Кто привез джоконду во францию
Власти Флоренции обратились к дирекции Лувра с просьбой предоставить им "Мону Лизу", известную также под названием "Джоконда", для временной экспозиции в галерее Уффици в 2013 году. Руководство парижского музея отреагировало резко: "Картина слишком хрупкая, она не может перемещаться". Тем не менее инициативная группа итальянцев продолжает настаивать на показе портрета у себя, повод для этого — столетие со времени его счастливой находки после двухлетнего плена. Организаторы проекта собирают в интернете 100 тыс. подписей под соответствующей петицией. Их можно понять — юбилей мог бы получиться действительно отменный. В 1911 году итальянец Винченцо Перуджа, устроившийся рабочим в Лувр, украл портрет жены флорентийского гражданина Франческо дель Джокондо, написанный во Флоренции в 1503-1504 годах, чтобы возвратить его на родину. Несмотря на то что вор попутно продавал копии с картины, которые за время ее истерических поисков сильно выросли в цене, да и попался он на попытке продать полотно директору галереи Уффици, в истории Перуджа остался настоящим итальянским патриотом. Под этим флагом он и получил за преступление, занимавшее мир два года, всего шесть месяцев тюрьмы.
Право Флоренции называться родиной "Джоконды" никто не оспаривает, но право именно этого города настаивать на перемещении портрета более чем спорно. Почему бы Неаполю не вспомнить о том, что Лиза Герардини, будущая жена торговца шелком дель Джокондо, которую написал Леонардо, была неаполитанкой? Или Франции не указать Флоренции на тот факт, что Леонардо во Флоренции не прижился и сам увез портрет "Моны Лизы" во Францию, и тот никогда в Тоскану больше не возвращался (после смерти художника картину унаследовал его ученик Салаи, несколько лет "Джоконда" пребывала в Милане в его семье, а потом была выкуплена королем Франциском I)? Никто не упоминает об этих обстоятельствах просто потому, что они не имеют никакого значения: "Джоконда" принадлежит Франции, ее место в Лувре — это исторический и юридический факт.
Коды и кости да Винчи
Путешествия "Джоконды" обычно сопровождаются толпами почитателей (в США в 1963-м)
Флоренция же факты не оспаривает, но бьет на чувства: один из активистов проекта, бывшая балерина, а сейчас советник по культуре флорентийского муниципалитета Карла Фраччи, предлагает "всем вместе поехать в Париж и упросить "Джоконду" вернуться". Балерине такой полет фантазии простителен: она лицо творческое, идущее на поводу у высоких чувств. Но вот главный инициатор визита шедевра на родину Сильвано Винчети — человек вроде бы серьезный, глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия, в который входят солидные антропологи, историки, искусствоведы и другие эксперты. Он-то что делает вид, что не понимает резонов хранителей Лувра, которые не дают "Джоконду" на вывоз никогда и никому вот уже скоро как сорок лет?
Ушлые французы на волне разгоревшегося вокруг "Джоконды" скандала быстро нашли свой ответ на этот вопрос: Винчети — знатный прожектер. Чего журналисты только ни накопали в списке достижений этого детектива в области истории искусства и бывшего телеведущего: следы мышьяка на костях философа и теолога Пико делла Мирандолы; компьютерная реконструкция лица Данте по его черепу; работа над некоторыми текстами Петрарки, доказывающая, что их автор — девушка; в прошлом году, как раз к 400-летию Караваджо, команда под его началом обнаружила останки Караваджо в городке Порто-Эрколе, которому эта новость принесла немалый туристический доход. Леонардо — особая любовь Сильвано Винчети. В его планах — изучить останки художника в замке Амбуаз, найти в одном из флорентийских монастырей кости Лизы Герардини, что не мешает ему настаивать на том, что на знаменитом портрете на самом деле не женщина, а молодой человек — тот самый Салаи.
О неких буквах L и V в правом глазу Джоконды Винчети уже сообщал, теперь он ищет на полотне другие тайные знаки и символы. Нынешний скандал особых открытий не сулит, но внимание к фигуре "детектива-искусствоведа номер один", как называют его в прессе, уже привлек. Абсурдности ситуации добавляет то, что громкий скандал уже есть, а в Лувре никакого официального запроса от Уффици, в которую как бы планировалось привезти "Джоконду", не получали.
Вообще-то с прагматической точки зрения этот скандал не стоит и выеденного яйца. То есть его не должно было быть. Скандалы с вывозом на временные выставки тех или иных шедевров возникают часто, но, если они не связаны с вопросами собственности (реституция, проблемное наследство, произведения, принадлежавшие жертвам холокоста, и тому подобные истории), они всегда имеют один и тот же вектор. Общественность и специалисты обвиняют музеи: те дали на выставку то, что вывозить нельзя.
Например, в 2006 году на тот же Лувр обрушились упреки в том, что музей послал своему партнеру — The High Museum of Art в Атланте (США) "Портрет Бальдассаре Кастильоне" кисти Рафаэля, считавшийся до этого специалистами строго невыездным. Не меньшее возмущение вызвали у французов планы Лувра и некоторых других главных французских музеев открыть "Лувр в пустыне" — выставочный зал в Абу-Даби, куда бы на время отсылались шедевры старых мастеров из парижских собраний. Серьезные обвинения звучали и в адрес российских музеев. Больше всего критике подвергался Государственный Русский музей, который в 1990-е годами катал наиболее привлекательные, но находящиеся в плохом состоянии работы русского авангарда по зарубежным экспозициям.
Подобные запреты на вывоз (а иногда и на передвижение вообще, даже внутри самого музея) есть практически в любом крупном хранилище произведений искусства. Иногда ограничения диктуются размерами. Так, французское музейное законодательство ограничивает вывоз картин, которые не проходят через переднюю дверь грузового самолета. Но чаще всего запрет на перемещения связан с состоянием вещи, ее сохранностью. В частности, категорически невыездными в музейном мире считаются "Ночной дозор" и "Блудный сын" Рембрандта, "Музыка" Матисса, тот же "Портрет Бальдассаре Кастильоне". До последнего времени российские собрания признавали невыездными почти все домонгольские иконы. Подобных предметов сотни по всему миру, и это не капризы хранителей и не строгости национальных законов по охране культурного достояния, а практика музейного дела: не рисковать, когда можно не рисковать.
Главный инициатор визита шедевра на родину Сильвано Винчети — человек вроде бы серьезный, глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия
"Джоконда" в неплохом состоянии, пока она в покое. Главный хранитель отдела живописи Лувра Венсан Помаред объясняет: "Со временем картина, написанная на доске из тополя, слегка изогнулась, и с задней стороны слева ясно видна трещина. Все мои коллеги во Франции и за рубежом это знают. Даже когда мы осматриваем ее во время ежегодного обзора, мы не переносим ее в лабораторию — мы изучаем ее в прямо в зале. Двух часов без защитного стекла и то достаточно, чтобы увидеть, что эта трещина увеличивается". Подобное описание полотна не допускает и мысли о том, чтобы его можно было куда-то везти. Даже при всех обещаемых Флоренцией мерах предосторожности.
Мало какой из шедевров мировой живописи никогда не путешествовал. Даже самые вроде бы "спокойные" объекты из-за войн ли, пожаров, волей монархов или тиранов, но покидали свои стены. "Ночной дозор" во Вторую мировую прятали от немцев по разным тайникам Голландии, чуть не утопили. "Блудный сын" тогда же совершил опаснейший переезд в Свердловск. "Джоконда", которая меняла только резиденции французских королей, но со времен Наполеона, который попытался было ее "приватизировать" — повесил в своей спальне во дворце Тюильри, но вернул-таки в Лувр,— свое уже отпутешествовала. Двух лет после кражи 1911 года, военных скитаний по потайным местам Франции да двух политических визитов (в США — в 1963-м, и в Японию с заездом в СССР — в 1974-м) ей вполне хватило. По ее душу являются вандалы всех мастей и убеждений, ее слепят вспышки туристов, ей душно и тесно. Если в нашем глобализованном мире и есть какая-то проблема с возможностью увидеть воочию "Джоконду" — это проблема приблизиться к ней в безумной луврской толпе. Но нет никакой проблемы озабоченному своей национальной гордостью флорентийцу сесть в машину, на поезд, на самолет и за несколько часов оказаться в Лувре. Это и есть музейная глобализация: когда можно — посылать выставки-эмиссары за моря и океаны, когда нельзя — делать так, чтобы любой желающий мог приехать и увидеть вожделенное на месте. И ничего страшного. Каждое обсуждение мировых экспозиций начинается с того, что один музей просит у других Леонардо-Рафаэля-Микеланджело-Тициана-Ре мбрандта и далее по списку. Потом их не дают. Сборы от этих выставок, может, и страдают, но шедевры остаются целы.
Четыре истории «Моны Лизы».
В этом году мы с мужем побывали в Париже. Основной целью нашей поездки было посещение главного музея мира – Лувра, где мы увидели шедевр великого итальянского художника Леонардо да Винчи картину «Мона Лиза» («Джоконда»).
Париж. Лувр. Париж. Лувр. Париж. Лувр. Леонардо да Винчи. "Мона Лиза" ("Джоконда") Париж. Лувр. Леонардо да Винчи. "Мона Лиза" ("Джоконда")История создания этой картины следующая. Во Флоренции в 1503 году знаменитому художнику Леонардо да Винчи поступил заказ от богатого торговца шелком Франческо дель Джокондо. Купец, который уже потерял двух жен, умерших при трудных родах, заказал портрет своей третьей молодой супруги, недавно родившей ему сына. Ее звали Лиза Джерардини. Леонардо сделал набросок во Флоренции, но так и не передал ее законному владельцу. Художник держал картину при себе, дописывая и подправляя ее до последних дней своей жизни. В 1516 году Леонардо покинул Италию и переехал во Францию, взяв с собой и картину «Мона Лиза». Незадолго до своей кончины мастер продал «Мону Лизу» королю Франции Франциску I, и этот шедевр великого Леонардо стал главным украшением Лувра.
Париж. Лувр, Леонардо да Винчи. "Мона Лиза". (фото из интернета). Париж. Лувр, Леонардо да Винчи. "Мона Лиза". (фото из интернета).В Мадриде, в одном из залов Национального музея Прадо уже несколько столетий находится еще одна «Мона Лиза», первое упоминание о которой датируется 1666 годом в описи имущества Королевского дворца. Мадридская «Мона Лиза» выглядит немного свежее и моложе «Джоконды» из Лувра. В отличие от своего французского «близнеца», она имеет ресницы и тонкие брови.
До недавнего времени фон позади этой дамы был абсолютно черен. В 2012 году хранители испанского музея решили исследовать картину. Результаты исследований были неожиданны. Под черной краской полотна им открылся великолепно сохранившийся пейзаж, схожий с ландшафтом, который открывается за спиной у «Моны Лизы» из Лувра. Причем исследования рентгеновским излучением показали, что поправки и изменения, выполненные в обеих картинах абсолютно идентичны. Специалисты пришли к выводу, что при написании «Моны Лизы» для заказчика Франческо дель Джокондо, в мастерской Леонардо с целью последующей продажи сразу же делалась копия этой картины. Такая практика в то время была широко распространена.
Искусствоведы сошлись на том, что «Мона Лиза» из музея Прадо была написана под руководством Леонардо да Винчи, его учеником Франческо Мельци.
Мадрид. Прадо. Франческо Мельци. "Мона Лиза". (фото из интернета). Мадрид. Прадо. Франческо Мельци. "Мона Лиза". (фото из интернета).Во Флоренции, в палаццо Бастоджи (Palazzo Bastogi) выставлена еще одна «Мона Лиза». Показ этой картины приурочен 500 летию со дня смерти великого Леонардо. Она привезена из Женевы, где с 1975 года хранится в сейфе одного из швейцарских банков. На этой картине Мона Лиза еще более юная и улыбчивая, чем ее «сестры» из Лувра и Прадо. Кроме этого, существенным ее отличием, является то, что на картине изображены две колонны, находящиеся слева и справа от портрета девушки.
История «Моны Лизы» из Швейцарии следующая. В 1913 году картина была обнаружена и приобретена за скромную сумму известным английским художником и коллекционером Хью Блейкером. Он жил в лондонском районе Айзелуорт, поэтому картина получила имя «Айзелуортская Мона Лиза». В 1964 году наследники Блейкера продали все его собрание картин американскому коллекционеру, миллиардеру Генри Пулитцеру. В 1966 году Пулитцер опубликовал книгу, в которой привел аргументы, и выдвинул версию, что картина «Айзелуортская Мона Лиза» - это единственный реальный портрет Лизы Джеральдины (Джоконда). Сейчас это полотно принадлежит швейцарской некоммерческой организации «Mona Lisa Foundation». 35 лет исторических и художественных исследований, а также сложнейший комплекс научных тестов позволили этой организации утверждать, что в ее руках подлинная картина Леонардо да Винчи. Эксперты фонда полагают, что в 1503 году была написана не «Джоконда» из Лувра, а «Айзелуортская Мона Лиза ». Леонардо отправил ее заказчику Франческо дель Джокондо незавершенной. Что касается «Моны Лизы» из Лувра, то она была написана художником несколько позже.
Женева. Банк Швейцарии. Леонардо да Винчи ? «Айзелуортская Мона Лиза» (фото из интернета). Женева. Банк Швейцарии. Леонардо да Винчи ? «Айзелуортская Мона Лиза» (фото из интернета).В музее Конте в Шантийи близ Парижа с 1862 года хранится карандашный рисунок, в котором Лиза Джерардини изображена обнаженной. Это произведение называется «Мона Ванна». Ученые предполагают, что эта картина могла быть эскизом к знаменитой «Моне Лизе», и великий Леонардо приложил руку к ее созданию.
В пользу этой теории приводятся несколько аргументов: абсолютно одинаковые размеры картины «Мона Ванна» с картинами «Мона Лиза», высокое качество прорисовки рук и тела, поза, прямой взгляд, а также наличие на холсте проколов, которые позволяли совмещать контуры двух полотен.
Франция. Музей Конте. Леонардо да Винчи. "Мона Ванна". (фото из интернета). Франция. Музей Конте. Леонардо да Винчи. "Мона Ванна". (фото из интернета).Если объединить все эти версии, то получается следующая «закрученная» история создания шедевра великого Леонардо.
В 1503 году Леонардо да Винчи получает заказ от Франческо дель Джокондо на портрет его жены. Чтобы согласовать с заказчиком общую композицию картины художник делает карандашный рисунок («Мона Ванна»). По всей видимости, первоначально Франческо дель Джокондо хотел иметь портрет обнаженной жены, но затем отказался от этой идеи. Поскольку время на выполнение заказа было ограничено, Леонардо нарисовал только портрет молодой женщины. Фон позади дамы и колонны по краям картины были нарисованы его учениками. Мастер уложился в срок и передал Франческо дель Джокондо прекрасный портрет его молодой жены («Айзелуортская Мона Лиза»). Пару лет спустя, Леонардо вернулся к этой теме. Теперь уже не спеша, прорабатывая и поправляя все детали, он со своими учениками написал абсолютно одинаковые две «Моны Лизы». Одна из них была продана («Мона Лиза» из Прадо). Другую картину («Мона Лиза» из Лувра) Леонардо оставил себе. Спустя 10 лет по приглашению Франциска I великий художник переехал во Францию. Король полностью обеспечил старость Леонардо да Винчи. В знак благодарности Леонардо оставил Франции три привезенные с собой картины.
Среди них был его шедевр – картина «Мона Лиза» («Джоконда»).
На этом прощаюсь.
Желаю всем приятного отдыха и ярких впечатлений от путешествий.
Ваша Раиса Захаровна.
P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;
2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи о жизни и творчестве Леонардо да Винчи:
Гений мастера
«Мона Лиза» прославилась по ряду причин. Одной из них была, конечно, личность и популярность самого художника. Леонардо да Винчи можно назвать самым узнаваемым живописцем в мире. Он был не только художником, но также ученым, изобретателем и врачом. Своими познаниями в области анатомии человека мастер во многом обязан препарированию трупов.
Благодаря возможности наиболее близко знакомиться со строением человеческого тела, да Винчи рисовал более точно, чем другие художники его времени. Хотя его «Мона Лиза» признана величайшим произведением искусства, Леонардо был в большей степени графиком, чем живописцем. Красками он написал лишь несколько картин. А его самый знаменитый рисунок – «Виртрувианский человек» , хорошо известный каждому, кто изучал анатомию, физиологию или искусство.
Но прославился Леонардо не только картинами, но и изобретениями. Среди самых известных его идей были предшественники современного вертолета и танка. Кроме «Моны Лизы», огромной известностью пользуется его фреска «Тайная вечеря» . Да Винчи писал на самых разных поверхностях, экспериментируя, изобретая.
«Иоанн Креститель» кисти да Винчи «Иоанн Креститель» кисти да Винчи«Мона Лиза»: история и тайны самой известной картины в мире
«Мона Лиза» – пожалуй, самое известное произведение искусства во всем мире. Вряд ли хоть одна картина в истории живописи подвергалась столь тщательному исследованию и анализу или была бы овеяна таким количеством легенд и загадок. Поразительная улыбка женщины столетиями служит предметом споров.
Печально известная "Мона Лиза"
Ровно 100 лет назад, 21 августа 1911 года, итальянский мастер по зеркалам Винченцо Перуджа похитил картину из Лувра, где и работал. Новость об ограблении была придана широкой огласке. Газеты пестрили заголовками, в которых упоминалось название шедевра живописи. При этом самому грабителю тоже удалось прославиться.
О пропаже узнали не сразу. Первым на недостающую картину в зале Лувра обратил внимание французский художник Луи Беру. Руководство Лувра было уволено, а сам музей закрыли на неделю. Началось расследование. Одним из подозреваемых оказался французский поэт Гийом Аполлинер, который ранее дурно высказывался о Лувре и хотел даже сжечь музей. После ложных доносов Аполлинера под стражу заключили его друга Пабло Пикассо. Однако позже оба были освобождены. Прошло два года, прежде чем полиция смогла выйти на след настоящего грабителя. К этому времени все потеряли надежду, что произведение искусства будет найдено.
Винченцо Перуджа действовал в одиночку. Зная, что по понедельникам Лувр не работает, вор спрятался в кладовой музея в воскресенье, 20 августа. Из небольшой комнатки он выбрался лишь на следующее утро. На грабителе был служебный халат, поэтому он не выделялся из массы других работников музея. Когда в зале, где находилась "Мона Лиза" никого не было, похититель схватил картину и понес ее в другое укромное место, где снял с портрета защитный футляр и рамку. Спрятав картину под плащом, Перуджа вышел из музея в тот момент, когда охранник пошел за водой.
Если картину преступления удалось полностью восстановить, то мотивы до конца неизвестны. По одной из версий, Перуджа украл шедевр из патриотических побуждений, будучи убежденным, что произведение итальянского художника должно храниться в музее Италии. Согласно другой, преступник считал, что французы "похитили" полотно, но забыл, что Леонардо сам привёз картину во Францию в качестве подарка королю Франциску I. Эксперты ставят под сомнение эту версию, поскольку если бы Перуджа пошел на преступление из-за искренних патриотических чувств, то он бы не пытался заработать на продаже картины, а безвозмездно передал бы ее итальянскому музею.
В итоге на родине "Джоконда" пробыла недолго. Причём вор раскрыл себя сам, отозвавшись на объявление в газете. Перуджа предложил купить "Джоконду" владельцу художественной галереи во Флоренции Альфредо Джери. Тот обратился к директору галереи Уффици Джованни Поджи, чтобы тот помог установить подлинность полотна. Недолго думая, Джери и Поджи сообщили полиции, что нашли "Джоконду" и ее похитителя. Вора приговорили к году и пятнадцати дням заключения, однако отсидел грабитель не более половины срока, поскольку все считали его настоящим патриотом. Поразительно, что Перуджа, которого называли грабителем века, мог выдать себя, совершив такую ошибку по неосторожности.
Также существует версия, что Перуджа был всего лишь пешкой в остроумной комбинации, которую придумал аргентинский мошенник Эдуардо де Вальфьерно. Тот якобы заказал превосходному поддельщику шесть копий "Джоконды", после чего нанял Перуджу украсть подлинник. Когда газеты разнесли по миру сенсационную новость о похищении "Джоконды", Вальфьерно продал подделки американским частным коллекционерам, заставив их поверить в то, что это подлинники. Заработав миллионы на продаже подделок, Вальфьерно даже не был заинтересован в подлиннике. Узнав о найденном в Италии подлиннике, облапошенные коллекционеры поняли, что их надули, но по очевидным причинам не стали никому рассказывать о совершенной сделке. Вальфьерно исчез с миллионами и лишь перед смертью, уже в 30-е годы, рассказал о своей воровской карьере английскому журналисту.
Обратно в Лувр "Мона Лиза" попала только в 1913 году, после того, как картина была показана в музеях Италии. Но на этом трагичная история полотна не заканчивается. Злополучным выдался для картины 1956 год. Тогда один из посетителей Лувра облил полотно кислотой. Вещество попало на нижнюю часть картины. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в "Джоконду" камень и повредил красочный слой у локтя.
Из-за участившихся случаев вандализма "Мону Лизу" защитили пуленепробиваемым стеклом. Это помогло сохранить картину от дальнейших нападений. Так, в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить на картину из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио. А в 2009 году россиянка, которой отказали во французском гражданстве, бросила в стекло чашку, купленную в музее.
Техника «Джоконды»
«Мона Лиза» написана маслом на дощечке из тополиного дерева (так что это не полотно, как считают некоторые). Возможно, такая основа для картины – одна из причин ее необычных свойств. За несколько столетий своего существования работа даже ни разу не была реставрирована – что очень неожиданно, учитывая возраст шедевра.
Большинство художников эпохи Ренессанса использовали в работе библейские сюжеты. Это отличало живопись от других направлений искусства того периода. Анатомическая достоверность – характерный признак эпохи, и «Мона Лиза» выделяется из величайших произведений искусства благодаря точности изображения деталей – рук, глаз, губ. В уголках рта и глаз женщины да Винчи использовал затенение, что придало изображению удивительную правдоподобность. При этом в выражении лица можно проследить сдерживаемое веселье и хитрость, как будто она знает какую-то тайну и радуется ей.
Да Винчи также изобразил фон, который выглядит как вид сверху на прекрасный пейзаж. Однако все элементы картины, кроме лица и рук женщины, умело затемнены. Еще одна уникальная особенность – отсутствие видимых мазков кисти. Неудивительно, что эту картину считают подлинным шедевром искусства.
"Мона Лиза": история украденного шедевра
Смелая кража шедевра Леонардо да Винчи в 1911 году в одночасье сделала Джоконду звездой.
21 августа 1911 года итальянский художник и декоратор выскользнул из шкафа в Лувре, где он прятался всю ночь, подошел к Моне Лизе, вынул ее из рамы и незаметно покинули здание. Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие. Дело в том, что Лувр был закрыт на техническое обслуживание и все подумали, что кто-то снял картину, чтобы сфотографировать или почистить.
Музеи были и остаются удивительно слепы к преступлению, даже когда речь идет о краже самой известной картины в мире. Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. Существовали гравюры, хотя собирательный портрет Леонардо да Винчи, над которым он работал в течение нескольких лет, уже давно оказалось чрезвычайно трудно скопировать в виде гравюры.
А через сутки после кражи появились и фотографии: французская полиция распечатала 6,5 тысяч экземпляров для распространения на улицах Парижа сразу же после ее исчезновения, чтобы не дать о ней забыть. Эти фотопортреты могли также быть использованы для сравнения с подделкой, которая могла появиться под видом оригинала.
Так как красочный слой Моны Лизы покрыт тонкой вуалью трещин, которые могут образовываться на поверхности такой картины от старения, их рисунок было сложно подделать. Морщины были ее безошибочным паспортом. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: "Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. ", что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч.
Картина была в Швейцарии или Аргентине. Или в холодной квартире в Бронксе, или секретной комнате в особняке JP Morgan. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в "Отель Джоконда"). Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Трещины по красочному слою были идентифицированы, и Джери сразу вызвал полицию.
Что думал Перуджиа по поводу жуткой, загадочной, высокомерной, изысканной, далекой, сатанинской (назовите ее, как пожелаете) Моны Лизы, которая была более или менее близкой ему в течение двух долгих лет?
Сначала он держал ее в шкафу, затем под плитой на кухне, и, наконец, в чемодане с двойным дном. Какое-то время он тщеславно выставлял ее открытку на каминной полке, и в письме к Джери он подписывается как Леонардо Винченцо. Но довольно скоро ему, кажется, уже трудно было на нее смотреть, невозможно жить с ней; есть данные о неоднократных попытках продать ее.
К примеру, ее красота. Мона Лиза - человек, а не живопись - была воплощением красоты для многих писателей 19-го века и певцов 20-го века. Для меня она совсем не в тех бурундучьих щеках, близко посаженных глазах и лишенном волос лице.
Улыбку сложно изобразить. Она почти всегда немеет и умирает на холсте. У Моны Лизы она загадочная лишь благодаря технике сфумато Леонардо - дымчатые, неясные, размытые очертания лишают возможности увидеть, как улыбка заканчивается в каждом уголке губ, так что она просто исчезает, буквально ничем не ограниченная.
Сфумато, конечно, не единственное, что делает ее улыбку таинственной. Есть много способствующих факторов, но в первую очередь это полное отсутствие какого-либо видимого контекста или события, которое может помочь объяснить эту своеобразную улыбку. Вазари все свел к интермедии: Леонардо нанял музыкантов и шутов, чтобы развеять натурщицу от скуки. Некоторые думают, что она вспоминает о потерянной любви.
Но если Моне Лизе дать ребенка, ее улыбка станет блаженной, и она будет выглядеть, как светская Мадонна. Поместите туда пару шутов, и она станет вежливой и даже неодобрительной. Историк искусства Эдгар Уинд (Edgar Wind) поместил ее в две разные сцены, чтобы проиллюстрировать эту точку зрения и смог показать, что та же самая улыбка может выражать горе при Распятии или хмельное удовольствие на разгульном пиру.
Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Посетитель его дома во Франции, где художник работал в свои последние годы на французского короля Франциска I, упоминает их. Вазари, великий историк искусства Возрождения, также дает описание картины: "Глаза блестели и были влажными, как будто в реальной жизни. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски, изображенные с чрезвычайной искусностью. Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи". С бровями она по-прежнему глядела бы из глубины неспешных мазков кисти Леонардо, но без абсолютной загадки.
Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Леонардо начал рисовать Мону Лизу во Флоренции около 1503 года, и взял портрет с собой, когда он уехал во Францию через 13 лет. После его смерти в 1519 году картины прошли через несколько рук, пока Франсуа не удалось купить его за сумму, эквивалентную нынешним девяти миллионам фунтов стерлингов. После падения аристократии во времена Французской революции живопись стала частью публичной коллекции Лувра. Небольшая загвоздка в патриотической защите Перруджиа во время суда над ним, состоявшей в том, что его мотивом кражи Моны Лизы были не деньги, а желание вернуть ее на родину и свершить возмездие за хищный грабеж Наполеоном произведений искусства в Италии, заключалась в том, что, прежде всего, Мона Лиза не была украдена у итальянцев.
Итальянская пресса, возможно, была тронута его заявлением, но не присяжные на суде. Перуджиа был осужден на 12 месяцев в 1914 году. В конце концов, он вернулся во Францию и открыл магазин красок в Haute-Savoie, а Мона Лиза с триумфом проехала по Италии, прежде чем она тоже вернулась во Францию.
Если вы верите, что можно не спеша посмотреть на картину, то Мона Лиза последняя в ряду тех работ на земле, с которыми это вам удастся. Вы отстоите очередь, чтобы взглянуть на нее из-за извилистого кордона секьюрити, как в аэропорту, чтобы улучить свой короткий момент и сразу же проследовать дальше.
И хотя я не могу обвинить только Перруджиа в этом стихийном бедствии, и в том, что почти никто не смотрит на колоссальную картину Веронезе "Брак в Кане" в той же галерее, такую же большую, как и безразличие к ней, кража Джоконды в прошлом веке способствовала росту известности картины во всем мире и тому, что идея женщины с таинственным прошлым все еще здесь, преследуя настоящее время: спектакль в витрине продолжается.
Загадки «Моны Лизы»
Ученые и искусствоведы объединенными усилиями бьются над разгадыванием тайн, которые хранит произведение да Винчи. Главная из них – поразительная улыбка изображенной женщины. Дело в том, что уголки рта лишь самую малость приподняты, поэтому глядя только на губы Моны Лизы, сложно утверждать, что она улыбается. А вот если оценивать портрет целиком, то кажется, что улыбка действительно есть. Более того, с разных ракурсов выражение лица меняется.
Объяснить этот феномен непросто. Кое-кто выдвигал версию, что изображенная женщина ждет ребенка и это придает ее улыбке такую загадочность. Теория не выдерживает критики: как известно, Мона Лиза как раз незадолго до этого произвела на свет второго сына.
Многие верят, что Леонардо изобразил на картине самого себя в женском обличье, но и этому нет доказательств. Другие утверждают, что да Винчи, будучи нетрадиционной ориентации, тайно написал портрет своего возлюбленного.
Есть и еще одно объяснение загадочной улыбки, которое, кстати, не сразу бросается в глаза. Дело в том, что у изображенной женщины полностью отсутствуют брови; ресницы тоже не прорисованы. Одни объясняют это веянием моды: многие дамы того времени не только удаляли брови, но и сбривали часть волос на голове, чтобы визуально увеличить высоту лба. Однако французский искусствовед Паскаль Котт , изучивший картину, утверждает, что брови изначально были, просто со временем краски или выцвели, или же были счищены.
Ученый и врач индийского происхождения Мандип Мехра привел свое объяснение отсутствию бровей. Изучив отдельные черты, такие как цвет лица, линии шеи, очертания пальцев и особенности роста волос, он пришел к неожиданному заключению. По его мнению, изображенная женщина страдала от гипотиреоза – заболевания щитовидной железы. И таинственная улыбка – лишь результат мышечной слабости.
Интересно, что улыбка Моны Лизы вызывает не только положительные впечатления. Многие находят ее отталкивающей, тревожной, неприятной и даже «бесовской». В любом случае, чем дольше зритель вглядывается в ее лицо, тем более широкий спектр ощущений у него появляется.
Еще одна загадка картины – ее оригинал . Известно, что изначально изображение выглядело несколько иначе, но позже Леонардо сам закрасил и видоизменил отдельные участки. Было обнаружено, что поменялось положение пальцев на руке и покрывала на коленях женщины. Открытия были сделаны с помощью инфракрасной и лазерной визуализации. В 2015-м было даже обнаружено, что и выражение лица модели было другим. Кто был изображен изначально, остается тайной.
Спасибо за внимание! Если понравилось - можно подписаться на канал и следить за обновлениями :)
Предыстория
Картину написал Леонардо да Винчи , знаменитый итальянский живописец, между 1504-м и 1519-м. На ней по пояс изображена молодая женщина по имени Лиза Герардини. Считается, что портрет великому мастеру заказал ее муж, Франческо дель Джокондо , поэтому изображенную даму также называют Джокондой. А «Мона Лиза» буквально означает «Госпожа Лиза». Работа да Винчи вывешена в парижском музее Лувре .
Лиза Герардини происходила из известной семьи, которая пользовалась влиянием в Тоскане и Флоренции. Она вышла замуж за Франческо дель Джокондо, преуспевающего купца, торговавшего шелком. Портрет Лизы был заказан Франческо по случаю рождения их второго сына и должен был стать украшением их жилища. Личность изображенной на картине женщины стала известна лишь в 2005-м, а до тех пор выдвигалось бесчисленное количество версий относительно того, кто на самом деле нарисован на портрете.
Акты вандализма
Не обошли картину стороной и акты надругательства. Впервые она подверглась нападениям вандалов в 1956-м, когда кто-то облил нижнюю половину работы кислотой и нанес ей сильный урон. В том же году другой вандал швырнул в нее камнем, повредив тем самым краску у локтя женщины. Позже следы надругательства были скрыты. После этого картину поместили под пуленепробиваемое стекло, чтобы предотвратить дальнейшие попытки уничтожить ее.
Техника Леонардо да Винчи раскрыта. Мона Лиза слой за слоем
Французский исследователь и консультант Центра по изучению Леонардо да Винчи в Лос-Анжелесе Жан Франк на днях объявил о том, что смог повторить уникальную технику великого мастера, благодаря которой Джоконда кажется живой.
По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы, и две воссозданные им картины Леонардо.
Этой техникой да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.
Разгадки Джоконды
Менее романтичные специалисты в области живописи утверждают, что объяснение загадочной улыбки банально - у женщины просто сбриты брови. Если брови подрисовать, то пропадет и весь ее неповторимый образ.
Кто такая Мона Лиза?
По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Моделью для картины поработала весьма известная в то время куртизанка герцогиня Катерина Сфорцо. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Герцогиня была незаконнорожденной дочерью правителя Милана - легендарного героя итальянского Возрождения герцога Сфорца и скандально прославилась своей распущенностью: с 15 лет она трижды была замужем и родила 11 детей. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Версия эта подкрепляется портретом двадцатипятилетней герцогини удивительно похожей на Мону Лизу.
Самая скандальная версия затрагивает личную жизнь мастера. Некоторые ученые утверждают, что моделью для картины послужил ученик и помощник да Винчи Джиана Джакомо, который находился рядом с ним в течение 26 лет и, возможно, был его любовником. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Похищение Джоконды
Загадки Леонардо
Да Винчи оставлял в своих творениях множество загадок и ребусов настолько сложных, что человечество вот уже пять столетий пытается их разгадать. Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, справа налево, переворачивая буквы в зеркальном отображении. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Леонардо не подписывал своих произведений, но оставлял на них опознавательные знаки - взлетающую птицу. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Возможно, мы только думаем, что находим ответы на загадки мастера, а на самом деле бесконечно от них далеки.
Биография художника
Кража
«Мона Лиза» известна не только по этой причине. В 1911-м ее выкрали из Лувра. Как ни странно, в числе главных подозреваемых был художник Пабло Пикассо. Его даже бросили в тюрьму, но позже освободили. Два года шедевр считался утерянным.
В 1913-м итальянец Винченцо Перуджа был арестован за похищение знаменитой картины. Оригинал шедевра вернулся на законное место в галерею Лувра. Перуджа в то время был одним из служащих музея и считал, что картина принадлежит Италии и должна вернуться на родину. Два года он прятал ее в своей квартире, но попался, когда пытался продать ее в галерею во Флоренции, Италия.
«Мона Лиза» да Винчи
Почему портрет не самой красивой женщины стал почти иконой?
Это портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Ее муж, торговец тканями из Флоренции, очень любил свою третью жену, а потому портрет был заказан у самого Леонардо.
Женщина сидит на лоджии. Считается, что изначально картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн.
Одна из загадок — действительно ли Лиза дель Джокондо изображена на полотне. В том, что эта женщина жила на рубеже 15−16 веков, сомнений нет. Однако некоторые исследователи полагают, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей. Как бы то ни было, в итоге получился образ идеальной женщины той эпохи.
Как тут не вспомнить расхожую одно время историю о том, что разглядели медики в портрете. Врачи всевозможных специальностей анализировали картину каждый на свой лад. И в итоге «нашли» у Джоконды столько болезней, что вообще непонятно, как эта женщина могла жить.
Кстати, есть гипотеза, что модель была не женщина, а мужчина. Это, конечно, добавляет загадочности истории Джоконды. Особенно, если сравнить картину с другой работой да Винчи — «Иоанн Креститель», на которой юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
Пейзаж за спиной Джоконды кажется мистическим, словно воплощением снов. Он не отвлекает наше внимание, не позволяет взгляду блуждать. Напротив, такой пейзаж заставляет нас полностью погрузиться в созерцание Джоконды.
Да Винчи писал портрет несколько лет. Несмотря на сполна выплаченный гонорар, семья Джокондо заказ так и не получила — художник просто отказался отдавать полотно. Почему — неизвестно. И когда да Винчи уехал из Италии во Францию, то забрал картину с собой, где и продал за очень большие деньги королю Франциску I.
Далее судьба полотна складывалась непросто. Его то восхваляли, то забывали. Но культовым оно стало в начале XX века. В 1911 году разгорелся скандал. Итальянец украл работу Леонардо из Лувра, правда, до сих пор неясна мотивация. Во время расследования под подозрением были даже Пикассо и Аполлинер.
СМИ устроили вакханалию: ежедневно и так и сяк обмусоливалось, кто же вор и когда полиция найдет шедевр. По степени сенсационности конкуренцию смог составить только «Титаник».
Черный пиар сделал свое. Картина стала почти иконой, образ Джоконды был растиражирован как загадочный и мистический. Люди с особенно тонкой душевной организацией порой не выдерживали силы новоявленного культа и сходили с ума. Как следствие, «Мону Лизу» ждали приключения — от покушения с кислотой до атаки тяжелыми предметами.
Судьба художника
Живописец, философ, музыкант, естествоиспытатель, инженер. Человек универсальный. Таким был Леонардо. Живопись была для него инструментом универсального познания мира. И именно благодаря ему живопись стали понимать как свободное искусство, а не просто ремесло.
До него фигуры на картинах были похожи скорее на статуи. Леонардо первым догадался, что на полотне нужна недосказанность — когда форма, как бы прикрытая вуалью, местами словно растворяется в тени. Этот метод называется сфумато. Ему-то Мона Лиза и обязана своей загадочностью.
Уголки губ и глаз прикрыты мягкими тенями. Это создает ощущение недосказанности, выражение улыбки и взгляд ускользают от нас. И чем дольше мы смотрим на полотно, тем сильнее нас завораживает эта загадочность.
Читайте также: