Мемориал депортации в париже
В мемориальных Мучеников де ла депортация (английский язык: «Мемориал Мучеников Депортации» ) является памятником 200.000 людей , которые были депортированы из Vichy Франции в нацистских концентрационных лагерях во время Второй мировой войны . Он расположен в Париже, Франция, на месте бывшего морга , под землей за Нотр-Дам на острове Сите . Он был разработан французским архитектором - модернистом Жоржем-Анри Пингуссоном и открыт Шарлем де Голлем в 1962 году.
Оценки гостей
Ещё никто не добавил оценку месту
Пантеон (Panthéon)
Чтобы совершить историческую прогулку по Парижу, не всегда нужно отыскивать особенные места. Некоторые крупнейшие и известнейшие достопримечательности города напрямую связаны с историей XX века. Знаменитый памятник Латинского квартала, Пантеон, построен в конце XVIII века и представляет собой образец французского классицизма. Несмотря на то, что Пантеон скорее логично рассматривать как наследие XVIII века, к XX-му он тоже имеет непосредственное отношение.
Известно, что свои Пантеоны есть во многих городах. Эти сооружения, прототип которых – римский Пантеон, храм всех богов, строятся в большинстве случаев как место захоронения великих людей. В Париже Пантеон выполняет ту же функцию, о чем свидетельствует надпись над входом «AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE» («Великим людям благодарная Отчизна»). Здесь похоронены и перезахоронены многие исторические деятели, в том числе XX века: министры, политики, философы, юристы, литераторы и генералы.
По могилам Пантеона и списку людей, чей прах хранится здесь, можно судить о французской политике исторической памяти в разное время. Судьба праха некоторых великих людей неоднозначна: например, Оноре де Мирабо, деятель Великой Французской революции, сначала был захоронен в Пантеоне. Однако, когда в 1792 году обнаружилось, что он имел связи со двором и получил от них плату, его прах был перенесен на кладбище для казненных во время революции. Так, выбор места захоронения той или иной исторической фигуры – осознанный политический акт, результатом которого становится создание исторического канона. Кто-то из политиков признается героем и заслуживает места в Пантеоне, а кто-то оттуда «выселяется», поскольку происходит историческое и политическое «разоблачение». Именно так прах становится объектом политики памяти, и формируется список «великих людей», выбор которых не случаен. Посетив Пантеон, можно изучить судьбу праха многих известных людей XX века и в целом исследовать, как складывается историческая память. Здесь похоронены Жан Жорес (деятель французского социалистического движения), Женевьев Де Голль-Антоньоз (борец за права человека), Симона Вейль (борец за права женщин) и многие герои французского Сопротивления во время Второй мировой войны.
Памятник Де Голлю (La statue du général de Gaulle)
Де Голль, крупнейший политический деятель XX века, был лидером французского движения Сопротивления во время Второй мировой войны и «главой всех свободных французов». Политическая судьба Де Голля сложилась неоднозначно: сначала он был народным героем, генералом, критиковавшим режим Виши и освободившим Францию, затем – основателем и первым президентом Пятой республики, реформатором, создателем новой Конституции, по которой Франция живет до сих пор. Несмотря на критику, в конце 1950-х годов и начале 1960-х де Голль был важной фигурой в политической жизни, «честью Франции», по выражению Черчилля.
Перелом в политической судьбе де Голля случился в середине 1960-х. Движение «новых левых» и студенты, протестовавшие против правительства в мае 1968 года, выступали с резкой критикой президента и обвиняли его в авторитарности, создании государственной монополии на искусство и открытой пропаганде. Когда-то народный герой, Де Голль в мае 1968 оценивается как «несовременный», консервативный политик, не отвечающий вызовам времени и не соответствующий его духу. Идеи президента к 1968 году «устарели», что выражалось в лозунге «Де Голля – в архив», и левые силы, в большинстве своем – молодежь, потребовали отставки Де Голля, а через год после мятежей добились её.
Интересно, что согласно опросам, практически сразу после отставки и скорой смерти Де Голль снова получил народное одобрение. Его память увековечена в разных формах в нескольких городах Франции и мира, его вспоминают как спасителя и освободителя страны, в целом, он остался в исторической памяти как один из главных символов XX века. Памятник ему возведен в Париже недалеко от Елисейских полей в 2000 году. Кроме того, в честь Де Голля назван главный парижский аэропорт и одна из центральных площадей города.
Французская синематека (Cinémathèque Française)
Здание Французской синематеки – изначально знаковое место для истории кинематографа: открывшись в 1936 году, она знаменовала собой постепенное распространение искусства кино, а ее целью было хранение и реставрация кинолент. Основана она была двумя любителями, Анри Ланглуа и Жоржем Франжю, как некоммерческая организация, однако постепенно синематека выросла до крупнейшего киноархива и хранит более 40 тысяч фильмов и множество материалов, связанных с миром кино: костюмы, афиши, декорации и др. До 2005 года Синематека находилась в подвале дворца Шайо, а после переехала в отдельное здание в районе Берси. Эта постройка славится необычной архитектурой Фрэнка Гери, заслуживающей отдельного внимания.
Однако Синематека – место историческое, поскольку она сыграла значимую роль в истории Франции XX века. Знаменитые студенческие протесты мая 1968 года напрямую связаны с тогдашним кинематографом: именно усиление цензуры в кино стало одной из основных причин для массовых выступлений. В целом протесты вызваны усилением авторитарных тенденций в Пятой республике и недовольством правлением Де Голля, который к тому моменту начал казаться (особенно, молодежи) непопулярным и несовременным политиком. Бывший когда-то главой Сопротивления и пользовавший всенародным уважением, в середине 1960-х де Голль теряет позиции и вызывает все больше недовольства. С этим и связаны вспыхнувшие в мае 1968 года студенческие мятежи, но «последней каплей» и поводом к ним было увольнение основателя Синематеки Анри Ланглуа и последующее ее закрытие. Именно Синематека стала символом недовольства правлением Де Голля и стремления к независимости искусства, и именно с требований открыть Синематеку начались мятежи.
Сорбонна и Университет Венсенна
Содержание
Описание места
Мемориал жертв депортации находится в юго-восточной оконечности острова Сите, расположенного в центре Парижа на реке Сене. Мемориал представляет собой символическую гробницу погибших во время Второй мировой войны французских граждан. Среди депортированных граждан были борцы Сопротивления, евреи, люди, отправленные на принудительные работы. В общей сложности более 200 тысяч человек были замучены и убиты в концентрационных лагерях нацистов.
Мемориал жертвам Холокоста (Mémorial de la Shoah)
История современного мемориала начинается еще во время Второй мировой войны: в 1943 году появилась инициатива создания архива документов о преследовании евреев во время Холокоста. Кроме сбора свидетельств преступлений нацистов и режима Виши, в 1950-м году был задуман первый мемориал неизвестной жертве Холокоста. Несмотря на возникшие противоречия, премьер-министр Израиля содействовал созданию мемориала, и в 1953 году в районе Марэ был заложен первый камень будущего мемориала. В 1956 году в крипту был помещен пепел из концлагерей и Варшавского гетто. Только в 2005 году мемориал был расширен и переименован в Мемориал Шоа (ивр. – «катастрофа»). Получается, что идея увековечить одну неизвестную жертву превратилась в идею увековечить память о шести миллионах жертв Катастрофы.
Сейчас Мемориал Шоа представляет собой центр по изучению истории Холокоста, включающий в себя музей, выставочное пространство, библиотеку и архив. Вечный огонь, зажженный на шестиконечной звезде из черного мрамора, был сохранен и теперь находится перед главным зданием. Мемориал также включает в себя «Стену имен», на которой написаны имена 76 тысяч евреев, депортированных из Франции во время Холокоста. Идея «комплексного» мемориала, таким образом, – это память о всех в целом и о каждом в отдельности; здесь сложным образом переплетается история частная, индивидуальная и история глобальная. Постепенное движение этого центра – от частного к общему, а затем – через создание «Стены имен» – к панораме частного, поименному называнию каждого.
Прием
Архитектурный дайджест включил мемориал в свой список «Десяти самых значительных мемориальных построек» и сказал: «Вместо того, чтобы героически подниматься, мемориал призван вызвать невыразимую анонимную драму депортации - вход в него ведет по спускающейся лестнице». Фодор назвал мемориал «ярким» и «вызывающим воспоминания». The Guardian опубликовала описание одного из своих читателей, который отметил безвестность мемориала и назвал его «маленьким, резким и дико детализированным . что остается незамеченным для тысяч туристов, которые каждый день делают селфи перед соседним собором. . Это место для слез и тихих размышлений, убежище от толпы и напоминание об одном из самых мрачных эпизодов в новейшей истории ».
Мемориал Шоа
Работа над созданием мемориала Шоа в память жертв Холокоста началась ещё в оккупированной Франции в 1943 году. Эмигранты из России Исаак Шнеерсон и Лев Поляков создали организацию, занимавшуюся сбором доказательств преступлений нацистов против евреев. Первоначально находящийся в Гренобле Центр современной еврейской документации (CDJC) в 1956 году переехал в Париж, где успешно продолжил свою деятельность.
Склеп невинно убиенных
Первой частью грандиозного мемориала площадью 5 тыс. м2 стал склеп неизвестного еврейского мученика, находящийся сейчас перед главным зданием комплекса. Он открылся в 1957 году в историческом квартале Марэ в присутствии делегаций из 50 стран. В центре подземного зала установлена огромная шестиконечная звезда Давида из черного мрамора, символизирующая 6 млн. убитых в годы Холокоста евреев.
В этом месте в урнах хранятся земля и пепел из многочисленных лагерей смерти и Варшавского гетто. Около одной из стен в шести шкафах находится многотомная Книга памяти, на страницах которой записаны свидетельства о преступлениях нацизма против еврейских общин в Европе.
Новые возможности нового здания
Окончание строительства просторного здания для мемориала Шоа в январе 2005 года позволило его создателям развернуть постоянную экспозицию. В её залах демонстрируются сотни предметов, фотографий и исторических документов, относящихся к трагическим событиям Холокоста.
Следуя вдоль левой стены центрального зала посетители мемориала знакомятся с драматической историей отдельных еврейских семей, а проходя вдоль правой половины зала могут оценить масштаб преступлений по всей Европе.
Экспозиция музея состоит из 12 разделов, экспонаты которых рассказывают о мирной довоенной жизни евреев во Франции, возникновении нацизма, депортациях, планах массовых убийств в концлагерях.
Особенно подробно освещается история лагеря в Освенциме/Беркенау. В музейном пространстве также уделено место рассказу о выживании в оккупированной стране, становлении и развитии Сопротивления, различным формам преследования евреев, долгожданном освобождении Франции и увековечивании памяти жертв Холокоста.
Залы музея оснащены интерактивным оборудованием, обеспечивающим доступ к визуальным и архивным материалам, а в зрительном зале его посетителям демонстрируются кадры кинохроники и документальные фильмы.
Верхние этажи мемориала Шоа занимает Центр современной еврейской документации (CDJC). В его фондах собрано более 40 млн. архивных документов, а в научной библиотеке хранится около 80 тыс. книг и периодических изданий. Наряду с историческими изысканиями его основной задачей является организация образовательной деятельности на основе материалов о трагических страницах истории.
Стена печали
У входа в мемориал расположена Стена имён (Le Mur des Noms), сложенная из доставленных из Израиля блоков серого камня. На её поверхности закреплены сотни табличек на которых перечислены имена 76 тыс. французских евреев и граждан других государств, депортированных из страны в концентрационные лагеря Германии и оккупированных территорий.
Памятные надписи на стене выгравированы в алфавитном и хронологическом порядке с 1942 по 1944 годы. При обнаружении новых сведений о жертвах нацизма Французская служба архивов CDJC постоянно вносит изменения и поправки в список трагически погибших мирных граждан, поэтому он до сих пор не считается окончательным.
Аллея героев Сопротивления
Логическим продолжением этой части мемориала стали Аллея и Стена праведника (Mur des Justes). Её открытие состоялось 14 июня 2006 года одновременно с началом работы выставки, посвященной рисковавшей своей жизнью ради спасения евреев.
Проект стены и её художественное оформление были разработаны архитекторами Антуаном Жове, Симоном Вино, Анной Сезар и дизайнером Бернардом Бисайте. На сегодняшней день увековечена память о 3 853 отважных людях, помогавших евреям покинуть захваченную фашистами Францию.
Осенью 2008 года частью мемориала Шоа стал Le passage amplifié. Он создан в соавторстве бельгийским и шведским художниками Мириам Бекстрем и Карстеном Хеллером в память о 11,4 тыс. еврейских детей, пострадавших от нацизма. Установленные здесь динамики постоянно воспроизводят детские голоса и звуки улицы ушедших времён.
Критика
По словам Питера Каррье, автора книги « Памятники Холокоста и культура национальной памяти во Франции и Германии». С 1989 года в мемориале отсутствуют конкретные упоминания о еврейских жертвах и «его посвящение« двумстам тысячам французских мучеников, погибших в лагерях для депортации ». идентификация жертв как французских националистов искажает исторические данные, предполагая, что жертвы умерли добровольно ради национальных интересов, а не как жертвы государственного преследования ». Он также отметил, что, несмотря на название, «надписи на внутренних стенах мемориала учитывают не условия отъезда, а пункты назначения депортированных… [Мемориал], таким образом, символически ассимилирует конкретную еврейскую память о Второй мировой войне в национальную память. . "
Еврейский Париж
Со времен Средневековья Париж является пристанищем для еврейских общин. Многолетняя история евреев в Париже рассказывает о развитии культуры, искусства, различных подвигах и триумфах. Предлагаю вам ознакомиться с 9 объектами, которые многое могут рассказать об истории общины в столице Франции.
Еврейский квартал
Пожалуй, самое знаменитое место, которое ассоциируется с евреями. Еврейский квартал является популярной достопримечательностью, входит во все туристические брошюры, как место, которое обязательно стоит посетить.
Еврейский квартал, или как его называют Плесл расположен в центре более крупного квартала Марэ. Ориентиром Плесла является улица Розье (Rue des Rosiers). Чтобы попасть сюда необходимо выйти на станции метро Saint-Paul (1 ветка) и пройти пешком три квартала.
Проходя мимо Еврейской школы, обратите внимание на табличку, в которой рассказывается о том, что с 1942 по 1944 в лагеря смерти было депортировано более 11 000 детей.
Самые видные таблички можно найти на улице Опитальер Сен-Жерве (Rue des Hospitalières-Saint-Gervais) и на улице Розье (Rue des Rosiers). Такие таблички можно найти не только в Еврейском квартале, но и в 10, 11, 18, 19 и 20 округах, где до 1940 года проживали французские евреи.
Мемориал Шоа
Мемориал Шоа приглашает посетителей окунуться в чудовищные события холокоста, в ходе которого было убито около 6 миллионов евреев по всей Европе.
Здесь можно бесплатно посетить постоянную выставку, где сохранены письма, видеозаписи, фрагменты радиопередач, газетные вырезки и семейные фотографии. Можно воспользоваться бесплатным аудиогидом, чтобы в полном объеме оценить собранную коллекцию.
Музей искусства и истории иудаизма
Интересен к посещению Музей еврейского искусства и истории, где собрана самая важная коллекция города, связанная с еврейскими культурными, религиозными, интеллектуальными и художественными практиками.
Постоянная коллекция насчитывает более 700 произведений искусства и артефактов, включая религиозные и археологические предметы. В нем прослеживается история еврейского народа и культурных обычаев с древности до наших дней, с акцентом на различные европейские диаспоры и на развитие французских еврейских общин на протяжении веков.
Временные выставки в музее посвящены ключевым еврейским художникам, культурным движениям и историческим периодам.
Синагога на улице Пави
Синагога была открыта в 1914 году в квартале Марэ, имеет несколько названий: Agoudas Hakehilos Synagogue, Pavée synagogue, rue Pavée synagogue, Guimard synagogue.
Синагога строилась по заказу местной общины ортодоксальных евреев (в основном выходцев из Восточной Европы, Польши и России), сразу же после массовой иммиграции евреев в квартал Плесл (начала XX века).
Примечательный объект архитектуры спроектирован Эктором Гимаром в 1913 году, выделяется фасадом в стиле арт-деко. Гимар является автором внутреннего убранства синагоги.
Здание синагоги было взорвано нацистами вместе с еще 6 синагогами столицы в ночь празднования Йом-кипур (самый важный религиозный праздник в иудаизме) в 1941 году. В 1989 году синагога была признана историческим памятником Парижа, а так же местом поклонения среди евреев.
Мемориал Зимнего велодрома
Задержанные французские евреи по приказу оккупационных властей были депортированы в лагерь смерти Освинцим или отправлены в лагерь Дранси под Парижем. Напуганные условиями содержания на стадионе, евреи еще не знали, что их ждёт впереди.
В память о жутких событиях после Второй мировой войны сначала была установлена мемориальная доска. После признания Франции в 1990 годах в нацистском терроре, на месте уже разрушенного стадиона был установлен памятник (июль 1994 года).
С тех пор, каждый год, в июле, проводится церемония поминовения жертв событий июля 1942 года, в котором участвует президент и другие официальные лица.
Театр де ла Вилль или Театр им. Сары Бернар
Театр расположен на площади Шатле, его история связана с биографией легендарной актрисы Сары Бернард.
Актриса, являясь французской еврейкой, прославилась не только во Франции, но и по всей Европе, гастролировала по Америке, первая актриса мирового уровня.
В память об актрисе назван ресторан Le Sarah Bernhardt, который можно найти на углу площади Шатле.
Мемориал депортации
В мемориальный склеп, имеющий форму носа корабля, можно попасть по двум лестницам. Сам склеп ведет к двум часовням с останками жертв европейских концлагерей. Дизайн намеренно вызывает клаустрофобию и предназначен для изображения террора и заключения депортированных.
Фреска Марка Шагала в опере Гарнье
Великолепный дворец Гарнье (также известный как Опера Гарнье), построенный в 1861 году, считается триумфом архитектуры изящных искусств середины XIX века. Но если вы не совершите экскурсию по интерьерам или не сумеете достать желанные билеты на представление Национального балета, вы пропустите одну из потрясающих деталей здания: потолочную роспись от Марка Шагала.
Шагалу, франко-русскому художнику иудейской веры, было поручено создать фреску в 1960 году, заменив старую декоративную роспись, вышедшую из моды. Картина, считающаяся авангардной для своего времени, состоит из 12 панелей, на которых изображены великие композиторы разных эпох, выполненные в ярких, призматических цветах.
Фреску установили в 1964 году и с тех пор она стала бесценной достопримечательностью Оперы Гарнье, хотя и появилась гораздо позже, чем первоначальное здание. Шагал подписал и датировал картину, но отказался принять оплату за работу.
Мемориал Холокоста в Дранси
Мемориал расположен за пределами Парижа, однако поехать сюда должен каждый, кому не безразлична история евреев.
Мемориал был открыт в 1976 году. Почему он изначально расположен именно здесь? Сразу за ним находятся невзрачные здания, которые по-прежнему используются для проживания жителей Дранси. Но в период с 1941 по 1944 год здесь содержалось около 63000 евреев более 50 национальностей, а затем их депортировали на восток в лагеря смерти. Когда-то это место было окружено двойными рядами колючей проволоки и охранялось коллаборационистской французской полицией.
Мемориальный комплекс и центр документации через улицу вместе рассказывают историю заключенных, содержащихся в центре заключения Дранси, включая сотни детей. Письма, фотографии, видео, панно с граффити, извлеченные из стен центра содержания под стражей, и другие мультимедийные артефакты позволяют посетителям понять страх и страдания, которые испытывают жертвы заточения.
Мемориал жертвам депортации на острове Сите в Париже
Остров Сите всегда был центром жизни в Париже. Но не только собором Нотр-Дам и Консьержери он был знаменит. Во второй половине XIX века на его восточной оконечности, рядом с мостом Сен Луи было жуткое место, сюда свозили тела людей, зарезанных на рынке Ле-Аль и утопленников из Сены. И парижане, потерявшие своих близких приходили сюда разыскивать их тела.
Сейчас на этом месте небольшой сквер Иль де Франс. А у входа в сквер, рядом с мостом Сен Луи, можно увидеть Мемориальный комплекс жертвам депортации (Memorial de martyrs de la Déportation) . Он был открыт Шарлем де Голлем в 1962 году и посвящён 200 000 французов, депортированных в нацистские концентрационные лагеря коллаборационистом Виши во время Второй мировой войны.
Камни для создания мемориала привозили со всех регионов Франции, чтобы показать, что вся Франция скорбит и помнит о погибших. Сам мемориал расположен в склепе, под землёй. Он имеет вид носа корабля. Спуститься туда можно по двум узким лестницам. Дворик с глухими стенами, только одно зарешеченное окно с видом на Сену.
В "тюремном дворике"- ротонде, в пол вмурован большой металлический круг, по его окружности идёт надпись "Они спустились в устье земли и не вернулись".
У входа в коридор могила Неизвестного Депортированного из лагеря Natzweiler-Struthof, здесь горит вечный огонь. На табличке надпись: "Посвящается живой памяти 200 000 французских депортированных, спящих в ночи и тумане, истребленных в нацистских концлагерях".
Коридор чем-то напоминает тюремный, наверное, настроением страха и безнадёжности. В конце коридора в круглой чёрной дыре висит одна тусклая лампа, как свет в конце туннеля, надежда на спасение.
Посетители мемориала проходят по коридору с чёрным полом и потолком, на стенах которого 200 000 светящихся кристаллов. Они символизируют души погибших людей. В его стенах находятся треугольные ниши с землёй и пеплом из концентрационных лагерей, Освенцима, Дахау, Берген-Бельзена. Треугольные ниши символизируют такие же нашивки-патчи на одежде узников.
Над выходом из мемориала начертаны слова: "Простите нас. Мы вас никогда не забудем".
Комплекс реставрировали в 2015 году, к 70-летию окончания Второй мировой войны. Но туристов здесь немного.
Доехать до Мемориала жертвам депортации можно на метро М4 до станции Cité, потом пешком до моста Сен-Луи. Адрес: 4e Arrondissement, 75004 Paris, Франция
Описание и история
Мемориал мучеников депортации, расположенный в Париже, Франция, является памятником более чем 200 000 человек, которые были депортированы из вишистской Франции в нацистские концентрационные лагеря во время Второй мировой войны . Мемориал, спроектированный французским архитектором , писателем, учителем и градостроителем Жоржем-Анри Пингуссоном (1894–1978), был открыт тогдашним президентом Шарлем де Голлем 12 апреля 1962 года. В год его открытия была выпущена брошюра Группа французских выживших «Reseau de souvenir» описала памятник как склеп , «выдолбленный из священного острова, колыбели нашей нации, которая воплощает душу Франции - место, где обитает ее дух».
Мемориал открыт ежедневно с 10:00 до 17:00 с октября по март и с 10:00 до 19:00 с апреля по сентябрь. Как сообщает Time Out Paris , в последнее воскресенье апреля у мемориала проводится ежегодная церемония Дня памяти.
Надписи
Евреи на селекционной рампе в Освенциме, май 1944 г. Ранняя политика- Энциклопедия лагерей и гетто
В мемориале представлены отрывки из произведений Луи Арагона , французского поэта и члена французского Сопротивления Роберта Десно , Поля Элюара , Антуана де Сент-Экзюпери и Жан-Поля Сартра . На стенах начертаны отрывки из двух стихотворений Десноса, самого депортированного. Первый состоит из последней строфы стихотворения, написанного Десносом под псевдонимом и опубликованного «подпольно» в Париже в День взятия Бастилии 1942 года, «Сердце, ненавидящее войну»:
Я так много мечтал о тебе,
Я так много гулял, Так
любил твою тень,
Что больше мне от тебя ничего не осталось.
Все, что мне остается, - это быть тенью среди теней,
Быть в сто раз большей тенью, чем тенью,
Быть тенью, которая придет и снова войдет в
вашу солнечную жизнь.
На круглой доске на полу подземной камеры начертано: «Они спустились в устье земли и не вернулись». Горит «пламя вечной надежды», и на могиле Неизвестного депортированного есть надпись: «Посвящается живой памяти 200 000 французских депортированных, спящих в ночи и тумане, истребленных в нацистских концлагерях». На выходе из камеры выгравировано предписание, которое можно найти на всех местах в память о жертвах нацистов: «Простите, но никогда не забывайте».
Фотографии
Монумент Франции от благодарной Бельгии (Le Monument de la reconnaissance de la Belgique à la France)
Необычный памятник Первой мировой войне установлен в 1923 году на Площади королевы Астрид. Он был подарен Франции Бельгией как символ благодарности за помощь во время войны: на протяжении четырех лет с 1914 по 1918 Франция принимала бельгийских беженцев. Задуманный и осуществленный скульптором Изидором де Рюдером памятник состоит из двух женских фигур, держащихся за руки; в пространстве между их руками стоят двое детей. Одна из девушек символизирует Францию, другая, соответственно, Бельгию, дети – будущее этих стран, совместно и заботливо укрываемое женщинами.
Женщина, в частности, мать, символизирующая страну, – это лейтмотив политических памятников и репрезентаций, однако в случае этого монумента можно говорить о том, что была предложена довольно редкая интерпретация. В целом, военный памятник совсем нечасто бывает связан с таким осмыслением истории. Война здесь преподнесена не с героическим и патриотическим, а с трагическим и лирическим пафосом; она представлена не храбрым полководцем и героем, защищающим Родину, а двумя женщинами, укрывающими своих детей и свое будущее скрепленными руками. Идея памятника как благодарности за укрытие, а не за героизм, делает его оригинальным и интересным с точки зрения репрезентации истории. Здесь можно подумать о вариативности художественных решений, символизирующих то или иное историческое событие, и о «женском лице» войны.
Остров Сите - сердце Парижа
Статьи о нашем путешествии в Южную Африку скоро продолжатся. Но долго не писать о Франции и Париже я не могу. ) Поэтому снова возвращаюсь мыслями в любимый город.
Какие места в Париже вы любите больше всего?
У меня их много. В первую очередь, это остров Сите , сердце Парижа, место, откуда вообще начался этот город. И, как бы это не звучало, остров Сите - это место силы.
Остров Сите Остров СитеС набережной Сены остров виден как огромный корабль. Непременно обойдите весь остров. Он совсем небольшой, но это сама История.
"Нос" острова Сите "Нос" острова СитеКонсьержери, Нотр-Дам де Пари, Сент Шапель, Дворец Правосудия, Отель Дьё. Здесь всё дышит историей Парижа и историей Франции.
Остров Сите соединяют с обеими берегами Сены и островом Сен-Луи девять мостов. Самый старый из них - Pont Neuf , Новый мост (вот такой каламбур). Его начал строить ещё король Генрих III в 1578 году.
Новый мост Новый мост"Вот Новый мост, где вор и плут
Бальзамы варят, зубы рвут,
Подмостки всяких проходимцев,
Алхимиков и лихоимцев,
Певцов, стригущих кошелек,
И нищенок "без рук, без ног",
Мошенников и самозванцев,
Тряпичников, книгопродавцев,
И сводников, и ихних дев,
И мастеров нечистых дел".
("Плутни Нового моста")
Консьержери - бывший королевский дворец, где ещё жила Анна Ярославна, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.
А во время Французской революции замок стал тюрьмой.
Здесь можно увидеть Часовую башню с самыми старыми в Париже часами .
А рядом ещё две башни – башня Цезаря и Серебряная башня. Они обрамляют бывший вход в замок.
Ещё дальше башня Бонбек (Болтунья). Своё название она получила совсем не по весёлому поводу. Во время Французской революции, когда замок стал тюрьмой, в этой башне пытали заключённых и их крики были слышны далеко над Сеной.
Консьержери - часть Palais de Justice , Дворца Правосудия, большого комплекса зданий. Кстати, во дворец Правосудия может попасть любой человек , никаких усилий для этого не требуется, можно просто зайти с парадного входа.
Мемориал жертвам депортации в Крыму достроят к ноябрю 2021 года
СИМФЕРОПОЛЬ, 17 мая. /ТАСС/. Мемориальный комплекс на станции Сирень в Крыму, откуда 18 мая 1944 года отправлялись первые эшелоны с крымскими татарами, будет достроен к ноябрю 2021 года, однако уже во вторник на нем пройдут траурные мероприятия, сообщил глава республики Сергей Аксенов в эфире регионального телеканала "Миллет" в понедельник.
Фото: ТАСС ТАСС"Комплекс практически готов. Окончат все работы и оформят документацию к ноябрю 2021 года", - сказал Аксенов, добавив, что уже во вторник там будут проведены траурные мероприятия, приуроченные к годовщине депортации крымских татар.
По данным Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым, к концу апреля работы были выполнены примерно на 85%. Уже установлена скульптурная композиция, посвященная жертвам депортации, но пока она находится в защитном корпусе, чтобы не подвергалась внешним повреждениям. Идет обустройство музея, ведется внутренняя отделка в мечети и церкви, начато благоустройство территории, частично проведено озеленение.
Мемориальный комплекс начали строить в 2016 году на станции Сирень в Бахчисарайском районе, откуда 18 мая 1944 года отправлялись первые эшелоны с депортированными крымскими татарами. Одним из центральных фрагментов комплекса станет макет вагона-теплушки, подобный тем, на которых людей вывозили с полуострова. В составе комплекса также православная часовня и мусульманская мечеть. Общая стоимость комплекса составляет около 378,2 млн рублей.
О депортации из Крыма
В период с 1941 по 1944 год с территории Крымского полуострова депортировано более 200 тыс. крымских татар, немцев, греков, болгар, армян, итальянцев. В 1989 году Верховный Совет СССР признал незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению в регионы Сибири, Узбекистана, Казахстана. В Крыму с 1994 года 18 мая отмечается как День памяти депортированных народов. Он установлен региональным законом в память о начале принудительного переселения с полуострова в 1944 году крымских татар.
21 апреля 2014 года, после воссоединения Крыма с Россией, президент Владимир Путин подписал указ о реабилитации крымско-татарского и других народов, пострадавших от сталинских репрессий в Крыму.
По данным Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Крыма, в республике проживает 268,7 тыс. человек из числа депортированных (реабилитированных) народов Крыма, в том числе: крымских татар - 260,1 тыс., армян, болгар, греков, немцев - 8,6 тыс.
В продолжение беседы о том, как организовано мемориальное пространство современных европейских городов (в прошлый раз мы говорили о Праге), публикуем иллюстрированный перечень наиболее значимых мемориалов Парижа.
Могила неизвестного солдата (Tombe du Soldat inconnu)
Под сводами знаменитой Триумфальной арки в Париже находится могила неизвестного солдата и вечный огонь. Идея появления этого мемориала появилась в 1916 году, еще до окончания Первой мировой войны. Огромное количество погибших на войне не были опознаны или были признаны пропавшими без вести, и возникла необходимость почтить их память. По традиции было решено захоронить тело неопознанного солдата как символ благодарности и «незабвенности» всех, кто сражался за Францию и похоронен в братских могилах. Была идея захоронить неизвестного солдата в Пантеоне, однако память о войне было решено отделить от памяти о великих людях; возможно, потому, что Пантеон представляет собой галерею выдающихся людей в истории Франции, а могила неизвестного солдата призвана репрезентировать собой много тысяч людей, погибших на войне. В итоге могила была помещена под Триумфальной аркой, символизирующей победу, которую погибшие солдаты принесли Франции. 11 ноября 1920 года, через два года после окончания войны, неизвестный солдат, тело которого специально было выбрано и эксгумировано, был торжественно провезен по Парижу мимо Пантеона (что тоже не случайно) к Триумфальной арке. Ровно через три года, в очередную годовщину перемирия, 11 ноября 1923 года, на могиле был зажжен вечный огонь.
Интересно, что неизвестный солдат, могила которого была создана как символ всех солдат, потерявших не только жизнь, но и имя, был выбран из восьми тел, найденных в тех местах, в которых с наибольшей вероятностью мог быть захоронен именно французский солдат. Один человек, представляющий целое множество других людей, должен быть, по законам публичной памяти, тщательно отобран и проверен. Могила неизвестного солдата – знаковое историческое место Парижа: именно здесь совсем недавно, в столетие окончания Первой мировой войны, проводилась главная публичная церемония. Отметим и необычное сочетание архитектурного величия Триумфальной арки и трагизма могилы под ней: здесь значимо соседство торжества и скорби.
История
Сите был заселён уже в античные времена — сначала на острове обосновалось кельтское племя паризиев, затем (с 52 года до н. э.) Лютеция стала римским поселением после присоединения Галлии к Римской империи. Поселение хоть и было важным торговым пунктом, однако большого влияния в Римской империи не имело. Когда в начале VI века Хлодвиг I перенёс столицу франкского королевства в Париж, остров Сите снова приобрёл значение. Во времена правления Хильдеберта I из династии Меровингов в 540—550 годах была построена первая христианская церковь Парижа — базилика Св. Стефана, на месте которой через несколько веков был сооружён собор Парижской Богоматери.
К началу XI века для Роберта II на острове Сите был построен королевский дворец, который вплоть до XIV века оставался резиденцией французских королей. В 1244—1248 годах дворцовый комплекс был дополнен часовней Сент-Шапель, задуманной как хранилище реликвий, вывезенных Людовиком IX из Константинополя в 1239 году. По приказу Филиппа IV Красивого королевский дворец на острове был заново перестроен в 1302—1313 годах. Однако во время Жакерии 1358 года выяснилось, что дворец не может обеспечить надёжную защиту правителю, поэтому королевская семья была вынуждена переехать сначала в Отель Сен-Поль близ Бастилии, а затем в перестроенный Лувр. Карл V отдал дворцовый комплекс частично во владения парламента, выполнявшего тогда функции органа правосудия. Дворец Правосудия существует и по сей день, уже в новом здании. Оставшиеся помещения были отданы управителю дворца, консьержу, от него и произошло название Консьержери.
Помимо дворцового комплекса на острове в те времена располагались кафедральный собор, рынок, госпиталь Отель Дьё и жилые дома. Сите состоял из примерно сорока улиц, на которых были сооружены трёх- и четырёхэтажные дома, чей первый этаж был каменным, а верхние были отстроены из дерева и самана. С берегами Сены Сите был соединён при помощи 4-х мостов.
Реконструкция Сите под руководством Османа
В 1584 году Генрих III приказал объединить 3 маленьких острова западнее Сите и присоединить их к Сите. Таким образом площадь выросла с первоначальных 8 до 17 гектаров. На этом месте были построены площадь Дофина и частные дома. Вырученные от продажи домов деньги пошли на строительство моста, соединяющего оба берега. По иронии судьбы сегодня Новый мост является самым старым из сохранившихся мостов Парижа.
До революции в Сите, помимо собора Нотр-Дам, было до 20 церквей и до 15 000 жителей.
В XIX веке Сите претерпел большие изменения: не считаясь с исторической ценностью зданий острова, градостроитель барон Осман снёс все постройки между королевским дворцом и собором. На их месте были сооружены здания префектуры полиции и коммерческого трибунала. Также старое здание Отеля Дьё, ранее располагавшееся частично на острове и частично на левом берегу, было снесено и заменено на большее (площадью 3 га) несколькими метрами дальше. Между новыми зданиями были проложены три прямые улицы, переходящие в мосты.
Памятник под землёй
Основная часть мемориала находится под поверхностью земли. Спустившись по узкой лестнице в подземелье посетители комплекса попадают в мрачное помещение, освещённое тысячами мерцающих маленьких светильников. Пол и потолок узкого зала окрашены в чёрный траурный цвет. Его стены ‒ это бесконечные ряды плит, на которых выгравированы десятки тысяч фамилий погибших и названия лагерей смерти.
В стенах зала в нескольких треугольных углублениях размещены урны с землёй из различных концентрационных лагерей. На дальней торцевой стене зала сделана бесформенная ниша, освещённая единственной лампочкой. Её свет символизирует надежду на будущее без войн и жестокости.
В освященном мягким светом втором зале без окон находятся десятки информационных стендов о депортации с фотографиями, документами, схемами и диаграммами. Среди выставленных здесь предметов есть личные вещи узников концентрационных лагерей. На страницах дневника М. К. Кутюрье написан текст песни «Chant de Marais», ставшей своего рода гимном депортированных французов.
На стенах мемориала также начертаны фрагменты стихотворения французского поэта Р. Десноса «Сердце, ненавидящее войну», написанного им в 1942 году. В оформлении его интерьера также использованы цитаты из произведений А. де Сент-Экзюпери, П. Элюара, Л. Арагона, Ж. П. Сартра, Ж. А. Майдье. Над выходом из подземелья на плитах высечена надпись: «Простите нас. Мы никогда вас не забудем».
В 2015 году к семидесятилетию победы была проведена реконструкция мемориала. Во время работ было восстановлено декоративное оформление мемориала. После реставрации мемориал стал доступен для посещения людьми с ограниченными возможностями. Его посещение стало более комфортным с открытием новых дополнительных сервисных служб.
Мемориал жертв депортации
В восточной оконечности острова Сите находится Мемориал жертв депортации (Memorial de martyrs de la Déportation). Это символическая гробница 200 тыс. французских граждан, которые в годы Второй мировой войны погибли в нацистских концентрационных лагерях, борцов Сопротивления, евреев, а также тех, кто был угнан на принудительные работы. Мемориал нелегко заметить с улицы, так как большая его часть […]
Мемориал жертв депортации (Memorial de martyrs de la Déportation), фото Monceau
В восточной оконечности острова Сите находится Мемориал жертв депортации (Memorial de martyrs de la Déportation). Это символическая гробница 200 тыс. французских граждан, которые в годы Второй мировой войны погибли в нацистских концентрационных лагерях, борцов Сопротивления, евреев, а также тех, кто был угнан на принудительные работы.
Мемориал нелегко заметить с улицы, так как большая его часть находится под землей. Узкая лестница ведет в подвальное помещение, похожее на тюрьму, которое представляет собой своеобразный склеп (ворота в склеп открыты ежедн., 10.00-12.00 и 14.00-17.00; вход свободный). Внутри помещения горят тысячи крохотных светильников, символизируя погибших. Пол и потолок в склепе черного цвета, а в конце находится черная ободранная дыра, в центре которой висит одинокая лампочка. В стенах склепа расположены ниши с решетками, где хранится земля из разных концентрационных лагерей.
Экспозиция, фото kasia.hein.peters
Экспозиция, фото seahills1
Над выходом из мемориала начертаны слова: «Простите нас, Мы вас никогда не забудем». А наверху продолжает бурлить жизнь, и в небольшом зеленом парке вокруг Мемориала теплыми вечерами собирается много народу.
Мемориал жертв депортации (Memorial de martyrs de la Déportation)
4e Arrondissement, 75004 Paris, ФранцияЕхать метро М4 до станции Cité
Как я экономлю на отелях?
Самый большой выбор отелей со скидками на сайте Booking. Он предлагает отели и апартаменты по всему миру.
Читайте также: