Медленный темп отдых после аллегро
Метроном является универсальным устройством для задания ритма и чаще всего используется в музыке – при игре на гитаре, фортепиано, скрипке и других инструментах. Число ударов в минуту – это темп, которым характеризуется каждое музыкальное произведение. Представьте, начинающий исполнитель не знает, как играть венский вальс – он видит ноты, но не понимает, с какой скоростью должна звучать музыка. Музыкант решает «угадать» и выбирает ритм около 90 тактов в минуту – как итог, мы услышим совершенно другую мелодию, а выполнять бальный танец под такую композицию будет очень трудно. Чтобы не попасть впросак, и существуют темпы метронома, эта теория обязательно изучается в музыкальной школе.
Что такое темп метронома?
Темп в музыке – это скорость движения, которая очень схожа с биением сердца. Когда человек спокоен, пульс довольно редкий, но при волнении наблюдается ускорение сердцебиения. То же самое происходит и при звучании композиций – музыкант внутренне ощущает этот пульс, чтобы не сбиваться с ритма, исполнять мелодию гармонично и правильно, ровно так, как задумывал автор.
Чтобы облегчить работу музыкантов, был создан метроном – в нем можно задать нужный темп и не сбиваться. Темп метронома – это число ударов в минуту, которое воспроизводит устройство. Композиторы при написании произведений указывают или приблизительный темп, или точный – как раз по метроному, для этого изображают четверную ноту, ставят знак равенства и прописывают темп.
Темп в музыке
Темп обусловлен содержанием, характером и жанром музыки. Темп может быть постоянным для всего произведения или изменяться в течение его исполнения.
Обозначается темп отдельными словами, которые пишут в начале музыкального произведения или в месте его изменения над нотным станом: «быстро», «медленно», «умеренно» и т. др. Употребляются также отдельные небольшие фразы, например: «медленно, с чувством», «быстро, с огнем» и т. п. Итак, обозначается не только скорость, но и характер исполнения.
Постоянный темп произведения или его части обозначается большей частью итальянскими терминами, которые используются с XVII века. Для уточнения темпа используют метрономические обозначения. Метроном (от гр..- мера, - закон) - прибор, маятник которого отбивает необходимое количество ударов в минуту.
Наиболее известным является метроном Мельцеля (1816 г.). Они пишутся в начале произведения около итальянского термина, если он есть, и указывают, какому количеству ударов метронома за минуту соответствует указанная продолжительность. Темпы в порядке увеличения скорости делятся на медленные, умеренные и быстрые.
Агогика
Рядом с обозначениями постоянных темпов широко используются термины, указывающие на их усиление или ослабление.
Чтобы достичь в выполнении наибольшей выразительности, к приведенным выше терминам часто добавляют еще некоторые обозначения, например: «более», «менее», «не очень», «всегда» или «все время» и др.:
Выразительность:
piu | пью | больше |
meno | мЕно | меньше |
non troppo | нон трОппо | не очень |
sempre | сЕмпре | всегда, все время |
poco | пОко | немного, чуть-чуть |
poco a poco | пОко a пОко | постепенно |
con moto | кон мОто | с оживлением |
piu mosso | пью мОссо | более подвижно |
meno mosso | мЕно мОссо | менее подвижно |
Темп произведения, как уже отмечалось, не всегда остается неизменным, но не всегда он меняется резко — с быстрого на медленный и наоборот. При постепенном переходе от одной скорости к другой применяют обозначения: «ускоряя», «замедляя», «в прежнем темпе» и др.
Скорость:
accelerando | (аччелерАндо) | ускоряя |
animando | (анимАндо) | оживленно |
rallentando | (раллентАндо) | сокр. rail - замедляя |
ritardando | ритардАндо | сокр.rit - замедляя |
ritenuto | ритентуто | сокр. riten - замедляя |
a tempo | а темпо | в том же (прежнем) темпе |
Характер исполнения:
animato | аниМато | возвышенно, оживленно |
brilliante | бриллиАнте | блестяще |
con animaкон | анимА | с чувством |
con doloreкон | долОре | печально |
dolce | дОльче | нежно |
espressivo | эспрессИво | выразительно |
gracioso | грациОзо | грациозно |
scherzando | скерцАндо | шутливо |
cantabile | кантАбиле | певуче |
В партитурах темп выписывается над верхним нотоносцем, а также над струнно - смычковой группой, над верхней строкой хоровых партий, над партиями фортепиано и солистов. Кроме итальянских обозначений, в изданиях для широкого круга любителей музыки, а также в педагогической литературе темп нередко записывают на родном языке.
Если над нотой (или аккордом) стоит знак фермата (итал.fermata — остановка), то он означает задержку на этой ноте (или аккорде) на неопределенное время. Фермата может стоять также и над паузой. Темп произведения после ферматы может оставаться прежним или меняться.
Некоторые характерные особенности исполнения имеют отдельные условные обозначения. Одним из них является Лига, указывающая, что несколько разных по высоте нот, связанных ею, следует выполнять legato (легАто) - то есть связно, на одном дыхании.
В противоположность связному исполнению бывает исполнение staccato (стаккАто) - отрывочное. Его обозначают точкой, которую ставят над или под нотой.
Если все звуки произведения надо выполнять отрывисто, вместо точек над каждой нотой под нотным станом пишут sempre staccato — «все время стаккато». Или в первом такте ставят точки над нотами, а затем под нотным станом пишут simile (ит. симИле), что означает: "так, как и раньше", то есть каждый звук и далее следует выполнять отрывисто.
Вообще слово simile употребляется тогда, когда надо показать, что характер исполнения не меняется по сравнению с первоначальным. Для обозначения внезапного перехода с громкого исполнения на тихое, употребляемое слово subito (субито) — внезапно. Часто его пишут сокращенно -sub., например sub. р (субито пиано) - внезапно тихо. Иногда в нотах встречается слово ten. (ит. tenuto — тенуто), что в переводе означает «выдержано». Нота (аккорд), над которой это слово стоит, выдерживается в пределах указанного ритма. Такой прием применяют, чтобы добиться большей выразительности мелодии. Короткая черточка ( — ) над нотой или аккордом означает, что эту ноту (аккорд) следует исполнять на музыкальном инструменте или голосом мягко и переходить с одного звука на другой плавно.
История темпов метронома
Метроном был создан Иоганном Мельцелем – этот композитор и механик не понаслышке знал о музыке. Названия же темпов пришли к нам из Италии и обозначаются словами из этого языка, поэтому при изучении польза будет двойной – и запомните темпы, и выучите пару десятков красивых иностранных слов. При этом в зависимости от выбранного для измерения метронома темпы будут различаться:
- Maezel – он задает только основные ритмы, считается классическим;
- 1950 года – темпы схожи с устройством Maezel, но могут быть ниже на 10-15 шагов;
- современный – электронные или онлайн измерители, темп у них несколько живее, чем у аналогов.
Если вы – начинающий музыкант, можно использовать стандартные значения – усредненные показатели темпов, приведенные в табличке. Разница в 5-10 ударов в минуту не будет критичной.
Таблица темпов метронома
Чтобы облегчить задачу исполнителям музыкальных произведений, мы собрали все темпы метронома в одной таблице – здесь представлены медленные, умеренные, быстрее ритмы, отсортированные по скорости звучания.
статьи
Терминология музыки охватывает различные музыкальные области: в том числе динамику, темп, нотное письмо, характер исполнения, а так же способы трактовки произведения. Доминирующим языком музыкальной терминологии является итальянский язык. Интересным фактом стоит отметить то, что даже Моцарт писал иные из своих опер на итальянском языке.
До XVIII века не существовало новейшего обилия в определении темпов исполнения. В прошлом темп определялся метроритмом, так как длительность звука (целая, половинная, четвертная и т.д) почиталась абсолютной величиной.
Неточность и субъективность представлений о длительности порою ставило музыкантов в сложное положение. Вполне вероятно, что первые музыкальные термины-понятия появились для более точного определения динамики и темпа. В XIX веке специализация музыкантов резко возросла, и композиторы постепенно перестали быть исполнителями, как это было в прошлом. Последнее породило увеличение количества терминов используемых в нотной записи.
В начале того же века Мельцель сконструировал метроном, что позволило точно определять темп при исполнении музыкальных произведений. Л. Бетховен, к примеру, пользовался метрономом более охотно, нежели словесной терминологией. В свои последние сочинения Бетховен вводит немецкую речь, дабы более точно определить дух и эмоции музыки.
В XX веке в большинстве стран родной язык стал преобладать над итальянским при записи музыки на ноты. На международную музыкальную терминологию громадное влияние оказал К. Дебюсси, изысканные термины которого пленили многих композиторов. А. Скрябин, к примеру, вдохновленный К. Дебюсси, начал применять французский язык, выдумывая новые не менее оригинальные термины. И все-таки, несмотря на прогрессивнейшие веяния последних столетий именно итальянский язык сохранил свое интернациональное значение в музыкальной грамоте.
Я выписал наиболее часто употребляемые итальянские термины необходимые в творчестве музыканту, т.к. иногда тубисты даже не знают, что обозначает или подразумевает конкретный термин в разучиваемых произведениях.
Наиболее употребляемые значения темпов
Изначально эти термины обозначали характер музыки. Так, Allegro означало весело, и лишь потом стало означать быстро. Иногда для определения темпа пользуются названиями пьес, имеющих традиционно установившуюся скорость. Чаще используются словосочетания в темпе менуэта, в темпе вальса, мазурки, полонеза и другие.
Медленные темпы
Итальянский термин | Транскрипция | Обозначение | Метроном |
Largo | лАрго | очень медленно, широко | 42-66 |
Lento | лЕнто | медленно, протяжно | 52-108 |
Adagio | адАжио | медленно, спокойно | 66-76 |
Умеренные (средней скорости) темпы
Итальянский термин | Транскрипция | Характеристика | Метроном |
Andante | андАнте | свободно, не спеша | 56-88 |
Andantino | андантИно | немного быстрее, чем andante | 80 |
Moderato | модерАто | умеренно | 66-126 |
Allegretto | аллегрЕтто | подвижно, медленнее, чем allegro | 100-108 |
Быстрые темпы
Итальянский термин | Транскрипция | Характеристика | Метроном |
Allegro | аллЕгро | быстро | 84-144 |
Vivo | вИво | бодро | 80 |
Vivance | вивАче | резво, быстрее, чем allegro | 140 |
Presto | прЕсто | ыстро, быстрее, чем виваче | 150 |
Prestissimo | престИссимо | очень быстро, как можно быстрее | 200-208 |
Читайте также: