Лечу в иран приму ислам
Битва при Нехванде: как арабы на острие мечей принесли ислам в Таджикистан
Битва при Нехванде: как арабы на острие мечей принесли ислам в Таджикистан
Исламское завоевание Персии навсегда изменило Восток, а затем и Азию. Однако некоторые области Большого Ирана еще не скоро приняли слово Пророка, отказавшись. 21.05.2019, Sputnik Таджикистан
2019-05-21T21:30+0500
2019-05-21T21:30+0500
2021-04-07T16:23+0500
таджикистан
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
«Почти все иранцы живут двойной жизнью»
Мы были в Иране 18 дней, в которые хотели вложить максимум. Вернемся ли мы туда – неизвестно, а посмотреть хотелось все. Море исключили сразу, потому что на юге очень жарко (во всем Иране летом очень жарко, но на юге – особенно), а для мужчин и женщин там раздельные пляжи, и нормально поплавать у нас не получилось бы.
Исфахан был нашим первым городом. Считается, что если ты там не был, то ты не был в Иране. Да, это классный город, но с таким высказыванием мы не согласны.
Главная мечеть в Исфахане.
Там с нами приключилась забавная история, которая прекрасно отражает дружелюбность местных. Выходим из кафе, болтаем о чем-то, к нам подходит молодой иранский парень и начинает говорить по-русски:
– О, привет. А вы из России?
– Нет, из Беларуси.
– Класс, а я шесть лет назад путешествовал по Беларуси и выучил там язык. Я был в Минске, Бресте, Солигорске и Жодино.
Это было довольно странно: мы же привыкли, что о Беларуси мало знают в мире. Мы несколько дней провели с этим парнем и от него получили первую информацию про внутреннюю жизнь Ирана. Узнали, что почти все иранцы живут двойной жизнью. Многие из них очень спокойно относятся к исламу. Некоторых он даже раздражает, но при этом они иногда соблюдают традиции. В неофициальной жизни у них проходят вечеринки. Женщины там снимают платки, надевают мини-юбки, и все пьют алкоголь. На вечеринках или подпольных концертах люди скидываются еще и на возможные штрафы, и всегда в компании есть трезвый парламентер, который в случае проблем будет разбираться с полицией.
Центральная площадь Исфахана.
Вечером на ней же местные устраивают пикники и просто тусуются.
У всех иранских девушек большое желание сделать пластику носа. Нельзя сказать, что у них есть проблемы с носами, но в Иране это как к терапевту сходить. А если у тебя нет денег или ты не можешь ее сделать, то хотя бы наклей себе пластырь на нос. И еще женщины очень злоупотребляют макияжем. Они не могут выразить себя в одежде, но тут не стесняются вообще.
Так вот, еще раз про открытость иранцев. Этот русскоговорящий парень с удовольствием сгонял с нами на ужин, показал новые места, а на следующий день еще и домой пригласил. Там мы отлично провели время, выпили безалкогольного пива, попели вместе с ним хиты «Ляписа», потанцевали под иранский дэнс, узнали детали бытовой жизни обычных жителей. Нам это всегда интересно.
Помимо классного времяпрепровождения, через этого парня мы решили кучу бытовых проблем: он помог забронировать отели и билеты на самолет. Как мы и говорили, мы еще во время подготовки настроились, что в Иране будет легко. Так и было: люди очень часто подходили к нам просто поболтать, спросить, как дела, что мы думаем про Иран, или советовали куда-то сходить. При этом вели себя они максимально корректно. На наш взгляд, люди – это лучшее, что есть в Иране: добрейшие, отзывчивые и не разбалованные.
Любопытная история произошла уже не с иранцами. В городе Йезд к нам подошел парень из Афганистана, бил себя в грудь и кричал: «Афган!» Наверное, неподготовленный путник испугался бы такого поведения, но на самом деле он оказался тоже путешественником, не владеющим английским, а ему безумно хотелось с нами просто познакомиться и рассказать, что он тоже из другой страны, как и мы.
Вообще, это путешествие в очередной раз научило нас быть открытыми миру. Русскоязычный иранец рассказывал, что его знакомые итальянки были в Афганистане, и вот им очень понравилось там, а Пакистан, к примеру, не рекомендуют. Вдумайтесь только: итальянки путешествуют по Афганистану – и им нравится!
«Мы не представляем, насколько шикарна эта страна»
– Для белорусов Иран – это закрытая страна, а многие думают, что и опасная. По Ирану почти нет никаких путеводителей и очень мало информации – это тоже заставляет задуматься.
Жара до +46, жесткий дресс-код, запрет на алкоголь, Рамадан в разгар путешествия, отсутствие информации и закрытость страны. Как минимум эти факторы могут испугать многих, но нас это только заводило. Мы с удовольствием летели открывать для себя мир!
Нам кажется, что надо ехать в Иран, когда у тебя есть опыт путешественника. Объездив всю Юго-Восточную Азию и познав, что такое настоящая Африка, мы думали, что нас трудно чем-то удивить, но Иран – это та страна, которая сумела произвести большое впечатление. Кроме того, надо скрупулезно, по крупицам собрать немногочисленную информацию и не забыть о довольно строгих исламских законах. Ну и если ты не любишь общаться с людьми, не любишь, когда к тебе подходят незнакомцы, не надо туда ехать. Будет некомфортно, потому что иранцы часто подходят и очень хотят общаться с иностранцами. Тут нужно быть максимально открытым – насколько тебе это позволяет характер.
Обычно мы готовимся к путешествию полгода: читаем историю страны, художественные книги местных или других авторов, которые писали об этих странах. А вот перед поездкой в Иран было всего два месяца на подготовку. Это было трудно, но мы проделали большую работу и теперь можем поделиться знаниями с любым, кто тоже захочет поехать в Иран.
Большая часть информации о стране была найдена на англоязычных порталах, но было немного и от русских туристов. У них есть иранский «золотой треугольник» – города, которые обязательно нужно посетить: Исфахан, Йезд, Шираз. В России по этим городам предлагают даже туры. Но если ты хочешь отклониться от этого маршрута, то нужно либо разбираться на месте, либо действительно глубоко изучать англоязычные источники, потому что каждое место в Иране особенное, со своей спецификой.
Отели Ирана сложно найти в поисковых системах, а заранее забронировать билеты на внутренние перелеты или автобусы невозможно. И еще в Иране везде надо платить наличными, потому что никакие международные банковские карты там не работают из-за санкций. Мы решили: пусть эта поездка будет отличной от всех предыдущих. Разберемся на месте – вот был наш девиз.
После прочитанных книг и отчетов про Иран стало понятно, что там очень безопасно и доброжелательно, но все оказалось значительно лучше, чем мы себе представляли. Это идеальное путешествие с точки зрения отношения местных к путешественникам. Теперь очень обидно за Иран, потому что мы не представляем, насколько во всех отношениях шикарна эта страна. Конечно, со своими внутренними проблемами, но они нас как туристов вообще не коснулись. Там есть все для идеального путешествия: два моря, пустыня и горы.
Лечу в иран приму ислам
Чужой компьютер
вернуться к странице
Нравится Показать список оценивших
Сначала старые
«Национальный вид спорта – это пикники»
Дальше мы поехали в красивый город Шираз. Там много культовой архитектуры, играют уличные музыканты. Еще в Ширазе нам объяснили, что в Иране есть национальный вид спорта – это пикники. Иранцы просто помешаны на пикниках! Идут в любой тенечек, даже в не очень удачных местах: они там огромными семьями сидят с термосами, горелками и стульями.
Мечеть в Ширазе.
Зеркальная мечеть в том же городе.
Это было путешествие по южной части, а потом мы отправились на север. Поехали в деревню Масуле, которая как бы «вписана» в горы. Там крыша нижнего дома – это двор верхнего. И дорог там нет вообще, поэтому ты ходишь либо по лестницам, либо по крышам. Там было много туристов-иранцев. У них вообще местный туризм очень развит, потому что особо нет денег ездить куда-то далеко.
Напоследок мы решили двинуться в горы еще раз – в Аламутскую долину, она довольно известна. Там тоже нашли гида, который провел для нас более «легкое» путешествие, чем это было у кашкайцев. Эти горы похожи на Альпы – там все зеленое. На вершинах снег, и воздух хрустальный. На вершине в 3 километра наш гид сделал обед из какой-то фасоли и заварил чай – мы хорошо отдохнули.
В Иране много классных местных автобусов и компаний, которые занимаются перевозками. Билеты на автобусы стоят примерно одинаково, а сам транспорт довольно качественный. Билеты на автобус стоят от 3 до 6 долларов. На вокзале к вам, как правило, подходит какой-нибудь парень, спрашивает, куда нужно ехать, ведет вас в кассу за билетом, а потом и до автобуса. Это классно, потому что в Иране, особенно в маленьких городах, мало кто говорит на английском.
В конце путешествия на севере Ирана мы и вовсе переходили на русский, ведь там мало кто владел каким бы то ни было иностранным языком. А вот язык жестов и уверенность в себе помогали нам перемещаться из города в город. Однажды мы вообще остановили местного жителя, назвали город, жестами договорились о цене – и погнали за 70 километров в деревню. В машине он еще настойчиво говорил на своем фарси, а мы – на русском. Так и доехали дружелюбно.
"Не играйте с хвостом льва", или Как фейк может навредить соседям
Азербайджано-иранские отношения в очередной раз подверглись серьезному испытанию. Иранская сторона выразила обеспокоенность трехсторонними военными учениями, в которых приняли участие Азербайджан, Пакистан и Турция.
"Не играйте с хвостом льва" - именно этим выражением пригрозил Азербайджану официальный представитель верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи в провинции Ардебил аятолла Сейид Хасан Амули. Выступая во время пятничного намаза, он выразил обеспокоенность проводимыми в Азербайджане совместными военными учениями с участием Азербайджана, Турции и Пакистана. По словам аятоллы, каждая страна может проводить учения с любой страной-партнером, но контекст этого мероприятия вызывает обеспокоенность: "Перед учениями приближенная к турецким властям газета "Йени Шафаг" взяла интервью у одного из депутатов парламента Азербайджана. Заголовок интервью "Иран будет стерт с лица земли" вызывает чувство сожаления".
Далее Амули заявил, что иранская сторона должна решиться на проведение ответных учений в приграничных с Азербайджаном территориях. "Силы Корпуса стражей исламской революции (КСИР) должны провести учения. Нужно показать силу и мощь Ирана. Нужно сказать: "не играйте с хвостом льва". Не надо переходить красную черту, а тот депутат должен знать свое место".
Реакция шейха Кавказа
Выраженная в такой открытой форме угроза в адрес страны вызвала в Азербайджане серьезный отклик. Бурные обсуждения в соцсетях порой принимали явно недружественный характер в адрес Ирана.
Глава Управления мусульман Кавказа (УМК) шейх уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде отреагировал на высказывания аятоллы Сейида Хасана Амули. В распространенном от имени пресс-службы УМК заявлении отмечено, что накануне первой годовщины начала 44-дневной Отечественной войны, дней памяти наших шехидов и арбаина - сороковины имама Хусейна Алейхиссалама - подобные высказывания вызывают лишь сожаление: "Высказывания имама Ардебильской мечети были встречены в Азербайджане неоднозначно. Они вызвали справедливое недовольство верующих, в связи с чем в УМК поступают многочисленные обращения".
"Заявляем, что известное выступление Амули, конечно же, не способствует укреплению ирано-азербайджанских связей, углублению дружбы и братства между нашими народами", − сказал глава УМК.
Пашазаде подчеркнул, что такие выступления могут нанести ущерб дружбе и сотрудничеству между Азербайджаном и Ираном, добрососедству, они абсолютно противоречат духу исламской солидарности.
"Карабахский конфликт завершился. Думаю, что было бы лучше, если бы Амули направил свои проповеди в это русло", − резюмировал он.
Выступление, основанное на фейке
Самое интересное в этой истории то, что выступление аятоллы Амули было основано на недостоверной информации, точнее - на фейке. Никакого интервью с неким азербайджанским депутатом в газете "Йени Шафаг" не существует. По крайней мере, такого материала нет в интернете.
Непонятно, почему официальный представитель верховного лидера Ирана в Ардебиле выступает с угрозами в адрес Азербайджана, строя свое выступление на недостоверной информации? Неужели нельзя было придумать что-то более правдоподобное? Откуда вообще взялся некий депутат, который, по своему усмотрению, дает интервью газете другой страны, где угрожает Ирану?
Все это вызывает вопросы, на которые трудно найти ответы.
Ирано-азербайджанские отношения переживают не лучший период. Трехсторонние военные учения вызывают у иранской стороны обеспокоенность, что нашло свое отражение в выступлении Амули. Он прямо говорит, что каждая суверенная страна может организовать подобные учения в пределах своей страны, с кем угодно и как угодно, но не забывайте, что у Ирана тоже есть армия и силы Корпуса стражей исламской революции.
Но, скорее всего, Иран беспокоит военное присутствие Турции, как представителя НАТО. Российское и турецкое военное присутствие на Южном Кавказе и невозможность Ирана воздействовать на ход событий - и есть главная причина этих угроз.
Информационный вакуум
Почему двусторонние отношения никак не могут войти в нормальное русло? В данном случае Иран беспокоят военные учения. Это понятно, но ведь и год, и два назад эти отношения были не на лучшем уровне. Власти Азербайджана на самом деле проводят очень осторожную и деликатную политику в отношении южного соседа, но дополнительные механизмы улучшения отношений надо искать. Вероятно, их потеплению могло бы посодействовать увеличение взаимного торгового баланса и усиление экономических связей. Но санкции США и пандемия короновируса пока мешают этим процессам.
Часть азербайджанского общества остро реагирует на многие процессы, происходящие в Иране. Много азербайджанцев ездят в Иран к родственникам, они посещают святилища, едут на лечение или налаживать торговлю. Отсутствие школ на азербайджанском языке в Иране - одна из постоянно обсуждаемых в соцсетях тем.
Несмотря на наличие языковой и религиозной близости, между странами присутствует некий культурный и информационный вакуум. Много ли азербайджанских СМИ постоянно освещает иранскую тематику? Языковой барьер препятствует получению достоверной информации об Иране. Каждый второй житель Азербайджана спокойно расскажет о жизни России и Турции, назовет в деталях расклад политических сил в этих странах, но при этом, вряд ли большинство людей знают имя или узнают на фотографии президента Ирана.
На самом деле Амули выражает взгляды не всего иранского общества, а лишь его консервативной части. Большинство населения Ирана воспринимает Азербайджан как страну, где живут те же азербайджанцы, что и у них, с тем же языком и единой культурой. Эта часть иранского общества симпатизирует Азербайджану, и это дает надежду на потепление отношений в ближайшем будущем.
«Поглазеть на жизнь в Рамадан – очень интересно»
Отели больших иранских городов есть на сайте TripAdvisor – мы нашли 10 и написали всем одинаковые письма. Если они отвечали, то мы бронировали эти отели. Все остальное найти сложно, потому что информация про жилье есть только на их национальном языке – фарси. А если мы были в маленьких городах или деревнях, то заселялись там, где нам понравится. Цены на жилье там высоковатые, если учитывать, что сервис у них на стадии развития: 40–50 долларов можно заплатить за простой номер на двоих за ночь. Условия там неплохие, но очень просто. И мы нигде не останавливались больше, чем на одну ночь.
Интересно, что половину нашего отпуска в Иране был Рамадан. Мы завтракали в отеле, а потом нигде нельзя было поесть. Только в магазине можно было купить воду и мороженое. А к ужину многие кафешки уже открывались. На самом деле это никак нам не мешало, ведь днем из-за жары есть и не хотелось. А вот поглазеть на жизнь в Рамадан – очень интересно.
В каждом городе находились какие-то заведения – многие из них очень колоритные. Там в принципе ничего туристического нет, потому что туристов в Иране мало. Игорь особенно оценил их кухню – там много курицы, баранины и говядины, кебабы копеечные и очень вкусные. Все, что мы ели, было вкусным. Даже в каких-то деревнях всегда была хорошая еда. В конце путешествия, не заглядывая в меню кафе, говорили официанту «кебаб кубиди» – и нас ожидал мясной рай.
После Исфахана мы поехали в город Йезд, исторический центр которого полностью сделан из глины. Улицы там очень узкие, и иногда над ними есть глиняные крыши – это вполне обычные улицы, по которым ходят люди и ездят мотоциклы. Мы там были единственными путешественниками, наверное, – такой тихий классический иранский город.
Еще одна улица города Йезд и мечеть.
Мы поднялись на высокий пригорок: красноватые камни, песок, никого нет – и тишина такая, что звенит в ушах. Это завораживает и восхищает, и в то же время ты понимаешь, что эта красота убьет тебя через два дня, если останешься дольше. До захода солнца температура была +46, вечером стало по местным меркам прохладно – около +37.
Ночевали мы в гестхаусе в деревне, которая находится в тридцати минутах езды от пустыни. Ночевка была в комнате со спартанскими условиями: кроватей нет, матрасы на полу, душ и кондиционер, без которого практически невозможно. А вечером, после похода по пустыне, мы с нашим гидом очень долго «терли за жизнь» и, конечно, говорили про политику – это для них болезненная тема. Еще мы поначалу деликатно не затрагивали тему религии, но иранцы сами говорили о ней и о том, как она их угнетает. Тот гид заметил, что население Ирана уже готово к революции.
Вниманию вылетающих в Россию: используйте свои смартфоны
При путешествии в Российскую Федерацию ПЦР-тестирование можно пройти только в заранее согласованных медицинских учреждениях.
БАКУ, 28 авг — Sputnik. Начиная с 1 сентября, для лиц, вылетающих из Азербайджана в Россию любыми рейсами, вступают в действие новые правила въезда в соседнюю страну, сообщают в ЗАО "Азербайджанские авиалинии" (AZAL).
Так, все пассажиры, путешествующие этими рейсами, должны скачать на свои смартфоны мобильное приложение "Путешествую без COVID-19". В приложение следует загрузить скан своего паспорта, а также результат ПЦР-тестирования на COVID-19.
Приложение является бесплатным и скачать его можно:
- граждан Российской Федерации;
- для пассажиров, путешествующих транзитом через Азербайджан (при наличии авиабилетов и/или посадочных талонов по всему маршруту следования в Российскую Федерацию) и при наличии теста проведенного в стране первоначального вылета;
- дети или пассажиры старшей возрастной категории, не имеющие смартфонов, могут предоставить подтверждение QR-кода в приложении на смартфоне другого пассажира, вместе с ним путешествующего.
При путешествии в Россию ПЦР-тестирование можно пройти только в заранее согласованных медицинских учреждениях.
Ознакомиться с перечнем лабораторий можно как в самом мобильном приложении, так и на официальном сайте авиакомпании по следующей ссылке.
При прохождении тестирования пассажир обязательно должен уведомить клинику, что он летит в Россию и предъявить заграничный паспорт.
На основе теста приложение сгенерирует QR-код, который необходимо будет показать на пункте пограничного контроля в аэропорту.
Информация о результате тестирования будет храниться в виде зеленого QR-кода в мобильном приложении.
Данный код будет необходимо предоставить на стойке регистрации, а также на пограничных пунктах по прибытию в Россию.
Пассажир должен иметь при себе также бумажную копию ПЦР-теста, на случай если возникнут технические проблемы с телефоном во время путешествия.
Тест на коронавирусную инфекцию необходимо сдать в течение 72 часов до вылета.
Разработчики "Путешествую без COVID-19" также обещают, что в ближайшее время в этом приложении также появится информация о прохождении пассажирами вакцинации.
Коротко о том, как работает приложение можно ознакомиться в специальном видеоролике авиакомпании.
«Мы потратили около 3000 долларов»
В Иране у нас было три серьезных персональных тура – и на это мы потратили большую часть денег, поэтому если не учитывать это, то путешествие обошлось нам очень дешево. Самое время лететь в Иран – осенью и весной. И если грамотно все спланировать, то можно съездить и дешевле. В Тегеран летели из Киева и заплатили за билеты около 600 долларов туда и обратно на двоих.
Во всем путешествии была, пожалуй, одна неприятная ситуация, когда нас обманули в аэропорту. В мае, когда мы готовились к поездке, доллар стоил 35 тысяч риалов – это иранская валюта. Когда мы ночью прилетели в Тегеран, нам нужно было поменять деньги хотя бы на такси. Читали, что в банках не очень выгодный курс, а менялы – нормальные ребята. К нам подошли два парня: «Меняем вам по 45 тысяч». А это на тот момент был официальный курс. Мы у них поменяли 200 долларов.
Потом таксист рассказал, что по официальному курсу никто не меняет, и предложил поменять у него по 55 тысяч. У него мы поменяли еще 100 долларов. Чуть позже курс вырос до 65 тысяч, а когда мы уезжали, он был больше 70. Теперь – больше 100 тысяч. Тем не менее из-за девальвации нам удалось на многом сэкономить.
Ветер с Апшерона
Иран поставил точку, показав свой принципиальный выбор
07:26, 25 сентября 2021Тегеран опять рассердился и улыбнулся
Действительно, было резкое высказывание против Азербайджана от представителя верховного духовного лидера Ирана в Ардебиле. Ему ответил, с запозданием, шейх уль Ислам Пашазаде. Все, больше важные персоны на тему азербайджано-иранских отношений плохого не говорили. Остальное что было опубликовано - фантазии, возможно, придуманные в Ираванской губернии России.
А как красиво нагнеталось! Вчера я писал здесь о говоруне в майке с фейсом международного террориста Монте, который рассуждал в esse.am о преференциях Иравана от неизбежной войны Азербайджана с Ираном, и Турции с Ираном.
Точку в нагнетаемых, во многом искусственно, напряженностях поставил вчера молчавший до сих пор посол Ирана в Азербайджане.
Иран всегда желает Азербайджану мира, безопасности и благосостояния, сказал посол Ирана в Азербайджане Сейед Аббас Мусави на мероприятии, приуроченном к Неделе священной обороны.
По словам иранского дипломата, дружба и братство между Баку и Тегераном вечны и основаны на множестве общих ценностей. «Политика добрососедства и отношения с соседними странами являются для Ирана приоритетом», – сказал Мусави.
Посол Мусави также затронул вопрос незаконных перевозок из Ирана на территорию Азербайджана, где временно размещен российский миротворческий контингент.
По словам дипломата, частным транспортным компаниям Ирана, осуществлявшим незаконные перевозки в Гарабаг, сделано предупреждение. Сразу после получения официальной информации от азербайджанской стороны был предпринят ряд шагов, отметил он.
Мусави добавил, что иранским компаниям было сделано предупреждение о необходимости уважать территориальную целостность Азербайджана.
Говоря о военных учениях Ирана на границе с Азербайджаном, посол ИРИ сказал, что «вопрос с учениями, проведенными Ираном, был представлен в ошибочной форме». Мусави отметил, что информация об учениях была предоставлена азербайджанской стороне много месяцев назад, это были плановые учения: «Эти учения проводятся планово, предыдущие учения прошли в Западном Азербайджане. Наша военная мощь не может считаться угрозой для наших друзей» (текст и фото из Haqqin.az).
Нам остается объяснить себе, почему в Тегеране приняли именно такое решение. Все просто: в ИРИ кладут на одну чашу весов значение хороших отношений с крупным мусульманским соседом-победителем, ведущим свою постоянную и понятную политику. На другую чашу кладут хорошие отношения с фактически российской провинцией на Кавказе, содержащей за свой счет российскую военную базу и кормящейся из рук США и Франции. Получается, что дружить с надежным и сильным партнером выгодней, чем тратить время на изменчивую чужую содержанку.
Почему 40 лет назад Иран стал исламской республикой
1 апреля 1979 года Иран, где только что отгремели революционные события, был официально провозглашен исламской республикой. Новая форма государственного устройства, пришедшая на смену павшему монархическому режиму шаха Резы Пехлеви, утверждалась на референдуме, который состоялся в стране 30-31 марта. Бюллетень для голосования содержал только один вопрос: «Согласны ли вы с установлением в Иране исламской республики?» На него требовалось ответить «да» или «нет».
Многие противники такой формулировки и конкретно лидера революции аятоллы Рухоллы Хомейни бойкотировали плебисцит. В итоге свое мнение по важнейшему государственному вопросу решили выразить чуть менее 20,5 млн иранцев. Подавляющее большинство – 99,3% — высказались в пользу изменений.
В результате установления в Иране теократического режима мусульманского духовенства, роль ислама существенно выросла абсолютно во всех сферах жизни.
Уже через три недели, 22 апреля, по приказу Хомейни был создан Корпус стражей Исламской революции – элитное военно-политическое формирование из проверенных в столкновениях с шахскими гвардейцами сторонников аятоллы. Исход референдума предоставлял основания для создания в Иране мощного силового аппарата и введения исламских законов. Исламизация началась в политике, экономике и культуре. Женщинам категорически запрещалось носить одежду западного образца. Внедрялась система судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. По отношению к левой оппозиции и национальным меньшинствам применялись карательные меры. Одновременно развернулся маховик репрессий генералов, офицеров и чиновников шахской эпохи. Многие из них были казнены без суда и следствия: людей вешали на деревьях подальше от посторонних глаз.
Новый курс внешней политики символизировал лозунг «Ни Запад, ни Восток». Иран демонстративно отказывался и от западных ценностей, и от марксистских идей, выбирая «третий путь» — теократию, которая практически для всей Европы давно являлась пережитком глубокой старины.
Главными врагами Ирана становились американцы, поначалу встретившие Исламскую революцию достаточно благодушно.
О коренных переменах в иранском обществе рассказывал в своей книге «Записки очевидца» переводчик советской проектно-изыскательной экспедиции Евгений Калинин, покинувший Тегеран 17 марта 1979 года и вернувшийся работать туда 12 лет спустя. По его воспоминаниям, теперь всех прибывших, во избежании проникновения в страну «нежелательных элементов», сверяли с какими-то списками, чего раньше не наблюдалось. Большое впечатление на автора произвели также сидевшие за столами в зоне досмотра женщины-контролеры в чадрах.
«На первый взгляд, Тегеран не изменился. Все вроде бы на своем месте, — писал Калинин. – Однако, если присмотреться повнимательнее, то обнаруживается, что многие здания запущены, давно не ремонтировались. На центральных улицах нет прежнего блеска и чистоты. Главная достопримечательность города – копры шахт строящегося метро. Повсюду висят плакаты с изречениями Хомейни. Некоторые мысли вождя подаются в стихотворной форме. Добрая половина из них антиамериканского содержания. Утверждается, например, что все беды иранского народа порождены империалистами США.
Стараюсь найти что-нибудь антисоветское. Но ничего подобного обнаружить не удалось.
Более всего удивляет массовое переименование улиц и площадей. Трудно оценить степень исламизации страны. Если судить по внешним проявлениям, то в первую очередь бросается в глаза небритость мужчин. Многие носят бородку, как у муллы. В установленные часы совершаются молитвы, причем даже в самых разных, неприспособленных для этого местах. В аэропортах, на железнодорожных вокзалах и везде, где происходит большое движение народа, теперь определены раздельные двери, на которых висят таблички: «Для братьев», «Для сестер», то есть, другими словами, отдельные выходы и входы для мужчин и женщин».
В современном мире исламскими республиками, помимо Ирана, считаются Афганистан, Пакистан и Мавритания.
После плебисцита признавалась недействительной конституция, по которой страна жила с 1906 года. Началась разработка новой: она была принята на референдуме 2-3 декабря 1979-го голосами 99,5% участников, несмотря на сопротивление светских националистов, суннитских меньшинств в Курдистане и других противников режима аятоллы Хомейни. По разным оценкам, против новой конституции выступало до 17% населения страны. Эти люди бойкотировали референдум.
Конституция закрепляла государственное устройство Ирана в виде теократической республики, совмещающей элементы религиозной и республиканской власти. Конституционно было закреплено верховенство не только исламских принципов в организации законодательной, исполнительной и судебной власти, но и верховенство исламского духовенства в структурах государственной власти.
Воплощением монополизации духовенством политической власти явились те полномочия, которыми наделялся рахбар (руководитель) – глава страны. Рахбаром является общепризнанный факих – религиозный правовед, он контролирует деятельность всех ветвей власти.
После Исламской революции пост рахбара был пожизненно закреплен за аятоллой Хомейни.
Он получил право определять основные направления внутренней и внешней политики, назначать главу судебной власти, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, подписывать указ о назначении президента, который избирается путем всенародного, прямого и тайного голосования, назначать шесть факихов в Наблюдательный Совет. Рахбар наделялся полномочиями объявлять войну и заключать мир, объявлять амнистию или смягчать приговор по предложению главы судебной власти.
Если соберетесь поехать в Иран – пишите Даше
Мы максимально хотим до всех донести, что в Иране классно и безопасно (ну и дать работу людям, которые были нашими гидами). Две девушки, одна девушка, в любой компании – можно ехать.
Почему 40 лет назад Иран стал исламской республикой
1 апреля 1979 года Иран, где только что отгремели революционные события, был официально провозглашен исламской республикой. Новая форма государственного устройства, пришедшая на смену павшему монархическому режиму шаха Резы Пехлеви, утверждалась на референдуме, который состоялся в стране 30-31 марта. Бюллетень для голосования содержал только один вопрос: «Согласны ли вы с установлением в Иране исламской республики?» На него требовалось ответить «да» или «нет».
Многие противники такой формулировки и конкретно лидера революции аятоллы Рухоллы Хомейни бойкотировали плебисцит. В итоге свое мнение по важнейшему государственному вопросу решили выразить чуть менее 20,5 млн иранцев. Подавляющее большинство – 99,3% — высказались в пользу изменений.
В результате установления в Иране теократического режима мусульманского духовенства, роль ислама существенно выросла абсолютно во всех сферах жизни.
Уже через три недели, 22 апреля, по приказу Хомейни был создан Корпус стражей Исламской революции – элитное военно-политическое формирование из проверенных в столкновениях с шахскими гвардейцами сторонников аятоллы. Исход референдума предоставлял основания для создания в Иране мощного силового аппарата и введения исламских законов. Исламизация началась в политике, экономике и культуре. Женщинам категорически запрещалось носить одежду западного образца. Внедрялась система судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. По отношению к левой оппозиции и национальным меньшинствам применялись карательные меры. Одновременно развернулся маховик репрессий генералов, офицеров и чиновников шахской эпохи. Многие из них были казнены без суда и следствия: людей вешали на деревьях подальше от посторонних глаз.
Новый курс внешней политики символизировал лозунг «Ни Запад, ни Восток». Иран демонстративно отказывался и от западных ценностей, и от марксистских идей, выбирая «третий путь» — теократию, которая практически для всей Европы давно являлась пережитком глубокой старины.
Главными врагами Ирана становились американцы, поначалу встретившие Исламскую революцию достаточно благодушно.
О коренных переменах в иранском обществе рассказывал в своей книге «Записки очевидца» переводчик советской проектно-изыскательной экспедиции Евгений Калинин, покинувший Тегеран 17 марта 1979 года и вернувшийся работать туда 12 лет спустя. По его воспоминаниям, теперь всех прибывших, во избежании проникновения в страну «нежелательных элементов», сверяли с какими-то списками, чего раньше не наблюдалось. Большое впечатление на автора произвели также сидевшие за столами в зоне досмотра женщины-контролеры в чадрах.
«На первый взгляд, Тегеран не изменился. Все вроде бы на своем месте, — писал Калинин. – Однако, если присмотреться повнимательнее, то обнаруживается, что многие здания запущены, давно не ремонтировались. На центральных улицах нет прежнего блеска и чистоты. Главная достопримечательность города – копры шахт строящегося метро. Повсюду висят плакаты с изречениями Хомейни. Некоторые мысли вождя подаются в стихотворной форме. Добрая половина из них антиамериканского содержания. Утверждается, например, что все беды иранского народа порождены империалистами США.
Стараюсь найти что-нибудь антисоветское. Но ничего подобного обнаружить не удалось.
Более всего удивляет массовое переименование улиц и площадей. Трудно оценить степень исламизации страны. Если судить по внешним проявлениям, то в первую очередь бросается в глаза небритость мужчин. Многие носят бородку, как у муллы. В установленные часы совершаются молитвы, причем даже в самых разных, неприспособленных для этого местах. В аэропортах, на железнодорожных вокзалах и везде, где происходит большое движение народа, теперь определены раздельные двери, на которых висят таблички: «Для братьев», «Для сестер», то есть, другими словами, отдельные выходы и входы для мужчин и женщин».
В современном мире исламскими республиками, помимо Ирана, считаются Афганистан, Пакистан и Мавритания.
После плебисцита признавалась недействительной конституция, по которой страна жила с 1906 года. Началась разработка новой: она была принята на референдуме 2-3 декабря 1979-го голосами 99,5% участников, несмотря на сопротивление светских националистов, суннитских меньшинств в Курдистане и других противников режима аятоллы Хомейни. По разным оценкам, против новой конституции выступало до 17% населения страны. Эти люди бойкотировали референдум.
Конституция закрепляла государственное устройство Ирана в виде теократической республики, совмещающей элементы религиозной и республиканской власти. Конституционно было закреплено верховенство не только исламских принципов в организации законодательной, исполнительной и судебной власти, но и верховенство исламского духовенства в структурах государственной власти.
Воплощением монополизации духовенством политической власти явились те полномочия, которыми наделялся рахбар (руководитель) – глава страны. Рахбаром является общепризнанный факих – религиозный правовед, он контролирует деятельность всех ветвей власти.
После Исламской революции пост рахбара был пожизненно закреплен за аятоллой Хомейни.
Он получил право определять основные направления внутренней и внешней политики, назначать главу судебной власти, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, подписывать указ о назначении президента, который избирается путем всенародного, прямого и тайного голосования, назначать шесть факихов в Наблюдательный Совет. Рахбар наделялся полномочиями объявлять войну и заключать мир, объявлять амнистию или смягчать приговор по предложению главы судебной власти.
«Гид шутил, что меня нужно записать в Книгу рекордов Гиннесса»
В первый день нам нужно было подниматься на очень крутую гору в 3 километра и так же круто спускаться. Я не оценила уровень физической нагрузки, потому что не знала, какой будет маршрут. Я была в спортивных сандалиях, и гид шутил, что меня нужно записать в Книгу рекордов Гиннесса, потому что я первый человек, который путешествовал по их горам в такой обуви. Обошлось без травм, но было трудно. За день мы прошли более 20 километров.
Мы жили в семьях кашкайцев, и они не воспринимали нас как туристов – мы были гостями, которые редко к ним заходят, поэтому для них это было большим событием. Никто из них не говорит по-английски, но даже без разговоров ощущалась аура доброжелательности и невероятного домашнего уюта. Сложно было представить, что будет настолько комфортно с довольно необычными для нас людьми, которые к тому же живут в горах.
Мы переночевали – и это были максимально жесткие условия, которые мы когда-либо испытывали. Их дом – это палатка, а прямо на земле расстелен ковер. Ночью там +3, а днем +30. Этого не ожидали, поэтому теплую одежду мы не брали и спали под большим количеством одеял. В одной палатке живет целая семья, и мы спали вместе с ними. Ни на какой душ даже рассчитывать не стоит, но это абсолютно потеряло какое-то значение – все и так было прекрасно.
Там звезды на ночном небе расположены на очень маленьком расстоянии друг от друга – как будто это неумелый «Фотошоп», с которым переборщили. Миллионы звезд и тишина. Не верилось, что где-то есть Минск, мой офис – вот это все. Как будто время остановилось, и оно не утечет.
На следующий день нам нужно было подниматься на вершину 3700 метров, но мы решили никуда не идти и пообщаться с местными – нашей главной целью был не трекинг, а люди. Семьи живут довольно далеко друг от друга: от одного до пяти километров. И там все с гостями пьют чай. Всем было интересно: спрашивали, откуда мы, сколько лет женаты, сколько у нас детей, кем мы работаем. С собой купили в Минске открытки, чтобы в Иране всем раздавать. И вот этим семьям основную их часть и раздали.
Кашкайцы произвели на нас неимоверно глубокое впечатление. Они давали большой посыл добра и открытости, интереса и желания что-то узнать. Когда мы уезжали из Ирана и сидели в аэропорту, на меня напала меланхоличная тоска – так хотелось обратно к ним. Там люди живут без постоянного потребления вещей, без средств связи, и у одного человека на 5–7 семей есть маленькое радио, на котором они слушали ЧМ по футболу.
Ну, как съездил в Иран: «Там сделать пластику носа – как сходить к терапевту»
Мы уже писали про путешествия семейной пары Даши и Игоря в ЮАР. В июне ребята съездили в Иран и рассказали нам о том, почему он скоро станет новым Таиландом и почему самое главное в этой стране – люди.
50 фактов, которые нужно знать перед поездкой в Иран
Путешествие по Ирану – идея отличная, но что мы знаем о нем? Персия, ковры, ядерное оружие? Нет, далеко не это характеризует страну. Да, здесь действуют строгие правила, не понятные нам. Но, если задуматься, именно их соблюдение делает путешествие по стране комфортным и безопасным. Чтобы лучше узнать национальные особенности и вместо ярких впечатлений не получить неприятности, иностранцу полезно узнать некоторые факты об Иране.
Для начала выясним, что…
- Как бы комично это ни казалось, но в нашем современном мире с его мощным потоком информации кое-кто до сих пор считает, что в Иране идет война и каждый день совершаются теракты, путая эту замечательную дисциплинированную страну с Ираком. Нет, это не одно и то же.
- Иран часто называют Персией. Это и верно, и неверно одновременно. Дело в том, что на берегу Персидского залива есть историческая область Фарс (Парсуаш). Именно там проживали народности, образовавшие империю Ахеменидов в VI веке до н.э., которую называют Персией. Позже греки, а за ними и другие европейские народы перенесли это название на всю страну. До 1935 года Иран официально назывался Персией.
- История Ирана – одна из древнейших в мире и насчитывает не одно тысячелетие. Первое крупное государство на территории Ирана – Мидийское царство, которое было основано в конце VIII – начале VII века до н.э.
Читайте также: