Милтон эриксон отдых у воды
Милтон Эриксон известен во всем мире как крупнейший специалист в области медицинского гипноза. Его по праву называют лучшим психотерапевтом XX века. Подход Милтона к измененному сознанию лег в основу эриксоновского гипноза. А его психотерапевтическая модель стала одной из фундаментальных основ нейролингвистики.
Милтон Эриксон родился 5 декабря 1901 года в штате Невада США. Мальчик был с некоторыми особенностями здоровья. С рождения ему было не доступно правильное цветоощущения, он не различал звуки и был не способен воспроизвести музыкальную мелодию.
Милтон был достаточно необычным ребенком — например, говорить он начал только в четыре года. Также в детстве проявились нарушения способности читать. Будучи школьником, нашел оригинальный способ нахождения слова в словаре, начиная с первой буквы и первого слова, за что получил кличку «Словарь».
В возрасте 17-ти лет перенес полиомиелит. В 1919 году Милтон был полностью парализован, и врачи поставили крест на его возможностях двигаться. Благодаря своему подходу, Эриксон добился чуть заметных сокращений мышц. Уже через год использовал костыли для передвижения. Как? То, что он большую часть времени проводил в постели, помогло ему сделать вывод о значении невербальных сигналов человека. Единственным его занятием было наблюдение за домочадцами. С каждым днем он все лучше понимал язык тела. Для того чтобы восстановить двигательную активность, Милтон начал применять технику «мускульной памяти». Он смотрел, как его младшая сестра учится ходить, и начал мысленно представлять, как сам управляет своим телом. Это помогло, и вскоре он стал двигать руками и говорить, потому что хотел во что бы то ни стало снова начать ходить.
Однажды Милтон решил, что его организму нужна встряска. Тогда он в одиночку "совершил" тысячемильную поездку на каноэ. Провизию он не запасал, ловил рыбу и собирал съедобные растения на берегах. С июня по сентябрь он путешествовал по озерам Мэдисона, несмотря на то, что сам не мог сдвинуть лодку с берега и приходилось принимать помощь местных жителей.
Его труд, в итоге, позволил разработать программу реабилитации, и он смог практически полноценно жить.
Милтон Эриксон, будучи еще студентом университета, наблюдал гипнотические опыты Кларка Л. Халла. Эти опыты произвели на него сильный мотивирующий эффект. Милтон практиковал опыты самостоятельно, и уже тогда начал гипнотизировать своих друзей, студентов. Во время летних каникул Эриксон практиковался на своих родителях. День за днем, постепенно, Милтон совершенствовал свое мастерство в гипнозе, принимал участие в многочисленных экспериментах и опытах. К экватору своей учебы в университет, в его практике насчитывалось уже несколько сотен людей, погруженных в транс. Эриксон демонстрировал действие гипноза студентам отделения психологии и персоналу больницы Ментоды.
После окончания интернатуры, Милтон прошел практику в больнице Колорадо. После этого он продолжил практику младшим психиатром в государственной больнице Род-Айленда. И через несколько месяцев его приняли в штат исследовательской службы при государственной больнице, там он быстро прошел по ступеням карьерной лестницы до главного психиатра. Это было в апреле 1931 года.
В 1935 году он переехал в штат Мичиган. Новая должность Милтона – директор Центра психологических исследований и тренингов при окружной больнице. Тот же год ему принес участие как член-корреспондент психиатрии в государственном медицинском колледже.
Именно в Мичигане Эриксон стал использовать гипноз также для профессионального обучения. Главный акцент при обучении студентов-медиков и психиатров своему гипнозу, доктор Эриксон ставил на умение наблюдать. Его фантастическая наблюдательность стала легендой. Физические особенности Милтона только усилили эту способность.
«Я стал обостренно воспринимать физические движения окружающих, люди, совершающие даже мелкие движении, много могут сообщить опытному наблюдателю. Я обнаружил, что могу определять хорошего пианиста не по звукам музыки, а по тому, как его пальцы прикасаются к клавишам». У него не было музыкального слуха, Эриксон видел истинную игру по движениям: уверенным, точным, нежным или сильным.
«Поведение человека отражается скорее в том, как он говорит, чем в том, что он говорит».
Милтон различал не все цвета. Пурпурный – цвет, который ему был не доступен. По этой причине он окружает себя пурпурным цветом –рубашки, пижама, он «наслаждается» ванной комнатой в пурпурном цвете.
В 1936 году Эриксон выпустил статью, описывающую результаты своего эксперимента. Смысл опыта в том, что бессознательно испытуемый выдает связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему.
В тот момент у Милтона родилась идея создания нового языка гипноза, в котором внушение проводится «лояльно», без «насилия», работая с бессознательным. Его слова:
«Мой голос может превратиться в звук, который ты захочешь услышать, в пение птиц, шум ветра, шорох листьев, гул водопада…»
Милтон постоянно практиковал состояние транса, которое назвали в его честь - «Эриксоновским гипнозом». Ученые всего мира ставят максимальную оценку его идеям и методам, которые занимают достойное место в современной психотерапии.
Его метод гипноза отличается от классического своей недирективностью: терапевт не даёт клиенту инструкций и указаний, а помогает ему войти в особое состояние — транс, когда человек бодрствует и может активно общаться с терапевтом. В более поверхностное состояние можно ввести практически любого человека (если он не страдает рядом заболеваний — поражениями ЦНС, психическими расстройствами и т. д.). В этом состоянии человек смещает фокус внимания из внешней среды «внутрь себя», концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время перестаёт воспринимать окружающую реальность. Внешне это выглядит так, будто он «находится не здесь»: взгляд обращён «внутрь себя», дыхание замедлено, тело расслаблено. Эриксон считал транс естественным состоянием человека, необходимым ему для обработки внутреннего опыта.
Милтон Эриксон говорил, что большая часть нашей жизни определяется бессознательным. Это значит, что весь опыт переживаний человека, накопленный до настоящего момента, влияет на его поведение, образ мыслей и чувства. Он также верил в способность людей изменяться, используя собственный накопленный опыт, о котором они даже не подозревали. По Эриксону, изменения бессознательного могут происходить, например, при получении нового и важного опыта, при обучении новому, при встрече с такими людьми, которые производят на вас сильное впечатление.
Одним из главных элементов терапии Эриксона были так называемые обучающие рассказы, которые он рассказывал своим пациентам, находящимся в состоянии транса. Это остроумные и содержащие важный смысл для пациента истории, часто это были истории из жизни самого Эриксона и его семьи, которые представляют собой прекрасные примеры искусства убеждения.
Часть 4. Виды трансаСогласно Милтону Эриксону, следует различать 3 вида транса.
1. Повседневный транс (обычная мечтательность, переход в сон и назад в бодрствование, автоматическое выполнение привычных действий и т. д.).
2. Углублённый транс (обычно называют гипнозом) — намеренное усиление и продление по времени естественного феномена — транса, осуществляемое обычно при помощи другого человека.
3. Сомнамбулический транс — глубокое трансовое состояние, при котором человек выглядит и ведёт себя как не находящийся в трансе.
Задача психотерапии, как говорил Эриксон – помочь человеку расширить границы своих возможностей.
Часть 5. «Людей, не поддающихся гипнозу, не существует»Во второй раз Эриксон перенес полиомиелит в 1952 году – это редчайший случай в медицинской практике. После того, как правая половина тела оказалась парализованной, уже через 12 месяцев Милтон совершал одно из своих сложнейших путешествий - по горам Аризоны, пешком!
Но состояние здоровья неугомонно ухудшалось год от года. Он переехал в Финикс, где занялся частной практикой в своем доме. Жена и его 8 детей также принимали участие в приеме пациентов.
Эриксону удавалось то, что и до, и после него считалось невозможным. Он избавлял от боли пациентов с последней стадией рака. К нему приходили люди, которым не помогли годы лечения – и он исцелял их зачастую всего за один сеанс.
Также Эриксон проводил большую дополнительную работу, жена помогала ему издавать «Американский журнал клинического гипноза». Элизабет Эриксон сама была соавтором многих его статей в издаваемом журнале. Познакомились они в университете, где Элизабет изучала психологию. Эриксон уже был женат и имел трех детей от первой жены. У Элизабет и Милтона Эриксона появилось пятеро общих детей, и в семейной жизни они были очень счастливы.
У Милтона была только местная практика, но многие приезжали из других концов страны: из Мехико, Нью-Йорка и Западного побережья. Из-за ухудшения здоровья, он сократил часы своих приемов, проводил большую часть времени в инвалидной коляске.
Милтон был настоящей знаменитостью, он опубликовал свыше ста трудов по множеству вопросов. Многие считают его, в первую очередь, гипнотерапевтом. Сам он вписал себя в телефонный справочник, как психиатра и семейного консультанта.
Часть 6. Приём «Тройная спираль»Интересы Эриксона не ограничивались возможностями гипноза. Его интересовала педагогика, коммуникации, психология. Известный английский антрополог Грегори Бейтсон приглашал его быть консультантом. Он снял фильм «Trance and Dance in Bali» и хотел, чтобы Эриксон дал оценку его работе. Бейтсон познакомил Эриксона с другими известными психиатрами. О работе Милтона была написана книга «Необычная терапия». Ее автором стал Джей Хейли, который был учеником Эриксона и впоследствии основал Институт семейной терапии в Вашингтоне. Эта книга принесла Милтону популярность. У него появились последователи и ученики. Он начал проводить обучающие семинары и тренинги и занимался этим всю свою жизнь.
Еще одной интересной техникой воздействия на человека является «Тройная спираль» Милтона Эриксона. Это техника гипноза, которая позволяет ввести человека в транс без его согласия. Сейчас она широко применяется в нейролингвистическом программировании. Для того чтобы воспользоваться этим методом, надо рассказать историю, состоящую из пяти частей. Самая главная – третья часть. В ней содержится внушение, которое должно остаться в подсознании человека. Нужно начать с первой истории, затем перейти ко второй, не закончив первой, а затем начать рассказывать третью историю, которую уже довести до конца. Потом сразу закончить вторую часть и напоследок завершить первую. Неважно, от чьего имени и о чем будут истории. Главное - вложить в третью часть тот посыл, который вы хотите донести до человека. Например, какой-то персонаж из третьей истории может сказать: «Все будет хорошо, верь мне». А может быть, кто-то прочитает эту фразу на плакате. Главное - чтобы в подсознании человека закрепилась мысль, что говорящему можно верить. Интересно, что в состоянии транса человек не запоминает содержания третьей истории. Также важно не использовать во фразах-внушениях отрицание.
Вот такой интересный метод изобрел Милтон Эриксон. Книги, которые он написал, содержат подробный рассказ об этом.
Часть 7. «Мой голос останется с вами»Милтон Эриксон выпустил несколько книг, одной из самых известных является «Мой голос останется с вами». Это сборник психотерапевтических историй. Хорошо известны и другие его труды: «Стратегия психотерапии», «Гипнотерапия и развитие самосознания личности», «Человек из Февраля. Гипнотерапия и развитие самосознания личности», написанная совместно с Э. Росси, а также «Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения».
Милтон Эриксон — доктор медицины, основатель и 1-й президент Американского Общества клинического гипноза, адъюнкт-профессор Университета Уэйна. Был членом Американской психиатрической ассоциации, Американской ассоциации психологии , Американской ассоциации психопатологии, был членом Американской ассоциации психиатров. С его именем связано основание Фонда обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза.
Он ушел из жизни 25 марта 1980 года. У Эриксона было 4 сына и 4 дочери. Но потомство – это еще не все, что он оставил на этой земле. Главное его богатство – это труды по психологии, психотерапии, коммуникации, педагогике, гипнотерапии. Благодаря его стараниям появилось нейролингвистическое программирование.
Эриксон был жизнелюбивым и радостным человеком. Благодаря этому он преодолевал свои трудности и помогал другим людям сделать то же самое. Для многих из них реальностью, а не фантазией стали слова, которые когда-то сказал Милтон Эриксон: «Мой голос может превратиться в звук, который ты захочешь услышать».
Избранное
Фишки
Аккаунт
Мы в соцсетях
-
© 2021 Last.fm Ltd. Все права защищены
Часть текста на этой странице предоставляется пользователями по условиям свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike License; могут действовать также другие условия.
Предстоящие события
У этого исполнителя пока нет предстоящих мероприятий.
Мы в соцсетях
-
© 2021 Last.fm Ltd. Все права защищены
Часть текста на этой странице предоставляется пользователями по условиям свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike License; могут действовать также другие условия.
Рупор
Милтон Эриксон Отдых у воды (ГИПНОЗ. )
Ну как песня, понравилась? Поделись с друзьями! (vk) (ok) (fb) (tw)
Фотографии
У тебя есть фотографии этого исполнителя? Добавить изображение
Перспективные композиции
Справка
Милтон Эриксон Отдых у воды. /Эриксоновский гипноз - медитация/
Ну как песня, понравилась? Поделись с друзьями! (vk) (ok) (fb) (tw)
Предстоящие события
У этого исполнителя пока нет предстоящих мероприятий.
Милтон эриксон отдых у воды
Чужой компьютер
Lyubasha Smirnova
перейти к странице
Lyubasha Smirnova запись закреплена
Екатерина Трофимова
Фотографии
У тебя есть фотографии этого исполнителя? Добавить изображение
Милтон эриксон отдых у воды
Чужой компьютер
вернуться к странице
ИПиКП запись закреплена
Милтон Эриксон — американский психиатр. Специализировался на медицинском гипнозе. Его подход к изменённым состояниям сознания лёг в основу направления, известного как эриксоновский гипноз.
На краткосрочной программе по эриксоновскому гипнозу и эриксоновской психотерапии будут рассмотрены следующие темы:
гипноз и самогипноз для женщин; гипноз и самогипноз для личного развития и самопомощи.
Милтон Эриксон
Похоже, нам известно об этом исполнителе не очень много. Поможешь?
- Добавить изображение
- Написать вики-статью
- Отметь тегом этого исполнителя
Ты что-нибудь знаешь про этого исполнителя? Написать вики-статью
Лучшие композиции
- Последние 7 дней
- Последние 30 дней
- Последние 90 дней
- За последние 180 дней
- Последние 365 дней
- Все время
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
Еще песни Милтон Эриксон
(бесконечная прокрутка)
Милтон Эриксон - Гипнотические реальности (клиентская сессия), ч.1
Милтон Эриксон - Гипнотические реальности (клиентская сессия), ч.2
Милтон Эриксон - Гипнотические реальности (клиентская сессия), ч.3
Милтон Эриксон - Девушка, которую легче всего совратить (Мой голос останется с Вами)
Предстоящие события
У этого исполнителя пока нет предстоящих мероприятий.
Милтон Эриксон
Похоже, нам известно об этом исполнителе не очень много. Поможешь?
- Добавить изображение
- Написать вики-статью
- Отметь тегом этого исполнителя
Ты что-нибудь знаешь про этого исполнителя? Написать вики-статью
Лучшие композиции
- Последние 7 дней
- Последние 30 дней
- Последние 90 дней
- За последние 180 дней
- Последние 365 дней
- Все время
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
- Загрузка
Предстоящие события
У этого исполнителя пока нет предстоящих мероприятий.
Рупор
Компания
Милтон эриксон отдых у воды
Мой голос останется с вами
1. Изменение Бессознательного
«Сид, ты не понимаешь того, что большая часть нашей жизни определяется бессознательным»). Когда Эриксон сказал мне это, я отреагировал так же, как большинство моих пациентов, когда я говорю им то же самое. Я почувствовал, что смысл его слов сводится к тому, что моя жизнь предопределена и что самое большее, на что я могу надеяться – это осознание раз и навсегда установленных шаблонов функционирования бессознательного. Позже, однако, я понял, что бессознательное не является таким уж неизменным. Весь опыт наших переживаний, накопленный до сегодняшнего дня, влияет на наше бессознательное точно так же, как и на сознание. Если я читаю что-нибудь вдохновляющее, то мое бессознательное меняется. Если я встречаюсь с человеком, который лично для меня очень важен мое бессознательное меняется. По сути дела, положительная ценность любой психотерапии очевидным образом основана на способности человека изменяться и в значительной мере под воздействием общения с другим человеком или группой.
Я считаю, что эти изменения происходят наиболее быстро и необратимо тогда, когда психотерапевт ставит себе целью повлиять на бессознательные стереотипы своего пациента, а это часто включает в себя работу с его ценностными ориентациями и системой отношений. Эриксон согласился с этой точкой зрения. К концу жизни он выработал очень эффективный способ достижения этой цели – свои обучающие семинары.
Во время нашей последней встречи он объяснил мне, как у него сложился этот подход.
Мне приходилось тратить слишком много времени на одного пациента. А я предпочел бы работать сразу с группой людей и учить их думать, правильно подходить к проблеме. Ко мне приходили десятки писем, в которых говорилось: «Вы полностью изменили мое общение с пациентами. Я принимаю много пациентов, но вижусь с ними меньше. Я стал принимать больше пациентов, но теперь могу уделить им меньше времени».
Я ответил вопросом: «А это является результатом того, что…?»
Мой респондент писал мне: «Они приходят сюда, и я рассказываю им истории. После чего они уходят домой и меняют способ своих действий».
Очевидно, что то, что «они приходят сюда и слушают, как я рассказываю им истории», предполагает ожидания и общение на разных уровнях. Например, каждый, кому довелось общаться с Эриксоном, хотел испытать на себе различные уровни гипнотического транса. Имея позитивные ожидания и находясь в состоянии транса, мы в наибольшей степени открыты для воздействия и понимания смысла Эриксоновских историй. Эриксон считал, что если слушатель «забывает» историю – просто не помнит ее – то эффект рассказа может быть даже сильнее.
«Рассказывая истории», Эриксон, конечно, следовал древней традиции. С незапамятных времен истории и притчи служили способом передачи культурных ценностей, этики и морали. Даже самую горькую пилюлю можно легко проглотить, если она покрыта сладкой оболочкой. Прямое моральное поучение можно отбросить, но руководство и наставления, облеченные в форму интересно рассказанной, интригующей и приятной истории, воспринимаются легко. С этой точки зрения истории Эриксона являются примером использования многих эффективных приемов устной передачи, таких как юмор и включение в рассказ интересной познавательной информации в виде малоизвестных фактов из области медицины, психологии и антропологии. Психотерапевтические внушения включены в истории, содержание которых далеко как от забот пациентов, так и от открытых целей терапевта.
Транс, согласно Эриксону, является тем состоянием, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Речь идет не о внушенном дремотном состоянии. Терапевт не «погружает» своих пациентов, они не теряют самоконтроля и ими не руководит воля другого человека. Фактически, транс – это естественное состояние, которое испытывал каждый. Самое знакомое состояние такого рода имеет место тогда, когда мы погружаемся в мечты; другие формы транса могут иметь место во время медитации, молитвы или когда мы выполняем однообразные физические упражнения, которые иногда называют «медитацией в движении». В таких случаях человек осознает, что внутренние состояния и ощущения воспринимаются более ярко, чем внешние стимулы, такие как звуки и движения, которым предается меньшее значение.
В трансах пациенты начинают часто интуитивно понимать смысл и значение сновидений, символов и других форм выражения бессознательного. В этом состоянии они больше способны на то, что Эриксон называл «бессознательным обучением», их меньше беспокоят собственные мысли и бытовые мелочи. Внушения гипнотерапевта воспринимаются менее критично, но все же если эти внушения идут вразрез с ценностными ориентациями пациента, то либо их усвоение будет частичным, либо они будут отвергнуты вовсе. Амнезия может сохраняться либо в течение всего транса, либо какую-то часть времени, но она ни в коем случае не является главной составляющей транса.
Помогая пациенту войти в транс, терапевт захватывает его внимание и направляет его внутрь, побуждая пациента к внутреннему поиску и к гипнотической реакции. Гипнотическая реакция, связанная как с потребностями и ожиданиями пациента, так и с направлением работы терапевта, возникает на основе имеющегося у пациента «большого опыта обучения». Для того, чтобы вызвать эту реакцию, терапевтические внушения могут быть косвенными, включенными в содержание обычной беседы или интересного рассказа. Несколько более специфические полезные приемы описаны в книге Эриксона и Эрнста Росой «Гипнотерапия».
Психотерапевт внимательно следит за едва уловимыми изменениями, отражающими уровень внимания пациента и его готовность реагировать. К этим изменениям относятся обеднение мимики, неподвижность взгляда, прекращение мигания глазами и почти полная неподвижность. Когда имеется эта совокупность признаков, то терапевт может быть уверен, что его пациент впал в состояние легкого транса. Он может тогда дать ему внушение или просто сказать что – ни будь вроде: «Вот оно. Оставайтесь в этом состоянии», зная, что пациент в это время скорее всего имеет дело с содержанием своего бессознательного.
Как видно на примере сказок, библейских притч и народных мифов, структура рассказов часто архитипична. И как народные мифы, многие рассказы включают в себя тему поиска. Выполнение заданий Эриксона могло и не предполагать героических подвигов, подобных плаванию за Золотым Руном, но субъективная драма и чувство внутреннего свершения отнюдь не становятся от этого меньше. Во многих его историях, особенно тех, в которых он рассказывает о своей семье, есть что-то специфически американское. Поэтому Эриксона и называли Американским народным героем. И все же удивительно, каким образом рассказ, даже если его слушать в гипнотическом трансе, может помочь пациенту или студенту, изучающему психологию. Результат воздействия во многом напоминает ту «ауру просветленности», с которой вы выходите из кинотеатра, посмотрев хороший фильм. В кино многие из нас испытывают измененные состояния сознания. Мы отождествляем себя с одним или несколькими персонажами и покидаем зал, испытав на себе воздействие «преображающего транса». Однако это чувство длится недолго – самое большее десять – пятнадцать минут. Напротив, люди, побывавшие у Эриксона, ловили себя на том, что возвращались к его рассказам через многие годы. Изменения, происшедшие в их поведении и системе отношений, были устойчивы.
Эриксон объяснял устойчивость этих изменений тем, что они происходили под воздействием «гипноза», который он определял как «пробуждение и использование способности к неосознаваемому научению». Если терапевт может, с помощью историй или без них, помочь пациенту войти в соприкосновение со своими собственными неиспользованными знаниями, то этот пациент скорее всего сможет включить эти забытые навыки в структуру своего поведения, которое может стать более конструктивным и укрепляющим его личность.
Компания
Фотографии
У тебя есть фотографии этого исполнителя? Добавить изображение
Аккаунт
Методичка Эриксоновский гипноз
Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на западе Соединенных Штатов Америки в 1901 году. Умер в 1980-м в г. Фениксе, штат Аризона.
К концу своей жизни Милтон Эриксон стал признанным во всем мире авторитетом в области гипноза и краткосрочной психотерапии. Идеи, методы, техники, созданные им, в настоящее время начинают доминировать в американской психотерапии.
Каковы же источники творчества и мудрости Эриксона?
2. Источники творчества. Эриксон, будучи, несомненно, человеком одаренным, вынужден был, кроме того, творить и изобретать в силу жестокой необходимости, поскольку по отношению к окружающему его миру находился в ином состоянии, нежели вы и я.
Эриксон от рождения был лишен цветоощущения – весь мир он видел в пурпурных оттенках; не различал звуки по их высоте, и воспроизвести даже самую простую мелодию было для него делом совершенно невозможным. Но и это еще не все. В детстве он страдал от дизлексии (нарушение процесса чтения). В 17 лет он перенес приступ полиомиелита и выздоровел полностью, благодаря единственно лишь разработанной им самим (!) программе реабилитации. И только после этого пошёл в школу, которую закончил экстерном. Затем учился в университете. В 51 год Эриксона снова настигла эта страшная болезнь, и на этот раз ему удалось выздороветь лишь частично: последние 10 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу. Его мучили постоянные боли, были парализованы часть языка и правая рука. И, тем не менее, это был гений психотерапии!
3. Реализуйте свои возможности. Вопреки этим всем ограничениям, а во многом и благодаря им, Эриксон поистине научился использовать возможности и реализовывать потенциальные способности, которыми обладает каждый из вас. Это действительно был гений в своей области человеческих знаний.
ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ СЕМИНАРА:
Я хочу научиться этой загадочной технологии.
А для чего?
Существуют много подходов к применению гипноза, например: психотерапевтический и педагогический. При психотерапевтическом подходе целью является коррекция нарушений и возвращение человека к нормальному функциональному состоянию. При педагогическом же подходе к гипнозу целью является реализация возможности выполнять какое-либо достаточно успешное действие еще эффективнее (например, улучшить спортивные результаты, или результаты вашей профессиональной деятельности).
Именно в этом заключается и моя цель как педагога.
Я использую гипноз для того, чтобы дать вам — мужчинам и женщинам — возможность выполнять свою работу более эффективно и с большей радостью. Мне хотелось бы думать, что благодаря своим 35-летним педагогическим навыкам преподавания в высшей школе, я смогу на этом семинаре создать условия, которые позволят вам получить разнообразный и многоуровневый, новый опыт. И помочь вам - стать более эффективными в вашей профессии. Настолько более эффективными, что это будут замечать окружающие.
Разрешите мне поделиться с вами своим пониманием различий, существующих между традиционным советским образованием и семинарами-тренингами, на которых вы присутствуете. Эти различия касаются как цели, так и метода
1. Цель: приобретение навыков понимания. Человеческая психика выполняет две функции. Например, некоторые из моих коллег-преподавателей высшей школы могут рассказать вам, как следует управлять большой организацией, или, как ставить диагноз, но сами не умеют этого делать.
С другой стороны, я знаю многих менеджеров, или врачей, которые не могли мне объяснить, как быть хорошим менеджером, или, как поставить диагноз, но умеют эффективно управлять большой организацией, или умеют блестяще ставить диагнозы.
В университетах мы часто стремимся к интеллектуальному, теоретическому пониманию. На практических семинарах, подобных этому — к развитию практических умений.
На этом семинаре я буду учить вас хорошо гипнотизировать, а не объяснять, что такое гипноз.
2. Метод: тренинги, разговоры. В традиционной ситуации обучения преподаватель стоит перед аудиторией и говорит, а студенты записывают. На тренинговых семинарах большое значение придается вовлечению студентов в различные виды деятельности, которые дадут им возможность приобрести новые навыки.
На этом семинаре мы будем выполнять много упражнений, направленных на развитие ваших способностей учиться.
ОБ ЭРИКСОНОВСКОМ ГИПНОЗЕ
1. Различие подходов. У нас в России традиционно существуют принципиально различные подходы к гипнозу и гипнотерапии.
Это классический гипноз (императивный гипноз) – когда гипнотизёр авторитарно управляет волей гипнотизируемого и всем гипнотическим процессом. Эта методика в СССР была чётко регламентирована законодательно.
И, эриксоновские трансы (при переводе с англоязычной литературы, ошибочно названные эриксоновским гипнозом). Здесь, в отличие от классического гипноза, клиент (пациент) полностью контролирует себя, а со стороны психолога (врача) создаются партнёрские отношения с чёткой обратной связью. Специалист всего лишь использует естественно возникающие состояния транса и направляет его в терапевтическое русло.
В советском и российском законодательстве это понятие (эриксоновские трансы) – полностью отсутствует. Мы же вынуждены придерживаться уже спонтанно сложившейся в России новой терминологии "эриксоновский "гипноз", "гипнотические" трансы". Так уж получилось, что термин “эриксоновские подходы в психотерапии” - находится вне юридического поля законодательства СССР.
2. Взаимодействие. Существуют два представления об индуцировании транса — авторитарное и индивидуальное. Некоторые считают, что за состояние транса отвечает гипнотизер. Управляя состоянием гипнотизируемого, гипнотизер вводит его в транс. В экспериментальных исследованиях, когда ученым нужно было создать для всех испытуемых одинаковые условия, за состояние транса отвечал сам испытуемый. Он должен был ввести себя в транс, используя определенные механические средства, например, фонограмму. Эриксон всегда придавал гораздо большее значение человеку, нежели любой технике. Для него транс — это нечто, в чем вы участвуете вместе с человеком, но никак не действие, которое вы производите с ним как с объектом. Отношения являются равноправными. Никто никем не управляет.
3. Естественно возникающие состояния транса. Транс — это не какое-то исключительное состояние, которого вы можете достичь лишь с помощью значительных усилий. По мере того, как вы будете приобретать умение распознавать внешние его признаки, вы начнете замечать, что люди в течение дня много раз входят в это состояние и выходят из него. Некоторые погружаются в транс ненадолго. Другие испытывают очень легкий транс, третьи предпочитают более глубокий. Кажется, что человек интуитивно знает, какие глубина и длительность транса нужны и полезны именно ему. И даже сейчас, когда я говорю это, некоторые из вас начинают входить в транс того уровня, который нужен вам здесь и в этот момент.
Одним из достижений Милтона Эриксона было то, что он оценил транс как широко распространенное, часто встречающееся явление (поездка на машине или автобусе, стояние в очереди, слушание лекции, ожидание встречи) и начал использовать эти естественно возникающие состояния в своей работе.
4. Потребность в состоянии транса. Вы все, вероятно, слышали о последствиях лишения сна. А если нет, то почти любой студент может рассказать вам об этом. Последствия недостатка пищи, воды, кислорода, витаминов, физических движений тоже всем понятны.
Менее понятна потребность в состоянии транса. Именно в трансе наше подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию и восстановление психики, в которой мы нуждаемся, чтобы приспособиться к столь быстро меняющейся в наше время действительности.
Печально, что в нашем индустриальном мире мы утеряли многие ритуалы более примитивных цивилизаций — церемонии с пением, танцами и мифологическими действиями, в результате которых у людей наступало состояние транса.
Вновь обретая способность входить в состояние транса, мы становимся достаточно гибкими для того, чтобы глубоко измениться и тем самым приспособиться к жизни, проложить свой путь через переходное состояние к новому состоянию.
5. Волшебство воздействия образов. Милтона Эриксона часто просили объяснить, что такое гипноз, и тогда он обычно отвечал: "Гипноз — это передача образов".
Чтобы понять, что Эриксон имел в виду, можно вспомнить о том, какую власть имеет поэзия над человеческими душами. Поэзию человек понимает не только умом, но и переживает телом (соматически). Стихотворение может изменить самую суть нашей жизни. Можно было бы переформулировать ответ Эриксона так:
"Гипноз — это поэзия, это вдохновение". Я бы хотел, чтобы вы помнили об этом, пока мы будем продолжать нашу работу.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Условия наведения транса
- Асексуальная посадка по отношению к партнёру.
- Подстройка к дыханию партнёра.
- Снижение своего тембра голоса минимум на полтона.
- Подстройка по позе (тело, руки, ноги, голова, движения).
- Вариант – подстройка по фреймам.
УПРАЖНЕНИЕ 1: ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ФИЗИОЛОГИИ
"Нас тут много. Мы будем работать с изменениями. Поэтому важно, чтобы сначала мы поработали над простыми заданиями, прежде чем начнем делать что-то более значительное. "
Целью этого упражнения является сосредоточение внимания на присоединении к поведению другого человека. Это упражнение мы будем выполнять в группах из трех человек.
1. Участник упражнения № 1 — субъект — просто сидит в кресле. Он является моделью.
2. Участник № 2 сидит в другом кресле — напротив участника № 1 — и имитирует физиологию последнего.
3. Участник № 3 — "режиссер" и действует подобно кинорежиссеру. Он должен помогать участнику № 2 достигнуть совершенства в присоединении к участнику № 1. Обращайте внимание на все части тела: ноги, руки, голова, губы и т.д.
4. Когда режиссер удовлетворен тем, как участник № 2 присоединился к участнику № 1, он (режиссер) просит участника № 2 закрыть глаза. Пока глаза у участника № 2 закрыты, участник № 1должен изменить свою позу.
5. Участник № 2 открывает глаза и снова присоединяется к участнику № 1.
6. Весь этот цикл повторяется 4 раза с участником № 2. Затем происходит обмен ролями так, чтобы каждый из участников упражнения имел возможность четыре раза присоединиться к каждому из двух остальных участников.
Прежде чем мы начнем учиться гипнозу, нам надо понять, какое влияние оказывают на человека очень простые поэтические образы. Такое понимание позволит нам глубже почувствовать влияние слов на психику и на организм.
Ответьте мне сейчас, в каких конкретных ситуациях вы чувствуете себя удобно, безопасно и расслабленно:
отдыхая на пляже в теплый день
принимая теплую ванну
отдыхая в деревне на лугу
отдыхая в теплой постели, когда на улице дует сильный холодный ветер и т.д.
Примечание: не записывайте этого. Это может отвлечь ваше внимание.
СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА СЛОВ,
ОПИСЫВАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ РЕЛАКСАЦИИ
А сейчас скажите, пожалуйста, каковы слова, с помощью которых вы могли бы описать ваши чувства в этих ситуациях?
4.3. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДЫХАНИЮ
Упражнение 2
Для выполнения этого упражнения нужно разделиться на группы по 3 человека. Участник 1 слушает, участник 2 говорит, участник 3 является режиссером.
- Участник 1 сидит в специальной позе — обе ноги стоят на полу, не скрещиваясь, руки лежат на коленях.
- Участник 2 просит участника 1 составить список из шести слов, которые ассоциируются у него (у участника 1) с ситуацией спокойствия, безопасности, расслабления. Участник 2 должен запомнить эти слова.
- Участник 3 (режиссер) стоит за спиной участника 1 и начинает присоединятся к его дыханию, двигая ему в такт рукой.
- Участник 2 должен:
а) глубоко вздохнуть и на какой-то момент сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, затем почувствовать, как спина касается спинки стула.
б) затем участник 2 должен посмотреть на участника 1 и начать присоединяться к его дыханию.
в) после того, как присоединение произошло, участник 2 должен начать произносить на выдохе те слова, которые в начале упражнения ему предъявил участник 1.
г) участник 1 закрывает глаза, если чувствует себя при этом спокойно, чтобы лучше почувствовать и оценить влияние, которое эти слова оказывают на его ощущения.
д) участник 2 просто произносит на выдохе (медленно, слегка нараспев) слова из списка —сначала в предложенном порядке, а затем меняя их порядок.
- Через 5-6 минут участник 1 открывает глаза. Участники меняются ролями.
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ
5.1. ЭРИКСОН О ДВИЖЕНИИ ГЛАЗ
В первых упражнениях наше внимание было сосредоточено на внешнем поведении и использовании физиологии с целью присоединения к внутреннему состоянию другого человека. Но возможно и необходимо также непосредственное присоединение к внутренним процессам, протекающим в психике другого человека. По Эриксону существует связь между движениями глаз и способами мышления, которые человек использует для решения данной задачи.
СХЕМА ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ
Глазные сигналы доступа к бессознательному (ГСД) /gsd
5.2. Упражнение 3: присоединение к движениям глаз
В процессе беседы используйте предикаты той модальности, в которых в этот момент находится партнёр.
Справка
Фишки
Избранное
ОБРАЗЫ ДОСТИЖЕНИЙ
1. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ГИПНОЗА
1.1. ЧЕТЫРЕХШАГОВАЯ МОДЕЛЬ
Простая модель наведения транса / использования транса, с которой мы будем сегодня экспериментировать, состоит из четырех шагов:
1. Постановка целей.
2. Наведение транса.
3. Использование транса.
4. Выход из транса.
Сегодня мы будем работать именно с этой моделью.
1.2. ПРИЗНАКИ ТРАНСА
Какие наблюдаемые физиологические изменения позволяют нам утверждать, что человек расслаблен и его внимание обращено внутрь? Что вы видели, наблюдая за людьми, находившимися в состоянии расслабления в предыдущем упражнении?
Замедление мигательных движений
Замедление глотательных движений
Поза становится неподвижной
Дыхание замедляется, становится брюшным и более ритмичным
Снижается частота пульса. Снижается частота сердечных сокращений
Расслабляются мышцы лица, лицо разглаживается, в особенности щеки, лоб, губы
Снижается реакция на внешние шумы
Меняется цвет лица (побледнение соответствует диссоциированному состоянию,
Запаздывающие моторные реакции
Появление спонтанных идеомоторных реакций — таких, как подрагивание рук, дрожание век, вздрагивание.
Трансовые состояния с позиции коммуникации
Транс – это состояние , при котором открывается коммуникация между сознанием и структурами бессознательного.
Транс – это процесс коммуникации с уровнями бессознательного.
Трансы могут быть:
А) при выключенном сознании (например, классический гипноз)
Б) при включённом сознании (например, эриксоновский гипноз)
Глубина транса – это коммуникация с различными уровнями и структурами бессознательного.
Еще песни Милтон Эриксон
(бесконечная прокрутка)
Милтон Эриксон - Гипнотические реальности (клиентская сессия), ч.1
Милтон Эриксон - Гипнотические реальности (клиентская сессия), ч.2
Милтон Эриксон - Гипнотические реальности (клиентская сессия), ч.3
Милтон Эриксон - Девушка, которую легче всего совратить (Мой голос останется с Вами)
Фотографии
У тебя есть фотографии этого исполнителя? Добавить изображение
Перспективные композиции
Читайте также: