Миграция ариев в индию
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
0 17 0
пользователи оставили 28 комментариев , вы можете свернуть их
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
0 0 0
Пришельцы с севера
Известный индийский исследователь Бал Гангадхар Тилак еще в конце XIX века высказал предположение, что прародиной ариев была Арктика. Тогда эта гипотеза была воспринята в научном мире Западной Европы с изрядной долей скептицизма, сейчас она уже представляется более достоверной.
Индийский ученый проанализировал тексты Авесты (священной книги древних иранцев), а также индийские Веды, авторство которых принадлежит ариям, и нашел там описание земли, которую авторы указывают как колыбель всего человечества или, по крайней мере, их прародину. Согласно описанию, которое удивительным образом совпадает в различных источниках, арии изначально жили там, где около 10 месяцев в году земля покрыта снегом. Священные тексты иранцев и индийцев точно отображают природу северного сияния, замерзающих и оттаивающих водоемов, а также полярную ночь.
Бал Гангадхар Тилак первым из ученых предположил, что народ ариев поселился в Заполярье в теплую климатическую эпоху, а последовавший затем ледниковый период заставил этих людей мигрировать на юг.
Как арии попали в Индию и Ирак?
О древнем народе ариев сложено немало легенд, научных гипотез, философских или даже эзотерических концепций. Таинственные предки славян и других европейских народов, чьи следы находят в Индии, Ираке и других странах, уже довольно долго будоражат умы ученых. Арии внесли неоценимый вклад в мировую культуру. Большая часть современных людей говорят на языках, произошедших от древнеарийского. Как же эти люди попали в Ирак и Индию?
Как они мигрировали?
Переселение народа – процесс длительный. Отправляясь на неизведанные земли, люди не могли точно знать, что их там оджидает. Обозы с женщинами и детьми нуждаются в обустройстве временных стоянок хотя бы для пополнения провианта. Поэтому отдельные племена ариев строили по пути небольшие укрепленные городки, которые могли бы уберечь их от нападения недружественных соседей. Одной из таких стоянок ученые считают легендарный Аркаим, который философы и эзотерики уже успели воспеть как столицу древнего народа.
В 1987 году члены Урало-Казахстанской экспедиции археологов обнаружили в Челябинской области укрепленное поселение, датированное концом III – началом II тысячелетия до н.э. На юге Урала и Западной Сибири ученые обнаружили несколько подобных городов с хорошо сохранившимися оборонительными сооружениями. Все они относятся к культуре Синташты, которую причисляют к Андроновской исторической общности.
Считается, что города, вроде Аркаима, были построены древними ариями во время индоевропейской миграции. Прожив около двух веков на юге Урала, эти люди отправились дальше, чтобы однажды преодолеть Гималаи.
В Индию из Ирана и Ирака
Историческое наследие ариев потрясает воображение. Одни лишь священные тексты ведической культуры – повод для множества открытий. Например, изучая Ригведу и древнейшую часть Авесты, которые были созданы примерно в одну эпоху (1700-1000 гг. до н.э.), ученые наткнулись на примечательный факт: слово «дэва» для индийских ариев означало «бог», а для представителей иранской ветви этого народа – «демон». В то время как «ахура» для ариев, поселившихся в Иране и Ираке, служило обозначением божества, а для их индийских собратьев похожее слово «асура» – это, наоборот, демон.
Значит, между различными племенами ариев во II тысячелетии до н.э. мог разгореться религиозный конфликт, что и побудило часть этого народа перебраться в Индию. Очевидно, когда-то единый этнос раскололся на сторонников ведических воззрений и адептов идеологии зороастризма.
Интересно, что государство Митанни, которое существовало на территории современного Ирака в XVI-XIII веках до н.э., было также создано ариями. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся в исторических памятниках имена правителей этой страны, но и то, что они поклонялись ведическим богам: Митре, Варуне и Индре.
До наших времен дошел текст торгового договора между правителем Митанни и царем хеттов, населявших территорию современной Сирии. В этом документе властительный ариец клянется выполнить свою часть договора, упоминая имена ведических божеств. Очевидно, их культ сохранялся в Митанни и после религиозного раскола.
Кто они такие?
Арии – это представители этноса, от которого произошли многие народы Европы, Ближнего Востока, Индии и Ирана. По мнению большинства ученых, древнее племя протоариев возникло в IV тысячелетии до н.э. предположительно на севере Евразии. Хотя ведется много споров о том, какой регион можно назвать прародиной ариев. Одни исследователи удостаивают этой чести Переднюю Азию, другие полагают, что этот древнейший народ зародился на Балканах, третьи – на юге России.
Происхождение этнонима «арья» также вызывает множество гипотез. Но в основном считается, что самоназвание этноса можно перевести как «благородный» или «свободный», или «гостеприимный».
Именно язык древних ариев стал основой для индоевропейской семьи, в этом сходятся все лингвисты. Более 2,5 миллиарда человек являются носителями языков этой крупнейшей группы. В нее входят: санскрит, фарси, славянские, германские, кельтские, романские и многие другие языки. Считается, что название такой страны, как Иран, изначально означало «земля ариев».
Примечательно, что санскрит, на котором говорит большинство населения современной Индии, во многом похож на славянские языки. Сравните: «бхратар» – «брат»; «швета» – «свет»; «агни» – «огонь»; «джани» – «жена»; «джива» – «живой»; «мритью» – «смерть»; «двара» – «дверь» и т.п.
Поскольку родство народов можно точно установить, сравнив их языки, арийское происхождение славян, как и других европейцев, не вызывает вопросов. Так что представители Третьего рейха просто узурпировали право называться потомками древних ариев, несправедливо сопоставив их наследие с идеологией фашизма.
Многие ученые связывают так называемую «ямную культуру», археологические следы которой найдены на юге России и востоке Украины, с народом ариев. Предположительно, они поселились на этих землях около 4,5 тысячи лет назад.
Арии были народом, занимавшимся как земледелием, так и животноводством. Их культуру характеризует развитое гончарное дело. Кроме того, это были хорошие воины, использовавшие в сражениях боевые колесницы. Благодаря ариям жители Индии и Ближнего Востока впервые увидели лошадей.
Свидетельства «Ригведы»
Таким образом, палеогенетика полностью подтверждает историчность арийского завоевания Индии, о котором, вопреки часто звучащим утверждениям об обратном, говорят и гимны «Ригведы».
Местом действия большинства ригведийский текстов является Пенджаб (Пятиречье) с рекой Индом (Sindhu) в центре. «Ригведа» часто упоминает правые притоки Инда – Сват (Suvāstu), Кабул (Kubhā), Куррам (Krumu) и Гомал (Gomatī), а также его левые притоки – Ветх (Vitastā), Рави (Paruṣṇī), Беас (Vipāç) и Сатледж (Çutudrī). На востоке ригведийская география ограничивается Ямуной и Гангом, на юге – областью Bhalāna (видимо, современный Болан в Белуджистане). «Ригведа» также неоднократно упоминает Сарасвати и Сараю. Реки с такими названиями в ригведийскую эпоху существовали в Пенджабе, но есть основания полагать, что ряд таких упоминаний имеет в виду не их, а реки на территории современного Афганистана – Гельманд (авест. Харахвайти) и Герируд (авест. Хараю), где находилась одна из промежуточных прародин индоариев, с которой они принесли эти названия и дали их рекам своей новой родины в Северо-западной Индии.
В эпоху «Ригведы» индийские арии делились на «пять родов» (pañca jana) или «пять борозд» (pañca kr̥ṣṭi) – Яду, Турваша, Ану, Друхью и Пуру. Первоначально одним из подразделений Пуру были Бхараты, которые потом от них обособились и подчинили все «пять родов» своей власти. Ко времени составления гимнов «Ригведы» Яду, Турваша, Ану и Друхью уже долгое время жили в Пенджабе, однако память об их прибытии «издалека» была ещё жива: «Кто привёл издалека / Прекрасным привождением Турвашу (и) Яду, / Этот Индра – наш юный друг» (yá ā́nayat parāvátaḥ / súnītī turváśaṃ yádum / índraḥ sá no yúvā sákhā) (РВ 6.45.1). На этом пути Индра помогал покровительствуемым им ариям переправляться через реки Пенджаба: «Великую всенасыщающую переливающуюся стремнину / Для Турвити (и) Вайи ты остановил. / С поклонением (встала) движущаяся стихия. / Ты сделал реки, о Индра, легко проходимыми» (tuvám mahī́m avániṃ viśvádhenāṃ / turvī́taye vayíyāya kṣárantīm / áramayo námasā éjad árṇaḥ / sutaraṇā́m̐ akr̥ṇor indra síndhūn) (РВ 4.19.6); «Также тех Турвашу и Яду, / Которые не умели плавать, повелитель силы / Индра умело переправил на другой берег» (utá tyā́ turváśāyádū / asnātā́rā śácīpátiḥ / índro vidvā́m̐ apārayat) (РВ 4.30.17).
Обитавших на этих землях до них дравидов арии называли словами даса или дасью. Один из вождей ариев носил имя (или прозвище) dasyave vr̥kas («Волк для дасью») (РВ 8.551.1, 8.56.1-2). Поскольку дравиды были темнокожими, завоеватели именовали их также «чёрными» или «смуглыми» и противопоставляли им себя как «светлых». Считая себя потомками (Перво-)Человека (Manu), арии определяли дравидов как «нелюдей» (a-manuṣa): «Этот Индра, убийца Вритры, сокрушил (крепости) / Дасов с чёрными в чреве, он, проламыватель крепостей. / Он породил для Человека землю и воды» (sá vr̥trahā́ índaraḥ kr̥ṣṇáyonīḥ / puraṃdaró dã́sīr airayad ví / ájanayan mánave kṣā́m apáś ca) (РВ 2.20.7); «Пятьдесят тысяч чёрных ты (т.е. Индра) низверг. / Ты износил (их) крепости, как старость (изнашивает) одежду» (pañcāśát kr̥ṣṇā́ ní vapaḥ sahásrā / átkaṃ ná púro jarimā́ ví dardaḥ) (РВ 4.16.13); «Убийца Вритры как господин коров указал коров. / Он вытеснил чёрных при помощи светлых» (ádediṣṭa vr̥trahā́ gópatir gā́ / antáḥ kr̥ṣṇā́m̐ aruṣaír dhā́mabhir gāt) (РВ 3.31.21); «(Племена) дасью и Шимью (Индра,) призываемый по своей воле, / Убил, вогнав их в землю оружием. / Он завоевал страну вместе со (своими) светлыми друзьями» (dásyūñ chímyūṃś ca puruhūtá évair / hatvā́ pr̥thivyā́ṃ śáruvā ní barhīt / sánat kṣétraṃ sákhibhiḥ śvitniyébhiḥ) (РВ 1.100.18). У самого Индры золотая борода (śmáśrūṇi háritābhí) (РВ 10.23.4), он златобрадый и златовласый (háriśmaśārur hárikeśa) (10.96.8).
Следующим вслед за Яду, Турваша, Ану и Друхью арийским племенем, которое переселилось из Афганистана в Индию, были Пуру. «Ригведа» довольно подробно рассказывает о том, как они и их жрецы ушиджи (индоар. uśíj-, авест. usig- – один из разрядов индоиранских жрецов) при помощи Индры победили дасов и пересекли реки Пенджаба:
Пуру знают это твоё героическое деяние, / vidúṣ ṭe asyá vīríyasya pūrávaḥ
Что ты, о Индра, разбил осенние крепости, / púro yád indra śā́radīr avā́tiraḥ
Разбил, играя силой. / sāsahānó avā́tiraḥ
Ты проучил, о Индра, того смертного, / śā́sas tám indra mártiyam
Не приносящего жертв, о господин силы. / áyajyuṃ śavasas pate
Ты отнял (у него) огромную землю, эти воды, / mahī́m amuṣṇāḥ pr̥thivī́m imā́ apó
Опьяняясь (сомой), – эти воды. / mandasāná imā́ apáḥ
С тех пор славят этот твой героический подвиг, / ā́d ít te asyá vīríyasya carkiran
Что ты, о бык во время опьянений, помог Ушиджам, / mádeṣu vr̥ṣann uśíjo yád ā́vitha
Что ты помог водящим дружбу (с тобой). / sakhīyató yád ā́vitha
Ты сотворил для них решающее деяние, / cakártha kārám ebhiyaḥ
Чтобы они побеждали в битвах. / pŕ̥tanāsu právantave
Одну за другой реки они завоевали, / té anyā́m-anyāṃ nadíyaṃ saniṣṇata
Ища славы, завоевали. / śravasyántaḥ saniṣṇata
В другом гимне Пуру благодарят за помощь против дасов Агни:
Из страха перед тобой ушли смуглые племена, / tuvád bhiyā́ víśa āyann ásiknīr
Разбегаясь в разные стороны, оставляя (своё) имущество, / asamanā́ jáhatīr bhójanāni
Когда ты, о Вайшванара, ярко горя для Пуру, / vaíśvānara pūráve śóśucānaḥ
Пламенел, о Агни, сокрушая крепости (врагов)… / púro yád agne daráyann ádīdeḥ
Ты выгнал, о Агни, дасью с (их) родины, / tuváṃ dásyūm̐r ókaso agna āja
Создавая широкий свет для ария / urú jyótir janáyann ā́riyāya
Кто восхвалил коня Дадхикравана, / yó áśvasya dadhikrā́vṇo ákārīt
Когда зажжён жертвенный костер (и) когда воспламенилась Ушас… / sámiddhe agnā́ uṣáso víuṣṭau
(Мы восхвалили) Дадхикравана великого – жертвенную усладу, питательную силу… / dadhikrā́vṇa iṣá ūrjó mahó yád
Дадхикра со (своею) силой протянулся через пять народов, / ā́ dadhikrā́ḥ śávasā páñca kr̥ṣṭī́ḥ
Словно солнце со (своим) светом через воды. / sū́rya iva jyótiṣāpás tatāna
Скакун, приносящий награды, завоевывающий тысячи, завоевывающий сотни, / sahasrasā́ḥ śatasā́ vājī́ árvā
Пусть пропитает мёдом эти слова! / pr̥ṇáktu mádhvā sám imā́ vácāṃsi
Последними из арийских племён «Ригведы» в Пенджаб переселились Бхараты. Царь Диводаса, во главе с которым они осуществили это переселение, родился на реке Сарасвати, т.е., по всей видимости, на реке Гельманд в современном Афганистане: «Она (т.е. Сарасвати) дала (в сыновья) неистового погашающего долг (перед предками) / Диводасу почитавшему (её) Вадхрьяшве» (РВ 6.61.1). «Ригведа» довольно подробно говорит о проходе Бхаратов через горные ущелья Гиндукуша и войне с местными дасами:
О боги, мы попали в местность без пастбищ. / agavyūtí kṣétram ā́ganma devā
Хоть земля и широка, (нам) она стала узкой… / urvī́ satī́ bhū́mir aṃhūraṇā́bhūt
Каждый день одинаковых смуглых отпрысков / divé-dive sadŕ̥śīr anyám árdhaṃ
Он гнал прочь с места на другую сторону, / kr̥ṣṇā́ asedhad ápa sádmano jā́ḥ
Бык (т.е. Индра) убил двоих торгующихся дасов / áhan dāsā́ vr̥ṣabhó vasnayánta
У водной преграды: Варчина и Шамбару. / udávraje varcínaṃ śámbaraṃ ca
Бхараты одержали победы над несколькими предводителями дасов, из них самым сильным был Шамбара (превратившийся в более позднем ведическом предании в демона), который, согласно РВ 6.47.2, владел 99 горными крепостями:
Также дерзко ты приложил руку / utá śúṣṇasya dhr̥ṣṇuyā́
К владению Шушны, / prá mr̥kṣo abhí védanam
Когда разбил его крепости. / púro yád asya sampiṇák
Также дасу Шамбару, / utá dāsáṃ kaulitarám
Сына Кулитары, о Индра, / br̥hatáḥ párvatād ádhi
Ты сшиб с высокой горы. / ávāhann indra śámbaram
Также тысячи, сотни / utá dāsásya varcínaḥ
И еще пять (мужей) дасы Варчина / sahásrāṇi śatā́vadhīḥ
Ты разбил, как ободья (колёс). / ádhi páñca pradhī́m̐r iva
Ты разбил девяносто крепостей, о Индра, для Пуру / bhinát púro navatím indra pūráve
Диводасы, щедрого почитателя, о плясун, / dívodāsāya máhi dāśúṣe nr̥to
Ваджрой – для почитателя, о плясун. / vájreṇa dāśúṣe nr̥to
Для Атитхигва Шамбару / atithigvā́ya śámbaraṃ
Столкнул с горы, могучий, / girér ugró ávābharat
С силой раздавая большие сокровища, / mahó dhánāni dáyamāna ójasā
Все сокровища – с силой. / víśvā dhánāni ójasā
Индра поддерживал в раздорах жертвующего ария, / índraḥ samátsu yájamānam ā́riyam
Он, имеющий сто поддержек, – во всех состязаниях, / prā́vad víśveṣu śatámūtir ājíṣu
В состязаниях, награда за которые – солнечный свет. / súvarmīḷheṣu ājíṣu
Карая для Человека тех, кто не имеет обетов, / mánave śā́sad avratā́n
Он подчинил (ему) чёрную кожу. / tvácaṃ kr̥ṣṇā́m arandhayat
Как уже говорилось, первоначально Бхараты входили в состав Пуру. Однако при сыне Диводасы Судасе они откололись от Пуру и вступили с ними во вражду, кульминацией которой стала Битва десяти царей, послужившая исторической основой для легендарных событий, описанных в «Махабхарате». В этой битве на берегах реки Рави (Paruṣṇī), наиболее подробно описанной в ригведийском гимне 7.18, Бхаратам противостояли Пуру и их многочисленные союзники. Пурохите (жрецу) царя Судаса Васиштхе удалось привлечь Индру на сторону своего повелителя, вследствие чего Пуру были разгромлены. Победив своих врагов на севере, востоке и западе (на юге находились тогда ещё непроходимые леса, в которых жили дикари Кикаты), царь Судас приобрёл власть над всеми пятью арийскими родами. Центром своих владений он сделал область Курукшетра, которая стала центром всего индоарийского мира – «лучшим местом земли» (vára ā́ pr̥thivyā́ḥ). Ознаменованием побед Судаса стало совершённое им жертвоприношение коня – ашвамедха:
Подойдите, о потомки Кушики, обратите внимание, / úpa préta kuśikāś cetáyadhvam
Отпустите коня Судаса, (чтобы он завоевал) богатство! / áśvaṃ rāyé prá muñcatā sudā́saḥ
Пусть царь убьёт Вритру на востоке, на западе, на севере, / rā́jā vr̥tráṃ jaṅghanat prā́g ápāg údag
А затем пусть принесёт жертву на лучшем (месте) земли! / áthā yajāte vára ā́ pr̥thivyā́ḥ
Индоевропейцы: Арийское завоевание Индии
Недавнее крупное палеогенетическое исследование [1] подтверждает уже давно предполагавшийся археологами путь миграции индоиранцев из уральско-тобольских степей на юг. Этот путь вёл их через территории Северного Казахстана, занятые редким послеботайским населением, уже отчасти освоившим скотоводство и металлургию, и через земли рыбаков, охотников и собирателей Кельтеминарской культуры, обитавших к югу, западу и востоку от Аральского моря, в область земледельческой Бактрийско-Маргианской археологической культуры (БМАК) (XXIII-XVIII вв. до н.э.). По аутосомным генам бактрийцы-маргианцы были потомками земледельцев из Ирана (60%) и Анатолии (21%), имевшими примесь западносибирских охотников-собирателей (т.е., вероятно, кельтеминарцев) (13%).
В начале II тыс. до н.э. в окрестностях бактрийско-маргианских городов появляются захоронения людей со «степными» генами, отмечающие южную экспансию индоиранцев: «…Между 2100 и 1700 гг. до н.э. мы обнаруживаем в трёх местах на периферии БМАК людей со степными генами ранне-среднего бронзового века в смешанном виде, в каком они обычно присутствовали у степных групп поздне-среднего и позднего бронзового века (Steppe_MLBA). Это документально подтверждает движение степных генов на юг через данный регион, которое стало оказывать существенное воздействие на него только около начала II тыс. до н.э.» [2] ; «Анализ периферийных образцов не обнаруживает никакого присутствия генов степных животноводов в группах, окружавших поселения БМАК, ранее 2100 г. до н.э., но предполагает, что между 2100 и 1700 гг. до н.э. сообщества БМАК оказались окружены носителями таких генов» [3] .
Вновь подтверждается вывод о происхождении индоиранцев из области культур Шнуровой керамики: «…Мы документально установили присутствие генетически относительно однородной популяции, распространённой по огромному региону восточноевропейской и зауральской степи между 2000 и 1400 гг. до н.э. (Steppe_MLBA). Многие образцы в этой группе происходят от людей, похороненных с вещами комплексов культур Шнуровой керамики, Срубной, Петровской, Синташтинской и Андроновской, все из которых представляли собой смесь степных генов ранне-среднего бронзового века с генами европейских земледельцев среднего неолита (Europe_MN). Это соответствует результатам предыдущих исследований, показывающим, что после движения восточноевропейских популяций на запад и их смешения с местными европейскими земледельцами прозошло обратное движение на восток, достигшее Зауралья» [4] ; «Все ранее опубликованные 335 образцов объединяются в один субкластер, который мы называем “Западная степь среднего и позднего бронзового века” (Steppe_MLBA_West), включающий ок. 26% генов европейских земледельцев среднего неолита и ок. 74% генов степняков ранне-среднего бронзового века (т.е. ямников – С.П.)… В пользу того, что кластер степи среднего и позднего бронзового века является вероятным источником степных генов в Южной Азии, говорят и данные по Y-хромосомам, поскольку подтип Z93 гаплогруппы R1a, обычный для современной Южной Азии, встречался в степи среднего и позднего Бронзового века с большой частотой (68%)» [5] .
Из области Бактрийско-Маргианской археологической культуры на территории современных Узбекистана и Афганистана путь миграции предков индоариев вёл на юго-восток – через Хайберский проход в горах Гиндукуша и долину Свата в Пенджаб. Их предшественниками на этих землях были создатели к тому времени уже находившейся в упадке Хараппской цивилизации (она же Цивилизация долины Инда). Останки людей из основных хараппских центров пока не подтвергались генетическому изучению, но исследователи полагают, что представление об их генетике можно составить по троим «маргиналам» (outliers) (одному из Гонура и двоим из Шахр-и-Сохты), бывшим, вероятно, хараппскими мигрантами в область БМАК. Этот условно именуемый «индским периферийным» генетический кластер состоял из нескольких компонентов. О происхождении его представителей из Индостана свидетельствует «древний предковый южноиндийский» (AASI) компонент, унаследованный от южноазиатских охотников-собирателей, из современных народов к которым ближе всего аборигены Андаманских островов. У одного из троих он достигал 42%, у других двоих – 14-18%. Источниками остальных генов были ранние иранские земледельцы (при очень незначительном вкладе анатолийских земледельцев) и западносибирские охотники-собиратели.
К кластеру «индской периферии» оказалось близким население долины Свата на севере Пакистана конца II – I тыс. до н.э. (были исследованы останки 41 его представителя), однако оно отличалось от этого кластера наличием «степного» (т.е. индоевропейского) компонента: «…Мы исследовали период с 1200 г. до н.э. по 1 г. н.э. в долине Свата. Хотя самая ранняя группа образцов (SPGT) генетически очень близка к образцам Индской периферии из Гонура и Шахр-и-Сохты, она также значительно отличается от них наличием генов степи среднего и позднего бронзового века (ок. 22%). Это служит прямым свидетельством притока генов степи среднего и позднего бронзового века в южноазиатские группы во II тыс. до н.э., а также соответствует свидетельствам об экспансии через Туран в южном направлении в эту эпоху групп степи среднего и позднего бронзового века, которые представляют периферийные по отношению к основному кластеру БМАК индивидуумы в период 2000-1500 гг. до н.э.». [6] На этом основании исследователи делают вывод, что «имел место существенный приток степных генов на [Индийский] субконтинет и… гены степи среднего и позднего бронзового века, которые распространились на юг Средней Азии во II тыс. [до н.э.], достигли [долины] Свата не позднее начала первого тысячелетия [до н.э.]». [7]
Кроме того, обнаружилось повышенное по сравнению с другими индийскими группами содержание степных генов у современных каст брахманов и бхумихаров, являющихся традиционными хранителями ведической культуры: «Наш анализ также предоставляет совершенно новый вид свидетельства о связи между степными генами и индоевропейской культурой… Высокая доля степных генов в северных группах примечательна, ведь брахманы и бхумихары входят в число традиционных хранителей текстов, написанных на раннем санскрите. Это можно объяснить тем, что приток генов степи среднего и позднего бронзового века в Южную Азию в середине II тыс. до н.э. создал метапопуляцию из групп с разными долями степных генов, среди которых имевшие относительно бόльшую долю играли главную роль в распространении ранней ведической культуры. Благодаря сильной эндогамии в Южной Азии, которая поддерживала изоляцию некоторых групп от их соседей в течение тысячелетий, в определённых своих чертах эта субструктура продолжает существовать внутри индийской популяции до настоящего времени». [8]
Великое переселение
Известно, что представители древнего этноса заселяли Индию постепенно. Археологи пришли к выводу, что различные племена ариев мигрировали в эту страну из Ирана и Ирака через Пакистан или Афганистана примерно с 2000 по 1300 годы до н.э.
Почему эти люди решились пересечь Гималаи? Возможно, они искали пристанище в теплых краях, спасаясь от очередного ледникового периода. Или их с исконных земель вытеснили засухи. А может, всему виной воинственные соседи. Или пассионарный толчок, идентичный тому, который заставил испанцев переплыть Атлантический океан на утлых суденышках. Высказывается немало версий на этот счет.
Еще один вопрос, на который ученым еще предстоит ответить: как именно шли миграционные потоки в эпоху великого переселения народов? Почему одни племена ариев перебрались в Европу, отправившись на запад, а другие подались на юг? И может ли так быть, что из обжитой Индии некоторые арии в массовом порядке отправились обратно, на исконные для них земли, став предками славян?
Арии и Индия: Пришельцы с севера покорили местных супероружием
С народом ариев связано так много слухов, легенд и домыслов, что кое-кто уже склонен считать их самих выдумкой, а любые данные об их прошлом - фальсификацией. Из-за того что события их жизни отделяют от нас многие тысячелетия, кажется, что разобраться в хитросплетениях странствий арийского народа по миру просто невозможно. Но попытаться стоит, учитывая, насколько значителен след, который оставили арии в истории Евразии.
Историки и лингвисты не очень любят употреблять слово «арийцы». Дело в том, что это название группы древних обитателей Евразии, после того как его узурпировали приверженцы расовой теории из Третьего рейха, стало звучать, как сейчас говорят, «неполиткорректно». Но арии, существовавшие несколько тысячелетий назад, в этом совсем не виноваты. Так кто же такие арийцы и где их прародина?
Так говорил Тилак
В конце XIX века много шума в спокойном мире историков наделала теория индийского ученого по имени Бал Гангадхар Тилак, который обратил внимание на некоторые странные черты в мировоззрении древних ариев.
Он объяснял их знакомством данного народа с приполярными областями Земли. Тилак трактовал эти факты как аргумент в пользу арктической прародины ариев и вообще всех индоевропейцев. А может, и всего человечества. С тех пор ученый мир раскололся: единицы принимают гипотезу Тилака, подавляющее большинство отвергает.
На мнение этого самого большинства существенное воздействие оказывают далекие от науки факторы.
Во-первых, Тилак был политически неблагонадежен с точки зрения британских колонизаторов. Иначе говоря, он был стойким борцом за независимость Индии и ради этого в годы Первой мировой войны пытался наладить сотрудничество с кайзеровской Германией и султанской Турцией. Так что англичане постарались дискредитировать Тилака перед миром «белых» во всех отношениях, включая и его научные взгляды.
Во-вторых, западная наука вообще не склонна принимать всерьез мнение человека, к ее цивилизации не принадлежащего.
Что же такого крамольного сказал Тилак? Он подверг анализу мифологическую картину не только индийских Вед, но и Авесты - священной книги древних иранцев. И указал на то, что в этих источниках (особенно в Ведах) отражены физические реалии приполярных областей Земли.
В частности, долгая зима (десять месяцев в году, согласно Авесте), регулярно замерзающие и вскрывающиеся воды. Но самое главное - полярная ночь, долгие полярные сумерки, а также светлое время года, включающее только десять лунных месяцев.
Тилак показал, что эти же представления содержатся в мифах всех индоевропейских народов, но в Ведах и Авесте они сохранились полнее.
Выводы, которые сделал Тилак, оказались довольно радикальными. Кроме того, он попытался увязать их в единую схему с историей ледниковых периодов Земли. Тилак утверждал, что прародина ариев располагалась вблизи Северного полюса в более теплые климатические эпохи. Начавшееся похолодание вынудило ариев переселяться на юг.
Так начались расселение индоевропейской общности и ее распад. То, что картина климатической истории Земли оказалась сложнее, чем представлялось во времена Тилака, и датировки, к которым он пытался привязать историю ариев, не подтвердились, послужило третьей важной причиной недоверия к его гипотезе.
Однако, если даже гипотеза Тилака неверна в ряде своих существенных компонентов, отмеченные им факты все же нуждаются в объяснении. Ясно только то, что религиозные представления ариев действительно отражают знакомство с жизнью в северных областях Евразии.
Гипотеза Тилака не может быть принята в ее буквальном изложении. Но это не причина, чтобы начисто отрицать наличие в ней рационального зерна. Сведения о близком знакомстве предков индоевропейцев с приполярными областями Земли могут быть по-новому истолкованы исходя из современных представлений о древнем климате и палеогеографии нашей планеты. Нет оснований совсем исключать Арктику из ареала обитания людей древних эпох.
Бросок на юг
Итак, 4 тысячи лет назад племена ариев, жившие предположительно в степях Урала и Причерноморье, а до того -в более северных областях, переселяются на юг. Сначала - в Иран, затем - дальше, в Индию. Следует отметить, что Индия тогда была заселена темнокожими народностями, предками нынешних дравидов. Арии же были типичными представителями европейской расы, белокожими.
Проникновение ариев в Индию было не единовременным действием, а процессом, растянувшимся на сотни лет. Этот период в истории Индии называют арийским, или ведийским. Именно в эту эпоху созданы величайшие памятники индийской и мировой культуры - поэтические эпосы Махабхарата и Рамаяна. Ведийская цивилизация - во многом загадка для ученых. На эту тему есть много домыслов, спекуляций и теорий.
С уверенностью можно сказать лишь следующее. К середине II тысячелетия до нашей эры на территории Северной Индии уже существовала цивилизация ариев, основой миропонимания которых являлись Веды и ведийская литература. Эти древние священные тексты, помимо чисто религиозных функций, являлись хранилищем знаний во всех областях жизни: военном деле, медицине, градостроении, математике, астрономии, музыке.
До нас дошли лишь некоторые памятники ведийской литературы. Наиболее известные из них - Махабхарата и Рамаяна, а также четыре Веды, Упанишады и другие писания. Именно в это время индийское общество стало делиться на сословия (варны): шудр (тогдашний пролетариат), вайшьев (торговцев и земледельцев), кшатриев (воинов и правителей) и брахманов (жрецов и наставников) - традиция, которая со временем превратилась в кастовую систему и распространена в Индии до сих пор.
Огнем и мечом
Расселение ариев по Индостану шло медленно и растянулось на века. Нижнего течения Ганга они достигли лишь к VI веку до нашей эры. Южную Индию арии так и не смогли заселить вплоть до настоящего времени. Это были не простые военные экспедиции, заканчивавшиеся возвращением воинских дружин к прежним местам обитания. Это было планомерное вторжение. Причем захватчики проходили по землям своих противников, что называется, огнем и мечом.
Основой экономики ариев были земледелие и скотоводство. Арии также были умелыми воинами, которые часто воевали с другими арийскими и дравидскими племенами, заселявшими в то время Северную Индию. В отличие от предыдущей цивилизации, арии имели развитое вооружение, включая колесницы. Они строили крепости, остатки которых сохранились до сих пор (например, на территории древней столицы Индрапрастхи возле Дели), а также умелую, продуманную технику ведения боя. Постепенно арийские племена оттеснили темнокожие дравидские народы на юг Индии.
К середине II тысячелетия до нашей эры на территории Северной Индии - от Гималаев до Виндийских холмов и от Афганистана до Бангладеш - из разрозненных племен стали образовываться крупные племенные группы, которые впоследствии образовали царства. К концу ведийского периода в Северной Индии было шестнадцать крупных арийских царств.
В Ведах существуют рассказы о неких чудесных образцах оружия, которым сражались боги ариев. Например, рассказывалось о виманах - летательных аппаратах, с помощью которых можно было с огромной скоростью перемещаться по воздуху. Или об ужасном оружии бога Индры, действие которого напоминало ядерные бомбардировки. Можно, конечно, посмеяться над фантазией древних составителей Вед, если бы не один археологический объект, найденный на территории нынешнего Пакистана.
Речь идет о Мохенджо-Даро (в переводе с языка синдхи - «холм мертвых»).
До сих пор археологи точно не могут сказать, как на самом деле назывался этот город и кто его населял. Точно известно лишь одно - это один из самых великих из городов древности. И один из самых загадочных - он погиб около 3700 лет назад при весьма необычных и до сего времени не выясненных обстоятельствах.
Подобные древние мегаполисы редко приходят в упадок внезапно. А в Мохенджо-Даро все указывало на то, что катастрофа наступила внезапно, почти мгновенно. Наиболее распространенное мнение - что город пал во время нашествия ариев. В трудах некоторых археологов сообщалось, что при раскопках были обнаружены следы битвы.
В одном из домов были найдены скелеты тринадцати мужчин, женщин и одного ребенка. Их останки носили признаки внезапной смерти. Но они не были убиты и ограблены - на некоторых находились браслеты, кольца, бусы. По всему городу археологи натыкались на подобные группы скелетов, которые свидетельствовали, что перед своей гибелью люди свободно ходили по улицам и были застигнуты смертью врасплох.
Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то катастрофы. Она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и полной гибели целого города. Интересно и то, что практически одновременно с Мохенджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.
Античная Хиросима?
Весьма оригинальную версию гибели Мохенджо-Даро изложили в своей книге «Атомный взрыв в 2000 году до нашей эры» англичанин Дэвид Дэвенпорт и итальянец Этторе Винченти. Английский исследователь культуры и языков Древней Индии Дэвенпорт, знаток санскрита, родился и некоторое время жил в Индии. Он был одержим идеей перевода древнеиндийских текстов с санскрита на английский язык и объективной интерпретации философского значения и исторических фактов, изложенных в этих текстах.
Он также прожил двенадцать лет в Пакистане, изучая руины Мохенджо-Даро. Дэвенпорт совместно с Винченти установил, что примерно 3700 лет назад на вершине холма, вокруг которого был построен Мохенджо-Даро, прогремел взрыв огромной силы, похожий на воздействие атомной бомбы. Исследователи разместили в упомянутой книге схему разрушения зданий.
Если посмотреть на нее внимательно, можно увидеть четко очерченный эпицентр, внутри которого все строения сметены. По мере движения от центра к периферии разрушения уменьшаются, постепенно сходя на нет.
Становится понятным, почему окраинные здания являются наиболее сохранившимися строениями Мохенджо-Даро. При внимательном осмотре разрушенных зданий авторы установили, что диаметр эпицентра взрыва составляет около 50 метров. На этом месте все кристаллизовано и расплавлено, все строения стерты с лица земли. На расстоянии до 60 метров от центра взрыва кирпичи и камни оплавлены с одной стороны, что указывает на направление взрыва.
Исследователи также установили, что древний город разрушили три мощные ударные волны, распространившиеся на милю от эпицентра взрыва. Среди руин в районе с радиусом свыше 400 метров разбросаны куски глины, керамики и некоторых минералов, которые подверглись быстрому оплавлению. Все люди, кто находился в эпицентре, мгновенно испарились, поэтому археологи не нашли там скелетов.
Исследователи отправили так называемые черные камни, которые были разбросаны по улицам города, в Институт минералогии Римского университета и в лабораторию Национального совета исследований (Италия). Выяснилось, что черные камни - это осколки глиняной посуды, спекшиеся при температуре около 1400-1600 градусов, а потом затвердевшие.
Из одного корня
Итак, древние арии ушли завоевывать Индию и там остались навсегда. Но все ли они откочевали со своей прародины? Ученые полагают, что нет. В XVI-XIII веках до нашей эры в Северной Месопотамии (Северном Ираке) существовало государство Митанни. Сохранившиеся имена многих его правителей говорят о том, что они были ариями. Они поклонялись тем же богам, что и ведийские арии, - Индре, Митре, Варуне.
Среди индийцев иногда попадаются голубоглазые, но не имеющие в роду связей с европейцами. Проснувшиеся гены ариев?
Считается, что митаннийские арии жили уже после того, как арийская группа разделилась на индоариев и иранцев. Причем митаннийцы были именно индоариями, точнее «протоиндоариями», так как до Индии они не дошли.
Не следует представлять миграцию древних ариев однонаправленным процессом - только с севера на юг. Заселение ими Ирана и Индии известно лучше лишь потому, что в этих землях позднее сложилась цивилизация, сохранившая память об их приходе. Какие-то группы ариев, вероятно, двигались со своей прародины на север, запад или восток. Какая-то часть индоариев пришла даже на Балканы!
Ну а сами арии стали прародителями народов, разговаривающих на языках, принадлежащих к индоевропейской группе. В числе их и наши соотечественники. Так что древние арии - наши предки, о которых забывать не стоит.
Читайте также: