Кто совершил путешествие из твери в индию оставил заметки о путешествии хождение за три моря
Впервые отрывки из «Хождения» были опубликованы Н. М. Карамзиным в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского», а полностью сочинение опубликовал П. М. Строев в 1821 году в издании Софийской второй летописи.
«Хождение за три моря» дошло до нас в трех изводах, или редакциях. Один из них содержится в составе Софийской второй и Львовской летописей, восходящих к своду 1518 года, отражавшему, в свою очередь, более ранний летописный свод 80-х г. XV века; второй входит в сборник конца XV—начала XVI века из Музейного собрания РГБ (принадлежавший ранее Троицкому монастырю и именуемый поэтому обычно Троицким); третья редакция, входящая в состав поздней летописно-хронографической компиляции, относится уже к XVII веку. Отрывки из «Хождения» читаются также в сборнике конца XV века — РГБ, ф. 178. № 3271 (л. 35 об.).
Мы ничего не знаем об Афанасии Никитине, кроме сведений, содержащихся в «Хождении», и заметки, предшествуюшей ему в летописной редакции. Известно, что автор «Хождения» умер около 1475 года, недалеко от Смоленска, а его дневник был передан в руки дьяка великого князя Московского Василия Мамырева.
«Хождение за три моря» - первое произведение русской литературы, запечатлевшее путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели. Афанасий Никитин спустился по Волге из Твери в Астрахань, пересек Каспийское море, проехал Персию и через Индийский океан достиг Индии, где прожил три года. Обратный путь лежал снова через Индийский океан, Персию, а затем по Черному морю и Крыму. Нет оснований считать Афанасия Никитина особенно предприимчивым купцом, сознательно стремившимся в Индию; не был он и дипломатом. Товары, с которыми он отправился в путь, предназначались, очевидно, для продажи на Кавказе. Β Индию он пошел «от многия беды», после того как был ограблен в низовьях Волги. Единственным товаром, который он доставил в Индию, был купленный по дороге и проданный с большим трудом конь. Путевые записки Никитина были, в сущности, дневником, только без разбивки на даты.
«Хожение за три моря» предоставляет собой богатый этнографический и исторический материал, помогающий в совокупности с другими источниками реконструировать историю мусульманского государства Бахманидов, а также взаимоотношения с южным соседом – индуистской империей Виджаянагар. Афанасий Никитин живо и достоверно описывает природу Индии, ее политический строй, торговлю, сельское хозяйство. Он смело вводит в свое повествование автобиографические эпизоды, лирические отступления. Записки свидетельствуют о патриотизме их автора, о широте его взглядов и начитанности. Язык записок близок к разговорной и деловой московской речи; широко используются персидские, арабские, тюркские слова и выражения.
В XIX веке И.И. Срезневский предложил датировать путешествие Афанасия Никитина 1466-1472 годами, что и укоренилось в литературе. Хронология была пересмотрена в середине 1980-х годов Л.С. Семеновым, убедительно доказавшим, что гость из Твери отправился в Индию в 1468 году и находился там с 1471 по 1474 год, а на Русь вернулся в 1475 году.
Отражение в искусстве
В 1958 году в СССР на киностудии Мосфильм был снят первый советско-индийский фильм «Хождение за три моря». Режиссеры: Василий Пронин, Ходжа Ахмад Аббас.
Сын русского крестьянина, обставивший Христофора Колумба и Васко да Гама
Афанасий Никитин — один из первых европейцев, добравшихся до Индии во времена, когда еще не было самолетов, машин и даже привычных нам государств. Разбираемся, как происходило это невероятное приключение.
Из Твери в Индию через Персию
Получив благословение князя Михаила Борисовича Тверского и владыки Геннадия, захватив с собой посла Ширванского государства (находилось на территории современного Азербайджана) он отправляется в путь.
Прибыв в Астрахань, Никитин попал в немилость к местным татарам. В результате его торговый караван был разграблен, а путь вверх по Волге был закрыт. Единственным вариантом продолжения путешествия для Афанасия оказался сплав по Каспийскому морю на двух оставшихся кораблях на юг в Дербент.
Сражение Никитина с кайтагами Сражение Никитина с кайтагамиНо к Дербенту пришел только один корабль. Второй же был захвачен в плен войсками одного из кавказских государств — кайтагами. Тут-то и пригодились дипломатические связи Никитина:
«И я бил челом … послу ширваншаха Хасан-беку, с которым мы пришли — чтоб похлопотал о людях, которых кайтаки под Тарками захватили. И Хасан-бек ездил на гору к Булат-беку просить… И ширваншах посла тотчас послал к шурину своему, князю кайтаков Халил-беку…. И Халил-бек всех людей отпустил в Дербент тотчас без препятствий».
Афанасий Никитин также просил у посла Халил-бека денег для возвращения на Русь, но на этом щедрость ширваншаха закончилась. Так Никитин оказался в чужом государстве с двумя кораблями практически без денег и путей к отступлению. Вариант оставался один — двигаться дальше на юг в надежде отыскать невиданные товары, способные его озолотить.
За следующие несколько месяцев он прошел через всю территорию современного Ирана, преодолел Аравийское море и оказался в Индии, где остановился на долгие четыре года.
Кто такой Афанасий Никитин?
Афанасий Никитин родился в первой половине 15 века в Твери. Он был сыном простого крестьянина Никиты, поэтому Никитин — скорее отчество, чем фамилия. Неизвестно, как ему удалось пройти путь от сына крестьянина до успешного купца, но такой рост для того времени впечатляет и говорит о том, что это человек крайне находчивый и незаурядный.
В то время на Руси еще не было табеля о рангах, давшего через 300 лет возможность ребенку из любого сословия добиться в жизни определенных высот, а потому крестьянскому сыну стать кем-то другим было практически невозможно. Известно, что до своей поездки в Индию Никитин посещал и Царьград, и Киев — невероятный список туристических достижений для тех лет.
В 1460-х годах Афанасий захотел расширить свою торговлю на Астрахань — тогда большой порт Золотой Орды. Сейчас дорога от Твери до Астрахани у путешественника займет сутки в комфортном поезде. Тогда же для преодоления этого пути требовалось несколько недель плыть по Волге через территории, плотно населенные разбойниками и грабителями. Даже ради разового такого путешествия нужно было собирать немалую дружину. Создание постоянного маршрута требовало огромных финансовых и дипломатических ресурсов. И все это у Афанасия было.
Путь Афанасия Никитина из Твери в Индию и обратно Путь Афанасия Никитина из Твери в Индию и обратноТверской купец-Афанасий Никитин открыл Индию.
Если вам доведется побывать в Твери, то вы увидите памятник Афанасию Никитину.
Памятник Афанасию Никитину расположен напротив того места на правом берегу Волги, откуда купец Афанасий Никитин начал свой путь в Индию.
Живя в Твери многие наверное и не задумываются о жизни Великого путешественника из Твери. Афанасий Никитин открыл Индию и написал повесть о своих путешествиях- «Хождения за три моря». Путешествие было совершено в 1469-1472 годах.
Афанасий Никитин – величайший путешественников, открывший новые земли, в то время как об Индии еще не знали в Европе.
Памятник Афанасию Никитину есть в Индии, в Феодосии и Твери.
Афанасий Никитин не планировал заранее свое путешествие и оказался первым европейцем, давшим ценное описание Индии. Афанасий Никитин так и не добрался до дома, он скончался под Смоленском, в пути, осенью 1474 года.
Его рукопись в 1475 году внесли в Летописный свод 1489 года. Эти записки обнаружил Н.И. Карамзин в архиве Троицко-Сергиевского монастыря. Записки «Хождение за три моря « были опубликованы в 1817 году. Такая наша история. Ваша пенсионерка-путешественница.
Жизнь Афанасия Никитина в Индии
О политическом устройстве Индии мы знаем из работ местных авторов. Но о быте простых индийцев они писали немного, так как жанр бытописания на этих территориях был не очень распространен. Потому путевые записки Афанасия Никитина — это один из немногих исторических источников, рассказывающий о жизни средневековых индийцев. Сегодня в индийских школьных учебниках тексты Афанасия Никитина — одна из основ описания средневекового быта жителей страны.
Антипаломничество Афанасия Никитина за границу: татарский рэкет, нагие индусы и заморские верования
Восток всегда манил к себе пытливых европейцев: кто устремлялся туда ради новых торговых и политических связей, кто в поисках духовной истины и культурного обогащения. Первым европейцем, побывавшем в XV веке в Индии, оказался русский купец Афанасий Никитин. Колумнист «Реального времени», историк Булат Рахимзянов, в авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, анализирует путевые заметки более, чем 500 летней давности — «Хожение за три моря» и находит там интересные факты об астраханских татарах и жителях Индии.
Свидетельства Афанасия Никитина, который в 1468—1474 годах совершил путешествие по территориям современных Ирана (Персии), Индии и Турции (Османской империи) и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря», показывают нам нестандартный, не принятый в большинстве сохранившихся источников, взгляд на взаимоотношения разных народов, разделенных как территорией, так и верой. Этот текст позволяет расставить некоторые акценты в том числе и в вопросах взаимного восприятия Москвы и татарского мира.
Через какие моря проходило путешествие Никитина
Благодаря его дневнику, можно определить, через какие три моря проходило путешествие купца:
- Дербентское (Каспийское);
- Аравийское (Индийский океан);
- Чёрное.
Три года был он в Индии и надумал вернуться домой. В Турецком порту у него забрали все деньги, но заметки не тронули. Затем по Черному морю он попадает в Феодосию, а после - в Крым. К сожалению, вскоре он простудился и умер под Смоленском.
Блеск и нищета средневековой Индии
Индия 16 века — это множество разрозненных феодальных государств. Большая часть из них — мусульманские султанаты, однако были и государства с традиционной для этой страны религией — индуизмом. Эти государства постоянно видоизменялись, в них регулярно происходили перевороты, они практически постоянно находились в состоянии войны.
За столетие до прибытия Никитина большая часть Индии была под властью Делийского Султаната. Спустя еще сто лет власть на полуострове перешла к Монголам.
В то же время Индия для средневекового европейца — легендарная богатейшая страна. Добраться до нее не удавалось практически никому, но в массовом сознании образованных европейцев жила мечта о торговле с Индией, сулящая сказочные богатства.
Кто такой Афанасий Никитин?
Афанасий Никитин (умер в 1475 г.) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хождение за три моря». Стал первым европейцем, достигшим Индии в XV веке, более чем за 25 лет до путешествия португальского мореплавателя Васко да Гамы.
Афанасий родился в семье крестьянина Никиты («Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). В 1468—1474 годах Афанасий Никитин совершил путешествие по Персии (Иран), Индии и территории современной Турции и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Три моря — это Дербентское (Каспийское), Аравийское (Индийский океан) и Черное. В 1475 году его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырева, и текст ее был внесен в Летописный свод 1489 года, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также записки Никитина сохранились в Троицком сборнике XV века. Текст, вошедший в летопись, был подвергнут сокращению; более полный, но при этом сильнее отредактированный составителем текст имеется в Троицком сборнике.
Афанасий Никитин и Индия его глазами.
Наш смелый путешественник Афанасий Никитин был не только простым купцом, он был человеком, любящим далекие путешествия. Ещё до своего известного индийского путешествия, купец Афанасий посещал Византию, Молдавию, Литву, Крым, после чего благополучно возвращался домой с заморским товаром. Где-то в 1468 г. (точных дат неизвестно) он отправляется из родной Твери в Ширванскую землю (нынешний Азербайджан) и дальше около 6-7 лет путешествует по Азии один.
Путешествие Афанасия Никитина было достаточно не простым для тех времен. Представьте только, он пешком путешествует по Индии, Персии, Турции, африканскому берегу (Сомали), Маскату.
Купец Афанасий, в первую очередь, ищет хорошие для себя товары, но им явно движет нечто большее, это любопытство и жажда исследования. Ему интересны мир и люди вокруг, хотя он испытывает моральные трудности из-за чужих нравов и обычаев. Удивительно, что именно наш соотечественник Афанасий Никитин попал в Индию за четверть века раньше, чем каравеллы Васко де Гама, которые прибыли к индийскому берегу в конце 1490-х годов. Гораздо позже прибыли в Индию англичане и французы, которые начали в ней свою бурную деятельность.
Подпишись на наш инстаграм @BALIOPEN
Мне были интересны впечатления и заметки Афанасия Никитина относительно Индии, по которой он путешествовал пешком около 3 лет, посетив такие города, как Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и множество других. Позвольте поделиться некоторыми выдержками из книги и с вами.
После своего 2-х летнего путешествия по Персии, 9 апреля 1469 года, А. Никитин поплыл в Индию через Аравийское море. Высадился в городе Чауле, что находится южнее Бомбея (Мумбая). Отсюда и начались его почти трехлетние странствия по стране. Сначала А. Никитин оказавшись в Индии удивляется внешнему облику её жителей:
У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах. А у слуг княжеских и боярских одна фата на бедрах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют. А женщины ходят — голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт.
В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями. Если имеешь с ней тесную связь, давай два жителя, если не имеешь тесной связи, даешь один житель. Много тут жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром; а любят белых людей.
Дальше, Афанасий попадает в дождливый сезон, который не мешает ему пройти пешком через множество мелких городков Индии и дойти до Джуннара.
В Джуннаре с Афанасием произошло событие, которое он ярко описал в своих заметках. Местный правитель пришел к Афанасию и узнав, что он не их веры «не бесерменянин», отобрал жеребца с требованием перейти в веру мусульманскую. В случае согласия жеребца обещался вернуть, да ещё и тысячу золотых в придачу. В случае отказа, правитель грозился жеребца забрать навсегда, да ещё и налог в тысячу золотых взять с Афанасия.
Да Господь Бог сжалился на свой честной праздник, не оставил меня, грешного, милостью своей, не дал погибнуть в Джуннаре среди неверных. Накануне Спасова дня приехал казначей Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за меня хлопотал. И он ездил в город к Асад-хану и просил обо мне, чтобы меня в их веру не обращали, да и жеребца моего взял у хана обратно. Таково Господне чудо на Спасов день. А так, братья русские христиане, захочет кто идти в Индийскую землю — оставь веру свою на Руси, да, призвав Мухаммеда, иди в Гундустанскую землю.
Есть тут одно место — аланд, где шейх Алаеддин, святой, лежит и ярмарка. Раз в год на ту ярмарку съезжается торговать вся страна Индийская, торгуют тут десять дней; от Бидара двенадцать ковов. Приводят сюда коней — до двадцати тысяч коней — продавать, да всякий товар привозят. В Гундустанской земле эта ярмарка лучшая, всякий товар продают и покупают в дни памяти шейха Алаеддина, а по-нашему на Покров святой Богородицы. А еще есть в том Аланде птица гукук, летает ночью, кричит: «кук-кук»; а на чьем доме сядет, там человек умрет, а захочет кто ее убить, она на того огонь изо рта пускает. Мамоны ходят ночью да хватают кур, а живут они на холмах или среди скал. А обезьяны, те живут в лесу. Есть у них князь обезьяний, ходит с ратью своей. Если кто обезьян обидит, они жалуются своему князю, и он посылает на обидчика свою рать, и они, к городу придя, дома разрушают и людей убивают. А рать обезьянья, сказывают, очень велика, и язык у них свой. Детенышей родится у них много, и если который из них родится ни в мать, ни в отца, таких бросают на дорогах. Иные гундустанцы подбирают их да учат всяким ремеслам; а если продают, то ночью, чтобы они дорогу назад не могли найти, а иных учат людей забавлять.
Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе, до двадцати коней ведут, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек, да дударей десять.
А когда султан выезжает на прогулку с матерью да с женою, то за ним всадников десять тысяч следует да пеших пятьдесят тысяч, а слонов выводят двести, и все в золоченых доспехах, и перед ним — трубачей сто человек, да плясунов сто человек, да ведут триста коней верховых в золотой сбруе, да сто обезьян, да сто наложниц, гаурыки называются.
Во дворец султана ведет семь ворот, а в воротах сидят по сто стражей да по сто писцов-кафаров. Одни записывают, кто во дворец идет, другие — кто выходит. А чужестранцев во дворец не пускают. А дворец султана очень красив, по стенам резьба да золото, последний камень — и тот в резьбе да золотом расписан очень красиво. Да во дворце у султана сосуды разные.
Из Бидара Афанасий направился в священный город Парват, где собралось около ста тысяч паломников на праздник, посвященный богу Шиве.
Интересно А. Никитин пишет свои впечатления об индийской еде.
Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да кхичри с маслом, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А в пути, чтобы кашу варить, каждый носит котелок. А от бесермен отворачиваются: не посмотрел бы кто из них в котелок или на кушанье. А если посмотрит бесерменин, — ту еду не едят. Потому едят, накрывшись платком, чтобы никто не видел.
Индусы быка называют отцом, а корову — матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресенье и в понедельник едят они один раз на дню.
Афанасий размышляет в своих заметках о том где и какой товар можно купить.
А Цейлон — пристань немалая на Индийском море, и там на горе высокой лежит праотец Адам. А около горы добывают драгоценные камни: рубины, да фатисы, да агаты, да бинчаи, да хрусталь, да сумбаду. Слоны там родятся, и цену им по росту дают, а гвоздику на вес продают.
В Индии Афанасий много переживает о том, что его вера христианская недостаточно крепкая, много соблазнов вокруг и нет храмов и служителей, которые могли бы его веру укрепить.
Он задается вопросом, куда ему идти дальше?
Весь маршрут по Индии Афанасий прошел пешком. И вот решил возвращаться домой.
Интересно, смог бы сейчас кто-то путешествовать по 25 дней пешком, от города к городу? 🙂
После своего путешествия по Индии, Афанасий решает возвращаться на родную Русь. Путь его был довольно сложен, шел он по морю. Корабль попал в шторм и месяц блуждал по морским просторам, только на второй месяц плавания Афанасий «увидел горы Ефиопскыя». Волею судьбы, Афанасию пришлось побывать по пути к дому ещё и на африканском берегу.
Но не суждено было Афанасию увидеть родные земли, он скончался в дороге, недалеко от Смоленска, так и не успев дойти до родной Твери
Путешествие в Индию А. Никитина
Вот сегодня получился такой небольшой экскурс в путешествие А. Никитина, можно сказать, первого русского путешественника в далекую и загадочную Индию, где чудеса и леший бродит.
По-моему, очень интересный человек был Афанасий Никитин, любознательный и жизнелюбивый. Рада была познакомиться с ним через его рукописные заметки о путешествиях.
В общем, кого заинтересовало, скачивайте книгу и читайте 🙂
Путешествие по Персии
Через какие три моря проходило путешествие Афанасия Никитина?
Я живу в городке, расположенном на берегу реки Волги. Еще со школьных лет мне запомнилась история про купца Афанасия Никитина, который в 15 веке отправился по Волге в обычную для него торговую экспедицию, нагрузив корабль пушниной. Но в дороге на корабль напали разбойники, и ему пришлось податься в чужие страны искать счастья. Стало известно о нем благодаря его записям, которые сам автор назвал «Хождение за три моря».
Купец-путешественник, или Как тверские европейцам Индию открыли
Если бы жарким летним утром 1468 года мы стояли на берегу Волги, то, скорее всего, и внимания не обратили на два купеческих корабля, проследовавших вниз по течению, – мало ли таких кораблей бегало по главной торговой магистрали Руси? Но на одном из них плыл человек, чье путешествие стало первым русским травелогом – произведением в жанре путевых записок, которые в былые времена называли «хожениями», или «хождениями». А сам он окажется первым русским, добравшимся до загадочной страны Индии…
Книга-загадка, человек-загадка
Об Афанасии Никитине не известно практически ничего. Он не был знаменитым дарителем и жертвователем, чье имя осталось бы в церковных хрониках. Не был поставщиком царского двора и успешным негоциантом — тогда бы его увековечили в благодарственных царских грамотах. Как человек торговый, он старался держаться подальше от политики.
На самом деле он Афанасий сын Никитин, Никитин — не фамилия, а отчество. В Персии его называли «ходжа Юсуф» (ходжа — это путник, путешественник). Его записи оказались (до сих пор неизвестно, каким образом) у московского дьяка Василия Момырева, которому следует сказать спасибо за то, что он не просто сохранил рукопись, но и упомянул о ней в Летописном своде 1489 года, где отмечались все более-менее интересные тексты, оказавшиеся в распоряжении церковников.
Спустя еще три столетия эту рукопись обнаружил историк и писатель Николай Карамзин, который собирал материалы для «Истории Государства Российского». Рукопись хранилась в архивах Троице-Сергиевского монастыря, и, ознакомившись с ней, Карамзин пришел в восторг: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описаний европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара». Вслед за Карамзиным «Хождение за три моря» Афанасия Никитина стали называть «замковым камнем в своде русской литературы».
«Хождение за три моря» - книга-загадка, как остается загадкой и личность автора, самого Афанасия Никитина. Мы можем сделать предположение, что купцом он был не очень успешным, хотя и бывалым. Известно, что он по торговым делам бывал в Литве, добирался до Крыма и даже, как предполагают исследователи, посещал Византию – в записках Афанасия осталось упоминание о статуе Юстиниана, которую он видел в Константинополе.
Просто бизнес
Афанасий перед путешествием провел, как сказали бы сейчас, маркетинговое исследование. И узнал, что ширваншах Хасан-бек был большим любителем птичьей охоты, а все его знатные придворные также держали собственных птицеловов и сокольничьих. Афанасий закупил 90 ловчих кречетов, которых поместили в надежные клетки, а трюмы забили мехами, спрос на которые в дальних землях всегда оставался стабильно высоким. Важное уточнение: весь товар был взят в кредит у богатых купцов, поскольку системы банков и программ кредитования малого бизнеса в Твери еще не было. Соответственно по возвращении Афанасий Никитин должен был прежде всего рассчитаться с кредиторами, оплатить фрахт кораблей и только после этого подсчитывать барыши. Но, видимо, слухи о баснословных прибылях русских купцов в Дербенте стоили того, чтобы так рисковать.
Риск был не только коммерческий — любой купец, отправлявшийся вниз по Волге, мог лишиться не только товара, но и головы. Если в верхнем течении, на «русской Волге», купцов не обижали, то южнее, где начинались земли казанских и астраханских ханов, был аналог современного Сомали – совершенно бесконтрольная территория, буквально кишевшая пиратами. Поэтому Афанасий нанял два корабля. Первый загрузил товаром, а второй предложил московским купцам, которые тоже собирались в Дербент. Москвичи же «слили» ему инсайдерскую информацию, что их посол как раз планирует идти в Дербент. Посольский корабль сопровождает серьезная охрана, и хорошо бы пристроиться к нему. Рассчитывая на это, Афанасий сам не стал нанимать вооруженных людей.
«И пошли мы, заплакав…»
В Нижнем Новгороде оказалось, что посольский корабль князя Василия Папина уже ушел вниз по Волге. Купцам ничего не оставалось, как дожидаться корабля ширванского посла, который как раз возвращался домой. Спустя несколько дней купцы увидели, как в порт заходит высокий корабль с вензелем ширваншаха на парусе. Пристроившись в кильватер, купеческие корабли двинулись вниз по Волге. Опасные места старались проходить ночью, днем отстаивались в укромных заливах.
Им оставался всего один суточный переход до Астрахани, когда во время очередной стоянки охранники посла поймали в камышах трех перепуганных татар. Те сказали, что ниже по течению корабли караулит пиратская флотилия некоего Касим-султана, но именно сегодня он снимает засаду, потому что едет выдавать замуж дочку. Посол сделал вывод, что путь до Астрахани свободен, татарам подарили по халату и отпустили. Никому и в голову не пришло, что это были лазутчики Касим-султана, которые на самом деле заманили купцов в ловушку. Посольский корабль, отстреливаясь, ушел по реке, но русские корабли разграбили дочиста: «И пошли мы, заплакав, на двух судах в Дербент: в одном судне… русских десять человек; а в другом — шесть москвичей, да шесть тверичей».
В Дербенте купцы даже добились аудиенции у самого ширваншаха, хотели выторговать какую-то компенсацию за потерянный товар, но их прогнали прочь. После чего большинство купцов повернули домой. Афанасий не мог вернуться, в Твери его ждали кредиторы, и он пошел дальше, в Баку. Там он нанялся матросом на персидский корабль, ходивший «через море Дербентское» (Каспийское), и через несколько недель оказался на другом берегу, на территории современного Ирана — в те времена эти земли назывались Персией.
Персию Афанасий Никитин пересек пешком — от Чапакура на южном берегу Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива. На этот путь он потратил год и за это время не только выучил персидский язык, но и скопил сто рублей на покупку коня. В этом был строгий коммерческий
расчет: Афанасий собрался идти до Индии и узнал, что там не было своего коневодства. Скакунов завозили («в Индии кони не родят, родят волы да буйволы», писал он в «Хождении за три моря»). Поэтому каждого, кто приезжал в страну с конем, освобождали от налогов на год. Планы у Афанасия были простые: продать коня, вернуться домой. К тому времени он отмечал на чужбине уже третью Пасху.
Больше года Афанасий прожил в индийском городе Джунин (он называл его «Чунеря»). В городской крепости жил монгольский хан — в то время монголы владели почти всей Индией. Афанасий близко изучил и жизнь простолюдинов, и порядки в ханском дворце: «Хан ездит на людех, а слонов у него много и коней добрых много». Хан любил хороших коней и, когда увидел славного жеребца у Никитина, отобрал его и предложил сделку: Афанасий принимает ислам и получает назад жеребца, а также тысячу золотых монет в придачу. Если отказывается — не будет ему ни жеребца, ни денег. На размышления хан дал четыре дня. Три дня Афанасий, как он сам признается, плакал, на четвертый взмолился: «Боже, не дай погыбнути!». И случилось чудо: знакомый купец заступился за него перед ханом, после чего Афанасию вернули жеребца, которого он тут же продал — от греха подальше.
Тем временем в Индии началась война. Монгольский хан решил покарать непокорные местные племена, собрал армию. Перед походом устроили военный парад, армия строем прошла по улицам Джунина. «Ино с ним двенадцать вызырей великих да с ними триста слонов наряженых в булатных доспехах, да городкы кованы, да в городках по 6 человек в доспехах, да с пушками, да с пищалями. » - писал восхищенный Афанасий, впервые увидев закованного в броню слона. Но война закончилась поражением хана, в стране начались волнения, и Афанасий засобирался домой. Он нашел русских купцов, которые возвращались домой через Кафу (сегодня это крымская Феодосия), и нанялся к ним на корабль.
Таким образом, 5 ноября 1472 года («за девять ден до заговенья Филиппова») тверской купец ступил на землю европейского материка, оставив за спиной три моря — Каспийское (Дербентское), Персидское и Черное. Перезимовав в Кафе, с первым весенним солнцем русский торговый караван двинулся на север. Но чем ближе к родным землям, тем холоднее становилось. Отвыкший за годы скитаний от родимых морозов Афанасий заболел. Он умер, так и не увидев родины, совсем недалеко, на территории нынешней Смоленской области. Его «записки» купцы привезли в Тверь, но опубликовали их, как уже сказано, только через 300 лет!
Откуда взялись прохиндеи
Что нам оставил Афанасий Никитин? «Хождение за три моря» - поразительный источник самой разной информации. Тверской купец все подмечал, обо всем оставил упоминания. Тут не только торговля, но и география, и история, и быт, и религия, и нравы. Значение записок усиливается, если принять во внимание, что нормальное изучение Индии европейцами началось только в XIX веке — и когда было опубликовано «Хождение за три моря», книгу немедленно перевели на все европейские языки, а каждая экспедиция, отправляясь в Индию, использовала ее как своего рода путеводитель (тем более что Никитин везде указывал, например, точные расстояния между городами). Известно, что одна английская компания, пользуясь сведениями из книги Афанасия Никитина, нашла месторождения соли и получила лицензию на его разработку. Начало горнорудной промышленности в Индостане — и за это тоже спасибо Афанасию Никитину!
Известно и то, что записки тверитянина являются уникальным свидетельством для историков, в отличие от, мягко говоря, весьма странных записок Васко да Гамы, который украсил книгу о своем
путешествии в Индию нелепостями и небылицами (и в самой Индии, скорее всего, не был). Афанасий Никитин — единственный, кто описал налоговую систему тогдашней Индии, ее торговые особенности, войну монгольского хана с туземцами — по сути, это единственное свидетельство о закате монгольской империи в Индии.
В конце концов, должное отдала Афанасию Никитину и его малая родина. В Твери купцу-путешественнику поставили памятник. Это событие случилось 31 мая 1955 года — в то время Тверь еще называлась Калинин. На левом берегу Волги, между двумя мостами (один из которых еще строился), открыли памятник: бронзовая статуя высотой 4,06 метра, установлена на гранитном (и тоже четырехметровой высоты) пьедестале. Ростр корабля отлит из чугуна. Скульпторы – С.М. Орлов и А.П. Завьялов, архитектор – Г.А. Захаров. Сегодня трудно представить Тверь без памятника Афанасию Никитину. Сюда приезжают фотографироваться новобрачные, сюда же привозят гостей города.
И, разумеется, есть даже городская легенда. В 1955 году советское правительство стремилось наладить дружеские отношения с Индией. И когда Хрущев поехал туда, его первым делом спросили: а хранят ли в Советском Союзе память об Афанасии Никитине, первом русском, который добрался до Индии? Хрущев быстро сориентировался и сказал, что, конечно, хранят, и в ближайшее время будет установлен памятник этому замечательному человеку. Пока генсек возвращался из Индии, тут уже в авральном режиме нашли площадку и сделали памятник. Это, конечно, байка. Хрущев отправился в Индию только через полгода после открытия памятника в Калинине. Но на открытии действительно присутствовал иностранный гость — посол Индии в СССР господин Менон. И он сказал, что Афанасия Никитина в Индии очень почитают, поскольку он не просто первый русский, добравшийся до этой экзотической страны, но и вообще первый европеец, побывавший в Индии.
А напоследок скажем, что в русском языке благодаря Афанасию Никитину появилось слово «прохиндей». История его происхождения удивительна. Записки Афанасия о путешествии в Индию сами купцы переписывали и читали как увлекательный роман, в который каждый мог добавить собственных красок и фантазии. В конце концов, появились люди, рассказывавшие, что они будто бы тоже были в Индии. Их и звали «прохиндеи» - мол, рассказывает про Индию, а сам-то врет, как прохиндей!
Индия
Из Персии, из Порта Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно 4 года: от весны 1468 до начала 1472-го (по другим данным — 1474-го). Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Он немало удивлялся увиденному в неизвестных ему доселе землях, делясь этими наблюдениями:
И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. … А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.
Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами, которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно описываются богатые пиры, выезды и военные действия индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а также природа, животный и растительный мир. Многому из увиденного А. Никитин давал свою оценку:
Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.
Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался, каким образом добывал средства к существованию — об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые жеребцы. За них якобы можно выручить хорошие деньги. Он привез с собой в Индию жеребца:
И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев.
А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин — русинъ. И он молвит: «Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу — в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму»…. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.
Булат РахимзяновСправка
Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.
Странствия Афанасия
Произведение Афанасия было первым в русской литературе описанием не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Сам Никитин называл свое путешествие «грешным», и это первое в русской литературе описание антипаломничества. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: ее политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирических отступлений и автобиографических эпизодов.
Это была обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути.
Никитин с товарищами снарядили два судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия, как видно из его записей, была «рухлядь», то есть пушнина. Очевидно, что в караване плыли суда и других купцов. Следует сказать, что Афанасий Никитин был купец опытный, смелый и решительный. До этого не раз посещал дальние страны — Византию, Молдавию, Литву, Крым — и благополучно возвращался домой с заморским товаром.
Интересно, что изначально Никитин посещения Персии и Индии не планировал.
Путешествие А. Никитина можно условно разделить на четыре части:
- путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;
- первое путешествие по Персии;
- путешествие по Индии и
- обратное путешествие через Персию на Русь.
Первый этап — путешествие по Волге. Оно шло благополучно вплоть до Астрахани. Возле Астрахани экспедиция была атакована местными татарами, корабли потоплены и разграблены:
И Казань есмя проехали доброволно, не видали никого, и Орду есмя проехали, и Усланъ, и Сарай, и Берекезаны есмя проехали. И вьехали есмя в Бузанъ. Ту наехали на нас три татарины поганые и сказали нам лживые вести: «Кайсым салтан стережет гостей в Бузани, а с ним три тысящи татар». И посол ширваншин Асанбегъ дал имъ по однорятке да по полотну, чтобы провели мимо Хазтарахан. А оны, поганые татарове, по однорятке взяли, да весть дали в Хазтараханъ (Астрахань) царю. И яз свое судно покинул да полез есми на судно на послово и с товарищи своими.
Поехали есмя мимо Хазтарахан, а месяць светит, и царь нас видел, и татарове к нам кликали: «Качма, не бегайте!». А мы того не слыхали ничего, а бежали есмя парусом. По нашим грехом царь послал за нами всю свою орду. Ини нас постигли на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека, а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало на езу, и они нас взяли да того часу разграбили, а моя была мелкая рухлядь вся в меншем судне.
Астраханцы отняли у купцов весь товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».
Таким образом, Афанасий Никитин стал путешественником поневоле. Путь домой заказан. Торговать нечем. Осталось одно — пойти в разведку в чужие страны в надежде на судьбу и собственную предприимчивость. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Наслышанный о сказочных богатствах Индии, он направляет свои стопы именно туда. Через Персию. Прикинувшись странствующим дервишем, Никитин подолгу останавливается в каждом городе, и делится своими впечатлениями и наблюдениями с бумагой, описывая в дневнике быт и нравы населения и правителей тех мест, в которые заносила его судьба.
Первое путешествие Афанасия Никитина через персидские земли, от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза) продолжалось более года, от зимы 1467 года до весны 1469 года.
Путешествие по Индии
Большая часть его дневника посвящена именно Индии. Купец подробно записал удивившие его факты о жизни в этой стране:
- люди нагие, все черные, с непокрытой головой;
- дети в семье рождаются каждый год;
- правитель ходит с фатой на голове;
- едят дважды в день, только правой рукой;
- кушают так, чтобы никто не видел, покрываясь платком;
- если жена родит от чужеземца белого ребенка — это радость, да еще дарят деньги этому гостю.
Сам автор не пишет, чем он питался и на что жил. Видимо, он по мелочи торговал.
Так, однажды он узнал, что в Индии можно продать жеребца за хорошую цену. Купец привез на продажу хорошего жеребца, но чуть не поплатился жизнью за это. Местный хан обещал 1000 златых за коня, но только если купец перейдет в их веру, в противном случае — ни денег, ни головы. Еле выпутался Афанасий живым из этой истории, но веру христианскую не променял.
Читайте также: