастырского окормления. Это же касается выходцев из нашего Отечества, которые живут на островах Додеканеса, в том числе самом крупном из них – Родосе, на Крите, и, конечно, мы будем думать о том, как обеспечить для них пастырскую заботу. Времени еще прошло очень мало, но, во всяком случае, эта задача стоит, мы ею занимаемся.
Вообще, приходы Константинопольского патриархата есть по всему миру, кроме Африки и Антарктиды, но там для верующих есть альтернатива — есть храмы и других Поместных Церквей. Нет ее сейчас только в Турции и на тех греческих островах, которые я назвал.
- Секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон сказал, что Русская Православная Церковь будет вынуждена приостанавливать общение со всеми Церквями, которые поддержат решение Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии церкви на Украине. Можете прокомментировать это высказывание?
— Я думаю, что это очень преждевременный комментарий. Во-первых, еще нет окончательного решения по поводу дарования автокефалии церкви на Украине, нет Томоса, и когда он будет, совершенно неизвестно. И тем более говорить о реакции Поместных Церквей на то, что произойдет после гипотетического дарования Томоса, сейчас преждевременно.
Последствия раскола. Что можно и что нельзя делать верующим?
Протоиерей Владислав Цыпин
Посещать храмы Константинопольского Патриархата можно примерно так же, как католические храмы. Молиться, поклоняться святыням там никто не воспрещает. Мирянам Русской Церкви возбраняется причащаться и участвовать в других таинствах, совершаемых в храмах Константинопольского Патриархата. Записки подавать также не стоит.
2. Можно ли подавать записки за членов семьи, крещенных в храмах Константинопольского Патриархата (это может встречаться, например, в смешанных семьях)?
Можно, ведь они были крещены еще до разрыва евхаристического общения, то есть до «нового раскола», как его сейчас называют. Решения относительно непризнания Таинства крещения в Константинопольском Патриархате пока нет.
3. Можно ли мирянам, принадлежащим к Константинопольскому Патриархату, причащаться в наших храмах?
Этот вопрос напрямую не решен в определении Синода и пока никак не прописан. На этот счет священники получают указания от своих архиереев.
4. Можно ли посещать Афонское подворье в Москве? Можно ли там подавать записки на Афон?
На Афонском подворье «Правмиру» сообщили, что относительно посещений и записок все осталось по-прежнему. Записки можно подавать так же, как и раньше, в том числе в режиме онлайн.
5. Как понять, в храме какого патриархата я оказался, например, за границей?
Сразу надо сказать, что все грекоязычные храмы (то есть те, где богослужение проходит на греческом языке) в диаспоре (то есть за пределами Греции) в Западной Европе, Америке, на Дальнем Востоке находятся в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Про другие храмы можно узнать заранее в интернете, на сайте храма. Либо по информационным стендам пред входом в храм. И, конечно же, на литургии – по имени архиерея, которое возносится за богослужением.
С 11 мая 2021 года, после длительного перерыва, Афон снова открыт для посещения паломниками
Совсем недавно с соблюдением всех ограничений прошли пасхальные службы на Святой Горе, и вот с полуострова пришла радостная весть: Афон вновь открыт для паломников.
Несмотря на то, что фактически Афон находится в составе Греции, управление монашеской республикой осуществляет отдельный орган — Священный Кинот. В его состав входят представители каждого из 20 монастырей, а также греческого государства.
Главное управление в отношении духовных вопросов осуществляет Вселенский Константинопольский Патриархат. Но фактически монашеское государство является самостоятельной административной единицей.
Общественный порядок и безопасность регулируются представительным органом Греции, а решения, связанные с мерами профилактики распространения коронавируса и запретами на посещение монастырей, принимаются губернатором Афона после предварительного согласования со святым сообществом.
Вице-губернатор Афона принял решение, согласно которому паломники смогут снова посещать Святую Гору: Афон открыт с 11 мая 2021 года. Конечно, ряд ограничений всё ещё требует соблюдения, но главное желание многих паломников — посетить монашескую республику — вновь осуществимо.
В последние месяцы к нам все чаще обращаются верующие с вопросами о том, возможно ли сейчас попасть на Афон и как это сделать. Статья дает подробные ответы на эти вопросы.
Так уж получилось, что 2020 стал годом без туризма. Закрытие границ и дополнительные меры безопасности привели к массовому сокращению туристического потока во всем мире. И хотя мало кто спорит, что в сложившейся ситуации эти меры оправданы, но именно такая ситуация послужила для многих верующих поводом задуматься о паломничестве.
В самые тяжелые времена мы стараемся быть как можно ближе к Богу, ища поддержки и защиты. Этим объясняется возросший интерес к Афону — Земному Уделу Божьей Матери, где она пребывает по сей день.
Поездка на Афон 2020 — это не только паломничество, но и целое приключение. В условиях закрытых границ, тестов и дополнительных документов любые путешествия сильно затруднены. Кроме того, по сети ходят слухи, что границы Афона закрыты и поездка невозможна в принципе. Поэтому в последние месяцы к нам все чаще обращаются верующие с вопросами о том, возможно ли сейчас попасть на Афон и как это сделать. Статья дает ответ на эти вопросы.
Верующие и священники могут посещать Афон без участия в богослужениях – Митрополит Иларион
Об этом рассказал «Би-би-си» председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион.
Митрополит Иларион сообщил, что в случае участия священнослужителя в богослужениях в монастырях Афона правящий архиерей духовенства сможет наложить каноническое прещение на священника, например объявить выговор или запретить участвовать в священнослужении.
Секретарь синодального Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук пояснил Interfax, что русские паломники, которые уже приехали на Афон, могут поклоняться там святыням.
Решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом Синод РПЦ принял 15 октября в Минске. Причиной этого стало «принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств».
Условия посещения Афона 2021
Итак, для посещения монашеской республики при получении диамонитириона в офисе представительства Афона в городе Урануполи необходимо сдать рапид-тест на коронавирус. Процедура осуществляется бесплатно и не занимает много времени. Однако следует учитывать, что возможно наличие очереди, поэтому лучше приехать заранее.
При выдаче разрешений на посещение обителей действуют такие ограничения:
- каждый монастырь может принимать ежедневно не более 10 паломников;
- общежительные скиты выдают не более 5 диамонитирионов;
- кельи смогут принимать всего одного паломника в день.
Данное правило распространяется на всех приезжающих, независимо от их гражданства и вероисповедания.
Переход в другие монастыри, помимо того, куда приглашен паломник, строго запрещён. На данный момент общий диамонитирион, позволявший посещение всех обителей, временно не выдаётся.
Для монахов, государственных чиновников и работников монастырей тест на коронавирус также обязателен перед посадкой на судно. По последним данным, ⅓ монахов и рабочих, постоянно находящихся на полуострове Афон, уже вакцинированы, и этот процесс продолжается ускоренными темпами.
«Нельзя отдать Афон без боя». Протоиерей Чаплин и другие о церковном конфликте
Собор Протата в Карье, Афон Фото: Sakis Mitrolidis / AFPДмитрий Смирнов, протоиерей:
Поездка на Афон — это зов души. Я был там тридцать раз, могу сейчас сделать паузу, ничего страшного. А если вы никогда не были на Афоне, можно поехать просто посмотреть, пусть там и нельзя сейчас причащаться — для христианского просвещения. В конце концов, люди наметили даты, потрудились для визы — как же им сейчас все взять и отменить? А если очень хочется причаститься, поучаствовать в службе — там есть русский монастырь Святого Пантелеймона, можно туда попроситься. Так что проблемы особенной нет.
Всеволод Чаплин, протоиерей:
Мне непонятно увлечение поездками на Афон, особенно среди определенных высокопоставленных лиц. Православный христианин должен быть членом своей церковной общины, ведь там известны его добродетели и пороки, там не представить себя лучше, чем ты есть на самом деле. И вот эти люди едут на Афон, считая, что это заменяет полноценную религиозную жизнь там, где ты живешь.
На Афоне есть известные старцы, но там же есть и духовно нездоровые тенденции — обновленческие традиции в деятельности Константинопольского патриархата проявляются давно. И печально, что их осудили только сейчас. Для меня очевидно, что с этими обновленцами у нас разная вера и от дипломатии давно пора переходить к четкому обличению, нужно перестать считать эту структуру церковной. Если это еретики — а я считаю их именно еретиками, — то никакого Константинопольского патриархата более не существует.
Так что я не только не вижу никакой катастрофы в том, что люди не будут причащаться на Афоне, но считаю, что это оздоровит духовную жизнь в нашей стране. И теперь можно считать нашу территорию канонически свободной.
Герман Стерлигов, бизнесмен:
Первое — греческая церковь впала в ересь в 1439 году, когда заключила унию с католиками. С тех пор это безблагодатное сообщество. Второе — русская церковь впала в ересь в 1597 году, вступив в еретическое общение с греками. Так что все это — обычная дележка приходов. Ничего личного, только бизнес. Притом что использоваться это будет в геополитических целях. У меня, как у православного человека, вызывает улыбку, в каком недоумении сейчас находится паства, ведь в одну секунду все изменилось. Вчера друзья — сегодня враги. Мне кажется это забавным.
Димитрис Теодоридис, организатор паломнических туров на Афон:
Я пока не вижу проблем: у нас уже завтра едут люди, и в ближайшее время тоже есть группы. Не думаю, что перестанут выдавать разрешения на посещение Святой горы. Паломники продолжат туда ездить. Тут вопрос может возникнуть со священниками, поедут ли они — но я думаю, поедут. Дело в том, что у РПЦ, например, нет канонического общения с католиками. Но это не мешает никому ездить в Италию, Испанию, Германию и участвовать там в службах. Да, отдельно запрещено причащаться и исповедоваться, но святая гора Афон не перестала быть угодьем Богородицы, и нельзя это место отдать без боя.
Авиаперевозки
Возвращаться домой удобнее и дешевле через Лондон. Настоятельно советуем приобрести билеты заранее, поскольку на ближайшие даты их может просто не быть.
Границы Афона
Понимая важность посещения Святой Горы, монахи-святогорцы не стали закрывать афонских границ для паломников. Но теперь при въезде на Афон, помимо Диамонитириона, необходимо предоставить также отрицательный тест на коронавирус. Это может быть тот же тест, который вы проходили при пересечении границ с Грецией. Главное — помнить, что он действителен в течение 72 часов, а потому въезд на Афон лучше запланировать в самом начале поездки. В других случаях вам придется повторно сдавать тест в Урануполи.
Читайте также: