Малевич отдых общество в цилиндрах
«Бег лошади можно передать однотонным карандашом. Но передать движение красных, зелёных, синих масс карандашом нельзя»: как Малевич изобрел новый художественный язык и изменил искусство.
Во время очередной попытки разгадать секрет «Черного квадрата» ученые просветили картину рентгеновскими лучами и обнаружили на ней надпись «Битва негров в пещере ночью». Возможно, в этом и был какой-то скрытый смысл, но скорее всего это просто отсылка к одноименной картине Альфонса Алле, написанной тридцатью годами ранее. А для того, чтобы понять смысл «Черного квадрата», достаточно разобраться в философии супрематизма.
Как Малевич пришел к «Черному квадрату»
Отдых (Общество в цилиндрах), 1908 год Отдых (Общество в цилиндрах), 1908 год🎨 Начинал с импрессионизма, как многие авангардисты. Быстро прошел все стадии распространенных в Европе художественных направлений, кроме модерна.
Точильщик (Принцип мелькания), 1912 год Точильщик (Принцип мелькания), 1912 год🔷 1911–1913 — кубофутуризм. Приходит к «кубофутуристическому реализму»: из-за заведомо несопоставимых элементов зритель не может быстро выстроить привычную картинку-образ, появляется бесчисленное множество интерпретаций и ассоциативных связей.
Экспозиция выставки футуристов «0,10», 1915 год Экспозиция выставки футуристов «0,10», 1915 год🔳 1915 — супрематизм. На «Последней футуристической выставке картин 0,10» выставляет 39 беспредметных работ под названием «Новый живописный реализм». Здесь демонстрируется «Черный квадрат».
В чем суть супрематизма
❗️ Главная концепция супрематизма — предельное упрощение для точной передачи идеи. Этого можно добиться, упростив живопись до геометрических фигур и цвета. Художник пишет синий треугольник, потому что хочет написать синий треугольник — и ни по какой другой причине.
🗣 «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение» (К. Малевич).
Супрематическая композиция, 1916 год Супрематическая композиция, 1916 год🔵 Получается новый художественный алфавит. С его помощью создаются тексты на новом языке — воздействующим сразу на ощущения от цвета и формы, а не на понимание.
3️⃣ Выделяют три вектора супрематизма:
▪️ черный квадрат, элементарные формы круг, линия, крест;
▪️ многофигурные разноцветные композиции точно сбалансированных форм;
▪️ «белое на белом» — растворение цвета.
Триптих (Черный квадрат, Черный круг, Черный крест), 1916-1923 годы Триптих (Черный квадрат, Черный круг, Черный крест), 1916-1923 годы⬛️ Сам «Черный квадрат» можно назвать философским трактатом в форме картины, не нужно искать в нем скрытые смыслы или закрашенные слои. Это — абсолютный ноль, предел, которого достигла живопись. Малевич хотел показать, что традиционное искусство уже сказало все, что могло, и зашло в тупик. И у него получилось! Благодаря его идеям развивалось все современное искусство.
Малевич отдых общество в цилиндрах
--> FISHKINET6 лучших картин про летний отдых на траве
Набирающие популярность
Нашли ошибку? Выделите
и нажмите CTRL+ENTER
Лучшие демотиваторы
Популярные теги
Нам нужно убедиться, что Вы не бот. Введите символы, изображённые на картинке ниже.
На что жалуетесь?
Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie. Ok
Штрихи к портрету: 9 удивительных историй о Казимире Малевиче
В 1905-м Казимир Малевич участвовал в боях за Красную Пресню. По крайней мере , так он рассказывал:
«Я достал бульдог и пули. Была настоящая война. Я присоединился к группе , у которой карманы были полны пуль и разной системы револьверов. К этой группе присоединились ещё охотники. Мы шли к Красным воротам , там был бой. Нас повернули к Сухаревой башне… Затрещали заборы , стали нагромождать баррикаду… Солдаты быстро приближались , подходя к площади. Послышалась команда и солдаты взяли на изготовку. Мы дали знать на баррикаду. Момент , и у нас тихая команда. Дали залп. Солдаты хоть и были наготове , но не ожидали такого нахальства. Мы стреляли раз за разом. Я быстро кончил свои пять пуль , которыми заряжен был револьвер».
Казимир Малевич , Иван Клюн, Алексей Моргунов ( слева направо). Москва , 1 марта 1914 года.
Впрочем , верить всему , что Малевич рассказывал или писал о себе , не стоит: Казимир Северинович любил приврать. Он часто сочинял истории , в которых представал то героем-любовником , то сорвиголовой , то бунтарем-одиночкой. Особенно благодарным слушателем был его легковерный друг Иван Клюнков , который принимал его рассказы за чистую монету , а потом простодушно пересказывал.
Так Малевич рассказывал Клюнкову , что ушел из Московского училища живописи , ваяния и зодчества , поскольку не сошелся во взглядах с тамошними преподавателями-ретроградами. Будто бы учитель спросил , почему натурщик получился у него зеленым , а Казимир ответил , что ему так нравится и он так видит. На самом деле он так и не поступил в МУЖВЗ , хотя пытался четыре раза. В другой раз он поведал Клюнкову и вовсе душераздирающую историю. Будто бы идет-шагает он как-то по Москве , а тут — похороны , в гробу — маленькая девочка , за гробом идут мать и двое старших детей. И тут Малевич понимает: ба , да это же его жена , его дети , это хоронят его младшую дочь! «Эх , почему я не передвижник? Тема , тема-то какая для картины!» — горестно восклицал Малевич. Никакой третьей дочери от первого брака у него , разумеется , не было.
Малевич обладал недюжинной физической силой. Он вставал засветло , растапливал печь , отправлялся на обязательную утреннюю прогулку. Он , вообще , много ходил пешком , жонглировал пудовыми гирями. Малевич был не робкого десятка.
Наслушавшись историй о его бурной молодости , Сергей Эйзенштейн как-то написал рассказ « Немчинов пост». «Хряс-хряс. — писал режиссер « Броненосца « Потемкина». — Почти рядом раздался удар по двум челюстям. «Ох» толстой девки и взвизг девки , подававшей платок , слились вместе и разом оборвались. От удара в зубы покатился белокурый парень , угодив носом в серо-пепельную пыль. Незнакомец стоял , как вкопанный , и только редкие , но меткие короткие удары его кулака летели то в висок одному. То в скулу другому. То под глаз. То в ухо. То в зубы. Кровь и слюна брызгами летели в пыль. Девок след простыл. И делалось все так равномерно и тихо , если не считать хрипа да стука кулака по костям , что оправившаяся от первого испуга курица флегматично продолжала клевать неизвестно что , лишь изредка удивляясь брызгам крови , шариками катившимся по сухому пыльному песку» .
Когда Малевича попросили « объяснить про кубизм» слушателям партшколы , он , не сбиваясь с дыхания , ровным голосом рассказывал им про вращение , единство времени и пространства , взгляд со всех точек зрения одновременно. И , чтобы было понятнее , вертел в процессе огромную тяжеленную деревянную кафедру. А ведь Малевичу было тогда 50.
Казимир Малевич на фоне своих работ в Музее художественной культуры , Петроград , 1924.
Казимир Малевич был мастером эпатажа. Весной 1916 года художник Владимир Татлин устроил в Москве выставку « Магазин». Конструктивист Татлин был непримиримым критиком Малевича и его теорий. Выставлять в «Магазине» супрематические работы он запретил. Казимир Северинович уступать не любил , он решил , что сам станет экспонатом.
На выставку он пришел с написанными на лбу числами « 0,1», на спине у него был рукописный плакат: «Я Апостол новых понятий в искусстве и ХИРУРГ РАЗУМА сел на троне гордости творчества и АКАДЕМИЮ объявляю конюшней мещан» .
Впрочем , Татлин за словом в карман тоже не лез. Согласно популярной байке , однажды он выбил из-под Малевича стул , предложив ему посидеть на геометрии и цвете. А на похоронах художника , глядя на Малевича в специально спроектированном супрематическом гробу , Татлин сказал: «Притворяется!».
После знакомства с Малевичем Шагал вылетел из родного Витебска , как пробка из бутылки игристого.
(Марк Шагал. Над Витебском)
Малевич « выжил» из Витебска Марка Шагала. В истории о том , как поссорились Казимир Северинович и Марк Захарович , много белых пятен. Но самая распространенная версия гласит , что Шагал буквально сбежал из Витебска из-за Малевича. В 1919 году Марк Шагал открыл в своем родном Витебске Народное художественное училище. В том же году Малевич начал руководить в этом училище мастерской и создал художественную группу УНОВИС ( Установители Нового Искусства), которая с каждым днем все больше напоминала секту. Шагал сопротивлялся попыткам Малевича и его учеников ( в число которых вскоре вошли и преподаватели училища) реформировать систему преподавания. Но тягаться с прирожденным лидером Малевичем было трудно. «Еще один преподаватель , живший в самом помещении Академии , окружил себя поклонницами какого-то мистического „супрематизма“… — писал Шагал. — О днажды , когда я в очередной раз уехал доставать для школы хлеб , краски и деньги , мои учителя подняли бунт , в который втянули и учеников. Да простит их Господь! И вот те , кого я пригрел , кому дал кусок хлеба , постановили выгнать меня из школы. Мне надлежало покинуть ее стены в двадцать четыре часа» .
Что ж , если и так , Малевич , скорее , оказал Шагалу услугу , нежели наоборот. Вскоре после этих событий Шагал эмигрировал , получил французское гражданство , еще дважды женился , получил Большой крест Почетного легиона и умер в Провансе в возрасте 97 лет.
Малевич незадолго до смерти — с третьей женой Натальей Манченко. Ленинград , 1935.
На протяжении всей жизни Малевич воплощал хрестоматийный образ бедного художника. В первые годы в Москве он , случалось , терял сознание от голода , незадолго до смерти — уже тяжело больной — жаловался в письмах жене , что не может добраться до больницы , так как ботинки — дырявые , а калош нет.
Когда в 1927-м в Варшаве и Берлине проходили его выставки , Малевич по обыкновению остро нуждался. Министерство культуры денег на билет не давало , и Малевич написал в Главнауку письму , в котором предлагал отпустить его во Францию через Варшаву и Германию пешком: выйти из Ленинграда 15 мая и достичь Парижа 1 ноября. Видимо , оглушенные абсурдностью просьбы , чиновники денег все-таки дали. В Польше и Германии Малевич наслаждался славой. «С мнением моим считаются как с аксиомой. Одним словом , слава льется , где дворником улица метется, — писал он домой. — Но только один недостаток у них выражается в том , что никто не догадывается между листьев славы всунуть какие-нибудь червонцы. Они обо мне такого мнения , что такой известный художник , конечно , обеспечен всем» .
Отдых. Общество в цилиндрах
Эта затейливая картина несла бы эффект рассыпанного гороха, если бы не было черных пятен среди буйства белого и зеленого. Взгляд на секунду замирает на бородатой фигуре в центре, потом переносится в левый край к мужчине со скрещенными ногами, легко перепрыгивает по небольшим участкам черного цвета слева нарпаво и возвращается в центр полукруглой линией на платье дамы.
Картина плоскостная, без пространственной глубины, в ней нет ни линии горизонта, ни законов перспективы, она красива своими большими и ясными пятнами. Подобный подход характерен для традиционной восточной живописи.
Важен здесь ритм. Художником заданы два ритма: более громкий, – фигуры, потише – это россыпь цветов. Многие персонажи смотрят на зрителя, мы как будто застаем это милое общество врасплох, то есть становимся участниками события, в картине присутствует эффект времени.
Радость жизни, добродушную иронию над современниками можно увидеть в этих лёгких фигурках, беззаботность аристократии, радующейся весенней зелени.
Форма настолько упрощается, что напоминает детский рисунок, цвет стремится к максимальной эмоциональной силе. Так влияние модерна и символизма постепенно уступает дорогу фовизму.
Иллюстрации
Писанки (украинские раскрашенные яйца)
Из д. Костмач, Ивано-Франковской области. 1911. Львовский этнографический музей
Из Киевской области. 1911. Киев, Государственный музей народного декоративного искусства Украины
Малевич. Фотография. Ок. 1906
Каменная баба (Женщина из камня) Примитивная турко-монгольская скульптура
Вышивка с народным русским узором. Окрестности Двинска
М.В. Матюшин, К.С. Малевич и А.Е. Крученых на даче Матюшина в Уусикиркко в Финляндии. Лето 1913. Фотография сделана вскоре после смерти Елены Еуро, супруги Матюшина. В руках Крученых — вариант разработанной Малевичем обложки к книге «Трое»
Костюмы и декорации к опере Матюшина «Победа над Солнцем». 1913 Санкт-Петербург, Национальный музей театра и музыки
Алогичные фигуры мужчины и женщины. Ок. 1916. Костюмы к драме Лермонтова в стихах «Бал-маскарад», постановка Мейерхольда.
«Заумь». Фото с изображением основателей кубистско-футуристских постановок на сцене театра «Луна-парк» в Санкт-Петербурге в декабре 1913 года. Справа налево: Филонов, Матюшин, Крученых и Малевич
Полоска с рисунками, блокнот «Баухауз», супрематистские композиции к «Беспредметному миру». 1920-е Базель, Государственный музей
Ольга Розанова, Ксения Богуславская-Пуни и Малевич на Последней выставке футуристов «0,10». Фотография. Москва, 1916
Экспозиция последней выставки футуристов «0,10», в галерее Надежды Добычиной, Санкт-Петербург (дата открытия: 30 декабря 1915)
Обложка брошюры Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». 1916
«Реальность», вдохновляющая супрематизм. 1927. Фото из «Беспредметного мира»
Супрематистский небоскреб на фоне домов Нью-Йорка. Фотомонтаж опубликован в польском журнале «Praesens». 1926, № 1
Спортсмены. 1928—1932. Холст, масло.142 х164 см. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Материнство. Ок. 1930. Бумага, карандаш Местонахождение неизвестно
Богоматерь «Одигитрия». Новгородская школа иконописи, XV в. Бывшее собрание Морозова
Группа УНОВИС (Утвердители нового искусства) на вокзале Витебска в 1920 году. В центре Казимир Малевич держит круглое блюдо с черным кругом и квадратом. Слева от него, вверху по диагонали — Вера Ермолаева и Евгения Магарил (у его левого плеча), Чашник — ниже его протянутой правой руки, Нина Коган (в шляпке) и Эль Лисицкий (в шерстяной шапочке). Стоит внизу в центре Лазарь Хидекель
Казимир Малевич с дочерью Уной. Фотография начала 1920-х
На даче Казимира Малевича в Немчиновке под Москвой. Ок. 1915. В центре (с трубкой) — Владимир Татлин. Позади него — Иван Клюн, справа — Малевич и его вторая жена София Рафалович
Николай Суетин (слева), Казимир Малевич и Илья Чашник. Петроград, 1923
Малевич у себя на даче. Конец 1920-х
Малевич во время болезни. Ленинград, ок. 1934
Малевич на смертном одре. Слева, в глубине — супрематистский гроб с черными кругом и квадратом, расписанный Николаем Суетиным. 1935
Третья жена Малевича Наталия Манченко у могилы художника в Немчиновке. 1935
Другой Малевич! 20 «неприлично простых» картин Казимира Малевича.
При упоминании таких штампов, как «неоднозначная мазня», «ненужное, абстрактное искусство» в памяти невольно вырастают образы и лица целой плеяды новаторов-авангардистов и футуристов, но самым ярким и одновременно громким именем всегда считался только он один — главный архитектор и революционер, идеолог и философ, гений и безумец — Казимир Северинович Малевич.
В мае 2017-го картина Казимира Малевича «Супрематическая композиция с полоской в проекции» стала самым дорогим лотом старейшего в мире аукционного дома Sotheby’s. Продана она была за 21,2 миллиона долларов при оценочной стоимости 12-18 миллионов.«Супрематическая композиция с полоской в проекции», К. Малевич. Фото: Sothebys
В 2008 году на том же аукционе Sotheby’s была продана еще одна картина Малевича, с таким же названием, только уже без полоски — «Супрематическая композиция», ставшая одной из самых дорогих картин в истории, написанной русским художником.Неизвестный покупатель согласился расстаться с суммой превышающей 60 миллионов долларов.«Супрематическая композиция», К. Малевич. Фото: Sotheby
Но, пожалуй, самая известная и одновременно самая обсуждаемая картина русского художника-авангардиста — это «Черный квадрат» . Всего «черных квадратов» — четыре.
Э ту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте. Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — „Черного квадрата“. Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом». Татьяна Толстая, писательница, в эссе «Квадрат»
По мнению российского искусствоведа, историка искусства и большого специалиста по русскому авангарду и в частности творчества К. Малевича Татьяны Горячевой:
″Вистории мировой культуры существует не так много произведений, названия которых вышли за рамки своего изначального смысла и приобрели характер имени нарицательного… Нет картины с более громкой славой, чем «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений. нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуальностью… «Чёрный квадрат» стал настоящей вехой в истории русского искусства двадцатого века».
С мнениями двух Татьян, уверен, согласятся большинство экспертов и критиков, и не только российских… Малевич безусловно художник с мировым именем и, как мы видим, за право обладать картинами русского авангардиста коллекционеры без сожаления выкладывают внушительные суммы. НО!
Большинство людей, обычных ценителей живописи не понимают или с сомнением относятся к творчеству Малевича, разграничивая нормальное искусство и искусство дегенеративное,* разделяя творцов живописи на здоровых художников и на «психически больных»… И в этом нет ничего удивительного. Дело художественного вкуса. Но следует понимать, что художник Малевич и его картины для тех же самых коллекционеров — это не предмет любования и восхищения, а удачное вложение, инвестиция!
В 1927 году Малевич выставлял свои картины на выставках в Варшаве, а позже в Берлине. После срочного отъезда Казимира Малевича в СССР в июне 1927 г. коллекция картин (более ста полотен) была им передана на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. Позднее Геринг вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство».
«Дегенеративное искусство» (нем. Entartete Kunst) — термин нацистской пропаганды для обозначения авангардного искусства, которое представлялось не только модернистским, антиклассическим, но и еврейско-большевистским, антигерманским, а потому опасным для нации и для всей арийской расы.
Впрочем, авангардизм был нелюбим и советским руководством, считалсяненужным и безобразным.
Вы удивитесь, но в богатейшее наследие авангардиста Малевича, помимо шедевров из свойственных ему направлений супрематизма и кубизма, входят картины и «по-проще», более понятные и привычные для классического среднестатистического ценителя живописи… И сегодня мы попробуем разрушить сформированные в обществе штампы о запредельно сложном и непонятном Малевиче.
Итак, другой Малевич! Или 20 «неприлично простых» картин Казимира Малевича, без сложных сюжетов, кубизма, супрематизма и мистических абстракций:
Автопортрет. 1910-1911. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Автопортрет. Около 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Бульвар. Около 1930, Государственный Русский музей, С.-Петербург
Аргентинская полька. 1911. Частное собрание
Голова мальчика в шляпе. Начало 1930-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Девушка без службы. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Женский портрет. 1932-1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Кузнец. 1933. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Мужской портрет. 1933-1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург
На бульваре. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Отдых (Общество в цилиндрах). 1908. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Портрет матери. Около 1932. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Портрет жены художника. 1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Портрет ударника (Краснознаменец Жарновский). 1932. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Работница. 1933. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Сестры. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Три женщины на дороге. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Цветочница. Около 1930. Этюд к одноименной картине. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Цветущие яблони. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Казимир Северинович Малевич
(23 февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — российский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма, теоретик искусства, философ.
Малевич входит в пятерку наиболее ярких революционеров искусства XX века в мировом масштабе. Гениальность художника, как и его творчество никого не оставляет равнодушным. Работы Малевича — гордость лучших музеев мира и несбыточная мечта многих коллекционеров.Казимир Малевич 1878 — 1935
----------------------------------------------------
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Цветущие сады и портреты крестьян: чем помимо «Чёрного квадрата» известен Казимир Малевич
23 февраля 1878 года (по некоторым данным — 1879 года) родился Казимир Малевич — русский художник-авангардист, основоположник супрематизма, философ и теоретик искусства. Самой известной картиной Малевича остаётся «Чёрный квадрат»: именно это произведение вспоминают большинство людей, когда речь заходит о его творчестве. Тем не менее «Квадрат» является далеко не единственной выдающейся работой художника. Также его кисти принадлежат живописные импрессионистские пейзажи, реалистичные портреты и даже агитационные плакаты. О многообразии творчества Казимира Малевича — в материале RT.
Этюды в духе импрессионизмаВ начале 1900-х годов 25-летний Казимир Малевич приступает к работе над серией этюдов в духе импрессионизма. Тогда появятся «Весенний сад в цвету», «Биркенхайн», «Весенний пейзаж» и другие произведения. Художник будет возвращаться к этому стилю в течение всей жизни: он не только любил импрессионистов, но и уверял окружающих, что он сам и искусство в целом развивались «от импрессионизма к супрематизму».
«…Я наткнулся на вон из ряда выходящее явление в моём живописном восприятии природы.
Передо мной среди деревьев стоял заново белённый мелом дом, был солнечный день, небо кобальтовое, с одной стороны дома была тень, с другой — солнце. Я впервые увидел светлые рефлексы голубого неба, чистые и прозрачные тона. С тех пор я начал работать светлой живописью, радостной, солнечной… С тех пор я стал импрессионистом», — утверждал Малевич.Согласно мнению ряда исследователей, чтобы убедить всех в правдивости данного утверждения, Малевич написал несколько импрессионистских картин задним числом — созданные специально к открывшейся в Государственной Третьяковской галерее выставке в 1929 году произведения художник датировал 1903—1906 годами.
Эскизы фресковой живописи
В начале своего творческого пути Малевич также создаст цикл картин, напоминающих фресковую живопись, — в том числе автопортрет, сочетающий элементы иконной живописи и модерна.
Отношение художника к религии заслуживает отдельного внимания. Уже после революции в Витебске издаётся его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика». «Каждый человек спешит к совершенству своему, стремится быть ближе к Богу, ибо в Боге его совершенство, следовательно, каждый шаг человека должен быть направляем к Богу, для чего он изыскивает пути или средства — просто ищет Божеских признаков. Думая о достижениях, он построил себе два пути. Религиозный техникум и гражданский или фабричный, церковь и фабрику. Два техникума идут к одинаковой цели. И вопрос одинаков, цель одинакова и смысл — искание Бога», — писал он.
Товарищи по цеху это откровение восприняли неоднозначно. «После откровенного выпада Малевича даже сомневающиеся, даже близорукие сумеют под маской красного квадрата разглядеть чёрное лицо старого искусства. Малевичу нечего делать с левыми», — отмечал основатель «ЛЕФа» Борис Арватов.
Всего понемногу
В 1907 году Малевич переезжает в Москву, начинает посещать занятия в студии Фёдора Рерберга и принимает участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Годом позднее открывается выставка «Салон Золотого руна». Символисты привозят в город более пятидесяти крупнейших французских мастеров, в том числе Ренуара, Дега, Сезанна, Гогена, Ван Гога, Матисса и многих других.
Эта выставка стала одним из самых ярких событий в истории искусства ХХ века и оказала огромное влияние на творческое мировоззрение ряда русских художников. Не мог не вдохновиться увиденным и Малевич, который в поисках собственного стиля обратится и к клуазонизму, и к кубизму, и к фовизму.
В последней выставке журнала «Золотое руно», открывшейся в 1909 году, Малевич — в составе авангардного объединения «Бубновый валет» — уже принимал непосредственное участие.
Кубофутуризм
Малевич беспрестанно продолжает эксперименты с пространством и движением. В 1913 году он пишет, что единственно верным течением в живописи является кубофутуризм. Тогда появляются «Женщина с вёдрами», «Портрет М.В. Матюшина», «Утро после грозы» и другие картины, признанные классическими произведениями русского кубофутуризма.
Одной из наиболее ярких работ Малевича того периода стал «Точильщик (Принцип мелькания)». В ней художник сумел совместить статику и динамику. Внимательный зритель увидит на полотне не набор геометрических фигур, а рабочего с рыжими усами, склонившегося над точильным станком и нажимающего на педаль. На заднем плане слева стоит жёлтый стол, справа виднеются ступени.
Агитационные плакаты
В 1914 году Россия вступает в Первую мировую войну, и группа авангардистов, в которую входил Казимир Малевич, создала объединение «Сегодняшний лубок» и принялась за отрисовку агитационных плакатов. Эти плакаты представляли собой изображения с шутливыми подписями и в целом сохраняли знакомую русскому народу лубочную стилистику.
Супрематические композиции
В 1915 году Малевич в полную силу работает над созданием своих первых супрематических композиций. На последней футуристической выставке картин под названием «0,10» художник представляет 39 беспредметных работ и объясняет их смысл в манифесте «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». На той же выставке зрителям был впервые продемонстрирован знаменитый «Чёрный квадрат», вместе с картинами «Чёрный круг» и «Чёрный крест» образующий триптих.
Наибольший вклад в развитие изобразительного искусства Малевичу удалось сделать именно благодаря основанию супрематизма. И потому супрематические картины в подавляющем большинстве оцениваются дороже других его работ. Десять лет назад «Супрематическая композиция» 1916 года была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $60 млн. И по сей день она остаётся самой дорогостоящей картиной русского художника, когда-либо ушедшей с молотка.
Крестьянская тематика
«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти всё лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками, которые пололи или прорывали свёклу. Взводы девушек в цветных одеждах двигались рядами по всему полю. Это была война. Войска в цветных платьях боролись с сорной травой, освобождая свёклу от зарастания ненужными растениями», — так Малевич вспоминал о счастливых моментах своего детства, проведённых среди крестьян.
В детстве художник помогал крестьянам расписывать печи, в юношестве — через иконопись пытался понять их «эмоциональное искусство». Впоследствии он многократно будет обращаться к теме крестьянства в своих произведениях.
Исследователи выделяют два «крестьянских» периода Малевича: досупрематический и постсупрематический. В первой серии крестьяне представлены в возвышенном ключе. Вероятно, вспоминая впечатления от своих детских наблюдений, Малевич восторгается их силой и трудолюбием. Второй цикл преисполнен драматизма. Теперь его крестьяне — трагичные, безликие фигуры. «Полуобразы», как их называл сам художник.
Реалистические портреты
В последние годы жизни Казимир Малевич пишет преимущественно портреты реалистического характера, нередко вдохновлённые работами мастеров Возрождения. Моделями выступают люди из близкого окружения художника — его родные, друзья, ученики.
Широкую известность получил автопортрет Малевича 1933 года. Он же — наиболее узнаваемый из всех автопортретов художника. На этой картине Малевич изображает себя с гордо поднятой головой, будто бы демонстрируя, что не сдаётся и не отказывается от своих убеждений (чего от него постоянно требовали власть и общество). На обороте картины он оставил второе название: «Художник».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Казимир Северинович Малевич (11.02.1878 Киев - 15.05.1935 Ленинград).
Будущий художник родился на окраине Киева в семье управляющего сахароваренного завода Северина Антоновича Малевича. В этой польской семье появятся на свет ещё четырнадцать детей. Но для матери старший сын останется самым любимым. Людвига Александровна станет его опорой в последние годы жизни, она ослепнет от горя после его смерти и погибнет в блокадном Ленинграде. Отцу Казимира приходилось по работе много ездить, и он часто брал с собой сына.Детство живописца прошло в украинских селениях, окружённых свекольными полями (много позже образы малоросской природы найдут отражение в его "крестьянских сериях"). Красота пейзажей поражала воображение мальчика. Огромные лужи на улице, по которым проходит стадо коров, лучи солнца в разрывах предгрозовых туч - эти картины откладывались в памяти "как негативы, которые нужно проявить". Разумеется, отцу было совершенно ясно, что мальчику, когда тот вырастет, предстоит "варить сахар" или выбрать себе не менее достойную мужчины профессию. Позже, чтобы получить по настоянию отца "настоящую" специальность, Казимир закончил пять классов агрономического училища в селе Пархомовка. По иронии судьбы, этот диплом останется для великого художника единственным официальным документом об окончании учебного заведения.
Интерес к краскам в Казимире разбудила случайная встреча, которой другой на его месте просто бы не придал значения. Однажды мальчик обратил внимание на маляра, красившего крышу, "которая становилась зеленая, как деревья и как небо". Дождавшись, пока мастер уйдет, он забрался на крышу и сам стал красить её. У него ничего не вышло, но он не расстроился, уж "очень приятные ощущения испытал от самой краски и кисти". Первая кисть Малевича была куплена в аптеке - такими смазывали горло больным дифтерией. Она нравилась ему больше, чем карандаш, поскольку позволяла покрывать цветом большие плоскости.Все мальчишеские забавы были заброшены, Казимир сидел дома и рисовал - так хотелось написать, как коровы переходят лужи после ливня, и их отражения в воде! Но по-настоящему счастливый день наступил, когда мать купила ему краски. Людвига Александровна приехала с пятнадцатилетним сыном к родственникам в Киев. Гуляя по городу, они зашли в художественный магазин. Очевидно, мать давно задумала сделать Казимиру подарок, но ни она сама, ни сын не понимали точно, что им выбрать. И приказчик предложил им этюдный ящик с полным набором красок. Всю обратную дорогу подросток любовался своими сокровищами - изумрудной зеленью, кобальтом, охрой. Мог ли он предположить, что в тот день решилась его судьба ?
Когда Казимиру исполнилось восемнадцать, семья Малевичей перебралась в Курск. В этом городе будущий художник проведёт более десяти лет, женится на дочери местного фельдшера Казимире Зглейц. У них родится двое детей - Анатолий и Галина. Сын умрет от тяжёлой болезни в четырнадцать лет, а дочь переживет и громкую славу отца, и полное его забвение (она уйдет из жизни в 1973, так и не увидев, как картины Малевича достанут из запасников и с гордостью развесят в залах Третьяковки). Для Казимира Курск стал городом, где он предпринял первые серьёзные попытки заняться живописью. С утра до вечера он рисует этюды, пытаясь запечатлеть природу "во всех моментах освещения". Но нужда, которая будет преследовать его всю жизнь, заставит живописца устроиться чертежником в Управление Курско-Московской железной дороги. "Я не понимал [зачем я здесь], как птица не понимает, зачем её держат в клетке", - признается он потом. Когда становится невмоготу, Малевич достает мольберт и начинает рисовать вид, который открывается из окна конторы. Начальник относится снисходительно к странностям своего подчиненного, советуя, впрочем, тратить на подобные пустяки "не весь день". Малевич же рвётся в Москву, считая, что только там он сможет научиться рисовать.
В августе 1905 Малевич подает прошение о приёме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему отказывают и он селится в художественной коммуне в Лефортово.В просторном и светлом доме неудавшегося художника Курдюмова жили около тридцати "коммунаров". Платить за комнату надо было семь рублей в месяц - по московским меркам, очень дёшево. Но к весне 1906 даже эти расходы становятся ему не по силам, и Малевич возвращается в Курск.
В автобиографических заметках Малевича довольно часто говорится, что в свои летние приезды из Москвы в Курск он "продолжал писать импрессионизм". Герои его ранних полотен, по словам крупнейшего специалиста по творчеству Малевича Александры Шатских, - "свет и цвет". Среди произведений начинающего живописца преобладают пейзажи и этюды с натуры.
И все же Малевич не оставит своих попыток покорить Москву. Он переберется туда с семьёй, вскоре разведется со своей женой Казимирой (по слухам, изменившей ему с каким-то полковником), а в 1909 женится на детской писательнице Софье Рафалович. У её отца, врача Михаила Фердинандовича, был дом в подмосковной Немчиновке, ставшей для художника любимым местом на земле. До конца жизни всё свободное время он старался проводить там, там же и завещал себя похоронить.
Московское училище, куда три раза безуспешно пытался поступить будущий авангардист, было крайне консервативным учебным заведением. Если его ученики покушались на традиционное натуралистическое искусство в духе художников-передвижников, их со скандалом выгоняли. Так поступили с Михаилом Ларионовым, Робертом Фальком, Владимиром Маяковским. Так что у Малевича было немного шансов доучиться до последнего курса. Вместо этого он попал в студию Ивана Рерберга.
Рерберг был почитателем импрессионистов, пуантилистов и Поля Сезанна. А также - одним из учредителей Московского товарищества художников. Благодаря ему, Малевич знакомится с Наталией Гончаровой, Василием Кандинским, Михаилом Ларионовым. Там же он встретился с человеком, оказавшим огромное влияние на Малевича-художника в первые московские годы, - Иваном Клюном (Иваном Васильевичем Клюнковым) Их дружба продолжалась много лет Именно Клюн создал последние портреты своего великого друга: рисунок умирающего художника был сделан за два часа до кончины. Если в начале дружбы с Клюном Малевич был ведомым то к началу десятых годов Клюн сам оказался под его влиянием "Долгое замедленное развитие сменилось у Малевича годами насыщенными поразительными художественными новациями. Год шёл за пять", пишет исследователь Александра Шатских.
Вхождение в круг новаторов
Французкие импрессионисты недолго служили ему образцами для подражания Как и другие русские художники-авангардисты Малевич вольно интерпретирует французский кубизм. Ему нравится подмеченный кубистами распад предмета на угловатые, почти геометрически простые формы. Из этих осколков возникает новый образ. Однако интереснее, считают русские авангардисты - и Малевич вместе с ними - когда расколотый, расчлененный предмет продолжает на картине свое бесконечное движение. Так двигаются узлы машины или станка - героев нового века, приходя щих на смену (в этом русские "левые" были согласны с итальянскими футуристами) не лепому, несовершенному и безнадежно устаревшему объекту преклонения фигуративного искусства - человеческому телу.
Русские левые художники соединили открытия французских кубистов и итальянских футуристов создав кубофутуризм. На кубофутуристиче ских портретах Малевича - портрете Клюна и музыканта живописца и композитора Михайла Матюшина - человеческое лицо пред ставлено как "проекция внутренних ощущений" художника, с помощью которых тот стремился выразить личность своего визави. В декабре 1910 молодой бунтарь Михаил Ларионов приглашает Малевича принять участие в первой выставке "Бубнового валета". С тех пор тот показывает свои картины почти на всех эпатажных выставках. Последний мирный год в жизни России, 1913, был связан для Малевича с Петербургом, родиной русского авангарда. Вместе с Владимиром Татлиным он вошел в футуристический "Союз молодежи".
В "Союз" объединились не только художники, но и поэты - Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Давид и Николай Бурлюки. Иллюстрации и литографии Малевича того периода украшают многие футуристические книжки Хлебникова и Крученых. Самым громким проектом художников и поэтов были скандальные постановки "первого в мире театра футуристов", особенно футуристическая опера "Победа над Солнцем", представленная зрителям в петербургском "Луна-парке". Автором либретто был Алексей Крученых, пролог написал Хлебников, музыку создал Матюшин, а декорации и эскизы костюмов - Малевич.
Декорации Малевича, костюмы, деформирующие фигуры актёров, создавали в резких лучах прожекторов потрясающий сценический эффект. Спектакль был нацелен на "вселенский" скандал. И публика легко поддалась на провокацию.
Один из журналистов писал: "Скоро в театре сделалось два представления вместо одного, одно - на сцене, другое - в публике. Редкую музыку заменял свист, очень гармонизировавший с тем бредом, который раздавался со сцены". Сам же Малевич впоследствии оценил свою работу над оперой "Победа над Солнцем" как начало супрематического периода в своём творчестве.
Между наездами в бурлящий Петербург Малевич живёт вместе с семьёй на даче в Кунцево, недалеко от любимой Немчиновки. Это намного дешевле, чем снимать квартиру в Москве. А нехватка денег уже стала хронической. Иногда денег не было даже на холст. И тогда Малевич использовал мебель. "Туалетная шкатулка", "Станция без остановки" и "Корова и скрипка" были написаны художником на полках обыкновенной этажерки - по углам деревянных прямоугольников заметны отверстия, через которые проходили соединявшие их стойки.
Авангардистские выставки следовали одна за другой. Готовясь к очередной из них, Малевич пишет свой знаменитый манифест "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм". Даже кубисты и футуристы, не говоря уже о вчерашних кумирах, импрессионистах, казались теперь художнику недостаточно радикальными. Супрематизм - искусство чистых, простейших форм - квадрата, креста, круга, которые создают на холсте собственную гармонию, по своему организуют пространство. Несколькими годами позже, почти все двадцатые, в русском авангардном искусстве будет идти борьба между Малевичем и его бывшим единомышленником Татлиным, между супрематизмом и конструктивизмом. Они делят, ни много, ни мало, Вселенную. Как подметит прекрасно знавший обоих Николай Пунин, "Татлин обычно закреплял за собой Землю, пытаясь столкнуть Малевича в небо" (Малевич считал, что искусство должно покинуть Землю, как "дом, изъеденный шашлями"). И тот, и другой видели себя демиургами, творцами нового мира. Таким самостоятельным миром было для них искусство. Не случайно понятие "спутник Земли" как обозначение межпланетного летательного аппарата впервые использовал именно Малевич, выводя принципы его работы вовсе не из законов физики, а из пластических принципов супрематизма.
Эта затейливая картина несла бы эффект рассыпанного гороха, если бы не было черных пятен среди буйства белого и зеленого. Взгляд на секунду замирает на бородатой фигуре в центре, потом переносится в левый край к мужчине со скрещенными
ногами, легко перепрыгивает по небольшим участкам черного цвета слева нарпаво и возвращается в центр полукруглой линией на платье дамы.
Картина плоскостная, без пространственной глубины, в ней нет ни линии горизонта, ни законов перспективы, она красива своими большими и ясными пятнами. Подобный подход характерен для традиционной восточной живописи.
Радость жизни, добродушную иронию над современниками можно увидеть в этих легких фигурках, беззаботность аристократии, радующейся весенней зелени.
Форма настолько упрощается, что напоминает детский рисунок, цвет стремится к максимальной эмоциональной силе. Так влияние модерна и символизма постепенно уступает дорогу фовизму.
Читайте также: