Лоуренс альма тадема любимый отдых
Альма-Тадема сэр Лоуренс (1836−1912) — английский художник, большинство картин которого посвящены истории и мифологии. К одному из исторических событий он возвращался трижды.
Первая картина, написанная в 1867 году, «Провозглашение Клавдия императором». Вторая — 1871 года — «Римский император, 41 год н.э.». Третья — 1880 года — «Славься, цезарь! Io, Saturnalia!». Все три картины иллюстрируют низвержение императора Калигулы и восхождение к власти его преемника Клавдия.
Первая — «Провозглашение Клавдия императором». Коленопреклоненный человек со сложенными в молитвенном призыве руками — перед римским воином, который склоняется перед ним и как бы предлагает ему подняться. Слева — еще солдаты, на лестнице сверху — еще солдаты. Справа — приоткрытая портьера, ведущая в затемненное помещение, в котором просматривается что-то, похожее на надгробие.
Вторая картина — «Римский император, 41 год н.э.». В центре — лежащие на мозаичном полу тела, позади готорых — герма со скульптурным портретом. Справа, у обреза — постамент, за ним в глубине видны какие-то сосуды. На ступеньке, ведущей к постаменту, — склонившийся в полупоклоне воин, который правой рукой оттягивает в сторону тяжелую портьеру. Перед ним стоит человек со страдальческой гримасой, как бы в сильном испуге. Слева стоят ликующие воины и зрители.
Третья картина — «Да здравствует император! Ликуй, народ!» (оригинальное название картины — «Ave, Imperior! Io, Saturnalia!»). Действие происходит на фоне герм со скульптурными портретами императоров (в зале герм).
Справа и за колоннадой — солдаты и публика, в центре — несколько тел: с венком цветов — Калигула, возле гермы — его жена, их дочь. Справа, возле ног солдат — еще одно тело.
Слева — солдат открывает портьеру, за которой стоит Клавдий. Он узнал наследника престола и склонился перед ним. Клавдий еще не понимает, что происходит, пытается остаться скрытым: он думает, что его прибьют заодно с Калигулой.
Кстати… Два слова в названии картины — «Io, Saturnalia!» — могут вызвать некоторое недоумение. Они наводят на мысль, что картина связана с сатурналиями — древним римским праздником в честь бога Сатурна. Праздник проходил в декабре, в это время приносились жертвы Сатурну в его храме, устраивались публичные обеды, раздавались подарки, господа накрывали столы для своих рабов. Римский поэт Катулл называл сатурналии лучшими из дней. Но то, что изображено на картине, произошло 24 января 41 года — через месяц после сатурналий. Как пишут историки, «Io, Saturnalia!» — возглас, приглашающий к празднику после публичного банкета и означающий начало праздника, но может употребляться как шутка, как идиома, возможно, что в изображенном на картине событии — как «Ликуй, народ!»
Древнеримский историк Светоний в своем труде «Жизнь двенадцати цезарей» достаточно подробно описывает этот день: кто где стоял, кто куда шел, как произошло убийство Калигулы, за что убивали Калигулу, кто это сделал.
За что убивали Калигулу? Самодур, не лишенный таланта и популярности, жестокий и совершенно неуправляемый. На него покушались несколько раз, удалась только последняя попытка. Его наследником был Клавдий, который не участвовал в заговоре и, видимо, о нем даже не знал.
Клавдий был образованным человеком, автором нескольких книг. Он совершенно не стремился к власти, хотя в молодости пытался занять какую-нибудь государственную должность. Калигула ему такой возможности очень долго не предоставлял, но незадолго до своего бесславного конца сделал его своим чуть ли не первым помощником. Он заставлял Клавдия следовать за ним везде — и везде осыпал его насмешками.
Итак, заговор. Вот как описывает это Светоний:
«58. Дело было в восьмой день до февральских календ около седьмого часа. Он (здесь речь идет о Калигуле — Б.Р.) колебался, идти ли ему к дневному завтраку, так как еще чувствовал тяжесть в желудке от вчерашней пищи; наконец, друзья его уговорили, и он вышел. В подземном переходе, через который ему нужно было пройти, готовились к выступлению на сцене знатные мальчики, выписанные из Азии. Он остановился посмотреть и похвалить их; и если бы первый актер не сказался простуженным, он уже готов был вернуться и возобновить представление.
О дальнейшем рассказывают двояко. Одни говорят, что когда он разговаривал с мальчиками, Херея (главный заговорщик, начальник преторианской гвардии — Б.Р.), подойдя к нему сзади, ударом меча глубоко разрубил ему затылок с криком: «Делай свое дело!» — и тогда трибун Корнелий Сабин, второй заговорщик, спереди пронзил ему грудь. Другие передают, что когда центурионы, посвященные в заговор, оттеснили толпу спутников, Сабин, как всегда, спросил у императора пароль, тот сказал: «Юпитер»; тогда Херея крикнул: «Получай свое!» — и когда Гай (Гай — одно из имен Калигулы — Б.Р.) обернулся, рассек ему подбородок. Он упал, в судорогах крича: «Я жив!» — и тогда остальные прикончили его тридцатью ударами — у всех был один клич: «Бей еще!»
Что после этого случилось с Клавдием:
«Когда, готовясь напасть на Гая, заговорщики оттесняли от него толпу, будто император желал остаться один, Клавдий был вытолкнут вместе с остальными и скрылся в комнату, называемую Гермесовой (комната, где были установлены гермы с портретами императоров — Б.Р.); оттуда при первом слухе об убийстве он в испуге бросился в соседнюю солнечную галерею и спрятался за занавесью у дверей. Какой-то солдат, пробегавший мимо, увидел его ноги, захотел проверить, кто там прячется, узнал его, вытащил, и когда тот в страхе припал к его ногам, приветствовал его императором и отвел к своим товарищам…»
Три картины на одну и ту же тему — убийство Калигулы и приход к власти Клавдия — написаны с интервалами в четырнадцать и девять лет. И каждый раз художник тщательно следовал описанию Светония (единственное, что оказалось ему неподвластным — изображение помещений, в которых это все произошло).
Странным кажется его троекратный возврат к этому далеко не приятному событию. Он — жизнелюб, на его полотнах — праздник жизни, молодые и красивые юноши и девушки (преимущественно — девушки).
Детство сына нотариуса
Художник прожил довольно долгую жизнь по меркам тех времен: 76 лет. Родившись в Нидерландах, Лоуренс Альма-Тадема выучился в Бельгии, после чего в 1870 г. переехал в Британию, где спустя три года получил британское гражданство по личному распоряжению королевы Виктории.
Появившись на свет в деревне Дронрейп, что во Фрисландии на севере Нидерладнов, он стал шестым ребенком в семье деревенского нотариуса. Лоуренс и Альма - имена, данные ему его крестным. Однако имя Альма после переезда в туманный Альбион стало частью фамилии. Современники поговаривали, будто бы Лоуренс предпринял этот ход для того, чтобы в каталогах выставок красоваться в начале списков.
Учить детей живописи предложила именно мать Тадемы - отца не стало, когда ему было 4 года. Поначалу вместе с братьями Лоуренс занимался живописью у местного художника, позже стал учиться самостоятельно по трактату Леонардо да Винчи, написанному специально для молодых коллег. Одновременно мать решила сделать сына юристом, и он, не особо сопротивляясь, пошел в гимназию Леувардена, где увлекся историей, а затем – археологией и архитектурой древности. Говорят, что художник всегда сам выбирает себе жанр для творчества, однако не в случае Тадемы: в его лице излюбленный исторический жанр сам назначил себе исполнителя.
Почему он был богат
Тадема был, в хорошем смысле этого слова, ремесленником. Он не только идеально владел техникой классической живописи, но и старался не забыть не единой своей практической находки: все, что у него получалось удачно в области театрального оформления или иллюстрирования, Тадема обязательно переносил на холст, также делал варианты сюжетов. Так появились картины «Термы Каракаллы» (бывшая декорация), и «Ничего не спрашивай больше» (бывшая иллюстрация к стихотворению Альфреда Теннисона).
Кроме того, материальное положение любого художника складывается из личностей его покупателей. И среди покупателей Тадемы был, например, американский миллионер Уильям Вандербильт. Да и вообще, его работы были популярны на американском континенте, не только в Европе.
Почему его так любили
Картины Лоуренса Альма-Тадемы пользовались совершенно логичной популярностью: бытовавшие в викторианской Англии нравы диктовали не только единственно верную манеру поведения, но и единственно (или же почти единственно) верный жанр. Жанр Альма-Тадемы и его светлая колористика быстро нашли поклонников в среде любителей классицизма и неоклассицизма, поскольку любить что-то другое в те времена в Туманном Альбионе было попросту не принято. И даже с закатом викторианской эпохи художник не стал что-либо менять в своем творчестве. Появлялись и развивались новые течения в искусстве, - импрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм и постимпрессионизм. Но, понимая и уважая эти направления, художник жестко следовал собственному призванию. Публике это пришлось по вкусу.Еще один залог популярности мастера – работа в «прикладном жанре» смежного цеха искусства: Тадему охотно загружали и как театрального художника. Лондонский театр Лициум поручал ему, в основном, Шекспира, не без исключений вроде постановки в 1901 году «Кориолан» по Генри Ирвингу.
"Женщины Амфисы" британского художника Лоуренса Альма-Тадема
Картину "Женщины Амфисы" британский художник Лоуренс Альма-Тадема написал в 1887 году. Но рассказывает она о событии, происшедшем в 4 веке до нашей эры.
Лоуренс Альма-Тадема. Женщины Амфисы, 1887 Лоуренс Альма-Тадема. Женщины Амфисы, 1887В те времена Амфиса была столицей ежегодного праздника в честь бога Вакха. Эти празднества назывались вакханалиями и сопровождались буйным разгулом.После одного из таких праздников девушки, участвовавшие в нем, в беспамятстве забрели в город Амфиса, что встретился на их пути.А надо сказать, что в то время Амфис был захвачен армией фокийцев. Вакханки даже не подозревали, какие неприятности с ними могут совершить солдаты, оторванные от дома и жен. Да они и думать об этом не могли, находясь под действием напитка Вакха. Упав, обессиленные от танцев и возлияний, на площади города, они просто уснули.А поутру они проснулись. Этот момент и изобразил художник на своей картине. Кто-то из вакханок еще спит, кто-то недоуменно оглядывается, не понимая, где находится.
Они молоды и прекрасны. Но не они главные на картине, а группа женщин, что стоит за ними.
Наследие в обход наследниц
После смерти Тадема оставил, в пересчете на современные английские деньги, около 5 миллионов фунтов стерлингов. Все остальное – непроданные картины и библиотека Тадемы (4000 книг), а также его коллекция фотографий (5000 экземпляров), - стало достоянием человечества. Музею в Леувардене, городе детства Тадемы, досталась лишь толика его работ малого формата. Дочери же Тадемы в качестве наследства получили по 100 фунтов стерлингов, не считая мебели отца и личных вещей. Все-таки своеобразный был мужчина.
В основном картины художника украшают теперь Государственный музей Амстердама и Люксембургский музей в Париже. Книги и фото ушли в музей Виктории и Альберта в Лондоне.
Дом Тадемы, настоящая достопримечательность Лондона, изначально был выставлен на продажу, однако сбыть эту экстраординарную недвижимость долгое время никто не мог. Особняк постигла постыдная участь доходного многоквартирника, в котором не осталось ни одного интерьера из тех, что так любовно и с большими денежными затратами оформлял бывший хозяин. Этот дом и сейчас находится по адресу 44 Grove End Road, St John’s Wood: на его стене имеется соответствующая мемориальная доска.
Сэр Лоуренс Альма-Тадема. Взгляд на живопись через жизненный путь художника
Сэр Лоуренс Альма-Тадема британский художник. Один из самых известных и высокооплачиваемых художников викторианской эпохи, представитель академизма, мастер исторической живописи.
Автопортрет АвтопортретЖизнь Лоуренса Альмы-Тадема началась в далёком 1836 году и закончилась в 1912 году. Родился художник в эпоху романтизма, и за свою жизнь успел увидеть примерно тоже, что и Вильям Бугро (в целом, они современники): становление и кризисы сентиментализма, романтизма и реализма, прерафаэлитов (со многими был знаком), предпосылки и последующее становление эпохи модернизма, авангардные направления, кризис академизма, закат викторианской живописи. И также же застал изобретение фотографии, «Синематограф» братьев Люмьер, создание кино и мн. др.
Умер он в годовщину победы над Наполеоном. Российская империя отметила столетие победы в Отечественной войне 1812 года, строительством Бородинского моста в Москве (архитектора Романа Ивановича Клейна).
Родился в городе Дронрейп (Нидерланды). Художественное образование Тадема получил в Королевской академии в Антверпене (Бельгия). До академии самостоятельно совершенствоваться в рисовании, основным руководством ему служил трактат Леонардо да Винчи, посвящённый начинающим художникам. После академии углубился в занятия историей и архитектурой древних народов под руководством профессора Людвика Яна де Тейе, у которого слушал курсы истории и исторического костюма. Так потихоньку формируется направление исторической живописи, выбранной художником за основную линию творчества.
Путешествия в Грецию, Италию вдохновили его на изучение античного мира, воссоздания с исторической точностью деталей прошлых времен.
В Риме он общался с Генрихом Семирадским, которого часто сравнивают с Тадемой и по схожему творческому взгляду, и по совпадениям в биографии. Альма-Тадема принимал участие в работе Парижского салона.
Ещё при жизни ему удалось стать высокооплачиваемым и известным художником викторианской эпохи.
Также Сэр Лоуренс Альма-Тадема получил титулы и награды: Действительный член Амстердамской академии изящных искусств (1862), Королевской академии Мюнхена (1871), Королевской Академии Берлина (1874), Общества акварелистов (1881), Римской академии живописи св. Луки (1907). Почётный член академий живописи Мадрида, Вены, Стокгольма и Неаполя, Королевской Шотландской Академии. Член-корреспондент Французской Академии изящных искусств (1881); Золотая медаль Салона (Париж, 1864), медаль второго класса Всемирной выставки в Париже (1867), золотая медаль (Берлин, 1872), Большая Золотая медаль (Берлин, 1874); золотые медали первого класса всемирных выставок в Париже 1889 и 1900 годов. Орден Леопольда (Бельгия, 1866), Орден Нидерландского льва (1868), Орден св. Михаила I степени (Бавария, 1869), кавалер ордена Почётного легиона (1873), Орден Прусской короны III степени (1877). Иностранный член Ордена Заслуг (Великобритания, 1881), кавалер ордена Заслуг (1904).
Немалое влияние оказало на творчество художника движение прерафаэлитов. Тадема был знаком с некоторыми представителями движения. Был вхож в круг прерафаэлитов. Более того кое-что из их живописных техник стал использовать и в своем творчестве.
Но всему этому успеху суждено было разбиться о новые тенденции в искусстве.
Первое такое направление — импрессионизм, который стал развиваться в Англии во время переселения многих деятелей искусств из-за франко-прусской войны. Затем произошел подъем постимпрессионизма, фовизма, кубизма и футуризма, которые Тадема искренне не одобрял. Как писал его ученик художник Джон Коллиер: "невозможно совместить искусство Альма-Тадемы с искусством Матисса, Гогена и Пикассо".
Постепенно викторианский академизм был забыт, и спустя время, Джон Рескин объявил Лоуренса Альму-Тадема "худшим художником XIX века".
Джон Рёскин — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт; член Арундельского общества. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX века.
Под гнётом модернизма художественное наследие Лоуренса Тадемы почти исчезло. Альма-Тадема стал символом борьбы авангардизма с академизмом, как писала Р. Барроу (автор биографии Тадемы, книга 2001 года): "как следствие, весь мир модернистского искусства выступил против Альма-Тадемы, и его работы стали символом старого порядка".
Однако у него находились и защитники, например, Бернард Шоу, заявивший, что, если бы у современников Альма-Тадемы была хотя бы половина его характера, английская живопись стала бы значительно богаче.
Его жизнь, как и жизнь Вильяма Бугро, как и жизнь многих других академистов есть хорошая иллюстрация борьбы академизма и модернизма, его авангардных течений. В какой-то момент они все, художники-академисты, стали просто не нужны. Но спустя время точно также стали не нужны кубисты, фовисты и так далее.
Возвращения живописи Лоуренса Тадемы произошло после 1960 года. О художнике заговорили снова, вернулся интерес к его творчеству. В 1962 году арт-дилер из Нью-Йорка Роберт Айзексон организовал первую за пятьдесят лет выставку работ Альма-Тадемы. К концу 1960-х годов возрождение интереса к викторианской живописи получило импульс, и был проведен ряд хорошо посещаемых выставок.
Хотя многие исследователи отмечают, что работы Тадемы использовались многими деятелями кино как источник вдохновения атмосферой античности. Как материал для изучения интерьеров, костюмов древних времен.
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Большая часть его художников-постановщиков были англичанами, очевидно, знакомыми с наследием художника. Как писал К. Вуд: « По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино ».
Также пишут, что работами Альма-Тадемы вдохновлялись при создании фильма Ридли Скотта "Гладиатор" (2000).
В России о творчестве Альма-Тадемы знали преимущественно знатоки западного искусства, в целом оценивавшие его высоко.
В собраниях России находятся всего три картины Лоуренса Альма-Тадемы. Две ранее принадлежали императрице Александре Фёдоровне и хранились в Александровском дворце в Царском Селе. Ныне они в Павловском дворце-музее. Третья — картина «Фредегонда и епископ Претекстатус. Из времен Меровингов» — хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. Она была последним приобретением С. М. Третьякова и пришла из Парижа уже после его смерти.
Взрывной волной.
Вокруг Тадемы царило совершенно необъяснимое с точки зрения атеизма и законов физики явление: его преследовали взрывы химических веществ и их последствия. Первый инцидент имел место в 1866 году. Причиной взрыва явилась утечка газа в доме именитого заказчика Тадемы – Гамбара, а результатом его – нервное потрясение первой жены художника, ставшее травмой на всю ее оставшуюся жизнь. В 1874 г. взрывом баржи с порохом на Регентском канале в Лондоне был уничтожен дом самого Тадемы, – и ему, и его семье посчастливилось в этот момент быть в гостях. Дочерям художника от первого брака повезло меньше: их вышвырнула из окон взрывная волна, однако серьезных травм не принесла. Также чудом не пострадала ни одна из картин.Путешествия при жизни и после смерти
Лоуренс Альма-Тадема - автор романтических сюжетов с уверенной передачей чувств
Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836—1912) был одним из самых известных художников своего времени. Голландец по происхождению, Альма-Тадема переехал в 1870 году в Англию, где сделал успешную карьеру. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. Сцены из жизни Древнего Рима, Греции и Египта, созданные художником в стиле неоклассицизма, пользовались огромной популярностью в викторианской Англии. Английский живописец нидерландского происхождения, он был не только мастером исторической живописи и знаменитым художником-символистом XIX века, но и основоположником стиля прерафаэлитов. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум».
Диагноз - залог перфекционизма
В 15-летнем возрасте ему был поставлен смертельный в ту пору диагноз «чахотка». Думая, что скоро умрет, Тадема удвоил усилия по освоению материала – как исторического, так и живописного. Первым учебным заведением, в котором Тадема показал высокий класс, была Академия Антверпена. Там он и вкусил успех, получив множество наград и считаясь одним из наиболее одаренных и прилежных учеников. Затем он слушал курсы истории и исторического костюма у профессора Людвика Яна де Тейе – тогда-то и проявился перфекционистский характер будущего художника. Все неудачные наброски и эскизы Тадема безжалостно уничтожал, поэтому после его смерти смогли найти крайне мало предварительных работ и этюдов.
Год спустя, в 16-летнем возрасте, Тадема поступил в Художественную Академию в Антверпене. Там его наставником был бельгийский художник, представитель романтизма, барон Хендрик Лейс.
В Бельгии же Тадема оказался в 26-летнем возрасте, причем случилось это благодаря женитьбе на живущей там дочери французского литератора. Медовый месяц в Риме и Помпеях стал важной вехой в творчестве художника. С тех пор главной темой его полотен стала античность.
Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар нередко позировала супругу – изучая творчество Тадемы, можно узнать ее повторяющиеся очертания. У пары было трое детей, но это не обеспечило мастеру линию наследников в веках: единственный сын скончался в детстве, а дочери до конца жизни так и не вышли замуж.
Художник Лоуренс Альма-Тадема (1836 – 1912). Живописец викторианской эпохи
Художник Lawrence Alma-Tadema — британский живописец нидерландского происхождения. Он писал картины, преимущественно, на исторические и мифологические сюжеты. Слыл одним из самых известных и высокооплачиваемых живописцев викторианской эпохи.
Художник Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema) родился 8 января 1836 года в небольшой деревушке Дронрейп на севере Нидерландов, в большой семье (в семье было 7 детей) местного нотариуса. Через два года после рождения Лоуренса семья перебралась в Леуварген – отца будущего художника пригласили на место, которое гарантировало более высокий доход. А вскоре после переезда глава семейства умер.
Мать Лоуренса увлекалась живописью и решила, что её дети должны уметь рисовать – и все дети в семье Альма-Тадема брали уроки у местного художника. Однако, после смерти главы семейства мать решила, что сыновья нотариуса должны пойти по стопам отца и Лоуренс был определен в юридический колледж. Юриспруденция молодого человека не заинтересовала – он страстно увлёкся историей. И самостоятельно занимался рисованием.
Когда Lawrence Alma-Tadema исполнилось 15 лет, он заболел. Врачи поставили мальчику диагноз – «чахотка».
Готовясь к неминуемой смерти, Лоуренс забросил юриспруденцию и всё своё свободное время проводил за рисованием. Матери пришлось смириться с желанием больного сына рисовать – для умирающего мальчика это было единственным утешением.Однако, будущий художник выздоровел и даже поступил в Королевскую Академию Антверпена, где успешно учился четыре года, получил огромное количество наград и увлёкся французским романтизмом, как направлением в живописи. Однако, это увлечение вскоре прошло.
В 1856 году Лоуренс Альма-Тадема покинул стены академии и под руководством профессора Людвика Яна де Тейе начал изучать древнюю архитектуру, исторический костюм, историю античных народов и древних цивилизаций.
В 1858 году Альма-Тадема начал работать с известным бельгийским художником Хенриком Лейсом. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому автору. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов.
Вскоре он написал свою первую действительно масштабную картину «Обучение детей Хлодвига», которая была выставлена на академической выставке в Антверпене. Публика приняла полотно молодого художника с восторгом и под влиянием этого успеха Альма-Тадема пишет целый цикл полотен «из жизни» общества в эпоху Меровингов. И вскоре покидает мастерскую Лейса. С той поры он больше не искал себе наставников и соавторов.
Lawrence Alma-Tadema уезжает в Англию и много работает в Британском музее и Музее Виктории и Альберта – его больше не интересуют Меровинги. Он увлёкся глубокой древностью. Древним Египтом. Он изучает мельчайшие артефакты, предметы быта, одежду, чтобы через мельчайшие детали передать духовную атмосферу жизни в Древнем Египте.
В 1863 году умирает мать художника и в том же году Лоуренс женился на француженке, дочери журналиста, Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар. Медовый месяц молодая пара провела в Италии. И Италия, с её архитектурой, музеями, историей, оказала огромное влияние на художника – он увлекается античностью: Древним Римом и Древней Грецией. И пишет целую серию картин о античности.
Через год, в 1864 году, Lawrence Alma-Tadema свёл знакомство с очень влиятельным продавцом произведений искусства и издателем бельгийского происхождения Эрнестом Гамбаром. Бельгиец был просто очарован «египетскими» картинами художника и заказал ему 24 полотна. А ещё устроил выставку в Лондоне. Вскоре от Гамбара поступил ещё один заказ на 34 картины. Полотна художника начинают приобретать известные коллекционеры живописи.
28 мая 1869 года от оспы скончалась супруга художника. Он был потрясён этой смертью и почти полгода не мог заставить себя работать и, в итоге, сам сильно заболел. Бельгийские врачи не могли поставить Lawrence Alma-Tadema диагноз и он был вынужден поехать в Лондон. А вскоре началась Франко-прусская война и художник забирает из Бельгии своих двух дочерей, и окончательно обосновывается в Великобритании.
В 1871 году он женится вторично на известной английской художнице, знакомится с художниками-прерафаэлитами и снова возвращается к живописи, начинает выставлять свои работы. В 1873 году художник получает британское подданство, а вскоре становится членом Королевского общества живописцев, а в 1876 году – членом Королевкой Академии художеств.
Лоуренс Альма-Тадема увлёкся написанием картин, часто бессюжетных, которые воспевали беззаботное блаженство, радость жизни. Однако, не забывал писать на исторические темы и регулярно представлял свои картины для академических выставок.
В 1899 году художник был возведён в рыцарское звание и награждён орденом.
Свой жизненный путь сэр Lawrence Alma-Tadema окончил в 1912 году. Похоронен в лондонском соборе Св. Павла.
Буквально сразу после кончины художника его полотна вышли из моды и о нём быстро забыли. И только в 1970 году, когда возродился интерес к декоративной и салонной живописи – о Лоуренсе Альма-Тадеме вспомнили. И оценили его вклад в мировое искусство. Его картины резко выросли в цене, ими заинтересовались крупные музеи мира. В России о творчестве художника известно мало (в российских музеях хранятся всего три его полотна).
Картина сэра Лоуренса Альма-Тадема «Обретение Моисея» продана за 35 млн. долларов
5 ноября на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке, шедевр сэра Лоуренса Альма-Тадема «Обретение Моисея» (19-й век) продан за $35,922,500. Цифра более чем в семь раз превысила предпродажную оценку 5 млн. долларов США. Победитель аукциона вёл торги по телефону, его личность не раскрывается. Эта продажа установила новый рекорд для картин сэра Лоуренса Альма-Тадема на аукционах. Его предыдущий рекорд был установлен когда эта же была продана в 1995 году за $2,8 миллиона.
«Обретение Моисея» - один из величайших шедевров сэра Лоуренса Альма-Тадема. В ноябре 1902 г. художник покинул Лондон, чтобы поехать в Египет для открытия Асуанской плотины в качестве гостя, по приглашению сэра Джона Эйрда, известного инженера и руководителя проекта. Эйрд был известен как большой ценитель произведений искусства, он пригласил сэра Альма-Тадема в эту поездку, для того, чтобы заказать ему картину для своей коллекции. Альма-Тадема был очарован Египтом, также, как 50 лет назад во время его поездки в Помпеи. Он представил Эйрду три варианта концепции, из которых Джон быстро выбрал «Обретение Моисея».
Картина когда-то принадлежала Аллену Фунту, создателю популярного шоу «Скрытая камера». Его коллекция шедевров Альма-Тадемы выставлялась в историческом шоу в музее Метрополитен в 1973 году.
Картина была включена в продажу произведений европейского искусства 19-го века, собравшим на Sotheby's общую сумму более 60 миллионов долларов США. Новый рекорд аукционной стоимости был также установлен для работ Джованни Болдини, портрет Джовинетты Эрразуриз его кисти был продан за $6,578,500, более чем в 4 раза выше первоначальной оценки в полтора миллиона. В продажи были также включены две работы из коллекции актрисы Деми Мур - «Брат и сестра» Вильяма Бугеро (окончательная цена составила $1,082,500) и «Мать и её дети» работы Альфреда Стивенса ($182,500).
Лоуренс
Альма-Тадема
Лоуренс Альма Тадема (8 января 1836 г., Дронрейп, Нидерланды - 25 июня 1912 г., Висбаден, Германия) - британский художник нидерландского происхождения, создававший картины по историческим сюжетам. Один из самых популярных и высокооплачиваемых мастеров викторианской эпохи.
Особенности творчества: Альма-Тадема всегда позиционировал себя как художник исторического жанра. Еще во время учебы он стал брать сюжеты для своих картин в историях эпохи Меровингов – первой в истории Франции династии франкских королей, а также в сюжетах древнего Египта. Из 408 его полотен по меньшей мере 300 изображали античность, однако персонажами его картин были современники – викторианцы, поставленные в античные декорации. Возможно, именно этим была обусловлена популярность Альма-Тадемы как у критиков, так и у публики (помимо, разумеется, точнейшего исполнения им античных деталей). Хватало также званий и наград. Так, в 1899 г. ему было присвоено рыцарское звание - случай для иностранных художников исключительный: до Тадемы высокой чести удостоились, к примеру, Рубенс и Ван Дейк. А в 1904 году художник получил Орден Заслуг Британской Империи.
Альма Тадему часто в довольно агрессивной форме противопоставляют «нищим и голодающим» художникам, ставшим частью вечности, поскольку он, во-первых, не голодал. А во-вторых, и, с какой-то точки зрения, в качестве компенсации прижизненного благополучия, после смерти он был забыт довольно быстро - почти сразу после мемориальной посмертной выставки.
В оправдание Альма Тадемы можно сказать, что во-первых, в детстве он чуть не умер и довольно долго жил под сенью ожидания скорой смерти, а во-вторых, его популярность и «салонность» обусловлена отчасти тем, что Альма Тадема, как никто, знал особенности и детали изображаемых им эпох. Он увлекался историей, архитектурой и археологией (участвовал и в раскопках), и, в отличие от многих современников, никогда не ошибался в фактаже того, что рисовал и писал.
О нем ходили толки разной степени недоброжелательности – в частности, поговаривали, что Альма Тадема срисовывает героев с фотографий, и, чтобы зритель ни о чем не догадался, лишь подрисовывает что-то «от себя». А еще он нумеровал свои картины - какая мелочность! И какое подспорье нынешним исследователям.
Забыт ли он?
В 60-х годах прошлого столетия, в обществе ходила шутка о том, что вор, укравший картины Тадемы, вынужден был застрелиться с горя, отчаявшись их продать. Однако анекдот сей прожил всего десятилетие – уже в 70-х картины Тадемы вновь подорожали – мода!
Спустя полтора века после смерти художника, в 2017 году состоялась крупная выставка-ретроспектива, успешно прошедшая по всей Европе: «Альма Тадема – классический шарм». А проданное на Sothby’s в Нью-Йорке в 2010 году за $36 млн полотно «Обретение Моисея» – рекорд для картин викторианской эпохи.
Крупнейшая в истории ретроспектива «Альма-Тадема: классический шарм» начинает тур по Европе
Лауренс Альма-Тадема ( 1836 — 1912) родился в городке Дронрейп неподалёку от Леувардена и вырос во Фрисландии. В 16 лет юноша поступил в Художественную академию в Антверпене , где его наставником был представитель романтизма Хендрик Лейс. После окончания образования и нескольких совместных проектов с учителем , Альма-Тадема с молодой супругой отправился в медовый месяц в Рим и Помпеи. Его очаровало великолепие древних руин , и с тех пор римская и греческая античность стала главной темой полотен.
В 1870 году художник переехал в Лондон , где получил британское гражданство и стал называть себя на английский манер — Лоуренс.
Слева: автопортрет Лоуренса ( тогда ещё Лауренса) Альма-Тадемы , написанный в 1852 году , когда будущий мастер поступил в Художественную академию в Антверпене
Благодаря своему чувству пространства , любви к театру , интуиции при выборе друзей , сказочной технике и знаниям археологии , Альма-Тадема стал одним из самых известных и высокооплачиваемых художников своего времени.
В 1899 году королева Виктория посвятила живописца в рыцари , что дало ему право именоваться « сэр Лоуренс». Его работы были популярны и в Америке , где их покупали богатые люди той эпохи , например , миллионер Уильям Генри Вандербильт. К концу жизни живописец скопил состояние , которое в наше время оценивается приблизительно в 5 млн фунтов стерлингов.
Наше представление о римской античности в значительной степени определяется картинами Альма-Тадемы. Написанные им бытовые сцены чрезвычайно убедительны и воздействуют на воображение. Так что неудивительно , что такие киностудии как Голливуд и итальянская Чинечитта захотели оживить его полотна своих « древнеримских» лентах.
Первые режиссёры , среди которых Фредерик Томпсон , Энрико Гуаццони и Марио Казерини , искали визуальный язык для нового вида искусства , а Лоуренс Альма-Тадема предоставил им прекрасные шаблоны. К цитированию его картин прибегали Сесиль де Милль , Уильям Уайлер , Стенли Кубрик и даже Ридли Скотт — в блокбастерах « Гладиатор» ( 2000) и «Исход: цари и боги» ( 2014).
Слева: «ожившую» картину Лоуренса Альма-Тадемы « Египетский жонглёр» ( 1870) можно увидеть в одном из эпизодов фильма « Гладиатор» Ридли Скотта ( см. видео ниже)
Ниже: Фризский музей сделал видеонарезку из картин Лоуренса Альма-Тадемы и эпизодов кинолент , в которых они процитированы Артур Макс , художник-постановщик « Гладиатора» и «Исхода», говорит , что Альма-Тадема показывает нам Рим таким , каким мы хотим его видеть , и неважно , было ли всё так на самом деле.Фризский музей владеет самой большой в мире коллекцией произведений Лоуренса Альма-Тадемы. На выставке будут представлены в общей сложности 200 экспонатов , включая 18 картин его жены Лауры и дочери Анны , десятки гравюр , рисунков и предметов из студии художника.
Слева: Лоуренс Альма-Тадема , «Серебряные любимцы» ( 1903)
1866, 98.4×70.4 см«Лицом» выставки избрана работа « Выгодная позиция» ( 1895) с изображением трёх римских женщин , которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. С угла дома , где находятся девушки , открывается прекрасный вид на корабли с их близкими. Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. Одна из них , на переднем плане , выглядит моложе остальных , её чёрные локоны украшены венком из цветов. Девушка встала на колени на каменный выступ-скамью и , кажется , пытается рассмотреть среди мореплавателей своего возлюбленного , чтобы помахать ему рукой.
Две другие леди выглядят немного старше. Одна стоит на выступе , выглядывая за край , вторая , рыжеволосая , смотрит вдаль. Цвет моря мягко меняется с нежно-голубого , который почти сливается с небом , к сине-зелёному. С изумительной достоверностью художник прописал одежды девушек , мраморный выступ и большого бронзового зверя , обращённого к морю и украшенного ожерельем из жёлтых цветов.
Великая Британия Тадемы
Знакомство с Эрнестом Гамбаром, известным арт-дилером того времени, привнесло в жизнь Тадемы еще большее количество наград, орденов, премий и, разумеется, денег. Уже тогда, в свои 27, он стал успешно выставляющимся и продающимся художником. Однако состоявшимся историки и искусствоведы стали считать его с момента переезда в Англию.
Туда он попал тоже не по прихоти, а по болезни – будучи к тому времени вдовцом (32-летняя супруга умерла от оспы), Тадема приехал в Англию в попытке узнать диагноз, который не могли поставить бельгийские доктора. С тех пор все дальнейшие эпохальные свершения в судьбе мастера имеют британскую прописку. Там он познакомился с Лаурой Терезой Эппс и снова вступил в брак. Там, частично благодаря второй супруге, вошел в среду прерафаэлитов. Там мастер стал Академиком в Академии Художеств. Там прошел его период расцвета и годы зрелости. Там он был избран почётным членом Драматического общества Оксфордского университета и действительным членом Королевского общества акварелистов, хотя акварелью писал сравнительно немного. Там стал светлее и ярче колорит его произведений. Там Тадема купил свой дом, впоследствии ставший исторической достопримечательностью Лондона.
О второй супруге живописца, Лауре Эппс, которая куда большую известность получила именно под его фамилией – Лаура Альма Тадема, следовало бы сказать особо: она тоже была художником и поначалу – его ученицей. Она служила ему и моделью – так, мы видим ее на полотне «Женщины Амфиссы», известен и портрет Лауры - картина под названием "Помешали". У них с Тадемой была разница в возрасте 17 лет, и поначалу отец Лауры был против этого брака. Однако Тадеме удалось задобрить его портретом семейства Эппс.
Читайте также: