Миф о путешествии аргонавтов северное причерноморье в поэмах гомера
Волшебница Медея варит барана, омолаживая его, на глазах у Пелия и его дочерей. Прорисовка древнегреческой чернофигурной вазы.
Аргонавты
Фрикс и Гелла. — Герой Ясон, человек об одной сандалии. — Корабль Арго. — Женщины Лемноса. — Царь бебриков. — Финей и Гарпии. — Симплегадские скалы. — Стимфальские птицы. — Волшебница Медея. — Быки Ээта. — Дочери Пелия. — Ярость и мщение Медеи.
Фрикс и Гелла
Древнегреческий миф об Аргонавтах сложился, вероятно, под впечатлением ужасов, которые переживали мореплаватели в те отдаленные времена, когда искусство управлять кораблем было только в зачаточном состоянии и когда подводные камни, бури, скалы и сильное течение представлялись глазам напуганных путешественников чем-то сверхъестественным.
Поход этот был предпринят с целью отыскать золотое руно, о происхождении которого рассказывается следующее.
Гермес подарил барана (овна), шерсть которого была золотой, царице Нефеле, жене минийского царя Афаманта. Этот мифологический златорунный баран был сын Посейдона, обладал даром слова, мог переплывать моря и быстрее ветра переноситься с одного места на другое.
После смерти Нефелы Афамант женился на Ино. Злая мачеха принялась преследовать детей умершей царицы — Фрикса и Геллу — и довела свои козни до того, что царь согласился принести Фрикса в жертву Зевсу. Тогда Фрикс и Гелла решили спастись бегством. Так как они знали о необычайных качествах златорунного барана, то Фрикс и Гелла сели на него верхом, и баран быстро понес их через моря. Но при переправе из Европы в Азию Гелла выпустила из рук шерсть златорунного барана, за которую Гелла тогда держалась, потеряла равновесие и упала в море, получившее с тех пор название Геллеспонта, т. е. моря Геллы. Фрикс же благополучно добрался до Колхиды, где был дружески принят царем Ээтом.
По приказанию Гермеса Фрикс принес в жертву Зевсу златорунного барана, а шкуру его (золотое руно) повесил в рощу Арея (Марса), и к ней был приставлен стеречь ее страшный дракон, который бодрствовал днем и ночью.
Герой Ясон, человек об одной сандалии
Это золотое руно было олицетворением благоденствия и богатства страны. Перенесенное в другую страну, золотое руно проявляло и там свою силу, потому-то отыскать и добыть золотое руно стало непременным желанием и стремлением каждого героя, но оно находилось в далекой, малоизвестной стране, куда немногие мореплаватели решались отправляться.
Ясон, довольный таким приключением, позабыл о том, что потерял сандалию, и отправился прямо во дворец Пелия, которому оракул предсказал, что он должен опасаться человека, имеющего только одну сандалию. Ужас и смущение Пелия еще более увеличились, когда он узнал в прибывшем Ясона.
Прекрасная статуя, находящаяся в Лувре, изображает Ясона в тот момент, когда он привязывает сандалию, главную виновницу похода Аргонавтов.
Корабль Арго
Услыхав о намечающейся экспедиции за золотым руном, многие мифологические герои захотели принять в ней участие. Между ними были Тесей, Геракл, Кастор и Поллукс, Орфей, Мелеагр, Зет и Калаид, крылатые сыновья северного ветра Борея, и многие другие. Всех участников похода Аргонавтов было пятьдесят человек — по числу весел на корабле Арго; кормчим на нем был Тифий, а предводителем Ясон.
Рассказ о постройке корабля Арго под надзором Афины и все путешествие Аргонавтов указывает на начало парусного судоходства. Античный барельеф, сохранившийся до наших дней, изображает Афину, показывающую рабочему, как нужно прикреплять парус к мачте.
Древнеримский поэт Сенека указывает на кормчего Тифия как на первого мореплавателя, употребившего в плавании паруса: «Тифий дерзнул первым развернуть паруса над необозримой поверхностью моря, он осмелился дать новые законы ветрам, он победил море и прибавил ко всем опасностям нашей жизни еще опасности этой страшной стихии».
Замечательно то, что Сенека как бы предвидел открытие Америки. Сенека говорит дальше: «Придет время в последующие века, когда океан расширит земной шар на всем своем протяжении, а новый Тифий откроет нам Новый Свет, и Фула [так в античности называли Исландию] перестанет быть для нас концом вселенной».
На корабле Арго были также и весла, как мы это видим на старинных изображениях корабля. Корабль Арго был построен из пелионских сосен, а мачта была вырублена в священной дубовой роще Додоны и поэтому обладала даром предсказания.
Вновь построенный корабль, несмотря на соединенные силы всех Аргонавтов, не спускался в море, и только Орфей звуками своей лиры заставил его добровольно спуститься в море.
Женщины Лемноса
Первым местом остановки корабля Арго был остров Лемнос, все женщины которого, возмущенные постоянной неверностью своих мужей, беспощадно умертвили их всех до единого. Афродита, возмущенная таким преступлением, внушила женщинам Лемноса страстное желание вновь выйти замуж, но, окруженные со всех сторон водой и не имея кораблей, чтобы покинуть их пустынный остров, они могли только проливать горькие слезы и томиться. Приезжие были приняты ими с распростертыми объятиями, и обитательницы Лемноса охотно бы удержали их навсегда, но предусмотрительный Ясон, поняв опасность, собрал всех своих спутников на палубу корабля Арго, как бы желая им передать важные сведения, перерубил канат, которым был укреплен корабль, и пустился в дальнейший путь.
В то время как Аргонавты проезжали мимо Самофракии, страшная буря выбросила корабль Арго на берег Херсонеса, где находилась высокая гора, обитаемая шестирукими великанами Долионами. Великаны Долионы приняли Аргонавтов далеко не так дружелюбно, как прекрасные лемниянки, и ожесточенный бой возгорелся очень быстро между Долионами и Аргонавтами. Но Геракл пустил в ход свои стрелы и уничтожил всех Долионов.
В Мисии Геракл покинул своих спутников: он отправился отыскивать своего любимца Гиласа, которого нимфы увлекли на дно источника.
Царь бебриков
Герои Аргонавты прибыли затем в Вифинию, страну бебриков, где царствовал жестокий и тщеславный царь Амик.
Царь бебриков Амик заставлял всех чужестранцев выходить с ним на поединок, и уже немало людей отправил Амик таким образом в царство теней.
Лишь только царь бебриков заметил приближающийся корабль Арго, он вышел на берег и стал дерзко вызывать самого сильного и ловкого из Аргонавтов померяться с ним силами. Диоскур Поллукс, оскорбленный более других этим дерзким вызовом, принимает его и после довольно продолжительного боя побеждает и убивает царя бебриков.
Поллукс считался с тех пор покровителем кулачных бойцов и атлетов.
Финей и Гарпии
Благодаря ловкости и умению своего кормчего Тифия Аргонавты быстро подвигались вперед. Скоро прибыли Аргонавты в Салмидесс Фракийский, где жил прорицатель Финей. Аполлон даровал Финею способность предвидеть и предсказывать будущее, но этот опасный дар погубил его. Финей, забыв должное уважение к властителю богов, открывал смертным его самые тайные замыслы и решения. Разгневанный Зевс приговорил Финея к вечной старости, лишил его зрения и возможности насыщаться.
Несмотря на то, что Финею приносили разные кушанья все обращавшиеся к нему за предсказаниями, несчастному старику они не доставались: едва их приносили, как крылатые Гарпии, которым поручил Зевс мучить несчастного Финея, слетали с небес и похищали все кушанья. Иногда Гарпии, чтобы увеличить мучения Финея, оставляли ему жалкие остатки пищи, но и те поливали грязью.
Эти Гарпии были сначала олицетворением всесокрушающего вихря, но в мифе об Аргонавтах Гарпии уже являются олицетворением страшного всепожирающего голода и поэтому изображаются отвратительными крылатыми существами: наполовину птицы, наполовину женщины с бледными, искаженными лицами и страшными когтями.
Услыхав о прибытии Аргонавтов, Финей, который знает, что согласно воле Зевса эти чужестранцы должны его освободить от Гарпий, выходит ощупью к ним, еле передвигая ноги. Несчастный вид Финея вызывает в героях глубокое к нему сожаление. Аргонавты объявляют, что готовы помочь Финею. Они становятся подле него и, когда отвратительные Гарпии прилетают, прогоняют их своими мечами. А Зет и Калаид, крылатые сыновья Борея, преследуют их до Строфадских островов, где Гарпии молят о пощаде и дают клятвенное обещание не тревожить больше Финея.
Симплегадские скалы
Желая отблагодарить своих избавителей, Финей говорит Аргонавтам: «Слушайте, друзья мои, то, что мне дозволено вам сообщить, потому что Зевс, справедливо разгневанный на меня, не позволяет открыть вам все, что с вами произойдет. Покинув этот берег, вы увидите в конце пролива две скалы, между ними еще ни один смертный не проехал: они постоянно движутся и часто сдвигаются вместе, составляя как бы одно целое, и горе тому, кто попадет между ними. Прежде чем пытаться проехать, выпустите голубя; если он пролетит благополучно, то гребите как можно сильнее и спешите проехать; помните, что ваша жизнь зависит от силы и быстроты ваших рук. Если же голубь погибнет, придавленный скалами, не делайте более никаких попыток, покоритесь воле богов и возвращайтесь обратно».
Предупрежденные Финеем, Аргонавты взяли с собой голубя. Подъехав к узкому проливу, усеянному подводными камнями, Аргонавты увидали зрелище, которого после них не видел ни один смертный. Симплегадские скалы раскрылись и отошли одна от другой. Один из Аргонавтов выпустил голубя, и все глаза устремились вслед за птицей. Вдруг со страшным шумом и треском обе скалы вновь соединяются, море с ревом вздымает свои пенистые волны до их верхушек, брызги летят во все стороны, несчастный корабль Арго сильно накреняется и повертывается кругом, но голубь благополучно достигает берега, оставив между скал только часть своего хвоста.
Тифий уговаривает своих спутников употребить все усилия и грести как можно быстрее, лишь бы скорее пройти это страшное место; Аргонавты дружно повинуются, но вдруг перед ними вздымается гигантская волна. Аргонавты уже считают себя погибшими и молят богов о спасении. Афина, услыхав мольбы Аргонавтов, спешит к ним на помощь, и корабль Арго благополучно проходит.
С тех пор Симплегады больше не сдвигаются: они остались навсегда неподвижными.
Стимфальские птицы
Избегнув опасности в Симплегадском проливе, Аргонавты приблизились к острову Арея (Марса), где жили Стимфальские птицы, перья которых были острыми стрелами, и они могли их кидать в смельчаков, отваживавшихся подъезжать к их острову.
Видя одного из своих спутников убитым подобной стрелой, Ясон прибегает к хитрости: он приказывает одним Аргонавтам быстро грести, а другим прикрывать гребцов щитами и в то же время ударять мечами о шлемы и испускать громкие крики.
Стимфальские птицы, испуганные таким страшным шумом, улетают далеко в горы, а корабль Арго продолжает свой путь уже без всяких приключений. Отважные Аргонавты видят снежные вершины Кавказа, слышат жалобы прикованного Прометея, печень которого терзает орел, оплакивают смерть своего искусного кормчего Тифия и, наконец, достигают Колхиды, где находится золотое руно.
Волшебница Медея
Быки Ээта
Ясон рассказывает Ээту, волшебнику и царю Колхиды, о цели их прибытия и просит отдать ему золотое руно. Царь Ээт отвечает Ясону: «Чужестранец, напрасны твои длинные речи и твои просьбы: прежде, нежели я отдам тебе золотое руно, я должен убедиться, что в тебе течет кровь богов и что ты достаточно храбр, чтобы силой отнять у меня то, что мне принадлежит. Вот испытание, которое я тебе предлагаю; выдержишь ты его, золотое руно будет принадлежать тебе. Я владею двумя быками, у них медные копыта, и пасти их извергают пламя и дым. Поймай их, запряги их в плуг и вспахай поле, но вместо даров Деметры засей это поле зубами дракона, которые я тебе дам; к вечеру из них вырастут вооруженные великаны; победи и истреби их твоим мечом» (древнегреческий эпический поэт Аполлоний Родосский, поэма «Аргонавтика»).
Аргонавты с ужасом выслушивают страшные условия царя Ээта, и надо полагать, что Ясон не мог бы их выполнить, если б Гера, его покровительница, не обратилась за помощью к Афродите. Эта богиня возбудила в сердце Медеи, дочери Ээта и могущественной волшебницы, сильную любовь к Ясону.
Медея приготовила мазь и дала ее Ясону, приказав ему намазать ею все тело и руки. Эта чудодейственная мазь придала Ясону не только страшную силу, но сделала его неуязвимым, так что огонь, исходивший из пасти медных быков, не мог причинить ему вреда.
Вспахав и засеяв поле, Ясон дождался, когда из земли, подобно бесчисленным колосьям, выросли вооруженные великаны. Следуя совету Медеи, Ясон взял огромный камень и кинул его между ними. Подобно собакам, кидающимся на добычу, ринулись великаны на камень, убивая в озлоблении друг друга, и скоро все поле покрылось их телами.
Герой Ясон усмиряет быков царя Ээта и похищает золотое руно.
Но Ээт, несмотря на свое обещание, отказался выдать золотое руно; тогда Медея ночью провела Ясона в ту рощу, где оно находилось; при помощи чар Медеи герой Ясон убивает дракона и овладевает сокровищем.
Античная камея изображает Ясона в шлеме и с мечом в руке; он любуется золотым руном, висящим на дереве, вокруг которого обвился дракон наподобие змеи.
Затем вместе с Медеей возвращается Ясон на корабль Арго и тотчас же пускается в обратный путь, опасаясь погони Ээта. Действительно, царь Ээт гонится за ними, но жестокая Медея, захватившая с собой своего маленького брата, разрубает его на куски и, начиная с головы, постепенно кидает эти куски в море. Несчастный отец, узнав голову сына, останавливается, чтобы подобрать останки его, и тем дает возможность Аргонавтам уйти.
Дочери Пелия
Возвратясь на родину, Ясон узнает, что Пелий, отправив его в такое опасное путешествие и надеясь, что он там погибнет, приказал умертвить его отца Эсона и всю семью.
Волшебница Медея, став женой Ясона, берется отомстить Пелию.
Медея отправляется в Иолк под видом старухи и объявляет там всем, что обладает даром превращать старых в молодых, и для подтверждения своих слов превращается на глазах дочерей Пелия в молодую девушку. Точно так же превращает Медея старого барана в ягненка, предварительно разрубив барана на части и положив их в котел вариться.
Дочери Пелия, поверив Медее и желая возвратить молодость отцу, разрезают Пелия на куски и точно так же кладут его в котел вариться, но жестокая Медея отказывается оживить Пелия.
На одной античной вазе изображена Медея с мечом в руках и две дочери Пелия, слушающие ее рассказы.
Ярость и мщение Медеи
Медея надеялась, что после смерти Пелия Ясон станет царем, но престолом завладевает сын умершего и изгоняет из своих владений Ясона и Медею.
Они отправились в Коринф к царю Креонту, который предложил Ясону жениться на его дочери, прекрасной Креусе; Ясон соглашается, и царь, опасаясь мести Медеи, приказал ей удалиться из Коринфа. Напрасно молит Медея Ясона не отвергать ее, припоминает ему все, что сделала для него, но все мольбы Медеи напрасны — Ясон остается неумолимым.
Тогда Медея просит позволения остаться еще один день, притворяется, что простила своему вероломному мужу, говорит, что желает сделать подарок своей счастливой сопернице, которую просит взять под свое покровительство ее двух детей. Медея приказывает детям отнести эти подарки — золотую корону и платье из прекрасной блестящей ткани. В восторге от подарков, Креуса их тотчас же надевает, но едва платье и корона надеты, как она тотчас же начинает испытывать страшные страдания от яда, которым мстительная Медея пропитала свои дары, и вскоре умирает среди ужасных мучений.
Но это еще не удовлетворяет Медею: она хочет отнять у Ясона все, что он любит; а он любит детей, и она в припадке страшного исступления убивает их. Ясон прибегает на их крики, но застает их уже мертвыми, а Медея садится в колесницу, запряженную крылатыми драконами, и исчезает в пространстве.
Страшная месть Медеи послужила сюжетом для многих произведений искусства. Древнегреческий живописец Тиманф прекрасно выразил жестокость и исступление Медеи в тот момент, когда она убивает своих детей.
Из художников новейших времен Рафаэль написал прекрасную фигуру Медеи в одном из своих мифологических эскизов, а Эжен Делакруа изобразил в своей знаменитой картине Медею в каком-то гроте с кинжалом в руке: она, подобно разъяренной львице, прижимает к себе детей, а черты лица Медеи прекрасно выражают ту страшную борьбу, которая в ней происходит между чувством любви к детям и жаждой мести. Эта картина — одно из лучших произведений Делакруа — находится в музее в Лилле.
Немецкий художник Фейербах написал на ту же тему очень интересную по выражению и трактовке картину. Она находится в Мюнхене, в галерее графа Шака.
Герой Ясон, так жестоко наказанный за вероломство, влачит еще некоторое время свое жалкое существование. Однажды, когда Ясон, по своему обыкновению, спал подле своего полуразвалившегося корабля Арго, на него обрушилась мачта этого корабля, и Ясон погиб под нею.
Миф об Ио
Боспором Киммерийским в древности греки называли Керченский пролив. Вторая часть наименования пролива напоминала о кочевниках — киммерийцах, когда-то обитавших на берегах пролива и Меотиды (Азовского моря). А слово «боспор» означает буквально «переправа быка». Древнегреческие предания связывают это название с легендой об Ио, возлюбленной Зевса.
Чтобы спрятать ее от гнева супруги, Геры, Зевс решил превратить Ио в белоснежную корову. Но Гера потребовала, чтобы Зевс подарил ей эту корову, и приставила к ней пастухом великана Аргуса с множеством глаз. Бог Гермес усыпил и убил Аргуса. Тогда Гера наслала на Ио страшного жалящего овода. В бегстве от него Ио миновала многие страны.
В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» дорога Ио проходит по берегам Понта Эвксинского. Она движется с запада на восток, минуя страну скифов и амазонок, переплывает пролив у Меотийского озера (Азовское море).
И память в людях славная останется Об этой переправе. Будет имя ей — Коровий брод — Боспор.
Благодаря огромной популярности трагедий Эсхила в Греции хорошо знали сюжет о странствиях Ио по землям скифов и о ее переправе через Боспор Киммерийский.
Северное Причерноморье в поэмах Гомера
Великим древнегреческим поэтом Гомером были созданы поэмы «Илиада» и «Одиссея», вобравшие в себя мифы и легенды, а также некоторые реальные исторические и географические сведения того времени, в том числе и о Северном Причерноморье.
В «Илиаде» говорится о Зевсе, который оставил сражаться греков и троянцев, «а сам (Зевс) обратил вспять сияющие очи, глядя прочь, на землю коневодов и фракийцев, сражающихся врукопашную мисийцев и дивных доителей кобылиц млекоедов, набиев, справедливейших из людей». Строки Гомера о «дивных доителях кобылиц млекоедах» достаточно точно описывают облик народа коневодов, который позже, после освоения берегов Черного моря, греки стали именовать скифами.
В поэме «Одиссея» рассказывается о плавании царя Итаки Одиссея по Океану.
Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана:
Там киммериян печальная область, покрытая вечно Влажным туманом и мглой облаков;
никогда не являет Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль Он покидает, всходя на звездами обильное небо, С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих.
Местность, где жили киммерийцы, по Гомеру, расположена у входа в царство мертвых на берегу Океана.
В «Одиссее» есть и описание движущихся скал:
Прежде увидишь стоящие в море утесы; кругом их
Шумно волнуется зыбь Амфитриты лазоревоокой;
Имя бродящих дано им богами; близ них никакая
Птица не смеет промчаться, ни даже амбросию Зевсу
Легким полетом носящие робкие голуби; каждый
Раз пропадает из них там один, об утес убиваясь;
Каждый раз и Зевс заменяет убитого новым.
Все корабли, к тем скалам проходившие, гибли с пловцами;
Доски одни оставались от них и бездушные трупы,
Шумной волною и пламенным вихрем носимые в море.
Только один, все моря обежавший, корабль невредимо
Их миновал — посетитель Ээта прославленный «Арго»;
Но и его на утесы бы кинуло море, когда бы он
Там не прошел, провожаемый Герой, любившей Ясона.
Там же, в Черном море, находился и остров волшебницы Кирки — Эя, где спутников Одиссея ждали опасные приключения. На берегах Понта находился и город Ламос — в земле великанов-людоедов лестригонов: «Денно и нощно шесть суток носясь по водам, на седьмые прибыли мы к многовратному граду в стране лестригонов, Ламосу», — пишет Гомер. Оставив свой корабль в море, Одиссей приказал остальные вытащить на берег. Но лестригоны огромными камнями-утесами забросали корабли и уничтожили высадившихся. Лишь корабль самого Одиссея уцелел и ушел в открытое море.
Так в образной поэтической форме Гомер сообщил современникам первые сведения о Черном море и народах, живших на его берегах.
Конспект урока по кубановедению "Античная мифология Причерноморья"
Цель: Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов.
1.Формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья.
2.Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.
3.Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.
Учебное оборудование:
Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.
ТСО: мультимедийное оборудование, раздаточный и посадочный материал.
Тип урока: урок-практикум.
I . Организационный момент.
II . Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.
III . Работа с текстом учебника.
IV . Творческие задания (практикум).
V . Подведение итогов урока.
VI . Домашнее задание.
I . Организационный момент Слайд 1
II . Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу Слайд 2-5
Ответы на вопросы:
- что такое мифология?
- какие мифы древней Греции вы читали (изучали на уроках истории)?
- назовите известных авторов древних мифов Слайд 6-7
III . Проработка содержания темы. Работа с текстом и практическая часть урока.
- выполнение творческих заданий (работа по группам) Слайд 10
1. 1 группа – собираем мозаику (собираем из частей картинку мифологического бога, склеиваем в одно целое на ватмане и выпускаем срочный номер школьной стенгазеты на тему «Боги Древней Греции». Решаем кроссворд вместе с классом. Слайд 11-18
Мифы об Ахилле
Ахилл — сын царя Пелея и нереиды (морской богини) Фетиды — был в числе наиболее известных и любимых в Греции героев, которого почитали как бога. Он — один из главных героев гомеровской «Илиады», предпринявший под предводительством Агамемнона поход против Трои. Его посмертной судьбе посвящено много сказаний. Фетида, желая сделать сына бессмертным, держала его за пятки и погружала в священные воды Стикса. Погиб Ахилл от стрелы Париса, попавшей в пятку.
Северное Причерноморье в поэмах Гомера
Великим древнегреческим поэтом Гомером были созданы поэмы «Илиада» и «Одиссея», вобравшие в себя мифы и легенды, а также некоторые реальные исторические и географические сведения того времени, в том числе и о Северном Причерноморье.
В «Илиаде» говорится о Зевсе, который оставил сражаться греков и троянцев, «а сам (Зевс) обратил вспять сияющие очи, глядя прочь, на землю коневодов и фракийцев, сражающихся врукопашную мисийцев и дивных доителей кобылиц млекоедов, набиев, справедливейших из людей». Строки Гомера о «дивных доителях кобылиц млекоедах» достаточно точно описывают облик народа коневодов, который позже, после освоения берегов Черного моря, греки стали именовать скифами.
В поэме «Одиссея» рассказывается о плавании царя Итаки Одиссея по Океану.
Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана:
Там киммериян печальная область, покрытая вечно Влажным туманом и мглой облаков;
никогда не являет Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль Он покидает, всходя на звездами обильное небо, С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих.
Местность, где жили киммерийцы, по Гомеру, расположена у входа в царство мертвых на берегу Океана.
В «Одиссее» есть и описание движущихся скал:
Прежде увидишь стоящие в море утесы; кругом их
Шумно волнуется зыбь Амфитриты лазоревоокой;
Имя бродящих дано им богами; близ них никакая
Птица не смеет промчаться, ни даже амбросию Зевсу
Легким полетом носящие робкие голуби; каждый
Раз пропадает из них там один, об утес убиваясь;
Каждый раз и Зевс заменяет убитого новым.
Все корабли, к тем скалам проходившие, гибли с пловцами;
Доски одни оставались от них и бездушные трупы,
Шумной волною и пламенным вихрем носимые в море.
Только один, все моря обежавший, корабль невредимо
Их миновал - посетитель Ээта прославленный «Арго»;
Но и его на утесы бы кинуло море, когда бы он
Там не прошел, провожаемый Герой, любившей Ясона.
Там же, в Черном море, находился и остров волшебницы Кирки - Эя, где спутников Одиссея ждали опасные приключения. На берегах Понта находился и город Ламос - в земле великанов-людоедов лестригонов: «Денно и нощно шесть суток носясь по водам, на седьмые прибыли мы к многовратному граду в стране лестригонов, Ламосу», - пишет Гомер. Оставив свой корабль в море, Одиссей приказал остальные вытащить на берег. Но лестригоны огромными камнями-утесами забросали корабли и уничтожили высадившихся. Лишь корабль самого Одиссея уцелел и ушел в открытое море.
Так в образной поэтической форме Гомер сообщил современникам первые сведения о Черном море и народах, живших на его берегах.
Миф об Ифигении
Античная мифология и Причерноморье
Первые представления греков о Причерноморье и о народах, его населявших, сложились задолго до колонизации благодаря путешественникам и торговцам. Море было богато рыбой, а прибрежные земли - корабельным и строительным лесом, железной рудой. Но плавание по Черному морю представляло опасность для мореплавателей. Из-за слабой изрезанности берегов имелось мало удобных мест для гаваней, почти не было островов и полуостровов, так привычных для средиземноморских греков. Долгое время северные границы оставались неизведанными.
Море, которое греки называли Понт, считалось частью Океана, окружавшего обитаемую землю, его заливом. В Океане, по древним представлениям, находился вход в царство мертвых, поэтому плавание по нему приравнивалось к путешествию в Аид. Там же, в Океане, где царил хаос, можно было встретить «острова блаженных», на которых обитали души героев. Подобные представления, а также трудности мореплавания долгое время сдерживали освоение берегов Черного моря и отразились на самом наименовании моря - Понт Аксинский - море негостеприимное. Позже, в период колонизации, его назовут Эвксинским - «гостеприимным».
Многочисленные сведения о Причерноморье, зачастую окрашенные вымыслом, сохранились в мифах, сказаниях и поэмах.
Среди сказаний о подвигах Геракла есть миф об освобождении титана Прометея, который похитил у богов Олимпа огонь и передал его людям. В наказание по приказу Зевса Прометей был прикован к Кавказским горам.
Причерноморье упоминается в мифах о воинственных женщинах-воинах - амазонках. Эта легенда находила подтверждение: в степях Причерноморья греки увидели женщин, скачущих на конях, владеющих оружием - такими были скифянки, сарматки, меотянки.
Потомком Ио в тринадцатом колене стал самый известный и любимый герой Эллады - Геракл, сын Зевса и Алкмены. По велению Аполлона, чтобы искупить тяжкое преступление, Геракл поступил на службу к царю Еврисфею и, исполняя его задания, совершил двенадцать подвигов.
Чтобы спрятать ее гнева супруги, Геры, свою возлюбленную Зевс решил превратить Ио в белоснежную корову. Но Гера потребовала, чтобы Зевс подарил ей эту корову, и приставила к ней пастухом великана Аргуса с множеством глаз.
Ахилл - сын царя Пелея и нереиды (морской богини) Фетиды - был в числе наиболее известных и любимых в Греции героев, которого почитали как бога. Он - один из главных героев гомеровской Илиады, предпринявший под предводительством Агамемнона поход против Трои. Его посмертной судьбе посвящено много сказаний.
Великим древнегреческим поэтом Гомером были созданы поэмы «Илиада» и «Одиссея», вобравшие в себя мифы и легенды, а также некоторые реальные исторические и географические сведения того времени, в том числе и о Северном Причерноморье.
Первыми греками, проникшими в Понт, как повествуют мифы, были аргонавты - участники похода на корабле Арго, отправившиеся под предводительством Ясона на поиски волшебного золотого руна. Корабль аргонавтов был построен с помощью богини Афины.
Миф о Прометее
Среди сказаний о подвигах Геракла есть миф об освобождении титана Прометея, который похитил у богов Олимпа огонь и передал его людям. В наказание по приказу Зевса Прометей был прикован к Кавказским горам. Орел терзал его печень, ежедневно вырастающую вновь. И не было конца его мучениям. Геракл призвал на помощь Аполлона, поразившего орла стрелой прямо в сердце, и освободил титана. Этот миф вдохновил многих поэтов, художников и композиторов на создание художественных произведений.
На греческих расписных сосудах часто изображали прикованного к скале Прометея. По преданиям, скала находилась на северных склонах Кавказа. Есть мнения что это место — Большой Утриш, расположенный близ Анапы, что именно там был прикован Прометей.
Греческие поэты и сказители создавали новые легенды о богах и героях и их приключениях на новых землях, ставших им родиной. Так была создана легенда об основании Пантикапея, столицы Боспорского царства, сыном Ээта, братом волшебницы Медеи.
Миф о путешествии аргонавтов
Первыми греками, проникшими в Понт, как повествуют мифы, были аргонавты - участники похода на корабле «Арго», отправившиеся под предводительством Ясона на поиски волшебного золотого руна. Корабль аргонавтов был построен с помощью богини Афины.
Среди аргонавтов были известные греческие герои: Геракл, Орфей, близнецы Диоскуры. Целью их путешествия был город или страна Эя в Колхиде, где правил царь Ээт. Дочь Ээта, волшебница Медея, помогла Ясону завладеть руном.
До похода аргонавтов никто не мог проплыть между блуждающими скалами Планктами (иногда их называли Симплегады или Кианеи), которые стерегли проход в Понт. Сталкиваясь друг с другом, они уничтожали пытавшиеся пройти между ними суда. По совету прорицателя аргонавты, доплыв до опасного места, выпустили голубя. Скалы столкнулись, разошлись и остановились навсегда. Так был открыт путь в Черное море.
По всей вероятности, в основу этой легенды легли реальные события. В проливе Босфор, ведущем к Черному морю, есть несколько небольших скал, которые в штормовую погоду становились причиной гибели многих судов. Существовали в проливе и ложные проходы, где тоже происходили кораблекрушения.
Аполлоний Родосский в поэме «Аргонавтика» (III в. до н. э.) описывает скалы:
Черные две скалы вы узрите при моря теснинах,
Между которых никто не мог проскользнуть безопасно,
Ибо внизу не на прочных корнях они утвердились,
Но то и дело одна другой навстречу стремится,
Так и сшибаются обе, а вкруг вздымаются волны,
Страшно кипя, и раскатом глухой отзывается берег.
О маршруте, которым следовали аргонавты,
и целях их путешествия историки продолжают спорить.
Мифы об амазонках
Причерноморье упоминается в мифах о воинственных женщинах-воинах — амазонках. Эта легенда находила подтверждение: в степях Причерноморья греки увидели женщин, скачущих на конях, владеющих оружием — такими были скифянки, сарматки, меотянки. Миф, записанный Геродотом, повествует о том, как, потерпев поражение от Геракла и эллинов, амазонки были захвачены в плен. Но в открытом море амазонки напали на эллинов и перебили их. Однако, не умея обращаться с кораблем, «они носились по волнам, гонимые ветром, пока не пристали к Кремнам на озере Меотида, земле скифов».
От браков амазонок и скифских юношей произошло кочевое племя савроматов. Они переправились через Танаис (Дон) и спустя несколько дней прибыли «в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами». Археологические раскопки подтверждают рассказ Геродота. В женских погребениях наряду с украшениями часто находят оружие, доспехи, конскую упряжь. По-видимому, женщины занимали заметное место в войске кочевников.
Мифы древних греков о Причерноморье
Первые представления греков о Причерноморье и о народах, его населявших, сложились задолго до колонизации благодаря путешественникам и торговцам. Море было богато рыбой, а прибрежные земли — корабельным и строительным лесом, железной рудой. Но плавание по Черному морю представляло опасность для мореплавателей. Из-за слабой изрезанности берегов имелось мало удобных мест для гаваней, почти не было островов и полуостровов, так привычных для средиземноморских греков. Долгое время северные границы оставались неизведанными.
Море, которое греки называли Понт, считалось частью Океана, окружавшего обитаемую землю, его заливом. В Океане, по древним представлениям, находился вход в царство мертвых, поэтому плавание по нему приравнивалось к путешествию в Аид. Там же, в Океане, где царил хаос, можно было встретить «острова блаженных», на которых обитали души героев. Подобные представления, а также трудности мореплавания долгое время сдерживали освоение берегов Черного моря и отразились на самом наименовании моря — Понт Аксинский — море негостеприимное. Позже, в период колонизации, его назовут Эвксинским — «гостеприимным».
Многочисленные сведения о Причерноморье, зачастую окрашенные вымыслом, сохранились в мифах, сказаниях и поэмах.
Миф о путешествии аргонавтов
Первыми греками, проникшими в Понт, как повествуют мифы, были аргонавты — участники похода на корабле «Арго», отправившиеся под предводительством Ясона на поиски волшебного золотого руна. Корабль аргонавтов был построен с помощью богини Афины. Среди аргонавтов были известные греческие герои: Геракл, Орфей, близнецы Диоскуры. Целью их путешествия был город или страна Эя в Колхиде, где правил царь Ээт. Дочь Ээта, волшебница Медея, помогла Ясону завладеть руном.
До похода аргонавтов никто не мог проплыть между блуждающими скалами Планктами (иногда их называли Симплегады или Кианеи), которые стерегли проход в Понт. Сталкиваясь друг с другом, они уничтожали пытавшиеся пройти между ними суда. По совету прорицателя аргонавты, доплыв до опасного места, выпустили голубя. Скалы столкнулись, разошлись и остановились навсегда. Так был открыт путь в Черное море.
По всей вероятности, в основу этой легенды легли реальные события. В проливе Босфор, ведущем к Черному морю, есть несколько небольших скал, которые в штормовую погоду становились причиной гибели многих судов. Существовали в проливе и ложные проходы, где тоже происходили кораблекрушения.
Аполлоний Родосский в поэме «Аргонавтика» (III в. до н. э.) описывает скалы:
Черные две скалы вы узрите при моря теснинах,
Между которых никто не мог проскользнуть безопасно,
Ибо внизу не на прочных корнях они утвердились,
Но то и дело одна другой навстречу стремится,
Так и сшибаются обе, а вкруг вздымаются волны,
Страшно кипя, и раскатом глухой отзывается берег.
О маршруте, которым следовали аргонавты,
и целях их путешествия историки продолжают спорить.
Мифы о Геракле
Потомком Ио в тринадцатом колене стал самый известный и любимый герой Эллады — Геракл, сын Зевса и Алкмены. По велению Аполлона, чтобы искупить тяжкое преступление, Геракл поступил на службу к царю Еврисфею и, исполняя его задания, совершил двенадцать подвигов. При совершении четырех из них герой побывал в Причерноморье. Здесь он преследовал керинейскую лань, шел за яблоками к Гесперидам, гнал коров великана Гериона и сражался с амазонками.
Причерноморье упоминается в более поздних вариантах мифов. Керинейская лань бежала от Геракла в течение года, пока он не настиг ее в стране гипербореев, в Скифии. В трагедии Еврипида Геракл сражается с амазонками в земле савроматов, на берегах Меотиды: «Через бездну Эвксина к берегам Меотиды в многоводные степи на полки амазонок много воинов славных за собой он увлек».
В разных частях заселенных греками земель существовали местные предания о Геракле. Наибольшую известность преобрела изложенная ранее легенда о происхождении скифов. В ней говорилось, что встреча Геракла с полудевой-полузмеей произошла в то время, когда он отправился за коровами Гериона в Причерноморье. Геродот пишет: «Гера наслала на стадо овода, который погнал коров через Фракию в скифскую пустыню, Геракл отправился за ними.
Холодной ночью, в непогоду, он завернулся в львиную шкуру и крепко уснул на склоне каменистого холма. Проснувшись, обнаружил, что кони, которых он накануне выпряг из своей колесницы, чтобы дать им попастись, исчезли. Он обыскал всю округу и наконец пришел в лесистую местность под названием Гилея, где странное существо, полудева-полузмея, прокричало ему из пещеры, что кони у нее и что она готова их отдать, если Геракл станет ее супругом».
Как уже отмечалось, Геракл ответил согласием. От этого союза родились три сына, один из которых стал родоначальником всех царей, правивших скифами. Для греков эта легенда о родстве скифов и Геракла, от которого они вели свое происхождение, имела огромное значение, т. к. подтверждала их права на обладание землями в Причерноморье. Не случайно при раскопках боспорских городов находят многочисленные изображения Геракла на сосудах, монетах, а также надгробиях (об этом вы подробнее узнаете при изучении культуры греческих колоний).
Читайте также: