Многие племена населявшие казахстан открыли и широко использовали железо к
Названа она так по погребениям, найденным археологами в местностях Бегазы и Дандыбай в Центральном Казахстане.
Культура развивалась на основе кочевого образа жизни.
Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания.
Большинство погребений бегазы - дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обкладывали каменными валунами.
- Курган - надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусферической или конической формы.
Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались в основном игольчатыми и волнистыми узорами.
В эпоху бронзы на территории Казахстана на смену Андроновской культуре пришла кочевая Бегазы-Дандыбаевская культура.
Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 г. под руководством видного казахского ученого энциклопедиста Алькея Хакановича Маргулана.
Хозяйство и быт
Около 3 тысяч лет назад на территории Казахстана произошли изменения климатических условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной лето коротким и жарким.
В связи с суровым климатом на территории Казахстана люди стали держать скот, способный к дальним передвижениям и тебеневке (добыванию из под снеге корм) лошадей и овец.
Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству.
С переходом к кочевому скотовода увеличилось число лошадей и овец.
* При полукочевом скотоводстве женщины и дети жили в поселении, занимались земледелием, а мужчины и подростки следовали за скотом на пастбище. Осенью они возвращались.
Увеличение поголовья скота - овец и лошадей привело к переходу от пастушеского скотоводства к кочевову скотоводству.
В X - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.
В Казахстане верблюд был приручен эпоху в эпоху бронзы, т.е. во 2 тысячелетии до н.э Об этом свидетельствуют найденные кости этих животных в Центральном и Западном Казахстане.
Поселения эпохи бронзы располагались по берегам рек и озер. Состояли из 5-10, иногда 20 жилищ. Площадь состояла 100 400 кв. метров.
Жилища можно разделить на: полуземлянки и дома.
Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям, обложенных камнем. Мясо и молочные продукты хранили в ямах вырытых в земле.
К концу эпохи бронзы широко стали использоваться медные и бронзовые серпы, которые были найдены в:
Бронзовая коса была найдена в Чаглинке (Шагалалы), в Кокшетауском регионе;
Занимались не только пастушеством, но и мотыжным земледелием;
Дополнительным способом добычи пропитания у них была охота и рыболовство.
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО В ЭПОХУ БРОНЗЫ
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Племена эпохи бронзы, населявшие территорию Казахстана, жили в условиях родоплеменных отношений.
В эпоху бронзы на смену родовой коллективной собственности пришла частная собственность.
В эпоху бронзы начинается распад родовой общины и появляется имущественное неравенство.
В обществе начали появляться богатые и зажиточные семья. О чем свидетельствует археологические раскопки (захоронение боевых колесниц, украшений, металлических изделий, животных, конского снаряжения), начали появляться курганы, где хоронили одного умершего. Кочевники имели в частной собственности скот, на землю же распространялась общинная, родовая собственность.
Люди эпохи бронзы хранили некоторые вещи покойника вместе с ним, потому что, верили в то, что человек продолжает свою земную жизнь в загробном мире.
Эпоха бронзы стала временем становления религии с особыми служителями культа - жрецами. Они были хранителями древних традиций и знаний.
Ювелирное искусство
Люди, жившие в эпоху бронзы, оставили после себя богатое культурное наследие в виде множества ювелирных изделий (перстни, кольца, браслеты, бусы, серьги и т.п.)
Из золотых украшений встречаются только серьги из золотых пластинок.
Андроновцы нанизывали клыки различных зверей на нить и получались ожерелья.
Особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием являются ювелирные изделия.
На территории Казахстана ювелирное искусство зародилось во II тыс. до н.э. (XVI-XIV вв. до н.э.)
Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески.
В раннем периоде андроновской культуры было распространена кремация трупа (трупосожжение).
В период средней и поздней бронзы умершего хоронили в скорченном положении на левом или правом боку, головой на запад или юго-запад. Андроновцы поклонялись солнцу и огню. В эпоху бронзы люди, чтобы очиститься от зла, от плохого, поклонялись огню. Священным местом в жилище андроновцев считался - очаг. Солнцеголовое божество андроновцев - митра.
Местом обитания богов андроновцы считали небо.
Наскальные рисунки (петроглифы) андроновцев сохранились в местностях Тамгалы, Жасыбай, Хантау.
Огромное количество наскальных рисунков (петроглифов) эпохи бронзы обнаружено в Алматинской области в урочище Тамгалы.
Среди наскальных изображений (петроглифов) широко распространены рисунки двухколесных колесниц.
На наскальных рисунках Каратау в Жамбылской области много изображений колесниц.
По представлению андроновцев, все боги разъезжали по небу на конных колесницах.
В курганах бегазы - дандыбаевской культуры найдены богатые погребения с захоронением боевых колесниц.
ВВЕДЕНИЕ В ЭПОХУ ЖЕЛЕЗА
КАЗАХСТАН В ЭПОХУ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА.
ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
ВВЕДЕНИЕ
В истории человечества железный век занимает особое место. С началом использования железных орудий повысилась производительность труда. Железный век начался в VIII в. до н.э. и продлился до V в. н.э.
Железный век делится на два периода:
Ранний железный век (VIII-III вв. до н.э.)
Поздний железный век (III в. до н.э. - V в. н.э.)
В начале 1-го тысячелетия до н.э. в Казахстане в жизни древних людей произошли большие изменения: было достигнуто значительное развитие кочевого скотоводства и широкое использование железа.
К VIII в. до н.э. племена, населявшие Казахстан, открыли и широко использовали железо.
Эпоха открытия и использования железа для племен, населявших Казахстан, началась в VIII—VI вв. до н.э.
Рост населения, дальние перекочевки со скотом, необходимость защищать свои территории от врагов привели к тому, что родоплеменные отношения стали еще теснее в эпоху железа.
В эпоху железа рода стали объединятся в племена, а племена - в племенные союзы. Среди них были племенные союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.
В эпоху позднего железа среднее течение долины Сырдарьи населяли кангюи.
В эпоху позднего железа Жетысу населяли уйсуны.
К раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.
На основе этих племенных союзов возникли государства на территории Казахстана.
Древнее производство железа
В древности железо получали примитивным способом - путем плавки руды с продувом в простейших печах.
Примитивный способ древнего производства железа - плавка продувом через меха.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
Глава II. Казахстан в эпоху железа. Возникновение кочевого скотоводства
Широкое использование железа племенами, населявшими территорию Древнего Казахстана, началось в VIII–VII вв. до н. э. В эпоху железа произошло дальнейшее развитие родовых отношений. Рост населения, дальние перекочевки со скотом, необходимость защищать свои территории от врагов привели к тому, что родоплеменные отношения стали еще теснее. Роды начали объединяться в племена, а племена – в племенные союзы. Среди них были племенные союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов. В раннем железном веке завершилось формирование кочевого скотоводческого хозяйства.
Одна из главных причин появления кочевого скотоводства – изменение климата. Потепление и осушение климата, учащение засух мешало земледелию. Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок. Это еще одна из причин перехода к кочевому скотоводству.
Средства к существованию кочевники могли получать из самых разных источников: кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусств (музыка, театр), наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. Поскольку животным были постоянно необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер).
Юрта у кочевников была очень простой и удобной. Она была удобной для кочевания быстро собиралась, а зимой кочевники жили в кирпичных или в каменных домах. В центре юрты был очаг, кочевники считали его святым и оберегали. Недалеко от поселка было родовое кладбище. Посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земледельческое хозяйство.
Пройти тест по разделуСкотоводство в древнем Казахстане распространялось на территории
Племена, населявшие территорию Казахстана, начали использовать железо в
Кочевники преимущественно разводили
На территории Казахстана развивалось искусство плавки и обработки цветных металлов в эпоху
Центральный Казахстан в эпоху раннего железа
В трудах древнегреческого историка Геродота говорится, что территорию Центрального Казахстан населяли аргиппеи, исседоны, аримаспы. На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центральной части – исседоны, на востоке – аримаспы.
Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре. Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области. К. Акишев относил тасмолинскую культуру к племенам исседонов. Для тасмолинской культуры Центрального Казахстана характерны курганные могильники, которые названы «курганами с усами». В курганах тасмолинской культуры делали два захоронения: большом хоронили человека, в малом – лошадь.
Встречаются 4 вида «курганов с усами»:
- К первому относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая усы.
- При втором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого из них, с южной и северной стороны на восток отходят каменные дуги – «усы».
- Третий вид: сначала строил один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходят «усы».
- Четвертый вид схож с третьим, т. е. он состоит из двух курганов, построенных друг на друге. По мнению некоторых ученых, «курганы с усами» периода раннего железа в степи играли роль маяка.
«Курганы с усами» построены под определенным углом и в соответствии с определенной стороной света, они расположены в основном на территории Центрального Казахстана. На формирование сакской культуры междуречья Иртыша и Урала сильно влияние оказала тасмолинская культура. Особенностью является то, что в быту у скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда. В курганах глиняная посуда почти не встречается. Племена тасмолинской культуры были кочевыми скотоводами, обладали техникой обработки кости и металла.
Пройти тест по разделуВ Центральном Казахстане встречаются курганы с усами
Памятники раннего железного века Центрального Казахстана относятся к
На. Сарыарки проживали исседоны во время раннего железного века
Особенностью периода раннего железа является то, что в быту у скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела
На территории Сарыарки во время раннего железного века племена аргиппеи проживали
Длина усов курганов Тасмолинской культуры
Археолог К.А. Акишев относит тасмолинскую культуру к племенам
На территории Сарыарки аримаспы во время раннего железного века проживали
Слово Сарыарка буквально означает
На развитие тасмолинской культуры оказала влияние
Курганы с «усами» на территории Центрального Казахстана по мнению ученых
Многие племена населявшие казахстан открыли и широко использовали железо к
Характеристика эпохи железа. Орудия из бронзы для своего времени являлись большим прогрессом, однако они не могли удовлетворить все более возраставшие потребности общества. Развитие хозяйства, прогресс общества требовали совершенствования производства, прежде всего орудий труда. Одним из таких новшеств в жизни человека был переход к изготовлению орудий труда из железа.
Железо — самый распространенный в мире металл, однако в чистом виде в природе оно почти не встречается и трудно добывается: очень высокая температура плавления не позволяет добывать его в открытом виде, но требует специальных горнов с вдуванием воздуха кузнечными мехами через сопла. Археологические исследования показывают, что для плавки железа люди использовали метод "сырого вдувания”. Переход к изготовлению и применению железных орудий труда произвел настоящий технический переворот, окончательно вытеснив камень. Железо стало основным материалом для производства орудий труда.
Одними из главных памятников, оставшихся от племен эпохи железа, являются многочисленные курганы и могильники. Многие из них своими конусообразными и разнообразными внешними формами невольно привлекают к себе внимание.
Письменные источники об истории племен железного века. Одним из племен, живших на территории Казахстана в эпоху железа, являются саки. Согласно археологическим исследованиям и дошедшим до нас письменным источникам, сакские племена жили в первом тысячелетии до н.э. на территории современного Казахстана и Средней Азии. Если в персидских источниках кочевые племена Казахстана и Средней Азии обозначены общим названием саки, то знаменитый греческий историк Геродот (484—425 гг. до н.э.) назвал саков азиатскими скифами.
В какой-то степени для этого он имел определенные основания. Геродот заметил много сходства в жизнедеятельности саков и скифских племен — жителей северных степных районов Причерноморья, о которых греки имели больше информации, чем о саках.
Сакские племена жили в одно время с савромато-сарматскими племенами низовьев Волги и правобережья реки Яик.
В трудах Геродота имеется очень много ценных сведений о хозяйстве, быте, обычаях и тра ди ц и ях, обрядах, одежде саков. Например, саки носили остроконечные войлочные шапки, к ремню подвешивали кинжал и лук. В источниках сообщается об интересных, оригинальных, неведомых эллинам, способах приготовления пищи.
Кроме того, Геродот дает описание сакских бань. На большом камне, располагавшемся в центре юрты, разжигали огонь и раскаляли его. Затем раскаленный камень поливали водой, пока юрта не наполнялась паром. Такая баня существовала и у казахов в прошлые времена. 34 Общность традиций, берущих свое начало из глубины веков и сохранившихся до нашего времени, показывает непрерывность этнической связи между казахами и их древними предками.
В древнеперсидских текстах также говорится, что племена периода раннего железа, кочевавшие к востоку от Волги, назывались именем саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы, жившие к северу от Сырьдарьи, названы саки. О вооруженных столкновениях и войнах между персами и саками свидетельствуют слова Дария, высеченные на Бехистунской скале: "Вместе с войском я пошел к стране саков, которая за морем. я саков сильно разбил, одну часть я сходил, другая часть связанной была приведена ко мне, и их первого, наибольшего из них — Скунха по имени — привели ко мне. Саки оказались безбожниками, а я поклоняюсь Ахурамазде. Я сделал так, как мне велел Ахурамазда”. Из этих строк видно, что по быту, одежде, верованиям у саков и персов не было никаких сходств. Это значит, что у них отсутствовало этническое родство. Что касается вопроса о языке, то в советской историографии господствовало мнение об ираноязычности саков. Это утверждение существует и в данное время. Однако архео лого-лингвистические исследования последних десятилетий доказывают, что саки были тюркоязычными племенами. Одним из главных доказательств этого являются надписи на тюркском языке на серебряном ковше, найденном в Иссыкском кургане. Первым надписи расшифровал языковед А.С. Аманжолов.
Персидские письменные источники указывают на три признака сакских племен:
1) саки-тиграхауда — саки, носившие остроконечные шапки;
2) саки-хаомаварга — саки, изготавливавшие напиток хаома;
3) саки-парадарайя — саки, жившие за морем.
Ученый-археолог К.А. Акишев, опираясь на свои многолетние исследования, доказал, что письменные источники совпадают с данными археологических источников. Саки-тиграхауда жили в районе Ташкента, на территории Северного и Южного Казахстана, Семиречья. О том, что саки носили остроконечные шапки, можно увидеть по выбитому на скале изображению их вождя Скунха, обнаруженному в местности Бехистун в Иране.
К сакам-парадарайя относились племена саков, населявших южное побережье Аральского моря, точнее, на юге Казахстана. В письменных источниках их называют аргиппеями, исседонами.
Греческие античные авторы Страбон (I в. до н.э.—I в. н.э.) и Птолемей (конец I — II вв. н.э.) в своих географических трудах оставили много ценных сведений о хозяйстве, быте, обычаях и тра дици ях народов Средней Азии и Казахстана, а также о природно-климатических условиях этих регионов. Птолемей, кроме саков, упоминает и скифов. Огромную территорию от Волги до озера Балхаш он рассматривал кшс Скифию. Из всех приведенных источников видно, что сакские племена в то время занимали огромную территорию.
В "Географии” Страбона сакам дана следующая характеристика: "Эти кочевники очень простые, благородные и простые люди. У них отсутствуют коварство и ненависть. Они во многом предпочитают свободу и независимость”. Однако эти свидетельства Страбона опровергают утверждения других авторов об агрессивности и кровожадности кочевников.
Для исследования истории Казахстана большую ценность представляют древнекитайские письменные источники. В древнекитайских источниках в основном приведены сведения о саках, живших в долине р. Или, районе древнего Синьцзяна. В книге "История Хань” написано: У саков Западного Памира обычаи и одежды в обыкновении схожи с усунями. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью, воде и траве”. Во второй части "Описания Западного края” сообщается: Когда Великие юэчжи изгнали саков из Илийской долины, сакский владетель переселился за Памир”. Однако в книге ничего не сказано, оыли ли эти два племени коренными жителями упомянутых земель, или переселились из других мест в начальный период существования Ханьского царства. По материалам, собранным К.А. Акишевым на территории Жетысу, становится видно, что эти племена жили здесь еще в VI—V вв. до н.э. Доказательством служит идентичность находок, найденных на месте Нурсайского месторождения медных руд в Синьцзянском автономном районе КНР, и медных изделий, найденных в долине р. Или. Это сходство доказывает, что в 1 тысячелетии до н.э. у саков существовало высокоразвитое меднорудное производство.
В Истории Хань” приведены также интересные сведения о наличии у саков атрибутов государственности. Верховного правителя саков величали сэйван. Захоронения сакских царей найдены в Жетысу, - Восточном и Западном Казахстане. Поэтому у нас достаточно основании для того, чтобы говорить о наличии у саков государственных образований.
По данным книги "Классические произведения царства Цзинь”, сакские племена долин рек Или и Чу были переселенцами из района Западного Хуанхэ и Восточного Алтая. Племена саков, оставшиеся на земле предков, со временем переросли в сильное племя, которое получило название жужаней, являвшихся предками Великих юэчжи, другая часть жужаней, называвшихся юнь, были предками усуней. Отсюда следует, что Великие юэчжи и усуни принадлежали к сакским племенам.
Анахарсис был первым выдающимся философом саков, ученым (VII VI вв. до н.э.). Годы рождения и смерти ученого неизвестны. Анахарсис принадлежал к царской династии, мать его была эллинкой. Получил образование в Греции, учился у известных ученых того времени. Его имя часто упоминается в "Истории” Геродота и "Государстве” Платона. Платон ставил Анахарсиса рядом с Гомером 36 и Фалесом, а в другом труде называет его одним из семи мудрецов мира. Анахарсис был в дружеских отношениях с правителем Афин, выдающимся греческим законоведом, мыслителем Солоном. Имя Анахарсиса встречается и в трудах других греческих авторов. Диоген Лаэртский в своей работе "Жизнь, учения и изречения знаменитых философов” приводит афоризмы Анахарсиса: "Все беды человека от языка”, "Один преданный друг лучше, чем тысячи непостоянных”, "Базар — специальное место, где люди обманывают и обкрадывают друг друга”. Часть из 800-строчного стихотворения ученого вошла в сборник "Латинская антология”, изданный на немецком языке.
Культура племен, населявших территорию Казахстана, имела тесную связь с древними культурами Греции и Персии; саки находились в самой гуще многих значительных исторических событий того времени. Знакомство с письменными источниками помогает определить роль кочевников Евразии в мировой цивилизации.
Историография эпохи. Исследованием эпохи железа занимались специальные научно-археологические экспедиции, снаряженные царским правительством России, и отдельные ученые-энтузиасты, занимавшиеся исследованиями в свободное от службы время. Особо ценный вклад в исследование памятников эпохи железа внесли выдающиеся русские ученые Г.Ф. Миллер, Г1.С. Даллас, В.В. Радлов, краеведы С.И. Гуляев, А.П. Аниховский, М. Копалов, В. Никитин, И.А. Абрамов, Н. Коншин, И.А. Кастанье и др. Среди исследователей истории саков можно отметить заслуги В.В. Григорьева. В своей известной работе "О скифском народе саках”, анализируя сведения, ученый высказал ряд ценных и оригинальных мыслей. Основываясь на греческих и персидских источниках о саках, ученый подробно остановился на происхождении этнонима "сак” и переселении сакских племен с востока на запад.
Исследовательские работы советского периода истории Казахстана в эпоху железа начались в 30-х годах XX в. Первыми к этой работе приступили экспедиции, возглавляемые крупными учеными, такими, как М.П. Греков, А.Н. Бернштам. Однако широкомасштабные научные исследования начались только после окончания Великой (Отечественной войны. В течение многих лет в Центральном Казахстане археологические исследования велись под руководством ученого - археолога А.Х. Маргулана, позднее под руководством М.К. Кадыр- баева. В Восточном Казахстане исследования эпохи бронзы и железа одновременно проводились археологом С.С. Черниковым. На территории Южного Казахстана и Жетысу такие же работы проводились под руководством ученых-археологов Е.И. Агеевой, К.А. Акишева, К.А. Кушаева, А.Г. Максимова. По результатам исследований К.А. Акишева сакских курганов и могильников на территории от Алаколя до Таласа воссоздана научная картина истории сакских племен региона Жетысу. Археологом И.В. Синициным
сделаны ценнейшие открытия на территории Западного Казахстана, относящиеся к истории древних сакских племен.
Однако нельзя утверждать, что в результате проведенных археологических исследований в различных регионах Казахстана все проблемы истории, социально-экономического, политического развития, культуры родов и племен эпохи железа на территории Казахстана решены окончательно. Памятники эпохи железа на территории Казахстана очень различаются между собой.
В настоящее время все они учтены, занесены на карту и взяты под охрану государства. Имеющиеся в нашем распоряжении найденные при раскопках курганов и могильников материалы дают очень много ценных сведении о жизнедеятельности племен, живших в тот период.
Кроме того, сохранились некоторые сведения о названиях и местах расселения отдельных родов и племен. В последнее время в результате археологических исследовании, проводимых совместно с французскими археологами под руководством ученого-археолога 3. Самашева, в Восточном Казахстане, на казахстанской стороне Алтайских гор, были сделаны очень ценные открытия. В ходе раскопок сарматских курганов был найден второй Золотой человек”. В ущелье Чиликты в Восточном Казахстане в ходе полевой практики студентов под руководством А.Т. Толеубаева был найден третий "Золотой человек”.
Исследования археологических памятников сакских племен. Среди археологических памятников сакских племен преобладают курганы и могильники. Внешний вид могильников каждого региона имеет свои особенности. Например, в Жетысу и Южном Казахстане сакские могильники очень высокие, большая часть из них представляет собой огромные могильные поля с сотнями насыпей. Такие могильники встречаются в долине р. Или. В археологической науке их называют "царскими курганами”. Могильники Восточного и Центрального Казахстана обычно меньших и средних размеров. На территории Жетысу исследованы могильники Каргалы, Карашокы, Бесшатыр, Иссык. Исследование могильников открыло новую страницу истории куль- Т УР Ы сакских племен. Бесшатырский могильник когда-то подвергся ограблению, однако грабителям не удалось забрать все. Оставшиеся предметы дают достаточное представление об обряде захоронения саков Жетысу. Могильник был исследован К.А. Акишевым. Если на Алтае и в Сибири срубленные из дерева гробы опускались в раскопанные ямы, то в Жетысу они помещались в наземные погребальные камеры, сооруженные из обработанных бревен. Также имели место и подземные погребения. Насыпи могильников были однотипными. Первый слой состоял из камня и крупной щебенки, второй слой — из чиля и других кустарников, а верхний — из земли. Высота могильников обычно достигала 20—30 м.
По письменным источникам, территорию Приаралья и прилегающие к нему районы Южного Казахстана населяли саки- массагеты. Памятниками их культуры являются курганные могильники, найденные в низовьях Сырдарьи на возвышенностях Уйгарак и Тегискен.
Археологическими исследованиями установлено, что могильник Тегискен состоит из памятников двух эпох. В ходе раскопок на Уйгараке и Тегискене обнаружены два типа погребальных сооружений. Разнообразие конструкций погребальных сооружений, по-видимому, oTpaj жало сложность и противоречивость семейно-родовой и социальной структур сакского общества. Судя по большим грунтовым склепам и составу инвентаря, погребенного вместе с покойниками, можно утверждать, что они были влиятельными людьми, совмещавшими военную власть со жреческими функциями. Об этом говорят находки булавы символа власти и ритуального кинжала — секиры. Богатые захоронения, относящиеся к V в. до н.э., встречаются и в составе тегискенских могильников, для них характерен особый тип конструкции. Погребенные лежат вытянуто на спине, головой на восток или северо-восток. Разнообразен по составу и инвентарь: различные глиняные сосуды, орудия труда и оружие, украшения.
Значительная часть памятников сакского периода сосредоточена в горных районах Южного Алтая, на берегах рек Бухтармы и Нарыма. Из них исследованы Берель, Катон, Курты, Майенир, Кулажорга, Баты, Чиликты. Памятники материальной культуры, найденные на этих могильниках, ученые относят к трем этапам культуры эпохи железа: майемирскому (VII—VI вв. до н.э.), берелъскому (V IV вв. до н.э.), кулажоргинскому (III — I вв. до н.э.)
Такое деление на этапы объясняется различиями в конструкциях погребальных сооружений и некоторыми особенностями традиций и обрядов различных родов и племен. Например, на майемирском этапе у отдельных племен существовал обряд захоронения покойника вместе с его конем, поэтому и конструкции погребальных сооружений были сложными.
У древних жителей побережий Иртыша и Зайсана существовал другой обряд погребения. Курганные насыпи возводились из земли с примесью гальки, в погребальных ямах редко встречаются захоронения лошадей и деревянные срубы. Бронзовых орудии, оружия и вещей становится меньше, а железных — больше. Украшений очень много, кроме того, они очень изящны и красивы, изготовлены из дерева, кости, кожи, войлока, бронзы и золота.
В степях между Тарбагатаем и верховьями Иртыша распространены погребальные сооружения так называемого кулажоргинского типа. Каменные ящики составлялись из четырех или более массивных неотесанных плит, вкопанных на ребро и сверху покрытых плитами. Захоронения усопших производились на спине, вытянуто, головой на запад или восток. Лишь в нескольких случаях встречены скорченные трупоположения на правом боку.
Тасмолинская культура. На территории Центрального Казахстана в VII—I вв. до н. э. сложилась так называемая тасмолинская культура, получившая свое название по исследованным могильникам урочища Тасмола. Особенностью курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд, или, как условно их называют, "усов”. Такие курганы представляют собой сложный погребальный комплекс. Обычно к основному кургану примыкает или находится на расстоянии с восточной стороны малый курган, от которого на восток отходят две дугообразные гряды. В большом кургане под насыпью находилось захоронение человека в грунтовой яме, а в малом кургане — захоронение лошади с деревянной посудой. Секрет "усатых” курганов до сих пор не раскрыт. Если одни ученые утверждают, что это признак "огнепоклонения”, то другие считают это признаком жертвоприношения коня покойного.
По мнению археолога М.К. Кадырбаева, в тасмолинской культуре выделяются три этапа. Первый этил охватывает VII—VI вв. до н. э. На этом этапе покойников хоронили вместе с лошадью. На втором этапе, V III вв. до н. э., традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обычай захоронения лошадей. На третьем этапе , III — 1вв. до н. э., сохраняются прежнее устройство и форма курганов, однако тела покойников располагались головой на юг. Найдены набор керамической посуды шаровидной формы с уплощенным дном, образцы алебастровых курильниц — все это близко к обряду погребения сарматских племен. Такое явление некоторые исследователи связывают с возможным передвижением сарматских племен Южного Приуралья и Западного Казахстана не только в Среднюю Азию, но и на территорию Центрального Казахстана. Исследованные памятники эпохи железа — преимущественно могильники и курганы.
? Вопросы и задания
1. Дайте характеристику эпохи железа.
*2. Назовите имена древнегреческих и персидских ученых, философов, оставивших ценные сведения о саках.
3. Какие сведения о саках содержат китайские письменные источники?
4. Какое значение имеют труды Анахарсиса для изучения истории саков?
5. Какие открытия эпохи железа сделаны в последнее время?
6. Что вы знаете об исследовании памятников эпохи железа на территории Казахстана?
Как использование металлов изменила жизнь древних людей на территории Казахстана
:С началом использования железных орудий резко повысилась производительность труда. Это было связано с тем, что железные изделия по сравнению с каменными и бронзовыми намного прочнее, долговечнее и эффективнее в применении. То есть с началом использования железных орудий резко повысилась производительность труда.
В начале 1-го тысячелетия до н.э. в Казахстане в жизни древних людей произошли значительные изменения. В этот период населявшие территорию Казахстана люди достигли значительного развития кочевого скотоводства и стали широко использовать железо. К VIII веку до н.э. многие племена, населявшие Казахстан, открыли и широко использовали железо.
В истории нашей страны эпоха железа включает в себя период с VIII в. до н.э. до V в. н.э.
В эпоху железа произошло дальнейшее развитие родовых отношений. Рост населения, дальние перекочевки со скотом, необходимость защищать свои территории от врагов привели к тому, что родоплеменные отношения стали еще теснее. Роды начали объединяться в племена, а племена – в племенные союзы. Среди них были племенные союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.
БЕГАЗЫ-ДАНДЫБАЕВСКАЯ КУЛЬТУРА (XII-VIII вв. до н.э)
Названа она так по погребениям, найденным археологами в местностях Бегазы и Дандыбай в Центральном Казахстане.
Культура развивалась на основе кочевого образа жизни.
Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания.
Большинство погребений бегазы - дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обкладывали каменными валунами.
- Курган - надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусферической или конической формы.
Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались в основном игольчатыми и волнистыми узорами.
В эпоху бронзы на территории Казахстана на смену Андроновской культуре пришла кочевая Бегазы-Дандыбаевская культура.
Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 г. под руководством видного казахского ученого энциклопедиста Алькея Хакановича Маргулана.
Хозяйство и быт
Около 3 тысяч лет назад на территории Казахстана произошли изменения климатических условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной лето коротким и жарким.
В связи с суровым климатом на территории Казахстана люди стали держать скот, способный к дальним передвижениям и тебеневке (добыванию из под снеге корм) лошадей и овец.
Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству.
С переходом к кочевому скотовода увеличилось число лошадей и овец.
* При полукочевом скотоводстве женщины и дети жили в поселении, занимались земледелием, а мужчины и подростки следовали за скотом на пастбище. Осенью они возвращались.
Увеличение поголовья скота - овец и лошадей привело к переходу от пастушеского скотоводства к кочевову скотоводству.
В X - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.
В Казахстане верблюд был приручен эпоху в эпоху бронзы, т.е. во 2 тысячелетии до н.э Об этом свидетельствуют найденные кости этих животных в Центральном и Западном Казахстане.
Поселения эпохи бронзы располагались по берегам рек и озер. Состояли из 5-10, иногда 20 жилищ. Площадь состояла 100 400 кв. метров.
Жилища можно разделить на: полуземлянки и дома.
Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям, обложенных камнем. Мясо и молочные продукты хранили в ямах вырытых в земле.
К концу эпохи бронзы широко стали использоваться медные и бронзовые серпы, которые были найдены в:
Бронзовая коса была найдена в Чаглинке (Шагалалы), в Кокшетауском регионе;
Занимались не только пастушеством, но и мотыжным земледелием;
Дополнительным способом добычи пропитания у них была охота и рыболовство.
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО В ЭПОХУ БРОНЗЫ
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Племена эпохи бронзы, населявшие территорию Казахстана, жили в условиях родоплеменных отношений.
В эпоху бронзы на смену родовой коллективной собственности пришла частная собственность.
В эпоху бронзы начинается распад родовой общины и появляется имущественное неравенство.
В обществе начали появляться богатые и зажиточные семья. О чем свидетельствует археологические раскопки (захоронение боевых колесниц, украшений, металлических изделий, животных, конского снаряжения), начали появляться курганы, где хоронили одного умершего. Кочевники имели в частной собственности скот, на землю же распространялась общинная, родовая собственность.
Люди эпохи бронзы хранили некоторые вещи покойника вместе с ним, потому что, верили в то, что человек продолжает свою земную жизнь в загробном мире.
Эпоха бронзы стала временем становления религии с особыми служителями культа - жрецами. Они были хранителями древних традиций и знаний.
Ювелирное искусство
Люди, жившие в эпоху бронзы, оставили после себя богатое культурное наследие в виде множества ювелирных изделий (перстни, кольца, браслеты, бусы, серьги и т.п.)
Из золотых украшений встречаются только серьги из золотых пластинок.
Андроновцы нанизывали клыки различных зверей на нить и получались ожерелья.
Особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием являются ювелирные изделия.
На территории Казахстана ювелирное искусство зародилось во II тыс. до н.э. (XVI-XIV вв. до н.э.)
Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески.
В раннем периоде андроновской культуры было распространена кремация трупа (трупосожжение).
В период средней и поздней бронзы умершего хоронили в скорченном положении на левом или правом боку, головой на запад или юго-запад. Андроновцы поклонялись солнцу и огню. В эпоху бронзы люди, чтобы очиститься от зла, от плохого, поклонялись огню. Священным местом в жилище андроновцев считался - очаг. Солнцеголовое божество андроновцев - митра.
Местом обитания богов андроновцы считали небо.
Наскальные рисунки (петроглифы) андроновцев сохранились в местностях Тамгалы, Жасыбай, Хантау.
Огромное количество наскальных рисунков (петроглифов) эпохи бронзы обнаружено в Алматинской области в урочище Тамгалы.
Среди наскальных изображений (петроглифов) широко распространены рисунки двухколесных колесниц.
На наскальных рисунках Каратау в Жамбылской области много изображений колесниц.
По представлению андроновцев, все боги разъезжали по небу на конных колесницах.
В курганах бегазы - дандыбаевской культуры найдены богатые погребения с захоронением боевых колесниц.
ВВЕДЕНИЕ В ЭПОХУ ЖЕЛЕЗА
КАЗАХСТАН В ЭПОХУ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА.
ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
ВВЕДЕНИЕ
В истории человечества железный век занимает особое место. С началом использования железных орудий повысилась производительность труда. Железный век начался в VIII в. до н.э. и продлился до V в. н.э.
Железный век делится на два периода:
Ранний железный век (VIII-III вв. до н.э.)
Поздний железный век (III в. до н.э. - V в. н.э.)
В начале 1-го тысячелетия до н.э. в Казахстане в жизни древних людей произошли большие изменения: было достигнуто значительное развитие кочевого скотоводства и широкое использование железа.
К VIII в. до н.э. племена, населявшие Казахстан, открыли и широко использовали железо.
Эпоха открытия и использования железа для племен, населявших Казахстан, началась в VIII—VI вв. до н.э.
Рост населения, дальние перекочевки со скотом, необходимость защищать свои территории от врагов привели к тому, что родоплеменные отношения стали еще теснее в эпоху железа.
В эпоху железа рода стали объединятся в племена, а племена - в племенные союзы. Среди них были племенные союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.
В эпоху позднего железа среднее течение долины Сырдарьи населяли кангюи.
В эпоху позднего железа Жетысу населяли уйсуны.
К раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.
На основе этих племенных союзов возникли государства на территории Казахстана.
Древнее производство железа
В древности железо получали примитивным способом - путем плавки руды с продувом в простейших печах.
Примитивный способ древнего производства железа - плавка продувом через меха.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
(МАКСИМУМ 15 баллов)
Задание№1 Ответьте на вопросы.
Какие изменения в хозяйственной деятельности произошли в период железного века? (3 балла)
Объясните значение термина «тебеневка» (1 балл)
Запишите животных, которые обладали свойством тебеневки? (3 балла)
Задание№2 Используя текст и рисунок, определите 3 фактора формирования кочевого скотоводства в Казахстане.
Образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания. Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине II тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Особенности природы Казахстана таковы, что большая его часть непригодна для выращивания винограда, хлопка, риса или зерна.
В этих условиях жители степи перешли к другому способу хозяйствования – кочевому скотоводству. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от поселения. Особенно это было важно, когда стали увеличиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал траву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые пастбища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.
Читайте также: