Медведи на отдыхе картина
«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из самых известных полотен Ивана Шишкина. Первое, что привлекает и умиляет зрителей, смотрящих на шедевр, - это медведи. Без животных картина вряд ли получилась бы такой притягательной. А между тем мало кто знает, что нарисовал зверей вовсе не Шишкин, другой художник по фамилии Савицкий.
Фото: Русская семерка Русская семеркаУпрямый Третьяков
Именно Третьяков приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако 2 подписи на картине меценату не понравились. А поскольку после покупки того или иного произведения искусства Третьяков считал себя единственным и полноправным его обладателем, он взял да и стер имя Савицкого. Шишкин принялся было возражать, но Павел Михайлович остался непреклонен. Он сказал, что манера письма, и в том числе и касательно медведей, соответствует манере Шишкина, а Савицкий здесь явно лишний. Полученным от Третьякова гонораром Иван Шишкин поделился с другом. Однако он отдал Савицкому только 4-ую часть денег, объяснив это тем, что наброски к «Утру» он делал без помощи Константина Аполлоновича. Наверняка, Савицкому было обидно подобное обращение. Во всяком случае больше он не написал в паре с Шишкиным ни одного полотна. А медведи Савицкого в любом случае действительно стали украшением картины: без них «Утро в сосновом лесу» вряд ли получила бы такое признание.
История создания картины: «Утро в сосновом лесу».
Сегодня поговорим о мишках, шишках и о мифах, с ними связанных, а именно - о картине «Утро в сосновом лесу» И.Шишкина в соавторстве с К.Савицким. По результатам некоторых опросов картина «Утро в сосновом лесу» является одной из самых популярных в России, кто-то называет ее символом русского искусства. Даже если вы не видели эту картину вживую, вы точно могли с ней познакомиться, разворачивая популярную конфету «Мишка косолапый». Фабрика «Эйнемъ» (в будущем «Красный октябрь») заказала художнику Мануилу Андрееву разработать обертку для шоколадных конфет с миндальным пралине, М.Андреев взял за основу сюжет «Утра в сосновом лесу» и поместил его на бирюзовый фон в обрамлении еловых веток.
Как известно, мишек на картине «Утро в сосновом лесу» написал передвижник Константин Савицкий, друг И.Шишкина. Предполагается, что Шишкин помог другу: Савицкому нужны были деньги, поэтому он попросил Шишкина написать совместную картину. Хотя можно встретить версию о том, что Шишкин, несмотря на свой талант, не умел рисовать животных. Но начнем с того, что Шишкин в 1866 году находился в заграничном путешествии, где учился рисовать животных у известного в то время швейцарского анималиста Рудольфа Коллера, поэтому животные ему удавались.
К тому же Шишкин делал много набросков, этюдов к картине, да и медведей Савицкий изобразил по эскизам, предложенным Шишкиным, поэтому можно говорить о второстепенной роли «соавтора». В первоначальных эскизах присутствовало лишь два медведя, в конечном варианте их стало четыре, а картину некоторые ошибочно называют «Три медведя» (скорее всего из-за тех же конфет, которые в народе были известны как «Три медведя»). Также распространенным является и ошибочное название «Утро в сосновом бору», которое прижилось к популярным в одно время коврам с репродукцией картины.
«Утро в сосновом лесу» было впервые представлено на XVII Передвижной выставке 1889 года, и на картине стояли подписи обоих художников. Но Павел Третьяков, купивший эту работу снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина. Картину П.Третьяков приобрел за 4000 рублей, четверть денег досталась Савицкому, но тот оскорбился, то ли считая, что именно медведи - это самое главное на полотне, то ли потому что изначально друзья договаривались разделить деньги от продажи пополам.
Примечательно, что русский прозаик и публицист В.М.Михеев в 1894 году написал следующее о данной работе: «Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу»… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер — специалист леса далеко не так силен в изображении животных». Но кто знает, насколько была бы популярна эта картина, если б не появились на ней медведи.
Картина «Утро в сосновом лесу» находится, как вы могли догадаться, в Третьяковской галерее.
Пример сочинения по картине «Утро в сосновом лесу»
Творение Шишкина «Утро в сосновом лесу» – широко известный шедевр мастера. Художник со знанием дела, трепетно и заботливо прописал мельчайшие подробности леса: ветки, листья, иголочки хвои, корни, кору деревьев, древесину. Всё необычайно реалистично, лес выглядит мощной и могучей силой, но картина всё же дарит впечатление волшебства. Причиной такого эффекта стал туман, придающий атмосферу таинственности. Физически ощутимы прелый лесной воздух, влажность и тишина. Первые лучи солнца осветили верхушки сосен-великанов. Скоро туман рассеется и откроет взору дальние деревья. Так и представляется очень обширный, бескрайний лес. Осветятся и прогреются все лужайки, веселее запоют птицы.
Накануне была буря, которая вывернула с корнем старую могучую сосну. Ствол её раскололся и упал в овраг. Теперь этот обломок огромного дерева – интересный тренажёр для трёх медвежат. Они под присмотром матери исследуют «перестановку» в лесу, их родном доме. Медведица внимательно наблюдает за шалунами, готовая предостеречь и помочь в любой момент. Ведь дети в игре забывают об опасности, у них маловато опыта и часто они не слушаются матери и озорничают.
Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» оставляет изумительное впечатление, как по цветовым решениям, так и по содержанию. Тёплые оттенки золотистого, исходящего сверху, составляют яркий контраст с тёмной палитрой нижней части леса. Все краски приглушённые и спокойные. Картина располагает к долгому созерцанию и рождает удивительные фантазии, в которых есть место как сказке, так и действительности.
Утро в сосновом лесу 1889 г.
Иван Иванович Шишкин знаменитый русский живописец, своими работами прославлял красоту России, из самых разных её уголков. Благодаря ему приобрёл известность родной город Шишкина, Елабуга, а неповторимые пейзажи, запечатлённые на полотнах, до сих пор восхищают публику.
Знаменитейшей работой живописца стала картина «Утро в сосновом лесу» что нашла отражение в массовой культуре. С советских времён её изображение украшает любимые многими малышами конфеты, а сам шедевр можно увидеть в Третьяковской галерее. Как же создавалось «Утро в сосновом лесу»? И почему она признана одной из лучших работ Шишкина?
Какую тайну скрывает самая известная картина И. Шишкина?
Творчество русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина подтверждает это наблюдение. Его полотна красивы, величественны и монументальны, а еще они по-настоящему близки нашим соотечественникам, потому что позволяют увидеть сокровенную тайну русской природы и русской души.
Есть среди работ Шишкина одна картина, которую мы все любим и помним с детства.
Утро в сосновом лесу. И. Шишкин. Источник Яндекс.Картинки Утро в сосновом лесу. И. Шишкин. Источник Яндекс.КартинкиНазывается она «Утро в сосновом лесу». На ней изображен мягкий восход солнца, лучи которого едва проглядывают сквозь чащу дикого леса. Рядом с переломившейся от ветра сосной примостилась семья медведей. Медвежата забавно играют, пытаются влезь на ствол дерева, а их мать с серьезным видом наблюдает за их потугами со стороны.
Должно быть, лес дальний, глухой, из людей здесь бывают лишь редкие охотники. Но благодаря художнику, зрители могут увидеть играющих медведей.
Медведь для России – животное сакральное. В нем и сила, и мощь, и величие, и опасность.
И, несмотря на то, что медвежата настроены дружелюбно, при встрече с врагом, смогут дать ему достойный отпор.
Шишкину удалось передать на своем полотне не просто красоту родной природы, он смог воплотить в картине идею «русского мира», его внутренней тайной силы.
Недаром художника называли «царем леса». Он один из первых смог уйти от изображения природы лишь как «фона» событий, придав ей реалистические черты, глубокий смысл, сделав символом России.
Картину свою он написал в 1889 году, назвав «Медвежье семейство в лесу».
Ее тут же купил коллекционер Павел Третьяков.
По легенде, на картине было два имени "Иван Шишкин и Константин Савицкий", который помог нарисовать тех самых симпатичных мишек.
Третьяков, увидев две подписи, приказал принести скипидар и снять роспись Савицкого.
Искусствоведы до сих пор спорят о том, вложил ли Шишкин в руки своего друга Савицкого кисть и попросил ли его нарисовать медведей?
С одной стороны, в этом не было смысла, так как сам Иван Шишкин был прекрасным анималистом, но, с другой стороны, его друг нуждался в средствах. Возможно, Иван Иванович решил ему помочь именно таким образом.
Так или иначе, четверть большого гонорара за это полотно была передана Савицкому.
История картины «Утро в сосновом лесу»
Шишкин не состоял в Товариществе передвижных художественных выставок, но дружил с учредителями и экспонировал у них свои произведения. Выставка 1888 года имела громадный успех (художник представлял картину «Туман в сосновом лесу»). Находки живописца («растворять» стволы деревьев в тумане, мастерски совмещать явную глушь чащи с солнечным светом сверху) не насытили как самого художника, так и зрителей – хотелось продолжить эксперименты в том же направлении. К тому же остались невысказанными многие впечатления от вологодских, новгородских и тверских совершенно диких лесов, окрестностей Селигера, где художник бывал в 1880-е годы.
Живописец намеревался «разбавить» лесную картину фигурами животных – привнести в пейзаж жанровую сцену. О задумке Шишкина изобразить медведей в сосновом бору свидетельствуют эскизы 1886 года, которых только в Русском музее хранится семь штук (есть и в других собраниях). Интересно, что художником рассматривался вариант с зайцами. От этой мысли художник отказался – заячьи фигуры буквально разрушали величие и мощь русского леса, терялся замысел художника. Медведи же подходили идеально: милые шалуны уже в детстве представляют опасность, а повзрослев, они превращаются в грозных, сильных и непобедимых в природных условиях зверей. Своеобразное олицетворение России по сей день.
Шишкин, Третьяков и современность
История приобретения Павлом Михайловичем Третьяковым картины «Утро в сосновом лесу» типична для коллекционера.
Работа предстала перед зрителем на выставке передвижников в год написания, 1889-й. К этому времени в коллекции мецената было уже 12 произведений Шишкина. Художественный вкус, особое чутьё Третьякова часто влекли его к картинам неординарным, имеющим тайный потенциал на десятилетия вперёд. Так случилось и на этот раз – он купил картину, едва увидел её. Заплатил четыре тысячи (три Шишкину, одну Савицкому). Но всегда считал, что авторство принадлежит только Шишкину – лес именно его кисти обеспечивал впечатление и успех полотна. Потому и стёр фамилию автора мишек.
Впоследствии прозорливый Третьяков купил ещё пять произведений Шишкина, но его «Утро в сосновом лесу» оказалось чрезвычайно метким приобретением. Согласно социологическому опросу, проведённому уже в XXI веке относительно самых любимых картин Третьяковки, эта работа Шишкина у зрителей на втором месте после «Богатырей» Васнецова.
Вольная репродукция «Утра в сосновом лесу» использована для создания конфетной обёртки. Шоколадные конфеты «Мишка косолапый» не меняют фантика с дореволюционных времён (с 1913 года). Подобное хождение в массы добавило популярности сюжету и художнику, автору полотна-оригинала.
Чаща старого леса пробуждается от сна – ветви вековых деревьев не шелохнутся, листва замерла, а сквозь туман пробиваются первые лучи солнца. Они уже овладели верхушками исполинов и с каждой минутой отвоёвывают у туманной дали всё новые пространства. Торжество света врывается в тихий первородный лес.
В центре полотна поваленный, вывернутый с корнями старый ствол – он при падении обломился о такой же старый остов другого дерева. Здесь же главные герои картины – медвежье семейство во главе с матерью-медведицей. Её тело не сразу заметно на фоне тёмной листвы и земли. Свет выхватывает её голову – медведица скалится, разинув пасть и рыча на медвежат, которые, играя, взобрались на широкий ствол. Три медвежонка активно знакомятся с лесом, своим домом. Они здесь полноправные хозяева.
Сочетание солнечного света и насыщенной тьмы земли, молочного тумана и густо-бурых тел медведей – главный живописный акцент картины. Полотно настолько яркое и реалистичное, что воспринимается живой сценой из жизни многовекового леса, скрытой от людских глаз. Дикая природа, которая пугает и завораживает.
Почему имя художника Константина Савицкого было стерто с полотна «Утро в сосновом лесу»
Отписаться можно в любой момент.Жанровая живопись во все эпохи считалась самым ярким отображением жизни людей и окружающей их действительности. Поэтому всегда был так чрезмерно велик интерес зрителей к этому виду изобразительного искусства. И сегодня хотелось бы показать читателям великолепную галерею сюжетных картин известного русского художника-передвижника Константина Савицкого , подарившего потомкам частичку истории России 19 века. А еще рассказать об легендарной истории соавторства с Иваном Шишкиным, которое собственноручно аннулировал Павел Третьяков.
К большому сожалению, имя художника Савицкого ныне пребывает в забвении, хотя его работы заслуживают большего внимания. Он был одним из выдающихся представителей передвижников, определивших историю искусства России во второй половине XIX века. Поэтому множество его полотен хранится в запасниках Третьяковской галереи и других известнейших отечественных музеях.
Мастер по медведям
Константин Аполлонович Савицкий теперь уже не так известен, как Иван Иванович Шишкин, имя которого знает, наверное, даже ребенок. Тем не менее Савицкий тоже является одним из самых талантливых отечественных живописцев. В свое время он был академиком и членом Императорской Академии художеств. Понятно, что именно на почве искусства Савицкий и познакомился с Шишкиным. Оба они любили русскую природу и самозабвенно изображали ее на своих полотнах. Вот только Иван Иванович предпочитал больше пейзажи, на которых люди или животные, если и появлялись, то только в роли второстепенных персонажей. Савицкий же, напротив, активно изображал и тех, и других. Видимо, благодаря мастерству друга, Шишкин утвердился в мысли о том, что фигуры живых существ ему не слишком удаются.
"Утро в сосновом лесу". Интересные факты о знаменитой картине Ивана Шишкина
Раскинувшаяся перед зрителем панорама соснового леса, на переднем плане которой резвятся смешные неуклюжие медвежата, невозможно спутать ни с каким другим пейзажем. Несмотря на свою популярность, полотно таит в себе много загадок и сюрпризов. Как создавалась эта картина и почему она стала настолько известной? Ответы в статье.
Настоящим шедевром и вершиной мастерства стала картина "Утро в сосновом лесу"Ивана Ивановича Шишкина. Создавая это полотно, влюблённый в природу живописец в полной мере выразил своё восхищение и благоговение перед красотой мира. Полотно столь реалистично, что нам кажется, будто вот-вот стронется застывший между стволами клуб тумана, шевельнутся корни поваленной сосны, на которую взбирается медвежонок.
В своей работе Шишкин руководствовался искренним восхищением природой, вниманием к мельчайшим нюансам флоры и фауны, любовью к деталям и тщательно выписанным подробностям. Его мастерство удивляло и восхищало коллег, как и обширные знания в областях ботаники, геологии и географии. Туманная дымка, мягко мерцающая в рассветных лучах, фигурно вырезанные листья берёзы, фактура и объёмность мшистой кочки, золотистый песок, кажущийся шероховатым и рассыпчатым, ряска на поверхности лесного болотца – все эти детали делают произведения художника живыми, динамичными и восхитительными.
Иван Шишкин и Константин Савицкий Иван Шишкин и Константин СавицкийНа самом деле к картине "Утро в сосновом лесу" приложили руку сразу два художника – сам Иван Иванович Шишкин и его добрый друг, Константин Аполлонович Савицкий . Но, изучив музейное описание картины Утро в сосновом лесу, Вы увидите там только одного автора. В чём же причина такой несправедливости?
Однажды, встретившись с Савицким, Шишкин рассказал ему о задуманном масштабном полотне, на котором изображались бы медведи. И когда Константин Аполлонович выразил своё восхищение работой, Шишкин предложил ему вписать в пейзаж семейку диких зверей.
До сих пор неизвестно, почему мастер так поступил. На многих полотнах мастера есть животные и птицы, изображенные вполне профессионально. Есть медведи и на эскизах к полотну.
Но, так или иначе, кисть была уступлена Савицкому, и под завершенной работой появилось две подписи вместо одной. А затем Иван Шишкин поделился с Савицким и гонораром, отдав ему одну из четырёх тысяч рублей, полученных от продажи.
Константин Савицкий расписался на картине уже после того, как она была показана на выставке и продана Третьякову (заказчику картины).
Поэтому, когда картину доставили, и коллекционер обнаружил на полотне два автографа, он серьезно возмутился. Как отметил в своих мемуарах Н. А. Мудрогель (старейший работник Третьяковской галереи), меценат сразу же приказал принести скипидару из Франции и стёр подпись. Именно это событие и привело к путанице с авторами.
До сих пор работы Шишкина пользуются большим спросом, и картина Утро в сосновом лесу из янтаря – не исключение.
Украсив ею свой дом, Вы получите возможность полюбоваться прекрасным, умиротворённым пейзажем, восхититься спокойствием леса и живописными позами играющих медвежат. Благодаря тому, что произведение вручную выполнено из натуральных солнечных самоцветов, оно будет смотреться оригинально и стильно, даря Вам радость и хорошее настроение.
Третьяков был по купечески жестким, поэтому повел себя принципиально. Раз покупал картину у Шишкина, значит подпись будет на картине только Шишкина.
После этой истории родился миф, который бытует и по сей день. Неумеха Шишкин вынужден был просить знакомого художника нарисовать медведей, потому что сам не смог. А Константин Савицкий, будто бы узнав, что картина осталась без его фамилии, в пух и прах разругался с Шишкиным и никогда с ним больше не общался. Однако, все это неправда. До сих пор работы Ивана Шишкина пользуются большим спросом, и картина Утро в сосновом лесу из янтаря – не исключение.
Украсив ею свой дом, Вы получите возможность полюбоваться прекрасным, умиротворённым пейзажем, восхититься спокойствием леса и живописными позами играющих медвежат.
Русская живопись – это удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию. Их имена известны во всем мире, а под их кистью рождались шедевры, на века возвеличившие имена своих создателей.
«Утро в сосновом лесу» как материал для сочинения
Этот утренний эпизод с тремя медвежатами и медведицей в дремучем лесу, окутанном туманом, действительно чрезвычайно русский и очень притягательный. Одновременно сказочный и правдивый. И сам лес, и медвежье семейство словно фрагмент русской народной сказки. Поэтому картина «Утро в сосновом лесу» идеально подходит для ознакомления с художественным искусством детей с самых ранних лет – сочинения пишут уже со 2-го класса. От сказки к реальности – как способ понимания природы.
Помощь друга
В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое. Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.
Автор №2
Практически с детства всем известно, кто написал картину «Утро в сосновом лесу» – конечно, Шишкин, но поразительно, что он сделал это не в одиночку. Мишек на картине нарисовал Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник-передвижник, известный в своё время жанровый живописец, друг и даже кум Шишкина (крестил его сына Константина, умершего потом от болезни в три года).
Существует несколько версий, объясняющих, почему Шишкин к написанию определённой части своего произведения привлёк другого художника:
Изначально работа была подписана обоими художниками. Сегодня под фамилией Шишкина очевидна затёртость – Третьяков самолично с помощью скипидара удалил с картины фамилию Савицкого.
Николай Мудрогель, современник Третьякова и хранитель его коллекции, корнями «недоброжелательства» мецената по отношению к Савицкому назвал произошедший между ними инцидент. Третьяков купил картину Савицкого «Встреча иконы» (1878). Но через небольшой промежуток времени белая краска, которой были написаны облака, стала трескаться. Год от года состояние картины ухудшалось. Третьяков обратился к автору. Тот пришёл, когда коллекционера не было на месте, и внёс коррективы, которые очень не понравились владельцу полотна (облака стали розовыми). Разгневанный Третьяков смыл авторские поправки до прежнего белого цвета, пусть и с кракелюрами (трещинами).
«Утро в сосновом лесу»: Как картина русского пейзажиста превратилась в конфетную обертку
Отписаться можно в любой момент.Сложно найти того, кто хоть раз не видел бы картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» , будь то репродукция на стене или иллюстрация в школьном учебнике. Но большинство из нас знает ее по обертке от конфет «Мишка косолапый». Как произошло то, что на картине пейзажиста появились медведи, и признанный шедевр стали ассоциировать с конфетами – далее в обзоре.
Иван Иванович Шишкин считался в высшей степени мастером, когда необходимо было выписать каждый листочек, каждую травинку, но с изображением людей или животных у него дело не спорилось. Именно поэтому на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» медвежье семейство писал другой художник – Константин Савицкий.
Картину подписали оба художника, но когда ее отнесли заказчику Павлу Михайловичу Третьякову, тот скипидаром стер фамилию Савицкого, заявив, что заказывал полотно только у одного живописца.
Иван Иванович Шишкин получил за картину 4000 рублей. Одну тысячу он отдал Савицкому. Константин Аполлонович возмутился, что гонорар поделили не пополам, и в сердцах даже заявил, что его медведи занимают центральное место на картине, а лес является только фоном. Эти слова очень обидели Шишкина. Совместных картин художники больше не писали.
Примерно в тот же период, когда полотно «Утро в сосновом лесу» было представлено широкой общественности, на кондитерской фабрике «Товарищества «Эйнемъ» изготовили новый сорт конфет: покрытые шоколадом вафельные пластины с прослойкой миндального пралине. Возникла необходимость создания обертки для конфет, и тут взгляд владельца предприятия Юлиуса Гейтса случайно упал на репродукцию картины Шишкина. Решение было найдено.
После Октябрьской революции конфетную фабрику национализировали и переименовали в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет в скобках дописывали «бывш. «Эйнемъ», настолько популярна была торговая марка. Конфета «Мишка косолапый» стала любимой сладостью советских граждан. Со временем картина Шишкина стала ассоциироваться с оберткой, а ее название упростили до «Трех медведей», хотя на полотне их четыре.
Иван Иванович Шишкин запомнился потомкам не только полотном «Утро в сосновом лесу». Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои картины красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. Самые известные полотна русского пейзажиста настолько реалистичные, что кажется, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.
О мастере
Пейзажи, созданные кистью Ивана Ивановича Шишкина, известны во всём мире. Уроженец Елабуги, он использовал приём Дюссельдорфской школы рисования, однако, неповторимый стиль создавался благодаря особому отношению самого живописца.
Иван Николаевич Крамской «Портрет Ивана Ивановича Шишкина», 1880 год
Местонахождение портрета: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Помимо живописи, Иван Шишкин активно занимался общественной деятельностью. Его родители хотели, чтобы он пошёл по стопам отца, став купцом. Живой характер и общительность Шишкина располагали к нему людей, и вскоре он занял должность управляющего. Всеми силами он стремился развивать родную Елабугу. Его заслугой стало укрепление города, развитие культурного направления, создание «Истории города Елабуга».
Однако, несмотря ни на что, Шишкин всегда оставался в первую очередь живописцем. С огромным трепетом, истинной любовью он относился к лесной природе. Лес очаровывал его многообразием оттенков, игрой света и тени, таинственными оттенками и очертаниями.
«Утро в сосновом лесу» стало настоящей одой художника лесу. На картине изображена интересная сцена из жизни дикой природы. С помощью оттенков и всевозможных красок Шишкин показал начало дня, когда солнце лишь начинает подниматься по небу, просвечивая лучами сквозь стволы сосен.
Основное внимание привлекаем семья медведей, что выбралась из своего убежища у поваленного дерева. Ещё сонные медвежата начинают играть. Очень яркой деталью стал ствол сосны, упавшей посреди бора. Если присмотреться, можно заметить вырванные корни.
Становится ясно, что это дерево упало от старости, и именно так Шишкин хотел показать нелюдимость этого леса. Здесь никогда не бывал человек, а природа живёт и развивается в своём естественном цикле.
Одной из самой сложных технических деталей, на мой взгляд, стал туман, изображённый на фоне света утреннего солнца. Он указывает нам на время суток, однако изобразить это столь реалистично по силам далеко не каждому мастеру.
Медведица и три медвежонка
Фрагмент картины «Утро в Сосновом лесу»
Несколько страниц из биографии художника
Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был человеком исключительного ума и таланта, гениальным русским жанровым живописцем-реалистом, академиком, членом Товарищества передвижных художественных выставок, первым директором Пензенской художественной школы. Ему довелось жить и творить в эпоху политических и социальных передряг, что напрямую отразилось в его произведениях.
Сильные, запоминающиеся образы простых людей из народа – крестьян, рабочих и солдат стали главными героями его произведений.
Константин Аполлонович родился в городе Таганроге в семье военного врача. Мальчик был очень болезненным и за то длительное время, которое ему приходилось проводить в постели, пристрастился к рисованию. Косте исполнилось пятнадцать, когда он остался круглым сиротой. В его семье случилась страшная трагедия: один за другим, неожиданно, умерли отец с матерью, и подростка забрал к себе дядя, который жил в Латвии. Так Константин оказался в частном пансионе при Лифляндской дворянской гимназии.
К тому времени Константин уже определенно мечтал о петербургской Академии художеств, и через три года он покидает пансион и поступает вольнослушателем в класс исторической живописи. Однако был вынужден уйти практически сразу же после поступления. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем.
Два года упорной самостоятельной подготовки и Савицкий снова студент Академии. Теперь уже талантливый молодой художник успешно осваивает академический курс и очень скоро становится одним из лучших учеников академии, получив за конкурсные работы шесть серебряных и одну золотую медаль.
Выйдя со стен учебного заведения, молодой перспективный художник еще три года состоял стипендиатом императора Александра II, что позволяло ему совершенствоваться за границей, куда в 1871 году и отправился. Он много путешествовал вместе с молодой женой по Европе, и в итоге обосновался в Париже. А четыре года спустя, трагическая гибель супруги заставила вернуться художника в Россию. Он селится в Динабурге (Литва) и, чтобы пригасить свое горе, с головой уходит в работу. Именно там были созданы самые известные картины художника: «Встреча иконы», «На войну» и некоторые другие, которые позволили вступить ему в 1878 году в члены Товарищества передвижных художественных выставок.
Вернувшись в 1883 году в Петербург, Савицкий начинает преподавательскую деятельность в училище технического рисования в Петербурге, затем в Московском училище, и, наконец, перебирается в Пензу, где становится первым директором картиной галереи и городской художественной школы. И нужно отметить, что на этой должности живописец проявил себя весьма профессиональным управленцем. Константин Аполлонович лично разработал учебную программу для своих учеников, которые в результате обучения получали великолепную подготовку, позволявшую лучшим выпускникам школы быть зачисленными в Академию художеств без вступительных экзаменов.
Однако, ведя активную педагогическую и управленческую деятельность, Константин Савицкий не забывал и о своем творчестве - он оставил потомкам немалое художественное наследие. В 1897 году «за известность на художественном поприще» и за подготовку будущих молодых художников К. А. Савицкому было присвоено звание академика живописи. Умер художник в возрасте 60 лет, оставаясь до последнего «у руля» своего детища - пензенской художественной школы.
Шишкин «Утро в сосновом лесу» описание и увлекательная история шедевра
Картина «Утро в сосновом лесу» – самая известная работа русского художника XIX века И.И. Шишкина (1832-1898). Написана маслом на холсте размером 139 х 213 см в 1889 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее.
Автор №1
Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу» создал в годы, когда уже сложился как живописец, произведения которого свидетельствуют об одном: мастер бесконечно влюблён в просторы родной земли, её заповедные места и лесное, завораживающее великолепие. В поисках натуры и впечатлений художник много путешествовал. Уроженец Елабуги, города в современном Татарстане, Шишкин учился в Москве, затем в Петербурге. Шесть лет провёл в пенсионерской поездке по Европе, но прервал своё знакомство с заграницей раньше срока – очень хотелось на родину. По возвращении понял, что нет ничего лучше и живописнее, чем русские бескрайние леса, луга и поля. Особенно притягивала мастера таинственность глухих чащоб – в своём стремлении передать на полотнах собственные чувства и полноту красоты леса Шишкин стал непревзойдённым мастером.
Тайны и факты о картине
Мало кто знает, что «Утро в сосновом лесу» было написано в соавторстве с художником Константином Савицким. Его перу принадлежат образы медведей. Сам Шишкин был прекрасным пейзажистом, однако для изображения животных на своём полотне пригласил коллегу.
Шишкин и Савицкий часто любили прогуливаться в лесах своей малой родины. Встретив однажды утро в сосновом бору, они решили увековечить его на холсте. В качестве прототипа был выбран лес острова Гордомля на озере Селигер.
Иван Николаевич Крамской «Портрет художника Константина Аполлоновича Савицкого», 1871 год
Местонахождение: Воронежский музей имени И. Н. Крамского, Воронеж, Россия
Картина «Утро в сосновом лесу» была представлена публике в 1889 году. По решению Третьякова, принявшего творение на выставку, подпись Савицкого была стёрта. Конечно, художника это задело, он даже выдвигал претензии Третьякову. Однако тот объяснил, что стиль полотна в целом и даже эскизы медведей принадлежат Шишкину. К счастью, всё решилось мирно, а Савицкий отказался от авторства в пользу друга.
И. И. Шишкин, К. А. Савицкий «Утро в Сосновом лесу», 1889 год
Местонахождение картины: Третьяковская галерея, Москва, Россия
Ещё один малоизвестный факт о картине. Поныне в частной коллекции в Польше хранится её первая версия. Она называется «Туман в сосновом лесу». Об этом полотне известно немногим, однако именно оно вдохновило Шишкина на написание «Утра в сосновом лесу». Изначально на изображении присутствовали два медведя, но позднее художник решил добавить ещё двух животных, передав игровые моменты лесной жизни.
Эскиз картины «Утро в сосновом лесу», 1886 год
Эскиз находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург
Метаморфозы с названием
Первое наименование картины – «Медвежье семейство в лесу». Так полотно было впервые представлено публике.
Сегодня картина демонстрируется под названием «Утро в сосновом лесу», но в народе она упоминается и как:
- Картина «Медведи в сосновом бору»;
- «Утро в сосновом бору»;
- Картина «Три медведя» (по инерции, хотя животных на самом деле четыре – аналогия с фольклором, когда важных героев и вещей всегда три);
- «Мишки на лесозаготовках» (мрачный юмор советского периода после 30-х годов).
Если подходить к изображению с биологической педантичностью, свойственной, кстати говоря, художнику и являющейся его отличительной особенностью, то очевидно, что мишки в лесу. Ведь бор – это исключительно сосновый лес, а на полотне Шишкина разнообразный подлесок.
Легендарная история о создании полотна «Утро в сосновом лесу»
И, вспоминая об этом талантливом мастере, нельзя не упомянуть об одной щекотливой истории из его жизни. Многие знают, что именно Савицкий является автором знаменитых мишек, изображенных на полотне Шишкина «Утро в сосновом лесу». Изначально даже в углу холста стояло два автографа - Шишкина и Савицкого. Однако фамилию второго автора собственноручно стер Павел Третьяков, купивший «Утро» для своей галереи.
А началась эта история так: как-то, встретившись с Савицким, Шишкин поведал другу о своей грандиозной задумке, а именно написании полотна на котором на фоне затуманенного леса изображались бы медведи. И уже спустя несколько месяцев известный пейзажист пригласил коллегу в свою мастерскую, отправив письмо, в котором говорилось: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». И, как вы понимаете, этой «штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу», только без медведей. Константин Аполлонович незамедлительно явился и сразу же получил от друга предложение вписать в пейзаж семейку диких зверей.
Историкам до сих пор не понятен этот поступок живописца, ибо и до того, и после Шишкин всегда на своих полотнах весьма профессионально изображал и птиц, и животных самостоятельно. Кстати, сохранились даже эскизы медвежьей семьи кисти мастера. Но, так или иначе, медведи были уступлены Савицкому, и под оконченным произведением появилось два автографа, вместо одного.
А казус с удалением второго автографа произошел скорее всего по причине того, что при покупке картины Третьяков видел лишь подпись Шишкина, Савицкий же расписался чуть позже. Поэтому, когда картина была доставлена в галерею, возмущенный меценат приказал принести скипидару и собственноручно стёр вторую подпись. Этот поступок Третьякова никак не отразился на дружбе двух художников. Иван Шишкин тогда отдал четвертую часть гонорара, то есть сумму в тысячу рублей Савицкому за соавторство.
Эти два живописца всю жизнь оставались не только коллегами и добрыми друзьями, их связывали даже семейные узы. Савицкий крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в честь него - Константином. А позже он поддерживал друга, когда умерла его первая жена, а Шишкин, в свою очередь, помог Савицкому пережить самоубийство его супруги.
В тот тяжелый период жизни друга Иван Иванович сделал запись в своем дневнике, отмечая, что провидение заставляет художника страдать, воспитывая в нём Божий дар. И это было действительно так. В жизни Константину Аполлоновичу не раз пришлось испытать горечь утрат, но его всегда спасало любимое дело.
Утро в сосновом лесу
Пожалуй, это самая известная картина Ивана Шишкина. Даже далекие от живописи люди если и не писали в школе «сочинение-описание по картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» », то уж с конфетами «Мишка косолапый» наверняка сталкивались. Фабрика «Красный Октябрь» придумала конфеты с таким названием и изображением шишкинских медвежат, а также шоколад «Три медведя», на обертке которого фигурировали все те же мишки – все четверо, кстати. Но маму-медведицу не посчитали, а название «Три медведя» настолько закрепилось за этим изображением, что иногда так называли и саму картину. Кстати, Павел Третьяков с такой постановкой вопроса явно бы не согласился – он считал ключевым в данной картине пейзаж, а не мишек, о чем мы расскажем подробнее.
Кстати, в советское время ходило шуточное альтернативное название картины «Мишки на лесозаготовках». Также нередко знаменитую картину Шишкина называют «Утром в сосновом бору». Стоит запомнить, что мишки все же встречают рассвет в лесу, а синоним "бор" использован в названии многих других произведений Шишкина.
Народная любовь к «мишкам» очень велика, а известность этой картины просто феноменальна. Любопытно, что сами мишки появились на картине Шишкина в результате соавторства с другим художником. В 1888 году Шишкин написал картину «Туман в сосновом лесу» По одной из версий, заглянувший к нему друг художник Константин Савицкий сказал, что отлично было бы в такого рода пейзаж вписать медвежат, тем самым подал идею, а в итоге сам же ее и реализовал. Однако эскиз 1886 года опровергает эту версию. Мишки были задуманы уже тогда. Фигурируют мишки и на эскизе 1889 года. Однако на окончательной картине мишек написал Савицкий, это достоверный факт.
Правомерно ли считать автором картины именно Шишкина? Пожалуй, да, поскольку эта работа безусловно создана в стилистике Шишкина, это его подробный, хоть ботанику по картине изучай, лес, его густой туман, это безусловно его живописный метод. Однако нельзя отрицать, что прелестные медведица с медвежатами Константина Савицкого отлично вписались в шишкинский сосновый лес и придали ему особый шарм. Туманный рассвет в лесу, окутанные утренней розоватой дымкой уходящие в небо сосны, ощущение абсолютной окружающей тишины – иначе мишки бы так привольно не резвились. В итоге перед нами великолепный результат соавторства двух художников. Соглашаясь с тем, что картина по всем критериям «шишкинская», мы предлагаем помнить и о роли Савицкого в создании этой работы, тем более, сам Иван Шишкин ее признавал.
«Утро в сосновом лесу» Шишкина: сколько авторов было у картины на самом деле
«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из самых известных полотен Ивана Шишкина. Первое, что привлекает и умиляет зрителей, смотрящих на шедевр, - это медведи. Без животных картина вряд ли получилась бы такой притягательной. А между тем мало кто знает, что нарисовал зверей вовсе не Шишкин, другой художник по фамилии Савицкий.
Мастер по медведям
Константин Аполлонович Савицкий теперь уже не так известен, как Иван Иванович Шишкин, имя которого знает, наверное, даже ребенок. Тем не менее Савицкий тоже является одним из самых талантливых отечественных живописцев. В свое время он был академиком и членом Императорской Академии художеств. Понятно, что именно на почве искусства Савицкий и познакомился с Шишкиным. Оба они любили русскую природу и самозабвенно изображали ее на своих полотнах. Вот только Иван Иванович предпочитал больше пейзажи, на которых люди или животные, если и появлялись, то только в роли второстепенных персонажей. Савицкий же, напротив, активно изображал и тех, и других. Видимо, благодаря мастерству друга, Шишкин утвердился в мысли о том, что фигуры живых существ ему не слишком удаются.
В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое. Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.
Именно Третьяков приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако 2 подписи на картине меценату не понравились. А поскольку после покупки того или иного произведения искусства Третьяков считал себя единственным и полноправным его обладателем, он взял да и стер имя Савицкого. Шишкин принялся было возражать, но Павел Михайлович остался непреклонен. Он сказал, что манера письма, и в том числе и касательно медведей, соответствует манере Шишкина, а Савицкий здесь явно лишний. Полученным от Третьякова гонораром Иван Шишкин поделился с другом. Однако он отдал Савицкому только 4-ую часть денег, объяснив это тем, что наброски к «Утру» он делал без помощи Константина Аполлоновича. Наверняка, Савицкому было обидно подобное обращение. Во всяком случае больше он не написал в паре с Шишкиным ни одного полотна. А медведи Савицкого в любом случае действительно стали украшением картины: без них «Утро в сосновом лесу» вряд ли получила бы такое признание.
Читайте также: