Лоренцо лото отдых святого семейства на пути в египет
В Государственном Эрмитаже открылась выставка из традиционной серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже". На этот раз в Петербург привезли картину венецианского мастера Лоренцо Лотто "Отдых святого семейства на пути в Египет со святой Екатериной" из Академии Карарра в Бергамо (Италия).
На самом деле в Эрмитаже выставка одной картины превратилась в выставку двух картин — чужой и своей. Интрига развернулась вокруг одного несомненного шедевра — знаменитого бергамского "Отдыха святого семейства на пути в Египет" — и эрмитажного полотна на ту же тему, которому до последнего времени отказывали в авторстве Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto).
Обе картины выполнены на очень популярный в Венеции XVI века сюжет отдыха на пути в Египет, который постепенно выделился из традиционного "Бегства в Египет" как самостоятельный эпизод. Однако Лоренцо Лотто соединил эту тему с другой, не менее распространенной в венецианской живописи того времени темой "святого собеседования", лирической камерной сценой в пейзаже, которой отдали дань среди других и первые венецианские живописцы — Веронезе, Пальма Старший, Тициан. Это нетрадиционное соединение двух традиционных иконографических сюжетов в исполнении Лоренцо Лотто оказалось очень популярным. Известно как минимум шесть авторских повторений и реплик, выполненных в мастерской художника. Эрмитажное полотно — одна из них.
Картина из Бергамо, написанная в 1533 году в Венеции,— самая известная из картин Лотто на эту тему и, пожалуй, самая совершенная из них. Картина из Эрмитажа, попавшая в императорское собрание в 1779 году, более 200 лет оставалась в запасниках как слабая копия бергамского оригинала. Во многом в этом были виноваты поздние записи и реставрации, которые сделали затруднительным даже идентификацию четвертой героини композиции. В бергамской и других картинах Лотто это святая Екатерина, в эрмитажной же ею оказалась святая Юстина, которую опознали по ножу в груди. Однако гораздо более важное открытие было сделано после большой реставрации 1999-2001 годов: картина была атрибутирована как подлинное произведение Лоренцо Лотто.
Очная ставка двух шедевров, бесспорного и новообретенного,— зрелище увлекательное, но требующее подробных ученых объяснений. В этом известная слабость выставок этого малого (одна-две картины) жанра. Произведений, способных в одиночку держать публику в напряжении, в истории искусств очень немного. Пожалуй, из немифологизированных массовой культурой полотен Леонардо, Рембрандта или Матисса на эту роль годятся еще только несколько картин Ван Эйка, которые могут убить любую сборную выставку, потому что заставляют зрителя смотреть исключительно на них. Во всех остальных случаях организаторам подобных мини-выставок приходится изобретать сюжет или завязывать интригу. В случае с Лотто это получилось благодаря совпадению дружеских связей музея с Академией Карарра и собственных фондов. А вот следующая выставка этой серии — "Венера перед зеркалом" Тициана из вашингтонской Национальной галереи — обещает игру больших страстей. Ведь именно эта картина оплакивается уже которым поколением эрмитажных хранителей и просвещенной отечественной публики, потому что была наряду с другими шедеврами продана большевиками в 1930-е годы. Теперь ее будут принимать в Петербурге как "не наш" шедевр.
Лоренцо лото отдых святого семейства на пути в египет
Лотто в Эрмитаже
Сегодня в Государственном Эрмитаже открывается выставка, на которой будут представлены два шедевра знаменитого мастера венецианской школы XVI века Лоренцо Лотто: "Отдых Святого семейства на пути в Египет со Святой Екатериной" и "Отдых Святого семейства на пути в Египет со Святой Юстиной". Первая картина принадлежит собранию Академии Каррара в городе Бергамо, второе полотно хранится в Государственном Эрмитаже. Для петербуржцев встреча с этими шедеврами станет первой: они не видели не только общепризнанны .
Сегодня в Государственном Эрмитаже открывается выставка, на которой будут представлены два шедевра знаменитого мастера венецианской школы XVI века Лоренцо Лотто: "Отдых Святого семейства на пути в Египет со Святой Екатериной" и "Отдых Святого семейства на пути в Египет со Святой Юстиной". Первая картина принадлежит собранию Академии Каррара в городе Бергамо, второе полотно хранится в Государственном Эрмитаже. Для петербуржцев встреча с этими шедеврами станет первой: они не видели не только общепризнанный шедевр из Бергамо, но и картину из собрания Эрмитажа. Работа Лотто "Отдых Святого семейства на пути в Египет со святой Юстиной" была приобретена для коллекции российских императоров во времена Екатерины II и более 200 лет находилась в фонде музея. Картина очень пострадала от многочисленных реставраций и даже считалась копией, выполненной с картины, хранящейся в бергамской Академии. Эти предположения были развеяны "расчисткой" полотна в 1920-х годах и последней, двухлетней реставрацией, завершившейся в прошлом году. Работы реставраторов позволили ученым предположить, что "эрмитажное" полотно Лотто написал несколько раньше, чем картину из итальянской коллекции. Картина "Отдых святого семейства на пути в Египет со святой Екатериной", написанная художником в 1533 году, получила широкую известность среди его соотечественников. Об этом свидетельствуют многочисленные копии, выполненные самим Лотто и его учениками. Каждый раз художник не просто копировал однажды созданную им композицию на религиозный сюжет, а находил для нее новую красочную гамму. На сегодняшний день в различных частных и музейных собраниях мира насчитывается не менее 6 работ на тему "Отдых Святого семейства на пути в Египет". Картины Лоренцо Лотто будут показаны в серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже".
Карраччи, Аннибале – Отдых Святого Семейства на пути в Египет Эрмитаж
Лоренцо Лотто (итал. Lorenzo Lotto) (1480 - 1556) — один из крупнейших венецианских живописцев, ученик, по-видимому, Джованни Беллини (по другому предположению — ученик Альвизе Виварини), развившийся впоследствии под влиянием Джорджоне и отчасти Корреджо.
Этот выдающийся художник был одним из лучших портретистов, которые когда-либо жили, и занимает почти уникальное положение, особенно среди итальянских художников
Род. около 1480 г. в Венеции. Работал в Тревизо, Реканати, Риме, Бергамо. С 1526 г по 1542 г и с 1545 по 1549 гг жил в Венеции. Последние годы жизни провел в религиозном центре, святилище Санта Каза в Лорето, где занимался реставрированием картин и оформлением статуй. Умер около 1556 г., вероятно, в Лоретто.
В своём таланте соединял колористические качества, свойственные венецианской школе, с исканием правды и красоты, с находчивостью в композиции и вообще с высоким поэтическим чувством. Писал преимущественно религиозные картины, но также и портреты. Произведения его встречаются во многих итальянских церквях и картинных галереях.
В 1895-ом году Лоренцо Лотто извлёк из забвения критик Бернард Беренсон (Бернсон).
Лукреция (Портрет Венецианской женщины). Ок. 1533. Национальная галерея, Лондон
Портрет Андреа Odoni, 1527 Королевская Коллекция, Виндзорский Замок
Джентльмен в своем кабинете с 1530 г. Галерея Академии, Венеция
Портрет мессера Марсилио и его жены, 1523 Museo del Prado, Мадрид
Муж и жена с 1524, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Volta Family, 1547, National Gallery, London
Голдсмит с трех сторон, 1525/1535, Художественно-Исторический Музей, Gemaldegalerie , Вена
Head of a Young Man, 1505, Галерея Уффици, Флоренция
Портрет молодого человека с белой занавеской, 1506. Музей истории искусств, Вена
Портрет старика, 1550, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет дворянина,1535, Галерея Боргезе, Рим
Портрет Грегорио Белу-да Виченца 1547 Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Портрет джентльмена с перчатками, 1543 Пинакотека ди Брера, Милан
Портрет Лаура da пола 1543-1544 Пинакотека ди Брера, Милан
Портрет молодого человека с книгой, 1526, Пинакотека del Castello Sforzesco, Милан
Портрет молодого человека,1526, Gemaldegalerie, Берлин
Благовещение, 1527, Пинакотека Комунале (Реканати, Италия)
Рождение Иисуса, 1527, Pinacoteca Nazionale di Siena
Поклонение 1523 Национальная Галерея Искусства, Вашингтон, округ Колумбия
Христос и прелюбодейка, 1527-1529, Лувр, Париж
Христос, Прощаясь с Матерью 1521 Gemaldegalerie, Берлин
Несение Креста 1526 Лувр, Parigi
Распятие на кресте, 1533-1534 Санта-Мария-делла-Pieta в Telusiano, Monte San Giusto
Снятие с Креста с 1509 г. Пинакотека Jesi
Погребение (Жертвенник Сан Бартоломео в Бергамо)1516, Галерея Академии Каррара
Бергамо
Ангелы Сбор крови из ран Христа 1543,
Художественно-Исторический Музей, Gemaldegalerie Вена
Преображение, 1510, Пинакотека Комунале, Реканати
Christ Leading the Apostles to Mount Tabor, 1512, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Полиптих Ponteranica, 1522 , ЦерковьСанти Винченцо и Александр в Ponteranica (провинции Бергамо) Кликабельно*
Панели снизу:
*San Pietro, 118x57 см
*Святой Иоанна Крестителя, 135x70 см
*Сан-Паулу, 118x57 см
сверху:
*Ангел annunciante, 75x35 см
*Христос Спаситель, 135x70 см
*Дева annunciante, 75x35 см
Pala di san francesco al monte, 1526, Картинная Галерея , Jesi.
Pala Martinengo, 1513-1516, Церковь Святых Варфоломея и Стефано в Бергамо
Полиптих Реканати, 1506-1508, Museo civico Villa Colloredo Mels, Recanati.
Кликабельно* Панели :
*Мадонна с Младенцем, святыми и ангелами, в центре, 227x108 см
*Святые Фома Аквинский и Elena, слева, 155x67 см
*Святых апостолов Петра и мученика Витасправа, 155x67 см
* Святые-Люсия и Винченцо Феррерв левом верхнем углу, 67x67 см
*Святых Екатерины из Сиены и Сигизмунда, в правом верхнем углу, 67x67 см
*Жалость в верхней Центральной (cimasa), 80x108 см
Madonna del Rosario, 1539, Церковь Сан Доменико,Cingoli
Кликабельно*
Pala di San Bernardino, 1521, Церковь Сан-Бернардино Pignolo, Бергамо
Pala di San Bernardino, 1521,- Деталь
Pala di Asolo, 1506, Кафедральный собор Asolo
Pala di Santo Spirito, 1521, Церковь Святого Духа в Бергамо
Мадонна с Младенцем между святыми Flavian и Onuphrius, 1508, Галерея Боргезе, Рим
Мадонна с Младенцем между святыми Рокко и Себастьян, 1518, Национальная Галерея Канады, Оттава.
Мадонна с Младенцем между святыми Caterina d'Alessandria и Tommaso, 1527, Художественно-Исторический Музей, Вена.
Мадонна с Младенцем и святыми, 1505, National Gallery of Scotland в Эдинбург
Мадонна с Младенцем между святыми Иеронимом и Niccolas ди Tolentino, 1523-1524 Лондон, Национальная Галерея
Мистический брак Святой Екатерины Александрийской и святых, 1524, Национальная галерея античного искусства во Дворце Барберини, Рим
Мистический брак Святой Екатерины Александрийской, 1506-1508, Старая Пинакотека, Munchen
Мистический Брак Святой Екатерины Александрийской ,1523, Академия Каррара, Бергамо
Мистический Брак Святой Екатерины Александрийской 1523 - Подробно
Мадонна с Младенцем, san Pietro martire e un donatore, 1503,Музей Каподимонте, Неаполь
Святое Семейство с Иоанном Крестителем, 1536, Лувр, Париж.
Святое семейство со святой Екатериной Александрийской, 1533, Академия Каррара в Бергамо
Отдых на пути в Египет с St Justine, 1530, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сцены из жизни Марии - цикл фресок,1525, Церковь Святого Михаила al Pozzo Bianco a Bergamo, Бергамо. - Кликабельно*
Подаяние Святого Антония, 1542, Базилика Святых Иоанна и Павла, Венеция
Святая великомученица Екатерина Александрийская, 1522 , Национальная Галерея Искусств, Вашингтон
Санта-Лючия перед судом,1532, Государственная картинная галерея, Йези
Кающийся Св. Иероним , 1506, Лувр, Париж.
Святой Себастьян, 1531, Государственные музеи, Берлин
St Christopher, 1531, Государственные музеи, Берлин
Святой Николай во Славе, 1527-1529, Церковь Санта-Мария деи Carmini, Венеция
Сусанна и Старцы, 1517, Уффици, Флоренция
Истории Святой Варвары, фреска, 1524, Оратория Suardi (Trescore, Италия)
Юдифь с головой Олоферна, 1512, Banca Nazionale дель Lavoro, Рим
Венера и Купидон, 1530, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Триумф Целомудрия с 1530 г. Collezione Rospigliosi Pallavicini, Рим
Аллегория Целомудрия,1505, Национальная Галерея Искусства, Вашингтон
Аллегория Добродетель и порок,1505, Национальная Галерея Искусства, Вашингтон
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Художник Лоренцо Лотто.
Этот выдающийся художник был одним из лучших портретистов, которые когда-либо жили, и занимает почти уникальное положение, особенно среди итальянских художников
Род. около 1480 г. в Венеции. Работал в Тревизо, Реканати, Риме, Бергамо. С 1526 г по 1542 г и с 1545 по 1549 гг жил в Венеции. Последние годы жизни провел в религиозном центре, святилище Санта Каза в Лорето, где занимался реставрированием картин и оформлением статуй. Умер около 1556 г., вероятно, в Лоретто.
В своём таланте соединял колористические качества, свойственные венецианской школе, с исканием правды и красоты, с находчивостью в композиции и вообще с высоким поэтическим чувством. Писал преимущественно религиозные картины, но также и портреты. Произведения его встречаются во многих итальянских церквях и картинных галереях. Они не составляют редкости и в музеях Англии и Средней Европы. Замечательнейшие из них находятся в церквях: С.-Спирито («Обручение св.
Екатерины»), С.-Бернардино («Мадонна на троне, с предстоящими святыми») и С.-Бартоломмео («Поклонение Богородицы Младенцу-Христу») в Бергамо и в црк. С.-Доминико («Взятие Богородицы на небо») в Анконе.
В 1895-ом году Лоренцо Лотто извлёк из забвения критик Бернард Беренсон (Бернсон).
Лукреция (Портрет Венецианской женщины). Ок. 1533. Национальная галерея, Лондон
Портрет Андреа Odoni, 1527 Королевская Коллекция, Виндзорский Замок
Джентльмен в своем кабинете с 1530 г. Галерея Академии, Венеция
Портрет мессера Марсилио и его жены, 1523 Museo del Prado, Мадрид
Volta Family, 1547, National Gallery, London
Голдсмит с трех сторон, 1525/1535, Художественно-Исторический Музей, Gemaldegalerie , Вена
Head of a Young Man, 1505, Галерея Уффици, Флоренция
Портрет молодого человека с белой занавеской, 1506. Музей истории искусств, Вена
Портрет старика, 1550, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Джованни Агостино делла Торре и его сын Niccolo 1515 Национальная Галерея, Лондон
Портрет дворянина,1535, Галерея Боргезе, Рим
Портрет Грегорио Белу-да Виченца 1547 Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Портрет джентльмена с перчатками, 1543 Пинакотека ди Брера, Милан
Портрет Febo да Brecsia 1543-1544 Пинакотека ди Брера, Милан
Портрет Лаура da пола 1543-1544 Пинакотека ди Брера, Милан
Портрет молодого человека с книгой, 1526, Пинакотека del Castello Sforzesco, Милан
Благовещение, 1527, Пинакотека Комунале (Реканати, Италия)
Рождение Иисуса, 1527, Pinacoteca Nazionale di Siena
Поклонение 1523 Национальная Галерея Искусства, Вашингтон, округ Колумбия
Христос и прелюбодейка, 1527-1529, Лувр, Париж
Христос, Прощаясь с Матерью 1521 Gemaldegalerie, Берлин
Несение Креста 1526 Лувр, Parigi
Распятие на кресте, 1533-1534 Санта-Мария-делла-Pieta в Telusiano, Monte San Giusto
Снятие с Креста с 1509 г. Пинакотека Jesi
Погребение (Жертвенник Сан Бартоломео в Бергамо)1516, Галерея Академии Каррара
Бергамо
Муж скорбей 1506-1508 Museo civico вилла Colloredo Мэлс, Реканати
Ангелы Сбор крови из ран Христа 1543,
Художественно-Исторический Музей, Gemaldegalerie Вена
Преображение, 1510, Пинакотека Комунале, Реканати
Christ Leading the Apostles to Mount Tabor, 1512, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Полиптих Ponteranica, 1522 , ЦерковьСанти Винченцо и Александр в Ponteranica (провинции Бергамо)Кликабельно*Панели снизу:
*San Pietro, 118x57 см
*Святой Иоанна Крестителя, 135x70 см
*Сан-Паулу, 118x57 см
сверху:
*Ангел annunciante, 75x35 см
*Христос Спаситель, 135x70 см
*Дева annunciante, 75x35 см
Pala di san francesco al monte, 1526, Картинная Галерея
Pala Martinengo, 1513-1516, Церковь Святых Варфоломея и Стефано в Бергамо
Полиптих Реканати, 1506-1508, Museo civico Villa Colloredo Mels, Recanati.
Кликабельно* Панели :
*Мадонна с Младенцем, святыми и ангелами, в центре, 227x108 см
*Святые Фома Аквинский и Elena, слева, 155x67 см
*Святых апостолов Петра и мученика Витасправа, 155x67 см
* Святые-Люсия и Винченцо Феррерв левом верхнем углу, 67x67 см
*Святых Екатерины из Сиены и Сигизмунда, в правом верхнем углу, 67x67 см
*Жалость в верхней Центральной (cimasa), 80x108 см
Madonna del Rosario, 1539, Церковь Сан Доменико,Cingoli
Кликабельно*
Мадонна с младенцем и апостолы Петр, Кристина, Liberale, и Джером, 1504-1506, Церковь Санта-Кристина, Тревизо
Pala di San Bernardino, 1521, Церковь Сан-Бернардино Pignolo, Бергамо
Pala di San Bernardino, 1521,- Деталь
Pala di Asolo, 1506, Кафедральный собор Asolo
Мадонна с Младенцем между святыми Flavian и Onuphrius, 1508, Галерея Боргезе, Рим
Мадонна с Младенцем между святыми Рокко и Себастьян, 1518, Национальная Галерея Канады, Оттава.
Мадонна с Младенцем между святыми Caterina d'Alessandria и Tommaso, 1527, Художественно-Исторический Музей, Вена.
Мадонна с Младенцем и святыми, 1505, National Gallery of Scotland в Эдинбург
Мадонна с Младенцем между святыми Иеронимом и Niccolas ди Tolentino, 1523-1524 Лондон, Национальная Галерея
Мистический брак Святой Екатерины Александрийской и святых, 1524, Национальная галерея античного искусства во Дворце Барберини, Рим
Мистический брак Святой Екатерины Александрийской, 1506-1508, Старая Пинакотека, Munchen
Мистический Брак Святой Екатерины Александрийской ,1523, Академия Каррара, Бергамо
Мистический Брак Святой Екатерины Александрийской 1523 - Подробно
Мадонна с младенцем со святыми Girolamo и Anna, 1534 Уффици, Флоренция
Мадонна с Младенцем, san Pietro martire e un donatore, 1503,Музей Каподимонте, Неаполь
Святое Семейство с Иоанном Крестителем, 1536, Лувр, Париж.
Святое семейство со святой Екатериной Александрийской, 1533, Академия Каррара в Бергамо
Отдых на пути в Египет с St Justine, 1530, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Святая великомученица Екатерина Александрийская, 1522 , Национальная Галерея Искусств, Вашингтон
Санта-Лючия перед судом,1532, Государственная картинная галерея, Йези
Св. Иероним, 1509, Национальный музей Сант-Анджело, Рим
Кающийся Св. Иероним , 1506, Лувр, Париж.
Святой Себастьян, 1531, Государственные музеи, Берлин
St Christopher, 1531, Государственные музеи, Берлин
Сусанна и Старцы, 1517, Уффици, Флоренция
Истории Святой Варвары, фреска, 1524, Оратория Suardi (Trescore, Италия)
Юдифь с головой Олоферна, 1512, Banca Nazionale дель Lavoro, Рим
Венера и Купидон, 1530, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Триумф Целомудрия с 1530 г. Collezione Rospigliosi Pallavicini, Рим
Аллегория Целомудрия,1505, Национальная Галерея Искусства, Вашингтон
Аллегория Добродетель и порок,1505, Национальная Галерея Искусства, Вашингтон
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
На выставке в Эрмитаже будут впервые представлены два шедевра знаменитого итальянского художника Лоренцо Лотто
Работа Лотто "Отдых Святого семейства на пути в Египет со святой Юстиной" была приобретена для коллекции российских императоров во времена Екатерины II и более 200 лет находилась в фонде музея. По словам Ирины Артемьевой, картина очень пострадала от многочисленных реставраций и даже считалась копией, выполненной с картины, хранящейся в бергамской Академии. Эти предположения были развеяны "расчисткой" полотна в 1920-х годах и последней, двухлетней реставрацией, завершившейся в прошлом году. Работы реставраторов позволили ученым предположить, что "эрмитажное" полотно Лотто написал несколько раньше, чем картину из итальянской коллекции.
Картина "Отдых святого семейства на пути в Египет со святой Екатериной", написанная художником в 1533 году, получила широкую известность среди его соотечественников. Об этом свидетельствуют многочисленные копии, выполненные самим Лотто и его учениками. Каждый раз художник не просто копировал однажды созданную им композицию на религиозный сюжет, а находил для нее новую красочную гамму. На сегодняшний день в различных частных и музейных собраниях мира насчитывается не менее 6 работ на тему "Отдых Святого семейства на пути в Египет".
Картины Лоренцо Лотто будут показаны в серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже". В коллекции петербургского музея хранится три полотна знаменитого мастера.
ЛОРЕНЦО ЛОТТО
Бесспорно, здесь изображены супруги, однако остается не ясным предназначение этой работы, которая явно не попадает под категорию обычного семейного портрета. Если собачка на руках жены- безоговорочный символ верности, то изображение белки, притихшей на столе, может быть истолковано по-разному. Здесь наблюдается явное несоответствие традициям портретной живописи той эпохи: композиционно расположение фигуры женщины выше, чем мужчины, глаза которого полны слез. В левой руке мужчина держит листок, надпись на котором свидетельствует, что человек никогда не сможет затаиться подобно белке, чтобы скрыться от жизненных невзгод. Возможно, здесь изображен безутешный вдовец, потерявший свою верную супругу и картина написана в память о ней.Для Лоренцо Лотто типично насыщение своих работ символическими знаками и эмблемами, расшифровкой которых занималось не одно поколение искусствоведов.В данном случае до сих пор не найдено однозначного толкования скрытых символов.
Отдых Святого Семейства со св.Юстиной на пути в Египет.1529-1530 гг.
Холст, масло.
Размеры: 82-132,5 см.
Поступило до 1773 г.
Инв.№ГЭ2204
Христос ведущий апостолов на гору Фавор.1511-1512 гг.
Холст, масло.
Размеры: 26,5-57,5 см.
Приобрет. из собрания М.Годоя в Париже в 1831 г.
Инв.№ГЭ103
Мадонна делле Грацие.1542 г.
Холст, масло.
Размеры:
Инв.№ГЭ9263
ЛОРЕНЦО ЛОТТО ?
Портрет старика.Начало 1550-х
Холст, масло.
Размеры: 93-72 см.
Приобрет. из собрания Кроза в Париже.1772 г.
Читайте также: