Миграция евреев из египта под предводительством моисея
Сыновья Иакова из зависти к своему младшему брату красавцу Иосифу, продали его в Египет, в рабство. Но, обладая даром прорицания, Иосиф добился при дворе египетского фараона высочайшего положения, став вторым лицом в государстве после фараона. По приглашению Иосифа его отец Иаков, а с ним и все ближние переселились в Египет. Когда Иаков умер, (ему было в то время 147 лет), тело его из Египта перевезли в Ханаан и похоронили. Оставшиеся в Египте евреи размножились. С Иаковом пришло семьдесят человек, а разрослись во множество родов, называемых коленами. К исходу их уже насчитывалось более миллиона. Израильтяне не смешивались с египтянами и стали слишком опасными для последних. Египетский фараон сказал: «Вот племя израильское размножается и может стать сильнее нас!» Чтобы не произошло этого, евреи были превращены в рабов. Израильтянами были построены для фараона два города Питом и Рамсес. Самыми тяжелыми годами еврейского рабства следует считать правление фараонов 19 династии Рамсесов Первого и Второго. Рабство не остановило размножения евреев. Тогда фараоном был отдан приказ: всех новорожденных мальчиков израильтян топить в реке. Случилось это, скорее всего в период правления в Египте фараона Менефта Первого, из династии гиксосов (кочевых племен), покоривших Египет. Действие приказа по отношению к евреям продолжалось и в годы правления других фараонов
Израильскому народу грозило полное исчезновение. У одного израильтянина из колена Левина по имени Амрама от жены по имени Илхаведы родился сын. В течение трех месяцев родители скрывали факт рождения сына, но, когда это стало уже невозможно, мать положила сына в корзину и спрятала ее на берегу Нила. Дочь фараона Аменхотепа III вышла к реке купаться, нашла корзину с ребенком, горько плачущим. Царевна пожалела его, не только сохранила ему жизнь, но и воспитала, как своего сына. Дали ему имя Моисей, что означает – «вынутый из реки». Когда Моисей вырос, потрясенный страданиями израильтян, он решил вывести их из рабства. К тому времени наступил четыреста тридцатый год пребывания евреев в египетском рабстве. И произошел исход евреев как мне кажется, во времена правления египетского фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). К фараону Аменхотепу IV для выполнения миссии освобождения евреев и явился Моисей в сопровождении брата Аарона. Моисей человек действий, он – косноязычен. Поэтому от его имени говорил тогда его брат Аарон, красноречие которого было неистощимым.. С помощью знамений, данных Богом Яхве, Моисею удалось получить согласие фараона на вывод израильтян из плена.
Описание того, как это происходило, можно найти в главах 1-10 Библии в том ее разделе, который так и называется – «Исход» В нём описан сорокалетний поход евреев по Синаю и многое, многое иное. Странным кажется, что в«Исходе» не указано имя египетского фараона, царствующего в то время.. А это далеко не мелочь в изложении такого важного исторического события для израильтян! Забыл ли имя царствующего фараона Моисей? Или оно ему было не известно? Ни то и не другое. Знал имя фараона Моисей отлично. Скорее всего, имя этого фараона было в то время у всех на слуху, и не только среди израильтян. Не могли обойти его и письменные источники Исчезновение имени Аменхотепа IV, принявшего новое имя – Эхнатон исчезло злонамеренно. Те, которые писали и переводили Библию, так же, как и египетские жрецы, здорово постарались, чтобы имя фараона, как и имена последующих царствующих особ, не попали в списки династий египетских фараонов.
Ну, словно их никогда и не было!
Описаны подробно действия Моисея, при встрече с фараоном
И так, повторюсь, фараон не желает отпускать евреев. Тогда пророк устрашает его явлениями, самого ужасающего характера: превращение вод Нила в кровь, появление несметного числа жаб, комаров, лягушек, песьих мух; поражение людей страшными болезнями кожи и, наконец, непроглядная египетская темень, в которую была погружена страна в течение трех дней. И ни слова о естественных природных условиях, ставших им причиной. Если следовать заключению американского ученого Д. Бенета, все это «казни египетские, вкладывается в последствия извержения вулкана Санторина и выброса им ядовитых химических соединений и огромной массы пепла, затмившей на много дней солнце. А свидетелями их были, как фараон, так и сам Моисей
Свидетелем событиям быть мог
Сам Моисей в истории библейской,
В Египет посылает его бог,
Чтобы из плена выводил народ
еврейский!
Знамениям его ход объяснений дан,
О тех событиях пусть люди позабыли…
Их создал извержением вулкан,
И Атлантиду он же сделал былью!
Болезни кожные, кровавая вода,
И гибель живности огромная,
И темень многих дней и прочая беда
И наводнение – не рук творение!
В «Исходе» подробно рассказано о знамении Бога перед лицом египетского фараона, творимые по просьбе Моисея богом Ягхве
Вот как об этом говориться:
… Явился к фараону Моисей,
Принял его египетский владыка,
Со свитой пышною своей,
И с чистым, просветленным ликом.
Пророк окинул твердым взглядом зал,
Стоит, на посох опираясь,
Не торопясь, спокойно он сказал:
« По божью замыслу я сообщить
стараюсь
Веленье бога моего:
Евреев отпусти, дай пищи на дорогу,
Так много у тебя имеется всего,
А я прошу от многого – немного»
…«Чем ты докажешь, что твой бог
Имеет власть какую-то над нами,
А не песок, не прах у моих ног?
Что властен над землей и небесами?» –
Сказал, пожав плечами фараон.
И посохом об пол ударил Моисей,
Жрецы увидели, увидел фараон:
Нет посоха, в руках пророка – змей!
…«Мои такое ж могут чародеи!
Ну, покажите! – крикнул он жрецам
И посохи жрецов вдруг превратились
в змеев,-
Не трудно это сделать, видел сам?»
Ударил посохом пророк, - раздался гул,
И распахнулись окна, двери,
И в хоре криков голос утонул –
«Ну, что, владыка, ты опять не веришь?
Но слишком был упрямым фараон.
И многими были знаменья Моисея:
То воду кровью в Ниле сделал он,
То саранчу, то песьих мух посеял!
И темень на Египет напустил,
Народ от ужаса кричит, стенает.
И фараон евреев отпустил,
И те пошли походом по Синаю.
Оставим на время фараона и продолжим историю исхода евреев их Египта, поскольку само движение было довольно непростым. Сорок лет водить кругом да около по Синаю можно было только при условии, что , евреи утратили полностью умственные способности
Так трудно приподнять прошедшего
пласты.
Тем более, понять деянья Бога,
По виду, кажутся, совсем они просты,
А тайн хранят в себе так много.
Пробить бы взором толщину веков,
Поступки бы понять далеких предков,
Свободной мыслью, даже без оков,
Ошибки допускаются нередко.
В мышлении простом, убогом
Я как-то разобрать пытался,
Как Моисей, ведомый Богом,
На лжи ни разу не попался?
Как заморочил головы людей,
Водя их сорок лет по кругу?
Ведь не лишен был памяти еврей,
А, может быть, передоверил другу?
Как шёл со всеми, пил и ел,
Не поделившись с ними тайной,
Что избран Богом? Не посмел
Ей вырваться из уст, пусть и
случайно.
Пророка дар возможно посчитать -
Особым даром, данным Моисею,
Как весь народ в узде держать,
Законов крепких не имея.
Из плена отпускал евреев фараон,
Не волею своей, знаменьем Бога,
Несли детей, вели с собою жен,
Из скарба кое-что, еды совсем
немного.
Колонну не охватишь взором,
Шестьсот три тысячи людей,
Из плена шедших, из позора,
Пророк ведёт их – Моисей.
Колонна растянулась, как змея,
Во множество рядов, но сохранив
порядок,
Где место знает каждая семья,
Путь предстоял, далёк, и далеко,
не сладок.
У каждого колена своё знамя,
Двенадцать по числу колен?
А позади пожара видно пламя,
Горели те, кто не покинул плен…
Обреченные на смерть израильтяне роптали, но шли за своим пророком. И ни один, исключая только близких Моисею людей, не дошли до земли «обетованной. Впрочем, и самому Моисею не суждено было ступить на неё ногой!
То ли в спешке уходили из египетского плена евреи, то ли так было изначально задумано так, но изначально от исхода были устранены все те, кто в силу своих физических способностей не способен был одолеть тяжелый и долгий путь. В пути постепенно избавлялись и от остального человеческого «балласта»… То, что это было сверх жестоко с современной точки зрения, то это – несомненно!
Беда, коль в теле у кого-то был
изъян,
Из тех, кто шёл за Моисеем.
Прошел осмотр израильтян,
Больному не дойти до Иудеи.
Изгнали их, они уходят прочь,
Дороги нет. Их некому вести,
Приходит день, сменяя ночь,
Иссушит солнце, поглотят пески.
В пустыне ветер жгучий жжёт,
Уходит жизнь с мочой и потом,
Шакал лишь мумию найдёт,
Коль ночью выйдет на охоту.
То там, то там белеют кости,
Потом их занесет песок,
Не ждёт живых пустыня в гости,
А путь здесь к смерти недалёк.
Событий тех минувших лет
Надёжно библия хранила,
Тех череду побед, а чаще бед…
Не сомневаюсь, всё так было.
Без чудес, творимых время от времени израильским вождём, ему бы не избежать взрыва страстей, вызванных страданиями.
Сами чудеса, происходящие с евреями во время движении по пустыне и до вступления в нее – сомнений у меня не вызывают. То было время чудес у всех народов, поскольку люди здорово сами в эти чудеса верили! Так сказать, всеобщее гипнотическое внушение
Не удивлял меня проход,
Проделанный ударом жезла,
Когда разверзлась толща вод,
Не испарилась, не исчезла,
По обе стороны колонны
Стоит стена воды морской,
Дельфины, рыбы изумленно
Кивают людям головой.
Прошли, и море улеглось,
Куда податься египтянам,
Им флот собрать не удалось,
Не бегать же по разным странам…
Не удивил терновый куст,
С горящим пламенем в средине,
Но навели меня на грусть
Заносы, бури в той пустыне.
Возможно, и не то бывает,
Каких не встретишь только бед.
Когда блуждает по Синаю
Народ за долгих сорок лет.
Моисей во истину совершил подвиг! Миссия Моисея была слишком сложна, поскольку круг забот не уменьшался, а всё время рос.
Удивляешься той сложной миссии служения народу своему, которую осуществлял пророк Моисей, да еще в условиях постоянного возникающего недоверия, когда возникали трудно преодолимые неприятности в пути, а их было не так уж мало…
Но, шутки в сторону, друзья,
Ведь на пути людей пустыня,
В ней сложит голову семья,
Потомкам, не оставив имя.
А агрессивность как сдержать,
В пустыне их, водя кругами?
Чем их кормить, как одевать,
Ночлег создать под небесами?
Пророк не фокусник, ни плут.
Но манна, выпавшая с неба,
Чтоб накормить голодный люд,
Похожая на комья снега.
Восходит солнце, манны нет,
Она, как снег, под солнцем тает,
Лишь остается черный след.
Впрок пищу ту не собирают…
Для всех знаменье – Моисей
Все делает по воле Бога!
Не ведомо лишь, сколько дней,
Идти придется без дороги.
Не в поле были, ни в саду,
А шли под солнышком в пустыне,
Где каждый день за два в аду,
А ночью выпадает иней.
В пути рождались, умирали.
Росло и превращалось в тлен,
И про Египет забывали,
Про рабство там и тяжкий плен.
И ропот слышал Моисей
А в них о пиве, чесноке и луке,
С тоскою вспоминал о них еврей,
В душе, упрятав свои муки.
Сколько требовалось сил пророку, чтобы выполнить задуманное? Ведь он не пребывал в рассвете сил тогда?
Пророк и падал, и вставал,
И снова вёл их по пустыне,
И красный диск не уставал
Поджаривать евреям спины.
И, если б не знаменья Бога,
Прилюдно, ясно, на глазах,
Уныние сразило б многих,
Бредущих в муках и слезах.
Как тяжек данный был обет,
Но вождь его не преступил,
Он вёл евреев сорок лет,
И, кажется, ему хватало сил.
Когда же на горе Сион
От Бога получал скрижали,
Евреи вдели как он
Устал, и ноги у него дрожали.
Скрытое должно было оставаться скрытым. Благодаря особенностям духа своего, скрытое от ума израильтян, так и не стало явью…
Так сложно втайне сохранить
Заветы и наказы Бога,
Как жажду детям утолить?
Как поддержать, хотя б немного?
Нет, право, все не объяснить
Одним талантом Моисея,
Не просто так за нос водить
Не одного, а всех евреев.
Неграмотных уму учить,
Учить по торе, по талмуду,
Как всех заставить Бога чтить,
Не подчиняясь, зову блуда?
Но, Моисей лишь человек,
И слабости ему не чужды,
Он доживет, как все, свой век,
Познав все тяготы и нужды.
Ведь только знал один Господь,
Когда придет конец исхода,
Как Моисей наземь падёт
В конце тяжелого похода!
Не позавидуешь плате за труды Моисеевы! Кого упрекать за это?
Конец пути. Там - Иордан,
Сады и винограда лозы,
Такой зарок был Богу дан,
И вождь не сдерживает слезы.
Из старческих катятся глаз,
Он мир уже сквозь сетку видит,
И ждет – раздастся Божий глас,
Пощады, правда, не предвидит.
Ведь небеса запрещены,
Господь не позовёт на небо,
У старца не было жены,
Подвластным чарам женским
не был.
У Бога свой расчет, расклад,
За все страдания пророка,
Ему не получить наград,
Хоть миссия была высока.
Ведь вёл народ из-под кнута,
Как сделаешь его Великим?
И роль раба совсем не та,
Не поведёшь на меч и пики!
Рабу поесть, рабу б поспать,
Его не сдвинуть с мертвой точки,
Рабов способен лишь рождать,
Будь то сыны и будь то дочки.
Израиль заселить рабами.
Из пепла, возродив страну?
Сегодня Бог шагает с нами,
Кто поведёт их на войну?
Искоренить в душе раба, -
Бедна и нерадива паства, -
Хоть власть над ними и дана,
Но как построить государство?
Уходит время, раб – уйдёт,
Ну, что сказать, к чему лукавить,
Когда всё новое придёт,
И будут строить, Бога славить!
Мучений сколько, сколько жизней,
Кто вышел с ним, тот не пришел,
Служил он Богу и отчизне,
В конце пути и смерть нашел.
Понять б величие пророка?
Ведь только силой, Богом данной,
Привел народ он свой к порогу
Земли ему обетованной.
Лежит она, как на ладони,
Там виноград, а там сады
И из реки пьют воду кони,
Везде – довольствия следы.
Народ привёл, в глазах темнеет.
На небо не взойти, нет права.
Над головою голубеет…
Слова пророка: «Богу слава!»
Ему не дано Богом права видеть землю «обетованную», так как он отступал от пастырского долга во все время пути. Дано право только раз взглянуть в строну Ханаана с высоты горы Нево.
Воды б испить из Иордана,
Так не дано, он тяжко грешен.
Евреев все держал в обмане,
Мир тяжек стал ему и пресен!
В две- три лопаты глубины,
Готова яма для пророка,
Деяния его отчетливо видны,
Они огромны, без порока.
Над ямой не воздвигнут свод,
Не возвышается гробница,
И не придет сюда народ,
Чтобы пророку поклониться.
А теперь вернемся к заключительному этапу повествования, почему фараон Аменхотеп IV сменил свое имя и какими были последствия его правления, если имя его было проклято египетскими жрецами бога Амона?
Отгадайте загадку:
Золотист он и усат, В ста карманах — Сто ребят. Показать ответ>>
Золото хозяин — на поле, Серебрян пастух — с поля. Показать ответ>>
Золотое решето Чёрных домиков полно. Сколько чёрненьких домков, Столько беленьких жильцов. Показать ответ>>
Исход евреев из Египта
История об исходе евреев из Египта под предводительством пророка Моисея известна практически каждому человеку, даже неверующему. В последнее время, с развитием археологии многие православные богословы ставят под сомнение некоторые элементы этой истории.
Так, например, завкафедрой библеистики Санкт-Петербургского университета Анатолий Алексеев в докладе «Археология и библейский текст» на богословской конференции Современная библеистика и предание Церкви, сомнения в том, что из Египта вышло 600 000 пеших мужчин.
При этом сам факт исхода евреев из Египта богослов не ставит под сомнение.
Библия описывает 42 остановки израильтян по пути из Египта в Ханаан
Моисей ходил по пустыне со своим народом 40 лет. В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея.
Все станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Чисел. Информацию о них можно также найти в книге Исход и во Второзаконии.
Исследователи, придерживающиеся документальной гипотезы, говорят о том, что первоначально список мест, посещенных при исходе евреев из Египта, не входил в оригинальный текст Пятикнижия, и он добавлен позже.
В любом случае евреи долгое время скитались по пустыне, пока добрались до территории Синайского полуострова. Бог помогал им в скитаниях, посылая в качестве пищи манну небесную.
Существуют примерные карты Пути Моисея, но по ним спорят исследователи.В наше время существуют разногласия между теологами и историками на тему, каким был путь Моисея из Египта в Ханаан. При этом все-таки существуют примерные карты исхода.
Кроме того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкуя текст Библии, пытаются реконструировать тот маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.
Почему Моисей водил евреев по пустыне целых 40 лет? Куда они так долго шли?
Бегство евреев из Египта – один из самых известных эпизодов Ветхого Завета. Порабощённый народ боролся с египтянами, а после победы беженцы скитались по бесплодной пустыне целых 40 лет! Куда держала путь многострадальная нация и почему путешествие длилось так долго?
Евреи против египтян
Согласно Библии, евреи проживали в Израиле изначально. Однако они покинули свою родину из-за голода и нашли приют в Египте.
Иосиф Прекрасный, один из родоначальников еврейских племен, стал советником фараона и женился на представительнице знатного египетского рода. Это стало залогом дружбы двух народов и переселенцы решили остаться у гостеприимных египтян на долгих 430 лет.
Через несколько поколений союзу пришел конец. Численность евреев росла быстрее, чем численность египтян. Хозяева региона забеспокоились, поработили своих гостей и приняли кровожадные законы, снизившие рост некогда дружественной нации.
Поход на родину
Конечно, евреям не нравилось отношение Египта к ним. Моисей заручился поддержкой Бога, навлёк на египтян 10 казней и вынудил фараона отпустить порабощенный народ. Это случилось примерно в 1400-ых годах до н.э.
Так началась 40-летняя история скитаний евреев по пустыне, наполненная невероятными чудесами, божественными явлениями и периодическими восстаниями уставших путешественников против Моисея. Евреи шли обратно в Израиль – землю обетованную, свою историческую родину.
Но почему они шли так долго? Расстояние от Египта до Израиля по прямой линии составляет 370 километров. Но даже если учесть отсутствие дорог, естественные преграды и возможные трудности в пути, то путешествие должно было занять несколько месяцев или лет. Но точно не долгие десятилетия!
Почему возвращение домой растянулось на 40 лет?
Существуют две точки зрения: ветхозаветная и теологическая. Первая рассказана в 14 главе Ветхого завета. Согласно ей, евреи навлекли на себя гнев Бога и пробыли в пустыне 40 лет вынужденно.
Беженцы достигли Израиля уже через полтора года. Однако выяснилось, что их родина уже была населена народом амореи. Чтобы вернуть себе землю обетованную, скитальцам нужно было сначала завоевать её. Однако они засомневались в успехе.
В отместку разгневанный Бог обрёк людей вернуться в пустыню, чтобы погибли все евреи старше 20 лет. Они были недостойны вернуться на родину, поскольку сомневались в божьей помощи.
Теологическая версия
С теологической точки зрения, Бог не наказывал евреев. Он ждал, когда среди избранного народа погибнут все, кто познал рабскую долю. В землю обетованную должны были войти только свободные люди. Именно такая нация может претендовать на свою родину.
Тем не менее, Бог не оставил скитальцев. Господь кормил избранный народ «Манной небесной». Божественная пища появлялась на земле каждое утро, кроме субботы. Поедая её, молодежь чувствовала вкус хлеба, старики – вкус меда, а дети – вкус масла.
Спустя 40 лет евреи вступили в бой с амореями и одержали победу, вернув себе свою землю.
Глава IV. Период Пребывания Евреев в Египте
Отцовское любящее сердце с нетерпением жаждало общения с любимым Иосифом, но вера Иакова была крепче отцовского чувства. Он не хотел без Божьего благословения покинуть ту землю, которую ему и его потомству дал Бог. После жертвоприношения ему явился Господь и сказал: «Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои» ( Быт. 46:3–4 ). Род Израиля в количестве семидесяти пяти человек двинулся в Египет и остановился в земле Гесем, у дельты Нила. Когда Иосифа уведомили о приезде отца, он помчался на колеснице навстречу и с плачем кинулся ему на шею. Взволнованный старец сказал Иосифу:
«Умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив» ( Быт. 46:30 ). Потом Иосиф повел отца и пятерых своих братьев во дворец и представил их фараону. В ответ на просьбу братьев фараон разрешил им поселиться в земле Гесем. Обращаясь к Иакову, он спросил: «Сколько лет жизни твоей?» – «Дней странствования моего сто тридцать лет, малы и несчастны дни жизни моей…», – ответил старец и благословил фараона ( Быт. 47:8–9 ).
Отгадайте загадку:
Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. Показать ответ>>
Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Все равно к себе притянет. Показать ответ>>
Встали цифры, как отряд, В дружный числовой свой ряд. Первой по порядку роль Нам сыграет цифра. Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Есть спина, а не лежит, Четыре ноги, а не ходит, Но всегда стоит И всем сидеть велит.
Случайный анекдот:
Летели гуси-лебеди. А навстречу им воробьи-страусы и соловьи-пингвины.
Знаете ли Вы?
Шоколад. Шоколад — не питательный продукт. Мы знаем, что в шоколаде много сахара, жира и калорий. Но мало кто знает, что в нем содержатся также витамины А, В1, В2, железо, кальций, калий и фосфор, причем в некоторых сортах шоколада больше, чем в яблоке, в стаканчике йогурта или в ломтике сыра, т.е. в продуктах, которые традиционно считаются полезными для здоровья.
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Жила-была в чаще одна девочка-сирота, у неё были только два котёнка, два щенка, три попугая, черепаха и хомяк с хомячкой, которая должна была родить 7 хомячков. Пошла девочка за кормом. Идёт она лесом, полем, лесом, полем, полем, лесом, лесом, полем. Пришла она к магазину, но кормов там никаких не было. Идёт дальше, лесом, лесом, полем, полем, лесом, полем, лесом, полем, лесом, полем, полем, лесом. И упала девочка в яму. Если она вылезет, умрёт папа. Если останется там, умрёт мама. Туннель копать нельзя. Что ей делать?
Случайный анекдот:
Бригада скорой помощи откачивает наркомана.
Он вроде бы оклемался, оглядывается вокруг, видит кого-то:
- О! Ты кто?
- Я твоя мама, сынок.
- Аааа. О! А ты кто?
- Я доктор.
- Аааа. О! А ты кто?
- Я тоже доктор.
- Аааа. Че, близнецы что ли?
Дата исхода евреев из Египта под вопросом
В наше время подвергается сомнению и датировка Великого Исхода. Дело в том, что в Библии дату исхода автор предания не указал. Это породило множество версий о том, когда Моисей вывел сынов Израилевых из Египта.
Большинство версий при этом охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э. Также события Исхода связывают с периодом правления египетского фараона Рамсеса ii, хотя достоверно неизвестно при каком фараоне Моисей отправился со своими соплеменниками в столь длительный поход.
Богословы предпринимали многочисленные попытки вывести год и время исхода из текста Библии. Для этого использовалась Третья Книга Царств, глава 6.
В ней указанно, что Соломон начал строит храм Господу в Иерусалиме в 480 году по исходу израильтян из Египта. Таким образом, делается вывод о том, что время исхода — 1446 год.
этот год у богословов считается годом исхода евреев из ЕгиптаЭтот подход критикуют, так как число 480 имеет символический смысл, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 — количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то эта датировка не подтвердится.
При этом стоит отметить, что часть современных исследователей и некоторые западные богословы вообще считают легенда о Великом исходе евреев из Египта придумана некоторыми иудейскими священниками в 5—4 веках до н. э.
Исосиф Флавий — это признанный авторитет в сфере истории еврейского народа. Он отождествляет народ Израиля с гиксосами, которые воевали с египтянами, были разбиты и попали в плен.
Что же касается современного взгляда на эту проблему, то существую разные датировки. Так Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место около 2100 года до н. э. Такой авторитет в сфере истории еврейского народа как Иосиф Флавий говорил о том, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 годами до н. э.
Положение евреев в Египте после смерти Иосифа
Шли годы; умерли Иосиф и его братья. Семья Иакова быстро размножалась и вскоре превратилась в целый народ, который назывался израильским, по имени патриарха Израиля, и еврейским, по имени патриарха Евера.
Этот народ, по числу двенадцати сыновей Иакова, разделился на двенадцать племен или колен. Все они жили в земле Гесем в шатрах и занимались скотоводством. Сначала израильтяне ревностно хранили веру своих отцов, но затем постепенно попадали под влияние египетских религий и становились идолопоклонниками. За отступление от веры в единого Бога – Бога Авраама, Исаака и Иакова Господь наказал еврейский народ тем, что они вскоре стали рабами египтян.
Это случилось следующим образом. Когда Иосиф достиг вершины политической власти, в то время Египтом правили фараоны гиксосы, т.е. семиты. Они силой захватили власть в Египте и стояли у власти примерно с 1720 по 1552 г. до н.э. Но вот в Египте поднялось национальное восстание против гиксосов – захватчиков. Гиксосы были изгнаны из Египта, и к власти вновь пришла династия египетских фараонов. Ненавидя гиксосов, египетский фараон всю свою ненависть излил на евреев, так как они находились в кровном родстве с гиксосами и в любое время могли перейти на сторону врагов Египта. Так, по крайней мере, думал сам фараон.
Видя, как быстро размножается это племя, он сказал своим чиновникам: «Вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]» ( Исх. 1:10 ).
В те времена фараон возводил в дельте Нила свою столицу Раамсес, а также Пифом, город зернохранилищ и военных складов. Безоружные израильтяне представляли собой богатый источник дешевой рабочей силы. По приказу фараона евреев толпами сгоняли на строительные площадки и заставляли месить глину и делать кирпичи. Так они трудились изо дня в день, от зари до зари, под нестерпимо палящими лучами солнца, а надсмотрщики подгоняли их палками.
Фараон, однако, обманулся в своих ожиданиях. Израильтяне, несмотря на жестокие притеснения, продолжали размножаться и в этих условиях. Тогда разгневанный владыка приказал еврейским повивальным бабкам умерщвлять при родах всех младенцев мужского пола. Но повивальные бабки не запятнали себя детоубийством, так как больше боялись Бога, нежели фараона. Фараон, однако, не отказался от своих жестоких планов и приказал палачам, чтобы они отбирали у матерей новорожденных мальчиков и бросали их в Нил. Земля Гесем была в трауре, повсюду слышались плач и стон. Со слезами покаяния вспомнили израильтяне Бога Авраама – и Господь услышал их. Для избавления евреев из египетского плена Господь избрал великого пророка и вождя Моисея.
Источник: Священная Библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). - [7-е изд.]. - Санкт-Петербург ; Владивосток: Изд.: Владивостокская епархия РПЦ, 2015. - 736 с. / Ч. 1. Ветхий Завет. 7-328 с. ISBN 5-7444-1167-4
библейская миграция евреев из Египта во главе Моисея, 5 букв, сканворд
Слово из 5 букв, первая буква - «И», вторая буква - «С», третья буква - «Х», четвертая буква - «О», пятая буква - «Д», слово на букву «И», последняя «Д». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Существует несколько точек зрения, историчен ли исход израильтян из Египта
Исход евреев из Египта ранее воспринимался всеми как документально точное описание. Эта точка зрения господствовала как в науке, так и в богословии вплоть до ХХ века. В наше время историчность исхода подвергается сомнению. Сейчас существует несколько точек зрения на события исхода.
Видеоролик: Беседы с батюшкой. Книга Исход. Что она для нас значит? Эфир от 29 сентября 2016 года. На 7 минуте 44 секунде автор говорит, что западные ученые заблуждаются, указывая на анахронизмы и делая на основании этого вывод о том, что события исхода не было.
Среди наиболее популярных точек зрения на историчность исхода израильтян из Египта можно назвать следующие:
Точка зрения школы Библейской археологии. Она заключается в том, что историческое событие исхода имело место, и оно соответствует реальной истории, но эти события претерпели поэтическое переосмысление в Библии
Точка зрения большинства западных ученых-библеистов. Этот подход подразумевает признание событий исхода в качестве имеющих место быть. При этом говориться о том, что их масштаб был значительно меньший и основой библейского предания стал народный эпос, в который переродилась реальная история бегства евреев из Египта.
В качестве примера этому приводиться факт того, что отсутствует историческое подтверждение потери Египтом в этот период населения в таком количестве, о котором говорит Библия.
Мифологическая точка зрения.
Её сторонники считают, что вся истории с исходом израильтян из Египта это миф.Например, они говорят о том, что в том месте, где Моисей переходил море до сих пор не обнаружено никоих следов этому.
Точка зрения библейского ревизионизма. Она заключается в том, что её сторонники говорят о выдуманности предания исхода евреев из Египта.
При этом указывают на то, что непонятно сколько евреев вышло из страны, кто вывел их из Египта (говориться о том, что Моисей — это собирательное имя нескольких израильских вождей), сколько лет водил Моисей евреев по пустыне и почему, и т.д.
При этом признаётся тот факт, что предание об исходе имеет историческое значения.
библейская миграция евреев из Египта во главе Моисея, 5 букв, 1 буква «И», сканворд
Слово из 5 букв, первая буква - «И», вторая буква - «С», третья буква - «Х», четвертая буква - «О», пятая буква - «Д», слово на букву «И», последняя «Д». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Бог явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из рабства
Предание об исходе Евреев из Египта говорит о том, что живя среди мадианитян Моисей женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя. Однажды он отправился пасти стадо у горы, ему явился Господь в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина).
Бог повелел Моисею вернуться в Египет и вывести из рабства израильтян для переселения их в Ханаан (землю обетованную), что обещалось их праотцам.
Неопалимая купина. Бурдон, Себастьян. 1616 — 1671 годы. Когда пророку Моисею исполнилось 80 лет ему в горящем и несгорающем куте (неопалимая купина) явился Господь и повелел ему вернуться в Израиль для того, чтобы вывести из него евреев
Произошло это, когда Моисею исполнилось 80 лет. Вернувшись в Египет, пророк потребовал у фараона отпустить израильтян от Египта. Правитель отказа ему в этом, тогда Бог наслал на Египет десять бедствий или же Десять казней египетских.
Первые девять казней на фараона не оказали должного воздействия, но когда после десятой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон разрешил израильтянам покинуть Египет.
столько еврейских семей, согласно Библии, покинули ЕгипетСвященное Писание говорит о том, что все десять казней израильтян не затронули, при этом во время последней казни дома евреев отметили кровью жертвенного агнца, поэтому ангел смерти их миновал.
Узнав о бегстве евреев из страны, фараон изменил своё мнение, собрал армию и во главе её бросился в погоню за израильтянами, надеясь вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Красного (Чермного) моря (ивр.: Ям Суф — «Море камышей»).
Священное Писание говорит о том, что по воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, которые попытались преследовать их. (Исх. 14:28).
Израильтяне за свое неверие 40 лет скитались по пустыне
После того, как закончился переход через Красное море, начался переход израильтян по пустыне. Странствовали они недолго, так как через три месяца достигли горы Синай (Исх. 19:11). Здесь евреям явился Бог в неопалимой купине, а пророк Моисей получил от него десять заповедей.
Кроме того, у горы Синай заключен завет (договор) между Богом и израильским народом. В этом же месте по Его воле соорудили Скинию (походный Храм), а мужчин из колена Левия назначили священниками, первосвященником же стал Аарон.
У горы Синай израильтяне жили год, и течение этого времени Моисей провел их перепись (Чис. 1:46). Согласно ей среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.
От горы Синай они отправились в Ханаан, обещанную Богом «обетованную землю». Шли евреи через пустыню Фаран. У границ Ханаана израильтяне остановились и отправили туда 12 разведчиков.
Первоначально израильтяне отправили в Ханаан двенадцать разведчиков.Из двенадцати разведчиков назад вернулись десять и они высказали сомнения о том, что израильский народ сможет завоевать Ханаан. Дальше уже все израильтяне стали сомневаться в том, что Бог сможет обеспечить победу над хананеянами и начали роптать.
За это Бог наказал их и заставил 40 лет скитаться по пустыне. Пока Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, умерли все, кто был на этот момент старше 20 лет.
Таким образом, все усомнившиеся за это времени умерли, а оставшиеся верили в то, что Бог поможет им завоевать обетованную землю. По прошествии установленного Богом срока израильтяне обошли с востока Моав (историческая область в западной Иордании), они разбили в битве амореев (амаликитян).
После этого у горы Нево они вышли к берегу реки Иордан и многолетние изгнание евреев и их египетских плен окончился.
Пророк Моисей при этом не вошёл в «землю обетованную» так как во время скитаний по пустыне со своим народом ослушался воли Бога. Он только назначил своим преемником Иисуса Наивна и смог с возвышенности посмотреть на неё.
библейская миграция евреев из Египта во главе Моисея, 5 букв, 1 буква «И», сканворд
Слово из 5 букв, первая буква - «И», вторая буква - «С», третья буква - «Х», четвертая буква - «О», пятая буква - «Д», слово на букву «И», последняя «Д». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Смерть Иакова и Иосифа
Пастбища в Гесеме были тучные и обильные. Израильские поселенцы быстро освоились на новых местах.
Иаков жил еще семнадцать лет, а когда почувствовал приближение смерти, попросил Иосифа, чтобы он похоронил его в гробнице Махпела, рядом с Авраамом и Исааком. Перед смертью Иаков усыновил Манасию и Ефрема. Благословляя их, он предсказал, что меньший брат будет больше старшего. Затем, собрав всех своих сыновей, он благословил их и предсказал каждому из них судьбу их потомков. От них должно произойти двенадцать колен, которые возвратятся в землю обетованную и получат там свои уделы. Своего первенца Рувима Иаков лишил права первородства за то, что он «бушевал, как вода» и осквернил ложе отца. Симеон и Левий за их жестокосердие и коварство тоже не удостоились права первородства. Иаков предсказал, что их потомки будут рассеяны среди израильского народа. Право первородства Иаков передал четвертому сыну – Иуде, произнеся при этом пророческие слова о рождении Спасителя из колена Иуды: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ). Смысл этих слов следующий: колено Иуды будет главенствовать в народе Божием до тех пор, пока не осуществится обетование Господне.
Благословив своих сыновей, Иаков лег на постель и скончался, Останки его набальзамировали по египетскому обычаю, погребальный обряд длился сорок дней, после чего весь. Египет оплакивал его семьдесят дней. Затем тело Иакова торжественно перенесли в обетованную землю и похоронили в семейной гробнице Махпела, где уже были похоронены Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка и Лия.
После смерти отца братья очень боялись, как бы Иосиф не отомстил им за то зло, которое они ему причинили. Узнав об этом, Иосиф пригласил к себе своих братьев, простил им грех и, плача, сказал: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро…» ( Быт. 50:19–20 ).
О последующей жизни Иосифа в библейском повествовании сообщается мало. Говорится только, что он дождался еще внуков и умер, когда ему было сто десять лет. Перед смертью он выразил горячее пожелание: когда еврейский народ с Божьей помощью вернется в Ханаан, то пусть заберет с собой его останки. Иосифа также набальзамировали и положили в гроб по старому египетскому обычаю. Жизнь патриарха Иосифа – любимого сына Иакова, проданного своими братьями, много и безропотно претерпевшего в рабстве, явившего пример нравственной чистоты и ставшего спасителем своего народа, прообразует земную жизнь возлюбленного Сына Бога Отца, посланного на землю, уничижившего Себя приятием «образа раба», преданного Иудой, пострадавшего «до смерти крестной» ( Флп. 2:7–8 ) и ставшего Спасителем человечества.
Израильтяне поселились в Египте из-за голода
Библейская история исхода еврейского народа из Египта начинается с того, что пастушеский род Иакова-Израиля, спасаясь от голода, поразившего Ханаан, покидает эту землю и переселяется жить в плодородный Египет.
Беглецы поселились здесь в земле Гесем (ныне Тумилат) (Быт. 46:6). Сын Иакова Иосиф Прекрасный благодаря своим способностям стал советником фараона и породнился с представителями местно аристократии.
Библия говорит о том, что израильтяне жили в Египте в течение 430 лет (Исх. 12:40). Кроме того, Священное Писание также повествует о том, что за это время численность еврейского народа в Египте весьма возросла (Исх. 12:40).
В результате израильтян стал в Египте больше самих египтян. После смерти старого фараона и восхождения на престол нового, не знавшего Иосифа, начались гонения на них.
Чтобы уменьшить израильтян в Египте, фараон приказал убивать их первенцев.Дело в том, что новый правитель испугался возможности военного столкновения и отправил сынов израилевых на тяжелые работы, стараясь таким способом уменьшить их численность (Исх. 1:10-11).
Для того чтобы спасти младенца от убийства, его мать Иохаведа положила трёхмесячного сына в просмолённую корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Дочь фараона пошла на реку купаться, увидела плывущую корзину и взяла его в свой дом.
Иохаведа позже поступила к ней на службу и стала кормилицей своего собственного сына. Моисей рос и воспитывался при дворе фараона, но однажды вышел к израильтянам и убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал его соплеменника.
В результате Моисею пришлось бежать из Египта и поселиться в земле мадианитян.
Отгадайте загадку:
Весь из золота отлит, На соломинке стоит. Показать ответ>>
Весь мир кормит, сама не ест. Показать ответ>>
Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне всё тут да тук. Показать ответ>>
библейская миграция евреев из Египта во главе Моисея, 5 букв, сканворд
Слово из 5 букв, первая буква - «И», вторая буква - «С», третья буква - «Х», четвертая буква - «О», пятая буква - «Д», слово на букву «И», последняя «Д». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Отгадайте загадку:
Циферка на крюк похожа, Что на автокране. И на двоечку похожа, Если вверх ногами. Показать ответ>>
Циферка, как бегемотик, Круглый у неё животик, Шейку ловко изгибает, За пятёркою ступает. Показать ответ>>
Цифра эта так хитра, Ты её переверни, И начнутся чудеса — Цифру шесть увидишь ты! Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Олёна-царевна по городу ходила, Ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло.
Случайный анекдот:
Разговор приятелей:
- Я собираю марки.
- А я монеты.
- А я фантики.
- А я мусор.
- В смысле?
- В смысле - предьявите документики.
Знаете ли Вы?
Человек лучше воспринимает звуки низких частот. Максимальной слуховой чувствительностью он обладает в диапазоне от 1000 до 4000 Гц. При низких и средних частотах человек может заметить различия в 1–2 Гц.
Исход евреев из Египта — это библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход
Исход (иврит Yetsi’at Mitzrayim) в переводе с древнееврейского означает «выход из Египта». Это библейское предание о порабощении евреев или израильтян в Египте.
В его рамках также рассказывается об их массовом выходе из страны по воле Бога под руководством пророка Моисея.
Кроме того, предание также рассказывает о явлении им Бога у горы Синай, заключении завета (договора) между Богом и избранным народом, а так же о том, как евреи скитались до начала завоевания ими Ханаана.
Предание изложено в Библии, в Пятикнижии, в основном в Книге Исход, главы 1 — 15. Как светские, так и религиозные исследователи до сих пор спорят о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания которые повествует Ветхий Завет.
При этом Великий Исход евреев из Египта — это фундамент иудаизма. В христианстве это также весьма важный сюжет, оказавший влияние на теологию некоторых движений, например протестантизма.
Читайте также: