Миграция арабов во францию
Приезжать во Францию иностранцы стали еще с XVII века. К 1851 году иностранцы составляли лишь 1% населения, к 1872-му - 2%, причем в основном это были соседи - бельгийцы. По-настоящему массовая иммиграция во Францию началась довольно поздно - в конце XIX века. За счет массовой иммиграции из Италии к концу века иностранцев было уже 3%. И вплоть до 1914 года число иммигрантов держится на этом уровне - чуть более 1 млн человек. Этот "заезд" иностранцев сами французы привыкли называть первой волной иммиграции.
Четвертая волна
Четвертая волна, начавшаяся в середине 80-х, отличается от всех остальных изменившимся национальным составом иммигрантов, их целями и условиями жизни во Франции. В основном это уже африканцы (арабы и негры); они едут не столько работать, сколько жить во Франции; они едут в районы компактного проживания своих соплеменников - в ставшие уже арабскими пригороды французских городов.
Сработало сразу несколько факторов. Во-первых, экономическая ситуация в большинстве соседних с Францией стран выправилась, а потому радикально сократилось число иммигрантов из Португалии, Испании и Италии. Во-вторых, во Франции осела значительная часть третьей волны иммиграции, а потому во французских городах образовались уже компактные поселения арабов, где основную массу составляли уже родившиеся во Франции арабы. В-третьих, изменилась социальная политика, и вновь приезжающие арабы занимали теперь не новые рабочие места, а те, которые не захотели занимать их натурализовавшиеся сверстники, поскольку выбрали жизнь на пособии. По расчетам французских экономистов, если раньше иммигранты приезжали в пропорции 0,7 человека на рабочее место, то сегодня эта пропорция (с учетом и детей иммигрантов) - 3-4 человека на необходимое рабочее место.
В 80-х годах обнаружилась и основная особенность африканской иммиграции. Как пишет замечательный французский историк Фернан Бродель , "дети иммигрантов-мусульман оказались в положении отверженных и сами отвергают ассимиляцию, которая часто удавалась их отцам". Интересно, что во втором поколении ассимиляция иммигрантов-мусульман идет труднее, чем в первом. Этот феномен сам Бродель объяснял близостью арабских стран, высокой рождаемостью в них и активностью ислама не столько как религии, а как культуры и образа жизни.
За последние 20 лет активность ислама нисколько не уменьшилась, он стал реальным центром силы в мировой политике, что еще больше обострило проблемы адаптации иммигрантов четвертой волны. Как отмечал еще в прошлом году в интервью "Эксперту" Паскаль Лами , тогда еврокомиссар по торговле, а ныне глава ВТО, "специфика Франции в том, что у нее нет исторически отлаженной модели ассимиляции".
Почему во Франции живет так много мусульман и станут ли они здесь большинством?
Французская мусульманская община - одна из самых больших в Европе. Около 6 миллионов (10%) от примерно 67 млн человек. Больше европейских мусульман - только в России, где мусульман насчитывается около 14 млн от примерно 146 млн населения.
Но почему же во Франции такая значительная исламская умма (община)?
«Без паранджи? Позорище»
В отличие от халявщика Мохаммеда 33-летний Нусреддин из Марокко – законопослушный налогоплательщик: он владеет магазинчиком мясных продуктов в районе Шато-Руж. Однако Францию кроет последними словами. «Запретили нашим женщинам закрывать лицо, моя супруга должна выходить на улицу без паранджи! Что скажут соседи? Позорище». В прошлом году на Нусреддина пожаловались: тот резал на улице барана – вытекло много крови, и процедуру видели школьники младших классов. Мясник обратился в суд, назвав жалобщиков «фашистами, не уважающими чужую культуру». «Я соблюдаю традиции нашего народа, – объясняет он мне с возмущением. – Какие могут быть претензии? Когда французы захватили Марокко и установили свои порядки, нас никто не спрашивал». На мой вопрос, почему он не возвращается домой, Нусреддин искренне удивляется: «Там проблемы с работой, во Франции мне проще». В Шато-Руж доля иммигрантов достигает 75%, европейца на улице встретить нелегко. Всюду халяльные рестораны, надписи на арабском, лавочки с хиджабами. На светлокожих людей смотрят с подозрением, предполагая, что это переодетые полицейские. Я достаю фотоаппарат и тут же встречаю шквал ругательств. На меня кричат сразу несколько человек – озлобленно, размахивая руками. «Какого хрена тебе нужно в нашем районе? Женщин наших фотографируешь? Убери камеру, иначе морду разобьём». Пост полиции неподалёку, но стражи порядка просто советуют мне уехать: «Тут правда небезопасно для вас». – «Даже среди бела дня?» – «Здесь свои законы, дорогой месье».
Не тот Париж… Французы против мусульман: все не так просто.
Как говорится, заметка на злобу дня – на тему последних мусульманских терактов во Франции. Итак. История взаимоотношений Франции и французов с исламским миром длинна и запутанна (впрочем, как и у других европейских наций). Она полна противоречий и смены периодов открытой вражды на дружеские отношения и обратно. Но в целом, можно выделить такие основные этапы. Заодно сопровождаю заметку тематическими фото из Парижа, на засилье арабов и афрофранцузов в котором жалуются очень многие туристы.
Арабские шаверма и халяль на бульваре Клиши в Париже. У французов есть даже такое выражение - "араб на углу". Это магазинчик мелких торговцев-иммигрантов, который работает во внеурочное время, когда все приличные буржуа, владельцы и сотрудники сетевых супермаркетов или одиночных бутиков давно отдыхают или спят. В Германии их роль выполняют турки, в Великобритании - индийцы. Без них даже купить сигареты в выходные - большая проблема. Арабские шаверма и халяль на бульваре Клиши в Париже. У французов есть даже такое выражение - "араб на углу". Это магазинчик мелких торговцев-иммигрантов, который работает во внеурочное время, когда все приличные буржуа, владельцы и сотрудники сетевых супермаркетов или одиночных бутиков давно отдыхают или спят. В Германии их роль выполняют турки, в Великобритании - индийцы. Без них даже купить сигареты в выходные - большая проблема.1. Период обороны от мусульман.
В 711 году Арабский халифат, ранее поглотивший остатки Римской и персидской империй на юге и востоке, во главе с династией Омейядов вторгся из Африки на территорию Иберийского полуострова. За 20 лет мусульмане полностью захватили его. Последующая Реконкиста (возвращение от арабов исконных земель) заняла у правителей Португалии и Испании не один век.
Омейяды не остановились на достигнутом и продвинулись вглубь Франции – в Аквитанию и Бургундию. Остановить их удалось только в битве при Пуатье в 732 году (в арабских источниках известна как Битва когорты шахидов). Глава франков из династии мажордомов (домоправителей) Карл Мартелл («Молот») разбил в сражении у города Тура мусульман, во главе которых стоял Абдур-Рахман ибн Абдаллах. Эта эпичная битва заложила основы для доминирования франков во всей Европе и спасла значительную часть еще небольшого христианского мира от поглощения исламом.
Многонациональная публика в самом центре Парижа - у торгового центра Ле Алль. Ранее здесь располагался знаменитый Центральный рынок, воспетый еще Эмилем Золя в его романе "Чрево Парижа". Многонациональная публика в самом центре Парижа - у торгового центра Ле Алль. Ранее здесь располагался знаменитый Центральный рынок, воспетый еще Эмилем Золя в его романе "Чрево Парижа".Король франков Карл Великий короновался в Риме как первый германский император и в отношениях с мусульманами выступал уже в роли лидирующей стороны. В 777 году он принял исламского правителя испанской Сарагосы, просившего о помощи против эмира Кордовы Абд ар-Рахмана. Но в 778 году, оказавшись в Испании во главе огромной армии, Карл потерпел неудачу под Сарагосой, где его предали вчерашние союзники. Тогда франки двинулись в страну басков, где захватили и разрушили христианскую Памплону. На обратном пути в Ронсевальском ущелье баски перебили арьергард франков, что послужило причиной создания знаменитой «Песни о Роланде».
Турецкий кебаб на бульваре Клиши в Париже. В Германии такие кебабные очень популярны среди немецких студентов, рабочих и даже среднего класса. Турецкий кебаб на бульваре Клиши в Париже. В Германии такие кебабные очень популярны среди немецких студентов, рабочих и даже среднего класса.2. Период давления на мусульман. Крестовые походы.
В последующие века окрепшая Европа, включая Францию, выступала в роли наступающей стороны. Самым ярким проявлением стали легендарные крестовые походы XI-XV веков, в первую очередь походы 1096-1272 годов в Палестину, направленные на освобождение святынь христианства от захвативших их турок-сельджуков. В 1071 году в их руки перешёл Иерусалим с главными святынями христиан. Несколько столетий до этого город находился под властью арабов, но они терпимо относились к христианам и паломникам из Европы. Новые хозяева стали подвергать поруганию христианские храмы, ущемлять права христиан, чинить препятствия паломникам.
Возмущенный этим отшельник Пётр Амьенский родом из Пикардии (с северо-востока Франции), вернувшись из паломничества, отправился в Рим к папе Урбану II, а затем по городам и весям Европы, проповедуя поход для освобождения христиан и Гроба Господня. В 1095 году на церковном соборе представителей католической церкви в городе Клермон на юге Франции Урбан II призвал к походу на Восток.
Мусульманские туристки (слева в платках) фотографируют знаменитое кабаре "Мулен Руж" на бульваре Клиши. Многие русскоязычные туристы, привлеченные дешевизной местных гостиниц и близостью богемного Монмартра, останавливаются на ночлег именно здесь. А зря - бульвар Клиши еще с XIX века является кварталом красных фонарей, который в XX веке освоили эмигранты всех мастей. Мусульманские туристки (слева в платках) фотографируют знаменитое кабаре "Мулен Руж" на бульваре Клиши. Многие русскоязычные туристы, привлеченные дешевизной местных гостиниц и близостью богемного Монмартра, останавливаются на ночлег именно здесь. А зря - бульвар Клиши еще с XIX века является кварталом красных фонарей, который в XX веке освоили эмигранты всех мастей.Так была запущена целая серия наступательных войн: последний (девятый) крестовый поход в первоначальном значении состоялся в 1271-1272 годах. Европейские рыцари (в том числе французские) создали на территории Палестины, Сирии, Кипра, Греции, Малой Азии и других регионов Ближнего Востока ряд западнохристианских государств, которые просуществовали пару-тройку веков, после чего вновь были завоеваны мусульманами. Последние крестовые походы предпринимались в XV веке и были направлены против чешских гуситов и турок-османов.
Крестовые походы содействовали падению в Европе феодализма, развитию медицины и науки, торгового и ремесленного сословий за счет упадка рыцарского (дворянского), уходившего на восточные войны. Ослабилось крепостничество: крестьяне уходили в походы или выкупались на волю у дворян, нуждавшихся в средствах на войну против мусульман. Большее развитие получили мореплавание, торговля со странами Востока, освоение новых для Европы технологий (например, производство шелка и фарфора). Правда, крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь – столица Византии, но от этого только выиграли итальянские торговые республики.
"Каштаны негры продают на площади Вандом" - поется в одной песенке Олега Митяева. "Афрофранцузы" активно торгуют сувенирами у смотровой площадки напротив Эйфелевой башни. "Каштаны негры продают на площади Вандом" - поется в одной песенке Олега Митяева. "Афрофранцузы" активно торгуют сувенирами у смотровой площадки напротив Эйфелевой башни.3. Период давления на мусульман. Колониальные империи.
В истории Франции колониальный период условно делится на два периода: до наполеоновских войн и после. Первая французская колониальная империя существовала в 1546-1809 годах и располагалась преимущественно в Северной Америке (Канада и Луизиана). Вторая существовала в 1814-1962 годах преимущественно в Африке и Азии. В период наполеоновских войн Францию больше интересовала сама Европа: в 1812-1814 годах корсиканский император контролировал территории современных Бельгии, Нидерландов, Германии, Италии, Балкан…
Еще в XVIII веке Британская империя стала вытеснять Францию из Северной Америки и других ее колоний, а в 1803 году французы сами продали Луизиану нарождающимся США. Эти потери они компенсировали с 1830 года, начав вторжение в Алжир с последующей колонизацией регионов Африки и Азии. Французы следовали по пути крестоносцев, захватывая Тунис, Марокко, Сирию, Киликию в Малой Азии… Затем последовали более дальние страны: Конго и Нигер в глубине Африки, Индокитай…
Многим мусульманам не чужда европейская культура. Вот, например, арабки (судя по виду, скорей всего сирийки) катаются на катке на рождественском рынке в саду Тюильри, пока хмурый пацанчик ожидает их (не одобряет). Многим мусульманам не чужда европейская культура. Вот, например, арабки (судя по виду, скорей всего сирийки) катаются на катке на рождественском рынке в саду Тюильри, пока хмурый пацанчик ожидает их (не одобряет).4. Эпоха распада европейского колониализма.
Период после окончания Второй мировой войны стал эпохой распада европейских колониальных империй. Для Великобритании самой большой утратой была потеря Индии (включая современные Бангладеш и Пакистан), а для Франции – Индокитая и Алжира. Алжирская война (1954-1962) во французской истории – такой же болезненный конфликт распада империи, как в американской – Вьетнамская, а в российской – Афганская (для сравнения подходит более недавний конфликт, но не будем).
Несмотря на военное превосходство и поддержку прочих стран НАТО, включая такие могущественные, как Великобритания и США, Франция была вынуждена признать независимость Алжира. В конфликте с обеих сторон погибли десятки тысяч военных, а потери мирного населения оцениваются до полутора миллиона человек. Только в 1999 году французский парламент (Национальное собрание) официально признал боевые действия в Алжире войной: до этого использовался термин «восстановление общественного порядка».
Торговля сувенирами русской тематики на рождественском рынке в саду Тюильри. Девушка у прилавка - явно восточная славянка, а парень справа - скорей всего какой-нибудь алжирец. Хотя сами французы внешне бывают очень схожи с арабами. В защиту толерантности к иммигрантам надо сказать, что так называемый "паспорт Нансена" ввели специально для упрочения статуса эмигрантов, бежавших в Европу из Российской империи после революции 1917 года. Вплоть до 1950-х годов многие водители парижского такси были бывшими русскими князьями. Чем занимались в столице Франции русские княжны, история умалчивает. :) Торговля сувенирами русской тематики на рождественском рынке в саду Тюильри. Девушка у прилавка - явно восточная славянка, а парень справа - скорей всего какой-нибудь алжирец. Хотя сами французы внешне бывают очень схожи с арабами. В защиту толерантности к иммигрантам надо сказать, что так называемый "паспорт Нансена" ввели специально для упрочения статуса эмигрантов, бежавших в Европу из Российской империи после революции 1917 года. Вплоть до 1950-х годов многие водители парижского такси были бывшими русскими князьями. Чем занимались в столице Франции русские княжны, история умалчивает. :)Французы упорствовали до последнего: в 1960 году 17 стран Африки получили независимость от бывших колониальных метрополий, но Алжира среди них не было. Летом 1961 года активные боевые действия практически завершились, так как в них не было никакого смысла. Алжирцы перешли к тактике терроризма: к началу 1962 года они провели 5000 покушений в Алжире и 657 в самой Франции, включая более 10 покушений на президента Шарля де Голля. Независимость Алжиру дал сам французский народ - на референдуме, где более 90% граждан Франции высказались в поддержку соответствующих соглашений.
Жалобного вида дядечка (очень похожий на араба) пытается что-то впарить юной мадемуазель на площади у Лионского вокзала. Проходящий мимо "афрофранцуз" деловито ест мороженку. :) Жалобного вида дядечка (очень похожий на араба) пытается что-то впарить юной мадемуазель на площади у Лионского вокзала. Проходящий мимо "афрофранцуз" деловито ест мороженку. :)5. Наследие колониализма.
Еще в период распада колониальных империй в европейские метрополии хлынули беженцы из колоний, в случае с Францией - профранцузски настроенные жители Индокитая и Магриба (северо-западной Африки). В пост-колониальный период страна сама способствовала притоку иммигрантов из бывших колоний, проводя политику франкофонии - поддержки франкоязычного населения во всем мире независимо от его национального происхождения.
Свою роль сыграли и такие организации, как «Врачи без границ». Они активно боролись против распространенных в странах Африки эпидемий, распространяя вакцины и обучая местное население правилам гигиены. Итогом стал резкий рост выживаемости аборигенов, который при традиционно высоком уровне рождаемости начал создавать постоянный избыток населения (при малопроизводительной экономике). Разумеется, все эти новые люди отправлялись на поиск лучшей жизни в бывшую метрополию.
Во многом с подачи мусульманского населения Франции, в стране резко ухудшилась ситуация с насилием против женщин. Возник даже новый термин - феминицид (убийство женщин). Насилию подвергаются даже 76-летние мадам (прямо раскольниковщина какая-то - бабушку убили топором). Во многом с подачи мусульманского населения Франции, в стране резко ухудшилась ситуация с насилием против женщин. Возник даже новый термин - феминицид (убийство женщин). Насилию подвергаются даже 76-летние мадам (прямо раскольниковщина какая-то - бабушку убили топором).Сначала идеи покаяния перед бывшими угнетаемыми и толерантности к иным культурам преобладали. Франция, как и другие страны Западной Европы, в 2000-х годах даже напустила к себе в качестве политических беженцев откровенных чеченских террористов. Однако постепенно стало приходить прозрение: на протяжении истории христианство и ислам почти всегда были конкурентами.
В 2004 году с подачи президента Жака Ширака французский парламент одобрил запрет на демонстрацию «видимых признаков религиозной принадлежности» учениками школ. Речь шла прежде всего о мусульманских платках, но также и об иудейских кипах и больших христианских крестах. Во французских школах запретили ношение хиджабов, но это не касается других общественных мест. Европейский суд в Люксембурге также разрешил работодателям запрещать сотрудницам-мусульманкам носить на рабочем месте хиджаб.
Женская логика неумолима: французские феминистки требуют с нынешнего президента Макрона. один миллиард евро, чтобы покончить с сексуальными домогательствами и насилием над женщинами. Как будто он сам этим занимается. У него жена сама кого хочешь ушатает. :) Женская логика неумолима: французские феминистки требуют с нынешнего президента Макрона. один миллиард евро, чтобы покончить с сексуальными домогательствами и насилием над женщинами. Как будто он сам этим занимается. У него жена сама кого хочешь ушатает. :)В 2009 году с критикой бурки (одеяния, которое закрывает лицо и тело женщины, оставляя прорезь для глаз) выступил президент Франции Николя Саркози. Год спустя паранджу в общественных местах запретили законодательно. В 2016 году после очередного теракта в Ницце, в курортных городах юга Франции ввели запрет на ношение буркини (купального костюма для мусульманок). Однако несколько правозащитных организаций опротестовали решение в Государственном совете, и запрет приостановили. Скорее всего, новые теракты со стороны мусульман осенью 2020 года в Париже и Ницце повлекут за собой все новые ограничения. Противостояние ислама и христианства во Франции выходит на новый виток.
Характерная сценка в столице Франции: "настоящие парижане". Забавно, но это Севастопольский бульвар, который ведет к Сталинградской площади (правда-правда). Характерная сценка в столице Франции: "настоящие парижане". Забавно, но это Севастопольский бульвар, который ведет к Сталинградской площади (правда-правда).И для любителей отдыха в Турции - известный клип из фильма "Турецкий Гамбит". Российская империя за всю свою историю больше всего воевала с такими противниками, как Шведское королевство и Османская империя. А теперь мы друзья. но всегда все настороже по обе стороны. :)
Также читайте на моем канале:
И напоследок, немного юмора - клип группы "Ленинград" - "Не Париж":
Избивают за бутерброд
Политика Франции, да и других государств ЕС, строилась на следующем: вот приедут к нам мигранты, увидят, как мы замечательно живём, и захотят устроить свои семьи по нашему образцу. И воспитают своих детей как настоящих французов. Но ничего подобного не произошло. «Французские солдаты в Алжире (имеется в виду «освободительная война» алжирцев в 1954–1962 гг. – Авт.) уничтожили семь человек из моих родственников, – злится Халед, родившийся во Франции 15 лет назад. – И я обязан уважать эту страну? Её нация столетиями убивала, насиловала, грабила страны Африки, выкачивала все ресурсы – из-за них Алжир сейчас живёт в нищете. Они мне должны, а не я им!» Халед часто ворует в магазинах понравившиеся продукты и материт законодательство: «Чёртовы французы требуют: несёшь сумку, у тебя должен быть чек на всю сумму покупок, каждый полицейский может проверить. Гады». Четыре исламиста, совершивших 13 ноября 2015 г. самый кровавый теракт в истории Парижа (130 убитых и 423 раненых), родились в соседней Бельгии, а трое других боевиков – в небольших французских городах. Такое уже не редкость – дети иммигрантов, появившиеся на свет во Франции, прекрасно говорят на французском, но ненавидят страну и её жителей. В мае прошлого года во время мусульманского поста Рамадан в Шато-Руж избили человека: во-первых, он ел днём на улице (что запрещено во время Рамадана), а во-вторых, его обедом являлся сандвич со свининой. Иммигрантские пояса, окружающие крупные города Франции, превратились в гетто: их обитатели живут так, словно не уезжали из Африки. «Они нас побеждают, – вздыхает водитель автобуса Марсель Дюран, вынужденный в 2003 г. переехать из Сен-Дени в другой район Парижа. – Мне надоело. Я здесь родился. Но машину у дома не поставишь – разобьют стекло, вытащат всё содержимое. Вечером лучше не ходить – у девушек вырывают сумочки, у мужчин отнимают часы и кошельки: в ход часто идут ножи. Ночью полицейские по вызову в Сен-Дени просто не приезжают – говорят, есть опасность, что нападут толпой и отнимут огнестрельное оружие. И главное, нельзя прямо сказать: араб украл у меня бумажник. Начинаются обсуждения: как вы могли, где ваша толерантность, беженцам и так пришлось несладко. Я не скрываю, что голосую за правых – «Национальный фронт». Сил моих больше нет».
Третья волна
С 1956 года начинается третья волна. К 1976 году во Франции уже около 4 млн иммигрантов (7% населения). Изменилась и национальная структура иммигрантов: 22% - португальцы, 21% - алжирцы, 15% - испанцы, 13% - итальянцы, 8% - марокканцы, 4% - тунисцы, 2,5% - негры из "черной Африки", 1,5% - турки. Получилось так, что постепенно арабы и выходцы из "черной Африки" начали доминировать среди иммигрантов. Был и еще один фактор - примерно в 50-е годы начинается разрыв в рождаемости среди французов и иммигрантов. В арабских семьях в среднем по пять-шесть детей, у португальцев - по три ребенка, а у коренных жителей - не больше двух. По мере того как иммигранты обживались во Франции, рождаемость в семьях несколько сокращалась, но все равно оставалась значительно более высокой, чем во французских.
Дополнительную силу третьей волне иммиграции придали события, связанные с войной в Алжире. После того как Алжир получил независимость, больше миллиона французов переселилось из этой страны во Францию. Кроме того, Франция приняла служащих североафриканского вспомогательного войска с их семьями - всего 400 тыс. североафриканцев. А поскольку им сразу было предоставлено французское гражданство, статистика среди иммигрантов их не числила. У этой категории французских граждан одна важная особенность - они оказались чужаками как для французов, так и для своих соплеменников из Алжира, которые сохраняли долгое время связь с родиной.
Третья волна, как и вторая, все еще была рабочей, после трех-пяти лет работы во Франции многие возвращались обратно на родину. Однако постепенно количество осевших увеличивалось, у них вырастали дети, родившиеся во Франции и никогда не бывавшие в Алжире, Марокко или Тунисе.
Платят, чтобы они уехали
Возле Эйфелевой башни тусовка чернокожих торговцев – расстелив платки, они разложили на них нехитрые сувениры и зазывают туристов. Стоит появиться полицейскому – африканцы быстренько хватают платок за четыре угла, завязывают и скрываются с пожитками. Это откровенные нелегалы, живущие во Франции на птичьих правах. Множество иммигрантов днями и ночами работают в лавочках Шато-Руж и Сен-Дени за 500 евро в месяц, хотя минимальная оплата труда в стране составляет 1521 евро. Из знаменитой «европейской волны беженцев» 2015 г. во Францию попали 500 тысяч человек и 300 тысяч… просто растворились. Их элементарно не могут найти. Они-то и являются сотнями тысяч безмолвных рабочих, подпольным миром «чёрного труда» французских городов. Правительство выплачивает 2500 евро наличными каждому нелегалу, кто добровольно согласится покинуть Францию и вернуться на родину. Желающих почти не находится. Все хотят остаться в богатом Евросоюзе навсегда, а в перспективе – перетащить сюда жену и детей, дабы превратить ЕС в Алжир и Ливию.
Злорадствовать над «загнивающей Европой» ни к чему. Лучше сделать выводы и постараться научиться на их ошибках. Ведь проблемы с мигрантами есть и у России.
Сара, Сабрина и Ламия: Франция глазами мигрантов
Проблема мусульманской иммиграции для Европы приобрела совершенно катастрофические масштабы. Особенно страдает Франция, которая принимает иммигрантов из африканских стран еще с конца XIX века, время от времени переживает резкие их наплывы, как после падения режима Каддафи в Ливии. По некоторым оценкам, Пятая республика уже почти на треть состоит из иммигрантов-мусульман в разных поколениях. А учитывая более высокую рождаемость среди арабского и африканского населения, в обозримой невооруженным взглядом перспективе Французская Республика станет полностью мусульманской.
Государство долго пыталось выстраивать контролируемую стратегию иммиграции, декларировало задачу построения толерантного общества, справедливый мир при подчеркнутом уникальном разнообразии сограждан. Но сегодня эксперты все громче признают, что политика мультикультурализма провалилась.
С одной стороны, мигранты плохо интегрируются во французское общество. С другой стороны, трансляции неравенства через СМИ посвящены целые исследования. Праздничные панно по всей Франции «Счастливого Рамадана» соседствуют с жесткими высказываниями журналистов, которые фактически приравнивают ислам к терроризму, радикализму, считают основной угрозой стране и Западу в целом.
Полная версия этого материала доступна только подписчикамЧитать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Треть населения Франции - мигранты и их потомки
Пару лет назад я студенткой отправилась на учебу в Париж. Но никогда бы не подумала, какими словами встретят меня жители самой романтичной столицы мира.
- Вы к нам впервые? Ох, мадемуазель, осторожнее! У нас развелось очень много этнических преступников! - предостерег меня разговорчивый сосед в самолете.
«Да ладно, что это он? - подумала я. - Ведь не к каким-нибудь моджахедам еду!»
Но по прилете другой дружелюбный француз лишь усилил мое удивление.
- Аккуратнее в поезде! Держитесь подальше от тех, кто не европейской внешности. Могут обчистить! - шепнул кассир, продавая билетик от аэропорта до города.
Приезжие здесь живут кланами, не спеша ассимилироваться и изучать язык. При этом государство тратит на программы интеграции несметные суммы: на образование, профподготовку, жилье, здравоохранение и обеспечение безопасности в среде мигрантов выделяется 36 миллиардов евро в год. Ну и что же в итоге?
А вот что. Летом там начался уникальный судебный процесс - о расизме в отношении белых. В центре Парижа три арабских парня избили бутылками парижанина, обзывая его «вонючим французом» и «грязным белым», за то, что тот якобы не дал им сигарет. Выражение «антибелый расизм» прочно вошло в лексикон французов.
КТО КОМУ ПОЛЕЗЕН
Власти вовсю убеждают сограждан: мол, если бы не дешевый труд мигрантов, то цены на местные товары взлетели бы до небес. И еще гаст-
арбайтеры якобы делают за французов грязную работу: например, 90% новых автодорог во Франции построены силами иностранцев.
Но на деле оказывается, что большая часть мигрантов как раз не работает. Они въезжают либо как беженцы, либо как члены семей (в миграционном законодательстве есть удобная лазейка - закон о воссоединении семьи). В итоге страну заполонили люди без квалификации и даже без образования.
Но безработица не заставляет их возвращаться домой. Те мигранты, у которых все документы правильно оформлены, получают пособие. На него им живется всяко лучше, чем на родине. Сейчас оно составляет 281 евро в месяц на взрослого и 184 евро - на ребенка. Да еще и медстраховку получают льготную. А захочется прибавления в семействе - пожалуйста: мигранткам при рождении ребенка выплачивается такая же субсидия, как любой француженке. Получается, приезжай хоть со всем гаремом, детьми и родственниками. А местные налогоплательщики обеспечат пребывание всей этой оравы на своей земле. В общем, Франция сама сделала себя землей обетованной для мигрантов.
«В МАРСЕЛЕ «КАЛАШЕЙ» БОЛЬШЕ, ЧЕМ В КАБУЛЕ»
Только те платят за заботу неблагодарностью. Социологи из Национального центра научных исследований подсчитали, что дети африканского происхождения уходят в преступность в 3 - 4 раза чаще, чем французские. В парижской агломерации треть подсудимых - мигранты. Среди них на первом месте цыгане, следующими идут выходцы из Африки, причем большая часть преступлений совершается мусульманами из стран Магриба (Марокко, Алжир, Тунис).
Город превратился в гигантское гнездо наркодилеров. Через него в Старый Свет попадает каннабис, который выращивают в Марокко и Алжире. Сюда же втекает поток наркотиков из Колумбии, который также проходит через Магриб, где его контролируют экстремистские группировки типа АКИМ («Аль-Каида исламского Магриба»).
ТАБОРЫ НА СЕНЕ
В августе французская пресса взахлеб обсуждала заявление мэра города Шоле (на западе страны) Жиля Бурдулекса. Приехав в лагерь цыган, которые отказывались разбивать табор в положенном месте, политик выдал: «Что ж, кажется, Гитлер истребил их недостаточно. »
Мэр, конечно, загнул, но его реакция очень показательна: недовольство цыганами во Франции близко к критической точке. В том же Шоле на 450 подсудимых-иностранцев приходится 231 румынский цыган. «По всей Франции рассеяны их таборы со всеми сопутствующими неприятностями: воровством, проституцией и болезнями, распространяющимися из-за антисанитарии», - пишет журналистка Кристин Алямашер.
Самое опасное в цыганских переселенцах - то, что они тянутся с Балкан целыми таборами, читай - устоявшимися мафиозными кланами. Пока дети занимаются мелким воровством, взрослые срезают кабели из цветных металлов на железных дорогах и торгуют крадеными автомобилями. Выдворить цыган оказывается не так просто. На деньги, которые власти выдают на добровольную репатриацию, бродяги благополучно делают круг по Европе и возвращаются обратно.
Впрочем, в этом вопросе у французов, похоже, правая рука не знает, что делает левая. Например, только что премьер-министр Франции социалист Жан-Марк Эро неожиданно поддержал идею парижских коммунистов компактно расселить цыган-мигрантов в зажиточном 16-м округе столицы. Мол, там они будут чувствовать себя комфортно. Жители округа уже в панике.
Или вот другой, совсем свежий казус. Пока большинство граждан поддерживают депортацию нелегальных гостей с Балкан, несколько тысяч парижских школьников вышли на массовые демонстрации и даже готовы объявить голодовку, протестуя против выдворения в Косово 15-летней цыганской девушки Леонарды Дибрани. Они требуют от правительства вернуть Дибрани, «потому что она такая же, как мы». Сама девушка угрожает вскрыть себе вены, так как, по ее словам, ей страшно находиться в Косово, где они живут под мостом и не имеют никаких перспектив.
Понятно, что во Франции эти перспективы куда радужнее, где многие из соплеменников Дибрани предпочитают плевать на законы и жить припеваючи.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Катрин ВИТОЛЬ ДЕ ВАНДАН, политолог, консультант Совета Европы, внешний эксперт Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев:
Альтернативы гастарбайтерам нет
- Во Францию ежегодно въезжают около 150 тысяч легальных иммигрантов. Власти пускают только квалифицированных специалистов, студентов, членов семей, беженцев, а также рабочих в те секторы экономики, где не хватает рук. Прочие въезжают нелегально и из-за этого оказываются неустроенными. Увы, но в условиях, когда французы не хотят устраиваться на некоторые должности, выполнять плохо оплачиваемую или связанную с повышенными рисками работу, особых альтернатив тому, чтобы и дальше допускать иммиграцию, нет.
Алексей МУХИН, директор Центра политической информации:
Нужен баланс интересов
- Толерантность и терпимость сыграли с Европой злую шутку. Эти шаблоны вынудили Францию действовать в отношении мигрантов в очень узком коридоре. Там они чувствуют себя в привилегированном положении, французам их трогать нельзя.
Россия отнюдь не идет по пути Европы. У нас больше места для маневров, мы можем открыто дискутировать, не обращая внимания на стереотипы. В России мигранты ощущают себя, наоборот, некомфортно. Задача властей - сделать так, чтобы им здесь выгоднее было бы регистрироваться по всем правилам. Но и чтобы при этом граждане России не чувствовали себя притесненными. Нужно выйти на баланс интересов и поддерживать его.
Возрастная категория сайта 18 +
Как мусульмане появились во Франции?
На самом деле, французы познакомились с исламом еще в VIII веке нашей эры, когда вождь франков разбил у Пуатье арабских завоевателей. После чего Франция столетиями граничила с мусульманской Испании. А на ее средиземноморье находился Фраксинет - база исламских берберов-пиратов.
Битва при Пуатье в представлении современных художников Битва при Пуатье в представлении современных художниковЗатем в новую эру Франция выступала главным европейским союзником Османской империи, даже сдав в XVII столетии турецким султанам "в пользовании" на некоторое время свой важный средиземноморский порт Тулон. Где по такому случаю на некоторое время церкви передали в мечети.
Но основное шествие на французскую землю ислам начал все же в начале XX-го века. Именно тогда тысячи арабских жителей огромной французской империи отдали за Францию свои жизни на фронтах первой мировой. И по такому случаю получили возможность построить в Париже большую мечеть.
Большая мечеть в Париже Большая мечеть в ПарижеВ 1950-е-1960-е годы Франция приняла из своих освободившихся североафриканских колоний десятки тысяч харки - арабов, воевавших на стороне Парижа против соплеменников. А также просто трудовых мигрантов, успевших перебраться в бывшую метрополию из Марокко, Туниса, Алжира. Как например, Смаил - отец знаменитого футболиста Зинедина Зидана.
Зидан с мамой и папой Зидан с мамой и папойПараллельно шло активное пополнение французской исламской общины из других частей стремительно сокращавшейся империи. Например, из Сенегала. В меньшем числе приезжали сюда также турки.
Мусульмане во Франции могут быть разного цвета кожи Мусульмане во Франции могут быть разного цвета кожиВ 1990-е годы местную умму щедро разбавили исламские переселенцы из бывшего СССР. Например, чеченцы, коих во Франции сегодня насчитывается несколько десятков тысяч человек.
Сегодня ислам во Франции - активная молодая и модная религия. В исламскую веру охотно переходят даже представители коренного населения. Классический пример: бывший игрок сборной страны по футболу, звезда мюнхенской Баварии, Франк (Биляль) Рибери .
Рибери делает молитву на поле Рибери делает молитву на полеИ толстый слой Алжира. Вокруг городов Франции образовались гетто мигрантов
Проблема мигрантов в Евросоюзе вовсе не в их количестве. А в том, что они начинают переделывать страну, куда приехали, под себя – с собственными законами и традициями. Тех, кто не согласен, обвиняют в расизме и дискриминации.
29-летний Мохаммед аль-Дауляти, перебравшийся во Францию из Алжира, не работает уже три года. Его жена тоже сидит дома – смотрит за четырьмя детьми. За квартиру в парижском пригороде Сен-Дени они отдают лишь 25% арендной платы – остальное компенсируют социальные службы. Мохаммеду выплачивают 650 евро в месяц как безработному с детьми, плюс на каждого ребёнка он получает дополнительное пособие в 184 евро. Недавно в социальной службе Мохаммеду невежливо указали: хорошо бы наконец-то найти себе работу. Это его обидело. Воспользовавшись услугами бесплатного адвоката, аль-Дауляти подал жалобу по обвинению в расизме. В разговоре со мной Мохаммед не скрывал: ему прекрасно живётся на французские пособия. «Вот на днях телевизор купили, дети в восторге. Я что считаю? Франция в своё время завоевала Алжир. Подавляла наше восстание, убила сотни тысяч человек. Пусть отвечают за сделанное и помогают жить моей семье». Ещё в 60-х годах XX века 45% иммигрантов во Францию были европейцами – ехали из Португалии и Греции. Сейчас больше половины приезжих – из Алжира, Туниса, Марокко. Всего в республике проживают 7 млн иммигрантов с Востока (11% населения), в основном – выходцы из Северной Африки. Но проблема не в этом. А в том, что они стараются жёстко переделать страну под себя.
Станут ли мусульмане большинством во Франции?
Немало экспертов предполагает, что уже к середине нынешнего века французские мусульмане с их великолепной рождаемостью могут стать большинством населения страны. Такие города как Париж, Марсель, Лион уже почти на четверть состоят из мусульманских мигрантов.
Мусульманская умма играет все большую роль в жизни государства.
Но все же есть немало сомнений в возможности тотального доминирования ислама на галльской почве.
Хотя бы потому что во Францию активно едет (и рожает тут) немало и неисламских мигрантов: выходцев из центральной Африки, Южной Америки, Китая и Вьетнама, с Украины и из России. Страна растет отнюдь не только за счет мусульман.
Население Франции активно пополняют, к примеру, и китайцы Население Франции активно пополняют, к примеру, и китайцыКроме того, среди французских мусульман не так уж и силен твердый настрой в вере. Большинство молодых французов из арабских, турецких и других семей предпочитает копировать стиль поведения скорее афро-американцев, нежели жителей Саудовской Аравии. Молодежи, активно требующей введения во Франции шариатского права, не так уж и сильно много.
Но в любом случае, Франции гораздо больше придется считаться со своими многочисленными гражданами мусульманского вероисповедания.
Вторая волна
После первой мировой войны во Францию хлынула вторая волна иммиграции - куда более массовая. В первую очередь это была трудовая иммиграция - во Франции не хватало рабочих рук, а условия оплаты труда были значительно выше, чем во многих странах Европы, не говоря уже про африканские колонии. Иммигранты ехали уже не только из Италии и Бельгии, но и из Испании, Польши (в 1920 году масса польских крестьян переселилась на север Франции, чтобы работать в шахтах и на фермах). Именно в первые десятилетия XX века началась массовая иммиграция из стран Северной Африки. Если сначала ехали европейцы, осевшие в Магрибе, то к 1920 году во Францию поехали и этнические арабы. Помимо рабочей иммиграции была и массовая политическая - речь прежде всего идет о тех, кто уехал из большевистской России.
В 1931 году в стране уже почти 3 млн иммигрантов (7% населения). Однако в большинстве своем это были именно временные рабочие, оседать навсегда во Франции они и не собирались, а потому за годы экономического кризиса 30-х и Второй мировой войны не только остановился приток иммигрантов, но и численность уже приехавших сократилась почти вдвое - к 1946 году их было 1,5 млн человек.
Читайте также: