Кто перевозил мертвых в египте
Миф о Хароне - это история об очень интересном персонаже, чья работа заключалась в том, чтобы переправлять мертвых в их последнее пристанище: подземный мир Аида. Харон – загадочная фигура с примечательной внешностью, существо, порожденное ночью и тьмой.
Внешне – это старик с растрепанными волосами, с косматой головой и пронзительным взглядом, облаченный в ветхое одеяние, мрачный и неприятный. Обычно управлял своей утлой лодчонкой при помощи шеста, но, при необходимости, мог поднять парус.
Чаще всего Харон перевозил души мертвых по реке Ашерон (Река Боли). Его работа была монотонной и скучной. Лишь дважды она отходила от обычной схемы, и лишь двое живых смертных отважились спуститься в мрачное царство Аида и воспользовались услугами Харона, вырвав его бесконечной рутины.
Харон родился в такие древние времена, что не осталось никаких свидетельств о его детстве. Его матерью была богиня Ночи Нюкта (или Никс), наделенная такой красотой, что даже Зевс не решался подойти к ней. Кроме того, она была дочерью Хаоса и присутствовала при создании вселенной.
Отцом Харона стал брат Нюкты, Эреб, бог тьмы и теней. Кроме того, от этой пары родились Гемера (день) и Эфир (Воздух). Согласно мифу, без участия Эреба, у Нюкты родились: Морос (Погибель), Герас (Старость), Танатос (Смерть), Гипнос (Сон), Онир (Сновидения), Эрот (Любовь), Порфирион, Эрида (Раздор), Немезида (Возмездие), Азид (Бедствие), Стикс, три Мойры (Клото, Лахесис, Атропос), Геспериды (Эгла, Гесперия, Эрика), а также Кончина, Воздержанность, Дружба, Милосердие, Разнузданность Эпифрон, Евфросина.
По одной из версий, к выполнению своей миссии Харона призвали его сестры Мойры. Они вызвали его, кипя от нетерпения, когда человек находился при смерти. Именно тогда Харон причалил к берегу и стал ждать душу умирающего. Переплыть Ашерон (по другой версии Стикс) можно было лишь заплатив монету в один обол и, предварительно, пройдя обряд погребения. Непогребенные и нищие были обречены бродить по берегу подземной реки на протяжении ста лет, после чего переправлялись с Хароном в Аид бесплатно.
И все же, двое смертных воспользовались услугами Харона и остались при этом в живых. Первым стал Геракл, который умудрился даже не заплатить Харону за работу. По одной из версий ему помогал Гермес; по другой – Геракл проявил смекалку и отобрал у Харона его посох, вынудив старика совершить путешествие в загробное царство по своим правилам. Аид был взбешен нерасторопность Харона и заковал его в цепи на целый год.
Отправляясь за возлюбленной Эвридикой в царство Аида, Орфей очаровал Харона своей музыкой. Без приглашения Аида в его царство смогла проникнуть Психея, применив ряд хитростей для обмана Харона.
Помимо Ахерона (река Печали), Харон мог свободно передвигаться по другим рекам подземного мира: Кокитос, приток Ахерона (река Плача); Лета (река Забвения); Стикс (река Неуязвимости) и Флегетон (Огненная река).
Более подробно о Хароне можно прочесть в книге «Легендыи мифы Древней Греции» Николая Куна и в путеводителе по древней Греции «ОписаниеЭллады» Павсания.
Как хоронили в Древнем Египте
Саркофаги, найденные археологами в некрополе Саккара, находились в трех могильных шахтах глубиной 12 метров. В своем интервью NBC News Мустафа Вазири сказал, что они своим видом давали понять, что принадлежали богатым, высокопоставленным чиновникам и представителям семей правителей Древнего Египта.
Все саркофаги были украшены красочными замысловатыми иероглифами. Об элитарности этого захоронения говорит то, что в одном из них покоилась мумия со скрещенными руками на груди. Их положение, по словам Вазири, символизирует королевскую власть.
В раскопанных трех шахтах археологи также обнаружили более чем 40 древних артефактов. К ним относятся позолоченные статуи и погребальные маски. Об этом журналистам рассказал Халеда Эль-Энани, министр по туризму и археологическим памятникам Египта. Он также добавил, что все эти находки будут переданы трем музеям в Каире для их демонстрации.
Античная мифология: Харон
Сын Эреба и Никты, Темноты и Ночи, перевозчик из подземного мира имел лодку, исковерканную червями. Принято считать, что души он перевозил через реку Стикс, но, по другой версии, он плавал по речке Ахерон. Чаще всего он описывался стариком весьма мрачным, одетым в рубище.
Данте Алигьери, творец «Божественной комедии», поселил Харона в первом кругу ада. Вероятно, именно здесь несла свои воды та подземная речка, которая разделяла мир живых и мертвых. Вергилий выступал проводником Данте и велел перевозчику взять в свою лодку поэта живым. Каким предстал перед ним, как выглядел Харон? Мифология римская не противоречит эллинской: старик имел устрашающий вид. Его косы были растрепаны, спутаны и седы, глаза горели свирепым огнем.
Есть еще один нюанс, который упоминает мифология: Харон перевозил души мертвых только в одну сторону и только тех людей, которые были похоронены в могилах с выполнением всех обрядов. И одним из обязательных условий было снабдить покойника монеткой, которой тот мог расплатиться с перевозчиком. Обол клали мертвому под язык, и вероятно, что без денег нельзя было попасть в древний ад.
Харон: за что приходилось платить перевозчику в мир мертвых?
Древние греки считали, что загробная жизнь не может быть счастливой. Согласно их религиозным представлениям, души умерших попадают в подземное царство бога Аида. С земной поверхности туда ведут бездонные пропасти.
Иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» ДантеВо владениях Аида нет солнечных лучей, там господствует мрак, слышны леденящие стоны. В подземном царстве протекает река Ахерон (в некоторых источниках Стикс), которая является границей мира живых и владений смерти.
«Харон перевозит души через реку Стикс», (Литовченко А. Д., 1861) «Харон перевозит души через реку Стикс», (Литовченко А. Д., 1861)Харон — перевозчик теней умерших, он переправляет их на лодке в царство мертвых.
С головой барана и рулевым веслом
Обычно изображался как человек с головой барана, стоящий на корме лодки и управляющий рулевым веслом. Он Акена зависело в какую часть подземного мира будет доставлена душа умершего – в общую область (Дуат) для простых людей или более благоприятную (Аару) для особо избранных.
Однако, хотя умерший и молился, стоя в лодке, чтобы его привезли в более благоприятное для него место в подземном мире, это уже было предопределено его поступками, молитвами и воздаянием богам при жизни. Поэтому Акен не имел самостоятельного культа, не было и культовых центров этого божества, хотя он неоднократно упоминается в «Книге мертвых».
Чем еще прославился город мертвых в Саккаре
Древние египтяне хоронили своих мертвых на кладбище в Саккаре на протяжении почти 3000 лет. Этот некрополь расположился в 20 милях (32 км) к югу от Каира, столицы современного Египта. В Саккаре находится одна из самых древних египетских пирамид. В ней покоятся останки фараона третьей династии Джосера. Эта ступенчатая царская усыпальница была построена архитектором Имхотепом около 4600 лет назад. Она проложила путь для других пирамид, включая Великую пирамиду Хеопса.
Харон и живые люди
Теперь читатель знает, как выглядел Харон (мифология). Фото, конечно, отсутствует, но многие художники изобразили на своих полотнах мрачного бога-старика из подземного мира. Как известно, перевозчик без проблем сажал в свою ладью мертвые души, беря за это плату. Если попадались души, не имеющие обола, то им приходилось ждать сто лет, чтобы попасть на тот берег бесплатно.
Однако были и живые люди, которые по своей воле или по чужой отправлялись в Аид раньше своего времени. В «Энеиде» Вергилия говорится, что пропуском для них могла служить только ветвь с золотого дерева, растущего в роще Персефоны (супруга Аида). Именно ею воспользовался Эней по подсказке Сивиллы.
Хитростью заставил перевезти себя на другой берег Орфей: звукам его золотой кифары не мог сопротивляться никто из мира живых и мертвых, ни боги, ни смертные. Геракл, совершая один из своих подвигов, также приходил в Аид. Но ему помог бог Гермес – приказал доставить к владыке мира мертвых. По другой версии, герой силой вынудил Харона перевезти его, за что перевозчик потом был наказан Плутоном.
Как выглядел мир?
Мы рассмотрим более детально, кем был и как выглядел Харон. Мифология античного мира четко указывает на то, что на самом деле существует сразу три света: подземный, надземный и подводный. Хотя подводный можно смело отнести к наземному миру. Итак, этими тремя царствами управляли три брата, равных по силе и значимости: Зевс, Посейдон и Аид у греков (Юпитер, Нептун и Плутон у римлян). Но все же главным считался Зевс Громовержец, однако он не лез в дела своих братьев.
Люди населяли мир живых – царство Зевса, но после смерти их тела предавались могиле, а душа отправлялась в обитель Аида. И первым человеком, если можно так сказать, которого душа встречала по пути в ад, был Харон. Мифология считает его одновременно и перевозчиком, и стражником, и налоговым инспектором. Наверное, потому, что он зорко следил, чтобы в его лодку не сели живые люди, души не возвращались назад, а за свою работу он брал определенную плату.
Акен - бог-лодочник
Акен стоит на корме и управляет лодкой
Акен – древнеегипетский бог, который перевозил через реку на лодке души умерших в подземное царство – «землю на Западе».
Географически происхождение бога-перевозчика Акена связано Летополисом – столицей второго нома (провинции, области) в Нижнем Египте (см. Карту Древнего Египта), в котором располагается разветленная сеть рукавов Нила - Дельта.
Перевозчик Харон. Мифология античного мира
Античная мифология – это отдельная часть литературы, которая завораживает читателя своим богатым миром и красивым языком. Помимо интереснейших сюжетов и сказаний о героях, в ней отображены основы мироздания, указано место человека в нем, а также его зависимость от воли богов. Божества же, в свою очередь, часто бывали похожими на людей с их страстями, желаниями и пороками. Особенное место занимал Харон – мифология предопределила ему место перевозчика между миром живых и мертвых.
Харон в искусстве
Харон в мифологии появился не сразу. Гомер в своих эпосах о нем не упоминал, но уже в конце 6 в. до н. э. этот персонаж появился и прочно занял свое место. Его часто изображали на вазах, его образ использовали в пьесах (Аристофан, Лукиан, Продик). Нередко и художники прибегали к этому персонажу. А гениальный художник эпохи Возрождения Микеланджело, работая над оформлением Сикстинской капеллы в Ватикане, нарисовал Харона на полотне «День страшного суда». Мрачное божество античного мира и здесь делает свою работу, только перевозит души грешников, а не всех мертвых подряд.
Акен - бог-лодочник
Акен стоит на корме и управляет лодкой
Акен – древнеегипетский бог, который перевозил через реку на лодке души умерших в подземное царство – «землю на Западе».
Географически происхождение бога-перевозчика Акена связано Летополисом – столицей второго нома (провинции, области) в Нижнем Египте (см. Карту Древнего Египта), в котором располагается разветленная сеть рукавов Нила - Дельта.
В древнеегипетском некрополе, помимо 160 саркофагов, обнаружили проклятия мумий
Недавно, в сентябре, археологи обнаружили в Саккаре, древнем городе мертвых, гробницы 160 египтян, которые были захоронены здесь более двух тысяч лет назад. Их органы были извлечены, а тела завернуты в пропитанные ароматными смолами белые хлопчатобумажные ткани. Священники помещали мумифицированные тела умерших в деревянные саркофаги, богато украшенные иероглифами.
Мумии оставались нетронутыми в этих деревянных ящиках в течение 2500 лет, пока они не были обнаружены во время экспедиции по археологии. Это была самая большая находка за последние два месяца археологических раскопок.
Ночной бог-лодочник
Сюжет, связанный с перевозкой умерших и богов через реку - традиционный для древнеегипетских религиозных представлений. В силу того, что формирование египетского пантеона богов происходило длительное время и он пополнялся божествами многих территорий и областей, в египетской мифологии можно найти несколько богов-лодочников.
В ходе определенной эволюции каждый из них приобретал свои специфические черты. Немти (Анти), например, перевозит в основном богов, а Акен на своей лодке переправляет умерших людей, вернее, их души.
Перевозка умерших через реку осуществлялась по ночам, и Акена надо было разбудить и вывести из состояния глубокого сна, в котором он пребывал тогда, когда его услугах не было необходимости.
Осирис - царь мертвых
Египтяне верили в загробную жизнь. Согласно древнему мифу, первым одержал победу над смертью Осирис, царь Египта, вернувшись к жизни после того, как его убил завистливый брат Сет. Осирис стал царем мертвых и первой египетской мумией.
Легенда повествует о том, как много лет назад Египтом правили царь Осирис со своей женой Исидой (по совместительству – своей родной сестрой). Страна процветала, и смертные были довольны. Несчастлив был лишь один Сет – умный, но злой и завистливый брат Осириса. Злобный Сет польстился на престол, принадлежащий Осирису, и на его жену Исиду.
Он задумал убить брата. Сет устроил званный пир. В разгар празднества Сет принес в зал разукрашенный ящик. Гости наперебой стали выражать восхищение великолепным изделием. Сет как бы в шутку пообещал подарить его тому, кому он окажется точно по размеру. Тогда все собравшиеся друг за другом стали влезать в ящик, но он никому не пришелся впору. Дошла очередь и до Осириса. Когда он по примеру других гостей улегся в ящик, Сет внезапно закрыл крышку. Осирис оказался в ловушке! Сет оттащил ящик к Нилу и сбросил его в реку.
Верная жена Осириса Исида провела многие годы в поисках тела мужа. Наконец до неё дошел слух, что искусно украшенный ящик выбросило на берег в дальней земле Библа (сегодня часть Ливана). Исида отправилась в Библ и обнаружила тело Осириса, ещё лежащее в дивном саркофаге.
Исида подняла ящик на борт судна и отплыла в Египет, что бы похоронить Осириса на родине. Она спрятала гроб в зарослях камыша. Однажды Сет отправился на ночную охоту в дельту Нила и там, бродя по камышам, случайно наткнулся на гроб, спрятанный Исидой. Он развязал ремни, откинул крышку и, увидев мертвого Осириса, пришел в ярость. Объятый гневом, Сет вскрыл гроб, разрубил тело брата на 14 кусков и раскидал их по всему Египту.
И вновь преданная Исида начала поиск останков мужа. Она разыскала разбросанные фрагменты его тела, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Затем Исида с помощью заклинания вернула своего мужа к жизни. Обладая знаниями тайного колдовства, Исида смогла родить от мертвого супруга сына Гора. Осирис стал владыкой царства мертвых.
Страна мертвых в представлении древних египтян
Египтяне считали, что страна мертвых находится на западе (ведь там заходило солнце), поэтому похороны происходили на западном берегу Нила. Самых влиятельных усопших туда отвозили на огромных ладьях. У входа в гробницу жрецы совершали необходимые ритуалы, включая обряд «отверзания уст». Эта церемония позволяла душе умершего соединиться с телом. Жрец дотрагивался до лица священными предметами. Приглашенные на похороны обедали в гробнице, а затем саркофаг помещали в погребальную камеру, гасили свет, гробницу закрывали, а гости расходились. Считалось, что ночью душа покинет мумию и отправится в земли Осириса.
После похорон гробницу закрывали. Строители старались тщательно замаскировать входы в неё - закладывали настоящий вход камнем, делали фальшивые. Внутренние коридоры усыпальниц перегораживали каменными блоками. Двери гробниц в Долине царей замуровывали. Но никакие меры не остановили расхитителей гробниц, опустошивших все пирамиды и большую часть скальных гробниц уже много лет назад.
Путь в землю Осириса был долгим и сложным. Продвигаясь на запад, вслед за заходящим солнцем, дух странствовал, пока не достигал волшебного лабиринта. Внутри лабиринта находились охраняемые ворота. Змеи-привратники открывали ворота лишь тому духу, который разгадал множество загадок. Ответы на эти загадки можно было найти в «Книге мертвых», иллюстрированном собрании заклинаний и молитв, которую клали в гроб каждому усопшему.
Книга "Слово устремленного к свету" или "Главы о продвижении вслед за днем" более известна под названием "Книга мертвых". Вся жизнь древнего египтянина служила подготовкой к путешествию в загробный мир. Книга мертвых", которую клали в гроб каждому усопшему, состояла из поучений и заклинаний, помогающих ему не сбиться с пути в трудном, столь не похожем на земной, ином мире.Пройдя сквозь лабиринт, дух умершего вступал в зал Двух истин. Здесь перед Осирисом духа просили произнести «отрицательную истину» - список преступлений, которые он не совершал. Наконец наступал черед бога Анубиса, взвешивавшего сердце усопшего. На одну чашу весов он клал перо Маат, богини истины, на другую – сердце.
Тот, бог-писец, изображавшийся с головой ибиса, объявлял приговор и записывал его на свитке. Те, чьи сердца оказывались легче пера истины, допускались во владения Осириса, очень похожие на земли живых людей. Если сердце было отягощено грехами, то его владельца съедало чудовище Амт – лев с головой крокодила.
Египтяне верили, что если возможна жизнь после смерти, то и умереть тоже можно дважды. Умиравшие во второй раз уже не могли надеяться на возрождение. Вторая смерть могла быть вызвана разрушением мумифицированного тела и вела к смерти духа. К счастью, в чрезвычайной ситуации дух мог обитать в статуе, портрете, написанном имени или даже памяти. Только если кто-то полностью забывался, его или её душа окончательно умирала. Иногда тех, кто в земной жизни совершил ужасные преступления, карали второй смертью. Это наказание подразумевало уничтожение всех упоминаний об умершем – изображений, статуй и надписей с именем.
Ночной бог-лодочник
Сюжет, связанный с перевозкой умерших и богов через реку - традиционный для древнеегипетских религиозных представлений. В силу того, что формирование египетского пантеона богов происходило длительное время и он пополнялся божествами многих территорий и областей, в египетской мифологии можно найти несколько богов-лодочников.
В ходе определенной эволюции каждый из них приобретал свои специфические черты. Немти (Анти), например, перевозит в основном богов, а Акен на своей лодке переправляет умерших людей, вернее, их души.
Перевозка умерших через реку осуществлялась по ночам, и Акена надо было разбудить и вывести из состояния глубокого сна, в котором он пребывал тогда, когда его услугах не было необходимости.
Могли ли живые попасть в царство мертвых
Мифы повествуют о смельчаках, оказавшихся во владениях Аида (по своей или чужой воле) раньше предначертанного срока. Среди них Орфей, опечаленный смертью жены Эвридики, возжелавший вернуть ее на землю. Он попросил Харона перевезти его вместе с душами мертвых, но непреклонный старик ответил отказом. Усыпить бдительность мрачного перевозчика Орфею удалось с помощью прекрасной игры на струнах золотой кифары.
Перевозка душ осуществлялась по строгим правилам
Отцом Харона был бог вечной тьмы Эреб, а матерью богиня ночи Никта. Неудивительно, что сын выглядел мрачно. Чаще всего перевозчика изображали стариком сурового вида, одетым в рубище. Его имя переводится как «обладающий острым взглядом». Именно это качество требовалось Харону для исполнения обязанностей. Следовало зорко следить, чтобы в царство мертвых обманным путем не проникли живые.
Не все тени покойных удостаивались перевозки. Непременным требованием было захоронение умершего в могиле с соблюдением всех погребальных обрядов. Душа непогребенного человека обрекалась на столетнее скитание по берегам рек загробного мира.
Харон, иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Харон, иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» ДантеПеревозил Харон за плату в один обол. Тех, кто не имел денег, он грубо отталкивал веслом. Монету перед захоронением клали покойнику под язык или за щеку. Этот обычай долгое время сохранялся у греков и римлян и после победы христианства над язычеством. При этом мифы не дают объяснения, зачем же были нужны деньги Харону в загробном мире.
Мумии: культ мертвых в Древнем Египте
В Египте возник наиболее известный культ мертвых, который когда-либо существовал на земле. Древние египтяне верили, что душа человека будет жить вечно, если уберечь тело от разложения. Большую часть населения хоронили без перевязки и гробов
в простых могилах на деревенских кладбищах. В горячем сухом песке тела высыхали, поэтому умерший отлично сохранялся на протяжении многих столетий. Примерно с 3400 г. до н.э. тела знатных людей стали готовить к вечной жизни с помощью мумификации. Древнеегипетские бальзамировщики достигли такого совершенства, что научились сохранять трупы на тысячелетия.
Мумификация представляла собой религиозное действие, осуществляемое под руководством жрецов. До нас не дошло никаких древнеегипетских инструкций по мумификации, и лишь немногие изображения объясняют, что происходило в палатке бальзамировщиков. Однако, изучив мумифицированные тела и свидетельства о бальзамировании, оставленные древнегреческими историками, египтологи смогли воссоздать этот процесс с относительной точностью.
Первым этапом мумификации было извлечение мягких, быстро разлагающихся внутренних органов. Сначала через нос удаляли мозг, используя металлический зонд и ложку с длинной ручкой. Иногда голову полностью промывали водой. Так как египтяне не понимали важности мозга – они считали, что человек думает сердцем, - его просто выбрасывали.
Затем кремневым ножом делали надрез в левой части живота и удаляли остальные внутренние органы. Сердце оставляли - считалось, что оно понадобится мумии в загробной жизни. Внутренности промывали пальмовым вином и хранили в отдельных сосудах, называемых канопами.
Удалив внутренние органы, египтяне покрывали тело натром и оставляли в закрытой комнате на 40 дней. Натр, или углекислый натрий – дезинфицирующее и влагопоглощающее вещество, - был главным ингредиентом в процессе мумификации. Иногда бальзамировщики нитками привязывали ногти на пальцах рук и ног, чтобы они не отпали, растворившись в соли. После всех процедур лишенное влаги тело омывали, окутывали в ткани и промасливали.
Последним этапом бальзамирования, финальной стадией подготовки тела к загробной жизни, являлось обертывание тела льняными бинтами. Каждый бальзамировщик специализировался на бинтовании какой то определенной части тела. Каждый палец бинтовался отдельно. Затем бинтами порывалась вся конечность целиком. Перед пеленанием тела его покрывали особой туникой, на лицо клали квадратный кусок ткани, поверх которой бинтами делались ровные спиральные витки. И заключительный штрих – расписная маска, передающая черты лица умершего.
С головой барана и рулевым веслом
Обычно изображался как человек с головой барана, стоящий на корме лодки и управляющий рулевым веслом. Он Акена зависело в какую часть подземного мира будет доставлена душа умершего – в общую область (Дуат) для простых людей или более благоприятную (Аару) для особо избранных.
Однако, хотя умерший и молился, стоя в лодке, чтобы его привезли в более благоприятное для него место в подземном мире, это уже было предопределено его поступками, молитвами и воздаянием богам при жизни. Поэтому Акен не имел самостоятельного культа, не было и культовых центров этого божества, хотя он неоднократно упоминается в «Книге мертвых».
Мероприятие по демонстрации находок широкой публике
В минувшие выходные состоялось открытое представление археологических находок из Саккары широкой общественности. На нем присутствовал Мустафа Вазири, генеральный директор Высшего совета по историческому наследию Древнего Египта, который и открыл это мероприятие.
Во время представления находок археологами был выбран один саркофаг, который они намеревались открыть перед публикой, чтобы продемонстрировать его содержимое. Перед этим был сделан рентгеновский снимок мумии в том положении, в котором она находилась со дня ее захоронения. Внутри саркофага оказался египтянин, умерший в возрасте 40-45 лет. Эта мумия принадлежала мужчине с идеальными зубами ростом около 5,4 фута (164 см).
Какие еще открытия были сделаны ранее в древнем некрополе
Оказалось, что новые артефакты – это всего лишь небольшая часть того, что было открыто в последнее время в Саккаре. До этого, в начале сентября, как объявил Эль-Энани, на дне шахты глубиной 36 футов (10,9 метра) были обнаружены 13 саркофагов.
У раскопанной шахты были три ответвления, поэтому министр предположил, что кроме найденных захоронений там должны быть еще и другие. Как показали результаты дальнейших поисков, он оказался прав. Спустя две недели министерство проинформировало общественность, что археологи нашли еще 14 захоронений. На своей странице в Facebook оно заявило, что эта находка является самой крупной по количеству саркофагов в одном месте после того, как в прошлом году на территории некрополя Эль-Ассасиф в Луксоре было обнаружено сразу 30 гробов.
В последующие недели археологи продолжали находить новые саркофаги. Теперь общее их количество составило 59 единиц. Несмотря на то что эти саркофаги пролежали в шахте более 2500 лет, краски большей части иероглифов сохранили свой первоначальный вид.
Что еще отличало эти захоронения, так это то, что на стенах гробниц были обнаружены надписи с древними проклятиями, предупреждавшими, что боги Египта свернут шею любому нечистому нарушителю покоя усопших, захороненных там.
Читайте также: