Культура отдыха на западе
Западная (синоним - европейская) культура в своем основном значении - это культурная общность стран и народов Европы, сохраняющаяся с эпохи Древней Греции по настоящее время и опирающаяся на типологическую близость культурных традиций и способов их самоосуществления на всем протяжении исторического развития. Термин «западная» говорит о ее отличиях от восточной культуры в плане как внутренних импульсов и культурных установок, так
и в плане их исторических последствий, результатов, прежде всего в технологической области.
В современных исследованиях Запад отождествляется с европейской техногенной культурой, исторически базирующейся на экспериментальной науке (в современном обществе поставщик технологий) и на соответствующей системе образования. Европейская наукоемкая культура предполагает постоянное обновление и модернизацию производства.
Различия между Западом и Востоком проводятся буквально по всем глобальным вопросам: «механистическая» наука на Западе и «организмическая» на Востоке; экстравертный и интровертный типы личности; рационализм и прагматизм на Западе и гилозоизм (одушевление природы) и иррационализм как преобладающий тип мироощущения на Востоке.
Изменяющийся культурный образ Запада основан на идеях и размышлениях, отличающих целые эпохи в его культурном развитии; о Западе можно говорить как об итоге и результате сложных исторических метаморфоз. И только за этими идеями и образами угадывается целостный облик Запада как культурно-исторического образования.
Эволюция теоретического самоописания Запада и начинается с его противопоставления Востоку, которое осуществили древние греки, увидевшие в надвигающихся на них армадах персов скопище рабов, предводительствуемых тираном, и про-
тивопоставившие им идеалы свободы человека и достоинства личности.
В истории мировой культуры Западу отводят особое место, однако не для того, чтобы противопоставить Запад Востоку, хотя различия в динамике их исторического развития несомненны. Запад демонстрирует необычайную мобильность и обновление, Восток и сейчас проявляет верность своим традиционным культурным ценностям и ориентирам. Главное в том, чтобы избежать европоцентризма, монолинейного понимания культурно-исторического развития, увидеть многообразие, «полифонизм» мировых культур. Учет специфики Запада не только не закрывает путь к пониманию этой многообразной культурной палитры, но и позволяет выявить особенности национальных типов культур, которые вовлекаются в современное культурное взаимодействие, не теряя присущего им своеобразия.
Унифицирующее воздействие современной западной цивилизации на традиционные типы культур состоит в том, что она втягивает их в орбиту научного по происхождению, техногенного по сущности сообщества. Именно Европа породила науку как социокультурный институт.
Наука в том виде, в каком ее создали греки (theoria - теория как способ рационального отношения к миру), уже представляет собой результат культурного переворота как той предпосылки, которая воспроизводилась и модифицировалась в истории Запада, обеспечивая его культурную целостность. Но почему наука и техника возникли на Западе? К. Ясперс, выделяя VIIVI вв. до н.э. как период радикальных перемен в мировой истории («осевое время»), ставит вопрос: обладал ли Запад уже в осевое время неким своеобразием, следствия которого обнаружились в последующую эпоху? Заложено ли было уже в осевое время то, что позднее явило себя в науке?
Восточные культуры предполагают развитие аграрной сферы и ремесла, технологии здесь не меняются на протяжении столетий, а некоторые — тысячелетий. Обновление не происходит, превалируют традиция и священный авторитет. Соответственно обучение - это овладение традицией, обычно в религиозной форме. Восточные культуры не просто сохраняют традиционные технологии и традиционный способ жизни, они прежде всего
остаются культурно-интравертными, направленными в себя, к сознанию и самосознанию. Интравертная культура Востока настраивает на изменение внутреннего, но не внешнего мира, человека, но не природы и окружающей среды. Традиционные культуры Востока, оставаясь неизменными на протяжении тысячелетий, не обращались к рациональным проблемам. Превалировали эстетические ценности и связанные с ними установки. Традиции, церемонии, культ
Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
предков - все это придает устойчивость принятому социальному порядку.
Запад как культурная целостность получил исходный импульс от греческой цивилизации в антропологической области. Античная культура и цивилизация - это культура агонального (состязательного) типа. Состязательность и возникший на ее основе разум (ratio - разум, но и выгода, интерес, счет, подсчет -все это вошло в понятие «рационализм») стали основанием для европейской культуры. Постоянное социальное обновление, культурное новаторство делают возможным, в частности, одновременное зарождение в Греции истории, философии и художественной литературы. В исторически короткий период времени греки создают шедевры в области науки, искусства и архитектуры, т.е. очеловечивают мир, приспосабливают его к человеческим меркам. Философские произведения, трагедия и комедия, лирика и наука — все это в сочетании с необычайным расцветом общественной жизни называют «греческое чудо». Древний грек действительно создал мир для человека и во имя человека, и этим человеком оказался он сам.
Древнегреческая демократия, в частности, была бы невозможна без развитого личностного сознания, грамотности и правовой подготовки, что в свою очередь требовало рациональной правовой идеи. Философия греков, провозгласившая победу логоса над мифом, также отвечала личностной ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к универсальному способу решения всех проблем и нахождения нового, неожиданного решения. Полисный рационализм и философский космологизм (рациональные размышления о мире-космосе) содержат представление о «природности» античного человека Завершенный статический мир, в котором отсутствует актуальная бесконечность, допускает существование бесконечного в модусе
возможного как последовательности этапов и состояний, т.е. как бесконечной возможности осуществления.
Это объясняет стремление античного мышления к обоснованию целесообразности. Единство человека с природой и возведение ее в труднопостижимый, но не трансцендентный абсолют предполагает эстетическое видение мира, созерцательность, стремление к мере и порядку, рассмотрение мира таковым, каковым он должен быть, для того чтобы быть познанным. Гордый, самодовлеющий человек опирается на возможности разума и изгоняет из мира все мистическое, непознаваемое и непознанное и этим очеловечивает мир, создает космический интерьер, позволяющий ему всюду чувствовать себя дома и на краю ойкумены реализовывать свои честолюбивые замыслы и устремления.
Переход к средневековой эпохе ознаменован обращением к личному духовному абсолюту. Рациональное оказывается далеко не главным в человеке, открываются другие, более глубокие измерения личности — вера, надежда, любовь. Преодолевается изначальная установка на рациональный порядок и меру, возрастает интерес к тайне и открывается бездонность, неисчерпаемость личности и ее производность от трансцендентного абсолюта. Человек - слабое, несовершенное существо, однако он не теряет возможности единения с абсолютом, чтобы найти в нем поддержку и спасение. Настоящее теряет свою самодостаточность, оно должно быть одухотворено присутствием Всевышнего, который структурирует не только природу, но и социальность.
Христианская религия и основанная на ней культура создают новое историческое основание целостности Запада: христианский Запад противостоит мусульманскому Востоку, а появившееся во времена Римской империи деление на Западную и Восточную ее части сохраняется и углубляется в противопоставлении католического Запада православному Востоку. Однако есть основания говорить о цивилизационной преемственности Римской империи и Западной Европы (сохранились латынь, правовые и философские традиции), о такназываемом романском начале и синтезе его с германским (племенным) началом, что в результате дало необычайный социальный эффект - феодализирующееся обще-
ство, в котором большую роль начинают играть правовые нормы и сословные ограничения и которое манит образ античности - блестящего и неповторимого прошлого. С этим связаны и неоднократные попытки «возродить» его.
Переход к современному состоянию Запада связан с обмирщением средневековой культуры («осень Средневековья») и секуляризационными процессами. Они не только характеризуют религиозную ситуацию в западной культуре, но и обнаруживают свою антропологическую значимость, а именно: изменения христианской личности, связанные с возрожденческой парадигмой и идеями Реформации и вытекающие из этого парадоксы и
Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
«Самарская лука»
В Самарской области среди туристов пользуются популярностью такие места, как берега Волги, лесные озера и склоны гор, особенно Жигулевских, заселенных краснокнижными видами растений и животных и прорезанных штольнями.
Как сообщил заместитель директора «Национального парка «Самарская Лука» Валерий Ульянов, на территории оборудуют экскурсионные маршрут «Гора Отважная» и тропу на Молодецкий Курган, велосипедные маршруты «Марафон по Жигулям» и «Сердце Жигулей» протяженностью 145 и 65 км, базу отдыха «Лесное озеро» с баней, мангальной зоной, пасекой и местом для рыбалки. Большую часть объектов соорудят до 2022 года.
Кроме того, в десятку победителей вошли проекты «Горная Хакасия» Республики Хакасия, «Романцевские горы» Тульской области и «Земля леопарда» Приморского края.
Приступить к реализации проектов собираются в следующем году. Но уже сейчас финалисты конкурса получают гранты от Ростуризма и финансирование в рамках нацпроекта «Экология» от Минприроды.
«Лагуна Буссэ»
В Сахалинской области большую привлекательность для туристов представляет заброшенный маяк Анива высотой в 9 этажей, мыс Птичий с природной аркой и голубые озера на месте кратеров.
— Проект туристско-рекреационного кластера включает в себя около 10 точек показа, входящих в популярные туристические маршруты, которые уже сейчас являются объектами притяжения местных жителей и бизнеса. Это символ региона — маяк Анива, а также мыс Птичий с его скалистыми арками, бирюзовые озера и другие уникальные природные достопримечательности. Кроме того, туристско-рекреационный кластер входит в зону Свободного порта Владивосток со льготными условиями для потенциальных инвесторов. Победа в конкурсе открывает огромный потенциал для развития экологического туризма в Сахалинской области. Появилась возможность получить федеральное софинансирование, организовать совместную работу с крупнейшими отечественными и зарубежными игроками бизнеса в части развития новых объектов коммерческой туристической инфраструктуры. Это позволит создать лучшие условия для проведения досуга островитян, привлечения туристов и формирования качественного турпродукта нового уровня. В рамках проекта обустроят грунтовые дороги к популярным местам показа в Корсаковском районе, создать места для глэмпингов на территории озера Буссе, построить резорт-комплекс на озере Тунайча с аквазоной, спортивной площадкой и парком, банный комплекс, гостевые дома для рыбаков и охотников, организовать бизнес по прокату каяков и сап-бордов, возвести базы отдыха с мини-рестораном на озере Большое Вавайское и центр морского экспедиционного туризма в селе Новиково. Реализация проекта начнется в 2021 году с проектирования объектов, — сообщил руководитель Агентства по туризму Сахалинской области Валерий Дубровский.
Заповедники для всех. Как в России развивают экотуризм
В России начали создавать и развивать туристскую инфраструктуру в 10 заповедниках, парках и заказниках. Они стали финалистами Всероссийского конкурса по созданию туристско-рекреационных кластеров и развитию экотуризма, который завершился в этом октябре. Проекты победителей получат финансовую поддержку от инвесторов и будут реализованы в ближайшие годы.
— Благодаря конкурсу нам удалось привлечь внимание ко многим проблемным вопросам, связанным с туризмом, экологией, культурой отдыха, экономикой регионов, образованием и необходимостью систематизации данных по развитию туристических мест. В рамках каждого проекта будут созданы авторские маршруты и объекты, связанные с локальными особенностями, мифологией и историей места. Например, кластер «Паустовский» в Рязанской области интегрирует природные территории, представленные в творчестве Константина Паустовского. Здесь сделают музей-чайную «Телеграмма», философские тропы и водные маршруты. В рамках кластера «Большая Валдайская Тропа» оборудуют площадки для наблюдения за дикими животными и птицами и тематические пешеходные тропы Бианки, Рериха и Миклухо-Маклая. В кластере «Смоленское поозерье» организуют веломаршруты вокруг ледниковых озер, фито- и кардиомаршруты по верховым болотам поозерья, центр травничества и туры с наблюдением за дикими животными. Рассчитываем, что создаваемые туристско-рекреационные кластеры станут точками притяжения туристов, которые хотят увидеть красоты родной страны и насладиться ими. А вырученные деньги пойдут на развитие территорий и сохранение биоразнообразия, — сообщила заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова.
Все 10 пилотных проектов по экологическому туризму не только получат поддержку федеральных органов власти, но и будут включены в новый нацпроект «Туризм», который находится в финальной стадии согласования. Победители конкурса уже приступили к работе. Так, проект «Сердце Башкирии», охватывающий в Башкортостане одноименный нацпарк и памятник природы «Гора Торатау», получил финансирование в рамках нацпроекта «Экология» на обустройство экотроп «Таинственный Сумган», «Бейек-Тау», «Куперля» и экологических кемпингов «Антонова Скала» и «45 квартал». На этих территориях организуют гравийные дороги на труднодоступных участках, создадут смотровую площадку с видом на водопад Куперля и понтон плавучий, установят информационные щиты и указатели, туристические палатки и туалеты.
«Большая Валдайская тропа»
В Новгородской области уже создается маршрут «Большая Валдайская тропа» протяженностью 59 км.
— Туристско-рекреационный кластер «Большая Валдайская Тропа» — это «точка входа» в философию экотуризма и возможность экспресс-знакомства с природным богатством России для гостей из других регионов и стран. Цель проекта — формирование абсолютно доступного, комфортного, понятного и безопасного экомаршрута, расположенного вблизи двух крупнейших мегаполисов. На территории кластера — более 200 озер. В них водятся хариус и форель — индикаторы чистой воды. В реалиях современной жизни уникальная природа национального парка «Валдайский» всего в 3 часах езды по трассе М-11 — просто подарок для каждого жителя Москвы и Санкт-Петербурга. Создание разветвлённой системы экологических троп позволит предложить туристам самый широкий выбор маршрутов, прохождение которых не требует специальной подготовки, а единый дизайн-код и система навигации, продуманные точки входа и схода с маршрутов сделают пребывание на территории удобным и безопасным. Гостям будут представлены различные объекты показа и фотолокации, такие как смотровая площадка на горе Рыжоха — самой высокой точке Новгородской области, или висячий мост через реку Полометь. А благодаря большому числу средств размещения — от кемпингов до СПА-отелей, разнообразию зон всесезонной активности и богатой событийной программе каждый путешественник сможет выбрать отдых на свой вкус, — сообщил министр инвестиционной политики Новгородской области Денис Носачев.
«Тункинская долина»
Тункинский национальный парк в Бурятии известен красивыми горными пейзажами. В горах Восточного Саяна простирается Тункинская впадина протяженностью 200 км и шириной от 20 до 40 км. С запада на восток местность прорезает река Иркут. В мраморном каньоне реки Кынгарга находится группа водопадов. Некоторые из них расположены на высоте в 7 метров.
— Над новой концепцией Тункинского нацпарка работала солидная команда из 158 человек и 17 юридических лиц. Проект действительно уникальный и заслуживает внимания. На территории парка площадью почти 12 тысяч кв. м планируется создание пеших и конных экотроп, развитие современной инфраструктуры, модернизация действующих курортов и строительство экоотелей, отвечающих последним требованиям. Инвестиции в реализацию задуманного составят порядка 8 млрд рублей, более половины из которых — частные. Пул инвесторов уже сформирован, а заявки продолжают поступать. А это значит, что реализация проекта будет способствовать стремительному развитию малого и среднего бизнеса: на территории парка создадут более 100 коммерческих объектов: экоотели, глэмпинги, кемпинги, предприятия общественного питания, визит-центры, автостоянки и экотропы, — говорит директор национального парка «Тункинский» Алдар Доржиев.
«Заповедная Камчатка: земля людей, вулканов и лососей»
Камчатка славится уникальными памятниками природы — Белыми водопадами, являющимися источником холодной минеральной воды, Камчатскими медведями, Кутхиными батами — пемзовыми скалами, напоминающими древние лодки ительменов.
— Южно-Камчатский заказник сильно недооценен с туристической точки зрения. На сравнительно компактной территории расположено много потенциально привлекательных объектов для туристического показа: и дикие животные, и вулканические ландшафты, и Курильское озеро, и геотермальные источники. Мы разработали концепцию развития Южно-Камчатского заказника с точки зрения строительства инфраструктуры в самом заповеднике и вовлечения местных жителей в туристическую деятельность. В данный момент все гости прилетают на вертолетах, смотрят Курильское озеро и медведей и улетают. Для развития туризма в заповеднике необходимо реконструировать местную взлетно-посадочную полосу и использовать малую авиацию, обустроить технологический проезд с использованием ряда паромных переправ, вовлекать местных жителей, которые традиционно занимаются рыбным промыслом, во взаимодействие с туристами. Мы нашли несколько инвесторов и партнеров, которые планируют застраивать базу отдыха в поселках, где есть бальнеологические лечебницы, горячие источники и первая в России геотермальная электростанция. Также хотим оборудовать места отдыха, восстановить общественные купальни, построить причальную стенку в поселке Озерновский на Охотском побережье, чтобы принимать экспедиционные и круизные суда, конную ферму, лагуну возле источника горячей воды и термальные теплицы, привести в порядок существующие горячие бассейны, поставить ряд очистных сооружений в поселках и установить раздельный сбор мусора. Мы планируем это реализовать до 2030 года. В первую очередь до 2025 года построить базу отдыха, реконструировать ряд дорог и мостов, провести изыскания и планировочные решения для более сложных и дорогих проектов, — рассказал заместитель директора по познавательному туризму ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Роман Корчигин.
«Камское Устье»
В Татарстане туристов может привлечь гора Лобач, на склонах которой обнаружили скелеты мамонтов и следы древних людей эпохи палеолита, и единственная в регионе доступная для туристов Юрьевская пещера со «Скалами бабуинов» и «Замком ужаса».
— Татарстан стал единственным регионом страны, который победил в конкурсе сразу с двумя проектами — кластерами «Диңгез — море Татарстана» у горы Лобач и Юрьевской пещеры и «Зеркала Татарстана» вокруг Голубых озер в Высокогорском районе. Один наш проект признали лучшим по решению конкурсной комиссии, а второй — благодаря поддержке татарстанцев в народном голосовании. В «Зеркалах Татарстана» мы хотим создать возможности для экотерапии — метода оздоровления на основе взаимодействия с природой. Для этого там появится 133 километра экотроп и новых маршрутов, центр для прогулок и созерцания вокруг Голубых озер, территория медицинской реабилитации и восстановления Крутушка, «природная резиденция» для отдыха и вдохновения Макаровка, экодеревня и экоферма с фестивалями еды и ремесел Семиозерка. На экокурорте «Дингез — море Татарстана» организуют 82 км экотроп и новых маршрутов и кемпинг-зоны. Гостей будут ждать ретрит-туры на горе Лобач, исследования Юрьевской пещеры, самобытная культура местного населения, отдых у Камского моря, дегустация французских сыров из местного молока, экскурсии к виноградникам и рыбалка. Работа над проектированием обоих кластеров начнется в этом году, а их обустройство (в той части, обязательства за которую берет на себя республика) — весной 2021 года, — говорит помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова.
Раздел II Культурно-досуговая деятельность за рубежом -
На Западе отношение к досугу достаточно серьезное. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с возрастающей ролью досуга в обозримой перспективе. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем,как организован досуг населения.
Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопросы проведения свободного времени стали носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. вышла статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. - книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой.
Особое значение проблемам досуга уделяется во второй половине XX в.
Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к «обществу досуга»» (1962 г.), «Досуги город» (1976г.). Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж.Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.), информационное содержание которой в течение 1989 - 1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии вызвало серию научных конференций.
В 80-х гг. XX столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук», где автор отмечает, что досуг - это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения.
Досуг - явление достаточно сложное, в зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда интерес к проблемам досуга, как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.
Особенности культурной политики передовых стран Запада
Как и социальная работа, культурно-досуговая деятельность на Западе организуется на трех уровнях: государственном (в масштабе страны), региональном (на уровне штата, провинции) и муниципальном (город, село, община и т.п.). Это выражается и в характере управления этой сферой, и в характере ее финансирования.
В большинстве стран Запада в настоящее время происходит децентрализация управления сферой культуры. Значительную часть своих управленческих функций государство передает на места.
Определенное представление о тенденциях развития европейкой культурной политики дают данные исследования, проведенного ,1999 - 2000 гг. в девяти европейских странах, в том числе в Великобритании, Финляндии, Нидерландах, Германии, опубликованного во французском журнале «Сiгсulаг». Исходя из результатов исследования, можно говорить о следующих тенденциях развития культурной политики европейских стран:
• изменение роли государства, которое отказывается от прямого управления культурой и создание условий для наилучшего использования общественных фондов, в чьем ведении находятся вопросы культуры;
• утверждение некоммерческого сектора как истинного партнера в проведении государственной культурной политики;
• особая форма приватизации в секторе культуры;
• возрастание экономического фактора культуры,
• возрастание роли регионального и локального факторов в культурной политике,
• отход от элитарности, проявляющейся в поддержке различных форм деятельности и различных групп социальных слоев населения
При этом в исследовании подчеркивается, что названные тенденции базируются на непосредственном участии в культурной политике граждан общества. Особо отмечается также важность установления партнерских отношений между государством и, так называемым, третьим сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации).
Аналогичные данные содержатся в книге Саймона Манди «Культурнаяполитика: краткое руководство».
Приведенные материалы свидетельствуют, прежде всего, о социальной направленности культурной политики зарубежных стран, стремлении охватить культурным влиянием все без исключения слои общества.
Не менее важно и такое обстоятельство, как опора на общественность, передача ей части управленческих функций. «Задача власти в области культуры, - говорит С.Манди, - оказать поддержку, а затем отойти и сторону». Целью культурной политики зарубежных стран провозглашается оказание помощи личности в самореализации ее культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого. В этой связи учреждения культуры не рассматриваются, как единственные участники культурной жизни, подчеркивается необходимость учета творческой деятельности отдельных личностей и всего населения.
Поскольку отрасль культуры и кулътурно-досуговой деятельности достаточно четко разделяется на три основных сектора (государственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий), можно говорить о трех направлениях и трех уровнях управления и финансирования этой отрасли.
Государственно-бюджетный сектор является в большинстве государств основным. Средства на культуру закладываются в ежегодные бюджеты государств, регионов и муниципалитетов и распределяются на соответствующих уровнях. На общенациональном уровне распределением средств ведают, как правило, министерства культуры, существующие под различными названиями в большинстве передовых стран мира (кроме США). На региональном уровне - соответствующие органы управления. Основные средства на культуру и культурно-досуговую деятельность расходуются на местном (муниципальном) уровне. Поскольку бюджетных средств бывает недостаточно, учреждения культуры имеют право предоставлять населению платные услуги (поиск нужной литературы, ксерокопирование и т.п.).
Общественно-добровольный сектортакже действует на трех уровнях в - зависимости от наличия собственных средств и решаемых социокультурных задач. Тенденцией последнего времени становится передача части государственных функций управления общественным организациям. Это означает, что государство часть средств распределяет не напрямую, а через общественные фонды и ассоциации. Общественно-добровольный сектор поддерживает, как правило, социально значимые проекты и инициативы в сфере культуры и досуга.
Коммерческий секторможет работать на любом из трех уровней, однако предпочтение отдается вложению средств на целевые программы, приносящие, прежде всего, коммерческую выгоду. В ряде случаев коммерческие организации занимаются и благотворительной деятельностью. Велика роль коммерческих организаций в создании индустрии досуга и развлечений, поддержке популярного искусства.
Отдельно нужно сказать об общественной и частной благотворительности в сфере культуры, о спонсорстве и меценатстве. Многие зарубежные фонды обладают весьма солидными финансовыми средствами, позволяющими им поддерживать любое ценное в социокультурном отношении начинание. Весьма солидны и личные вклады отдельных меценатов.
Центральные органы управления оставляют за собой такие функции, как координация действий местных властей; предоставление им необходимой информации (о проведении межрегиональных выставок, театральных и музыкальных фестивалей и т п.), организация международного сотрудничества
Таким образом, основная часть работы по организации досугово-рекреационной деятельности населения перекладывается на местные органы власти или, другими словами, на местные советы по культуре. Задача этих советов заключается в создании условий для удовлетворения потребностей различных групп населения (любителей искусства, широкой публики и т.п.). При этом местные органы власти распоряжаются всеми необходимыми средствами для развития культурной жизни региона, города или другого населенного пункта
В зависимости от исторических предпосылок, социального устройства, проводимой политики и культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граждан.
Крупнейшей статьей расходов на культуру центральногобюджета в Австрии является «исполнительское искусство» (46,6%), в Великобритании и Испании на его долю приходится всего 1,8 -1,9%.
В финансировании сферы культуры из центральных бюджетов Италии. Нидерландов, Швейцарии и Великобритании превалируют расходы на музеи, архивы и архитектурные памятники - 39-44%, тогда как в Германии на их нужды выделяется менее 2% всех расходов. В ее бюджете доминирует статья «социально-культурные мероприятия» (76,4%), а в Великобритании на долю этой статьи приходится всего 1% расходов
В структуре расходов на культуру региональных бюджетов в Нидерландах преобладают затраты на библиотеки (42%) в Германии - на социально-культурные мероприятия (45%), в Дании - на исполнительское искусство (41%).
Важнейшей статьей расходов местных бюджетов на культуру во многих странах являются затраты на библиотеки: в Дании - 69%, в Великобритании - 62%, в Швеции - 39%, в Нидерландах - 28%
В Германии 64%, а в Швеции - около половины расходов на культуру местных бюджетов используется для финансирования социально-культурных мероприятий .
По мнению канадских ученых, можно выделить три основные модели финансирования сферы культуры и искусства в индустриально развитых государствах:
I модель Государство – вдохновитель. Оказывает косвенное влияние на культуру посредством стимулирования спонсорства и меценатства, а также за счет налоговых льгот. К такого рода государствам можно отнести США и Швейцарию
II модель Государство - патрон. Стремление изолировать сферу духовного творчества от прямого влияния политики. Создаются независимые посреднические структуры для финансирования сферы культуры (Великобритания и Ирландия).
III модель Государство – архитектор. Активное влияние через государственный аппарат на культурную политику. К этой группе государств можно отнести страны континентальной Европы (кроме ФРГ) и Северной Европы (кроме Норвегии).
Остановимся на некоторых других особенностях организации и управления культурно-досутовой деятельностью в разных странах
В ФРГ культурная политика вырабатывается в основном на уровне земель и городов. Это сложилось исторически. На федеральном уровне осуществляется только политика в сфере молодежной культуры, в области телевидения, культурных связей с зарубежными странами.
На уровне земель местными органами управления принимается бюджет культуры, основанный на значительных финансовых средствах. Кроме того, крупные города имеют собственные фонды в дополнение к тем, что выделяют ЗЕМЛИ (например, Франкфурт-на-Майне 7% общегородского бюджета направляет на развитие культуры).
Большую роль в культурной жизни Германии играют общественные и благотворительные организации и ассоциации Они располагают собственными материальными средствами и в значительной степени независимы в своей деятельности. Так, организации, объединяющие любителей театров, насчитывают более 600 тыс. человек, играя важную роль в поддержании театральной деятельности на уровне высших стандартов.
Профсоюзы ФРГ субсидируют многочисленные культурные ассоциации, проводят разнообразные мероприятия, например, театральные фестивали. Благотворительные, религиозные и другие организации финансируют строительство или функционирование общественно-культурных центров для молодежи.
В Норвегии, в отличие от Германии, децентрализация сложилась не исторически, а в результате сознательно проводимой политики середины 70-х гг. XX столетия. Центральные органы большинство прав в сфере культуры передали на местный уровень. Созданные на местах советы по культуре при соблюдении некоторых условий сами определяют использование финансовых средств
В США разработана специальная методика оценки объективных нужд городов и регионов страны в развитии социальной инфраструктуры. В соответствии с разработанным коэффициентом распределяются субсидии между городами. Увеличивается доля прямых грантов местным властям, местные власти самостоятельно определяют направления средств и грантов. Наряду с государственным финансированием существуют идругие источники поддержания культуры на местах.
Во Франции, стране централизованного управления, большую роль в пополнении средств, выделяемых на культуру на местах, играет меценатство (по закону суммы, выделенные на развитие культуры, не облагаются налогом). Средства, полученные от меценатства и от рекламы, местные власти используют самостоятельно
Прочная финансовая основа и значительная самостоятельность местных органов власти в проведении культурной политики позволяют в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения, вовлекать их в социально-культурную деятельность.
Зарубежные модели досуга
В зарубежном досуговедении используются два основных понятия «досуг» и «рекреация» Чаще эти понятия объединяются в единое: досугово-рекреационная сфера. При этом в понятие «досуг»вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели.
В реальной практике часто трудно отделить одно понятие от другого. Тем более, что развлекательное мероприятие может иметь социальную направленность. Развлекаясь, активно отдыхая, человек восстанавливает свои духовные и физические силы, что немаловажно как дли самого индивида, так и общества в целом. В то же время вряд ли было бы правильным отрицать необходимость проведения специальных мероприятий, направленных на восстановление физического и духовного здоровья человека. Это может быть и просто отдых, так называемый пассивный отдых, включая ничегонеделание. Это может быть и специальная система упражнений и мероприятий, способствующих восстановлению психического комфорта ит.п.
Процесс социализации личности происходит и в развлекательном мероприятии. Так, принимая участие в той или иной игре, том или ином аттракционе, требующих ловкости, смелости и других подобных качеств, человек ощущает себя не хуже других, одновременно приобщаясь ксонму лучших или солидаризируясь с основной массой сограждан
Говоря об организации различных форм отдыха на Западе, что было бы удобнее пользоваться таким термином, как «досугово-рекреационная деятельность» или «культур-но-досутовая деятельность» Как в первом, так и во втором случае просматривается «комплексность» решаемых задач,в том числе, и социальная направленность указанной деятельности. «Досугово-рекреационная деятельность» - восстановление физического и психического здоровья личности. В «Культурно-досуговой» - подчеркивается социально значимая цель; не только отдых, но и повышение культурного уровня.
Как уже отмечалось, большое внимание на Западе уделяется теоретической и практической сторонам проблемы досуга. Можно сказать, что на сегодняшний день выработана концепция досуга западной цивилизации, апробированы ее основные модели.
В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профессиональных или семейных обязанностей.
Но сути дела, все западные модели досуга выполняют следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции:
· физического и духовного развития личности.
В то же время досуговая модель каждой страны или группы стран имеет свои особенности Речь идет о реальном весе той или иной функции, или их соотношении.
Имеют здесь значение и географическое положение страны, исторические и культурные традиции народа, наличие материальных и финансовых возможностей. В этой связи можно говорить о наличии нескольких основных моделей досуга: американской, европейской, бывшей советской, других стран и регионов (японской, китайской и т.д.).
Так, в американскоймодели обращает на себя внимание перекос в сторону функции развлечения. В европейскоймодели более сбалансированное соотношение функций и большее внимание уделяется духовному развитию личности. Именно в европейских странах (Швейцарии,Германии и Франции) зародилось и получило развитие такое явление, как социальцо-кудьтурное аниматорство, суть которого заключается в придании педагогической направленности досуговым мероприятиям.
Несомненные достоинства были у советскоймодели досуга. Ее характеризовали такие качества, как стремление к духовному развитию личности, ярко выраженный воспитательный аспект. Недостатками советской модели можно считать недооценку рекриационно-разалекательных элементов досуга и его излишнюю идеологизацию. Досуговую модель современной России можно рассматривать как переходную. Она многое впитала в себя и от американской, и от европейской моделей, не располагая пока материальными и финансовыми возможностями для их реализации на практике. К сожалению, современная российская модель досуга по ряду позиций уступает бывшей советской. Так, фактически сведена на нет образовательно-воспитательная функции, снизилась роль творческо-развивающей функции. Сила любой национально-региональной модели досуга, прежде всего - в наличии баланса между ее функциями и вовнимании к национально-историческим особенностям страны или региона.
Наличие различий и недостатков в зарубежных моделях досуга не отменяет того позитивного, что в них есть - стремления превратить досуг в пространство для развития личности, реализации се творческих возможностей. Хотя на практике сделать это не всегда удается - коммерческий сектор диктует свои условия
Позитивным в теории и практике зарубежного досуга следует считать разработку и анализ таких понятий, как «педагогика досуга», «социально-культурная анимация», «досуговая квалификация» (выработка системы установок, умений и навыков рационального времяпровождения) и таких явлений, как досуговая квалификация, досуговая карьера (как заменитель профессиональной карьеры; речь может идти,например, о волонтерстве). Заслуживает внимания Попытка западного досутоведения дать определенную градацию досуговым явлениям, серьезный и обычный досуг (серьезный - как заменитель работы), качество свободного времени, оптимальный стиль досуга и др.
Опубликованы кадры отдыха Путина и Шойгу в Сибири
Видеокадры отдыха президента РФ Владимира Путина и главы Минобороны страны Сергея Шойгу, снятые в начале сентября, показал телеканал «Россия 24».
На видео глава государства ловит рыбу на удочку, гуляет по горам, а также сплавляется на катере по реке.
Также Путин рассказал о встрече на отдыхе с маралами, которые произвели на него впечатление из-за невероятных размеров и скорости.
«Я таких еще не видел. Хорошо, что в нас не въехали, чуть нас не сбили. И на такой скорости огромной», - поделился впечатлениями российский лидер, выразив мнение, что если бы эти животные выступали на Олимпиаде, им не было бы равных.
Путин и Шойгу остановились на ночлег в тайге, развели костер и поставили палатки.
Отметим, что глава государства довольно часто выбирает тайгу для отпуска, который длится обычно несколько дней. В этих поездках его нередко сопровождает глава оборонного ведомства.
Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также отметил, что президент всегда отдыхает в России, поскольку ставит одной из задач популяризацию мест в стране, о существовании которых большинство сограждан даже не знает.
Читайте также: