Кто первым побывал в китае
По мнению археологов, до того, как Поло посетил Китай в XIII веке, эта страна и Западный мир контактировали уже более 1,5 тыс. лет. К таким вывода ученые пришли, изучив захоронения китайского императора Цинь Шихуанди в городе Сиань.
В 1974 году в гробнице обнаружили более восьми тысяч терракотовых фигур китайских воинов, выполненных в натуральную величину. При этом известно, что до этого в Китае традиций создания подобных статуй не существовало. Обычно высота фигурок не превышала 20 сантиметров.
Ученые полагают, что найденные статуи могли быть созданы китайскими мастерами под влиянием извне. Скульпторам могли помогать греческие мастера еще в III веке до нашей эры. "Я полагаю, что греческий скульптор, возможно, был в Китае и обучал местных жителей", - заявил профессор Лукас Никель из Венского университета.
Другая группа исследователей обнаружила в Синьцзян-Уйгурском автономном районе образцы ДНК, которые также говорят о том, что переселенцы с Запада могли жить на этих территориях во времена династии Цинь.
На сегодняшний день итальянский путешественник Марко Поло (1254-1324) считается первым европейцем, посетившим Китай. Историю своего путешествия он представил в знаменитой "Книге о разнообразии мира". Достоверность фактов, изложенных в ней, неоднократно подвергалась сомнениям. По одной из версий, Поло, возможно, вообще никогда не был на Дальнем Востоке. К таким выводам ранее пришли итальянский ученые, проведшие археологические раскопки в Японии.
Не менее скептически относится к рассказам Марко Поло и британская исследовательница Фрэнсис Вуд, выпустившая в 1995 году книгу под названием "Ездил ли Марко Поло в Китай?". В ней она утверждает, что Поло, вероятно, никогда не бывал восточнее Черного моря, а его "Книга о разнообразии мира" - это не сочинение одного человека, а база данных средневековой Европы о Дальнем Востоке.
Историческая справка
Крупнейший европейский путешественник до эпохи Великих открытий Marco Polo родился в 1254г. Существуют две версии относительно места его рождения: одни ученые полагают, что он появился на свет в крупном торговом городе Венеция. Хорватские историки утверждают, что местом рождения был остров Korčula (Далматинские о-ва). Отец всемирно известного торговца – Николо и его дядя – Матфео были итальянскими купцами и на протяжении многих лет торговали с государствами Востока. Они осваивали земли от Черного моря до Волги. Средневековая торговая сказалась на будущих открытиях юного исследователя, ведь для торговли товаром приходилось путешествовать в разные континенты. Николо, после путешествия в земли современного Узбекистана и Монголии с целью заключения дипломатического союза, рассказал сыну об огромных и малоизведанных краях, населяющих планету, которые богаты полезным товаром. Эти удивительные истории с самого детства вдохновили юного писателя на величайшие подвиги.
С 1271 по 1292 гг. мореплаватель в 17-и летнем возрасте совершил свой первых поход в Китай, основой которого явилась коммерческая направленность. Жизнь иноземных купцов сложилась крайне удачно: Хан Хубилай поручал смышленому Марко вести дипломатическую работу. После, он сделал своего приспешника губернатором китайского города, где тот провел 3 года. Благодаря поручениям монгольского хана, чужеземцу Marco Polo удалось объездить всю «Поднебесную» империи и познакомиться с ее историей и культурой. Он был поражен историей Великой Китайской стены, рассказами о создании палочек для пищи, происхождением чайной традиции и китайского фарфора. В стране шелка он прожил около 16 лет.
В 1292 г. Марко возвращается обратно в Италию. В период Венецианской войны Поло попадает в плен к генузцам. В тюрьме счастливый случай сводит его с писателем романов о мире королей – Рустичаном. Путешественник решает поведать о своих приключениях в Азии, какие впечатления он получил. В 1298 г. рождается всемирно прославленная «Книга», которая стала самым первым источником знаний европейцев о государствах в Азии. В ней описана новая удивительная и экзотическая местность: Суматра, Цейлон, Мадагаскар, Малайзия и др., Индия и многие др. земли, непознанные цивилизации и несметные сокровища. Путешествия итальянского купца взбудоражили воображение его читателей. Записки подвели итог всей деятельности Marco Polo и его небывалым знаниям, полученным им за время походов. Рукопись оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов и писателей средних веков.
В 1324 г. знаменитого исследователя выкупили из тюремного заключения, он вернулся в родную Италию и сыграл свадьбу с богатой и знатной девушкой, у них родились 3 дочки. Остаток жизни Polo провел в достатке в роскошном особняке.
В 1888 г. в честь популярного исследователя была названа бабочка – Желтушка Марко Поло.
Первый европеец в Китае: история жизни Марко Поло и путешествие в Китай
Жизнь Марко Поло в Китае
Марко Поло недолго ходил в секретарях. Очень скоро хан Хубилай стал давать ему ответственные поручения в разных частях страны. Это позволило Марко побывать во многих уголках Китая, поговорить со многими людьми. Шли годы, Марко Поло стал самым надёжным из приближенных Хубилая. У хана не было от него секретов. С одной стороны, это было хорошо, ведь любознательный Марко имел доступ к любой, даже самой секретной информации. Но с другой стороны, Хубилай не отпускал венецианцев на родину, ведь им были известны все секреты Китайского государства. При дворе хана Хубилая они прожили 15 лет! И наконец, у них появилась возможность покинуть Китай.
Заключение
Какой западный путешественник первым добрался до китая ?
В мае 1513 года Жоржи Альвареш, один из португальских посланников, достиг Китая. Несмотря на то, что он высадился на берег острова Линдин в дельте Жемчужной реки, первым европейцем, высадившимся на южное материковое побережье Китая, считается Рафаэль Пестрелло, родственник знаменитого Христофора Колумба, который прибыл на португальском корабле с командой из малайцев из Малакки в Гуанчжоу в 1516 году для организации торговли. Фернан Пиреш де Андраде посетил кантон в 1517 году и открыл торговлю с Китаем, в 1557 году португальцы получили разрешение занять Макао.первый европеец,побывавший в Китае.
В воспоминаниях Марко Поло, первоначально названных «Описание мира» , а позже — «Книга о разнообразии мира» , рассказывалось о неизвестных богатейших цивилизациях, производивших товары, о которых западные торговцы лишь мечтали. Книга произвела сильнейшее впечатление на читателей. В течение 25 лет по возвращении Марко на родину рукописи этой книги распространялись на франко-итальянском, французском, латинском, и, возможно, немецком языках, а также на тосканском и венецианском диалектах. Книга Марко стала одним из знаменитейших произведений средних веков. В течение двух столетий ее переписывали от руки, а с 1477 года она не переставала печататься на многих языках. Марко Поло, судя по всему, был самым известным европейцем, когда-либо путешествовавшим по Шелковому пути в Китай.
Остальные ответы
Это было около 4000 лет назад, нашли его мумию. Никто не знает, как его звали.
Из известных Марко Поло. Из неизвестных несколько русских купцов, Какие то викинги и как несмешно группа евреев прошедших пешком всю Европу.
Смотря что понимать под европейцами?
Таримские мумии
Европа открывает Китай
Как европейцы пришли в Срединное государство
В 1515г. в гавани Тамао у берегов южнокитайской провинции Гуандун близ города Гуанчжоу (Кантон) бросил якорь корабль португальского капитана Жоржа Альвареша. Пришельцы повели себя решительно и, не утруждаясь сомнениями относительно принадлежности данной земли, водрузили здесь столб с португальским гербом, что можно было истолковать как претензии на подчинение этих земель португальской короне. Ж.Альвареш приплыл сюда из порта Малакка, который незадолго до этого, в 1511 г., был захвачен португальцами, став опорным пунктом для дальнейшего закрепления их позиций на Дальнем Востоке. Очевидно, Ж.Альвареш должен был лишь выяснить, какие земли лежат к востоку и северо-востоку от Малакки, и не имел заранее обдуманного намерения идти именно в Китай. Как можно предположить, он не искал контактов с местными властями, поэтому его визит не отмечен в китайских летописях.
Видимо, по таким же причинам не отражено в официальных документах и прибытие годом позже корабля Рафаэля Перестрелло — итальянца на португальской службе. В 1517 г. к Тамао подошла целая флотилия: 5 португальских кораблей и 4 малаккских судна под командованием Фернао д'Андраде. На этот раз португальцы намеревались вступить в официальные отношения с китайскими властями, что, естественно, было зафиксировано китайскими источниками. Китайцы назвали португальцев «фуланьцзи», что является транскрипцией слова «франки», которое употреблялось для обозначения европейцев задолго до описываемого времени. Однако ясного представления о том, откуда они взялись, у китайцев не было. В летописях отмечается, что португальцы обитают где-то близ Малакки, что они захватили этот город, изгнав местного властителя, и что только после прибытия кораблей Ф. д'Андраде о них стало известно в Китае.
Но португальцы не были первыми европейцами, приплывшими к берегам Китая. Связи между дальневосточной, китайской цивилизацией и средиземноморским миром имели к тому моменту более чем полуторатысячелетнюю историю.
В 120 г. при китайском дворе вновь появляются музыканты и циркачи-фокусники из страны Дацинь, прибывшие через Индию, Бирму и Юго-Западный Китай. Этот торговый путь также был известен в древности, но функционировал менее интенсивно, чем Шелковый, из-за труднопроходимых горных цепей. Эти люди, скорее всего, были выходцами с Ближнего Востока, являвшегося тогда частью Римской империи. Название Дацинь первоначально ассоциировалось в Китае именно с этим регионом, поскольку детального представления о составе и размерах Римской империи здесь еще не было. Эти знания пополнились, когда в 166 г. у берегов Китая появился человек, пришедший морем через Вьетнам, имя его не сохранилось. В китайских источниках он именовался первым послом из страны Дацинь. Несомненно, это был римский гражданин, который назвал своего государя Антонином, т.е. Марком Аврелием. Скорее всего, это был купец из восточных римских провинций, принятый в Китае за посла, так как в римских документах нет сведений о снаряжении посольства на Дальний Восток, а «дань», которую он, как полагалось послу, представил китайскому двору, состояла из товаров, закупленных в странах Южных морей, но не привезенных из Рима.
В 226 г., когда Китай был расколот на несколько государств, к властелину юго-восточного царства У прибыл человек из Дацинь, который также был принят как посол, хотя таковым не являлся. Государь У направил с ним в подарок римскому императору 20 карликов. Первая же римская посольская миссия посетила Китай в 284 г. Возглавляли ее некие Гаркалий и Теодор из Византии, а послана она была римским императором Пробом (276-282). Есть косвенные данные, что после раскола Римской империи на Западную и Восточную (Византию) последняя не раз, хотя и не часто, направляла свои посольства в Китай. Но более точных сведений о них нет ни в византийских, ни в китайских источниках.
В 636 г. из византийской Сирии в Китай приезжает монах-несторианец Рубэн (или Раббан), который был благосклонно встречен при императорском дворе. Вскоре в Китае образуется исповедовавшая несторианскую версию христианства община, просуществовавшая здесь до 845 г. В конце VII — IX в., во времена империи Тан, значительно расширившей свои западные пределы, связи Китая с Восточным Средиземноморьем — Византией, арабским и христианским Ближним Востоком — становятся более интенсивными. Они развиваются как по Великому шелковому пути, так и по морю — от юго-восточных берегов Китая до Персидского залива и Красного моря. Но поскольку это были в основном частноторговые контакты, они не получили подробного описания в официальных источниках. Есть только записи о посещении Китая христианским монахом (имя не сохранилось) в 980 г.
Интерес средневековой Европы к Китаю установился в связи с возникновением в Азии обширной Монгольской империи, представлявшей серьезную угрозу для европейских стран. В середине XIII в. папский престол и короли направляют в ставку Великого монгольского хана, владевшего к тому времени северной половиной Китая, ряд миссий: Плано Карпини (1246 г.), Андре Лонжюмо (1249-1251), Виллема Рубрука (1253-1255). Но все они посещали лишь ставку хана — Каракорум в Монголии — и не ходили непосредственно в Китай. Тем не менее в оставленных ими записках есть сведения и о китайцах. В самих же китайских пределах во времена господства здесь монгольских завоевателей побывали в 1269г. венецианские купцы — братья Никколо и Маттео (Маффео) Поло. В 1271-1292 гг. они вновь побывали здесь вместе с сыном Никколо — Марко Поло, ставшим знаменитым благодаря своей книге об этом путешествии. На этот раз они прибыли в Китай как официальные лица — посланцы римского папы и были приняты при дворе Великого хана, переместившемся к тому времени в Пекин (Ханбалык). Марко Поло, выполняя служебные поручения монгольского двора, имел возможность объехать множество китайских городов и весей. Все это он подробно описал в своей «Книге», обогатив европейцев подробными и довольно точными сведениями о Китае.
Вслед за Поло в 1293 г. в Китай прибыл посланец папы францисканский прелат Джованни Монтекорвино, проживший здесь до самой смерти в 1328 г. Его можно считать первым миссионером — распространителем римско-католической веры в Китае. Вместе со своими помощниками и сподвижниками — Пьетро из Лукалонго, Арнольдом из Кёльна и неким хирургом из Ломбардии — он построил христианский храм в Пекине, окрестил около 5 тыс. китайцев, в том числе и самого монгольского хана и одновременно китайского императора У-цзуна. Надо, конечно, учитывать, что при традиционном синкретизме китайцев обращение их в христианство не влекло за собой отказа от других привычных и исконных верований и обрядов. Но активная миссионерская деятельность служила сближению дальневосточной и средиземноморской культур.
В 1307 г. папа назначил Д. Монтекорвино «архиепископом всего Китая» с резиденцией в Пекине, предполагая создать семь или десять епископатов. Для этого папский престол направил в Китай группу своих представителей, но дошли сюда только трое из них. Все они последовательно занимали епископскую кафедру в единственном, помимо Пекина, епископате Цюаньчжоу (крупный портовый город того времени). Известно имя лишь одного из них — Андреа из Перуджи. Усилиями Д.Монтекорвино в Китае в начале XIV в. было основано несколько францисканских монастырей: три в Пекине и по одному в Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Есть краткое упоминание о том, что Д.Монтекорвино удавалось поддерживать связь с Италией через венецианских купцов, прибывавших в Китай через Кафу (Феодосию). Это дает возможность предположить, что земляки Марко Поло время от времени продолжали появляться в Китае.
В 20-х годах XIV в. в Китае действовал еще один миссионер-францисканец — Одорико Маттиусси из Порденоне. Он, как и Марко Поло, описал свое путешествие в Китай, а также в Тибет, где побывал, очевидно, первым из европейцев. Он ссылается на «многих людей в Венеции», которые могут подтвердить истинность его рассказов. В 30-х годах в Китае пребывал некий «франк Андрей», который в 1338г. по велению Великого хана возглавил монгольское посольство к папскому двору. В ответ папа направил в Пекин миссию из 32 человек во главе с францисканцем Джованни Мариньоли, который прожил там примерно с 1342 по 1346 г. и засвидетельствовал существование в столице великолепной епископской резиденции и множества церквей.
Впоследствии интенсивность миссионерской деятельности в Китае заметно спадает. Попытки назначить преемника Мариньоли не увенчались успехом. Последняя была предпринята в 1370 г., когда посланец папы Гильом Дюпре вместе с двадцатью спутниками пропал по пути в Пекин. Есть, правда, упоминание, что в конце XIV в. архиепископский престол там занимал францисканец Шарль, француз по национальности, который много сделал для распространения христианства в Китае. Однако он не оставил преемников, и в 1384 г. римский папа объявил об упразднении епископата в Пекине.
Главной причиной прекращения столь интенсивно развивавшихся связей европейские историки традиционно называют нежелание императоров династии Мин, утвердившейся в Китае в 1368 г., поддерживать контакты с далекими иноземцами. Однако дело здесь, конечно, не в нежелании китайских властей. Падение Юаньской империи окончательно сняло угрозу монгольского нашествия на Европу, чего так опасался папский престол и многие королевские дворы западных стран. Отсюда резкое падение заинтересованности самих европейских политических кругов в постоянных связях с Китаем. К тому же во второй половине XIV в. на Ближнем Востоке быстро усиливается турецкая держава, которая становится непосредственной угрозой европейцам. Она перекрывает наиболее освоенный, сухопутный путь из Европы на Дальний Восток. Последним из европейцев, который посетил Китай до появления здесь португальцев, был венецианский купец Никколо Конти, путешествовавший по Востоку по своей инициативе между 1419 и 1444 гг. и добравшийся до Нанкина.
За столетнюю паузу в западных странах вновь образовался информационный вакуум относительно Китая, а там, в свою очередь, потускнели представления о европейцах. Неудивительно, что Колумб и его спутники отправились искать за Атлантическим океаном прежде всего Индию, а не расположенный восточное Китай. Неудивительна и та неосведомленность, которая, как отмечалось выше, была проявлена китайцами при появлении у их берегов португальских кораблей. Китай как бы заново открывался европейцами. Вместе с тем эти «новые» европейцы имели совершенно иные цели, нежели их предшественники, посещавшие Китай. Это были не путешественники, не странствующие купцы, не христианские миссионеры. Это были предприимчивые искатели богатств Востока и конкистадоры, пытавшиеся закрепить там свои позиции.
Португальцы действительно не спешили покидать берега Китая, подыскивая место для своей торговой фактории. С этой целью Ф.д'Андраде отправил один из своих кораблей на разведку вдоль юго-восточного побережья страны. Он также сумел договориться с властями провинции Гуандун о праве торговли в Тамао и непосредственно в главном морском порту на юге Китая — Гуанчжоу (Кантоне). Уходя, Ф.д'Андраде оставил миссию во главе с Томе Пирешем, на которого была возложена задача во что бы то ни стало попасть к верховному двору. Обстоятельства благоприятствовали этому. Император в то время предпринял путешествие в свои юго-восточные пределы. Путем подкупа Т.Пиреш получил разрешение на прием к монарху. У посла были все шансы добиться цели, но португальцы помешали сами себе.
В 1518 г. к берегам Гуандуна подошли корабли Симао д'Андраде — брата упоминавшегося Фернао. Его люди повели себя здесь как хозяева, не считаясь с местными властями. Как сообщают китайские хроники, пришельцы «стали еще больше грабить торговцев и добрый люд, строить дома и возводить укрепления, намереваясь надолго поселиться здесь». Это, естественно, рассердило китайцев. Императору напомнили, что султан Малакки, выражавший ему верноподданнические чувства, был изгнан португальцами с престола, за что они должны нести ответ перед Китаем. В результате императорским указом португальцам предписывалось возвратить Малакку законному владельцу, и посольство Пиреша было отослано от двора. Судьба посла и сопровождавших его людей не известна: по одним данным, их схватили и казнили в Гуандуне, по другим — посадили в тюрьму.
Конфликт с португальцами почти совпал по времени с обострением борьбы с так называемыми японскими пиратами у берегов Китая. Все это побудило китайские власти вновь ужесточить ограничение частноторговых отношений с заморскими странами. Но местные власти, получавшие прямую выгоду от морской торговли, настаивали на смягчении запрета. К концу 20-х годов XVI в. строгости были ослаблены для всех, кроме португальцев, которые своим поведением резко отличались от всех известных в Китае иноземцев. Тем не менее среди местных властей у них были и защитники. В частности, в конце 20-х годов военный губернатор южных провинций Гуандун и Гуанси Линь Фу подал пространный доклад, где доказывал преимущества легализации торговли с португальцами. Центральный двор согласился с его доводами. Как пишут китайские хроники, «с этого времени португальцам было разрешено заходить в гавань Сяншаньао (Макао) для ведения торговли, и их люди вместе с вьетнамскими купцами беспрерывно ходили к провинции фуцзянь и обратно». В 1535 г. в городок Хаоцзин, недалеко от Макао, было переведено местное Управление торговых кораблей, которое регулировало торговлю с иноземцами. Через два года португальцам удалось получить место для «просушки товаров» в районе Макао, и, воспользовавшись этим, они возвели здесь свои склады.
После кратковременного ужесточения «морского запрета» в 1547-1549 гг. португальцы, как сообщают летописи, вновь «стали своевольничать на морях без всякого опасения, а их торговцы стали даже строить здания и возводить стены в Сяншаньао и Хаоцзине, силой утверждаться на морском берегу, наподобие особого государства». В 1554г. коммодор Лионель де Суза сумел добиться официального дозволения китайских властей на доставку португальских товаров непосредственно в Гуанчжоу при условии регулярной уплаты торговых пошлин, а также на строительство поселения в районе Макао. В 1557 г. португальцы с помощью подкупа закрепили за собой территорию Макао и в последующие годы возвели здесь город европейского образца с домами, дворцами, церквами, складами и крепостными стенами. Так возник первый колониальный анклав на китайской земле.
Однако китайское центральное правительство долгое время предпочитало не замечать этот факт (первые признания существующего положения появились в китайских документах лишь в 1614г.). Пошлины, которые по договоренности выплачивались португальцами, по-прежнему интерпретировались как «дань». До 1572 г. эта «дань» оседала в карманах местного гуандунского начальства, но затем стала отправляться в столицу. В 1588 г. был установлен ее размер — 501 лян серебром (1 лян — около 37 г). В начале 80-х годов XVI в. португальцы, опять-таки с помощью такого хорошо отработанного средства, как взятка, добились от гуан-дунских властей права на организацию «самоуправления» в Макао. В городе появился градоначальник и Сенат из шести человек. Правда, при этом существовал еще пост управляющего городом от имени китайского императора, но после 1587 г. его функции стали чисто формальными. Попытки же португальцев вступить в прямой контакт с императорским двором по-прежнему не удавались. Посольство 1552 г. вообще не дошло до берегов Китая. Просьба разрешить миссионерскую деятельность в стране, поданная китайскому двору в 1562 г., также не имела успеха. Тогда португальцы пошли на хитрость, прислав свое посольство под видом малакканско-го. Однако она также была разгадана китайцами и провалилась.
Что же касается торговли, то, закрепившись в Макао, португальцы добились желаемого. В китайских летописях лаконично сообщается: «Когда иноземцы построили здесь город, то сюда стали собираться различные заморские иноземцы, которые вели здесь широкую торговлю, и число их доходило до более чем десяти тысяч человек, а местные (китайские) чиновники все были напуганы и не осмеливались ничего сказать, получая большие прибыли от их ценных товаров».
Вслед за португальцами к берегам Китая потянулись и другие европейские державы. В 1581 г. в Гуанчжоу появился итальянец Маттео Риччи — иезуит, прибывший для возрождения здесь католической миссионерской деятельности. За ним на рубеже XVI-XVII вв. прибывают и другие христианские проповедники. Однако европейцы шли сюда отнюдь не только с крестом, но и с мечом. В 1572 г. испанцы, утвердившись на Филиппинах, пытались завязать официальные связи с Китаем как послы с о. Лусон. Они учинили на острове массовую резню китайских поселенцев — соперников Испании на Филиппинах, уничтожив 20 тыс. человек. С тех пор, как сообщают летописцы, испанцы «полностью перехватили выгоды от морской торговли из рук фуцзяньских и гуандунских купцов». В 1575г. в Китай прибыла официальная испанская посольская миссия во главе с Мартином де Рада, чтобы уладить последствия изгнания с Филиппин китайских колонистов в 1574г. Это удалось, после чего были установлены обычные для иноземцев торговые связи с Китаем.
В 1595-1596 гг. на Дальнем Востоке появились голландцы, прозванные китайцами «рыжеволосыми варварами». Они закрепились на Яве, а затем постепенно захватили о. Тайвань. Основанная в 1602 г. голландская Ост-Индская компания вступила в конкурентную борьбу с португальцами за торговые выгоды и колониальные приобретения. Позже к этой борьбе подключились и англичане. Но это уже иная страница мировой и китайской истории.
Однако новое «открытие» европейцами Китая привело не только к усилению торговых и колониальных вторжений или же миссионерской деятельности, но и к расширению знаний об этой стране среди европейцев. В 1585 г. испанец Хуан Гонзалес де Мендоса опубликовал первый в Европе сводный труд о Китае под названием «История великого и могущественного Китайского королевства». В основу его легли записи более ранних португальских путешественников, торговцев и дипломатов. Именно этот труд, вместе со знаменитой «Книгой» Марко Поло, создал образ Китая у многих поколений европейцев конца XVI — XVIII в.
Географические открытия Древнего Китая
Карта на медной пластине была обнаружена при раскопках могилы периода Сражающихся царств в конце 1970-х годов в округе Пиншань, провинция Хэбэй. Ее история насчитывает 2300 лет, и эксперты считают самой ранней картой в мире. Карта на медной пластине была обнаружена при раскопках могилы периода Сражающихся царств в конце 1970-х годов в округе Пиншань, провинция Хэбэй. Ее история насчитывает 2300 лет, и эксперты считают самой ранней картой в мире.Тут хоть ложись, хоть падай. Как такое приходит в голову - понять невозможно! Ибо все древние народы так или иначе стремились расширить пределы своей Ойкумены, узнать - а что там, за пределами известного и уже освоенного им Мира? Греки и египтяне, полинезийцы и жители Черной Земли, китайцы и жители тех континентов, что мы сейчас именуем Америками, все они так или иначе стремились уменьшить границы неведомого. Естественно, это лучше получалось у развитых цивилизаций: уровень экономического и технологического роста приводил к увеличению популяции, что требовало как минимум расширения сельскохозяйственных угодий, чтобы прокормить всю эту ораву.
Пробирались сквозь чащи, горы и болота, сплавлялись по рекам, смело отправлялись в открытое море (стараясь, конечно, сперва держаться поближе к берегам). Шли разведчиками и купцами, собирая информацию для последующих армий вторжения. И конечно составляли описания и карты. Интересно, кстати, что первоначально в рамках китайской культуры карты представляли скорее иллюстрированный «журнал» для описания объективной географии наблюдений. Только когда западные миссионеры в дни династии Мин представили более совершенные методы картографии, у Китая появилась «карта Китая» в современном смысле этого слова.
Третья Цивилизация Человечества: как появился Китай и почему Китай стал великим?
Минуя Кавказ и Каспийское море, одна из человеческих дорог потекла на Восток в обход неприступных Гималаев. В бескрайней долине двух рек родится Третья цивилизация Человечества. Она станет великой, бросит вызов всем и будет непохожа на других. Китай.
Тепло
Первые стаи людей появились здесь 2 миллиона лет назад и бродили во тьме миллионы лет. Сбегая на юг от льдов 5-го Ледникового периода и возвращаясь на север в тысячелетия ледниковой оттепели, людские стаи эволюционировали. Изобрели огонь, оружие и технологии.
8 000 лет назад Ледниковый период закончился, и стабильное тепло наполнило Восток до Байкала. На 2 тысячи лет позже Месопотамии и на тысячу лет Индии, будущий Китай встал третьим в очередь цивилизаций.
пекинские первобытные люди из китайского музея в рисунке Алексея Лукинского пекинские первобытные люди из китайского музея в рисунке Алексея ЛукинскогоРезкое потепление вызвало засухи, засухи заставили людей спуститься с гор в речные долины Китая в поисках воды и еды. 7000 лет назад люди скопились у могучей реки Хуанхэ и стали переходить к оседлому земледелию. Вырубая первобытную тайгу, люди строили деревни, копили еду и формировали власть. Так возник хребет китайской цивилизации.
Но прежде чем начать ее историю, надо понять особенности Китая.
Поднебесная
Размеры китайских земель потрясают - почти 8 миллионов квадратных километров! На Западе от всего мира они защищены непроходимыми горами - Гималаями, Тянь-Шанем и Каракорумом. Горы усилены пустыней Гоби, так что никакие интервенты не мешают китайцам самим покорить бесконечность.
Восточный Китай с рекой Хуанхэ - колыбель всех китайских цивилизаций, всех правителей и столиц. На севере за рекой Хуанхэ начинаются дикие земли.
Начало пути
В 1271 году из богатого торгового города Венеция отправились в путь купцы. Это были два брата по фамилии Поло: Николо и Матптео. Они уже два раза совершали путешествия по Азии. В этот раз они собирались добраться до Китая — страны, наиболее удалённой от Европы. С ними отправился в путь и Марко — сын Николо.
Ему-то и досталась слава великого путешественника (рис. 26). Но давайте обо всём по порядку.
Путь до Китая занял три с половиной года (рис. 27). Представьте себе, каково провести несколько лет в дороге, в походе. Причём в походе очень опасном.
Однако семейству Поло повезло — они благополучно прибыли ко двору китайского императора — хана Хубилая (рис. 28). Хан принял братьев Поло очень приветливо, а Марко даже предложил должность личного секретаря. Причина такого отношения к чужестранцам кроется в любознательности хана. Его интересовало, как живут в других странах. Вы спросите: на каком же языке Хубилай общался с европейцами? На своём родном! Дело в том, что Марко Поло за годы пути выучил несколько языков.
Первые европейцы на краю Азии
1. Что являлось целями путешествий в древности и Средневековье?
2. Кто являлся первыми путешественниками?
1. Кто такой Марко Поло.
2. Зачем европейцы искали путь в Китай.
3. О чём говорится в «Книге марко Поло».
«Книга Марко Поло» — научный отчёт или приключенческий роман?
Об этом великом путешественнике мы бы и не узнали, если бы не две случайности. Но сначала поговорим о его путешествии.
Читайте также: