Миграция немцев в сша
Американцы немецкого происхождения (нем. Deutschamerikaner ) - граждане США немецкого происхождения; они образуют самую большую группу этнического происхождения в Соединенных Штатах, составляя 17% населения США. Первые значительные числа прибыли в 1680-е годы в Нью-Йорк и Пенсильванию . С тех пор в Соединенные Штаты прибыло около восьми миллионов немецких иммигрантов. Иммиграция продолжалась в значительном количестве в 19 веке; наибольшее количество прибывших переместилось в 1840–1900 гг., когда немцы сформировали самую большую группу иммигрантов, прибывших в США, по численности превосходившую ирландцев и англичан . Некоторые прибыли сюда в поисках религиозной или политической свободы, другие - ради экономических возможностей, больших, чем в Европе, а третьи - за шансом начать все заново в Новом Свете . В Калифорнии и Пенсильвании проживает самое большое население немецкого происхождения: только в этих двух штатах проживает более шести миллионов американцев немецкого происхождения. Более 50 миллионов человек в Соединенных Штатах считают немецкую родословную своей; его часто смешивают с представителями других народов Северной Европы. В этот список также входят люди немецкого еврейского происхождения.
Американцы немецкого происхождения живут почти в каждом американском графстве, от Восточного побережья, куда первые немецкие поселенцы прибыли в 17 веке, до Западного побережья и во всех штатах между ними. Американцы немецкого происхождения и те немцы, которые поселились в США, оказали влияние почти во всех областях, от науки до архитектуры, развлечений и коммерческой индустрии.
Колонисты из Германии в Нижнем Поволжье
После принятия Манифестов Екатерины II, нацеленных на освоение степей и малолюдных окраин, иностранцы стали прибывать в Российскую империю еще активнее. Им предложено заселять земли Оренбургской, Белгородской и Тобольской губерний, а также город в Астраханской губернии Саратов, который считался центром рыбного и соляного промыслов. С тех пор его торгово-хозяйственное значение начало возрастать еще больше.
Спустя год императрица создала особую канцелярию опекунства иностранцев, президентом которой назначен граф Орлов. Это помогло царскому правительству привлекать народ из разоренных войной германских княжеств не только за счет собственных агентов, но и при помощи «вызывателей» – уже обустроившихся в государстве немцев. Им были дарованы равные права, а также многочисленные привилегии и льготы.
Немецкие фермеры и землевладельцы
Весьма значительная часть немцев занималась в США сельским хозяйством. В большинстве случаев, эти люди и в Германии были земледельцами, а в Америке им удалось сразу или постепенно приобрести землю и стать фермерами. Селились они главным образом в западных, не совсем еще обжитых штатах и территориях — Охайо, Индиане, Иллинойсе, Мичигане, Висконсине, Айове, Миннесоте и др., где земли было больше и купить ее можно было дешевле.
Историки иммиграции сходятся на том, что в XIX в. немцы (как, впрочем, и другие фермеры-иммигранты, среди которых немецкие фермеры составляли большинство), как правило, не распахивали целину и не селились в совершенно диких местах. Они предпочитали скупать землю у американских пионеров и селиться на расчищенных последними участках, не стремясь, подобно американцам-скваттерам, уйти дальше на Запад, чтобы опять расчистить дикий участок и опять перепродать его подороже. Поэтому им приходилось платить за землю подчас и не государственную, а спекулятивную цену. Иные по нескольку лет батрачили, чтобы накопить денег на покупку земли.
«Эмигранты из Европы, — доносил в Россию из Вашингтона русский посол Стекль, — прибывающие сюда с небольшою суммою денег, приобретают земли в Западных Штатах от спекулянтов (за 3 или 4 доллара за акр) и обыкновенно остаются у них в долгу».
Обычно немецкие фермеры селились на земле прочно и постоянно, семьями. Семьи бывали многодетные. Хозяйство, даже большое, велось чаще всего без наемного труда, силами членов семьи. Эту черту немецких фермерских хозяйств, характерную для всего Северо-Запада, отмечал Маркс, когда писал Энгельсу про «население этих штатов, заключающее в себя довольно большую примесь свежего немецкого и английского элемента и состоящее в значительной мере из фермеров, которые сами обрабатывают свою землю». Когда батраков все же держали, они бывали обычно также немецкими иммигрантами.
Обосновываясь на своих постоянных участках, немецкие фермеры заводили многоотраслевое, интенсивное хозяйство. Они больше заботились о скоте, чем это было принято в Америке, вводили севообороты. Иные занимались огородничеством, садоводством, виноделием. Немецкие фермеры считались бережливыми, осторожными, трудолюбивыми. Эту репутацию их безудержно раздували впоследствии авторы немецко-националистического толка, стараясь доказать, что американское сельское хозяйство чуть ли не всем обязано немцам.
Часть американо-немецких фермеров не имела крестьянского прошлого. Переплыв океан, эти люди изменили род занятий и социальную принадлежность. Сельским хозяйством занялись в США богатые, да и небогатые горожане, профессиональные интеллигенты и т. д. За такими учеными крестьянами в Америке закрепилось название «латинских фермеров», т.е. фермеров, знающих латынь. Широкую известность в литературе получила зарисовка, данная Олмстедом, который встречал «латинских фермеров» в Техасе в 50-х годах.
«Вас приветствует фигура в длинной фланелевой рубахе и со свисающей бородой, цитирующая Тацита, с длинной трубкой в одной руке, с ножом мясника в другой: Мадонны на бревенчатых стенах; кофе в оловянных чашках на дрезденских блюдцах; сидят на бочках; слушают бетховенскую симфонию на рояле; книжный шкаф, наполненный наполовину классиками, наполовину сладким картофелем».
«Латинские фермеры» появились в США еще в 30-х годах. Одним из первых стал видный немецкий общественный деятель и публицист Фридрих Мюнх. К тому же поколению принадлежал «латинский фермер», которого повстречал русский путешественник Александр Лакиер, ездивший по Соединенным Штатам в 1857 г. Этот немец, политический изгнанник, музыкант по профессии, поселился в 1840 г. в Милуоки и открыл там лавку, но разорился, не выдержав конкуренции соседа — янки. Тогда он купил землю в том же штате Висконсин, хозяйство его сперва не ладилось, потом стало давать доход.
Целое поселение таких «латинских фермеров» существовало в Бельвиле (штат Иллинойс), где селились группы членов немецких студенческих союзов. Там жили и видные политические деятели, например руководитель баденского восстания 1849 г. Фридрих Геккер.
Эмиграция в США из Германии
Накануне гражданской войны немцы составляли крупнейшую после ирландцев группу иммигрантского населения США — 31,5%. Как говорилось выше, их жило там, по данным переписи 1860 г., 1 301 136 человек, или 4,1% всего населения страны. В переписи учтены, разумеется, только немецкие иммигранты первого поколения, причем не особенно точно. Людей переселявшихся из многочисленных немецких государств, да еще в значительной части через французские и английские порты, было особенно трудно учитывать. Вероятно, число иммигрантов-немцев было в действительности выше, чем по данным переписи.
Немцы в Техасе
На Юге США иммигранты селились мало; это распространялось, конечно, и на сельскохозяйственную иммиграцию. Интересное исключение составлял Техас. Попытки организовать там немецкие земледельческие поселения предпринимались еще в те годы, когда Техас был частью Мексики, и позднее, когда он считался независимым государством. Попытки эти неоднократно приводили к катастрофическим для колонистов результатам, но ядро немецких поселенцев все же в Техасе осталось. Оно обросло новыми иммигрантскими группами.
Основным источником для изучения техасских немцев накануне гражданской войны являются путевые записки Олмстеда, которого в поездке по Техасу сопровождал видный немецкий деятель Капп. По сведениям Олмстеда, к началу 1857 г. в Техасе жило 35 000 немцев, из которых около 25 000 населяют немецкие и полунемецкие округа Западного Техаса. Цифры эти вряд ли точны. На год раньше корреспондент «Нью-Йорк дейли трибюн» писал: «В Техасе — около 20 000 немцев». А позднейшие авторы приводят и иные цифры. Однако немецкое население бесспорно преобладало в Западном Техасе. Фермеры-немцы выращивали хлопок, как и их соседи, американские плантаторы, но им не ограничивались. Олмстед подчеркивает разнообразие культур на участках немцев. Они ввели в Техасе пшеницу, разводили скот. Близ Сан-Антонио они устроили огороды, получая немалую прибыль от продажи овощей и молока в городе.
Олмстед оставил подробное описание немецкого городка в западном Техасе — Ной-Браунфелса или Нью-Браунфелса. В этом «сельскохозяйственном» городке жило 2—3 тыс. человек, а вместе с округой, от которой его нельзя было отделить,— 3—5 тыс. Промышленности в Ной-Браунфелсе не было никакой, мастерские и лавки обслуживали потребности земледельческого населения: это были заведения плотников, кузнецов, сапожников, портных, мясников и т. д. Дома были небольшие, но прочные, с галереями или верандами, лучше большинства техасских домов.
«Половина людей, живущих теперь в Ной-Браунфелсе и его окрестностях, — писал Олмстед, — вероятно, сельскохозяйственные рабочие или фермеры, которые сами ходят за плугом. Большинство последних имеет, я думаю, не более десяти акров земли каждый».
Таким образом, и в Техасе значительную часть немецкого фермерства составляли мелкие землевладельцы. Но большое количество батраков свидетельствует о том, что более мощные хозяйства предъявляли довольно устойчивый спрос на рабочую силу. Батраки набирались большей частью из вновь прибывших немцев, которых, в частности, присылало в Техас немецкое общество Нового Орлеана. Впрочем, некоторые техасские немцы владели рабами, но немецкие рабовладельческие хозяйства составляли исключение и их было очень мало. По Олмстеду, на всем Юге имелось около 30 немцев-рабовладельцев: по данным техасского уроженца Тафта, выступавшего в Нью-Йорке в 1862 г., таких было в Техасе 12. Крупнейшим же коллективным немецким рабовладельцем в Техасе было «Общество защиты германских иммигрантов», купившее в 1845 г. 25 рабов.
В основном же немецкие фермы составляли разительное противоречие рабовладельческим плантациям. «Хлопок, возделываемый свободным трудом!» — радостно восклицал противник рабовладения Олмстед при виде полей немецких фермеров. Олмстед отмечал, что наличие в Западном Техасе не совместимого с рабством иностранного элемента (немцев и мексиканцев) мешает рабовладельцам широко заселять этот край, и даже надеялся на то, что если приток немцев в Техас продлится, то Техас станет свободным штатом. Очевидно, техасские рабовладельцы придерживались того же мнения, потому что после мексиканской войны, когда Техас уже прочно «осел» в составе США, европейская иммиграция туда более не поощрялась и отношение к немцам со стороны влиятельных кругов белого населения стало плохим. Маркс, указывая, что по условиям присоединения в 1845 г. огромный Техас можно разделить даже на 5 штатов, писал: «Однако рабовладельцы не считали возможным в 1845—1860 гг. разделить Техас, где большую роль играет немецкое население, хотя бы на два штата, чтобы не дать при этом во втором штате партии свободного труда преимущества по сравнению с партией рабовладения. В беседе с Олмстедом во время путешествия последнего по южным штатам один рабовладелец высказал опасение, как бы немцы Западного Техаса не отделились и не организовали свободный, т. е. запрещающий рабство, штат. Олмстед согласился, что такая возможность не исключена.
И в годы гражданской войны хозяйство техасских немцев служило живым аргументом против рабовладения. В 1862 г. «Нью-Йорк дейли трибюн» писала: «Хлопок, как и все прочее, можно дешевле выращивать свободным трудом, чем рабским. Так его выращивают немцы в Техасе». А упомянутый уже техасец Тафт заявил в своем докладе о ресурсах Техаса, что «в этом штате только двенадцать немецких рабовладельцев, однако немцы выращивают сахар и хлопок миллионами фунтов». Немецкие хозяйства демонстрировали тот факт, что труд фермера и наемного рабочего производительнее, чем труд раба. Уже по одному этому рабовладение как экономическая форма было им чуждо.
Возможно, такте же соображения руководили виргинским фермером Авербеком, когда он в 1859 г. запрашивал русское посольство, нельзя ли ему переселиться в Россию «Я уроженец Пруссии, — писал Авербек, — эмигрировал в эту страну 12 лет назад. Найдя очень трудным дать здесь детям хорошее образование и по иным причинам, я хотел бы попытать другую страну, если это можно сделать с некоторой выгодой».
Особняком среди немецкого фермерского населения Америки стояли так называемые пенсильванские немцы. Потомки немцев, поселившихся еще в колониальной Америке, исконные фермеры, они жили обособленно как от окружающего американского населения, так и от соплеменников, вселившихся в XIX в.
Массовая эмиграция в середине XIX века
Массовая эмиграция стала возможной в середине XIX в. благодаря появлению железных дорог. По железнодорожным линиям Германии и Франции шли особые эмигрантские поезда, перевозившие пассажиров в порты отплытия за особо низкую плату и с особо малыми удобствами. При этом французские поезда везли в Гавр главным образом немецких эмигрантов — из западных областей Германии. В Гавр прибывали суда с американским хлопком, который шел на хлопчатобумажные фабрики Эльзаса. Обратным рейсом эти суда забирали эмигрантов и доставляли их в Новый Орлеан. В Гавре скоплялись такие массы немецких эмигрантов, что он выглядел скорее немецким, чем французским городом. Превращение эмигрантов в массовый груз было очень прибыльным делом. Корреспондент «Нью-Йорк дейли трибюн» сообщал в 1852 г., что в Техасе ожидают прибытия 13 судов с переселенцами из Германии, и ликовал по поводу приезда «приличных эмигрантов», а также по поводу того, что хлопок можно будет обратным рейсом вывезти дешевле.
Главным германским эмиграционным портом стал Бремен. Туда ввозили американский табак, который перерабатывался на месте и затем развозился по всей стране. Судовладельцы нуждались в прибыльном обратном грузе, и торговцы табаком, странствуя по Германии, вербовали эмигрантов, преимущественно из северных областей, на обратный рейс до Балтимора. Другой крупный немецкий порт, Гамбург, не имел прочных торговых связей с Америкой, и поэтому оттуда эмигранты чаще всего переправлялись в английские порты. «Нью-Йорк дейли трибюн» отмечала, что большинство — 70 с лишним тысяч немцев, прибывших за 1851 г. в Нью-Йорк, отплыло из Гавра, Бремена, Антверпена и Гамбурга, многие из Лондона и Ливерпуля.
К переезду в Америку побуждали многих письма осевших там родственников и соседей, книги об Америке, написанные немецкими авторами. Непосредственно вербовали эмигрантов американские организации. Национальное общество немецкой эмиграции, помогавшее прибывшим Америку немцам, имело отделения в Германии. Даже американское общество по распространению религиозных брошюр послало в Бремен своего представителя с двойной целью — раздавать брошюры и информировать эмигрантов.
Социальный состав немецкой иммиграции
Немецкая иммигрантская группа в ОША отличалась от ирландской разнообразием социального состава. Немцы влились почти во все классы американского общества и в каждом составили значительную и заметную прослойку. По преимуществу они продолжали прежние занятия.
Как Америка стала немецкой
Хотя изначально колонистами в нынешних американских штатах были англичане, французы, голландцы и завезённые англичанами как дешёвая или бесплатная рабочая сила ирландцы, в период с 1840 до 1900 годов, а также во время существования нацистской Германии, в США шёл плотный приток немцев-иммигрантов (от Гитлера сбегали не только евреи). К началу двадцатого века они уже очень сильно изменили лицо страны.
Хотя на новом месте многие немецкие семьи быстро отказывались от родного языка, они оставались верны семейным конфессиям, таким, как лютеранство и католичество, не считая особых видов убеждения у меннонитов, предков амишей, прибывших в США ещё в семнадцатом-восемнадцатом веках. Кроме того, немецкие имена и особенности бытовой культуры и культуры организации бизнеса оставались поколениями. Несмотря на внешнюю ассимиляцию, к началу двадцатого века немецкий был вторым по распространённости языком больше, чем в половине американских штатов.
Первое поселение с преимущественно немецким населением появилось ещё в семнадцатом веке в штате Пенсильвания. Оно так и называлось – Джермантаун, немецкий городок. В целом немцы не придавали слишком много значения этническому однообразию в своих городках – фактически, население формировалось вокруг церквей той или иной конфессии. Понятно, что в городке, где самая древняя церковь – лютеранская, жили почти только немцы, зато в городках с католическими храмами немцы мешались с ирландцами, итальянцами и французами.
Уже в 1790 году, согласно переписи, немцы составляли 9% белого населения. Через сто лет это число увеличилось в два или три раза. В наше время до 20% американцев вообще имеют немецкое происхождение в двух-трёх поколениях или вовсе являются этническими немцами. В ряде штатов такие американцы составляют большинство жителей, обгоняя представителей любых других этносов: в Северной и Южной Дакотах, Висконсине, Небраске, Миннесоте, Айове, Монтане, Огайо, Вайоминге и Канзасе.
До Первой Мировой войны в США выходило множество книг и газет на немецком и практически во всех городах северных штатов можно было найти немецкую школу или несколько, которые не страдали от нехватки учеников. Есть даже легенда, что в какой-то момент встал вопрос о признании немецкого государственным языком США, но при голосовании не хватило одного голоса. Как всегда с настоящими легендами, это не совсем правда, но отражает тенденции своего времени.
Это немцы открывали первые детские сады в стране (в немецких землях Европы они уже приобрели популярность), привезли с собой обычай украшать ёлку на Рождество (как, кстати, и в Россию), сделали популярной уличной едой даксхунды и стейки по-гамбургски, которые теперь известны как хот-доги и гамбургеры (даже само название хот-догов отсылает к полному немецкому названию блюда – «собачьи сосиски»). Можно сказать, что американская культура это во многом немецкая культура.
Кто уезжал из Германии в США
Основной контингент немецких эмигрантов составляли разорявшиеся крестьяне, ремесленники, рабочие. В конце 40-х и в начале 50-х годов сельское хозяйство юго-западной Германии, откуда эмиграция в Америку имела уже двухвековую традицию, поразили неурожаи. Неурожаи были в Баварии и Бадене. В Вюртемберге случился неурожай винограда. Не уродился картофель. Все это обостряло до чрезвычайности нужду крестьянства, и без того обремененного долгами и непосильными платежами, ухудшало положение городских ремесленников и рабочих. Германское ремесло и мануфактуру давила конкуренция английских фабричных товаров, особенно тканей. Это лишало заработка и заставляло эмигрировать многих немецких квалифицированных рабочих и ремесленников. И действительно, в начале 50-х годов количество квалифицированных рабочих, эмигрировавших в Америку, увеличилось.
Однако большинство эмигрантов составляли крестьяне. В южной и западной Германии эмиграция принимала по временам массовый характер: целые деревни снимались с мест. Подобные вещи происходили и на севере: из Мекленбурга в 50-х годах массами выселялись крестьяне. Отмена личной крепостной зависимости облегчила крестьянскую эмиграцию; частичная отмена феодальных повинностей, притом за выкуп, стимулировала ее, так как выкупные платежи и тяжелая задолженность разоряли крестьян. Интенсивнее всего этот процесс происходил в юго-западной Германии, районе мелкого землевладения, откуда главным образом и шла крестьянская эмиграция. Однако в 50-х годах возросла эмиграция сельскохозяйственного населения из северной Германии — в результате капиталистического развития крупных поместий этой области.
В отличие от ирландских беженцев, немецкие крестьяне-эмигранты далеко не всегда бывали разорены. Они с большим или меньшим трудом распродавали свое хозяйство, не сулившее им в Германии выгод, и в Америку приезжали с некоторыми средствами, что давало им возможность сразу осесть на земле. Исследователи указывают, что германские эмигранты брали с собой в 1848—1854 гг. от 10 до 35 фунтов стерлингов на человека, т.е. очень немалые суммы. «Нью-Йорк дейли трибюн» сообщала: «Эмиграция из Германии в нашу страну сильно увеличивается. Капитаны судов, прибывших недавно в Нью-Йорк, утверждают, что все их пассажиры привезли деньги, звонкой монетой или векселями, от 250 до 400 долларов, каждый». Конечно, точность всех подобных выкладок весьма относительна, да и деньги распределялись очень неравномерно. Среди эмигрантов встречались богатые люди, захваченные по тем или иным причинам «модой» на эмиграцию. С другой стороны, многие не имели средств на выезд и выселялись за счет местных правительств, общин, благотворительности. Государство поощряло эмиграцию бедняков, как и в Ирландии и в Англии того времени, и вообще старалось путем эмиграции избавиться от нежелательных элементов. Американские газеты периода массовой немецкой иммиграции пестрят заметками об организованном вывозе из Германии преступников. «Записи эмигрантской полиции показывают особенно большое количество преступлений на германских судах, — писала «Нью-Йорк дейли трибюн». — На ограбление во время переезда в нашу страну чаще жалуются мэру немцы, чем уроженцы любой другой страны». Нью-йоркская комиссия по эмиграции жаловалась в государственный департамент на вызов германскими государствами в США преступников, и американским консулам в германских портах было предписано сообщать о подобных случаях департаменту. Консулам надлежало следить за вывозом не только преступников, но и нищих (paupers). В Цинциннати, — как сообщала «Нью-Йорк дейли трибюн», — «прибыло на одном и том же судне около 60 немецких пауперов. С родины в Новый Орлеан их отправило правительство, а власти Нового Орлеана переправили их в Цинциннати. Ни у кого из них нет ни гроша, многие безнадежно больны».
Американские власти и американские газеты, вероятно, раздували подобные случаи особенно в эти годы, отмеченные травлей иностранцев. Однако из Германии в США действительно попадало большое количество деклассированных, которых щедро выделяло общество, пропитанное феодальными пережитками и страдавшее от недостаточности развития капитализма. Отнюдь не всегда такие элементы эмигрировали с благословения правительства. В США бежали, например, дезертиры — солдаты и моряки — да и вообще люди, спасавшиеся от воинской повинности.
Велика была доля интеллигенции в германской эмиграции, относительно больше, чем в ирландской. Литераторы, журналисты, адвокаты, врачи, ученые, не находящие себе применения, недовольные общественной обстановкой, покидающие родину, — это тоже было характерно для отсталой и раздробленной Германии. Неудача революции 1848 г. вызвала эмиграцию среди революционной интеллигенции. Значительная часть этих беглецов осела в США и сыграла там крупную роль. От Преследований реакции бежали и многие рядовые участники революции, но об их судьбе известно гораздо меньше. От этих «нежелательных элементов» власти тоже пытались иногда избавиться знакомыми средствами. Пленным рядовым повстанцам 1849 г. баденское правительство, например, предложило выслать их в Америку за свой счет, но на это согласились немногие.
Создание первых колоний
Первая партия прибывших колонистов состояла всего из 20 человек. Среди них присутствовали специалисты по разведению тутовых деревьев и ремесленники, которые сразу отправились в Астрахань. Позже приехало еще порядка 200 немцев, заселивших местность по берегам Волги возле Саратова. А с 1764 г. они стали прибывать на территорию государства тысячами.
Прибывших расселяли поначалу в квартирах горожан, потом для них начали строить специальные казармы. Под первые 5 колоний были выделены земли в Сосновке, Добринке и Усть-Кулалинке. Через год основано еще 8 коронных колоний и первая вызывательская, которая стала резиденцией Жана Дебофа. В итоге за 10 лет было создано 105 колоний, где обитали 23 200 колонистов. Последней волной эмиграции из Пруссии считается заселение меннонитов в Самарском и Новоузенском уездах. В период с 1876 по 1913 годы в Россию эмигрировало около 100 тысяч человек.
В итоге из-за перенаселенности колонисты столкнулись с нехваткой земли – на одного мужчину приходилось всего по 7-8 десятин земли. По этой причине часть из них самовольно расселялись в сторону Ставропольской губернии и на Кавказ, где создавали «дочерние» колонии. Сотни семейств переселялись из Поволжья в Башкирию, Оренбургскую губернию, Сибирь и даже в Азию.
Как немцы создали современную Америку, руководят этой страной сегодня, и Почему никто не замечает этого
Отписаться можно в любой момент.Мало кто в России знает, что фамилия «Трамп» - немецкого происхождения. И таких фамилий в США не просто много. Немцы – одна из самых многочисленных этнических групп США и, наверное, самая скрытая. Каждый, кто любит голливудские фильмы, знает несколько актёров немецкого происхождения, но затруднится их назвать. Как же немцы стали невидимыми в Америке?
Не то, чтобы меньшинство
В США традиционно живёт много очень разных немцев: обычные протестантские семьи, традиционно сталкивающиеся с предубеждениями католические, знаменитые на весь мир амиши (у этой закрытой группы в том числе немецкое происхождение, и это заметно) и, конечно, атеисты.
Вот несколько имён, которые знает весь мир. Фамилия актёра Питера Динклейджа, звезды таких проектов, как «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» и «Игра престолов», имеет прямое отношение к тем самым немецким фон Динклаге, из которых вышел любовник Коко Шанель, нацист барон Ганс Гюнтер фон Динклаге. Конечно же, Питер пользуется англифицированной версией своей фамилии. Стоит уточнить, что сам актёр никакого отношения к нацистам не имеет. Кстати, женат он на театральном режиссёре Эрике Шмидт – и по имени легко догадаться, что она тоже немецкого происхождения.
Был немцем знаменитый Генри Хайнц, чьим именем названа компания, изготавливающая соусы. Немецкое происхождение по матери было у Уолта Диснея (и по-немецки его имя читается как «Вальтер») и по отцу – у миллионера Рокфеллера. Уильям Боинг (основатель компании по производству самолётов) первые годы своей жизни носил имя Вильгельм, потому что был наполовину немцем и наполовину австрийцем.
Немецкие предки, причём в пределах двух-трёх поколений, есть у многих богатейших людей США: у Билла Гейтса, Илона Маска, Стива Джобса, Ала Нойхарта (издание USA Today). Немцы также Эрик Шмидт (компания «Гугл») и Петер Тиль («ПейПал»). Множество американских президентов, что не афишировалось, имели немецкие корни.
Среди актёров немецкого происхождения можно назвать Кирстен Данст, Брюса Уиллиса, Леонардо ди Каприо, Сандру Баллок, Ким Бэсингер, Мэрил Стрип, Кларка Гейбла, Грейс Келли. И всё это – краткий список. Можно заметить, что немцы и люди немецкого происхождения составляют важную часть американской нации и культуры, во многом влияя на неё и, возможно, формируя. Каким образом они оказались невидимы?
Расселение немецких фермеров по другим штатам
Немцы селились и в окраинных, по тем временам еще пустынных районах. Айова, писал Лакиер, служит приманкою для трудолюбивого населения, особенно немцев-земледельцев, которые не могут нахвалиться здешними местами и отдают им предпочтение пред безлесным Иллинойсом и дальнею Миннесотою». Впрочем, селились и в Иллинойсе, и в Миннесоте. Тот же Лакиер, плывя на пароходе вверх по Миссисипи, встретил множество переселенцев. Они плыли «в нижнем этаже парохода», рядом с машинами и своим скотом. «Почти все были или немцы или ирландцы» и отправлялись в Айову и Миннесоту. Едут, отмечал Лакиер, преимущественно осенью. «Всякий рассчитывает, что после жатвы оберет больше денег». Видимо, переселенцы намеревались батрачить на уборке урожая и скопить денег на покупку земли, причем это относилось не только к ирландцам, но и к немцам.
Много немецких фермеров селилось в штате Миссури. Типичный поселок миссурийских немцев в середине 50-х годов описал немецкий путешественник Оскар Фальк: «Вступив в один из этих поселков, вы думаете, что находитесь в деревне в Германии. Архитектура зданий, разумеется, вследствие разницы в климате, немного иная, но домашняя утварь, семейные обычаи, способ и приемы пахоты, сева и жатвы — все напоминает Германию». В Миссури сложилось своеобразное положение. Это был рабовладельческий штат, и хотя рабов там жило всего около 100 тыс. на 1200 тыс. белого населения, хозяйства немецких фермеров, которые сами обрабатывали свою землю, были сучком в глазу рабовладельцев. Здесь коренились конфликты, разгоревшиеся в годы гражданской войны.
Таким образом, немецкое, прежде всего фермерское, население сыграло в решающий период накануне гражданской войны очень большую роль в экономическом развитии северо-западного района США. Этому району придавал большое значение Маркс. Говоря о «важном статистическом и экономическом факте» в жизни США, он писал: «Этим фактом было развитие Северо-Запада, гигантский прогресс, достигнутый его населением с 1850 до 1860 г., а также то новое и живительное влияние, которое неизбежно должно было оказать все это на судьбы Соединенных Штатов».
Иммиграция немцев в США
Немцы в заметных количествах селились на территории США еще с XVII в., и к гражданской войне значительная часть потомков ранних немецких колонистов ассимилировалась. Однако середина XIX в. дала небывалый до той поры рост немецкой иммиграции. Только за десятилетие 1851—1860 гг. в США вселилось 951 667 выходцев из Германии, преимущественно в первую половину этого десятилетия. Наивысший рост был достигнут в 1854 г., когда в страну приехало более 200 тыс. немцев. Таким образом, подавляющее большинство живших в США к началу гражданской войны немцев прибыло туда в предшествовавшие 10—15 лет.
Массовая немецкая иммиграция этого периода была частью огромной волны переселенцев, двигавшейся в те же годы из Европы в Америку, и вызывалась, в основном, причинами того же порядка. Людские массы выталкивались процессами капиталистического развития европейских стран. Для Германии, где эти процессы проходили замедленно и особенно уродливо, рост эмиграции был связан с периодом революции 1848 г. Брожение масс в предреволюционный период частично находило выход в эмиграции, а неудача революции, ее незавершенность усилили тенденцию к выселению.
Немцы в штате Висконсин
Главным центром немецкого фермерства в США стал штат Висконсин. Немцы заселили преимущественно северную и восточную лесистую часть Висконсина, по природе напоминавшую Германию. «Национальность иммигрантов, — писал Маркс, — также играла роль в их расселении. Люди из Норвегии и наших лесистых местностей выбирали суровую, северную, лесистую часть Висконсина, янки же оседали в той же области в прериях». Наряду с напоминавшими родину, милыми сердцу ландшафтами немецкие переселенцы находили в Висконсине почву, дававшую устойчивые урожаи и не требовавшую больших капиталовложений. Истерзанные безземельем в Германии, они дорожили этой землей больше, чем фермеры из коренных американцев.
Были и другие обстоятельства, привлекавшие иммигрантов в Висконсин. Штат еще не имел долгов, и поэтому налоги там были невелики. Он дешево распродавал землю из школьного фонда (это была часть государственных земель, выделенная законом на нужды народного образования) и для привлечения иммигрантов держал в Нью-Йорке уполномоченного, который рассылал газетные объявления и агитационные брошюры по восточным штатам и даже по Германии. Контору висконсинского уполномоченного Хертеля навещали больше всего немцы. В 1850 г. в Висконсине жило 38 тыс. немцев, а в 1860 — уже 124 тыс., 16% населения штата. Крупный американский историк Тернер назвал иммиграцию немцев в Висконсин «новым переселением народов».
В Висконсине иностранцу для натурализации требовался всего один год — меньший срок, чем в любом другом штате. Это было не только условием, но и следствием немецкой иммиграции, достигнутым борьбой висконсинских иммигрантов, прежде всего немецких. Немцы были численно наибольшей иммигрантской группой Висконсина и селились на землю плотно, зачастую землячествами. Это было характерно не только для Висконсина. В Мичигане, в окрестностях города Анн-Арбор, поселились в 1855 г., как свидетельствует немецкий путешественник Кол, 5-6 тыс. швабов, которые потянулись туда вслед за преуспевшими в Авн-Арборе земляками, штутгартскими немцами. Таких примеров было множество.
Современные поволжские немцы в России
Первая мировая война и новая политика правительства привели к массовому выселению немцев из Поволжья «в места компактного проживания». Около 60 тысяч депортированных поступило в Саратовскую и Самарскую губернии. В рамках антинемецкой кампании этим поселениям дали русские наименования, а жителям запретили публично разговаривать на родном языке. Их планировали выселить за пределы страны, однако этому помешала Февральская революция. С началом Великой Отечественной все-таки была проведена массовая депортация иностранного населения из Поволжья – исчезли сотни немецких поселений.
Возвращение немецких семейств в Россию началось в 1956 г. Поскольку действовал официальный запрет, переселение осуществлялось полулегально. Местные колхозно-совхозные руководители принимали чужеземцев в своих хозяйствах из-за нехватки рабочей силы. Широко распространенной стала подобная практика в Сталинградской области. После того как сняли запрет на возвращение иностранцев в районы прежнего обитания, их приток значительно усилился. Согласно переписи населения, на территории Волгоградской, Куйбышевской и Саратовской областей в 1989 г. насчитывалось около 45 тысяч немцев. Позже наблюдалась их миграция на родину, а также одновременная миграция из Казахстана и Азии в Поволжье.
В настоящий период в Поволжье создана целая структура районных и областных немецких национально-культурных автономий, которыми управляет Координационный совет, расположенный в Саратове. Действует также множество организаций: немецкие Центры культуры, Всегерманское объединение Heimat, Землячество немцев Поволжья и другие. Кроме того, функционируют католические и лютеранские общины, издаются немецкие журналы и газеты. Численность поволжских немцев составляет около 400 тысяч человек.
Поволжские немцы: Почему подданные Германии мигрировали в Россию, и как живётся их потомкам
Отписаться можно в любой момент.Упоминания о первых немцах на Руси датируются 1199 годом. Речь идет о «немецком дворе», где осели ремесленники, ученые, купцы, лекари и воины. Однако о церкви Святого Петра, которая являлась центром этого места, сообщали еще раньше. Как же появились на территории России германские подданные, и какая судьба была уготована их потомкам.
Многие жители Германии переселились в Российское государство уже во времена правления князей Ивана III и Василия III. А на территории Поволжья «служилые немцы» появились в период правления второго русского царя из династии Романовых – Алексея Тишайшего. Часть из них становились воеводами и занимали высокие должности на государственной службе.
Сложности немецких переселенцев
Что ждало немецких переселенцев после долгого, мучительного, рискованного переезда через океан? Опасности и невзгоды новой жизни начинались для них с первого же шага по американской земле. На берегу их подстерегала целая свора «раннеров», т.е. зазывал, которые брались доставлять эмигрантов на ночлег, на железную дорогу, на пароход, улаживать их денежные дела, доставать для них работу и т. д., и при этом самым беспощадным образом обманывали их. Это был широко разветвленный промысел, в котором участвовали хозяева гостиниц и постоялых дворов, фирмы-работодатели и даже капитаны океанских кораблей. В 1854 г. (год наивысшей немецкой иммиграции) газеты сообщали, что капитаны судов, привозящих немецких иммигрантов, входят в соглашения с зазывалами и не пускают пассажиров на берег, пока те не появятся.
То же бывало и у ирландцев и других национальностей, но немецкий раннерский промысел развился, быть может, более, потому что у немцев можно было больше поживиться. Кроме того, многие из них не задерживались в портах прибытия, а отправлялись дальше, и тут открывался простор для махинаций с билетами. У иммигрантов брали деньги на покупку билетов и ничего не давали взамен, брали гораздо больше положенного, похищали билеты, купленные в Европе у агентов американских железнодорожных компаний и т. д. Жульничество зазывал было настолько систематическим, что немецкое население Олбени, например, протестуя против обмана иммигрантов, особенно немцев, предлагало завести в портах добровольную немецкую полицию. Это казалось тем более уместным, что зазывалы терроризировали своих противников. На одного члена комиссии по эмиграции, который пытался устраивать иммигрантов организованным путем, который одновременно был и председателем немецкого благотворительного общества, неоднократно нападали зазывалы, и он вынужден был ходить с револьвером. Городской же полиции обычно на месте не оказывалось.
Ускоренная ассимиляция с населением, вероисповедание и обычаи
Российским немцам было разрешено беспрепятственное культурно-национальное развитие. Вскоре они основали на новых землях знаменитую Немецкую слободу. Их обеспечили не только собственным жильем, но и сельхозинвентарем. Многие семьи получали скот – по 2 лошади и корову.
Немцы быстро освоились в чужом краю. Больше половины из них являлись хлебопашцами, остальные владели 150 различными профессиями. Поэтому в первую очередь колонисты начали распашку выделенных им плодородных земель – выращивали овощи, увеличили посевы льна, овса, ржи, конопли, а главное – ввели картофель и белотурку. Остальные занимались рыбным промыслом и скотоводством. Постепенно была организована настоящая колонистская промышленность: открывались салотопенные заводы, развивались кожевенное производство, изготовление муки на водяных мельницах, создание шерстяной материи, маслобойная промышленность, обувное дело. Но для русского правительства самыми важными стали специалисты военного дела и образованные лекари. Интерес вызывали также мастера горного дела и инженеры.
Что касается духовной жизни – большинство колонистов были католиками, остальные склонялись к лютеранству, а то и вовсе предпочитали атеизм. Рождество отмечали только религиозные люди. В этот праздник у них заведено наряжать елку, читать Библию и дарить детям сладости за прочтение стишка. На Пасху, по традиции, в корзину ставили пасхального зайца, который якобы приносил подарки малышам. А в октябре немцы отмечали Праздник урожая. Среди примечательных особенностей немецкой кухни были клецки, колбасы, шницель, картофельное пюре, гусь с тушенной капустой. В качестве десерта зачастую делали штрудель и сладкие гренки.
И как Америка перестала быть немецкой
Поворот случился во время Первой Мировой войны. Поскольку США решила в неё вступить, популярной стала антинемецкая риторика. Многие немецкие семьи, сохранившие язык, пострадали от погромов и даже стали жертвой судов Линча. Немцы бросились англифицировать свои фамилии в документах. Немецкие газеты и школы оказались в большинстве своём закрыты из желания немецкого населения показать, что оно ничем не отличается от остальных американцев, а гамбургеры на некоторое время превратились в «сэндвичи свободы».
Естественно, при всей внешней англификации немцы не думали отказываться от своей религии, будь то лютеранство или католицизм, и практически не меняли быта и семейных обычаев. И всё же они начали уходить в тень. По окончанию войны процесс приостановился, но Вторая Мировая заставила немцев выбрать максимальную мимикрию. Несмотря на то, что официально предубеждений к белым социальным группам в США нет, на деле ирландцы, итальянцы и немцы традиционно очень сильно страдают от них, хотя об этом не слишком часто говорят.
Можно вспомнить, например, момент из популярного сериала «Теория Большого Взрыва», где начинающая актриса по имени Пенни жалуется на то, что ей не дали роль из-за слишком «центральноамериканской» внешности, а её собеседник уточняет – то есть немецкой. И, тем не менее, страной сейчас правит президент с немецкой фамилией и немецкого же происхождения.
Читайте также: